Масленица издавна считалась праздником молодоженов: период с Рождества до начала Великого поста был временем свадеб или сватовства.
Масленица: что за праздник и как его отмечать
Новотроицк Новости Новости обществаМасленица-2023: даты, значение ритуалов, что можно и нельзя делать в праздничную неделю. в течение 7 дней, предшествующих дню Весеннего равноденствия и 7 дней после него. Явилась Масленица в деревню румяною бабой, а с ее приходом наступила весна. Все-таки Сырная седмица (масленица) проходит между неделями (воскресеньями) о Страшном суде и воспоминанием Адамова изгнания. Каждый день масленичной недели имеет свое название и традиции, как его нужно проводить. Масленица издавна считалась праздником молодоженов: период с Рождества до начала Великого поста был временем свадеб или сватовства.
История от А до Я
- Масленица: что за праздник и как его отмечать
- Масленица 2023: как ее провести правильно, что надо сделать, а что делать не стоит
- Масленица на Руси: история и традиции
- Рекомендовать друзьям:
- Новости страны Северной
- Смысл и традиции Масленицы
Поговорим о масленице
Этот праздник дарит бесценное наследие ритуалов и обрядов. Это время, когда весь мир вокруг наполняется радостью, весельем и, конечно же, ароматом золотистых блинов. Масленица и сегодня остается одним из самых ярких и веселых праздников, хотя большая часть из поверий и традиций осталась позади. Наши предки почитали солнце как божество, источник жизни и тепла, и встречали его яркие лучи с особым трепетом. В честь весеннего солнца и зарождающегося нового цикла природы стали печь круглые лепешки, напоминающие солнце. Пекли лепешки. Они были круглые, символизировали солнце. Сегодня у нас — блины. Анастасия Кузьмина Эти золотистые символы солнца, тепла и изобилия несут в себе не только вкусовое наслаждение, но и глубокий смысл. Съев блин, человек символически получал частицу солнечной энергии, обещание плодородия и обновления. В этом кроется тайный смысл масленичных угощений: чем больше блинов удастся приготовить и съесть, тем щедрее урожай подарит природа, а солнце — тепло.
Различные ритуалы и обряды, связанные с поклонением солнцу, наполняли этот праздник особым волшебством жизни древних славян. Круг как символ солнца, находил отражение во многих действиях: будь то катание на санях по селу, хороводы или зажигание колес — все это было наполнено сакральным смыслом, привлекая благоденствие, удачу и достаток. Неотъемлемыми атрибутами масленичных гуляний были также развлечения: кулачные бои, катание на санях, веселые состязания и, конечно, танцы с медведем, символизирующим пробуждение природы. Медведь, просыпаясь после зимней спячки, «анонсировал» приход весны, а сжигание чучела Масленицы символически изгоняло холода и зиму, открывая двери новому году и новым начинаниям. Традиции Масленицы, корнями уходящие в языческие времена, напоминают о цикличности жизни, о вечном возрождении и непреходящей связи поколений. Этот праздник — извещение о том, как важно ценить каждый момент, встречать весну с открытым сердцем и не забывать о традициях, которые делают нашу жизнь ярче и насыщеннее. Вся неделя делится на два периода — Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, а Широкая Масленица — это оставшиеся четыре дня: четверг, пятница, суббота, воскресенье. В первые три дня хозяйкам можно было заниматься домашними делами и наводить порядок в избе. Однако с четверга все работы прекращались, потому что приходила Широкая Масленица.
В эти дни любые работы по хозяйству и дому были строго запрещены, их сменяли развлечения и блины. В этот день готовили блины, угощали ими нуждающихся и выбирали место для установки чучела.
После Крещения Руси было решено сократить длительность гуляний до 7 дней и приурочить к Великому посту. Праздник перестал быть языческим и превратился в церковный. Во многих регионах соломенную куклу закапывали в землю, а в некоторых — разрывали на части и разбрасывали по полю. Масленица ассоциировалась с мертвыми: люди верили, что они, находясь в земле, могут влиять на плодородие почвы. Блины считались поминальным блюдом, их носили в первый день гуляний на кладбища или оставляли на окне, чтобы задобрить покойных и заручиться их помощью в земледелии. А в последний день масленичной недели — в Прощеное воскресенье — было принято ходить на кладбище и прощаться с умершими. А после принятия христианства праздник перестал нести такой мрачный характер, теперь его цель — занять народ массовыми гуляниями и застольями. Соломатин, 1878 год Масленичная неделя Вся праздничная неделя расписана по дням, каждый из них имеет свое название и свои обычаи: Понедельник — «Встреча».
Хозяйки обязательно должны в этот день напечь стопку блинов. Первый блин, по традиции, отдается голодающим, чтобы помянуть тех, кого нет в живых. На улицах также готовились к гуляниям: изготавливали ледяные фигуры, заливали горки. Сваты наведывались друг к другу в гости. Холостые девушки и юноши присматривались друг к другу.
И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю.
Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего.
И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения.
Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка.
Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника».
Да оно и ладно. Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды. Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций». Тут и язычество не спит, но проявляет дивную резвость в эпоху информационных технологий. Оно всем желающим предлагает свое видение смысла масленицы с символикой увеличивающегося дня, блинами, по форме напоминающими солнце и проч. Церковь столетия потратила на воцерковление языческого календаря и народной обрядовости. До конца, как уже было сказано, язычество так и не умерло. Оно теперь в любой момент будет готово, украсив голову в зависимости от сезона то русалочьим венком, то скоморошьей шапкой, явиться на народное гулянье и предложить свой вариант понимания мира.
Отражение языческих нападок на историческую Церковь теперь будет одним из если и не самых тяжелых, то самых постоянных занятий церковных апологетов.
В танцах и игрищах проводятся стилизованные кулачные бои "стенка на стенку". Выпекается и торжественно поедается "первый блин" на помин души. Во вторник - Заигрыш. Второй день традиционно является днем молодых. Гулянья молодежи, катание с гор "покатушки" , сватовство являются приметами этого дня. Следует заметить, что церковью запрещены свадьбы на Масленицу, как и в пост. Поэтому во вторник Масленицы сватают невесту, чтобы сыграть свадьбу после Пасхи на Красную горку. В среду - Лакомка. В третий день зять приходит к тёще на блины.
В четверг - Разгул, Разгуляй. В четвертый день народные гуляния приобретают массовый характер. Широкая Масленица — так называются дни с четверга до конца недели, а сам день щедрых угощений зовут "разгульный четверток". В пятницу - Тещины вечерки. В пятый день масленичной недели теща с подругами или родственницами приходит в гости к зятю на блины. Блины, конечно, должна напечь ее дочь, а зять проявить гостеприимство. Помимо тещи, в гости приглашается вся родня. Суббота - Золовкины посиделки. На шестой день в гости приходят сестры мужа можно также пригласить и остальных родственников мужа.
Что такое Масленица и чей это всё же праздник — языческий или христианский. Простыми словами
Масленица в 2024 году отмечается с 11 по 17 ица — это веселые проводы зимы, озаре. Масленица в 2024 году отмечается с 11 по 17 ица — это веселые проводы зимы, озаре. Масленица издавна считалась праздником молодоженов: период с Рождества до начала Великого поста был временем свадеб или сватовства. А в воскресенье масленичной недели лучше и вовсе отказаться от животного белка.
Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео
Историки говорят, что славяне всегда с огромным вниманием относились к природе. Вероятно, с самого зарождения язычества на Руси праздновали смену сезонов, особенно радуясь приходу тепла. По одной из версий, Масленицу до конца XV века отмечали в марте — в день весеннего равноденствия, тогда же славяне встречали и Новый год. Важную роль в обрядах имела любовная тематика и продолжение рода. Во время масленичных гуляний пары целовались и в обнимку катались по земле. Некоторые историки пишут, что Велесов день позже стал Власьевым днем в честь святого Власия Севастийского. Даже сохранилась такая поговорка, которая говорит о подношениях Велесу-Власию: «У Власия борода в масле». Практически любые обрядовые игры были направлены «на урожай». Даже усопших поминали в праздничные дни блинами в надежде, что они из другого мира пошлют живым богатый урожай.
Евгений Штыров — «Масленица. Ее нужно было достойно встретить, избавиться от всего ненужного, отмершего. Съедали всю праздничную еду и даже бросали ее в костер, меняли утварь. Сжигали чучело Марены — божества зимы, смерти и рождения, — облаченное в старые одежды. С приходом тепла славяне постепенно переходили на новый рацион: отказывались от мяса в пользу фруктов и овощей. В православной традиции это время превратилось в Великий пост. Люди продолжали печь блины, водить хороводы и сжигать чучело. В церковной традиции Масленая неделя она же Сырная седмица, Мясопуст, Блинщина и так далее стала частью подготовки к Великому посту, который длится более 40 дней.
Церковь напоминала людям, что наступает время не веселья, а покаяния, размышлений, очищения души и тела. Одним из условий правильного поведения в эти дни до сих пор считается отказ от мяса в пользу других продуктов животного происхождения — молока, яиц, сыра.
А если к этому прибавить еще расходы на обновки бабам и девушкам, то будет вполне понятно, почему масленица называется «разорительницей». Впрочем, крестьяне, при всей их сдержанности и бережливости, не тяготятся этими расходами, так как на масленицу приходится принимать гостей и самим ходить в люди и, стало быть, нужно и угостить прилично, и одеться по-праздничному, чтобы соседи не засмеяли. Сверх того, масленица — любимый праздник у крестьян, когда вся православная Русь, от мала до велика, веселится до упаду, и когда широкая русская натура любит развернуться вовсю. В масленичную неделю более чем скромная физиономия русской деревни совершенно преображается. Обыкновенно тихие, безлюдные улицы полны подгулявшего, расфранченного народа: ребятишки, молодежь, старики — все высыпало из душных хат за ворота и всякий по-своему празднует широкую масленицу. Одни катаются на тормазках и салазках, или с хохотом «поздравляют блины», опрокидывая в снег пьяного мужика, другие с надсадой орут песни и, пошатываясь, плетутся вдоль деревенской улицы, третьи в новых нагольных тулупах сидят на заваленках и, вспоминая свою юность, глядят на оживленные группы, столпившиеся у качелей, и на всю горластую шумную улицу, по которой взад и вперед снуют расфранченные девушки, подгулявшие бабы, полупьяные парни и совсем пьяные мужики.
Всюду весело, оживленно, всюду жизнь бьет ключом, так что перед глазами наблюдателя в какие-нибудь пять минут промелькнет вся гамма человеческой души: смех, шутки, женские слезы, поцелуи, бурная ссора, пьяные объятия, крупная брань, драка, светлый хохот ребенка. Но все-таки в этой панораме крестьянской жизни преобладают светлые тона: и слезы, и брань, и драка тонут в веселом смехе, в залихватской песне, в бравурных мотивах гармоники и в несмолкающем перезвоне бубенцов. Так что общее впечатление получается веселое и жизнерадостное: вы видите, что вся эта многолюдная деревенская улица поет, смеется, шутит, катается на санях. Катается особенно охотно: то там, то здесь из ворот вылетают тройки богачей с расписными, увитыми лентами дугами или выбегают простенькие дровни, переполненные подвыпившими мужиками и бабами, во всю мочь горланящими песни. От этих песен изнуренные, костлявые, но разукрашенные ленточками и медными бляхами, крестьянские лошаденки дрожат всем телом и, под ударами захмелевших хозяев, мчатся во весь дух вдоль деревенской улицы, разгоняя испуганные толпы гуляющих. Никогда не достается так крестьянским лошадям, как в дни масленицы. Обыкновенно, очень сердобольные к своей скотине, крестьяне берегут и холят лошадей больше, чем собственных ребят, но на масленицу, под пьяную руку, всякая жалость к скотине пропадает. На худых, заморенных кляченках делают десятки верст, чтобы попасть на, так называемые, «съездки», т.
До какой степени бывают велики эти «съездки», можно судить по тому, что, например, в селе Куденском Вологодского и уезда лошадей на кругу бывает от 600 до 800. Еще с утра из всех окрестных деревень съезжается сюда молодежь и останавливается или у родных, или в тех домах, где есть «игровые» или знакомые девушки. А часам к трем пополудни начинается катанье. Катают, как водится, всего охотнее молодых девушек, причем девушки, если их катает кучер из чужой деревни, должны напоить его допьяна и угощать гостинцами. Много катаются и бабы причем, из суетного желания похвастать, подвертывают сзади шубы, чтобы показать дорогой мех, и никогда не надевают перчаток, чтобы все видели, сколько у них колец. Но всех больше катаются «новожены», т. Есть предположение, что масленица в отдаленной древности была праздником, специально устраиваемым только для молодых супругов: для них пеклись блины и оладьи, для них заготовлялось пиво и вино, для них закупались сласти. И только впоследствии этот праздник молодых стал общим праздником.
Не беремся судить, насколько это предположение справедливо и как велика его научная ценность, но, несомненно, что нечто подобное в старину было. По крайней мере, на эту мысль наводит существование множества масленичных обрядов и обычаев, в которых центральное место предоставляется «новоженам». Сюда, например, относятся так называемые «столбы». Обычай этот принадлежит, несомненно, к числу древнейших, так как, по своей ребяческой наивности и простоте, он ярко напоминает ту далекую эпоху, когда весь уклад деревенской жизни не выходил за пределы патриархальных отношений. Состоит этот обычай в том, что молодые, нарядившись в свои лучшие костюмы обыкновенно в те самые, в которых венчались , встают рядами «столбами» по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывают, как они любят друг друга. Или: — А нуте-ка, покажите, как вы любитесь? Справедливость требует, однако, заметить, что праздничное настроение подвыпивших зрителей создает иногда для «новоженей» и в особенности для молодой чрезвычайно затруднительное положение: иной подкутивший гуляка отпустит столь полновесную шутку, что молодая зардеет, как маков цвет. Но неловкость положения быстро тонет в общем праздничном веселье, тем более, что и самые «столбы» продолжаются недолго: час, другой постоят и едут кататься или делать визиты, которые точно так же входят в число ритуальных обязанностей молодых.
В некоторых местностях например, в Вологодской губернии визиты начинаются еще в мясное последнее перед масленицей воскресенье. В этот день тесть едет звать зятя «доедать барана». Но чаще первый визит делают молодые. Обыкновенно в среду, на масленой, молодой с женой едет в деревню к тестю «с позывом» на праздник и, после обычных угощений, возвращается уже вместе с тестем и тещей. Случается и так, что масленичные визиты молодых носят общесемейный характер: молодые с родителями жениха отправляются в дом родителей невесты и начинается угощение сватов.
На Масленицу едят много блинов, сжигают соломенное чучело, танцуют и водят хороводы, прославляют Весну-красну, чтобы она как можно быстрее победила в схватке с зимой. Прошли столетия, но о Масленице не забывают и отмечают ее с большим размахом. Гулянья продолжаются целую неделю. Масленичная неделя 2024 по дням Масленица — это один из любимых русских праздников.
Ее преимущество заключается в том, что празднования идут целую неделю, причем каждый день имеет свои традиции и поверья. Конечно, в строгом смысле этого слова народные гуляния и ярмарки плохо совмещаются с церковным пониманием этой седмицы. Верующие знают, что с Масленицы уже не совершаются венчания, не употребляется в пищу мясо только молочные и рыбные продукты , а в среду и пятницу даже не совершаются литургии. Иными словами, Великий пост уже на пороге, следовательно, надо готовить душу к воздержанию. Впрочем, привычное масленичное времяпрепровождение все равно остается прежним: люди пекут блины, приглашают гостей, веселятся, наедаются, заговляются на пост. В 2024 году Масленицу празднуют с 11 по 17 марта. Все Блинницы Каковы же традиции и поверья, связанные с Масленицей? В понедельник по деревням возили специально приготовленное для этого случая чучело Масленицы. Это самодельная фигура женщины: набитая соломой ритуальная одежда.
Поэтому этот день назывался «встреча»: люди встречали самый народный праздник. Ставилось чучело на окраине села, но так, чтобы всем было его видно. Хозяйки с утра принимались печь блины и гадали на них: если получались тонкие и воздушные, то год предстоял легкий и счастливый. Толстый блин символизировал тяжесть и потери. Вторник именовался «заигрышами»: парни знакомились с девушками, приглашали их погулять и отведать блинов. В богатых домах это был настоящий день открытых дверей: блинами угощали всех желающих, особенно потенциальных невесток и зятьев. С этого дня начинались визиты к соседям и родственникам. Днем чучело переносили на центральную улицу или площадь, возле него гуляли и веселились. По домам ходили ряженые со специальным веником, на который хозяева крепили ленты с заговорами от болезней и бед.
Делалось это за символическую плату обычно блинами. В среду, которая называлась «лакомкой», было принято есть, как говорится, без меры. Готовили много блинов, выносили их на улицу, делились с соседями и неимущими. Даже существовало гадание на «лакомку»: если беременная раздает блины и первым у нее берет мужчина, то родится мальчик. А если схватились сразу двое, то это или к двойне, или к скорой второй беременности. Четверг традиционно считался самым веселым днем, потому что народ разгуливался во всю ширь. Не зря он именовался «широкой Масленицей»: приезжали гости из других деревень, устраивали настоящую братчину, по сути пировали всем селом. Молодежь каталась на тройках с бубенцами, дети пели песни и играли, работали ярмарки, где собирались толпы. Мужчины устраивали шутливые кулачные бои, а влюбленные пары скатывались с горок если таковые еще имелись, в зависимости от времени празднования.
Пятница — «тещины вечерки». По этому поводу существовало две традиции. Согласно одной, теща сама приглашала к себе на блины семью дочери. Что касается другой, то все наоборот: именно зять приезжал к теще и звал к себе на обед.
Сначала дерутся ребятишки не моложе 10 лет , потом женихи и наконец мужики. Дерутся, большею частью, стеной и «по мордам», как выражаются крестьяне, причем после часового, упорного боя, бывает передышка». Но к вечеру драка, невзирая ни на какую погоду, разгорается с новой силой и азарт бойцов достигает наивысшего предела. Тут уже стена не наблюдается — все дерутся столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья.
Сообщения наших корреспондентов о кулачных боях очень немногочисленны и носят, так сказать, характер исключений. Это, разумеется, дает полное основание предположить, что и в крестьянском быту средневековые нравы постепенно отходят в область преданий и что успехи грамотности отражаются на характере народных развлечений самым благоприятным образом. Но если кулачные бои, как обломок темной эпохи средневековья, мало-помалу исчезают с лица русской земли, то зато в полной силе сохранился другой старинный обычай, не имеющий, впрочем, ничего общего с грубой и дикой дракой — это русский карнавал. Интересно, что средневековое латинское слово «карнавал» в буквальном переводе означает «прощай, мясо! Получается, что западные карнавалы и русская масленица означают примерно одно и то же — последние развлечения перед постом — прим. Мы употребляем это слово, конечно, не в том смысле, какой придается ему в Италии или во Франции, хотя западноевропейский карнавал, с его заразительным, ликующим весельем, с его разряженной смеющейся толпой, оживленно парадирующей в уличных процессиях, имеется и у нас, — только, разумеется, условия нашего климата и особенности деревенского быта не позволяют этому празднику принять характер того пышного торжества, какое мы наблюдаем у народов Запада. Наш деревенский карнавал гораздо проще, беднее и первобытнее. Начинается он обыкновенно в четверг на масленой неделе. Парни и девушки делают из соломы чучело, одевают его в женский наряд, купленный в складчину и затем в одну руку вкладывают бутылку с водкой, а в другую блин. Это и есть «сударыня-масленица», героиня русского карнавала.
Чучелу становят в сани, а около прикрепляют сосновую или еловую ветку, разукрашенную разноцветными лентами и платками. До пятницы «сударыня-масленица» хранится где-нибудь в сарае, а в пятницу, после завтрака, парни и девушки веселой гурьбой вывозят ее на улицу и начинают шествие. Во главе процессии следует, разумеется, «масленица», рядом с которой стоит самая красивая и нарядная девушка. Сани с масленицей влекут три парня. За этими санями тянется длинная вереница запряженных парнями же салазок, переполненных нарядными девушками. Процессия открывается песней, которую затягивает первая красавица, с передних саней; песню дружным хором подхватывают остальные девушки и парни, и весь масленичный поезд весело и шумно движется по деревенской улице. Заслышав пение, народ толпой высыпает на улицу: ребятишки, взрослые и даже пожилые крестьяне и крестьянки спешат присоединиться к шествию и сопровождают «масленицу» до самой катальной горы, где «сударыня-масленица» и открывает катание. Те самые парни, которые привезли ее на гору, садятся в сани, а прочие прикрепляют к саням салазки и целым поездом с хохотом, визгом и криком, несутся по обледенелой горе вниз. Катание обыкновенно продолжается до самого вечера, после чего «сударыня-масленица» снова водворяется в сарай. На следующий день, в субботу, «масленица» снова появляется на улице, но теперь уже в сани, вместо парней, впрягают лошадь, увешанную бубенцами, колокольчиками и украшенную разноцветными лентами.
Вместе с «сударыней» опять садится девушка, но уже не одна, а с парнем, причем у парня в руках четверть водки и закуска и то, и другое покупают в складчину. За сани же, как и прежде, привязывают салазки, на которых попарно сидят девушки и «игровые» парни. Эта процессия с пением ездит по селу, причем парни пользуются всякой остановкой, чтобы выпить и закусить. Веселье продолжается до вечера, причем в катании принимают участие не только девушки, но и женщины. Последние, по сообщению нашего орловского корреспондента, катаются вместе с «сударыней-масленицей» не столько ради удовольствия, сколько для того, чтобы «зародился длинный лен». В воскресенье вечером «масленица» сжигается. Этот обряд обставляется со всей доступной для деревенской молодежи торжественностью. Еще загодя ребятишки, девушки и парни несут за околицу старые плетни, испорченные бочки, ненужные дровни и прочее и складывают из этих горючих материалов огромный костер. А часов в 8-9 к этому костру направляется печальная процессия, причем девушки жалобными голосами поют: «Сударыня-масленица, потянися».
Правила комментирования
- Масленица-2024: когда пройдет и как ее правильно отмечать
- Первое и важное: когда будет праздник Масленицы
- История масленицы
- Навигация по записям
Что такое Масленица и чей это всё же праздник — языческий или христианский. Простыми словами
В общем, мужчины, пеките блины, улыбайтесь и не ударьте в грязь лицом. В субботу устраивались Золовкины посиделки. Молодые женщины приглашали в гости сестер мужа. Для моральной поддержки и большего веселья можно было позвать и своих подружек. Важный момент: если золовка не замужем, то приглашали незамужних подруг, если замужем — только семейных дам. Завершается неделя проводами Масленицы и Прощеным воскресеньем. В этот день принято просить прощения у близких и поминать умерших. В этот день устраивают сожжение чучела Масленицы, а пепел развеивают над полем, чтобы год был урожайным.
Больших застолий уже не устраивают — готовятся к Великому посту. Например, можно гадать на блинах. Если первый блин вышел румяным, красивым и хорошо пропекся, семья весь год будет здоровой. Если блин вышел комом — увы, без врачей не обойдется. Первый блин тонкий, легкий и «кружевной» в мелкую дырочку? Год будет легким и все планы воплотятся. Если блин толстый и плотный, то для достижения цели придется серьезно потрудиться.
Для молодых девушек первый блин, который вышел золотым, ровным и легко снялся со сковородки, — знак скорого замужества.
А плохая погода в Прощеное воскресенье — «дружную», ясную, теплую весну. Далее любой физический труд кроме готовки был под запретом. Те, кто, вопреки этому, предпочитал работу веселью, рисковал нарваться на серьезное общественное неодобрение и порицание. К тому же, это сулило всевозможные несчастья и неудачи. Также нельзя было сидеть дома в одиночестве и отказывать желающим наведаться в гости.
Подобное «затворничество» воспринималось «общественностью» не менее неодобрительно. Обильное угощение не приравнивалось к бесконтрольному обжорству. Последнее попадало под запрет. Это явно связано с тем, что чревоугодие в христианстве считается грехом, а Масленица является периодом, предшествующим Великому посту и, соответственно, подготовкой к нему. Для собирающихся поститься в течение всей недели запрещено употреблять в пищу мясо, чтобы последующий отказ от него не стал для организма резким «стрессом». Но на скудность меню жаловаться не приходится: мясо с лихвой компенсируют рыба и рыбные деликатесы, молочные продукты, орехи, сладости и, разумеется, блины и различные начинки к ним.
Также в рамках подготовки к посту в течение недели нельзя ссориться, ругаться тем более, нецензурными словами , обижаться самому и причинять зло другим. Блины нужно есть только руками. Нельзя резать их ножом, протыкать вилкой. Когда праздник еще был языческим, они символизировали лик бога. Подобные действия он воспринимал как неуважение и мстил за него всевозможными бедами и несчастьями. Это, скорее, не запрет, а суеверие, причем жутковатое.
Считалось, что нельзя хотя бы мельком не взглянуть на чучело, сгорающее на центральной площади. Тем, кто этим пренебрегал, обещали скорую смерть. Никаких специфических профессиональных навыков не требуется. Что понадобится: 2 деревянных бруска, не слишком толстых один примерно на треть длиннее другого ; гвозди; молоток; бечевка или тонкая проволока также можно использовать, например, «бытовой» шнур, продающийся в хозяйственных магазинах или бельевую веревку ; солома; газетные листы, журнальные страницы, любая ненужная бумага; старая одежда или просто несколько кусков ткани , шерстяные нитки; булавки; яркие маркеры, фломастеры или ненужная косметика помада, румяна. Процесс: Крестообразно сколотить бруски так, чтобы более короткий оказался поперечной перекладиной. Придать «фигуре» объем, обвязать каркас соломой, формируя «туловище», «руки» и «ноги», скрытые длинной юбкой.
Плотно набить бумагой готовый полотняный мешок или сшить его из куска светлой ткани, завязать. Закрепить на верхушке вертикальной перекладины каркаса, обеспечив чучело головой. По желанию сплести из шерстяных ниток косы, прикрепить к голове булавками. Здесь предоставляется очень широкий простор для фантазии. Обязательными атрибутами считаются платок на голове и длинная юбка. Нарисовать лицо с помощью маркеров, фломастеров и косметики.
Вместо глаз можно пришить пуговицы. Праздник праздником, но забывать о технике безопасности не стоит. Сжигают чучело, отойдя минимум на 15-20 м от жилых домов, иных зданий и сооружений. Здесь хозяйкам рекомендуется отдать дань традициям и готовить блины по классическим рецептам. Тонкие «ажурные» Смотрятся очень празднично.
О том, что это означает, чуть позже. Сначала про драматургию семидневного празднования: Масленица издревле набирала обороты постепенно, не зря первые три дня назывались Узкой Масленицей, а оставшиеся - Широкой. Удивительно, но отдельные дни Масленой недели тоже получили свое имя, и оно отражало то, чем занимались наши предки в это время.
Понедельник - Встреча, и это не только про то, что люди начинали ходить по гостям, где их встречали блинами. Язычество персонифицировало и саму Масленицу: в деревнях заранее изготавливались чучела, куклы Масленицы - вот ее и встречали в понедельник. И хотя православие наделило языческих праздник древних славян новым смыслом, языческие корни остались жить - в виде обрядов. В СМИ последние годы часто публикуют календарь Масленицы, где вторник называется Заигрыши, среда - Лакомка, четверг - Разгуляй, пятница - Тещины вечерки, суббота - Золовкины посиделки, воскресенье - Прощеное воскресенье. Тут же праздничные заботы наших предков расписываются буквально по дням: мол, на Заигрыши холостые парни знакомились с девушками, в среду, на Лакомку - женатые ходили к теще на блины, в четверг начинались кулачные бои и так далее. Этнографы считают: подобное жесткое расписание Масленицы надуманно, следовать фейковым рекомендациям не стоит. Да, были важные события этих дней - поход в гости и прием у себя дома гостей, сватовство для холостых, катание на конях и с ледяных горок, ритуальные кулачные бои. Но все эти "праздничные мероприятия" не имели четкой привязки к дням недели.
Кроме первого дня и дня заключительного, называемого Прощеное воскресенье. И если кулачные бои, ритуальное сжигание чучела Масленицы и уж тем более похороны зимы не были явлениями повсеместными и обязательным, особенно в городах, то вот без блинов и благотворительности Масленица была немыслима. Так же, как и без усердного посещения богослужений.
Сегодня празднование Масленицы уже не имеет языческой подоплеки. Для современного человека она сводится к поеданию сытных и сладких блинов, гуляниям и ожиданию скорого прихода тепла. А выражение «Первый блин комом» теперь трактуется как испечь первый блин не лучшим образом: с подгорелостями, комочками и рваными краями. Смысл и значение Масленицы В веселых традициях Масленицы скрыт глубокий смысл праздника. Безусловно, Масленица — это проводы зимы и встреча весны. Раньше Масленицу праздновали в день весеннего равноденствия — 21 марта. И после студеной зимы с ее болезнями, холодом, голодом и тяготами это была действительно победа жизни над смертью и новое начало.
А блин, похожий на солнце, олицетворял цикличность жизни и сезонов года. Весной на первый план выступал женский образ плодородия и новой жизни. Землю освящали для хорошего урожая, молились о здоровом потомстве в семье и хорошем приплоде в хлеву. С приходом православия Масленица стала преддверием поста. Своего рода периодом для радости тела, но каждый помнил, что важнее все-таки радость души. Поэтому Масленая неделя с песнями, шутками, сытной пищей и развлечениями заканчивается прощеным воскресеньем. Об этом напоминает и народная поговорка: «Пируй и гуляй баба на Масленице, а про пост вспоминай». Как правильно есть блины на Масленицу Нормы этикета Древней Руси разнятся с тем, как привыкли вести себя за столом воспитанные люди сегодня. Мы редко едим руками и чаще пользуемся столовыми приборами. Потому и блины на Масленицу многие едят, вооружившись ножом и вилкой.
По древним поверьям же, есть масленичные блины нужно руками, а использование ножей и вилок навлечет на едока беду. Сегодня традиция поедания главного масленичного блюда руками поддерживается все большим количеством людей. Чаще Масленица отмечается в кругу семьи или теплой компанией в ходе народных гуляний. На улицах выстраиваются масленичные городки с выпечкой блинов, горячим чаем, кофе и различными добавками. Можно ли православному праздновать Масленицу Православных часто интересует вопрос: можно ли верующему человеку праздновать Масленицу? Учитывая языческие корни празднества, не идет ли поедание блинов на масленичной неделе наперекор канонам православия? По мнению духовенства, нет ничего дурного в том, чтобы поучаствовать в масленичных гуляниях или поесть блинов. Важно лишь то, как этот праздник воспринимает человек. Современные традиции празднования Масленицы исключают языческие ритуалы вроде жертвоприношений или поклонения тотемам. Сегодня Масленица — это просто сытный праздник, во главе которого стоит веселье и всеобщая радость.
Для истинного христианина Масленица — это торжественные проводы зимы и приветствие весеннего сезона. А еще поедание блинов перед Великим постом, встреча с родственниками и народные гуляния. Что нельзя делать на Масленицу Для современного человека на первом месте в масленичную неделю стоит именно еда. Впрочем, и на Руси в этот период было принято отъедаться. А с приходом христианства Масленица стала восприниматься как последняя сытая неделя перед Великим постом. Однако даже в этот период были и есть свои запреты. Они касались как продуктов питания, так и поведения. На Масленицу нельзя: — Есть мясо. Масленицу в древности называли мясопустной неделей или сырной седмицей.
Масленица - что это за праздник: дата, традиции и обычаи, дни масленичной недели
В 2023 году Масленичная неделя начинается 20 февраля, а заканчивается 26-го числа, когда православные отмечают Прощеное воскресенье. Считалось, что прожить дни, в которые идет Масленица, надо так, чтобы потом не было мучительно больно от упущенного времени. Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а своим, православным и рассматривает его как подготовку к долгому Великому посту. понедельник считался «встречей» Масленицы: начинали печь блины, причем первый отдавался нищим ради поминовения усопших. Масленица издавна считалась праздником молодоженов: период с Рождества до начала Великого поста был временем свадеб или сватовства.
Масленица: история, обряды и обычаи
понедельник считался «встречей» Масленицы: начинали печь блины, причем первый отдавался нищим ради поминовения усопших. Масленица в 2024 году отмечается с 11 по 17 ица — это веселые проводы зимы, озаре. Считается, что аналогом славянской Масленицы у западноевропейских народов является карнавал или мясопуст. Готовые наборы для обрядов Онлайн тесты и гадания здесь Сайт интернет-лавки «Северная Ск. В 2022 году масленичная неделя будет отмечаться с 28 февраля по 6 марта.
Скоро Масленица: какого числа отмечается праздник в 2023 году и почему принято печь блины
Масленица — это не женщина, а мужчина. Чтобы помочь весне прогнать зиму, устраивали весенние гуляния и славили Ярила — языческого бога солнца и плодородия. Он представлялся древним русичам в образе молодого мужчины, ежегодно умирающего и вновь воскресающего. Воскреснув, он дарил людям весеннее тепло и надежду на новый обильный урожай. До Крещения Руси праздник Масленицы отмечался 7 дней перед днем весеннего равноденствия и ещё неделю после него. В России на Масленицу всегда гуляли с размахом. ПетрIне отказывал себе в удовольствии прокатиться по Санкт-Петербургу на запряженном лошадьми корабле, а его дочь Елизавета, по словам очевидцев, с большим энтузиазмом участвовала в застольях, съедая по две дюжины блинов. В годы правления ЕкатериныIIв большом почете были трехдневные маскарадные шествия, состоявшие из 200 — 400 человек.
Праздник блинов и безудержного веселья начинался за 56 дней до Пасхи и длился ровно неделю с понедельника по воскресенье. Раньше он совпадал с днем весеннего равноденствия, а значит отмечался в одно и то же время 20 или 21 марта. Наши предки знали, что в это время пробуждается природа от зимнего сна. От яркого света Ярила - солнца тают сугробы.
В этот день свекор со свекровью отправляют невестку на день к родителям, а вечером сами приходят к сватам в гости. Начинают печь блины, первый блин отдают нищим на помин усопших. Чучело из соломы, символизирующее зиму Марена вместе с Ярилой ушли в отставку , с песнями возят по деревне, устанавливают на снежной горе и начинают катания на санках. Вторник — «заигрыш».
Происходят смотрины невест, устраиваются балаганы, по домам ходят ряженые. В среду-«лакомку» начинается главное объедение, а тещи приглашают зятьев на блины. Четверг — «разгуляй», веселье достигает апогея. В этот день раньше устраивали кулачные бои и взятие снежного городка, а чучело зимы возили по деревне на колесе. В пятницу «тещины вечерки» чествуют молодоженов, тещи приходят к зятьям на блины с ответным визитом. В субботу «золовкины посиделки» молодые принимают остальную родню, невестки одаривают золовок. В Прощеное воскресенье, по христианской традиции, просят прощения и троекратно целуются в знак примирения, а затем с чистой совестью сжигают чучело и провожают Масленицу — до следующего года. Татьяна Ивашкова Празднование наступления весны в Европе В Европе размах весеннего праздника в той или иной стране зависит от того, какая христианская конфессия является преобладающей.
Празднование равноденствия и наступления весны, почти прекратившееся во времена раннего средневековья, возобновилось с IX-X вв. Первые карнавалы начали проводить в Италии венецианский карнавал и по сей день является самым известным, соперничая лишь с бразильским , затем во Франции и в других странах. До начала XVI в. Церковь относилась к карнавалам терпимо, но затем сменила отношение на отрицательное — хотя до этого праздник отмечали даже в монастырях. При этом протестантское духовенство выступало против карнавалов гораздо решительнее, чем католическое. В результате в Англии, в скандинавских странах и в областях Германии с преобладанием протестантов масленичные торжества проходят очень скромно — в отличие от католических стран. Традиционный европейский карнавал продолжительнее нашей Масленицы. В разных странах он начинается в разное время.
Чаще всего — в «жирный четверг» на неделе, предшествующей началу Великого поста, но праздничные базары начинают работать еще в субботу. Последний день карнавала, «жирный вторник», празднуется особо пышно, а на следующий день, в «пепельную среду» у католиков начинается пост. Как и Масленица, карнавал немыслим без обильных застолий, народных гуляний, игр и балаганов, но все же главной составляющей карнавала являются театрализованные шествия. Несмотря на общий смысл и содержание карнавала, в каждой стране он имеет свои «изюминки». Так, в Англии, где празднования сводятся к одному лишь «исповедальному вторнику», главное событие — забег женщин с блинами на сковороде. В Бразилии все внимание направлено на соревнования танцевальных школ по исполнению самбы. Люцернский карнавал Швейцария немыслим без причудливых костюмов на всех участниках и ночного шествия музыкантов. В Восточной Европе главными действующими лицами праздника являются холостяки.
В Польше в последний день гуляний в деревенских трактирах скрипачи «продают» незамужних девушек. В Сербии холостяка могут прокатить по деревне в свином корыте, а на крышу поставить фигуру Соломенного Деда. А за безудержным весельем начинаются степенные дни размышления и молитвы. Скоро Пасха… Масленица — время просить прощения и готовиться к посту Протоиерей Анатолий Малинин Масленица так называется потому, что в этот период времени, то есть в течение недели перед Великим постом , разрешается вкушение сливочного масла, а также молочные продукты и рыба. На церковном языке эта неделя называется сырной — это есть неделя перед Великим постом, который заканчивается Страстной неделей, когда вспоминаются страдания Иисуса Христа ради нашего спасения и славное Его Воскресение. Пасха у нас бывает не по числам, поэтому и Масленица также устанавливается не по числам. Масленица обычно в народе празднуется как особое время, когда можно предаться разным играм, катаниям и многим разным развлечениям, которые сопровождаются обильными яствами и питием. Святитель Тихон Задонский, обращаясь к своей пастве Воронежской, не очень одобрительно высказывается относительно празднования Масленицы.
Он говорит, что Масленицу почти все ожидают как какой-то великий праздник, приготавливают разные кушанья, запасаются вином. И когда наступает празднование, друг друга зовут в гости и друг друга посещают. Праздничные компании, предавшись объедению и пьянству, становятся бесчувственны, и в таком состоянии человек бывает невоздержен и необуздан во всех отношениях. И такое состояние человека приводит к разным несчастиям. Святитель Тихон говорит: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют Масленицу», затем говорит, что самое празднование Масленицы — это дело языческое. У язычников был бог ложный, изобретатель всякого пьяного питья, он назывался по-гречески Вахос. Сему скверному божку язычники установили особые в году праздники, которые и доныне по их наименованию называются вакханалии, они проходят в пьянстве, объедении, в бесчинных играх и разных мерзостях. Такое празднование Масленицы делает человека недостойным даже называться христианином, потому что он не слушается указаний святой Церкви.
Церковь на период масленой недели ограничивает своих чад церковных в пище, не разрешает вкушения мяса, в богослужении в среду и в пятницу не совершается литургия по ее торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию, с поклонами. Эта неделя начинается с воскресенья, а на литургии в этот день читается Евангелие о втором пришествии Иисуса Христа и о Страшном Суде. Этим евангельским чтением Церковь предлагает настроиться к встрече праведного Судьи, напоминает о Страшном Суде и о том, что каждый человек будет отвечать праведному Судье, когда Тот будет спрашивать каждого человека о том, как он прожил свою жизнь. И чтобы Господь не осудил за содеянные грехи, нужно покаяться. Время Великого поста — это время покаяния и молитвы. Но чтобы искренно покаяться и исправиться, необходимы пост и молитва, которые как два крыла, возносящие душу человека на небо. Но пост тогда будет действенен, когда он будет сопровождаться добрыми делами. Вот об этом и надо подумать на масленой неделе, а не предаваться языческому празднеству.
В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния.
Также в этот день было принято ходить в гости. Вторник Масленичной недели носит название Заигрыши. В этот день полагалось устраивать смотрины, договариваться о сватовстве и знакомить потенциальных женихов с невестами.
Как раз пока Великий пост, пока Пасха — успеют присмотреться и все обдумать, а там уже можно и свадьбу планировать. Среда — это Лакомка. И это особый день для тещ, ведь им нужно готовить застолье и закармливать любимого зятя блинами. Чем любимее зять, тем лучше его полагается кормить.
В принципе, постараться стоит еще и потому, что к концу недели придется нанести зятю ответный визит. Фото pixabay. Название дню дали соответствующее — Разгул. Хороводы, песни, пляски, кулачные бои, традиционное для регионов, где есть снег, строительство и взятие снежного городка и блины-блины-блины… А куда же без них.
Приходит пятница, а вместе с ней «час расплаты» для зятя, который до отвала наелся в среду. Пятница зовется Тещиными вечерками. В этот день теща идет в гости к дочке и ее мужу. Кстати, взять с собой подружек традициями не возбраняется и даже поощряется.
В общем, мужчины, пеките блины, улыбайтесь и не ударьте в грязь лицом.
Поэтому сегодня языческие и христианские традиции празднования тесно переплелись в Масленице. Главное блюдо масленицы — блины.
Для славян блин был символом весеннего солнца — круглый, золотистый, румяный и горячий. И на праздник весеннего равноденствия пекли блины именно в честь дарящего свет, тепло и жизнь бога Ярило. Фото Сиб.
При этом у каждого дня Масленичной недели есть свое значение, и праздничная неделя делится на два периода - Узкая Масленица с понедельника по среду и Широкая с четверга по воскресенье. Понедельник — встреча. В этом году выпадает на 20 февраля.
В первый день Узкой Масленицы сваты ходили в гости друг к другу на блины. Также в понедельник было принято строить снежные городки, горки для народных гуляний на праздник. Вторник — заигрыши.
Выпадает на 21 февраля.