Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже. последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя.
«540-летия Стояния на Угре». Дмитрий Володихин
Ну прежде всего, почему мы говорим о юной России, почему мы говорим об обретении суверенитета? Ведь, в общем, даже в школьной программе ясно дается понять, что корни русской государственности уходят на много веков глубже, что было древнерусское государство, что первые государственные преобразования провела еще святая Ольга в середине X века. А тут мы говорим, в XV веке, о юной России. Но тем не менее никакой ошибки нет. Дело вот в чем: после того, как древнерусское государство распалось на множество полунезависимых и фактически независимых отдельных государств — то есть княжеств, вечевых республик, мы не можем говорить о едином государственном пространстве. Собственно, уже с середины XII века раздробленность так сильна, что единого государства фактически не существует. А после монголо-татарского нашествия и установления ига во второй половине XIII века раздробление усиливается, и фактически на протяжении нескольких десятилетий Северо-Восточная Русь падает в политическую бездну. Мы видим на относительно небольшом пространстве огромное количество государств, небольших и достаточно крупных, которые воюют друг с другом, оспаривают право занять великокняжеский престол и стать если не централизатором всей Северо-Восточной Владимирской Руси, то хотя бы получить господство среди огромного дома князей, потомков Всеволода Большое Гнездо, который правил всем этим пространством до начала XIII века. Что у нас существует на территории северо-восточного угла древней империи Рюриковичей к середине XV века? Пестрота разнообразных владений, и нет никакой России в этот момент, нет никакой единой Руси, есть крошево небольших и более крупных самостоятельных государств. Они чеканят собственную монету, имеет каждое собственную армию, собственную династию, собственную внешнюю политику — самостоятельное государство Великое княжество Тверское, самостоятельное государство Великое княжество Московское, самостоятельное государство Ярославское княжество, самостоятельное государство Рязанское княжество, Псковская вечевая республика, Новгородская вечевая республика.
И даже, в общем, какое-то время существовало несколько эфемерное, но тем не менее, подчеркну, Великое княжество Пронское — вот нынешний небольшой городок Пронск был столицей великого княжения. Конечно же для того, чтобы что-то могло быть названо Россией, следовало прежде объединить огромное количество этих территорий. И действительно, позже мы будем говорить о том, что великий князь Иван III был объединителем русских земель. Эту программу он осуществлял на протяжении всей своей зрелой сознательной жизни и в конечном итоге добился успеха — он создал Россию. Но вот к 1480 году Россия — младенец. Повторяю: Россия — младенец. Для нее получение суверенитета возможно через два очень важных процесса: первый — объединение, оно идет полным ходом, и второй из этих процессов — это, конечно же, свержение ордынского ига. Ну так давайте посмотрим на то, было ли у нас ордынское иго. Сейчас очень многие историки, и в особенности исторические публицисты, склонны говорить о том, что ну давайте не преувеличивать, конечно же, давайте говорить о неких формах политической зависимости, давайте выражаться осторожно. Но есть надобность текущего момента в сфере идеологии, есть то, что было на самом деле, то есть история.
Конечно же, ордынское иго существовало, и оно порой было весьма тяжелым. Оно, так сказать, не было в смысле тяжести форм ровным, сколько-нибудь ровным, оно было ну, скажем, таким, чем-то вроде стихии, наплывающей волнами — иногда тяжелее, иногда легче. Очень, повторяю, тяжелыми. Это тяжелейшая дань, это целый каскад карательных экспедиций, каждая из которых осталась в народной памяти под словосочетанием из двух слов: Дюденева рать, Неврюева рать. И каждый раз вот, собственно, рать — это и есть карательная экспедиция, а имя собственное — это имя полководца, который проводит, собственно, поход на территорию Руси. Да и, честно говоря, позднее: 1382 год — Тохтамышева рать — сожженная Москва; Едигеева рать — 1408 год, и так далее, и так далее. То есть Русь находилась в состоянии, когда вся ее государственная перспектива, вся ее культура находилась под дамокловым мечом очередного нашествия. Очередное нашествие — пылают города, уничтожаются деревни, угоняются тысячи и тысячи пленников, экономика разрушается. И если даже нет нашествия, то в этом случае выплачивается тяжелейшая дань, разорительная. Собственно, мы по данным археологии видим, что на Руси какое-то время прекращается денежное хождение: не то что свою монету не чеканят, еще и чужой, привозной почти нет — она вся уходит в Орду.
Конечно же, в данном случае еще одной тяжелой и неприятной формой зависимости является выдача ярлыка на великое княжение и в целом ряде случае просто на крупные княжеские столы. Что здесь можно в итоге сказать? Ордынское иго существовало. Где-то в 70-х годах, в начале 70-х годов Иван III отказался платить дань, он отстоял это право на Угре в 1480 году. Позднее он ни у кого не брал ярлыка на великое княжение, никто также не принимал ярлыка из его потомков, никто не платил дань кому-либо из государей крупных держав, которые наследовали Золотой Орде — ни крымскому хану, ни хану Большой Орды, ни казанскому, ни астраханскому. Старались от войн откупаться подарками — это так, но о дани уже и речи быть не могло. Но вот, поскольку мы с вами затронули тему междоусобий, такого, как выражались летописцы, «раздрасия» такое характерное средневековое словечко между князями Средневековой Руси — вроде бы все они кровные родственники, но время от времени доходило до смертоубийства, до ослепления близкой родни и, в общем, это, конечно, чрезвычайно скверное в нравственном смысле явление. Ну что же, я думаю будет правильным, если сейчас в эфире прозвучит фрагмент из оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь», напоминающий о временах раздробленности самым прямым образом. Дорогие радиослушатели, это светлое радио, радио «Вера». И мы обсуждаем события стояния на Угре 1480 года.
Мы пытаемся сейчас разобраться с корнями этого большого успеха юной России. И здесь очень важно обратиться не только к личностям — о личностях мы с вами поговорим: и о великом князе Иване III, и об Ахмате, и о полководцах русских. Сейчас нам стоит поговорить прежде всего о том, что сделало возможным победу в этом нелегком противостоянии. Ну прежде всего три обстоятельства. Знаете, я нахожусь на православном радио и, думаю, все вы воспримете правильно мои слова: я полагаю, что здесь была и милость Господня. Рождающейся России повезло: была она, по представлениям книжников того времени, уделом Пречистой Богородицы, и покров Богородицы защищал Русь от нашествия, помогал ей в тяжелейшие времена. Так что, знаете, есть во всем этом глубокий христианский аспект. Ну а теперь давайте поговорим о другом. Собственно, о том, что составляет аспект политический. Итак, второе обстоятельство, оно состоит в том, что Орда была уже далеко не та, что при Батые, при Берке, при Тохте, при Тохтамыше — она изменилась.
Прежде всего ее поразила та же самая болезнь, которая столько сил выпила из Руси, а именно политическая раздробленность. Причем Орда оказалась подвержена этой болезни даже в гораздо большей степени, чем Русь. Собственно, именно тогда Дмитрий Донской вывел свои полки на поле Куликово и разгромил Мамая. Хорошенько разберемся, что именно было разгромлено: это была не вся Орда, а по разным подсчетам, от тридцати до пятидесяти процентов территории Орды, которая отделилась и представляла собой самостоятельное государство, скажем так, полу-Орда. Мамай — человек, который, ставил одного за другим ханов-чингизидов, но сам не мог занимать ордынский престол, поскольку был человеком не царской крови, военачальником, высокопоставленным вельможей, но все же без прав на занятие ханского места. Ну так вот, собственно, Русь имела тогда сил достаточно, чтобы встать против части Орды, нанести ей удар — на реке Воже в 1377 году разгром отряда мурзы Бегича и в 1380 году на поле Куликовом еще один, более страшный удар — разгром Мамая. Так вот после этого, в силу огромных потерь, которые понесли русские войска в этих битвах и в силу того, что, собственно, справились только с частью Орды, позднее все же политические плоды этой победы были утрачены. И Тохтамышу, который вновь объединил Орду и с объединенным воинством напал на Московское княжество, удалось спалить Москву и восстановить свою власть. Так что плоды у битвы на поле Куликовом скорее находятся в сфере идей: это понимание и массовое воспоминание о том, что Орда не является непобедимой, что мы сами, отцы наши, деды наши, так сказать, рассматривая с точки зрения разных поколений эту историческую память, смогли выйти против грозного ордынского воина и сбить его с коня, победить его. Вот это было важно.
Но никакого освобождения от власти Орды, полного, тотального освобождения не происходило еще на протяжении ста лет. Между тем Орда по-прежнему дробилась, и с каждым разом это дробление принимало все более тяжелые для нее формы. С тех пор она уже не могла восстановиться в прежних размерах, но наследниками Золотой Орды стали крупные государства, их называли на восточный манер «юртами». И вот главный, старший юрт в нашей литературе называется «Большая Орда».
В 1480 г.
Стояние на Угре положило конец владычеству Орды над Русью, в скором вре-мени также закончилась история Тверского княжества, в 1385 г. При первом тверском князе эта политика носила чисто подчинённый характер, вызванный как слабостью Ру-си, так и силой Золотой Орды. Однако уже при приемниках Ярослава начинается изменение роли Золо-той Орды в политике тверских князей. Уже Михаил Ярославич пытался исполь-зовать её для достижения своих целей путем привлечения золотоордынских от-рядов для борьбы со своими противниками, но таких размахов, как это было во время борьбы Андрея Городецкого и Дмитрия Переяславского, ордынская по-мощь не достигала. Видимо, наученные горьким опытом князья пытались со-кратить использование монгольских отрядов до минимума.
Ко времени Михаила Ярославича также относится и историографическая проблема, не решённая до сих пор, об ориентации тверского князя на Ногая. Как бы то ни было, Михаил был одним из первых русских князей, который оказался готовым дать отпор ордынцам, как это произошло во время нашествия Дюдене-вой рати. В целом тверской князь после объединения Улуса Джучи ханом Тохтой проводил политику, направленную на беспрекословное подчинение ханам. Только оказавшись в безвыходном положении, Михаил был вынужден оказать сопротивление ханскому отряду, но и тогда всяческим способом пытаясь смяг-чить возможные последствия. Вся ордынская политика Михаила Ярославича была поставлена под удар из-за смерти ханской сестры Кончаки, за что тверской князь и был казнён.
Только вместо привлечения военных отрядов Михайловичи, в первую очередь, пытались использовать ханский суд. О важно-сти ордынского направления может свидетельствовать время, проведённое в Орде Михаилом и его сыновьями. Михаил Ярославич находился при ордынском дворе пять с половиной лет. Это самый длительный срок для всех русских кня-зей за период всего ордынского владычества. Большие показатели характерны и для его сыновей.
Политика ханов в отношении Твери в первой половине XIV в. Именно такая политика Узбека и привела к ослаблению тверского княжеского дома, когда в ханской ставке были казнены Михаил Ярославич, Дмитрий Грозные Очи и Александр Михайлович. В дальнейшем Тверское княжество, находившееся в упадке, не интересо-вало ханов, которые предпочитали поддерживать московских князей. Сами же тверские князья отказались от активной политики в отношении Золотой Орды и ограничивались поездками за ярлыками и судом над удельными спорами. Попытка Михаила Александровича найти поддержку у Мамая во время противостояния Дмитрию Ивановичу оказалась безуспешной, ввиду слабости самой Золотой Орды, вызванной постоянными раздорами внутри неё.
После 1375 г. Изменение тверской политики связано с возрастающим влиянием Ива-на III, который использовал Михаила Борисовича для достижения своих целей. Список использованных источников и литературы I. Источники 1. Докончание великого князя Дмитрия Ивановича с великим князем твер-ским Михаилом Александровичем.
Грамота в. Дмитрия Ивановича в. Жития св. История русской церк-ви. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов.
Полное собрание русских летописей. Новгородская четвёртая летопись. Тверской сборник. Приселков М. Троицкая летопись: реконструкция текста.
Собрание государственных грамот и договоров. Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Литература 1. Борзаковский В.
История Тверского княжества. Борисов Н. Возвышение Москвы. Михаил Тверской. Вернадский Г.
Монголы и Русь. Горский А. Москва и Орда. Греков И. Греков Б.
Золотая Орда и её падение. Егоров В. Сборник статей. Иванова Е. Вопросы медиевистики.
Каргалов В. Русь и кочевники. Карманов Д. Собрание сочинений, относящихся к истории Тверского края. Тверь, 1893.
Клюг Э. Княжество Тверское 1247-1485 гг. Тверь, 1994. Кучкин В. Макарий Веретенников , архимандрит.
Малышев А. Христианство в истории Золотой Орды: дисс. Са-ратов, 2000. Мыськов Е. Политическая история Золотой Орды.
Волгоград, 2003. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 2013. Насонов А. Почекаев Р.
Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золо-той Орды. Селезнёв Ю. Русские князья при дворе ханов Золотой Орды. Элита Золотой Орды.
Казань, 2009. Татищев В. Собрание сочинений. История Россий-ская. Тихомиров М.
Куликовская битва. Храпачевский Р. Черепнин Л. Штыков Н. СПб, 2014.
Экземплярский А.
Однако вскоре московский князь Иван Калита вновь очернил тверского князя перед ханом. Многие приближенные к Узбеку татары, в том числе и его жена, заступались за Александра. Тем не менее Узбек объявил, что тверской князь должен умереть. Его казнили вместе с Федором. Растерзанные тела их были привезены во Владимир, где их отпел митрополит Феогност, а затем погребены в Твери. Иван Калита распространил свое влияние и на Тверское княжество. Тверитяне в знак своего повиновения отослали в Москву большой соборный колокол. Ханы Орды в дальнейшем отказались от попыток прямого управления через своих послов русскими землями в дальнейшем они собирали дань только через русских князей и попыток исламизации русских княжеств.
Это, собственно, и сделало возможным сохранение русского народа. Во многом это спасло и Западную Европу и от столкновения с Ордой. Само древнее русское православие, которое в новой христианской форме сохраняло древнейшее ведические знания, после этого просуществовало еще несколько сот лет.
Хан Узбек разделил великое княжение: Ивану Калите отдавалась Костромская земля и половина ростовского княжества. Суздальскому князю Александру Васильевичу, тоже принимавшему участие в походе на Тверь, достались Владимир и Нижний Новгород.
На Тверское княжение ярлык получает Константин Михайлович, а его брат — на Кашинский удел. Самой большой победой Ивана Даниловича при разделении великого княжения стало то, что хан оставил за ним богатый Новгород, где уже сидели московские посадники. Новгородцы, приславшие послов в Орду, сами просили за московского князя. В том же 1328 году хан Узбек передал под управление Москвы ещё три огромных территории с городами Галич, Белоозеро и Углич. Разделение великого княжества на Руси просуществовало на Руси всего три года.
После кончины суздальского князя хан Узбек передал его долю в руки Ивана Калиты, исправно платившего дань Орде. Случилось это важное в истории Москвы событие в 1331 году.
Усиление Тверского княжества в конце XIII - начале XIV века. попытки сопротивления Золотой Орде
Противостоять такой силе Тверь не могла, и «Федорчукова рать» подвергла княжество чудовищному опустошению. «На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего христианина Федорчука. «На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего христианина Федорчука.
Иван Калита и Федорчукова рать
Тенденция к исламизации Руси Имя Федорчук однозначно указывает на происхождение от крещёных предков, а суффикс —чук — на славянское происхождение. Из этого следует, что он был русским, перешедшим в ислам. Здесь, вероятно, кроется указание на причину, почему миссия Чолхана в Твери вызвала такое противодействие местного населения. Вспомним главные события того времени в Золотой Орде. В 1313 году на ханский престол взошёл Узбек убив своих конкурентов, как это обычно делалось. Поддержку ему оказали мусульмане. Золотая Орда того времени была государством, где ещё боролись разные верования, и ни одно не было государственным. А некоторые члены ханских фамилий даже крестились. Узбек же в 1320 году заявил, что единственной религией в Орде может быть только ислам. Этот резкий поворот насторожил многих на Руси, где татарское господство терпели лишь потому, что татары были безразличны в вопросах веры. Вероятно, в это время возник нажим на русских купцов, прибывавших в большом количестве в Орду, с целью обратить их в ислам.
Вероятно также, что многие русские феодалы, с целью возвыситься на прямой службе у хана, стали переходить в ислам. Одним из этих отступников от православия и был Федорчук.
Не всегда можно отделить татарское нашествие от усобицы русских князей с участием татарских отрядов. В 1223 году отряды монгольских полководцев Субэдэя и Джэбэ разгромили высланное против них союзное русско-половецкое войско, после чего вторглись в южные пределы Руси. Однако монгольское разорение в тот раз коснулось лишь края Переяславского княжества. После этого монголы двинулись в сторону Новгорода, взяли Торжок, но отказались от дальнейшего похода на север. Повернув на юг, татары прошли через край Смоленского и Черниговского княжеств, не затронув их главные города, и по пути, после долгой осады, взяли Козельск — центр удельного княжества Черниговской земли. Осенью 1239 года татары взяли Чернигов. В 1252 году Батый отправил на Русь полководца Неврюя с целью предотвратить восстание русских земель во главе с князем Андреем Ярославичем. Карательная акция была направлена против Владимиро-Суздальской земли, которую монголы вторично разорили дотла.
Неврюй вручил власть над этой частью Руси брату Андрея, Александру Невскому. В то время, как Неврюй разорял Северную Русь, другой татарский полководец Куремса отправился против мятежного Галицкого княжества и воевал несколько лет. В 1258 году полководец Бурундай одним своим появлением заставил князя Даниила смириться и платить ему дань. В 1285 году татары отправились покорять Венгрию, отказавшуюся платить им дань, и снова прошли через Галицкую землю. Но победа венгров позволила и Галицкому княжеству почувствовать себя свободно.
Тверичи убили ордынцев вместе с главным баскаком. Тверской князь Александр Михайлович поддержал восставших. Этой ситуацией воспользовался московский князь Иван Калита. Он отправился в Орду и предложил хану помощь в наведении порядка на Руси.
По пути к карательному походу также присоединился суздальский князь. Это нашествие на тверскую землю вошло в историю под названием «Федорчукова рать» — по имени одного из ордынских военачальников христианина. Тверское княжество было разорено и подчинено ордынской власти. Спустя много лет он попытался получить у хана прощение и приехал в Орду, но был казнён по приказу хана. После разгрома Тверского княжества Иван Калита получил ярлык на великое княжение владимирское. С этого момента, по словам летописца, на Руси наступила «тишина великая». Стараниями Ивана Калиты, а затем его сыновей ордынские рати не появлялись на Руси в течение нескольких десятилетий. Московский князь получил право сбора ордынской дани на территории Северо-Восточной Руси и безупречно выполнял эту задачу. Если кто-либо пытался избежать уплаты дани, Иван Калита решительно и жёстко подавлял это неповиновение.
Он часто ездил в Орду с дарами для хана и его приближённых. От хана московский князь получал всё новые привилегии. В результате такой политики ордынским баскакам не было повода наведываться во владения великого князя. Иван Калита навёл порядок в управлении землями, очистил дороги и торговые пути от разбойников. В 1330-е гг. Для Москвы это было приобретение временное, но очень значимое в плане усиления политических позиций. Под сильным влиянием Москвы оказалась Новгородская земля. Один из символов российской государственности — шапка Мономаха. Как было установлено исследователями, она связана с Владимиром Мономахом только легендой.
В действительности её подарил ордынский хан одному из первых московских князей — вероятно, хан Узбек Ивану Калите. Благодаря крепкой власти князя и развитию хозяйственной жизни сюда активно переселялись люди из других русских земель. Не исключено, что Иван Калита использовал право сбора ордынской дани в собственных корыстных интересах. Не случайно при нём в Москве развернулось активное строительство. Территорию Московского Кремля расширили, а его деревянные стены возвели заново. Все эти архитектурные памятники выстроили из камня, что для разорённой в то время Руси было редкостью. Васнецов Огромную роль в возвышении Московского княжества сыграла церковь. Митрополит всея Руси Пётр 1308—1326 поддержал московского князя в его противостоянии с Тверью. Последние два года жизни митрополит даже прожил в Москве, сделав её своей резиденцией вместо Владимира.
Митрополичья кафедра фактически утвердилась в Москве. В то время князей Рюриковичей во всех русских землях было много, однако глава церкви был один. Он оставался символом прежнего единства Руси. Его духовная власть распространялась на православное население далеко за пределами Московского княжества, даже на территории Литвы и Орды. Иван Калита внизу справа и митрополит Пётр внизу слева символически возделывают древо Российского государства. Симон Ушаков. Оба князя владели ярлыками на великое княжение и старались продолжать политику отца. Симеон Гордый в оправдание своего прозвища распространял московское влияние на соседние земли. В результате московско-новгородской войны великий князь упрочил своё положение в Новгороде и Пскове.
Без грубостей и хейта. Давайте жить дружно, а критиковать — конструктивно! Если видите грубость без аргументов, призовите admoders.
Лига Художников — галерея работ, созданных вами. Чаще всего это цифровые, традиционные рисунки, на ткани или иных носителях. Слабые работы часто отклоняем, ибо они провоцируют негатив у зрителей.
Последствия Федорчуковой рати
Карательный поход татар (Федорчукова рать), к которому присоединил свои войска московский князь Иван Данилович (Калита), закончился разорением Твери, избиением и пленением. Разорение Твери (Федорчукова рать). Московский князь Иван Калита вместе с суздальским князем отправил карательную экспедицию в Тверь. По имени одного из темников этот поход был назван «Федорчукова рать». В Твери никто не сопротивлялся – эта «Федорчукова рать» закончится полным разорением княжества.
Взаимоотношения Тверского княжества и Золотой Орды
- Идеальный князь
- Новые политические центры Северо-Восточной Руси
- В этот день… 26 марта – 1
- Федорчукова рать
- Также по теме
- Как Русь не стала тверской
Федорчукова рать: за что хан Узбек жестоко наказал жителей Твери
Новгородские рати и сын тверского князя с дружиной простояли против московского воинства несколько дней, а затем решили, что Новгород переходит к Москве. Новгородские рати и сын тверского князя с дружиной простояли против московского воинства несколько дней, а затем решили, что Новгород переходит к Москве. Так и случилось: после нашествия Федорчуковой рати тверской князь и его княжество потеряли все шансы на первые роли в Русском государстве.
Последняя интрига Калиты
А соперники из Твери не преминули сообщить об этом хану в выгодном для себя ключе. Конечно, заверив при этом, что они сами будут сборщиками дани для хана куда более добросовестными, чем «московские обманщики». Как известно, всякая власть предполагает и ответственность. Так вышло и с выпросившим себе великокняжеский ярлык тверским князем. В 1327 году в Тверь приехал погостить двоюродный брат хана Узбека Щелкан или Чолхан. Гостем он оказался беспокойным, его свита вела себя в городе излишне по-хозяйски. В результате горожане подняли бунт, спалив и княжеский дворец, где укрылся Щелкан со своими людьми, при этом погибли почти все монголы. Был ли причастен к этому бунту князь Александр Тверской — историки спорят до сих пор. В отместку хан Узбек собрал довольно большое войско в 5 туменов 50 тысяч человек.
Считается, что постоянный состав, например, армии Батыя, с которой он завоевал Русь, составлял всего 4 тумена 40 тысяч человек. Впрочем, вопреки распространяемым в Твери слухам о чуть ли не религиозной войне для ниспровержения православия и утверждения ислама, главнокомандующим этим войском был назначен ханский вельможа христианских убеждений по имени Федорчук. Отчего ханские силы и получили название среди летописцев «Федорчукова рать». Как показали дальнейшие события, дальше обычного разгрома мятежного княжества дело не пошло — на веру его уцелевших обитателей никто не посягал. Сам тверской князь Александр судьбу решил не искушать, понимая, что понесёт ответственность за непринятие достаточных мер по обеспечению безопасности ближних родственников своего сюзерена. Стоит заметить, что великий предок и московских, и тверских князей, святой князь Александр Невский в сходной ситуации сумел принять пусть и жёсткое, но единственно правильное решение, решительно подавив бунт новгородцев, выступавших против переписи их ханскими баскаками для последующего сбора дани. Иначе альтернативой, при поддержке такого бездумного популизма, было бы жестокое подавление бунта уже ханскими войсками с огромным количеством жертв и разрушением Новгорода. Но Александр Тверской, увы, не унаследовал политический гений своего знаменитого прадеда, как, впрочем, и его полководческие таланты.
Будь Александр Невский на месте своего потомка в 1327 году, с приближением 50-тысячной вражеской рати он не стал бы идти против неё в самоубийственную атаку. Этим, как раз, больше отличались братья Александра Невского. Потому значительную часть своей сознательной жизни и провели в эмиграции, после неудачных попыток свергнуть власть мощной монгольской державы своими крошечными силами, пока под влиянием своего куда более умного брата в Орде их не прощали, разрешая возвратиться домой.
Щелкана, как его назвали тверичи. Чолхан и его люди действительно вели себя бесцеремонно.
Возможно, предводитель золотоордынского отряда и вел бы себя поскромнее, если б ко всему прочему не был еще и двоюродным братом правителя Золотой Орды, хана Узбека. Явившись в Тверь, Чолхан первым делом выгнал из дворца если его так можно называть князя Александра Михайловича. Надо заметить, что менее чем за год до визита Чолхана тверской князь получил от Узбека ярлык на великое княжение. То есть формально был главой всех русских княжеств. Унижение, однако, Александр Михайлович стерпел.
И уговаривал горожан терпеть притеснения от ордынцев.
Их поддержал войсками хан Узбек. Тверь была полностью разорена и сожжена. Подавление восстания Московский правитель Иван Калита видел в Твери сильного соперника и стремился любыми путями ослабить его. Тверское восстание было выгодно Москве. Подавление было осуществлено совместными усилиями нескольких правителей: Князя Ивана Калиты, быстро собравшего войско. Присоединившегося к нему суздальского князя Александра. Совместными усилиями Тверское восстание было подавлено. Город был полностью разорён.
Князь Александр Михайлович со своей семьёй укрылся в Пскове. Итоги и жертвы Разорение Твери и прилежащих селений. Истребление или угон в рабство большинства жителей. Утрата Тверью статуса сильнейшего русского города и возвышение Москвы. Переход власти к Константину и Василию Кашинским. Получение великокняжеских ханских ярлыков Иваном Калитой и суздальским князем. Перераспределение политического влияния на северо-западе Руси. Тем не менее, в Золотой Орде оценили риск сопротивления русских городов.
Он отправился в Орду и предложил помочь восстановить власть над взбунтовавшимся княжеством. Интересы двух сторон совпали, и Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников [1] и велел идти на Александра Михайловича. К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина. Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту» [5]. Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви.
Москва vs Тверь: борьба за лидерство в 14-м веке
Рассмотрим две версии о участии в Федорчуковой рати князя московского Ивана Калиты. На Русь выдвинулся карательный отряд («Федорчукова рать»). Федорчукова рать — статья из Интернет-энциклопедии. «Федорчукова рать» 1327 г. в миниатюре к «Повести о Сергие Радонежском» из Лицевого летописного свода.
Восстание в Твери против баскака Чолхана
Насильственное смещение русского правителя федорчуковой ратью стало последним за годы монголо-татарского нашествия случаем силовой смена князя. Нашествие получило название «Федорчукова рать» — и это было последний случай, когда хан Золотой Орды силой устранял неугодного ему великого князя. В ходе кровопролитного набега, известного как Федорчукова рать, объединённое русско-татарское войско уничтожило множество деревень и городов, дойдя даже до Пскова. Командующим стал крещеный татарин Федорчук, поэтому и карательный поход на Тверь получил название «Федорчукова рать».