Новости праздник навруз что такое

Новруз, Науруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Ноуруз, а в Таджикистане - Навруз. В канун празднования Навруза жилища окуривали для уничтожения злых духов. 21 марта отмечают Навруз – день весеннего равноденствия, праздник первого дня весны и обновления природы. Что такое Наурыз? У иранских и тюркских народов это праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю, праздник весеннего равноденствия. Навруз – день весеннего равноденствия, ежегодно отмечается в Узбекистане как государственный праздник.

Навруз 2024: точная дата праздника прихода весны и восточного Нового года – традиции

Праздник Навруз у восточных народов связан с культом солнца, это новый год по астрономическому календарю. Навруз – весенний праздник нового года, своими корнями он уходит в традиции древних земледельцев Ближнего Востока и Центральной Азии. Навруз — праздник прихода нового года и весны по астрономическому солнечному календарю — приходится на период весеннего равноденствия. Навруз празднуют в день весеннего равноденствия, поэтому ежегодно праздник выпадает на 20–21 марта — это связано с возникновением у народов Средней Азии и Ирана календаря солнечного летоисчисления семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама.

Навруз 21 марта 2023 года: значение мусульманского праздника, традиции и запреты

Афганистан.Ру | История Навруза Считается, что Навруз стал официальным религиозным праздником зороастрийцев в Ахаменидской Империи (VI—IV века до н. э.), его отмечали народы, населяющие Великую Армению, Ассирию (Месопотамию), Кавказ, Персию и северо-восток Африки – еще до того, как.
Навруз – древний и всемирный праздник Навруз Байрам – древний народный праздник, символизирующий начало новой жизни, в этот день иранские и тюркские народы празднуют приход весны и Нового года по.
21 марта мусульманские народы России отмечают Навруз — восточный Новый год Назывался этот праздник – Навруз (в переводе с фарси «новый день»).

» История Навруза

На праздничный стол обычно выкладывают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы и других злаков. В Навруз принято готовить кушанья из семи продуктов преимущественно растительного происхождения. В 2009 году Навруз был включен в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. ООН считает, что праздник способствует продвижению ценностей мира и солидарности как между поколениями, так и внутри семьи, а также примирению и добрососедству, что содействует сохранению культурного разнообразия и укреплению дружбы между народами и различными общинами.

По мнению историков, ему более трех тысяч лет, а появился он на Хорасане в Центральной Азии. Слово Навруз в переводе с фарси значит «новый день», то есть приход Нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием. Есть страны, которые отмечают этот день на государственном уровне. Традиция отмечать «Новый день» есть и у российских регионов: Дагестана, Татарстана, Башкортостана.

Постепенно сформировался праздник, посвящённый поражению Злого Духа и возвращению тепла и света. Иранские и тюркские народы, несмотря на то что на смену зороастризму пришёт ислам, сумели сохранить свой национальный праздник. Навруз отмечают в странах с преимущественно мусульманским населением: Иран, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Афганистан. К традиционному исламу он не имеет никакого отношения и даже порицается. Неизменные традиции Традиции празднования Навруза практически не изменились за множество веков. Его официально отмечают 21 марта, начиная готовиться загодя. В домах и на улицах городов наводят кристальную чистоту и придают торжественный вид всевозможными украшениями. Люди должны успеть рассчитаться с долгами, перестирать все вещи и приготовить праздничный стол до восхода солнца. В последующие тринадцать дней ходят друг к другу в гости, навещают родственников, устраивают весёлые гуляния и базары, участвуют в спортивных состязаниях. Поскольку последователи зороастризма считали огонь основной жизненной силой, то Навруз также приобрёл элементы празднования, связанные с этой стихией: на столах горят свечи, люди прыгают через костры и организуют факельные шествия с песнями.

Ведь при помощи сосуда жертвователь «получает потомство, благосостояние, обладание коровами, хорошую мужскую силу, сородичей» Кузьмина Е. Таковы ведические и этнографические параллели во взглядах на сосуды и их изготовление, освященные индоевропейскими богами. Сосуд, как символ изобилия Антонова Е. Большое значение чаша с питьем имела в мифологии саков индоиранцев вообще, благодаря важной роли в их культе опьяняющих напитков. Пиво и буза считались «магическим выражением оплодотворящего начала», поэтому питье этих напитков и манипуляции с ними входили в обряд плодородия. В сакских каменных изваяниях, также отражающих в своей основе трехчленное восприятие вселенной, в качестве атрибута нередко фигурирует со-суд-ритон. Это же изображение характерно и для древнетюркских каменных изваяний Центральной Азии У1-Х вв. Сосуды для жидкостей предназначались в дар богам и их приносили к храмам и святилищам об этом еще свидетельствовали надписи на месопотамских сосудах: «Чашу вич для измельченного мука изготовил Нинчирсу» или «Нинчирсу, сильному войну Энлиля, своему царю» и т. Раевский Д. Известный казахстанский ученый-археолог К. Акишев, отмечая архитектурную особенность сакского могильника Берккары, писал, что каменные выкладки вокруг курганов «отражали существовавшие в ту эпоху религиозные и космогонические представления сакских племен». Представления эти были систематизированы в стройную структуру, которая, однако, периодически переживала реформы. Все изменения находили отражение, в частности, в календаре, при этом неизменным оставалось начало Нового года - Науруза. Этот и другие календарные торжества служили вехами солярно-вегетативного цикла и устраивались в честь победы бога, мифологического перво-порядка или культурного героя над силами разрушения и хаоса, знаменуя восстановление мирового порядка, позднее этот праздник воспроизводил акт сотворения мира. В момент восхода солнца в день Науруза по знаку жреца правитель возглашал: «Вот новый день Нового года», открывая длительный праздничный цикл возрождения природы. Науруз в жизни народов Средней Азии и Казахстана до сих пор имеет огромное значение. Он является тем временным промежутком, когда завершены работы уходящего года и начинается подготовка к сельскохозяйственным работам нового цикла, это своеобразная грань между прошлым и будущим. Для большинства народов Науруз -это точка отсчета возраста человека, «всеобщий день рождения» независимо от возраста младенца с наступлением нового года ему прибавлялся год. Уже с глубокой древности Науруз праздновался как всеобщий, а с укреплением государственности - это семейный праздник, связывающий каждого человека с его родными, с живущими и умершими предками Лобачева Н. Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение. Несомненно, что, помимо иранских национальных компонентов, в этот праздник были привнесены и языческие тюркские обряды. Дело в том, что с древнейших времен тюрки туранцы и иранцы имели самые непосредственные контакты, которые продолжаются до сегодняшнего дня. В заключение необходимо отметить, что все попытки некоторых людей представить Науруз или другие неисламские праздники как мусульманские лишены какой-либо научной или исторической основы. Кроме того, согласно положениям исламского вероучения, делать это категорически запрещается. Подобные попытки оказывают негативное воздействие на саму идею универсальности ислам- ской религии, ее всеобщности, глобальности и представляют эту мировую религию в узких рамках своих национальных и племенных воззрений. Тем самым Науруз теряет свою сакральность царственного праздника и становится формой, оболочкой природного качества и народным театрализованным действием. Key words: Nowruz, a spring festival, the Mayan calendar, the Sumerians, the ancient Indo-Aryans, calendar customs, Saki mounds, world religions, medieval, culture, civilization, Turks, Islam, Sogdians. Библиографический список «Авеста» в русских переводах 1861-1996. Абу-Рейхан аль-Бируни. Избранные произведения. Ташкент, 1957. Абусеитова М. История и культура малочисленных народов Казахстана. Алматы, 2001. Антонова Е. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. Бернштам А. Бойс М. Зороастрийцы: верование и обычаи. М, 1987. Джарилгасинова Р. Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. Дорошенко Е. Зороастрийцы в Иране. Елизаренкова Т. Кузьмина Е. Древнейшие скотоводы: от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986. Лобачева Н. Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии.

Навруз – не исламский праздник

Навруз Байрам – праздник прихода весны: когда отмечают, история, традиции. Навруз – самый древний весенний праздник. Он отмечается в день весеннего равноденствия и заслуженно считается любимым праздником во многих странах евразийского континента. Навруз является главным национальным праздником прежде всего для многочисленной группы азербайджанцев, проживающих в районе Дербента. Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Навруз 2023 — история праздника, традиции и запреты" в ленте новостей на сайте Восход. Ноуруз, Навруз, Нуруз, Наурыз, Нооруз – это все он, день весеннего равноденствия, который в переводе с персидского (а именно он является главным языком персидских и тюркоязычных народов) означает «Новый день».

Международный день Навруз

Навруз приходится на день весеннего равноденствия, 21 марта, ведь этот праздник непосредственно связан с весной, силами возрождения и плодородия. Как утверждают историки, зародился Навруз не менее 5 тысяч лет тому назад. С чем же связан праздник? Какова его история? Какие традиции стали неотъемлемой частью Навруза? История Навруза Название праздника Навруз уже само по себе открывает суть этого торжества. Исследователи предполагают, что зародился Навруз ещё в период власти персидской династии Ахеменидов.

В ту пору был распространён зороастризм, а некоторые традиции праздника связаны с почитанием Заратустры. Принципом религии была свобода выбора человеком своего пути и принципов, что влекло за собой соответствующие поступки. Одни из первых упоминаний о Наврузе можно встретить в священной книге зороастрийцев «Авесте». Накануне дня весеннего равноденствия персидские правители приносили дары солнцу, прося о плодородии своей земли и процветании страны. К ним принадлежат буддисты и незначительная часть христиан, однако в большинстве своём праздник отмечается мусульманами. Именно поэтому сложилось мнение, что Навруз принадлежит к исламским праздникам, хотя это предположение неверно.

Поскольку последователи зороастризма считали огонь основной жизненной силой, то Навруз также приобрёл элементы празднования, связанные с этой стихией: на столах горят свечи, люди прыгают через костры и организуют факельные шествия с песнями. По древнейшему обычаю в этот день начинают полевые работы — первую борозду закладывает старейший член общины. Праздничный стол Какой же Новый год без праздничного стола? Обильная трапеза обещает сытость и благополучие в наступившем году, поэтому приготовлению яств уделяется особое внимание. Гостей обязательно угощают халисой — разваренными злаками с мясом — и сумаляком — проросшей пшеницей с мукой и сахаром. Эти ритуальные блюда готовятся только на Навруз. По традиции продукты кладут в большой котёл, возле которого дружно хлопочут женщины. На дно кладут камни — разумеется, не в качестве изысканной приправы, а для того, чтобы при помешивании злаки не слипались и не подгорали. А того, в чьей тарелке во время праздника окажется такой камешек, будут считать счастливчиком. На столе должны обязательно присутствовать блюда, символизирующие начало жизни: проросшие зёрна пшеницы, яйца, ёмкости с живыми рыбками.

Праздник уходит корнями в народные традиции. По мнению историков, ему более трех тысяч лет, а появился он на Хорасане в Центральной Азии. Слово Навруз в переводе с фарси значит «новый день», то есть приход Нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием.

Есть страны, которые отмечают этот день на государственном уровне.

Для участия в церемонии открытия Программы и II Международном форуме «Навруз — Душанбе — платформа культурно-туристических отношений» приглашены высокие гости, представители стран Содружества, городов-побратимов Душанбе, международных организаций. Ежегодно в преддверии Навруза Президентом Республики Таджикистан уважаемым Эмомали Рахмоном утверждаются символы Международного праздника Навруз и нового национального года. Символ Навруза 2021 года удивительно схож с елью и состоит из семи ярусов-чаш. Каждая из чаш состоит из кругов, выражающих вращение Земли вокруг Солнца.

Каждый круг украшен национальными узорами. Вокруг чаш изображены узоры национальной вышивки, а на последней чаше «Суманак» установлен цветок Навруза — символ возрождения природы. На основе заключений таджикских ученых, этнографов, фольклористов и других ученых ареала Навруза к символам Навруза относятся бойчечак подснежник , тюльпан, желтые цветы, ветка плодового дерева и сказочные птицы — симург и ласточка. Суманак и цветок Навруза утверждены как символы празднования Навруза. Ученые придерживаются мнения, что суманак пользуется популярностью во всех регионах Таджикистана и воспринимается как символ прихода весны и празднования Навруза.

Суманак также считается символом зарождения земледелия среди арийских племен, любви дехканина к пшенице и главного пищевого продукта человека — хлеба. Приготовление суманака в круглой чаше символизирует вращение Земли во Вселенной, вечную связь человека и природы. Второй символ Навруза имеет округлую форму, посреди которого изображен земной шар, а с двух сторон — национальный флаг и вестники приближения весны — суманак, ласточка, радуга, изображения народных ремесел, а также надпись «Навруз-2021». В соответствии с добрыми праздничными традициями с наступлением весны в каждом доме жителей Таджикистана начинаются посевная пора и другие работы по благоустройству: посадка саженцев и цветов, уборка жилищ, благоустройство улиц и придание праздничного вида городам и селам. В Таджикистане к Наврузу готовятся заранее, прежде всего духовно: раздают долги, прощают старые обиды, а в день праздника еще и надевают все чистое, символизируя полное очищение.

Навруз широко проходит как в городе, так и в селах. В городах в этот день все спешат на главную площадь увидеть праздничное представление с певцами, музыкантами, танцорами. В селах празднование Навруза невозможно представить без скачек, спортивных состязаний в национальном стиле, петушиных боев, запуска голубей и воздушных змей. И конечно, главным атрибутом Навруза является праздничный стол — дастархан, за который созывают гостей, где уже красуются традиционные для Навруза блюда: суманак, самбуса слоеные пирожки с мясом или зеленью , сабзи зелень и овощи и многое другое. Всего семь ритуальных яств на букву «с».

Навруз 2025: история и традиции праздника

Международный день Навруз: все о празднике, традиции и обряды Праздник Новруза в Азербайджане отмечается очень весело и богато, ведь согласно поверьям, изобилие и многочисленность блюд на столе должны обеспечить материальное благополучие семьи в новом году.
Навруз-2022: почему в этот праздник нужно подслушать разговор соседей | Навруз – день весеннего равноденствия, ежегодно отмечается в Узбекистане как государственный праздник.

Что такое Навруз (Новруз), который отмечают 21 марта

Навруз 2025: история и традиции праздника 21 марта персоязычные и тюркоязычные народы отпразднуют Навруз — начало нового года и весны Навруз: история и традиции праздника. Фото: rodnae. С этого момента он называется «Международный день Навруз». Праздник является неотъемлемой частью национальной культуры многих восточных народов, при этом он не имеет отношения к религии. Расскажем, как в 2025 году отметят Навруз все причастные. Какого числа отмечается Навруз в 2025 году Большинство тюркских и персидских праздников отмечают по лунному календарю, это связано с традициями ислама. Однако праздник нового года отмечали еще до прихода мусульманской религии, и поэтому этот день отсчитывают по солнечному календарю. Каждый год Навруз приходится на 21 марта и 2025 год не станет исключением. История праздника Впервые слово «навруз» появляется в персидских источниках второго века нашей эры.

Но в устной традиции о празднике начала года известно задолго до этих времен. Некоторые историки утверждают, что жители Персидской империи впервые стали отмечать Навруз при династии Ахеменидов, в IV-V веке до нашей эры. Установить точно дату появления праздника сейчас практически невозможно, но точно известно одно — на Ближнем Востоке этот день был важным испокон веков. Как и другие праздники древнего Ирана, Навруз упомянут в главной книге зороастризма — «Авесте».

В других регионах Таджикистана это блюдо называют далда кулаб, яван , баж бадахшан , гоуджа пенджикент. Суманак сладкий пудинг, варево из пророщенной пшеницы — самая распространенная и традиционная еда Навруза, символизирующая достаток. За две недели до праздника выращивают зерна пшеницы до нескольких дюймов, а в день праздника несколько семей приносят свою проросшую пшеницу во двор Наврузгох — место проведения праздника, где в большом казане готовят суманак. Приготовление суманака — это тяжелая работа, которую трудно приготовить одному человеку, потому что содержимое казана следует регулярно перемешивать в течение 15—20 часов. Процесс приготовления суманака продолжается сутки, поэтому к приготовлению присоединяется много людей. Женщины, играющие на дойре даф, дафча, музыкальный инструмент типа бубна , поют народные песни о Наврузе, весенние и сатирические четверостишия, танцуют.

Есть такое поверье, что если вы радостно встретите Навруз, то весь год будете счастливы. Женщины обычно начинают развлекательную часть этого ритуала коллективным пением хорошо известной народной песни «Суманак варится, и мы веселимся». Оштикунони примирение — еще один обычай, который проводится перед празднованием Навруза. В канун праздника люди должны простить обиду друг другу, никто не должен быть обижен или оскорблен в первые дни следующего года. Обычно старики играют большую роль в выполнении этого обычая, через их посредничество молодое поколение мирится и прощает друг друга. Одной из развлекательных частей празднования Навруза являются традиционные спортивные игры и состязания, такие как борьба, бег, бузкаши козлодрание — раздирание шкуры козла. Самым распространенным состязанием Навруза считается гуштингири — национальная борьба. В каждом кишлаке, поселках, районных центрах и городах проходят соревнования по борьбе на призы Навруза. Победители награждаются коврами, телевизорами, магнитофонами, холодильниками и автомобилями, а также традиционными призами от организаторов, местных органов власти, такими как бык, лошадь и иногда верблюд. Кроме вышеперечисленных обычаев, в дни празднования Навруза в большинстве областей и районов Таджикистана проводятся конкурсы-показы традиционных костюмов, национальных блюд, танцевально-песенные мероприятия и конкурс «Царица Навруза».

Представление жениха и невесты в традиционных национальных платьях — это также обычай, в котором молодые супруги являются символом года, а их традиционный костюм означает древнюю традицию Навруза. В таджикском фольклоре существует множество четверостиший и народных песен, посвященных Наврузу, которые обычно исполняются в начале весны и в дни праздника. Во многих четверостишиях, в фольклоре отражены основные смыслы Навруза, противопоставляющие зиму и весну, рассматривающие человека как часть природы и отождествляющие Навруз со свободой.

Все должны быть сыты и довольны: тогда год будет благополучным и урожайным. В Навруз не принято давать деньги в долг, чтобы не лишить дом достатка. В то же время существовал неписаный обычай в дни весеннего праздника одаривать людей Навруз-пайы — праздничной долей.

Соседям и друзьям отсылался поднос с праздничными угощениями, который возвращался также с угощениями. Праздничный ритуал не ограничивается застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. Родственники обмениваются визитами, дарят подарки. В сельской местности после празднования первого дня Навруза обычно начинаются полевые работы.

Первую борозду проводит самый уважаемый и старейший член сельской общины. Полагалась на Навруз лучшим образом кормить домашних животных, благим делом была посадка любых деревьев, особенно каштана, инжира и шелковицы. Принято посещать больных и одиноких. В древние времена Навруз праздновали 13 дней. Эта традиция сохранилась в Иране, где из 13 дней первые пять посвящены встрече Навруза и посещению родных и друзей. Девятый день известен как Шахрйаран Навруз шахский Навруз , а тринадцатый день как Сизда-бедар "Тринадцатое вне дома".

В тринадцатый день наступившего нового года люди покидают свои дома и выезжают за город, либо собираются в парках, садах, где продолжается праздник. Они проводят этот день вне дома, чтобы не навлечь беды в дом. Такое поверье осталось с древности и связано с числом тринадцать. Во время этих своеобразных пикников едят сладости, шербет — чтобы год был сладким, счастливым.

Этот обычай — лишнее подтверждение того, что Навруз имеет языческие корни, общие для большинства народов. Дети ходят от дома к дому, читают стихи, за что получают сладости от хозяев. В праздник не принято давать в долг деньги, чтобы дом не лишился достатка. У многих народов доброй традицией считалось в этот день досыта кормить животных и сажать деревья. В настоящее время в сценарии праздника, помимо традиционных мероприятий, включаются концерты, выставки прикладного искусства, конкурсы.

Что готовят для праздничного стола? Стол в Навруз имеет большой символизм и в то же время остается очень вкусным и сытным. Чтобы в день застолья всего хватало, готовить начинают еще за неделю. По традиции, которая называется «Хафт син», самые важные блюда должны изготавливаться из семи ингредиентов, каждый из которых начинается на букву «с». Сир — чеснок, символизирует здоровье, сиб — яблоки, являются знаком красоты. Сабзи — злаки и зелень, означают начало жизни и пробуждение природы. Сенчел — плоды лоха, символизируют любовь. Серке — уксус, означает терпение и мудрость. Саману — особый хлеб, как символ богатства.

Сомаг — это специи, которые несут с собой рассвет. На столе также обязаны быть крашеные яйца, зеркало и огонь. Они в своем сочетании отгоняют злых духов. В центр стало ставится сумаляк — сложное ритуальное блюдо, которое готовится заранее. В процессе его приготовления принято не просто смешивать продукты, но и учиться взаимопомощи. Традиционно в это время закладывались зерна пшеницы, часть из которых и шла на приготовление этого блюда. Каждая семья должна принести горсть зерна в общий котел, где готовят сумаляк. Зерна перемалывают и отжимают, получая белую жидкость. После ее смешивают в кипящем масле с мукой и хорошо и долго варят.

На дно предварительно кладут маленькие камешки, которые собирают дети. Они нужны для того, чтобы блюдо не пригорало ко дну. Также, согласно поверьям, кому попадется камешек в миске, тот может загадать желание, которое непременно исполнится. Еще одним важным блюдом является праздничная халиса, таджикское блюдо из пшеницы и мяса, приправленные солью и корицей. Его, как правило, готовят мужчины. На столе также должен быть сытный мясной плов, приготовленный по обычаям народности. Туда кладут морковь, лук, чеснок, изюм, айву, и конечно, ароматную пряную приправу. Перед таким ароматом не устоит ни один гость! Принято преподносить собственно приготовленный хлеб или лепешки, и много выпечки.

Не зря говорят, что готовить к Наврузу следует начинают заранее, ведь такое количество просто невозможно подготовить за день. Печется мясная или овощная самса со слоеным тестом, пирожки с овощами и зеленью. Основным напитком в праздничные дни является гранатовый шербет. Он легкий, хорошо утоляет жажду и помогает желудку справиться с разнообразием пищи. Сладкое, которое непременно должно быть на столе, раздается детям. Это, как правило, заранее приготовленные восточные сладости — халва, пахлава, шербет, фрукты, сухофрукты, мед и многое другое. А во главе обязательно присутствуют проросшие зерна пшеницы. Большевики были настроены против этих праздников и брали на карандаш тех, кто праздновал его. Этих людей затем подвергали общественному порицанию.

В 1967 году, после почти 40-летнего перерыва, Москва неожиданно разрешила отмечать Навруз. И Навруз вновь стал всенародным. А 9 лет назад Генассамблея ООН единогласно признала Навруз и его традиции частью культурного достояния человечества. За свою тысячелетнюю историю праздник Навруз стал символом возрождения и обновления природы и общества, духовного очищения и самосовершенствования человека, Данный светлый благословенный праздник олицетворяет благополучие, единство, братство и взаимную поддержку, все те непреходящие культурно-исторические ценности, объединяющие народы. Это великое наследие, доставшееся нам от общих предков, мы должны беречь и развивать его. Период празднования Навруз во все времена сопровождался упрочением человеческих и семейных отношений, уз дружбы и добрососедства, проявлением особенного гостеприимства между соседями. Навруз — интересный и необычный праздник, который можно изучать долго и до конца его не понять, как и все, что пришло к нам из глубины веков. Но можно прикоснуться к нему, познакомившись с традициями и, возможно, приготовить что-нибудь из традиционных блюд. А самое простое его послание заключается в том, что люди с окончанием долгой зимы и с приходом лета вступают в новый период своей жизни, в так называемый «новый день».

Природа возродилась к новой жизни, и приглашает человека к тому же. Ведь все мы живем согласно законам космоса, мироздания. Поэтому важно находится в согласии с природой и другими людьми. Этому и учит Навруз. От души желаю всем вам отличного нового года и каждого нового дня!

Навруз в Таджикистане: история и традиции праздника

В Азербайджане этот обряд проходит на второй день Навруза, известный как Родительский день. В день Навруза люди идут друг к другу в гости и дарят подарки. Детям часто дарят маленькие игрушки, по традиции они играют с художественно оформленными яйцами. Семьи и местные сообщества делятся друг с другом традиционным угощением, которое состоит из вареного риса и овощей с различными местными продуктами. В Киргизии праздничная трапеза является общественной церемонией в определенных местах города, где готовят Нооруз Кедже или Чон Кедже, суп из бычьего мяса.

Повсеместной традицией Навруза является приготовление праздничного стола, на котором размещают ряд предметов — символический дар Солнцу для богатого урожая. В частности, на столе ставится зеркало и зажигаются свечи по числу членов семьи, которые нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Главным блюдом Навруза является суманак или сумаляк — сладкая каша из проросших зерен пшеницы. На столе также должны присутствовать продукты, символизирующие непорочность, свет, обилие, счастье и плодородие в Новом году.

По традиции на скатерть нужно выставить семь яств, название которых начинается с буквы "син": сипанд семена руты , себ яблоко , сиахдане черные косточки , санджид дикая маслина , сирке уксус , сир чеснок и сабзи проросшее зерно.

В этот день из всех близлежащих сел собираются аксакалы, мужчины, женщины, молодые джигиты, девушки на выданье, детвора, представители соседних народов, все вместе веселятся, поют, танцуют, соревнуются в скачках, национальной борьбе, стрельбе из лука и ружья, беге наперегонки, метании камней и т. Название праздника «Голлу» является отсылкой к доисламскому прошлому и обозначает поминовение душ усопших, которое длилось несколько дней и ночей подряд, когда совершали поминки по предкам, пекли пироги, жарили баранов, предлагая лучшие куски приготовленного мяса в качестве подношения покойникам.

Согласно народным поверьям, в эту ночь предки выходили из своих могил. Карачаевское название праздника «Шертмен» обозначало некогда танец, который исполнялся хороводом вокруг ритуального костра. Бесспорно, наиболее древними традициями празднования Навруза обладает Дагестан, часть территории которого в древности и в раннем средневековье входила в состав иранских государств и империй.

Этот праздник объединяет 22 из 42 районов республики, в основном расположенных в южном Дагестане, а также в районах проживания ногайцев и кумыков в центральной и северной частях республики. В Махачкале проводится централизованное празднование Навруза под патронажем Министерства культуры Республики Дагестан. Навруз является главным национальным праздником прежде всего для многочисленной группы азербайджанцев, проживающих в районе Дербента.

Предки многих из них были выходцами из иранского Азербайджана, что наложило отпечаток на их культуру, и празднование Навруза проходит у них в наиболее близкой к аутентичной иранской версии форме, о чем подробно рассказывается в данной книге. Тем не менее, этот праздник имеет древние корни и у многих других народов южного Дагестана, в традициях которых сохранились следы древнего культа огня, связанного с зороастризмом. У лезгин Навруз получил название Яран-Сувар.

Перед этим праздником заблаговременно готовятся сухие стебли растений, которые ставят, связав в снопы, на специальных площадках для костров. В ночь с 21 на 22 марта зажигаются костры по семь костров на крышах домов, на площадях, в местах массовых игрищ.

К вечеру все собираются за столом и зажигают свечи, ведь огонь очень важная часть Нового года. Считается, что он оберегает людей от мрака и несчастий. Обычно застолье длится всю ночь, потом празднующие немного отдыхают и продолжают торжество с новой силой, но уже в тесном семейном кругу. Стол с обязательными семью блюдами, о которых рассказал Дружиловский, называют «хафт-син».

Дело в том, что угощения должны включать в себя предметы, «хафт», которые начинаются с арабской буквы «син». Это может быть чеснок, яблоки, семена руты, маслины, уксус, специи и пророщенное зерно — сир, себ, сипанд, санджил, сирке, сумах и сабзи. При этом в разных странах свои наборы еды. На Навруз готовят два блюда, которые едят исключительно в этот праздник, — гуджу и сумалак. Создание угощений занимает очень много времени: обычно на них уходит вся ночь перед праздником, и готовить такие кушанья принято в одиночестве. Гуджа состоит из семи злаков и мяса, которые варят множество часов, пока они не превратятся в однородную массу.

Кое-где вместо нее готовят халим — кашу из пшеницы, мяса, нута и овощей. Варить это обязательно должны мужчины. А вот сумалак, наоборот, готовят женщины. Это халва из самых молодых ростков пшеницы.

Сама трава является символом возрождения природы и здоровья, красоты, мира и спокойствия в жизни.

Еще в прошлые века, во время Навруза, таджики украшали праздничный стол семьювидами фруктов. В каждом доме на стол выкладывали разные фрукты, будь то яблоки, гранаты, виноград, амруд, грецкие орехи, миндаль, фисташки, курага, малина, изюм и другие. В дни Навруза также готовят особые весенние блюда из вкусных трав и злаков. Злаки символизируют новогодние благословения и здоровую пищу природы. Во время Навруза борцы соревнуются в борьбе, верховой езде и в беге.

О Наврузе написано много песен и стихов, в которых отражены радость и счастье, уважение к природе, нравственные и социальные ценности. В народе говорят, что «Хорошая весна - хороший год».

Узбекистанцы рассказали, почему так любят праздник Навруз

Навруз – один из самых древних праздников мира, что сегодня отмечается рядом тюркских и иранских народностей. Навруз — это праздник весеннего равноденствия, возрождения природы, начала сельскохозяйственных и садоводческих работ. «Навруз – это также праздник богатого культурного наследия и разнообразия человечества, – отметил Гутерриш.

Навруз 21 марта 2023 года: значение мусульманского праздника, традиции и запреты

Навруз 2024. Как отмечать праздник персоязычных и тюркоязычных народов Праздник Новруза в Азербайджане отмечается очень весело и богато, ведь согласно поверьям, изобилие и многочисленность блюд на столе должны обеспечить материальное благополучие семьи в новом году.
Навруз 2024. Как отмечать праздник персоязычных и тюркоязычных народов В этот день бывший секретарь ООН Пан Ги Мун заявил: «Признание со стороны ООН Навруза Международным днём свидетельствует о значимости этого праздника не только в тех регионах, где он отмечается, но и во всем мире».
Навруз 21 марта 2023 года: значение мусульманского праздника, традиции и запреты Навруз считается праздником весеннего равноденствия, точкой начала нового сельскохозяйственного года у башкир и татар, а также народов Казахстана, Средней и Малой Азии.
ООН в одиннадцатый раз объявила 21 марта Международным днем Навруза - Российская газета В Иране, колыбели этого древнего праздника, в наши дни Навруз — событие домашнее.
Узбекистанцы рассказали, почему так любят праздник Навруз Навруз — национальный праздник стран Азии, отмечается в День весеннего равноденствия, и символизирует новый год, начало новой и благоприятной жизни.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий