Новости масленица рассказ

Масленицу праздновали еще наши прадеды, так как этот задорный и веселый праздник уходит своими корнями в глубину веков.

Бакшевская Масляница 2023

Ребятам из 4 класса Селятинской школы №1 рассказали об истории Масленичной недели, её древних и современных традициях. Узнать историю праздника Масленица, кто, как и когда празднует Масленицу, масленичные традиции и обряды. Поскольку народный «пир на весь мир» противоречил духу поста, Масленицу сместили на последнюю перед ним неделю. Участники слушали увлекательные истории о том, как раньше устраивались массовые гуляния, зрелищные катания на лошадях и традиционное сжигание чучела Масленицы. Главное отличие Масленицы, которую отмечают в преддверье Великого поста, является разгульное её веселье и обилие испечённых блинов.

Масленица: история, обряды и обычаи

Поговорим о масленице один из самых почитаемых русских праздников, символизирующих проводы зимы и обновление природы.
Встречаем Масленицу с Дядей Ваней Остальные дни масленичной недели (с четверга по воскресенье) — это Широкая Масленица, которая пройдет 14, 15, 16 и 17 марта.
Масленичные гуляния в сельских поселениях Алатырского района Неделя Масленицы в народной традиции делится на две части: первые три дня — это Узкая Масленица (завершаются хозяйственные работы, ведется подготовка к празднику).

Масленица по-библиотечному

Как появился праздник Масленица В 2022 году по всей России масленичная неделя проходит с 28 февраля по 6 марта.
«Масленица идет – блин да мед несет!» Слушая рассказ о соломенной кукле Масленице или Зиме, ребята узнали, что её сжигают, прощаясь с зимой.
Масленица — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия Много интересных праздников у русского народа, один из самых запоминающихся – «блинная неделя» или Масленица.
Смысл и традиции Масленицы - Новости В 2020 году масленичная неделя будет с 24 февраля до 1 марта.

Встречаем Масленицу с Дядей Ваней

Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично. Церковь по отношению к своим чадам имеет характер материнский. Это и ласковость, и строгость педагогики, чтобы довести нас до Христа. Церковь всегда во всем дает нам постепенность. В то время, как уже начинается постепенное введение в покаянные образы церковным богослужением «Покаяния отверзи мне двери…», молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» , еще дается возможность подкреплять себя скоромной пищей, и только потом наступает уже Великий пост.

Есть люди, которые имеют навык поста: им легко, они с радостью вступают в Великий пост. А есть те, кто только начинает воцерковляться: им трудно, и Церковь их очень ласково и нежно ведет. Как сказал преподобный Серафим Саровский, «не может человек вступить в подвиг, пока не очистит чувства», поэтому и нам нельзя воспринимать Великий пост как только ограничения, запреты. Это, с одной стороны, аскеза, ограничивающая нашу телесность, а с другой — особый характер богослужения, которое возвышает душу. И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось.

Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская». Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему.

Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом. Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось.

С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти. Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста. Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями.

Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту.

И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески.

Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту.

Она заставила человека забыть о зиме, развеселила его и заставила плясать до усталости. С тех пор неделя перед Великим постом называется Масленицей.

Раньше при праздновании Масленицы на площадях городов возводились ледяные горки, торговали чаем, сладостями, блинами, веселился народ в костюмах, устраивали катания на лошадях. На каждый день на Масленой неделе есть определенный обряд: В первый день понедельник устраивали катание с горок, не забывали и про качели. Считалось, чем дольше будешь катиться с ледяной горы, тем выше будут колосья в поле.

Поэтому горки старались делать очень высокими и катались на них до изнеможения. Ну и пели, конечно. Вечером в гости к молодой семье ждали свекровь.

Старшая женщина должна была научить молодуху, как стряпать блины, а чтобы скрасить этот обязательный кулинарный мастер-класс, привозила с собой и муку, и масло. Во вторник — «Заигрыш» — молодые девки и парни приглядывали себе пару.

В Сибири сажают на это колесо парня, наряженного в женское платье и кокошник, что согласно с нашими народными преданиями олицетворяет солнце в женском образе», — писал фольклорист Александр Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» 1865—1869. Дождь Масленица Петр Грузинский В образе солнца славяне чествовали стихию огня, но не менее важна была живительная влага — весенние дожди и грозы, которые также стремились вызвать особыми ритуалами. В древнем сознании небеса представлялись океаном, а тучи — кораблями.

