Новости что такое великий пост в православии

Великий пост – это наиболее длительный и строгий, а также наиболее значимый из всех постов в христианстве. 2 марта у православных христиан начался Великий пост, который продлится 47 дней и 19 апреля закончится Светлым Воскресением Христовым. Что касается понимания Великого поста, Святые отцы толкуют его значение как подражание подвигу Господа Иисуса Христа. Великий пост – это наиболее длительный и строгий, а также наиболее значимый из всех постов в христианстве.

О Великом посте: суть Великого поста

Великий пост в христианстве заканчивается Страстной неделей, когда верующие вспоминают Крестные страдания Христа перед Пасхой. Великий пост – это наиболее длительный и строгий, а также наиболее значимый из всех постов в христианстве. Великий пост появился на заре христианства, но не всегда был таким, каким мы знаем его сегодня. Сегодня у православных верующих начался Великий пост — самый строгий и продолжительный в году.

Великий пост в 2024: что можно, а что нельзя

Для чего нужен пост? Всё о православном посте - Журнал | БФ Правжизнь Следовательно, Великий пост — это средство, которым православные христиане достигают цели — соучастие распятию и воскресению Иисуса Христа.
Великий пост — Русская вера Великий пост, начинающийся в 2023 году 27 февраля, – не просто период пищевых ограничений, но время духовной подготовки к самым скорбным для каждого христианина дням Страстной седмицы, и главное – к Празднику праздников и Торжеству торжеств, Светлому.
Что такое Великий Пост и как его провести? Ответы священников | Правмир | Дзен Великий пост — самый важный пост в церковном календаре, целью которого является подготовка к празднованию Пасхи. Какие названия имеют недели Великого поста, чем РИА Новости, 27.03.2024.

Великий пост 2024: что категорически нельзя делать

Великий пост: путь к Пасхе Наступил Великий пост, предваряющий главный православный праздник — Пасху.
Великий пост - что можно есть постящимся, основные правила соблюдения У православных христиан начался Великий пост.

Великий пост: почему нужно хотя бы раз попробовать его держать?

Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. XXI, ком. Великий пост — традиционный православный праздник, который посвящен духовному очищению. Он начинается перед Пасхой и длится 7 недель. Специально для вас мы подготовили основную информацию о священном событии и ответили на самые популярные вопросы о нем. История Великого поста Появление Великого поста датируется первым веком.

Но если мы будем ударять камень о камень, то посыплются искры. Тем более, когда души наши соединяются в молитве, она будет сильна и пламенна. О воздержании в Великий пост. Советы врачей Относительно порядка воздержания на Великий пост существуют различные мнения. Людей непривычных здесь может смущать продолжительность времени и скудость рациона, как и любое новое дело поначалу вызывает недоверие от своей неизвестности. Советская атеистическая пропаганда искусственно нагнетала страхи, внушая, что ограниченный рацион нарушает здоровую жизнедеятельность организма и может приводить к весьма негативным последствиям. Однако как факты, полученные при помощи современных научных исследований, так и церковная история говорят об обратном, указывая на конкретное благоприятное воздействие разумного постного рациона во всех отношениях. Пример тому мы находим и в Ветхом завете, где говорится о пророке Данииле и его сподвижниках.

Их воспитывали при царском дворе и учили различным наукам, а пищу давали с царского стола. В числе избранных отроков были пророк Даниил и его друзья: Анания, Азария и Мисаил. Они не хотели есть царской пищи, чтобы не съесть чего-либо запрещенного законом Моисеевым, и просили воспитателя давать им только овощи и воду. Воспитатель не соглашался, так как боялся, что они похудеют и царь накажет его. Тогда Даниил упросил воспитателя позволить им, хотя десять дней питаться овощами. И когда прошло десять дней, то оказалось, что Даниил и его друзья не только не похудели, а даже стали здоровее и красивее своих товарищей. После этого их не принуждали больше есть царскую пищу. За такое строгое соблюдение закона, Бог наградил этих отроков хорошими способностями.

Они оказались умнее других и получили высокие должности при дворе царском. А Даниилу Бог, кроме того, дал еще умение объяснять сны и предсказывать будущее, то есть пророчествовать» «Закон Божий для старообрядческих школ». Вот что говорят современные врачи о посте: …Что касается нестрогого вегетарианства, при котором употребляются молоко и яйца, то выводы ученых настолько однозначны, что вопрос о пользе или вреде подобного питания уже давно снят. Выводы, например, Американской диетологической ассоциации звучат так: «Правильно спланированная вегетарианская диета является здоровой, адекватной с точки зрения поступления в организм нужных питательных веществ и имеет множество преимуществ, так как позволяет предупредить и лечить определенные болезни». Среди этих болезней — сердечно-сосудистые, такие, как атеросклероз, артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца и сосудистые заболевания мозга, ожирение, диабет, мочекаменная болезнь, а также, вполне вероятно происходит накопление научных фактов в данном направлении , — болезнь Паркинсона и ревматоидный артрит. Кстати, православный верующий, соблюдающий церковные установления о питании, включая ограничения в среды и пятницы, а также четыре календарных поста — Великий, Петровский, Успенский и Рождественский — достаточно легко может быть отнесен к группе нестрогих вегетарианцев. Что, таким образом, делает православный календарь практически идеальным как с точки зрения медицинской профилактики, так и для лечения массы заболеваний. Особенно это будет так с учетом принятого в Православной Церкви неодобрения злоупотребления пищей, как в плане количества, так и качества переедание или чревоугодие, лакомство или гортанобесие являются грехами , отрицательного отношения к злоупотреблению алкоголем и предпочтения употребления вина в случае отсутствия полного воздержания от употребления спиртного Андрей Эльдарович Цориев, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры лучевой диагностики Уральской государственной медицинской академии.

В идеале человек должен перестроить свою жизнь: ежедневно молиться, творить добрые дела, каяться и бороться с грехами. Надо ограничить такие мирские потребности, как просмотр телевизора, зависание в соцсетях, обсуждение ближних и сплетни, развлечения, походы в гости, игры и застолья. Телевизор и развлекательные шоу во время поста лучше заменить на чтение, — говорит Протоиерей Сергий Моздор. Почитайте, Лескова вместо вечернего времяпрепровождения у телевизора.

Глаза — это ворота в нашу душу. И во время поста стоит внимательно относиться к тому, что мы смотрим, какие образы пускаем внутрь своей души. Есть рекомендации и по супружеской жизни: так в пост рекомендуется воздержание. Но священники отмечают, что в этом вопросе важно согласие обоих супругов, не может один толкать другого на грех прелюбодеяния.

Кому не рекомендуется поститься или нужно делать это с осторожностью Пожилые люди, у которых есть хронические заболевания, беременные и кормящие женщины, дети до 14 лет, а также лица, имеющие проблемы с желудочно-кишечным трактом, имеющие анемию или дефицит железа должны руководствоваться рекомендациями врачей, если хотят поститься. Язва желудка или обострение какого-то заболевания не приблизят верующего к Богу, наоборот, создаст препятствия для молитвы и добрых дел во время этого важного для христианина времени. Будете ли вы соблюдать Великий пост? Конечно, от начала и до конца.

Буду, но частично: откажусь от мяса и алкоголя. Буду, но не с помощью еды: откажусь от развлечений и вредных привычек. Нет, я не буду поститься.

Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа.

Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста.

В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах.

Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших». Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы. Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон.

Кто придумал Великий пост и для чего он нужен? История, факты и его значение

За две недели можно начинать потихоньку убирать из еды продукты животного происхождения и увеличивать количество растительной пищи. За неделю до начала поста рекомендуется отказаться от кисломолочных продуктов — молока, йогурта, сыра, кефира и так далее. Как питаться в пост Тяжелее всего придется в первую и последнюю недели Великого поста — самые преданные христиане в эти дни питаются лишь водой и хлебом. В остальное время правила не такие строгие, и в зависимости от дня меняется и то, что можно и что нельзя поставить на свой стол. Держащим пост разрешено есть овощи, фрукты, ягоды, орехи и сухофрукты, а также черный хлеб, злаки, грибы, зелень, мед и бобы. В определенные дни можно позволить себе немного вина, другой алкоголь во время Великого поста пить запрещено.

Запрещенные продукты в пост. Все продукты животного происхождения: мясо, птица, яйца, молочные продукты, животные жиры. Как правильно поститься: духовное воздержание Духовная работа во время поста намного важнее, чем отказ от пищи животного происхождения. В идеале человек должен перестроить свою жизнь: ежедневно молиться, творить добрые дела, каяться и бороться с грехами. Надо ограничить такие мирские потребности, как просмотр телевизора, зависание в соцсетях, обсуждение ближних и сплетни, развлечения, походы в гости, игры и застолья. Телевизор и развлекательные шоу во время поста лучше заменить на чтение, — говорит Протоиерей Сергий Моздор. Почитайте, Лескова вместо вечернего времяпрепровождения у телевизора. Глаза — это ворота в нашу душу. И во время поста стоит внимательно относиться к тому, что мы смотрим, какие образы пускаем внутрь своей души. Есть рекомендации и по супружеской жизни: так в пост рекомендуется воздержание. Но священники отмечают, что в этом вопросе важно согласие обоих супругов, не может один толкать другого на грех прелюбодеяния. Кому не рекомендуется поститься или нужно делать это с осторожностью Пожилые люди, у которых есть хронические заболевания, беременные и кормящие женщины, дети до 14 лет, а также лица, имеющие проблемы с желудочно-кишечным трактом, имеющие анемию или дефицит железа должны руководствоваться рекомендациями врачей, если хотят поститься. Язва желудка или обострение какого-то заболевания не приблизят верующего к Богу, наоборот, создаст препятствия для молитвы и добрых дел во время этого важного для христианина времени. Будете ли вы соблюдать Великий пост? Конечно, от начала и до конца.

Даты Великого поста Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. Даты Великого поста каждый год меняются, а продолжительность — нет. Пост всегда начинается за семь недель до Пасхи, дата которой определяется исходя из правил, установленных еще на I Вселенском соборе 325 , и с помощью пасхалии — специальной системы расчетов. Православная Церковь в 2024 году будет праздновать Пасху 5 мая, соответственно, за сорок восемь дней до этого верующие начнут духовно к этому готовиться. Когда начинается Великий пост 2024 Дата начала Великого поста всегда приходится на отрезок между 15 февраля и 21 марта. В самом конце этого периода — 18 марта — начинается Великий пост 2024 года. Первый день поста получил народное название Чистый понедельник. С одной стороны, в этот день самое время навести порядок после масленичных гуляний, а с другой — отсюда начинается великопостный путь к Пасхе, предполагающий очищение от греховных привычек. Существует традиция в последний день перед началом поста прощать друг друга, чтобы не входить в Четыредесятницу еще одно название Великого поста со скрытыми обидами и недоговоренностями. Вечером в воскресенье в храмах совершается великая вечерня с особым чином, на котором священнослужители и прихожане просят друг у друга прощения. С этого богослужения начинается Великий пост. Читайте также: Календарь Великого поста Когда заканчивается Великий пост 2024 Строго говоря, Великий пост заканчивается в пятницу перед Вербным воскресеньем, как раз на сороковой день отсюда и название — Четыредесятница. Однако Страстная седмица, которая следует за Вербным воскресением и является по существу отдельным смысловым периодом, не нарушает общий аскетический настрой Великого поста — все постные ограничения сохраняются и даже в каком-то смысле становятся строже. Поэтому можно сказать, что окончание Великого поста — это канун Пасхи, а она всегда празднуется в период с 4 апреля по 8 мая. В этом году православные верующие встретят Светлое Христово Воскресение 5 мая, соответственно, 4 мая — Великая Суббота — будет днем, которым заканчивается Великий пост в 2024 году. Великую Субботу называют «днем тишины»: позади непростые шесть недель Четыредесятницы и самые трудные и важные дни Страстной седмицы, соединяющие верующих с событиями двухтысячелетней давности. Несмотря на то, что в храмах в этот день обычно шумно и многолюдно даже далекие от церковной жизни люди заходят освятить куличи и яйца , сохраняется ощущение, будто весь мир замирает в ожидании самых главных для всего человечества слов — «Христос Воскресе! Первые дни Великого поста Первые дни Великого поста считаются, наряду со Страстной седмицей, самыми строгими не только в предпасхальный период, но и в году. В первый день Великого поста, Чистый понедельник, бывало даже принято отказываться от пищи вовсе. От современных верующих не требуется такое телесное испытание. Но и сейчас именно эти первые дни задают настрой на следующие недели. С понедельника по четверг первой недели Великого поста по вечерам верующие спешат в храм, где при огоньках свечей читается Великий покаянный канон. В среду перовой недели Великого поста впервые будет совершаться литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу первой недели Великого поста будет освящаться коливо — традиционное блюдо из пшеницы наподобие сочива или кутьи. Оно готовится специально ко дню памяти великомученика Феодора Тирона. В субботу первой недели Великого поста 23 марта в 2024 году верующие вспоминают связанное с ним чудо, произошедшее в IV веке в Константинополе. Гонители христиан в первую неделю поста тайно окропили идоложертвенной кровью все продукты на рынках, чтобы заставить христиан хотя бы по незнанию употребить ее. Но святой явился епископу во сне с предупреждением. Верующие не стали покупать продукты, а готовили еду из имевшихся у них запасов. Эта история напоминает, что, если мы стремимся воздерживаться именно во славу Божию, Господь поможет и посодействует в этом. Не только в церкви и за столом заметны перемены. Вся жизнь христианина в этот период должна становиться тише и размереннее, из нее должна уходить бессмысленная суета. Первые дни Великого поста — это привыкание к изменившемуся укладу, и они бывают непростыми. Но постепенно все войдет в колею, а мы и оглянуться не успеем, как наступят последние дни Великого поста. Родительские субботы Великого поста Родительских суббот Великого поста в 2024 году будет две, хотя обычно их три. Это субботы второй, третьей и четвертой седмиц. Выбраны именно они, потому что оставшиеся субботы посвящены святому мученику Феодору Тирону, Похвале Пресвятой Богородицы и воспоминанию о воскрешении Лазаря. Но в этом году один великопостный день заупокойной молитвы отменился, так как совпал с предпразднством так называется день или даже несколько дней накануне большого церковного праздника Благовещения. Читайте также: Родительские субботы Великого поста 2024 Родительская суббота второй седмицы Родительская суббота второй седмицы Великого поста в 2024 году приходится на 30 марта. Во время Четыредесятницы в будние дни записки за усопших не подаются, так как не совершается полная литургия. Именно поэтому были установлены дни специально для заупокойной молитвы. Родительская суббота четвертой седмицы Родительская суббота четвертой седмицы Великого поста приходится на 13 апреля. Важно в этот день побывать в храме, так как пост — время для добрых дел, и забота о покойных — один из таких. Святые отцы учат: «есть дело весьма богоугодное и полезное — при Божественном и Преславном Таинстве совершать поминовение усопших в правой вере». День памяти 40 Севастийских мучеников Память Сорока Севастийских мучеников — 22 марта, но в 2024 году будет отмечаться 23-го, так как совпадает с кануном дня Феодора Тирона. Этот праздник всегда бывает в Великий пост, и на какой бы день недели он ни пришелся, совершается литургия. Обычно в будни служится литургия Преждеосвященных Даров, но в этом году служба, посвященная Севастийским мученикам, переносится на субботу, когда положена Литургия Иоанна Златоуста. Впрочем, помолиться древним мученикам, отдавшим свою жизни за Христа, можно в любой день. Существует народная традиция в день Сорока мучеников печь из постного теста жаворонков. Мучные птички стали не только символом встречи весны, но и символом движения души, которая, подобно жаворонку, то взмывает к небу, то в смирении падает вниз. Благовещение Пресвятой Богородицы Благовещение Пресвятой Богородицы — один из главных христианских праздников. Он всегда отмечается 7 апреля и не всегда, но чаще всего выпадает на дни поста. Воздержание в этот день ослабляется: разрешается есть рыбу. Читайте также: Благовещение Пресвятой Богородицы. Коротко о празднике Четверток Великого канона Мариино стояние Четверток Великого канона в 2024 году — 18 апреля, а 17 апреля вечером в храмах будет Мариино стояние. Это удивительная служба, которая бывает лишь раз в году, на пятой неделе Великого поста. В среду вечером в храме целиком прочитывается весь Покаянный канон святого Андрея Критского, а вместе с ним житие древней святой, прославившейся своим подвигом покаяния. Длинная служба, на которой звучат проникновенные строки, полные сокрушения о своих грехах, и удивительная история о том, как величайшая блудница осознала свою нечистоту и, ища прощения Божьего, обрела святость, — это вершина великопостного покаянного пути. На следующий день после этой службы, в четверг, совершается литургия Преждеосвященных Даров. Великий акафист «Похвала Богородице» — единственный из акафистов, вписанный в богослужебный устав, и единственный звучащий в храме в дни Великого поста. Традиция петь его в храме установилась в Константинополе, не раз спасаемом Богоматерью от беды, а позже распространилась повсеместно — ведь у каждого верующего наверняка найдется, за что поблагодарить Небесную Заступницу. Этот акафист всегда поется вечером накануне субботы пятой недели Великого поста, почему она и называется Субботой Акафиста. Акафисты — это радостные хвалебные тексты, и в дни покаяния их не принято читать в церкви, тем более и без них много особых великопостных богослужений. Но на пятой неделе Четыредесятницы, в пятницу вечером, в храме вдруг звучит «радуйся!

Масса таких сект! Православие умеет ценить человеческое добро. Да, оно говорит о сверхчеловеческом мире, но умеет ценить человеческое добро. И умеет понимать, что человек сложный. Я к чему об этом заговорил. Знаете ли вы, какое первое установление Великого Поста? Это книга, в которой содержится богослужебный Устав Православной Церкви. Ведь в Православной Церкви каждый день есть какой-то праздник. Кроме того, каждый день недели имеет свою символику. Каждый день недели приближает или отдаляет нас от Пасхи, и т. И вот как служить? Это очень сложное искусство, как строить службу, чтобы все эти краски, календари, циклы в ней совместились. Это книга для священников и для хора. Для регента хора, прежде всего, — уставщика. И, кроме того, эта книга по происхождению монашеская. То есть в ней рассказываются правила жизни монастыря на год. Надо заметить, что это некоторая сложность в жизни Русской Православной Церкви. Сложность заключается в том, что у нас есть Устав монастырской жизни, но у нас нет узаконенного Устава приходской жизни. И это создаёт определённые сложности. Скажем, ещё в XII веке византийские богословы обсуждали, должны ли миряне поститься столько же, сколько монахи? Понимаете, эти проблемы, конечно, есть. Я поясню. Скажем, укруха вина ставится на стол. Так вот, поскольку накануне было заговение и, понятное дело, что там всё скоромное подъедалось, и с весельем расставались, и вино тоже было на столе, и братия улеглись спать позже обычного и после изрядного пиршества, то поэтому в первый день Поста подъём на час позже. Чтобы люди успели отоспаться, прийти в себя и уже не спали в храме. Это удивительно трезвенное такое наблюдение, именно как правило. Когда человек живёт именно в таком церковном ритме, ему понятен смысл именно такого установления и такой фразы. А затем начинается великопостная служба, читается удивительный канон — Покаянный Канон Андрея Критского. Канон, который имеет очень много граней постижения. Во всей глубине своей этот Канон может быть понятен только изрядному богослову, человеку, который почти наизусть знает Библию. И если его читать подряд, это занимает где-то 3 часа … Как вы понимаете, в храмах наших стоят люди, которых при всём уважении нельзя назвать знатоками Священного Писания. И, тем не менее, чудо церковного таинства служения этот Канон любим народом, и он действительно действует на душу, берёт сердце в свои руки. Он ведёт его, потому что сама атмосфера храма в эти дни, в эти вечера Великого Поста, само звучание этих священных слов, что-то меняет в душе человека. Ведь сегодня мы это прекрасно знаем, что жизнь не сводится к тому, что знает наш рассудок — есть действительно какие-то глубины подсознания. И вот если человек постоянно слышит скверные слова вокруг себя, то это не может не отложиться на его душе. Если по стёклышку бьют песчинки, каждая оставляет крохотную царапинку, след каждой песчинки незначителен, но рано или поздно стекло помутнеет — эти песчинки собьются в такую сеть, что оно станет непрозрачным. Так вот, если такой эффект имеют скверные слова, то ведь доброе и светлое слово тоже обладает таким воздействием. И хотя бы поэтому, даже не понимая вполне церковнославянского языка а сегодня многие, особенно начиная церковную жизнь, его не понимают всё-таки стоит приводить себя в храм, ставить себя в нём и слушать. Потому что человек больше, чем его рассудок. И там, где рассудок не вполне понимает смысла слов, там сердце чувствует что-то своё. Эти слова, эту молитву нельзя перевести ни на один язык мира. Есть много православных приходов, которые открылись в Германии, в Англии, во Франции, в Америке, в Австралии — в самых разных странах. И на местные языки переводят нашу Литургию. Потому что mercy — это слово из французского языка, для англичанина оно иностранное, по сути дела. А почему? Помните если кто слушал Баха, или Моцарта, Вивальди, западные католические или даже лютеранское церковные песнопения , что месса служится на латинском языке, но одна молитва поётся по-гречески? Почему нельзя? Дело в том, что в православном понимании мы от Бога ждём исцеления. Не амнистии, не извещения о том, что небесные инстанции больше не гневаются на наши грехи и порвали нам приговор, а исцеления. В грехе я ранил свою душу. Ну, пацан любопытный, только мама за порог, он, конечно, сразу за ножницы. Баловался с ними, баловался, — себе палец порезал. Мама возвращается. С одной стороны, она сердится на малыша, что он, мерзавец такой, всё-таки нарушил её заповедь и порезал себя. Но что малышу-то надо от мамы? А кровь пусть течёт. Вот человек в таком положении. Да, мы нарушаем Заповеди Божии, но ведь через это мы уродуем самих себя. И поэтому в православном понимании мы просим у Бога и приемлем от Него прощение не в смысле юридическом, а прикасания к глубинам нашей души, которое может исцелить. Дело в том, что масло — это древнейшее лекарство. Более того, масло — это первое лекарство, с которым человек встречается в своей жизни. Младенчик рождается — его маслицем подмазывают. Масло защищает от инфекции, масло смягчает кожу. Того, чтобы Господь вошёл в наше сердце и исцелил нашу душу, изуродованную страстями. Великий Пост — это время, когда человек находится в пути. Это путь к Пасхе. И поэтому, поскольку мы в пути, как ни странно, Великим Постом, оказывается, меньшее богослужение. Великим Постом не служится Литургия. Другие службы дневного цикла, суточного цикла остаются, а Литургия не служится. Она служится только по субботам и воскресеньям, но суббота и воскресенье считаются в православной традиции праздничными днями в любом случае — это не постовые дни. Это очень важно понять: суббота и воскресенье не входят в число дней Великого Поста. Суббота и воскресенье — это не пост, поэтому там Литургия служится, а в остальные дни —нет. И только в среду и пятницу для тех людей, которые сугубо желают причаститься, допускается Причастие, — они могут прийти в храм и причаститься, но Дары не освящаются ради них в эти дни, а они причащаются Дарами, которые были освящены заранее, в предыдущее воскресенье. И, кстати, тем людям, которые ещё не знают церковных установлений, я очень советую: чтобы понять, что такое Великий Пост , ходите в храм кроме субботы и воскресенья. Хотя бы на полчаса загляните, если есть в вашем городе храмы, в которых ежедневная служба — монастырский, скажем, храм. На будние дни хотя бы несколько раз зайдите, и пусть не всю службу, если с непривычки не можете всё выстоять, хотя бы 20 минут, полчаса постойте, подышите этой удивительной атмосферой Великого Поста. Ну, а теперь надо перейти, наконец, к тому вопросу, который возникает обычно у всех, когда речь идёт о посте. Что с диетой, что с питанием? Зачем, вообще говоря, эти ограничения в пище? Неужели Богу есть какое-то дело до того, что лежит у меня в тарелке? Значит, прежде всего, христианский пост никак не связан с представлением о том, что бывает пища, которая оскверняет человека или не оскверняет его. Всё, что создал Господь, всё чисто. Если это съедобно, то, что же, — кушай. Не пищей оскверняется человек. Но в то же время, почему мы говорим о том, что воздержание в пище бывает необходимым? А потому, что человек целостен. Мы — не просто дух. Человек — это воплощённый дух. И от того, как живёт моё тело, очень во многом зависит жизнь моей души. Вот посмотрите: человек меняет одежду. Как много от этого меняется! Вот женщина одевает вечернее платье — и она уже совершенно другая. Вот она только что была в телогрейке — она одна, а вот вдруг она поменяла её на вечернее платье — она уже совершенно другая. И другая не внешне, а она чувствует себя иначе, ощущает себя иначе, иначе смотрит, иначе чувствует! Значит, если даже от одежды зависит жизнь души, тем более она зависит от вообще состояния тела. Понимаете, дело в том, что человек грешит не телом. Человек грешит своей свободной волей. Не тело виновато в наших грехах, а наша душа. Но, тем не менее, многие грехи происходят потому, что грех, шевельнувшийся в моей душе, как резонатором, мегафоном, был усилен моею плотью. И вот бывает нужно этот мегафон ослабить, чтобы он меньше резонировал. И вот пост для этого и служит. Итак, по мысли преподобного Серафима Саровского, пост — это не главное в жизни христианина, и молитва не главное, и даже милостыня, а главное — это стяжание Духа Святаго. А пост, молитва и милостыня — это средства для этого. Итак, пост — это не главное. Пост — это дорога к Пасхе. Пост — это средство. Но дело в том, что чтобы правильно пользоваться средством, надо знать конкретно для чего. Понимаете, если я Вам подарю молоток и скажу, что с помощью молотка можно собрать машину.. Но, вообще-то, надо указать, какие именно части в машине могут соприкасаться с молотком. А иначе, понимаете, начнёте колотить куда ни попадя, и все эти полуфабрикаты, запчасти, могут только разрушиться, только и всего. Так вот, мало сказать, что пост нужен для духовной жизни и т. Конкретно, для чего именно? У поста в смысле воздержания от мясной, плотной пищи три смысла. Первый, который больше всего знаком всем нам и с которого я начал: это знак общецерковной солидарности, действие послушания. Церковь благословляет в это время поститься — из послушания Церкви, из чувства своего единства, соборности с остальными христианами православными я буду в это время поститься, хотя мне это тяжело и радости никакой не доставляет и т. Это первый смысл, на котором, как я понимаю, большинство церковных людей на самом деле сегодня находятся. Второй смысл: пост нужен для того, чтобы сделать душу более независимой от плоти, чтобы слегка погасить избыток сексуальной энергии, прежде всего. Но и здесь также с самого начала нужно заметить, что, прежде всего, в таком случае во втором смысле пост приложим не ко всем. Он приложим только к людям, что называется, половозрелого возраста — т. Значит, это я к тому, что когда, скажем, в христианской среде речь идёт о посте детишек, то здесь, может быть, имеет смысл им говорить, что вот надо поститься просто из послушания. Но, понимаете, дело вот в чём: ведь можно проще дать человеку понять, что пост — это время такого сугубо личного подвига и время послушания. Для этого у пятилетнего малыша не обязательно молоко отнимать. Если вы перестанете его пирожными до Пасхи кормить, перестанете ему вкусности печь… Вот он привык, что вы ему ватрушки печёте, а вы перестанете ему ватрушки печь и поясняете, почему вы ему не печёте ватрушек, а молоком поите, — для него это будет достаточный пост. А вот в тринадцать лет надо подумать, стоит ли его, действительно, так упорно мясом кормить или нет. Но здесь вопрос некой решимости. Человек действительно, всерьёз, намеревается ограничить буйство своей плоти или нет? И вот это тоже, конечно, серьёзный вопрос, но это вопрос пастырский, что в таком случае делать. И, наконец, третье значение поста как воздержания от тяжёлой пищи — это облегчение молитвенного труда. Вот если ты встаёшь с тяжёлым чувством, так что о Боге как бы и думать не хочется, значит, переел. Вот есть благодарственная молитва после трапезы у православных, в которой мы благодарим Бога за то, что Он насытил нас земных Своих благ. Соответственно, есть нужно так, чтобы не слишком дискомфортно было между вот этой молитвой, что мы просим у Бога, и тем, в какое состояние мы только что себя привели. Значит, в этом смысле пост — это средство истончения плоти. Плоть — это не тело. Плоть — это та часть нашей души, которая связана с телом. Это те движения нашего сознания и подсознания, наших чувств, которые связаны с нашей сексуальностью, совершенно естественно ведь сама по себе сексуальность безгреховна.

Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь

Объясняя кратко, главнейшая его задача — подготовка к Пасхе, то есть к празднику в честь воскрешения Иисуса Христа. Как и обычно это бывает, пост продлится 48 дней и завершится светлым праздником Пасхи. Ее в 2022 году отмечают 16 апреля. Если же говорить не только о высоком, а о влиянии поста на жизнь человека, можно отметить, что такое испытание помогает пересмотреть свои ориентиры, стать спокойнее и рассудительнее, избавиться от вредных привычек и, главное, отключиться от общемирового информационного шума, сконцентрировавшись только на вере и анализе своих мыслей и поступков. А это иногда необходимо каждому из нас. Основные правила соблюдения Великого поста Церковнославянское название Великого поста — Святая Четыредесятница.

Из-за этого принято считать, что пост длится 40 дней. На самом же деле он идет на протяжении 48 дней: есть учесть не только Святую Четыредесятницу, но и Страстную Седмицу — неделю перед Пасхой, во время которой вспоминаются последние дни земной жизни Христа и его страдания за весь человеческий род. Теперь и все верующие каждый год должны вспоминать путь Христа и подвергать испытаниям свой разум и тело, отказываясь от излишеств как в еде, так в мыслях и поступках.

Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино [10] , но в любом случае даже и в Благовещение трапеза в эти дни разрешается только один раз. Если в первое время воздержание от пищи до вечера соблюдалось всеми, а не только монашествующими напр. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются если не считать некоторых особо строгих монастырей у старообрядцев , тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления. На Западе[ править править код ] На Западе развитие Великого поста шло иным образом. Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота [11] , общая длительность поста составила 36 дней 6 недель по 6 дней, исключая воскресенья. Святой Григорий Великий 560—604 , а вслед за ним и многие средневековые авторы [12] описывал этот период, как «духовную десятину года», поскольку 36 составляет примерно десятую часть от числа дней в году. Позднее, ради исполнения числа 40, добавили ещё 4 дня, в результате чего пост стал начинаться в среду, которая получила название Пепельной среды.

Впрочем, следы прежней практики до сих пор остались в т. Что касается пищевой составляющей поста, то, в отличие от Восточной церкви, на Западе больший акцент был сделан на времени и количествах принятия пищи. Первоначально допускалась лишь одна трапеза, каковая могла начаться только с наступлением вечера. Однако уже достаточно рано мы впервые находим упоминание об этом у Сократа Схоластика [ источник не указан 4030 дней ] стала быть терпимой практика разрешения поста в «девятый час», то есть, в три часа дня. Постепенному приближению времени обеда способствовало ещё и то, что канонические часы Девятый час, Вечерня и т. Девятый час означал, без сомнения, три часа дня, однако служба девятого часа могла читаться сразу после шестого, который соответствовал полудню. Подобным же образом и вечерня, после которой полагалась трапеза, служилась всё раньше и раньше, пока, наконец, не было официально признано, что вечерня в великий пост может служиться в районе полудня как оно и было в Католической Церкви вплоть до литургических реформ середины XX века. Таким образом, хотя в XI веке ещё объявлялось, что принимающие пищу до наступления вечера нарушают великий пост, уже в XIII веке такой обычай стал вполне общепринятым. Дальнейшим послаблением явилось введение вечерних лёгких трапез, т. В таком виде одна полная трапеза и два небольших перекуса этот тип поста именуемый собственно «постом», в отличие от «воздержания», о котором пойдёт речь далее просуществовал до наших дней, хотя и требуется официально лишь для нескольких дней в году.

Что же касается ограничений на качество пищи, то есть воздержания, то здесь долгое время также существовали значительные ограничения, хотя они и не доходили до такой строгости, как в Православной церкви. К первоначальному и повсеместному запрету на мясо позже прибавились запреты на lacticinia, то есть молочные продукты.

Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим. Неделя Ваий — иное название Вербного воскресенья, происходящее от слова «вайи», пальмовых ветвей, которыми устилали путь Христа перед въездом в Иерусалим. В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются ветки вербы. Седьмая неделя — Страстная седмица. В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. Как подготовить организм к посту Во время Великого поста православные ограничивают привычный рацион. Поэтому перед постом нужно создать запас белков, чтобы организм не испытывал в них недостатка.

Например, как советуют специалисты Роспотребнадзора , ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы. Когда начнется пост, и от того, и от другого придется надолго отказаться. За время подготовки к посту нужно дать организму привыкнуть к большому количеству клетчатки в рационе. За две недели до поста а лучше еще раньше нужно постепенно сокращать количество продуктов животного происхождения и увеличивать долю пищи растительного происхождения в рационе. Также в этот период необходимо употреблять как можно больше кисломолочных продуктов: кефира, йогуртов, простокваши, ряженки. Однако за неделю до поста следует от них постепенно отказываться. В первые дни поста нужно увеличить порции и количество приемов пищи, так как постные блюда менее калорийные К Великому посту нужно быть готовыми не только физически, но и морально. Священнослужители советуют оценить свои силы и не воспринимать пост как подвиг. Перед собой нужно ставить посильные для духа и тела цели.

Зачастую верующие переоценивают свои возможности. Когда понимают, что не справляются, отказываются от поста. Первая неделя поста особо строгая. В первый день — Чистый понедельник — нужно полностью воздержаться от принятия пищи. Со вторника по пятницу можно есть хлеб, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пить воду. В субботу и воскресенье разрешена горячая пища с растительным маслом. Во вторую-шестую недели поста в понедельник, среду и пятницу придерживаются сухоядения, во вторник и четверг разрешена вареная пища без масла, а в субботу и воскресенье — горячая пища с маслом. Во время Страстной седмицы соблюдают строгий пост, сухоядение. В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье в 2023 году Вербное воскресенье выпадает на 9 апреля можно есть рыбу.

В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем разрешена рыбная икра. Перечисленные правила обязательны для соблюдения монахами. Миряне придерживаются строгости поста по силам, согласовывая календарь питания с духовными наставниками с учетом жизненных обстоятельств и состояния здоровья. Что можно есть в Великий пост Овощи и фрукты — основа постного питания.

Выбор меню им попросту недоступен. Что можно есть в пост? Как поститься, когда в семье и на работе окружают неверующие?

У православных хозяек обычно существует проверенное меню, чтобы пища радовала семью даже в пост. Если часть семьи не постится, рацион разделяют. В православных семьях с меленькими детьми родители стараются поститься в полной мере, а детей продолжают кормить молочными продуктами и рыбой. В некоторых семьях для детей ограничивают лакомства: вместо конфет во время поста они могут есть фрукты, пастилу или козинаки, чтобы тоже понести посильный подвиг. По мере взросления можно предлагать ребёнку более серьёзные ограничения. Православный человек привыкает жить под удивлёнными или косыми взглядами окружающих. Поэтому никто не боится смутить коллег по работе употреблением постной пищи.

Даже в школьных или рабочих столовых вполне можно выбрать что-то подходящее: съесть винегрет вместо оливье или пирожок с капустой вместо беляша. Стоит ли заставлять себя поститься, потому что так надо, условные «все» постятся? Или это должно быть искреннее желание? Как не сделать этот важный период «искусственным»? Ведь многие люди думают, что получат некий дар от Господа, если будут поститься. Как быть честным с собой? Есть Христос и Церковь, с которыми мы сверяем все наши действия.

Пост установлен Церковью, а значит это обязанность всякого, кто себя к Церкви причисляет. Нормально, если у нас нет жгучего желания поститься. Это значит, что есть, над чем работать. Значит, этот труд поможет нам преодолеть себя. В наше время слишком большое внимание уделяется чувствам и эмоциям.

Великий пост в 2024 году

Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится приблизительно к VII веку. Вот памятуя об этом, в православной традиции накануне Великого Поста поётся страстный псалом – 136-й псалом “На реках Вавилонских”. О Великом посте в Восточном христианстве см. Великий пост. Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, готовит христиан к достойной встрече главного праздника — Светлого Воскресения Христова.

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Впрочем, пищевые ограничения во время поста не главное. Важнее в это время уделить больше внимания молитве, покаянию и добрым делам. Вот несколько статей об этом.

Святитель Григорий Палама известен своими богословскими трудами о Нетварном свете Преображения, отличного от тварного света. В субботу второй седмицы , а затем на третьей и четвертой неделях поста, служится заупокойная служба. Великопостные родительские субботы — время особенного поминовения умерших.

Накануне совершается Парастас — заупокойная всенощная служба с чтением 17 кафизмы и панихидой. Кстати, следует помнить: с повечерия в пятницу до вечерни в воскресенье не полагается земных поклонов. Третья седмица Третья неделя называется крестопоклонной. Обычно в начале поста все полны сил, имеют благое расположение и стремятся на подвиг. Уже к третьей неделе силы иссякают, и верующие нуждаются в духовном утешении.

В субботу на утрене выносится из алтаря Крест — для подбодрения постящихся и укрепления в дальнейшем прохождении поприща поста. Четвертая седмица Четвертая неделя поста — неделя Иоанна Лествичника. Преподобный Иоанн жил в 6-м веке и прославился перед Богом подвигом уединения. С юности до сорока лет угодник Божий Иоанн провел в одиночестве на Синайской горе, а затем перешел в синайскую пустыню Фола, где подвизался в строгом посте и непрестанной молитве еще 40 лет. Всё время святой постился, употребляя самую малость постной еды, разрешенной Уставом, но непреклонно воздерживался от движения страстей.

Книга разделена на ступени — по степеням духовных совершенств. Духовный смысл четвертой седмицы состоит в утверждении того, что пост и молитва могут открыть лестницу в рай и привести к духовному совершенству, как в случае с преподобным Иоанном. Пятая седмица Пятая неделя поста известна как неделя преподобной Марии Египетской. На утрене четверга на практике — в среду вечером в церкви читают Великий канон Андрея Критского и житие святой Марии Египетской. Это богослужение называют Мариино стояние.

Церковь показывает на примере Марии Египетской, как путь покаяния преображает человеческую душу, изводит ее из глубины греховного мрака к совершенной святости бесплотных ангелов. Богослужение совершается в память о заступлении Царицы Небесной города Константинополя от нашествия врагов в 7 веке. Шестая седмица Шестая неделя известна как неделя Ваий, или Вербная. В пятницу ваий оканчивается Святая Четыредесятница. В субботу Церковь вспоминает чудо воскрешения праведного Лазаря.

Сколько дней длится пост? В 2024 году Великий пост продлится 48 дней: с 18 марта до 4 мая. Можно ли в пост крестить детей? Да, крестить детей можно в любой день церковного года. Почему в пост нельзя растительное масло? В то время, когда был написан Церковный устав, оливковое масло считалось излишеством. Сейчас для тех, кто не служит в церкви, считается допустимым даже ежедневное употребление растительного масла. Всё зависит от меры поста, которую выбирает себе каждый. Можно ли в пост соевые заменители мяса и растительное молоко? Представители церкви не советуют «увлекаться суррогатами вроде соевого мяса», хотя формально они не запрещены.

Как соблюдать пост в семье, где старшие дети постятся, а младшие — ещё нет? Объясните старшему ребёнку, что пост — своего рода привилегия для взрослых. Можно также предлагать младшим детям запрещённые продукты тогда, когда старшие, например, в школе. Это поможет избежать невольного огорчения. Великий пост — время для внутренних изменений, духовного развития и семьи. Именно так советуют относиться к этому периоду представители церкви. Поэтому не стоит думать, что главное во время поста — лишение себя всех радостей, в том числе гастрономических. Всем, кто решил поститься, важно оценить свои силы, чтобы не навредить здоровью и сохранить положительный настрой до самой Пасхи. Дети также могут соблюдать пост: по желанию, без ненужных лишений и ограничений в питании.

Этим же вроде бы не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно «убивать своё тело», свои желания? Зачем такая несвобода? Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А, кроме того, даже если мы и не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках. Например, легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, — любовь познается из дел. И если мы, по крайней мере, хотим любить Бога, ограничим себя в том, что нас удаляет от Бога. Нет такой цели — ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются, — не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют и то, что имели. Священник Михаил Немнонов Как быть с постом у детей? Ограничивать ли их в пище также как и себя, либо можно дать слабинку растущим организмам? Мы для своих детей определили следующие ограничения — никаких конфет и мультфильмов.

Великий пост. История и особенности

Следовательно, Великий пост — это средство, которым православные христиане достигают цели — соучастие распятию и воскресению Иисуса Христа. Первое воскресенье Великого поста носит название Торжество Православия. Великий пост — самый важный пост в церковном календаре, целью которого является подготовка к празднованию Пасхи. Какие названия имеют недели Великого поста, чем РИА Новости, 27.03.2024. Рассказываем, сколько дней длится и когда заканчивается Великий пост в 2024 году. Что такое Великий пост. Наступил Великий пост, предваряющий главный православный праздник — Пасху.

Великий пост. История и особенности

Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая.
Почему в Церкви четыре поста? О Великом посте в Восточном христианстве см. Великий пост.
Великий пост - 2023: как правильно поститься и питаться по дням Главная → Православные посты 2024 → Великий пост 2024.
Статьи Балаково. Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных.
Навигатор Великого поста: не пропустите главное В православном календаре четыре многодневных поста — Рождественский, Великий, Петров и Успенский.

Почему в Церкви четыре поста?

Даты начала Великого поста 2024 года, перечень разрешенной еды, правила поста — читайте в материале. В первые три дня Великого поста по уставу положено сухоядение. Наступил Великий пост, предваряющий главный православный праздник — Пасху. В первые три дня Великого поста по уставу положено сухоядение. Великий пост предваряет одно из главных событий для верующих – Светлое Христово Воскресение, Пасху.

Что нельзя делать во время Великого поста?

  • Когда Великий пост в 2024 году
  • Почему в Церкви четыре поста?
  • Великий пост: что можно и нельзя делать и есть, запреты
  • КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
  • СМЫСЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ВЕРУЮЩЕГО
  • У православных верующих начинается Великий пост 3

Для чего нужен пост? Всё о православном посте

Однажды Мария попала на корабль, перевозивший в Иерусалим паломников, — с целью предаться утехам. В Иерусалиме девушка обнаружила, что не может попасть в храм — как только она подходила к порогу, толпа ее отбрасывала. У входа в храм висела икона Богородицы, и Мария поклялась перед Божьей Матерью изменить свою жизнь. Она ушла в пустыню, питалась скудной растительной пищей — и через 17 лет смогла избавиться от своей страсти. Всего она провела более 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. У нас альтернативой ваий служат веточки вербы — неделя завершается Вербным воскресеньем. Последнюю неделю Великого поста можно считать отдельным и особо строгим постом.

Каждый день Страстной седмицы называется Великим и подчиняется строгим правилам.

В субботу Церковь вспоминает чудо воскрешения праведного Лазаря. Новость о воскрешении четверодневного мертвеца мгновенно разлетелась среди иудеев. На следующий день Господь отправился в Иерусалим, где Его приветствует многочисленные толпы людей. Ликующие иудеи встречали Иисуса, как Царя и постилали Ему под ноги ветви. Пост является способом достичь цели: сораспяться с Господом, идти вместе с ним крестным путем, чтобы вместе с Ним воскреснуть. На вечернем богослужении освящаются веточки вербы.

Эти веточки верующие несут на воскресную литургию, чтобы символично встретить грядущего Царя славы. Страстная седмица Страстная седмица — это дни страдания, крестной смерти Господа, Его погребения. Каждый день страстной недели называется страстным, или великим. В эти дни не вспоминаются дни памяти святых, не поминают умерших. Духовный смысл Страстной седмицы состоит в приобщении к страстям Христовым. Несмотря на трагические события Страстной седмицы, верующие с радостью осознают возможность спасения, полученную страданиями и смертью Спасителя. Каждый день в Церкви совершаются особенные богослужения.

В четверг утром служат литургию Василия Великого в воспоминание Тайной вечери. На вечерне в этот день читают 12 страстных Евангелий. По благочестивой традиции, Евангелие слушают с зажженными свечами, а затем стараются донести огонек домой. Особенности богослужений Великого поста Великопостные службы значительно отличаются от совершаемых в другое время. Все молитвословия направлены на пробуждение покаянного чувства, углубленное созерцание внутренних, сокровенных чувств. Богослужения Страстной седмицы имеют свои особенности, как и Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим. Питание в Великий пост В последнее время сложилось мнение, что пост — это ограничения по питанию, и огромное внимание уделяется именно этой стороне великопостной аскезы.

Однако пост предполагает внимание к душе, в первую очередь. Пост не цель сам по себе, а средство достижения духовных плодов — смирения, покаяния, кротости. Однако после долгих лет безбожия были утрачены традиции проведения поста мирянами.

Рабы греха? Что вторгается в нашу жизнь, что подчиняет её? Каждый из нас — это такой ходячий парламент, Государственная Дума. Теперь что вы скажете по этому вопросу? Вот наступает какой-нибудь вечерок. В храм дорогу помнишь ещё? Какие книжки, какие молитвы, парень?!

И есть ещё масса иных фракций со своими специфическими проблемами. Их много, а я один. Этих фракций много, а в каждый конкретный момент я могу делать только что-то одно. Твоя воля. В надежде на то, что как бы если воля этой фракции, наглой такой фракции, понимаете, будет исполнена, авось, на полдня она отстанет, не будет больше приставать, а я в это время какими-нибудь другими делами займусь. Так вот, во мне идёт такая бесконечная парламентская буза. Иногда его находят, а по большей части нет. Но Царствия Божия там напрочь нет. Диктатуры совести там нет. Есть что-то совершенно другое.

Давайте посмотрим правде в глаза. Мы не шибко-то христиане. Про Христа — то мы в течение года…радость Пасхи мы потеряли! То дивное чувство, что мы, действительно, не рабы уже, но сыновья! Вот это пасхальное чувство соучастия в Таинстве Христа мы уже потеряли… Ну, что ж, давайте теперь оглянемся и подумаем: где мы? А мы уже в Вавилон приехали, оказывается. Нас пленили наши страсти и наши грехи. Раз так, с чего может начаться восстание? С осознания того, что так жить нельзя. Дальше так жить нельзя.

Где я? Каким я пред Богом предстану? И так человек понимает, что он в неправильном состоянии, в плененном. Значит, надо бороться за потерянную свободу. За свободу быть христианином, за свободу жить по совести. И вот тогда даётся совет, как обрести свободу: младенцев избивай! Вот эти младенцы Вавилона — это символ греха. Грех этот тебя поработил через то, что сначала постепенно гадкие мыслишки вползали в твою голову, а потом они уже развились в дебёлые, матёрые страсти. Так вот, пока маленькая гадкая грешная мыслишка не развилась в огромную страсть, вот здесь её поймай и разбей о камень. А камень что такое?

Камень веры — Иисус Христос. Через молитву ко Христу разбиваются греховные помыслы. Чувствуешь, что в твоё духовное пространство вторгся вор и разбойник — кричи! Вот проходят эти подготовительные дни Великого поста, и вот Масленица, конечно. Масленица — удивительное время. С одной стороны говорят, что это вроде дни языческого происхождения, ещё старославянского. Может быть, может быть… Но, вы знаете, что одна из тех черт, которые, к сожалению, почти утратило современное общество, но которые были живы в традиционной Руси ещё прошлого века, и которые в общем-то ещё есть в Церкви, — это умение организовывать время. Понимаете, время — это пространство, в котором живёт человек. Вот человек приезжает в новый дом. Приехали вы в новый дом, — вы должны своим дыханием этот дом согреть.

Даже если этот дом достался вам со всей мебелью, вы всё равно по-своему что-то переставите, чтобы отпечаток вашей хозяйской души лежал на этом доме. Получили вы на работе какой-то новый кабинет или там за новый стол вас посадили — то же самое. Неуютно себя чувствуешь, когда в этот кабинет въехал, просто сел, и всё осталось на месте. Хоть пепельницу новую завести, — а надо ж. Очеловечить, одомашнить, свой отпечаточек на всём оставить. Так вот и время — это не просто время, когда движутся созвездия, планеты летят и так далее. Время — это время человека. Человек должен жить в человеческом времени, а не в космическом. И вот для того, чтобы оставить свой след на времени, человек создал календарь. Для того, чтобы у каждого дня было своё имя, чтобы у каждого дня было своё лицо, чтобы дни были не похожи друг на друга.

И каждый день чем-то отличается в Церкви. Они перестают быть просто как, помните, в советских календарях 30-х годов писалось? Всё в голый механизм превратилось. Клички вместо имён. Номера, лагерные номера вместо имён. Так вот, традиционное общество, оно умеет так очеловечивать время, что возникает эффект контраста. Будни и праздник. Есть будничное время — время труда. Он Богу лицо в лицо должен смотреть в этот день. Встрепенулась душа, и человек почувствовал, что он не просто гражданин мелкого уездного княжества, он — сын Божий, он — гражданин Вселенной.

Так вот, это уменье — уменье контрастно стоить время — сегодня стёрлось. Буйство красок. Буйство плоти даже в некотором смысле. На Масленицу карнавалы проходят. Как раз заговение на мясо, поэтому последние дни гуляют, а потом Великий Пост. Вы знаете хотя бы одного тележурналиста, который бы вам об этом рассказал? Рассказал бы, что после карнавала начинается Великий Пост? Я никогда такого не слышал, чтоб наши телевизионщики об этом рассказали. Это странно: как люди грешат, об этом рассказывают. Хм, а о том, как каются, не любят рассказывать.

Наверное, снять на видеокамеру это тяжелее. Ну, так вот. И у нас Масленица, хорошо, погуляли. Затем Великий Пост тут же, без перерыва почти начинается. Совершенно другое ощущение души, другой опыт. И затем радость Пасхи. Вроде бы: вот радость Масленицы, и вот радость Пасхи. Какие они разные, эти радости… Радость плоти, радость желудка — блинная радость Масленицы, и светлая, именно духовная радость Пасхи. А теперь я вам скажу ещё, признаюсь ещё в одном обстоятельстве, ради которого я люблю Православие. Я не говорю, что только ради этого, но как бы вот среди многих-многих.

Это обстоятельство я бы выразил так: трезвость. Удивительная трезвость. Знаете, ведь Православие — это огромный мир, который в себя вбирает очень многое. Здесь есть поразительная мистика: в Православии нет потолка — то есть, ввысь, для восхождения. И православное богословие говорит о таинстве обожения, теозиса человека. О том, что человек может глазами созерцать нетварного Бога, просвещаться Его нетварным Светом. Католики этого боятся. Опыт наших святых отцов говорит: может! Но при этом Православие оказывается способным, призывая к великому, благодарно замечать маленькое. Масса таких сект!

Православие умеет ценить человеческое добро. Да, оно говорит о сверхчеловеческом мире, но умеет ценить человеческое добро. И умеет понимать, что человек сложный. Я к чему об этом заговорил. Знаете ли вы, какое первое установление Великого Поста? Это книга, в которой содержится богослужебный Устав Православной Церкви. Ведь в Православной Церкви каждый день есть какой-то праздник. Кроме того, каждый день недели имеет свою символику. Каждый день недели приближает или отдаляет нас от Пасхи, и т. И вот как служить?

Это очень сложное искусство, как строить службу, чтобы все эти краски, календари, циклы в ней совместились. Это книга для священников и для хора. Для регента хора, прежде всего, — уставщика. И, кроме того, эта книга по происхождению монашеская. То есть в ней рассказываются правила жизни монастыря на год. Надо заметить, что это некоторая сложность в жизни Русской Православной Церкви. Сложность заключается в том, что у нас есть Устав монастырской жизни, но у нас нет узаконенного Устава приходской жизни. И это создаёт определённые сложности. Скажем, ещё в XII веке византийские богословы обсуждали, должны ли миряне поститься столько же, сколько монахи? Понимаете, эти проблемы, конечно, есть.

Я поясню. Скажем, укруха вина ставится на стол. Так вот, поскольку накануне было заговение и, понятное дело, что там всё скоромное подъедалось, и с весельем расставались, и вино тоже было на столе, и братия улеглись спать позже обычного и после изрядного пиршества, то поэтому в первый день Поста подъём на час позже. Чтобы люди успели отоспаться, прийти в себя и уже не спали в храме. Это удивительно трезвенное такое наблюдение, именно как правило. Когда человек живёт именно в таком церковном ритме, ему понятен смысл именно такого установления и такой фразы. А затем начинается великопостная служба, читается удивительный канон — Покаянный Канон Андрея Критского. Канон, который имеет очень много граней постижения. Во всей глубине своей этот Канон может быть понятен только изрядному богослову, человеку, который почти наизусть знает Библию. И если его читать подряд, это занимает где-то 3 часа … Как вы понимаете, в храмах наших стоят люди, которых при всём уважении нельзя назвать знатоками Священного Писания.

И, тем не менее, чудо церковного таинства служения этот Канон любим народом, и он действительно действует на душу, берёт сердце в свои руки. Он ведёт его, потому что сама атмосфера храма в эти дни, в эти вечера Великого Поста, само звучание этих священных слов, что-то меняет в душе человека. Ведь сегодня мы это прекрасно знаем, что жизнь не сводится к тому, что знает наш рассудок — есть действительно какие-то глубины подсознания. И вот если человек постоянно слышит скверные слова вокруг себя, то это не может не отложиться на его душе. Если по стёклышку бьют песчинки, каждая оставляет крохотную царапинку, след каждой песчинки незначителен, но рано или поздно стекло помутнеет — эти песчинки собьются в такую сеть, что оно станет непрозрачным. Так вот, если такой эффект имеют скверные слова, то ведь доброе и светлое слово тоже обладает таким воздействием. И хотя бы поэтому, даже не понимая вполне церковнославянского языка а сегодня многие, особенно начиная церковную жизнь, его не понимают всё-таки стоит приводить себя в храм, ставить себя в нём и слушать. Потому что человек больше, чем его рассудок.

В остальное время правила не такие строгие, и в зависимости от дня меняется и то, что можно и что нельзя поставить на свой стол. Держащим пост разрешено есть овощи, фрукты, ягоды, орехи и сухофрукты, а также черный хлеб, злаки, грибы, зелень, мед и бобы.

В определенные дни можно позволить себе немного вина, другой алкоголь во время Великого поста пить запрещено. Будете соблюдать Великий пост? Каждый год соблюдаю все правила Соблюдать буду, но не радикально — откажусь от мяса, молока и алкоголя Постараюсь следить за собой и своими поступками, а от еды не откажусь Не буду соблюдать.

Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?

Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, начинается за семь недель до Пасхи, которую в 2019 году православные празднуют 28 апреля 18.02.2018, Sputnik Грузия. Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля. Следовательно, Великий пост — это средство, которым православные христиане достигают цели — соучастие распятию и воскресению Иисуса Христа. Рассказываем, когда начинается Великий пост в 2024 году, как вести себя в период говенья и как правильно начать поститься. Великий пост — период подготовки к Пасхе (празднику Воскресения Христова), во время которого верующие придерживаются особенного образа жизни с ограничениями.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий