Лариса Сергеевна рассказала ребятам о том, что каллиграфия заставляет мозг чувствовать правильность линий, симметрию и ритм, развивает внимательность, наблюдательность и воображении.
Не просто красивый почерк. Как каллиграфия помогает развивать мозг
Кому подходит проект детям и подросткам с некрасивым и неразборчивым почерком; всем желающим научиться красиво писать; детям с плохо развитой мелкой моторикой; детям, которые еще плохо знают буквы; детям и подросткам, любящим заниматься письменным творчеством; детям и подросткам, не любящим заниматься письменным творчеством. Заниматься каллиграфией могут дети от 7 лет. Есть возможность заниматься вместе с родителями. Чему можно научиться занимаясь каллиграфией В результате обучения школьник сможет научиться: концентрировать свое внимание; правильно списывать печатный текст особенно это актуально для тех, кто склонен к дисграфии ; навыкам прописывания букв и их соединений; правильно строить буквы на занятиях человек получает знания о ритме, пропорциях и элементах букв ; правильно ставить руку при письме. Каллиграфия и современные дети Одной из самых больных тем у детей младшего и среднего школьного возраста является почерк.
А взаимосвязь между мелкой моторикой и развитием мозга люди заметили много веков назад. Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, заметила, что, если возникают проблемы с речью ребёнка, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Монтессори считала, что чем лучше развиты его пальчики, тем быстрее малыш начинает говорить. Владимир Михайлович Бехтерев, выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, был уверен, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.
Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
Ребенку должны нравиться его новые «инструменты», это будет своеобразным стимулом к занятиям. Традиционно начинают знакомство с каллиграфией с изучения структуры букв, для чего используют прописи по вязи. Ребенок узнает, что такое «лигатуры» сплетения букв , и уже через пару занятий порадует вас первым написанным семейным вензелем — знаком из причудливо соединенных первых букв имени и фамилии. Конечно, не обойдется и без домашних заданий, в выполнении которых, по возможности, должны принимать участие все члены семьи. Делать это надо непринужденно, как бы играючи. Следующий этап — нарисовать несложные предметы тучку, домик, гриб. Так, по принципу «от простого к сложному», ребенок в скором времени освоит азы каллиграфии, что обязательно поможет становлению его как личности не говоря уже об улучшении общей успеваемости в школе.
Перед выполнением графического задания с детьми можно провести пальчиковую гимнастику.
Трудности могут возникнуть при выполнении волнистых, петлеобразных линий. Можно сначала рисовать рукой в воздухе, показ направления штриха по пунктиру указательным пальцем или кончиком карандаше на бумаге. При выполнении петель можно проговаривать свои действия: «снизу — вверх», «плавно закругляем влево», «потом вниз», «потом вправо», «снова вверх» и т. Таким образом, развитие каллиграфических умений — это необходимое условие для развития речи и мышления ребёнка и облегчения усвоения навыков письма будущими школьниками.
«Как курица лапой»: почему важно учить детей писать красиво
При наборе текста на компьютере в полном объеме фраза в голове не формируется, так как есть возможность ее исправления. Поэтому мозг работает не в полную силу. Ухудшится память. Учёные выяснили, что студенты, которые записывают конспекты на компьютере, делают это более подробно, зато те, кто пишут от руки, лучше запоминают материал. Кто-то называет каллиграфию кардиограммой времени. И это правда. Мы удивлялись красоте их почерка, ведь наши тетради были на порядок хуже.
Показания почерка современных детей явно свидетельствуют о нездоровом ритме эпохи. И мы призываем этот почерк исправлять! Во вложении к статье советские прописи и учебники по каллиграфии, которые можно скачать и распечатать. Советуем по ним заниматься с детьми. Учимся писать красиво! Особенно актуально для начинающих детей и взрослых.
Я тоже их тех учеников, которые не имеют каллиграфический почерк. Мама рвала тетради, заставляя меня переписывать все работы. Для меня каллиграфия началась с преодоления обиды и возмущения.
Потом каллиграфия стала ежедневным занятием по 15—30 минут. Занимаясь каллиграфией я не пишу пером, просто шариковой ручкой старательно вывожу буквы , в течение всего времени обучения 5 лет , я заметила, что моя способность концентрироваться на выполнении каллиграфических заданий изменилась в лучшую сторону Приложение 5. Занятия каллиграфией требуют немалых внутренних усилий.
Преодолевая себя, я воспитываю в себе усердие и аккуратность. Недаром каллиграфы говорят: «Чем упорнее Вы шлифуете букву, тем сильнее буква шлифует Вас». Вы спросите: «Зачем надо заниматься каллиграфией?
Во-первых, наш почерк - выражение нашего уважения к родителям, учителям, читающим наши работы в тетрадях. Во-вторых, в школах введён экзамен ОГЭ и ЕГЭ, в которых определенные части выполняется рукописным текстом и работа, написанная неразборчивым почерком, может быть оценена в «0» баллов. Может получится неприятная ситуация, когда умные, владеющие хорошими знаниями ученики, но с отсутствием хороших графических навыков письма, не смогут получить хороших результатов, потому что компьютер не распознал буквы: О это или А, - не узнал слово и прочитал их иначе, не в пользу ученика.
В-третьих, это может в будущем стать профессией. Напомню, каллиграфия -- это искусство красивого письма пером, кистью или тушью. От написанных вручную визиток до разработки торговых марок -- везде можно почувствовать художественное видение каллиграфа.
Психологи считают, что особенности почерка могут свидетельствовать о характере, о внутреннем состоянии, благополучии или неблагополучии человека. Но учителей , прежде всего русского языка и математики, волнует другое — разборчивость почерка, различение букв а и о, узнаваемость слов и цифр. Я рекомендую поработать над своим почерком, чтобы он стал читаемым и красивым.
Существует много разных методик. Готова предложить несколько советов по улучшению почерка, которые помогают мне: Приложение 6. Сядьте ровно.
Осанка имеет большое значение! Если вы сгорбитесь, через некоторое время спина и шея начнут затекать, будет неудобно писать, вы начнете неправильно держать в руках ручку. На столе должно быть достаточно рабочего пространства.
Подберите себе кресло с жёсткой спинкой и постарайтесь сидеть ровно, не поджимая ноги под себя и не заваливаясь на бок. Также полезно сделать несколько упражнений, которые помогут размять пальцы, запястья и плечи. Используйте качественные письменные принадлежности чем писать, и на чем писать , — это влияет на удобство письма.
Ручку или карандаш следует держать между большим, указательным и необязательно средним пальцем. Чтобы почерк был ровным, пишите на разлинованной бумаге 5. Буквы должны быть одинакового размера.
Это сделает ваш почерк аккуратным и опрятным. Напишите несколько строк прописными буквами. Важно попрактиковаться в написании «крючков» и кривых - они должны быть плавными.
Сначала научитесь выводить эти «крючки», а потом уже и всю букву целиком. Мне помогает методика Ольги Васильевны Лысенко. Научитесь выводить базовую форму большинства букв.
Этой базовой формой в русском языке считается маленькая прописная буква «и». Потому что из буквы «и» легко сделать букву «а», добавив сверху «крючок», букву «у», добавив снизу «петлю», маленькую прописную букву «д» и так далее. Чтобы научиться выводить прописные буквы, начните снизу и выводите линию вверх.
Линии должны быть ровными и плавными. Определите, какие символы удаются вам хуже всего, и сконцентрируйтесь на том, чтобы изменить их написание. Выдерживайте одинаковое расстояние между буквами и их высоту.
Лучше всего ошибки становятся заметны, когда вы оцените свежим взглядом исписанный разворот тетради. Обратите внимание, не становится ли ваш почерк хуже к концу занятия. Если это так, то это свидетельство усталости, и вам необходимо чаще делать перерывы.
Со всеми выпускниками поддерживают связь и уже стали приемными бабушкой и дедушкой. Видеть плоды своего труда всегда приятно. Большинство устраиваются в жизни и находят себя. Но, порой, гены берут свое. Плотницкие стараются изо всех сил, чтобы воспитать достойных людей.
Светлана Плотницкая: Когда дети обижаются на родителей и не приходят, я сама разыскиваю этих мам, и я говорю: приди! Ребенок хочет, чтобы ты ее обняла, а то звезда TikTok такая. Очень трудно отпускать. Есть доверчивые, есть слабенькие, есть сильные характером.
Что такое чистописание Чистописание — это красиво написанное и легко читаемое курсивное письмо с целью его применения в обычной, повседневной жизни для создания множества рукописных текстов.
В отличие от каллиграфии как высокого искусства, чистописание — это более приземлённое понятие, и его допустимо называть бытовой или школьной каллиграфией. В России термин «чистописание» получил широкое распространение во второй половине XVIII века, в царствование Екатерины Великой, со времени выхода в свет «Азбуки для российского чистописания». Результатом чистописания являлись хорошо читаемые записи от руки, сделанные в большом количестве и на определённой скорости. В связи с последней особенностью это направление рукописного письма также часто именовали скорописанием или скорописью. До XIX века письменные работы выполнялись гусиными перьями, затем появились ручки с перьями из металла.
В начальных классах дореволюционной школы России и в школе СССР чистописание являлось обязательным и отдельным школьным предметом. Аккуратный и разборчивый почерк, вырабатываемый детьми на уроках чистописания, был особенно востребован в образовании, поскольку школьникам в течение нескольких лет обучения приходилось делать много собственноручных записей по различным учебным дисциплинам. В годы советской власти для нужд народного просвещения и в целях ликвидации безграмотности произошло значительное упрощение русского курсивного шрифта. На этом этапе каллиграфическое письмо подверглось рационализации и некоторому ускорению путём отказа от витиеватых элементов и сокращения движений пера. Среди самых известных представителей отечественной системы чистописания выделяются имена Дмитрия Писаревского, Василия Салгина, Сергея Редозубова, Александры Воскресенской и Марии Закожурниковой.
Их учебники, буквари и прописи служили нескольким поколениям советских школьников, не понаслышке знакомых с кляксами и промокашками. В таком «чернильно-перьевом» виде чистописание просуществовало вплоть до 1970-х годов, когда перьевые ручки сменились шариковыми. После этого школьные уроки чистописания были упразднены, а методика обучения письму деградировала. Тем не менее в школе до сего дня требуют, чтобы дети писали разборчиво, а за корявый почерк снижают оценки.
Нужна ли каллиграфия современным детям: 3 факта «за»!
Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, — все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, — научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет. Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения.
Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью.
К примеру, когда ученик при записи слова «маки» мысленно проговаривает первый слог, а успевает записать только первую букву, а затем проговаривает второй слог и начинает сразу воспроизводить его в записи. В результате вместо «маки» получается «мки».
Письмо — это фиксация человеческой речи при помощи начертательных образов букв, объединение которых в слоги и слова регулируется специальными правилами каллиграфии и орфографии. Из этого вытекает взаимосвязь красивого почерка и грамотности. Именно по этой причине педагог, уделяющий больше внимания чёткости начертания букв, их правильному соединению, разборчивости письма в начальной школе, обеспечивает условия для выработки орфографически грамотного письма в дальнейшем.
Ребенок узнает, что такое «лигатуры» сплетения букв , и уже через пару занятий порадует вас первым написанным семейным вензелем — знаком из причудливо соединенных первых букв имени и фамилии. Конечно, не обойдется и без домашних заданий, в выполнении которых, по возможности, должны принимать участие все члены семьи. Делать это надо непринужденно, как бы играючи. Следующий этап — нарисовать несложные предметы тучку, домик, гриб. Так, по принципу «от простого к сложному», ребенок в скором времени освоит азы каллиграфии, что обязательно поможет становлению его как личности не говоря уже об улучшении общей успеваемости в школе.
Поэтому если вы хотите, чтобы ваши дети росли всесторонне развитыми, есть замечательный выход из серии «новое — всего лишь хорошо забытое старое» — это каллиграфия. Обучение осилит любой ребенок, главное — терпение и правильная мотивация с вашей стороны, дорогие родители.
Однако за обучением ребенка искусству красивого письма скрывается не только стремление к идеальному почерку, но и много бонусов, которые ученик приобретает в процессе занятий. Об этих бонусах «Летидору» рассказала основательница международной сети языковых центров «Полиглотики» Елена Иванова.
Задание написать сочинение на определенную тему вызывает острое чувство протеста. Просьба высказать свое мнение по какому-либо серьезному вопросу рождает возмущение. Когда ребенок пишет, старательно выводит буквы, он мыслит. Когда он задает вопрос: верхнее или нижнее соединение — он размышляет.
Когда он думает не только о содержательной стороне написанного, но и о внешнем его выражении, он старается сделать этот мир лучше. И не только потому, что ему приходится почти час сидеть и выводить закорючки хотя дело и в этом тоже. Дисциплина рождается в процессе письма: как расположить слова по отношению друг к другу, в каком порядке должны идти абзацы, где красная строка, какое соединение выбрать. Ровный строй букв рождает ровный эмоциональный фон.
Где ровный почерк, там, несомненно, есть внутренняя дисциплина.
Каллиграфия для детей
В чем практическая польза чистописания для детей? Для чего на курсе Каллиграфии буквы пишут по речевым формулам? По словам экспертов, чистописание помогает детям с их способностями и даёт возможность перейти к вышеописанным процессам. Занятия каллиграфией напрямую связаны с развитием речи, и ребенок, занимающийся каллиграфией, быстрее учится говорить, у него гораздо меньше рисков возникновения дефектов произношения из-за слабого развития речевого аппарата.
Чистописание в век цифровых технологий
Каллиграфия и современные дети Одной из самых больных тем у детей младшего и среднего школьного возраста является почерк. Пляшущие буквы и цифры часто становятся поводом для насмешек, и даже для снижения баллов. На этом фоне сильно страдает самооценка ребенка. Уроки каллиграфии проводятся в легкой и непринужденной форме. В результате ребенок не только приобретает правильный и красивый почерк, но и получает возможность раскрыть свой талант.
Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.
Письмо — один из самых сложных видов деятельности человека. И самый развивающий. На кончиках большого, указательного и среднего пальцев рук, которыми мы пользуемся при письме пером, находятся нервные клетки, которые наиболее связаны с мозгом. Активизируя их, мы развиваем наши речь, мышление, внимание, и при этом формируем такие основополагающие черты характера, как терпение, усердие, аккуратность, точность. При письме шариковой ручкой такого не происходит, что подтверждается научными исследованиями зарубежных и отечественных ученых. Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье.
О ее воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. Изучением влияния каллиграфии на человека занимались Н. Пирогов, Павлов и Бехтерев. Последний, к слову, проводил эксперимент с группой молодых ученых, заставляя их писать поочередно левой и правой рукой, двумя руками сразу. В итоге, участники эксперимента Бехтерева стали известными специалистами в своих областях. Среди них лингвист Кнозорев, расшифровавший письмена майя, и психолог Выготский.
В настоящее время в Петербурге работает школа каллиграфии П. Чобитько, он основал в 2005 г. Школы каллиграфии при Санкт-Петербургской государственной академии им. В 2011 г. Каллиграфическое письмо напрямую связано с функционированием мозга и психики. Каллиграфия укрепляет волевые качества, которые японцы называют «корнем характера»1.
Такого же мнения придерживается Вера Алексеевна Илюхина, которая создала собственную методику обучения детей каллиграфическому письму. Москва, кандидат педагогических наук, создала собственную методику обучения детей каллиграфическому письму. В настоящее время сотни учителей принимают ее метод в обучении письму2. Ольга Васильевна Лысенко, педагог- практик г. Павлодар, автор методик интенсивного обучения по технике чтения, математике, каллиграфии, русскому языку. Мои исследования.
В ходе исследования я изучила почерки учеников 6,8,9-х классов, всего 98 человек Приложение 2. Я провела анкетирование учащихся и учителей по следующим вопросам 1. Нравится ли вам собственный почерк? Есть ли у учителей замечания к вашему почерку? Всегда ли вы понимаете, что сами написали? С какими текстами предпочитаете работать: с печатными или рукописными?
Нужно ли ввести в школьное расписание уроки чистописания? Видимо , они осознают проблему, т. Таким образом, можно сделать вывод: вызывает тревогу нежелание учащихся вводить уроки чистописания — это говорит о том, что работать над собственным почерком они не видят необходимости. Значит, надо говорить о необходимости улучшить почерк, о том, какие последствия может принести работа с неразборчивым почерком. Также мной было проведено анкетирование учителей по следующим вопросам Довольны ли вы почерком своих учеников? Снижаете ли Вы оценку за плохой почерк?
Приложение 3. Таким образом, можно сделать вывод, что преподаватели понимают необходимость работы над почерком, считают, что плохой почерк может доставить массу неприятностей учащемуся, повлиять и на снижение оценки. Обратите внимание на слово …, попробуйте его прочитать. Оказывается, это «соломинка», и написано еще с орфографической ошибкой! Обратите внимание на наклоны букв, которые буквально пляшут в разные стороны. Мы пытались прочитать одно слово, а если таких слов много, они составляют предложения, тогда текст превращается в настоящий шифр!
Разгадать который смогут немногие!
В первом модуле двенадцать занятий. Пройдя курс полностью, ребенок сможет научиться красиво писать. Кому подходит проект детям и подросткам с некрасивым и неразборчивым почерком; всем желающим научиться красиво писать; детям с плохо развитой мелкой моторикой; детям, которые еще плохо знают буквы; детям и подросткам, любящим заниматься письменным творчеством; детям и подросткам, не любящим заниматься письменным творчеством. Заниматься каллиграфией могут дети от 7 лет. Есть возможность заниматься вместе с родителями.
Перевела не один листок, пока поняла, сколько гуаши нужно набирать. Следующим шагом было научиться делать ровные линии и аккуратные изгибы. Когда на лбу выступали капельки пота от напряжения, вспоминала слова учителя с YouTube: «Каллиграфия успокаивает». В тот момент она меня лишь раздражала. Теперь, когда базовые вещи получаются уже хорошо, рисование иероглифов и букв стало приносить удовольствие. Где в жизни может пригодиться навык каллиграфии?
Светлана приводит несколько примеров: — Не нужно тратиться на открытки и приглашения на торжества, ведь любой текст сможете красиво оформить сами. Больше не придется ломать голову над тем, что за тайное послание оставили второпях в блокноте. А еще заметила, что когда пишешь красиво, то и мысли на бумаге формулируются четче. Не знаю, с чем это связано, но бонус приятный. Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку?
Орфография и каллиграфия
О пользе каллиграфии для детей и взрослых мы расскажем в этой статье. Именно поэтому каллиграфия должна быть доведена до автоматизма, чтобы ребенок сосредотачивался на правописании, не акцентируя внимания на качестве письма. В заключение, могу сделать вывод, что каллиграфия важна для детей школьного возраста и необходима для развития мелкой моторики, психических качеств, возможностей формирования разборчивого почерка. * В процессе занятий каллиграфией ребенок может найти себе друга по переписке. Каллиграфия помогает детям успокаиваться: они хотят бегать и прыгать, а каллиграфия приводит в порядок ум и эмоции, помогает сосредоточиться, успокоиться, тренирует внимание и усмиряет характер.
5 важных вопросов на тему детской каллиграфии
В этом и проявляется его собственное отношение: рассуждать не только о содержательной стороне написанного, но и о внешнем выражение. Когда ребёнок аккуратно и красиво выводит символы в процессе письма, ему приходиться стараться, концентрировать внимание, анализировать как правильно расположить слова по отношению друг к другу, в каком порядке должны идти абзацы, где красная строка, какое соединение выбрать. Таким образом и достигается внутренняя дисциплина и выравнивается эмоциональный фон. Посредством письма происходит развитие внутреннего пространственного восприятия, формируется миропорядок. Процесс письма, сам по себе, является длительным, в отличие от современных способов фиксирования информации и требует кропотливой работы. Несмотря на то, что дети нового поколения обладают клиповым мышлением и зачастую гиперактивны, им очень сложно концентрироваться на чём-то достаточно долго. Однако процесс письма сравним с медитативными практиками и позволяет удерживать внимание довольно длительное время, выравнивая, при этом, эмоциональный фон.
Ведь если ребёнку понравиться писать на ровне с рисованием, то он способен увлечься процессом и концентрировать своё внимание. Почерк, прежде всего, является внутренним отражением своего носителя. Изначально всех детей учат писать одинаково, показывая общепринятый стандарт написания букв и различных символов. Однако уже в процессе обучения почерк у детей значительно отличается, как от стандарта, так и от написания тек же букв у других детей. Казалось бы, что это обычное копирование, но то, как ребёнок изначально берёт пишущий предмет, какой рукой и как в этот момент сидит, сильно влияет на его чистописание в дальнейшем. Иначе говоря, формируются его собственные привычки, которые отражаются в наклоне букв, высоте, размере, ровности самой строчки.
Известная наука графология научилась разгадывать тайны характера человека по его почерку, оценивать его интеллектуальный уровень и творческий потенциал. Несмотря на то, что исходные символы шифрующие звуки практически одинаковы в большинстве языков мира, само их написание может быть разным. Вспомните, когда вы знакомились с прописными буквами, то отходили от общепринятого стандарта, стараясь создать свой уникальный почерк, расписывая тетради и придумывая оригинальную подпись, искажали буквы так, чтобы было удобно писать именно вам, например, отказываясь от лишних завитков, или наоборот вытягивая свой почерк. Эту фишку также подхватили и дизайнеры при создании шрифтов, которые мы сейчас используем повсеместно. Таким образом, чистописание никак нельзя исключать из нашей жизни, принимая во внимание тот факт, что через письмо и написание мы учимся тактильно чувствовать слова, переносить образы в понятный всем шифр и передавать свои эмоции, чувства через взаимодействие чернил предметов с бумагой. Привлекательность чистописания в различные времена.
Так что, история китайской каллиграфии насчитывает столько же лет, сколько существует сам Китай. Вы только представьте, насколько у них это искусство развито! В процессе важна даже поза мастера каллиграфии, которая должна помогать беспрепятственному потоку энергии: ступни на полу, согнутые колени чуть в стороны, спина прямая и не соприкасается со спинкой стула, живот не упирается в стол, левая рука — на нижней части бумажного листа, правая — держит вертикально перо. Настоящие доки этого дела умеют уловить ту связь между духом, телом и линией, когда напряжённость и расслабление уравновешиваются, при выдохе волна энергии катится через плечо к запястью руки и соскальзывает с кончика кисти на бумагу. Аж до мурашек! Какой же это обычный навык?! Это самое что ни на есть настоящее искусство, владеть которым в полной его мере, наверное, даже не каждому и под силу!
Такая разная каллиграфия Открою вам сегодня маленький секрет: каллиграфическое искусство существовало во многих древних странах мира, у него много разных направлений. Европейская Основой европейского каллиграфического искусства стало греко-римское письмо, появившееся ещё во времена античности. Толчок развитию европейской каллиграфии дало христианство, переписывающее библейское писание и иные религиозные творения в огромных количествах. Своего пика она достигла в 7-9 веках, когда ирландские и шотландские монахи приступили к созданию иллюминированных, украшенных цветными миниатюрами и орнаментами, Евангелия. К 12 веку к греко-римскому письму присоединилось ещё и готическое с уставным, стили которых сегодня используются в шрифтах в кириллице. Японская Япония переняла опыт каллиграфии от китайцев в 7 веке, создав ещё и несколько собственных стилей, более простых в написании, но более эмоциональных в чувстве передачи информации. Их символы — это набор целых понятий, наделённых глубокими смыслами, а сам процесс является способом медитации через кисточку и тушь.
Была даже разработана отдельная каллиграфия кабуки-модзи и дзё-рури-модзи для написания театральных афиш и программок. Арабская Арабская каллиграфия в исламе появилась при копировании священной для мусульман книги Корана, потому каждое красиво вычерченное слово получало сакральный божественный смысл. У арабов в основе каллиграфического искусства так называемая «великолепная шестёрка» — 6 основных почерков, каждый из которых применяется в определённый сфере: для документов — один, для быта — другой, для религии — третий. Более того, стиль написания зависел ещё и от места, времени, мастера и цвета чернил. Индийская Индийская письменность впервые увидела свет на камне: по указу первого императора Ашоки записали регулирующие жизненный уклад подданных правовые нормы. Но настоящее каллиграфическое искусство с тушью и кисточками пришло к ним от мусульман в 15-16 веке.
О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент — основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7—8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность. Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие — пластику танца.
От этого страдают их родители, учителя, но прежде всего они сами. Занятия каллиграфией успокаивают бунтующий организм. А если ребенку понравится и он увлечется, то произойдет улучшение общего эмоционального фона. Физическое и психологическое здоровье Учеными Японии и Китая доказан положительный эффект занятий каллиграфией на физическое и психическое здоровье. Например, профессор Генри Као сделал поразительный вывод, что нет таких недугов, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Многолетние исследования ученого доказывают , что пациенты, которые регулярно практикуют занятия каллиграфическим письмом, расслабляются в процессе, успокаиваются, у них выравнивается дыхание, замедляется пульс, уменьшается напряжение в мышцах и снижается давление. Другой китайский ученый Юань Пу из Пекинского института доказывал влияние занятий по каллиграфии на увеличение продолжительности жизни. Писание как труд — довольно сложный и трудоемкий процесс, в котором человек задействует несколько групп мышц. При писании необходимо думать и о правильной посадке, и постановке рук и ног, и наклоне головы, и об обхвате пера и т. То есть каллиграфические упражнения по сути являются своего рода гимнастикой, но не только для тела, но и для нервов. Ученый Юань Пу сделал еще один вывод, наблюдая за своими студентами: те из них, кто регулярно занимался каллиграфией, кто имел ровный красивый почерк, гораздо быстрее других воспринимал и запоминал информацию.
Каллиграфия: искусство в каждой букве
В целом, каллиграфия для детей предлагает вдохновляющий и красивый способ улучшить их навыки письма, развить творческое мышление и научиться концентрации. У невнимательных детей, а также у детей, которым сложно сконцентрировать свое внимание, каллиграфия может помочь это исправить. Не зря в Японии дети с 3-летнего возраста ежедневно занимаются уроками каллиграфии. Таким образом, развитие каллиграфических умений – это необходимое условие для развития речи и мышления ребёнка и облегчения усвоения навыков письма будущими школьниками.
Каллиграфия: игры с буквами
С помощью этого курса вы сможете запустить направление «Каллиграфия» в детском центре или откорректировать почерк ребёнка в домашних условиях. В Петербурге в течение 15 лет работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. В готовом исследовательском проекте по ИЗО и МХК на тему «Каллиграфия: ее история, место в жизни современного ученика» автор сделал выводы о том, что проблема почерка — одна из насущных проблем сегодняшней школьной образовательной системы.