Новости закон о финансовых цифровых активах

Законопроект о цифровых финансовых активах (ЦФА) сегодня был принят Госдумой РФ во втором чтении. Соответствующие поправки вносятся в законы «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Госдума приняла закон «О цифровых финансовых активах».

Внесенные в правила информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, изменения вступают в силу не ранее даты согласования их Банком России. В случае неоднократного в течение одного года нарушения оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, требований настоящего Федерального закона либо неоднократного в течение одного года нарушения таким оператором требований, установленных статьями 6, 7 за исключением пункта 3 , 73 и 75 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и или неоднократного в течение одного года нарушения требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Банк России вправе исключить такого оператора из реестра операторов информационных систем в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России. Со дня исключения оператора информационной системы из реестра операторов информационных систем запрещается внесение изменение в соответствующую информационную систему записей о цифровых финансовых активах. Оператор информационной системы, исключенный из реестра операторов информационных систем, обязан не позднее 30 рабочих дней со дня его исключения из реестра операторов информационных систем обеспечить передачу хранящейся в информационной системе сводной информации о лицах, выпустивших цифровые финансовые активы, а также об обладателях цифровых финансовых активов, выпущенных в информационной системе, и принадлежащих им цифровых финансовых активах оператору иной информационной системы в порядке, установленном нормативным актом Банка России. Указанная сводная информация должна быть сформирована по состоянию на день исключения оператора информационной системы из реестра операторов информационных систем. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, вправе обратиться в Банк России с ходатайством об исключении его из реестра операторов информационных систем при условии полного исполнения обязательств лицами, выпустившими цифровые финансовые активы в соответствующей информационной системе, перед всеми обладателями цифровых финансовых активов. Банк России исключает оператора информационной системы из реестра операторов информационных систем не позднее 14 рабочих дней со дня представления им в Банк России ходатайства и документов, подтверждающих факт полного исполнения обязательств лицами, выпустившими цифровые финансовые активы в соответствующей информационной системе, перед всеми обладателями цифровых финансовых активов. Требования частей 2 в части представления в Банк России документов в отношении лиц, указанных в частях 5 и 6 статьи 5 настоящего Федерального закона и 5 в части отказа Банка России в согласовании правил информационной системы в случае несоответствия лиц, указанных в частях 5 и 6 статьи 5 настоящего Федерального закона, требованиям к квалификации, установленным частью 7 статьи 5 настоящего Федерального закона, и или требованиям к деловой репутации, установленным частью 8 статьи 5 настоящего Федерального закона настоящей статьи не распространяются на кредитные организации, организаторов торговли, профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра или депозитарную деятельность, которые осуществляют деятельность оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Статья 8. Ведение оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, реестра пользователей информационной системы 1. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, осуществляет ведение реестра пользователей информационной системы в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Оператор информационной системы вправе привлечь для ведения реестра пользователей информационной системы лиц, выполняющих функции узлов информационной системы, а также операторов иных информационных систем. В реестр пользователей информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, в отношении каждого пользователя вносится следующая информация: 1 сведения о пользователе информационной системы; 2 сведения, необходимые для аутентификации пользователя в информационной системе; 3 запись о том, в каком качестве пользователь аутентифицирован в информационной системе в качестве лица, выпускающего цифровые финансовые активы, обладателя цифровых финансовых активов, оператора обмена цифровых финансовых активов. Сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, вносятся в реестр пользователей информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, на основании документов, необходимых для подтверждения этих сведений. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан хранить указанные документы и сведения в течение всего срока нахождения пользователя в реестре пользователей информационной системы, а также в течение пяти лет после его исключения из реестра пользователей информационной системы. Документы, необходимые для подтверждения сведений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и порядок их представления, а также требования к хранению указанных документов и сведений определяются Банком России. Статья 9. Ответственность оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов 1. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан в соответствии с гражданским законодательством возместить убытки пользователям этой информационной системы, возникшие вследствие: 1 утраты информации, хранящейся в информационной системе, об объеме цифровых финансовых активов, принадлежащих их обладателям, и или о самих обладателях цифровых финансовых активов; 2 сбоя в работе информационных технологий и технических средств информационной системы; 3 предоставления пользователям информационной системы недостоверной, неполной и или вводящей в заблуждение информации об информационной системе, о правилах работы информационной системы и об операторе информационной системы; 4 нарушения оператором информационной системы правил работы информационной системы, в том числе нарушения требований бесперебойности и непрерывности функционирования информационной системы; 5 несоответствия информационной системы требованиям настоящего Федерального закона. В случае сбоя в работе информационных технологий и технических средств информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператор этой информационной системы также обязан совершить действия, реализующие волеизъявление пользователя информационной системы, реализации которого помешал такой сбой. Статья 10.

Оператор обмена цифровых финансовых активов 1. Сделки купли-продажи цифровых финансовых активов, иные сделки, связанные с цифровыми финансовыми активами, включая обмен цифровых финансовых активов одного вида на цифровые финансовые активы другого вида либо на цифровые права, предусмотренные законом, в том числе сделки с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, а также сделки с цифровыми правами, включающими одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, совершаются через оператора обмена цифровых финансовых активов, который обеспечивает заключение сделок с цифровыми финансовыми активами путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок либо путем участия за свой счет в сделке с цифровыми финансовыми активами в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц. Оператором обмена цифровых финансовых активов могут быть кредитные организации, организаторы торговли, а также иные юридические лица, соответствующие требованиям настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, которые включены Банком России на основании их ходатайства в установленном им порядке в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов. Оператор обмена цифровых финансовых активов вправе осуществлять свою деятельность с момента включения в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов, который ведется Банком России в установленном им порядке. Реестр операторов обмена цифровых финансовых активов размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Оператор обмена цифровых финансовых активов, за исключением оператора обмена цифровых финансовых активов, являющегося кредитной организацией либо организатором торговли, обязан в порядке и сроки, установленные нормативным актом Банка России, уведомить Банк России о назначении избрании лиц на должности, указанные в подпункте "е" пункта 1 и подпункте "д" пункта 2 части 3 настоящей статьи, об освобождении лиц от указанных должностей, а также о возложении временного исполнения обязанностей по должностям, указанным в подпункте "е" пункта 1 и подпункте "д" пункта 2 части 3 настоящей статьи, и об освобождении от временного исполнения обязанностей по указанным должностям. Оператор обмена цифровых финансовых активов, за исключением оператора обмена цифровых финансовых активов, являющегося кредитной организацией либо организатором торговли, обязан в порядке и сроки, установленные нормативным актом Банка России, представить в Банк России сведения о лицах, указанных в подпункте "ж" пункта 1 части 3 настоящей статьи. В случае выявления фактов несоответствия лиц, указанных в подпункте "е" пункта 1 и подпункте "д" пункта 2 части 3 настоящей статьи, требованиям к квалификации, установленным частью 4 настоящей статьи, и или требованиям к деловой репутации, установленным частью 5 настоящей статьи, Банк России вправе потребовать от оператора обмена цифровых финансовых активов, за исключением оператора обмена цифровых финансовых активов, являющегося кредитной организацией либо организатором торговли, их замены в порядке, установленном нормативным актом Банка России. В случае выявления фактов несоответствия лиц, указанных в подпункте "ж" пункта 1 части 3 настоящей статьи, требованиям к деловой репутации, установленным частью 5 настоящей статьи, Банк России в течение 30 дней со дня такого выявления направляет указанным лицам предписание с требованием об устранении нарушений или о совершении сделки сделок , направленной на уменьшение участия лица, имеющего право прямо распоряжаться более чем 10 процентами акций долей оператора обмена цифровых финансовых активов, в уставном капитале такого оператора обмена цифровых финансовых активов до размера, не превышающего 10 процентов акций долей в уставном капитале такого оператора обмена цифровых финансовых активов. Копия предписания Банка России, указанного в настоящей части, направляется также оператору обмена цифровых финансовых активов.

Указанные в настоящей части лица обязаны исполнить предписание Банка России в течение 90 дней со дня его получения и не позднее 5 дней со дня его исполнения уведомить об этом оператора обмена цифровых финансовых активов и Банк России в порядке, установленном нормативным актом Банка России. Со дня размещения на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о направленном предписании Банка России до дня размещения информации о его отмене лица, которым было направлено предписание Банка России, и или акционеры участники оператора обмена цифровых финансовых активов, контроль в отношении которых осуществляют лица, которым было направлено предписание Банка России, и или лица, связанные с лицами, которым было направлено предписание Банка России, и совместно с ними осуществляющие права, удостоверенные акциями долями такого оператора обмена цифровых финансовых активов, имеют право голоса по количеству акций долей такого оператора обмена цифровых финансовых активов, в совокупности не превышающему 10 процентов акций долей такого оператора цифровых финансовых активов. Предписание Банка России, указанное в части 8 настоящей статьи, подлежит отмене Банком России в случае выполнения указанных в нем требований. Оператор обмена цифровых финансовых активов не позднее дня, следующего за днем получения копии акта об отмене предписания Банка России, обязан довести до сведения своих акционеров участников информацию о получении указанной копии акта об отмене предписания Банка России в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России. Оператор обмена цифровых финансовых активов обязан обеспечить хранение информации о сделках с цифровыми финансовыми активами, совершенных через него, а также об участниках таких сделок не менее пяти лет с даты совершения соответствующих сделок. Банк России вправе установить дополнительные требования к деятельности операторов обмена цифровых финансовых активов включая требования к организации обращения цифровых финансовых активов, требования к операционной надежности и требования к предоставлению отчетности. Банк России осуществляет надзор за деятельностью оператора обмена цифровых финансовых активов в порядке, установленном Банком России. Оператор обмена цифровых финансовых активов может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. Оператором обмена цифровых финансовых активов, а также иных видов цифровых прав, выпущенных с использованием инвестиционной платформы, может быть оператор указанной инвестиционной платформы. Оператор обмена цифровых финансовых активов вправе осуществлять признание лиц квалифицированными инвесторами по их заявлениям в соответствии со статьей 512 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".

Последствием приобретения цифровых финансовых активов, соответствующих признакам, определенным Банком России в соответствии с частью 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, лицом, которое не является квалифицированным инвестором, в том числе при неправомерном признании указанного лица квалифицированным инвестором, через оператора обмена цифровых финансовых активов является возложение на такого оператора обмена цифровых финансовых активов обязанности по требованию указанного лица, которое приобрело цифровые финансовые активы, приобрести у него эти цифровые финансовые активы за свой счет и возместить ему все понесенные им при этом расходы. Статья 11. Правила обмена цифровых финансовых активов и порядок их согласования, реестр операторов обмена цифровых финансовых активов 1. Оператор обмена цифровых финансовых активов утверждает правила обмена цифровых финансовых активов, подлежащие согласованию с Банком России. Банк России вправе установить дополнительные к предусмотренным частью 2 настоящей статьи требования к содержанию правил обмена цифровых финансовых активов. После утверждения правил обмена цифровых финансовых активов оператор обмена цифровых финансовых активов обязан представить указанные правила на согласование в Банк России вместе со следующими документами: 1 ходатайство о включении в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов; 2 документы, подтверждающие соответствие оператора обмена цифровых финансовых активов требованиям, установленным Банком России в соответствии с частью 11 статьи 10 настоящего Федерального закона. Порядок представления оператором обмена цифровых финансовых активов на согласование в Банк России правил обмена цифровых финансовых активов, а также порядок представления в Банк России предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи документов и требования к ним устанавливаются Банком России. Банк России принимает решение о согласовании правил обмена цифровых финансовых активов или об отказе в их согласовании в случае, если ходатайство о включении в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов направлено кредитной организацией или организатором торговли, в срок не более 45 рабочих дней со дня получения Банком России указанного ходатайства, правил обмена цифровых финансовых активов и документов, указанных в пункте 2 части 4 настоящей статьи. Банк России принимает решение о согласовании правил обмена цифровых финансовых активов или об отказе в их согласовании в случае, если ходатайство о включении в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов направлено юридическим лицом, не относящимся к кредитной организации или организатору торговли, а также осуществляет проверку соответствия данного юридического лица требованиям настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России в срок не более 90 рабочих дней со дня получения Банком России указанного ходатайства, правил обмена цифровых финансовых активов и документов, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи. Банк России принимает решение об отказе в согласовании правил обмена цифровых финансовых активов: 1 в случае несоответствия правил обмена цифровых финансовых активов требованиям к содержанию правил обмена цифровых финансовых активов, установленным частью 2 настоящей статьи и Банком России в соответствии с частью 3 настоящей статьи; 2 в случае несоответствия оператора обмена цифровых финансовых активов требованиям, установленным Банком России в соответствии с частью 11 статьи 10 настоящего Федерального закона; 3 в случае, если в представленных в Банк России документах, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, содержится неполная и или недостоверная информация.

Если оператор обмена цифровых финансовых активов не является кредитной организацией или организатором торговли, Банк России принимает решение об отказе в согласовании правил обмена цифровых финансовых активов: 1 в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи; 2 в случае несоответствия оператора обмена цифровых финансовых активов требованиям, установленным частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона и нормативными актами Банка России; 3 в случае несоответствия лиц, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 1 и подпункте "д" пункта 2 части 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, требованиям к квалификации, установленным частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, и или требованиям к деловой репутации, установленным частью 5 статьи 10 настоящего Федерального закона; 4 в случае, если в представленных в Банк России документах, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, содержится неполная и или недостоверная информация. Банк России в письменной форме уведомляет о принятом решении об отказе в согласовании правил обмена цифровых финансовых активов оператора обмена цифровых финансовых активов с указанием оснований отказа в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в согласовании правил обмена цифровых финансовых активов. Банк России включает лиц в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов в течение трех рабочих дней со дня согласования правил обмена цифровых финансовых активов. В случае внесения изменений в согласованные Банком России правила обмена цифровых финансовых активов оператор обмена цифровых финансовых активов обязан представить на согласование в Банк России указанные изменения в правила в виде новой редакции правил. В срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня получения изменений в правила обмена цифровых финансовых активов, Банк России принимает решение о согласовании указанных изменений или об отказе в их согласовании. Банк России принимает решение об отказе в согласовании изменений в правила обмена цифровых финансовых активов в случае их несоответствия требованиям к содержанию правил обмена цифровых финансовых активов, установленным частью 2 настоящей статьи и Банком России в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Порядок представления и согласования изменений в правила обмена цифровых финансовых активов устанавливается Банком России. Внесенные в правила обмена цифровых финансовых активов изменения вступают в силу не ранее даты согласования их Банком России. В случае неоднократного в течение одного года нарушения оператором обмена цифровых финансовых активов требований настоящего Федерального закона либо неоднократного в течение одного года нарушения таким оператором требований, установленных статьями 6, 7 за исключением пункта 3 , 73 и 75 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и или неоднократного в течение одного года нарушения требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Банк России вправе исключить такого оператора из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России. Банк России исключает оператора обмена цифровых финансовых активов из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов в порядке, предусмотренном нормативным актом Банка России, в случае аннулирования отзыва у оператора обмена цифровых финансовых активов, совмещающего свою деятельность с деятельностью кредитной организации или некредитной финансовой организации, лицензии на осуществление деятельности кредитной организации, некредитной финансовой организации соответственно либо исключения оператора обмена цифровых финансовых активов, совмещающего свою деятельность с деятельностью некредитной финансовой организации, из соответствующего реестра, за исключением случая аннулирования лицензии на осуществление банковских операций в связи с получением статуса микрофинансовой компании, или случая аннулирования отзыва лицензии по заявлению лицензиата, или случая исключения из соответствующего реестра по заявлению некредитной финансовой организации, включенной в соответствующий реестр.

Со дня исключения оператора обмена цифровых финансовых активов из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов запрещается совершение через такое лицо, исключенное из указанного реестра, сделок, предусмотренных частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, обязан обеспечить исключение возможности совершения сделок, связанных с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в соответствующей информационной системе, через привлеченного им оператора обмена цифровых финансовых активов со дня исключения его из реестра операторов обмена цифровых финансовых активов.

Выше этой суммы активы в течение одного года покупать нельзя. Исключения: облигации федерального займа, золото и некоторые другие ЦФА. В нем определены условия выпуска, учета и обращения ЦФА, а также указаны особенности деятельности операторов информационных систем. Кроме того, документом определено, что именно признается ЦФА и что такое цифровая валюта. Согласно закону, это совокупность цифрового кода или обозначения, которые могут быть использованы в качестве средства платежа, не являясь при этом денежными знаками России или другой страны. Всего в законе 27 статей, в которых досконально описаны возможности использования ЦФА в нашей стране. Сделать это можно как в банках-операторах «Сбербанк», «Альфабанк», «Ефрофинанс Моснарбанк» , так и на специализированных площадках.

Биржи, в силу схожести деятельности и форматов, активно двигаются в этом направлении и получают лицензии. Вскоре там также можно будет приобретать ЦФА. В целом различные международные криптобиржи и платформы активно предлагают клиентам приобрести ЦФА. Важно помнить, что их деятельность не регулируется на территории Российской Федерации и сопряжена со многими ограничениями. В остальном процесс приобретения и продажа ЦФА через лицензированные площадки доступен каждому и требует лишь регистрации. Виды цифровых финансовых активов По закону к ЦФА можно отнести четыре вида прав: Денежное требование, когда активы заменяют деньги; Эмиссионные ценные бумаги акции, облигации и т.

В то же время консультативные услуги, которые оказывают операторы, а также услуги по предоставлению прав на использование компьютерных программ от НДС не освобождаются. Госдума России приняла законопроект о налогообложении цифровых финансовых активов Налоговую базу при продаже цифровых активов определят как разницу между ценой реализации актива с учетом суммы налога и ценой приобретения актива с учетом налога. При определении налоговой базы по операциям с цифровыми активами учтут доходы и расходы по всем операциям с ними за отчетный период. Известно также, что налоговая база по операциям с цифровыми активами будет определяться у организаций совокупно с операциями с необращающимися ценными бумагами и необращающимися производными финансовыми инструментами и отдельно от общей налоговой базы. В тексте законопроекта отмечается, что эмитент ЦФА или оператор информационной системы должен предоставлять регулятору не позднее 1 февраля 2023 г. Ко второму чтению комитет по бюджету предложил конкретизировать виды услуг операторов информационных систем, которых освободят от НДС , и определить механизм исчисления НДС при выпуске, исполнении и реализации цифровых прав иностранными лицами, которые не состоят на учете в налоговых органах России. Закон о цифровых активах Напомним, федеральный закон о цифровых финансовых активах вступил в силу с 1 января 2021 г. Согласно закону , Банк России ведет реестр операторов информационных систем, в которых возможен выпуск ЦФА. На оператора также возложена обязанность возмещать убытки пользователям.

Выпуск цифровых прав не предпринимателями не предусмотрен. Еще не все запрещено В новом законе нет понятия «криптовалюты», но есть «цифровая валюта», то есть совокупность электронных данных цифрового кода или обозначения , содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и или могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и или международной денежной или расчетной единицей, и или в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и или узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению изменению записей в такую информационную систему по ее правилам. Несмотря на то, что криптовалюта в данном определении является инвестицией либо средством платежа, ее нельзя использовать юридическим лицам, личным законом которых является российское право, и физическим лицам, фактически находящимся в Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев в качестве платежа за оплату товаров, работ и услуг. В Российской Федерации запрещается распространение информации о предложении и или приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые ими им товары, выполняемые ими им работы, оказываемые ими им услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров работ, услуг. Интересно, что этим же Законом о ЦФА вносятся изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», «О несостоятельности банкротстве », «О противодействии коррупции» и другие акты, в которых цифровая валюта признается не просто совокупностью электронных данных, а имуществом. То есть запрета на криптовалюту нет. Это очень важное положение с точки зрения практики, поскольку теперь криптовалюту можно будет обоснованно внести в конкурсную массу, передать по наследству или разделить в браке, а также проводить расследование в случае ее кражи, то есть вывести из «серой зоны». При этом закон не распространяется на иностранные блокчейны и токены на их основе. Пока нет конкретных положений об уголовной ответственности за незаконный оборот виртуальных валют. Для обеспечения судебной защиты цифровой валюты их обладателям необходимо информировать налоговые и иные уполномоченные органы о фактах обладания цифровой валютой и совершения гражданско-правовых сделок и или операций с цифровой валютой в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. Соответственно, необходимы дополнения в налоговое законодательство в части декларирования цифровой валюты, определения порядка ее хранения.

Путин подписал «антикриптовалютный» закон. Хорошо это или плохо?

Законопроект о цифровых финансовых активах принят Госдумой во втором чтении Законопроект о цифровых финансовых активах принят Госдумой во втором чтении Опубликовано: 21. Чтобы уложиться в рамки весенней сессии, третье чтение должно пройти до конца недели. Во втором чтении принятый законопроект получил новое название: «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В последние месяцы об ускорении принятия законопроекта просили представители бизнеса, в том числе РСПП. Если законопроект пройдет третье чтение, Совет Федерации и будет подписан президентом, новый закон вступит в силу с 1 января 2021 года. Закон даст возможность предприятиям и финансовым организациям выпускать ЦФА по сути, регулируемые токены на частных блокчейнах и будет регулировать их обращение. Требования этого закона не распространяются на обращение безналичных и электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг.

Все это может быть частью цифровых финансовых активов. Рассказываем, что собой представляют ЦФА сегодня, какие возможности они дают пользователям и как ими правильно распоряжаться. Что такое цифровые финансовые активы простыми словами Для начала нужно разобраться, что такое цифровые финансовые активы ЦФА. Простыми словами, это реальное имущество, но в электронной форме. К ним можно отнести ценные бумаги и какие-то физические объекты, товары или услуги, например, какое-нибудь произведение искусства. По сути, это цифровой сертификат, подтверждающий права на тот или иной объект. Сделки, заключенные с подобными активами называются смарт-контрактами. По крайней мере, так их называют в Центробанке России, который регулирует правила обращения с ЦФА в стране. Плюс в том, что нет риска подделки и незаконного копирования. Ценность можно хранить в надежном формате, а в некоторых случаях пропорционально делить ее. Например, если речь о золоте, то как и в реальном мире, его можно дробить на граммы. Предметы искусства также могут делиться между участниками, при этом, естественно, картина либо другое произведение искусства не требует физического разделения. Если говорить о ценных бумагах, то формат цифровых финансовых активов позволяет повысить ликвидность такого объекта, так как он имеет возможность быть децентрализованным.

Поправки уже подготовлены и, допускаю, что в декабре уже примем. Соответственно, со следующего года они начнут действовать ", — заявил также Аксаков. В настоящее время в Госдуме ведется подготовка соответствующего проекта закона ко второму чтению.

Закон стал результатом мучительных дискуссий между ЦБ и правительством, отрывки которых иногда попадали в публичную плоскость, и которые мы могли наблюдать. Примечательна изначальная диспозиция регуляторов, при которой ЦБ был резко против любой легализации криптовалют в РФ вообще, а правительство и Минфин, в частности выступали за легализацию, но с высоким уровнем регулирования и контроля. А что, раньше можно было? Использование криптовалют в качестве средств платежа было запрещено и ранее, в частности в 2021 году в РФ был принят закон 259-ФЗ. Этот закон регулирует цифровые и финансовые активы, вводит прямой запрет юридическим лицам принимать платежи за товары и оказанные услуги в форме цифровых финансовых активов, проще говоря, в криптовалюте. Текущие ограничения являются дополнением к 259-ФЗ, они более детальные и подробные. Так что изменилось? Зачем отдельный закон?

Распределенный реестр

  • Путин разрешил использовать цифровые активы в международных расчётах
  • Принят закон “О цифровых финансовых активах”.
  • Нюансы операций с ЦВ
  • Разбор закона о цифровых финансовых активах | Intelion Data Systems

«Официальные правила игры»: Госдума приняла закон о регулировании цифровых финансовых активов

Цифровые финансовые активы в настоящий момент проходят апробацию на предмет их необходимости в инвестиционном мире. Напомним, федеральный закон о цифровых финансовых активах вступил в силу с 1 января 2021 г. Согласно закону, Банк России ведет реестр операторов информационных систем, в которых возможен выпуск ЦФА. Полагаем, что со вступлением в силу закона о цифровых финансовых активах произошёл фундаментальный сдвиг, который уже в обозримом будущем существенно преобразит повседневную экономическую среду.

Минфин опередил ЦБ в дискуссии о торговле цифровыми активами

Банк России наделяется полномочиями по установлению условий совершения отдельных валютных операций с цифровыми активами и установлению запрета на их совершение. Законом также уточняется определение цифровых прав, являющихся и не являющихся валютными ценностями. Документ разрешает валютные операции, связанные с приобретением и отчуждением цифровых прав, являющихся валютными ценностями, при условии осуществления расчетов в валюте РФ, а также операции, связанные с исполнением своих обязательств лицом, обязанным по цифровым правам, являющимся валютными ценностями, при условии исполнения таких обязательств в валюте РФ. Кроме того, документ исключает сведения о бенефициарном владельце в решении о выпуске цифровых финансовых активов.

Цифровые финансы могут в перспективе включить в этот процесс. Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money kp. Полезная информация о цифровых финансовых активах Чтобы использовать ЦФА, нужно узнать, что они собой представляют.

Полезную информацию о цифровых финансовых активах собрали в удобной таблице. Что такое цифровой финансовый актив Набор данных, хранящихся в блокчейне — распределенном реестре на несколько участников. Подделках таких сведений исключена, так как в основе блокчейна лежат шифровальные механизмы. Кто следит за выпуском и обращением ЦФА Выпуск и обращение таких активов регулируется законом о ЦАФ и цифровой валюте, принятом в 2020 году. Это могут быть исключительной российские юридические лица, включенные в специальный реестр Банка России. Статус таких операторов определяется Банком России.

Выше этой суммы активы в течение одного года покупать нельзя. Исключения: облигации федерального займа, золото и некоторые другие ЦФА. В нем определены условия выпуска, учета и обращения ЦФА, а также указаны особенности деятельности операторов информационных систем. Кроме того, документом определено, что именно признается ЦФА и что такое цифровая валюта.

Задаётся вполне закономерный вопрос: а что будет с майнингом, сферой децентрализованных финансов DeFi и смарт-контрактами? Все это практически не вместилось в правовое поле, поэтому можно предположить, что ситуация ухудшиться. Сейчас таких терминов в Законе о цифровых финансовых активах попросту нет. И поэтому будет немало тёмных дел по давлению на нужных представителей криптовалютной индустрии. Как будут работать крипто-проекты в 2021 году? Только после полной легализации своего бизнеса и честной уплаты налогов.

Источник изображений: pixabay. При этом могут быть сделаны исключения в случаях, предусмотренных федеральными законами. В настоящее время перечень сделок, предметом которых значатся ЦФА, является открытым. Напомним, что передача или приём криптовалют в качестве оплаты в России уже запрещены.

Принят закон “О цифровых финансовых активах”.

И второе — не потерять эффективный инструмент спекуляций и дохода», — считает Воронков. Также инвестор поделился мнением, что попуытки государства контролировать оборот криптовалют ни к чему не приведет. Что касается крупных инвесторов, то я бы напомнил на примере классического фондового рынка о существовании офшорных зон, которые могут вывести инвестора из-под действия российского налогового законодательства. Проще говоря, если такое желание есть, то вовсе нет необходимости заниматься криптоинвестициями в России», — подытоживает Воронков. Так, руководитель блокчейн-интегратора Sputnik DLT Артем Толкачев рассказал РБК, что, по его мнению, под цифровыми операционными знаками регулятор подразумевает криптовалюты: «Под этим понятием, скорее всего, подразумевается криптовалюта… исходя из текущей формулировки законопроекта, операционные цифровые знаки создаются и обращаются исключительно внутри информационной системы, в которой они были созданы, и по правилам такой системы.

Это противоречит основному принципу всех популярных криптовалют, а именно свободы их передачи и обращения — на рынке существует огромное количество различных провайдеров кошельков, криптовалютных бирж и иных решений, которые позволяют оборот криптовалюты вне информационной системы, в которой она была создана», — объясняет Толкачев. Относительно запрета обращения выпущенных за пределами России высказались и представители АНО «Цифровая экономика», которые, по данным «РБК-крипто» весь 2018 год собирали мнения представителей криптобизнеса относительного нового закона. Предусмотренный законопроектом набор требований к идентификации участников цифровых сделок выглядит неоправданным усложнением, которое станет существенным препятствием для привлечения в Россию иностранных цифровых инвестиций», — рассказали в пресс-службе некоммерческой организации. Учитывая базовую позицию ЦБ РФ в отношении цифровых активов, это приведет к невозможности использования данного инструмента на неопределенный период», — высказались представители РАКИБ.

Выпуск и организацию оборота таких активов реализуют в рамках специальных информационных систем. Они должны быть включены в специальный реестр ЦБ РФ. В нем также должны быть зарегистрированы операторы обмена цифровых финансовых активов. Законопроект также дает определение цифровых валют, однако их регулирование будет определяться отдельным законом. Ранее глава комитета Госдумы по финансовому рынку РФ Анатолий Аксаков выразил надежду , что к сентябрю текст проекта закона «О цифровой валюте» утвердят и он будет готов к публичному обсуждению.

Если кто-то захочет оплатить криптой что-нибудь в российском правовом поле, то это будет неправильно», — объяснил причину появления законопроекта Делягин. Депутат подчеркнул, что законопроект был принят только в первом чтении. Для принятия закона необходимо пройти еще несколько ступеней: второе и третье чтение, рассмотрение в Совете Федерации , и только после этого — подписание закона президентом.

На каждом этапе законопроект может быть изменен или не принят вовсе.

Материалы по теме:.

Госдума одобрила в I чтении запрет использования цифровых активов как средства платежа

Другими словами, закон определяет цифровые финансовые активы как цифровые права, удостоверяющие одно из следующих прав (их перечень закрыт). Подписанный 31 июля Президентом РФ закон «О цифровых финансовых активах» кажется скорее теоретическим справочником по основным понятиям наступающей «цифровой эпохи», чем практическим руководством по регулированию цифровых активов. Государственная дума Российской Федерации приняла в третьем чтении закон о регулировании оборота цифровых финансовых активов (ЦФА), к которым относится и криптовалюта. Закон определяет цифровые финансовые активы (далее — ЦФА) как цифровые права, включающие, среди прочего. 22 июля Госдумой был принят закон «О цифровых финансовых активах». «Недавно принятый закон «О цифровых финансовых активах» и еще находящийся на рассмотрении законопроект «О цифровой валюте» позволят российским компаниям выпускать стейблкоины и обменивать их на другие активы.

Госдума запрещает применять цифровые активы как средство платежа

12.08.2020 Определен статус криптовалюты и правила ее обращения :: Комментарии законодательства Важно, что закон достаточно четко разграничивает понятия криптовалюты и цифровых финансовых активов.
Защита документов В качестве номинального держателя цифровых финансовых активов может выступать только лицо, имеющее лицензию на осуществление депозитарной деятельности.
Краткий гид по Цифровым Финансовым Активам в России Закон о цифровых финансовых активах и криптовалюте в России 2024 года.

Минфин опередил ЦБ в дискуссии о торговле цифровыми активами

Участники рынка считают, что вводить регулирование надо как можно скорее. Это повысит инвестиционную привлекательность и безопасность отрасли, а также поможет проведению международных расчетов. Уголовную ответственность следует предусмотреть за незаконное потребление электроэнергии для майнинга и мошенничество, полагают эксперты. Майнинг в законе В законопроекте о регулировании майнинга, который предполагает легализацию добычи криптовалют и декларацию дохода от этой деятельности, пропишут ответственность за его несоблюдение, рассказал «Известиям» Анатолий Аксаков. Глава комитета Госдумы по финрынку уточнил: готовятся изменения в Уголовный кодекс. Ответственность последует, например, если участники рынка не будут корректно фиксировать и отражать в документах оборот цифровой валюты. В документ также войдет регулирование трансграничных сделок с криптовалютами. При этом в налоговом законодательстве ничего менять не потребуется: ставка будет зависеть от того, по какой схеме работает бизнес, отметил Анатолий Аксаков. Например, может использоваться налог на прибыль или налог с оборота. Уже сейчас есть компании и физлица, которые добровольно делают взносы в бюджет по сделкам с криптовалютами, сообщал ранее депутат.

Рынок ЦФА даёт его участникам защищенный законодательством правовой статус и при этом упрощает связанные с инвестициями процедуры. Мы расскажем о цифровых финансовых активах подробно, но сначала несколько коротких фактов: цифровые финансовые активы основаны на смарт-контрактах и блокчейне. Участники рынка имеют прямой доступ к торговле активами, без посредников; ЦФА — это не криптовалюты.

У ЦФА есть конкретный эмитент, и активы обеспечены его обязательствами; у ЦФА в России — чёткий правовой статус, операторы ЦФА поднадзорны Банку России; юридически ЦФА относятся к цифровым правам — то есть, у инвесторов возникают защищённые законом права по отношению к эмитенту ЦФА; ЦФА «оборачивают» самые разные активы в цифровую упаковку, что упрощает действия с ними. Например, за прошедший год на платформе Атомайз были токенизированы драгметаллы, квадратные метры недвижимости, долговые обязательства корпораций и др. Звучит многообещающие, но как извлечь эти выгоды на практике?

Что такое ЦФА по закону? В других странах прямого аналога цифровых финансовых активов нет, поскольку само это понятие введено Законом РФ «О Цифровых финансовых активах и цифровой валюте». Достаточно близкими по сути являются понятия security token и stablecoin, но за этими словами стоят скорее индустриальные соглашения и общее понимание участников, а вот требования к выпуску и обращению ЦФА отрегулированы федеральным законом.

Таким образом, в России для цифровых инструментов создан самостоятельный правовой режим. Приятно отметить, что закон о ЦФА написан с учётом передовых мировых практик, например, в части требований к эмиссионной документации. Законом разрешены выпуск и обращение цифровых финансовых активов и гибридных цифровых прав на специальных платформах регулируемых операторов информационных систем ОИС.

С цифровыми правами разрешено совершать любые действия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ: покупать, продавать, обменивать, закладывать, дарить и передавать по наследству. Российскими законами предусмотрены четыре вида цифровых прав: цифровые финансовые активы, утилитарные цифровые права, гибридные цифровые права и цифровые валюты. Что касается первой категории — ЦФА, то они могут включать: денежное требование; возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам; право участия в капитале непубличного акционерного общества; право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг.

На практике все выпущенные в России цифровые инструменты фиксируют право денежного требования. Но в будущем появятся и другие разновидности, — уверена гендиректор Атомайз Екатерина Фроловичева. А при чём здесь блокчейн?

Поскольку цифровые финансовые активы хранятся в виде записей в блокчейне у оператора информационной системы, давайте кратко вспомним базовые термины из этой области. Распределённый реестр, или блокчейн — это последовательная цепочка записей об операциях, каждая из которых криптографически подписана и зависит от содержимого предыдущей. Такой подход делает практически невозможным редактирование или удаление записи задним числом.

Запись дублируется у тех участников сети, которые ответственны за поддержание блокчейна валидаторов. Например, в сети bitcoin это — все участники сети. Токен — это цифровая запись, удостоверяющая права его владельца.

Например, право инвестора получить фиксированный размер денежных средств или рыночную стоимость актива на момент погашения.

Документ дает определение криптовалюты, но запрещает ее использование в России для оплаты товаров и услуг. Также под запрет подпадает реклама способов платежа цифровыми деньгами.

Новые правила вступят в силу 1 января 2021 года. Согласно закону, цифровая валюта — это «совокупность электронных данных цифрового кода или обозначения , содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и или могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и или международной денежной или расчетной единицей, и или в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных». Председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков пояснил, что криптовалюту определили как цифровой код, который используется как средство платежа и средство сбережений, как инвестиция.

Но в России его запрещается использовать для оплаты товаров и услуг. Также из документа убрали уголовную и административную ответственность.

Каковы условия оборота цифровой валюты? Под обращением цифровой валюты в РФ понимаются сделки и или операции, влекущие переход цифровой валюты от одного обладателя к другому ст. Иные сделки с цифровой валютой не запрещены. Так, криптовалюту можно продать, обменять или подарить.

Кроме того, в РФ запрещается реклама цифровой валюты в качестве оплаты за товары работы, услуги.

Какими могут быть ЦФА

  • Цифровые финансовые активы
  • В России вводится налог на цифровую валюту. Госдума проголосовала
  • Налогообложение цифровых финансовых активов
  • Защита документов

Новые поправки в закон «О цифровых финансовых активах»: комментарии и мнения

Предлагаем разобрать этот скандальный Закон «О цифровых финансовых активах», чтобы понять, насколько все плохо будет после 1 января. 22 июля Госдума приняла в третьем чтении закон «О цифровых финансовых активах». Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на противодействие возможности использовать цифровые финансовые активы (ЦФА) и утилитарные цифровые права (УЦП). Полагаем, что со вступлением в силу закона о цифровых финансовых активах произошёл фундаментальный сдвиг, который уже в обозримом будущем существенно преобразит повседневную экономическую среду. Напомним, федеральный закон о цифровых финансовых активах вступил в силу с 1 января 2021 г. Согласно закону, Банк России ведет реестр операторов информационных систем, в которых возможен выпуск ЦФА. Право выпуска цифровых финансовых активов предоставляется ИП и юридическим лицам.

Путин подписал «антикриптовалютный» закон. Хорошо это или плохо?

[1] статья 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 259-ФЗ (ФЗ «О ЦФА») прямо предусматривает возможность вторичного перехода прав на ЦФА. Законом разрешены выпуск и обращение цифровых финансовых активов и гибридных цифровых прав на специальных платформах регулируемых операторов информационных систем (ОИС). Ранее эксперты рассказали о преимуществах перехода на цифровые финансовые активы.

Что такое цифровые финансовые активы

Законом «регулируются отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов. СФ одобрил закон о цифровых финансовых активах в международных расчетах. Речь идет об изменениях в статье 14 закона 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Текст документа Сведения о документе Сведения о связях Сведения об обратных связях Печать документа Экспорт документа в RTF Поиск по тексту документа Добавить в подборку Добавить закладку.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий