Решу ЕГЭ, ОГЭ Права человека и гражданина.
Вход и регистрация
Человек и общество: обзор раздела | 1. Нахождение двух выпадающих понятий 2. Выбор позиций из списка «Человек и общество» 3. Человек и общество. |
Всё о разделе «Человек и общество» | ЕГЭ по обществознанию | Умскул | 1. Объективность: Экзамен по человеку и обществу на ЕГЭ 2024 строится на строгих критериях оценки, которые применяются ко всем участникам тестирования. |
Человек и общество. ЕГЭ по обществознанию | В этим чек-листе ты сможешь найти все нужные темы, которые встретятся тебе в ЕГЭ по обществознанию. Раздел «Человек и общество». |
Демоверсия ЕГЭ-2023 по обществознанию | 4) Теория внешнего вмешательства (палеовизита) – согласно этой теории, появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций (люди – прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время). |
Человек и общество | Теория раздела ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. |
Человек и общество
А вот теперь всё переписали. Плюс сборника тестов от авторов ЕГЭ мы ещё не видели. Плюс настоящего экзамена со всей новой «красотой» тоже не видели. Остается только писать вопрошающие письма в госорганы и гадать на кофейной гуще. Что из этого окажется более эффективным — время покажет.
Или нужны дополнительные пособия? У нас есть «классические вопросы» «Что такое наука? Они как были, так и остались, что в учебниках, что в кодификаторе. И есть новые вопросы.
К ним, во-первых, можно отнести вопросы про российские реалии. Мы даже шутим с коллегами, что «Обществознание» превращается в «Россияведение». И, во-вторых, это, мягко говоря, странные вопросы, продиктованные актуальной повесткой. Я с коллегами сейчас выполняю большую работу — шерстим все возможные учебники и законы, чтобы вообще понять, что из этого можно найти в учебниках, а что нет.
Пытаемся «оценить масштаб трагедии». Какие это темы? Учеба в школе и подготовка к ЕГЭ — процессы пересекающиеся, но не совпадающие. С учебниками всё ещё веселее.
Есть учебники по старому ФГОС, их закупать школам нельзя, но те, которые есть, можно использовать ещё определенное количество лет. Таких учебников много — 6 линеек для 10—11-х классов и 8 линеек для 6—9-х классов. Появилась одна линейка учебников по новому ФГОС, её школам закупать можно. Но нужно ли?
Кстати, как приводить примеры, расписал в этой публикации. Те, которые эти теории игнорируют — как правило сдают ниже 80 баллов. Почему так? Потому что теории эти объясняют, почему происходят те или иные общественные явления. Почему человек имеет двойственную биосоциальную природу? Почему человек познает мир? Что такое деятельность?
Почему общество это система? Как развивается общественный прогресс? Почему именно так? На все эти вопросы может дать ответ только теории общественного развития: трудовая теория Энгельса, системная теория Л. А кроме того в заданиях второй части частенько можно видеть тексты с теория общественного развития. Например теория социального действия Макса Вебера, или его же теория господства. Ребята, которые игнорируют теории, вообще не понимают, про что тут речь?
Сегодня мы с вами будем говорить про раздел человек в общество для тех кто готовился к экзаменам в прошлом году знает что это раздел и общество мы сегодня поговорим про какие-то основные темы.... Понятие общества. Общество в узком смысле. Сферы жизни общества. Понятие социального института. Черты социального института.
Каждой из стадий присущи свои, особые формы социальной организации и своя социальная структура. Хотя эти теории, как уже указывалось, находились в рамках материалистического понимания процессов общественного развития, они имели существенное отличие от взглядов Маркса и Энгельса. Согласно марксистской концепции, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществлялся на основе социальной революции, под которой понимался коренной качественный переворот во всей системе общественной жизни. Что же касается теорий индустриального и постиндустриального общества, то они находятся в рамках течения, называемого социальным эволюционизмом: согласно им технологические перевороты, происходящие в экономике, хотя и влекут за собой перевороты в других сферах общественной жизни, но не сопровождаются социальными конфликтами и социальными революциями.
Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическая формация» Под формацией понимался исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис иначе он назывался производственными отношения ми — совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ главными среди них являются отношения собственности на средства производства. Надстройка понималась как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определялся характером базиса. Он же представлял собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения экономический базис общества и производительные силы составляли способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входили люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом, и средства производства: орудия, предметы, средства труда.
Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, ес-тественноисторическую смену общественно-экономических формаций. В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации — первичная архаическая и вторичная экономическая , которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском обществознании к 1930 г. Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм.
Формационный подход основывается на нескольких постулатах: 1 представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом направленном к цели — строительству коммунизма процессе. Формационный подход практически отри цал национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ; 2 решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений; 3 необходимость соответствия производственных отношений производительным силам; 4 неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой. На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса. Понятие «цивилизация» одно из самых сложных в современной науке: предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. Барг так определил цивилизацию: «…Это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы».
Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от Друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии как общества одной Формации , а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром. В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции в них под цивилизацией понимается определенная ступень мирового развития, противопоставляемая «нецивилизованным» обществам , так и концепции локальных цивилизаций. Существование первых объясняется европоцентризмом их авторов, представляющих мировой исторический процесс как постепенное приобщение варварских народов и обществ к западноевропейской системе ценностей и постепенное продвижение человечества к единой мировой цивилизации, на этих же ценностях основанной. Сторонники второй группы концепций употребляют термин «цивилизация» во множественном числе и исходят из представления о многообразии путей развития различных цивилизаций. Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств китайская цивилизация или охватывать несколько стран античная, западноевропейская цивилизация. С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется. Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы — восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений традиций и обычаев.
За падные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством. Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация — на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза. Общественный прогресс и его критерии Принципиально важно выяснить, в каком направлении движется общество, находящееся в состоянии непрерывного развития и изменения. Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей А. Тюрго, М. Кондорсе и др.
Критерии прогресса они видели в развитии человеческого разума, в распространении просвещения. Столь оптимистичный взгляд на историю сменился в XIX в. Так, марксизм усматривает прогресс в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой. Некоторые социологи сутью прогресса считали усложнение социальной структуры, рост социальной неоднородности. В современной социологии. Вико , предсказывая скорый «конец истории», либо утверждая представления о многолинейном, независимом друг от друга, параллельном движении различных обществ Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Так, А. Тойнби, отказавшись от тезиса о единстве всемирной истории, выделил 21 цивилизацию, в развитии каждой из которых он различал фазы возникновения, роста, надлома, упадка и разложения.
О «закате Европы» писал и О. Особенно ярок «антипрогрес-сизм» К. Понимая под прогрессом движение к какой-либо цели, он считал его возможным только для отдельного человека, но не для истории. Последняя же может быть объяснена и как прогрессивный процесс, и как регресс. Очевидно, что прогрессивное развитие общества не исключает возвратных движений, регресса, циви-лизационных тупиков и даже срывов. Да и само развитие человечества вряд ли имеет однозначно прямолинейный характер, в нем возможны и ускоренные рывки вперед, и откаты назад. Более того, прогресс в одной сфере общественных отношений может быть причиной регресса в другой. Развитие орудий труда, техническая и технологическая революции — яркое свидетельство экономического прогресса, но они поставили мир на грань экологической катастрофы, истощили природные ресурсы Земли. Современное общество обвиняют в упадке морали, в кризисе семьи, в бездуховности. Высока и цена прогресса: удобства городской жизни, например, сопровождаются многочисленными «болезнями урбанизации».
Иногда издержки прогресса настолько велики, что возникает вопрос: а можно ли вообще говорить о движении человечества вперед? В этой связи актуален вопрос о критериях прогресса. Согласия среди ученых нет и здесь. Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства. Ряд мыслителей например, А. Сен-Симон оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы. Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере.
Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека как главной производительной силы. Применимость подобного критерия оспаривается в современном об-ществознании. Состояние экономического базиса не определяет характер развития всех остальных сфер жизни общества. Целью, а не средством любого общественного прогресса является создание условий для всестороннего и гармоничного развития человека. Следовательно, критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей. Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека или, как говорят, по степени человечности общественного устройства. Различают две формы социального прогресса: революция и реформа. Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому.
Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина. Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений.
Курс для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ по обществознанию онлайн
Потому что если вы напишете в плане другие пункты, то вам поставят ноль баллов. Не существует какого-то закрытого перечня тем, по которым могут попасться эти планы, а придумать таких тем можно бесконечное множество. Сами «богини» своими мыслями не делятся. Даже в своих тренировочных книгах перестали давать «ключи». А когда их давали, то одна и та же тема в разные годы имела разные «обязательные пункты». В итоге учителя и репетиторы каждый год, как проклятые, анализируют, что было на последнем экзамене, что было в предшествующие годы, и пытаются спрогнозировать, как лучше ответить в этом году. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества». По нему есть материалы в учебниках? Что должен знать школьник в рамках этого блока? И вряд ли кто-то сможет.
Учебники шерстим, но не думаю, что там много всего найдем. Есть указ президента РФ от 09. В него можно заглянуть. Пока так. Можно ли говорить, что оно отражает политическую обстановку в стране? Не знаю, насколько вырос объём мозга человека за эти 10 лет, но объем необходимых знаний для сдачи ЕГЭ вырос значительно. Покажите текущую версию экзамена тем, кто его сдавал в 2010 году, и посмотрите на его реакцию, она вас повеселит. На второй вопрос, с вашего позволения, отвечать не буду. Думаю, что и так «все всё понимают».
Беседовала Лена Ваганова, «Фонтанка.
Общество - Совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество - Обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества напр, первобытное. Формационный подход к изучению истории был сформулирован немецкими философами К. Марксом и Ф. Энгельсом - Формационный подход делает акцент на общие универсальные черты в развитии различных обществ. Социальные институты Социальный институт— это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества : государство, экономика, религия, семья и брак, образование.
Социальные институты являются агентами социализации и социального контроля. Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер Типы обществ традиционное общество Основной фактор производства традиционного общества - земля. В обществе традиционного типа экономика носит аграрно-сырьевой характер, господствует натуральное хозяйство, преобладают экстенсивная технология и ручной труд , низкая соц. Социальная структура сословно корпоративна, стабильна. В политической сфере господствуют церковь и армия. Обычаи и традиции. Сложное общество характеризуется наличием социальной иерархии.
Индустриальное общество машинное производство, рост городов-урбанизаци, рост рабочего класса. Основной фактор производства и главная ценность — капитал. Высокая соц. Постиндустриальное общество - усиление роли малого и среднего бизнеса, - рост доли умственного высококвалифицированного, творческого труда, - развитие наукоёмких, ресурсосберегающих, информационных технологий - новые интеллектуальные технологии - развитие сферы услуг. Революция как форма социальных изменений, как правило, предполагает резкие качественные изменения общественных отношений. Реформа -преобразование, вводимое законодательным путём органами госвласти, направлена на частичное преобразование отдельных сторон общественной жизни. Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными.
Возвращение к изжившим себя социальным структурам называют регрессом. Развитие общества от менее совершенного к более совершенному называют прогрессом. Модернизация — усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Это переход от традиционного к индустриальному обществу, осуществление промышленного переворота, формирование рыночного хозяйства, формирование гражданского общества. Культура Культура — все виды преобразовательной деятельности человека и ее результаты. Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи. В развитии культуры отмечают такие тенденции, как преемственность и новаторство.
Результаты материальной деятельности людей воплощены в достижениях культуры. К формам культуры относят мораль, религию, искусство, образование и науку. Массовая культура- культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе, имеет коммерческую направленность и развлекательный характер, проста и доступна в понимании. B индустриальном обществе возникла массовая культура. Экранная культура является разновидностью массовой культуры. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации.
Широкая аудитория. Большие возможности. Элитарная культура создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Трудна для восприятия, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству, ее ценности доступны в основном узкому кругу людей элите , соответствие изысканным вкусам, безграничное самовыражение автора. Народная культура авторство часто не определено, не требует специальной подготовки для своего восприятия, появилась раньше других форм культуры. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы- фольклор.
Произведения народной культуры нередко передаются устно. Духовная культура — это культура, объектами которой являются идеология, мораль, духовное общение, художественное творчество искусство и религия. Виды знаний Наука Наука даёт теоретическое обоснование законов развития природы и общества.
Основные понятия блока. Какие темы встретятся в ЕГЭ.
Подводные камни тем ЧИО. Как все это запомнить? Блок «Человек и общество». Глобальные проблемы.
Удается ли вам укладываться в заранее намеченные сроки? Если нет, пересмотрите подход к планированию.
Не переоценивайте свои силы: если вам тяжело работать больше часа или двух в день, то не надейтесь, что ближе к экзамену сможете эффективно готовиться с утра до вечера. Постарайтесь выявить не то, что знаете, а то, чего не знаете. Обязательно анализируйте каждую ошибку. Внимательно читайте условия заданий очень внимательно! Для эффективной работы необходимо еще раз внимательно изучить демонстрационный вариант , опубликованный на сайте ФИПИ. Знание формата ЕГЭ по обществознанию поможет сэкономить время на экзамене и избежать ошибок, связанных с нарушением требований, которые имеют условия заданий.
Приведу несколько формулировок, на которые выпускники часто не обращают внимания. В задании 1 надо указать две лишние позиции, но некоторые по привычке выбирают варианты, которые считают подходящими, а не выпадающими из общего ряда. В первой части задания 25 объяснения должны быть сформулированы в нескольких предложениях. Одно предложение, пусть верное и длинное, не будет засчитано из-за нарушения формальных условий. Обращайте внимание и на другие требования к ответу, как правило, выделенные курсивом. Слова, словосочетания и нераспространенные предложения вне зависимости от содержания не будут засчитаны в качестве объяснений связей, примеров, аргументов, характеристик в большинстве заданий с развернутым ответом.
Лишние неверные элементы также могут привести к потере баллов. При выполнении последних девяти заданий КИМ необходимо избегать двусмысленных формулировок. Например, изменения равновесной цены, спроса или предложения в задании 21 должны быть указаны однозначно в соответствии с критериями. Если в задании-задаче под номером 22 требуется назвать форму правления полностью, то ответ «республика» или «монархия» не будут засчитаны. В заданиях 3, 18 и 25. Именно задания 18 и 25 тяжелее всего дались участникам на единой городской контрольной работе в Москве в декабре этого учебного года.
Задание 3 За задание 3, ориентированное на поиск соответствия, по темам раздела «Человек и общество» снизили максимальный балл с двух до одного. Задание 18 Оно входит в группу из четырех заданий, основанных на фрагменте текста. Количество баллов за него осталось неизменным, но существенно изменилось условие. Общая формулировка «Объясните смысл понятия» в нынешнем году конкретизирована. Например, в одном из вариантов декабрьской контрольной работы требовалось указать не менее трех основных признаков малой группы как формы объединения людей. В критериях к заданию приведен перечень признаков, часть из которых обязательно должна присутствовать в ответе.
Как понять, какие признаки основные, а какие нет? Точно будут засчитаны только те, которые позволят отличить одно конкретное обществоведческое понятие от других близких к нему по смыслу.
Обществознание егэ человек и общество вся теория
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию Раздел 1. Человек и общество (часть 4) Подготовила: учитель истории и обществознания Безолюк.С.П. ЕГЭ 2024 обществознание: теория к экзамену. Смотрите также. Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия. В этой статье речь пойдет о разделе человек и общество в ЕГЭ по обществознанию, это одна из фундаментальных тем, в которых нужно хорошо разбираться, чтобы успешно решить задания 2,3,4. Таблицы, схемы, теория.
ЕГЭ по обществознанию в 2023 году: три важных изменения и самые сложные задания
Вход и регистрация | Курс по блоку «Человек и общество». |
Тренировочные варианты для подготовки к ЕГЭ-2020 | Новые темы ЕГЭ 2024 Человек и общество Теория и 3. Качественной теории в учебниках по этим темам мало или вовсе нет — придется выкручиваться, используя тот самый социальный опыт, знание которого часто требуется в формулировке заданий ЕГЭ. |
Основы обществознания: человек и общество | Обществознание ЕГЭ 2023| PARTA
Конспекты для ЕГЭ по кодификатору. Полная теория для ЕГЭ-2024 в свободном доступе. Удобный формат для чтения и запоминания. Человек и общество? |. 4) Теория внешнего вмешательства (палеовизита) – согласно этой теории, появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций (люди – прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время). Самые сложные задания в ЕГЭ-2023 по русскому языку: разбор, решения и советы.
Обществознание. Вся теория для ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 2. «Человек».
Свобода и необходимость в человеческой деятельности В настоящее время в философии свобода личности рассматривается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития индивидуальности и отражение уровня развития общества. В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Люди не вольны в выборе времени и места своего рождения, объективных условий жизнедеятельности и пр. Человек не волен изменить социальные рамки выбора; они ему даны, с одной стороны, в наследство всей предыдущей историей развития человечества, с другой — наличным бытием конкретной социальности, в которой существует субъект выбора. Но бытие человека — это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей. Некоторые современные философы считают, что человек «обречен» на свободу, так как преобразование мира является способом человеческого существования, и этим создает объективное независимое от воли и сознания человека условие для свободы. Проблема возникает перед ним тогда, когда он узнает о существовании других жизненных путей и начинает их оценивать и выбирать. Свобода — 1 это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира; 2 это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность. Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека.
Свобода личности в обществе имеет не абсолютный, а относительный характер. Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон обусловливается: условиями реализации свободы, сложившимися формами общественной деятельности, уровнем развития общества и местом человека в общественной системе, целями человеческой деятельности, которые формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека, правами и свободами других людей. В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. Свобода и необходимость — философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Необходимость — это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т.
Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна, и она задает определенные типы личности. Фатализм лат. Волюнтаризм лат. Свободу как познанную необходимость трактовали Б. Гегель, Ф. Трактовка свободы как познанной необходимости имеет огромное практическое значение, так как предполагает постижение, учет и оценку человеком объективных пределов своей деятельности. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами. Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Ответственность личности имеет две стороны: — внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность ; — внутренняя: ответственность личности перед собой развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление. Виды ответственности: 1 историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. Ответственность — саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе. Системное строение общества: элементы и подсистемы Общество — 1 в узком смысле: социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей; круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения общество нумизматов, дворянское собрание ; отдельное конкретное общество, страна, государство, регион; исторический этап в развитии человечества феодальное общество, капиталистическое общество ; человечество в целом; 2 в широком смысле: обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. Страна — это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы. Государство — политическая организация общества с определенным типом власти монархия, республика, советы, др. Развитие воззрений на общество 1.
Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Гоббс, Ж. Гегель рассмотривал общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. Конт полагал, что строение общества определяется формами мышления человека теологической, метафизической и позитивной. Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. Вебер считал общество продуктом взаимодействия людей, как результат их социальных действий в интересах всех и каждого. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. Маркс рассматривал общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.
Критерии общества: наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей; универсальность всеобъемлющий характер ; автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ; интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни. Свойства общества: относительная автономность; самодостаточность; саморегулирование. Функции общества: производство материальных благ и услуг; распределение продуктов труда деятельности ; регламентация и управление деятельностью и поведением; воспроизводство и социализация человека; духовное производство и регулирование активности людей. Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами или внутри них. Общество — совокупность общественных отношений. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него, это: производственные отношения, экологические отношения и др. Духовные идеальные отношения формируются и определяются духовными ценностями, это: моральные отношения, политические отношения, правовые отношения, художественные отношения, философские отношения, религиозные отношения. Сфера жизни общества подсистема — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.
Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности и включают в себя: а определенные виды деятельности человека например, образовательные, политические, религиозные ; б социальные институты такие, как семья, школа, партии, церковь ; в сложившиеся отношения между людьми т. Основные сферы общественной жизни 1. Социальная элементы — народы, нации, классы, половозрастные группы и т. Экономическая элементы — производительные силы, производственные отношения, единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения — обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов. Политическая элементы — государство, партии, общественно-политические движения и др. Духовная элементы — философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, но в главном остаются неизменными инвариантными , сохраняют возложенные на них функции. В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты — это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам семья, армия и т.
Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. Социальная система — это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов. Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами: 1. Отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Общество — это система вне — и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Присуща самодостаточность, т. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
Выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. А С точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Б С точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее — окружающей средой. Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т.
Система гармонична, обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. В Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов. Г В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т. Общество — динамическая система, т. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы. Динамические системы могут быть линейными и нелинейными. Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния.
Общество — нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Нелинейная система способна порождать особые структуры, к которым направляются процессы социальных изменений новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и которые организуются в новый социальный порядок; новые предпочтения массового сознания: выдвигаются новые политические лидеры, образуются новые политические партии, группы, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть. Общество — открытая система, оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Общество можно представить в виде многоуровневой системы: первый уровень — социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий; второй уровень — институты и общности, каждый из которых может быть представлен в виде сложной устойчивой и самовоспроизводящейся системной организации. Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах: как взаимодействие индивидов; как групповое взаимодействие; как иерархия социальных статусов институциональных ролей ; как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов. Основные институты общества Социальный институт — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.
Условия появления системы социальных институтов: а в обществе должна существовать и сознаваться большинством индивидов социальная потребность в данном институте; б общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности — ресурсами материальными, трудовыми, организационными , системой функций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой сформируется новый институт. Социальные институты — 1 элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулирования общественной жизни; 2 ценностно-нормативные комплексы ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях , а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества; 3 определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием решаемой этим институтом определенной задачи. Основные черты признаки социального института: 1. Каждый институт имеет свою цель деятельности, миссию, идеологию. Имеет организованную систему формальных и неформальных структур. Определяет систему культурных образцов, обычаев, традиций, ценностей, символов, правил поведения людей и устойчивый комплекс социальных действий поведения в соответствии с этими нормами и образцами. Четко определяет функции, права и обязанности участников взаимодействия для достижения поставленной цели. Обладает определенными средствами материальными и человеческими ресурсами и учреждениями для достижения цели.
Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими. Располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения. Структура социального института включает: социальные группы и организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности; совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей; систему символов, регулирующих отношения в определенной сфере деятельности торговая марка, флаг, бренд и т. Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. Типы социальных институтов классифицируют: 1. По сферам жизни общества: а экономические разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т. В зависимости от их сферы деятельности: а реляционные институты например, страхование, труд, производство определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков; б регулятивные институты определяют границы независимости личности, ее действий для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.
По функциональным качествам.
Религия - в широком смысле — это вера в сверхъестественное, в бога; в узком смысле — система верований и обрядов, объединяющая людей, их признающих и поддерживающих, в единую общность конфессию. Анимизм — вера в существование душ, одухотворение материального мира, его предметов. Магия — вера в способность человека с помощью ритуальных действий влиять на силы природы. Табу - запреты на определённые, социально неприемлемые формы поведения. Тотемизм — поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку, вера в покровительство какого-либо вида животных или растений. Фетишизм — вера в особые свойства, покровительство предметов, объектов материального мира.
Церковь - социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры принципы вероучения , который определяет содержание религиозной этики и деятельности, обрядов и культов. Мораль - форма общественного сознания, включающая ценности, правила, требования, регулирующие поведение людей; это принятые в обществе представления людей о правильном и неправильном аморальном поведении, о добре и зле. Наука - это 1 социальный институт, представленный особыми учреждениями, производящими новые научные знания; 2 отрасль духовной деятельности, направленная на получение новых знаний для общества; 3 особая система знаний. Научная революция - коренное изменение системы научных знаний; смена научных парадигм. Научный закон — доказанная наукой закономерность, объективная, существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями, фактами, процессами. Прогресс - развитие от менее совершенного к более совершенному, усложнение, улучшение.
Хорошо изучите структуру заданий, систему их оценивания Экзаменационный билет разделен на две части: Задания с 1 по 20, требующие короткого ответа слово, словосочетание или цифра ; Задания с 21 по 29 - с развернутым ответом и мини-сочинения. Оценивание заданий ЕГЭ по обществознанию распределился следующим образом: 1 балл — за 1, 2, 3, 10, 12, 16 задания.
Максимум можешь набрать 64 балла. Минимум должно быть — 43 суммарных балла. Особое внимание уделите критерию оценивания заданий ЕГЭ с развернутым ответом по обществознанию.
Свободное развитие человека в свободном обществе достойные условия существования — возможность развития творческих, интеллектуальных, 2. Универсальный критерий- прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма, то есть признанию ЧЕЛОВЕКА высшей ценностью средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека.
Человек и общество егэ теория 2024
Тегиумскул отзывы общество егэ анастасия малова, сколько человек сдали егэ по обществознанию, сколько человек сдают егэ по обществознанию, сколько людей сдает егэ по обществознанию, человек в обществе егэ обществознание. Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора "Человек и общество". Теория космического происхождения человека. Человек – существо внеземное, пришелец из космоса. Пиши кодовое слово «СТАРТ» в сообщения группы? Что тебя ждет? Основные понятия блока Какие темы встретятся в ЕГЭ Подводные камни тем экономики Что тебе нужно знать на 100% Лайфхаки по выпол Смотрите видео онлайн «Основы обществознания: человек.
Человек и общество: обзор раздела
При выполнении подобных заданий необходимо в первую очередь определить, насколько ясно вы понимаете, какие именно связи между социальными объектами могут быть выделены, чем отличаются причинно-следственные взаимосвязи от функциональных или иерархических. Объяснять надо обязательно с опорой на положения текста, засчитаны будут только распространенные предложения. Задание 25 Формулировка задания 25 не изменилась, но максимальное количество баллов за него увеличено с 4 до 6. За первую часть — обоснование тезиса, приведенного в условии — участник экзамена может получить 2 балла. За ответ во второй части — 1 балл. За приведение трех примеров —3 балла. Обратите внимание, что при верно приведенных примерах наличие дополнительного примера с ошибками и неточностями приведет к потере одного или двух баллов. В ответе на задание 25 все 3 элемента обоснование, ответ на вопрос, 3 примера должны быть выделены и пронумерованы. Несмотря на то что задание объемное, подготовка к нему не займет много дополнительного времени, если вы успешно умеете выполнять задания к тексту.
Обосновывать и объяснять связи между социальными явлениями ученики тренируются во время выполнения и разбора 20-го и второй части 18-го заданий. А иллюстрируют положение текста примерами — в процессе работы с 19-м заданием. Важно лишь не упустить, что, как правило, в задании 25 нужно опираться на российские реалии, и в таком случае модельные примеры или факты из истории других государств зачтены не будут. Типичные ошибки школьников В последние месяцы подготовки анализировать чужие и свои ошибки иногда полезнее, чем изучать дополнительную информацию. Приведу примеры некоторых из них. В тестовых заданиях на выбор ответов выпускники часто пытаются найти именно три верных суждения, хотя их может быть два или четыре. Анализ результатов контрольной работы в Москве показал, что, как только количество верных вариантов отличается от стереотипных представлений, то процент выполнения сразу падает: выпускники настойчиво ищут три верных суждения. В задании 17 по тексту выписываются целые абзацы, в которых, помимо ответа на вопрос, содержится лишняя информация.
В задании 18 нового формата часто указывают недостаточно отличительных признаков, заменяя их второстепенными характеристиками. А при объяснении связи между социальными явлениями или только цитируют текст, или, наоборот, приводят теоретические рассуждения без опоры на него. В задании 19 в ответе выпускники допускают несколько типичных ошибок: приводят только теоретические положения вместо примеров приводят примеры, не иллюстрирующие заявленную позицию не приводят подробностей, которые позволяют определить, что иллюстрируется положение из условия Как понять, насколько конкретным должен быть пример Если с помощью него можно проиллюстрировать другой тезис, значит, приведено недостаточно подробностей. Обратите внимание, что в задании просят не называть примеры, а иллюстрировать примерами. Если в задании будет необходимо проиллюстрировать примерами реформы в различных сферах жизни общества, то ответ «отмена крепостного права в России» не будет засчитан, ведь это название реформы. Нужно проиллюстрировать ее суть, то есть указать, какие именно изменения произошли. Написав о том, что крестьяне, ранее не имевшие личной свободы, ее получили, ученик выполнит условие, и такой элемент будет засчитан как верный. В задании 20, наоборот, примеры без суждений и аргументов не будут засчитаны.
Если необходимо привести три аргумента, подтверждающих возможные негативные последствия революции, то не засчитают подробное описание революции 1905—1907 годов в России. Напомню, что требования заданий высокого уровня сложности невозможно выполнить, если ответ сформулирован в виде отдельных словосочетаний или нераспространенных предложений. Задание 21 не требует серьезной подготовки, так как оно посвящено исключительно установлению равновесной цены в рыночных условиях.
Глобальные проблемы — это проблемы, возникшие во второй половине 20 века, которые необходимо решать всему человечеству сообща, так как от их решения зависит его судьба. Причины возникновения глобальных проблем. Отсюда и появление проблем, так как всегда есть несогласие по каким-то вопросам, стремление занять первенство в чём-либо, диктовать условия другим. Человечество созидает и разрушает одновременно.
Культура является предметом изучения дисциплины «культурология».
Особенности научного мышления. Образование Наука — это сфера человеческой деятельности, ориентированная на получение, обоснование и систематизацию знания об окружающем мире. Основная цель науки — получение истинного знания. Какое же знание можно считать истинным? Упрощённо говоря, это такое знание, которое, в отличие от заблуждения и др. Образование — это передача опыта, знаний, умений, навыков о... Теория по роли религии, мировые религии. Мораль Религия лат.
Мораль — это выступающая в качестве социального ре... Искусство, его функции и виды в обществознании Искусство представляет собой совокупность художественной деятельности людей и продуктов этой деятельности. Существует множество определений понятия «искусство». Чаще всего его определяют как один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. Произведение искусства предстаёт перед воспринимающим его человеком зрителем, слушателем или читателем в единстве сод... Общественный прогресс. Многовариантность общественного развития Под общественным прогрессом понимают совокупность изменений в обществе, происходящих в ходе его поступательного движения от низшего уровня развития к высшему, от менее совершенного состояния — к более совершенному. Многовариантность общественного развития напрямую связана с закономерностями исторического процесса под ними понимают сущностные связи между историческими фактами и явлениями, а также...
Угрозы 21 века.
Для подготовки к экзамену советую выбрать учебник Л. Боголюбова за 10—11 классы и интерактивный учебник «Фоксфорда» — в них собрана основная теория, которой достаточно для сдачи экзамена. Имеет смысл писать планы по темам из кодификатора на сайте ФИПИ. Выпускникам будет полезно смотреть новости политики и экономики. При этом все незнакомые термины нужно записывать и находить их значение. В ЕГЭ-2022 очевидно выросло количество заданий из блока «Право». На страницах 16—17 дан краткий перечень нормативных правовых актов, которые раскрывают отдельные темы единого государственного экзамена по обществознанию. В течение года их следует внимательно изучить. Трудными темами для школьников из года в год остаются «Органы государственной власти», «Издержки производства», «Юридическая ответственность».
Чтобы получить преимущество на ЕГЭ, нужно уделить внимание этим разделам, проработать их разными способами: составить таблицы, нарисовать картинки, схемы, придумать ассоциации для лучшего запоминания. Выучите назубок всё, что касается, например, только Госдумы. Если в задании будет что-то похожее на функции Госдумы, а вы это не заучили, значит, оно относится к Совету Федерации. С полномочиями других органов власти, например, судом, вы Совет Федерации точно не перепутаете. Тем, кто занимается с преподавателем, рекомендую не просто слушать лекции, а перед каждой встречей читать материал самостоятельно с карандашом и блокнотом в руке. Самое эффективное — задавать собственные вопросы, а не пытаться запоминать готовые ответы. На экзамене же в вопросе по этой теме выясняется, что не всё было ясно, и вылезают ошибки. Можно готовиться к экзамену самостоятельно, а можно заниматься с преподавателем.