Пакистан совершил атаку по Ирану из-за информации о надвигающейся крупномасштабной террористической атаке со стороны террористов пакистанского происхождения, называющих себя «сармачарами». В результате без иранского газа, и не только поэтому, Пакистан постоянно вынужден просить денег у МВФ.
Клуб «Валдай»
Пекинская дудка Внешнеполитический контекст последнего времени действительно располагал к диалогу: обе стороны истощены и изнурены конфликтами в Сирии и Йемене. Так, Иран только в первые девять лет сирийского конфликта потратил 30 миллиардов долларов на что конкретно — не уточняется , а Саудовская Аравия стала убежищем для колоссального числа спасающихся от войны сирийцев 2,5 миллиона беженцев только в первые четыре года войны. Конфликт в Йемене обошелся саудитам в 100 миллиардов долларов в первые пять лет войны. Андрей Зелтынь напоминает: Саудовская Аравия и Иран готовились к нормализации как минимум три года, и в последнее время необходимость договориться, видимо, стала очевидна обеим сторонам. При этом стороны рассчитывали на то, что переговоры будут проходить при посредничестве США, однако в итоге передумали прибегать к их помощи из-за провала американцев в Афганистане. Ситуация резко изменилась в тот день, когда американцы просто по-детски вышли из Афганистана. Это даже больше, чем выстрел в собственную ногу, ведь тогда все подумали: если они так с афганцами поступили, если их так беспардонно бросили, то что будет с нами? Андрей Зелтыньстарший преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Демонстрант с фотографией аятоллы Хомейни рядом со священнослужителем, в руках у которого флаг Ирана и перевернутое знамя короля Саудовской Аравии Салмана бин Абдулазиза.
И выбор пал на Китай. Дело в том, что китайская сторона уже обеспечила себе базу огромными экономическими проектами в регионе Андрей Зелтыньстарший преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ И действительно, ранее Китай предпочитал не заниматься вопросами большой ближневосточной политики, оставляя эту сферу на откуп США и России. Но за это время КНР нарастила свое влияние в торгово-экономической сфере: в китайском проекте «Шелковый путь» участвуют 18 стран Ближнего Востока и Северной Африки, в том числе Саудовская Аравия и Иран. Кроме того, Китай инвестирует огромные суммы в энергетические проекты например, выделил 10,5 миллиарда Ираку в 2021 году , участвует в проекте восстановления Сирии и ряде инфраструктурных проектов в Африке. Еще летом 2020 года Китай и Иран подписали 18-страничное соглашение о сотрудничестве, которое предполагает в том числе военно-техническое сотрудничество и регулярные поставки КНР иранской нефти на 25 лет вперед. Возможно, этот договор и стал отправной точкой для мирного соглашения Саудовской Аравии и Ирана. Нормализация отношений между странами — это действительно колоссальный успех Китая.
Если все будет продолжаться в том же русле, мы увидим изменение баланса сил в регионе. Уже не будет противостояния Ирана и Саудовской Аравии, начнется некое сближение мусульманских стран Борис Долговведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов, ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, уверен: происходящее в регионе — это вызов для США, и это переориентация традиционной союзницы американцев в регионе — Саудовской Аравии — на сближение с Китаем. Глубокое погружение КНР в экономику региона, впрочем, может поставить некоторые страны в излишне зависимое положение и заставить их плясать под китайскую дудку. Нормализация отношений между Саудовской Аравией и Ираном даже если и запнется об очередное обострение в Йемене, репутационно будет восприниматься как выигрышное для китайской стороны.
С момента образования Османской империи в 1453 г. Лишь почти четверть века в период с 1955 по 1979 гг. После же февральской исламской революции 1979 г.
Поскольку лидер исламской революции и основатель Исламской Республики Иран айятолла Хомейни провозгласил США «большой сатаной» за их империалистическую политику в мире и на Ближнем Востоке, в частности, то, естественно, что между новым Ираном и членом НАТО Турцией на долгий период сформировались сложные отношения. Фактически Турция, на территории которой дислоцируются военные базы Пентагона и разведывательные объекты ЦРУ, являлась противником Ирана. К тому же, персидско-турецкие цивилизационные, исторические и религиозные противоречия в той или иной форме продолжали сопровождать политику двух соседних государств. Турция в той или иной форме вынуждена была присоединиться и к политике антииранских санкций коллективного Запада. Одним из тем рельефного выражения ирано-турецких противоречий представлялся палестино-израильский конфликт. Тегеран стал однозначно поддерживать освободительную борьбу палестинского народа и враждебно относиться к сионистской идеологии и политике Израиля, рассматривая последних как инструмент американского империализм по колонизации Ближнего Востока и эксплуатации природных ресурсов региона. Турция же оказалась первой страной исламского мира, кто признал Государство Израиль и установил с ним дипломатические отношения по рекомендации США и Великобритании.
Первый прорыв был связан с налаживанием более продуктивных торгово-экономических отношений, строительством газопровода из Ирана в Турцию по соглашению 1996 г. В частности, газопровод Тебриз — Анкара протяженностью 2557 км и пропускной способностью в 14 млрд куб. Обычно Турция импортирует по данному газопроводу 11 млрд куб. Между Турцией и Ираном ведутся переговоры о продлении действующего газового контракта, срок действия которого завершается в 2025 г.
В частном порядке иранские официальные лица говорят, что хотят избежать разрастания конфликта, но при этом публично заявляют о важности вооруженных группировок в регионе для оказания давления на Израиль и его союзников. В частности, Иран поддерживает йеменских хуситов, из-за которых возникла напряженность в Красном море. Также стало известно, что власти США намерены вновь внести движение хуситов «Ансар Алла» в список террористических организаций: ранее его исключали, чтобы облегчить доставку гуманитарной помощи в Йемен.
О причинах внезапной военной активности Ирана рассуждает политолог Георгий Бовт: Георгий Бовт политолог, журналист «Это можно прочесть как довольно лаконичный сигнал, что не только всяким иудеям и англосаксам распоряжаться в нашем регионе, мы тоже сами с усами и можем быть сильным игроком. В Сирии Иран поддерживает режим Башара Асада, сражается с тамошними исламистами, там есть очевидные цели, которые требуют иранского внимания. Курдов иракских Иран давно обвиняет в том, что они агенты «Моссада», марионетки США, почему бы по ним тоже не ударить заодно? С Пакистаном вроде как отношения были более-менее нормальные, но на территории Пакистана, в общем, еще с афганских времен, со времен афганских войн базируются те исламисты, которые преследуют антииранские цели. Потому что существенную часть населения Ирана составляют вовсе не персы, персов там, по-моему, процентов 60, что ли, поэтому надо и им напомнить, чтобы они тут не копали под иранский режим. Мало того что под него дядя Сэм копает, еще тут будут под боком всякие исламисты копать.
В рядах террористического формирования, как утверждает агентство, также есть потери, однако их точное число не приводится. Силы безопасности Ирана пообещали, что акция будет иметь последствия.
На место прибыли представители руководства полиции и погранвойск для выяснения обстоятельств случившегося. В последнее время некоторые участки границы двух стран, примыкающие к провинции Систан и Белуджистан, отличаются повышенной активностью боевиков.
"Перспективы не очень радужные". Политолог о конфликте между Ираном и Пакистаном
Ведомство сообщило, что в результате удара были ликвидированы несколько террористов. Там отметили, что единственной целью атаки было обеспечение собственной безопасности и национальных интересов страны. Ранее в МИД Пакистана сообщили, что у Ирана будут серьезные последствия из-за ракетных ударов по стране. В результате пакистанские военнослужащие нанесли удары по территории Ирана против « антипакистанских группировок ». Сохрани номер URA.
Он сказал, что первый этап переговоров проведен, и обе стороны продолжат этот процесс на следующих этапах. Пакистанский министр сказал, что между двумя странами были проведены всеобъемлющие и обнадеживающие переговоры, а также консультации на уровне министров. Министр транспорта и городского развития Ирана также заявил, что Иран и Пакистан полны решимости модернизировать пограничные терминалы и увеличить количество прямых рейсов между двумя странами. Мехрдад Базрпаш, который также возглавляет Ирано-пакистанскую совместную комиссию по экономическому сотрудничеству, сопровождал президента Ирана Эбрахима Раиси в его визите в Исламабад в понедельник.
Такая реакция гражданских чиновников была предсказуемой.
Но в воздухе повис закономерный вопрос, касающийся важного нюанса пакистанской политики: как на инцидент отреагируют военные элиты страны, хранившие молчание на протяжении суток после удара? Ответ не заставил себя долго ждать: ранним утром 18 января Объединенное управление по связям с общественностью Inter-Services Public Relations, ISPR вооруженных сил Пакистана сообщило о нанесении ударов по боевикам террористических сепаратистских организаций «Армия освобождения Белуджистана» и «Фронт освобождения Белуджистана», которые дислоцировались на территории иранской провинции Систан и Белуджистан. Помимо нарочитой «зеркальности» действий ВС Пакистана, в пресс-релизе подчеркивался тот факт, что военными «были предприняты все усилия для минимизации сопутствующих потерь». Заканчивался текст словами о «непоколебимой решимости обеспечивать суверенитет и территориальную целостность Пакистана», а также о «необходимости диалога и сотрудничества для разрешения двусторонних проблем между братскими соседними странами». Ирония заключается в том, что еще 14 января один из высокопоставленных дипломатов в отставке и директор ведущего аналитического центра Пакистана писал о дружеских отношениях между странами, которым нужно решить лишь несколько проблем — в том числе установить контроль над границей для противодействия трансграничному терроризму. Можно отметить прозорливость эксперта, но от себя также добавить, что эта проблема в отношениях кажется не самой острой. Геостратегическое положение обеих стран было значимым активом в глазах Вашингтона, а Тегеран и Исламабад рассчитывали на гарантии безопасности в случае столкновения с более могущественными соседями. И хотя отношения с американцами у двух стран выстраивались по-разному, динамика ирано-пакистанских отношений в целом оставалась стабильной и поступательной. Значительные изменения произошли уже после Исламской революции 1979 г.
Кардинальная перестройка политической системы на принципах шиитского ислама совпала по времени с проводимой генералом М. Зия уль-Хаком исламизацией в Пакистане. В преимущественно суннитской стране началась радикализация шиитских группировок — это бросало тень на Иран, руководство которого в лице аятоллы Хомейни не скрывало своих намерений по «экспорту принципов революции на весь мир». Суннитские группировки к ним относится в том числе атакованная КСИР «Армия справедливости» отвечали взаимностью. Как следствие, вооруженное противостояние двух общин стало одной из «нежелательных» тем для дискуссии. По схожей причине обострились отношения между странами после первого прихода к власти в Афганистане движения «Талибан» организация, запрещенная в РФ. Будучи пуштунскими националистами и ортодоксальными суннитами, талибы подвергали репрессиям многие этноконфессиональные меньшинства, в том числе — хазарейцев-шиитов. Иран выступал в поддержку противостоящего талибам «Северного альянса», что не могло положительно сказаться на ирано-пакистанских отношениях.
Китай сам воевать не будет, как и американцы, но поддержит с радостью: «А я тут не причем, я совершенно не причем». Но пока она не абсолютная, потому что никто не хочет «большой войны». Поэтому все так и делается — правое ухо левой рукой, чтобы не столкнуться лбами. Но, к сожалению, тот же Иран — религиозное государство, теократия. А с другой стороны, американцам ни Ирак, ни Пакистан не жалко — обе стороны могут максимально нажимать на газ, не боясь последствий. Впрочем, у Пакистана еще Индия на руках, а у нее сейчас ренессанс дружбы с Америкой. И Дели тоже обладает ядерным оружием. Хочу напомнить, что отношения там очень сложные. Обеим сторонам есть, что друг другу вспомнить. И территориальные претензии есть.
Москва ждет разрешения разногласий между Ираном и Пакистаном в духе добрососедства
"По поводу нападения на территорию Пакистана: здесь, по словам иранских военных, целью были "иранские террористы на территории Пакистана" и якобы ни один пакистанский гражданин не стал объектом нападения. Для США и Израиля втравить Пакистан и Иран в долгосрочный конфликт – это голубая мечта. Ирано-пакистанские отношения. Мы не позволим отношениям испортиться по этой причине, в целом наши отношения с Пакистаном очень хорошие. Значение поддержания нейтралитета Пакистаном, возможно, уменьшилось после оттепели, наступившей в ирано-саудовских отношениях при участии Китая.
В МИД РФ призвали Иран и Пакистан к максимальной сдержанности
Напряженность на ирано-пакистанской границе достигла критического уровня. По сообщениям телеканала Al-Jazeera, Пакистан может потребовать публичных извинений от высших иранских чиновников через дипломатические каналы. Министры иностранных дел Пакистана и Ирана в ходе телефонных переговоров договорились о деэскалации конфликта, сообщило пакистанское правительство. Иран ударил ракетами по ядерному Пакистану, видимо, взяв на вооружение тактику и манеру поведения США и Израиля. В МИД подчеркнули, что с тревогой наблюдают за нарастающей эскалацией ситуации в ирано-пакистанском приграничье. Министры иностранных дел Пакистана и Ирана в ходе телефонных переговоров договорились о деэскалации конфликта, сообщило пакистанское правительство. Пакистан совершил атаку по Ирану из-за информации о надвигающейся крупномасштабной террористической атаке со стороны террористов пакистанского происхождения, называющих себя «сармачарами».
Пакистан объяснил удары по Ирану
Министры иностранных дел Пакистана и Ирана в ходе телефонных переговоров договорились о деэскалации конфликта, сообщило пакистанское правительство. Иранский президент призвал Пакистан защищать «теплые» отношения двух стран. Первыми об ударе сообщили иранские государственные СМИ, которые напрямую заявили об ударе по пакистанской территории.