Да, действительно, сейчас иногда даже русскую женщину можно бывает встретить в хиджабе. Взрыв в здании Театрального центра мог привести к катастрофическим последствиям, поскольку главный зал не имел надежных опор. Новый Театр Боякова – современное театральное пространство в исторической усадьбе XIX века в центре Москвы. Да, действительно, сейчас иногда даже русскую женщину можно бывает встретить в хиджабе.
18 лет назад чеченские боевики захватили «Норд-Ост». История жестокой трагедии России — в 20 фото
Все было элементарно просто: захватившие центр на Дубровке хотели, чтобы Россия немедленно вывела войска из Чечни. Интерфакс: Руководитель думской фракции "Единая Россия" Владимир Васильев считает, что теракт в Crocus City Hall имеет некоторое сходство с тем, что произошло в театре на Дубровке в 2002 году, но российское общество сейчас другое. Легендарный спектакль Театра на Дубровке "Норд-Ост" обретает новую жизнь на больших киноэкранах. Здание Театрального центра на Дубровке было построено в 1974 году на улице Мельникова и называлось Дворцом культуры Первого государственного подшипникового завода. Цветы и свечи несли сегодня москвичи к Театральному центру на Дубровке в память о жертвах теракта, который произошел там 20 лет назад. Мовсар Бараев — руководитель группы из 40 боевиков, захвативших Театральный центр на Дубровке.
KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов
Ранинский ,И. Это была адаптация типового проекта архитекторы: Ю. Ранинский, И. Каменский, И.
Из них пятеро были застрелены боевиками до начала штурма, остальные погибли во время проведения спецоперации, а также скончались в больницах из-за кислородного голодания, обезвоживания и дыхательных расстройств, вызванных "воздействием неидентифицированного газообразного химического вещества" по данным следствия, газ не был непосредственной причиной гибели заложников. Среди погибших были десять детей, в т. Выжили 782 заложника, из них более 700 получили ранения различной степени тяжести.
В ходе спецоперации все находившиеся в здании боевики - 21 мужчина включая Мовсара Бараева и 19 женщин - были уничтожены. Взрывотехники изъяли 15 автоматов, пистолеты, гранатомет, 25 "поясов смертников" и два мощных взрывных устройства, в каждом из которых было по 40 кг взрывчатки. Зданию Театрального центра был причинен ущерб на сумму около 60,7 млн руб. Траур и увековечение памяти 28 октября 2002 года в России был объявлен днем траура по погибшим на Дубровке. В феврале 2012 года на Дубровке была освящена временная деревянная православная часовня в честь Иверской иконы Божией Матери. Рядом с ней в 2011-2015 годах построен каменный храм в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла.
Уголовное дело, судебные решения Уголовное дело по факту захвата Театрального центра на Дубровке было возбуждено прокуратурой Москвы 23 октября 2002 года по части 3 статьи 30, части 3 статьи 205 и части 3 статьи 206 УК РФ "покушение на терроризм" и "захват заложников". По данным прокуратуры, организаторами теракта были лидеры чеченских бандформирований Шамиль Басаев, Хасан Закаев и Герихан Дудаев. В отношении захватчиков центра дело было прекращено в связи с их смертью. В 2003-2006 годах приговоры были вынесены в отношении еще шести лиц.
Но там оказались окна кабинетов, гримерных. Они все были заперты, и там не только окна, но и двери тоже пришлось бы выбивать. Три полковника ФСБ, в том числе и я, поднялись на крышу — и начали смотреть — где можно закреплять базу, где нельзя. И тут на соседней крыше мы увидели корреспондентов с камерами...
Они вели съемку всего, что мы делали. В котором прозвучало: вот сотрудники группы «Альфа» - и штурм, наверное, будет с крыши. Это увидела не только вся страна — но и террористы в зале Норд-Оста. Они сразу выдвинули ультиматум: если эти трое с крыши не уйдут, мы сейчас начнем расстреливать каждого десятого заложника. После чего нам поступил приказ - вернуться в оперштаб, который был в соседнем здании, в больнице. Если бы мы начали штурм без газа, кто-то из террористов наверняка нажал бы кнопку - и произошел подрыв. И здание могло бы сложиться — вместе с заложниками и с нами. Нас построили и сказали, что операция будет очень сложная.
И если у кого-то есть противопоказания - могут об этом заявить. Вы там тренировались? Группа, которой руководил я, от начало до конца была рядом с захваченным центром. Обеспечивал проход ребят, которые пришли с газом. Потом мы вышли - экипироваться, и второй волной подключились к штурмующим. Когда мы зашли, смертницы уже были мертвы. Кто-то из офицеров мне сказал, что их уничтожили при попытке подорваться. Полковник Юрий Николаевич Торшин определял сектора для каждого из них — все должны были идти строго по ним.
Мое подразделение разделилось на две группы. Первая вошла с первой волной. Со стороны центрального входа, влево, где кассы. Там попали под автоматные очереди и гранаты...
Жертвам террористического акта на «Норд-осте» Театральный центр на Дубровке, что там сейчас В связи с недавними событиями возник вопрос, используется ли нынче здание театрального центра на Дубровке, в котором произошла трагедия в октябре 2002 года или стоит немым укором? Съездила в тот район, сделала несколько фотографий.
Ближайшие станции метро - Пролетарская и Крестьянская застава. На углу 1-Дубровской и улицы Мельникова стела в память о жертвах терроризма. Мемориал появился в этом месте после трагедии в театральном центре на Дубровке. Это была площадка первого российского мюзикла "Норд-Ост".
Концертный зал "Театральный Центр на Дубровке "
Спешили…Ведь никто не знал, не спрятана ли еще где-то взрывчатка и не рванет ли она. Заложникам и их спасителям повезло — не рванула… Но состав газа никто не знал, поэтому нельзя было применить антидот — люди продолжали умирать и в автобусах, и в машинах «скорой», и даже в больницах… Последствия теракта Это очень краткое изложение событий. Тогда, 20 лет назад, было много слухов и разговоров о том, что происходило на Дубровке. Конечно, всегда находятся критики действий людей, рискующих своими жизнями ради спасения заложников, бесстрашно идущие под пули и взрывчатку. Не зря один поэт сказал: «Каждый мнит себя героем, видя бой со стороны». Находились и тогда такие же «знатоки и специалисты» по борьбе с террором. Событие обрастало дикими слухами и предположениями. Не стану их повторять. Но было достаточно много и сообщений разнообразных СМИ, которые по горячим следам, в спецвыпусках и в прямом эфире ТВ постоянно честно сообщали о происходящем в Театральном центре, но и они поначалу не все знали. Публиковались сведения, куда отправлены заложники, как живые, так и погибшие.
Родные находили их по указанным спасателями телефонам, к сожалению, не всех и не сразу. Полная картина случившегося на Дубровке, конечно, сложилась позже, после выяснения всех действий боевиков в здании Театрального центра. Стали известны и потери среди задолжников. Они были ужасны. В общей сложности, по официальным данным, погибли 130 человек из числа заложников по утверждению общественной организации «Норд-Ост», погибли 174 человека. Из команды «Норд-Оста» погибли 17 человек. Среди жертв теракта оказались восемь музыкантов оркестра, шесть технических работников и двое 13-летних актеров «Норд-Оста», игравших главных героев в детстве. Катя Гусева уцелела, так как у нее в тот день был выходной. Пятеро заложников были застрелены боевиками до начала штурма, остальные погибли во время проведения спецоперации, а также скончались в больницах из-за кислородного голодания, обезвоживания и дыхательных расстройств.
Погиб Александр Карпов — писатель, бард, переводчик, художник, автор переводов с английского художественной литературы и мюзикла «Чикаго». Один из погибших заложников, Павел Платонов, во время операции выходил на связь по телефону с внешним миром, сообщая о числе заложников в театре и числе террористов. Эта информация оказалась ключевой для спецназа, которая позволила сохранить жизни не только заложников, но и личного состава, осуществлявшего штурм театрального центра. Павла Платонова посмертно наградили орденом Мужества с формулировкой «за мужество и отвагу, проявленные при исполнении гражданского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни». Выжили 782 заложника, хотя более 700 из них получили травмы различной степени тяжести. Специалисты из разных стран считают, что освобождение заложников на Дубровке было проведено идеально, благодаря блестящей работе спасателей. Обычно погибают все заложники или большая часть из них. Так, при нападении террористов на торговый центр в Нью-Йорке погибло, по разным данным, около 3 тысяч человек, а страна Сирия вообще была захвачена террористами полностью. В ходе спецоперации все находившиеся в здании театра на Дубровке боевики — 21 мужчина включая руководителя теракта Мовсара Бараева и 19 женщин — были уничтожены.
Взрывотехники изъяли у убитых 15 автоматов, пистолеты, гранатомет, 25 «поясов смертников», пулемет и два мощных взрывных устройства, в каждом из которых было по 40 кг взрывчатки. Зданию Театрального центра был причинен ущерб на сумму около 60,7 млн руб. Уголовное дело и судебные решения По факту захвата Театрального центра на Дубровке уголовное дело было возбуждено прокуратурой Москвы сразу в день захвата театра — 23 октября 2002 года. Террористов обвиняли «в покушении на терроризм» и «в захвате заложников». По данным прокуратуры, организаторами теракта были лидеры бандформирований Шамиль Басаев, Хасан Закаев и Герихан Дудаев. В отношении женщин — захватчиц центра — дело было прекращено в связи с их смертью Следствие выяснило, что некоторые их них стали «шахидками» и поехали убивать детей мюзикл ведь был детский! По поручению Шамиля Басаева, ответственной за вербовку женщин в отряд смертниц, их проживание, а также за выбор места для совершения теракта была назначена Ясира Миси Виталиева, служившая поваром в его отряде. По мнению ФСБ, в ходе подготовки к проведению террористической акции предполагался, кроме захвата заложников, еще и взрыв начинённых взрывчаткой автомобилей в местах массового скопления мирных граждан. Акция была назначена на 7 ноября 2002 года — в День согласия и примирения.
Но в страхе, что в праздник в городе будет усилена охрана, бесчеловечную акцию ее организаторы решили провести раньше. Аресты и суды над некоторыми уцелевшими при штурме театра на Дубровке организаторами и исполнителями терактов продолжались несколько лет по мере их задержания. Я не стану лишний раз упоминать имена этих монстров, устроивших бойню в детском театре. Все они были или убиты во время теракта или сбежали, но были пойманы и приговорены к длительным — от 7 до 20 лет срокам наказания в лагерях строгого режима.
Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.
Земля здесь на вес золота, она очень выгодна с точки зрения ведения бизнеса, поэтому есть мотивы восстановить. В 2002 году после теракта в «Норд-Осте» Центр культуры на Дубровке возобновил свою работу. Прецедент восстановления подобного объекта есть, и об этом тоже надо помнить. По-человечески, учитывая трагедию, которая произошла, понять это пока сложно. Может быть, адекватным, с точки зрения общественного мнения и владельца данного объекта, покажется вариант восстановления «Крокус Сити Холла», но с созданием там в том числе мемориального центра.
А дальше понеслось. Потуги и старания навести на «исламский след» были достойны усердной рекламы средства от запора. И при этом злодеи-исламисты, на борьбу с которыми те же США положили битых два десятка безуспешных лет, почему-то направились прямиком к украинской границе.
Где и были перехвачены нашими силовиками на территории Брянской области. Надо сказать, чекисты точно просчитали траекторию дальнейшего движения террористов. В самом деле, где еще встретят и приветят «исламских террористов», как не в пославшем их вражеском стане? Теперь с задержанными работают следователи. И, думается, несмотря на хорошо продуманную и выполненную конспирацию преступного предприятия, кое-что проливающее свет на его механику выяснить все-таки удастся. Комбинация действительно была задумана, без преувеличения, дьявольская. Мало того что она преследовала информационный эффект, до чего так падки в киевском «Квартале 95», так еще вражду между конфессиями внутри России была надежда посеять. Вот если взглянуть на происходящее под таким углом, тогда, вероятно, по-иному прозвучат предупреждения двухнедельной давности о возможных терактах в Москве.
Их выдали в первой декаде марта своим гражданам посольства США и Британии. И тут же выяснится, почему столь тщательно спланированная и организованная операция не была приведена в действие, скажем, в ходе президентских выборов в России, а была отложена на неделю. Cui prodest? Это из тех вопросов, что приводят к ответам. Задавшись им в нашем случае, можно увидеть причинную связь случившегося вчера вечером побоища с событиями в ходе СВО: с произведенным Россией накануне ночным ударом по энергетической инфраструктуре Киева. Ударом беспрецедентным, выведшим из строя такой энергетический гигант, как Днепрогэс. Понятно, что без международного резонанса такое событие остаться не могло. Причем оценка военных возможностей киевского режима оказалась бы далеко не в пользу последнего.
Вот и было принято решение провести давно задуманную операцию.
Как работает
- 17 лет теракту на Дубровке. Как развивались события - ТАСС
- «Террористы стали стрелять по воздуховодам, через которые в зал был пущен газ»
- Telegram: Contact @Govorit_NeMoskva
- Кому принадлежит «Крокус Сити Холл»?
- Театральный центр на Дубровке
Марат Абдрахимов
- «Рассказать, почему я жёлтенькая? После «Норд-Оста полетела печень»
- 20 лет теракту на Дубровке
- «Крокус Сити Холл»: будут ли восстанавливать зал, мемориалы жертвам терактов
- Театральный центр на Дубровке - Отдых с детьми -
- «Норд-Ост» задул в марте. Кто стоит за самым масштабным терактом последнего двадцатилетия
Герои «Норд-Оста». Как переговорщики выводили людей из захваченного террористами театра на Дубровке
Театр Театральный центр на Дубровке в Москве. После совещания Эльмурзаев принял решение организовать захват заложников в здании Театрального центра на Дубровке, который находился недалеко от центра Москвы, имел большой зрительный зал и малое количество прочих помещений. 23 октября 2002 года стал черным днем для России — вооруженные килограммами взрывчатки террористы захватили Театральный центр на Дубровке. Театральный Центр на Дубровке (бывший ДК ГПЗ) – одна из лучших постановочных площадок Москвы. Сегодня Европейский суд оштрафовал Россию в пользу жертв «Норд-Оста», а мы позавчера (18.12.2011) всей семьёй побывали в Театральном центре на Дубровке. Группа из 40 боевиков захватила заложников в здании Театрального центра на Дубровке (бывший Дворец культуры Первого государственного подшипникового завода).
Что сейчас происходит в здании бывшего "Норд-оста"?
Никто из зашедших в здание — ни я, ни Кобзон, ни Рошаль, ни Политковская — не могли вести переговоры с боевиками профессионально. Да, мы что-то подметили, что-то передали, но этого было явно недостаточно. С террористами должны были разговаривать люди, которые умеют это делать. И они же обязаны были давать рекомендации тем, кто заходил в помещение по запросу боевиков. Ради того, чтобы выиграть время и грамотно подготовить штурм, чего в итоге сделано не было.
Getty Ирина Хакамада в дни захвата театрального центра. Алексей Филатов, президент союза офицеров группы "Альфа", лично знал людей, которые штурмовали Театральный центр на Дубровке. Власть и люди поняли, что на безопасности страны экономить нельзя Захват заложников в Театральном центре на Дубровке стал уроком и для властей, и для спецслужб. С тех пор многое изменилось.
Усилились системы предупреждения и профилактики: вероятность даже попытки проведения подобных акций сведена к минимуму. После "Норд-Оста" все знали, что для террориста из подобной ситуации есть только два выхода: либо в тюрьму, либо на тот свет. Один этот факт, я уверен, предупредил не одну трагедию. И уже в Беслане, захватывая школу, преступники знали, что не уйдут.
И готовились не к переговорам, а к "кровавому шоу". Возможно, я скажу непопулярную вещь, но в 2002 году на Дубровке операция была проведена на высоком профессиональном уровне, и спецслужбы сработали очень грамотно. Могла бы быть лучше, например, налажена работа со СМИ. Они не должны были в прямом эфире транслировать ход подготовки к контртеррористической операции и фактически предупреждать террористов о действиях штаба.
Сейчас эта проблема решена на законодательном уровне. Что касается применённого усыпляющего газа, о котором часто говорят, как чуть ли не о химическом оружии, то это был всего лишь один из тех препаратов, что используют для наркоза при проведении хирургических операций. И, как и в случае с медициной, реакция на препарат у всех разная. Но, если бы газ не применили, взрыва или массового расстрела заложников было бы не избежать.
Надо понимать, что в 2002 году Россия ещё только оправлялась от тяжёлой встряски 1990-х. Армия, правоохранительная система, спецслужбы были не в лучшей форме. Сергей Будницкий, был заложником в Театральном центре на Дубровке вместе с 12-летней дочкой Ириной и 13-летней племянницей Ксенией. Все они выжили.
Переживший ад считает, что страшное может случиться с каждым До этого случая мы думали, что может быть всё что угодно и где угодно, но только не с нами. Вот такое было отношение.
В середине лежит заминированное взрывное устройство. Около него и по всему периметру, по всему залу. Стоят как бы. Заминированные, с оружием как бы. По ходу — камикадзе. Нереально, но, мне кажется, мы здесь все ляжем. И это не шутка.
Больницы Москвы перешли на усиленный режим работы. У театра собралась толпа неравнодушных, родственников и друзей заложников. Они ждали не только известий, но и реакции властей — ее не было. С 25 октября на Дубровке начались митинги — люди требовали, чтобы силовики стали активно действовать для освобождения заложников. Один из митингов, который провели родственники заложников, состоялся возле собора Василия Блаженного. Главарь террористов требовал встречи с властями. Президент Владимир Путин тогда хоть и отменил все рабочие поездки и встречи, но на диалог с захватчиками не шел. Им удалось передать заложникам воду, средства гигиены и медикаменты, а также вывести из театра несколько человек. Одним из переговорщиков с террористами был артист Иосиф Кобзон.
Так погибло по меньшей мере трое человек.
Очень люблю театры, поэтому когда в одной из касс мне предложили этот мюзикл, у меня даже не возникло вопросов. Мы только спросили, где этот ДК, отвезли в гостиницу ребенка, покормили его, оставили для связи телефон, ключи и поехали туда. От первого действия мы были в восторге, это была радость и эмоциональный подъем. В начале второго действия был танец летчиков, такой музыкальный, патриотический. А когда прямо посреди танца в зале внезапно включили свет, на сцене появились вооруженные люди, а в проходах между рядами стояли женщины в черных одеждах и со странными поясами на талии. Было непонятно, как они зашли, как они вообще могли появиться здесь, в центре Москвы. Здание ДК на улице Мельникова, где террористы захватили заложников.
Мы сидели в третьем ряду в партере, я увидела лица артистов на сцене — по их выражению было видно, что это не задумка режиссера. После первой автоматной очереди на меня с потолка посыпалась штукатурка, стало понятно, что стреляли не холостыми. Одну бомбу установили на сцене, вторую в зрительном зале. От них шли провода — мы поднимали ноги, а они протягивали что-то по полу, наверное, эти бомбы соединяли. Они озвучили свои требования и велели звонить родным — говорить, что это захват. Я позвонила в Калининград родителям и сказала, что это либо надолго, либо навсегда. Попросила забрать ребенка из гостиницы. Бойцы спецназа на улице Мельникова.
Это было унижение человеческого достоинства. Мы ходили в туалет в холл, а потом в оркестровую яму, и это приходилось делать на глазах у зрительного зала. Особенно тяжело было карабкаться в эту яму пожилым женщинам. Когда один мужчина с первого ряда попытался помочь женщине перелезть, террористы ударили его прикладом. У меня пропала память после штурма, а возвращалась кусками и неожиданно. Например, год спустя на спектакле в Калининграде, когда зрители аплодировали актерам, я неожиданно вспомнила, что точно так же люди в зале хлопали Бараеву, когда он решил отпустить группу детей. Я собрала большой архив по новостям, публикациям и сюжетам, чтобы восстановить последовательность событий. Мне было важно вспомнить, попрощалась ли я с мужем, какой была наша последняя ночь.
Когда по телевизору впервые показали документальный фильм с кадрами из зала, я неожиданно увидела себя, активно жестикулирующую о чем-то в разговоре с Бараевым. Моя мама была в шоке, когда это увидела. Я вспомнила, как пыталась ему объяснить, что обращаться с нами так нелогично, что нас надо кормить и поить, если они хотят, чтобы мы тут просидели до того момента, как войска выведут из Чечни. Изрешеченный пулями террористов центральный вход в здание на улице Мельникова. И они разрешили. В сопровождении вооруженного террориста мы пошли в гардероб. Я взяла одежду свою и мужа и всё, что висело рядом, раздала это людям. Сидеть стало гораздо теплее.
Юрист рассказал об ответственности за пропаганду терроризма в Сети Я понимаю, что выделяться так было опасно — могли расстрелять. Но мы сами не знаем, на что способны, пока не случится критическая ситуация. Я благодарна людям в зале за то, что они вели себя как единый организм — все зрители сидели спокойно, поддерживая друг друга. Один раз мужчина сорвался — в истерике он побежал по спинкам кресел, в него начали стрелять, но не попали, а попали в сидевших на своих местах мужчину и женщину. Женщина говорила, что истекает кровью, ее позже оттуда вынесли наружу. Просидеть 58 часов на одном месте, когда колени упираются в спинку кресла, — это сейчас кажется невероятным. За всё время к нашим ногам упала лишь одна крошечная шоколадка. Это были «Сказки Пушкина» из театрального буфета, который разграбили террористы.
Когда принесли воду и соки, мне достался мультифруктовый сок, который я не пью — меня от него тошнит. Позже была информация, что якобы в эти коробочки с соками кололи антидот, чтобы организм мог противостоять газу, который пустили в ходе штурма. Но я этого не знала и сок не пила.
В том числе и террористы. На 40 минут. И нам этого времени должно хватить, чтобы разобраться, где заложники, где террористы, что с заминированием. Сами мы были в противогазах — они должны были сработать на защиту. Были другие варианты штурма? В первый же вечер мы обсуждали их в оперативном штабе.
Кто-то предложил забраться на крышу с альпинистским снаряжением — чтобы ворваться в окна второго этажа. Но там оказались окна кабинетов, гримерных. Они все были заперты, и там не только окна, но и двери тоже пришлось бы выбивать. И вы отказались от идеи штурмовать через крышу? Да, в первый же вечер. Три полковника ФСБ, в том числе и я, поднялись на крышу — и начали смотреть — где можно закреплять базу, где нельзя. И тут на соседней крыше мы увидели корреспондентов с камерами… Они вели съемку всего, что мы делали. Так вас невольно «сдали»? Да, это все выдавалось сразу в прямой эфир.
В котором прозвучало: вот сотрудники группы «Альфа» — и штурм, наверное, будет с крыши. Это увидела не только вся страна — но и террористы в зале Норд-Оста. Они сразу выдвинули ультиматум: если эти трое с крыши не уйдут, мы сейчас начнем расстреливать каждого десятого заложника. После чего нам поступил приказ — вернуться в оперштаб, который был в соседнем здании, в больнице. Да, там было очень много взрывных устройств по всему по залу. Если бы мы начали штурм без газа, кто-то из террористов наверняка нажал бы кнопку — и произошел подрыв. И здание могло бы сложиться — вместе с заложниками и с нами. Нас построили и сказали, что операция будет очень сложная. И если у кого-то есть противопоказания — могут об этом заявить.
Отказавшиеся были? Никто ничего не сказал. Сергей Степашин в интервью «Комсомолке» недавно сказал, что для отработки штурма в Москве нашли похожий Доме культуры, как на Дубровке. Вы там тренировались? Мы — нет, а другие подразделения, в частности, «Вымпел» — да. Группа, которой руководил я, от начало до конца была рядом с захваченным центром. Когда подали газ, смертницы с поясами сразу отключились? Я в это время был со своим замом в подвале. Обеспечивал проход ребят, которые пришли с газом.
Потом мы вышли — экипироваться, и второй волной подключились к штурмующим. Когда мы зашли, смертницы уже были мертвы.
Трагедия на Дубровке: победу отпраздновали и Кремль, и террористы, проиграли — только заложники
- Что еще почитать
- Кому принадлежит «Крокус Сити Холл»?
- Содержание
- Начало трагедии
58 часов кромешного ада под названием «Норд-Ост»
После вуза работал программистом в нескольких конторах. Да и сейчас тружусь по этой специальности в западной компании, пишу код. Был женат, потом развелся, сейчас вновь живу с девушкой. Вот такая моя жизнь.
В декабре 2002 года я написал воспоминания [о событиях в Театральном центре на Дубровке]. Долго лежал в больнице, делать было особо нечего, а люди часто спрашивали одно и то же. Чтобы не отвечать постоянно на одинаковые вопросы, я решил собрать все свои мысли в одном месте.
Компьютера в больнице не было, писал от руки. Отзывов было очень много, я такого даже не ожидал. Воспоминаниями заинтересовались иностранные журналисты, японцы сняли фильм.
Писатель Эдуард Тополь в своей книжке «Роман о любви и терроре, или Двое в "Норд-Осте"» описывал пары людей, которые туда пошли. Там фигурирую и я. Правда, он чуть романтизировал всю историю, добавил любовную линию, которой не было.
Спрашивали, нормально ли я себя чувствую, не снится ли мне что-либо этакое. Думаю, никаких психотравм у меня не было. Слух плохой — это да, напрягает.
А «Норд-Ост» уже особо и не вспоминается. Обращались ко мне и те, кто побывал в заложниках. Однажды мы, несколько бывших заложников и их знакомые, собрались в баре, общались.
Одно время ходил на разные мероприятия, потом перестал. Памятные организации были сильно политизированы. Например, с той самой девушкой, с которой мы были в «Норд-Осте», отправились на концерт памяти.
И тут по рядам пустили подписать какую-то бумажку. Все подписывали, не глядя. Считаем его заложником режима...
Я подписывать не стал, а девушка написала на листке: «Стыдно использовать заложников для своих политических целей». Затем и другие начали возмущаться, в итоге дело как-то замяли. После этого общаться [с организациями] я перестал.
Фото: Getty Images С тех пор я был на «Норд-Осте» раза три: как-то пригласили журналисты, один билет подарили власти Москвы , потом и родители попросили с ними сходить. В общем, выучил мюзикл наизусть. Как-то проходил мимо здания на Дубровке.
Все было нормально, ничего не дрогнуло. Было время, когда по ночам люди дежурили в своих подъездах и, войдя в вагон метро, искали глазами женщину в черном. В общественных местах постоянно присутствовало чувство опасности.
Сейчас возвращается что-то похожее. На выходных я предложил знакомому погулять в торговом центре. Он ответил: «Да ну на фиг».
На сцене танцевали актеры, которые тоже были в форме, но только времен Великой Отечественной войны. Вышедшие на сцену люди в камуфляже стали пинками сгонять с нее актера, который играл Валерия Чкалова : он такой крупный был, в белом костюме. Нам показалось, что это какой-то очень странный режиссерский ход.
Осознание реальной опасности пришло ко мне, когда я надела очки и посмотрела на потолок. Эти люди в камуфляже выпустили вверх несколько автоматных очередей, и на потолке остались явные следы от пуль, с него посыпалась штукатурка. После этого я решила, пока в зале царит неразбериха, подать сигнал тем, кто снаружи.
Позвонила по рабочим телефонам коллегам в «Интерфакс». Они сперва тоже не поверили в происходящее. Для того чтобы подстраховаться — у журналистов есть такое, что они указывают источник информации, — мою фамилию выдали в эфир.
Об этом мне уже после освобождения рассказали друзья, которые заметили в ленте «Интерфакса» мою фамилию. Именно они быстро сориентировались: пошли к руководству и потребовали немедленно затереть ее, потому что для меня это могло кончиться гибелью. Эти люди предложили выйти на Красную площадь с плакатами, а не террористы.
Некоторые женщины, которые там с нами находились, еще говорили захватчикам: «Миленькие вы наши! Заигрывать с террористами — это очень нехорошее и неблагодарное занятие. Далеко не факт, что вот таким заигрыванием вы спасете себе жизнь.
Я не могу осуждать тех, кто как-то пытается выкарабкаться, выжить. Знаете, когда, например, идет толпа и кто-то падает, то этот человек должен по максимуму по другим карабкаться наверх, цепляясь за одежду, за все, что только можно. Никого невозможно осуждать, за исключением одного случая: когда ты спасаешь свою шкуру, жертвуя чужой жизнью.
У нас в ряду подлости не было, все друг другу как-то помогали. Вот единственное было, что одну девочку сильно затрясло в определенный момент, и она начала не то чтобы голосить, а скорее выть или что-то в этом духе. Мне пришлось ее, честно говоря, треснуть и привести в чувство.
Я тогда ей сказала, что если ты хочешь погибнуть — продолжай в том же духе, но не утягивай нас с собой. Ты должна молчать, сидеть спокойно и по максимуму быть готовой, если будет такая возможность, бежать! И вы знаете, это подействовало.
Она успокоилась, и потом мы даже вместе молились. Что хочу сказать про молитву. Когда есть ощущение абсолютной уже безнадежности, когда ты понимаешь, что выхода нет, когда все возможные варианты развития событий исчерпаны, у тебя остается вера в Бога.
Когда женщина в черном, так называемая шахидка, стояла непосредственной близости от меня со взрывчаткой и планировала нажать на кнопку, то у меня перед глазами все поплыло и картинка запрыгала — настолько мне стало страшно. Было такое оцепенение, когда каждая моя клеточка оказалась в раздробленном состоянии, и в принципе я могла поддаться панике, выкинуть вообще что угодно. Именно тогда я стала молится, молиться очень искренне.
У меня была с собой икона Божией Матери «Скоропослушница». Мы с мужем низко ее так наклонили, чтобы ее не было видно. Он еще спросил: «Как вообще молиться?
Благодаря молитве мне удалось сконцентрироваться и собрать заново свой организм, перестать быть тварью дрожащей. Не появилось уверенности, что нас спасут, но возникла уверенность, что при любом раскладе я уповаю и вручаю свою жизнь Богу, и, если ему угодно будет, то я умру, но умру человеком с чувством собственного достоинства. Никакие злые силы, никакие преступники, никакие негодяи, которые так вот жертвуют моей жизнью, жизнью других людей, меня все равно не осилят — у меня возникло такое убеждение.
Оно у меня до сих пор остается. Я с ним так и живу. Хочу отметить, что страх тогда не ушел, но страх не замыкает человека, как паника.
Страх рождает силу мысли для просчитывания разных вариантов, как выжить. Так, мы через работников Театрального центра у них были белые рубашки и красные жилетки , узнали, в какую сторону нам бежать, чтобы быстрее выбраться из здания, если, допустим, будет какой-то взрыв и отключится свет. Нам сказали, что относительно наших рядов надо бежать направо.
Угроза взрыва висела все время. Шахидки, когда засыпали, периодически роняли из рук гранаты, и они катились по полу Мы готовились действовать. На ряд нам давали две бутылочки по ноль тридцать три кока-колы, чтобы пить.
Они были в стекле. Мы подговорили мужчин, чтобы они эти бутылочки припрятали и использовали в случае заварушки или штурма для нейтрализации ближайшей к нам шахидки. Еще мы расшатывали подлокотники, чтобы наши мужчины использовали их как палки.
Я продолжала передавать информацию коллегам в «Интерфакс». Никакой истерики не было, мы с мужем старались выполнить свою работу, а именно донести побольше информации из зала максимально объективно и честно для того, чтобы наши правоохранительные органы спокойно работали по этой информации. Через какое-то время я встретилась в Госдуме с руководителем штаба этой операции.
Я назвала свою фамилию, а он ко мне подошел и просто обнял. Теперь, будучи мамой и окажись в том зале снова, я бы, наверное, сидела тихо и постаралась максимально незаметно, спокойно прожить те три дня. Когда появляются дети, взрослые и ответственные люди действуют более осмотрительно.
Но у меня еще не было тогда ребенка — я была вполне независимая женщина, только вышедшая замуж. К слову, дети в зале порой вели себя гораздо более достойно, чем взрослые. Я не слышала от них ни плача, ни криков, ни визгов.
Передо мной сидел мальчик лет двенадцати. Когда женщина в черном встала перед ними, он обнял маму и сказал: «Мама, не бойся. Все будет хорошо».
К сожалению, этот мальчик не выжил. Он был с мамой и тетей.
На поясах шахидок тоже была прикреплена взрывчатка, провода от которой скрывались в их нагрудных карманах. Недалеко от сцены, примерно в пятом ряду, установили большущую бомбу. Рядом с ней уселась шахидка. Чтобы пройти в туалеты, надо было выйти в фойе, где до входной двери рукой подать. Очевидно, это не устраивало террористов. Они никого не хотели выпускать из поля зрения.
Поэтому нужду справляли сразу по несколько человек под дулом автомата чеченца сначала на лестнице, ведущей в подвал, а затем в маленьком помещении, напоминающем радиорубку. Было заминировано всё, что можно» Татьяна Жаботинская, была в зале во время теракта Помещение, в которое водили в туалет, оказалось слишком мало и быстро пришло в негодность. Поэтому бандиты решили превратить в туалет оркестровую яму. Туда разрешалось ходить в определенное время при наличии поднятой руки и по очереди. Причем передвигаться можно было только со стула на стул. Ходить нельзя, за этим следили шахидки. Командуя очередью, они проявляли свои симпатии и антипатии. Если время истекало, доступ в яму прекращался.
И это была пытка. В пытку превращалось и само посещение этой ямы. Чтобы туда попасть, надо было вскарабкаться на стул, а затем на высокий барьер. С барьера надо было слезать задом, сначала нащупав ногами шаткий высокий табурет, а с него умудриться спуститься на какую-то подставку, на которой этот табурет стоял, и не сломать при этом ноги. Мне это удавалось проделывать с большим трудом. Надо было преодолеть брезгливость, унижение, стыд и страх» Татьяна Жаботинская, была в зале во время теракта Раз от разу места, куда можно было безбоязненно вступить, становилось всё меньше и меньше, а соответствующие запахи — всё сильнее и сильнее. Сверху за происходящим наблюдала пара террористов с автоматами и неизвестно с чем в головах. Вместо туалетной бумаги в ход шли ноты еще недавно звучавшей музыки.
Есть было нечего, да и не хотелось. Спустя некоторое время откуда-то появились маленькие шоколадки, сок и взбитые сливки в баллончиках. Позже я узнала из интернета, что боевики притащили это из буфета. Сок бандиты кидали со сцены сидящим в первых рядах, как собакам, а шоколадки и баллончики со взбитыми сливками пустили по рядам. Понятно, что до нашего девятнадцатого ряда мало что дошло. Когда передали сливки, меня затошнило от одного их вида, а ты сделал пару впрыскиваний в рот и передал баллончик девочкам, сидевшим справа от тебя. Эти две девочки были старшеклассницами. Их глаза с момента захвата не просыхали от слез.
Ты как мог развлекал их. У одной из девчонок с собой был роман Максима Горького «Мать». Прочитав его залпом, как умел это делать, ты стал с юмором пересказывать школьницам его содержание, проводя параллель с происходящими в зале событиями. А под конец сказал: — Не плачьте, девчонки, всё будет хорошо. Теперь я — и ваша мать, и ваш отец. Удочеряю обеих. И девчонки заулыбались! Одна из них даже пообещала, что обязательно прочтет этот роман.
Юрий Жаботинский был доктором технических наук, профессором, автором 70 изобретений, руководителем научно-производственной фирмы «Старт» Источник: книга «Комета моей судьбы» Успокаивая девочек, сам ты в благополучный конец не верил. Я это поняла, когда террористы велели звонить своим родным и знакомым, чтобы те устроили митинг на Красной площади с требованием вывести русские войска из Чечни. Свой телефон я забыла, и звонил ты. Позвонив Игорю Романову, ты передал, что требуют террористы, и попросил его позаботиться о дочери. Но ты, как будто не слыша меня, начал вызывать Олин номер. Потом бандиты под угрозой расстрела отобрали все телефоны. Но, несмотря на нехорошее предчувствие, духом ты не пал. Когда обстановка в зале накалилась в очередной раз, я, чуть не плача, сказала: — Юрочка, прости меня, что я тебя сюда привела.
Ты, не задумываясь, ответил: — Ну, что ты, Тата. Когда б еще я три дня просидел у твоей ноги? И в этом весь ты! Они закрыли все двери. Шахидки со своей взрывчаткой, начиненной то ли шурупами, то ли металлическими шариками, распределились между сидящими в зале людьми. Одна встала прямо перед нами.
Но как раз после теракта власть повела себя самым странным образом.
Пошла дезинформация, расследование стопорилось, а потом и вовсе было остановлено. Потерпевшие вынуждены были даже создать общественную организацию «Норд-Ост», которая провела параллельное расследование трагедии, направив его итоги в правительство и правоохранительные органы. Ниже мы приводим данные из этого доклада. Карповой, примерно через час после взрывов к родственникам заложников вошли Валентина Матвиенко, Олег Бочаров и другие представители штаба. Они встали у микрофона. Зал замер. И тут прозвучали слова сладкой лжи: «Штурм прошел блестяще!
Террористы убиты все! Жертв среди заложников — нет! Все благодарили власти, чиновников за спасенные жизни родных и близких». А в это время, как потом стало известно из материалов уголовного дела, тела погибших заложников складывались в два автобуса, стоявших возле ДК… Первое официальное сообщение о единичных случаях гибели заложников прозвучало около 09:00, однако заместитель начальника штаба Владимир Васильев ныне депутат ГД РФ — прим. Как впоследствии выяснилось, к тому времени медики констатировали смерть уже 5-ти детей. Все это время власти молчат о применении спецсредства во время штурма. В 13:00 на пресс-конференции заместитель начальника штаба Васильев сообщил о гибели 67 человек, но по-прежнему скрывалась гибель детей.
По его словам, он уполномочен заявить о применении спецсредства и о захваченных живыми нескольких террористах. При этом родственникам заложников сообщили «справочные телефоны», по которым они якобы могли узнать информацию, в какую больницу доставлены их близкие. Однако информацией о бывших заложниках «диспетчеры» не владели. Федеральные СМИ сообщили недостоверный перечень больниц, в которые поступили бывшие заложники. Допуск родственников бывших заложников в больницы был запрещен. Неопознанных пострадавших было много, и родственники предлагали фотографии для опознания личностей, но им категорически отказывали. Несмотря на обещание властей, списки во многих больницах так и не появились, что заставляло страдать людей, не сумевших найти своих близких ни среди живых, ни среди мертвых.
Бывшие заложники продолжали умирать и 26-го, и 27-го, и 28-го октября. Наконец, только через неделю была сообщена более или менее реальная информация о погибших — более 120 человек. По сообщению Прокуратуры от 1 ноября 2002 г. Часть из них была обнаружена в Лефортовском морге — первоначально их тела были причислены к телам террористов. Однако только в июне 2003 года семья Г. Влаха была извещена о том, что его труп кремирован вместе с телами террористов. Никаких объяснений и извинений по этому поводу семья не получила.
Официальная версия о безвредности примененного в ходе штурма «спецсредства» широко использовалась в средствах массовой информации. С телеэкранов руководящие сотрудники здравоохранения еще до получения результатов экспертиз заявляли, что причиной смерти заложников явились «комплекс неблагоприятных факторов» и наличие хронических заболеваний. Скрывались также случаи поражения «спецсредством» сотрудников специальных служб, осуществлявших спасательную операцию. Но 06. Как известно сегодня, в результате проведенной операции, как минимум, 130 заложников погибло, десять из которых — дети; около 700 заложников отравлено, часть из них стала инвалидами II и III групп, 12 человек частично или полностью лишились слуха; 69 детей, лишившись родителей, остались сиротами". Кто виноват? Что за гей-клуб?
До сих пор не удалось установить истинную картину случившегося в театральном центре. Следствие по делу закрыто еще в 2007 году. К суду привлечены всего два «стрелочника». За пособничество террористам получил 8,5 лет Заурбек Талхигов, который переговаривался по телефону с Бараевым. Милиционер Алямкин получил 7 лет за то, что он осенью 2002 г. Впоследствии Бакуева оказалась среди участников захвата Театрального центра на Дубровке. Вот и все оргвыводы.
В докладе общественной организации «Норд-Ост», по этому поводу говорится: «Неприемлема ситуация, когда ответственность рядового сотрудника превышает ответственность руководителей ведомств, которые не смогли предотвратить трагедию на Дубровке. Высокопоставленные должностные лица ФСБ и МВД получили награды за операцию по ликвидации террористов, в ходе которой гибнут более сотни заложников, а единственным, кто понес наказание, оказался Алямкин — рядовой сотрудник паспортного отдела. Суровый приговор Алямкину призван продемонстрировать решительность и бескомпромиссность власти в борьбе с терроризмом.
Из года в год мы в этот день встречаемся, вспоминаем всех погибших: артистов, членов оркестра — всех.
Пусть в эти печальные дни, когда мы о них вспоминаем, на сердце тяжело, но всё же сама память про них — светлая. Это главное. Мы всем актерским составом хотим, чтобы проект возродился. Спектакль ведь сам по себе светлый, чистый — настоящее произведение искусства.
Поэтому хотелось бы его снова видеть на сцене. Попытки поставить его уже были, но он всё же прочно ассоциируется у людей с трагедией. Мы пытались доказать, что постановка несет в себе другое чувство, но пока ничего не вышло. Поклоны на первом спектакле передвижной версии 24 сентября 2004 года одна из попыток возродить мюзикл Источник: «Норд-Ост.
Мы любим, мы надеемся! Она мечтала увидеть другую постановку — «Нотр-Дам», но билетов на нее не оказалось, и в кассе предложили «Норд-Ост». О жизни своего мужа и последних днях в зрительном зале Татьяна Николаевна написала книгу «Комета моей судьбы». С разрешения автора публикуем отрывок из нее.
Началось второе действие. На сцене лихо отплясывали летчики, и вдруг как гром среди ясного неба раздались автоматные очереди. На сцену и одновременно во все двери зала ворвались вооруженные автоматами люди в камуфляжной форме, на головах — черные маски с прорезями для глаз и рта. Среди них несколько женщин, одетых во всё черное с ног до головы.
Лица тоже до самых глаз закрыты черными повязками. В руках — пистолеты. Соседка слева, еще не понимая, что происходит, наклоняясь ко мне, прошептала: — У Каверина я такого не помню. Это что-то новое?
Понимая, что произошло самое худшее, и сжав твою руку, я почти выдохнула: — Нас захватили! Юрий и Татьяна Жаботинские на отдыхе, 5 октября 2002 года. Снимок подписан: «Последний отдых вместе» Источник: книга «Комета моей судьбы» Под дулами автоматов террористы согнали со сцены в зал всех артистов. На сцену вышел их главарь, назвавшийся Бараевым.
Oбращаясь в зал, он сказал: «Вы тут жируете, а наш народ много лет борется за независимость, вы должны заставить ваше правительство вывести свои войска из Чечни». Тем временем двое боевиков прикрепили на сцене лозунг на арабском языке. Несколько захватчиков принялись прикручивать взрывчатку скотчем к стульям. Пусть выдвигают правительству требование освободить Чечню от своих войск.
На поясах шахидок тоже была прикреплена взрывчатка, провода от которой скрывались в их нагрудных карманах. Недалеко от сцены, примерно в пятом ряду, установили большущую бомбу. Рядом с ней уселась шахидка. Чтобы пройти в туалеты, надо было выйти в фойе, где до входной двери рукой подать.
Очевидно, это не устраивало террористов. Они никого не хотели выпускать из поля зрения. Поэтому нужду справляли сразу по несколько человек под дулом автомата чеченца сначала на лестнице, ведущей в подвал, а затем в маленьком помещении, напоминающем радиорубку. Было заминировано всё, что можно» Татьяна Жаботинская, была в зале во время теракта Помещение, в которое водили в туалет, оказалось слишком мало и быстро пришло в негодность.
Поэтому бандиты решили превратить в туалет оркестровую яму. Туда разрешалось ходить в определенное время при наличии поднятой руки и по очереди. Причем передвигаться можно было только со стула на стул. Ходить нельзя, за этим следили шахидки.
Командуя очередью, они проявляли свои симпатии и антипатии. Если время истекало, доступ в яму прекращался. И это была пытка. В пытку превращалось и само посещение этой ямы.
Чтобы туда попасть, надо было вскарабкаться на стул, а затем на высокий барьер. С барьера надо было слезать задом, сначала нащупав ногами шаткий высокий табурет, а с него умудриться спуститься на какую-то подставку, на которой этот табурет стоял, и не сломать при этом ноги. Мне это удавалось проделывать с большим трудом. Надо было преодолеть брезгливость, унижение, стыд и страх» Татьяна Жаботинская, была в зале во время теракта Раз от разу места, куда можно было безбоязненно вступить, становилось всё меньше и меньше, а соответствующие запахи — всё сильнее и сильнее.
Сверху за происходящим наблюдала пара террористов с автоматами и неизвестно с чем в головах. Вместо туалетной бумаги в ход шли ноты еще недавно звучавшей музыки. Есть было нечего, да и не хотелось.
58 часов кромешного ада под названием «Норд-Ост»
23 октября 2002 г. чеченские боевики захватили Театральный центр на Дубровке в Москве, где зрители смотрели мюзикл «Норд-Ост». Иосиф Кобзон выводит из здания Театрального центра на Дубровке гражданина Великобритании, женщину, уроженку Сергиева Посада, и трех девочек. более 800 человек. 21 год прошел со дня трагической развязки потрясшего всю Россию захвата заложников в театральном центре на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост». Все было элементарно просто: захватившие центр на Дубровке хотели, чтобы Россия немедленно вывела войска из Чечни. 21 год со дня захвата заложников в театральном центре на Дубровке.
Пляски на костях или дань памяти? Волны хейта вылились на Агаларовых из-за «Крокуса»
Обездвиженных людей сначала кладут прямо на ступени театра и асфальт рядом, а затем кладут вплотную друг к другу [52]. Первый автобус с пострадавшими отъезжает от здания Театрального центра. Помощник президента РФ Сергей Ястржембский официально заявляет о завершении операции по освобождению заложников. Заместитель министра внутренних дел Владимир Васильев утверждает, что штурм был начат, так как группа заложников пыталась сбежать. Также он сообщает о результатах штурма: 36 террористов уничтожены, более 750 заложников освобождены, погибли 67 человек.
Последствия штурма [ править править код ] 8:00. Заместитель главы МВД Владимир Васильев сообщает об уничтожении 36 террористов, освобождении более 750 заложников и извлечении 67 тел погибших [53]. Людей в бессознательном состоянии размещают в автобусах. Продюсер мюзикла Александр Цекало заявляет, что заложники просто устали, а террористы спят сном вечным [54].
В этот же день в ФСБ России сообщили, что число обезвреженных террористов только в здании Театрального центра на Дубровке составило 50 человек — 18 женщин и 32 мужчины. Трое террористов были задержаны [55]. Впоследствии прокурор Москвы Михаил Авдюков заявил, что всего было убито 40 террористов [55]. По данным газеты «Московский комсомолец», среди террористов, взятых живыми, были Мовсар Бараев, которого ранили, допросили и убили, и женщина без «пояса смерти», которая была не в зале и при задержании прокусила руку спецназовцу [56].
По телевизионным каналам показывают мёртвых террористок в зрительских креслах, большой баллон в центре зала, труп Мовсара Бараева с раной в паховой области и бутылку спиртного коньяк « Hennessy » , стоящую рядом с ним на полу [57]. Допуск родственников к пострадавшим в лечебные учреждения был запрещён. По утверждению газеты « Комсомольская правда », несмотря на заявления властей, списки поступивших освобождённых заложников появились не во всех больницах [58]. Использование газа в ходе штурма [ править править код ] В ходе пресс-конференции в октябре 2002 года министр здравоохранения Юрий Шевченко заявил: «Для нейтрализации террористов был применен состав на основе производных фентанила ».
По официальному заявлению ФСБ, также говорилось, что на Дубровке была применена «спецрецептура на основе производных фентанила ». Основной же причиной смерти большого количества заложников называется «обострение хронических болезней».
Оба — в виде гранитного часовенного столба на постаменте. Также рядом с местом трагедии на Гурьянова в 2003-м открыли храм в честь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». После трагедии 11 сентября 2001 года на месте разрушенных башен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке открыли мемориальный комплекс.
Он состоит из двух больших стеклянных бассейнов, по внутренним стенам которых стекает вода. На его внешних частях написаны имена погибших в результате террористической атаки. При этом неподалеку были построены новые небоскребы, которые символизируют непрекращающуюся жизнь, которую террористам не сломить. После теракта 23-26 октября 2002 года на мюзикле «Норд-ост» здание московского Театрального центра на Дубровке восстановили. Сейчас это функционирующий театр, в котором регулярно проходят концерты и спектакли.
Неподалеку от места трагедии установлен мемориал в виде стелы с тремя журавлями, у ее подножия лежит гранитный камень с надписью «В память о жертвах терроризма». После одного из самых чудовищных террористических актов от учебного заведения мало что осталось. Однако спортзал школы превратили в мемориальный комплекс, в котором сохранили многие элементы, напоминающие о трагедии. На стенах зала размещены фотографии жертв и их имена, а посетители приносят туда бутылки с питьевой водой террористы не давали взятым в заложники детям пить. Через год концертный зал был снова открыт — первое выступление там провел певец Sting.
После этого стрельба прекращается. Поступает неподтверждённая информация о начале операции по штурму здания. Заложники сообщают о пущенном в здании газе [54]. Представители штаба сообщают, что за последние два часа террористы убили двух и ранили ещё двоих заложников [54].
Раздаются ещё несколько взрывов, возобновляется стрельба. Здание ДК успешно покинули двое заложников [54]. Официальный представитель ФСБ Сергей Игнатченко сообщает, что Театральный центр находится под контролем спецслужб, Мовсар Бараев и большая часть террористов уничтожены. О жертвах среди заложников не сообщается [54].
Через центральный вход в здание врываются сотрудники МВД. Спасатели МЧС и медики приступают к выводу заложников из здания, оказанию медицинской помощи и госпитализации. Обездвиженных людей сначала кладут прямо на ступени театра и асфальт рядом, а затем кладут вплотную друг к другу [54]. Первый автобус с пострадавшими отъезжает от здания Театрального центра [54].
Помощник президента РФ Сергей Ястржембский официально заявляет о завершении операции по освобождению заложников [54]. Заместитель министра внутренних дел Владимир Васильев утверждает, что штурм был начат, так как группа заложников пыталась сбежать. Также он сообщает о результатах штурма: 36 террористов уничтожены, более 750 заложников освобождены, погибли 67 человек [54]. Последствия штурма 8:00.
Заместитель главы МВД Владимир Васильев сообщает об уничтожении 36 террористов, освобождении более 750 заложников и извлечении 67 тел погибших [61]. Людей в бессознательном состоянии размещают в автобусах. Продюсер мюзикла Александр Цекало заявляет, что заложники просто устали, а террористы спят сном вечным [62]. В этот же день в ФСБ России сообщили, что число обезвреженных террористов только в здании Театрального центра на Дубровке составило 50 человек — 18 женщин и 32 мужчины.
Трое террористов были задержаны [63]. Впоследствии прокурор Москвы Михаил Авдюков заявил, что всего было убито 40 террористов [63]. По данным газеты «Московский комсомолец», среди террористов, взятых живыми, были Мовсар Бараев, которого ранили, допросили и убили, и женщина без «пояса смерти», которая была не в зале и при задержании прокусила руку спецназовцу [64]. По телевизионным каналам показывают мёртвых террористок в зрительских креслах, большой баллон в центре зала, труп Мовсара Бараева с раной в паховой области и бутылку спиртного коньяк « Hennessy » , стоящую рядом с ним на полу [65].
Телеканал « НТВ » показывает убитых террористов и женщин-смертниц: подавляющее большинство из них убито выстрелом в затылок. На тему того, как у тела фундаментального исламиста оказался алкоголь, существует несколько противоречащих друг другу версий. По сведениям бывшего сотрудника «Альфы», коньяк пили спецназовцы, отмечая таким образом десятилетний юбилей образования отряда [66]. Впрочем, отряду на тот момент было более четверти века.
По версии одного из заложников, Александра Шальнова, коньячные бутылки из буфета взяли террористы, предварительно вылив содержимое, наполняли водой из-под крана и давали заложникам возможность утолить жажду [67]. По словам же журналистки Ольги Романовой , бутылку принёс из буфета Аркадий Мамонтов [68]. Допуск родственников к пострадавшим в лечебные учреждения был запрещён. По утверждению газеты « Комсомольская правда », несмотря на заявления властей, списки поступивших освобождённых заложников появились не во всех больницах [69].
Использование газа в ходе штурма Основным оправданием необходимости использования в ходе спецоперации по освобождению заложников газа является наличие у террористов оружия и взрывных устройств, в случае срабатывания которых могли погибнуть все заложники. Пущенный в здание газ подействовал не на всех: некоторые заложники остались в сознании, а часть террористов продолжала отстреливаться в течение 20 минут, однако взрыва не произошло [70]. В ходе пресс-конференции в октябре 2002 года министр здравоохранения Юрий Шевченко заявил: «Для нейтрализации террористов был применен состав на основе производных фентанила ». По официальному заявлению ФСБ, также говорилось, что на Дубровке была применена «спецрецептура на основе производных фентанила ».
Основной же причиной смерти большого количества заложников называется «обострение хронических болезней» [70]. Специалисты из лаборатории научных и технологических основ безопасности в Солсбери Великобритания установили, что в состав аэрозоля входило два анестетика — карфентанил и ремифентанил [71] , однако текст исследования был опубликован лишь в 2012 году. Исследование, однако, не смогло установить пропорции и изначальный состав смеси. Точный состав использованного силовиками газа в ходе штурма остаётся неизвестным [72].
Последствия теракта Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Погибшие По официальным данным, из числа заложников погибли 130 человек, в том числе 10 детей по предположению общественной организации «Норд-Ост» погибли 174 человека. Из числа погибших заложников 5 человек были застрелены до начала штурма, остальные скончались уже после освобождения [73] Могила на Ваганьковском кладбище Из команды «Норд-Оста» погибли 17 человек, в том числе двое юных актёров группы, игравших главных героев в детстве [74] — Арсений Куриленко и Кристина Курбатова, 9 человек из оркестра, 4 человека из службы зала, 1 человек из технической службы, 1 продавец сувенирной продукции. Также погиб Александр Карпов — писатель, бард, переводчик, художник, автор переводов с английского художественной литературы и мюзикла «Чикаго».
Один из погибших заложников, Павел Платонов , во время операции выходил на связь по телефону с внешним миром, сообщая о числе заложников в театре и числе террористов. Эта информация оказалась ключевой для спецназа, которая позволила сохранить жизни не только заложников, но и личного состава, осуществлявшего штурм театрального центра. Павла Платонова посмертно наградили орденом Мужества с формулировкой «за мужество и отвагу, проявленные при исполнении гражданского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни» [75]. Внешние последствия Неназываемый представитель руководства США [ уточнить ] заявил, что после теракта на Дубровке Масхадов полностью лишился легитимности и не может претендовать на участие в мирном процессе [76].
Боевики специально позволили заложникам связаться с родными, после чего забрали все средства связи. Руководители силовых ведомств прибыли на экстренное совещание с президентом. ФСБ сформировала пять штурмовых групп: три — из бойцов "Альфы", две — "Вымпела". Спецназовцы расположились в ночном клубе напротив тыльной стороны здания и в автобусе в 50 метрах от главного входа. Остальные отправились на Калужское шоссе, в аналогичное по планировке строение — отрабатывать предстоящий штурм. Представьте себе - в зрительном зале установили напичканный под завязку взрывчаткой автомобильный баллон. Смертницы, опоясанные гранатами , уселись в шахматном порядке, вдоль стен были разложены бомбы.
Общий тротиловый эквивалент — 110-120 килограммов, при детонации все бы обрушилось. Как рассказывает издание РИА Новости, пока в штабах совещались, в здание, минуя кордоны, прошла продавщица соседнего ларька. Она в детстве занималась в театральных кружках и знала все лазейки. Смелая женщина потребовала от Бараева освободить заложников.
Что будет на месте «Крокус Сити Холла» и нужно ли его восстанавливать
Театральный центр на Дубровке — бывший Дом культуры ОАО «Московский подшипник» («1 ГПЗ»). Здание театрального центра на Дубровке вполне используется, в прошлом году его переименовали в театр на Мельникова. Мовсар Бараев — руководитель группы из 40 боевиков, захвативших Театральный центр на Дубровке.