Исторический, Сериал. Никита Высоцкий был одним из авторов сценария фильма «Союз спасения» и на съемках сериала взял на себя сразу несколько функций. Забудьте, я посмотрела «Союз спасения», и он как минимум настолько же плох, если не хуже. Союз Спасения (2019). Актеры, режиссер, продюсеры и другие участники съемочной группы. Союз Спасения (2019). Актеры, режиссер, продюсеры и другие участники съемочной группы.
Романтики и обманщики. Мнение историка о фильме «Союз спасения»
Плюс у нас есть еще недоделанные объекты. Они станут такими же, как готовые, но не будут заснеженными. Это летний блок. Как только мы закончим здесь снимать, все эти объекты вернутся в казачью историю. Вернутся все обереги на окнах, всё-всё-всё будет возвращено. Здесь у нас 6 дворов и 7-й — шинок. Этнокомплекс сейчас работает не только для кинематографа. Здесь можно кататься на лошадях в конюшне 2000 кв метров. Летом мы здесь сделаем пруды, будет рыбалка, лодочки.
Будет создан остров любви и поцелуев. В этом году тут много чего появится. Специально для съемок мы воссоздали зимнюю погоду. Сначала расстелили везде белый синтепон, потом его нужно было засыпать искусственным снегом. После окончания зимнего блока весь снег отсюда исчезнет. Изначально съемки были запланированы на 19-е число. Но не получилась склейка по артистам. И все передвинулось на 1-е февраля.
Потому что комфортно работать актерам. Но для продакшна тяжело - по причине того, что расходуются громадные деньги. Олег Николаев, директор этнокомплекса «Кумжа» - Наше дело — предоставление площадки и решение инфраструктурных вопросов. Мы полностью предоставили территорию «Кумжи» для съемок. Это наши декорации, которые были сюда перевезены из Старочеркасска со съёмочной площадки фильма об атамане Платове. Объекты этнокомплекса также стали гримерными, костюмерными, местом для переодевания артистов. Это наш вклад в кинопроизводство, в создание этого сериала. Проведение киносъемок на территории этнокомплекса — в целом для Ростовской области хорошая реклама.
Я даже не помню, когда Первый канал последний раз снимал подобные масштабные кинопроекты в Ростовской области.
Актеры играют декабристов, членов тайного общества «Союз спасения», мечтающих свергнуть самодержавие в России, мирным путем произвести революцию. Сериал станет продолжением вышедшего на экраны в прошлом году одноименного фильма. Если быть точнее, то в Ростове проходят съемки эпизодов, связанных с южной частью тайного общества «Союз спасения». Кроме главных героев на съемочной площадке каждый день — более сотни гренадеров, крестьяне и крестьянки и, конечно, съемочная группа во главе с режиссерами — Никитой Высоцким и Ильей Лебедевым. Благодаря стараниям художников-декораторов этнокомплекс «Кумжа» превратился в украинскую деревню. Владимир Наместников, художник-декоратор: - Коренная ошибка кроется в том, что это не декорации.
Это этнокомплекс «Кумжа», который все здесь почему-то называют декорациями. Этот комплекс любезно согласился передекорировать казачью станицу в украинскую деревню Мотовиловку. Процесс декорирования занял у нас 3-4 месяца. Плюс у нас есть еще недоделанные объекты. Они станут такими же, как готовые, но не будут заснеженными. Это летний блок. Как только мы закончим здесь снимать, все эти объекты вернутся в казачью историю.
Вернутся все обереги на окнах, всё-всё-всё будет возвращено. Здесь у нас 6 дворов и 7-й — шинок. Этнокомплекс сейчас работает не только для кинематографа. Здесь можно кататься на лошадях в конюшне 2000 кв метров. Летом мы здесь сделаем пруды, будет рыбалка, лодочки. Будет создан остров любви и поцелуев. В этом году тут много чего появится.
Специально для съемок мы воссоздали зимнюю погоду. Сначала расстелили везде белый синтепон, потом его нужно было засыпать искусственным снегом. После окончания зимнего блока весь снег отсюда исчезнет. Изначально съемки были запланированы на 19-е число. Но не получилась склейка по артистам. И все передвинулось на 1-е февраля.
Создатели картины про декабристское восстание даже не удосужились обосновать идею восстания, руководствуясь любимым российским девизом «и так сойдет». Инструменты Бюджет картины — 700 000 000 рублей. Для российского фильма с минимальной графикой ее пик пришелся на вид Петербурга с высоты птичьего полета это очень много денежек. Да, конечно, был задействован мощный актерский состав Прилучный, Матвеев, Бичевин, Янковский, Кищенко, Домогаров, Гуськов , но сумма все равно внушительная. Несмотря на большие финансовые вложения, картина смотрится дешево. Виной тому банальные сюжетные повороты, предсказуемые развязки, чрезмерно пафосные реплики, толстенные аллегории — в общем, отсутствие тонкостей. Ощущение, что зрителя принимают за идиота, которому необходимо объяснить, что черное — это черное, а белое — это которое не черное. В общем, очень не хватило деталей и оттенков. Также смутило наличие ружей, которые не выстрелили да простит создателей Чехов — например, любовная линия, наличие которой абсолютно ничем не было обусловлено. Помимо всего прочего погрузиться в исторический контекст вам помешает звукорежиссура. Не знаю, кому из создателей фильма пришло в голову при съемках XIX века использовать в качестве саунда «прямую бочку», но идея явно была не очень. Как зритель должен поверить происходящему на экране, когда оно так пошло и неумело «осовременено»? Немного рассуждений История, к сожалению, не может носить объективный характер — она всегда подвержена трактовке ее пересказчиков. Любое событие можно преподнести с выгодного ракурса, а декабристское восстание в принципе явление неоднозначное.
В массовых сценах в роли гренадёров снимаются большое число ростовских актеров. Мы приезжали специально, чтобы выбрать актеров массовки. И актеры-эпизодники из Ростова, и актеры массовых сцен на съёмочной площадке ведут себя довольно дисциплинировано. В общем, работают на хорошем уровне. Ну, здесь же много снимают, поэтому опыт у ростовских актеров уже есть. Я знаю, что декорации этнокомлекса «Кумжа» под другую картину изготавливались. Мы просто адаптировали её под свои нужды. Я в Ростове бывал много раз. Да и многие из съемочной группы бывали. А для тех, кто не бывал, провели экскурсию, показали город и окрестности. Гренадёры - В киносценах в деревне Мотовиловка принимали участие больше сотни гренадёров. Гренадёр Александр: Мне скинули объявление о проведении кастинга. Я нашел бригадира Екатерину, позвонил ей, скинул свою фотографию. Меня пригласили сначала на один проект, где я снялся в групповке и массовке — называется «Криминальный доктор». А потом пригласили на «Союз Спасения. Время гнева». Гренадёр Владислав: Я ходил три месяца на курсы актерского мастерства в Ростове на улице Большой Садовой. Потом мне скинули объявления о кастинге. Кто-то нашел информацию в группе «Кино-Дон». Здесь на съемочной площадке я работал четыре дня в массовке. Плюс было два подготовительных дня, в течение которых нас учили маршировать и обращаться с оружием. Для меня лично «Союз спасения. Время гнева» - это уже 14-й проект. До этого я снимался в картинах «Одесса», «Чёрное море», «Капкан для монстра», «Криминальный доктор». Каждый из нас — творческий человек. Я, например, ещё и музыку пишу.
Кого спасал «Союз спасения». Эрнст и Максимов представили кинопремьеру года
Декабристы предстают как взбалмошные юнцы, протестующие ради протеста. За это они наказываются царем, который вообще является собирательным образом — ничего общего с историческим портретом своего прототипа Николая I он не имеет. Итак, Николай предстает в роли твердого и сопереживающего управленца, который совсем не хотел крови, просто «пришлось». Сопереживать же декабристам в этом фильме просто невозможно, потому что зритель не понимает их действий. Зато зритель поймет действия царя, ведь на это и направлена сюжетная конструкция. Мораль сей басни такова: «Восставать — плохо. Хотеть перемен — тоже.
Противиться помазаннику божьему — плохо вдвойне». Когда персонаж Михаил Милорадович приезжает на Сенатскую площадь, дабы призвать декабристов сложить оружие, в фильме в него сначала стреляют, а потом добивают штыком. В реальности Милорадовича проткнули штыком, отгоняя его лошадь, а потом, когда поднялось волнение, в графа попала пуля. И таких ляпов, работающих на создание негативного образа декабристов, в картине несколько. Именно это и имеется в виду, когда речь идет о вольной трактовке истории. На самом деле, я не против пропаганды, если она выполнена талантливо.
Взять хотя бы «Реквием по мечте» Даррена Аронофски: через несколько лет после съемок фильма режиссер признался, что его творение — не что иное, как госзаказ против употребления наркотиков.
Конечно, мы не пишем учебник истории, мы делаем художественное кино, которое должно быть интересно сегодня. И имеем право на вымысел, но при уважении к тому, что уже известно до нас. Думаю, нет ни одного исторического фильма, который не отклонялся бы от фактов. Но эти отклонения во имя художественной правды. Конечно, нас критикуют. Либералы говорят, что мы сделали контрреволюционное кино. Ура-патриоты уверены, что декабристы — враги, их нужно было растоптать, и вообще, мало казнили. Для меня главное здесь — внутренняя гармония тех, кто это кино сделал.
И у меня такое чувство есть. Я думаю, нам многое удалось, многое мы сделали правильно. Спасибо, что живой» тоже досталось. Вы ожидали, что будет так много сердитых отзывов? В нас, его близких людей и рассказчиков разных историй, тоже постоянно летели обвинения в корысти и вранье. К чему-то я был готов, но в целом это, конечно, болезненно. В случае с картиной «Высоцкий. Спасибо, что живой» я понимал, что фильм — мое объяснение отцу в любви. Это чувство меня поддерживало и в работе, и в ситуации, когда стыдили и стращали.
Как, прочем, и критика. Но это нормально. Это живой процесс. Желаю вашим читателям приятного просмотра! По сути, это была попытка государственного переворота, чтобы не допустить вступления на трон Николая I, организованная группой дворян-единомышленников, многие из которых служили в гвардии. Не получилось: верные трону войска подавили мятеж при помощи артиллерии. Более 120 — отправлены в Сибирь на каторгу или поселение.
Фильм мастерски и очень наглядно показывает печальный конец царствования Александра I Виталий Кищенко , названный одним из современников государя "продолжительным затмением". Первый канал. Виталий Кищенко в роли Александра I. Серия 3.
Поднимается ветер Выбор актера на роль государя - точное попадание в цель. Виталий Кищенко психологически достоверно и исторически точно играет роль человека, о противоречивой сущности которого лучше многих других современников Александра I написал князь Петр Андреевич Вяземский. Сфинкс, не разгаданный до гроба, - О нём и ныне спорят вновь; В любви его роптала злоба, А в злобе теплилась любовь. Дитя осьмнадцатого века, Его страстей он жертвой был: И презирал он человека, И человечество любил. Мы воочию видим трагическое одиночество носителя верховной власти.
У Александра I нет детей, две дочери рано умерли, причем при дворе многие знают, что не Александр был их биологическим отцом. Император, который любит играть в шахматы, желает провести реформу - освободить крестьян от крепостной зависимости. Он замыслил многоходовую комбинацию, направленную на реализацию этого великого замысла, и ему нужны сподвижники, склонные не только помочь в исполнении реформы, но и готовые на самопожертвование ради осуществления высшей цели. Да, царь понимает, что дворянство не поддержит его в осуществлении великой реформы. Тогда он принесет в жертву сановника, формального инициатора крестьянской реформы, отступит на заранее подготовленные позиции, но дело будет сделано.
Пестель был иным человеком. Ошибка нового сериала Первого канала "Союз спасения"
"Союз спасения": те же и Безруков. Однако никаких намеков: как уточняет продюсер фильма Константин Эрнст, создатели «Союза спасения» постарались лишить его конкретного политического подтекста. Союз спасения время гнева 2022. Драмы, исторические, приключения. Режиссер: Андрей Кравчук. В ролях: Леонид Бичевин, Максим Матвеев, Павел Прилучный и др. Фильм Союз Спасения это российская историческая драма с возрастной маркировкой 12+ о событиях, после того, как российские войска взяли Париж.
Сериал «Союз спасения. Время гнева» 1 сезон 1 серия смотреть онлайн
Он единственный человек, о котором при жизни была написана книга... Матвеев показал личную жизнь Трубецкого 41-летний Максим Матвеев сыграл полковника, князя Сергея Петровича Трубецкого. Актеру было интересно показать его в быту. Личность Трубецкого в сериале раскрывается за счет сцен семейных: для меня дороги все сцены с его женой, по этим сценам я для себя внутренне определил, какой он. Он личность историческая, даже больше того - каноническая, образная, человек, который что-то сделал - или не сделал. А вот то, каким он был вне этих рамок, очень интересно. Мы много знаем о его деятельности, но мало знаем о том, какой он в личной жизни, - поделился своими соображениями Матвеев. Максим Матвеев в роли князя Трубецкого. В сериале "Союз спасения.
Время гнева" стала более заметна любовная линия Муравьева-Апостола, он раскрывается не только как человек дела, но человек с чувствами, романтичный герой. Конечно, это обогащает персонажа и его образ, его историю. Я старался честно прожить его состояния и отношения с сослуживцами, с Анной, быть живым и интересным, - рассказал Бичевин. Леонид Бичевин. Фото предоставлено пресс-службой Первого канала Софья Эрнст: "В моей героине много от меня" Несмотря на зашкаливающий тестостерон, яркими получились в проекте и женские образы, один из которых создала 35-летняя Софья Эрнст. Актриса исполнила роль Анны Бельской. Софья Эрнст в роли Анны.
Он не играет впрямую — вот меня вешают, я про страну думаю. Я думаю про свое. Это как про Михаила Ефремова. Какой замечательный спектакль, какие у вас глаза в паузах! О чем вы думали? Я весь спектакль думал, где она». Во как! Мир кино, мир театра, мир артиста — он заставляет вас, зрителя, поверить, но мы всяческими разными методами это выстраиваем. Здесь нет такого, что я так всегда работаю. Вот так я работал ту сцену, когда меня вешают. В какие-то другие моменты я что-то другое представлял. Где-то мне легче было от героя оттолкнуться, где-то легче от себя. Потом вы же меня видите, артиста. Я оживляю тексты, персонажа. Это я в обстоятельствах этого героя — и рождается персонаж в итоге. Какой-то азбуки нет. Мне кажется, это важная картина — она учит тому, что происходит, если у тебя отсутствует диалог. Если у народа отсутствует диалог с властью, вот что происходит. Сенатская, смута, смерть царя, произволы, вранье, другой царь, измены — вот что происходит от отсутствия диалога. Думаю, этот фильм очень важный и современный. Я, кстати, это всем говорю — на мой взгляд, последние две картины [с моим участием], включая «Текст»... Он очень важный, современный, потому что он про сегодня. Про этих людей, которые опять же власть почувствовали и способны вести себя так, как им кажется. И до чего доводит та ситуация. И в «Союзе спасения» так же. Мне кажется, эти фильмы, тот и этот, они важны в смысле того, что появляются в самое нужное время в стране. Когда страна и особенно народ чувствует, что он не нужен. Что абсолютно не важно, чего он хочет, вообще кто он такой. Фильм про это говорит.
Итог: ни один из героев не раскрыт по-настоящему: ни характер его, ни желания, ни, что самое главное, мотивация. Вся картина — это набор эпизодов и искреннее желание монтажеров впихнуть невпихуемое. Подобное рваное повествование мы видели в «Высоцком», и это забавно, что сценарист и того фильма, и «Союза» один человек — Никита Высоцкий. Про историческую достоверность мы вообще молчим, тут сами все скоро скажут историки. Что в остатке: группа царских офицеров Муравьев-Апостол — умный романтик, Пестель — радикал и холерик, Рылеев — вдохновитель, Бестужев-Рюмин — тусовщик, Трубецкой — расчетливый и так далее хотят диалога с властью. Диалога не выходит, хорошей подготовки к перевороту тоже, бравые речи о судьбе Отчизны в революции не помогут, удобный случай представляется неожиданно, результат мы знаем. Однако если в других картинах декабристы выглядели как романтики и борцы за свободу, то здесь они больше похоже на кучку не слишком умных людей, которых давит махина власти. На что это похоже? На явную пропаганду: не выходите на митинги, не высказывайте свою точку зрения, у вас все равно ничего не получится. Если у зрителя к ленте будет претензия, что это псевдоисторическая драма, будем считать, что «Союзу» повезло. Одно дело снять на деньги государства просто плохое историческое кино с отсутствием сценария и в провальной попытке показать сразу несколько десятков героев, другое — когда налогоплательщики мы, то есть платим за плохую политическую агитку-госзаказ.
Олег Золото, предоставлено пресс-службой "Ленфильма. Фото: Декабристы в июле В кадре действительно есть муляж погибшей лошади. И три настоящих. Играть животным приходится наравне с людьми. Дубль за дублем они повторяют одну и ту же сцену. Эти кони регулярно снимаются в кино, реагируют на команду "мотор", да и актеры говорят, что с ними легко работать. А вот основной сложностью звезды единодушно назвали шерстяные костюмы. А сейчас жара. Тогда мы мерзли даже в этих шерстяных мундирах, а сейчас обливаемся в них потом, потому что мы декабристы в июле, — делится Кирилл Зайцев, играющий Михаила Бестужева. Не в восторге от наряда и князь Сергей Трубецкой. Вернее, играющий его Максим Матвеев. Шерсть в 30-градусную жару меня смущает. И фасон тоже не особо нравится, — вздыхает он.
«Союз спасения. Время гнева» обосновался в этнокомлексе «Кумжа»
20 октября 2018 Марина К. ответила: Если вы про фильм «Союз Спасения», который выйдет 26 декабря 2019 года, то если верить википедии и не которым другим источникам, то Домогаров там не снимается. «Фильм «Союз Спасения» рассказывал о том, что произошло, а сериал — о том почему», — считает продюсер Анатолий Максимов. Герой артиста в фильме «Союз спасения» Сергей Муравьев-Апостол посвятил себя службе. «Союз спасения» — российский военно-драматический художественный фильм (2019 г., режиссёр Андрей Кравчук), повествующий о восстании декабристов 1825 г. в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Краткий итог таков: судя по первым сериям, сериал «Союз спасения» все еще похож на набор исторических скетчей, в которых на первый план выходят то дворцовые интриги, то кризисные настроения, то одержимость великой идеей.
Внимание – предупреждение!
- Где и как снимали «Союз спасения»
- Актеры и роли фильма «Союз спасения» (2019)
- Интервью с Иваном Колесниковым
- «Союз спасения» — яркая халтура или блестящая трагедия? –
- Курсы валюты:
"Союз спасения". Кто есть кто: Петр Каховский. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 05.03.2024
Союз Спасения 2019: актеры и роли фильма, сюжет, дата выхода, на каком канале смотреть. Союз спасения: актеры и создатели фильма. Первая серия исторической драмы «Союз спасения» сразу после программы «Время». Ключевые персонажи фильма «Союз спасения» пройдут ряд тяжелейших испытаний – верой, любовью, дружбой. 23 декабря в петербургском «Ленинград центре» состоялась премьера исторической драмы «Союз спасения» Андрея Кравчука. актеры фильма с фото. Узнайте кто играет главную и другие роли.
Иван Янковский о «Союзе Спасения», истории и актерском обмане
В какие-то другие моменты я что-то другое представлял. Где-то мне легче было от героя оттолкнуться, где-то легче от себя. Потом вы же меня видите, артиста. Я оживляю тексты, персонажа. Это я в обстоятельствах этого героя — и рождается персонаж в итоге. Какой-то азбуки нет. Мне кажется, это важная картина — она учит тому, что происходит, если у тебя отсутствует диалог. Если у народа отсутствует диалог с властью, вот что происходит. Сенатская, смута, смерть царя, произволы, вранье, другой царь, измены — вот что происходит от отсутствия диалога. Думаю, этот фильм очень важный и современный. Я, кстати, это всем говорю — на мой взгляд, последние две картины [с моим участием], включая «Текст»...
Он очень важный, современный, потому что он про сегодня. Про этих людей, которые опять же власть почувствовали и способны вести себя так, как им кажется. И до чего доводит та ситуация. И в «Союзе спасения» так же. Мне кажется, эти фильмы, тот и этот, они важны в смысле того, что появляются в самое нужное время в стране. Когда страна и особенно народ чувствует, что он не нужен. Что абсолютно не важно, чего он хочет, вообще кто он такой. Фильм про это говорит. Мы надеемся, что картина даст некий повод, чтобы власть и народ стали существовать в диалоге. Всем тогда будет легче.
Потому что от отсутствия диалога происходит вот это — Сенатская и восстания, война, смерть, гибель простых людей и царя, вообще всего. Это на мой взгляд. Я, естественно, трактую так, как мне кажется. Кто-то будет трактовать по-своему: Макс [Матвеев] — по своему, Леня [Бичевин] что-то другое скажет. Но я убежден, что он про это. Знаете, я терпеть не могу развлекалово в кино. Рад тому, что «Текст» — не развлекалово. Драма, люди пошли смотреть.
Здесь вам нужно сосредоточиться, чего не сделали создатели. В центре сюжета восстание декабристов — ок. Это событие историческое, но сегодня оно трактуется по-разному: официально как революция и попытка изменить жизнь страны к лучшему, по другим версиям, декабристы были кучкой надменных аристократов или же слишком разобщены, чтобы называться Союзом Спасения, и уж тем более кого-то реально в масштабах Империи спасать. Главных героев можно было показать как протагонистов, антагонистов, можно также было поставить под сомнение их классический статус из учебников. В «Союзе Спасения» царские офицеры и не герои, и не злодеи, и не глупцы, но непонятно кто. Что произошло с фильмом, у которого такие динамичные трейлеры и красивое промо? У создателей случился очередной приступ глобализма, как это было и с «Викингом», и с «Адмиралом». И все эти фильмы, включая «Союз Спасения», делала одна команда: Первый канал и Константин Эрнст как главный продюсер, Андрей Кравчук в качестве режиссера. Команда взяла много денег неподъемную историческую тему и… не нашла в ней новый поворот, не захотела поработать с историками и восстановить ход событий максимальной точно, не стала рисковать и показывать обратную сторону героизма декабристов, не взяла одного героя, чтобы через его судьбу и раскрытие характера показать те события. Нет, что сделали здесь? Наснимали неподъемную гору материала.
Потому что как только вы покажете реальных женщин, которые окружали декабристов не только в Сибири, а до восстания… Как только вы покажете Марию Волконскую, урожденную Раевскую, которая в 16 лет владела тремя языками, умела поддержать разговор с Пушкиным они всем семейством сопровождали Пушкина в поездке на юг, и он был совершенно ею очарован именно как собеседником... Как только вы покажете, какого рода женщины оказываются в этом кругу, мгновенно рухнет образ бесшабашного пустого пьянчуги. Потому что женщины такого высокого достоинства не собираются вокруг пустых людей. Что не так с лицами актеров в фильме? Актеры в этом не виноваты, тот антропологический тип, каким были декабристы, представляет в нашем обществе ныне ужасно большую редкость. Этот тип самостоятельно думающего человека, имеющего врожденное чувство неколебимого собственного достоинства, на протяжении всего XX века в России истреблялся. И сейчас можно по пальцам пересчитать людей, которые ведут себя с таким достоинством. Так умел вести себя академик Лихачев. И когда нам фильм говорит, что это были такие вот задорные петухи вроде нынешних — это главное преступление против истории. Когда создается популярное историческое полотно, прежде всего ведь нужно показать инаковость эпохи, объяснить, в чем она другая. Эти люди по-другому представляли мир, свою роль в нем, они иначе думали, у них были другие мотивы, совсем не те, которые у вас теперь. Какими были их мотивы? Они эту сословность принимали как должное. Про это очень точно написал поэт Давид Самойлов. У него есть замечательное стихотворение «Пестель, поэт и Анна», где Пушкин, возражая Пестелю, говорит: «Как всех равнять? Народы так бедны.. И потому дворянства назначенье — хранить народа честь и просвещенье». Вы можете вообразить современного человека, который всерьез считает, что его обязанность — хранить честь и просвещение народа? Я не могу. Сейчас нет таких людей, никто в реальности такими мотивами не руководствуется: даже если он это провозглашает, мыслит он все равно в рамках другого мира, других категорий, и ежедневные его поступки строятся на основании других мотиваций. Для декабриста честь сословия и личная честь, сопряженная с просвещением, была не пустым звуком, а реальным мотивом ежедневного поведения. И для них борьба за закон, за то, чтобы он был выше монаршего произвола, — это борьба за личную честь. Это современному человеку трудно объяснить. И создатели фильма даже близко не подступаются к этой задаче — показать инаковость этих людей. Они, наоборот, снова и снова пытаются убедить нас, что они такие же, взяточники, пьяницы… Сцена, когда Пестель угрожает пистолетом Майбороде и пытается его заставить дать фиктивную расписку, это вообще лихие 90-е в представлении нашей нынешней пропаганды. Ничего близко похожего в действительности не было. Критик Антон Долин написал, что это пропаганда насилия против тех, кто за свободу, «одобрение политики государственного террора по отношению к несогласным». Вы видите такие параллели? Вообще ничего нельзя понять. Это бред для начала XIX века. Не было никаких журналистов» — Возвращаясь к умолчаниям, кто из важных участников восстания был удален из списка действующих лиц в фильме, кого удалять было нельзя? Но Сергей Трубецкой вообще не пришел на площадь и не командовал никакими войсками по одной причине: его собственный план восстания был провален еще утром до выхода войск, когда Александр Якубович отказался выполнять ту миссию, которая была на него возложена планом, и брать Зимний дворец. В фильме в очень сниженном виде показано планирование восстания, как заговорщики встречаются на лестнице в доме Рылеева и за 5 минут все решают. Но не так же все это было. Несколько недель постоянный штаб функционировал в квартире Рылеева. Обсуждались подробности движения, было выработано несколько планов, в том числе весьма детальных, в которых решающую роль должны были играть Трубецкой и Якубович. И отказ Якубовича сорвал этот план, а Трубецкой как военный человек не хотел участвовать в операции без плана. Вся эта сложность совершенно не показана. Кто такой Петр Каховский? Почему он, штатский, оказывается на площади, почему он стреляет? Замечательная, драматическая,чрезвычайно показательная для людей того времени история Каховского замалчивается. Почему вдруг и откуда взялся такой злодей? У него были обстоятельства, он вовсе не злодей. И очень много штрихов работают на снижение декабристов. Опытный человек еще опознает, кто есть кто.
У него были обстоятельства, он вовсе не злодей. И очень много штрихов работают на снижение декабристов. Опытный человек еще опознает, кто есть кто. Но даже опытный человек не опознает в этом фильме Николая Мордвинова, потому что Мордвинов был адмирал, вельможа большого достоинства, и он не метался как угорелый и не лебезил. Например, «Кондратий Рылеев — журналист». Не было никаких журналистов. Рылеев, если желаете переводить на современные термины, топ-менеджер крупнейшей российской корпорации. Он управлял русской Америкой, Аляской и прилегающими территориями. Назвать его журналистом? Для чего вы так понижаете его рангом? Он крупный организатор. В его доме много лет собираются заговорщики. В его доме работает штаб будущего восстания. Что вы хотите сказать, когда называете его журналистом, что он выскочка и не по достоинству занимает место? Странную чрезвычайно манеру задали актеру, который играет Рылеева. Он играет какого-то нервного негодяя, скорее героя Достоевского, чем человека из эпохи 20-х годов. Роман Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» начинается словами: «На очень холодной площади в декабре месяце тысяча восемьсот двадцать пятого года перестали существовать люди двадцатых годов с их прыгающей походкой. Время вдруг переломилось... Лица удивительной немоты появились сразу, тут же на площади, лица, тянущиеся лосинами щек, готовые лопнуть жилами. Жилы были жандармскими кантами северной небесной голубизны, и остзейская немота Бенкендорфа стала небом Петербурга». Тех людей не стало. Это были другие люди. И то, что нам не показали тех людей, какими они были, это досадная неудача или преступление против исторического сознания наших современников. Почему они решили все бросить и поехать за мужьями в Сибирь? Когда жены, невесты и просто знакомые декабристов решаются ехать за ними, чтобы там соединиться, возникает коллизия между частной правдой и государственным порядком. Государство им говорит: «Вы обязаны прекратить всякое общение, иначе будете лишены прав состояния, дети будут поражены в правах». Но есть обязательства частного человека, которые выше государственной правды. И этот образ частного человека, блюдущего свою христианскую правду, чрезвычайно важен. Фильм и не преследовал целей быть исторически достоверным. За исключением кардинальных поворотов сюжета, это сказка. Почему о нем сейчас с теплотой вспоминают, в том числе я? Потому что там был совсем другой пафос. Там пафос был как раз в том, что правда за частным человеком против монструозного государства. И гений Смоктуновский, который олицетворяет это государство, в конце концов сдается… Абсолютно гениальная сцена у сибирского губернатора, не имеющая никакого отношения к реальности. Но этот художественный образ гораздо более близок к существу дела, хотя в деталях там много фантазий. Научно-популярных было много, но все они среднего достоинства и прошли незамеченными. Монографии Оксаны Киянской о Пестеле, восстании Черниговского полка и недавняя обобщающая книга о декабристах в ЖЗЛ рассчитаны уже на более подготовленного читателя, способного читать текст критически. О существе проблемы недавно вышла превосходная книга Сергея Эрлиха «Война мифов» о том, как разные мифы о декабристах конфликтуют уже в наше время. Второй миф был сотворен в 40-е годы XIX века Александром Герценом, который изобразил декабристов рыцарями без страха и упрека, совершенно безупречными людьми, ангелами во плоти. Это тоже неверная конструкция, но тем не менее николаевский миф о цареубийстве, заговоре и корыстных мотивах был подвергнут сомнению и сдвинулся на периферию общественного внимания. Потом, начиная с 80-х годов XIX века, когда укрепилось легальное реформаторское крыло и в русском обществе шла полемика, каким путем идти — реформ или революции, либеральное крыло российского общества в лице таких писателей, как Александр Пыпин и Василий Семевский, разработало миф о декабристах-либералах и реформаторах, которые вроде бы никакой революции не хотели, но хотели либеральных реформ. Дальше в советское время трудами многих историков был создан миф, что декабризм был ущербным типом революционности, поскольку дворянская революционность не может быть вполне полноценной. Отсюда постоянные указания на то, что декабристы были непоследовательны. Но декабристы были непоследовательны с точки зрения марксистского учения. Это отказ от историзма.