Правительство России расширило список ведомств, которые получают рассылку с данными из федерального регистра сведений о населении. Правительство России расширило список ведомств, которые получают рассылку с данными из федерального регистра сведений о населении.
Единый регистр сведений о населении - что это и зачем?
Ваш гид по работе с Федеральным реестром медицинских организаций (ФРМО) и Федеральным регистром медицинских работников (ФРМР). Федеральный регистр лиц, больных COVID-19. Еще в 2006 году, принимая закон о персональных данных, законодатель предусмотрел возможность создания государственного регистра населения, правовой статус которого должен устанавливаться федеральным законом. Вести ресурс будет Федеральная налоговая служба на основании уже имеющихся данных. Минздрав РФ опубликовал проект федерального регистра граждан с наиболее распространенными группами заболеваний.
ФНС начала предоставлять сведения из Единого реестра населения
Она начнет работать с 1 января 2023 года. Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» опубликовали на официальном портале правовой информации. Документ инициировало правительство после обращения президента 11 мая. Закон содержит ряд мер, в частности: повышает с 1,5 тысячи рублей до 6752 рублей минимальный размер пособия по уходу за детьми до полутора лет для неработающих россиян, увеличивает с шести тысяч рублей до 13,5 тысячи рублей максимальный размер пособия для потерявших работу во время декретного отпуска, а также предоставляет самозанятым налоговый капитал в размере одного минимального размера оплаты труда МРОТ — 12 130 рублей. Кроме того, для индивидуальных предпринимателей, работающих в пострадавших от коронавируса отраслях и не являющихся работодателями, инициатива уменьшает суммы страховых взносов за 2020 год на один МРОТ, до 20 318 рублей.
Наиболее пострадавшим от пандемии предпринимателям разрешается расторгать договоры аренды недвижимости без возмещения упущенной выгоды.
С созданием ЕФИР, с размещением на улицах наших городов и на дорогах областей сотен тысяч камер высокого разрешения с распознаванием лиц у операторов баз персональных данных возникает новый вид власти — цифровой власти над данными граждан. Надо понимать, что в случае принятия законопроекта о Едином Регистре: эту власть получают некие неустановленные и неизвестные населению гражданские лица, граждане РФ не делегировали им эту власть над собой, есть обоснованные опасения, что на этом процесс не остановится, в базу постепенно будут добавлены и биометрия, и переписка, и география перемещений, и медицинские данные каковое пополнение Регистра внешними ведомствами предусмотрено в законопроекте — см. Можно предполагать, что в итоге может возникнуть и социальный рейтинг по китайскому образцу, и разные виды дискриминации граждан на основе персональных данных. Правовые риски. Граждан в законопроекте просто забыли, в том числе — несовершеннолетних. Гражданин не получает возможности хоть как-то повлиять на процесс сбора, хранения и использования персональных данных о себе, является по сути объектом, а не субъектом. Законопроект прямо упраздняет 152-ФЗ о персональных данных, создаёт правовой нигилизм в отношении частной жизни и персональных данных граждан. Об этом ниже в правовом разделе 4.
Проект несёт очевидные технические риски. Сбор данных в одном месте, кроме удобства для оператора ФНС , несёт риски утечек, компрометации данных и использования служебного положения. О этом ниже в разделе «Технические риски». Процедура проведения законопроекта — неправильная. Его «протаскивают» поспешно, «под шумок», без общественных слушаний. Для проекта такой значимости это недопустимо. Обоснование законопроекта очень слабое. Фактически, сторонник и «двигатели» законопроекта в Пояснительной записке и в публичных выступлениях говорят только «ну это же будет очень круто — знать всё про всех! Нет аргументов, почему не годится текущее положение, когда ведомства обмениваются данными, держа частичные персональные данные граждан в своих ведомственных базах.
Эта невнятица и привязка к фискальным задачам ФНС влечёт большие политические риски для власти. Об этом ниже — в разделе 2 о политических рисках. Политические риски Публичные обоснования законопроекта — негодные. Обоснования в Пояснительной записке и в прессе сводятся к облегчению сбора денег с населения, а также к тому, что «иметь полные и достоверных данные обо всех гражданах — очень хорошо». Это легко увидеть, посмотрев тексты. В пояснительной записке в качестве основания для создания нового закона даётся ссылка на Указ Президента РФ от 2016 об усилении платёжной дисциплины. То есть по сути, прямо сказано, что закон нужен для собирания большего количества денег с населения. В глазах населения это будет выглядеть издевательством, особенно в текущей ситуации. Упоминаемые в Пояснительной записке «борьба с мошенниками» или «помощь неимущим» очень плохо сочетаются с целями повышения собираемости налогов и с управлением ФНС.
Сбор данных Налоговой службой делается в целях помощи немущим? В восприятии населения ФНС занимается не раздачей денег, а сбором, получается двойная насмешка. Официальная публичная риторика в поддержку законопроекта — негодная. Высказывание замначальника ФНС, что "такое сосредоточение всех данных поможет оценить совокупные доходы домохозяйств, число нуждающихся семей в стране. Это стало особенно актуально в условиях распространения коронавирусной инфекции, когда необходимо оказывать адресную помощь именно тем, чьи доходы упали из-за кризиса", опять же, звучит просто насмешкой, издевательством ведь в самом законопроекте написано, что закон в принципе планируется ввести в действие до 23-го года, когда про коронавирусную инфекцию все забудут. Это просто неуклюжая попытка обмана. По сути, никаких разумных объяснений того, зачем нужен новый закон, гражданам не предлагается. Процедура проведения законопроекта — негодная. Текущая процедура продвижения законопроекта вызывает очень много нареканий.
Это делается быстро, кулуарно, без обсуждения в прессе, под шум о коронавирусе, без широкого общественного обсуждения. Это несёт в том числе большие политические риски для власти в РФ. Почему не проведены общественные слушания? Присвоение номерного идентификатора человеку вступает в противоречие с позицией РПЦ. Можно ожидать дальнейшего возрастания недовольства как верующих, так и религиозных организаций.
Короткая ссылка 21 мая 2020, 13:12 Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон о едином федеральном информационном регистре, который будет содержать сведения о населении России. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2022 года, а ряд норм — с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года.
С 1 января 2026 года на 1 апреля 2023 года перенесены сроки запуска получения сведений из реестра через портал госуслуг, предоставление данных физическому лицу из реестра и его возможность вносить изменения в реестр. Оператором ЕФИРа, которым является Федеральная налоговая служба, подтверждена техническая готовность информационной системы для предоставления соответствующих сведений физическим лицам начиная со сроков, определяемых законопроектом, говорится в пояснительной записке.
Путин подписал законы о поддержке бизнеса и создании регистра сведений о населении РФ
Таким образом, дату предлагается значительно приблизить. Срок переносится для следующей статьи закона : «Предоставление сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, физическим лицам, указанным в пункте 7 части 1 настоящей статьи физическому лицу или его законному представителю в части сведений, составленных в отношении данного лица — ред. Сведения о детях, не достигших совершеннолетия, не предоставляются родителям одному из родителей ребёнка, в отношении которого они лишены родительских прав». Также в закон о регистре населения предлагается добавить, что сведения, содержащиеся в записи регистра, могут быть изменены по запросу физического лица, в отношении которого они составлены, или его законного представителя, направление и информирование о ходе и результатах обработки которого обеспечиваются с использованием ЕПГУ.
Статья 11.
Предоставление сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении 1. Предоставление сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, осуществляется оператором государственной информационной системы, предусмотренной статьей 9 настоящего Федерального закона, в электронной форме бесплатно. Сведения, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении, в целях, указанных в пунктах 2, 4, 5 и 6 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, предоставляются обезличенными. Уполномоченный орган сообщает сведения, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении, по запросам суда судьи , органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере внутренних дел, направленным в целях осуществления функций и полномочий указанных органов, а также по запросам федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
Предоставление сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, физическим лицам, указанным в пункте 7 части 1 настоящей статьи, осуществляется с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, а также с использованием региональных порталов государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации после прохождения указанными лицами процедур идентификации и аутентификации в единой системе идентификации и аутентификации. Сведения о детях, не достигших совершеннолетия, не предоставляются родителям одному из родителей ребенка, в отношении которого они лишены родительских прав. Предоставление сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, органам, организациям и лицам, указанным в пунктах 1 - 6 части 1 настоящей статьи, в электронной форме, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия, осуществляется посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, в том числе перечень указанных сведений и сроки их предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Общие требования по приведению сведений о населении Российской Федерации, содержащихся в иных государственных и муниципальных информационных ресурсах, в соответствие со сведениями, содержащимися в федеральном регистре сведений о населении, определяются Правительством Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в федеральном регистре сведений о населении, используются органами, организациями и лицами, указанными в пунктах 1-6 части 1 настоящей статьи, исключительно в целях реализации установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий соответствующих органов, организаций и лиц. Органы, организации и лица, указанные в пунктах 1 - 6 части 1 настоящей статьи, обеспечивают защиту предоставленных им в соответствии с настоящей статьей сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных и законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации при обработке указанных сведений в своих информационных системах. Внесение изменений в состав и способы предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре сведений о населении, и изменение перечня органов, организаций и лиц, которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Статья 12. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона Нарушение требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 13. Особенности формирования и ведения федерального регистра сведений о населении и использования содержащихся в нем сведений в переходный период 1.
Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до 31 декабря 2025 года устанавливается переходный период. При первоначальном направлении органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, предусмотренных частями 1-12 статьи 10 настоящего Федерального закона сведений для формирования федерального регистра сведений о населении могут быть использованы способы, отличные от способа, предусмотренного частью 13 статьи 10 настоящего Федерального закона. При использовании способов направления сведений для формирования федерального регистра сведений о населении, отличных от способа, предусмотренного частью 13 статьи 10 настоящего Федерального закона, оператором государственной информационной системы, органами и организациями, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, должны обеспечиваться требования о защите сведений, предусмотренные законодательством Российской Федерации в области персональных данных и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Статья 14.
Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Нарушаются права и подвергаются риску жизнь и здоровье несовершеннолетних. Очевидно, ЕФИР предполагается использовать для сбора, получения и хранения персональных данных о всех гражданах РФ, то есть, в том числе, о детях и несовершеннолетних, «по факту», без получения особого разрешения на это от их родителей или опекунов. Это грубое нарушение базовых прав несовершеннолетних. Согласно текущей версии законопроекта, родитель сможет узнать, какие данные о его детях хранятся в ЕФИР, но не сможет удалить их или скрыть по своему усмотрению от посторонних глаз. Это создаёт серьёзные риски для детей и родителей: Автор записки лично в своей семье сталкивался с похищениями детей и имеет острую аллергию к хранению и публикации данных о детях.
Закрытость информации о детях — важный вопрос для всех. Угрозы детям и семье — типовой метод криминала. Хотим ли мы дать дополнительные информационные инструменты преступникам? Нам кажется, что большинство россиян не захотят иметь где-то не зависящую от них базу данных, в которой довольно многие из управленцев и обслуживающего персонала чиновники, ИТ-клерки, системные администраторы и программисты смогут посмотреть, кто их дети, как они выглядят, где живут и где учатся а значит, бывают каждый день. А ведь в этой единой базе Регистра всё будет ещё более подробно: можно будет посмотреть, кто родители, кто жена, кто сестра, кто её родители, кто её дети и т. Технические угрозы Риски единого места хранения. Очевидно, что создание единой базы граждан будет вызывать повышенный интерес любых злоумышленников, поскольку каждая запись данной базы и их общая совокупность содержат больше информации, чем любая узкоспециализированная база в ведомстве или регионе, что кардинально снижает стоимость и сложность несанкционированного доступа к этим данным граждан.
Получается, что в одном месте создаётся база, которая гарантированно будет уязвима и будет иметь утечки время от времени, но при этом будет содержать крайне важные персональные данные граждан РФ. Что, безусловно, сделает её предметом вожделения многочисленных внешних хакеров, а также инсайдеров, коррупционеров и т. Вторым аспектом этого вопроса являются возможные утечки данных изнутри. Известно, что большинство утечек совершается именно при помощи внутренних злоумышленников инсайдеров Даже если не рассматривать угрозу взлома базы Регистра со стороны внешних атакующих, не очень понятно, как защита Единого Регистра будет осуществляться сотрудниками гражданского ведомства ФНС. Однако число утечек из БД государственных органов составляет миллионы записей в год и постоянно растёт год от года. Все государственные информационные системы, скомпрометированные этими массовыми утечками в 2019 году, были созданы в соответствии с требованиями законодательства, что не защитило их от взломов и хищений информации. Каким образом база Регистра будет гарантированно защищена от злоупотреблений и краж со стороны внутренних нарушителей — непонятно.
Планируемый оператор Регистра также «отметился» на поле утечек. В 2019 году произошла скандальная утечка налоговых данных граждан РФ. В сентябре 2019 ФНС утечку из её баз опровергла «мы исключаем возможность утечки» , не приведя, однако, никаких доказательств этого. Многие специалисты по информационной безопасности считают эту утечку именно утечкой ФНС. Этот случай не подвергался подробному разбору, виновные не были найдены и наказаны. Наверное, было бы логично сначала публично разобраться с прошлогодней утечкой данных и способностью ФНС защитить данные граждан. Использование зарубежного ПО и техники.
В законопроекте довольно неясно упоминаются требования к программному и аппаратному обеспечению Регистра — сказано лишь, что эти средства должны быть «сертифицированы». К сожалению, у нас в стране процедура сертификации довольно формальна, в результате в госорганах используется много сертифицированных средств западных производителей, вызывающих сомнения в отношении информационной безопасности. Кроме того, сложившаяся в нашей стране практика использования сертифицированных программных и аппаратных средств в госорганах и госкорпорациях не защищает от применения запрещённого облачного хранения данных и передачи данных за пределы РФ. В результате даже сертифицированное ФСТЭК зарубежное программное средство на практике всё равно скачивает обновления, которые уже никем не сертифицируются, не говоря уже о возможных чрезвычайно сложных для обнаружения гибридных программно-аппаратных закладках и т. Здесь просматривается риск построения системы критической инфраструктуры, к которой будет возможен скрытый доступ иностранных производителей и спецслужб. На наш взгляд, такой Регистр должен строиться и работать исключительно на отечественных средствах. Как стоило бы сделать Снять политические риски.
Назначить общественные слушания по проекту, сделать процесс внесения и корректирования законопроекта максимально открытым. Дать убедительные обоснования необходимости создания ЕФИР. Сделать данные ЕФИР гостайной. Со всеми ограничениями, регламентами и ответственностью за хранение гостайны для всех причастных к Регистру. Признать Регистр объектом критической инфраструктуры. Проверить соответствие его статуса закону о КИИ. Назначить релевантного оператора.
Закон содержит ряд мер, в частности: повышает с 1,5 тысячи рублей до 6752 рублей минимальный размер пособия по уходу за детьми до полутора лет для неработающих россиян, увеличивает с шести тысяч рублей до 13,5 тысячи рублей максимальный размер пособия для потерявших работу во время декретного отпуска, а также предоставляет самозанятым налоговый капитал в размере одного минимального размера оплаты труда МРОТ — 12 130 рублей. Кроме того, для индивидуальных предпринимателей, работающих в пострадавших от коронавируса отраслях и не являющихся работодателями, инициатива уменьшает суммы страховых взносов за 2020 год на один МРОТ, до 20 318 рублей. Наиболее пострадавшим от пандемии предпринимателям разрешается расторгать договоры аренды недвижимости без возмещения упущенной выгоды. Для этой категории граждан также предусматривается списание подлежащих уплате за II квартал 2020 года налогов авансовых платежей и страховых взносов. Также закон освобождает от НФДЛ стимулирующие выплаты за особо важные работы, особые условия труда и дополнительную нагрузку медикам и работникам, участвующим в борьбе с коронавирусом. Закон о создании единого федерального регистра устанавливает оператором базы с информацией о россиянах Федеральную налоговую службу.
Федеральный регистр сведений о населении России: Кабмин регламентировал работу ГИС
Единый регистр сведений о населении появится в России » Новости. Саров24 | Единый регистр населения станет доступен для граждан с 1 апреля 2023 года. |
Единый регистр сведений о населении - что это и зачем? | Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». |
В России предложили создать единый регистр пациентов для части болезней: Общество: Россия: | Правительство России постановило внести Минцифры и Минобороны в перечень ведомств, которые будут получать рассылку с информацией из федерального регистра сведений о населении. |
Единый регистр населения будет использоваться наряду с другими ГИС до 2026 года | 21 мая Госдума окончательно приняла законопроект о введении Единого федерального регистра населения (ЕФИР). |
Единый регистр населения появится уже в 2023 году
ФНС начала предоставлять сведения из Единого реестра населения | Президентом подписан и официально опубликован федеральный закон от 08.06.2020 № 168-ФЗ "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ". |
Газеты пишут о расширении федерального регистра населения новыми сведениями о россиянах | Правительство России предложило расширить перечень сведений о россиянах в федеральном регистре сведений о населении. |
В России ввели единую базу данных граждан
Согласно принятому 1 января 2022 года ФЗ-168, в России начал действовать единый федеральный информационный регистр населения. В него включаются сведения о физических лицах, ранее разобщенные по разным базам. Единый федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о населении Российской Федерации. Согласно законопроекту, Федеральная налоговая служба становится оператором Единого регистра населения.
В России создается Единый регистр населения
Все органы власти федеральные, региональные, местные вне зависимости от сферы своей деятельности получают доступ к персональным данным гражданина из разных областей жизнедеятельности. Помимо органов власти всех уровней доступ к данным получат органы управления внебюджетными фондами, нотариусы, избиркомы и многофункциональные центры далее — МФЦ. Следует учитывать, что МФЦ не являются госорганами и предоставление им доступа без согласия граждан не только незаконно, но и чревато серьезными проблемами в масштабах страны. Помимо того, что вопрос с ответственностью МФЦ является весьма дискуссионным, следует учесть, что по ст. И никаких ограничений по организационно-правовой форме структур, которые может привлекать МФЦ, закон не устанавливает. Достаточно наличия сети филиалов, определенных каналов связи и Интернета п. Постановлением Правительства от 22. Сам этот факт свидетельствует о легализации передачи госуправления коммерческим структурам. И важным шагом для отчуждения данных граждан становится легализуемый с помощью критикуемого законопроекта доступ в том числе коммерческих организаций путем заключения договора с уполномоченным МФЦ к создаваемому Единому регистру.
В соответствии с ч. Между тем, полномочия соответствующих структур имеют весьма широкий характер. Таким образом, из законопроекта невозможно сделать вывод, к каким именно персональным данным граждан какие структуры получат доступ. Соответствующее правовое регулирование делегировано на подзаконный уровень, что неприемлемо и может привести к дополнительным ограничениям прав граждан в нарушение ч. Очевидно, что с таким регулированием произойдет расползание личных данных граждан по рукам самых разных «третьих лиц». Присвоение единого электронного номера-идентификатора человеку. Эта запись федерального регистра идентифицируется не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером. При внесении изменений в запись федерального регистра о населении номер указанной записи не изменяется.
Причем, номер записи регистра формируется и используется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации ч. Поэтому на уровень Правительства передается решение деталей такого чувствительного для населения вопроса как присвоение номера человеку. Чиновники лукавят, отмечая, что номер будет присваиваться не человеку, а записям о нем. На самом деле несменяемый уникальный номер будет идентифицировать именно конкретного человека, поскольку исключительно под этим номером будут собираться и обрабатываться все сведения о каждом конкретном человеке из любых государственных и муниципальных информационных системах. Иными словами, именно этот номер будет служить идентификации человека. Идентификатором в настоящее время является имя человека, позволяющее его индивидуализировать. Согласно п. Именно имя должно являться в силу закона индивидуализирующей идентифицирующей характеристикой гражданина.
Однако по законопроекту номер записи становится «идентификатором», а ФИО будут лишь «сведениями» Регистра. Анализировать необходимо суть, содержание явления, а не его лукавую форму, наименование. Стоит напомнить, что на Нюрнбергском процессе 20 ноября 1945 - 1 октября 1946 г. Поэтому законопроекты, предполагающие идентификацию граждан через номерной идентификатор, преступны, умаляют человеческое достоинство, нарушают неотчуждаемое право человека на имя. Ничто не может быть основанием для его умаления». Поэтому законопроект грубо нарушает положения Конституции РФ. В контексте анализа законопроекта обратим внимание на ч. Следует учесть, что согласно ч.
Кроме того, «особенности учета» персональных данных не должны игнорировать ч.
Единый регистр населения станет доступен для граждан с 1 апреля 2023 года. Ранее предполагалось, что граждане смогут делать запрос в ЕРН с 1 января 2026 года. Собственно, и сам регистр заработает в 2023 году. Что же такое ЕРН?
Но в сам регистр подобных сведений, как видим, включать не будут. Возможно, причина в том, что в таком случае пришлось бы часто обновлять эту и без того громоздкую базу, а с этим все-таки есть технические сложности. Также бросается в глаза, что в реестре не будет сведений об адресе. Пока что, насколько известно, налоговая служба некоторым образом защищает подобные данные в отношении ИП в отличие от организаций — кто попало не узнает адрес ИП ни из одного из имеющихся открытых реестров и выписок, но можно — запросить в налоговой, предъявив паспорт.
В течение 2022 года ФНС осуществляла первоначальное наполнение регистра и повышением качества данных. Теперь сведения из регистра населения доступны органам власти. При этом граждане смогут посмотреть информацию в регистре населения о себе и своих несовершеннолетних детях на портале госуслуг уже в 2024 году. С 1 января 2026 года регистр населения станет единственным эталонным источником сведений и физических лицах.
В России появится единый регистр населения.
А.Хинштейн о принятии законопроекта о Едином регистре населения | Законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации» несет в себе серьезнейшие риски. |
Единый регистр населения | Совет Федерации на заседании во вторник одобрил законопроект о создании единого федерального регистра сведений о населении. |
Единый федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о населении Российской Федерации | Федеральный регистр сведений о населении будет хранить. |
Новый регистр в управлении ФНС | ФНС России назначена оператором государственной информационной системы, в которой ведётся федеральный регистр сведений о населении РФ. |
В России появится федеральный регистр сведений о населении
Нарушаются права и подвергаются риску жизнь и здоровье несовершеннолетних. Очевидно, ЕФИР предполагается использовать для сбора, получения и хранения персональных данных о всех гражданах РФ, то есть, в том числе, о детях и несовершеннолетних, «по факту», без получения особого разрешения на это от их родителей или опекунов. Это грубое нарушение базовых прав несовершеннолетних. Согласно текущей версии законопроекта, родитель сможет узнать, какие данные о его детях хранятся в ЕФИР, но не сможет удалить их или скрыть по своему усмотрению от посторонних глаз. Это создаёт серьёзные риски для детей и родителей: Автор записки лично в своей семье сталкивался с похищениями детей и имеет острую аллергию к хранению и публикации данных о детях.
Закрытость информации о детях — важный вопрос для всех. Угрозы детям и семье — типовой метод криминала. Хотим ли мы дать дополнительные информационные инструменты преступникам? Нам кажется, что большинство россиян не захотят иметь где-то не зависящую от них базу данных, в которой довольно многие из управленцев и обслуживающего персонала чиновники, ИТ-клерки, системные администраторы и программисты смогут посмотреть, кто их дети, как они выглядят, где живут и где учатся а значит, бывают каждый день.
А ведь в этой единой базе Регистра всё будет ещё более подробно: можно будет посмотреть, кто родители, кто жена, кто сестра, кто её родители, кто её дети и т. Технические угрозы Риски единого места хранения. Очевидно, что создание единой базы граждан будет вызывать повышенный интерес любых злоумышленников, поскольку каждая запись данной базы и их общая совокупность содержат больше информации, чем любая узкоспециализированная база в ведомстве или регионе, что кардинально снижает стоимость и сложность несанкционированного доступа к этим данным граждан. Получается, что в одном месте создаётся база, которая гарантированно будет уязвима и будет иметь утечки время от времени, но при этом будет содержать крайне важные персональные данные граждан РФ.
Что, безусловно, сделает её предметом вожделения многочисленных внешних хакеров, а также инсайдеров, коррупционеров и т. Вторым аспектом этого вопроса являются возможные утечки данных изнутри. Известно, что большинство утечек совершается именно при помощи внутренних злоумышленников инсайдеров Даже если не рассматривать угрозу взлома базы Регистра со стороны внешних атакующих, не очень понятно, как защита Единого Регистра будет осуществляться сотрудниками гражданского ведомства ФНС. Однако число утечек из БД государственных органов составляет миллионы записей в год и постоянно растёт год от года.
Все государственные информационные системы, скомпрометированные этими массовыми утечками в 2019 году, были созданы в соответствии с требованиями законодательства, что не защитило их от взломов и хищений информации. Каким образом база Регистра будет гарантированно защищена от злоупотреблений и краж со стороны внутренних нарушителей — непонятно. Планируемый оператор Регистра также «отметился» на поле утечек. В 2019 году произошла скандальная утечка налоговых данных граждан РФ.
В сентябре 2019 ФНС утечку из её баз опровергла «мы исключаем возможность утечки» , не приведя, однако, никаких доказательств этого. Многие специалисты по информационной безопасности считают эту утечку именно утечкой ФНС. Этот случай не подвергался подробному разбору, виновные не были найдены и наказаны. Наверное, было бы логично сначала публично разобраться с прошлогодней утечкой данных и способностью ФНС защитить данные граждан.
Использование зарубежного ПО и техники. В законопроекте довольно неясно упоминаются требования к программному и аппаратному обеспечению Регистра — сказано лишь, что эти средства должны быть «сертифицированы». К сожалению, у нас в стране процедура сертификации довольно формальна, в результате в госорганах используется много сертифицированных средств западных производителей, вызывающих сомнения в отношении информационной безопасности. Кроме того, сложившаяся в нашей стране практика использования сертифицированных программных и аппаратных средств в госорганах и госкорпорациях не защищает от применения запрещённого облачного хранения данных и передачи данных за пределы РФ.
В результате даже сертифицированное ФСТЭК зарубежное программное средство на практике всё равно скачивает обновления, которые уже никем не сертифицируются, не говоря уже о возможных чрезвычайно сложных для обнаружения гибридных программно-аппаратных закладках и т. Здесь просматривается риск построения системы критической инфраструктуры, к которой будет возможен скрытый доступ иностранных производителей и спецслужб. На наш взгляд, такой Регистр должен строиться и работать исключительно на отечественных средствах. Как стоило бы сделать Снять политические риски.
Назначить общественные слушания по проекту, сделать процесс внесения и корректирования законопроекта максимально открытым. Дать убедительные обоснования необходимости создания ЕФИР. Сделать данные ЕФИР гостайной. Со всеми ограничениями, регламентами и ответственностью за хранение гостайны для всех причастных к Регистру.
Признать Регистр объектом критической инфраструктуры. Проверить соответствие его статуса закону о КИИ. Назначить релевантного оператора.
В качестве оператора регистра выбрана Федеральная налоговая служба ФНС , на которую также возлагаются функции по защите персональной информации, содержащейся в нем При этом использование ресурса для государственных и муниципальных органов будет необязательным до 2023 года. Все оппозиционные фракции проголосовали против принятия законопроекта. Представители КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» отметили излишнюю спешку в обсуждении инициативы и высказали опасения относительно защиты персональных данных, ссылаясь на зарубежный опыт. По их мнению, документ противоречит закону о персональных данных и ряду статей конституции. Замглавы комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский заявил о необходимости развития цифровых технологий, указав на успешный опыт системы многофункциональных центров и портала госуслуг. ФНС уже зарекомендовала себя как локомотив развития цифровых технологий и справится с этой задачей», — уверен парламентарий. По его словам, информация о населении будет храниться не в одном месте, а в разных центрах обработки данных.
Инициатива, подчеркнул он, полностью соответствует законодательству о персональных данных.
В регистр войдут ФИО, дата и место рождения и смерти, пол и семейное положение, сведения о родственных связях человека. А также ряд документов — СНИЛС, ИНН, реквизиты записей актов гражданского состояния, сведения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, о постановке на воинский учёт, документы об образовании и квалификации. Всего 33 вида сведений от 12 поставщиков — различных государственных ведомств. В России появятся онлайн-сервисы для оформления свидетельств о рождении и смерти Никаких новых данных в ЕРН содержаться не будет, отмечал при рассмотрении законопроекта председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информтехнологиям и связи, член Президиума АЮР Александр Хинштейн. Закон вступает в силу поэтапно. Сейчас — период наполнения базы и её гармонизация, то есть сведения из различных источников должны «подружиться» между собой. Это не так просто, отметила 14 октября в ходе круглого стола в Совете Федерации по вопросам межведомственного электронного взаимодействия первый зампред Комитета по конституционному законодательству и госстроительству, председатель Совета Ростовского реготделения АЮР Ирина Рукавишникова. Существует цифровое неравенство регионов, не везде государственные и муниципальные служащие обладают достаточными цифровыми компетенциями. Муха не пролетит ЕРН должен заработать с 1 января 2023 года.
Соответственно, до 2023 г. Кроме того, в стратегической карте ФНС России на период 2021-2023 гг. При этом создание и ведение такого регистра призвано «обеспечить переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц». О последних новшествах в сфере цифровых технологий, об изменениях законодательных актов, о практических направлениях деятельности налоговой службы Вы можете узнать на обучающих курсах в Приволжском институте повышения квалификации ФНС России. Приглашаем Вас на обучение!
Совет Федерации одобрил закон о едином регистре сведений о населении
Государственная Дума 21 мая приняла закон, предусматривающий создание единого федерального информационного регистра. С 1 января 2022 в России начинает действовать единый федеральный регистр сведений о населении. Доступ к регистру получат все федеральные и муниципальные органы власти, которые оказывают услуги населению.
Кабмин включил МО РФ в список получателей данных из федерального регистра сведений о населении
Основатель KIP LegalTech, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, член ассоциации юристов России Павел Катков отмечает, что государство перекладывает данные из одного информационного реестра в другой, объединяет и упорядочивает данные, делает это в рамках федерального закона о госуслугах и на основании подзаконного акта достаточной юридической силы - постановления правительства. Конечно, всегда возникает мысль о согласии на обработку персональных данных, но тут и согласия, возможно, давно получены, и есть федеральный закон. Опять же, даже если в процедуре будут выявлены формальные нарушения, кто и зачем будет их обжаловать? Ведь для соответствующего иска нужно заинтересованное лицо или группа лиц, а я слабо представляю себе, кому и зачем это может быть нужно, кроме юристов - судебных представителей, если они этих лиц убедят", - считает юрист.
Социальная политика Право В первом чтении принят законопроект об обеспечении возможности получения с 1 апреля 2023 года физическим лицом сведений о себе из единого федерального информационного регистра населения РФ через единый портал госуслуг ЕПГУ. Документ внесён в Госдуму в октябре прошлого года.
Инициатива предусматривает введение возможности для физлиц изменения своих сведений, содержащихся в записи федерального регистра. А также изменения в сроках перехода с 1 января 2026 года на 1 апреля 2023 года. Очевидно, что государство очень хочет ускорить этот процесс оцифровки граждан.
Как исправить ошибку Благодаря ЕРН скорость получения госуслуг увеличится. Ставшая мамой женщина уже в роддоме получит цифровое свидетельство о рождении ребёнка, ей начислят маткапитал и даже запишут малыша в детсад, рассказала Ирина Рукавишникова. А в случае смерти человека не придётся бегать по инстанциям, чтобы это зафиксировать. Кроме того, сведения из ЕРН станут основой для назначения различных госвыплат в проактивном, то есть беззаявительном режиме. Ответственность за незаконный доступ к биометрии граждан могут ужесточить Уже в этом году Минтруд планирует начать проактивное информирование граждан в случае наступления ряда жизненных ситуаций — рождение ребёнка, получение инвалидности, выход на пенсию.
Портал госуслуг пришлёт уведомление обо всех положенных выплатах, объяснит их размер и порядок начисления. В 2022 году информировать будут о льготах на детей разных возрастов, социальных преференциях беременным женщинам, появится сервис сверки пенсионных прав. В дальнейшем на госуслугах появятся все выплаты и разъяснения по ним. Чтобы всё это заработало, сведения о человеке должны быть в идеальном порядке и не содержать ошибок.
Законопроект о доступе граждан к своей записи в едином регистре населения прошёл первое чтение
Сведения о пациентах в новых регионах РФ, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, добавят в Федеральный регистр лиц, инфицированных ВИЧ. Минздрав РФ опубликовал проект федерального регистра граждан с наиболее распространенными группами заболеваний. Минздрав предлагает создать единый федеральный регистр, содержащий сведения о пациентах и их болезнях. Президент подписал закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Минздрав России предложил создать федеральный регистр лиц с отдельными заболеваниями и (или) состояниями. Президент России Владимир Путин подписал закон о создании единого федерального регистра, содержащего сведения о населении страны.