Это был полет, который моментально сделал Юрия Алексеевича Гагарина мировой звездой.
Юрий Гагарин: первый полет в космос — как это было
Сообщение ТАСС о первом полете человека в космос стало 50 лет назад самой цитируемой новостью в мире, передает ИТАР-ТАСС. Звание было учреждено непосредственно в честь первого полета человека в космос, совершенного советским гражданином Юрием Алексеевичем Гагариным на космическом корабле «Восток». В воспоминаниях свидетелей первого полета человека в космос и архивных кадрах, перед зрителем шаг за шагом восстанавливается предполётная подготовка космонавта, сам полёт и торжественная встреча Юрия Гагарина. «К 60-летию первого полета человека в космос на интернет-портале Министерства обороны Российской Федерации открыт новый мультимедийный раздел, посвященный легендам отечественной космонавтики, которые вошли в состав первых отрядов космонавтов. Новость о погибшем космонавте быстро облетела округу.
"Я – простой советский человек"
- Первый полет в космос: 8 неизвестных фактов
- Полет Гагарина в космос поминутно
- Почему выбрали именно Юрия Гагарина
- Полет Гагарина: 108 минут триумфа на грани гибели
- КТО НАПИСАЛ БУКВЫ «СССР» НА ШЛЕМЕ ГАГАРИНА
- Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества
12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в космос
Первый в мире космонавт Земли Юрий Гагарин после приземления спускаемого аппарата космического корабля «Восток-1» Фото: РИА Новости/Александр Сергеев Джон Кеннеди в специальном заявлении, посвященном космическому полету Гагарина, заявил. Первый космический полет могли перенести. Юрий Гагарин уже лежал в кабине «Востока», когда выяснилось, что люк с герметизирующей крышкой закрылся не до конца — не сработал один из контактов. РИА Новости, 1920, 12.04.2023. Следом за Гагариным, 6–7 августа 1961 года, первый суточный космический полёт на космическом корабле «Восток-2» совершил космонавт Герман Степанович Титов, а 11–15 августа 1962 года состоялся первый групповой полёт двух кораблей – «Восток-3».
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
Полет Гагарина длился 108 минут. О том, что увидел первый космонавт, когда вышел на орбиту, свидетельствует полная стенограмма его переговоров с Землей. До полёта. Первый самостоятельный полёт молодой студент индустриального техникума Юрий Гагарин выполнил 1 июля 1955-го в аэроклубе Саратова на «Яке-18» с бортовым номером 6. В сентябре того же года он окончил аэроклуб на отлично. Вскоре после полудня Гагарин рапортует о своем полете первому секретарю ЦК КПСС председателю Совета министров Никите Хрущеву и председателю президиума Верховного совета Леониду Брежневу.
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества
Стало нечем делать записи. В магнитофоне закончилась плёнка. Космонавт вручную перемотал её на середину. Гагарин продолжил делать записи, но часть ценной информации о полёте из-за этого была утрачена навсегда. После отделения корабля от носителя, сразу произошло включение программно—временного устройства. Потом это устройство запустило систему ориентации.
Система направила корабль в необходимом направлении. Затем включился тормозной двигатель. По расчётам он должен был отработать ровно 41 секунду. Но в клапане оказался небольшой брак и двигатель отключился раньше положенного. Это привело к тому, что магистрали наддува остались открытыми.
В них под огромным давлением стал поступать азот. В результате корабль закрутило со скоростью 30 оборотов в секунду. В докладе пилот писал об этом так: «Получился какой-то кордебалет: голова—ноги, голова—ноги... Всё это на огромных скоростях. Вокруг всё кружилось.
Передо мной мелькали то Африка, то небо, то горизонт. Я только и мог, что закрывать глаза от Солнца. Свои ноги я поставил прямо на иллюминатор. Шторки не закрывал. Мне самому было безумно интересно, что происходит.
