Perito Направления Россия. Традиционные промыслы снова стали модными: собрали реально крутые сувениры из путешествий по России. Ярмарка народных промыслов — традиционное для Перми мероприятие, но в этом году его проводят в новом формате.
Прошел IV Всероссийский Фестиваль народных промыслов «Заповедный сувенир»
Мануфактуре придан статус народного художественного промысла России. Просмотрите доску «Народные промыслы» в Pinterest пользователя Наталья, на которую подписаны 252 человек. Посмотрите больше идей на темы «русское народное искусство, художественные промыслы, народная художественная роспись». Ярмарка народных промыслов — традиционное для Перми мероприятие, но в этом году его проводят в новом формате. Тегимультфильмы по народным промыслам, промысел это википедия, как назвать матрешку для конкурса, выставка народных промыслов спб, альбом народные промыслы россии для дошкольников. Новая эстетика народных промыслов, фото № 2. Есть интересная интерпретация орнамента с райской птицей Сирин, использованная для оформления интерьера кофейни.
6 удивительных народных промыслов Русского Севера
Орнаменты мезенской росписи глубоко символичны и восходят к языческим верованиям. Вдохновляясь морозом История вологодского кружева началась в помещичьих имениях близ Вологды, где крепостным было велено освоить западноевропейскую технику создания утончённой отделки к платьям и белью. У мастериц получалось настолько хорошо, что со временем они стали оплетать Петербург и Москву. Идеи орнаментов, по всей вероятности, они черпали в морозных узорах на окнах. Всеволод Рождественский, поэт: Пальцы, лёгкие и проворные, Заплетают, вспорхнув едва, Как мороз по стеклу, узорные Вологодские кружева. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже вологодское кружево получило гран-при. Национальный бренд с иконописными корнями Хохломская роспись — пожалуй, самый известный русский промысел. Согласно одной из теорий, он зародился в лесах Заволжья, где скрывались от гонителей староверы. Среди них было много иконописцев и мастеров книжной миниатюры. И те, и другие прекрасно владели кистью, а последние, к тому же, много работали с цветочными орнаментами. Художественные умения переселенцев вкупе с талантом местных токарей обусловили зарождение хохломы.
Основной цвет хохломы — золотой — пришёл, по всей вероятности, из иконописи. Лёгкий, как пёрышко Оренбургского платка не было бы без особой породы оренбургских коз. Из их пуха русские казачки наловчились вязать тёплые изысканные шали с затейливыми узорами. Чтобы убедиться в тонкости оренбургского платка, принято пропускать изделие через обручальное кольцо. Неоднократно предпринимались попытки вывезти оренбургских коз за границу, чтобы наладить там производство изделий из нежнейшего материала.
И сегодня широко за пределами Республики Мордовия известны изделия мордовских ювелиров, оригинальная резьба по дереву, яркие народные костюмы, мордовская керамика и другие самобытные образцы народных промыслов. Вдоль живописных склонов Северного и Полярного Урала, на бескрайних просторах северной тайги, издавна живет трудолюбивый народ коми. Яркой страницей его национальной культуры является самобытное народное искусство. Художественная резьба по дереву, узорное ткачество, вязание, набойка, обработка меха, кости отражают богатый духовный мир народа коми, его тесную непосредственную связь с окружающей природой. Альбом впервые знакомит читателя с произведениями традиционного коми народного искусства, истоки которого уходят вглубь тысячелетий. Основу альбома составляют коллекции Коми республиканского историко-краеведческого музея, музея археологии и этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии наук, музея археологии Сыктывкарского государственного университета. Майстровский, Марк Яковлевич. Земля мастеров : Очерки о нар. У художественных промыслов Тверского края интересная многовековая история. Эта книга расскажет о некоторых из них: о великой культуре обработки дерева, которой владели наши предки, о таинствах гончарного ремесла, о загадочных древних символах старинной вышивки, об изысканном искусстве кружевниц, о праздничном разноцветье узорного ткачества, о сложной судьбе уникальнейшего из древних ремесел — золотного шитья. Резьба по дереву и кости Искусство резьбы восходит к быту древних славян, селившихся в древности по