Афанасьев приводит сведения, как во время Масленицы имитировали корабли санями. Перелом получил отражение в ритуальных поединках, имевших состязательный характер. К ним относятся русские кулачные бои стенка на стенку, масленичная игра в мяч, взятие снежного городка. Символических значений у этого акта могло быть несколько: чучело либо олицетворяло «умирающий» старый год, либо символизировало смерть, а его сожжение означало торжество жизни. Филолог Владимир Пропп подчеркивал: чучело не просто сжигали.

Золу от него предавали земле, чтобы подкрепить ее производительные силы и способствовать плодородию.

Лобановская библиотека 09 марта в Лобановской библиотеки прошла развлекательная программа "Боярыня Масленица". Для посетителей были подготовлены разнообразные весёлые конкурсы и игры, пели песни, водили хоровод, зиму провожали, весну встречали. Всех желающих горячим чаем да блинами с вареньем и медом угощали. Кульминацией программы по традиции стало сжигание чучела. Посетили наше мероприятие 70 человек. Луганская библиотека Девятого марта, в разгар масленичной недели, заведующая Луганской сельской библиотекой Павицкая Светлана Степановна совместно с работниками культуры провели дляучащихся 5-6 классов и жителей с. Луганское развлекательную программу «Широкая масленица».

Под звуки задорной музыки участники театральной студии «Истоки» - скоморохи — Харченко Ирина и Белецкий Данил зазывали жителей села на весёлое представление. Под звучание русской народной мелодии на праздник пожаловали Баба Яга Сергеева Настя и Весна Ким Настя , в традициях русской национальной культуры они приветствовали зрителей и пригласили участвовать всех в народной забаве «Карусель». На протяжении всей программы зрители принимали участие в весёлых конкурсах: «Поедание блинов», «Бой подушками», «спортивная эстафета», «танцевальный конкурс». Кульминацией праздника стала встреча Весны и сжигание чучела Зимы, все присутствующие стали в широкий хоровод и, не разнимая рук, танцевали до полного сгорания костра. Праздник закончился на высокой позитивной ноте, зрители долго не расходились, танцевали под весёлую музыку. На празднике присутствовало — 50человек. Майская библиотека Майская библиотека совместно с Майским ДК для своих односельчан провели фольклорный праздник "Сударыня Масленица". В нем приняли участие 45 человек.

Ведущие праздника художественный руководитель Сак Т. Для всех присутствующих звучали песни и частушки о блинах и Масленице. Все участники мероприятия дружно водили хоровод вокруг чучела Масленицы, после чего оно было сожжено. Таким образом все окончательно проводили зиму и холода, и встретили весну-красну! Ну а какая же Масленица без блинов? Для всех присутствующих творческий коллектив Майского ДК и библиотекарь подготовили вкуснейшее блинное угощение и горячий чай! Масловская библиотека Масленица - праздник, который отмечали ещё наши предки-славяне. Непременными атрибутами веселий, связанных с окончанием холодной поры, являлись румяные и круглолицые блины, символизирующие собой солнце, которое должно было вступить вовремя в свои владения.

По народным поверьям Масленица - самый весёлый, очень шумный и народный праздник. Классный руководитель Мальнева Елена Васильевна рассказала ребятам, что каждый день этой недели имеет своё название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. Библиотекарь Камнева Людмила Николаевна напомнила ребятам о традициях и обрядах праздника.

Выставка «Масленица» в Музее истории религии

А пепел, который оставался от сжигания чучела, развеивался над полями. В некоторых уголках России процесс сожжения чучела вообще полностью повторял похоронный обряд: до сожжения чучело носили по деревне в специальном корыте, имитирующем гроб. У Масленицы есть ещё одно название: «Бабья неделя». В Масленичную неделю женщинам не разрешалось шить и прясть. Они могли в это время только ходить в гости друг к другу и угощать блинами. В католических странах существует прямой аналог Масленице — «Карнавал», который также отмечается перед Великим Постом Название «Карнавал» образовалось от латинского «carnevale» - что в переводе означает «прощай мясо».

В Словении празднуют «Курентованье». Его главная цель — изгнание зимы аналог привычному «сожжению чучела». Праздник сопровождается традиционными танцами в вывернутых наизнанку тулупах и масках. Происходит это действо в последний день праздничной недели. Молодые парни надевают шкуры, маски с рогами и расхаживают по улице, издавая страшные и громкие звуки, чтобы спугнуть зиму.

Одним из главных атрибутов праздника являются сладкие сдобные булочки с разными начинками.

О, страна, чудная страна! Во Франции тоже есть и страстные, безоглядные обжоры, и свои рестораны с подобными зрелищами. В конце концов, Гаргантюа и Пантагрюэль тоже не в Костроме родились.

Но юмористический жанр требовал именно такого столкновения русского аппетита и французской упорядоченности. Даже клоуна удалось удивить нашим любителям разговеться. Ты с чем уйдешь? Композитор Александр Николаевич Серов отец хорошо известного вам художника-портретиста сочинил недурную оперу "Вражья сила", из которой всем известна "Песня Еремки".

Как пел ее Шаляпин! Это настоящий гимн Масленице, сытной и пьяной. Гимн короткому мигу, когда почти все возможно. А потом вместе с похмельем приходят запреты, голова гудит и нужно каяться.

Шаляпин вдумчиво и яростно пропевал все оттенки этой лихой и трагической песни. Сначала - просто праздничная открытка: Потешу я свою хозяйку - Возьму я в руку балалайку...

На некоторых территориях страны было принято закапывать куклу в землю, а в других регионах ее разрывали на части и раскидывали кусочки по полю.

При этом иногда вместо куклы роль Марены играл человек, ему устраивали символичные похороны. Фольклорист Владимир Пропп полагал, что Масленица возникла как земледельческий обряд для плодовитости. Она входила в единый цикл с другими аграрными праздниками: Семиком, Троицей, Иваном Купалой и "похоронами Костромы".

Наши предки считали, что мертвые, находясь в земле, могут оказывать влияние на плодородие почвы. Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево. У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень.

Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа. Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья", — говорил он.

Традиции, связанные с блинами Были и свои "блинные" традиции. Например, считалось, что "первый блин покойнику". Его не ели, а клали на подоконник, ведь он был поминальным.

Древнейшая фаза состоит в том, что воплощением силы является дерево. У нас это чаще всего березка — как дерево, ранее других одевающееся в нарядную зелень... Воплощение силы, отделяемой от дерева, приобретает облик человеческого существа. Чаще мы имеем не живого человека, а изображение его — куклу. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья. Владимир Пропп, «Русские аграрные праздники» Со временем куклы стали делать из злаков — «предела желаний и стремлений» землепашца. Земледельческие праздники проходили в период посевной и первичного роста сельскохозяйственных культур. В другое время славяне словно забывали о божестве растений, в отличие от древних египтян и греков, которые чествовали земледельческих богов наравне с остальными обитателями пантеонов. Большинство специалистов сходятся во мнении, что изначально Масленица отмечалась в районе 22 марта — дня весеннего равноденствия. В марте начинался и новый год по славянскому календарю.

Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео

Катались, пели песни. В сугробы прыгали с качели. Сугробы раньше то ого ,какие был! А как замерзнем по дворам ходили всей ребячьей гурьбой! Нас угощали. Угощенья богатые были и мед и каши разные, и сахар колотый и кисель.

В четверг на Масленичной недели не гуляли. Все дома прибирали. А как прибрали дом, так надо было талой водой скотину напоить, потом еще талой водой весь дом перемыть. Тогда в доме все здоровы будут до следующей Масленицы. А вечеров в баню, и тоже после бани обливаться таллой водой.

Горло полоскали талой водой, и зуды обязательно, что бы не болели. Волосы полоскали, что б косы росли. Самый любимый день был последний. В пятницу все раздавали друг другу с погребов корнеплоды. Картошку, брюкву.

У кого , что было раздавали, чм больше раздашь, тем больше в новый сезон в погреб положишь.

Вместе с участниками вокального ансамбля русской песни «Райдуга» гости мероприятия пели веселые, задорные песни и частушки, водили хоровод. Присутствующие ознакомились с книгами, отображающими традиции праздника, посмотрели любимый многими мультипликационный фильм «Ишь ты, Масленица! В игровой программе «Маслёна идёт, Весну под руку ведёт» приняли участие ребята из детского сада «Журавлик» и их родители. Все с огромным удовольствием в дружном хороводе закликали Весну, играли в «Ручеёк», перетягивали канат, танцевали. Большой интерес у участников вызвал рассказ библиотекаря об обычаях празднования на Руси масленичной недели, а также мультпросмотр на эту тему в библиотечном кинозале. В арт-студии желающие смастерили тематические книжные закладки с изображением главного символа праздника — Солнца.

Старика кормит грудью младенец. В другой люльке дряхлая старушка играет в куклы и сосёт рожок, а за нею присматривает маленькая девочка с розгой. Снова музыканты на ослах, коровах, верблюдах, гирлянды цветов, грандиозные венки, артисты, фокусники, акробаты… В ало-бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, в бриллиантовой диадеме императрица объезжает улицы в раззолоченной карете, запряжённой восемью неаполитанскими лошадьми, украшенными цветными кокардами.

За императрицей тянется нескончаемая вереница тяжёлых золотых карет, похожих на раскрытые веера. В каретах — пудреные головы и расшитые золотом бархатные кафтаны вельмож, атласные роброны дам, замысловатые фигурные причёски. На запятках стоят лакеи. Фёдор Волков неутомим. Целые дни он разъезжает верхом по московским улицам. Его фигура мелькает то на трудном повороте процессии из одной улицы в другую, то среди золочёных карет, то в толпе зрителей. И, когда Волков видит тысячи москвичей, с любопытством наблюдающих грандиозный маскарад, ему кажется, что он достиг того, к чему стремился: показал народу красочное зрелище… Маскарад длится три дня. На четвёртый день московская жизнь входит в свою колею» [5]. Масленица в XIX веке Газета «Московские ведомости» в 1846 году приглашала на необычное зрелище: «Огромного кита в 14 сажень длины и панораму, находящуюся в большом балагане на Лубянской площади, можно видеть на Масленице ежедневно от одного часа пополуночи до семи часов вечера; между рёбрами кита помещён хор музыкантов, играющих разные пьесы» [6]. Представители высшего света предавались утончённым развлечениям в здании Благородного собрания в советское время — Дом Союзов на Большой Дмитровке: «В 1859 году, на последний день Масленицы, московская молодёжь, посещавшая великосветские вечера, устроила танцевальный день в боковых залах собрания, в благодарность семьям, у которых она бывала зимою… Танцевали в Екатерининской и Гагаринской залах.

Обед был сервирован в проходной к буфету комнате и соседней. Приглашённых было около двухсот человек. По окончании обеда гости уезжали для перемены туалетов, но к девяти часам бал был снова в полном разгаре. Устроителями весёлого дня были знаменитые дирижёры Ипат Арсеньевич Бартенев и Лопухин, будущий председатель саратовской судебной палаты. Весь beau monde того времени почтил бал своим присутствием» [7]. Забавы простонародья напоминали развлечения времён Петра I. Владимир Гиляровский вспоминал, как отмечали Масленицу рабочие, жившие в «Олсуфьевской крепости» на Тверской улице, напротив Брюсовского переулка, в конце XIX века: «Поголовное пьянство обыкновенно бывало на Масленице и на Святках. Масленица в литературе: чудеса кулинарии Одно из самых аппетитных воспоминаний щедрой московской Масленицы оставил Иван Шмелёв: «Масленица… Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую, снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней весёлыми санями, с весёлыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи… Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками.

Весну зазываем! Полюбуйтесь на чудесные фотографии праздника! С давних времён Масленица самый весёлый предвесенний праздник.

Отмечают его в конце зимы и празднуют целую неделю.

Блинами и народными гуляниями провожают Масленицу в российских регионах

Масленица блинная, сытная, старинная, с самоваром, с огоньком, солнцем, снегом, ветерком! О традициях Масленицы и истории этого древнего праздника собрано много удивительных фактов. Однако народные традиции Масленицы можно использовать для духовной пользы. Карпова О.Д. рассказала ребятам об истории возникновения «Масленицы», традициях праздника. гуляньях и играх на масленицу. В Пекине Масленицу отметили в рамках первого в истории перекрестного года культуры двух стран. Даты Масленой недели подвижны и зависят от Пасхи: Масленица начинается за 56 дней до христианского праздника.

Встречаем Масленицу с Дядей Ваней

Праздник получился весёлым, ярким и запоминающимся. Жителей и гостей села задорные ведущие развлекали шутками, прибаутками. Хозяйку Зиму провожали с весельем и почестями. А Баба Яга не хотела пускать Весну, спрятала её, надо было очень постараться присутствующим на празднике, чтобы она вернула Весну, они исполняли её прихоти, отгадывали загадки, участвовали в соревнованиях. Участники вокального ансамбля исполняли для зрителей задорные народные песни. Продолжился праздник традиционными забавами и молодецкими игрищами. Те, кто проголодался и замерз, могли отведать вкусные и пышные блины с горячим чаем. Кульминацией праздника стало торжественное сожжение чучела Зимы, вокруг которого был организован хоровод.

Праздник удался на славу. Гости повеселились, поиграли. После такого праздника Зима обязана уйти, уступив законное место Весне. В селе Тоурак также проводили Зиму, соблюдая традиции русского народа. Артисты показали театрализованное представление, используя народные костюмы. Желающие получили возможность сфотографироваться на память в вышитых русских рубашках и сарафанах. На улице перед клубом организовали выставку тряпичных кукол и несколько традиционных народных забав.

Самые смелые и ловкие состязались по бегу в мешках, другие играли в ручеек, ворота и водили хоровод. Для желающих отведать бублики, баранки и блины с конфетами накрыли столы в клубе, где и наливали ароматный чай из самовара. К этому празднику была оформлена яркая, красочная выставка, под руководством преподавателя филиала детской школы искусств Ширниной М. Зрителям была показана юмористическая театрализованная программа: «Как баба яга весну не пускала», подготовленная сотрудниками Дома культуры, библиотеки и участниками клубных формирований. На протяжении всего праздника жители села, и гости могли угоститься блинами, пирогами со сладким чаем. На костре готовился вкусный плов, ароматный компот, была предложена сладкая выпечка, шашлык, сладкая вата. В программе мероприятия были молодецкие потехи, конкурсы, игры, забавы, песни, танцы, игры.

Участвуя в «Перетягивании каната», «Бой валенками», «Бой мешками» и др. Желающие смогли покататься на конных упряжках. В селе Комар жители с нетерпением ждали весеннего праздника. С открытием клуба в селе население оживилось и принимает активное участие в мероприятиях, организованных художественным руководителем А. На проводы зимы собрались и стар и млад. Молодежь участвовала в шуточных конкурсах, юные артисты представили свои вокальные номера и прочли стихи. Звучала веселая музыка, односельчане угощали друг друга выпечкой, пели песни и танцевали.

В марте начинался и новый год по славянскому календарю. По другой версии, праздник приходился на 24 февраля, когда чествовали «скотьего бога» Велеса. С принятием христианства Масленицу привязали к церковному календарю и стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. У праздника появилось новое значение: повеселиться и вдоволь наесться перед семинедельным говением, прогнать зиму и ускорить наступление весны. Чучело Марены, которое ранее воплощало силу плодородия, стало ассоциироваться с зимним холодом и мраком. Но и в XIX веке крестьяне помнили о связи Масленицы и будущего урожая. Кулачные бои устраивали, чтобы сила участников переходила к пшенице.

В танцах и хороводах должны были участвовать только высокие парни, чтобы «лен был высокий», а бражничали, «чтоб скотина плодилась». На Масленицу также чествовали молодоженов, веря, что их детородная сила передастся земле. Постепенно связь с деревом может забываться, и тогда куклы эти могут делаться из любого материала, например, из тряпья».

Одной из любимых забав царя был фейерверк. Из описания праздника 1690 года: «В Воскресенском село на Пресне.

Празднество началось пальбой из пушек сначала из каждой в отдельности по два выстрела в цель, а потом залпами из всех 50 холостыми зарядами. Затем происходил парад войск. Войска проходили перед государями маршем, а затем, разделяясь на два отряда, произвели нечто вроде примерного сражения, сопровождавшегося пальбою залпами. Когда стемнело, зажгли фейерверк на переднем дворе Пресненского дворца, он горел в течение двух часов. Затем на внутреннем дворе этого дворца был сожжён другой фейерверк, ещё больших размеров, приготовленный самим царём и продолжавшийся три часа.

Двор вернулся в Кремль около полуночи» [2]. Один только из присутствовавших на обеде, да и то иноземный посол, не вынес зрелища этой одури и ушёл от православных шутов. Иноземные наблюдатели готовы были видеть в этих безобразиях политическую и даже народовоспитательную тенденцию, направленную будто бы против русской церковной иерархии и даже самой церкви, а также против порока пьянства: царь-де старался сделать смешным то, к чему хотел ослабить привязанность и уважение; доставляя народу случай позабавиться, пьяная компания приучала его соединять с отвращением к грязному разгулу презрение к предрассудкам» [3]. Ну а уж если был весомый повод, например военная победа, праздник приобретал небывалый размах: «В 1722 году, после Нейштадтского мира, Пётр Великий задумал устроить на Масленице нечто вроде карнавала. В четвёртый день Масленицы из Всесвятского села через Тверские ворота по данному ракетой сигналу прямо в Кремль двинулся потешный поезд, состоявший из множества разного вида и величины морских судов, поставленных на сани, запряжённые зверьми.

Шествие открывал штукарь, ехавший на больших санях в шесть лошадей цугом. После двинулся флот, с Нептуном на колеснице, держащим в руках трезубец; колесницу его везли две сирены. За ним ехал на большой лодке, запряжённой двумя живыми медведями, князь Ромодановский с княжескою короною на голове. Потом шёл 18-пушечный корабль с тремя мачтами и полным вооружением; эту громаду везли 16 лошадей. Сам государь в одежде флотского капитана сидел на нём с офицерами и генералами.

За ним плавно двигалась гондола с государыней, одетой в костюм ост-фридландской крестьянки; окружавшие её знатные и придворные дамы были в аравийских одеждах. Маскарадные шуты сидели в разных смешных положениях, в длинных и широких санях, сделанных наподобие драконовой пасти. Они были наряжены разными птицами и зверями; здесь были журавли, лебеди, огненные змеи, волки, медведи, лисицы и прочие и прочие. Уже поздно вечером шествие это было встречено в Кремле пушечными выстрелами. Празднество продолжалось четыре дня, закончившись грандиознейшим фейерверком» [4].

Эпоха Екатерины II: маскарад «Торжествующая Минерва» В описаниях масленичных торжеств 1763 года встречается такой эпизод: «На Масленицу императрица устраивает грандиозный маскарад.

Масленицу ждут не только взрослые, но и дети. Наши прадеды, деды, родители и мы праздновали этот задорный и веселый праздник. На перелом от зимы к весне на Руси исстари на Масленицу как бы повторяли зимние Святки.

По красоте, поэтичности и озорству это один из самых продолжительных и веселых предвесенних праздников в канун Великого поста. Не забыты национальные традиции и обычаи и в наши дни. Курганский сельский клуб. Традиции празднования Масленицы уходят далеко вглубь нашей истории.

Но так же, как и раньше, этот праздник принято встречать с размахом, с песнями, плясками, конкурсами. Самыми распространенными забавами, которые устраивались в селах, считались кулачные бои, катания на санях, поедание блинов на время, лазанье по столбу за призом, купание в прорубях, игры с медведем, и наконец, сжигание чучела. После зимы люди соскучились по веселью, им хочется солнца и радости — именно здесь они могут это получить. Масленица — это и игры, и веселые потехи.

Гости и участники конкурсов перетягивали канат, участвовали в эстафетах: катания на санках, на лыжах, отгадывали загадки. А какая Масленица без блинов?! И этот обычай не обошли стороной на нашем празднике. Основное блюдо, которое должно быть на столе у каждой хозяйки — блины.

На Масленицу нужно кушать много. Принято пробовать блины не только дома, но и в гостях, куда частенько приглашают на этой неделе. Народ утверждал, что те люди, которые не веселятся на Масленицу, год проживут бедно и не будет в их доме веселья. Самые веселые конкурсы прошли с блинами: поедание блинов на время, метание блинов, а также изготовление «маски» из блина.

Масленичное чучело стало не только центром праздника, но и символом исполнения желаний. По традиции, чтобы наступила весна, нужно сжечь чучело. Считается, что вместе с ним уходят все наши несчастья и тревоги. Праздник удался на славу.

Гости повеселились, потанцевали, попрыгали и побегали. После такого праздника Зима обязана уйти, уступив законное место Весне, которую в нашем селе ждут с нетерпением! Северский сельский дом культуры. В прощеное воскресенье, задорно и весело прошел театрализованный праздник: «Масленица именинница — нынче кормилица!

Сельчан встречала госпожа Масленица в русском народном костюме, скоморохи.

Масленица по-библиотечному

одно из святилищ Масленицы. фольклорный праздник «Масленица идёт, за собой весну ведёт». Для славян в дохристианские времена Масленица символизировала пробуждение природы, ее обновление, а значит, и подготовку к полевым работам. Библиотекарь Джемилова Д.Э рассказала историю Масленицы, о том, как именно величают каждый из дней масленичной недели.

В клубно-досуговых учреждениях Шумерлинского муниципального округа прошла Широкая Масленица

Масленица 2023: дата, суть, история и традиции праздника 26 февраля для получателей социальных услуг Балакиревского интерната проведена беседа на тему: «Масленица – история праздника, традиции и обычаи.».
Любопытные факты о Масленице История праздника Масленица: что происходит во время праздника, описание дней Масленицы, откуда пошло название, как праздновать и т.д.
Мероприятие, посвященное масленичной неделе «Масленица: история и традиции» История праздника Масленица: что происходит во время праздника, описание дней Масленицы, откуда пошло название, как праздновать и т.д.

Масленица - история и традиции.

В последний день Масленицы по всей стране проходят масштабные гулянья. В Пекине Масленицу отметили в рамках первого в истории перекрестного года культуры двух стран. [моё] Истории из жизни Рассказ Семья Счастье Масленица Традиции Память Длиннопост. В последний день Масленицы по всей стране проходят масштабные гулянья. Из рассказа библиотекаря ребята узнали об истоках возникновения праздника, им подробно рассказали о его языческих корнях, о назначении каждого из семи дней Масленичной недели. 28 февраля на площадке нашего Центра состоялась акция «Масленица – история праздника».

Почему так называется?

  • Масленица / Все новости и видео по теме //
  • Масленица: что мы празднуем НА САМОМ ДЕЛЕ - Узнай Россию
  • «Масленица: история и традиции» - 2 Марта 2022 - Библиотека СЕЛЯТИНО
  • История Масленицы
  • Свежие записи

МАСЛЕНИЦА» - ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА, ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ.

С утра девушки шли в гости к родителям, а на ужин приходили уже зять со сватами. Их нужно было хорошо накормить и никого не обидеть. В масленый понедельник и выпекали первый блин, который отдавали бедным. Заигрышный вторник В масленый вторник начинали зазывать Масленицу: "У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать! Во время Великого поста справлять свадьбы было запрещено, поэтому их устраивали сразу после него — на Красную горку. Тогда молодые могли пожениться. Также во вторник праздничной недели в гости приглашали друзей и родственников.

Лакомая среда или Тещин день В этот день зять должен был прийти в гости к теще, которая угощала блинами. Отведать блинов приходили также его друзья и родственники. Теща в "Лакомку" была особо ласкова и заботлива, показывала свое хорошее отношение к будущему мужу дочери. Наши предки считали, что чем добрее теща к своему зятю, тем крепче и счастливее будет брак. Дела по дому откладывали, заниматься ими в ближайшие дни было нельзя, ведь это считалось плохой приметой. В этот день народ устраивал гулянья.

Проводы зимы и встреча весны объединили в рамках этой недели зимние и весенние обряды, что делает Масленицу по-настоящему уникальным явлением. Однако, несмотря на сакральную наполненность масленичных обрядов, уже в конце XIX века праздник стал в первую очередь развлекательным. Мария Польская, главный библиотекарь Огромное значение Масленице веками придавалось в народной культуре Псковской области, богатой уникальными обрядами, песнями и традициями. Особенно важно познакомить с историей Псковской Масленицы подрастающее поколение, донести до них глубину этого прекрасного праздника.

Соколово в этот день ходили с Масленицей друг к другу в гости с играми, загадками, шутками. Тихоновка и п. В народном гулянье приняли участие Скоморохи, Зима и Весна. Сказочные герои проводили задорные игры и конкурсы. За конкурсы взрослым и детям вручались памятные сувениры. Закончилось гулянье сожжением чучела масленицы. Мастерицы напекли блинов, украсили стол, чтобы угостить детвору и рассказать о днях масленичной недели. На Масленицу - девушки, женщины на посиделках не только водят хороводы под русские песни, играют в игры, а занимаются рукоделием, делами. И Карагайлинская сельская библиотека с детьми отгадывали загадки, прославляли стишками масленицу, дегустировали блины, запивая ароматным чаем. Весна-Красна и ее помощница Марфуша познакомили гостей с названиями каждого дня масленичной недели, рассказала о народных традициях. Звучала веселая музыка, и проводились различные конкурсы и игры. В заключение присутствующие посмотрели мультфильм "Ишь ты, Масленица". Шарап прошел праздник масленицы «Масленица идет — весну под руку ведет! Под веселую музыку и канат то перетягивали, и на лыжах да санках соревнования устраивали, и гири пудовые поднимали, призы за это получали да песни веселые слушали. Лакомились блинами да пирогами, да всё горячим чаем запивали. А затем чучело Масленицы сожгли, чтобы весна поскорее настала. Они приглашали всех жителей села принять участие в конкурсно — игровой программе. Звонкие, задорные народные песни и прибаутки поднимали настроение и веселили публику. Веселые хороводы, петушиные бои, игра в снежки и другие народные игры раззадорили гостей, а в конце мероприятия было сожжено чучело Зимы, чтобы вместе с огнем ушло все плохое. Всех присутствующих угощали вкусными блинами и горячим чаем. С самого утра на площади у Дома культуры играла веселая музыка. Всем посёлком, от мала до велика, спешили односельчане на Масленичное гуляние. Гостей встречали весёлые Скоморохи Наботова С. Началось гуляние театрализованным представлением, в котором зашёл спор о том, как Зиму провожать да Весну встречать надо. А по народному обычаю встречать ее нужно - весело да задорно, и обязательно прощения у всех попросить. Односельчане водили хоровод, пели песни, частушки, и, конечно же, участвовали в состязаниях — перетягивали канат, бились мешками, кидали гирю, бегали в валенках, соревновались в ловкости выполняя задания многочисленных конкурсов, за которые каждый участник получил памятные призы. Настоящим развлечением для детей и взрослых стало катание на санях, которые везла запряженная в нарядные узды с бубенцами лошадь. Не обошлось на празднике и без шашлыков и чаепития с горячими блинами. Завершилось гуляние традиционным сожжением чучела - символизирующего прощание с Зимой и приход Весны, и пожеланиями добра и счастья всем присутствующим. За правильный ответ — вкусный блинок! С вареньем, да медком! Не смотря на то, что погода была не весенней, земляки с огромным удовольствием отвечали на вопросы и угощались блинами. Дети и молодежь с удовольствием ходили на ходулях и лыжах, сражались боем мешков на бревнах, перетягивали канат. Самые сильные парни села поднимали гирю. Жителей и гостей села угощали блинами с чаем. Между конкурсами участники художественной самодеятельности «Селяне» дарили музыкальные подарки. Соколово состоялся заключительный праздник «Ух ты, Масленица! Жители села состязались в играх, конкурсах, для молодежи и детей подготовлена программа отдельным блоком «Ой, блин, Масленица! Особо интересны и занимательны конкурсные и командные соревнования: «Забей гол! А также совет ветеранов и жители села порадовали угощеньем, блинами и сладостями. Праздник состоялся, все разошлись с веселым настроением и призами. Бурлаки весело и с размахом проводили Широкую Масленицу. В этом им помогли библиотекари Бурлаковской сельской библиотеки в роли купчих. Вместе с жителями купчихи проводили Госпожу Зиму, встретили Широкую Масленицу и Весну, участвовали в разных играх и забавах. Даже морозная и ветреная погода не помешала гостям мероприятия получить заряд хорошего настроения для встречи весны.

Это связано с тем, что Масленица отмечается за неделю до Великого поста, а его начало зависит от того, когда будет Пасха. В 2023 году Масленичная неделя пройдет с 20 по 26 февраля. Правда у историков версии расходятся: одни говорят о боге солнца Яриле, другие указывают на бога домашнего скота Волоса, или Велеса. Но с приходом христианства все это стало неважно. Масленичную неделю еще называли сырной седмицей, которая предшествует Великому посту. В эти дни разрешались все молочные продукты, яйца и рыба. А вот мясо есть было уже нельзя. Второе название недели — мясопустная. В западной традиции за неделю до поста проходили карнавалы. Кстати, само название также говорит о том, что в эти дни не принято было есть мясо, в переводе с латыни carnis vale — «прощай мясо».

Бакшевская Масляница 2023

Сотрудники Центральной детской библиотеки рассказали ребятам об истории праздника, его традициях, о днях масленичной недели и о неотъемлемом элементе масленицы. А захватывающее театрализованное шоу «Широкая Масленица», подготовленное методистом сельского клуба, оставило неизгладимое впечатление у жителей и гостей села. Неделя Масленицы в народной традиции делится на две части: первые три дня — это Узкая Масленица (завершаются хозяйственные работы, ведется подготовка к празднику).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий