Новости предательство мазепы

За государственную измену Русская православная церковь 23 ноября 1708 года предала анафеме Ивана Мазепу, с лишением всех титулов и наград. Украинские власти намерены открыть в Киево-Печерской лавре музей гетману Ивану Мазепе (Русская православная церковь предала его анафеме за предательство во время Северной.

Сообщить об опечатке

  • Миф о Мазепе, или Предательство как национальная идея —«Украинство…» XXII | РВС
  • От «покоевого» дворянина до гетмана
  • Иван Мазепа: что стало с гетманом Украины, который предал русских
  • От «покоевого» дворянина до гетмана

Иван Мазепа - биография, новости, личная жизнь

Представители Константинопольского патриархата квалифицировали анафему, наложенную Русской церковью на гетмана Ивана Мазепу за предательство. Например, она всячески подчёркивает, будто склонности к предательству в характере Мазепы никогда не было. Новость о предательстве Мазепы и переходе на сторону врага стала для Петра громом среди ясного неба. Так что Мазепу отлучили за предательство святой церкви. Мазепа же рассчитывал отдаться под власть нового польского монарха, который, как он надеялся, предоставит Малороссии достаточную самостоятельность. За предательство Мазепа был всячески проклят и предан анафеме.

Иван Мазепа - биография, новости, личная жизнь

Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, прославился прежде всего тем, что предал российского императора Петра I. Предательство Мазепы не привело к мощному восстанию казаков на юге России (гетман рассчитывал собрать 50-тысячное войско). Ивана Мазепы предать Петра I и присоединиться к шведским войскам. Мазепа дожидается, пока его патрон, король Ян Казимир, в 1663 году решит вторгнуться на территорию Украины, и во время боевого похода легко и непринужденно предает Казимира.

Гетман Мазепа

  • Какую роль сыграл гетман Мазепа в истории России и Украины
  • Подписаться
  • Содержание
  • Слуга короля Яна Казимира. Измена патрону возле Белой Церкви
  • Последняя измена гетмана Мазепы
  • Предпосылки

4 ноября 1708 раскрылось предательство Мазепы.

Мазепа дожидается, пока его патрон, король Ян Казимир, в 1663 году решит вторгнуться на территорию Украины, и во время боевого похода легко и непринужденно предает Казимира. И второе, главное, гетман Мазепа был предан православной церковью анафеме не только за нарушение данной на Евангелии присяге русскому царю. Бывшие русские предавали веру и становились ляхами, а не украинцами, которых тогда просто не было. Именно поэтому царь воспринял предательство Мазепы настолько болезненно, что даже провел показательную казнь и предал гетмана анафеме. В свое время Мазепа за предательство был предан анафеме, объявлен вместилищем всех человеческих пороков.

Как казнили полковника, предупредившего Петра о предательстве Мазепы

Ибо, «послужив двум королям и одному царю, Иван Степанович Мазепа рассматривал предательство как норму жизни и использовал его для достижения личной выгоды. Царь, со своей стороны, неизменно поддерживал Мазепу, не слушал наветов, карал его врагов, и измена гетмана стала для него полной неожиданностью и настоящим ударом. РИА Новости. Победа России в Полтавской битве завершила череду предательств гетмана Ивана Мазепы, который сегодня стал "героем" и "ролевой моделью". Новость о предательстве Мазепы и переходе на сторону врага стала для Петра громом среди ясного неба. Русская православная церковь предала Мазепу анафеме за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, а также за то, что он позволил осквернять православные. 23 ноября 1708 года русская православная церковь предала анафеме украинского гетмана Ивана Мазепу за измену Петру I В Российской Империи Мазепу считали предателем.

«История гетмана Мазепы: мифология предательства»

Ранее стало известно, что в Киево-Печерской лавре планируется открыть музей гетмана Ивана Мазепы, а сегодня впервые в монастыре по нему состоялась панихида. Об этом сообщил министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко.

Просто украинские националисты считают это его заслугой, а не недостатком — ведь, по их мнению, он предал лишь царя Петра и «клятых москалей», ради блага любимой «неньки». Между тем, даже серьезные украинские историки отлично знают — кумир нынешних необандеровцев предавал всю жизнь, и, в первую очередь, как раз, свою Родину... Собственно, первым предательством можно считать уже начало карьеры будущей «иконы украинского национализма». Которая началась … при польском королевском дворе! Только вдуматься, начало 60-х годов 17 века, еще не успели зарасти травой могилы запорожских казаков и простых украинских крестьян, павших в героической борьбе за независимость под руководством Богдана Хмельницкого — а юный шляхтич идет холуйствовать к тем, против кого эти герои боролись, не щадя своей жизни.

При том, что Мазепа, собственно говоря, имел альтернативу — имея возможность служить украинской казацкой администрации, хоть на Правобережье, хоть на Левобережье. Но что такому «патриоту» родные просторы, всякое «необразованное мужьчье» - то ли дело польский королевский двор, блестящие шляхтичи, «настоящая Европа». Впрочем, возвращаться на Родину молодому придворному все же пришлось — несмотря на полученный немаленький придворный титул камергера, его сгубила страсть к замужним красавицам. Муж одной из них поймал незадачливого любовника, и приказал слугам, вываляв его в дегте и перьях и привязав к коню, пустить голого на потеху всем зрителям. После чего король дал понять своему постельничему, что тот стал «персоной нон грата». Разумеется, проявлять какую-то минимальную лояльность к стране, которая несколько лет осыпала Мазепу милостями и деньгами, опальный вельможа не стал — перейдя на службу к злейшему врагу польской короны, правобережному гетману Дорошенко, ориентировавшегося на Османскую империю. При дворе этого еще одного «великого украинского патриота», по совместительству — преданного вассала турецкого султана, экс-камергер тоже сделал неплохую карьеру.

Продолжавшуюся до тех пор, пока его не захватили запорожские казаки, чьих плененных Дорошенком побратимов Мазепа вез в дар крымскому хану, для изощренных пыток и мучительной казни. Тоже, видимо, почитая сие иудино дело одним из проявлений «истинного украинского патриотизма». На страже российских интересов… Впрочем, заслуженной казни в Сечи этому профессиональному иуде удалось избежать. Но возвращаться к прежнему покровителю он не стал — зачем, если тот был уже на закате своей гетманской карьеры? Вместо этого Мазепа примазался к левобережному гетману Самойловичу и оказывавшим ему помощь «клятым москалям» — после чего за 13 лет дослужился до должности «генерального есаула», фактически, второго человека после самого гетмана.

Лёвшин слева и М. Номис М. Тем не менее, прав был великий русский поэт, употребив слово: «забыт». Известно, сколь «разгромной» критике подверглась после опубликования его поэма «Полтава» в которой с исторческой точки зрения никаких изъянов нет. Художник Николай Шустов. Лучшим же ответом тогдашним «знатокам истории» стала первая научная биография «Жизнь Мазепы», написанная Д. Бантыш-Каменским пять лет спустя после «Полтавы», в 1834 году. Связь этих произведений несомненна: Дмитрий Николаевич даже предпослал своему исследованию в качестве эпиграфа именно те строки из поэмы, о которых речь. При этом трудно представить себе более подходящего автора, возложившего на себя столь трудную миссию: явить обществу истинное мурло Мазепы. Дмитрий Николаевич был сыном Н. Бантыш-Каменского, историка, археографа, издателя, актуариуса в Московском архиве Государственной Коллегии иностранных дел, затем управляющего Московским главным архивом. И внучатым племянником С. Зертис-Каменского, переводчика восточных языков при гетмане Мазепе. Бантыш-Каменский строил своё исследование на материалах архивных хранилищ, публикациях своего родителя, печатное наследие которого составляют десятки томов, возможно, и семейных преданиях от деда, Степана Константиновича, наблюдавшего предмет исследования внука воочию. Бантыш-Каменским с 1597 года, когда предок его, «будучи Полковником, [был] сожжён Поляками в медном быке вместе с несчастным Гетманом Наливайкою» итог неуспешного восстания казаков против польского владычества. Стараниями современных мазепинцев мятежному гетману добавили пять лет жизненного стажа, и твёрдо определили дату рождения: 20 марта 1639 года что не факт, однако необходимо для чествования «национального героя». Занятием отца, Адам-Степана, будто бы являлось исполнение должности подчашего Черниговского. Чин никчемный, нечто вроде второго официанта при старосте или воеводе, но суть в том, что ему удалось отправить своего отпрыска на учёбу, «где тот, воспитанный в Польше Езуитами, обучился совершенно Латинскому и Польскому языкам, узнал отчасти Немецкий и перенял у воспитателей своих искусство лицемерить, если не превзошел даже их в сей науке…». В относительно небольшой, размером чуть менее ста страниц, книге Бантыш-Каменскому удалось проследить полный жизненный цикл своего героя — начиная от скандала, устроенного им при дворе польского короля Яна Казимира, чуть не стоившего юному придворному жизни, шашней с пани Фальбовской, разъярённый муж которой приказал вывалять незадачливого любовника в смоле и перьях, привязать голым к спине необъезженной лошади и пустить обезумевшее животное в степь: в таком виде и прибыл будущий гетман в Малороссию, место своей славы и позора. Добрых две трети всей «мазепианы», включая одноименную поэму Байрона, живописные полотна Луи Булянже, Ораса Верне, Теодора Шассерио и прочих относятся именно к этому пикантному эпизоду, но никак не к деяним Мазепы на государственном поприще.

Он стал советником Петра в польских делах, между ними завязалась тесная личная дружба. Мазепа стал опорой государю и в военных делах. Он подавлял восстание Петрика, участвовал в походах Петра к Азову, помогал в начале Северной войны. Петр в благодарность за заслуги сделал его вторым кавалером ордена Андрея Первозванного. В 1704 году Мазепа смог занять Правобережную Украину и просил Петра присоединить ее к землям Войска Запорожского, но царь не хотел нарушать Вечный мир. Уже тогда гетман затаил обиду. Хотя надо признать, что за 20 лет Мазепа сумел стать благодаря своим власть имущим покровителям одним из богатейших людей России — на Украине и юге России гетман владел без малого 24 000 дворов. Гетман Мазепа и его любовь к крестнице Престарелый вдовец Иван Мазепа воспылал чувствами к своей юной крестнице. В культурном сознании эта история сохранилась благодаря поэме Пушкина «Полтава», в которой гетман влюбляется в Марию. В жизни же шестнадцатилетнюю дочь генерального судьи Кочубея звали Матреной. Мазепа хотел даже вступить с ней в брак, но родители были против этого, да и по церковным законам брак между крестницей и крестным отцом приравнивался к инцесту. Тогда Матрена бежала к Мазепе, но тот отослал ее обратно к родителям. Гетман уговорил девушку порвать с отчим домом и переехать жить к нему.

«Друг» царя Петра

  • Предательство Мазепы:Полтавская битва | Автор публикаций Светлана, 06 августа 2023
  • Мазепа, Иван Степанович — Википедия
  • Предательство Мазепы:Полтавская битва | Автор публикаций Светлана, 06 августа 2023
  • Нарышкин пригрозил противникам спецоперации России. «Ждет судьба изменника»

Нарышкин сравнил критикующих спецоперацию россиян с гетманом Мазепой, предавшим Петра I

На западе и в центре, а главное - у нынешнего политического руководства страны, его "подвиг" вызывает просто умиление. Это, мол, пример для подражания. Принято даже решение поставить памятник гетману на месте Полтавской битвы, рядом со скульптурой Петра I. Мазепа был противоречивой политической фигурой: сначала он почти 20 лет верой и правдой служил царю, прекрасно проявил себя во многих битвах, где были и поражения, и победы. Гетман посылал Петру I войска для всех военных кампаний. Правда, делал это не только из "верности" или боязни оказаться в немилости. Ему нужно было накормить и занять вечно недовольных казаков, умевших лишь воевать да гулять. Нужна была и защита от этой столь близкой, но одновременно и враждебной ему казачьей вольности, предводителем которой он стал волею судьбы. Царь, со своей стороны, неизменно поддерживал Мазепу, не слушал наветов, карал его врагов, и измена гетмана стала для него полной неожиданностью и настоящим ударом. Умный, утонченный, весьма образованный для своего времени человек, рачительный хозяин, Мазепа строил города, церкви, но при этом оставался чужаком для казаков. В душе, по воспитанию и образованию он был польским паном и презирал казачество.

Многие современники вообще считали его тайным католиком и поляком, недаром свою фамилию он писал на латинский манер - Маzера. Задумываться о нарушении клятвы гетман начал лишь после того, как до него дошли слухи: царь хочет значительно урезать казацкие вольности.

Так, тот же Костомаров писал: «Неудовольствие против великороссиян в малороссийском народе все более и более разгоралось и было кстати для Мазепы, когда он намеревался ввести в Украину шведов как освободителей от московской власти. Но тут случилось событие, которое чуть было не открыло замысла Мазепы. Шведский генерал убеждал малороссиян не бояться шведов, жить спокойно в своих домах, а из Стародуба пусть выходит к нему навстречу бурмистр со знатнейшими обывателями и пусть везут к ним на продажу хлеб и всякое съестное.

Жители не поддавались на эти прельщения, а бежали без оглядки, спасаясь как от шведов, так и от великороссиян. Письмо было к Мазепе. Понятовский просил малороссийского гетмана отпустить на свободу его пленного брата, в воспоминание доброго приема, оказанного когда-то Мазепе в Луцке. Почему-то этот господин показался подозрителен, и генерал Инфлянт 1 октября отправил его в походную канцелярию, бывшую тогда в Почепе. Улашина подвергли пытке огнем, и тот, не стерпя мучений, объявил, что Мазепа поколебался в верности царю, и Понятовский послал к нему передать словесно, чтобы, как шведы войдут в Украину, он отписал бы к Понятовскому и при Божией помощи со всем войском запорожским приставал к шведам.

Улашина еще раз поджарили, но он более не открыл. Показанию Улашина не придали веры, и копию с него отправили к гетману. Не только все происходившие перед тем явления в таком роде настроили царя и его министров считать всякие обвинения на Мазепу лживыми, но в это самое время Мазепа заявлял свою преданность, сообщая Головкину весть, что Станислав с шведскими и польскими войсками направляется на Волынь, чтоб оттуда ворваться в Украину, просил скорейшей присылки регулярных войск, потому что малороссияне могут изменить и пристать к неприятелю. Вместе с тем снова звали гетмана на соединение с царскими силами. Мазепа [6 октября.

Что касается до требования ехать самому к великороссийскому войску, то Мазепа отговаривался тем, что в малороссийском крае возникли беспорядки от пьяных бродяг, безобразничающих толпами в полках Полтавском, Гадяцком, Прилуцком, Миргородском, Лубенском и Переяславском, и это зло переходит уже в полки: Черниговский, Нежинский и Стародубский, где прежде велось смирнее. Гетман на основании присланных ему донесений сообщал, что появились две шайки разбойников: одна под начальством Перебийноса в числе 800 человек, другая — Молодца в числе 1 000. Если гетман с войском отдалится в Стародубский полк, то своевольники нападут на городы и встретят себе единомышленников в поспольстве. Полковники и полковые старшины ропщут и говорят, что если их поведут в Стародубщину, то на крайнюю погибель их семейств и на разорение их имуществ, потому что тогда простонародье захочет грабить и убивать честных и богатых людей. Кроме этих причин, гетман указывал на опасность скорого вторжения Станислава в Украину»48.

На мой взгляд, показания шляхтича Улашина ни о чем не говорят. Его сильно «поджаривали», и тот сказал, чего от него требовали, а дальше, несмотря на продолжение пыток, молчал, потому что сам ничего не знал, да и допросчики не сумели ему подсказать ничего путного. Гетман должен послать к царю для той же цели казацкий отряд из разных полков своего регимента, а сам со всем остальным войском немедленно должен идти к Новгород-Северскому, расставить свое войско над рекой Десной и сам лично приехать в главную армию для совета с фельдмаршалом. Была и еще одна причина, вызвавшая необходимость его прибытия: в народе носились слухи, будто гетман покидает Малороссию во время неприятельского наступления, и гетману следует своим появлением при царском войске рассеять такие слухи. Насчет опасности вторжения Станислава царь успокаивал гетмана: слухи, полученные им о Станиславе, неверны, министрам же точно известно, что Станислав находится еще в Мариенбурге и ранее конца октября не выступит из Пруссии.

Чтобы избавить себя от подозрений, гетман в октябре отправил к Петру войскового есаула Максимовича с «просьбою дать указ утвердить и отмежевать земли, скупленные им у помещиков Рыльского уезда, и дозволить населить их пришлыми вольными людьми. Кто бы мог после этого подумать, что этот человек намерен оторваться от царской державы, когда он в этой державе приобретает себе поземельную собственность! Максимович от имени гетмана поднес царю в дар 2 000 червонцев, а царь, вероятно, тогда в них нуждался. Царь после победы при Лесной находился в Смоленске и по обычаю своему, наблюдаемому после каждой военной удачи, праздновал победу, въезжал в город триумфально, при пушечной пальбе; за ним везли отнятые от неприятеля знамена и пушки; он посылал разные распоряжения на Дон, где князь Долгорукий добивал булавинцев, и на север, где Апраксин расправлялся с шведским генералом Либекером, а 20 октября выехал из Смоленска к войску в Малороссию»49. И вот наконец Мазепа решил вступить в переговоры с королем.

Гонцом к шведам он выбрал своего управителя поляка Быстрицкого. Как писал Костомаров: «Тогда Мазепа велел [своему секретарю] Орлику составить инструкцию к графу Пиперу по-латыни, а своему аптекарю перевести ее на немецкий язык и вместе с латинским подлинником вручил Быстрицкому. Не было ни печати, ни подписи на этой инструкции. От себя лично Мазепа также не посылал никакого письма ни к королю, ни к графу Пиперу. Содержание этой инструкции было таково: гетман поручал Быстрицкому передать свою радость по поводу вступления шведского короля в Украину, просил Карла оказать протекцию гетману войска запорожского и всему народу малороссийскому в деле освобождения от тяжелого московского ига.

Он предлагал шведским войскам безопасность и просил скорее прислать к нему наперед вспомогательный отряд для обороны, которому обещал устроить паромы для переправы на Десне у Макошинской пристани»50. Замечу, что Костомаров верит на слово изменнику Орлику, написавшему воспоминания уже после Полтавской битвы. Отправив Быстрицкого к шведам, Мазепа в тот же день послал графу Головкину письмо, в котором извещал, что он уже более десяти дней не ест и не спит и едва жив, «только надеется чудотворного облегчения от елеосвящения». Туда прибыл племянник гетмана Войнаровский и привез от дяди письмо. Мазепа извещал Меншикова, что он при последнем издыхании: «от подагры и хирагры приключилась ему эпилепсия».

Извещая об этом царя, Меншиков изъявлял сожаление о болезни гетмана. Но вместе с тем Меншиков отзывался вообще неодобрительно о казаках, которых гетман по царскому приказанию отправил на службу против шведов. Действительно, отправленные гетманом в поход полковники, бывшие в сговоре с гетманом, докладывали ему рапортом, что казаки миргородские, прилуцкие и других полков заволновались и просят, чтоб их не посылали за Десну, потому что «великороссияне причиняют их братии всякие обиды и утеснения». Подобное настроение казаков, показывавшее неприязненное отношение к царским генералам, было тогда на руку Мазепе и позволяло надеяться, что Карл найдет себе в Малороссии союзников. Быстрицкий, отправившись вместе со шведским пленником, представился шведскому королю в селении Паноровке на реке Ревке в 26 верстах от Стародуба на пути к Десне.

Быстрицкий был немедленно отпущен назад, но письма Мазепе не привез, зато устно сообщал, что король обещал быть к Десне 22 октября, то есть в тот же день, когда вернулся и Быстрицкий. Сам Войнаровский говорил, что убежал от Меншикова тайно, бросив и свои возы, и прислугу, потому что услыхал, как один офицер немецкого происхождения говорил другому офицеру: «Помилуй, Господи, этих людей! Завтра они будут в кандалах». Но из письма Меншикова к царю видно, что Меншиков действительно имел тогда намерение посетить Мазепу. Гетман, получив известие о приезде к нему Меншикова, тотчас «порвался как вихорь», по выражению современника, и поспешил в свой Батурин.

За ним поехали бывшие при нем старшины. В Батурин он прибыл к ночи 23 октября. Последняя ночь, проведенная Мазепой в своей резиденции, прошла в распоряжениях. Нужно было отпустить царского полковника Анненкова, и гетман отправил его к Меншикову с письмом, в котором просил прощения своему племяннику Войнаровскому, ускользнувшему тайно от Меншикова, и называл его поступок легкомысленным. Так под благовидным предлогом гетман успел удалить из Батурина царского наблюдателя, не смевшего, разумеется, подозревать за Мазепой ничего дурного.

Затем гетман поручил Батурин сердюцкому полковнику Дмитрию Чегелу, арматному то есть пушечному, артиллерийскому есаулу Кенигсену, немцу по происхождению, и батуринскому сотнику Димитрию. С ними в Батурине было оставлено четыре сердюцких полка Чегелов, Покотилов, Денисов и Максимов и часть городовых полков — Лубенского, Миргородского и Прилуцкого, другую часть этих полков гетман увел с собой. Начальники, оставляемые в Батурине, уже знали о замысле Мазепы. Гетман наказывал им не сдавать города, если придут русские, отбиваться от них и дождаться шведской помощи. Он уверял, что вернется скоро к ним на выручку и приведет с собой самого шведского короля с его храбрым войском.

Утром 24 октября гетман простился навеки с своей столицей, переправился через Сейм и в тот же день к вечеру прибыл в Короп51, переночевал там и утром 25 октября переправился через Десну у Оболонья52. Казаки были уверены, что гетман по царскому указу ведет их против неприятеля. С Мазепой переправилось от четырех до пяти тысяч человек. Другая часть, от пяти до шести тысяч, была оставлена на левом берегу Десны. Поскольку многие казацкие полки заранее были разосланы на царскую службу в разные места, то вместо тысяч двадцати готовых и вооруженных воинов, как надеялся Карл по обещаниям от Мазепы, его новый союзник едва мог привести и четверть от обещанного.

Правда, не отрицал, что тот дочь потом вернул. Тут стоит сказать, что о «насильничьи» Мазепы над дочерью Кочубей заявил царской следственной комиссии, когда та допытывалась о причинах доноса. Допытывались в прямом смысле — на дыбе, а на ней что только не скажешь. Но фактом остается то, что своим планом перекинуться к шведскому королю и отделиться от России Мазепа в 1706 году поделился именно с Кочубеем. А когда отлучался из Малороссии, то наказным гетманом, то есть исполняющим обязанности, всегда оставлял Кочубея.

Значит доверял ему всецело и никаких причин для обратного на тот момент не видел. Но идея отделиться от России Кочубею явно не нравилась. В 1707 году от передает со странствующим монахом Никанором устный донос о намерениях Мазепы. Тот в Москве явится в Преображенский приказ, который выполнял роль спецслужб, все передаст, но сообщение останется без последствий. Однако попытки предупредить Петра продолжатся, хотя Кочубей знает, что тот наказывает всякого доносчика на Мазепу.

Он отправляет с казаком Петром Яценко в Москву еще один донос, где уже рассказывает о планах покушения на царя, если тот приедет в Батурин — а такие планы были. К его усилиям присоединяется полковник Иван Искра. Они еще раз через священника Ивана Святайлу предупреждают о том же полковника Ахтырского полка Осипова и просят обязательно довести сообщение до Петра. Но к тому моменту Мазепа уже обо всем знал и сам написал царю письмо, что мол «жди доноса».

Гетман Иван Мазепа — неоднозначная фигура в истории. Он грамотно руководил Запорожским войском, много сделал для процветания Украины.

Но потом стал «иудой» Петра Великого — переметнулся на сторону шведов. Почему Мазепа предал русских? Гетман — покровитель Петра I В 1689 году на русский трон вступил юный царь Петр. Гетман Мазепа был дипломатом в России, и даже начал покровительствовать государю. Ведь Мазепа был немолод, а Петр Первый только начинал свой путь. Сначала Мазепа вполне усердно служил России — подавлял восстания на Украине, правда, направленные и против гетмана тоже.

Вместе с Петром Мазепа участвовал в походах. Получил из рук царя орден. И в 1707 году поклялся России и царю «не переменить верности».

Нарышкин сравнил критикующих спецоперацию россиян с гетманом Мазепой, предавшим Петра I

На страже российских интересов… Впрочем, заслуженной казни в Сечи этому профессиональному иуде удалось избежать. Но возвращаться к прежнему покровителю он не стал — зачем, если тот был уже на закате своей гетманской карьеры? Вместо этого Мазепа примазался к левобережному гетману Самойловичу и оказывавшим ему помощь «клятым москалям» — после чего за 13 лет дослужился до должности «генерального есаула», фактически, второго человека после самого гетмана. В «благодарность» своему благодетелю Иван Степанович решил его «подсидеть» — и во время совместного с российскими войсками похода на Крым устроил нехилый заговор с «дворцовым переворотом». Примечательно, что одним из пунктов обвинений в адрес Самойловича перед российским правительством было якобы высказываемое тем недовольство заключенным Москвой и Варшавой в 1686 году «вечным миром», фактически, узаконившим разделение Украины на российскую и польскую «сферы влияния». То есть, якобы истовый украинский патриот обвинял в глазах «клятых москалей» своего предшественника в том, что последний выступал за «единую Украину», раздел которой со своим врагом было вынуждено допустить на время Московское царство. Пикантный момент — после организации избрания себя любимого гетманом, Мазепа выпросил у все тех же «клятых москалей» целый полк опять же московских стрельцов — в качестве личных телохранителей. Оно-то, конечно, тогдашние казаки были еще теми «демократами» — могущими хоть на другой день после избрания своего атамана срубить тому буйну головушку или утопить в ближайшем водоеме.

Но все же, защищаться от соотечественников с помощью иностранных войск как-то больше приличествует какому-нибудь наместнику, а не вроде бы как законно избранному населением лидеру. Кстати, 12-й пункт заключенных новоиспеченным обладателем булавы соглашений с «ненавистной Москвой» звучал ну просто предельно патриотично с точки зрения современных бандеро-патриотов: «Гетман и старшины обязаны стараться о соединении малороссийского народа с великороссийским посредством супружеств и другими способами, для чего дозволяется малороссийским жителям вольный переход в города великороссийские». Меняем гетманство на полоцкое княжение! Перейдем теперь к самому главному этапу мазепинской карьеры — переходу на сторону шведов. В принципе, этот эпизод и так широко известен - что российской, что украинской аудитории. Разница лишь в оценках: первые считают это однозначным предательством, вторые в части националистов — «героической пусть и неудачной попыткой завоевать волю Украине». Самые ненасытные из последних представляют исход этой авантюры в случае успешного завершения в духе собственных современных «хотелок» относительно «близкого поражения России».

Согласно ним, РФ после западных санкций просто обязана «распасться на 60 частей», значительную долю которых «ненька» после победного парада «вийска» на Красной площади, конечно получит «в управление» и кормление от щедрот «мирового гегемона». А в 17 веке, конечно же, шведы отдали бы Киеву власть над «львиной долей Московии» - тем самым сделав Украину «свободной, богатой и счастливой».

Пока сани разгружали, извозчик успел тайком передать Матрене предложение от гетмана. Она должна была сбежать к нему, а он сразу на ней женится, чтобы сохранить ее репутацию. К тому же Мазепа пообещал, что за это подарит ей десять червонцев. Сегодня это больше миллиона долларов. Матрена попросила возницу подождать ее у забора со стороны поля. Она быстро оделась и выскочила на улицу. За ней никто не следил, поэтому сбежать из родительского дома оказалось проще простого. Когда Василий и Любовь заметили, что дочь пропала, она была уже очень далеко от дома.

Гнаться за ней было бессмысленно. Матрена и Мазепа поклялись друг другу в вечной любви, которой ничто и никто не сможет помешать. Красавица жила во дворце своего крестного, но она сохранила свою девичью честь. Влюбленные хоть и оставались наедине, но ничего лишнего себе не позволяли. Но спустя время гетман понял, что он натворил, вырвав Матрену из родительского дома без благословения отца и матери. Его пугала перспектива, что кто-то из недоброжелателей воспользуется ситуацией и сделает на него донос царю Петру. И тогда Мазепа передумал жениться на своей 16-летней крестнице. Ему было необходимо восстановить отношения с ее родителями. Первым делом он отправил Матрену домой, не приняв ее слезы и мольбы. С одной стороны, ему было больно расставаться с любимой, но на другой чаше весов была не только его карьера, но и жизнь.

Василий и Любовь не верили, что их дочь по-прежнему невинна. Матрена клялась, что это правда, но родители будто не слышали ее.

Но, удивительно честно подметил профессор Йоркского университета Орэст Субтэльный в своей «история Украины», которая на западе считается лучшим изложением истории Украины на английском языке: «... Всего через одно поколение панщина увеличилась до 4-5 дней». Я не верю, что современные украинские младореформаторы, которые уже 25 лет лепят из Мазепы «национального народного героя и мученика» не знают того, что именно Мазепа ввёл и узаконил панщину. Хотя бы потому, что большинство из них учили в институтах историю Украины именно по трудам О. Субтельного, который прямо указывает на то, что именно при Мазепе были узаконены две панщины в неделю. Третье: Общеизвестен факт строительства на средства Мазепы православных соборов, церквей и колоколен. Колокольня Софийского Собора также была построена на деньги Мазепы.

По свидетельствам историков докторов исторических наук Ю. Моцика и С. Павленко за счёт собственных средств Мазепа построил 26 церквей. Из того, что мне удалось изучить, эта цифра примерно отвечает действительности. Но, возвращаясь к заявленной цели: искать мотивы, давайте обратим внимание вот на какие факты. Первое: во всех церквях построенных Мазепою, по его требованию закладывались керамические пластины с гербом и надписью, что церковь возведена по инициативе и на средства Ивана Мазепы, что само по себе уже трактуется, как непомерная гордыня и себялюбие. И второе, главное, гетман Мазепа был предан православной церковью анафеме не только за нарушение данной на Евангелии присяге русскому царю, не только за склонность «к пороку и безнравственности», поскольку « предавался греху блуда, начиная со времён своей молодости , когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрону», но также за то, что позволил осквернять православные храмы шведским солдатам, допущенным им в пределы Южной Руси. Так, какие же истинные мотивы двигали Мазепой, который сначала строил, на выжатые из народа деньги храмы, украшая их своим гербом; а потом преспокойно созерцал, как эти же храмы разоряли иноверцы??? Следующие, на что хотелось бы обратить внимание: Мазепа клялся Карлу, что его поддержат не меньше 50 000 казаков.

А в реальности, он захватив казну перебежал к Карлу по одним источникам с 1. Но, большинство источников всё-таки указывают на 1. Шведские историки добавляют ещё 7 000 казаком кошевого атамана Гордиенко. Я не оспариваю сам факт перехода на сторону шведского короля части запорожцев под командованием Гордиенко, но количество приводимое шведскими историками не отвечает действительности. Хотя бы по тому, что по свидетельству очевидцев, при представлении в Будищах Карлу, Кость Гордиенко выхвалялся, что «таких молодцов у него наберётся до 600 человек». К тому же, обратите внимание на то, что все историки сходятся в том, что на стороне русской армии всё-таки было больше казаков. Цифры сильно разнятся, но факт остаётся фактом, и никто из историков его не опроверг и не оспорил. Косвенным тому подтверждением является манифест Петра I от 11 марта 1710 года, который запрещал оскорблять «малороссийский народ» попрекая его изменой Мазепы, угрожая в противном случае жестоким наказанием и даже смертной казнью за важные обиды. И последнее, обратите внимание 8 июля 1709 года шведы потерпели сокрушительное поражение под Полтавой.

А тут ещё донос на него: злоупотребляет служебным положением, присвоил войсковую казну. Челобитную подписали несколько человек из гетьманской старшины, в числе подписавшихся — Иван Мазепа. Самойлович, служивший царю исправно целых 15 лет, сослан в Сибирь, а его сын казнён. Хотя в доносе на гетьмана правда частично была — о злоупотреблениях, но и только. Смена патрона.

Мазепа — обладатель вожделенной булавы Царевна Софья отдала Мазепе должность Самойловича. Мазепе удаётся найти подход к любимцу царевны. Щедрые подарки князю Голицыну и казацкой старшине сделали своё дело — гетьманская булава оказалась в руках Мазепы. Измена царевне Софье и её фавориту Голицыну. Кульбит к ногам 17-летнего Петра Мазепа впервые встретился с Петром I в 1689 году и с самого начала был обласкан молодым русским царём.

Он сбегает в Троице-Сергиеву лавру. На его сторону переходят не только патриарх, но и бояре, а также служилые люди. Поэтому Софье ничего не остаётся, как сдать стрельцов-заговорщиков и отказаться от своих намерений. Голицына отправляют в ссылку. Над головой Мазепы нависла серьёзная угроза, за его спиной старшина уже подбирает новую кандидатуру на гетьманство.

Представ перед юным царём, гетьман слышит, что он и его войско не виноваты в преступлениях управительницы Софьи и князя Голицына. Разумеется, Мазепа присягает на верность Петру I. Предательство в отношении царя. Гравюра с картины шведского художника Седершторма. При этом Петр I не впряг козацкую старшину, как русское дворянство, в регулярную военную и гражданскую службу и не ограничивал культурную автономию Украины.

Ни копейки не поступало с Гетьманщины в казну России.

Почему Мазепа предал русских и Петра

В начале XVIII века имя Мазепы предали анафеме. За измену родине он был предан условной гражданской казни и лишен всех полученных от государя наград и титулов. Панихиду по гетману Мазепе, предавшего русского царя Петра I во время Северной войны, отслужат в Киево-Печерской лавре 11 июня 2023 года. За государственную измену Русская православная церковь 23 ноября 1708 года предала анафеме Ивана Мазепу, с лишением всех титулов и наград. Получив доказательства измены Мазепы, Меншиков в ноябре 1708 года взял штурмом и до основания разрушил Батурин, а весь гарнизон сердюков был уничтожен. ИЗМЕНА ГЕТМАНА МАЗЕПЫ: ФАКТЫ И ВЫМЫСЕЛ Часть третья ПРЕДАТЕЛЬСТВО Вплоть до начала 1708 года царь Петр безоговорочно поддерживал Мазепу. Бывшие русские предавали веру и становились ляхами, а не украинцами, которых тогда просто не было.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий