Новости итоги соловецкое восстание

Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676. Словенское восстание таблица. Восстание монахов Соловецкого монастыря 1668-1676 гг. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Соловецкое восстание причины участники итоги таблица.

«Соловецкое восстание»: зачем стрельцы устроили кровавую расправу над монахами

Противостояние вылилось в долгую осаду. Так называемое «соловецкое сидение» продолжалось почти восемь лет — с 1668 по 1676 годы. По свидетельствам, монастырь осаждали 10 тысяч стрельцов. Но хозяйство соловецкое было крепким и самодостаточным, монастырь великолепно укреплен, монахи, крепкие в своих убеждениях, защищались смело — у них было 300 орудий и припасов на 30 лет, и, если бы не предательство одного из монахов, «сидение» продолжалось бы и дальше. Но в 1676 году крепость взяли царские войска.

Почти все мятежники или погибли в схватке, или были позже жестоко казнены. Соловецкое восстание 1668-1676 В 1666 году Никон был извержен из патриаршества и стал простым монахом, хотя его реформы были продолжены. Часто это восстание называют «сидением», поскольку монахи удерживали Соловецкий монастырь, прося царя образумиться и отменить реформы. Данная страница российской истории мало изучена, поскольку источников практически нет, но при этом есть достаточно сведений, чтобы составить объективную картину происходящего в те дни.

Ведь восстание в Соловецком монастыре 17 века является уникальным. Это один из немногих случаев, когда восстание было обусловлено не социальными или экономическими, а религиозными. Невелики силы Все лето 1854 года британцы грабили русских купцов, выходивших из Архангельска, обстреливали поселения, грабили крестьян. Был разграблен Кий-остров, сожжена Кандалакша, разграблен Крестный монастырь.

Высадиться в Архангельске британцам не удалось — выяснилось, что у судов слишком большая осадка для захода в дельту Двины, а береговые батареи русских дали понять врагам, что высадка на баркасах невозможна. Тогда в поисках путей к городу два трехмачтовых пароход-фрегата «Бриск» и «Мирaндa» появились в Онежской губе, вблизи обители. Настоятелем Соловков в это время был архимандрит Александр Павлович, бывший в прошлом полковым священником. По данным Государственного архива Архангельской области, под началом у него находилось 200 послушников и монахов, 370 трудникoв, паломников и поселенцев.

Из людей, имеющих военный опыт, была команда из 52 инвалидов — отставных солдат, которые охраняли арестантов, заключенных в тюрьме обители; командовал ими прапорщик Николай Никонович. Арсенал был невелик — две трехфунтовых пушки, старые ружья и склад старинных бердышей и пик. К счастью, еще в мае из Архангельска прислали 8 шестифунтовых пушек, 120 снарядов, инженера Бугаевского — для сооружения батарей и фейерверкера Друшлевского — для командования ими. Присланные пушки было решено поставить на стенах, а из старых пушек устроили береговую батарею.

Из паломников и добровольцев сформировали отряды, которые обучались стрельбе и штыковому бою. Отдельный отряд настоятель велел создать из арестантов — добровольцев оказалось 20 человек. Это все, что монахи могли противопоставить 120 пушкам англичан. События 3 мая 1668 царским указом для приведения в повиновение непокорной обители на Соловки было послано стрелецкое войско.

Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня, однако встретили решительный отпор. Первые годы осада мятежного монастыря велась слабо и с перерывами, так как правительство рассчитывало на мирное разрешение сложившейся ситуации. В летние месяцы правительственные войска стрельцы высаживались на Соловецких островах, пытались блокировать их и прервать связь монастыря с материком, а на зиму съезжали на берег в Сумский острог, причем двинские и холмогорские стрельцы распускались на это время по домам Такое положение сохранялось вплоть до 1674 года. К 1674 году правительству стало известно, что мятежный монастырь стал прибежищем для уцелевших участников разгромленных отрядов Степана Разина включая атаманов Ф.

Кожевникова и И. Сарафанова, что стало причиной более решительных действий. Весной 1674 года на Соловецкий остров прибыл воевода Иван Мещеринов с указаниями начать активные военные действия против мятежников, включая обстрел стен монастыря из пушек. До этого момента правительство рассчитывало на мирное разрешение ситуации и запрещало обстрел монастыря.

Царём было гарантировано прощение каждому участнику восстания, добровольно явившемуся с повинной. Рано наступивший в октябре 1674 года холод вынудил Ивана Мещеринова отступить. Осада снова была снята и войска отправлены на зимовку в Сумский острог. До конца 1674 года монахи, остающиеся в монастыре, продолжали молиться за царя.

Насельники монастыря, не согласные с таким решением, были заключены в монастырскую тюрьму. Летом 1675 года военные действия усиливаются и с 4 июня по 22 октября потери только осаждавших составили 32 человека убитыми и 80 человек ранеными. Тем не менее, и в этом году поставленные правительством задачи решены не были. В конце мая 1676 года Мещеринов явился под монастырем с 185 стрельцами.

Были сооружены 13 земляных городков батарей вокруг стен, начали вестись подкопы под башни. В августе прибыло пополнение в составе 800 двинских и холмогорских стрельцов. Воеводой было принято решение о проведении круглогодичной блокады. Занятие монастыря правительственными войсками 18-го января 8-го января старого стиля 1677 года перебежавший чернец Феоктист сообщил Мещеринову, что можно проникнуть в монастырь изо рва Онуфриевской церкви и ввести стрельцов через окно, расположенной под сушилом у белой башни, за час до рассвета, так как именно в это время происходит смена караула, и остается только по одному человеку на башне и стене.

Темной снежной ночью 1-го февраля 22-го января старого стиля , 50 стрельцов во главе с Мещериновым, направляемые Феоктистом, подошли к окну, назначенному для ношения воды и слегка заделанному кирпичами: кирпичи были разломаны, стрельцы вошли в сушильную палату, добрались до монастырских ворот и отворили их. Защитники монастыря проснулись слишком поздно: около 30 человек из них бросились с оружием на стрельцов, но погибли в неравном бою, ранив только четырёх человек. Монастырь был взят. Насельники монастыря, заключенные мятежниками в монастырскую тюрьму, были освобождены.

К моменту занятия монастыря правительственными войсками внутри его стен почти не оставалось монахов: большая часть братии монастыря либо покинула его, либо была изгнана мятежниками. Более того, по меньшей мере несколько монахов были заключены мятежниками в тюрьму при монастыре. После короткого разбирательства на месте, предводители мятежников Никанор и Сашко, а также 26 других активных участников мятежа были казнены , другие разосланы в Кольский и Пустозерский остроги. Кровавая расправа Разбирательство с мятежниками происходило на месте.

Лидеры Соловецкого восстания, Никанор и Сашко вместе с 26 своими соратниками были казнены, остальные монахи были отправлены в ссылку. В рукописных летописях монастыря сообщалось: А ведь когда-то Мещеринов заверял монахов в том, что им даровано будет прощение.

Со стороны же защитников монастыря инициатива постепенно переходила от монахов к мирянам, готовившихся дать отпор. Многий работный люд, беглые солдаты и стрельцы пробирались на остров и пополняли ряды повстанцев. В начале 1670-х годов увеличился приток в обитель участников восстания Степана Разина, что в значительной степени смогло активизировать восстание, углубить его социальное содержание. Военные действия постепенно начали ужесточаться.

К 1674 под монастырскими стенами было больше 1000 стрельцов и много орудий. Осаду возглавил царский воевода Иван Мещеринов. Одним из важных изменений было также то, что в 1675 г. Мещеринову, как можно проникнуть в обитель. Соловецкое восстание — итоги. Значение Восстание было подавлено с невероятной жестокостью.

Из 500 повстанцев, находившихся в Соловецком монастыре, остались в живых после взятия крепости лишь 60.

Филипповская пустынь Соловки. Соловецкий монастырь 17 век. Соловецкий монастырь старообрядцы. Соловки 17 век. Оборона Троице-Сергиева монастыря.

Осада Троице-Сергиева монастыря 1608-1610 гг. Милорадович оборона Троице-Сергиевой Лавры. Осада Соловецкого монастыря в 1666 году. Восстание в Соловецком монастыре в 17 веке. Восстание в Соловецком монастыре 1668-1676 гг.. Восстание Соловецких монахов.

Осада Соловецкого монастыря 1854. Осада Соловецкого монастыря участники. Казань Соловецких монахов. Восстание Соловецкого монастыря карта. Восстание в Соловецком монастыре 1668-1676 карта. Соловецкое восстание старообрядцев.

Милорадович Соловецкое восстание.

Соловецкий монастырь также обладал правом «сидения» — это была система, по которой крестьяне должны были работать на монастырь неопределенное количество лет. По истечении этого времени они могли бы покинуть острова. Однако, многие крестьяне были вынуждены провести на Соловках всю свою жизнь, так как монастырь регулярно продлевал «сидение», чтобы сохранить рабочую силу. Монастырь и мещяринова расправились с монахами Со временем недовольство крестьян островов набирало силу, и они начали собираться, чтобы обсуждать свои проблемы и искать способы их решения. По последним исследованиям одним из факторов, способствовавших возникновению бунта, было сообщение монаха о депортации и карательных мерах, принятых властями в отношении жителей островов.

Другой фактор — это раскол русских старообрядцев в деревне Мещяриново, который вызвал конфликт между старообрядцами и православными монахами на Соловках. Почему началось восстание в островах Соловецких? Один из важнейших факторов, способствовавших развитию и развитию восстания, было сообщение о том, что князь Михайлович собирается прийти на острова и расправиться с монахами. Жители островов узнали о нем и решили, что это идеальная возможность для них восстать против монастырей и монахов, которые годами притесняли их. Таким образом, все эти факторы и причины, такие как эксплуатация и угнетение со стороны монастырей, долгая история «сидения», сообщение о депортации и карательных мерах, а также сообщение о прибытии князя Михайловича, привели к тому, что жители островов Соловецких решили возмутиться. В результате возникшего восстания бунтовщики взяли крепость «Соловецкий Студитель», где разбили войска монастыря и разгромили его армию.

Они также устроили несколько кровавых битв с монастырским войском на островах и начали осаждать основные бастионы монастыря, такие как Святой Римский, Казанский и другие. Соловецкий бунт продолжался многие годы и показал всему миру, что крестьяне могут сопротивляться и бороться за свои права и свободу. Итоги и последствия восстания Соловецкий бунт стал важным событием в истории России и повлиял на политическую и социальную обстановку в стране. В результате восстания был принят ряд реформ и улучшений для крестьян, в том числе были отменены «сидения» на Соловках и других островах, а также в монастырях. Однако, последствия восстания были катастрофическими для монастыря. Монахов, которых считали виновными в угнетении и эксплуатации крестьян, казнили.

Многие из них были расправлены, включая важнейших старцев монастыря. Монастырские имения были конфискованы, и многие из них переданы государству или другим институтам. Таким образом, Соловецкий бунт стал важным событием в истории России и имел долгосрочные последствия для страны. Он показал, что крестьяне могут противиться эксплуатации и угнетению, и что они готовы бороться за свои права и свободу. Это восстание ознаменовало начало новой эры в истории России и оказало влияние на дальнейшую политическую и социальную обстановку в стране. Битва при Онего Предыстория битвы при Онего уходит своими корнями в 1668 год.

В это время на Соловках монахи уже давно неоднократно выражали свое недовольство своим положением и претензиями администрации монастыря. Однако, в этот год ситуация достигла критической точки, и монахи предприняли упорное сопротивление.

Соловецкое восстание или «Соловецкое сидение» 1667-1676 годов

Социальные сети Соловецкий монастырь восстание старообрядцев. Восстание под предводительством Василия Уса.
«Соловецкий бунт»: за что воевода Алексея Михайловича казнил русских монахов Восстание монахов Соловецкого монастыря 1668-1676 гг. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание.
Соловецкое восстание В данной статье рассматриваются последствия Соловецкого восстания 1668-1676 гг. Автор проанализировал результаты такого сложного религиозного и общественного явления как осада и взятия царскими регулярными войсками одной из старейших и авторитетнейших монастырей.
Народные восстания 17 века в России (Таблица) Итог восстания Слайд 10 Причины: 1. Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным.

Монахи, ставшие воинами

  • Смотрите также
  • Соловецкий бунт 1668-1676 гг и его история, причины, последствия
  • Соловецкое восстание 1668-1676 годов
  • Подавление соловецкого восстания

Соловецкое восстание или «Соловецкое сидение» 1667-1676 годов

Соловецкое восстание. Причины, события, итоги, участники, таблица. В результате Соловецкого восстания монастырь, бывший до того одним из культурных центров русского севера, пришел в упадок. СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ 1667–76, вооружённое сопротивление насельников Соловецкого мон. царским войскам, посланным для введения новых богослужебных правил. Итоги Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. — 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет.

Соловецкое восстание

В 1657 году верховная власть духовенства разослала религиозные книги, по которым требовалось теперь вести службы по-новому. Это распоряжение Соловецкие старцы встретили однозначным отказом. После все послушники монастыря воспротивились власти поставленного Никоном человека на должность настоятеля и назначили своего. Им стал архимандрит Никанор. Конечно, эти действия не остались незамеченными в столице. Приверженность старым обрядам был осуждена, а в 1667 году власть направила на Соловецкий монастырь свои полки, чтобы отобрать его земли и другое имущество. Но монахи не сдались военным. На протяжении 8 лет они уверенно сдерживали осаду и были верны старым устоям, превратив монастырь в обитель, защищающую послушников от нововведений.

Монастырь был хорошо укреплён и вооружён, а его насельники 425 человек на 1657 год владели воинскими навыками. Соответственно монастырь обладал съестными припасами на случай неожиданной шведской блокады. Его влияние широко распространялось по берегам Белого моря Кемь, Сумский острог. Поморы активно снабжали продовольствием защитников Соловецкого монастыря. Первый этап противостояния московских властей и братии Соловецкого монастыря относят к 1657. В привезенных в монастырь «новоисправленных богослужебных книгах» соловчане обнаружили «богопротивные ереси и новшества лукавые», которые монастырские богословы отказались принимать. С 1663 по 1668 на имя царя было составлено и послано 9 челобитных и множество посланий, на конкретных примерах доказывавших справедливость старой веры. В этих посланиях также подчеркивалась непримиримость соловецкой монашеской братии в борьбе с новой верой. Милорадович «Чёрный собор».

В 1667 году состоялся Большой Московский собор, который анафемаствовал старообрядчество, то есть древние богослужебные чины и всех тех, кто их держится. Иосиф был приведён в монастырь и здесь на общем соборе монахи отказались принять его в качестве настоятеля, после чего Иосиф был изгнан из монастыря, позже настоятелем был избран архимандрит Никанор. Открытый отказ от принятия реформ был воспринят московскими властями как бунт. Стрельцы под командованием стряпчего Игнатия Волохова высадились на Соловецком острове 22 июня. На увещания отправленного Волоховым в монастырь посланца монахи ответили заявлением, что они «по новым книгам петь и служить отнюдь не хотят», а когда Волохов хотел силой войти в монастырь, его встретили пушечными выстрелами, и он, имея в своем распоряжении лишь незначительные силы, должен был отступить и удовольствоваться осадой монастыря, которая затянулась на несколько лет. Второй этап начался 22 июня 1668, когда для усмирения монахов был выслан первый отряд стрельцов. Началась пассивная блокада монастыря.

Еще с середины 50-х годов монахи высказывали недовольство и отправляли царю челобитные с просьбами об отмене реформ. Общая хронология предпосылок и причин «сидения» следующая: 1657 — в Москве издают обновленные церковные книги для всех. В Соловецкий монастырь эти книги попали в том же году, но их опечатали в казенной палате.

Монахи отказались от проведения церковных служб по новым правилам и текстам. Монахи просили сохранить старые книги и обряды. Они подчеркивали, что сохраняют верность России, но просят не менять религию. Это был человек приближенный к царю и к Никону, а значит, разделяющий взгляды реформы. Монахи нового человека не приняли. Иосифа выслали, а не его место утвердили старообрядца Никанора. Последнее событие во многом и стало предлогом для начала осады монастыря. Царь воспринял изгнание Иосифа как бунт и направил армию. Начиная с эпохи Петра 1 и по сегодняшний день Соловецкому «сидению» приписывают еще и экономические причины. В частности такие авторы как Сырцов И.

Документальных подтверждений этому нет, поэтому рассматривать такие гипотезы всерьез нельзя. Суть же заключается в том, что такие историки пытаются выставить монахов Соловецкого монастыря в виде «рвачей», которые заботились только о деньгах При этом всячески отводится внимание от простого факта — восстание стало возможным только- из-за религиозных реформ Никона. Царские историки заняли сторону Никона, а значит всех, кто был не согласен, обвиняли во всех грехах Почему монастырь смог противостоять армии 8 лет Соловецкий монастырь был важным форпостом России в войне со Швецией 1656-1658 годов. Остров, на котором расположен монастырь близок к границам государства, поэтому там была возведена крепость, созданы запасы продовольствия и воды. Крепость укрепляли таким образом, чтобы она могла выдержать любую осаду со стороны Швеции. По данным на 1657 год в монастыре проживало 425 человек. Suggest as cover photo Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article? Yes, this would make a good choice No, never mind Первый этап восстания 22 июня 1668 года началась осада монастыря. Однако взять его было не так просто. Это была неприступная твердыня с собственной артиллерией, и к XVII веку здесь насчитывалось порядка 350 монахов и более 500 послушников и крестьян, готовых держать оборону.

Волохов потребовал от мятежников покориться царю. Часть монахов покорилась, остальные решительно стояли на своем. Взять монастырь силой не удалось — старообрядцы пустили в ход пушки. Стряпчему ничего не оставалось, кроме как начать осаду. На зиму он поселился в Сумском остроге, и у него начались конфликты с архимандритом Иосифом. Противники никак не могли найти общий язык, и все время писали друг на друга доносы. В итоге Волохов избил священнослужителя, после чего они оба были вызваны на суд в Москву. В августе 1672 года на Соловки прибыл Климент Иевлев. Он решил действовать более радикально, и сжег имущество монастыря, находившееся за пределами крепостных стен. Но, как и его предшественник, с наступлением холодов он отступил в Сумской острог.

Новая кампания началась весной 1673 года. Иевлев потребовал от иноков выполнять требования Собора, но соловецкое монашество не отступило. Тогда Иевлев приказал возводить вокруг монастыря укрепления, пытаясь максимально усложнить связь иноков с берегом. Но из-за многочисленных жалоб сумских старцев его вызвали в Москву. Соловецкое восстание: первый религиозный бунт в истории России Соловецкое восстание — крупный бунт духовенства, направленный против патриарха Никона и происходивший в 1688—1676 годах. Часто данное событие называют «сидением», так как монахи в ходе мятежа захватили и удерживали Соловецкий монастырь, надеясь на то, что царь образумится и отменит решения Никона. В Соловецком восстании примечательны несколько фактов. Во-первых, представители того времени не оставили практически никаких письменных или прочих источников, рассказывающих об этом событии. По этой причине историкам пришлось собирать общую картину по кусочкам, находя мельчайшие подробности произошедшего. Во-вторых, причина бунта так же необычна.

Это первый подобный мятеж в истории России, основывающийся не на социальных или экономических распрях, а на религиозных. Первый этап восстания 22 июня 1668 года началась осада монастыря. Итоги Соловецкого восстания Следствие над монахами началось в этот же день. Главными зачинщиками были признаны Никанор и Сашко, которых сразу же казнили. Остальных разослали в отдалённые остроги. В ходе «сидения» было устранено расслоение церкви. Однако до сих пор оставались те, кто был не согласен с реформами патриарха Никона, но они больше не образовывали таких больших групп, которые могли бы устроить новый мятеж. Этих людей прозвали старообрядцами. Экономика СССР в 1941 году оказалась в критическом состоянии. В своем высказывании автор имел.

Частная школа «Аксон» в Санкт-Петербурге работает с 2011 года. С 2016 года базируется на двух площадках.

Возглавил книжную справу на московском Печатном дворе пресловутый Арсений Грек. Увы, увы! Горе, горе!

Пала вера Христова, яко же и в прочих землях, в земле русской двема врагами Христовыми, Никоном и Арсеном». Многое и, конечно, очень многое для Арсения как иностранца оставалось в русском языке непонятным и закрытым, почему его переводы, естественно, во многом отличались от старых, нередко уступали им в ясности, точности, в уместности того или другого выражения, казались иногда двусмысленными и соблазнительными. Сам Арсений Грек и возглавляемая им «книжная справа» казались русским людям чем-то демоническим. Архимандрит Илия сложил их под замок в оружейную палату и указал продолжать службу по старым. Перед Пасхой 1658 года все священники подписали отказ от новых служебников.

А 8 июля того же года отказ от новых книг был закреплен и в приговоре общего монастырского Собора: «Тех служебников не принять и по них не служить». Это был открытый протест против церковной реформы, продолжавшийся около двадцати лет. Но все эти годы соловецкая братия жила в относительном спокойствии: Москва не досаждала отдаленным островам. В 1659 году, по смерти архимандрита Илии, настоятелем монастыря по выбору братии стал старец Варфоломей. Он низложил реформатора Никона, но вместе с тем проклял старые церковные обряды и их приверженцев.

Но правительство только отчасти удовлетворило их просьбу: новым архимандритом был поставлен не Никанор, а Иосиф, начальник Соловецкого подворья в Москве. Он, как и Варфоломей, отрекся от старообрядчества на том же Соборе. Иосиф и Варфоломей прибыли на Соловки 14 сентября 1667 года, приведя с собою ладью, груженую бочками с вином, медом и пивом. А 21 сентября на Соловки вернулся архимандрит Никанор. В Москве под угрозой казни его вынудили покориться церковной реформе и насильно заставили надеть иноческий клобук нового образца.

Однако, вернувшись на Соловки, Никанор принес перед братией покаяние за свое отступление от старообрядчества, был прощен и занял пост фактического настоятеля монастыря, став духовным руководителем братии. Кирилл Киселев «Раскол» Повели, государь, нам быти в той же нашей старой вере, в которой отец твой государев и вси благоверные цари и великие князи и отцы наши скончались, и преподобные отцы Зосима и Савватий, и Герман, и Филипп митрополит и все святии отцы угодили Богу. И вели, государь, на нас свой царский меч прислать, и от сего мятежного жития преселити нас на оное безмятежное и вечное житие. А мы тебе, великому государю, не противны. Ей, государь, от всея души у тебя, великого государя, милости о сем просим и вси с покаянием и с восприятием на себя великого ангельского чину на той смертный час готовы».

Это был открытый вызов, и ответ не заставил себя долго ждать.

Соловецкое восстание (1668–1676)

Соловецкий бунт 1668-1676 гг и его история, причины, последствия Соловецкое восстание или "Соловецкое сидение" произошло в 1668—1676гг. и было религиозным вооруженным восстанием монахов Соловецкого монастыря и примкнувшим к ним мирян против церковных реформ патриарха Никона.
Ответы : причины , ход , результат соловецкого восстания . помогитеее !!! Соловецкий монастырь, восстание, старообрядчество, история, вера, Соловки, Во Москвы-то было во царьстви, Об отцах Соловецкого монастыря и их страданиях, старообрядцы, Никон, соловецкое сидение, травля, раскол, Алексей Михайлович, расправа, узники, святые.

Соловецкий бунт 1668-1676 гг и его история, причины, последствия

Новое издание содержит дополнительные архивные материалы, часть из которых публикуется впервые, и учитывает научные труды, появившиеся в последнее время. Приложения: Источник: Чумичева О. Тип: Из истории обители Издание: Чумичева О.

На костях русских бунтарей, требующих справедливости, духовенства, не принявшего никоновские реформы, соловецких защитников прежней веры зародилось старообрядчество. Оно же староверие и древлеправославие. Русская церковь распалась на части. Раскол прошёл через души людей. Старообрядцы считали себя православными христианами. В свою очередь старообрядцы разделились на поповцев и беспоповцев. Поповцы — старообрядцы, сохранившие священство и таинства.

Отказывались признавать светские власти. Никоновскую церковь называли еретической. Но беглых попов из неё после перекрещивания принимали в свои ряды. Поэтому ещё назывались беглопоповцами. Позднее разделились на несколько толков. Наиболее известные из них — аввакумовщина, афиногеновское согласие афиногеновщина , дьяково согласие, епифаново согласие епифановщина , лужково согласие, перемазовщина, сусловское согласие сусловцы , чернобольцы. Беспоповцы - «древлеправославные христиане иже священства не приемлющие». Часть старообрядцев, отрицающая возможность существования «истинного» духовенства. Первоначально главным центром распространения беспоповцев было русское Поморье.

Отсюда название - поморский толк. В основах вероучения, изложенных в главном сочинении беспоповцев, известном под названием "Поморские ответы" 1723 год , говорилось, что на земле правит антихрист. Несомненно, к такому выводу их подтолкнули страшные гонения, выпавшие на их долю. Они отрицали таинства и священство, не признавали церковную иерархию. Жили в безбрачии или сожительствовали вне брака, поскольку таинства освящения брака ими отвергались. Некоторые беспоповцы не признавали царя. Впоследствии в беспоповстве возникли новые согласия: даниловское поморское , федосевское, филипповское, аристово, спасово, часовенное и множество более мелких, носящих странные для нашего времени названия, вроде бегунов, дырников, средников и скрытников. В настоящее время крупнейшим объединением беспоповства является Древлеправославная поморская церковь. Государство и официально признанная церковь основным методом борьбы с инакомыслящими избрали террор.

Не помогли жестокие репрессии конца семнадцатого века, число старообрядцев множилось. Пётр Первый подошёл к решению этого вопроса с экономической стороны. После переписи все раскольники были обложены двойной податью. Отсюда появилось народное прозвище старообрядцев — «двоедане». Установил он множество других ограничений и жестокие наказания за их нарушения. И они возымели действие. Возвращались люди из раскола в лоно государственной церкви. Вот только оставались при этом многие из них тайными приверженцами старообрядчества.

В ходе осады идея «защита старой веры» сменилась отрицанием царской власти и централизованного церковного правления. В монастыре перестали исповедываться, причащаться, признавать священников, стали привлекать к работе всех монастырских старцев — «в хлев, и в поварню, и в мукосейню».

Организовались вылазки против осаждавших монастырь войск. Игумен Никандр специально кропил пушки осажденных святой водой. Возникавшие повреждения крепостной стены, образовывавшиеся после непрерывных обстрелов, быстро ликвидировались монахами. Небольшой отряд стрельцов проник внутрь монастыря и открыл ворота осаждавшим. За штурмом последовала жестокая расправа над осажденными январь 1676 , ознаменовавшая заключительный этап борьбы. Из 500 защитников крепости в живых осталось только 60, но и те вскоре были казнены. Лишь немногим была сохранена жизнь, они были разосланы по другим монастырям. Соловецкий монастырь был ослаблен репрессиями на долгие годы.

Осада Соловецкого монастыря. Штурм Соловецкого монастыря. Соловецкое восстание 1668-1676 картины. Восстание старообрядцев. Восстание монахов Соловецкого монастыря 1668-1676. Соловецкое восстание 1668-1676 миниатюра. Руководитель Соловецкого Восстания 1668-1676. Восстание Соловецкого монастыря Милорадович. Церковный раскол Соловецкое восстание. Соловецкий монастырь 17 век Соловецкое восстание. Осада Соловецкого монастыря 1668-1676. Филипповская пустынь Соловки. Соловецкий монастырь 17 век. Соловецкий монастырь старообрядцы. Соловки 17 век. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Осада Троице-Сергиева монастыря 1608-1610 гг. Милорадович оборона Троице-Сергиевой Лавры.

Причины Соловецкого восстания

  • Причины и итоги Соловецкого восстания 1668-1676 годов
  • Вы точно человек?
  • Соловецкое восстание
  • Соловецкое восстание (1668–1676) — Библиотека — Церковно-Научный Центр "Православная Энциклопедия"
  • Кровопролитное Соловецкое восстания - итоги
  • Ход восстания

Кровопролитное Соловецкое восстания - итоги

Художник С. Милорадович, 1885 Соловецкий монастырь представлял собой довольно сильную крепость и имел все средства для продолжительной обороны. Островное его положение на далеком море, полгода закованном во льды, служило наилучшей защитою. Стены Соловецкого монастыря были вооружены пушками и пищалями всего до 90 орудий. Пороху было заготовлено до 900 пудов. Хлеба и съестных припасов было собрано едва ли не на десять лет; притом сообщения с берегом и доставка провизии еще долго не прекращались. Гарнизон Соловков превышал 500 человек, в том числе до 200 монахов и послушников и более 300 мирян: крестьян, беглых холопов, стрельцов, донских казаков и даже иноземцев — шведов, поляков, татар. Рвение о старой вере придавало участником Соловецкого восстания большую моральную силу.

Присланные им новопечатные книги соловчане бросили в море. Отправленный на подавление Соловецкого восстания стряпчий Волохов со стрелецким отрядом человек в полтораста даже не решился осадить монастырь; на его увещания восставшие дали дерзкий ответ. Воевода Волохов стал на Заячьем острове в 5 верстах от монастыря; но, ничего не достигнув, на зиму ушел на твердую землю. Он поставил в Кемском городке слабую заставу, якобы с целью не пропускать в монастырь запасов, а сам засел поблизости в Сумском остроге и занялся поборами с монастырских волостей. Тут он вошёл в пререкания с архимандритом Иосифом. Изгнанный из Соловецкой обители после начала восстания, Иосиф поселился на том же Заячьем острове, откуда управлял сумскими и кемскими монастырскими вотчинами и всякими промыслами. Иосиф жаловался в Москву на вымогательства Волохова, а последний доносил, будто архимандрит и его старцы бражничают, за государево здоровье Бога не молят и даже радеют участникам Соловецкого восстания.

Распря разгорелась до того, что Волохов бил архимандрита по щекам, драл за бороду и велел стрельцам посадить его на цепь. Оба противника были вызваны в Москву и уже не вернулись на Белое море. Подавлять Соловецкое восстание вместо Волохова отправили в 1672 стрелецкого голову Иевлева с подкреплением в 600 стрельцов из Холмогор и Архангельска. Но эти стрельцы были люди, «пехотному строю не обученные». В августе 1672 воевода с 725 человеками подступил к монастырю, но ограничился тем, что пожег ближние хозяйственные строения, побил скот и тоже ушел в Сумский острог, сославшись на недостаток пороха и свинца. Тут он по примеру Волохова стал притеснять крестьян Соловецкого монастыря поборами с целью наживы, но под предлогом сбора кормов для своего отряда. В следующем году Иевлева отозвали.

Руководить подавлением Соловецкого восстания было поручено Ивану Мещеринову с новым подкреплением и указом «быть на Соловецком острове неотступно». Подчиненные ему начальники иноземцы Келер, Буш, Гутковский и Стахорский должны были обучать стрельцов пехотному строю и стрельбе; хотя сами были офицеры рейтарского строя. Летом 1674 года Мещеринов собрал ладьи и карбасы и высадился на Соловецком острове. Тут оказалось, что Иевлев, предав огню хозяйственные постройки, окружавшие монастырь, тем облегчил оборону его и затруднил нападение. Строения эти давали бы возможность осаждающим близко подойти к стенам; теперь же им приходилось действовать против соловецких мятежников на открытой местности под огнём крепостного наряда. Грунт был каменистый, и шанцы приходилось копать с большим трудом. Укрепясь кое-как шанцами, Мещеринов начал обстреливать монастырь; откуда тоже отвечали выстрелами.

Самым ярым мятежником явился бывший архимандрит Саввы-Сторожевского монастыря Никанор; он благословил на стрельбу из пушек, ходил по башням и кропил св. Он приказывал стрелять по воеводе говоря: «поразишь пастыря, ратные люди разбредутся аки овцы». Рядом с Никанором во главе Соловецкого восстания действовали келарь Маркел, городничий старец Дорофей, прозванием Морж, сотники Исачко Воронин и Самко. Лубок XIX столетия Но среди восставших возникла распря по вопросу о молениях за великого государя. Некоторые старцы настаивали продолжать моления. Тут Исачко и Самко с товарищами сняли оружие, говоря, что не хотят более служить, так как священники за великого государя Бога молят. Тогда келарь добил им челом, и они снова надели оружие, изрекая бранные слова на царя.

После этого мятежники выгнали из монастыря некоторых черных священников, а другие ушли сами, явившись к Мещеринову, принеся покаяние государю и распространяя про участников Соловецкого восстания разные порочащие слухи. Раскаявшиеся священники изъявили согласие принять новоисправленные книги и троеперстие. По удалении священников, почти некому было отправлять в монастыре церковную службу: но Никанор говорил, что можно обойтись и без священников, и без обедни, а ограничиться чтением в церкви часов. Однако, не все были с ним согласны, и среди восставших продолжались распри, хотя о сдаче не было и помину. Мещеринов не решился зимовать на острове; а разорил свои шанцы и, по примеру предшественников, отплыл от Соловецкого монастыря на зимовку в Сумский острог, вопреки наказам из Москвы. Там повторилось то же, что было при Волохове и Иевлеве. В Москву пошли жалобы на притеснения и корысть воеводы Мещеринова, который под видом сбора кормов производил поборы в Сумском уезде и даже посылал свою меру для сбора хлебных запасов, в которой было 22 фунта лишку против казенной!

Из Москвы приходили грамоты с выговорами воеводе, но они оставались без действия. Летом 1675 Мещеринов снова высадился у монастыря, имея более 1000 ратных людей, пушки и запасы в изобилии. На сей раз он решил осаждать участников Соловецкого восстания и зимой, для чего устроил вокруг монастыря 13 земляных городков с пушками и повел подкопы под три башни. Но долго еще тянулась бы осада, если бы не помогла измена. В ноябре из монастыря убежал чернец Феоктист. Он указал Мещеринову слабое место обороны восставших: слегка закладенное камнями окно под сушилом у Белой башни. Воевода сначала не внял этому указанию.

Только после того Мещеринов воспользовался советом Феоктиста. В ночь на 22 января 1676 он послал отряд с майором Кашиным. Феоктист знал час, когда караулы расходятся по кельям, а на стенах остается только по одному человеку. Стрельцы выломали камни в окне, вошли в Белую башню и впустили войско. К рассвету монастырь был в руках царской рати; монахов быстро обезоружили. Царь Алексей Михайлович , по-видимому, не успел узнать о взятии Соловецкого монастыря — он скончался уже через несколько дней. На воеводство в Соловки был прислан Владимир Волконский, который подверг любостяжательного Мещеринова розыску по обвинению в присвоении части монастырской казны.

По материалам книги Д. Иловайского «История России. В 5 томах. Том 5. Отец Петра Великого. Алексей Михайлович и его ближайшие преемники» Соловецкое восстание Соловецкое сидение 22 июня 1668 г. Карательная царская армия, насчитывавшая больше 1000 человек, смогла захватить монастырь из за измены одного из защитников монастыря.

Руководителей восстания и многих его участников казнили или сослали. Причины Соловецкого восстания 1657 год — братия Солотского монастыря во главе с архимандритом Ильей не захотели принимать новые богослужебные книги. Как результат этот вопрос был рассмотрен на Церковном соборе 1666-1667 гг. Собором было постановлено прислать в монастырь нового архимандрита — Сергия. Однако монахи не захотели принять его, после чего Сергий покинул обитель. Вместо него монастырь возглавил бывший настоятель Саввино-Сторожевского монастыря, который был сослан на Соловки на покой, один из активных сторонников старообрядцев Никанор. Идейным же вдохновителем бунта был монастырский казначей старец Геронтий.

Ответом на челобитную стал государев указ, по которому конфисковывали вотчины и промыслы обители на побережье.

Поэтому в 1657 году монастырь отказался принять новопечатные богослужебные книги. Соборный приговор соловецких монахов о неприятии новопечатных книг Между Алексеем Михайловичем и монашеской братией начался интенсивный обмен грамотами, завершившийся ответом последней, достойным современных комментариев: «Не вели, государь, больше к нам учителей присылать напрасно, не будем мы прежней своей православной веры переменять. А вели, государь, на нас свой меч прислать царский и от сего мятежного жития переселить нас в безмятежное и вечное житие! То есть это был не просто отказ, но отказ в грубой форме, да еще и в провокативной форме. Монахи как бы говорили царю: давай, рискни здоровьем, пришли войска! Мы ничего не боимся, ведь после смерти от руки твоей нас ждет Рай!

Алексей Михайлович решил, что, если братия хочет войск — она их получат. И 22 июня 1668 года на Соловецком острове высадились лучшие солдаты русской армии того времени — стрельцы во главе со стряпчим Игнатием Волоховым. Правда, на царский «меч» они никак не походили, ведь в распоряжении стряпчего было всего 100 человек. Собственно, предполагалось, что небольшого отряда вполне хватит для демонстрации силы и решимости, после которой непокорные признают свою ошибку и подчинятся царской власти. Но Соловецкий монастырь не был обычной монашеской обителью. Представьте себе — укрепленная крепость, 90 пушек, около 700 человек внутри, которые владеют оружием. Полно пороха и припасов лет на 10.

И перед ней стоит всемеро меньший отряд стрельцов, который должен все это богатство как-то взять. При этом в монастырь постоянно пребывают паломники, так как у стрельцов не хватает сил даже на то, чтобы его остановить. А среди этих паломников, кроме обычных верующих, попадаются и крайне серьезные люди. Например, боевые холопы, обученные воины, сбежавшие от хозяев, разбойники, участники Медного бунта 1662 года 4-я часть «бунташного» цикла , казаки, и, наконец, разинцы 5-я часть. То есть контингент на Соловках собрался отчаянный, из тех, кому от царской власти пощады ждать не приходилось. Во главе восставших встал архимандрит Никанор, избранный ими самими же вместо сторонника реформы отца Иосифа, которого назначили «из центра». Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году» Всерьез брать крепость, занятую этими людьми с интересной биографией, немногочисленным стрельцам вовсе не хотелось.

Поэтому на протяжении следующих четырех лет осада шла крайне вяло. Летом Волохов сотоварищи высаживался на острове и вел огонь по монастырю, но без особых результатов. Одновременно с этим он слал монахам грамоты с уговорами, так как правительство все еще хотело решить дело миром. А зимой стрельцы отправлялись обратно на материк, в Сумский острог, причем часть из них еще и распускали по домам. Время шло, а с ним шло и жалование. Причем хитрый стряпчий еще и постоянно просил его увеличить, поскольку у него там вообще-то осада, и стрельцы постоянно находятся в опасных и трудных условиях севера. Власть соглашалась, задавая, однако, логичные вопросы о том, собирается ли Волохов вообще брать крепость.

В ответ стряпчий писал: «Утеснения в монастыре им, ворам, нынешним зимним временем учинить никакого нельзя, окроме летние поры и осады, а осадить монастырь крепко надобно людей тысеча не одна». Тысячу ему никто не дал, но 200 стрельцов прислали, а также и жалование повысили. Правда, ситуация от этого не изменилась. Стрельцы В 1672 году власти это положение дел, наконец, надоело, и она заменила Игнатия Волохова на московского сотника Климентия Иевлева, а само войско было увеличено до 725 стрельцов. При этом осаждавших усилили еще и иностранными кадрами. Дьякон Игнатий Соловецкий писал: ««Воевали сию обитель и немцы, и поляки, истинные латынцы». Правда, и это не помогло.

Вместо полноценной осады силами, уже превосходящими восставших, Иевлев занялся грабежом монастырских волостей. В итоге при попытке штурма крепости двинские стрельцы взбунтовались со словами: ««Посылали же нас на верную смерть, а кормов не дают, ходим голы и босы». В результате летом 1673 года Климентия Иевлева тоже отстранили от командования, а затем отозвали в столицу и арестовали за многочисленные преступления.

Деятельность движения заметно усилилась, когда кроме иноков, к нему присоединились еще и беглые московские стрелки и мятежники под руководством своего идейного наставника Степана Разина. Соловецкое восстания: итоги Середина 17 столетия была знаковой для Соловецкого монастыря. Его хозяйство заметно возросло и достигло своего расцвета. Монастырю были предоставлены льготы и несколько земельных наделов для расширения его территории. Государству были выгодны такие отношения с монастырем. Так как последний значительную часть денежных пожертвований отдавал государству.

Именно поэтому начавшаяся смута достаточно серьезно поразила русское общество. Итого Соловецкого восстания оказались для протестующих печальными. Подавление государством восстания, организованного иноками, привело к последующим гонениям раскольков. Последние в свою очередь уже не так рьяно, как раньше, отстаивали свои интересы. Перестав бороться со «злом» в лице государства, приверженцам восстания пришлось стать на путь христианского послушания. Одной из отличительных черт поведения бывших повстанцев был прилюдный уход из жизни в мир мертвых.

Лидером повстанцев стал архимандрит Никанор. Сначала Волохов отправил монахам посланца, но переговоров не получилось. При попытке войти в монастырь силой, он был встречен пушечными выстрелами. В первые годы осада шла медленно. В летние месяцы его осаждал небольшой отряд царских войск. Основной их задачей было прервать сообщение монастыря с материком. Зимой участники осады, в основном стрельцы, расходились по домам или несли службу в Сумском острое на территории современной Карелии. Так прошло четыре года и в 1672 году на место стряпчего Игнатия Волохова прибыл более высокий чин из служилых людей — воевода Иевлев. Численность подчиненных ему войск превысила 700 человек. Они продолжали осаду до лета 1673 года включительно. В сентябре 1673 года Иевлева сменил бывший воевода Сумского острога — Иван Мещеринов.

Навигация по записям

  • Причины восстания
  • СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ | Энциклопедия Кругосвет
  • Соловецкий бунт 1668-1676 гг и его история, причины, последствия
  • Соловецкое восстание 1668-1676 годов

340 лет назад царские войска захватили Соловецкий монастырь

Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676 таблица. Восстание выступление старообрядцев. Соловецкое восстание, которое проходило с 1668 г. по 1676 г. на сегодняшний день является одним из самых примечательных событий в русской истории. СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ 1667–76, вооружённое сопротивление насельников Соловецкого мон. царским войскам, посланным для введения новых богослужебных правил. Соловецкое восстания: итоги Середина 17 столетия была знаковой для Соловецкого монастыря. Солове́цкое восста́ние, или Соловецкое сиде́ние — вооружённое сопротивление насельников Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам. Соловецкое восстание – крупный бунт духовенства, направленный против патриарха Никона и происходивший в 1688–1676 годах.

Народные восстания 17 века в России (Таблица)

8 летнее восстание соловецких монахов против церковной реформы. Соловецкое восстание причины участники итоги таблица. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676. Соловецкое восстание 1668-1676 таблица. Ответ на вопрос — Восстание старообрядцев, таблица.

Соловецкое восстание и его плоды

Соловецкое восстание — предпосылки вооружённого конфликта, дата начала, ход, потери участвующих сторон, итоги. Итоги Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. — 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся. Итог восстания старообрядцев: Конфликт между старообрядцами и властями России продолжался десятилетиями.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий