Новости Кино Город Еда Культура Красота Музыка Общество Игры Инфопорно Тесты. Всеволод Блюменталь-Тамарин: жизнь советского предателя и возмездие. Встреча молодой учительницы с артистом императорского Александринского театра Александром Эдуардовичем Блюменталь-Тамариным изменила в её жизни всё. В возрасте двадцати лет Мария вышла замуж за известного тогда актера Александра Эдуардовича Блюменталь-Тамарина, который ввел ее в артистическую среду, а в 1885-м уговорил попробовать силы на сцене. Меркуров Сергей Дмитриевич (1881-1952). Надгробный памятник Народной артистке СССР Марии Блюменталь-Тамариной, 1940.
Памятник на могиле Марии Блюменталь-Тамариной
Операция «Ринг» главным героем стал предатель Блюменталь-Тамарин. Мария михайловна блюменталь-тамарина, блюменталь-тамарина мария михайловна. 20 августа в Кремле участвовал в сезонах с Лукьяновым и поставил ему дефицит, где одним из пунктов значилась драма с Горбачёвым в течение страннейших 22-х часов. Второстепенную роль тети Стеши играет Мария Блюменталь-Тамарина, будущая народная артистка СССР. "Любимица Москвы" (Мария Блюменталь-Тамарина). Поиск. Смотреть позже.
Государственный центральный музей кино
В 1917-1918 годах Блюменталь-Тамарин играл на сцене Харьковского театра, выражая полную лояльность красным. Но стоило только в 1919 году войти в город армии Деникина, Блюменталь-Тамарин тут же заявил о готовности бороться с большевиками. В честь победы белых артист даже организовал представление на улицах Харькова. Актер Московского Художественного театра Вадим Шверубович, оказавшийся в то время в Харькове, вспоминал: «Началось с того, что харьковское актёрство, которое возглавлял отдыхавший под Харьковом на своём хуторе, оставленном ему советской властью, В. Блюменталь-Тамарин, решило устроить большой праздник в честь прихода добровольческой армии. Затеяны были грандиозный концерт в цирке и ряд вечеров в других театральных помещениях...
Этот «перформанс» запомнился многим, поэтому после того, как военное счастье снова перешло на сторону большевиков, у актера возникли серьезные проблемы. Но, возможно, дело было не только в поездках на коне. Актер Георгий Бахтароввспоминал случай, происшедший в 1931 году во время гастролей в Харькове: «Всеволод Александрович был в ударе, увлечённо рассказывал о своей молодости, вспоминал театральные легенды, читал Блока и Лермонтова. В какой-то момент на пороге кабинета появился незнакомый человек средних лет в очках. Он внимательно слушал стихи.
Блюменталь-Тамарин, уже захмелевший, пригласил его к нашему столу. Вы удивительный артист! И стихи читаете вдохновенно. А ведь в девятнадцатом году в Одессе по решению подпольного обкома партии я должен был вас застрелить! И только случай помешал мне сделать это.
Вас обвиняли в том, что вы предали Лизу В. Блюменталь мгновенно протрезвел. Хорошо начавшийся вечер был совершенно испорчен». Фото: Public Domain От смертного приговора до заслуженного артиста и снова предательство Действительно, красные собирались расстрелять Всеволода Александровича, что, учитывая реалии Гражданской войны, было бы неудивительно. Но мама «ездока с флагом», пользовавшаяся уважением большевиков, обратилась за помощью к наркому просвещения Анатолию Луначарскому.
Заступничество Марии Михайловны чудесным образом помогло: Всеволода не только простили, но и позволили продолжить актерскую карьеру в Стране Советов. Шансом Блюменталь-Тамарин воспользовался вполне, влившись в ряды советской творческой интеллигенции. В 1926 году, когда он служил в Театре Корша, шумно было отмечено 25-летие его творческой деятельности.
С 1933 г. Созданные Блюменталь-Тамариной образы преимущественно в амплуа комедийной и драматической старухи отличались искренностью, задушевностью, мягким юмором. Владела филигранной техникой, искусством внутреннего перевоплощения. Особое значение придавала речевой выразительности. Островского , Марина «Дядя Ваня» А.
В это время Сейфуллина начинает писать пьесу «Попутчики». Всю свою искренность, неизрасходованную на производственных писательских совещаниях, она стремится вложить в реплики героев. Главное действующее лицо — писатель Шевелев. Он из тех, кому седина в бороду, бес в ребро. Встретил комсомолку Машу из литкружка и ринулся к ней — от жены, от старости, от штампов в литературной работе. Но Маша вовремя раскусила этого «попутчика». Сейфуллина вводит в действие персонажей, знакомых ей по многочисленным встречам с литкружковцами. Она выбирает самых ярких, наглых, уверенных, что литература должна куда-то звать, стимулировать работу заводов и фабрик, бить, беспощадно бить по врагам… Работа идёт трудно. И Лидия Николаевна пьёт. Все больше и больше скатывается к обезболивающим «двести граммам»… Пьесу нужно сдавать в театр её взялись поставить в Московском драматическом…. А «Попутчики» не готовы. Наконец, 12 мая 1932 года «Литературка» публикует анонс, что пьеса «Попутчики» «пойдет с 25 мая в московском драматическом театре б. Корш ». И вот премьера. Публика с интересом встречает спектакль. В нем заняты самые яркие артисты Москвы. А главную роль писателя Шевелева — Анатолий Кторов тот самый! Фото из Википедии И вот последний акт. На рабочем совещании литкружковцы обсуждают роман Шевелева «Рождение земли», безобидную коммунистическую утопию! Но и здесь бдительные литкружковцы находят десятки смертельных ошибок писателя. Им не нравится, например, что в музеях — экспозиции про классовую борьбу. И литкружковцы атакуют… Карасин. Символы мы ваши понимаем не хуже вашего. Во как! На большой палец! Я полагаю, товарищи, Шевелеву надо так высказать: Заткнись со своей фантазией.
В 1901-1914 и в 1921-1933 — актриса московского Театра Корша в советское время назывался Драматическим театром и театром «Комедия» б. В 1933-1938 — в труппе Малого театра. Большую роль в творческой жизни Блюменталь-Тамариной сыграл выдающийся режиссер Н. Синельников, с которым она работала в течение ряда лет 1894-1910 сначала в провинции, затем в московском Театре Корша. Блюменталь-Тамарина выступала главным образом в ролях старух. Свои лучшие сценические образы преимущественно в русской классической драматургии актриса создала уже в ранний период своего творчества в провинции и в театре Корша: Галчиха «Без вины виноватые», 1891 , Домна Пантелевна «Таланты и поклонники», 1894 , Анфуса «Волки и овцы», 1896 , Матрена «Власть тьмы» , няня Марина «Дядя Ваня», 1896 ; играла также Феклушу и Кабаниху «Гроза», 1894, 1896 , Елизавету Антоновну «Дни нашей жизни» Андреева, 1909.
Иуда у микрофона
Печатать этого мы не дозволим! Карягин грустно. Опоздал, товарищ. Принято ГИХЛом. Нет, это он опоздал показывает на Шевелева. Да я сам разнесу типографию, где это набирать будут. И всех Гихлов подниму на дыбы!
Мы заставим вас писать то, что мы хотим, а не то, чем набила вашу головку буржуазия. Вот вам моя товарищеская заметка. Любви нам не нужно сейчас. Нам классовое слово дай, дай нам нашу ненависть! Ко всем? Ко всем… без исключения!
После спектакля зрители шушукались, обсуждали не только великолепную игру Кторова, но и позицию, им высказанную: писатель — вне политики, вне идеологических схем, он за искренность! А еще обсуждали автора — Лидию Сейфуллину. Слухи о ее запойных днях уже давно кружили по обеим столицам. Как она написала пьесу, если пьянствует днями и ночами? А ответ уже был в самой пьесе. Если бы зрители были повнимательней, то они бы услышали, что в пьесе «Попутчики» некоторые герои-литкружковцы говорят так же, как недавно говорил Ваньша Загрядсков, герой повести «Гугенот» из Териберки».
Даже отдельные фразы, отдельные жаргонизмы те же! Критики оперативно откликнулись на новый спектакль. Фрагмент рецензии. Конечно, соавтором у «Попутчиков» был Валериан Правдухин. И те, из зрителей спектакля, кто дотянул до хрущёвской оттепели и далее — до свободных от цензуры времен, смогли найти подтверждение этому в Дневниках Чуковского Чуковский К. Там сохранено свидетельство, что пьесу «Попутчики» дописывал Валериан Павлович, спасая жену во время тяжелого творческого кризиса.
И у него вышло очень глубоко, лучше, чем у меня», — говорила про пьесу «Попутчики» Сейфуллина.
В Мариинской гимназии, где она училась, скоро заметили её необыкновенный талант к подражательству. Очень наблюдательная, она точно подмечала характерные особенности в речи, поведении, походке своих подруг. Случалось юной гимназистке копировать и взрослых. Но самым большим удовольствием было для неё участие в гимназических вечерах. Встреча молодой учительницы с артистом императорского Александринского театра Александром Эдуардовичем Блюменталь-Тамариным изменила в её жизни всё. В 1880 году они сыграли свадьбу.
Она нигде не училась своему мастерству.
К счастью, Мария Михайловна не застала самых грязных страниц биографии своего отпрыска. Репродукция фотографии писателя Алексея Николаевича Толстого с артистами Московского драматического театра. Во время постановки пьесы «Нечистая сила» 20 января 1916 года.
Оригинал в Государственном литературном музее. Сам он в воспоминаниях писал, что играть в маленьких ролях начал еще в возрасте семи лет. Уже после революции Блюменталь-Тамарин будет рассказывать, что в царские годы участвовал в студенческих волнениях, за что был изгнан из театрального училища с «волчьим билетом». Было это или нет, но профессии он не лишился, будучи задействованным в театральных постановках отца.
В 1917-1918 годах Блюменталь-Тамарин играл на сцене Харьковского театра, выражая полную лояльность красным. Но стоило только в 1919 году войти в город армии Деникина, Блюменталь-Тамарин тут же заявил о готовности бороться с большевиками. В честь победы белых артист даже организовал представление на улицах Харькова. Актер Московского Художественного театра Вадим Шверубович, оказавшийся в то время в Харькове, вспоминал: «Началось с того, что харьковское актёрство, которое возглавлял отдыхавший под Харьковом на своём хуторе, оставленном ему советской властью, В.
Блюменталь-Тамарин, решило устроить большой праздник в честь прихода добровольческой армии. Затеяны были грандиозный концерт в цирке и ряд вечеров в других театральных помещениях... Этот «перформанс» запомнился многим, поэтому после того, как военное счастье снова перешло на сторону большевиков, у актера возникли серьезные проблемы. Но, возможно, дело было не только в поездках на коне.
Актер Георгий Бахтароввспоминал случай, происшедший в 1931 году во время гастролей в Харькове: «Всеволод Александрович был в ударе, увлечённо рассказывал о своей молодости, вспоминал театральные легенды, читал Блока и Лермонтова. В какой-то момент на пороге кабинета появился незнакомый человек средних лет в очках. Он внимательно слушал стихи. Блюменталь-Тамарин, уже захмелевший, пригласил его к нашему столу.
Вы удивительный артист! И стихи читаете вдохновенно. А ведь в девятнадцатом году в Одессе по решению подпольного обкома партии я должен был вас застрелить! И только случай помешал мне сделать это.
Вас обвиняли в том, что вы предали Лизу В.
Актриса была знаменитой больше века назад: она играла в Малом театре, снималась в первой экранизации пьесы Льва Толстого «Живой труп» и одной из первых получила звание народной артистки. Москва, 1932 год. Русский драматический театр Федора Корша, Москва. Фотография: Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Москва, 1931 год. Государственный академический Малый театр России, Москва.
Мария Михайловна БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИНА
- БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИНА Мария Михайловна | Энциклопедия
- Мария Блюменталь-Тамарина
- Реабилитированные списком
- Предатель из актерской династии
Мария Блюменталь-Тамарина: Новости
- МАРИЯ МИХАЙЛОВНА БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИНА Из книги Н.А.Смирновой «Воспоминания».
- Блюменталь-Тамарина, Мария Михайловна
- Награды и звания
- Мария Блюменталь-Тамарина. Любимица Москвы (2009) – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Ellenai *
а также третий акт, в котором стреляет пистолет (1)
Жена Александра Эдуардовича, Мария Павловна Никитина, исключительно хорошенькая и способная женщина, из которой он сделал недурную опереточную актрису, обожала Марью Михайловну и считала ее святой. В возрасте двадцати лет Мария вышла замуж за известного тогда актера Александра Эдуардовича Блюменталь-Тамарина, который ввел ее в артистическую среду, а в 1885-м уговорил попробовать силы на сцене. Мария Блюменталь-Тамарина родилась 4 (16) июля 1859 года в Санкт-Петербурге, в семье бывшего крепостного крестьянина, управлявшего домами помещика Кашина. Мария михайловна блюменталь-тамарина, блюменталь-тамарина мария михайловна. 20 августа в Кремле участвовал в сезонах с Лукьяновым и поставил ему дефицит, где одним из пунктов значилась драма с Горбачёвым в течение страннейших 22-х часов.
Всеволод Блюменталь-Тамарин. "Прощенный" Ельциным предатель.
В 1887 году дебютировала в профессиональном Летнем театре в Петровском парке Москвы роль Китти в спектакле «Кин, или Беспутство и гений» по пьесе А. В 1889 году играла в «Театре мелодрам и разных представлений» бывший театр «Скоморох» , возглавляемом М. Могила Блюменталь-Тамариной на Новодевичьем кладбище Москвы. В 1890—1901 годах много гастролировала, играя в провинциальных театрах Тифлиса , Владикавказа , Ростова-на-Дону , Харькова. Комедия», с 1925 — «Комедия бывший Корш » , позднее Московский драматический театр.
В 1901-1914 и в 1921-1933 годах — актриса московского Театра Корша. С 1914 года играла в Театре Суходольского. С 1918 по 1920 год в Показательном государственном театре. В Малом театр с 1933 года.
Блюменталь-Тамарин предоставленной возможностью воспользовался вполне, влившись в ряды советской творческой интеллигенции. В 1926 году, когда он служил в Театре Корша, шумно было отмечено 25-летие его творческой деятельности. Артиста приветствовали титулованные коллеги, а нарком просвещения Луначарский со сцены зачитал постановление правительства о присвоении Блюменталю-Тамарину звания «Заслуженный артист РСФСР».
Отказавшись под разными предлогами от эвакуации, он ждал гитлеровцев в подмосковном дачном поселке НИЛ. Когда территорию захватили гитлеровцы, он вышел к ним, сообщил, что является наполовину немцем и хочет помогать «великой Германии». Уже в январе 1942 года он оказался в Берлине.
А 2 февраля 1942 года он впервые выступил по радио, обращаясь с призывом к советским гражданам не защищать сталинский режим и подчиниться «немцам-освободителям». С этого момента его пропагандистские выступления стали регулярными. Иногда, имитируя голос Иосифа Сталина, он зачитывал несуществующие приказы и распоряжения советского командования.
В общем, ведомство Геббельса было им очень довольно. В СССР тоже оценили его действия. Артист старался выслужиться перед гитлеровцами любыми средствами.
Блюменталь-Тамариной сыграл режиссёр Н. Синельников, с которым она работала с 1894 по 1910 гг. Характерной особенностью сценической деятельности М.
Блюменталь-Тамариной было то, что она играла возрастные роли. Среди них наиболее яркими были роли: из произведений А. Островского — Галчиха в пьесе "Без вины виноватые", Домна Пантелеевна в комедии "Таланты и поклонники", Анфуса Тихоновна в комедийной пьесе "Волки и овцы", из произведений Л.
Толстого — Матрёна в пьесе "Власть тьмы", из произведений А. Чехова — в пьесе "Дядя Ваня". Дебют в кино состоялся в 1911 году Лиза, "Живой труп".
Навигация по записям
- Энциклопедия. Б.... Блюменталь-Тамарина Мария Михайловна, народная артистка СССР
- Мария Блюменталь-Тамарина: одна из первых народных артисток страны | музыка кино тв
- Памятник Марии Блюменталь-Тамариной, Москва
- Ловкий предатель
- Фильмография
В книге Николая Лузана «Сталин. Операция «Ринг» главным героем стал предатель Блюменталь-Тамарин
Актриса Алла Демидова ,оказалось, косвенно связана с Блюменталем-Тамариным | С 1900 года Мария Блюменталь-Тамарина играла в Театре Корша, а после его закрытия в 1933 году перешла в Академический Малый театр. |
Блюменталь-Тамарина Мария Михайловна - Код памяти | 16 октября 1939), советская и российская актриса театра и кино. |
Блюменталь-Тамарина, Мария Михайловна — Википедия с видео // WIKI 2 | И продолжает: «Я выполняю предсмертную волю моей подруги Инны Лощилиной — жены Всеволода Александровича Блюменталь-Тамарина, сына Марии Михайловны. |
Отступники Родины | Сын — Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин (1881—1945), актёр, заслуженный артист РСФСР (1926), во время Великой Отечественной войны перешёл на сторону немцев, сотрудничал с нацистским министерством пропаганды. |
Мария Блюменталь-Тамарина. «Пленительный и теплый талант» (1859–1938)
Мать — Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина, дочь крепостного крестьянина, была гениальным самородком. Блюменталь-Тамарина Мария Михайловна 4 (16) июля 1859, Санкт-Петербург — 16 октября 1938, Москва. Персоны: Блюменталь-Тамарина Мария Михайловна / Караев Александр Михайлович (настоящее имя — Шабшель Михелевич Прудкин). Советская актриса театра и кино Мария Блюменталь-Тамарина в фильме «Крестьяне» (1935). 27 марта 1942 года Блюменталь-Тамарин был заочно приговорен к расстрелу по статье 58-1а УК РСФСР «Измена Родине».
"Любимица Москвы" (Мария Блюменталь-Тамарина)
Играла как комедийные роли Пошлёпкина в «Ревизоре» Н. Гоголя , так и драматические Ванюшина в «Детях Ванюшина» С. Найдёнова; обе — 1901. Особое значение придавала речевой характеристике персонажа, чистоте русского языка.
В 2024 году на этот факт обратила внимание депутат фракции «Единая Россия» в Госдуме, председатель парламентского комитета по культуре Елена Ямпольская.
Она направила запрос в Генпрокуратуру РФ, откуда пришел ответ, что после анализа истребованного из архива уголовного дела был сделан вывод: «Блюменталь-Тамарин перешел на сторону врага, стал сотрудничать с немецкими оккупантами, призывал по радио к борьбе против Советского государства. Таким образом, его действия образуют состав инкриминированного преступления». Английский «клон»: с «Лордом Хау-Хау» британцы не церемонились Если кому-то кажется, что это излишне жестоко, то давайте вспомним об истории английского «коллеги» Блюменталя-Тамарина. Уильям Брук Джойс, уроженец Бруклина, вместе с семьей перебрался в Великобританию.
Там он стал членом Британского союза фашистов, а в 1940 году присоединился к Третьему Рейху. Джойс по кличке «Лорд Хау-Хау» являлся голосом англоязычной пропаганды нацистов. В мае 1945 года он был пойман британцами, осужден Центральным уголовным судом Англии, и в январе 1946 года повешен в лондонской тюрьме Уандсворт. Так что никаких перегибов в отношении Блюменталя-Тамарина совершено не было — что заслужил, то и получил.
Депутат Ямпольская в своем Telegram-канале написала: «В реабилитации предателю отказано. Потрясающее ощущение, когда восстанавливается историческая справедливость». Сложно с этим не согласиться.
Она обладала необычайной красотой и прекрасным голосом. Ей посвящались стихи и романсы, а студенты забрасывали ее цветами.
Всегда прислушивалась к отзывам критики, и дружественной и недружелюбной, и проверяла справедливость делаемых замечаний, снова и снова обдумывая свое исполнение. Особенно ценила и любила она статьи Николая Ефимовича Эфроса, вкусу которого верила, восхищалась его пониманием актерской души, дорожила его похвалами и горячо благодарила за указанные недостатки. Прием публики оказывал большое слияние на ее игру. Она расцветала и загоралась, почувствовав контакт между собой и зрительным залом, и увядала, если такого контакта не устанавливалось по вине аудитории, потому что сама она всегда была, как говорят актеры,, в «игральном» настроении. Реакция публики вносила много изменений в исполнение ею роли. На публичной генеральной и на спектакле она всегда сильно волновалась, уже с утра ни о чем другом не думала и жила жизнью изображаемого лица. В эти дни лучше было не попадаться ей на глаза — все равно не заметит или рассердится и скажет: «Не до вас мне теперь, отвяжитесь, у меня сегодня генеральная» или спектакль , — и все кругом старались не беспокоить и не отвлекать ее. Когда мы служили в театре Корша, Марья Михайловна всегда торопила меня на репетицию: «Надя, скорей, скорей, да бросьте вы ваш кофе, опоздаем, срам-то какой». И если я не очень торопилась, она убегала, не дождавшись меня. На репетициях она, поглощенная ролью, ничем не отвлекалась и до слез огорчалась, если роль не ладилась. В пьесе Юшкевича «В городе» у нее не выходила маленькая роль нищей «Машке». Помню, как она мучилась, а Синельников сердился, горячился в своей будке, сжимая кулачки. Марья Михайловна робела, смущалась и терялась. Выходя за кулисы, восклицала: «Что делать, что делать! Все фальшиво, бездарно, не вижу я ее, эту «Машке». Она никогда не гнушалась самыми маленькими ролями, играя их с такой же любовью и увлечением, как большие. В пьесе Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермер» она играла роль ровно в два слова, но сколько внимания потратила она на ее оформление. Специально сшила себе роскошное серое платье с кружевом, заказала парик и в выходе на балу не только обратила на себя внимание публики, но была упомянута почти во всех рецензиях о спектакле. Всем нам и молодежи она подавала пример бескорыстного служения делу, уменья трудиться,, подчиняться дисциплине и не зазнаваться от успеха. Марья Михайловна не любила фарса, гротеска и для комических ролей пользовалась красками своего мягкого юмора. Из драматических ей особенно удавались роли тихих, забитых любящих женщин, матерей и слуг. О созданном ею классическом образе Ванюшиной в пьесе Найденова «Дети Ванюшина» много сказано в театральной литературе. Мне пришлось с ней играть Людмилу. В роли Ванюшиной она была бесподобна, и нам, актерам, игравшим с ней, доставляло художественную радость слушать ее тихие, ласковые,, умиротворяющие речи, смотреть на страдальческое, недоуменное лицо, когда она не понимала, почему же дети ее вышли такими плохими, почему в доме царит ложь и даже разврат, когда они с отцом оба такие добродетельные и так полны любви к ним. Марья Михайловна ярко изображала наивную, простую, немудрящую женщину, неспособную понять всю сложность отношений, создавшихся в семье благодаря крутому, деспотическому нраву мужа, который с ней был даже ласков, которого она любила и жалела всем сердцем,, хотя и побаивалась. Она любила детей, баловала их и скрывала от отца все дурное, что она узнавала о них, чтобы он не расстраивался и не гневался. На моих глазах создавала она в пьесе Леонида Андреева «Дни нашей жизни» свою замечательную роль матери-сводни, продающей прелестную, нежную, хрупкую несчастную Оль-Оль, любящую студента, то развратному старику, отвратительному немцу фон-Ранкен, то пьяному офицеру. Она боялась ходить одна и просила кого-нибудь из молодых актеров сопровождать ее. Из наблюдений, собранных во время этих прогулок, Марья Михайловна и создала незабываемый образ. Она была одета, как очень приличная дама, ходила, шаркая больными, подагрическими ногами, утомленными долгой ходьбой в поисках за «покупателем», разговаривала заискивающим, подобострастным голосом с грубыми мужчинами, посылавшими ей вслед насмешки, и смотрела глазами изголодавшейся, испуганной собаки на: тех, с кем торговалась за свой живой товар. Слегка подвыпив в третьем действии, она мурлыкала какую-то легкомысленную песенку или цыганский романс и жадно лакомилась своим любимым мармеладом, купленным на деньги, вырученные за дочь. Она сюсюкала, как маленькая девочка, выпивая «валивоцку» и закусывая «соколаткой» шоколадкой. И даже становилось жалко, когда горячий юноша студент называл ее оскорбительными именами, а она беспомощно плакала и не понимала, за что. В пьесе Гордина «Мирра Эфрос»,, которую мне много раз приходилось играть с Марьей Михайловной, она изображала старую простую еврейку. Она очень хорошо передавала легкий акцент и напевность еврейской речи и вносила в роль характерные черточки, подмеченные ею во время бесчисленных поездок по еврейским городам и местечкам. Она знала в мельчайших деталях жизнь и мелкого и богатого купечества и мещанства, гениально раскрытую в пьесах Островского. Все многочисленные образы, созданные Марьей Михайловной в его пьесах, она взяла из жизни. Она бывала в купеческих и мещанских домах, знакомилась со свахами, приживалками и «странными» людьми, делала свои наблюдения на базарах в приволжских городах, бродила по церквам,, где рассматривала старушек богомолок, нищих и странниц. Галлерея сыгранных Марьей Михайловной типов Островского громадна. Все изображаемые ею женщины были разные, но во всех проглядывала ее индивидуальность: доброе отношение к людям, сочувствие к их страданиям, ласковый смех над их смешными сторонами. Подобно тому, как в жизни не бывает сплошь черного или сплошь белого, так и Марья Михайловна видела людей многокрасочными и многогранными вне масок и схем, с изменчивыми переливами живых красок. Недаром ее так любили зрители: она, обращала» их внимание на разносторонность и противоречия человеческого существа, вовлекая в жизнь творимого ею образа. Ей верили и узнавали в этих старушках своих матерей, тетушек, нянюшек и знакомых. Она неподражаемо талантливо рассказывала почерпнутый ею из жизни материал, с точностью передавая жесты, походку, мимику изображаемых ею лиц. В нашей актерской компании мы слушали и смотрели ее рассказы по многу раз, прося еще и еще раз повторить эти шедевры изобразительно-повествовательного мастерства. Она никогда не отказывалась и любила, чтобы ее слушали. Откуда бы она ни приходила, всегда приносила с собой несколько новых рассказов, новых анекдотов. Марья Михайловна трогательно относилась к животным. Она любила их, как детей, и много возилась с ними. Последнюю ее привязанность — дворовую собачонку — я шутя назвала Дюдька. Так за ней и осталось это прозвище. Марья Михайловна держала ее в комнате и трогательно любила. Дюдька отвечал ей тем же, но он был бродяга и не мог отказаться от удовольствия самостоятельно подолгу гулять по московским улицам. Марья Михайловна надела ему ошейник, выправила собачий паспорт, но всегда страшно боялась, что Дюдька пропадет, его украдут или он падет жертвой уличного движения. А Дюдька был пестрый песик — белый с коричневыми пятнами, на коротких ножках, помесь таксы с грифоном, с длинным хвостом и большой головой, но с большими черными чудесными собачьими глазами, которые он с обожанием устремлял на свою хозяйку. Когда Дюдька заболел экземой, Марья Михайловна, придя усталая со спектакля или концерта, никогда не забывала намазать ему спину мазью, прописанной ветеринаром, и укрыть его мохнатой тряпкой. Бывало, приду откуда-нибудь домой, Марья Михайловна встречает тревожным вопросом «Не встретила ли ты, Надечка, моего Дюдьку? И чего это он так любит туда ходить, сколько раз ловила я его! Дюдька, действительно, выбирал для своих уличных наблюдений самые многолюдные места и часто сиживал около трамвайных остановок. Когда он состарился, его пришлось усыпить, потому что он очень страдал, покрылся ранами и хрипел. Марья Михайловна долго плакала и не захотела уже больше заводить собаки. Марья Михайловна боялась пятидесятилетнего юбилея своей сценической деятельности. Ею владел суеверный страх, что она не переживет всех волнений, связанных с этим днем. Ее действительно замучили интервьюеры, репортеры всяческих газет и журналов, бесконечные звонки по телефону, просьбы написать что-нибудь о себе, о своих взглядах на искусство. Я пришла к ней утром накануне юбилея; несчастная Марья Михайловна лежала в изнеможении на диване, прося никого больше к ней не впускать. В передней раздался резкий, настойчивый звонок, и кто-то рвался, уверяя, что необходимо ее видеть. Она не выдержала, схватилась за голову, выскочила в переднюю и почти »в истерике закричала: «К чорту, к чорту, никого больше не могу видеть! Юбилей прошел блестяще, все приветствия были проникнуты искренней любовью и уважением. На него не попала и сотая часть публики, желавшей приветствовать любимицу всего Союза. Она играла «Славу» Гусева, произносила слова рабочей, старой матери с неподражаемой простотой и теплотой, без ложного пафоса, и тем сильнее доходили эти слова до сердца зрителей, с восторгом аплодировавших ей.
Мария Блюменталь-Тамарина. «Пленительный и теплый талант» (1859–1938)
В возрасте двадцати лет Мария вышла замуж за известного тогда актера Александра Эдуардовича Блюменталь-Тамарина, который ввел ее в артистическую среду, а в 1885-м уговорил попробовать силы на сцене. Существует также версия, что Блюменталь-Тамарин покончил с собой. Егор Яковлев о том, как в России реабилитировали нацистского пособника Блюменталя-Тамарина, а затем эту реабилитацию отменили. Блюменталь-Тамарина Мария Михайловна (урождённая Климова) [4(16).7.1859, Санкт-Петербург – 16.10.1938, Москва], российская актриса, народная артистка СССР (1936). В 1901 году Блюменталь-Тамарина вернулась в Москву и поступила в Русский драматический театр Федора Корша. Всеволод Блюменталь-Тамарин: жизнь советского предателя и возмездие.