Уровень внешнего долга России по отношению к ВВП страны по итогам второго квартала 2023 года впервые в истории упал ниже 15%. Внутренний долг России к началу 2023 года вырос на 2,3 триллиона рублей и приблизился к отметке в 19 триллионов.
Государственный внутренний долг России
За первый квартал 2022 года государственный внешний долг России снизился на 4,3%. Об этом говорится в опубликованном оперативном докладе Счётной палаты за первые три месяца 2022-го. Узнайте сумму внешнего долга России на 2023 год, сколько он составляет, что такое внешний и внутренний долг, как он появился, его структуру, размер госдолга, динамику и прогноз. По данным Центробанка, государственный долг России в начале 2024 года составляет 20,9 трлн рублей. на 1,9 миллиарда долларов.
Что такое госдолг
- Что такое государственный долг и что бывает, если не платить по долгам | Блог Совкомбанка
- Безопасный уровень
- Внешний долг РФ: размер, график выплат до 2028 года
- Внешний долг России на 2023 год
- Госдолг России за полгода вырос на полтора триллиона
Экономика России
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков сообщил , что ситуация в экономике России находится под абсолютным контролем. По его словам, в РФ зафиксировали достаточно хорошие макроэкономические показатели. До этого стало известно , что Россия вернулась в десятку крупнейших мировых экономик впервые с 2014 года.
Вероятно, что государство прибегнет к внутренним источникам средств в виде привлечений денег населения в ОФЗ и введения налога на сверхприбыль для компаний. Если вы планируете вложить деньги в облигации или акции, можете ознакомиться с вариантами здесь. Открыть банковский вклад безопасно и быстро можно тут. Больше полезных новостей читайте в нашем телеграм-канале Bankiros. Источники: АиФ , телеграм-канал Bankiros.
Обнаружили ошибку?
Брать в долг государство может у разных кредиторов, поэтому госдолг делят на внешний и внутренний. Внешний долг — это обязательства перед другими странами, международными организациями и частными иностранными инвесторами. Внутренний — это обязательства перед субъектами, фондами, банками, компаниями и населением. В частности, простые граждане могут одолжить свои деньги государству, купив государственные облигации. Госдолг считают в национальной или любой другой валюте, но экономисты, как правило, оценивают его размер по отношению к ВВП страны.
Как указали в ведомстве, общий объем госдолга России составил 25,6 трлн, из которого внутренний долг — 20,8 трлн рублей. Как в Минфине оценивают объем госдолга Более свежие данные можно посмотреть на сайте Минфина России. Там указаны объемы внутреннего и внешнего государственных долгов РФ, в том числе объем государственного долга субъектов Российской Федерации. Там же можно посмотреть статистику за прошлые годы.
После трехлетних переговоров со странами Парижского клуба в апреле 1996 г. По состоянию на начало 1996 года задолженность Парижскому клубу оценивалась примерно в 38 млрд долларов. Соглашение закрепило договоренность о реструктуризации накопленного долга и средний срок выплаты этих долгов увеличился от 19 лет до 24 лет. В результате реструктуризации на период до 2020 г. При этом выплаты должны были начаться только после окончания льготного периода и осуществляться нарастающими платежами. Одновременно с переговорами по Парижскому клубу проходили переговоры с Лондонским клубом.
В ноябре 1995 года во Франкфурте-на-Майне между Правительством России и представляющим интересы Лондонского клуба кредиторов Банковским консультативным комитетом был подписан Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР Лондонскому клубу, включая проценты на длительный срок до 25 лет и о предоставлении льготного периода до 6 лет. Ответчиком по долгу был определён ВЭБ. Подписание Меморандума означало достижение принципиальной договоренности по реструктуризации. После этого осуществлялась выверка задолженности, в ходе которой были проанализированы свыше 27 тыс. Такого масштаба сделки не было за всю предыдущую историю клуба. На официальных кредиторов, не входящих в Парижский клуб, приходилось в 1993 г. Так, соответствующие соглашения были заключены с бывшими европейскими странами СЭВ. В результате зачета взаимных задолженностей с Польшей и Болгарией внешняя задолженность России сократилась на более чем 9 млрд долл. Были подписаны подобные соглашения, регулирующие отношения по советским долгам, с Республикой Корея, Турцией, Кувейтом и некоторыми другими государствами [8].
Эмиссия и инфляция: эксперты назвали последствия расширения госдолга
На внутренний долг приходится 77,9% от общего объёма госдолга – 16,2 триллиона рублей. Анализируя современное состояние государственного долга России, авторы рассматривают проблемы и перспективы российской долговой политики. При этом предполагается нарастить внутренний долг до 25 трлн рублей, внешний — до 4,9 трлн рублей, чтобы покрыть дефицит бюджета Стали известны планы российского Минфина, который намерен увеличить госдолг России до 29,9 трлн рублей.
Внешний долг России в 2023 году сократился до $317 млрд, минимального показателя с 2007 года.
Под эти решения может быть арестована любая государственная собственность РФ. Сегодня вопрос будет ли дефолт — дискуссионный. Но специалисты прогнозируют, что он неизбежен», - отметил он в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН». Однако не все специалисты в России настроены так пессимистично. Без рейтингов и без доллара: Экономисты объяснили невозможность дефолта в РФ «Американцы пытаются запретить проведение платежей в долларах. Если они блокируют платежи, сколько бы денег не было у России, Минфин не может технически передать эти деньги кредиторам, держателям облигаций. Соответственно, после этого наступает дефолт, сначала технический, а потом полноценный. Минфин, конечно, может заплатить и в рублях, но с точки зрения держателей облигаций и мировой финансовой системы это воспринимается как дефолт. Не перекрыта возможность оплаты в евро, но она не предусмотрена.
Об этом говорится в опубликованной Счетной палатой РФ аналитической записке об исполнении бюджета за 2023 год. Исполнение бюджета Федеральный бюджет РФ по итогам 2023 года исполнен с дефицитом в размере 3,24 трлн рублей при доходах в сумме 29,12 трлн рублей и расходах в объеме 32,36 трлн рублей. На счетах Банка России размещено 5,01 трлн рублей, в иных финансовых активах - 6,95 трлн рублей.
Пока не влияет. Темпы роста внутреннего долга будут меньше, чем темпы роста ВВП, поэтому бремя этого долга будет снижаться. По нему же надо платить, погашать основное тело, проценты. Если темпы роста экономики выше, чем темпы заимствования, то это всё менее значимая проблема».
Это предельный показатель, который при самой пессимистичной ситуации переступать недопустимо, добавила замминистра. Она уточнила, что государственный долг повышается в течение последних нескольких лет. Так в 2019 году внутренний долг оценивался в 9 трлн рублей, в 2020 — уже 10 трлн рублей.
Почему возникает госдолг
- Что такое государственный долг и что бывает, если не платить по долгам | Блог Совкомбанка
- Что еще почитать
- Данные по госдолгу России
- Для тех, кто ценит свое время
«Это безнадежная ситуация»: Минфин предупредил о росте госдолга России
Золотовалютные резервы России также значительно сократились. Однако величина активов была явно переоценена: размер только финансовых активов задолженность по советским кредитам, предоставлявшимся зарубежным странам — свыше 140 млрд долл. На практике надежды на финансовые активы оказались во многом не оправданными. Вступая в Парижский клуб в 1997 году, Россия имела в активе около 150 млрд долл. Кроме того, Россия стала обязанной списывать долги странам, относящимся к разряду «бедных» и «развивающихся». В итоге, после вступления в Парижский клуб оказалось, что Россия может претендовать на сумму менее 8 млрд долл. После принятия на себя в полном объёме долгов СССР Россия столкнулась с необходимостью соблюдения напряженного графика обслуживания внешнего долга.
В течение четырёх лет 1992—1995 предстояло погасить почти 60 млрд долл. Фактически тогда начались первые российские технические дефолты: кредиторы прежде всего, члены Парижского и Лондонского клубов все это время, не объявляя суверенного дефолта , предоставляли отсрочки платежей. Всего до заключения всеобъемлющих соглашений о реструктуризации только в рамках Лондонского клуба была предоставлена двадцать одна 90-дневная отсрочка платежей. В 1992 году страны « семёрки » приняли решение о предоставлении России пакета западной помощи в размере 24 млрд долл. Из этой помощи Россия реально получила 13,6 млрд долл. Положительная оценка Западом российских реформ сказалась в целом на отношении кредиторов к реструктуризации.
Переговоры России с Парижским клубом кредиторов нашли отражение в Соглашении от 2 апреля 1993 года. Данная договорённость касалась только платежей, просроченных в 1992—1993 годах, хотя отсрочка по этим платежам предоставлялась на достаточно продолжительный период — 10 лет, в том числе давался льготный период в 5 лет.
Это минимальный показатель с 1993 года. В денежном выражении государственный и корпоративный долг страны оценивается в 354,8 миллиарда долларов.
Максимальный уровень внешнего долга России к ВВП был зафиксирован в 1999 году.
Как отмечается в авторитетном источнике «История дипломатии», «Советское правительство согласилось даже признать, на определенных условиях, иностранные долги, лишь бы прекратить интервенцию» «История дипломатии». Том 3. Под редакцией В. Москва — Ленинград: Государственное издательство политической литературы, 1945, с. Кстати, заключенный с Германией Брестский мирный договор 3 марта 1918 г. С Антантой также велись переговоры по долгу например, «миссия Буллита» в 1919 году , однако стороны ни о чем не сумели договорится. Ровно век назад, в апреле-мае 1922 года в Генуе проходила международная экономическая конференция, организованная странами Антанты, и на нее была приглашена советская Россия. Кстати, на полях Генуэзской конференции в городе Рапалло прошли секретные переговоры межу делегациями Германии и Советской России, в ходе которых были достигнуты важные договоренности. Одна из них — решение об обнулении встречных требований двух государств, в том числе требований Германии по российским долгам, связанных с довоенными немецкими кредитами и займами.
Страны Антанты пытались добиться от советской делегации хотя бы их признания, без немедленных выплат. На начало 1922 года сумма обязательств России перед иностранными кредиторами и заимодавцами за вычетом обязательств перед Германией с учетом набежавших процентов оценивалась в 18,5 млрд. Глава английской делегации Ллойд Джордж на разные лады повторял одну и ту же формулу: «Мы от России не требуем немедленных выплат по долгам. Мы хотим от нее лишь признания долгов». А начать выплаты она может, скажем, через пять лет в 1927 году , когда окончательно встанет на ноги. Конечно, Георгию Чичерину, возглавлявшему советскую делегацию, было не трудно согласиться с такой формулой, поскольку за пять лет много воды утечет. И член английской делегации, известный экономист Джон Кейнс, исходя, прежде всего, из моральных соображений, поддержал позицию советской делегации: «Не думает ли Ллойд Джордж, что ценой ничего не стоящих обещаний Чичерин ухватится за минутные выгоды и преимущества, от которых через пять лет можно было бы отбояриться. Если такова психология всех политиков, то народы рассуждают проще, и с этим надо считаться. Навязать России заведомо невыполнимое обязательство, значит обесчестить себя». Суть «плана Кейнса» по «решению русского вопроса» сформулирована в следующем абзаце его статьи: «Военные долги надо просто списать против русских контрпретензий.
Признание де-юре, пятилетняя передышка мораторий в платеже процентов и долга, замена всех прежних долгов новыми 2,5-процентными обязательствами». Начиная с шестого года, Россия выплачивала бы по указанным бумагам примерно по 20 млн. В данном случае англичанин как раз следовал принципу «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Читайте также На Украине поняли, когда и как закончится спецоперация Почему разведка США сообщила о патовой ситуации на фронтах, когда в «незалежной» рушатся тылы Отказываясь от полного или частичного погашения внешних обязательств, которые возникли до октябрьской революции 1917 года, советская делегация апеллировала к историческим прецедентам. В частности, в меморандуме советской делегации от 11 мая, делались ссылки на прецеденты, связанные с буржуазными революциями: «Российская делегация должна заметить, что совокупность претензий, в них формулированных, обусловливается изменениями, вызванными Русской революцией.
Кроме того, после того как в России начало действовать бюджетное правило на зачисление дополнительных сверхдоходов от экспорта нефти и газа, необходимость категорического заимствования практически отпала. Масленников уточнил, что Россия является одним из лидеров по минимальному долгу. Он добавил, что общий мировой государственный долг к концу года сравняется с общим объемом глобального ВВП. Подобное положение дел указывает на уязвимость глобального хозяйства и долговой проблемы в целом, передает « 360 ».
Госдолг России за полгода вырос на полтора триллиона
Согласно закону о федеральном бюджете на 2023—2025 гг. По итогам 2023 г. В 2022 г. Минфин разместил ОФЗ на 3,281 трлн руб.
Согласно закону о бюджете на 2022—2024 гг. Объем чистого привлечения ожидался на уровне 2,199 трлн руб. На внешние рынки заимствований министерство в 2022 г.
В ближайшие годы, как ожидается, бюджет также будет оставаться дефицитным: в 2023 г. Доходы в 2023 г. Основными источниками покрытия дефицита в 2023—2025 гг.
Облигации будут покупать банки, у которых в результате окажется меньше ресурсов для выдачи корпоративных и потребительских кредитов. В итоге пострадают не только рядовые обыватели, но и производственные предприятия, которые столкнуться с дефицитом инвестиций на собственное развитие. Во избежание такого поворота событий правительству придется модернизировать налогооблагаемую базу, в частности, сделать более эффективной систему распределения фискальных льгот и других преференций. Ряд статей расходов, конечно, придется урезать, что может негативно сказаться на реализации некоторых инфраструктурных проектов. Не пострадают только социальная сфера и оборонный блок. В то же время государству придется провести глубокий анализ и серьезную работу над укреплением деловой активности и повышением комфортности ведения бизнеса. План соответствующих операций, скорее всего, будет представлен в ближайшее время — в середине - конце августа. Бизнес заранее должен понимать, какая финансовая обстановка сложится в российской экономике в обозримой перспективе.
Это более 1 трлн рублей.
В упомянутой выше статье я не рассматривал специально темы внешнего долга стран, а говорил об их долге в разрезе основных секторов экономики — государственного управления, сектора домашних хозяйств и сектора нефинансовых компаний. Но у каждого сектора есть внутренний и внешний долг. Последний представляет собой обязательства резидентов перед нерезидентами в виде займов как правило, оформленных в виде долговых ценных бумаг и банковских кредитов. Базы статистических данных по внешнему долгу стран мира ведут Международный валютный фонд, Всемирный банк, ряд частных консалтинговых фирм и некоммерческих организаций.
Их цифры могут несколько разниться из-за различий в методологии. Ряд стран дают официальные сведения о внешнем долге со значительными задержками, поэтому не всегда можно дать полную мировую панораму по состоянию на последний год. Если ранжировать страны по абсолютной величине внешнего долга, то Россия не входит даже в первую двадцатку. Она находится где-то рядом с такими странами, как Греция, Ирландия, Таиланд. Приведу данные на 2023 год по тем странам, у которых внешний долг превышает один триллион долларов в трлн долл.
Всего 15 стран с суммарным внешним долгом, равным 83,4 трлн долл. В этом списке почти исключительно ведущие страны Запада за исключением Китая, Гонконга и Бразилии. Внешний долг Российской Федерации примерно на два порядка то есть в 100 раз меньше внешнего долга США. Теперь рассмотрим внешний долг стран с помощью относительного показателя, то есть по отношению к величине валового внутреннего продукта ВВП. И тут картина очень пестрая, разброс величины показателя громадный.
В то же время профицит баланса доходов от прочих инвестиций вырос за счет роста доходов, полученных из-за рубежа. Внешние обязательства экономики снизились на 8,1 млрд долларов США: сокращение обязательств по прямым инвестициям обусловлено погашением задолженности перед связанными зарубежными структурами по долговым инструментам, в том числе в рамках механизма выпуска замещающих облигаций; внешняя задолженность в части портфельных инвестиций стала меньше за счет сокращения вложений нерезидентов в российские долговые ценные бумаги; обязательства по прочим инвестициям увеличились в связи с ростом задолженности по незавершенным внешнеторговым расчетам в условиях усложнения логистических цепочек и в результате наращивания задолженности по объявленным, но не выплаченным дивидендам. Чистое принятие обязательств резидентами по функциональным категориям в 2015—2023 годах, млрд долларов США Рост финансовых активов в 2023 году составил 35,2 млрд долларов США: иностранные активы в форме прямых инвестиций выросли в основном за счет активизации инвестирования в иностранные инструменты участия в капитале; портфельные инвестиции уменьшились преимущественно за счет сокращения вложений резидентов в долговые инструменты за рубежом; иностранные активы в форме прочих инвестиций выросли в том числе за счет накопления остатков средств на зарубежных счетах резидентов; резервные активы сократились преимущественно вследствие проведения операций на внутреннем валютном рынке, связанных с бюджетным правилом. Чистое приобретение финансовых активов резидентами по функциональным категориям в 2015—2023 годах, млрд долларов США Международная инвестиционная позиция Российской Федерации по состоянию на дату стандартные компоненты Международная инвестиционная позиция Российской Федерации Более значимое снижение иностранных обязательств по сравнению с активами привело к росту чистой международной инвестиционной позиции Российской Федерации до 857,5 млрд долларов США на 1 января 2024 года с 768,1 млрд долларов США на начало 2023 года.
Счетная палата России: госдолг РФ в 2023 году вырос на 2,775 трлн рублей
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. передает РИА Новости со ссылкой на аналитическую записку Счетной палаты. В России внутренний долг создается Правительством РФ, но может включать в себя задолженности прошлых лет, например, долговые инструменты, выпущенные еще при советской власти.
Госдолг России за полгода вырос на полтора триллиона
За указанные шесть месяцев 2023 года обслуживание госдолга для России составило 718,1 млрд руб. В Счетной палате РФ сообщили, что высокие темпы экономического роста в первом полугодии объясняются эффектом низкой базы 2021 года. Из-за высоких ставок в России на 2023 год стоимость обслуживания облигации федерального займа в дальнейшем будет давить на бюджет.
Дефицит покрывают за счет госдолга и из Фонда национального благосостояния ФНБ. Так, в этом году оттуда возьмут триллион. Как пояснял ранее премьер Михаил Мишустин, увеличение заимствований в разумных пределах позволит не тратить средства "главной кубышки".
Альтернатива — поднять налоги, но это отрицательно скажется на устойчивости экономики. Включить печатный станок тоже не вариант — это разгонит инфляцию. С учетом постоянной выручки от сырьевых и промышленных товаров на азиатских рынках главным образом — Ирана, Китая, Индии, стран Юго-Восточной и Восточной Азии, Африки, Южной и Латинской Америки рост госдолга не угрожает макроэкономической стабильности, считает Михаил Хачатурян. Несмотря на дефицит, Госдума утвердила новое бюджетное правило. Из базовых нефтегазовых доходов в 2023-2025 годах на расходы можно направить восемь триллионов рублей с дальнейшей ежегодной индексацией на четыре процента.
Как поясняется в документе, это соответствует умеренно-консервативным оценкам внешних условий при стабильном курсе в диапазоне 65-75 рублей за доллар и минимизирует влияние волатильности нефтегазовых рентных доходов на экономику.
Хотя мы понимаем, что в условиях текущей ситуации мы долг будем наращивать, это безнадежная ситуация, мы должны будем это делать, потому что у нас растет расходная часть - нужно поддерживать экономику, мы должны поддерживать военный блок, и наши четыре новых региона нуждаются в существенной поддержке. Поэтому мы будем наращивать долг, но будем стараться оставаться в безопасных границах", - сказала она. То есть это тот предельный долг, который мы в самой пессимистичной ситуации не должны перешагнуть", - сказала замминистра.
Данный показатель по России, по моему мнению, завышен поскольку, как я отметил выше, занижается величина российского национального богатства.
За редкими исключениями у большинства стран мира внешний долг в долгосрочной перспективе имеет тенденцию к росту — как в абсолютном, так и относительном выражении. Что касается России, то у нее достаточно долго наблюдалась тенденция к росту как абсолютной, так и относительной величины внешнего долга. На начало 1994 года внешний долг РФ равнялся 118,0 млрд долл. На начало 2005 года он уже превысил планку в 200 млрд долл. Далее его наращивание продолжилось, и в середине 2014 года показатель достиг своего максимума — 732,8 млрд долл.
Затем началось снижение величины внешнего долга, что было обусловлено такой причиной, как начало коллективным Западом санкционной войны против России после того, как в марте 2014 года Крым вошел в состав Российской Федерации. На начало 2022 года внешний долг России сократился до 488 млрд долл. В феврале 2022 года начался новый раунд санкционной войны против России, что дало дополнительный импульс процессу сокращения внешнего долга. И как я отметил выше, за 2022-2023 гг. Из общего сокращения внешнего долга за два года, составившего более 171 млрд долл.
Подобные резкие сокращения внешнего долга — крайне редкие случаи в современном мире, где действует обратная тенденция к наращиванию долга. Сокращение внешнего долга для любой экономики является болезненным. Но в конечном счёте это позитивный процесс как с точки зрения экономики снижается долговая нагрузка , так и политики снижается зависимость государства от внешнего давления.