берегам Волги, Дона, Днепра, озера Ильмень. На стенах славянских святилищ изображались люди, птицы, звери, которые, по свидетельству мифов и сказок "жили" в те далекие времена. Северную резьбу по кости иностранные путешественники так и называли "резьбою русов". Уханова, И. Уханова; Гос. Эрмитаж, 2005. Альбом рассказывает об изделиях мастеров - косторезов севера России - из Архангельска и деревни Холмогоры. В издании опубликовано более 80 тоновых фотоиллюстраций произведений косторезного искусства из собрания Государственного Эрмитажа, Музея этнографии народов СССР и Государственного Русского музея. Абросимова, Александра Андреевна. Абросимова, Н. Изделия культурно-бытового назначения Русские мастера издавна великолепно умели обрабатывать дерево, кости и рог. Из книги вы узнаете о видах обработки этих материалов: например, о геометрической и плоскорельефной резьбе, резьбе по бересте и мозаике, домовой корабельной и скульптурной резьбе. Читатель узнает о резьбе, названной по региону промысла: холмогорской, тобольской, хотьковской, чукотской резьбе и гравировке. Эта книга рассчитана на обучающихся традиционным русским ремеслам, поэтому большая ее часть посвящена описанию технологий обработки дерева, кости и рога. В книге есть фоновые иллюстрации. Вышивка Насколько вышивание является древним ремеслом — точно не определено, но оно всегда популярно. У всех народов в основу вышивки положены национальные мотивы и орнаменты. Лебедева, Серафима Христофоровна. Лебедева ; Нац. Кузебая Герда. Удмуртская народная вышивка, имея некоторое сходство с вышивкой других народов, имеет свои примечательные черты. Большая ее часть выполнена на холсте. Наиболее древняя вышивка в Удмуртии выполнена счётной техникой: выполнялась на холсте по счёту нитей без канвы, часто без пялец. Как и у других народов, особо богатой вышивкой отличалась свадебная одежда невесты и служила оберегом от злого глаза и порчи. Автор в своей книге представляет читателю небольшую часть коллекции удмуртской вышивки, хранящейся в фондах Национального музея УР им. Цветные фотографии подлинных изделий введут его в прекрасный мир народного творчества, в мир знаков и символов. Деревянная игрушка В России существуют три наиболее известных исторически сложившихся региона изготовления деревянных игрушек. Один из них располагался в Архангельской и Вологодской губерниях, другой — в Нижегородской губернии. Но столицей деревянных игрушек, несомненно, можно назвать город Сергиев Посад и село Богородское, расположенное недалеко от него. По берегам Белого моря, на Онежском полуострове, в Архангельской и вологодской губерниях игрушки, изготовленные северными мастерами, своим скупым столбоватым обликом напоминают древних северных идолов. Основные мотивы производства для северных мастеров — это кони, птицы, куклы-бабы и разнообразные погремушки. В Нижегородской губернии, славившийся резьбой по дереву, производились лучшие образцы корабельной и кормовой резьбы, было хорошо развито «ложкарство» изготовление деревянных ложек , точение веретён и городецкая резьба. Центрами изготовления традиционной деревянной игрушки стали Городец, Семёнов, Лысково, Пурех, Федосеево. В городе Сергиев Посад и селе Богородское мастера предпочитали использовать жанровые изображения, игрушки часто изготавливались в виде сюжетных композиций и включали несколько «действующих» лиц. Иногда такие игрушки делались движущимися для усиления эффекта. В игрушечном промысле существовало разделение труда. Одни деревни специализировались на изготовлении белья, то есть неокрашенной игрушки, а другие - на росписи. В начале ХХ века игрушки стоили на рынке немало - четвертак, скупщики же покупали их у мастеров за 18 рублей сотню. По некоторым данным, мастер-игрушечник вырабатывал товара за месяц рубля на два. Тарановская ; ред. Формы и типы русской народной деревянной игрушки, рожденные талантом и увлеченностью мастеров, поражают своим многообразием. Полено, чурка, щепка, дощечка - вот с чего начинали мастерить игрушку и на Севере, и в поволжье, и под Москвой. Книга включает увлекательный рассказ о национальных особенностях деревянной игрушки: о ее своеобразной пластике, сказочных образах, цветовой гамме, о способах изготовления и вековых традициях промыслов. Издание содержит 93 цветных и тоновых фотоиллюстраций. Русская игрушка : Из коллекции худож.
Где купить: в фирменном магазине в Ростове-на-Дону, ул. У мастерской есть собственное историческое прошлое: столярным делом и резьбой по дереву занимались прадед, дед и отец нынешнего хозяина. Сайт: страница во «Вконтакте» woodmagazine Где купить: в мастерской в Тоншалове или с доставкой до нужного города, предварительно договорившись с мастерами «Дымов Керамика» Суздаль, Владимирская область Производство в Суздале появилось недавно, в 2003 году, но в своих изделиях мастера воссоздают традиционные для России формы керамики. Сайт: dymovceramic. Солнечная, 7 и в Гостином Дворе ул. Ленина, 63А Tatarcha casual Казань Бренд выпускает платья, платки, сумки и даже обувь с национальными татарскими узорами. Все вещи в основном женские, но есть мужские и детские свитшоты и футболки. Сайт: страница во «Вконтакте» tatarchacasual Где купить: в мастерской в Казани на ул. Бурхана Шахиди, 17, 4-й этаж, офис 409 Мастерская семьи Щипановых Балахна, Нижегородская область В семейной мастерской в часе езды от Нижнего Новгорода делают посуду в традиции казариновской чернолощеной керамики. К XX веку мастеров, владеющих этой технологией подготовки и обжига глины, практически не осталось, однако в 1980-е семья Щипановых взялась восстановить промысел. Сайт: страница во «Вконтакте» shkeramika Где купить: в мастерской в Балахне по предварительной договоренности с хозяевами «Скопинская керамика» Скопин, Рязанская область Так вышло, что скопинская керамика появилась раньше самого Скопина: в этих местах большие залежи глины, изделия из нее создавались местными мастерами еще во времена Киевской Руси. Гончарный промысел развивался, к началу XX века в городе работали десятки мастерских. Некоторые из них объединились в артель, на базе которой открылась фабрика художественной керамики — она работает и по сей день. Где купить: в фирменном магазине в Скопине на ул. Пушкина, 93 «Гипюр» Чкаловск, Нижегородская область Строчевой промысел, или вышивка по сетке, сложился в окрестностях села Василёво теперь город Чкаловск в конце XIX века. Местные мастерицы украшали такой вышивкой льняную одежду и бытовой текстиль. Чкаловская фабрика «Гипюр» — наследница артели, в которую объединились вышивальщицы Василёва в 1927 году. На предприятии выпускают льняные скатерти, постельное белье и одежду со строчевой вышивкой. Где купить: в фирменном магазине в Чкаловске на ул.
Народные ремёсла Народные ремёсла — творческая деятельность талантливых мастеров, которые повторяют опыт своих предшественников, совершенствуют его и передают новым поколениям. Народные ремёсла имеют отслеживаемую историю, тесную связь с традициями народной культуры и местом своего появления и бытования. Народные промыслы основаны на филигранном искусстве художественной обработки природных материалов: дерева, берёсты, глины, камня, металла, кожи, текстиля. Ремёсла сегодня В наши дни народные промыслы являются частью современной культуры и развиваются в рамках индивидуальной кустарной деятельности или промысловых объединений. Сегодня в России зарегистрировано более 200 крупных предприятий НХП, одновременно с ними в нашей стране работает более 800 кустарей-одиночек и семейных артелей, создающих изделия народного творчества, продолжающих и развивающих традиции мастеров прошлого. Количество направлений и стилей русских ремёсел сегодня исчисляется многими сотнями. Всё больше и больше энтузиастов проводит время в музеях, с книгами, встречается с известными мастерами-наставниками, чтобы восстановить утраченные ремёсла, вернуть нам былую красоту народного искусства. Некоторые предприятия существуют с дореволюционных времён, однако большинство образовалось под влиянием «коллективизации» в советское время. Как правило, предприятия имеют производственные помещения, дорогостоящее оборудование, отделы разработки новых изделий, организованную систему закупки материалов и сбыта готовой продукции. В рыночных условиях не всем им удаётся быть прибыльными, недостаёт опыта, понимания рынка и умения продавать. Крупным предприятиям помогают Министерство промышленности и торговли РФ, Ассоциация «Народные художественные промыслы России», выделяются средства, предоставляются гранты, льготы, оказывается помощь в продвижении изделий на рынок. Крупные предприятия могут рассчитывать на господдержку и, конечно, сами учатся жить в условиях конкуренции. Кустарное производство Другому участнику НХП, кустарю-надомнику, приходится тяжелее. Как правило, кустари — энтузиасты ремесла. Некоторым из них секреты мастерства достались по наследству от семьи, другие постигли премудрость ремесла сами, проведя много времени за книгами, в музеях и мастерских, воссоздавая утраченное и забытое народное искусство. Кустарей никто не опекает, от государства помощи нет, они рассчитывают только на себя. Вызовы времени Труд кустаря — особый труд. Дело не в том, сколько ушло материала на изготовление вещи, хотя исходные материалы стоят сегодня недёшево. Главная ценность изделия — созданный образ. Кустарные изделия — плод творчества, наблюдательности, фантазии, вкуса мастера, его знания традиции и технологии. Именно эти качества позволяют создавать шедевры народного искусства. Что же дальше?
Во Владивостоке прошёл первый День народных художественных промыслов (ФОТО)
Яркие статуэтки так понравились детям и взрослым, что их стали изготавливать круглогодично. В XIX веке производство игрушки в Вятской губернии стало массовым. Тогда их стали вывозить на продажу в Оренбургскую область, Москву и прочие крупные города. Абашевская игрушка Абашевская игрушка — глиняная игрушка родом из села Абашево Спасского уезда Пензенской области. Казалось бы, обычные и привычные нам фигурки животных — козы, бараны, кошки, олени, лоси, собаки и другие превращаются в сказочных персонажей. Так, наши козочки и олени становятся похожими на экзотических жирафов и волшебных кентавров. Мастера изготавливали и продолжают сейчас производить преимущественно свистульки, изображающие различных животных.
По местному поверью, пензенская глина обладает лечебными свойствами, даже после обжига готового изделия. Неповторимая и оригинальная игрушка станет не только заметным и ярким предметом декора, но и поможет очистить ваш дом от плохой энергетики, принесет счастье, уют и благополучие. Глиняные игрушки из Абашево появились в 19 веке, но до сих пор остаются ценным образцом народных промыслов России. На территории тогда еще Пензенской губернии находились богатые месторождения глины. Как и на многих территориях России, глину использовали преимущественно для создания посуды и иных предметов домашнего обихода. Из глиняных остатков стали изготавливать игрушки для детей.
В связи с появлением в 20 веке заводской посуды, изготовление кустарных гончарных изделий для быта пошло на спад. Именно тогда изготовление игрушек стало самостоятельным промыслом, благодаря которому мастера смогли показать и придать сатирический характер персонажам, высмеять тех, кто обманывает и наживается на честных людях. Яркие игрушки и звонкие свистульки привлекали внимание детей. На сегодняшний день можно выделить целые династии мастеров игрушек, которые различаются между собой определенными элементами. Большая известность абашевских игрушек приходится на 1920-е годы, и связана с именем местного мастера Лариона Зоткина, творчество которого оказало существенное влияние на будущее производство абашевской игрушки. В это время формируются характерные художественные приемы и особенности росписи фигурок.
Скопинская керамика Скопинский керамический промысел развивался, как и многие другие промыслы в мире, производя гончарную посуду для быта, а также строительные материалы — печные трубы, кирпич и черепицу. Это были такие же, как и везде — достаточно грубые предметы крестьянской утвари без глазури Но во второй половине XIX века в Скопине, по примеру московских мастеров, стали применять глазурь. Тогда и появилась отрасль, прославившая его далеко за пределами Рязанского края. Скопинские керамисты тех лет отличались фантазией и поэтому появилось большое количество не совсем утилитарных предметов — с лепниной, сложными орнаментами и подглазурной росписью. Это было оценено по всей России, поэтому спрос на керамические изделия из Скопина все время рос и промысел приобрел необычайную популярность. Сложные, почти скульптурные керамические изделия возили на праздничные ярмарки в крупнейшие города — в Москву, Рязань и Липецк.
Не забывали города юга России и даже Украину. Скопинский кувшин Скопинскую керамику очень охотно покупали любители народного искусства, коллекционеры и иностранцы. Изделиями Скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России. Скопинские художники всегда славились богатством воображения, смелостью пластических решений и оригинальными конструкциями своих керамических изделий. Одновременно с простыми гончарными формами делались керамические кувшины с богатой лепниной и изображением различных сюжетов: здесь и сказочные животные, рыбы, птицы, разнообразные орнаменты, былинные персонажи, фольклорные и исторические образы. Орнаменты были рельефными и наносились штампиками и стеками по сырой глине.
Виды орнаментов разнообразны, но преобладали геометрические, имеющие греческие и византийские корни. Керамика покрывалась цветными глазурями различных оттенков, а также ангобами — серо-зелеными, коричневыми и охристыми. Благодаря энтузиазму мастеров и таланту художников Скопинский промысел не только сохранился до наших дней, но и получил развитие. Сегодня керамика скопинских мастеров участвует во многих выставках и часто получает призовые места в различных конкурсах. Виды и формы керамики, выпускаемой на Скопинском заводе разнообразны, как и в старину. Самые интересные и уникальные произведения, со сложной лепниной и росписью делаются художниками вручную на гончарной основе.
Палехская миниатюра Палехская миниатюра известна на весь мир и существует почти сто лет. Икона «Всех скорбящих радости». Палехские письма. Акафист святителю Николаю. Клеймо «Спасение утопающих». Это вид традиционной живописи масляными красками на изделиях из папье-маше — особой массы, которую делают из картона, бумаги и клея.
Промысел получил свое название от подмосковного села Федоскино. Там располагались самые известные предприятия, где делали и расписывали табакерки, шкатулки и бисерницы. В 1795 году в селе Данилково сейчас оно входит в состав Федоскино московский купец Петр Коробов основал небольшую фабрику, на которой создавали лакированные армейские козырьки. А вскоре там стали изготавливать предметы из папье-маше. С этой техникой Коробов познакомился, когда путешествовал по Германии. Он посетил фабрику Иоганна Штобвассера в Брауншвейге, известную своими лакироваными табакерками, мебелью, предметами декора.
Нескольких мастеров Коробов пригласил на свое производство. Там же, в Германии, он купил необходимые краски и лаки. После смерти Коробова фабрика перешла к московским купцам Лукутиным, которые владели ей более 80 лет. Именно они перенесли предприятие из Данилкова в соседнее Федоскино. В XIX веке на производстве появились новые изделия — шкатулки, чайницы, альбомы для фотографий и рисунков, пасхальные яйца. Украшали федоскинские миниатюры ручной росписью.
Известными сюжетами были «тройка», «чаепитие», сцены из жизни крестьян, а также копии известных картин. На ее изделиях ставили печать в виде двуглавого орла. На производстве в то время работало около 40 человек — специально обученные живописцы, бывшие иконописцы из мастерских Сергиева Посада. Лукутинская фабрика закрылась в 1904 году — к тому времени она стала убыточной. Но производство федоскинских миниатюр не остановилось. Их делали на фабрике Вишнякова в соседнем селе Осташково.
А в 1910 году при помощи купца Саввы Морозова была создана «Федоскинская трудовая артель бывших мастеров фабрики Лукутиных».
Хотите быть в курсе главных городских новостей? Подписывайтесь на наш телеграм-канал t.
Звёздочкиным, мастером из небольшой деревни под Подольском, попавшим под протекцию семейства Мамонтовых.
В 1900 году он отправил только что изобретённую игрушку, состоящую из шести элементов, последовательно вставляющихся друг в друга, на выставку в Париж. Звёздочкин потрудился не только над формой, но и над оформлением необычной игрушки: нанёс на каждый деревянный элемент роспись в виде женщины в платке. Старания мастера оправдались: матрёшка покорила сердца иностранцев и стала всемирно известным русским сувениром. Фабрика «Климо». Фото: А.
Кущенко В Подольске изготавливают игрушки с росписью и сейчас, но уже более быстрым способом — на предприятии «КЛИМО», с помощью современных станков. На фабрике можно увидеть процесс изготовления матрёшек, а для маленьких посетителей работники проводят мастер-классы. Ещё здесь работает Музей русской народной деревянной игрушки, где представлено более 250 работ местных мастеров. Посещение музея входит в программу экскурсии. В XVIII веке в округе насчитывалось несколько десятков светёлок, где наёмные работницы ткали шали на станках.
Одна из таких «фабрик» принадлежала И. Лабзину из села Павлово. Дело предпринимателя успешно развивалось и после его смерти: бразды правления производством передавались Лабзиными из поколения в поколение. Внёс изменения в семейный бизнес лишь правнук основателя фабрик Яков, который решил производить ещё и шерстяные шали с набивным рисунком. Владелец мануфактуры не прогадал: предприятие разрослось до такой степени, что к началу XX века насчитывало около двух тысяч работников, а склады с готовыми платками и шалями располагались по всей стране.
Выставка, посвящённая 225-летию народного промысла в Павловском Посаде. На ней изготавливают платки с учётом двух веков истории народного промысла России. Изделия отличаются проработанностью и детализированностью рисунков. Изображения могут быть выполнены в флористической и анималистической тематике, а край павловопосадских платков традиционно украшен бахромой. Купить народный предмет одежды можно в одном из 140 магазинов мануфактуры, но лучше приехать в подмосковный город на экскурсию, посетить Музей истории русского платка и шали и купить самый красивый аксессуар в одной из местных лавок.
Гжель Где: село Речицы, Московская область Самая узнаваемая традиционная русская роспись, несомненно, гжельская. С XIV века Гжелью называли местность, объединявшую около 30 населённых пунктов, где были найдены природные залежи глины. Эти земли принадлежали царскому роду, крепостного права здесь никогда не было, поэтому местные жители занимались ремеслом. На протяжении шести веков они развивали народный промысел и создавали великолепные изделия. Фото: группа ВК объединения «Гжель» Глиняные фигурки с характерной росписью стали выходить из-под рук местных мастеров при Петре I.
На данный момент экспозиция находится в фондах и временно не доступна для посетителей. Но не переживайте, прикоснуться к этому народному промыслу можно в Первом частном музее Оренбургского пухового платка. Наряду с большой коллекцией эксклюзивных изделий из козьего пуха представлена перед посетителями сама история возникновения и существования оренбургского пухового промысла. В магазине музея большой выбор платков на любой вкус. Пусть эта изящная «паутинка» согревает вас в холодные дни теплой шерстью и приятными воспоминаниями о путешествии в Оренбург. Детали: muzey. Первые павловопосадские шали появились в начале 1860-х годов. Производство платков основывалось на уже существовавших традициях текстильного производства. Традиционные павловопосадские платки украшены симметричными рисунками цветов прежде всего розами и георгинами. Цветы на ткань наносились методом древнерусской набойки.
Чтобы украсить ткань рисунком, использовали резные дощечки — «манеры» для контура и «цветки» для фона. Для создания сложного узора мастера порой накладывали доски до 400 раз. Павловопосадская платочная мануфактура — единственное предприятие, где изготавливают традиционные русские платки методом набойки. Ежегодно здесь выпускается около 1000 видов шалей, платков, шарфов, кашне, палантинов и скатертей из натуральных волокон.
Самые известные народные промыслы в России
Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по берёсте, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии России. Видеоинформация «Народные промыслы России». Предлагаем Вашему вниманию видеинформацию «Народные промыслы России». 2022 год в России объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ. Народные промыслы россии картинки с названиями. Народные художественные промыслы в России занимают особое место в экономике, культуре и истории. Ещё в советские времена сектор НХП был мощным локомотивом по реализации экспортной продукции – и эта тенденция сохранилась. Лэпбук «Народные промыслы России» Лэпбук «Народные промыслы России» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образования, не позволяют стоять нам на месте, заставляют нас двигаться вперед.
Нижегородцы отпраздновали второй День народных художественных промыслов России
Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные. Палехская миниатюра, Палехский район Ивановской области Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зелёные тона. Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров. Гжель, с. Речицы Раменского района Московской области Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведётся здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.
Павлово-посадские шали, Павловский Посад Московской области Яркие и лёгкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время. Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу. Вологодское кружево, Вологодская область Вологодское кружево плетётся на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой.
За пределами художественных оценок эти картины являются важным доказательством традиционной русской культуры и истории. Они помогают понять и лучше оценить искусство, произведенное мастерами древних и нынешних времен.
Мастера сначала грунтовали дерево, а потом ярко расписывали его, изображая бытовые сюжеты и сценки. Также были популярны изображения животных. Бирюзовые реки, ленточные боры, упоительная тишина и другие секреты региона Палехская миниатюра Миниатюра появилась в Палехском районе — сегодня это часть Ивановской области. В этих краях жило много талантливых иконописцев, но после революции им нужно было искать новые способы заработка. В 20-х годы XX века местные мастера основали Палехскую артель. Члены артели занимались росписью по дереву и папье-маше.
Так стала развиваться палехская миниатюра — вид лаковой живописи. Обычно художники расписывали небольшие предметы: шкатулки, брошки и пудреницы. Особенности палехской миниатюры — черный фон, вытянутые длинные фигуры людей, плавность и тонкость линий. Холуйская миниатюра У соседей палехских мастеров, жителей села Холуй, сформировались собственные традиции. Впоследствии местные художники стали создавать лаковые миниатюры, работая темперой на папье-маше. У холуйской и палехской миниатюры есть отличия.
Холуйские мастера не всегда используют полностью черный фон и стараются уделять много внимания пейзажу.
Если же эти пособия и игры делают сами ребята, то ценность. Лэпбук «Народные промыслы России» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образования, не позволяют стоять нам на месте, заставляют нас двигаться вперед,. В рамках проекта "Народные промыслы России", в старшей группе я создала.
Библиотека изображений:.
Популярное
- Народные художественные промыслы России
- Россия ремесленная: известные промыслы и их происхождение
- Лента новостей
- Строка навигации
- Акции сегодня
- Смотрите также
Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов
А вместе с ними и диковинные звери и птицы, пришедшие в народную роспись по дереву из глубины веков, с допетровских времён. В книге рассказывается о характерных особенностях и чертах искусства крупных художественных центров и "школ" народных росписей. Читатель увидит образцы пермогорской, хохломской, мезенской, городецкой и костромской росписей. Тем, кто занимается дизайном, могут быть интересны орнаменты от первоисточника - народа. Любители поискать тайный смысл, могут обратить внимание на изображения богатырей, львов, грифонов.
Народное искусство отдельных регионов России Народные промыслы развивались практически в каждом российском регионе. Трудно даже просто перечислить все богатство, доставшееся нам в наследство. Каждый народный промысел выдержан в собственном индивидуальном стиле, который появился благодаря истории того или иного региона, его обычаев и традиций. При этом через все народные промыслы проходит единая нить, связывающая все народы нашей страны на протяжении многих поколений.
Рахманова, А. Шпикалова ; постановоч. Зимноха, С. Петрова, сост.
Вишневская, Н. Мамаева, авт. У колыбели Хохломы происходило слияние двух традиционных линий в развитии русского прикладного искусства - глубоко народного в своих основах наследия орнаментальной живописи Древней Руси и художественной ремесленной традиции массового промысла окраски деревянной посуды. Родина хохломской росписи - Лесное Заволжье, где по берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера.
С ним связано наименование одного из самых популярных видов народного декоративного искусства. Оно служит названием промысла росписи деревянных изделий. Им называют и сами изделия, отличающиеся красотой растительного орнамента и оригинальной техникой окраски поверхности дерева в золотистый цвет без применения золота. И, наконец, слово «Хохлома» является названием старинного торгового села бывшей Нижегородской губернии — ныне Горьковской области, куда мастера привозили на продажу деревянную расписную посуду и откуда ее развозили по всей стране.
Четыре школы лаковой миниатюры были и есть в России: Палех, Мстёра, Холуй и Федоскино «Палех — село-академия народная», — говорил в 1863 году Георгий Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты. Палех, прославленный на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировался с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. На месте выжженного леса осели и построились.
До революции писали иконы, а новая власть, к религиозной тематике суровая, заставила взяться за светские мотивы — сказки, предания, былины. Писать миниатюры стали на шкатулках. В основе палехского стиля — традиции многих иконописных школ: особая тонкость письма, мягкие плавные линии и сдержанная цветовая гамма. Одежды и орнамент блестят золотом — символом света.
Иван Иванович Голиков. Книга об Иване Ивановиче Голикове 8 января 1887 27 декабря 1886 — 30 марта 1937 — русском художнике-миниатюристе, заслуженном деятеле искусств РСФСР 1935 год , инициаторе и учредителе Артели древней живописи Палеха 4-5 декабря 1924 года. Иван Голиков родился в Москве в семье потомственного художника-иконописца с трёхвековой художественной преемственностью Ивана Михайловича Голикова. Иван Иванович расписал множество лакированных изделий — от крупных ларцов до миниатюрных бисерниц.
Все его работы являют собой образец тончайшего письма, превосходных композиционных решений и необычного подхода к былинным и литературным сюжетам. Тематика произведений: история, фольклор, литература, сельские мотивы, современная, революционная, битвы, тройки, орнаментальные мотивы, которые представлены в этом издании - иллюстрации к произведениям А. Пушкина, "Слову о полку Игореве", а также "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Фотографии цветные и фоновые.
Промысел села Федоскино - вид традиционной живописи масляными красками на изделиях из папье-маше: особой массы, которую делают из картона, бумаги и клея Подмосковное Федоскино называют родиной русских лаков. Оно ведет свое начало от возникшей в 1795 году фабрики П. Предприимчивый купец побывал на фабрике Штобвассера в Брауншвейге. Изучил производственные тонкости, выписал немецких мастеров и наладил свое производство.
Из «жеваной» бумаги делали и табакерки, и шкатулки, и бисерницы. Сначала на коробочки для красоты наклеивали картинки. Художественную ценность эти вещицы получили лишь с 1814 года, когда шкатулки стали расписывать вручную. Технику художники выбрали самую сложную — живописную миниатюру.
И планку поставили высокую: равнялись на эпоху Возрождения. Настоящего расцвета достиг промысел благодаря… купеческой свадьбе. Дочка Коробова вышла замуж за купца Лукутина. От него-то и пошли нововведения: мастеров учить в Строгановке.
Покорили шкатулками Европу и получили право ставить на лаковых изделиях клеймо — золотого двуглавого орла. Главное отличие русского лака от европейского — ярко выраженный национальный колорит. Мастера переносили на шкатулки картины русских художников и сценки из деревенской жизни. Но главным символом федоскинской лаковой миниатюры считается русская тройка.
Супрун, Людмила Яковлевна. Произведения федоскинцев - украшенные миниатюрами ларцы и коробочки, шкатулки и панно, экраны и записные книжки - уже около двухсот лет радуют всех своими изящными формами, живописностью, красотой тончайшего золотого орнамента.
Такие тематические выставки знакомят детей с традициями и культурой нашего народа, развивают устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, формируют уважение к труду и таланту мастеров, воспитывают чувства причастности детей к наследию прошлого.
Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал nn. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм.
Сейчас на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и частные мастерские. Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике — например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.
народные промыслы
Подборка 12 русских традиционных промыслов: роспись по фарфору, дереву, эмали, папье-маше, игрушки, вязание, вышивка. Павловопосадский и оренбургский пуховой платок являются одними из самых известных текстильных изделий в России, основой для появления которых стали народные промыслы. Народные промыслы России — народное творчество, которое делает нашу культуру неповторимой. Редакция «Правмир» собрала самые выдающиеся народные художественные промыслы.
Столица народных художественных промыслов
Эксперты сервиса tutu 5 апреля рассказали «Известиям» о 10 народных промыслах, ради которых стоит отправиться в путешествие по городам России. Весь славный путь, который народный промысел прошёл за последние двести лет, сегодня ярко представлен в Музее, созданном при Павловопосадской платочной мануфактуре. РИА Новости презентовало VR-проект о народных промыслах.
Во Владивостоке прошёл первый День народных художественных промыслов (ФОТО)
Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель. Вятское кружево Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности. Вятское кружево В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске бывшая слобода Кукарка , была закрыта.
Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Крупнейший оренбургский пуховый платок в России В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.
Павловопосадские платки В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором. Павловопосадские платки В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам. Павловопосадские платки До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений.
С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства. Крестецкая строчка Крестецкая строчка или крестецкая вышивка — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия. Крестецкая строчка Крестецкая строчка — это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка. Крестецкая строчка Вышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.
Каслинское литье Каслинское литье — художественные изделия скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. Каслинское литье Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим: Соизволяется всем и каждому, дается воля, какого бы чина и достоинства не был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить, чистить всякие металлы и минералы. Скульптура «Россия» Н. Лаверецкого, каслинское литье, 1896 г. Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру. Каслинское литье Традиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке.
В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году. Шемогодская прорезная береста Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду. Шемогодская прорезная береста Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона.
Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом». Шемогодская прорезная береста В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате Вологодская область. И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды. Варнавинская резьба по кости Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог.
Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа. Варнавинская резьба по кости Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни , шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров. Варнавинская резьба по кости Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов. Абрамцево-кудринская резьба Абрамцево-кудринская резьба — это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Абрамцево-кудринская резьба С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода.
На выставке впервые художественные промыслы презентуются как собрание драгоценностей. Каждый из отобранных предметов — легенда, они никогда не показывались вместе. Это соперничество сильнейших, красота и великолепие равных. По словам директора Музея Елены Титовой: «Выставка призвана показать, что художественные промыслы в 20-м веке — это глубокая традиция, претворенная в работе индивидуальных мастеров и ученых-исследователей, поднимавших художественный промысел до уровня национального искусства». Выставка удивит.
Произведения палехских мастеров уже через пару лет после основания артели удостоились права представлять русское искусство и выставляться на крупнейших международных выставках: в Венеции, в Париже, в Милане, в Нью-Йорке. Уже в первый год своего существования искусство лаковой миниатюры из Палеха произвело триумф на выставке в Венеции, а в 1925 году получил гран-при на промышленной выставке в Париже. Однако мастера остались в России, наладили производство, открыли художественную школу для подготовки учеников и создали комнату образцов, которая впоследствии стала Государственным музеем палехского искусства. Палехская шкатулка стала желанным предметом коллекционирования у всех, понимающих ценность особой красоты русского духовного искусства.
Высокохудожественная съёмка, авторская музыка и саунд-дизайн создают эффект погружения в медитативный процесс творчества. Основная концепция этой выставки — показать промыслы не как этнографические артефакты, а как произведения искусства, эстетический феномен русской культуры. Медиапроект является продолжением экспозиции и презентует весь процесс создания этих произведений, красоту в мельчайших деталях», — рассказала руководитель отдела издательской деятельности и грантовых проектов Всероссийского музея декоративного искусства Наталья Стрижкова.