экспортеров сырья. Столь сильный профицит бюджета возник вовсе не из-за резкого подъема российской экономики, роста ВВП. Профицит может возникнуть по различным причинам (как внешним, так и внутренним). Проблемным можно считать тот факт, что профицит бюджета в нынешней существующей форме является натянутым, искусственно созданным образованием. В современной России ситуация иная — с 2000 года преимущественно наблюдался профицит госбюджета.
Дефицит государственного бюджета и профицит
В некоторых случаях, стремление к сбалансированному бюджету является наилучшим решением, в других — профицитный бюджет может быть более предпочтителен. Рассмотрим основные аспекты, которые могут влиять на выбор типа бюджета: Ответ на вопрос какой бюджет лучше зависит от текущих финансовых целей и стратегии. Эффективность управления ресурсами и контроль над расходами. Выводы Бюджет является ключевым инструментом в управлении финансами, и понимание основ бюджетирования помогает эффективно распределять ресурсы. Выбор между профицитным, дефицитным и сбалансированным бюджетами зависит от множества факторов, включая текущие финансовые цели и условия экономики. Осознанный выбор типа бюджета и компетентное управление финансами позволяют достигать поставленных целей и обеспечивают финансовую устойчивость. Поделитесь в социальных сетях:.
При грамотном подходе за счет этих средств можно погасить внешние долги, сделать выгодные инвестиции т. Профицит бюджета - это превышение доходов над расходами. Количество отзывов: 0.
Бюджет государства Бюджет государства является главным инструментом регулирования экономики и перераспределения национального дохода для реализации Правительством намеченного экономического курса и социальной политики. Принимаемый на законодательном уровне, он представляет собой основной финансовый план страны, обязательный для исполнения на всей её территории. В бюджете аккумулируется часть денежных доходов организаций и граждан. За счёт бюджетных средств финансируются оборона, охрана общественного порядка и безопасность государства, экономика, здравоохранение, образование и культура. Функции госбюджета К основным функциям государственного бюджета относят перераспределение национального дохода, стимулирование экономики, обеспечение социальной политики, направленной на развитие здравоохранения, образовательных и научных программ, а также финансовую поддержку малоимущих групп населения. Также средства бюджета страны и внебюджетных государственных фондов используются на общие нужды всей нации, которые невозможно удовлетворить за счёт бизнес-сферы. К ним относятся государственное управление, оборона и безопасность страны, экология. Источники доходов бюджета Основными источниками финансовых поступлений в казну государства являются: налоги с физических лиц и организаций; эмиссия денежных знаков; приватизация. Расходы госбюджета К расходам государства относятся денежные средства , направленные на обеспечение задач и функций государства.
По целям распределения расходы государства подразделяются на: Политические: обеспечение оборонного комплекса и системы национальной безопасности армия, полиция, суды, тюрьмы , содержание управленческого государственного аппарата. Экономические: содержание и поддержка отраслей экономики, субсидирование частного малого и среднего бизнеса. Социальные: развитие системы здравоохранения, образовательной системы и науки, культуры, выплата пенсий, социальных пособий, зарплат бюджетникам. Экологическая: охрана окружающей среды. Разница между доходами и расходами страны составляет сальдо бюджета, которое может пребывать в трёх различных состояниях: положительное сальдо — доходная часть преобладает над расходами, создаётся профицит; сальдо равно нулю — доходы полностью компенсируются расходами, бюджет является сбалансированным; отрицательное сальдо — уровень расходов превышает размер финансовых поступлений, создавая дефицит. Существует понятие «интервал оптимальности» доли бюджета в показателе валового внутреннего продукта, без которого невозможно достичь экономического роста. При завышенной доле государственного бюджета в структуре ВВП экономика несёт излишнее бремя налоговой нагрузки, происходит её стагнация.
Если государство сознательно берет с налогоплательщиков больше, чем может потратить — это признак неграмотного управления экономикой страны. Идеально свести бюджет в 0 невозможно ведь доходы только прогнозируются, да и расходы с точностью до копейки предвидеть нельзя , но общепринятым в мире считается ситуация с очень небольшим плановым дефицитом.
В течение года правительство находит какой-нибудь способ этот дефицит свести к нулю. И это еще не все Как мы знаем, в 2018 году власти приняли решение повысить пенсионный возраст и увеличить ставку НДС с 2019 года. Объяснили это решение тем, что в противном случае у государства не останется денег на развитие и выплату пенсий. То есть, правительство не в состоянии потратить даже те деньги, которые уже есть, но поднимает налоги и снижает число пенсионеров, чтобы сэкономить. Повышение пенсионного возраста даст федеральному бюджету экономию в 150 миллиардов рублей бюджет просто перечислит фонду меньшую сумму дотации.
Профицит – что это такое простыми словами, примеры, характеристики
Если сын хочет купить игрушку, которая стоит 500 рублей, а у него есть только 200, то мама добавляет ему 300 рублей на покупку этой игрушки и это получается субсидия. Если мама отправляет сына за покупками в магазин и даёт ему денег на них, то это субвенция. Профицит и дефицит бюджета Если доходы бюджета превышают расходы, это значит, что бюджет сформирован с профицитом, если же наоборот — расходы превышают доходы, значит бюджет дефицитный. Наличие дефицита бюджета не означает, что какие-либо из запланированных расходов не будут оплачены. Все принятые в бюджете обязательства должны быть исполнены, однако оплата некоторых расходов будет осуществлена не за счёт доходов, а за счёт источников финансирования дефицита бюджета. К таковым относятся: банковские кредиты, бюджетные кредиты кредиты, полученные от других бюджетов , остатки на счете бюджета неиспользованные средства прошлого года и иные источники. Само по себе наличие дефицита бюджета также не свидетельствует о проблемах в финансовой системе.
Принципиально важно иметь представление об источниках финансирования дефицита бюджета. Так, поступления от продажи акций или долей в уставных капиталах, принадлежащих государству, в соответствии с Бюджетным кодексом «по определению» относятся не к доходам бюджета, а к источникам финансирования дефицита. Неиспользованные остатки бюджетных средств прошлого года, которые обычно включаются в бюджет уже после его утверждения при уточнении бюджета , также являются источниками финансирования дефицита. Дефицит, финансирование которого осуществляется за счет таких источников, иногда называют «техническим». Размер дефицита бюджета жёстко ограничен Бюджетным кодексом. Например, ребенку каждый месяц на карманные расходы выдаётся по 1000 рублей.
В течении всего года ребёнок копит эти деньги и на Новый год планирует купить телефон за 15000 рублей, из них 12000 рублей идут за счёт "собственных" доходов за весь год, таким образом дефицит составляет 3000 рублей, источниками финансирования выступают остатки бюджетных средств в размере 1000 рублей, которые ребёнок оставил с прошлого года, и межбюджетный трансферт на покупку телефона в размере 2000 рублей из "федерального" семейного бюджета от родителей.
Урожай у соседей тоже как обычно, а ваш превзошёл все ожидания: раз копнул — и ведро с куста. Идём по магазинам и базарам, прицениваемся: цены тоже обычные. Отлично, на картошке можно получить профит прибыль : и самим — ешь от пуза, и на продажу останется больше всегдашнего.
А теперь предположим, что той же картошки везде завались, просто год такой урожайный. У вас по ней в таком случае профицит: с продажи много не выручишь, цены низкие, и самим до новой не съесть — излишек погниёт в подвале или в бурте. Разве что на самогонку пустить, так оно и для здоровья не полезно, и по закону за неё гоняют. То есть, профит он всегда впрок и всегда к месту, а профицит — как придется и как сумеешь им распорядиться.
Что касается расходов, то до конца года по действующему законодательству осталось только 4,7 трлн руб. В истории пока не было прецедентов такого слабого исполнения бюджета по расходам за два итоговых месяца, отмечает экономист Bloomberg Economics Александр Исаков. По его подсчетам, с 2011 по 2022 г. В связи с этим уровень расходов по итогам 2023 г. Ждать меньших расходов нет основания еще и потому, что такой объем расходов укладывается в действующее бюджетное правило. В ноябре — декабре расходы будут составлять в среднем 4 трлн руб. Вероятность того, что фактический дефицит казны окажется ниже планового, невелика, соглашается Куликов.
Основное перевыполнение прогнозов идет по ненефтегазовым доходам, которые, скорее всего, Минфин направит на расходы. На этом фоне итоговый дефицит во многом будет зависеть от темпов роста НГД, заключил эксперт.
Федерального закона от 08. Федеральных законов от 08. Федерального закона от 18. Федеральных законов от 29. Федерального закона от 27.
Что такое бюджет и каким он может быть: профицит и дефицит
В случае превышения доходов над расходами образуется профицит бюджета. Профицит платежного баланса Определение 3 Профицит представляет собой показатель, при котором. При этом профицит всех региональных бюджетов превысил 16,6 трлн рублей, отмечается в статистике. Нередко профицит бюджета становится следствием жёсткой политики и приводит к уменьшению оборотных средств и ликвидности банков и других кредитных организаций.
Государственный бюджет
Профицит обычно не возникает спонтанно, хотя и такое случается иногда при неожиданном росте экономики, резком повышении цен на производимые в стране полезные ископаемые и др. экспортеров сырья. Дефицит и профицит считаются отклонением от сбалансированного бюджета. Разница здесь заключается лишь в том, что при перевесе расходов над доходами возникает дефицит, поступлений над расходами – профицит.
Что такое профицит простыми словами? Что его характеризует, какие виды существуют в 2022 году?
Но на самом деле у профицита есть отрицательные стороны. А именно: снижается конкурентоспособность денежных средств, поскольку часть из них просто не принимает участия в обороте; увеличивается нагрузка на бизнес — очень часто профицит создается именно за счет высоких налогов; растет внешний долг — новые займы со стороны других государств тоже могут служить причиной профицита бюджета, однако рано или поздно по этим займам придется расплачиваться. Но конечно, положительных сторон у профицита тоже немало. Например: экономика страны начинает вызывать большее доверие у инвесторов со всего мира; при возникновении форс-мажорных ситуаций в разных сферах жизни страны всегда есть запас средств для решения проблем; профицит бюджета позволяет создать или увеличить стабилизационный фонд страны, ее «неприкосновенный запас» — либо пустить дополнительные средства на погашение внешних долгов. В целом можно сказать, что профицит нельзя оценивать однозначно — многое зависит от конкретных обстоятельств.
Комментарии написать разбираем ситуацию Само по себе наличие бюджетного профицита означает, что правительство не в состоянии грамотно управлять бюджетными средствами и забирает у людей лишнего. Насколько крупный профицит? Федеральный бюджет на 2020 год был составлен с учетом того, что доходы окажутся больше расходов то есть, с профицитом : доходы — 20,4 триллиона рублей; расходы — 19,5 триллиона рублей; сальдо профицит — 876 миллиардов рублей. При этом оказалось, что бюджет будет профицитным и на следующие годы. Бюджет сейчас составляется на 3 года: в 2021 году профицит сократится до 612,5 миллиардов, а в 2022-м — до 295 миллиардов рублей.
Эта цифра актуальна не только для федерального, но и для консолидированного бюджета который включает вообще все бюджеты в стране. Почему это плохо Как ни странно, профицит федерального бюджета — ситуация достаточно частая в современной истории России, достаточно взглянуть на официальную статистику Минфина: Самый крупный дефицит был зафиксирован, как видно, в годы кризисов — в 2009, 2015 и 2016. Затем начался период роста доходов — и самый крупный профицит относится к прошлому году.
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляются и утверждаются без профицита. В случае профицита могут быть сокращены налоговые доходы бюджета. Предусматривающая альтернативные источники покрытия дефицита бюджета. Это, прежде всего заёмные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или финансового рынков.
Под первичным профицитом понимается превышение доходов бюджета над его расходами без учёта расходов на обслуживание государственного долга. В этом случае расходы на обслуживание государственного долга превышают сумму дефицита бюджета. При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования. Текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объём доходов бюджета субъекта РФ, местного бюджета. Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объём бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются на финансирование инвестиционных расходов.
Профицит бюджета при этом будет наилучшим вариантом развития финансовых событий в экономической жизни страны. Стремление России к сбалансированному бюджету Хотя за последние годы такого явления правительству РФ добиться не удается, власти делают все возможное для достижения максимального равновесия между статьями расходов и источниками их финансового обеспечения. Разрабатывая бездефицитный годовой план, следует помнить, что величина расходной части не должна превышать доходную. Это означает, что все затрачиваемые средства на обслуживание и погашение государственных долгов как внутренних, так и внешних , на социальные пособия населения, выплату заработной платы работникам некоммерческой сферы и т. Как достигнуть профицита в бюджете? Профицит бюджета, как правило, трудно досягаем. К тому же во многих экономически развитых державах не всегда при составлении финансового расчета страны удается исключить дефицит. Зачастую стандартных источников покрытия расходов может быть недостаточно, и тогда руководство страны принимает решение о заимствовании денежных ресурсов у партнерских государств, финансовых международных организаций. Но если даже искусственно сократить вероятный дефицит, профицит федерального бюджета даже в таком случае вряд ли будет достигнут. Единственным правильным решением властей будет стремление к наибольшей сбалансированности бюджета. Крайне важным фактором при установлении расходно-доходного баланса считается профессионализм работников местных органов власти, их ответственность за финансовое обеспечение своего региона и устойчивость в ходе выполнения плана и затрачивания государственных денежных средств. Система налогообложения в бюджетном профиците Профицит бюджета России может явиться следствием превышения доходной составляющей страны, в результате которого происходит вполне ожидаемое сокращение дефицита. Однако в случае появления непредвиденных государственных расходов происходит снижение бюджетного профицита, которое чаще всего компенсируют увеличением налоговых платежей. Удержание более высоких фискальных сборов является нормой при большей прибыли, которая, в свою очередь, вызывается дополнительным совокупным спросом. Отсюда следует, что в процессе подобных расчетов и для страны, и для её отдельных административно-территориальных подразделений огромную роль играет именно сбалансированность бюджетов.
Бюджет что это такое
Российский бюджет в марте впервые за год оказался в профиците: как так вышло и что будет дальше. Профицит платежного баланса Определение 3 Профицит представляет собой показатель, при котором. За апрель показатель вырос в 2,3 раза – в первом квартале профицит был 1,15 триллиона рублей. За апрель показатель вырос в 2,3 раза – в первом квартале профицит был 1,15 триллиона рублей.
Академик Аганбегян: дефицит бюджета лучше, чем профицит
Профицит госбюджета свидетельствует о том, что доходная часть бюджета превышает расходную. Это значит, что экономика государства находится в относительно стабильном состоянии: отсутствует чрезмерная инфляция гиперинфляция , национальная валюта не дешевеет нет скрытой девальвации. Профицит госбюджета является важным показателем для иностранных инвесторов как желтый флажок в руках проводника поезда. Это максимально снижает риски инвесторов. Принято различать два вида: первичный — учитывающий положительную разницу между доходами и расходами государства в определенном периоде без учета его долговых обязательств долга по внешним и внутренним займам ; окончательный — рассчитанный с учетом выплат по государственным долгам. Почему возникает избыточность бюджета в РФ: главная причина — повышение цен на углеводороды. При формировании бюджета за основу берется цена углеводородов на текущий момент, все расчеты зависят от этих показателей. Если же после принятия бюджета цена резко возрастет допустим, с 50 долларов до 100 долларов за баррель , то соответственно возрастет и наполнение доходной части бюджета. А это, в свою очередь, ведет к резкому увеличению профицита; искусственное сокращение государственного финансирования различных социальных и прочих проектов; увеличение объема от налогообложения физ. Какая опасность кроется в профиците бюджета В ситуации, когда излишки бюджета «не работают», а просто хранятся как денежная масса в наличных деньгах и на счетах ведь в бюджете излишек не планируется, следовательно, не запланированы и его траты , это становится негативным явлением.
Все дело в том, что снижается конкурентоспособность национальной валюты, так как некоторая ее часть не находится в обороте. Выход из этой ситуации — погашение государственных долгов за счет профицита, увеличение пособий и дотаций малоимущим слоям населения, снижение налогового бремени на бизнес, формирование денежного резервного фонда для форс-мажорных обстоятельств например, устранение последствий природных катаклизмов. Профицит платежного баланса Каждое государство, независимо от состояния его экономики, продает свои товары за границу экспорт и ввозит товары, произведенные в других странах импорт. И это касается не только промышленной и сельскохозяйственной продукции, но и услуг, рабочей силы, кредитов, инвестиций то есть всех внешнеэкономических операций.
В октябре в бюджет поступило почти 3,4 трлн руб. Расходы в прошлом месяце составили 2,9 трлн руб. Нефтегазовые доходы НГД за 10 месяцев составили 7,2 трлн руб. Такая динамика объясняется высокой базой сравнения 2022 г. При этом месячная динамика НГД «остается на уровне, значимо превышающем их базовый размер».
В прошлом месяце их объем составил 1,6 трлн руб. Базовое значение за октябрь составляет 684 млрд руб. Аномальные поступления от нефтегазовой отрасли связаны с хорошей конъюнктурой и выплатой налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья НДД за III квартал бюджет получил около 600 млрд руб. В январе — октябре они составили 15,9 трлн руб. Ненефтегазовые доходы растут не только по отношению к прошлому, но и к 2021 году, подчеркивает ведомство.
Налоговые доходы: - налоги на прибыль и налоги на доходы налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц ; - налоги на товары, работы, услуги акцизы: на бензин, алкоголь, пиво, табак и пр. Неналоговые доходы: - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности доходы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий и пр. Все источники формирования налоговых и неналоговых доходов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплены за соответствующими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Безвозмездные поступления Безвозмездные поступления в бюджет — межбюджетные трансферты средства , предоставляемые одним бюджетом другому. Межбюджетные трансферты формируют значительную часть бюджетов всех уровней. Межбюджетные трансферты подразделяются на дотации, субсидии, субвенции. Дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и или условий их использования, то есть направляются на цели, определяемые получателем самостоятельно. Дотации обычно называют «нецелевыми межбюджетными трансфертами». Субсидии предоставляются на поддержку реализации полномочий, исполнение которых закреплено за получателем субсидий. Так, например, за субъектами Российской Федерации закреплены полномочия по реализации программ поддержки сельского хозяйства. На поддержку реализации указанных полномочий в течение ежегодно субъектам предоставлялись целевые субсидии субсидии на поддержку племенного животноводства, субсидии на приобретение элитных семян и другие.
Субвенции предоставляются на осуществление переданных полномочий, то есть полномочий, которые не закреплены за получателем субвенции. Например, полномочия по регистрации записи актов гражданского состояния относятся к полномочиям Российской Федерации и в обычной ситуации должны исполняться федеральными органами государственной власти. Указанные полномочия были переданы для исполнения субъектам Российской Федерации.
Профицит составил 16,6 трлн рублей, следует из данных портала «Электронный бюджет». Всего в консолидированный бюджет поступило 30,2 трлн рублей, а расходы составили 13,6 трлн.
Лидерами по объему профицита в январе—апреле оказались Москва 252 млрд рублей , Санкт-Петербург 221 млрд и Кемеровская область 73 млрд. Дефицитной казна оказалась только в двух регионах — Белгородской и Магаданской областях. В первом субъекте расходы превысили доходы на 2,4 млрд рублей, а во втором — на 1,5 млрд. В пресс-службе правительства Магаданской области пояснили, что дефицит бюджета связан с предоставлением усиленных авансов по государственным контрактам на строительство социальных и жилищных объектов с опережающими темпами для нивелирования роста стоимости строительных материалов.