Сегодня, 15 февраля, отмечается один из двунадесятых, а значит, самых главных христианских праздников – Сретение Господне. Праздник Сретения возник в церкви Иерусалима и появился в её богослужебном календаре в IV веке. Сретение Господне входит в число 12 больших православных праздников, которые посвящены важнейшим после Пасхи событиям земной жизни Иисуса и Пресвятой Богородицы.
Без ссор и путешествий: главные традиции и приметы на Сретение Господне
Сретение Господне - 2023: в чем главный смысл одного из древнейших праздников | Сретение, Сретенье, Громницы, Очищение Марии, День свечей. |
Сретение Господне 2024: суть, история, традиции, приметы, что можно и нельзя делать | На Руси праздник Сретение Господне любили еще и потому, что совпадал он с окончанием морозов. |
Сретение Господне - Храм- Икона Божией Матери Неопалимая Купина | Основные события праздника Сретение Господня. |
12 фактов о Сретении Господнем | В праздник Сретения Господня в церквях, помимо праздничного богослужения, иногда совершают крестный ход, а также освящают церковные свечи. |
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
15 февраля православные христиане отмечают Сретение Господне. Рассказываем, что известно об этом церковном празднике, какие обычаи и приметы сохранились в наши дни: что можно и чего нельзя делать в этот день. немецки), Chandeleur (по-французски) и Candlemass (по-английски) – месса со свечами». Православные христиане 15 февраля отмечают знаменательный день — праздник Сретения Господня.
Праздник Сретение Господне
Сретение Господне можно назвать важнейшим церковным праздником для каждого православного человека, ведь отмечается он в память о великом событии – встрече. Православный праздник Сретение Господне, который христиане отмечают 15 февраля (2 февраля по старому стилю), напомнит о традициях, царивших среди иудеев. Сретение – это не просто великий праздник и день из далекой новозаветной истории. Первые упоминания о празднике Сретения Господня относятся к IV веку. Если в ночь с 14 на 15 февраля начать вбивать в поисковик церковное слово "Сретение", а праздник Сретения Господня отмечают именно 15 февраля, то, к великому изумлению, можно узнать об этом дне много совершенно невероятного.
15 февраля Православная Церковь празднует Сретение Господне: что это за праздник?
Что такое Сретение Господне и в чём смысл этого праздника? | Сретение Господне или просто Сретение, Сретенье, Громницы, Очищение Марии, День свечей. В этом видео Вы узнаете, какой сегодня праздник, историю праздника и какие были традиции в Сретен. |
Сретение Господне 15 февраля: традиции, приметы, что можно и нельзя делать | День, когда Сретение Господне отмечают, является непереходящим, то есть его дата не меняется год от года. |
Сретение Господне. История встречи человека со Спасителем
один из величайших христианских праздников, который отмечают 15 февраля. Сретение Господне относится к непереходящим праздникам — православные всегда отмечают его 15 февраля, на 40 день после Рождества Христова. В данном материале разберёмся, что такое Сретение Господне, говоря простыми словами, когда отмечается этот праздник, какие исторические корни, традиции и обычаи у этого праздника. День, когда Сретение Господне отмечают, является непереходящим, то есть его дата не меняется год от года. Праздник Сретения Господня-один из древнейших праздников христианской церкви, отмечаемый с 4 века нашей эры в Иерусалиме. Сретение Господне отмечают православные верующие 15 февраля.
Что такое Сретение Господне: история праздника, обычаи
Сретение Господне [1], праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым. Праздник Сретения отмечается на 40-й день после Рождества, так как на 40-й день заканчивалось время очищения женщины после родов и по закону она должна была принести жертву очищения. Сретение Господне — один из двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного такое Сретение Господне и в чем суть праздникаВ переводе с греческого "сретение" означает "встречу".
Что нужно делать в Сретение Господне, чтобы защитить свой дом от всего плохого
Ее надо посетить. Старейшая традиция, дошедшая до современности, заключается в освящении свечей. Над свечами произносится молитва, затем их окропляют святой водой и раздают верующим. Свечи приносят домой, хранят и зажигают во время молитвы на протяжении года. Важно провести день в кругу семьи и близких. Следует простить обиды и примириться с родственниками. Что нельзя делать на Сретение?
В данном материале разберёмся, что такое Сретение Господне, говоря простыми словами, когда отмечается этот праздник, какие исторические корни, традиции и обычаи у этого праздника.
Что такое Сретение Господне? Сретение Господне — это один из двунадесятых, то есть двенадцати самых значимых, праздников Православной церкви, отмечаемый 15 февраля, на 40-й день после Рождества Христова. Этот день символизирует встречу Новозаветной церкви, представленной праведным Симеоном, с Младенцем Христом. Исторические корни История праздника уходит корнями в евангельские события.
Заниматься бытовыми делами. Злоупотреблять алкоголем. Надолго оставлять своих родных. Отправляться в дальнюю поездку. Мыть голову и стричься. Ворожить и гадать. Двунадесятые праздники — это 12 важнейших событий, которые происходили с Иисусом Христом и Богородицей. Они считаются самыми важными торжествами после Пасхи. Двунадесятые праздники отмечаются торжественным богослужением и каждый из них имеет свою историю. Православные верующие 15 февраля отметят один из древнейших и важных праздников — Сретение Господне.
Однако в знак смирения Богородица соблюла обычай. За Симеоном к Марии и Иосифу подошла трудившаяся в храме пожилая женщина по имени Анна, которую за пламенные проповеди о Боге считали пророчицей. Праведная поклонилась Христу, а затем отправилась рассказывать людям на улице о появлении на свет избавителя. То, как Симеон и Анна встретили Иисуса, является верующим примером принятия Бога всей душой. На Сретение по традиции в православных храмах проходит праздничная литургия, которая иногда сопровождается крестным ходом. Тогда же освящаются свечи. Верующие забирают их домой, где зажигают во время молитвы. Некоторые приписывают особые свойства свечам со сретенской службы. Например, способность сберечь дом от различных бед. Такое поверье породило различные поговорки, например: "В Сретение солнце на лето, зима — на мороз поворотили ".
Завтра зима встречается с весной: что нельзя делать в Сретение Господне
Но тут же он получил весть от Духа Божия, что он не умрет до тех пор, пока сам не увидит исполнения этого пророчества. Святой старец в течение более трехсот долгих лет жил ожиданием исполнения этого пророчества до Рождества Христова", - рассказывает протоиерей. Святой Симеон получил откровение от Духа Святого, что его ожидание исполнилось и вскоре в Иерусалимском храме он увидит Младенца — Спасителя. В храме святой старец увидел не только обещанного Младенца и Его Пречистую Деву — Матерь, но и удостоился чести взять Христа на руки. В этот момент в священном восторге праведный Симеон изрек известные всем слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу слову Твоему с миром. Яко потому что видеста увидели очи мои Спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей". После семи лет супружества она лишилась мужа и с тех пор жила при храме.
Она вела строгую, воздержанную жизнь и своим постом и молитвой служила Богу день и ночь Лк. За это от Бога она удостоилась дара пророчества. Дожив до глубокой старости, святая Анна, подобно Симеону Богоприимцу, с упованием ждала Спасителя. Она была весьма внимательна ко всем духовным явлениям и присоединила свой голос к славословию Святого Симеона во время встречи Божественного Младенца в Иерусалимском храме. Таким образом, происходит встреча ветхозаветной и новозаветной праведности.
А если же на Сретение Господне проглядывало солнце, это предвещало приход последних морозов. Если солнце в этот день не выглядывало вовсе, то следовало ожидать холодные дни. Исходя из народных традиций, в Сретение Господне запрещены любые работы, кроме тех, что служат людям во благо. А зарабатывание денег в этот день вовсе считается греховным занятием. Кроме того, в этот день запрещено употреблять алкоголь и сквернословить.
Верующие в этот день празднуют встречу с Богом. Смирение и радость, с которой приняли Иисуса праведные Анна и Симеон, являются для христиан примером того, как принять Бога всей душой. Вскоре после встречи с Младенцем Симеон преставился: произошло столь желаемое им избавление от бремени земной жизни и обретение покоя. Эта история также имеет философский смысл: встреча с Богом несет освобождение и радость. Личное сретение, по мнению богословов, случается и в жизни каждого уверовавшего человека, когда он приходит впервые в храм. Оттуда традиция празднования распространилась по христианскому миру. В первые века в этот день славили Богоматерь, а позже — Иисуса Христа. Поэтому до сих пор во время праздничной службы священников можно увидеть и в голубом облачении цвет, символизирующий непорочность и чистоту Девы Марии , и в белом символ божественного света.
Есть несколько икон, посвященных Сретению: это икона Богородицы "Умягчение злых сердец" ее еще называют "Сименово проречение" , на которой Мария изображена с семью вонзенными в сердце мечами — как символ предстоящих материнских страданий. Евангелист Лука написал, что Симеон, взяв на руки Иисуса, предрек его матери: "И Тебе Самой оружие пройдет душу", — подразумевая, что женщина увидит крестные страдания своего ребенка. Число семь выражает чрезмерность материнских мук.
Плохим знаком было, если потемнела. Верили, что на человека навели порчу. Молодежь в этот день закликала солнце. Вечером дети бегали на пригорки и зазывали весну, а зиму просили уйти. Если перед закатом солнце выглянет, значит холодов уже не будет.
Если спряталось за тучами, жди морозы, которые называли Власьевскими. Читайте также: Цветы для любви и денег: приметы про комнатные растения Родители же на Сретение проводили символический обряд продажи детей. Они передавали прохожему малыша через окно, в ответ получали деньги. Затем ребенка возвращали и говорили: «Живи на мое счастье». Деньги тратить было нельзя, на них покупали свечи. В старину верили, что такой обряд «привязывает» ребенка к жизни, «зажигает» его огонь. Женщины на Сретение пекли блины, которые символизировали солнце. Считалось, что, если съесть лакомство до первой звезды, то жизнь станет благополучной.
А еще делали печенье в виде птичек. Такая сдоба означала встречу весны. Ее раздавали детям. Также 15 февраля кормили нищих, вдов, сирот и бездомных животных, чтобы год самому быть сытым.
Что нужно делать в Сретение Господне, чтобы защитить свой дом от всего плохого
Именно для этого Дева Мария и Иосиф обручник пришли в Иерусалим. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля".
Симеон, увидев в храме родителей Иисуса, после обряда подошёл к ним и, взяв Младенца на руки, произнёс: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» Следом за ним подошла работавшая в храме праведная Анна — она поклонилась Иисусу и вышла на улицу, рассказывая о рождении мессии. Именно об этой встрече Симеона и Анны с Сыном Божиим и идёт речь в названии праздника. Однако до определённой поры празднование проходило скромно.
Считается, что на Западе этим праздником старались «перебить» языческий праздник луперкалий, который проводился 13—15 февраля в честь бога плодородия Луперка одно из имён Фавна и был известен разнузданными оргиями. Установил его или папа Геласий в 496 году как раз когда отменил луперкалии , или папа Григорий Великий в 600 году. На Востоке же праздник Сретения Господня связывают с моровой язвой в Константинополе 544 года.
Страшная эпидемия прекратилась, когда по городу прошёл крестный ход и целую ночь верующие провели в молитве. Тогда император Юстиниан распорядился отмечать Сретение Господне более торжественно. С одной стороны, он подтверждает, что Иисус Христос действительно существовал и был рождён человеком — вопреки некоторым еретическим учениям, по которым Христос только принял облик человека, не являясь им по сути.
С другой стороны, встреча в храме с Симеоном раскрывает мессианские пророчества о рождении мессии и знаменует завершение ветхозаветной эры и начало эры Нового завета. Фактически это праздник встречи с Богом, праздник смирения и радости перед освобождением от земной жизни. Согласно философским толкованиям, у каждого человека происходит в жизни своё сретение — в тот момент, когда он впервые вступает в храм.
Традиции празднования Сретение Господне Сретение Господне ещё называют в народе Днём свечей — поскольку считается, что освящённые в этот день свечи обладают чудодейственной силой. В древности такие свечи звали «громницами». Их освящают в храме и забирают домой, чтобы зажигать во время молитв на протяжении года для охраны от несчастий и катастроф.
Огарки при этом нужно принести обратно в храм — на переплавку. Такие же чудодейственные свойства приписываются освящённой в день Сретения воде, которую после церковной службы, как и на Крещение, забирают домой.
Священник начал читать очистительную молитву, заканчивая этот обряд. В это время мимо храма проходил старец Симеон. Озаренный Святым Духом он понял, Кто находится перед ним, взял Богомладенца на свои руки и прославил Бога за такую радость. Он наконец-то получил величайшую награду в своей жизни, какую даже и не мог себе представить. Церковь Симеона называет также и Богоприимцем. Мария и Иосиф засвидетельствовали о том, что тайна их Сына была известна Иосифу, они были удивлены этому.
С благословением почтенный старец возвратил Младенца на руки Матери и произнес: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И Тебе Самой оружие пройдет душу…» Лк.
Теперь обратим внимание на текст второго пророчества Симеона, обращенного к Богородице. Праведный муж под словами и Тебе меч пройдет душу подразумевает будущие страдания матери за Своего Сына, которые придется пережить Марии, когда Она будет видеть распинаемым на Кресте Своего Сына и Господа. Лопухин пишет: «Ощущение, которое Она получит при этом, будет так болезненно, как болезненно бывает, когда сердце проколют мечом». Это второе пророчество Симеон легло в основу иконографии двух сходных образов Пресвятой Богородицы: "Умягчение злых сердец", который еще называется "Симеоново проречение", и "Семистрельная". Икона Пресвятой Богородицы "Умягчение злых сердец" Эти пророческие слова удивительно толкует преподобный Роман Сладкопевец в одном из кондаков на праздник Сретения: «Тайна же будет настолько пререкаемой, что в Твоем уме возникнет колебание. Ибо, когда увидишь пригвожденным ко Кресту Твоего Сына, Непорочная, вспомнишь слова, сказанные Ангелом, и Божественное зачатие, и чудеса неизреченные — тотчас усомнишься.
Размышление же о страданиях будет для Тебя как меч. Но после того пошлет Твоему сердцу исцеление, Ученикам же Своим — мир непобедимый Единый Человеколюбец» [3]. Взирая на образ Божией Матери, мы видим, сколь много стрел вонзилось в сердце Пречистой Девы. И каждый из нас в своей жизни иногда испытывает тяжелые муки и испытания, которые терзают сердце. А прибегая в молитве к Богородице перед Ее образом «Умягчение злых сердец», мы можем получить утешение, и тогда наши душевные терзания прекратятся. Об этом красноречиво говорит епископ Кассиан Безобразов : «Тайна богоматерней любви открывается верующему в трепетном опыте личного благочестия. Мы познаем Матерь, утешающую нас в скорбях и направляющую нас по пути спасения» [4]. Далее Симеон продолжает говорить о Христе и высказывает такую мысль: результатом пререканий в народе об Иисусе Христе, которые в свою очередь должны были тяжело отразиться на Божьей Матери, стало то, что многие сокрытые мысли стали явными.
Открылись, то есть люди стали говорить, что думают и сами определяли: быть им со Христом, Мессией, Которого они так ждали, или же отвернуться от Него и продолжать верить в приход другого избранного, который избавит народ Израильский от власти Рима и сделает их властелинами всей земли. Также после распятия и Воскресения Христа многие неверующие утвердятся в вере во Христа и станут основанием для Церкви Христовой на земле. Какую роль сыграла пророчица Анна в событиях Сретения? На сороковой день святое семейство прибывает в Иерусалимский храм, чтобы посвятить младенца Богу, как того требовал Закон в отношении первенцев. Евангелие повествует нам, что при входе в храм святых родителей встречают двое людей — мужчина и женщина. Женщину звали Анна, которую называли Пророчицей. Прожив со своим мужем семь лет и овдовев, она посвятила свою жизнь Господу и уже много лет находилась при Иерусалимском храме, постом и молитвою служа Богу день и ночь. Судя по всему, при храме существовал особый институт вдовиц, посвятивших себя служению Богу.
Однако значение праздника Сретения для Римской церкви не столь велико, как для Восточного Христианства Когда Симеон славословил Бога и пророчествовал о Младенце и Его Матери, или же когда святое семейство пребывало во храме, исполняя законные обряды, святая Анна, подойдя и подтверждая пророчества Симеона Богоприимца, славила Господа и благовестила о Богомладенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме Лк. По сути дела, это единственные сведения о святой, дошедшие до нас благодаря евангелисту Луке. Стоит отметить, что до Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию и Спасителя мира, ожидая Его пришествия. Они удостоились встретить в храме Младенца, в Лице Которого уже соединились Божество и человечество. Примечательно, что Православная Церковь на следующий день после Сретения празднует память праведных Симеона и Анны, подобно тому, как сразу после других двунадесятых праздников Церковь отмечает память основных действующих лиц того или иного священного события — как Иоанна Предтечи после Крещения и Архангела Гавриила после Благовещения. Какова история появления и развития праздника Сретения Господня в Церкви? Первое упоминание о празднике Сретения Господня мы находим в древнем христианском источнике IV века «Паломничество ко Святым местам» монахини Этерии, которая в 80-х годах четвертого столетия совершила паломничество на Святую Землю и в своих воспоминаниях об этом путешествии описала особое торжество, совершающееся на 40-й день после Богоявления в Церкви Иерусалима. Этерия пишет: «Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью.
В этот день бывает процессия в Анастасис так в Иерусалиме называли Храм Гроба Господня , и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст». Гвидо да Сиена. Из этого отрывка видно, что праздник Сретения Господня в Иерусалимской Церкви IV века еще не был самостоятельным, а являлся завершением сорокадневного периода после Богоявления, который был посвящен воспоминанию целого ряда евангельских событий и завершался торжественным богослужением, последование которого было сходно с чином Пасхальной службы. По устоявшейся церковной традиции в этот день епископ говорил проповедь народу, истолковывая небольшой отрывок из Священного Писания на тему воспоминаемого события. Коптская икона К концу V века праздник утвердился как самостоятельный в Римской церкви, а в Константинопольской получил свое место в календаре к началу VI века. Однако значение праздника Сретения для Римской церкви не столь велико, как для Восточного Христианства.
В католической церкви этот праздник не является торжеством высший разряд праздников , а находится в ряду других праздничных дней, которых у католиков довольно много. В Православной же Церкви Сретение вошло в число двунадесятых праздников, посвященных воспоминанию важнейших событий, связанных с земной жизнью и служением Спасителя. Сорокадневный рождественский цикл, о котором говорилось выше, является неким разворотом древнейшего праздника Богоявления, который изначально включал в себя в себя все современные праздники, посвященные евангельским событиям Рождество, Крещение, Сретение и дни памяти святых, связанных с этими событиями. Праздник Богоявления с течением времени раздробился на большое количество отдельных праздников, насколько возможно полно раскрывающих тайну Боговоплощения. Святой Исихий Иерусалимский так писал о празднике Сретения, завершающем цикл богоявленских праздников: «Не ошибется тот, кто признает Сретение праздником праздников, субботой суббот, назовет его святая святых. Ибо здесь сосредотачивается всё таинство воплощения Христова, объясняется таинство воплощения Единородного Господа: в воплощении Младенец Христос был возвеличен и Богом был исповедан, и, сидящий на руках, как на престоле, был явлен Он, Творец нашего естества». Праздник Сретения — он Богородичный или Господский? Все двунадесятые праздники четко разделяются на Господские и Богородичные.
Но с праздником Сретения Господня дело обстоит несколько иначе. Богослужение праздника Сретения интересно тем, что сочетает в себе особенности, свойственные как для Господских, так и Богородичных двунадесятых праздников. Именно в этом состоит его главное отличие от других двунадесятых праздников.
Сретение Господне. История встречи человека со Спасителем
Женщину звали Анна, которую называли Пророчицей. Прожив со своим мужем семь лет и овдовев, она посвятила свою жизнь Господу и уже много лет находилась при Иерусалимском храме, постом и молитвою служа Богу день и ночь. Судя по всему, при храме существовал особый институт вдовиц, посвятивших себя служению Богу. Однако значение праздника Сретения для Римской церкви не столь велико, как для Восточного Христианства Когда Симеон славословил Бога и пророчествовал о Младенце и Его Матери, или же когда святое семейство пребывало во храме, исполняя законные обряды, святая Анна, подойдя и подтверждая пророчества Симеона Богоприимца, славила Господа и благовестила о Богомладенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме Лк. По сути дела, это единственные сведения о святой, дошедшие до нас благодаря евангелисту Луке. Стоит отметить, что до Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию и Спасителя мира, ожидая Его пришествия.
Они удостоились встретить в храме Младенца, в Лице Которого уже соединились Божество и человечество. Примечательно, что Православная Церковь на следующий день после Сретения празднует память праведных Симеона и Анны, подобно тому, как сразу после других двунадесятых праздников Церковь отмечает память основных действующих лиц того или иного священного события — как Иоанна Предтечи после Крещения и Архангела Гавриила после Благовещения. Какова история появления и развития праздника Сретения Господня в Церкви? Первое упоминание о празднике Сретения Господня мы находим в древнем христианском источнике IV века «Паломничество ко Святым местам» монахини Этерии, которая в 80-х годах четвертого столетия совершила паломничество на Святую Землю и в своих воспоминаниях об этом путешествии описала особое торжество, совершающееся на 40-й день после Богоявления в Церкви Иерусалима. Этерия пишет: «Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью.
В этот день бывает процессия в Анастасис так в Иерусалиме называли Храм Гроба Господня , и все шествуют, и всё совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст». Гвидо да Сиена. Из этого отрывка видно, что праздник Сретения Господня в Иерусалимской Церкви IV века еще не был самостоятельным, а являлся завершением сорокадневного периода после Богоявления, который был посвящен воспоминанию целого ряда евангельских событий и завершался торжественным богослужением, последование которого было сходно с чином Пасхальной службы.
По устоявшейся церковной традиции в этот день епископ говорил проповедь народу, истолковывая небольшой отрывок из Священного Писания на тему воспоминаемого события. Коптская икона К концу V века праздник утвердился как самостоятельный в Римской церкви, а в Константинопольской получил свое место в календаре к началу VI века. Однако значение праздника Сретения для Римской церкви не столь велико, как для Восточного Христианства. В католической церкви этот праздник не является торжеством высший разряд праздников , а находится в ряду других праздничных дней, которых у католиков довольно много. В Православной же Церкви Сретение вошло в число двунадесятых праздников, посвященных воспоминанию важнейших событий, связанных с земной жизнью и служением Спасителя.
Сорокадневный рождественский цикл, о котором говорилось выше, является неким разворотом древнейшего праздника Богоявления, который изначально включал в себя в себя все современные праздники, посвященные евангельским событиям Рождество, Крещение, Сретение и дни памяти святых, связанных с этими событиями. Праздник Богоявления с течением времени раздробился на большое количество отдельных праздников, насколько возможно полно раскрывающих тайну Боговоплощения. Святой Исихий Иерусалимский так писал о празднике Сретения, завершающем цикл богоявленских праздников: «Не ошибется тот, кто признает Сретение праздником праздников, субботой суббот, назовет его святая святых. Ибо здесь сосредотачивается всё таинство воплощения Христова, объясняется таинство воплощения Единородного Господа: в воплощении Младенец Христос был возвеличен и Богом был исповедан, и, сидящий на руках, как на престоле, был явлен Он, Творец нашего естества». Праздник Сретения — он Богородичный или Господский?
Все двунадесятые праздники четко разделяются на Господские и Богородичные. Но с праздником Сретения Господня дело обстоит несколько иначе. Богослужение праздника Сретения интересно тем, что сочетает в себе особенности, свойственные как для Господских, так и Богородичных двунадесятых праздников. Именно в этом состоит его главное отличие от других двунадесятых праздников. Например, если праздник Сретения Господня выпадает на воскресный день, то служба воскресенья не отменяется, как в случае Господского праздника Рождество, Крещение, Вознесение и другие , а соединяется с ней, подобно Богородичному празднику.
К разряду Господских праздников Сретение относит наличие входного стиха на малом входе, который произносится диаконом, держащем в руках Евангелие, в открытых Царских вратах, а также собственного праздничного отпуста в конце службы: «Иже во объятиях праведного Симеона носитися изволивый нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Также помимо возможности соединения службы воскресения с богослужением праздника Сретения Господня, что является характерной особенностью Богородичного праздника, у праздника Сретения отсутствуют «свои» праздничные антифоны, которые всегда есть у Господских праздников. Исходя из этого, правильнее будет сказать: праздник Сретения Господня по своему содержанию является Господским, но при этом в этот день, кроме Христа, прославляются и иные участники этого события — Божия Матерь, праведный Симеон, которые упоминаются в тропаре и многих других гимнографических текстах праздника. В каком из песнопений Страстной Седмицы упоминается событие Сретения Господня? Интересно, что события праздника мы вспоминаем не только в сам его день.
На Страстной седмице в Великую субботу перед чтением 1-го часа во время целования народом Плащаницы положено пение особой стихиры, в которой описываются события тех великих и печальных дней человеческой истории: Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного, в нощи к Пилату пришедшего, и Живота всех испросившего: даждь ми Сего странного, Иже не имеет где главы подклонити; даждь ми Сего странного, Егоже ученик лукавый на смерть предаде; даждь ми Сего странного, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше, и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде; но в радость Воскресения Твоего плач преложи. В этом песнопении мы видим отсылку к Сретению Господню, а именно к словам праведного Сименона, которые он сказать Матери Христа: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец Лк. В этом песнопении Богородица вспоминает о давнем пророчестве старца, сказанном над 40-дневным Младенцем. Толкователи понимали это место как пророчество о тех страданиях, сомнениях и переживаниях, которые Пресвятая Дева будет претерпевать при виде висящего и страдающего на кресте Своего Сына.
Так, блаженный Феофилакт Болгарский XI в. Ибо Она, быть может, помышляла, как был распят, умерщвлен и оплеван Тот, Кто родился бессеменно, творил чудеса, воскрешал мертвых». Эти слова праведного Симона с полной точностью передают то, что Богородица переживала при кресте, как мать. Амфилохий Иконийский, — могут сравняться с болезнью материнского Ее сердца, когда Она, стоя при Кресте Спасителя и Сына Своего, была зрительницею Его беспредельных страданий и поносной смерти? Данное песнопение также очень точно показывает связь между всеми событиями земной жизни Христа: для святых людей, угодивших Богу, маленький грудной ребенок уже открывается как Всемогущий Господь, Которому предстоит пережить столь страшные и мучительные страдания, принеся тем самым людям спасение.
Это песнопение, хотя и поется медленно и довольно грустно, пропитано предвкушением Христова Воскресения, Его славной победой над дьяволом и смертью. Оно говорит нам о исполнении того обетования, которое ожидали все поколения, начиная с самого Адама. И недаром этот гимнографичкский текст заставляет нас вспомнить то событие, когда впервые человек не считая, конечно, Божию Матерь через открытие Святого Духа осознал, что перед ним не просто Младенец, но Тот Самый долгожданный Помазанник.
Было принято печь блины, как символ солнца, или баранки. Для детишек же выпекали «жаворонков» — печенье в форме птиц. С этим угощением дети забирались на высокие пригорки и протягивали его солнышку как своеобразный дар, прося поскорей прогнать Зимушку-зиму. Эта традиция сопровождалась характерными песенками, зазывающими Весну и Птиц, что в комплексе называлось «закличками весны». В соответствии со славянскими традициями, именно со Сретения можно было начинать важные продолжительные дела, связанные с домостроительством и прочими серьезными задачами на год. Кроме того, в этот день старались совершать благие поступки по отношению к ближним.
В церковных обрядах особое место занимало освящение специальных «громничных» свечей, которые прихожане делали из чистого пчелиного воска, специально припасенного для этого случая, и несли в храм для благословения — отсюда происходит еще одно название праздника — «Громница» поскольку эти свечи символизировали свет, отгоняющий темные силы и грозы. Здесь, кстати, наблюдается некое противоречие — оберегающий предмет носит название того, от чего собственно должен оберегать. Однако, это не должно смущать — дело в том, что Громница — это изначальное дохристианское название данного праздника. Идет оно оттого, что согласно поверьям в этот день зимой можно было услышать первый гром. И это, несомненно, также указание на скорый приход весны, но то, что Перун-громовержец просыпается и скоро разобьет оковы зимы, принося в мир свет и возрождение. В этом смысле гром — это священное оружие, очищающее, всепобеждающее и прогоняющее силы зимы и ночи. Самая долгая Ночь пик могущества темного бога Велеса осталась позади, после Коляды энергии солнца уже не угасают, а набирают силу, день каждые сутки увеличивается, а, значит, скоро солнечный бог Перун станет равен по силам своему сопернику день весеннего равноденствия и неизбежно его одолеет, как заведено в порядке мироздания. В поздние времена, когда имя Перуна уже не упоминалось, связь праздника со свечами и название «громничные» тем не менее сохранилось. В новой эре по сретенской свече, освященной уже в храме, предсказывали будущее.
Негаснущая по дороге домой свеча с ровным пламенем сулила несущему ее хорошее здоровье и удачу. Освященные в Сретенье свечи хранили в доме как талисман и использовали в трудные минуты для защиты от злых духов, пожаров и бедствий. В некоторых деревнях со сретенскими свечами обходили избы, чтобы очистить их от темных сил. Еще одним символом праздника была вода, которую вычерпывали в полночь из трех колодцев и затем освящали.
Симеон переводил Священное писание на греческий язык. Однажды он прочел: — Се Дева во чреве примет и родит Сына.
Симеон решил исправить текст. Дело в том, что «девой» ранее называли незамужнюю девушку, поэтому старец решил переписать фразу, заменив это слово на «жена». Едва он коснулся бумаги, явился Ангел и остановил его. Он сказал, что переписывать текст не нужно, и предупредил старца, что он спокойно умрет только после встречи с Мессией, Принесенного Девой Марией в Иерусалимский храм. Как только Дева Мария с Младенцем на руках Явилась в храме, Симеон сразу понял, что произошла для него та самая встреча, о которой говорил Ангел. В тот же день старик, озаренный радостью, смог спокойно отдать душу Богу — тогда ему было больше 300 лет.
Свечи приготовлялись не только к Сретению, но и к другим праздничным дням: на зимнего Николу, на Варвару, на Флора и Лавра, на Спасовки и другие. Праздничные церемонии совершались обычно ночью или поздним вечером. Накануне приглашался священник. Он служил для всей деревни молебен перед общей иконой.
Затем хозяин дома, где находились икона и свеча, в сопровождении селян выходил на улицу: зажигались большая свеча и другие свечи, процессия, исполняя величания, шла по хатам. В каждой икону ставили посередине жилища, перед ней — обетную свечу, но не на подсвечник, а в чашу, наполненную овсом. Присутствующие пели молитвы, потом икону со свечою переносили в красный угол, и хозяева потчевали гостей чем Бог послал. Громничная, или сретенская, свеча отличалась от других обетных свечей тем, что ей приписывали наибольшую чудодейственную силу: дом, где она хранится, будет убережен от беды, молнии и пожара.
Общественная сретенская свеча обычно «наращивалась» на следующий год, иногда и несколько лет подряд.
Что можно и нельзя делать на Сретение Господне 15 февраля
Многие люди интересуются историей и смыслом праздника Сретения Господня, что он означает и когда празднуется. На вопрос Сретенье Господне какого числа праздновать, православные отвечают так: это праздник в числе, он отмечается каждый февраль 15 числа. Сретение относится к категории неподвижных праздников и поэтому отмечается каждый год в один и тот же день, а именно 15 февраля. Сретение относится к категории неподвижных праздников и поэтому отмечается каждый год в один и тот же день, а именно 15 февраля. один из величайших христианских праздников, который отмечают 15 февраля. Сретение Господне — это двунадесятый непреходящий праздник, который отмечается ежегодно 15 февраля, 2 февраля по старому стилю.