Святки — это молодежный праздник: женатые мужчины и замужние женщины, а также старики и старухи в нем не участвовали; обычаи его связаны с мистикой и языческими корнями наших предков. СВЯТКИ — время от Рождества (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января). Оно выделялось в русской жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью — в мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодежью на селе. Святки (святые дни) — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления (7-19 января). Sputnik Грузия рассказывает, что такое Святки и какие приметы, традиции и обычаи связаны с народным праздником. В материале рассказываем, что такое Святки и когда они начинаются, в чём смысл Святок, что можно и чего нельзя делать в эти дни, а также о самых популярных святочных гаданиях.
Что такое святки: кто, когда и зачем их отмечает?
Святки 2023: что это за праздник и как его отмечают в России, когда гадают | Мы поговорим о Святках или Святых Днях — какой смысл несет этот праздник, когда будут Святки в 2022 году, что обычно делают на Святки и какова история происхождения. |
Рождественские Святки – 2024: история, особенности и традиции. | Что такое Святки, и как это время появилось в нашем календаре? |
Семь дней Рождества и Святки: почему важно веселиться правильно - Российская газета | Обычаи и история Откуда к нам пришли Святки Святочный календарь Сегодня 8-е января. |
Семик (Зеленые святки) 2024: какого числа, история и традиции праздника | Святки – один из самых веселых и древних праздников, который отмечается в России и других странах. |
Святки 2024: гадания, суть, традиции, что можно и нельзя делать | Святки – это славянский народный праздник, который приходится на зимний период. |
Рассказываем, что такое Святки
История Церковь начала особо отмечать эти дни с древних времен. По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки — в память о дарах, принесенных волхвами. Также в эти дни принято вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы и тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья, готовили также особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, блины и овсяный кисель. На столе ставили дополнительные приборы по числу членов семьи умерших в прошедшем году.
Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обряд — христославление. Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа. Исполнители обряда чаще всего это были дети либо молодежь ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества.
Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка — символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками. Традиции Святок включают также церемонию посевания. Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках. В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей. Ольга Кваша. В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом.
По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова. В качестве кукол выступали сделанные из глины или дерева ангелы, волхвы, несущие дары пастухи. Чем угощают во время Рождественских Святок Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении — скорее, еда была символом праздника. На стол подавали пряники и пироги , а также традиционную кутью в Рождественский сочельник и Крещенский сочельник — это блюдо обычно приготавливали из цельного зерна пшеницы, ячменя, пшена с добавлением лесных ягод и меда. Зажиточные семьи могли приготовить кутью с изюмом и орехами. А еще гостей угощали узваром — напитком из сухофруктов с медом.
Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие, как было выше нами замечено. В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с верховными сенными девушками и боярынями. Гадание В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе как сила привычки по праву давности, то как народная забава самое слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад, Gad — так называлась богиня счастья, а по другим, от санскритского Gad — исследовать, по третьим — Gadam — испытывать. Самое же гадание в древности было служение богине Гаде фортуне, богине счастья. Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали. Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других, почему волхование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы. Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но у греков, римлян и славян. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью. Святочные гадания, 1890-ые гг. Святочные вертепы и звезды Мы уже упоминали о бумажной звезде, с которой маленькие мальчики ходят на Рождестве славить Христа. Колядки, 1880-е гг. В Сибири также ходили с вертепом, о котором в наше время мало кто говорит. Это был ящик о двух ярусах; в нем представляли разными деревянными фигурами сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. В верхнем ярусе вертепа представлялась смерть Ирода, а в нижнем — пляски. При этом дьячок зажигал свечи, которыми освещалась внутренность вертепа, а трапезник гасил их. У одного за плечами был кузов, у другого в руках тарелка, в которую клали деньги. С вертепом хаживали мальчики, иногда в сопровождении гудочника или скрипача. Славление наших царей Хотя в России не было западного праздника «путешествие трех царей», но со времен царя Алексея Михайловича было введено ходить государям о Святках славить даже к своим подданным. Славление это начиналось с полудня праздника следующим образом: процессии предшествуют двое чиновников с барабанами в руках и ударяют в них палочками, обернутыми сукном. За ними следует царь со всем клиром и с толпою князей и бояр. Они едут на санях и посещают знатнейших придворных вельмож. По вступлении в дом к кому-либо поют: «Тебе Бога хвалим» и поздравляют с Новым годом. Потом хозяин подносит царю подарок деньгами и угощает его со свитою. После угощения они отправляются к другому вельможе. То же говорит Броун в своем путешествии по России в 1649 году. В таком случае их угощают, и это называется славлением. Царь ходит, сопровождаемый князьями, боярами и другими царедворцами. Эта церемония началась с 1702 г. Первого Бранса царь Петр I посетил в 9 часов утра; с ним проехало около 300 человек на санях и верхом. Столы покрыты были различными лакомствами, сперва подавали холодные, а потом горячие кушанья. Веселость была непринужденная, и напитки лились щедрою рукой. Около 3 часов Его Величество со всем своим двором отправился к Лупсу, где было такое же угощение, потом в другие, наконец, вся его свита поехала отдыхать в домы, нарочно для этого построенные». Из современных записок видно, что наказываемы были те кнутом и батогами, которые уклонялись от славления. У Желябужского в летопись внесено, что Григорий Камынин бит плетьми за то, что, быв записан в славленье, да не ездил. При императрице Елизавете Петровне на Руси о Рождестве Христове давалось придворным певчим дача жалование под названием славленного. Петр I с 1 января 1700 г. Но это был уже гражданский праздник. Славильщики-городовые Несколько слов о Васильевом вечере Васильев вечер, канун Нового года, слившийся вместе со Святками или каледою в наше время, в прежнее время именовался то богатым вечером, то авсенем, то овсенем, то таусеном, то усеном, то иногда говсенем или бауценем в губерниях Рязанской, Симбирской, Владимирской, Нижегородской и отчасти в Пензенской, а в некоторых губерниях каледой и таусенем, так как эти два праздника ныне безразлично сливаются в одни Святки. Под влиянием христианства если народ забывал своих главных богов, то припоминал своих второстепенных, и особенно те мифы физические, которые имели предметом олицетворенные явления и силы естества или символы житейских потребностей, сюда относят Авсеня или Таусеня как божество. Если у нас год начинался с марта, то понятно, что Авсень было божество, покровительствовавшее первым весенним посевам, сравнивая с нем. Но как Петр I изменил наше древнее счисление и предписал считать начало года с 1 января, то празднование Авсеня перешло на Васильев вечер. Однако же темные предания об Авсене бессознательно сохранились в народе, что можно заключить уже из того, что деревенские славильщики, ходя по избам своих односельчан с песнями, при входе в каждый дом бросают на пол по нескольку хлебных зерен; и эти зерна собираются старухами и хозяйками дома и сберегаются до весеннего посева. Может быть, овсень происходит от выражения «О весне». Понравился материал? Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
У девушек раньше в это время было принято гадать. Согласно поверьям, злые силы бродят по земле восемь дней после рождения Иисуса Христа и пугают прохожих. Поэтому люди придумали традицию одевать страшные маски, чтобы пугать и развлекать всех, кого встретили по пути. Ряженье — ещё одна традиция, проводимая во время Святок. Это, своего рода, развлекательные представления, во время которых люди переодевались и изменяли свой облик так, чтобы никто их не узнал. В таком виде они устраивали сцены и игры, чтобы веселить народ. Эта забава сохранилась ещё с языческих времён. Во многих культурах зимнее солнцестояние считается началом нового астрономического года. С этого момента дни становятся длиннее, а древние люди считали, что это означает рождение Нового года. Они думали, что в этот период вся судьба на предстоящий год определяется. Поэтому к Святкам относились с особым уважением и вниманием. Первая неделя Святок называется святой неделей и включает в себя празднование Рождества. Вторая неделя называется «страшной». Славянские народы считали, что злые силы особенно опасны в эту неделю. Этот период включает в себя всевозможные гадания, а также прогулки и игры на свежем воздухе. Славяне все это время пировали до крайности, в надежде, что следующие 12 месяцев будут плодотворными. Для русских крестьян, которые круглый год трудились на полях. Празднование становилось долгожданным перерывом от изнуряющей работы, ведь во время Святок не принято было работать, заниматься рукоделием и шитьем, заключать бракосочетание и т. История праздника Святки кратко Святки — христианский праздник, но к нему присоединились различные традиции со времен язычества. Все эти традиции унаследованны от предков. Так, до того момента, как было принято христианство в Древней Руси, Святки назывались праздником Святовита по славянской мифологии, это был бог войны и победы. Также бытует мнение, что это слово имеет корни от старославянского «Святки», что означает — «душа предков». Любимое популярное развлечение этого периода — наряжаться и ходить колядовать с песнями. Коляда древний языческий бог символизировал начало новой жизни и обновление природы. Церковь не могла искоренить эти традиции, поэтому приняла обряд колядования, слегка изменив его: в песнях стали упоминать Иисуса и восхвалять его. В ночь на Коляду люди зажигали огонь, устраивали пляски и песнопения, катили с горы горящее колесо.
Святки 2024: гадания, суть, традиции, что можно и нельзя делать
Святки. Записки этнографа — Русская вера | Так, до того момента, как было принято христианство в Древней Руси, Святки назывались праздником Святовита (по славянской мифологии, это был бог войны и победы). |
🍀 Зимние Святки на Руси - традиции и обряды: что такое Большие Велесовы Святки | С первой звезды в канун Рождества и до самого Крещения в России в течение 12 дней длятся Святки. |
Святки: инструкция по проведению / | Что такое «Зеленые святки». Зелёными Святками у славян называли период от праздника Вознесения Господня до начала Петрова Поста. |
Святки — что это за праздник? История с традициями и обрядами | Святки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника (с 7 по 17 января 2025 года включительно). |
Рождественские Святки 6-19 января: история и традиции праздника | Образовательная социальная сеть | Святки тесно связаны с традицией заключения браков, жениться было принято после завершения праздничного периода, поскольку сватовство входило в программу праздничных гуляний. |
Рассказываем, что такое Святки
Когда начинаются и заканчиваются Святки Зимние Святки в христианской традиции начинаются 7 и завершаются 17 января каждый год. На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Несмотря на то что святки – праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. Как провести время между самыми радостными зимними праздниками, что такое Святки и как их принято отмечать.
Что такое Святки?
СВЯТКИ | это... Что такое СВЯТКИ? | Славянский народно-христианский праздник Святки начинает отмечаться 7 января, торжества продолжаются на протяжении двенадцати дней. |
Праздник зимние Святки: что это такое, когда начинается и что значит название | Что такое «Зеленые святки». Зелёными Святками у славян называли период от праздника Вознесения Господня до начала Петрова Поста. |
Что такое Святки? | двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления. |
Святки 2024: гадания, суть, традиции, что можно и нельзя делать | праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. |
Святки 2024: что нужно сделать, чтобы потом не выплакать все глаза
Первые упоминания о праздновании Святок относятся еще к Древней Греции. Святки (святые дни) — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления (7-19 января). Эти две недели называют Святками, потому что считают их больше, чем праздничными святыми. Читайте последние актуальные новости главных событий Сахалина на тему "Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать" в ленте новостей на сайте Действительно, Святки существовали ещё задолго до пришествия христианства на Русь. Свя́тки — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды».
Праздник зимние Святки: что это такое, когда начинается и что значит название
Святочные посиделки и игрища проводились в течение полумесяца. Святки — это молодежный праздник: женатые мужчины и замужние женщины, а также старики и старухи в нем не участвовали; обычаи его связаны с мистикой и языческими корнями наших предков. Святки заполнены магическими действиями, обрядами, поверьями, весельем и музыкой. Считалось, что в эти 12 дней, с 7 по 18 января, происходит много чудес.
Принято считать, что святки получили свое название до принятия на Руси христианства, в честь верховного бога неба Святотита. Рождественские святки соединяют в себе христианские традиции и языческие ритуалы. В этот период необходимо прославлять Иисуса Христа, молиться и совершать богослужения.
Считается, что каждый верующий обязательно должен хотя бы раз посетить церковь. В святки принято веселиться и много гулять, устраивать пышные застолья. Христиане даже выделяли отдельный Щедрый вечер, 13 января, к нему готовили праздничные блюда, приглашали гостей. Также до 18 января следует помогать нуждающимся, делать добрые дела, проводить больше времени с семьей, навещать друзей. Существует поверье, что в святочные дни обязательно нужно дарить подарки близким, чтобы в текущем году жить в достатке. С издавна в Рождественские святки также было принято колядовать — люди наряжались и ходили по домам, пели песни, иначе говоря «славили», и получали за это угощение.
Считалось, что колядки обеспечивали богатый урожай и благополучие в домах. В некоторых регионах, особенно в деревнях и селах, эта традиция еще жива. RU Что нельзя делать до 18 января В Рождественские святки не полагается венчаться брак будет неудачным и поститься.
Иногда на стол ставили приборы для родственников, умерших в прошлом году. После Святок в деревнях обычно заключалось много браков. Дело в том, что сватовство было неотъемлемой частью праздничных гуляний. Для юношей и девушек святочные дни были одной из немногих возможностей провести время вместе без строгого надзора со стороны старших членов семьи. В последние дни Святок люди начинали готовиться к Крещению. Для этого на замерзших водоемах делали прорубь в форме креста. По краям деревенские мастера украшали ее ледяными кристаллами и деревянными узорами.
Святки в 2024 году — колядование Одной из главных святочных традиций на Руси было колядование. Дети и подростки сооружали шест со звездой и ходили по домам, распевая песни в честь Христа и Богородицы. Не забывали упомянуть и хозяев дома, прославляя их доброту и щедрость. За это юные исполнители получали пряники в форме зверей, монеты, угощения со стола или небольшие подарки. Люди верили, что колядующих нужно непременно угостить, иначе год пройдет неудачно. Святки в 2024 году — гадания На Руси также существовали различные святочные гадания. Рождественский, Васильевский и Крещенский вечера считались наиболее благоприятными для того, чтобы заглянуть в будущее. Больше всего людей интересовали темы, связанные урожаем и семейной жизнью. Гадания были одним из главных развлечений для незамужних девушек, поэтому чаще всего гадали «на суженого». При этом церковь строго запрещала проведение любых магических ритуалов в дни Святок, но желающих узнать судьбу это не останавливало.
Одним из самых простых обрядов было гадание с валенком или сапогом. Девушки собирались во дворе и по очереди кидали обувь на дорогу. В какую сторону укажет носок, оттуда и придет жених.
В VI веке имелось писание, гласящее о праздничных днях, когда не полагается справлять венчание и класть поклоны. В 567 году Второе Туронское собрание отмечает году дни от Рождества Христова до Богоявления праздничными. В Римской империи нередко нарушался негласный закон о колядовании и гаданиях в этот период, не смотря на правила Вселенского собора. На Руси существовал даже закон, запрещающий старинные идолопоклоннические придания, разнообразные суеверные игрища и переодевание в наряды кумиров для подражания. Также на Руси во время Святок запрещалось устраивать грандиозные гулянья с песнями и плясками. Традиции и обычаи Не смотря на закон, люди праздновали Святки по-своему. В первый день праздника было принято навещать близких и родных, а также оказывать внимание бедным, обделенным и нищим. Многие семьи на Руси помогали обездоленным, подкармливая их. Посещали и детские дома, приюты, больницы. Даже цари, переодевшись в простолюдинов, навещали заключенных в тюрьмах и подавали милостыню на улице просящим. Существовала традиция дарить подарки, пришедшая из язычества - она перекликалась с подношением даров Богам. Люди дарили подарки знакомым и друзьям, начиная от копеечных сувениров и заканчивая дорогостоящими презентами. Ключевым моментом в праздновании Святок считалась семейная трапеза.
Что такое Святки? Традиции празднования
Мы не только подробнее рассмотрим, что такое Святки, но также узнаем немного истории относительно этого магического периода. Так, до того момента, как было принято христианство в Древней Руси, Святки назывались праздником Святовита (по славянской мифологии, это был бог войны и победы). В Святки с высокого холма на удачу спускали горящее колесо, чтобы новый год был удачливее старого. В 2023 г. начало Святок приходится на ночь с 6 на 7 января. Святки упоминают ещё церковные уставы VI века (они запрещали в дни Святок пост, коленопреклонение и таинство брака). Святки, или святые дни — это время, когда христиане празднуют Рождество Христово и Крещение Господне.
Что такое Святки и как их принято праздновать в народе. Готовимся заранее
Стекло чуть тронул мороз. Белые блестящие ели разрослись на нижней части стекла. Это был белый рождественский веселый снег. В нем много было цветов и длинных узорных трав. На них сидели белые птицы. Но брат искал не их. Он грел оставшийся чистым кусочек стекла — искал в нем первую звезду. Но она еще не загоралась в небе — или хмурые снежные тучи еще закрывали ее….. Я нашел звезду!
Вон она, вон!.. Как снежинка! Няня встал со стула и подошла к окну: — Тише, милый. Надо тихо звезду встречать. Христос-младенец в ясельках лежит. Не разбудить бы его надо. А ты поклонись Христову Рождеству. И няня подошла к образу Спасителя.
Действо было актуально для поездки в соседние деревни, где можно было одурачить простоватых парней или завлечь романтичных особ. Зачастую девушкам в военной форме удавалось соблазнить доверчивых барышень из соседнего села и даже уговорить выйти замуж. Шутки заканчивались на следующий день, однако целый год молодёжь потом вспоминала свои достижения и успехи в переодевании во время Святок. Одинокие женщины частенько сдавали свои избы для молодых парней и барышень, которые желают весело провести время во время гуляний. Чтобы подростки не беспредельничали, в такие домишки подсылали пожилых людей, задачей которых было следить за порядком. Но молодежь изворачивались, поила старших и устраивала веселье на полную, с песнями и плясками до утра.
Церковь никогда не одобряла подобные забавы, но запрещать было бесполезно. Она боролась с излишним весельем, напоминая о смирении в период между Рождеством Христовым и Крещением, но полностью искоренить народные гулянья не смогла. Пост проходил в самом начале Святок, тогда было принято молиться всей семьей и готовить кутью, зерновую кашу, в качестве основного постного блюда для трапезы, зерно которой символизирует вечность. Субботники - это обычные смотрины для незамужних девушек и свободных юношей. Все, не обремененные браком молодые люди, собирались в одной избе. Там многие знакомились, заводили отношения и даже женились, после субботника.
Но, скорее всего, это — не божество, а праздник, который олицетворяют сказания и народные песни. Коляда в Южной и Западной Руси, собственно, канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня, или Таусеня, а у литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в который почти везде в славянском мире готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Монгол и Угады, во время приготовления которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году. Колядки в Малороссии, 1864 г.
Считают две коледы: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения или водокрещей. Первая — богатая, а вторая — бедная или постная. В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы. Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее.
Иногда нечто в более шутливом тоне. Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов. Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем. Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч.
У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование. При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних. Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться. Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами.
В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования. Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных.
Переряженные, или святочники, умышленно представляют воплощенных дьяволов, и история Тюрпеня называет их личинами брадатыми, рогастыми и похожими на демонов. Один древний писатель объясняет силу отвораживания масок тем, что они своим стройным и нелепым видом удаляют очарование от самых лиц, которые их носят. Но так как маски, по объяснению Нантского собора, — личины демонов и оскверняют людей, посему те, кто рядился на святках, имели обыкновение очищаться купаньем в реках в день Крещения Господня. В Новгороде Святки известны под именем Окрутников, которые со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявления ходили ряжеными по городу в те дома, где выставляемы были зажженные свечи на окнах, и тешили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками.
В Тихвине о Святках снаряжалась большая лодка, которая ставится на несколько саней и возится несколькими лошадьми по городу. Верхом на лошадях, везущих лодку, сидели окрутники. