1 апреля (20 марта) отмечают 215 лет со дня рождения русского писателя, драматурга, критика и публициста Николая Васильевича Гоголя (1809–1852). Николай Васильевич Гоголь родился в семье небогатого помещика Полтавской губернии Василия Афанасьевича Гоголя, неистощимого рассказчика. К 205-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, отмечаемому 1 апреля, Президентская библиотека открыла читателям малоизвестные страницы биографии великого русского писателя, поэта, драматурга.
215 лет исполняется со дня рождения Николая Гоголя
Он вообще тяготел к рукоделию и баловал своих сестер новыми платьями, вязанными шарфами, шейными платками и причудливыми поясами. Еще он хорошо готовил. Факт 4. С юношества Гоголь предпочитал, чтобы в его комнате мебель стояла непривычно, не так, как у других. Любил ходить по левой стороне улицы, из-за чего сталкивался с прохожими.
Факт 5. Гоголь очень боялся грома и молний, а еще, что его похоронят заживо. Также писатель опасался незнакомцев. И если в комнате появлялся незнакомый ему человек, то он тут же старался уйти оттуда.
Факт 6. Николай Гоголь всегда носил в кармане сахар, который грыз во время работы. Еще он катал хлебные шарики. По его словам, этот процесс ему помогал думать и находить решение к самым сложным задачам.
Факт 7.
Он привлёк Гоголя к активному сотрудничеству в своём «Современнике». Пушкиным, как известно, молодому дарованию были подсказаны сюжеты «Ревизора» и «Мёртвых душ». Историю создания ещё одного знаменитого произведения — повести «Шинель» 1834 — рассказывает Н. Котляревский в книге «Николай Васильевич Гоголь» 1909 : она возникла «из канцелярского анекдота о каком-то чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200. В первый раз как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собой на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришёл в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки.
Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился, лёг в постель и уже не вставал; он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни». Значение этой повести в истории нашей словесности особенное, отмечает Котляревский. После выхода в свет книги Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» Котляревский в книге «Николай Васильевич Гоголь» сокрушается, что «художник-бытописатель превратился в моралиста-проповедника», что «наступил момент, когда воплощение жизни в искусстве стало Гоголя интересовать меньше, чем общий религиозно-нравственный смысл этой жизни и его обнаружение в практике общественных явлений». Другие его коллеги и вовсе не стеснялись в выражениях: Н.
Побединский в раритетном исследовании «Религиозно-нравственные идеалы Н.
Сатирическая пьеса произвела фурор: пороки русского общества были представлены в ней с такой силой и правдивостью, что не смогли оставить равнодушным ни одного читателя и зрителя. Восторги сменялись ненавистью со стороны узнававших себя чиновников. Во второй половине 1830-х — начале 1840-х годов Гоголь работал за границей. Важнейший труд этого времени — поэма «Мертвые души», первый том которой увидел свет в России в 1842 году. Замысел «Мертвых душ» представлял собой своего рода дантовскую трилогию, ведущую читателей вслед за героем из ада сквозь чистилище в рай — к исправлению и искуплению грехов.
Писателю не удалось осуществить свой замысел: Гоголь неоднократно уничтожал рукописи своих произведений, если они казались ему неудачными. До нас дошли лишь несколько глав второго тома «Мертвых душ», а к третьему автор так и не успел приступить. Николая Васильевича Гоголя не стало 21 февраля 1852 года.
1 апреля - Николай Гоголь - 215 лет со дня рождения
В 1839 году классик схватил сильнейшую болотную лихорадку малярию , тогда ему чудом удалось избежать смерти. Но болезнь поразила мозг писателя. Особенно в последние годы жизни Гоголь был подвержен обморочным состояниям и страдал от страшных видений. Литератор очень боялся, что его похоронят заживо. Писатель даже неоднократно просил хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения. Автор «Мертвых душ» умер 21 февраля 1852 года в возрасте 42 лет. Официальной причиной смерти стала острая сердечно-сосудистая недостаточность. Однако среди историков бытует другое мнение: они верят, что Гоголь не скончался, а впал в летаргический сон, и его похоронили, когда тот был еще жив. Через 79 лет после похорон автор Владимир Лидин писал, что при переносе останков Гоголя с кладбища Свято-Данилова монастыря на Новодевичье обнаружили расцарапанную изнутри обивку гроба, а тело классика имело неестественное положение. Спустя еще некоторые время Лидин запустил и вторую легенду: якобы в могиле Гоголя не обнаружили черепа. Доказательств этим словам, конечно же, нет, что вызывает еще больше вопросов о его кончине.
В этом году 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения одного из самых мистических и загадочных писателей русской литературы — Николая Васильевича Гоголя. Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России".
В программе заявлены виртуальные экскурсии «Учитель и ученик. Сады эпохи Возрождения», а также опера «Мадам Баттерфляй», концерт «Гоголевские женские образы в музыке» и вышивальный марафон. В русском духовном театре «Глас» и в Московском молодежном театре под руководством Вячеслава Спесивцева в преддверии празднования дня рождения Николая Гоголя показали комедию «Ревизор». В событии приняли участие исследователи жизни и творчества писателя из Института русской литературы Пушкинский Дом , Российской академии наук и Александринского театра, а также эксперты из Словакии, Китая и Италии. В Российской национальной библиотеке к юбилею писателя открылась выставка «Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня…». В экспозиции представлены ранние издания произведений Николая Гоголя. Например, стихотворение «Италия», напечатанное в журнале «Сын Отечества и Северный Архив» в 1829 году, поэма «Ганц Кюхельгартен: Идиллия в картинах», опубликованная под псевдонимом В.
В российских школах урок «Разговоры о важном» 15 апреля посвятили 215-летию со дня рождения русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Портрет Гоголя кисти Фёдора Моллера, 1840-е годы «Занятие из цикла встреч «Разговоры о важном» 15 апреля будет посвящено жизни писателя», — сообщили на сайте «Разговоры о важном». Отмечается, что на уроке школьники познакомятся с фрагментами биографии писателя, в том числе с детскими и гимназическими годами. Ребята смогут представить, каким Гоголь был в детстве, и выяснить, как рано у него проявилось желание узнавать новое и созидать, служить своему Отечеству. Для начальных классов основная часть урока пройдёт как виртуальное путешествие во времени.
В программе заявлены виртуальные экскурсии «Учитель и ученик. Сады эпохи Возрождения», а также опера «Мадам Баттерфляй», концерт «Гоголевские женские образы в музыке» и вышивальный марафон. В русском духовном театре «Глас» и в Московском молодежном театре под руководством Вячеслава Спесивцева в преддверии празднования дня рождения Николая Гоголя показали комедию «Ревизор». В событии приняли участие исследователи жизни и творчества писателя из Института русской литературы Пушкинский Дом , Российской академии наук и Александринского театра, а также эксперты из Словакии, Китая и Италии. В Российской национальной библиотеке к юбилею писателя открылась выставка «Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня…». В экспозиции представлены ранние издания произведений Николая Гоголя. Например, стихотворение «Италия», напечатанное в журнале «Сын Отечества и Северный Архив» в 1829 году, поэма «Ганц Кюхельгартен: Идиллия в картинах», опубликованная под псевдонимом В.
Николай Васильевич Гоголь
Скульптор Николай Андреев изобразил Николая Васильевича в подавленном состоянии, переживающего глубокий внутренний кризис. Памятник Гоголю работы Андреева. Для одних памятник был настоящим шедевром: "Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России! Другие остались недовольны памятником: "Думаю, что Гоголь ценен нам как активный бичеватель пороков современного ему общества, и именно этой особенности его творчества должно быть посвящено решение памятника.
Детей познакомят с некоторыми событиями биографии Гоголя, учитель сделает акцент на детских и юношеских годах писателя, обсудит с детьми его отношение к русскому языку. Участникам старших классов напомнят, что Гоголь рано научился читать и писать, его отец привил будущему писатели любовь к литературе, поощрял его выступления в домашнем театре. Почётным гостем посвящённого Гоголю урока стала заслуженный работник культуры, директор Московского дома Гоголя Вера Викулова. В стенах этого дома писатель не только жил, но и творил.
Он добивался чистоты русского слова, безупречности.
За «Вечерами…» последовал сборник статей, повестей и рассказов «Арабески», а после — «Миргород». Настроение этой книги было уже иным: украинского фольклора стало в ней меньше, писатель сосредоточился на историчности «Тарас Бульба» , с тонким трепетом и печалью описывал простой быт и внутренний мир персонажей «Старосветские помещики». Отчасти поменялся и характер гоголевского мистицизма: веселой чертовщине «Вечеров…» противостояли мрачные демоны «Вия». С 1834 по 1836 гг.
Гоголь работал над текстом комедии «Ревизор». Сатирическая пьеса произвела фурор: пороки русского общества были представлены в ней с такой силой и правдивостью, что не смогли оставить равнодушным ни одного читателя и зрителя. Восторги сменялись ненавистью со стороны узнававших себя чиновников. Во второй половине 1830-х — начале 1840-х годов Гоголь работал за границей.
Ведущая вечера провела слушателей через хронологию жизни и творчества Гоголя, раскрывая основные вехи его писательского пути. Она подчеркнула значимость его творений в мировой литературе и выделила уникальное и самобытное мастерство писателя. При помощи яркой и информативной презентации школьники совершили путешествие по памятным местам, связанным с жизнью Гоголя. Кадры из фильмов, снятых по мотивам его произведений, таких как «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ревизор» и «Тарас Бульба», позволили учащимся лучше представить гоголевских персонажей. Для закрепления полученных знаний была проведена «Гоголевская викторина».
Школьники с удовольствием отвечали на вопросы о биографии и творчестве Гоголя.
Тайна рождения Николая Гоголя
В преддверии празднования 215-летия со дня рождения великого писателя в Межпоселенческой центральной библиотеке была проведена литературная гостиная «Художественный мир Гоголя» для молодого поколения. В преддверии празднования 215-летия со дня рождения великого писателя в Межпоселенческой центральной библиотеке была проведена литературная гостиная «Художественный мир Гоголя» для молодого поколения. Однако в большинстве источников отмечают, что по итогу лечение помогло и в начале июля 1835 года Гоголь покинул Крым.
Читайте также
- Гоголь - единственный писатель, который стал королем и шутки, и ужаса
- Гоголь - единственный писатель, который стал королем и шутки, и ужаса
- 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя отметили 1 апреля 2024 года
- Сроки завершения приёма документов
Новости и события Российского исторического общества
Семьёй Гоголя до конца его дней оставались мать и младшие сестры. Сегодня, 2 февраля, «Гоголь-центр» празднует день рождения, и в этом году исполняется 10 лет со дня открытия театра. В преддверии празднования 215-летия со дня рождения великого писателя в Межпоселенческой центральной библиотеке была проведена литературная гостиная «Художественный мир Гоголя» для молодого поколения. 1 апреля 2024 года исполняется 215 лет со дня его рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. В этом году 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения одного из самых мистических и загадочных писателей русской литературы — Николая Васильевича Гоголя.
1 апреля – 215 лет со дня рождения Николая Гоголя
Памятник Гоголю работы Андреева. Для одних памятник был настоящим шедевром: "Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!
Другие остались недовольны памятником: "Думаю, что Гоголь ценен нам как активный бичеватель пороков современного ему общества, и именно этой особенности его творчества должно быть посвящено решение памятника. Андреев же в своей бесспорно прекрасной и талантливой работе изобразил Гоголя в мрачнейший момент его болезненного самоанализа", - писала позже скульптор Вера Мухина.
Поэтому для "юридического" подтверждения дворянского происхождения своего внебрачного сына, он отдал его "на усыновление" своим бедным родственникам. Когда юная Маша "потяжелела" в 14 лет, то ему, как сейчас сказали бы, светила статья "за растление малолетних".
А внебрачного ребенка нужно было отдавать в солдаты или художники. Генерал подстраховался дважды. Поручил своему управляющему Васе Яновскому срочно жениться на Маше. И дал в приданное огромную сумму.
Сестра Гоголя указывает на 40 тысяч, но, видимо, она сделала поправку на инфляцию, которая была в России после войны 1812 года. А когда родился Николай Гоголь, то его сделали старше на два года. Так он, по школьным документам Полтавы, родился в 1811 году. Потому что Маше 1794 года рождения к тому времени уже было 17 лет.
Все законно. Трощинскому стукнуло 59 лет. Он достиг возраста, о котором говорят в народе: "Седина в бороду — бес в ребро". Как потом ни "копали" под министра юстиции конкуренты, но доказать ничего не смогли.
Тогда еще не было проверки отцовства на ДНК. Тем не менее, "доброжелатели" регулярно докладывали об интимных делах Трощинского. Все знали в округе все: кто с кем ходит… И сейчас, и двести лет назад, если чихнешь на одном краю села, то на другом скажут: "Будьте здоровы"! Вот и пришлось отправлять Машу рожать к давнему другу — военному врачу Михаилу Трахимовскому в Большие Сорочинцы.
Место там бойкое. Из местечка выходит сразу пять дорог: есть откуда приехать и куда, в случае чего, уехать… Существовала даже легенда "прикрытия", что Гоголь родился в дороге, чуть ли не у самого моста через реку Псел, которую он так красочно описал в повести "Сорочинская ярмарка". Я проверял "на местности": по дороге из Васильевки ныне Гоголево до Сорочинцев моста нет. Тут "служба безопасности" министра юстиции, распуская эти слухи, что-то недоработала.
Читатель вправе спросить: а куда пошли деньги генерала? Они стали "инвестициями". Яреськи ожили, в них регулярно устраивались ярмарки.
По преданию, И.
Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли его «черноморский гранит». В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, а некрополь вскоре ликвидирован. Туда же была перенесена и «Голгофа» [43]. Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н.
Гоголя» , написанным спустя 15 лет после события и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [44]. Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы его профессором — череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю.
Алёхин [45]. Обе эти версии носят апокрифический характер. Они и породили множество легенд, в том числе о «захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна» и «похищении черепа писателя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. Бахрушина ».
Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении могилы Гоголя советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов всё того же В. Лидина [46] [47] [48] [49] [50] [51]. В 1952 году на могиле вместо «Голгофы» установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Н. Булгакова , подыскивавшая подходящее надгробие для могилы покойного мужа , М.
Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта писателя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [52]. К 200-летию со дня рождения писателя по инициативе членов оргкомитета юбилея [53] могиле был придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Творчество Основная статья: Библиография Николая Гоголя Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А.
Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [7]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа.
Его герои чаще, чем у кого-либо другого из русских писателей, становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х, сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга.
Художественное чувство его было сильно, и, оценив своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах. Как полагал Пыпин, Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [7]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая.
Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. Идея « Мёртвых душ » в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [54]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [55]. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей.
Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [54]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С.
Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства [56]. Однако позднее в старшем Аксакове он встретил и отпор своим взглядам, высказанным в «Выбранных местах».
Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя. Бюст Н. Гоголя в Днепре , Украина Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма.
Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было. В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание « Мёртвых душ ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста.
К иному восприятию писателя публика пока была не готова. Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в « Шинели », «Записках сумасшедшего», «Мёртвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями « натуральной школы », обычно возводят к Гоголю.
В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века. Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы». Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе.
Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе И. Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню. Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику. Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [57].
Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало. Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах. Но связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Связь эта не ограничилась XIX веком.
В следующем веке освоение творчества Гоголя происходило на новом этапе. Многое для себя нашли в Гоголе писатели символисты: образность, чувство слова, «новое религиозное сознание» — Ф. Сологуб , Андрей Белый , Д. Мережковский и т.
Позднее свою преемственность с Гоголем установили М. Булгаков , В. Гоголь и православие Н. Бердяев , считавший Гоголя одним из самых загадочных русских писателей [58] , трактовал сожжение писателем второго тома «Мёртвых душ» как «мучительную религиозную драму…при обстоятельствах, остающихся загадочными»: Трагедия Гоголя была в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке.
И это его очень мучило. У него было сильное чувство демонических и магических сил. Гоголь наиболее романтик из русских писателей, близкий к Гофману. У него совсем нет психологии, нет живых душ.
О Гоголе было сказано, что он видит мир sub specie mortis лат. Он сознавался, что у него нет любви к людям. Он был христианин, переживавший своё христианство страстно и трагически. Но он исповедывал религию страха и возмездия.
В его духовном типе было что-то не русское [58]. Личность Гоголя всегда выделялась особой таинственностью. С одной стороны он являл собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста, с другой — начинателя в русской литературе святоотеческой традиции, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв. Последнее его качество до настоящего времени недостаточно изучено и нашло отражение в работах доктора филологических наук, профессора МГУ им.
Ломоносова В. Воропаева , который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества [59]. В письме к графу А. Толстому в 1844 году Гоголь писал [60] : Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский.
Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России. К этой любви нас ведёт теперь Сам Бог. Гоголь получил начатки веры в кругу семьи.
В письме к матери от 2 октября 1833 года из Петербурга Николай Гоголь вспоминал следующее: «Я просил вас рассказать мне о Страшном Суде, и вы мне ребёнку так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли» [59]. С духовной точки зрения, раннее творчество Гоголя содержит не просто собрание юмористических рассказов, а обширное религиозное поучение, в котором происходит борьба добра со злом и добро неизменно побеждает, а грешники наказываются. Глубокий подтекст содержит и главное произведение Гоголя — поэма «Мёртвые души», духовный смысл замысла которого раскрыт в предсмертной записи писателя: «Будьте не мёртвые, а живые души.
Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» [59] По мнению В. Воропаева, сатира в таких произведениях, как «Ревизор» и «Мёртвые души» — это лишь их верхний и неглубокий пласт. В этом, по мнению Воропаева, заключена главная идея произведения: бояться нужно не Хлестакова и не ревизора из Петербурга, а «Того, кто ждёт нас у дверей гроба»; это идея духовного возмездия, а настоящий ревизор — наша совесть [61]. Литературный критик и писатель И.
Золотусский считает, что модные сейчас споры о том, был ли Гоголь мистиком или нет, неосновательны. Верующий в Бога человек не может быть мистиком: для него всем в мире ведает Бог; Бог — не мистик, а источник благодати, и божественное несоединимо с мистическим. По мнению И. Золотусского, Гоголь был «верующий в лоне Церкви христианин, и понятие мистического не приложимо ни к нему самому, ни к его сочинениям».
Хотя среди его персонажей есть колдуны и чёрт, они всего лишь герои сказки, и чёрт у него зачастую фигура пародийная, комическая как, например, в «Вечерах на хуторе». А во втором томе «Мёртвых душ» выведен дьявол современный — юрисконсульт, довольно цивильный с виду человек, но по сути более страшный, чем любая нечистая сила. С помощью коловращения анонимных бумаг он устроил в губернии великую путаницу и превратил существовавший относительный порядок в полный хаос [62]. Гоголь неоднократно посещал Оптину пустынь , наиболее тесное духовное общение имея со старцем Макарием [63].
Гоголь завершил свой писательский путь «Выбранными местами из переписки с друзьями» — христианской книгой. Однако её до сих пор по-настоящему не прочли, по мнению Золотусского.
Пятнадцать рублей! Одна рамка чего стоит. Вон она какая зима! Где изволите жить? Эй, малый, подай веревочку. Ему сделалось несколько совестно не взять ничего, застоявшись так долго в лавке, и он сказал: — А вот постой, я посмотрю, нет ли для меня чего-нибудь здесь, — и, наклонившись, стал доставать с полу наваленные громоздко, истертые, запыленные старые малеванья, не пользовавшиеся, как видно, никаким почетом.
Тут были старинные фамильные портреты, которых потомков, может быть, и на свете нельзя было отыскать, совершенно неизвестные изображения с прорванным холстом, рамки, лишенные позолоты, — словом, всякий ветхий сор. Но художник принялся рассматривать, думая втайне: «Авось что-нибудь и отыщется». Он слышал не раз рассказы о том, как иногда у лубочных продавцов были отыскиваемы в сору картины великих мастеров. Хозяин, увидев, куда полез он, оставил свою суетливость и, принявши обыкновенное положение и надлежащий вес, поместился сызнова у дверей, зазывая прохожих и указывая им одной рукой на лавку: «Сюда, батюшка, вот картины! Уже накричался он вдоволь и большею частью бесплодно, наговорился досыта с лоскутным продавцом, стоявшим насупротив его также у дверей своей лавочки, и, наконец вспомнив, что у него в лавке есть покупатель, поворотил народу спину и отправился вовнутрь ее. Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм.
Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Когда поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза. Впечатление почти то же произвели они и в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: «Глядит, глядит», — и попятилась назад. Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он и поставил портрет на землю.
Видно, завтра собираетесь купить? Господин, господин, воротитесь! Возьмите, возьмите, давайте двугривенный. Право, для почину только, вот только что первый покупатель. Засим он сделал жест рукой, как будто бы говоривший: «Так уж и быть, пропадай картина! Таким образом Чартков совершенно неожиданно купил старый портрет и в то же время подумал: «Зачем я его купил? Он вынул из кармана двугривенный, отдал хозяину, взял портрет под мышку и потащил его с собою. Дорогою он вспомнил, что двугривенный, который он отдал, был у него последний.
Мысли его вдруг омрачились; досада и равнодушная пустота обняли его в ту же минуту. И почти машинально шел скорыми шагами, полный бесчувствия ко всему. Красный свет вечерней зари оставался еще на половине неба; еще домы, обращенные к той стороне, чуть озарялись ее теплым светом; а между тем уже холодное синеватое сиянье месяца становилось сильнее. Полупрозрачные легкие тени хвостами падали на землю, отбрасываемые домами и ногами пешеходцев. Уже художник начинал мало-помалу заглядываться на небо, озаренное каким-то прозрачным, тонким, сомнительным светом, и почти в одно время излетали из уст его слова: «Какой легкий тон! Усталый и весь в поту, дотащился он к себе в Пятнадцатую линию на Васильевский остров. С трудом и с отдышкой взобрался он по лестнице, облитой помоями и украшенной следами кошек и собак. На стук его в дверь не было никакого ответа: человека не было дома.
Он прислонился к окну и расположился ожидать терпеливо, пока не раздались наконец позади его шаги парня в синей рубахе, его приспешника, натурщика, краскотерщика и выметателя полов, пачкавшего их тут же своими сапогами. Парень назывался Никитою и проводил все время за воротами, когда барина не было дома. Никита долго силился попасть ключом в замочную дырку, вовсе не заметную по причине темноты. Наконец дверь была отперта. Чартков вступил в свою переднюю, нестерпимо холодную, как всегда бывает у художников, чего, впрочем, они не замечают. Не отдавая Никите шинели, он вошел вместе с нею в свою студию, квадратную комнату, большую, но низенькую, с мерзнувшими окнами, уставленную всяким художеским хламом: кусками гипсовых рук, рамками, обтянутыми холстом, эскизами, начатыми и брошенными, драпировкой, развешанной по стульям. Он устал сильно, скинул шинель, поставил рассеянно принесенный портрет между двух небольших холстов и бросился на узкий диванчик, о котором нельзя было сказать, что он обтянут кожею, потому что ряд медных гвоздиков, когда-то прикреплявших ее, давно уже остался сам по себе, а кожа осталась тоже сверху сама по себе, так что Никита засовывал под нее черные чулки, рубашки и все немытое белье. Посидев и разлегшись, сколько можно было разлечься на этом узеньком диване, он наконец спросил свечу.
Художник вспомнил, что действительно и вчера еще не было свечи, успокоился и замолчал. Он дал себя раздеть и надел свой крепко и сильно заношенный халат. И ненастное расположение духа овладело им вполне. Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое; вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе. Но ты нетерпелив. Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-нибудь тебе полюбится — ты им занят, а прочее у тебя дрянь, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. У тебя и теперь уже что-то начинают слишком бойко кричать краски.
Рисунок у тебя не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна; ты уж гоняешься за модным освещеньем, за тем, что бьет на первые глаза. Смотри, как раз попадешь в английский род. Берегись; тебя уж начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском... Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Обдумывай всякую работу, брось щегольство — пусть их набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет». Профессор был отчасти прав.
Иногда хотелось, точно, нашему художнику кутнуть, щегольнуть — словом, кое-где показать свою молодость. Но при всем том он мог взять над собою власть. Временами он мог позабыть все, принявшись за кисть, и отрывался от нее не иначе, как от прекрасного прерванного сна. Вкус его развивался заметно. Еще не понимал он всей глубины Рафаэля, но уже увлекался быстрой, широкой кистью Гвида, останавливался перед портретами Тициана, восхищался фламандцами. Еще потемневший облик, облекающий старые картины, не весь сошел пред ним; но он уже прозревал в них кое-что, хотя внутренно не соглашался с профессором, чтобы старинные мастера так недосягаемо ушли от нас; ему казалось даже, что девятнадцатый век кое в чем значительно их опередил, что подражание природе как-то сделалось теперь ярче, живее, ближе; словом, он думал в этом случае так, как думает молодость, уже постигшая кое-что и чувствующая это в гордом внутреннем сознании. Иногда становилось ему досадно, когда он видел, как заезжий живописец, француз или немец, иногда даже вовсе не живописец по призванью, одной только привычной замашкой, бойкостью кисти и яркостью красок производил всеобщий шум и скапливал себе вмиг денежный капитал. Это приходило к нему на ум не тогда, когда, занятый весь своей работой, он забывал и питье, и пищу, и весь свет, но тогда, когда наконец сильно приступала необходимость, когда не на что было купить кистей и красок, когда неотвязчивый хозяин приходил раз по десяти на день требовать платы за квартиру.
День рождения Гоголя
1 апреля двухсотпятилетие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя отметили в Петербурге. 15 апреля 2024г. в нашей школе началась учебная неделя с поднятия Государственного флага Российской Федерации и классного часа «Разговоры о важном», посвященного теме: «215-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. В. ГОГОЛЯ» 1–4 классы по теме. Однако в большинстве источников отмечают, что по итогу лечение помогло и в начале июля 1835 года Гоголь покинул Крым. Загадочному, отчасти мистическому и таинственному русскому писателю Николаю Гоголю сегодня, 1 апреля, исполнилось 215 лет.
Гоголю — 215 лет. Почему писателя до сих пор читают и когда у него на самом деле день рождения
Гоголь жизнь за границей 1836-1839 1842-1848 кратко. Гоголь за границей. Гоголь годы жизни. Гоголь Дата рождения. Портрет Николая Васильевича Гоголя в детстве. Описание Гоголя. Сестры Гоголя. Гоголь и его сестры.
Гоголь 1842-1852. Жизнь Гоголя за границей. Гоголь за границей кратко. Годы учебы Николая Васильевича Гоголя. Творческая жизнь Гоголя. Юный Гоголь. Н В Гоголь в Петербурге.
Гоголь арты. Гоголь 2023. Гоголь 2024. Гоголь портрет загадочного гения. Гоголь родился 1809. Биографии н. Гоголя, 2.
Гоголь 1809-1852. Авенариус картины. Авенариус школа жизни Великого юмориста. Биографическая повесть.
Получить такой значок, по правилам церемонии, можно только один раз. Оярс Рубенис Впервые награды получили иностранные коллеги Томас Остермайер из берлинского театра Schaubuhne и Оярс Рубенис из Латвийского национального театра, где проходили гастроли «Гоголь-центра» и с кем сложились хорошие рабочие отношения.
Также значок получил и Роман Романов, директор музея ГУЛАГа, от волнения на сцене назвавший Кирилла Семеновича Серебренникова Сергеем Семеновичем, что в свете последовавших ночных новостей можно было воспринять вполне символично. Евгений Миронов в ответ выразил искреннее удивление и восхищение тем, что «Гоголь-центр» каждый год отмечает свои дни рождения с такими пылом и страстью.
Все законно. Трощинскому стукнуло 59 лет. Он достиг возраста, о котором говорят в народе: "Седина в бороду — бес в ребро". Как потом ни "копали" под министра юстиции конкуренты, но доказать ничего не смогли. Тогда еще не было проверки отцовства на ДНК.
Тем не менее, "доброжелатели" регулярно докладывали об интимных делах Трощинского. Все знали в округе все: кто с кем ходит… И сейчас, и двести лет назад, если чихнешь на одном краю села, то на другом скажут: "Будьте здоровы"! Вот и пришлось отправлять Машу рожать к давнему другу — военному врачу Михаилу Трахимовскому в Большие Сорочинцы. Место там бойкое. Из местечка выходит сразу пять дорог: есть откуда приехать и куда, в случае чего, уехать… Существовала даже легенда "прикрытия", что Гоголь родился в дороге, чуть ли не у самого моста через реку Псел, которую он так красочно описал в повести "Сорочинская ярмарка". Я проверял "на местности": по дороге из Васильевки ныне Гоголево до Сорочинцев моста нет. Тут "служба безопасности" министра юстиции, распуская эти слухи, что-то недоработала.
Читатель вправе спросить: а куда пошли деньги генерала? Они стали "инвестициями". Яреськи ожили, в них регулярно устраивались ярмарки. Там был построен крупный винокуренный завод, на котором применялась паровая машина. Винокурение производство водки было неплохим бизнесом. Гоголь впоследствии управлял хозяйством Трощинских, будучи секретарем Дмитрия Прокофьевича, который с 1812 г. А в домашнем театре Д.
Трощинского в Кибинцах ставили комедии Василия Афанасьевича. Всем хорошо. Кстати, часть денег ушло на строительство церкви в Васильевке, на обучение Гоголя в Нежине: 1200 рублей в год затем Трощинский сэкономил: перевел Колю на "госзаказ". Когда Гоголь в Питере "схватил Венеру за интимное место", то на лечение "дурной болезни" в Германии дорога, питание, лекарства, консультации ушло 1450 рублей серебром. Для сравнения: один гусь стоил тогда один рубль. Через несколько лет за постановку "Ревизора" Гоголь получил 2500 рублей.
Историческую поэму «Россия под игом татар» он сжег, учась в гимназии. Неоднократно Гоголь уничтожал и черновые наброски. Тем не менее, точно не известно, что погибло в огне в ту ночь. Ни один из друзей Гоголя не видел второй том «Мертвых душ» в законченном виде.
Скорее всего, писатель сжег черновые наброски.