Андрея Кончаловского о расстреле в июне 1962 года рабочих Новочеркасска, вышедших на демонстрацию со своими требованиями, и всех, кто попадался на пути. Фильм «Дорогие товарищи!» посвящен событиям 1962 года в Новочеркасске, когда вышедшие на пикет мирных жителей расстреляли военные. массовое убийство безоружных гражданских лиц, собравшихся 2 июня 1962 года в советском городе Новочеркасске сотрудниками Советской армии и
Хроники Империи зла. Павел Матяж о фильме «Дорогие товарищи»
Фильм «Дорогие товарищи» режиссера Андрея Кончаловского о расстреле демонстрации рабочих в Новочеркасске получил спецприз жюри на венецианском кинофестивале. Кто требовал расстрелять демонстрацию и кто не отдал такой приказ? Расстрел рабочих в Новчеркасске в 1962 году: прчины, события 1 и 2 июня 1962 года, кто отдал прказ стрелять и кто тот приказ исполнил, мифы о трагедии в Новочеркасске. Пересмотрев дело еще одного из расстрелянных, его признали виновным лишь в хулиганстве. В 1992 году военная прокуратура РФ возбудила дело против ряда ответственных за расстрел в Новочеркасске, в том числе Хрущева, Микояна и Козлова. В девяностые про расстрел начали снимать художественные фильмы и передачи на том еще НТВ, про Новочеркасск написал Солженицын.
Ветер перемен
- Фильм о расстреле в Новочеркасске вошел в шорт-лист премии «Оскар»
- Муниципальный ансамбль «Донские узоры» приглашает всех желающих на свой концерт
- Фильм Кончаловского «Дорогие товарищи» встретили овациями | 360°
- Фильм Кончаловского о расстреле в Новочеркасске вошел в шорт-лист «Оскара» - Наша газета
- Фильм о расстреле новочеркасского восстания 1962 года зрители увидят в мае | Южная Служба Новостей
Фильм о расстреле рабочих в Новочеркасске включили в шорт-лист премии "Оскар"
К слову, массовка в фильме, как и второстепенные персонажи, играет не очень удачно. Движения и жесты людей во время стрельбы не позволяют сказать: «Верю». Официально считается, что военные полоснули по толпе из автоматов, после чего началась паника. Показано, что чекисты стреляли из снайперских винтовок с чердака здания горкома.
Армия, согласно сюжету фильма, так и не открыла огонь. О том, как начался расстрел демонстрации, в 1990-х вспоминал уроженец Новочеркасска генерал Александр Лебедь , которому в момент трагедии было 12 лет: «Мы, ребята, забрались на каштаны, чтобы лучше видеть, что происходит. После выстрелов все посыпались с деревьев как горох — кто убитый, кто раненый, кто с перепугу».
Кинолента будто подталкивает к выводу: хотели как «при Сталине» — получайте. То есть снижению цен в истории обязательно сопутствуют бессудные расстрелы. Еще один спорный момент в фильме: после расстрела рабочих никак не удается смыть кровь с асфальта: «Жарко, прикипела».
Тогда начальство дает команду заасфальтировать всю площадь. В спешном порядке организуются танцы на открытом воздухе, в качестве заводил — «шпики» из КГБ. В воспоминаниях реальных очевидцев информация о перекладке дорожного покрытия не встречается.
Один из свидетелей по фамилии Михайлов, которому тогда было 12 лет, в наше время уточнял: «Около горисполкома асфальт был разворочен гусеницами танков, на нем были лужи воды. Видимо, асфальт вымыли, убрали битое стекло. По центру города выставили репродукторы, транслировалось выступление Микояна под сопровождение маршевой музыки.
Примерное содержание сводилось к тому, что во всех беспорядках обвинялись безответственные элементы». Согласно другому новочеркассцу Василию Михайловичу, отчасти протестующие добились своего: вскоре после восстания в городе появились все продукты — мясо, масло, колбаса, молоко, за год для рабочих НЭВЗ построили благоустроенные пятиэтажные дома. По документам, КГБ расширил штат своих сотрудников, на предприятиях появились 1-е отделы.
На протяжении последующих недель органы устанавливали и арестовывали участников демонстрации. Семь рабочих были приговорены к расстрелу, более ста получили сроки тюремного заключения от десяти лет. Вплоть до последних мгновений фильма товарищ Семина была убеждена, что потеряла при расстреле дочь.
И даже в этой ситуации в ее сознании лишь крепла вера в почившего вождя: «Сталина вернуть бы. Без него никак. Не справимся».
До заключительного этапа Перестройки о Новочеркасской трагедии мало что знали за пределами Ростовской области. После сбора информации, в том числе по рассекреченным документам и опросам свидетелей, в 1992 году Главная военная прокуратура России возбудила дело против Хрущева, Козлова, Микояна и других высших партийных и государственных лиц, причастных к событиям. Два года спустя дело было закрыто в связи со смертью ответчиков.
Дело в том, что чиновники не могли внятно объяснить причину проблемы и пути выхода из этой ситуации. Вечером 1 июня демонстрацию попытались разогнать силами милиции. Отряд в количестве 200 человек не получил приказа стрелять и в виду явного численного меньшинства по сравнению с демонстрантами очень быстро был выдавлен за пределы завода. Именно это собрание сделало возможным дальнейшие события, поскольку было принято решение о подавление бунта.
С этих пор события в Новочеркасске рассматривались исключительно как антисоветский бунт. В город прибывает московская правительственная группа во главе с Микояном и Козловым. Всего насчитывалось порядка 5000 человек. Помешать движению митингующих должен был генерал-лейтенант Шапошников.
Это герой ВОВ, участник битвы на Курской дуге. К 1962 году он занимал пост заместителя командующего Северо-Кавказским ВО. Он получил приказ действовать на свое усмотрение, используя танки. Шапошников отказался использовать армию против мирного населения и позволил демонстрации двигаться дальше.
Мы никогда не узнаем истинный мотив: благородство или часть плана, но об этом дальше... Ранее к площади города была доставлена регулярная армия, которая по приказу командующего Северо-Кавказским военным округом открыла огонь по демонстрации, как только рабочие появились на площади. Официально в этот день погибло 24 человека и 70 получили ранения. В дальнейшем по сообщениям Комитета Государственной Безопасности было отмечено, что вечером по невыясненным причинам было убито еще 2 человека В результате открывшийся стрельбы демонстрация была разогнана.
Ее основные участники были арестованы. Разбирательство и дальнейшие аресты длились еще несколько месяцев. Всего на скамье подсудимых оказалась 90 человек, 7 из которых расстреляли. Расстрел рабочих в Новочеркасске в 1962 году Зачем было повышать цены?
События в Новочеркасске 1962 года с расстрелом рабочих и демонстрации в других городах СССР не изменили политики партии. Хрущев по-прежнему поддерживал идею увеличения цен для населения. Причина этого кроется в том, что денежная реформа 1961 года провалилась и буквально поставила государство на грань продовольственной катастрофы. Государство нуждалось в новом притоке денежных средств и кроме как у населения взять их было неоткуда.
Никита Сергеевич Хрущев Напомним, что реформы Хрущева прежде всего ударили по сельскому хозяйству.
Фрагмент постера фильма "Дорогие товарищи! Совместно с Еленой Киселевой Андрей Кончаловский написал сценарий, опираясь на опубликованные материалы расследования причин и хода забастовки, составленные по горячим следам в 1962 году, и на работы современных исследователей, написанные уже в послесоветский период. В значительной мере хронология событий воспроизведена точно, а вот многие ведущие персонажи картины выдуманы - например, Людмила Серова в исполнении Юлии Высоцкой. Кадр со съемок фильма "Дорогие товарищи! Трагедия в Новочеркасске - далеко не первый и не последний случай противостояния народа и советской власти в послевоенный период. Согласно книге Владимира Козлова "Массовые беспорядки в СССР при Хрущеве и Брежневе", в 1956 году крупные волнения вспыхнули в Грузии, трагедией закончилось восстание недовольных условиями труда и быта рабочих в Темиртау в 1959 году, межэтнические и социальные конфликты сотрясали Северный Кавказ. Любое сопротивление жестоко каралось, но информация о бунтах и столкновениях почти не проникала за пределы регионов - страна о них практически не знала. Кадр из фильма "Дорогие товарищи! В фильме неоднократно упоминается тот факт, что в первые послевоенные годы повышения цен не было.
Это правда, отсутствие рыночного регулирования позволяло советской экономике перераспределять бюджет таким образом, чтобы не допускать повышения цен на продукты массового повседневного спроса, а иногда даже снижать их. В период с 1945 по 1954 год так называемое "сталинское снижение" проводилось 8 раз, ряд продуктов за это время подешевел в 1,5-2 раза. После смерти Иосифа Сталина экономические механизмы страны были пересмотрены, бюджетные средства были перераспределены иным образом, и снижения цен прекратились. К 1960 году сельское хозяйство стало испытывать дефицит зерна, которое пришлось закупать за границей, что привело к повышению цен в магазинах. Газета "Известия" сообщает об очередном снижении цен. В фильме "Дорогие товарищи! К 1962 году образовался существенный дефицит нескольких важных повседневных продуктов питания, что повлекло повышение цен с целью сглаживания дисбаланса потребительского рынка. Одновременно с этим с начала года руководство НЭВЗ проводило постепенный пересмотр норм выработки и оплаты труда рабочих, заметно уменьшивший реальные доходы трудящихся. Сочетание этих двух факторов привело к тому, что целый ряд рабочих столкнулся с нехваткой денег на самые насущные нужды - аренду жилья и питание, потеряв от 15 до 30 процентов доходов. Не нужно забывать и о том, что в 1961 году в СССР прошла денежная реформа, которая за деноминацией скрыла и девальвацию рубля.
Хотя номинально реформа закрепляла изменение расценок на работу, товары и услуги в соотношении 10 к 1, фактически под новые деньги были пересмотрены оклады, премии и прочие вознаграждения, разумеется, не в сторону повышения. В новых деньгах выросли и цены на продукты. Все это не могло не сказаться на настроениях в стране. Плакат, информирующий о денежной реформе 1961 года Плакат, информирующий о денежной реформе 1961 года Где началась забастовка? Почему руководство завода не смогло остановить возмущение? Очагом бунта стал сталелитейный цех Новочеркасского электровозостроительного завода, где утром в пятницу 1 июня 1962 года стали собираться рабочие. Обсуждение объявленного на этот день повышения цен в магазинах и несоответствие ожиданиям полученных накануне зарплат переросло в шумное недовольство с требованиями ответов от руководства завода. Обладающий авторитетом у рабочих начальник цеха Червенков призвал коллег приступить к работе, но его слова действия не возымели и около 200 человек двинулись к зданию заводоуправления, чтобы поговорить с директором Борисом Курочкиным. Не отличающийся тактом Курочкин, не дослушав претензии толпы заявил, что "если рабочим не хватает денег на мясо, то они могут покупать пирожки с ливером", чем вызвал гнев собравшихся и был вынужден ретироваться. Тем временем, работа на заводе оказалась парализована, за считанные часы толпа рабочих выросла до 4000 человек, волнения вылились за пределы территории НЭВЗ и охватили район Буденовский и близлежащую железнодорожную станцию.
Спутниковая карта современного Новочеркасска. Сверху обведена территория НЭВЗ, внизу подчеркнуто место расположения Горисполкома, перед которым произошла трагедия, крестом отмечен мост, соединяющий Новочеркасск с Буденовским районом Спутниковая карта современного Новочеркасска. Сверху обведена территория НЭВЗ, внизу подчеркнуто место расположения Горисполкома, перед которым произошла трагедия, крестом отмечен мост, соединяющий Новочеркасск с Буденовским районом Как скоро о происшествии на заводе была проинформирована Москва? Поскольку НЭВЗ относился к заводам союзного значения, а его территория прилегала к железнодорожной магистрали, сведения о забастовке дошли до Москвы еще утром.
Через несколько часов ожидания их оттуда выводят через подземный коллектор бойцы спецназа. Город блокируют воинские подразделения и бронетехника. Козлова и А. Микояна Людмила призывает применять к бунтующим жёсткие меры. Тем временем толпа демонстрантов движется от посёлка НЭВЗ к центру города с портретами Ленина и лозунгами, среди которых выделяется «Хрущёва на колбасу! Военные ей не препятствуют. Члены Президиума ЦК едва успевают выехать из горкома, а здание начинает штурмовать толпа. Руководителям города предлагают тоже покинуть здание. Задержавшись на лестнице, Людмила замечает пробирающегося на чердак неизвестного со снайперской винтовкой в футляре от виолончели. Выйдя в безопасное место, она тревожится за дочь и отправляется обратно к горкому на поиски девушки. В это время на площади перед горкомом начинаются стрельба и паника. Шальные пули разят наповал.
Между Сталиным и Маринкой. Фильм о Новочеркасском расстреле
Фильм Кончаловского о расстреле демонстрации в Новочеркасске вошел в основную программу Венецианского кинофестиваля. Пересмотрев дело еще одного из расстрелянных, его признали виновным лишь в хулиганстве. В 1992 году военная прокуратура РФ возбудила дело против ряда ответственных за расстрел в Новочеркасске, в том числе Хрущева, Микояна и Козлова. В Новочеркасске демонстрация работников завода была расстреляна, 24 человека погибли на месте, 87 были ранены, еще семерых приговорили к смертной казни, 105 – к длительным срокам лишения свободы как «зачинщиков беспорядков». В Новочеркасске демонстрация работников завода была расстреляна, 24 человека погибли на месте, 87 были ранены, еще семерых приговорили к смертной казни, 105 – к длительным срокам лишения свободы как «зачинщиков беспорядков». Расстрел рабочих в Новочеркасске в 1962 году.
Фильм о расстреле в Новочеркасске вошел в шорт-лист премии «Оскар»
Из России в шорт-лист премии также вошел фильм «Гунда» режиссера Виктора Косаковского. Он вошел в число номинантов на «Лучший документальный полнометражный фильм». Напомним, фильм Андрея Кончаловского посвящен событиям 1962 года в Новочеркасске, когда вышедшие на пикет мирных жителей расстреляли военные. Главную роль в картине исполнила супруга режиссера Юлия Высоцкая, которая сама является уроженкой Новочеркасска.
Семерым из «зачинщиков» были вынесены смертные приговоры, и они были расстреляны, остальные получили длительные сроки лишения свободы. После распада СССР все осужденные были реабилитированы. В 1990-х годах новые власти назвали виновных, по их мнению, в расстреле — членов советского партийного руководства, их наказание не состоялось по причине смерти последних.
Читайте также:.
Своей задачей Кончаловский считает «достаточно скрупулезно, детально восстановить эпоху СССР шестидесятых годов». Планируется, что монтаж будет закончен к осени 2020 года. Проект «Дорогие товарищи» получил государственную финансовую поддержку министерства культуры РФ в прошлом году.
Кино Фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи! Картина о расстреле рабочих в Новочеркасске претендует на победу в номинации «Иностранный художественный фильм». Шорт-листы номинаций американская киноакадемия опубликовала этой ночью. В номинации «Иностранный художественный фильм» за премию продолжат бороться 15 фильмов, включая картину Кончаловского, на стадии лонг-листов картин было 92.
Недовольство нарастает
- Восстание в Новочеркасске в 1962 году: причины, ход событий, итоги, память
- Расстрел рабочих в Новочеркасске 2 июня 1962 года
- Дорогие товарищи - фильм 2020: дата выхода, трейлер, актеры, сюжет
- Дорогие товарищи - фильм 2020: дата выхода, трейлер, актеры, сюжет
- Фильм Кончаловского о расстреле рабочих в Новочеркасске выдвинули на «Оскар» // Новости НТВ
- Повышение цен — «по просьбе трудящихся»
Тяжёлая правда Андрея Кончаловского о расстреле в Новочеркасске — фильм «Дорогие товарищи!»
Жена режиссера и исполнительница главной роли в «Дорогих товарищах» Юлия Высоцкая назвала включение фильма в конкурс очень значимым и говорящим о том, какая серьезная работа была проделана. По словам режиссера, лента посвящена жизни убежденной коммунистки и партийного работника Людмилы, у которой во время событий в Новочеркасске пропадает дочь. В России «Дорогих товарищей» покажут осенью 2020 года.
Утверждения о том, что многие работники НЭВЗ встали к станкам после отсидки в лагерях, нередко встречаются и в различных источниках по теме новочеркасских событий. При этом не делается объяснений за что, и когда именно были осуждены эти люди. Когда утихомирить народ не удается первому секретарю Ростовского обкома партии Александру Басову он вяло пытается увещевать толпу при помощи мегафона , к делу подключаются прибывшие из Москвы по распоряжению Никиты Хрущева «партийные тяжеловесы» — Фрол Козлов и Анастас Микоян. Их встречают портретами Ленина как в 1905-м демонстранты шли к Зимнему дворцу с портретами Николая II и плакатами с лозунгом «Хрущева на колбасу! Вождь пролетариата, как оказалось, превратился чуть ли не в икону недовольных. В решающий момент появляется и портрет Сталина: старые вожди идут в бой против новых. Активный участник Гражданской войны Микоян Козлов младше по возрасту сразу устанавливает предпосылки кризиса: « Ростовская область и особенно Новочеркасск — исторически центр контрреволюции. Всегда был настроен антисоветски».
Надо по строгости закона. К высшей мере». В своей речи Микоян намекает на то, что именно в Новочеркасске в конце 1917 года для противоборства с захватившими власть в Москве и Петрограде большевиками под руководством бывшего начальника штаба Русской императорской армии Михаила Алексеева начала формироваться Добровольческая армия — одна из основных сил, сражавшихся с Красной армией во время Гражданской войны. Против красных выступили тогда и многие донские казаки. По логике Микояна из фильма «Дорогие товарищи! По иронии, одним из таких казаков-«недобитков» оказывается отец партийной активистки Семиной, в квартире которой на самом видном месте висит портрет Сталина. В разгар кризиса старик достает из сундука бережно сложенную казачью форму: оказывается, он имеет сразу четыре Георгиевских креста за отличие в Первой мировой войне. С внутренней стороны крышки приклеена истлевшая передовица журнала «Часовой» — самого известного издания не смирившейся с большевистским режимом части белой эмиграции. Этот журнал печатался только в Западной Европе, начиная с 1929 года. Сомнительно, что он мог как-то попасть к старому казаку из Новочеркасска.
Среди своих реликвий он держит и икону Богоматери. Товарищ Семина смотрит на «чудачества» отца сквозь пальцы, хотя в ее понимании старик — настоящая «контра». Ее слепую веру в социализм неспособны поколебать и рассказы отца о расправах большевиков над казаками и членами их семей в ходе восстаний на Дону в начале 1920-х годов — в разгар расказачивания. Когда старый казак приводит ужасающие факты о своих родственниках изнасилования и зверские убийства , Семина лишь отмахивается: «А как надо было? Правильно, что вынесли из мавзолея», — говорит Семина-младшая и тут же получает по лицу от разгневанной матери. Ее мнение однозначно: «Был бы Сталин — давно бы коммунизм построили». По поводу методов разгона демонстрации власть в фильме не колеблется ни минуты. Пригоняют военных и бронетранспортеры. Высшее начальство приходит в ярость, когда узнает, что солдатам не выдали боеприпасы: «Солдат без патронов — не солдат! Командующий войсками Северо-Кавказского военного округа Исса Плиев сначала отказывается расстреливать безоружную толпу из танков, но после взбучки берет под козырек и бежит исполнять приказание.
Микояном приказывает скрыть факт массовой забастовки в СССР и гибели людей. Во время расстрела на площади пропадает дочь Людмилы, которая вечером трагического дня заявляет пришедшему к ней на квартиру в поисках Светки офицеру КГБ Виктору, что она сама приведёт дочь, когда она явится. Отец Людмилы достает из старого сундука православную икону и казачью форму, на которой обнаруживаются четыре георгиевских креста. Он читает дочери письмо, в котором описывается красный террор против казаков, и облачается в форму, а икону ставит на видное место. Но девушки нет, и утром Людмила бросается на поиски. Она идет в больницу, где со всех сотрудниц берут подписку о неразглашении информации, а некоторых арестовывают на месте за участие в беспорядках. Пожилой доктор в морге показывает ей убитых, в числе которых лишь одна девушка, и это не Светка. И говорит, что некоторые тела были вывезены и захоронены за пределами города.
Он вывозит Людмилу на своей машине из блокированного города благодаря помощи молодого армейского офицера, который должен был его задержать и отдать под следствие, но отпустил. Людмилу тоже обыскивают и отпускают. В одной из станиц Виктор, угрожая пистолетом пожилому местному участковому милиционеру, который тоже дал подписку о неразглашении, добивается, чтобы тот показал произведённые накануне безымянные захоронения. В одной из могил предположительно похоронена девушка, чьи приметы совпадают с приметами Светки.
По словам режиссера, лента посвящена жизни убежденной коммунистки и партийного работника Людмилы, у которой во время событий в Новочеркасске пропадает дочь. В России «Дорогих товарищей» покажут осенью 2020 года. В начале июня 1962 года из-за условий работы и низкой зарплаты рабочие Новочеркасского электровозостроительного завода устроили забастовку.
Выдвинули на "Оскар" фильм Кончаловского о массовом расстреле в Новочеркасске
Новочеркасский расстрел советских рабочих в июне 1962 года и его последствия для страны: причины трагедии, ход событий, подавление восстания, итоги. Фильм Андрона Кончаловского «Дорогие товарищи!» вошел в шорт-лист премии Британской академии кино и телевизионных искусств в категории «Лучший неанглоязычный фильм». Андрея Кончаловского, рассказывающий о засекреченном деле разгона и расстрела мирных демонстрантов в Новочеркасске, вышел в прокат. В Новочеркасске демонстрация работников завода была расстреляна, 24 человека погибли на месте, 87 были ранены, еще семерых приговорили к смертной казни, 105 – к длительным срокам лишения свободы как «зачинщиков беспорядков».
Выдвинули на "Оскар" фильм Кончаловского о массовом расстреле в Новочеркасске
Восстание в Новочеркасске в 1962 году произошло в результате забастовки рабочих местного электровозостроительного завода, к которому присоединились другие горожане. В конкурсе Венецианского фестиваля показали фильм Андрея Кончаловского о жестоком подавлении рабочих волнений на Дону, начавшихся после повышения цен в 1962-м. Черно-белая драма «Дорогие товарищи!» рассказывает о засекреченном в СССР расстреле массовой мирной забастовки рабочих на главном заводе Новочеркасска в 1962 году. Расстрел рабочих в Новчеркасске в 1962 году: прчины, события 1 и 2 июня 1962 года, кто отдал прказ стрелять и кто тот приказ исполнил, мифы о трагедии в Новочеркасске.
“Дорогие товарищи” – черно-белый фильм о расстреле рабочей демонстрации в Новочеркасске летом 1962
А мы их не исполняем, но сами создаем законы писаные, потом их много раз переписываем. Поэтому я стараюсь снимать картины на вечные темы: смысл жизни, есть в душе Бог или его нет, что болит у древа жизни... И в размышлениях о человеческой сущности хочу подняться на определенный уровень. А все параллели с текущей реальностью каждый зритель и проводит и толкует по-своему. Если фильм как-то с ней коррелируется, в принципе хорошо, но в этом всегда есть опасность уйти в то самое злободневное, значительно более мелкое и преходящее. Мне в картине важнее, что типичная советская женщина, убежденная коммунистка, троцкистка, которая приветствует расстрел "врагов народа", вдруг падает на колени, запершись в туалете, и молится. Это же не о сегодняшнем дне, это о всех временах. Тогда многие искренне верили в реалистичность коммунистической мечты, в возможность построения справедливого общества Я воспринимаю эту сцену как нечто иррациональное.
Если это не метафора, то такое решение ограничивает круг сочувствующих: молитву героини не разделят миллионы атеистов России, у них та же моральная система ценностей, но другой, более реалистичный способ реагировать на невзгоды. Андрей Кончаловский: Героиня - типичная русская женщина, в ней подсознательно живет иррациональное, живет вера. Я однажды был в церкви, давно, при Советах. Религия осуждалась, при входе стояли дружинники и у всех молодых спрашивали документы. Но у меня был студенческий билет ВГИКа, и я сказал, что иду выбирать типажи для кино. Стою в церкви, рядом какой-то старикашка. Он посмотрел на меня и говорит: "У меня и Ленин, и Христос вот здесь!
Это Россия! У вас были картины экспрессивные, но столь эмоционально накаленной не припомню. Что работа над этим фильмом дала вам как художнику и человеку? Андрей Кончаловский: Для меня каждая новая работа - поиск языка. Я со времен "Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына" стремлюсь понять, что такое кинематограф. Пройдя через увлечение Феллини, Бергманом, Куросавой, великими кинематографистами, теперь пытаюсь понять, каким минимумом неподвижных кадров можно убедительно рассказать историю. Ведь каждый кадр может иметь особую цену.
Это примерно как тысяча долларов долларовыми бумажками или одной купюрой: вроде бы одно и то же, но есть разница в ценности каждой бумажки. Так же с кадрами: чем больше кадров, тем меньше ценность. Задача - чтобы каждый кадр двигал сюжет вперед. И этот отбор - сегодня самое интересное для меня в профессии режиссера кино. Как говорил мой дед Пётр Петрович Кончаловский, живопись - это положить верный свет на верное место. Поэтому отбор делаю жесткий - и того, что снимаю, и того, что оставляю в картине. Принцип, который использую, отличается от того, как я снимал когда-то.
Я не вижу кадр, вообще не смотрю в камеру. Организую действие и снимаю его одновременно с разных точек, как правило, длинными кусками. Долго готовлюсь и быстро снимаю. В результате у меня в картинах теперь очень мало кадров. Это может быть никому не заметно, потому что если все сделано правильно, никто из зрителей об этом не думает. Помнишь: "Нельзя не впасть к концу, как в ересь, в неслыханную простоту... Запах времени Вы сумели несовершенства старой кинотехники обратить в сильный художественный прием.
Потом уже возникают долби и прочие радости современного кино, но стартуете вы очень мощно. Андрей Кончаловский: Сегодня, несмотря на все доступные кино средства выразительности, самое ускользающее, уходящее качество кинематографа - это чувство эпохи. Ты смотришь эти сериалы типа "Медичи", "Борджиа" или даже что-нибудь из времен оттепели - никакой эпохи там нет совсем. Режиссеры ее не чувствуют, и это как отсутствие абсолютного слуха у музыканта. Я эпоху пытался передать уже в "Первом учителе", и потом в каждой картине старался донести ее запах, ритм, фактуру, ощущения. Без этого я бы не смог сделать, например, картину о Микеланджело. То же самое в "Дорогих товарищах!
Советская среда - не только в реквизите, она разлита в воздухе кадра, в его атмосфере. И очень грустно бывает смотреть фильмы про революцию, про дореволюционную Россию - как вилкой по стеклу: все фальшь, нет запаха времени. А он очень важен и в кино и в театре. Я сейчас заканчиваю сценарий большого сериала, который пока называется "Герои и выродки революции", он охватывает отрезок с 1904 по 1924 год.
Мне дорого то, что они поняли фильм, который я сделал о поколении наших родителей, прошедших войну, разрушивших нацизм и восстановивших потом страну в кратчайший срок. Это поколение очень чистых людей, и то, что коллеги оценили это, для меня лучшее признание", - отметил режиссер.
Он выразил сомнение, что западная публика сможет идентифицировать себя с этой историей. Будем надеяться", - добавил собеседник агентства. Кончаловский неоднократно становился лауреатом Венецианского кинофестиваля: он получил "Серебряных львов" за картины "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" 2014 и "Рай" 2016 , а также Гран-при за "Дом дураков" 2002. Кандидатов на "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" выдвигают сами страны. Затем из них отбирают картины-номинанты.
По данным КГБ, примерно к 13 часам дня в стихийных волнениях участвовало уже около 4 тысяч человек. Часть протестующих перекрыли железную дорогу, связывающую юг России с центральными регионами, и остановили пассажирский поезд «Саратов — Ростов». Зазвенели выбитые в вагонах стёкла. На остановленном локомотиве поезда появилась дерзкая надпись «Хрущёва — на мясо! Руководитель горкома Басов звонил командующему округом и потребовал ввести войска. Статья по теме Никита Хрущёв: ботинок, мечта и канкан. Именно так говорили друг другу приехавшие в Новочеркасск военные и милиционеры, вызванные на подкрепление. А между тем это был стихийный бунт обычных рабочих людей, доведённых до отчаяния полунищим существованием», — считает Бочарова. У заводоуправления между тем начался митинг — партийное руководство попряталось по кабинетам, а рабочие один за другим залезали на козырёк у входа и выступали с заявлениями. Требования были исключительно экономического характера. К вечеру народ начал расходиться, и тон в толпе стали задавать пьяные и буйные персонажи — они проникли в здание управления и учинили погром. Они с остервенением срывали со стен портреты вождя и партийных бонз, вынимали из шкафов документы, жгли их. На площади между тем работали сотрудники КГБ в штатском, а милиция, по одному задерживая наиболее активных участников протеста, отводила их в отделение. Возможно такими, чисто полицейскими методами власть постепенно и справилась бы с ситуацией, но в ночь на 2 июня в город уже вошли войска, вызванные испуганным партийным начальством. Не вижу противника Утром 2 июня в городе заревел заводской гудок, созывая людей на демонстрацию. Шли к зданию горсовета с плакатами, красными флагами и портретами Ленина. В колонне было много женщин с детьми, шли рука об руку с мужьями. Пели «Интернационал». К 9 утра перед горкомом собралось примерно 5 тысяч человек. Один из демонстрантов нёс дохлую кошку с надписью: «При Ленине жила, при Сталине сохла, при Хрущёве сдохла». Опять раздавались крики: «Зовите Будённого и Ворошилова, это наши земляки, они разберутся и помогут». Между тем в Новочеркасске вечером уже были представители партийной верхушки: секретарь ЦК КПСС Козлов по сути, заместитель Хрущёва и, как считается, автор решения о жестком разгоне протестующих , Анастас Микоян и др. С ними спецрейсом прилетел вооружённый отряд. Шапошников отказался со словами: «Не вижу перед собой противника» — и тем самым сломал себе успешную военную карьеру.
Долгое время случившееся в Новочеркасске оставалось засекреченным, и до сих пор о тех событиях знают немногие жители России. А некоторые сцены будут смотреться как репортаж с нынешних улиц — в том числе и потому, что в массовых сценах снимались жители Новочеркасска, — написал в рецензии к фильму Антон Долин. По мнению критика, самое страшное в фильме — не расстрел, аресты и похороны, которые показаны весьма ярко, а фраза, сказанная главной героиней, работницей парткома, прошедшей через ад потери дочери и вроде бы понявшей что-то важное: «Сталина вернуть бы. Без него никак. Не справимся».