«Коридором смерти» называли в 1943 году непрерывно обстреливаемый участок Шлиссельбург – Поляны, единственный прямой железнодорожный путь, связывающий Ленинград с Большой землёй.
Дорога смерти: шокирующая новость из Петербурга
Зимой 1941—1942 годов «Дорога жизни» для Ленинграда стала буквально «вопросом жизни и смерти», подчеркивает Борис Ковалев. продовольствие я боеприпасов. Новости Октябрьской дороги. Всего по Дороге Жизни в Ленинград доставили более 1,6 миллиона тонн грузов, эвакуировали около 1,4 миллиона человек. В сентябре 1941 года гитлеровские войска окружили Ленинград и почти полностью отрезали его от снабжения.
Рассекречены уникальные архивы о «Дороге жизни» к блокадному Ленинграду
Мемориал «Разорванное кольцо блокады» | Эту ледовую дорогу называли Дорогой Смерти (а вовсе не «Дорогой Жизни», как сусально назвали ее наши писатели впоследствии). |
«Коридор смерти», давший жизнь: железную дорогу из блокадного Ленинграда построили за 17 дней | Чем была Дорога жизни для блокадного Ленинграда, все мы знаем с детства. |
Горячий лед: как Дорога жизни спасла Ленинград во время блокады | Статьи | Известия | Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледовую переправу — «Дорогу жизни». |
Ленинградская "Дорога победы": история героизма и находчивости
Начало блокады До войны Ленинград был крупнейшим центром советской промышленности, средоточием культурных ценностей. В политическом смысле город считался «колыбелью революции». Все эти факторы предопределяли гитлеровский план первоочередного захвата Северной столицы. Финская армия должна была помочь немцам взять Ленинград и соединиться с войсками вермахта группой армий «Север» у Финского залива и восточнее Ладожского озера. После того как группа армий «Север» вышла к Пскову, наступление на Карельском перешейке начали финские дивизии. Положение города на Неве стало критическим. И хотя противнику не удалось взять Ленинград с ходу, город оказался отрезанным от Большой земли.
Началась блокада. Снабжение могло осуществляться отныне только по воздуху или Ладожскому озеру. Немцы вошли практически в пригороды Ленинграда и могли рассматривать в бинокли Исаакиевский собор. Организация обороны Уже 1 июля 1941 года в Ленинграде была создана Комиссия по обороне, которую возглавил партийный деятель А. К моменту окружения города эвакуация населения проводилась недостаточными темпами. Около двух с половиной миллионов горожан, к числу которых надо прибавить беженцев из Прибалтики, Ленинградской области, бойцов Ленинградского фронта, оказались в блокаде.
Ежедневно враг обстреливал город из артиллерийских орудий, в результате бомбёжек сгорели продовольственные склады, в том числе крупнейшие — Бадаевские. Сталин в срочном порядке назначил командующим Ленинградским фронтом генерала Г. Жукова, который жёсткими мерами укрепил оборону на ближних подступах к городу и предпринял ряд контрударов. В результате уже в конце сентября командующий группы армий «Север» докладывал, что своими силами немецким войскам Ленинград не взять. Однако и командованию Ленинградским фронтом прорвать блокаду не удалось. Голод До войны Ленинград в основном снабжался поставками продовольствия из других регионов страны.
Реалии» Кавказ. Реалии Крым. НЕТ» Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей» Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.
Тяжелым боевым машинам тоже предстояло проехать по льду своим ходом. Толщина льда в этом месте колебалась от 55 до 80 сантиметров, а на улице стояли 30-градусные морозы.
С танков сняли башни и вооружение, сложили на сани-волокуши и прицепили на трос сзади. Несмотря на опасения, лед выдержал тяжеловесов: 23 танка КВ доехали до поселка Кобона своим ходом. РИА «Новости» Железная дорога на Ладожском озере Зимой 1942-1943 годов на ладожском льду начали строительство железной дороги на свайно-ледовой конструкции. Начинали с двух концов — от поселка Ладожское Озеро на ленинградской стороне и со станции Кобона. Метрах в 100-200 от нее решили сделать и узкоколейку: ее хотели использовать в качестве вспомогательной при укладке основной железной дороги.
Планировалось, что к концу января 1943 года дорога заработает. По колее длиной 35 километров хотели доставлять шесть тысяч тонн грузов в сутки. К середине января железную дорогу почти достроили, оставались последние штрихи. Но 18 января советские войска прорвали фашистскую блокаду, и проект не завершили. Об этом рассказано в книге «Ленинград и Большая земля».
Водители легендарных «полуторок» и «зисов» держали путь по хрупкому льду под артиллерийскими обстрелами и авианалетами фашистов. Машины нуждались в ремонте: не хватало ни запчастей, ни топлива. С Ладожского озера эвакуировали больше полутора тысяч автомобилей. Поздней весной и ранней осенью, когда лед был особенно коварен, шоферам приходилось управлять машинами стоя. Они открывали дверь, вставали на подножку и рулили одной рукой.
Так было больше шансов спастись, если грузовики шли ко дну. Немецкие авиаудары делали дорогу еще опаснее, и не только из-за прямых попаданий. Воронки от бомб быстро затягивались тонкой коркой льда, а снег превращал их в смертельные ловушки. РИА «Новости» Колонны грузовиков шли и по ночам. Было страшно, что в машину попадет немецкий снаряд, но все-таки водители включали фары.
Ведь так у них был шанс хоть немного увеличить видимость и доставить ленинградцам жизненно необходимый груз. Самое большее, что он мог сделать, — это разбить одну или несколько машин. Каждый из нас хотел, чтобы его миновал вражеский снаряд, но и каждый знал, что только смерть помешает ему выполнить свой долг и боевой приказ», — процитировали «Известия» отрывок из мемуаров водителя 804-й автобазы на Дороге жизни Леонида Барковича. Первый сезон перевозок автомобили завершили только 24 апреля 1942 года. Весной лед, который за зиму достиг метровой толщины, начал таять, и грузовики почти всю дорогу ехали в воде.
Иногда достигнуть берега не получалось, поверхность становилась слишком хрупкой. Тогда груз несли остаток пути на руках. Шоферы работали практически без отдыха. Они могли немного подремать, опустив голову на руль, только когда машину загружали новыми партиями провианта и топлива. Большинство из них сами были жителями Ленинграда и получали блокадный паек — пять галет в день на двоих человек.
Она была не только талантливым и высококлассным специалистом, но и первой в СССР девушкой-водолазом. Ее подразделение восстанавливало подводные коммуникации на Ладоге после немецких бомбежек и поднимало затонувшие оружие и грузы. Водолазам, живущим на скудном пайке, приходилось практически безвылазно находиться в ледяной воде под постоянными бомбардировками. Нину Соколову однажды даже контузило из-за близкого взрыва в воде.
Враг понимал значение ледовой трассы для осаждённого Ленинграда и принимал все меры, чтобы уничтожить её.
Дорога жизни была под личным контролем первого секретаря Ленинградского горкома ВКП б Андрея Жданова, который говорил: «Ладога — не учебный плац. Ладога — поле боя. Каждая ошибка — это удар по снабжению Ленинграда, это гибель людей, это... Значение дороги отлично понимал и начальник Генерального штаба германских сухопутных сил генерал-полковник Франц Гальдер, о чём свидетельствует его дневник: «Противник организовал движение колонн войск и транспорта по льду Ладожского озера к устью Волхова». Уже тогда он понял, что ледовая Дорога жизни — это крушение замыслов немцев, но ничего противопоставить, кроме воздушных налётов, не мог.
Да, гитлеровское командование хорошо понимало важность трассы, её значение для Ленинграда и войск фронта. Фашисты сразу же нацелили на дорогу значительные силы авиации, а через некоторое время стали обстреливать её из Шлиссельбурга. За период действия дороги над Ладогой было сбито свыше 500 самолётов противника. За зиму 1941—1942 годов в осаждённый город переправлено две тысячи вагонов различных грузов, 85 танков, большое число другой боевой техники, а из города эвакуированы 3700 вагонов промышленного оборудования, произведений искусства, 514 тысяч жителей, 35 тысяч раненых. Движение по трассе прекратилось 21 апреля 1942 года.
Вопрос о сдаче города уже был снят с повестки дня. Зачем я привожу эти цифры? Только для того, чтобы читатель мысленно представил себе, что всё это было переброшено по 35-километровой ниточке, связывавшей Ленинград со всей страной, которая ежеминутно подвергалась боевому воздействию со стороны противника. Тогда он, видимо, представит героизм ладожских шофёров, ремонтников, регулировщиков, медработников, бойцов. Надо, чтобы и сегодня подвиг людей служил вдохновляющим примером для будущих поколений.
Каждый рейс был трудным, опасным и нужным. Вот воспоминания одного из участников тех событий — генерал-лейтенанта Андрея Петровича Козлова: «1 мая 1942 года каждый ленинградец получил поллуковицы. И никто тогда не знал предыстории этой выдачи. А она заслуживает того, чтобы о ней рассказать. По льду одна за другой катили волны.
Ленинград. Дорога жизни
Рисунок 5. Дорога Победы с обозначением участков, подвергаемых нападению противником Несмотря на открытие железнодорожного сообщения, ледовая трасса все еще оставалась важной коммуникацией для Ленинграда. Кто прокладывал Дорогу Победы, ставшую Коридором смерти. О значимости Дороги Победы свидетельствуют такие факты: с февраля по декабрь 1943 года в Ленинград было пропущено 3105 поездов, а из Ленинграда – 3 076.
Октябрьская магистраль
Всего за время навигации 1941-1943 гг. В Ленинград силами Ладожской военной флотилии было перевезено через озеро более 1 млн т грузов, преимущественно — продовольствия. Работа трассы не прекращалась ни в напряженной боевой обстановке, ни из-за сложных погодных условий.
Такой паек стал причиной массовой смерти людей от голода. Дорога жизни позволила наладить, насколько это было возможно в условиях блокады, поставку продуктов и поднять норму уже в декабре.
Через месяц после запуска движения по Дороге жизни стоявшие в очередях за хлебом ленинградцы плакали от радости — им сказали, что паек увеличен до 200 граммов. Дорога жизни официально называлась Военно-автомобильной дорогой. И это не была стихийно появившаяся трасса посреди голых льдов. Дорогу жизни проектировали автодорожный отдел Управления тыла Ленинградского фронта и ученые Гидрологического института.
Дорога жизни на Ладоге. Участки дороги приходилось переносить из-за хрупкого льда, обстрела со стороны немецкой артиллерии, авианалетов.
И машинам там - не проехать 11:17 28. У мемориала "Разорванное кольцо" в деревне Коккорево в 10 утра 28 января дан старт 55-у международному марафону "Дорога жизни", который с этого года носит имя одного из основателей - Григория Колгашкина. По данным организаторов, преодолеть главную дистанцию забега в 42 км 195 метров в этом году планируют 2 тысячи участников. Ещё примерно 2 с половиной тысячи бегунов преодолеют не столь длинные расстояния, они тоже побегут по трассе "Санкт-Петербург — Морье", но стартовали во Всеволожске.
Солдаты Красной армии, а также жители города, работавшие на военных заводах и строившие укрепления, сорвали планы германского руководства. Ленинград заплатил множеством жизней, но выстоял. Фильм рассказывает о тех тяжелейших днях — сражении на трёх линиях обороны, постоянных бомбёжках, голоде, «дороге жизни» и несокрушимом духе ленинградцев.
Для чего использовалась Дорога жизни
- К жизни – по «Дороге смерти» / История Второй мировой: факты и интерпретации
- Вести недели 3.12.2023. На «буханке» по «дороге смерти»: как медики вывозят бойцов с передовой
- К жизни – по «Дороге смерти» / История Второй мировой: факты и интерпретации
- Из-за чего на одном ж/д маршруте погибал каждый третий машинист поезда: «Дорога Победы»
- Смотрите также:
Дорога жизни
Фото: krti. Дорога жизни, заработав 22 ноября 1941 года, использовалась до 24 апреля 1942, растаяв к весне. За эти 152 дня ледовая трасса позволила перевезти в блокадный Ленинград тонны продовольствия, эвакуировать более полумиллиона человек и переправить шесть стрелковых дивизий и даже одну танковую бригаду. Следующей зимой Дорога жизни была выстроена снова, но уже только в декабре. Напомним, 27 января 2019 года Петербург будет отмечать 75-ю годовщину полного освобождения от блокады. В этот день на Дворцовой площади намерены провести военный парад. Эта идея стала яблоком раздора. Одни считают демонстрацию военной мощи на главной площади города, пережившего блокаду, кощунством, а другие настаивают, что парад ничем не оскорбит ветеранов и блокадников и станет данью памяти погибшим.
Чтобы обеспечить население Ленинграда продовольствием и организовать переброску войск для укрепления Ленинградского фронта, началось строительство временной железнодорожной магистрали. Позже этот путь вошёл в историю как «Дорога Победы», но те, кто возводил ветку под непрекращающимся огнём врага, называли его в то время «коридором смерти». Появилась возможность наладить транспортную связь с городом, которая могла бы стать гораздо лучшей альтернативой ледово-паромной переправе «Дорога жизни». В итоге, решение о строительстве железнодорожного пути на освобождённой полосе территории было принято в тот же день. Исполнять задачу, срок которой составлял 20 дней, поручили начальнику Ленметростроя Ивану Георгиевичу Зубкову. Перед строителями стояла задача: переработать более трёх тысяч кубометров леса, установить свыше 2 500 свай, проложить вручную 33-километровую полосу из металлических рельсов. К тому же рядом располагался фронт, и гитлеровцы постоянно обстреливали намеченный маршрут, используя и наземные батареи, и авиацию. Для прокладки железнодорожного полотна задействовали более пяти тысяч человек. Среди них находились и профессиональные строители — метростроевцы из Ленинграда, занятые до войны возведением метро, и обычные женщины, заменившие собой на стройке сражающихся на фронтах мужчин. О соблюдении технических регламентов даже не было речи: дорогу сооружали, применяя шпальную клетку — простейший способ укладки шпал, которые часто заменялись обычными брёвнами. Плюс этой примитивной технологии состоял не только в скорости работы, но и в быстроте восстановления разрушенных участков пути. Благодаря самоотверженному труду, несмотря на непрерывный обстрел, тяжёлые климатические условия, а также необходимость постоянного обезвреживания немецких мин и неразорвавшихся снарядов, строительство дороги удалось закончить через 17 дней — на три дня раньше выделенного срока. Пятого февраля 33 километра железнодорожного полотна, оборудованного электро- и водоснабжением, были готовы к приёму первых составов по маршруту Шлиссельбург — Поляны.
Тогда смотрели кино, танцевали, песни пели, влюблялись. Полевая кухня 54-й армии подкармливала девчонок. Повар был добродушный, но порцию наливал всегда строго определённую. С Большой земли иногда привозили посылочки: рукавички, кисеты для табака. Однажды Валентину взяли как сопровождающую на два часа в блокадный Ленинград. Там в Ковенском переулке у неё жила тётя. Выбрала минутку, чтобы навестить: жива ли? Перед поездкой собирала кусочки мыла, сахара… Сама не ела, чтобы привезти тёте. Под бомбы, обстрелы... К земле пригнёшься — слава богу, мимо прошёл! В нас стреляли, а мы работали! Никогда не бросали флажок и фонарь. Ведь поезд весь надо пропустить — до последнего вагона». Однажды должен был пройти состав, но звонка всё не было. В кустах услышала шорох. Подошла — а там раненый лежит. Похоже, что на мину налетел. Кровь так и льётся повыше колена. Оторвала кусок от его гимнастёрки, перевязала. Четверо бойцов соорудили носилки, понесли, а тот солдат достал ложку, подарил Валентине и говорит: «Спасибо! Езжай-ка ты домой». А куда ехать?
Многие слышали о Дороге жизни на Ладожском озере, спасшей от голодной смерти сотни тысяч жителей блокадного Ленинграда. Но с годами все важнее становятся детали, дающие живое представление о событиях тех лет и хранящие память об условиях, в которых был совершен подвиг. Как строилась дорога? Почему легкие машины-полуторки поначалу чаще проваливались под лед, чем многотонные? Зачем водители вешали у изголовья металлические кружки и в лютый мороз ездили с открытыми дверями? Ответы на эти и другие вопросы дает военная литература. Обреченными на голодную смерть оказались свыше 2,5 миллиона человек. Транспортировать в Ленинград грузы и эвакуировать жителей из осажденного города было возможно только по Ладожскому озеру, часть побережья которого контролировали наши войска.
Дорога жизни и ее герои. Кто придумал пустить грузовики по льду Ладоги и как это спасло Ленинград
5 февраля 1943 года начала действовать "Дорога победы" в Ленинграде. Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледово-паромную переправу — «Дорогу жизни». Дорога победы – потому что по этой ветке в 33 км от Полян до Шлиссельбурга, которую истерзанные блокадой жители Ленинграда построили в феврале 1943 г. за 17 суток, повезли в город еду и боеприпасы. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры.
Командировка в Ленинградскую область закончилась для смолянина смертью
В первые сутки работы Дороги Победы успевали проезжать всего два-три состава в одну и другую стороны. ДТП, вчера и сегодня произошедшие на дорогах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, являются гораздо более важной информацией для рядового жителя мегаполиса, чем это может показаться на первый взгляд. Дорога смерти – так называют жители села Синявино под Петербургом участок федеральной трассы «Кола» на 46-м километре. Главная» Новости» 80 лет снятие блокады ленинграда 2024 погибло. – Сначала поезда шли лишь ночью, ведь дорога подвергалась непрерывным артобстрелам и бомбёжкам, но фронт и Ленинград требовали большего. Смертельно опасный участок дороги Лепсари-Борисова Грива из-за мусорного полигона Лепсари Борисова Грива Обзор участка в СНТ «Росинка», массив Борисова Грива.
Губернатор Ленобласти - о ремонте "Дороги Смерти"
Дорога Победы | Дорога Победы | Октябрьская ЖД | В ходе своей встречи со студентами в Выборге в среду, 9 сентября, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко затронул вопрос "Дороги Смерти". |
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти» | 1941Дорога смерти1942. К началу осени ситуация с продовольствием в Ленинграде стала критической. |
22 ноября – День открытия Дороги жизни | Газета «Вести» онлайн | Официальному названию железной дороги многие строители, служащие и охранявшие ее войска предпочитали неофициальное – «Коридор смерти». |
Блокада Ленинграда и Дорога жизни | О прошлом память сохраним | Дорога, «страшней и радостней» которой, как скажет Ольга Берггольц, еще не знали на Земле. |