Несмотря на геополитическую напряженность из-за кризиса на Ближнем Востоке, выход России из ОПЕК+ может стоить маркам WTI и Brent около $5 за баррель.
Иран приготовил новую стратегию по Африке в ответ на упадок Запада
Ответный удар под вопросом: конфликт Израиля и Ирана | Изображая Иран в качестве главного виновника эскалации нынешней ситуации, заявление обходит молчанием тот факт, что Вашингтон направил в регион две ударные авианосные. |
«Началось то, чего боялся весь мир»: во что может вылиться конфликт Ирана и Израиля | В ночь с четверга на пятницу была произведена атака на иранский Исфахан, город стратегического значения. |
Час Армагеддона близок: Вступит ли Иран в конфликт после предложения США о лайт-бомбардировках Газы
Реакция Запада на иранский «удар возмездия» по Израилю — это не что иное, как парад лицемерия и двойных стандартов. "Наши санкции в отношении Ирана создали настоящий экономический кризис в стране, и экономические проблемы Ирана из-за санкций велики. Если в воронку военных действий с Израилем затянет Иран, это будет препятствовать экспорту иранской нефти. За последние два года, когда США и ЕС пытались возродить ядерную сделку с Ираном, но иранское руководство предпочло укрепить свой незападный внешнеполитический вектор.
Раиси: «От израильского режима ничего не останется, если он еще раз нападет на Иран»
Иран — основной партнер России на Ближнем Востоке и один из основных поставщиков углеводородов в мире, уже много лет находится под санкциями в конфронтации с США. Финансовые операции в долларах запрещены. Крайне высок уровень религиозности и влияния духовенства. Свобода слова и самовыражения ограничена. СМИ находятся под контролем государства, популярные соцсети в большинстве своем запрещены. Санкции против Ирана начали вводить еще в 1950-х. Иран национализировал принадлежавшую Соединенному Королевству «Англо-иранскую нефтяную компанию».
В ответ Великобритания и присоединившиеся к ней США объявили бойкот иранской нефти. Новое правительство Ирана в 1954 году подписало соглашение с Международным нефтяным консорциумом. МНК получил в свои руки права на добычу углеводородов в стране. Остальное делилось в соответствии с долями членов МНК. Срок действия соглашения истекал в конце 1979 года. В январе этого года шахский режим был свергнут Исламской революцией.
В 1979 году Иран объявили исламской республикой. Это стало поводом начать против непокорного Ирана второй виток санкций. На почти 30 лет США разорвали всяческие контакты с Ираном, запретив товарообмен, в том числе через третьи страны, а также межбанковские операции. Хоть какого-то смягчения режима противостояния удалось достичь в 2015 году, когда была заключена «ядерная сделка». Однако уже в феврале 2017 года администрация Дональда Трампа объявила о новых санкциях в отношении Ирана. Иран в ответ прекратил все собственные операции в долларах и перешел на расчеты в евро.
Что происходит, если отдельно взятая страна проводит без малого три десятка лет под санкциями? Так, парк местных иранских авиакомпаний изрядно изношен. Покупать запчасти на американские Boeing и европейские Airbus из-за санкций проблематично, изготовить самостоятельно — тоже. В результате даже сами иранцы ради собственной безопасности предпочитают летать зарубежными перевозчиками. Также на иранских дорогах практически невозможно встретить автомобили американского или британского производства. Преобладают Renault прежде всего «Logan» , Peugeot, турецкие Tofas.
Пореже встречаются японские Toyota «Lexus» и «китайцы». Помимо санкций, сильно на ситуацию влияет принятый в Иране протекционистский налоговый режим. Как тут не вспомнишь о судьбе АвтоВАЗа, который уже на две трети передан все тем же французам. Но, отсталым Иран назвать никак нельзя. Внешне страна похожа на Турцию с поправкой на более ортодоксальную форму ислама. Вопреки стереотипам, за 30 лет санкций Иран не превратился в нищенствующую страну.
Точка зрения, кстати, совпадающая с мнением некоторых иудейских ортодоксов, считающих Израиль сионистским образованием, создание которого противоречит воле Бога в отношении еврейского народа. Практически оно развивается по своей сложной траектории, в которой сторонам пока получается избежать масштабного военного столкновения. Насколько долго так будет продолжаться — сказать трудно, но очевидно, что стороны не видят всеобщую военную катастрофу в качестве приемлемого для себя сценария. Возможно, поэтому периодические обострения на израильском «фронте» видятся в самом Иране иначе, чем в России, Европе, Азии или даже США. Наше восприятие драматических событий в отношениях между государствами остается основанным на стереотипах европейской политики ХХ века и подпитывается заклинаниями, которые раздаются из США по поводу их намерений в отношении самой России. И то, и другое является, мягко говоря, не совсем адекватным для понимания природы процессов, происходящих в этом важном регионе.
А они, на самом деле, представляют собой международную политику в ее исторически нормальных проявлениях. С постоянной борьбой и конкуренцией, но без стремления обрушиться в решительную схватку, из которой выйдет только один победитель. Зачем это делать, если можно, не жертвуя собой, вести тонкую военно-дипломатическую игру? Поэтому суждения о том, что Иран, отвечая на выпад Израиля, не устроил в регионе новую «мировую войну» и поэтому якобы выступил слабо, выглядят для самих иранцев и их соседей совершенно неадекватно. Иранцы действительно совершили нечто новое — нанесли массированный удар по Израилю со своей территории. Этого Тель-Авив в отношениях с другими государствами не испытывал с начала 1970-х годов — и эффект стал весьма освежающим.
То, что практически все беспилотники и ракеты были сбиты, не имеет с точки зрения политической значимости события никакого значения. Тем более, что сделали это американцы и их союзники. Немедленно заявившие, что без их поддержки Израиль вообще не справился бы.
С одной стороны, Тегеран последовательно отстаивает свое право на обладание мирным атомом. Иран является членом Договора о нераспространении ядерного оружия ДНЯО и отрицает наличие у себя планов по производству ядерного оружия. С другой, продолжая работы по обогащению урана на фоне упорно сохраняемой непрозрачности ИЯП, Тегеран дает повод подозревать наличие в этой программе военной составляющей. Большинство аналитиков сходятся в том, что прямых доказательств того, что Тегеран стремится к производству ядерного оружия, нет. И тем более нет доказательств, достаточных для обоснованного «внешнего воздействия» на Иран. В то же время многие эксперты считают, что удар по иранским ядерным объектам может повлечь за собой выход Тегерана из ДНЯО и форсированные работы по созданию им атомной бомбы. В связи с ИЯП отмечается также, что она уже приобрела самостоятельную международную значимость, стала активно используемым переговорным полем, и от прогресса в ее разрешении во многом зависит разрядка напряженности вокруг Ирана.
Несколько особняком от наиболее часто высказываемых суждений стоит мнение о том, что Тегеран, обладающий ядерным оружием, якобы укрепит стабильность и безопасность в регионе Ближнего и Среднего Востока, поскольку это оружие обезопасит Иран от внешних угроз. Оппоненты такой точки зрения указывают на опасность разрушения режима ДНЯО, возникновения «эффекта домино» в отношении создания ядерного оружия и зависимости на долгосрочную перспективу региональной безопасности от возможных политических эволюций в Иране. По их мнению, такой поворот событий изменит не в пользу России стратегический расклад в каспийском регионе, где она пока является единственной ядерной державой. В отношении направленного против Ирана режима коллективных и односторонних санкций также высказываются противоположные точки зрения. Сторонники одной из них считают, что последовательно наращивая санкционное давление на Иран, можно вынудить его отказаться от планов по производству атомного оружия и принудить к более продуктивному диалогу с мировым сообществом. Ее противники справедливо обращают внимание на то, что главная цель санкционного режима далека от решения чисто нераспространенческих задач.
Об этом в четверг, 18 апреля 2024 года, заявил президент Джо Байден. Читайте также.
Россия в глобальной политике
Если Израиль будет наносить удары по территории Ирана, это может коснуться и экспорта иранской нефти на мировой рынок. Когда санкционное давление спадало, инфляция снова возвращалась на стабильные для Иранской экономики 9-14% годовых. Иран и Израиль продолжают обмениваться угрозами и играть мускулами в преддверии возможной операции на иранской территории. Об этом заявил глава иранской дипломатии во время выступления на Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке. Иран и Израиль обменялись ракетно-дроновыми ударами, что дополнительно обострило и без того непростую обстановку на Ближнем Востоке. На фоне последнего витка кризиса удары Израиля, по-видимому, были попыткой вдеть нитку в иголку, продемонстрировав, что он может по своему желанию обходить иранскую оборону.
Роль России в иранском кризисе
Иранская элита теряет верных стражей / В мире / Независимая газета | В субботу иранские государственные СМИ сообщили, что на следующей неделе Иран получит партию истребителей Су-35 из России, но позже удалили сообщение и заявили, что оно ложное. |
Атаки хуситов в Красном море: как Иран завел США в патовую ситуацию | Иран и Израиль продолжают обмениваться угрозами и играть мускулами в преддверии возможной операции на иранской территории. |
Когда Иран начнет войну против Израиля - Парламентская газета | Иран национализировал принадлежавшую Соединенному Королевству «Англо-иранскую нефтяную компанию». |
Израиль и Иран: тотальная война или взвешенное возмездие?
Если Израиль будет наносить удары по территории Ирана, это может коснуться и экспорта иранской нефти на мировой рынок. Бывший представитель Ирана в МАГАТЭ Мохаммад Кияраши считает, что выход из ДНЯО станет единственным способом решения ядерного кризиса. "Наши санкции в отношении Ирана создали настоящий экономический кризис в стране, и экономические проблемы Ирана из-за санкций велики. Выступая на заседании МВФ, министр финансов Джанет Йеллен заявила, что Соединенные Штаты "следят за потенциальными экономическими последствиями кризиса". Реакция Запада на иранский «удар возмездия» по Израилю — это не что иное, как парад лицемерия и двойных стандартов.
Иран пригрозил США из-за войны в cекторе Газа
Месть Ирана Израилю осталась на словах 5 апреля 2024, 21:12 В последнюю пятницу Рамадана на Ближнем Востоке ждали чуть ли не начала Третьей мировой. Дело в том, что для мусульман это была последняя пятница священного месяца Рамадан, а для Ирана еще и «день Аль-Кудса» Иерусалима , который отмечается в знак солидарности с палестинскими арабами. Так что считалось, что нет лучшего момента для ответа на авиаудар по иранскому консульству в Дамаске, в результате которого погиб влиятельный генерал Корпуса стражей исламской революции КСИР Мохаммад Реза Захеди. Подогревая эти настроения, лидер базирующейся в Ливане и Сирии проиранской шиитской группировки «Хезболла» шейх Хасан Насралла назвал бомбардировку дипломатического представительства «поворотным моментом в войне против Израиля». Пригрозив, что «Израиль пожалеет» об этой акции, Насралла заявил: «Все должны подготовиться и быть внимательными, когда Иран ответит, а сионисты попытаются ответить Ирану». Если верить информации агентства Bloomberg, дело дошло до того, что власти Ирана предупредили США, что их силы «должны отойти в сторону, чтобы по ним не ударили», а в ответ в Белом доме попросили Тегеран не наносить удары по американским целям. Некоторые эксперты на основании всего этого выступили с предположением, что месть за открытое нападение на территорию Ирана которой по дипломатическим правилам считается территория консульства и убийство Захеди окажется настолько масштабной, что Израилю впервые после Войны Судного дня в 1973 году придется всерьез задуматься о применении ядерного оружия как последнего средства, способного защитить еврейское государство от уничтожения.
В общем, ждали чуть ли не начала Третьей мировой, к которой непременно приведет неуправляемая эскалация насилия на Ближнем Востоке.
Также есть вероятность активных действий со стороны западного берега реки Иордан, возможность беспорядков среди арабского населения Израиля а это, к слову, около миллиона человек. Наконец, подключиться к конфликту готовы хуситы и зейдиты Йемена, которые подготовлены «Хезболлой» и располагают большим количеством боевых беспилотников. Первое — нанесение Израилем ракетных ударов по территории Ирана, второе — проведение активных диверсионных мероприятий на иранской территории со стороны того же Израиля или тех, кто его напрямую поддерживает. Как это прокомментируете? Турецкий лидер с самого начала конфликта лавировал, так как товарооборот Турции с Израилем достиг десяти миллиардов долларов.
Потом Эрдоган увидел резко негативную реакцию мусульманского мира на происходящее и понял, что его электорат, основу которого составляют активные приверженцы ислама, может от него отвернуться. Потому и поменял тон публичных заявлений. Но мне, к слову, показалось более интересным другое его высказывание — Эрдоган заявил, что, «когда силы, на которые Израиль полагается сегодня, уйдут, первым местом, где израильский народ будет искать безопасность и милосердие, будет Турция, как и 500 лет назад». Напомню, что пять столетий назад на Пиренейском полуострове была реконкиста процесс отвоевания христианами территории полуострова у мусульман.
А потом удручили данные из США о снижении потребления бензина и данные из Азии о снижении импорта нефти. Это насторожило рынок и вселило неуверенность в стабильность потребления во всем мире, отмечает Лукичева. Поэтому и 120, и даже 150 долларов за баррель кажутся мне вполне реальными показателями», — говорит Федор Сидоров, основатель «Школы практического инвестирования». Для этого потребуется, чтобы в локальный военный конфликт в Израиле был затянут почти весь Ближний Восток, когда арабские страны встают против Израиля и его союзников в лице западных государств», — рассуждает Игорь Юшков. В октябре 1973 года арабские страны заявили, что не будут поставлять нефть западным странам, которые поддержали Израиль в ходе Войны Судного дня в его конфликте с Сирией и Египтом. Причем, по мнению эксперта, Соединенные Штаты сейчас более готовы к подобному противостоянию, чем даже 15—20 лет назад.
Но если бы это произошло в 2000-х или в 2010-х годах, то создало бы куда более серьезную катастрофу для Штатов, чем сейчас», — считает Юшков. Что же изменилось?
Особенно трудным для Тегерана оказался период с 2010 по 2014 год, когда санкционные меры в отношении Ирана ввели и другие страны. Однако по мере переговоров санкции ослабевают. Совет Безопасности ООН 20 июля того же года принял резолюцию. Ограничения, упомянутые в документе, касались в том числе замораживания иранских активов и эмбарго на импорт и экспорт иранских баллистических ракет. К слову, введенные санкции утратили силу только в октябре 2023 года. Под действие санкций попали поставки иранской нефти за рубеж, а также более 700 банков, компаний и физлиц.
Потрачено За долгие годы действия ограничений западные страны так и не добились цели — полного отказа от реализации Ираном ядерной программы. А ощутимый негативный эффект даже от такой жесткой санкционной политики проявился лишь через годы, отмечают исследователи. Вместе с неэффективной проводимой политикой, глобальной рецессией и рядом других факторов, санкции привели к потере Ираном 1,7 миллиарда долларов с 1984 по 2005 год, 40 миллиардов долларов с 2006 по 2012 год и 90 миллиардов долларов с 2012 по 2016 год. Это произошло из-за того, что Иран отключили от мировой финансовой системы — в частности, была запрещена работа через SWIFT. Кроме того, блокировались продажи нефти, которая была едва ли не главным источником дохода страны — на нее приходилось 50-60 процентов поступлений в бюджет. До введения запрета поставки топлива за рубеж составляли 80 процентов суммарного экспортного дохода Ирана. Из-за санкций совокупные экспортные доходы от топлива менее чем за год обвалились на 60 процентов. Ситуацию усугубила волатильность цен на нефть на мировых рынках.
Исключение Ирана из глобальной финансовой системы и отключение местных банков от SWIFT вынудили иранские компании использовать старую систему hawala, которая обходилась дороже, а операции проходили куда медленнее. Принцип системы hawala заключается в том, что средства клиентов из Ирана переводятся в другие страны мира через брокерские пункты. Происходит это путем однократных уведомлений по электронной почте, факсу или с помощью телефонных звонков. Например, житель Тегерана хочет перевести средства своему партнеру в Италии: он отдает деньги местному брокеру, который уведомляет об этом своего коллегу в Италии, называя ему имя получателя, сумму и код, а тот, в свою очередь, выдает деньги партнеру. Главный минус системы — денежные потоки просто невозможно отследить, поэтому ее зачастую используют для рынка наркотиков, финансирования терроризма и отмывания денег. В то же время банки за десять лет отключения от международной платежной системы, по всей видимости, уже адаптировались к новой жизни и сейчас пользуются собственной системой SEPAM System for Electronic Payments Messaging.
Фархад Ибрагимов: Большая война Ирана и Израиля станет гуманитарным коллапсом для России
Сегодня глава иранского военного ведомства участвовал в переговорах с министром обороны Российской Федерации генералом армии Сергеем Шойгу, которые прошли в Астане. Гиперзвуковые ракеты Ирана могли причинить гораздо больше разрушений, если бы их направили на крупный город. Ливан переживает экономический кризис, и поэтому «Хезболла» вынуждена сейчас в данном вопросе лавировать. «Иранский кризис» для комментирует Александр Князев. Иран национализировал принадлежавшую Соединенному Королевству «Англо-иранскую нефтяную компанию».
Россия в глобальной политике
Об этом заявил глава Министерства обороны Ирана Мохаммад Реза Аштияни на встрече с руководителем российского военного ведомства Сергеем Шойгу в Астане. США надеются, что напряжённость на Ближнем Востоке спадёт после того, как Иран и Израиль нанесли удары по объектам друг друга. Иранские ракеты и беспилотники не долетели до Израиля. последние известия. На фоне последнего витка кризиса удары Израиля, по-видимому, были попыткой вдеть нитку в иголку, продемонстрировав, что он может по своему желанию обходить иранскую оборону.