Главное из них – пророчество старца Филофея (1465 – 1540), который развил знаменитую теорию о Москве как о третьем Риме: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать». Последние мировые новости за последнюю неделю и сегодня. Москва 3 рим новости.
Москва - третий Рим (Теория)
Шапка Мономаха Политическая теория «Москва — третий Рим» обосновывается также легендой конца XV — начала XVI веков о византийском происхождении шапки Мономаха , бармы и других предметов например, коробочка из слоновой кости, якобы принадлежавшая римским цезарям , присланных императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху , и целым рядом иных текстов. В киевских текстах об этих «подарках» нет и упоминания. В дальнейшем словосочетание «Третий Рим» появляется в « Повести о белом клобуке » где относится к Новгороду , « Казанской истории », декларации о провозглашении Московского патриархата в 1589 году где «Третьим Римом» именуется не Москва, а «Российское царство»; по мнению Дональда Островского, эта вставка произошла по инициативе новгородских иерархов , надписи на принадлежавшей Дмитрию Годунову Псалтыри 1594 года, «Повести о начале Москвы» XVII век и челобитных старообрядцев на имя российских императоров XVIII век [15]. Представление о Москве как о третьем Риме сложилось среди русских людей XVI века на почве политических и религиозных воззрений в связи с явлениями общеевропейской истории. Историк Николай Ульянов отмечал, политическая идея Москвы как третьего Рима в реальности восходит к общественно-политическому дискурсу царствования Александра II , то есть связана с « восточным вопросом » и развитием русского империализма Нового времени [16]. Профессор Московской духовной академии А. Беляев в двухтомнике «О безбожии и антихристе» 1898 отмечал, что в то время термин не получил распространения: «В старину иные русские Москву и Россию называли третьим Римом; но это название не привилось.
Однако во второй половине XV века большинство этих территорий находилось под властью Османской империи. Единственным независимым православным царством оставалось Русское государство. На тот момент оно сбросило ярмо монголо-татарского ига и постепенно становилось мощным централизованным государством. Согласно дошедшей до нас версии послания Филофея, «первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». Этот тезис на словах закреплял за Москвой статус последнего лидера христианского мира. Несмотря на кажущуюся абсурдность подобного самопровозглашения, формулу «Москва — Третий Рим» приняли многие. Укреплявшееся Русское государство должно было политически закрепиться на мировой арене.
С религиозным «переходом империи» от Константинополя к Москве возникла потребность и в политической преемственности от Византии. Возникали легенды о происхождении Рюриковичей от брата римского кесаря Августа; о шапке Мономаха, будто бы подаренной русскому князю византийским императором; о белом клобуке, ведущем свою историю от Константина Великого.
Так, К. Гаджиев в очень объемной и в целом очень серьезной академической книге повторяет клише, будто бы учение «Москва — Третий Рим» послужило основой территориального формирования Российской империи. Такой подход отражает непонимание равно принадлежащего как восточному, так и западному христианству учения о Риме, о Царстве. Это одно из глубочайших учений о связи духовной, вселенской и земной истории, которое не разделяет, но, наоборот, подтверждает эсхатологическое единство Востока и Запада христианской ойкумены. Поэтому в старину идея и весь комплекс понятий о «всемирной империи» принадлежали вовсе не светскому, политическому, но религиозному мировоззрению, и это отражает именно учение о спасении.
Первые сочинения и интерпретация видений пророка Даниила и его толкований сна царя Навуходоносора о четырех царствах, последнее из которых — царство антихриста, первые зачатки учения о Риме как царстве Христианской Истины пронизаны вовсе не идеей мирового господства, или торжества, или превосходства, а спасения и относятся к эсхатологической литературе. Карташев говорит, что в эсхатологическом сознании христиан «Римская империя становится рамой, сосудом, броней и оболочкой вечного царства Христова и поэтому сама обретает некоторое символическое подобие этой вечности в истории». Наряду с историографическим значением, Рим как императорский и царский град, где совершается всемирно-историческая борьба добра и зла, вошел в символику христианского художественного сознания. И такое понимание встречается не только в духовной, но и в светской литературе. Рим стал аллегорией мистического центра, оплота всемирно-исторической борьбы добра и зла, от выстраивания которого зависит конец мира. Но послание Филофея относится исключительно к эсхатологической литературе, оно совершенно не может трактоваться как призыв к господству над какой-то территорией. Заметим, что все толкователи и интерпретаторы доктрины о Третьем Риме не обращались к первоисточнику — посланию инока Филофея.
А оно удивительно кратко и сжато, умещается в 10—15 строках, и в нем нет ни слова о мировой гегемонии или поощрении территориального расширения, отсутствует даже сама формула «Москва — Третий Рим». Русская же концепция Третьего Рима была сформулирована в сочинениях эпистолярного жанра 1523—1524 годов и изложена в официальном документе 1589 года, когда учреждалось Патриаршество на Руси. Там Третьим Римом именовалась даже не Москва, а великая Россия в целом, царство. Это свидетельствует о связи концепции с событиями церковной истории, о неразделимости судеб священства и царства, о чисто религиозном осмыслении этой парадигмы. Тем не менее, в публицистике и историографии особенно распространены два клише: характеристика этой идеи как официальной государственной доктрины России и подмена ее понятием второго Рима — то есть Константинополя: сведение этой концепции к идее византийского наследия. Знакомство же западной историографии с данной концепцией русской публицистики начинается после Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. Именно тогда появляются на Западе утверждения, что после крушения Византии Россия претендует на ее роль и господство на ее территории.
Однако для средневековых мыслителей сводить концепцию Рима к Византии было бы опасным и двусмысленным, означало бы повторить ее печальную судьбу. И Филофей вызывает призрак не только второго, но первого Рима, и тем самым углубляется историческая и духовная ретроспектива и перспектива, национальное сознание не замыкается на византиноцентризме и вовлекает в свою перспективу европейское и восточносредиземноморское географическое и христианское временное пространство. Однако нет и намека на проповедь высокомерного подчинения себе других, в то время как на Западе идея Рима уже за несколько веков до этого обосновывала недвусмысленное стремление к географически всемирной империи. Полное равнодушие русских царей к византийскому наследию не вызывает сомнения. Никогда Иван Грозный не ссылался на свой брак с Софьей Палеолог. Когда исчезло всё потомство Палеологов и нашим царям напоминали, что по брачному праву они могут быть наследниками, они проявляли полное равнодушие к этому факту. Иван Грозный, личность которого на Западе трактуется как символ необузданной экспансии, антиреформы, ярче всех выразил отношение к созданию великой восточной империи под эгидой русского царя.
Он сказал: «Мы в нынешнем царстве земном не хотим государства во Вселенной, ибо это будет ко греху поползновение». А та Цареградская земля, по его мнению, была землей Божией. Расширение Московии пробуждало в Западной Европе ревнивое отношение к ней. После монгольского нашествия, после того, как труд восьми поколений не служил национальной истории, Русь настолько быстро расширилась и стала могучей, что в изумленной Европе этого не смогли пережить. С тех пор и начинается поношение России как агрессора. Наши отношения с Европой всегда сопровождались ее ревностью к нам, и мы должны сегодня этот новый виток ревности рассматривать как доказательство того, что мы становимся более сильными духовно, едиными, самостоятельными, что изумляем мир своей самостоятельностью в выборе исторического пути. Ведь, несмотря на то, что Запад построил свой рай на земле, он так и не освободился от страха перед самостоятельностью России.
Ломоносова, обратил внимание на то, что сегодня очень часто слово «империя» употребляется всуе. Под словом империя подразумевают и добро, и зло, в зависимости от политических пристрастий. Но многое, что называют империй, по сути империей не являлось и не могло являться. В докладе «Идея империи. От Византии к Руси», он подчеркнул: — Я решительно возражаю против всякого употребления понятия «империя» в негативном смысле. В одном из словарей империя определяется даже как «крупное государство, обладающее обширными колониями». Но ничего неправильнее, ничего ошибочнее такой трактовки придумать нельзя, потому что понятие «империя» имеет совершенно иной смысл.
Рассматривая истоки Византийской цивилизации, докладчик выделил три — библейский, эллинистический и римский: — В их сплаве рождалась великая культура и рождалась великая идея. И эта идея была перенесена на три константы, три краеугольных представления о природе и сущности императорской власти. Ими были: учение о Божественной природе этой власти, полученное от библейской эсхатологии; об универсальности и вселенском характере власти, полученное от эллинизма, и о правовом принципе этой власти, отчеканенном римским законом. Источником власти императора является народ: «то, что угодно принцепсу, имеет силу закона, поскольку народ посредством царского закона, относящегося к его власти, вверил ему всю свою власть и силу». Слово «империум», изначально понимавшееся как «власть, повеление», постепенно обретает значение «державность» и в этом значении принимается другими странами и народами, и прежде всего Русью.
Представляется очень вероятным, что московские иерархи вложили в его уста импонировавшую им доктрину. Патриарх, вероятно, не был знаком с посланиями Филофея, хотя бы потому, что не мог читать или говорить по-русски.
Например, Николай Карамзин отмечал, что упоминание Третьего Рима имело целью поддержать создание патриархата, и далее в своих толкованиях не шел: в этом контексте доктрина не выглядела чем-то существенным. Критика Филофеем греческой церкви, равно как и его теория о трех Римах, не упоминаются вовсе. Возникновение интереса к Третьему Риму Интерес к Третьему Риму стал заметным фактом интеллектуальной жизни после восхождения на престол в 1855 году Александра II. В этот период было опубликовано несколько источников, содержащих упоминание об идее Третьего Рима. В 1861 году вышло новое издание «Послания на звездочетцев», в комментарии утверждалось: Филофей выступал со своей идеей против «бытовавшей тогда веры об осквернении христианской церкви в странах, захваченных неверными», но никак не против греческой церкви. Тем самым смягчалось еретическое звучание доктрины. Первая философская интерпретация Несколько лет спустя после публикации работ Филофея историк Владимир Иконников предложил радикально новую интерпретацию доктрины.
Его толкование в дальнейшем окажет определяющее влияние на восприятие истории Московского княжества. Появление доктрины Филофея в начале XVI века было истолковано Иконниковым как свидетельство рождения новой московской идеологии: Византия пала, Москва заняла ее место, а Филофей выразил новое понимание русским двором места Московии в системе мировых отношений в качестве третьей исторической империи. Прочтение Иконниковым идеи Третьего Рима как идеи мировой империи — спасительницы человечества получит вскоре широкое распространение. Растущая популярность Третьего Рима Наилучшим индикатором популярности концепции в последней четверти XIX века может служить появление упоминаний о ней в многотиражных исторических обзорах и энциклопедиях.
3 рим православный сайт новости
Она была связана с философской концепцией о переносе «центра мира» в столицу Русского государства. Ее автором традиционно считается монах псковского Елеазарова монастыря Филофей. Эта идея, получившая в науке название translatio imperii с лат. После распада Западной Римской империи в результате нашествия варваров новым, «вторым», Римом стал Константинополь. В столице Византийской империи, которую сами жители именовали не иначе как Восточная Римская империя, эта философия пополнилась христианскими смыслами. Новый центр мироздания стал местом паломничества жаждущих отмолить грехи и получить прощение.
Но и «второму» Риму было не суждено существовать долго: в 1453 году турки-османы захватили город, и он перестал быть средоточием христианской власти. Вновь возник вопрос — кто станет хранителем и опорой христианской веры на земле. В интеллектуальной среде православных народов стали возникать прообразы центра — хранителя заветов православия: сербы, например, считали будущим «третьим Римом» Белград, болгары — Великое Тырново.
Святой Иоанн Кронштадтский в своей проповеди, произнесенной в 1905 г. А потому двуглавый орел — не символ самопревозношения, но знак стремления к исполнению Божией воли. Можно лишь повторить слова пророка Исаии, которые имеют отношение ко всем нам: «Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, — он не отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю.
Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего.
Ниче, ход мыслей Филофея в формуле «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать» следующий: первые два Рима подвергнуты наказанию за их измену православию, после чего их место заняла Москва. Если же и Москва впадёт в грехи, ей не последует четвёртый Рим просто потому, что нигде в мире нет больше ни одного православного государства. Это означало бы конец света [13]. Такого же мнения придерживался и Пётр Смирнов , указывая, что подобные идеи повлияли на развитие становление представлений об антихристе в старообрядчестве [14]. Шапка Мономаха Политическая теория «Москва — третий Рим» обосновывается также легендой конца XV — начала XVI веков о византийском происхождении шапки Мономаха , бармы и других предметов например, коробочка из слоновой кости, якобы принадлежавшая римским цезарям , присланных императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху , и целым рядом иных текстов. В киевских текстах об этих «подарках» нет и упоминания. В дальнейшем словосочетание «Третий Рим» появляется в « Повести о белом клобуке » где относится к Новгороду , « Казанской истории », декларации о провозглашении Московского патриархата в 1589 году где «Третьим Римом» именуется не Москва, а «Российское царство»; по мнению Дональда Островского, эта вставка произошла по инициативе новгородских иерархов , надписи на принадлежавшей Дмитрию Годунову Псалтыри 1594 года, «Повести о начале Москвы» XVII век и челобитных старообрядцев на имя российских императоров XVIII век [15].
Необходимо понимать, что византийская культура — это не просто один из корней культуры древнерусской. Это один из корней культуры собственно старомосковской. Именно Русская Православная Церковь и в особенности московское иночество дали Русской державе возможность мыслить себя в столь высоких богословски обоснованных, исторически фондированных категориях, как Третий Рим, Второй Иерусалим, Удел Пречистой.
Александр Гельевич Дугин, к. Есть империя — нет антихриста, нет империи — есть антихрист. Империя — это не просто земная организация жизни, это — священная миссия, это часть фундаментального экклезиологического периода.
Дугин подчеркнул: — Полноценными наследниками империи мы стали как раз при кульминации династии Рюриковичей, при Иване Грозном. В этом мы видим исполнение судьбы русского народа и русской государственности. Мы сподобились в XVI веке стать империей.
Помазание Ивана IV на царство и проведение Стоглавого собора в 1551 году — это, конечно, было вступлением в права империи. Империя — это наш религиозный православный русский дом. Как мы можем двигаться в этом направлении для восстановления полноты христианского бытия?
Нам дана только одна линия. Только одна линия действительно соединяет нас с изначальным христианством — это аскетическая традиция, традиция старчества, традиция монашества. И неслучайно именно монашество было той средой, которая напомнила о необходимости трансляции идеи, переноса империи на Москву — Третий Рим.
Христиане многие века могут жить и в неправильном политическом государстве, как первые христиане жили в языческом Риме. Но живя в неправильной политической системе, противной христианскому принципу, христиане никогда не должны говорить этому «да». Они не должны признавать глубинную религиозную легитимность любого политического устройства, кроме имперского.
Не империалистического, не националистического, а именно духовно-имперского. Только империя — политическая родина христианина. И сегодня очень важно отозвать легитимность от либеральных, демократических, светских и даже националистических политических моделей.
Они могут быть, они есть сейчас. Мы можем быть и оставаться христианами внутри этих систем, но они — аномалия. К чему они ведут, показывает нам Богом проклятый Запад, который, отпав от этой имперской онтологии много веков назад, дошел до абсолютных извращений, до Кончиты Вурст, до легализации всех пороков.
И это путь всех тех, кто вступил на тернистую дорогу отрицания империи. Это кара за потерю империи, за ее искажение. Поэтому, если мы хотим отстаивать наши русские православные ценности, мы должны отозвать доверие легитимности тому, что не является имперской политикой.
Да, может быть, мы ее не заслуживаем, может быть, мы должны вымолить царя, может быть, заслужить его, но это наша цель. Одно дело, когда мы говорим демократии «да» и на самом деле признаем ее легитимность, как и либерализма, западничества, а другое дело, даже не будучи в силах изменить это и не будучи в силах построить империю, мы должны сказать этому «нет». И настаивать на своем собственном политическом, религиозном, духовном, историческом идеале, которым является в первую очередь наша идея Москвы — Третьего Рима.
Архимандрит Тихон Шевкунов , наместник Сретенского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре Архимандрит Тихон Шевкунов , выступивший в завершение конференции, сказал: — Мы должны не упускать из вида причины, по которым старец Филофей написал свое послание. Во-первых, надо помнить, что старец Филофей был духовником. В те времена необязательно было быть священником для того, чтобы исповедовать.
Главная задача старца была одна — приведение людей к Богу и борьба с грехом. Что же говорил старец Василию III? Что творится при твоем дворе?
И это отражено в названии послания: «Об исправлении крестного знамения и о содомском блуде». Надо помнить и о ереси жидовствующих, распространившейся в это время. Эта ересь характеризовалась отказом от веры во Христа и от веры в Церковь, но и распространением порока, тогда занесенного на Русь тоже с Запада, как и сейчас.
Это был страшный нравственный бич. И именно это подвигло старца Филофея. Какие слова он находит!
Именно тогда не сбылись суеверные чаяния о кончине мира по истечении седьмого тысячелетия от сотворения мира. И люди сказали: «Всё позволено». Эта зараза стала перетекать в больших количествах на Русь.
Международная конференция «Москва – Третий Рим» пройдет в Пскове
Логотип телеграм канала @moskva3rim — Москва-Третий Рим @moskva3rim М. Москва третий рим православный главные новости. Москва 3 рим новости. Выражение «Москва — Третий Рим» известно всем еще из школьного курса истории: якобы под этим девизом Иван III собирал русские земли, а его преемники расширяли и укрепляли православную власть. «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» («Третий Рим»), теория, обосновывавшая закономерность перемещения политич. и религ. центра православного мира в Рус. гос-во. третий Рим" переросла в "русскую идею" об "особом пути" нашей страны.
Сатанинское лицедейство и что значит быть Русским Православным? Москва - Третий Рим?
Православный сайт Москва Третий Рим. Новости православного мира. в Пскове. Как сообщили Псковской Ленте Новостей в пресс-службе Псковского музея-заповедника. Москва – Третий Рим -. Не работает сайт На данной странице Вы можете проверить статус сайта и узнать последние новости доступности ресурса. Москва третий рим православный главные новости. «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» («Третий Рим»), теория, обосновывавшая закономерность перемещения политич. и религ. центра православного мира в Рус. гос-во. Главные события Все новости. →Новости →Последние новости Украины на сегодня →Третий Рим — Москва. третий Рим" переросла в "русскую идею" об "особом пути" нашей страны.
Портал Москва Третий Рим,цели хорошие,а что внутри?
Стоит отметить, что для большинства экспертов, “Третий Рим” кончился в 1917 году, когда пала Российская империя. Москва-Третий Рим @moskva3rim. Господь разбойнику дал рай; так и всякому грешнику даст рай! 1 970 ₽. «Москва — Третий Рим» — православный информационно-аналитический портал. Размещает новости, статьи на актуальные темы, обзоры, интервью и тематические публикации. Сайт Москва Третий Рим, маскируясь под православный, проповедует Антихристово Учение!