Я ждал пока настанет момент разделения, а он всё не наступал... Аварийное приземление В результате совокупности всех мелких технических неполадок и несоответствий, сложилась совершенно уникальная ситуация. Пилот не имел никакой возможности оценить степень опасности развивающихся событий. Надо отдать должное Юрию Алексеевичу — он не запаниковал. Гагарин делал всё возможное, чтобы полёт проходил по плану.
Космонавт засёк время по часам и продолжил контролировать происходящее. Когда наконец отсеки корабля всё же разделились, аппарат находился это над Средиземным морем. Высота была не более 120 километров. Космический корабль продолжил движение, его вращение стало постепенно замедляться. Перегрузки всё нарастали.
Кабина ракеты озарилась ярко—багровым светом. Лётчик услышал странное потрескивание, но откуда оно исходило так и не понял. Гагарин решил, что этот звук является эффектом от теплового расширения оболочки корабля. Юрий Алексеевич почуял запах чего-то горелого. В глазах у него потемнело от значительных перегрузок.
Всё это продлилось какие-то секунды, но космонавт уже успел попрощаться с жизнью. Потом внезапно всё прекратилось. Гагарину стало легче. Опытный лётчик не потерял самообладания при внештатной ситуации, он вышел из неё с честью. Вход корабля в плотные слои атмосферы был зарегистрирован в Симферополе местным измерительным пунктом.
Некоторое время спустя, на скорости чуть более 200 метров в секунду, на семикилометровой высоте, система открыла крышку люка и произошло катапультирование пилота.
Тогда-то и прозвучала эта прощальная фраза. Однако в тот день 12 апреля 1961 года он приобрел бессмертие, став первым человеком, побывавшим в космосе. Через год дата получила официальный статус всенародного праздника — Дня космонавтики. Полет в бессмертие Орбитальный полет Юрия Алексеевича Гагарина длился чуть более часа — 108 минут, однако он стал эпохальной вехой на пути освоения космического пространства. Имя первого космонавта планеты навсегда вписано в историю человечества. Дата 12 апреля 1961 года стала официальным и всенародно любимым праздником в нашей стране — Днем космонавтики.
В 1969 году по инициативе Международной авиационной федерации ее стали также величать Всемирным днем авиации и космонавтики, а в 2011 году появилось еще одно название даты — Международный день полета человека в космос. На этот раз идея нового наименования принадлежала Генассамблее ООН. Как бы ни называли этот праздник в мире, для соотечественников Юрия Гагарина он остается таким, каким его предложил Герман Титов — День космонавтики. Сегодня трудно представить, что первый полет на околоземную орбиту готовился с некоторой поспешностью, обусловленной гонкой за лидерство в освоении космоса с американцами. В руководстве страны стало известно, что наши соперники готовятся запустить пилотируемый корабль в конце апреля. Поэтому решено было ускорить старт советского космического аппарата «Восток». О том, что риск был велик, свидетельствует факт, который долгое время оставался под грифом «совершенно секретно».
Перед полетом Юрия Гагарина были заранее подготовлены три правительственных сообщения. В первом «успешном» говорилось о победе советской науки и подвиге первого космонавта планеты. Во втором содержалась просьба о помощи в поиске корабля, если он приземлится не в заданном районе, а где-то в другой стране или в океане.
Проблемы с кораблем «Восток» начались уже на старте Полет Юрия Гагарина в космос сопровождали различные нештатные ситуации и неполадки на борту, которые при неблагоприятном развитии ситуации могли привести к трагедии.
Все они лишь подчеркивали насколько героическим и трудным был этот полет как для самого Гагарина, так и для конструкторов, в первую очередь Сергея Королева, переживающего за жизнь космонавта. Первая из нештатных ситуаций возникла перед самым стартом 12 апреля 1961 года. Когда Юрий Гагарин уже находился в своем кресле внутри кабины корабля «Восток», выяснилось, что люк с герметизирующей крышкой закрылся, но один из трех контактов «люк закрыт» не сработал и не замкнулся. Этот контакт был очень важен для полета.
За счет правильного срабатывания контакта во время спуска после отстрела крышки люка должен был активироваться таймер катапультирования космонавта из спускаемого аппарата. По указанию Сергея Королева люк пришлось открывать, контакт был поправлен, после чего его закрыли заново. При этом откладывать пуск из-за такой незапланированной мелочи не хотели. В СССР среди осведомленных людей уже ходили слухи о том, что американцы планируют первый запуск человека в космос в ближайшие недели.
Поэтому контакт поправили максимально оперативно. Бригада инженеров, работая со скоростью лучших механиков «Формулы-1», открутила более 30 гаек, подняла герметизирующий люк и поправила контакт, после чего люк снова закрыли. Звание было учреждено непосредственно в честь первого полета человека в космос, совершенного советским гражданином Юрием Алексеевичем Гагариным на космическом корабле «Восток». В мае того же года в стране закончили составлять и утвердили положении о звании «Летчика-космонавта СССР» и подготовили специальный нагрудный знак.
Оно присваивалось непосредственно после совершения первого полета.
В общем, человеческий фактор сыграл немаловажную роль. Но все участники процесса с самого начала закладывали несколько возможных сценариев.
По этой причине, информационное агентство ТАСС еще до полета Гагарина подготовило три сообщения, или три «рыбы». Так называют тексты с неподтвержденной информацией, которая может стать реальной с большой вероятностью. В первой заготовке говорили об удачном полете.
Во втором была новость о неудачном приземлении и просьба другие страны помочь в поисках космонавта. Третье письмо сообщало о трагической гибели Гагарина. К счастью, последние две версии оказались не нужны.
Гагарин благополучно вернулся через 1 час 46 минут — за это время он совершил одновитковый полет вокруг Земли. Также кроме Гагарина предстартовые сообщения записали Титов и Нелюбов — на случай, если им придется занять место в корабле. Изначально на нем не было надписи СССР.
Ее нанесли буквально за 20 минут до полета, когда Гагарин был уже во всей амуниции. После Марк Галлай, герой Советского Союза, летчик-испытатель, объяснил, почему потребовалось такое дополнение. В своей книге «С человеком на борту» он отметил, что перед стартом руководство вспомнило про полет в космос американца Пауэрса — Гагарина решили оградить от домыслов, что он диверсант.
Буквы рисовали быстро, поэтому даже не разрешили Юрию снять шлем. Однако в противовес словам Галлая выступают показания сотрудников завода «Звезда», где выпускали скафандры. Тогда они заявляли, что надпись сделал рабочий по фамилии Давидянц — еще когда костюм был на предприятии.
В общем, окончательной версии по сей день нет.
Москва — Саратов
- «Поехали!»: правда и вымысел космической легенды
- Тест на честность
- 2. Двадцать претендентов и два дублера
- Юрий Гагарин: первый полет в космос — как это было
Юрий Гагарин: первый полет в космос — как это было
Полёту человека в космическое пространство предшествовали первые искусственные спутники Земли, автоматические межпланетные станции и геофизические ракеты. Постановлением Правительства от 22 мая 1959 г. Головным исполнителем по кораблю было утверждено ОКБ-1. Эскизный проект корабля, представленный в апреле 1960 г. Группа разработчиков проекта создания корабля-спутника "Восток" В разработке проекта корабля-спутника и ракеты-носителя принимали участие сотрудники ОКБ-1 К. Бушуев, М. Тихонравов, Е. Рязанов, К. Феоктистов, И.
Лавров, П. Ермолаев, В. Молодцов, А. Афанасьев, К. Шустин, Е. Церерин, Л. Солдатова, Б. Супрун, В.
За счет правильного срабатывания контакта во время спуска после отстрела крышки люка должен был активироваться таймер катапультирования космонавта из спускаемого аппарата. По указанию Сергея Королева люк пришлось открывать, контакт был поправлен, после чего его закрыли заново. При этом откладывать пуск из-за такой незапланированной мелочи не хотели. В СССР среди осведомленных людей уже ходили слухи о том, что американцы планируют первый запуск человека в космос в ближайшие недели.
Поэтому контакт поправили максимально оперативно. Бригада инженеров, работая со скоростью лучших механиков «Формулы-1», открутила более 30 гаек, подняла герметизирующий люк и поправила контакт, после чего люк снова закрыли. Звание было учреждено непосредственно в честь первого полета человека в космос, совершенного советским гражданином Юрием Алексеевичем Гагариным на космическом корабле «Восток». В мае того же года в стране закончили составлять и утвердили положении о звании «Летчика-космонавта СССР» и подготовили специальный нагрудный знак.
Оно присваивалось непосредственно после совершения первого полета. Всего за период с 1961 по 1991 год этого почетного звания были удостоены 72 гражданина Советского Союза. С 20 марта 1992 года в стране было учреждено новое звание «Летчик-космонавт Российской Федерации» и соответствующий нагрудный знак. Нумеровать космонавтом также стали заново.
По материалам Сергея Юферева авт.
Первое — торжественное на случай успешного полета. Второе — на случай, если корабль с космонавтом приземлиться не в заданном районе и не на территории СССР. Это сообщение должно было предупредить страны, что на их территории может приземлиться космонавт и ему понадобится помощь.
К счастью для Юрия Гагарина и для всех нас, первый полет в космос завершился успешно. Жители Земли услышали 12 апреля 1961 года торжественное обращение ТАСС, которое ознаменовало собой новый этап космической эры человечества. Как родилась знаменитая фраза «Поехали! Ёмкая фраза очень быстро превратилась в настоящий символ, который олицетворял собой новую, космическую эру в истории всего человечества. Существует несколько версий того, откуда именно взялась данная фраза, но все эти версии объединяет летчик-испытатель Марк Галлай, который был методистом и инструктором первого отряда советских космонавтов.
При взлёте Марк Галлай вместо уставной фразы «Экипаж, взлетаю! Возможно, именно это побудило Гагарина произнести фразу, ставшую в итоге знаменитой. В конце 2020 года «Роскосмос» даже решил запатентовать знаменитую фразу Гагарина «Поехали! Это понадобилось госкорпорации, чтобы защитить фразу патентом и предотвратить недобросовестную конкуренцию. В «Роскосмосе» надеются таким образом защитить известную фразу от тех предпринимателей, кому «чуждо правовое поле и историческая память».
Полет Гагарина проходил в режиме автопилота Первый полет человека в космос подразумевал много проблем и трудностей.
Иностранная пресса, например, называла фамилии Шаборина и Ледовских. Даже сегодня иностранные журналисты пытаются сочинять истории про тех участников гагаринского набора, которые так и не стали космонавтами. А таких насчитывается девять человек.
Помимо уже упомянутых летчиков по личным мотивам ушел из команды Марс Рафиков. Дмитрий Заикин и Анатолий Карташов были отчислены неумолимыми медиками. Варламов получил серьезную травму позвоночника во время отпуска. В западной прессе до сих пор пишут, что все эти космонавты погибли, выполняя полеты в космос, а подробности, мол, тщательно замалчивались и замалчиваются.
В дневнике тогдашнего руководителя Центра подготовки космонавтов генерал-лейтенанта авиации Николая Каманина есть запись: «После пуска ракеты на Венеру 4 февраля многие на Западе считают, что мы неудачно запустили в космос человека; итальянцы даже будто бы слышали стоны и прерывистую русскую речь. Все это совершенно беспочвенные выдумки. На самом деле мы упорно работаем над гарантированной посадкой космонавта. С моей точки зрения, мы даже излишне осторожны в этом.
Полной гарантии успешного первого полета в космос не будет никогда, а некоторая доля риска оправдывается величием задачи». Из досье «СП» Выписки из дневника руководителя Центра подготовки космонавтов Николая Каманина 11 апреля 1961 года В 13:00 на стартовой площадке состоялась встреча Гагарина с солдатами, сержантами и офицерами боевого расчета. Присутствовали Королев, Келдыш, представители промышленности. Я представил собравшимся старшего лейтенанта Гагарина.
Юра произнес короткую, но прочувствованную речь, поблагодарил присутствующих за их большой труд по подготовке старта корабля. После этой встречи мы поехали в «маршальский» домик в нем обычно останавливался маршал Неделин , где Гагарину, Титову, Е. Карпову, врачу А. Никитину и мне предстояло провести ночь перед стартом.
Я вместе с Юрой попробовал очень сытный, но не особенно вкусный обед космонавта в тюбиках по 160 граммов каждый: на первое - пюре щавелевое с мясом, на второе - паштет мясной и на третье - шоколадный соус. Юра чувствует себя превосходно. Час назад ему наклеили датчики для регистрации физиологических функций в полете. Эта процедура продолжалась 1 час 20 минут, но никак не сказалась на его настроении.
Он очень любит русские песни - магнитофон работает непрерывно. Юра сидит напротив меня и говорит: «Завтра лететь, а я до сих пор не верю, что полечу, и сам удивляюсь своему спокойствию». Оно было удивительно простым и коротким. Все доклады сводились к одной фразе: «Замечаний нет, все готово, вопросов нет, можно производить пуск".
Намеченный порядок удалось соблюсти с трудом. Выйдя из автобуса, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали - пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: «До встречи в районе Куйбышева через несколько часов».
Через 10 минут были проверены скафандр и связь. На КП связь с бортом держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка N1. Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность.
Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим. За несколько секунд до старта на сообщение Королева - «Старт», Юра ответил: «Поехали!
Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально. На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: «Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная».
Через несколько секунд он доложил об отделении первой ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали - первый в мире полет человека по околоземной орбите начался. Через 20 минут после старта я с группой товарищей выехал на аэродром. Самолет Ан-12 поднялся в воздух и взял курс на Сталинград расчетная точка посадки корабля для данной орбиты была южнее Сталинграда на 110 километров.
После этого радостного сообщения все в самолете нас было десять человек начали целоваться, плясать, а Василий Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяка. Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой... На заводском аэродроме в Куйбышеве нас встретил полковник Чечиянц из Главного штаба ВВС и доложил обстановку: «Гагарин благополучно приземлился в 23-х километрах от Саратова и через несколько минут сам позвонил в Москву. К этому времени на аэродроме собралась уже значительная толпа народа.
Прибытие начальства усилило приток рабочих на аэродром с территории завода. Пришлось приказать командиру самолета Ил-14, на котором прилетели Гагарин и Агальцов, зарулить на самую дальнюю стоянку. Не успели мы на машинах подъехать к самолету, как и здесь образовалась большая толпа. Открылась дверь самолета, и первым стал спускаться Юра - он был в зимнем летном шлеме и в голубом комбинезоне скафандра.
Все девять часов, которые прошли с момента его посадки в космический корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я волновался и переживал за него, как за родного сына. Мы крепко обнялись и расцеловались. Со всех сторон щелкали фотоаппараты, толпа людей нарастала. Возникла опасность большой давки, а Юра хотя и улыбался, но выглядел сильно переутомленным.
Необходимо было прекратить объятия и поцелуи. Я попросил Агальцова и Юру сесть в машину и немедленно ехать на дачу обкома. Дача обкома располагалась на высоком берегу Волги, с балкона третьего этажа открывался прекрасный вид на реку. Часов в десять вечера все собрались за столом.
Присутствовали шесть космонавтов, члены Госкомиссии, руководители области. Руднев, Гагарин, Королев, Мурысев, Мрыкин произносили тосты, но пили очень немного - чувствовалось, что все очень устали. В одиннадцать часов разошлись по спальням. Так закончился этот тревожный, радостный, победный день.
День 12 апреля 1961 года человечество никогда не забудет, а имя Гагарина навеки впишется в историю и будет одним из самых известных. Нас замучили телефонные звонки и корреспонденты, пробравшиеся на дачу. Они готовы беспрерывно снимать, фотографировать и задавать бесконечные вопросы. Удалось лишь немного погулять и поиграть в бильярд.
Во второй половине дня Юра начал готовиться к встрече в Москве. Рапорт Хрущеву он освоил за полчаса, но первое время излишне торопился.
Тайна 10 минут полёта. О чём Гагарину приказано было молчать?
Несмотря на свой новый статус и звание Героя Советского Союза, Гагарин оставался простым парнем родом из Смоленской области. После полета в космос он вернулся в Узморье и поблагодарил тех, кто первыми встретил его на земле. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин первым в мире совершил полет в космос. Через два дня в Москве его ждали пышные поздравления и многотысячные митинги в его честь. Гагарину выпала честь испытать корабль «Восток-1» – совершить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 км с посадкой в заданном районе. Одновитковой полёт Юрия Гагарина проходил строго по плану и завершился ровно через 108 минут после старта, чётко в том месте где и должен был.
Человек с голливудской улыбкой, или как в Москве встречали Юрия Гагарина
Следом за Гагариным, 6–7 августа 1961 года, первый суточный космический полёт на космическом корабле «Восток-2» совершил космонавт Герман Степанович Титов, а 11–15 августа 1962 года состоялся первый групповой полёт двух кораблей – «Восток-3». Первый полет человека в космос был совершен на корабле «Восток-1» массой почти 5 тонн. Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле "Восток-2" был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Юрий Гагарин перед первым полетом в космос.
60 лет первому полету человека в космос!
Гагарин благополучно вернулся через 1 час 46 минут — за это время он совершил одновитковый полет вокруг Земли. Также кроме Гагарина предстартовые сообщения записали Титов и Нелюбов — на случай, если им придется занять место в корабле. Изначально на нем не было надписи СССР. Ее нанесли буквально за 20 минут до полета, когда Гагарин был уже во всей амуниции. После Марк Галлай, герой Советского Союза, летчик-испытатель, объяснил, почему потребовалось такое дополнение.
В своей книге «С человеком на борту» он отметил, что перед стартом руководство вспомнило про полет в космос американца Пауэрса — Гагарина решили оградить от домыслов, что он диверсант. Буквы рисовали быстро, поэтому даже не разрешили Юрию снять шлем. Однако в противовес словам Галлая выступают показания сотрудников завода «Звезда», где выпускали скафандры. Тогда они заявляли, что надпись сделал рабочий по фамилии Давидянц — еще когда костюм был на предприятии.
В общем, окончательной версии по сей день нет. Меньше чем за полчаса, во время проверки герметичности, выяснилось, что один из люков плохо закрывается. Такая неполадка могла стать причиной переноса миссии. Однако Ивановский и его команда не допустили этого.
За несколько минут они открутили 30 гаек, проверили и поправили датчики, а после вновь закрутили все обратно. После герметичность прошла проверку. У первого был позывной «Кедр», у второго — «Заря-1». Однако через это все было имитацией, так как во время старта команде было не до съемок.
Диалог добавили позже — для большего антуража и яркости.
Источник здесь и далее: кадр из фильма «Гагарин: первый в космосе» В 1961 году Юрий Гагарин навсегда вписал свое имя в историю как первый человек в космосе. С тех пор 12 апреля в России и странах постсоветского пространства ежегодно отмечают День космонавтики и авиации. Претендентов на отправку в космос в СССР отбирали строго — космонавт проходил сложные испытания, которые должны были подтвердить его выносливость и общую физическую подготовку. Из нашей статьи ты узнаешь, почему предпочтение отдали именно Гагарину, какие еще критерии при отборе учитывали, а также другие интересные факты о первом полете человека в открытый космос. Не пропустите Самый богатый бизнесмен в истории человечества Джефф Безос успешно приземлился после 11-минутного полёта в космос 1 Гагарин весил всего 55 килограммов перед полетом Кроме тяжелых испытаний на выносливость, обязательным пунктом было соответствие космонавта конкретным физическим характеристикам. Важно, чтобы летчик-истребитель, среди которых проводили отбор, был не старше 20 лет, ростом не выше 170 сантиметров, а весом — не больше 72 килограммов. Лейтенанту ВВС Гагарину на тот момент было 27 лет, его рост соответствовал крайней шкале, а вес составлял всего 55 килограммов. Также проверяли репутацию летчиков — если претендента отмечали, как скандального или нервного человека, его кандидатуру сразу же вычеркивали. Нужен был неконфликтный летчик с крепким здоровьем и устойчивой психикой.
В итоге всего 20 кандидатов из 3 461 прошли первый этап отбора. После было еще несколько фильтров — кого-то совсем исключили, кого-то поставили в очередь, то есть не стали рассматривать для первого полета. Так продолжалось, пока не определились основные претенденты. Окончательное решение госкомиссия во главе с Сергеем Королевым — генеральным конструктором ракетно-космических систем — вынесла 8 апреля 1961 года. Титова назначили дублером, если, вдруг, Гагарин не сможет полететь. Вторым запасным стал Георгий Нелюбов. В отличие от своих коллег, он не надевал скафандр, так как вероятность его вмешательства была минимальной. После жизнь Нелюбова сложилась трагично — он так и не слетал в космос, потому его исключили из отряда космонавтов за нарушение. В 1966 году в возрасте 31 года он погиб под колесами поезда.
Среди почти трёх десятков отобранных для космического полёта лётчиков — Юрий Гагарин. По заключению психологов, вынослив, целеустремлён, уверен в себе, интеллектуально и физически развит, аккуратен, обладатель отличной памяти и быстрой реакции. Словом, идеальный кандидат. Космонавты первого отряда получали самую разностороннюю подготовку. Действие невесомости, астрофизика, связь, ракетная техника. Парашютная подготовка велась с расчётом на экстремальные условия прыжков. Теоретические занятия совмещались с продолжением медицинских тестов и физических нагрузок. Например, кандидатов проверяли на устойчивость к сенсорному голоду и клаустрофобии. В конце концов по результатам теоретических экзаменов, переносимости физических нагрузок, с учётом мнения психологов по совокупности качеств выбрали наиболее подходящего кандидата, лучшего из лучших. Им стал Юрий Алексеевич Гагарин. Проект несколько упростили для большей надёжности. Изменилась система покидания корабля. Космонавта доставляла на поверхность целая система парашютов и специальная катапульта. В конце марта 1961 года в космос слетал новый вариант космического корабля с собакой и манекеном. Полёт прошёл почти нормально, но абсолютной уверенности в успехе миссии Гагарина по-прежнему не было. Королёв постоянно вынужден был оглядываться на США. Как мы сейчас знаем, первый американский космический полёт состоялся всего через три недели после первого советского. Предстояло рискнуть. Космический корабль под названием "Восток" стали готовить к запуску с человеком на борту.
Супрун, В. Дудников, Б. Николаев, В. Бодриков, Б. Сотсков, В. Фрумсон, В. Кураев, В. Яздовский, О. Макаров, В. Любинский, Н. Терешенкова, Л. Волгин и др. Одним из основных разработчиков проекта корабля был К. Феоктистов - начальник сектора проектного отдела. Система управления корабля разрабатывалась под руководством заместителя главного конструктора Б. Чертока, система ориентации - Б. Раушенбаха и В.