«Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского. 24 ноября 2021, Самарская областная универсальная научная библиотека в Самаре — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет.
Новые галереи
- Спикер СФ: не прочитавший «пятикнижия Достоевского» духовно обеднил себя
- «Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского.
- Великое Пятикнижие | Пикабу
- "Великое пятикнижие Фёдора Михайловича Достоевского"
- Философия в литературе
- ФЁДОР ДОСТОЕВСКИЙ. "ВЕЛИКОЕ ПЯТИКНИЖИЕ" [ погружение ] - YouTube
«Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского
В мирной скучной жизни местечка назревает буря и самое страшное, что это разрушительное бедствие зарождается не в атмосфере, а в человеческих головах. Петр Степанович Верховенский прототип Сергей Нечаев организовывает революционный кружок. Под руководством этого умного и расчетливого мастера интриг, который скрывается под личиной шута, революционеры от пространственных речей быстро переходят к действиям. В качестве жертвы он выбирает Ивана Павловича Шатова, бывшего революционера, который после путешествий по Европе разуверился в революционных идеях и стал пропагандировать новую философию о народе-богоносце прототип убитый народной расправой Иван Иванов. Первое политическое убийство круто изменяет жизнь городка и его обитателей, многие из которых невольно оказываются втянуты в революционную игру Верховенского. Будучи незаконнорожденным сыном помещика Андрея Петровича Версилова, юноша испытывает множество душевных мук. Разве после девятнадцати еще растут? Он легко и понятно прочитывается и сегодня, закрепляясь тем самым вне литературного времени. В планах Достоевского было написание продолжения произведения, однако внезапно обострившаяся болезнь не дала ему осуществить свой замысел — писатель умер через два месяца после публикации. Роман состоит из 12 книг, объединенных в четыре смысловых части. События происходят в городке Скотопригоньевске в состоятельном семействе Карамазовых.
Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям", — писал Достоевский в письме Надежде Сусловой, сестре Аполлинарии. Вместе с тем сам Достоевский оказался страшным ревнивцем и устраивал Сусловой сцены. Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи. Вслед за ней в Европу поехал и писатель, но нагонять любовницу не торопился: играл в рулетку. Она разорвала отношения письмом. Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены. Их переписка с Сусловой длилась еще много лет. Анна Корвин-Круковская В 1864 году в редакцию журнала "Эпоха" пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова.
Писатель оценил дарование неизвестного автора. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. Высокая, стройная, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами девушка покорила писателя и едва не стала невестой. Достоевский ценил и поощрял ее талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму. Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна. Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым". Со своей стороны, Анна говорила: "Ему нужна совсем не такая жена, как я.
Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нем думать. А я этого не могу, я сама хочу жить! Детской любовью в Достоевского влюбилась и младшая сестра Анны — Соня, которая спустя несколько десятилетий стала известна всему миру как выдающийся математик Софья Ковалевская. А в романе "Идиот" появились сестры Епанчины. Анна Сниткина В 1866 году писатель, испытывавший тяжелую нужду, был вынужден заключить договор с издателем Федором Стелловским, по которому он продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в четырех томах и обязался написать для него новый роман объемом 12 печатных листов к 1 ноября 1866 года. Он обратился за помощью к знакомому профессору Павлу Ольхину, и тот порекомендовал ему свою лучшую ученицу, 20-летнюю Анну Сниткину. И сделал девушке предложение. А мне она все более и более нравилась.
Так как со смерти брата мне ужасно скучно и тяжело жить, то я предложил ей за меня выйти. Она согласилась, и вот мы обвенчаны. Разница в летах ужасная 20 и 44 , но я все более убеждаюсь, что она будет счастлива", — писал Достоевский в одном из писем. Они поженились в 1867 году, Анна стала верной помощницей и соратницей Достоевского и родила ему четверых детей. Благодаря Анне писателю удалось избавиться от пристрастия к рулетке, она взяла на себя руководство финансами семьи, заботилась о быте. Супруги прожили в любви и согласии 14 лет. Переписку они вели чуть ли не с первых дней знакомства. В письме от 29 декабря 1866 года Федор Михайлович писал Анне Григорьевне: Как-то ты проводила вчерашний день?
Однако он оказал колоссальное влияние на все последующие революционные движения, включая большевизм. В частности, в разделе «Катехизиса революционера» под заголовком «Отношение революционера к обществу» есть такие строки: «Революционер вступает в государственный, сословный, так называемый образованный мир и живёт в нём только с верою в его полнейшее скорейшее разрушение. Он не революционер, если ему чего-нибудь жаль в этом мире. Он не должен останавливаться перед истреблением положения, отношения или какого-либо человека, принадлежащего к этому миру. Все и вся должны быть ему равно ненавистны. Тем хуже для него, если у него есть в нём родственные, дружеские или любовные отношения; он не революционер, если они могут остановить его руку».
Своеобразную интерпретацию «Катехизиса» выдаёт Пётр Верховенский, один из центральных персонажей романа «Бесы»: «Мы проникнем в самый народ... Наши не те только, которые режут и жгут, да делают классические выстрелы да кусаются. Я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтобы испытать ощущения, уже наши, наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши.
Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают!.. Везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный... Знаете ли, сколько мы одними готовыми идейками возьмём? Уже преступление не помешательство, а именно здравый-то смысл и есть, почти долг, по крайней мере, благородный протест. Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «двести розог, или тащи водки ведро».
О, дайте, дайте, взрасти поколению. Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они ещё попьянее стали! Ах, как жаль, что нет пролетариев! Но будут, будут, к этому идёт... Одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь — вот чего надо! А тут ещё «свеженькой кровушки», чтобы попривык...
В русском народе до сих пор не было цинизма, хоть он и ругался скверными словами... Надо, чтоб и народ уверовал, что мы знаем, чего хотим, а что те только «машут дубиной и бьют по своим». Эх, кабы время! Одна беда — времени нет. Мы провозгласим разрушение... Надо, надо косточки поразмять.
Мы пустим пожары... Мы пустим легенды... Тут каждая шелудивая «кучка» пригодится. Я вам в этих же самых кучках таких охотников отыщу, что на всякий выстрел пойдут, да ещё за честь благодарны останутся. И начнётся смута! Раскачка такая пойдёт, какой ещё мир не видал...
Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам... Заражена была не только столица, а и самая что ни на есть патриархальная Русь.
Когда Достоевскому было 16 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Федора и Михаила впоследствии также ставшего писателем , в пансион К. Костомарова в Петербурге для подготовки к поступлению в инженерное училище. Последующая учеба в училище тяготила юношу. Он не испытывал никакого призвания к будущей службе. Все свое свободное от занятий время Достоевский уделял чтению, а по ночам сочинял. Первую литературную славу ему принес его роман «Бедные люди».
С рукописью студента ознакомились Н. Некрасов и В.
Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского, комплект из 5 книг
Библиотека-филиал №3 МБУК «ЦБС г. Рязани» предлагает вашему вниманию виртуальную выставку «Достоевский и мир великих романов», рассказывающую о пяти великих произведениях писателя – романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы». Романы Великого Пятикнижия Достоевский. Пятикнижие Достоевского по порядку. Фёдор Михайлович Достоевский уже давно вышел из узких рамок просто великого русского писателя.
Задать вопрос
- Что такое Великое пятикнижие Достоевского
- ДОСТОЕВСКИЙ. ВЕЛИКОЕ ПЯТИКНИЖИЕ. | Новый Акрополь
- Описание книги Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского (комплект из 5 книг):
- Другие статьи в рубрике "Культура" (Россия)
«Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского.
Пятикнижие Достоевского — это пять великих романов, написанных русским писателем Федором Достоевским. Месяц назад Тамилла Борисовна обратилась к творчеству Ф. М. Достоевского — «Великое пятикнижие Достоевского» — так изначально была обозначена тема нескольких «Литературных встреч». Пятикнижие Достоевского — это пять великих романов, написанных русским писателем Федором Достоевским. Достоевский Федор Михайлович: Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского (набор из 5 книг: "Преступление и наказание", “Братья Карамазовы”, “Идиот”, “Подросток”, "Бесы"). На этом сайте трудами нескольких сотен человек собирается информация о фантастике, фэнтези и обо всём, что с ними связано. Считаю, тот, кто не прочитал «пятикнижия Достоевского», пяти его, без малейшего преувеличения, великих романов — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» — духовно обеднил себя, лишился чего-то очень важного в.
Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского (комплект из 5 книг)
Фёдор Михайлович Достоевский (1821–1881) — прозаик, критик, публицист. Что такое великое Пятикнижие Достоевского? В этом году при поддержке фонда «Русский мир» 27 ноября в Русском центре в Тирасполе прошла республиканская научно-практическая конференция «Великое пятикнижие» (в него входят романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот». это неофициальное название для обозначения пяти самых масштабных романов великого русского писателя XIX века. Что такое великое Пятикнижие Достоевского?
Прочитаем классику вместе
Но он оставляет чёткое послание: «на путях разного рода запретов, ограничений свободы проблему искоренения зла, построения совершенного общества не решить». В своих размышлениях Достоевский пришел к выводу, что необходимо, чтобы человек сам не хотел творить зло, и заявляет об ответственности каждого человека не только за себя и свои поступки, но и за то, «что будет со всеми нами, с человечеством в целом», написала Валентина Матвиенко. Это интересно.
Все свое свободное от занятий время Достоевский уделял чтению, а по ночам сочинял. Первую литературную славу ему принес его роман «Бедные люди». С рукописью студента ознакомились Н. Некрасов и В. Через много лет Достоевский вспоминал слова Белинского в «Дневнике писателя»: «Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни». В училище же Достоевский знакомится с М.
Петрашевским и начинает посещать устраиваемые им «пятницы», где обсуждались вопросы о свободе книгопечатания, перемене судопроизводства и освобождении крестьян. В этом самом кружке Достоевский несколько раз читал запрещенное «Письмо Белинского Гоголю», вскоре после чего, 23 апреля 1849 года писатель в числе многих петрашевцев был арестован и провел 8 месяцев в заключении в Петропавловской крепости.
Без понимания этих романов, пожалуй, невозможно в полной мере понять и прочувствовать, как и про что писал Фёдор Михайлович. Кстати, вы знали, что термин «великое пятикнижие» предположительно восходит к Пятикнижию Моисея, которое начинает Ветхий Завет? Приглашаем вас 3 ноября на мировую премьеру рок-оперы «Преступление и наказание».
В большинстве случаев люди, даже злодеи, гораздо наивнее и простодушнее, чем мы вообще о них заключаем.
Да и мы сами тоже. Русский весьма часто смеётся там, где надо плакать. Кадр из фильма «Идиот», 2003 год Враньё есть единственная человеческая привилегия перед всеми организмами. Родивший не есть ещё отец, а отец есть — родивший и заслуживший. Если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет. Выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.
В отвлечённой любви к человечеству любишь почти всегда одного себя. Подлецы любят честных людей. Кадр из фильма «Бесы», 2014 год Истинно великие люди должны ощущать на себе великую грусть. Ко всему-то подлец человек привыкает! Муки и слёзы — ведь это тоже жизнь. Фото: kinorium.
Виртуальная книжная выставка «Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского
По преданию, их продиктовал Моисею сам Бог. Пять великих романов русского писателя были написаны один за другим всего за 14 лет. Они настолько сложны и глубоки, что их создание кажется непосильным для человеческого ума. Поэтому и появилась такая литературная аллюзия — пятикнижие Достоевского. Василий Перов. Портрет писателя Фёдора Михайловича Достоевского, 1872 год. Москва, Государственная Третьяковская галерея Первая книга из списка, «Преступление и наказание» 1866 , всем известна со школьных лет — когда я училась, она входила в программу по литературе в девятом классе, сейчас ее изучают на год позже. К сожалению, чаще всего на этом знакомство с творчеством Достоевского заканчивается, хотя пятикнижие только началось.
Самым сложным и любимым произведением Федора Михайловича был второй роман — «Идиот» 1868 год. Главный герой произведения — князь Мышкин — добрый, честный и наивный. Достоевский пытался понять, сможет ли такой человек жить в обществе и к чему приведет его появление. Он говорил, что на свете нет ничего труднее, чем изобразить прекрасного человека. Роман «Бесы» 1871-1873 годы считается самым политическим. В нем Федор Достоевский осуждает нигилизм и радикальные движения, распространявшиеся в России в то время. Поводом для создания произведения стало убийство студента Ивана Иванова революционером Сергеем Нечаевым.
Федор Михайлович пишет не столько о социальных проблемах, сколько о деградации личности, о том, как человек разрушается изнутри, прежде чем стать террористической машиной. Признаюсь: для меня эта книга оказалась самой сложной, я начинала ее читать три раза и так и не дошла до конца. Он написан очень легко и понятен даже в XXI веке. Герой произведения — 19-летний молодой человек. Он незаконорожденный сын помещика и потому находится в странном положении недо-дворянина и вроде как недочеловека. Юноша мечтает о высоком статусе, богатой жизни и хочет казаться старше и важнее, чем есть. Многие литературоведы говорят, что именно этот роман Федора Достоевского подходит для изучения в школьном возрасте, в отличие от «Преступления и наказания».
Писатель умер через два месяца после его окончания.
В своих размышлениях Достоевский пришел к выводу, что необходимо, чтобы человек сам не хотел творить зло, и заявляет об ответственности каждого человека не только за себя и свои поступки, но и за то, «что будет со всеми нами, с человечеством в целом», написала Валентина Матвиенко. Это интересно.
В честь 200-летнего юбилея Ф М. Достоевского, день рождения которого отмечается 11 ноября, подготовлена виртуальная книжная выставка «Великое Пятикнижие Достоевского», где представлены наиболее значительные романы писателя, оказавшие огромное влияние на русскую и мировую литературу и вошедшие в сокровищницу мировой культуры. Всё, о чем писал Достоевский, современно и злободневно.
Помимо интересной структуры, аллюзий, метафор, ощущается, что произведения живые, происходит «полное погружение». И несмотря на всю жуть, безысходность и мрак, в которые погружены герои Достоевского, чуствуется, что есть вера в человека, есть завтра.
О великом пятикнижии Фёдора Михайловича Достоевско
К созданию «Братьев Карамазовых» писатель, по сути, шёл всю жизнь. Здесь поставлены коренные проблемы человеческого бытия: вопрос о смысле жизни каждого человека и обобщённой истории человечества, вопрос о нравственных основах и духовных опорах существования людей. Эта книга созревала на национальной ниве, складывалась на почве общих исканий философско-религиозной и художественно-гуманистической мысли и знаменует новый этап в её развитии: стремление сблизить, свести воедино науку и религию, философию и сердечную веру. Это стремление отчётливо проявилось в те же годы в деятельности Владимира Соловьёва, в его «Чтениях о Богочеловеке», послуживших одним из стимулов к работе Достоевского над его последним романом. Вместе с тем «Братья Карамазовы» опираются на длительную европейскую литературную традицию в осмыслении названных вопросов, вступают в диалог с произведениями Шекспира, Гёте, Шиллера, Гюго, включены в широчайший культурный контекст эпохи. В личной творческой лаборатории писателя истоки романа восходят к его масштабным замыслам — «Атеизм» 1868-1869 гг. Весной 1878 года окончательно оформляется проект в двух-трёх томах о нравственных мытарствах Алексея Фёдоровича Карамазова и его братьев. Один из них, Иван — тип Атеиста, а сам герой — монастырский послушник, уходящий в мир. Позиции братьев Карамазовых предельно обобщены: в их судьбах представлена судьба всей современной интеллигенции, будущее человечества поставлено в зависимость от нравственно-этического развития личности.
По одному из планов, «один брат — атеист. Другой — весь фанатик. Третий — будущее поколение, живая сила, новые люди». В романе представлены три поколения: отцы, взрослые дети и будущие «бродящие силы» — мальчики-гимназисты. Однако целью писателя было дать не исторический роман, а картины и лица текущей жизни. Достоевский обратился к недавнему прошлому, к событиям тринадцатилетней давности, которые должны были стать введением к современной деятельности Алексея Карамазова. Даже в самой топографии романа воспоминания детства соединяются с впечатлениями последних лет: город, в котором происходит действие романа, отражает облик Старой Руссы, а окружающие его деревни Чермашня, Мокрое связаны с имением отца писателя Даровое в Тульской губернии. Дмитрий, Иван и Алёша Карамазовы — три этапа биографического и духовного пути самого Достоевского.
Дочь писателя, Любовь Фёдоровна, утверждает, что Иван Карамазов, «согласно нашему семейному преданию, — это Достоевский в его ранней молодости. Есть также известное сходство между моим отцом, каким он был, вероятно, во второй период жизни, между каторгой и длительным пребыванием в Европе после второй женитьбы, и Дмитрием Карамазовым. Дмитрий напоминает моего отца шиллеровским сентиментализмом и романтическим характером, наивностью в отношениях с женщинами... Но больше всего это сходство проявляется в сценах ареста, допроса и суда над Дмитрием Карамазовым. Очевидно, сцена суда занимает так много места в романе потому, что Достоевскому хотелось описать страдания, пережитые им во время процесса Петрашевского и никогда им не забываемые. Некоторое сходство существует также между Достоевским и старцем Зосимой. Его автобиография, по сути, является биографией моего отца, по крайней мере, в той части, которая касается детства. Отец помещает Зосиму в провинцию, в среду более скромную, чем его.
Автобиография Зосимы написана своеобразным, несколько старомодным языком, которым говорят наши священнослужители и монахи. Несмотря на это, там есть все существенные факты из детства Достоевского: любовь к матери и старшему брату, впечатление, произведённое на него церковными службами, на которых он присутствовал в детстве, его отъезд в военную школу в столице, где его, по рассказу старца Зосимы, учили французскому и искусству вести себя в обществе, а заодно и столь многим ложным понятиям... Так, вероятно, отец оценил воспитание, полученное им в Инженерном замке». Но, как и всегда у Достоевского, его творческая и жизненная биография становится историей человеческой личности вообще, вселенской и всечеловеческой судьбой. Дмитрий, Иван и Алёша имеют не только один родовой корень общий отец Фёдор Павлович Карамазов : у них духовное единство — одна трагедия и общая вина за неё. По сути, все они несут ответственность за убийство или допущение убийства их отца. Достоевский напрямую связывает разложение феодально-крепостнической России и рост революционного движения с безверием и атеизмом. Вот почему, считает писатель, за убийство Карамазова-старшего особо ответствен Иван Карамазов.
Это он открыто проповедовал, что Бога никакого нет, а Смердяков в собственном «маленьком уме» сделал вывод: если Бога нет, то всё позволено. Но и Дмитрий с его безудержными страстями, и даже «человек Божий» Алёша виноваты в смерти отца: Иван и Дмитрий виноваты активно, Алёша — пассивно, полусознательно. Алёша знал, что готовится преступление, и всё же допустил его. Мог спасти отца — и не спас. Общее преступление братьев влечёт за собой и общее наказание: Дмитрий искупает свою вину ссылкой на каторгу, Иван — распадом личности, Алёша — тяжелейшим нравственным кризисом.
Каждый из романов имеет множество тем: вера и неверие; заблудшее, страдающее сердце человека, его глубинная сущность, проблема мудрости русского народа, проблема раскаяния, проблема положительно прекрасного человека, восстановление погибшего человека, обретение потерянной веры и т. Помимо интересной структуры, аллюзий, метафор, ощущается, что произведения живые, происходит «полное погружение». И, несмотря на всю жуть, безысходность и мрак, в которые погружены герои Достоевского, чувствуется, что есть вера в человека, есть завтра. Перейти к характеристикам Книга «Великое пятикнижие Ф.
Достоевского: Преступление и наказание. Братья Карамазовы.
Каждый из романов имеет множество тем: вера и неверие; заблудшее, страдающее сердце человека, его глубинная сущность, проблема мудрости русского народа, проблема раскаяния, проблема положительно прекрасного человека, восстановление погибшего человека, обретение потерянной веры и т. Помимо интересной структуры, аллюзий, метафор, ощущается, что произведения живые, происходит «полное погружение». И, несмотря на всю жуть, безысходность и мрак, в которые погружены герои Достоевского, чувствуется, что есть вера в человека, есть завтра. Перейти к характеристикам Книга «Великое пятикнижие Ф. Достоевского: Преступление и наказание. Братья Карамазовы.
По её словам, не читать Достоевского невозможно, «он не отпускает». И в то же время такое чтение — это труд, но захватывающий и благодарный. Считаю, тот, кто не прочитал «пятикнижия Достоевского», пяти его, без малейшего преувеличения, великих романов — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» — духовно обеднил себя, лишился чего-то очень важного в знании и понимании как русского человека, России, так и человечества в целом Валентина Матвиенко, Председатель СФ Фёдор Достоевский, по мнению спикера палаты регионов, даёт читателям «пищу для размышлений» на тему «в чём суть человека?
Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского, комплект из 5 книг
С 1864 года преемником «Времени» стал журнал братьев Достоевских «Эпоха», в первые четыре номера которого вошла повесть Ф. Достоевского «Записки из подполья». Знаменитое 4-х томное прижизненное собрания сочинений, изданного Ф. Стелловским, вышло в свет в 1865-1870 гг. В этом собрании впервые опубликован роман «Игрок». В 1-м томе, хранящимся в наших фондах, напечатаны произведения: «Хозяйка», «Господин Прохарчин», «Слабое сердце», «Записки из Мертвого дома», «Бедные люди», «Белые ночи» и «Честный вор». Эти романы были написаны практически один за другим, и они представляют собой своеобразный литературный марафон, в котором отразилась вся мощь, весь талант Достоевского - «Преступление и наказание» 1866 , «Идиот» 1868-69 , «Бесы» 1871-72 , «Подросток» 1875 и «Братья Карамазовы» 1879-80. На выставке можно познакомиться с литературно-политическим журналом М.
Каткова «Русский вестник» за 1868 год, в котором впервые было напечатано одно из самых любимых произведений писателя, наиболее полно выразившее и нравственно-философскую позицию Достоевского, и его художественные принципы в 1860-х гг. В 1874 году Достоевский предложил свой новый роман на тот момент существовавший только в замыслах в очень либеральные «Отечественные записки» Н. Некрасова, которые были до этого его ярыми критиками. Без особых колебаний его предложение было принято. В фонде библиотеки имеется несколько дореволюционных собраний сочинений Ф. Среди них: 12-ти томное полное собрание сочинений с критико-биографическим очерком, составленным В. Розановым, портретом писателя и факсимиле подлинной рукописи.
Великолепные издательские переплеты с золотым и барельефным тиснением. Издание включает в себя все основные произведения и, прежде всего, романы Достоевского. Выходило в 1894-1895 гг. Маркса в качестве бесплатного приложения к журналу «Нива» на 1894 год. Достоевского Санкт-Петербург, типография братьев Пантелеевых, 1891-92 гг.
Замысел романа оформлялся в период редакторской работы писателя в журнале «Гражданин» и был связан как с опубликованными там публицистическими выступлениями, предшествующими неосуществлёнными планами, так и с некоторыми ранними произведениями «Двойник», «Маленький герой», «Записки из подполья» и зрелыми романами «Идиот», «Бесы».
Наряду с многими протагонистами романов «великого пятикнижия» главный герой «Подростка» — носитель идеи. На этом основании «Преступление и наказание», «Идиота», «Бесов», «Подростка» и «Братьев Карамазовых» литературоведы называют идеологическими романами термин впервые употребил Б. При этом главным в произведении Достоевский считал не проверку «идеи» Долгорукого на прочность, а поиск им идеала. Наряду с темой «отцов и детей», отражённой в «Бесах», на первый план выходит тема воспитания подростка, поэтому литературоведы причисляют произведение к жанру романа воспитания. В конце «Записок» своего рода покаянной исповеди герой пишет о неузнаваемом изменении «идеи Ротшильда»: «... Роман «Братья Карамазовы» 1879-1880 гг.
Это заключительный роман «великого пятикнижия» Фёдора Михайловича Достоевского. В итоговом произведении по-новому повторились многие мотивы, сюжеты, образы его предыдущих сочинений. К созданию «Братьев Карамазовых» писатель, по сути, шёл всю жизнь. Здесь поставлены коренные проблемы человеческого бытия: вопрос о смысле жизни каждого человека и обобщённой истории человечества, вопрос о нравственных основах и духовных опорах существования людей. Эта книга созревала на национальной ниве, складывалась на почве общих исканий философско-религиозной и художественно-гуманистической мысли и знаменует новый этап в её развитии: стремление сблизить, свести воедино науку и религию, философию и сердечную веру. Это стремление отчётливо проявилось в те же годы в деятельности Владимира Соловьёва, в его «Чтениях о Богочеловеке», послуживших одним из стимулов к работе Достоевского над его последним романом.
Вместе с тем «Братья Карамазовы» опираются на длительную европейскую литературную традицию в осмыслении названных вопросов, вступают в диалог с произведениями Шекспира, Гёте, Шиллера, Гюго, включены в широчайший культурный контекст эпохи. В личной творческой лаборатории писателя истоки романа восходят к его масштабным замыслам — «Атеизм» 1868-1869 гг. Весной 1878 года окончательно оформляется проект в двух-трёх томах о нравственных мытарствах Алексея Фёдоровича Карамазова и его братьев. Один из них, Иван — тип Атеиста, а сам герой — монастырский послушник, уходящий в мир. Позиции братьев Карамазовых предельно обобщены: в их судьбах представлена судьба всей современной интеллигенции, будущее человечества поставлено в зависимость от нравственно-этического развития личности. По одному из планов, «один брат — атеист.
Другой — весь фанатик. Третий — будущее поколение, живая сила, новые люди». В романе представлены три поколения: отцы, взрослые дети и будущие «бродящие силы» — мальчики-гимназисты. Однако целью писателя было дать не исторический роман, а картины и лица текущей жизни. Достоевский обратился к недавнему прошлому, к событиям тринадцатилетней давности, которые должны были стать введением к современной деятельности Алексея Карамазова. Даже в самой топографии романа воспоминания детства соединяются с впечатлениями последних лет: город, в котором происходит действие романа, отражает облик Старой Руссы, а окружающие его деревни Чермашня, Мокрое связаны с имением отца писателя Даровое в Тульской губернии.
Дмитрий, Иван и Алёша Карамазовы — три этапа биографического и духовного пути самого Достоевского. Дочь писателя, Любовь Фёдоровна, утверждает, что Иван Карамазов, «согласно нашему семейному преданию, — это Достоевский в его ранней молодости. Есть также известное сходство между моим отцом, каким он был, вероятно, во второй период жизни, между каторгой и длительным пребыванием в Европе после второй женитьбы, и Дмитрием Карамазовым. Дмитрий напоминает моего отца шиллеровским сентиментализмом и романтическим характером, наивностью в отношениях с женщинами... Но больше всего это сходство проявляется в сценах ареста, допроса и суда над Дмитрием Карамазовым. Очевидно, сцена суда занимает так много места в романе потому, что Достоевскому хотелось описать страдания, пережитые им во время процесса Петрашевского и никогда им не забываемые.
Некоторое сходство существует также между Достоевским и старцем Зосимой. Его автобиография, по сути, является биографией моего отца, по крайней мере, в той части, которая касается детства. Отец помещает Зосиму в провинцию, в среду более скромную, чем его. Автобиография Зосимы написана своеобразным, несколько старомодным языком, которым говорят наши священнослужители и монахи. Несмотря на это, там есть все существенные факты из детства Достоевского: любовь к матери и старшему брату, впечатление, произведённое на него церковными службами, на которых он присутствовал в детстве, его отъезд в военную школу в столице, где его, по рассказу старца Зосимы, учили французскому и искусству вести себя в обществе, а заодно и столь многим ложным понятиям... Так, вероятно, отец оценил воспитание, полученное им в Инженерном замке».
Но, как и всегда у Достоевского, его творческая и жизненная биография становится историей человеческой личности вообще, вселенской и всечеловеческой судьбой.
Всю жизнь она скрывала свой возраст и историю своего происхождения, вместе с миссионерами путешествовала по Египту и Палестине, выступала против рабства, 6 лет преподавала в гареме короля Сиама Таиланда и вошла в историю как самая известная английская гувернантка, хотя впервые побывала в Великобритании только в зрелом возрасте. Оставшись вдовой в 28 лет с маленьким сыном и дочерью на руках, Анна открыла школу в Сингапуре для детей британских офицеров.
Вскоре она получила приглашение от короля Сиама преподавать английский его 82 отпрыскам и 39 женам. Это книга-впечатление о жизни во дворце, о суровых законах гарема, о культуре и обычаях Сиама.
Те, кто занимается творчеством нашего самого психологичного и драматичного классика Федора Михайловича Достоевского, придумали называть пять его главных книг "Великим пятикнижием". По-другому называется "Моисеев закон". Таким образом, Федора Михайловича фактически сравнивают с Моисеем и считают этаким литературным пророком, автором новой Библии.
"Великое пятикнижие Фёдора Михайловича Достоевского"
Романы Великого Пятикнижия Достоевский. Пятикнижие Достоевского по порядку. Посмотрев слайд – презентацию с одноименным названием, старшеклассники познакомились с интересными фактами биографии и творчества писателя-классика вского. Поэтому сегодня мы решили ограничиться бережно отобранными и наиболее ценными, на наш взгляд, мыслями автора и его героев из так называемого «великого пятикнижия» Достоевского: романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы». «Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского. Великое пятикнижие – такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов русского классика Фёдора Михайловича Достоевского. Над переводом «великого пятикнижия» Гомбосурэн работал около пяти лет, с большими перерывами, поэтому последний том «Бесы» вышел через 17 лет после публикации «Преступления и наказания».