Ракета-носитель Vulcan Centaur стартовала во Флориде с аппаратом Peregrine, который должен совершить посадку на Луну. Ракета-носитель тяжёлого класса Ангара-А5 способна вывести на орбиту 200 км 24 тоны полезной нагрузки и на геостационарную орбиту — 3,6 тон. Ракета-носитель Vulcan заменит одноразовую двухступенчатую ракету космического назначения (РКН) Atlas V. В рамках первой ракетной миссии, на три различных орбиты будут запущены ракеты с основной полезной нагрузкой.
ЛЭК летит на Луну
С космодрома на мысе Канаверал в американском штате Флорида успешно стартовала ракета-носитель Falcon 9 компании SpaceX. Блоки А ракеты-носителя "Вулкан" не оснащаются средствами возвращения и связанными с ними элементами. Первую летную ракету-носитель "Ангара-А5" отправили для испытаний на космодром Восточный. Ракета-носитель тяжёлого класса Ангара-А5 способна вывести на орбиту 200 км 24 тоны полезной нагрузки и на геостационарную орбиту — 3,6 тон.
Если кто-то когда-то сомневался…
ULA планирует, что в перспективе «Вулкан» сможет превзойти возможности ракеты Delta IV Heavy, которая обладает наибольшей полезной нагрузкой среди всех эксплуатируемых сегодня ракет-носителей в мире и способна выводить на низкую околоземную орбиту грузы массой до 25 тонн. Первый запуск Vulcan предполагается осуществить в 2019 году.
Это будет четвертый старт «Ангары-А5» и первый с нового российского космодрома. Старт «Ангары» на космодроме Восточный запланирован на март 2024 г.
Семейство РН «Ангара» создается в России более 30 лет. Головной разработчик Государственный космический научно-производственный центр им. Поддержи Жуковские вести!
Подробнее о поддержке можно прочитать тут Поделиться.
Первый запуск Vulcan предполагается осуществить в 2019 году. Москва, Большой Саввинский пер.
В случае с ПКР П-1000 имеет место не просто модернизация существующего комплекса с крылатой ракетой, но и практические «удвоение» боевых характеристик ракеты. Следует сразу отметить, что своей цели коллектив разработчиков добился — создание ракеты с внушительной дальностью полета в 800 километров при прежних габаритах обошлось без капитальной модернизации инфраструктуры. Целеуказание ракете выдавала все та же система МКРЦ «Легенда», которая вполне была способна выполнять и куда более сложные задачи.
Хотя «Вулкан» и является развитием другого проекта — «Базальт» и заимствует ряд технических решений, отличий у комплекса П-1000 от комплекса П-500 огромное множество. В комплексе «Вулкан» разработчикам пришлось кардинально перерабатывать бортовую цифровую вычислительную систему, попутно совершенствуя помехозащищенность ГСН. Реализовать задуманное удалось в том числе благодаря созданию переработанного бортового компьютера.
Внимание к деталям Специалисты отмечают, что в случае с комплексом П-1000 мероприятия по уменьшению массы конструкции без снижения ее прочностных характеристик и турбореактивный двигатель КР-17В — основные слагаемые успеха дальнобойной противокорабельной крылатой ракеты. Несмотря на множество нововведений, полный список которых разработчик не раскрывает до сих пор, комплекс П-1000 «Вулкан» унаследовал от «Базальта» так называемую комбинированную схему полета, при которой большая часть расстояния до цели преодолевается на большой высоте, и лишь при «подходе» к цели ракета снижается до сверхмалой высоты как правило 10-15 метров и в таком режиме продолжает движение, скрываясь от обнаружения противником.
Американская ULA запустила к Луне ракету Vulcan с посадочным модулем Peregrine
Это будет на 70% дешевле того, что ранее демонстрирует сверх-тяжёлая ракета Delta IV Вторая ступень этого носителя работает на водороде. Новейшая ракета призвана составить конкуренцию носителям компании SpaceX и доставить в космос передовые военные и коммерческие спутники, Новейшая ракета уже находится на стартовой площадке, готовая. Флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер "Москва" впервые в новейшей истории РФ запустил противокорабельную ракету "Вулкан". На днях компания United Launch Alliance (ULA) сообщила о задержке на неопределённое время дебютного запуска ракеты-носителя Vulcan с разгонным блоком Centaur.
Американская ULA запустила к Луне ракету Vulcan с посадочным модулем Peregrine
На орбиту отправилась ракета-носитель Falcon 9 с партией из 22 мини-спутников. Вулкан-Центавр планируют использовать для запусков к МКС грузовика ДримЧизер, а в будующем при наборе статистики и с пилотируемым Старлайнером. Второй испытательный запуск ракеты-носителя «Вулкан», необходимый для ее сертификации, должен состояться в ближайшие месяцы.
Ракету Vulcan для будущих полетов на Луну впервые собрали
В первой хранится прах Джина Родденберри , создателя научно-фантастического телевизионного сериала «Звездный путь», а также актеров Джеймса Духана и Нишель Николс. Во второй — прах других людей каких именно, неизвестно. Капсула с прахом актеров будет выведена на орбиту вокруг Солнца, а вторую капсулу Vulcan Centaur доставит на поверхность Луны. В конце 2023 года лидер индейского народа навахо Буу Нигрен направил правительству США письмо с просьбой не отправлять кремированные останки людей на Луну, потому что это «глубоко осквернит это небесное тело, почитаемое навахо». В NASA ответили Нигрену, что, поскольку это частная миссия, агентство не имеет права решать, какую полезную нагрузку должна нести ракета. Возможности для United Launch Alliance Дебютная миссия Vulcan Centaur, получившая название Cert-1, — первый из двух сертификационных полетов нового носителя, которые United Launch Alliance должна успешно выполнить, прежде чем она получит разрешение Космических сил США на запуск полезных нагрузок, связанных с национальной безопасностью.
В случае неудачи запланированные на 2024 год четыре старта для американских военных могут не состояться. При таком сценарии компания может потерять огромные деньги и потенциальных заказчиков. До появления SpaceX United Launch Alliance была доминирующей силой на американском рынке частных космических запусков. Однако в последние годы SpaceX бьет собственные рекорды и осуществляет большинство таких запусков в США. Статья по теме: Эволюция ракет SpaceX в фотографиях Vulcan Centaur станет «палочкой-выручалочкой» для United Launch Alliance, поможет отвоевать ULA долю этого рынка, что особенно важно для компании, поскольку сейчас она выставлена на продажу.
Среди потенциальных покупателей — Blue Origin миллиардера Джеффа Безоса.
После старта верхняя ступень Centaur выполнит два запуска двигателей для выведения Peregrine на высокоэллиптическую орбиту примерно через 50 минут. Уже после выведения предусмотрены дополнительные тесты Centaur с запуском двигателей. Ракете Vulcan Centaur предстоит выполнить всего два сертификационных пуска, прежде чем она будет допущена до выполнения миссий по национальной безопасности от Космических сил США. Все будет зависеть от готовности этой полезной нагрузки, а также от трафика на МКС. Два двигателя BE-4 под второй запуск находятся на испытательном полигоне Blue Origin и готовы к приемочным тестам.
Считается, что часть технологий на данный момент утрачена. Если уж мы создаем такую ракету на 20—30 лет вперёд, то надо её делать не из того, что было,... А вот «Дон» создаётся с заделом не только на высадку, но и на доставку модулей лунной базы. В последних заявлениях РКК «Энергия» по поводу «Дона» фигурировала грузоподъёмность в 140—180 тонн — это действительно много. Во время выступления Юрий Борисова на «Королёвских чтениях — 2023» сверхтяжёлую ракету можно было увидеть на заднем плане. Видимо, это был намёк на будущее?
Тяга устройства может быть увеличена с помощью шести навесных твердотопливных ракетных ускорителей. Среди частных грузов, которые отправили на спутник, — мемориальные капсулы от компаний Celestis и Elysium Space. Их включение в миссию вызвало критику со стороны народа навахо, утверждающих, что доставка человеческих останков на Луну осквернит священное пространство, писало ранее издание Space. Но мнение индейского народа учитывать не стали.
Сообщить об опечатке
- С искусственным интеллектом
- Запуск ракеты Vulcan наметили на декабрь
- Лента новостей
- Планы США отказаться от российских ракетных двигателей оказались сорваны - Jivoy — КОНТ
- В США запустили ракету на Луну
МО: ракеты «Вулкан», «Гранит» и «Оникс» успешно поразили цели на учениях ТОФ
В случае аварии ракеты на старте предусматривалось спасение орбитальный корабль с помощью твердотопливных двигателей, установленных в хвостовой части ОК. Пакетная схема ракеты-носителя позволяла создать целое семейство ракет-носителей разной грузоподъемности за счет изменения количества ракетных блоков 1 й ступени — боковушек, что и было зафиксировано в эскизном проекте: 1 РЛА 125 «Гром» с двумя боковушками, стартовой массой 1650 тонн и выводимым полезным грузом массой 50 тонн; 2 вариант с четырьмя боковушками, стартовой массой 2392 тонны и выводимым полезным грузом массой 92-95 тонны; 3 вариант с шестью боковушками, стартовой массой 3112 тонн и выводимым полезным грузом массой 135-142 тонны; 4 РЛА 132 «Вулкан» с восемью боковушками, стартовой массой 3810 тонн и выводимым полезным грузом массой 160-170 тонн на опорной ОИСЗ и 41 тонна на окололунной; 5 РЛА 133 с девятью боковушками с увеличенной заправкой, стартовой массой 5800 тонн и выводимым полезным грузом массой 190-210 тонн на опорной ОИСЗ и 51 тонна на окололунной. Во всех вариантах все двигатели начинали работать со старта. Эскизный проект многоразовой космической системы был рассмотрен Межведомственной экспертной комиссией, в которую входили представители головных институтов промышленности, Министерства обороны, академий наук Союза и республик. В марте 1977 года проект и заключение комиссии были рассмотрены на объединенном научно-техническом совете Минобщемаша, Минавиапрома и военно-технического совета Министерства обороны. Проект был одобрен с некоторыми замечаниями. Совет рекомендовал разработать дополнение к эскизному проекту. В июле 1977 года было выпущено дополнение к эскизному проекту.
Облик ракеты существенно поменялся. Между прочим, начиная с 1976 года, в течение пяти лет до 1981 года всего было проработано пять вариантов конструкторских схем на базе исходной. По результатам исследований устойчивости полета ракеты была проведена аэродинамическая перекомпоновка ракеты. В основном это коснулось центрального блока. Блок А после введения в конструкцию парашютных средств посадки приобрел в носовой и хвостовой частях небольшие аэродинамические плоскости для стабилизации блока в полете в верхних слоях атмосферы. В соответствии с распределением работ изготовление центрального блока второй ступени закреплялось за куйбышевским заводом «Прогресс». Козлов отказался участвовать в программе «Буран».
Для сопровождения производства на заводе «Прогресс», а также сборки ракеты-носителя на космодроме в Куйбышеве был образован Волжский филиал НПО «Энергия». В ходе подготовки производства блока Ц на заводе «Прогресс» выявились ограниченные возможности производственно-технологической базы. Так невозможно было обработать баки диаметром более 7,7 метра из-за отсутствия соответствующего оборудования и технологической оснастки. Пришлось взять эту величину за основу. Но тогда при том же запасе топлива и постоянном объеме баков увеличивалась его длина. Тогда было решено сделать блок Ц составным. В верхней части блока Ц находился топливный бак 1Ц, из которого со старта перекачивалось топливо к двигателям.
Дальше топливо поступало из блока 2Ц. Количество двигателей на блоке Ц уменьшилось до трех. Данная схема и была затверждена в дополнении к эскизному проекту в марте 1977 года. В нем же были приведены пересмотренные варианты семейства ракет-носителей, которое дополнилось ракетами с боковым расположением полезного груза в грузовом контейнере ГТК : РН ГТК 4 с четырьмя блоками А, стартовой массой 2250 тонн и массой выводимого полезного груза 90 тонн; РН ГТК 6 с шестью блоками А, стартовой массой 2981 тонна и массой выводимого полезного груза 120 тонн. Ракета-носитель «Вулкан» РЛА 132 теперь имела 8 боковушек и при стартовой массе 3437 тонн могла вывести на орбиту полезный груз массой 158 тонн, а РЛА 133 при том же числе боковушек диаметр блока Ц 7,7 метра не позволял установить на нем больше 8 блоков А , но с увеличенной заправкой и стартовой массой 4155 тонн выводила 170 тонн полезного груза. При этом 2-я ступень состояла только из одного блока 2Ц, а двигатели 2 й ступени со старта не работали и включались на определенной высоте. Стартовый вес РЛА-125 составил 1270 тонн при массе полезной нагрузки 50 тонн 55 тонн с довыведением.
Дополнение к эскизному проекту, как и предыдущие проекты, прошло экспертизу, было одобрено Советом главных конструкторов и научно-техническим советом Министерства общего машиностроения и легло в основу Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 ноября 1977 года, которым были утверждены основные этапы и мероприятия по обеспечению создания многоразовой космической системы «Буран». Этим Постановлением был установлен срок начала летных испытаний ракеты-носителя 11К77 на 3-ий квартал 1980 года, а начало летных испытаний «Бурана» в 1983 году. Такая сложная схема блока Ц, требующая перелива компонентов топлива и увода верхнего полубака в целом понижала надежность всей системы. Кроме того, специалисты пришли к выводу, что использование пороховой САС для спасения 100-тонного орбитального корабля слишком рискованно, да и проверка ее в реальных условиях грозила гибелью аппарата.
Бруно заявил, что продолжаются последние работы перед отправкой ракеты-носителя на стартовую площадку, а параллельно завершаются некоторые квалификационные испытания. О готовности к полету посадочного модуля Peregrine было сообщено еще 24 октября, за месяц до объявления даты запуска. Пришло время запускать и приземляться. Мы говорили об этом уже 16 лет. Тот самый момент.
Ракета-носитель Vulcan Centaur разрабатывается с 2006 года.
Эксперты британского издания «Daily Express» высказались о том, что проводимые тестовые пуски российских крылатых противокорабельных ракет «Вулкан», осуществлявшиеся в рамках учений кораблей Тихоокеанского флота ВМФ России, несут огромную опасность Альянсу. По мнению британских аналитиков, российские ракеты «Вулкан» запросто могут уничтожить и авианосцы. Причём, последние не спасут даже находящиеся на их палубах истребители F-35, так как зона боевого применения последних очень ограничена.
Ракета "Протон" эксплуатируется с середины 1960-х годов. С 2001 года полезный груз на орбиту выводит модернизированная версия ракеты - "Протон-М". В 2010-2015 годах произошла серия из семи аварийных запусков, которые связывали с человеческим фактором. Семейство включает в себя ракеты-носители от легкого до тяжелого классов в диапазоне грузоподъемности от 3,5 т "Ангара-1.
Новую ракету Vulcan Centaur ULA впервые испытали на стартовой площадке (видео)
После пяти лет переноса сроков на 8 января 2024 года запланирован первый полет сверхтяжелой ракеты-носителя «Вулкан» (Vulcan Centaur), разработанной американской аэрокосмической компанией ULA по заказу НАСА. Вулкан Эбеко на острове Парамушир выбросил столб пепла высотой 4,5 км. Об этом сообщает пресс-служба МЧС по Сахалинской области в телеграм-канале. Второй испытательный запуск ракеты-носителя «Вулкан», необходимый для ее сертификации, должен состояться в ближайшие месяцы. И второй момент заключается в том, что ракета "Сармат" представляет угрозу для самого страшного объекта в США — вулкана Йеллоустоун", — сказал Сивков в программе "Вечер с Владимиром Соловьёвым на "России-1".
Первый запуск ракеты Vulcan Centaur: подготовка в завершающей стадии. Подробности и планы
Ракета Vulcan еще до первого полета получила 70 твердых заказов на будущие пуски, больше, чем кто-либо еще в истории. Новая ракета-носитель «Вулкан» компании United Launch Alliance, несмотря на успешно пройденные огневые испытания, не отправится в первый полет в ближайшее время. Новейшая ракета призвана составить конкуренцию носителям компании SpaceX и доставить в космос передовые военные и коммерческие спутники, Новейшая ракета уже находится на стартовой площадке, готовая. Ракета-носитель уже готова к запуску, и причина, по которой выбран сочельник, кроется в науке, орбитальной механике.
ULA запустила ракету Vulcan с коммерческим грузом к Луне
VladimirPF : Как ты оцениваешь перспективы одноразовых ракет-носителей на фоне очевидного успеха многоразовых ракет-носителей? Я думаю, ракеты ещё многие годы будут выпускаться в одноразовом варианте. Просто потому, что сейчас их только-только несколько проектов реализовали. Буквально несколько месяцев назад прошли её первые лётные испытания, и она одноразовая. В перспективе её могут сделать частично многоразовой, но пока не торопятся. Европа готовится в этом году запустить свою одноразовую ракету « Ариан-6 ». У Китая есть целый парк одноразовых ракет, хотя в Китае разрабатываются и многоразовые. В Китае сейчас государственные ракеты все исключительно одноразовые. И в ближайшие годы, я думаю, ничего не изменится в этом деле. Просто этот ряд состоит из устаревших ракет, если их сравнивать с « Falcon 9 », « Falcon Heavy », уж не говоря про « SpaceX Starship », если и когда он залетает нормально. Но всё равно, несмотря на то, что есть более дешёвая и более многоразовая альтернатива, все они будут летать, потому что такие ракеты производятся прежде всего в интересах государства, а государственный интерес в том, чтобы сохранить эти ракеты в работоспособном состоянии.
Европа сейчас переживает ракетный кризис, потому что она в своё время сделала ставку на российские ракеты и сейчас им приходится отдавать заказы, которые предполагалось запускать на российском «Союзе» с космодрома Куру во Французской Гвиане. Сейчас эти заказы уходят Илону Маску. Европе это не нравится, и Европа готова вкладываться в более дорогую, одноразовую, менее эффективную ракету «Ариан-6». И будет вкладываться, потому что всё-таки Америка, каким бы союзником для Европы она ни была, всё равно не Европа и, соответственно, Европейское космическое агентство хочет свою собственную ракету. Китай точно также никаким боком не противостоит «Falcon»: ракета «Чанчжэн-5», аналогичная «Ангаре» или «Ариан-6», летает и будет летать по государственным китайским заказам. Даже одноразовый американский « Вулкан », несмотря на то, что у Америки есть Илон Маск и его многоразовые ракеты, всё равно будет летать, потому что американское государство в лице НАСА и Пентагона хочет видеть некую противоположность, некий баланс, Маску, чтобы не было монополизма. И исходя не из экономических соображений, а из соображений технологической стабильности, Америка будет финансировать у себя производство одноразовых ракет. Пусть они дороже, чем «Falcon 9», но на рынке должен быть какой-то баланс, противовес «Falcon 9».
Помимо «Перегрина», на борту «Вулкана» находятся: научные приборы из Мексики и от частной британской компании; памятные подарки, собранные немецкой транспортной компанией DHL; 265 капсул с человеческими останками, в их числе прах создателя сериала «Звездный путь» Джина Родденберри, его жены Маджел Барретт, сыгравшей медсестру Чапел, и еще трех актеров сериала — ДеФореста Келли, Нишель Николс и Джеймса Духана; образцы волос трех американских президентов — Джорджа Вашингтона, Дуайта Эйзенхауэра и Джона Кеннеди. Капсулы с человеческими останками на Луну отправили по заказу компаний Elysium Space и Celestis. Откуда у компании Celestis образцы волос бывших американских президентов — не сообщается. Ракета-носитель «Вулкан» — один из самых ожидаемых аппаратов, которые совершили полеты за последние годы. Ее разрабатывали с 2014 года и это ее первый запуск. По словам генерального директор ULA Тори Бруно, несмотря на то, что испытания ракеты были отложены, разработка «Вулкана» была одной из «наиболее упорядоченных и хорошо выполненных программ развития, над которыми [он] работал за свою очень долгую карьеру в аэрокосмической отрасли».
Ракета-носитель «Вулкан» — один из самых ожидаемых аппаратов, которые совершили полеты за последние годы. Ее разрабатывали с 2014 года и это ее первый запуск. По словам генерального директор ULA Тори Бруно, несмотря на то, что испытания ракеты были отложены, разработка «Вулкана» была одной из «наиболее упорядоченных и хорошо выполненных программ развития, над которыми [он] работал за свою очень долгую карьеру в аэрокосмической отрасли». CNN утверждает, что если миссия пройдет успешно, то это может изменить всю индустрию запусков в целом. Предполагается, что «Вулкан» заменит ракету «Атлас» и семейство ракет-носителе «Дельта», который ULA использует сейчас. Специалисты прорабатывают возможные альтернативные варианты миссии с использованием аппарата.
Чужое мнение уважал, прислушивался и стремился, если было необходимо для дела, понять. Если был не согласен или не понимал вопроса, дискутировал, свою точку зрения доказывал логично, владел искусством спора без перехода на личности. Много положительных черт было у В. Челомея, были и отрицательные проявлял иногда раздражительность, нервозность. Но одно бесспорно, что он был талантлив, умел смотреть вперед, понимал важность задач в области развития науки и техники," - написал о Челомее Анатолий Павлович Завалишин, ветеран космодрома Байконур, президент Федерации космонавтики Украины. На одном из высоких совещаний В. Челомей, не сдержавшись, бросит в лицо некоему чиновнику весьма высокого ранга: "Вы - центрпробка! Это запомнили. В период с 1978 г. В 1981 г. Устинов скажет о В. Челомее: "Он стал слишком самостоятельным". В это время из уст в уста передавались слова Д. Устинова: "Челомею нет места в Космосе. ОКБ создано не для таких задач. Кстати, постановление это посвящено также и развитию работ по "Бурану". Дмитрий Федорович Устинов. Ни для кого не секрет, что всем ВПК управлял он. Возможно, что так и должно было быть. После того как Устинов сам склонялся к одному решению, обычно создавалась комиссия для изучения вопроса. В эту комиссию входили люди, понимавшие приказы даже тогда, когда они не произносились вслух. Решения ЦК и Совмина принимались на основании доклада комиссии, и никогда личное мнение министра не фигурировало в обоснованиях" - цитата, дословно. Дмитрий Федорович Устинов 17 30. Глушко работает не щадя сил, но мечтает о славе, даже посмертной. Королев тоже не щадил сил, но ему нужна была слава при жизни. Формальным поводом для разрыва стал отказ Глушко создавать кислородно-керосиновые двигатели для РН Н-1. Как пишет М. Ребров: "Творческий путь Глушко был отмечен стремлением и желанием находиться впереди других. Он был вхож к Хрущеву и Брежневу, пользовался поддержкой Устинова, это помогло ему осуществить многие замыслы". Челомея, знал о разработках В. Челомея в области легких космических самолетов. Проект он не поддержал, но за это выторговал себе "Энергию-Буран". Валентин Петрович Глушко 20. Я верю, что эта нация примет на себя обязательства достижения великой цели - высадки человека на Луну и безопасного возвращения его на Землю еще в этом десятилетии". Так началась лунная гонка. Американцы разработали под лунную программу сверхтяжелый РН Сатурн-5. РН Сатурн-5. Высота - 110. Стартовая масса - 2950т Сатурн-5 - трёхступенчатый РН. Предназначался для запуска к Луне полностью оборудованного КК "Аполлон", для доставки космонавтов на Луну. Стартовая масса до 2950т, длина без полезного груза 85,6м, с полезным грузом - 110. Двигательная установка первой ступени состоит из 5 ЖРД, работающих на жидком кислороде и керосине, общей тягой 34,33 Мн. Топливо для ЖРД - жидкие кислород и водород. Состоялось 12 запусков РН Сатурн-5 по лунной программе и один в двухступенчатом варианте - для выведения орбитальной станции Скайлэб. Старт РН Сатурн-5 с орбитальной станцией Скайлэб 1973г. Орбитальная станция Скайлэб. Сухой вес 77т. Полный, с пристыкованным кораблем - 91т. Длина 24. С кораблем - 36м. Мах диаметр 6. Объем жилых отсеков - 352. Одну панель солнечной батареи и часть теплозащитного покрытия Скайлэб потерял во время выведения. Астронавтам пришлось импровизировать. Все 13 запусков прошли успешно. На этом история РН Сатурн-5 закончилась. Что же было у Советского Союза? Предполагалось, что на Н-1 будут стоять ядерные двигатели. Но "чистых" ядерных двигателей создать не удалось ни нам, ни американцам. А запрет ядерных испытаний в трех средах поставил крест на этой идее. Достаточно мощных химических движков у нас в то время не было. Н-1 остался без двигателей. Королев обратился к Глушко, но тот наотрез отказался проектировать двигатели на керосине и жидком кислороде. Королев обратился к Николаю Дмитривичу Кузнецову. Но до 1959г. КБ Кузнецова космическими двигателями вообще не занималось. В сжатые сроки создать мощный и надежный двигатель КБ Кузнецова не смогло. На первую ступень Н-1 пришлось ставить 30 двигателей, что отрицательно сказалось на общей надежности системы. РН Н-1. Хорошо видны сопла тридцати двигателей первой ступени. Первоначально Н-1 предназначался для вывода на околоземную орбиту тяжёлой 75 т орбитальной станции с перспективой обеспечения сборки тяжелого межпланетного корабля для полётов к Венере и Марсу. С принятием запоздалого решения по включению СССР в лунную гонку, Н1 был форсирован и стал носителем для экспедиционного космического корабля Л3 в комплексе Н1-Л3. Высота 105,3м. Стартовая масса 2950т. Диаметр у земли 17м. Слева для сравнения - Сатурн-5 РН Н1 выполнен по последовательной схеме расположения и работы ступеней и включал 5 ступеней. На всех ступенях использовались кислород-керосиновые двигатели. Все четыре испытательных запуска Н1 были неуспешными на этапе работы первой ступени. В 1974 году советская пилотируемая лунная программа была закрыта, а несколько позже - в 1976 году - также закрыты и работы по Н1. Первый пуск прошел 21. После чего два оставшихся экземпляра РН и два недостроенных были уничтожены зарыты в землю по личному распоряжению В. На этом история РН Н-1 закончилась. В 1976г, сразу после закрытия программы Н-1 начались работы по программе "Энергия-Буран". Энергия - принципиально новый сверхтяжёлый носитель, на базе которого рассматривался, но не был реализован новый проект сверхтяжелого РН "Вулкан". РН Энергия. Высота 58. Стартовая масса 2400т. Масса на НОО 105т. РН Вулкан проект. РН Вулкан от РН Энергия отличается вертикальным а не боковым размещением полезной нагрузки и увеличенным до восьми количеством "боковушек". Масса на НОО 200т. РН Энергия стартовал дважды, оба раза успешно: - Первый пуск - 15. Энергия-Полюс перед установкой на стартовый стол. Май 1987г. Энергия-Буран по пути на старт. Ноябрь 1988г. На этом история РН "Энергия" закончилась. На разработку ракеты отводилось три года. Диаметр центральных блоков ракеты был определён максимально возможным размером железнодорожного груза - 4100 мм. В то же время, длина конструкции центрального блока первой ступени была определена необходимым объёмом окислителя в ускорителе первой ступени и длиной железнодорожного крупногабаритного груза. В качестве верхних ступеней УР-500 было решено использовать модифицированный вариант ракеты УР-200. Первый пуск двухступенчатой РН УР-500 состоялся 16. Всего в 1965-66 годах были выполнены четыре запуска спутников "Протон", которые и дали новому носителю его имя. Длина 58. Диаметр 7. Он же - гептил. АТ - тетраоксид азота. Оба компонента - страшно ядовитая гадость. Так, например, гептил в четыре раза токсичнее синильной кислоты. У гептила и тетраоксида азота есть очень привлекательные для военных свойства. Оба компонента достаточно стойкие и могут долгое время храниться при обычной температуре. То есть, баллистическая ракета с заправленными баками может месяцами стоять в шахте на боевом дежурстве в десятиминутной готовности к запуску. И компоненты топлива самовоспламеняются при соединении. То есть, в двигателе не нужна система поджига. Топливо керосин-жидкий кислород экологически привлекательно. Продукты горения - углекислый газ и вода. Но жидкий кислород не может долго храниться в баках РН. Он нагревается и испаряется. Следовательно, баки РН нужно заполнять непосредственно перед стартом. Что не устраивает военных. И хотя Челомею и Глушко удалось пробить разрешение на выведение Протоном пилотируемых кораблей, до сих пор ни один человек на ядовитом Протоне в космос не поднялся. А вот китайцы летают в космос на гептиле... Впрочем, это их проблемы. Кроме того, начались работы над четвёртой ступенью РН Протон-К на базе пятой ступени ракеты-носителя Н-1, получившей название "блок Д". Согласно этому проекту, двухсекционный корабль 7К-Л1 вариант "Союза" выводился на отлётную траекторию для полёта к Луне, совершал облёт Луны и благополучно возвращался. На вершине хорошо видна система аварийного спасения корабля Зонд 7К-Л1. На таком корабле две советские черепахи облетели Луну раньше трех американских астронавтов Аполлон-8. Собственно, сырая, неотработанная машина погубила половину советской лунной программы. Более половины запусков Протонов закончились аварией РН. Вторую половину лунной программы погубили четыре неудачных запуска Н-1. В 1969 году нам просто не на чем было лететь на Луну... Такие исходные данные из реальной истории космонавтики СССР. ГЛАВА 2. Переходим к главному. Из приведенного выше ясно, что выиграть лунную гонку невозможно. Однако, на ней свет клином не сошелся. И из ошибок нужно уметь делать выводы. Мы вывезли на старт Н-1 в 1969 году. Не сумели отладить, зарыли в землю. Начали с нуля проектирование "Энергии". В результате РН лунного класса впервые взлетел только в 1987 году. Потеряно почти 20 лет. Впустую растрачены силы и средства. И самое обидное - из-за развала СССР этот поздний ребенок оказался никому не нужен. Вопрос: Зачем разрабатывать два РН одного класса? Не логичнее ли довести первый, Н-1? Ведь разработчики клялись и божились, что пятый или, в крайнем случае, шестой запуск пройдет успешно! В последнем, четвертом запуске первая ступень недоработала всего 7 секунд. И запуск мог бы пройти успешно, если б в программе полета была предусмотрена возможность досрочного разделения ступеней в случае аварии на первой ступени. Вторая и третья ступени скомпенсировали бы недобор скорости первой. Но самое интересное, что Н-1 - это, по-существу, не один ракетоноситель, а семейство. Если убрать 1-ю и 4-ю ступени Н-1, а на второй высотные двигатели НК-43 заменить на "приземные" НК-33, то получим двадцатитонник Н-11. Экологически чистый, использующий керосин и кислород конкурент ядовитому Протону. Ясно, что Протон сошел бы со сцены очень быстро. А на Протоне стоят двигатели, разработанные кем? Да-да-да, В. Тем самым человеком, который в пух и прах разругался с Королевым, а в 1974 году сел в его кресло. И приказал закопать в землю готовые РН Н-1, а всю документацию уничтожить. Тем самым, обеспечив своему детищу, гептиловым двигателям Протона долгую жизнь. Так амбиции одного человека отбросили советское ракетостроение на 20 лет... Я понимаю, что такими словами разбрасываться нельзя. Протон-К имеет стартовую массу 702т и выводит на низкую опорную орбиту НОО, высота 200км полезную нагрузку 20т. При этом, всё на пределе. Конструкция за 40 лет развития отработана до предела, и не имеет перспектив дальнейшего развития. Н-11, наоборот, сырая двухступенчатая машина со стартовой массой 770т, легко взяла планку в 20 тонн на НОО. Однако, характеристики машины мне не понравились, и я взялся за оптимизацию конструкции. Назовем эту модель Н-11-у. Что такое Н-11 и чем Н-11-у отличается от Н-11? Н-11 - это РН Н-1 без первой и четвертой ступеней. Первая ступень Н-11 имеет сухую массу 55т, стартовую 561т.