37 текстов для написания сжатого изложения на ОГЭ 2023 (ОБЗ ФИПИ). Максимум можно за изложение получить 6 балов (было 7). Сжатое изложение ОГЭ представляет собой пересказ основного содержания исходного текста, однако это не простой пересказ, а новый текст на основе звучащего. На носу ОГЭ по русскому языку, и уже известно, какие изложения будут в первом задании.
Как проходит написание изложения по ОГЭ
- Изложения. Банк ФИПИ —Каталог задач по ОГЭ - Русский язык — Школково
- Изменения в ОГЭ по русскому языку в 2024 году
- Прежние новости на эту тему
- Сжатое изложение по тексту Ильина: "Чтобы оценить доброту и понять ее значение..."
- Сжатое изложение по тексту Аксеновой: "Человек соприкасается с искусством каждый день"
Изложение на максимум на 40 минут! | Русский язык ОГЭ | Умскул
Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. Когда на неб.. Мы проб.. Наши тренер — живые легенды российского фигурного катания. Зачем всё это надо, спросите вы? Для того, чтобы более объективно оценить знания девятиклассника. Потом оно упорхнуло, но обещало вернуться. Так что всё логично. Наконец, стали более строгими и критерии оценивания работы.
Критерий ИК2 — «Сжатие исходного текста» — теперь принесёт школьнику, написавшему «идеальное» изложение, на один первичный балл меньше. А за сочинение теперь ставят не на один, а на целых три первичных балла меньше. Строже стали оценивать работу по таким критериям, как: СК1 «Наличие обоснованного ответа» ; СК4 «Композиционная стройность работы» ; ФК1 «Фактическая точность письменной речи».
Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими.
Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаем за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год — разница невелика. В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день — открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь.
Впечатления детства — самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души — это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.
Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко. Если говорить по-научному, то дружба - это бескорыстные взаимоотношения между людьми, которые основываются на общих симпатиях, интересах и увлечениях. Настоящий друг всегда рядом, плохо ли нам, хорошо ли.
Он никогда не попытается воспользоваться вашей слабостью в своих целях и всегда придёт на помощь, когда он так нужен. Он не только поможет в беде, но и искренне порадуется в минуты счастья вместе с вами. Но, к сожалению, подобные отношения постепенно сходят на нет. Бескорыстная дружба понемногу становится пережитком прошлого. Друзья сейчас для нас - это люди, способные помочь в том или ином вопросе, или те, с кем можно неплохо провести время.
На деле же, если у кого-то из якобы близких друзей случается кризис, друзья куда-то испаряются до тех пор, пока этот кризис не пройдёт. Эта ситуация знакома практически каждому. Одним словом, выгодная дружба стремительно вытесняет дружбу бескорыстную. Мы должны помнить, что многие проблемы, кажущиеся грандиозными и пугающими, без особого труда можно решить, если рядом есть надёжные друзья. Дружба даёт уверенность в завтрашнем дне.
Она делает человека смелее, свободнее и оптимистичнее, а жизнь его - теплее, интереснее и многограннее. Верная дружба духовно объединяет людей, способствуя развитию в них стремления к созиданию, а не разрушению. По природе своей ребёнок — существо, инстинктивно предрасположенное к счастью. Какой бы трудной и даже трагичной ни была его жизнь, он всё равно радуется и постоянно находит для этого все новые и новые поводы. Возможно, потому, что ему пока не с чем сравнить свою жизнь, он ещё не подозревает, что может быть как-то иначе.
Но, скорее всего, всё-таки потому, что детская душа еще не успела покрыться защитным панцирем и более открыта добру и надеждам, чем душа взрослого человека. А с возрастом всё словно бы выворачивается наизнанку. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась наша жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку, прицепимся к ней, и почувствуем себя глубоко несчастными. И мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на неё друзьям, тратим на переживания время, здоровье, душевные силы… Лишь когда случается действительно настоящая трагедия , мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе: «Господи, каким же я был глупцом, когда страдал из-за какой-то ерунды.
Нет чтобы жить в своё удовольствие и наслаждаться каждой минутой». Главное из них сегодня — изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время — цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми.
Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими. Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.
Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту. Я считаю её своим «будильником».
От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу... Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть. И всё-таки в начале всего стоит Любовь.
Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах. А проблемы психологические?
Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненные ситуации. Как же преодолеть неуверенность в себе?
Одни учёные ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты. Беленький: "В современном мире нет человека... Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние.
Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература. Когда вы открываете незнакомую книгу, то остаётесь один на один с большим и умным другом — писателем. Читаете одну страницу, другую — и вдруг совершается чудо! Перед вами разворачиваются удивительные картины: герои отправляются в путешествия, сражаются с врагами, спасают друзей, открывают тайны природы. И вместе с ними вы тоже путешествуете, участвуете в спорах, вступаете в бой, терпите поражения и побеждаете.
Сила художественного слова, музыка стиха, выразительность авторской речи покоряют и завораживают читателя. Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей.
Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя. Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.
Шигапова: "Некоторые считают, что человек взрослеет... Например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым? Взрослость означает самостоятельность, то есть это умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки.
Человек, обладающий этим качеством, все делает сам и не ждет поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых. Но в целом самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.
Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, за свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым значит отвечать за кого-то ещё.
Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек. Сухомлинский: "Я вспоминал сотни ответов мальчишек... Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал — добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость?
Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.
Учить чувствовать и сочувствовать — это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств. Бондарев: "Можно ли одной исчерпывающей формулой... Нет, конечно.
Искусство — это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории. Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством.
И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое. Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам. Человеческое общество как раз сформировалось и продолжает существовать, благодаря общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга. И как теперь мы можем поддерживать совершенно противоположную точку зрения, гласящую о том, что нет иных интересов, кроме наших собственных? И дело тут даже не в том, что это звучит эгоистично, дело в том, что именно в этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы.
Понимаете, насколько это глубже, чем кажется, ведь индивидуализм разрушает общество, а стало быть, и ослабляет каждого из нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество. И что же больше отвечает нашим общим интересам: взаимная выручка или примитивный эгоизм? Здесь двух мнений быть не может. Мы должны помогать друг другу, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть.
И помогая людям в трудную минуту не надо ждать благодарности, надо просто помогать, не ища для себя выгоды, и тогда и тебе в ответ помогут, обязательно. Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время. Польза чтения книг очевидна.
Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере.
Экзамен пройдет в середине февраля 2024 года и станет своеобразным допуском для выпускников 9-х классов 2024 учебного года как итоговое сочинение для 11-классников к остальным предметам ОГЭ включая русский язык, в рамках которого предстоит писать изложение и сочинение. Письменная часть ОГЭ 2024 будет как и ранее включать три блока: изложение, тестовую часть и сочинение, но в перспективной модели КИМ, доступной на сайте ФИПИ, можно увидеть ряд существенных изменений. Уменьшилось количество заданий с готовыми вариантами ответа. Существенно изменено количество заданий в 2024 году их всего 9, тогда как в 2024 было 15. Максимальный тестовый балл снижен до 33.
Так, на выполнение работы в 2024 году отведут 3 часа 55 минут 235 минут , в числе разрешенных «помощников» только орфографический словарь предоставляется организаторами , а ответы необходимо заносить в соответствующие бланки, строго соблюдая правила их заполнения. Критерии оценивания Эксперты оценивают раскрытие главной темы всего текста и главных мыслей каждого абзаца. За это экзаменуемый может заработать от 0 до 2 баллов. За сжатие текста дают от 1 до 3 баллов. Избегая второстепенной информации, нужно сохранить последовательность изложения, важные ключевые слова, три абзаца. Можно убрать лирические отступления, примеры, прямую речь, описание чувств и настроений. За разделение на абзацы можно получить от 0 до 2 баллов. В этой части учитывается смысловая цельность, связанность, последовательность, логические ошибки.
Как работать над изложением Во время первого прочтения нужно выделить в тексте главную мысль, идею и разделить на смысловые части.
В Александрии работало немало выдающихся учёных 1 среди 2 которых географ и математик Эратосфен 3 сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью 4 математик Эвклид 5 написавший 13 томов «Начал» геометрии 6 астроном Аристарх Самосский 7 почти за две тысячи лет до Коперника установивший 8 что Земля — шар 9 вращающийся вокруг Солнца. Пример задания 4 Синтаксический анализ. Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Демоверсия ОГЭ по русскому языку: изменения и структура В структуре и содержании демоверсии ОГЭ 2023 по русскому языку никаких изменений относительно 2022 года нет.
ОГЭ - 2024. Русский язык. ИЗМЕНЕНИЯ.
Изложения ОГЭ 2024 | Русский язык. Решения, ответы и подготовка к ОГЭ - Русский язык от Школково. |
Опубликованы планируемые изменения в КИМ ОГЭ 2024 года | Педагогический портал «Тривиум» | Необходимая информация для ОГЭ по русскому — 2024: структура, типы заданий, ловушки, основные темы, план самостоятельной подготовки. |
Изложения ОГЭ из открытого банка заданий ФИПИ 2024 | Главная задача во время изложения на ОГЭ по русскому языку — определить микротему и выделить правильное количество абзацев. |
ОГЭ - 2024. Русский язык. ИЗМЕНЕНИЯ.
Перед тем, как писать изложение ОГЭ, нужно узнать, что будет ждать на экзамене каждого ученика, поэтому перейдем к структуре. Сжатое изложение ОГЭ представляет собой пересказ основного содержания исходного текста, однако это не простой пересказ, а новый текст на основе звучащего. В-третьих, среди коллег уже ходят материалы для апробации нового формата заданий ОГЭ по русскому языку. Вот что мне ответили на вопрос о новых текстах для изложения: В 2023 году обновление базы текстов для ОГЭ по русскому языку не планируется. Таблица 1. Новое в структуре второй части заданий ОГЭ.
Найди то, не знаю что
- ОГЭ –2024: научно-методические подходы к проверке и оцениванию изложения
- Все сжатые изложения, которые будут на ОГЭ по русскому языку 2023 от ФИПИ
- Советы по подготовке к ОГЭ по русскому языку
- Как написать изложение ОГЭ по русскому языку
- Презентация по русскому языку. Сжатое изложение ОГЭ 2023
- Изменения в ОГЭ 2023 по русский языку - актуальная информация
Всё об изложении ОГЭ в 2024 году
Необходимая информация для ОГЭ по русскому — 2024: структура, типы заданий, ловушки, основные темы, план самостоятельной подготовки. 22 марта 2024 года состоялся вебинар для учителей русского языка и литературы ДНР и ЛНР по проблеме «ОГЭ – 2024: научно-методические подходы к проверке и оцениванию изложения». Новые изложения были опубликованы 15 марта (вчера) в открытом банке заданий на сайте ФИПИ, а новые тексты для сочинения были опубликованы в январе 2023 года. Таблица 1. Новое в структуре второй части заданий ОГЭ. 5.1. ГВЭ-9 в форме сжатого изложения с творческим заданием Сжатое изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание, инструкцию для обучающегося. Таблица 1. Новое в структуре второй части заданий ОГЭ.
Изложения по русскому языку 9 класс ОГЭ 2024 аудиозапись и текст
ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в 2024 учебном году: разбор изменений - Год Литературы | В зависимости от того, к какой категории вы относитесь, вам нужно по-разному писать изложение на ОГЭ. |
Изложение ОГЭ в 2024 году: итоговое, оценка текста, ФИПИ | Все изложения ОГЭ из открытого банка заданий ФИПИ, в том числе новые аудиозаписи и тексты изложений ОГЭ по русскому языку 2023 года. по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. подготовлен. |
Опубликованы планируемые изменения в КИМ ОГЭ 2024 года | Педагогический портал «Тривиум» | ИЗМЕНЕНИЯ в ОГЭ по русскому языку. |
Что изменилось в ОГЭ по русскому языку 2024? | Текст изложения с сайта ФИПИ по русскому языку для 9 класса ОГЭ 2024 года, с аудиозаписью, сжатым изложением и микротемами. |
Изменения в ОГЭ 2024 года по всем предметам
Демонстрационный вариант ОГЭ 2023 г. Изложение ОГЭ по русскому языку нельзя назвать легким заданием. В структуре и содержании демоверсии ОГЭ 2023 по русскому языку никаких изменений относительно 2022 года нет. Примеры сочинений» Новости» Сжатые изложения ОГЭ 2023. Что изменилось в ОГЭ в 2024 году? Официальные новости ФИПИ по всем предметам, разберемся во всех изменениях!
Изложения ОГЭ из открытого банка заданий ФИПИ 2024
Итоговое сочинение изложение начинается в 10. Во время проведения итогового сочинения изложения участникам итогового сочинения изложения запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и или толковые словари, пользоваться текстами литературного материала художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники. Участники итогового сочинения изложения , нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения изложения членом комиссии по проведению итогового сочинения изложения. Проверка итогового сочинения изложения участников итогового сочинения изложения осуществляется лицами, входящими в состав комиссии по проверке итогового сочинения изложения , в соответствии с критериями оценивания итогового сочинения изложения , разработанными Рособрнадзором. Результатом проверки итогового сочинения изложения является «зачет» или «незачет». Проверка итогового сочинения изложения и обработка материалов итогового сочинения изложения должны завершиться в следующие сроки: 1 итоговое сочинение изложение , проведенное в основную дату проведения итогового сочинения изложения и в первую среду февраля, — не позднее чем через двенадцать календарных дней с соответствующей даты проведения итогового сочинения изложения ; 2 итоговое сочинение изложение , проведенное во вторую среду апреля, а также в дополнительную дату, определенную Рособрнадзором, — не позднее чем через восемь календарных дней с даты проведения итогового сочинения изложения. К проверке по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения изложения , соответствующие установленным требованиям. Максимальное количество слов в итоговом сочинении не устанавливается.
Между каждым прочтением есть около 5 минут для того, чтобы сделать пометки в черновике. За три прочтения вполне можно выделить тему и основные тезисы, по которым можно будет составить небольшой текст, не менее 70-80 слов. В 2023 году значимость изложения для сдачи ОГЭ остаётся высокой. От оценки за эту работу зависит общая оценка за экзамен. Советы по подготовке к ОГЭ по русскому языку Сложность изложения в том, что при его проверке экзаменаторы обращают внимание на то, как ученик умеет кратко передать смысл текста, не потеряв его сути. Эта работа сложнее, чем сочинение, поскольку требует большей точности и краткости высказываний. Если вы хотите написать успешное изложение на ОГЭ, вот несколько советов, которые могут помочь: 1.
Раскройте скобки и запишите слово «тренер» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского языка. Подобное задание, только в иной формулировке, есть на ЕГЭ — это задние 7. Так что учащиеся потренируются в образовании форм слов, не будут допускать ошибки, а заодно подготовятся и к ЕГЭ. Это уже хорошо! В 2024 на ОГЭ увеличится количество заданий.
Да, жизненный путь этого человека, умевшего видеть по ночам свечение шиповника, похожее на мерцание белой ночи, и умевшего услышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан цветами. Читатель имеет полный контроль над текстом: может читать быстро или медленно, поверхностно или внимательно, может возвращаться к уже прочитанному месту или заглянуть в конец книги. Поэтому читатель свободнее телезрителя. Телевидение становится проблемой, когда оно отнимает у человека свободу, которую дает книга, и когда зритель пассивно подчиняется визуальным и звуковым впечатлениям. Однако телевидение может быть благом, когда показывает что-то, что мы нигде не могли увидеть, и позволяет совершить виртуальное путешествие. Человек должен быть внутренне свободен, а для этого он должен уметь сам оценивать окружающее и быть образован. Вот ему может помочь книга. Важно не только видеть и слышать, но и думать, воспринимать мир разумом, что требует времени и тишины для самостоятельных размышлений. Лихачеву Исходный текст Книга — великий хранитель и двигатель человеческой культуры. Книгу ничем нельзя заменить. Издавна ее называют источником мудрости. И действительно, сложный философский текст можно передать только через книгу. Читатель сам владеет текстом. Он может читать быстрее или медленнее, поверхностно проглядывать его или внимательно перечитывать, возвращаясь к уже прочитанному месту, или заглянуть в конец книги. Читатель, в отличие от слушателя или зрителя, абсолютно свободен. А теперь обратимся к телевидению. Оно становится бедой, только когда становится «пожирателем человеческого времени». Когда оно лишает человека свободы, предоставляемой ему книгой, когда сидящий у телевизора слепо подчиняется зрительным и слуховым впечатлениям. И телевидение — величайшее благо тогда, когда оно показывает то, что мы иным способом не могли бы увидеть, когда оно позволяет совершить небольшое путешествие в те области бытия, к которым у нас нет иного доступа. Образование же и самостоятельность дает именно книга. Видеть и слышать — это еще не все. Надо еще и думать, воспринимать мир разумом, а для этого недостаточно сидеть у телевизора, необходимо уметь задумываться о важном в тишине — той тишине, что рождает самостоятельную мысль. Если показать человеку море, а через минуту увести его, то он ничего не почувствует. Однако если человек просидит на берегу несколько часов или дней, то человек сможет получить много эмоций. На море, как на огонь или водопад, можно смотреть часами. Красота природы облагораживает, исцеляет, оставляет след в душе человека. Однако вы не получите радость, если будете наблюдать за этой красотой из окна поезда. Каждый раз, когда я видел что-то прекрасное, я испытывал досаду, потому что не знал, что делать, как себя вести. Но потом я понял: нужно остановиться и смотреть, любоваться, не думая о времени, без суеты. Только тогда красота принесет тебе радость, станет собеседником, с которым возможен глубокий духовный контакт. Солоухину Исходный текст В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты. Если человека привести на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увести от моря подальше, то это одно. Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживет несколько дней, то это совсем другое. Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или водопад. Море с его синевой, запахом, грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с чайками и облаками наполнит вас, очистит, облагородит, останется в душе навсегда. Но этого не произойдет, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда. Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе: цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо, россыпь брусники вокруг старого пня — у меня появлялось чувство, похожее на досаду, я не знал, что мне делать, как себя вести. Потом я понял: нужно остановиться и смотреть, любоваться, созерцать, исцеляя душу. Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты. Только тогда красота, которой конца и краю нет, пригласит тебя в собеседники. Только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт. Только тогда она и принесет радость. Пушкиным и И. Пущиным была необычной. Шесть лет они учились вместе в Царскосельском лицее, потом изредка виделись в Петербурге у общих знакомых. Единственный день, проведенный вместе, — 11 января 1825 г. Больше они не виделись, потому что много лет Пущин-декабрист провёл в тюрьме и на каторге. Но дружба не слабела и многие стихотворения Пушкин посвятил другу. После смерти Пушкина Пущин продолжить хранить верность старой дружбе: добывал не известные ему прежде стихи великого поэта, письма, прозу и как будто во второй раз узнавал лицейского товарища. Друзья сильно повлияли друг на друга. Большой Жанно так называли Пущина в лицее не раз успокаивал темпераментного друга, никогда не боялся сказать ему правду. В свою очередь огромный талант, глубокий ум, острота чувств и доброе сердце Пушкина покорили Пущина навсегда. Шесть лет они учились вместе в Царскосельском лицее. Затем были довольно редкие встречи в Петербурге у общих знакомых. И вот единственный день, проведенный вместе, — 11 января 1825 г. И всё. Больше они никогда не виделись.