Купцы ― люди, чья профессия была связана с торговлей, ― в средневековом обществе занимали двоякое положение.
Разбираемся, что такое купец
Купеческий бизнес | Что такое купец. Быт Купцов в 19 веке в России. |
Купечество | Что такое купец? Купец – это представитель сословия купечества, занимающийся куплей-продажей товаров. Он является предпринимателем, который владеет своим бизнесом и рискует своим капиталом, чтобы получить прибыль. |
Купеческий бизнес — | Многие такие купцы и промышленники происходили из семей старообрядцев, которых государство и официальная православная церковь всегда держали в ежовых рукавицах. |
Кто такой купец
Русское предпринимательство. Они знали, что богатство неизменно приходит вслед за репутацией. Купеческое слово в былые времена являлось высшей гарантией, поскольку за ним стояла честь русского купца. От туда и поговорка: «Уговор дороже денег».
Сама честь в традиции русского купечества восходила к православному пониманию не путать с христианством и, особо, старообрядческому. Поэтому, имея в своей основе традиции предков и честь всего рода, слово русского купца ценилось превыше капитала и, тем более, всяческих банковых гарантий. Следует понимать, что воспитываемые с малолетства на примере общечеловеческих ценностей и миропонимания, будущие купцы не держали в себе корыстного двоемыслия, и, тем более, даже не помышляли лихого.
Большая часть русских купцов были выходцами из работящих крестьян, капитал наживался собственным трудом, а не через связи в политико-финансовых кругах. Издревле велось меж лучшими предприимчи выми людьми исполнять четыре главные заповеди: первая — добро наживать путями праведными, вторая — добытое употреблять с разумом, третья — не жалеть доли для тех, кто в нужде, четвертая — попусту не искушать судьбу. Задолго до знаменитого «Домостроя» русские торговцы ставили на первое место нравственность.
Так и шло веками. Товар, бывало, теряли, а честь — никогда. И не родовитость купца поднимала — благодетельность.
Всякий знал, что добрый торговец никогда совестью не поступится: правда — кус купленный, а неправда — краденый. Если кто нечист на руку — позора не избежит, суда мирского не минует, а где позор — там разор. Недаром на торгового человека Кузьму Минина, поднявшего люд честной па освобождение России от иноземного ворога да от своих изменников, целые поколения стали равняться как на нравственный образец.
Честное дело никогда не творилось ради одной прибыли. Ум, расторопность, риск — да еще с удальством, да еще с задором — одобрялись. Не было только похвалы тому, кто ловчил не в меру, мошенничал, крал.
Известно, что отец Федора Блинова, тоже, как и Башкировы, миллионер-мукомол, подарил сыну, отсидевшему в тюрьме за махинации с солью, пару чугунных пудовых галош. Тот их должен был носить по полчаса в каждую годовщину суда. Мол, не роняй купеческой чести, не теряй достоинства.
Непонимание предпринимателями малого бизнеса национальных культурных традиций часто является причиной неудач многих совершаемых действий. К сожалению подавляющее большинство современных бизнесменов различают друг друга лишь по количеству накопленных миллионов. Реформа Петра заменила «сотни» гильдиями, где мерилом вступления становилась уже не честь рода и купеческого слова, а размер капитала.
Элитой были купцы I и II гильдии, в третью хлынул поток беспринципных купчишек и торговцев. Со своими принципами, обычаями, писаными и неписаными законами, когда одним рукопожатием могли заключаться миллионные сделки. Честность, добродушие, твердость, уверенность в себе, отзывчивость — характерные русскому народу черты.
У нижегородских купцов были в традиции так называемые «подаянные дни», во время которых каждый из толстосумов обязан был оделять нищих, сколько бы их ни пришло к воротам, щедрыми подаяниями. Не хотели добрые предприниматели слышать о себе обидной поговорки: «Борода Минина, а совесть глиняна». Старались не только прослыть, но и быть благотворителями.
Совсем недавно иностранцы восхищались русскими купцами. Еврейская идея набивания карманов мошны отсутствовала, а центральной идеей была государева служба, которая оставляла не так уж много возможностей для хитростей и подлостей. Примером честности и принципиальности в купеческой среде может служить промышленник Четвериков, который разыскивавший кредиторов своего отца, для того, чтобы отдать им долг за сделку 30-летней давности.
К тому же, купеческие семьи влиятельных фамилий всегда интересовались происхождением капитала своих партнёров по бизнесу. Старообрядцам было разрешено записываться в купеческое сословие в 1762 году Манифестом императрицы Екатерины II. Именно в этот период начинают формироваться крупные старообрядческие капиталы, а работящие крестьяне-старообрядцы становятся основателями знаменитых купеческих династий.
Предоставление им права заниматься предпринимательской деятельностью стало одной из причин экономического подъема России во второй половине XVIII века. Число торговых и промышленных предприятий, ремонтных мастерских выросло в это время в 10-12 раз.
Схожее, двоякое толкование этого понятия отмечалось в средневековой литературе и в устном народном творчестве. Былинный герой Садко именовался «купцом, богатым гостем», который «продавал товары новгородские; получал барыши великие». О «купующих», то есть покупателях, и «продающих» жителях российских городов упоминал в своих сочинениях писатель и богослов первой половины XVI века Ермолай-Еразм. В ранее время наряду с купцами — группой населения, соотносившейся, прежде всего, с посадскими людьми, чей правовой статус закреплялся в Соборном Уложении 1649 г.
В дальнейшем, в XVIII веке, эволюция социальной жизни в России, формирование буржуазного уклада способствовали постепенной консолидации торговых людей в одну общую группу и появлению устойчивых формулировок, обозначавших принадлежность к определенной категории населения.
Позже, они оседали в населенных пунктах, где осуществлялся наибольший товарообмен. Купцы были основными участниками торговли, заключали выгодные сделки и обеспечивали хранение и перевозку товаров. Они имели возможность торговать и совершать сделки без дополнительных финансовых обременений, что сделало их влиятельным сословием в обществе. Одежда, носимая купцами, отличалась специфическими деталями, такими как небольшой стоячий воротник, карманы и специфические застежки. Поддевки делались из черного или синего сукна, их также дополняли различные детали и украшения.
Купеческое слово в былые времена являлось высшей гарантией, поскольку за ним стояла честь русского купца. От туда и поговорка: «Уговор дороже денег». Сама честь в традиции русского купечества восходила к православному пониманию не путать с христианством и, особо, старообрядческому. Поэтому, имея в своей основе традиции предков и честь всего рода, слово русского купца ценилось превыше капитала и, тем более, всяческих банковых гарантий. Следует понимать, что воспитываемые с малолетства на примере общечеловеческих ценностей и миропонимания, будущие купцы не держали в себе корыстного двоемыслия, и, тем более, даже не помышляли лихого. Большая часть русских купцов были выходцами из работящих крестьян, капитал наживался собственным трудом, а не через связи в политико-финансовых кругах. Издревле велось меж лучшими предприимчи выми людьми исполнять четыре главные заповеди: первая — добро наживать путями праведными, вторая — добытое употреблять с разумом, третья — не жалеть доли для тех, кто в нужде, четвертая — попусту не искушать судьбу. Задолго до знаменитого «Домостроя» русские торговцы ставили на первое место нравственность.
Так и шло веками. Товар, бывало, теряли, а честь — никогда. И не родовитость купца поднимала — благодетельность. Всякий знал, что добрый торговец никогда совестью не поступится: правда — кус купленный, а неправда — краденый. Если кто нечист на руку — позора не избежит, суда мирского не минует, а где позор — там разор. Недаром на торгового человека Кузьму Минина, поднявшего люд честной па освобождение России от иноземного ворога да от своих изменников, целые поколения стали равняться как на нравственный образец. Честное дело никогда не творилось ради одной прибыли. Ум, расторопность, риск — да еще с удальством, да еще с задором — одобрялись.
Не было только похвалы тому, кто ловчил не в меру, мошенничал, крал. Известно, что отец Федора Блинова, тоже, как и Башкировы, миллионер-мукомол, подарил сыну, отсидевшему в тюрьме за махинации с солью, пару чугунных пудовых галош. Тот их должен был носить по полчаса в каждую годовщину суда. Мол, не роняй купеческой чести, не теряй достоинства. Непонимание предпринимателями малого бизнеса национальных культурных традиций часто является причиной неудач многих совершаемых действий. К сожалению подавляющее большинство современных бизнесменов различают друг друга лишь по количеству накопленных миллионов. Реформа Петра заменила «сотни» гильдиями, где мерилом вступления становилась уже не честь рода и купеческого слова, а размер капитала. Элитой были купцы I и II гильдии, в третью хлынул поток беспринципных купчишек и торговцев.
Со своими принципами, обычаями, писаными и неписаными законами, когда одним рукопожатием могли заключаться миллионные сделки. Честность, добродушие, твердость, уверенность в себе, отзывчивость — характерные русскому народу черты. У нижегородских купцов были в традиции так называемые «подаянные дни», во время которых каждый из толстосумов обязан был оделять нищих, сколько бы их ни пришло к воротам, щедрыми подаяниями. Не хотели добрые предприниматели слышать о себе обидной поговорки: «Борода Минина, а совесть глиняна». Старались не только прослыть, но и быть благотворителями. Совсем недавно иностранцы восхищались русскими купцами. Еврейская идея набивания карманов мошны отсутствовала, а центральной идеей была государева служба, которая оставляла не так уж много возможностей для хитростей и подлостей. Примером честности и принципиальности в купеческой среде может служить промышленник Четвериков, который разыскивавший кредиторов своего отца, для того, чтобы отдать им долг за сделку 30-летней давности.
К тому же, купеческие семьи влиятельных фамилий всегда интересовались происхождением капитала своих партнёров по бизнесу. Старообрядцам было разрешено записываться в купеческое сословие в 1762 году Манифестом императрицы Екатерины II. Именно в этот период начинают формироваться крупные старообрядческие капиталы, а работящие крестьяне-старообрядцы становятся основателями знаменитых купеческих династий. Предоставление им права заниматься предпринимательской деятельностью стало одной из причин экономического подъема России во второй половине XVIII века. Число торговых и промышленных предприятий, ремонтных мастерских выросло в это время в 10-12 раз. Староверы не занимались сомнительными с точки зрения христианского благочестия видами деятельности: не торговали музыкальными инструментами, картами, табаком, не содержали питейных заведений. Старообрядческие предприниматели предпочитали заниматься производством нужных и полезных вещей и продуктов.
О купечестве
Как искать купцов. Что такое купечество? | Что такое купец? Купец – это представитель сословия купечества, занимающийся куплей-продажей товаров. Он является предпринимателем, который владеет своим бизнесом и рискует своим капиталом, чтобы получить прибыль. |
Значение слова «Купец» | Новости Новости. |
Разбираемся, что такое купец | гостей, торговых людей гостиной (в конце 16 века - 350 человек) и суконной сотен (в конце 16 века - 250 человек). |
Купечество на службе у государства: по деньгам и чин | Купец – это представитель ремесленно-торговых обществ, занимающийся куплей-продажей товаров и услуг на рынке. |
Купечество на службе у государства: по деньгам и чин
Вступая в купеческую гильдию, купец должен был объявить свой капитал. Значение слова Купец на это купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи. Например, в начале 19 века к первой гильдии относились купцы с капиталом в размере 50 тысяч рублей и больше, ко второй — 20 тысяч. Родовым понятием, объединяющим всех профессиональных торговцев, занимавшихся закупкой, доставкой, перепродажей партий товаров и принадлежащих к купеческому сословию является термин «купец». Сегодня купцы продолжают играть важную роль в мировой экономике, занимаясь торговлей как традиционными товарами, так и современными технологиями, услугами и финансами.
"Честный" купеческий миф
Честное слово купеческое | Стерлитамак возрождает славу купеческого города 18-19 августа в городе состоялся масштабный фестиваль гостеприимства «Купец 2.0», который побил рекорд по количеству гостей – его посетили более 65 тысяч человек. |
Как искать купцов. Что такое купечество? | работник советского торгового аппарата. |
Что такое купец? | Купить и купец: этимологический комментарий — пост пикабушника klapaucjusz. |
Электронная новостная газета "Утро России" | Купцы скупали в трактирах и ресторанах использованную заварку, высушивали ее, паковали и продавали по крайне привлекательной для покупателя цене. |
Налогообложение купечества - Финансовая грамотность на уроках Всеобщей истории и Истории России | К XI–XII векам торговые люди — гости и купцы — постепенно обособились в привилегированную группу городского населения, выделявшуюся имущественным положением и поддержкой княжеской власти, заинтересованной в пополнении казны. |
Что такое купец
В этой статье поговорим про такое понятие как купцы. Также узнаем классификацию купечества в разные промежутки времени и особенности разных классов. Смысл слова, что значит, что такое или кто такой(ая) купец? Купцы скупали в трактирах и ресторанах использованную заварку, высушивали ее, паковали и продавали по крайне привлекательной для покупателя цене. Купчиха ж. жена купца; женщина, записанная в гильдию, торгующая, Купцов, купчинов, купчанинов; купчихин, ему, ей прнадлежщ., купеческий, купецкий, к купцам и торговле относящ. Купцы ― люди, чья профессия была связана с торговлей, ― в средневековом обществе занимали двоякое положение. Несмотря на то, что купцы, даже первой гильдии, по своим привилегиям не дотягивали до дворянства, со временем это динамично развивающееся сословие по своей роли в обществе стало не менее значимо.
Как искать купцов. Что такое купечество?
Выживали самые крепкие, привыкшие зарабатывать и рассчитывать только на себя. И эти качества как нельзя более подходили для первого этапа развития российского капитализма». А потом в бизнес пришли их дети — третье поколение российских купцов и предпринимателей. Именно это поколение начинает тратить свои заработанные деньги на общественные нужды, на развитие в стране высокой культуры. А теперь обратимся к истории старинного купеческого рода Расторгуевых. Дед нашего земляка Дмитрия Алексеевича Дмитрий Иванович Расторгуев считался временным московским купцом третьей гильдии уже в 1836 году. Причем сам он тоже происходил из купечества, но ярославского.
Постепенно Дмитрий Иванович обжился и укрепился в Москве: приобрёл собственный дом на улице Солянка, с атлантами, поддерживавшими балкон над парадным входом. Расторгуев вносил благотворительные пожертвования. Документально подтверждено, что в 1853 году, с началом Крымской войны, он пожертвовал 500 рублей серебром на госпитальные вещи, другой взнос в размере 1500 рублей серебром он сделал в 1855 году на государственное ополчение и другие военные надобности. Как у купца дела у него шли неплохо, и в 1865 году он вместе с сыном Алексеем основал торговую купеческую фирму «Д. Расторгуевы», которая вела широкую торговлю сахаром, чаем, бакалеей и колониальными товарами. В Москве Расторгуевы владели чаеразвесочной фабрикой и сетью магазинов по продаже своих товаров.
Дмитрий Иванович, разбогатев, стал купцом 1-й гильдии, потомственным почетным гражданином. Рос и его авторитет в московском обществе. Дмитрий Иванович избирался депутатом Московской городской думы. Традиции отца продолжил сын Алексей, который вёл большую торговлю, участвовал в общественной жизни московского купечества. В 1867 году в качестве эксперта он сотрудничал с московской таможней, а с апреля 1871 года по июль 1874 года являлся гильдейским старостой. Кроме того, с 1869 года и до конца жизни Алексей Дмитриевич работал в качестве директора Московского попечительского о тюрьмах комитета.
Расторгуевых в московском обществе знали не только как преуспевающих купцов и общественных деятелей, но и как меценатов, которые вкладывали значительные личные средств в укрепление православия и для помощи «сирым и убогим».
И отказ делиться воспринимался крайне отрицательно, а то и вовсе враждебно. И никакие аргументы не учитывались, поэтому первое, что было уничтожено в 1917 году — купечество и дворянство, до сих пор не восстановлено в прежнем значении, — заметила Френкель. Когда сейчас идут разговоры о возрождении купечества, тут же возникают вопрос «а зачем? А ведь оно сейчас кому-то принадлежит. Кроме того, даже при дележе однокомнатной квартиры возникают отчаянные споры, что уж говорить об имуществе на которое могут претендовать десятки наследников? Это тот ящик Пандоры, считает Френкель, который можно только открыть, но пользы для общества от этого точно не будет.
Для того чтобы сменить имидж? В духе времени, но сомнительно, ведь на взаимоотношение власти, общества и бизнеса это никак не повлияет. Чтобы купец, коммерсант, бизнесмен стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные. А это настолько большой клубок проблем, который даже не начали распутывать и даже скорее наоборот, — отметила эксперт. В свою очередь шеф-аналитик TeleTrade Пётр Пушкарёв заявил, что однозначно положительного отношения к купеческому сословию не было никогда и в дореволюционной России.
И лишь историки и краеведы видели огромное здание рядом с Кремлем в единстве — как памятник истории и архитектуры. В их представлении это старинный Гостиный двор эпохи классицизма, проще говоря главные казанские торговые ряды. Гостиный двор до создания музея Кстати сказать, современным людям легче понять, что такое Гостиный двор. Приученные за годы Советской власти к восприятию торговли в виде огромных или больших магазинов, хозяином которых было государство, мы лишь в два последних десятилетия вернулись к первозданному значению слову «лавка» — небольшой частный магазинчик тут уместно даже двойное уменьшение. Правда, современные торговцы предпочитают более звучные имена — салон, универсам, бутик, шоп, галерея.
Но все едино — магазин. А что такое современный гостиный двор легко представить, пройдя по этажам ЦУМа или «Детского мира», где масса хозяев, арендующих квадратные метры согласно своим доходам — у кого-то отдельное помещение, а кто-то довольствуется открытым прилавком. В настоящем Гостином дворе у каждого хозяина — свой магазин. Не каждый мог открыть здесь свою лавку или арендовать амбар для хранения товара. Как свидетельствуют авторы сборника «История Казани», подготовленного к печати Институтом языка, литературы и истории им. А в пресс-релизе самого музея говорится, что первое упоминание о Гостином дворе, тогда деревянном, встречается еще в писцовых книгах XVI века. Город тогда считался крупным военно-административным центром. Расширение и развитие ремесел и торговли привело к тому, что Казань стала играть важную роль в формировании российского внутреннего рынка. Благодаря выгодному географическому положению Казани в следующем веке стала развиваться и торговля на внешних рынках Российской империи. Подтверждение этому утверждению мы нашли в книге «Казань.
Времен связующая нить», изданной в 2000 году Казань, изд-во «Титул» , в статье, которая так и называется — «Гостиный двор». Перед статьей — цитата из «Книги Казанского торгу…», датированной 1566 годом: «Против же города за таможенною избою по стороне Спасские улицы двор гостин, а от городовые каменные стены до гостина двора, площадь порозжего места 52 сажени». Во времена Казанского ханства, утверждается в этой книге, на территории Гостиного двора или недалеко от него стояла колония-поселение торговцев и ремесленников, выходцев из далекой Бухары. Поселение было обнесено деревянным частоколом, а с 1500 года, после набега ногайских мурз на Казань, по велению казанского хана Абдыл-Летифа по двум сторонам поселения появились насыпные валы со рвами. Через 30 лет колонию бухарцев, как и все посадские поселения, обнесли острожными стенами, которые хан Сафа-Гирей выстроил в преддверии ожидаемой войны с Москвой. Позже, с уходом русских войск и завершением строительства оборонительных укреплений вокруг Казани, валы бухарского посада были срыта, а рвы за ненадобностью зарыты. Большим разрушениям подвергся бухарский посад во время осады Казани войсками Ивана Грозного летом-осенью 1552 года. После взятия города власти вернули на прежнее место два базара — нижний, Так як, прямо под кремлем воды Казанки в ту пору плескались довольно далеко от кремлевских стен , и верхний, бывший бухарский. Недалеко от новых каменных стен кремля, прямо напротив Спасской башни, появились 82 казенных амбара и 5 изб для заезжих гостей — так звались в то время крупные купцы. Все это было обнесено деревянным забором с тремя воротами и официально названо Гостиным двором.
Амбары сдавались купцам в аренду, за это в пользу города взималась пошлина — более 3 рублей в неделю. Как указывается в книге «Казань…», в то время на эти деньги можно было купить 3 лошади или 6 коров. От Гостиного двора лучами расходились по ближним улицам и переулкам более 200 торговых рядов с лавками. Пять лавок, как указывается в этой книге, принадлежало татарским купцам, которые торговали в основном привозным товаром — персидскими тканями и шелком. В конце XVI века в Гостином дворе насчитывалось 635 торговых точек. Сведения эти взяты из материалов археологических раскопок, и у нас нет оснований им не доверять. Но все-таки это еще не был Гостиный двор в известном нам смысле. Каменное строительство началось здесь на исходе XVII века. В 1695 году близ новых главных ворот Гостиного двора была освящена церковь во имя Алексея Божия Человека. К 1739 году уже все постройки были из камня.
Кафтырев построил новое здание на месте старого, которое не сохранилось. Вот как писал о Гостином дворе один из первых исследователей Казани — Петр Рычков в 1767 году: «Гостиный двор каменный, на котором в верху таможня каменная ж; внутри однаго двора ряды: Суконной, 2 Мелочной, 3 Сибирской железной. К сему ж гостиному двору приделаны деревянные ряды». В Гостином дворе размещались также каземат, гарнизонная канцелярия, а над ней — трактир. Это было центральное место городской торговли. В конце века Казань насчитывала 676 русских и 595 татарских купцов. В конце 50-х годов ХIХ века казанское купечество составляло около трех процентов всего городского населения. Наиболее состоятельные из них входили в «гостиную сотню», они-то и имели самые лучшие лавки в Гостином дворе. Во время взятия Казани Емельяном Пугачевым в 1774 году, а потом — во время пожара 1797 года Гостиный двор серьезно пострадал. Пожар уничтожил здание практически полностью.
В 1798 году Павел I издал указ о восстановлении Гостиного двора и даровал Казани беспроцентную ссуду на 10 лет из губернских доходов в размере 200 тысяч рублей — для сооружения нового Гостиного двора.
Самые основательные новгородские купцы объединялись в торгово-промышленную «ассоциацию», именуемую тогда «Иваново сто», имевшую свой центр около храма св. Иоанна Предтечи в Опоках. Здесь располагался общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары, а также находилась «гридница» большая палата , своего рода зал для проведения деловых совещаний. На общем собрании «Иваново сто» купцы выбирали старосту, который руководил делами этой «ассоциации», наблюдал за общественной кассой и оформлением деловых документов. Около церкви проходил торг, стояли специальные весы, при которых находились выборные присяжные чины, наблюдавшие за правильностью веса и торговли. За взвешивание, как и при продаже товара, взималась особая пошлина. Кроме больших весов возле церкви стояли и малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых заменяли монеты. Возникавшие между купцами и покупателями противоречия решались в специальном торговом суде, председателем которого был тысяцкий.
Купцы, входившие в «Иваново сто», обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений им предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь. При опасных торговых операциях от «Иваново сто» можно было получить вооруженный отряд для охраны. Однако вступить в «Иваново сто» мог только очень состоятельный купец. Для этого в кассу «ассоциации» нужно было внести большой взнос — в 50 гривен — и, кроме того, безвозмездно пожертвовать в пользу церкви св. Иоанна в Опоках еще почти 30 гривен за эти деньги можно было купить стадо в 80 волов. Зато, вступив в «Иваново сто», купец и его дети участие было наследственным сразу занимали почетное положение в городе и получали все связанные с этим привилегии. Большую взаимовыгодную торговлю новгородские купцы вели с Ганзейским союзом. Новгородские купцы скупали по всей России и продавали ганзейцам льняные ткани, выделанные кожи, смолу и воск высокого качества, хмель, строевой лес, мед, меха, хлеб.
От ганзейцев новгородские купцы получали вино, металлы, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу и разные предметы роскоши. Сильно развитая система купеческого предпринимательства вкупе с народным самоуправлением были главными условиями экономического процветания Древнего Новгорода, которое неоднократно отмечалось иностранными купцами и путешественниками. Кроме «Иваново сто» в русских городах существовали и другие профессиональные объединения купцов. Рядовичи сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своих товаров. Чаще всего их центром была патрональная церковь в подвалах ее хранились товары , нередко им также предоставлялись даже судебные функции. Имущественное положение купцов было неравное. Самыми богатыми были «гости-сурожане» — купцы, торговавшие с Сурожем и другими городами Причерноморья. Состоятельными были и купцы суконного ряда —«суконники», торговавшие привозным с Запада сукном. В Москве патрональным храмом «гостей-сурожан» была церковь Иоанна Златоуста.
Принадлежность к корпорации московских гостей обставлялась примерно теми же правилами, что и в новгородской «Иваново сто». Положение в этой корпорации было тоже наследственным. Гости возглавляли купеческие караваны, отправлявшиеся в Крым. Уже в XV в. Тверской купец Афанасий Никитин в 1469 посещает Индию и, по сути дела, открывает ее для России. В эпоху Ивана Грозного символом русского купечества становится энергичная деятельность купцов Я. Строгановых, стараниями которых начинается активное освоение русскими Урала и Сибири. Кильбургер, побывавший в Москве в царствование Алексея Михайловича в составе шведского посольства, отмечал, что все москвичи «от самого знатного до самого простого любят купечество, чему есть причиной то, что в Москве помещается больше торговых лавок, чем в Амстердаме или хотя бы ином целом княжестве». Некоторые города по внешнему виду напоминали пестрые торговые ярмарки.
Широкое развитие торговли отмечалось и в более ранние времена. Иностранцы, побывавшие в Москве XV в. Погрузка товаров на корабль По описанию венецианца Иосафата Барбаро, «зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук… Изобилие в хлебе и мясе так здесь велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру». Другой венецианец, Амвросий Контарини, также свидетельствует о том, что Москва «изобилует всякого рода хлебом» и «жизненные припасы в ней дешевы». Контарини рассказывает, что каждый год в конце октября, когда р. Москва покрывается крепким льдом, купцы ставят на этот лед «лавки свои с разными товарами и, устроив таким образом целый рынок, прекращают почти совсем торговлю свою в городе». На рынок, расположенный на Москве-реке, купцы и крестьяне «ежедневно, в продолжение всей зимы привозят хлеб, мясо, свиней, дрова, сено и прочие нужные припасы». В конце ноября обычно «все окрестные жители убивают своих коров и свиней и вывозят их в город на продажу… Любо смотреть на это огромное количество мерзлой скотины, совершенно уже ободранной и стоящей на льду на задних ногах». Ремесленными изделиями торговали в лавках, на рынках и в мастерских.
Уже в глубокой древности ряд дешевых массовых товаров, изготавливаемых городскими ремесленниками бусы, стеклянные браслеты, крестики, пряслица , распространялись купцами-коробейниками по всей стране. Русские купцы вели большую торговлю с другими странами. Предметом торговли были не только сырье и продукция добывающих промыслов, вывозившаяся из Руси пушнина, лес, воск , но также изделия русских ремесленников юфти, однорядки, шубы, холсты, седла, стрелы, саадаки, ножи, посуда и др. Крымские царевичи и князья обращались в Москву с просьбой о присылке панцирей и других доспехов. Позднее, в XVII в. Масштабы русской торговли поражали иностранцев, посещавших нашу страну. Другие кожи, крашенные в красный цвет, лен, пеньку, всякого рода веревки, кавиар, т. Что касается хлеба, то, хотя его очень много, они не рискуют вывозить его из страны в сторону Ливонии. Сверх того, у них много поташа, льняного семени, пряжи и прочих товаров, которые они обменивают или продают, не покупая чужеземного на наличные деньги, и даже император… приказывает платить хлебом или воском».
В XVII в. Самое высшее и почетное место принадлежало гостям их в XV в. Звание гостя получали самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тыс. Все они были приближены к царю, свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины. Члены гостиной и суконной сотен в XVII в. Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали. Этот разряд, условно говоря, непрофессиональных торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, т.
В крупных городах посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших. Сфера деятельности русских купцов XVII в.
Сословия. Купцы
Купец, что стрелец: попал, так с полем; а не попал, так заряд пропал! ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте Московские купцы, стремясь поднять свое значение в обществе и добиться отдельных привилегий, иногда субсидировали крупных феодалов.
Купечество на службе у государства: по деньгам и чин
Особо приезжих купцов привлекала Сагайская порода лошадей, которую позже стали называть Кузнецкой. Купец – это представитель ремесленно-торговых обществ, занимающийся куплей-продажей товаров и услуг на рынке. К концу 19 века многие состоятельные купцы почти не отличались от дворян. Интересные факты о купечестве в этом выпуске рубрики Вероники Грачевой.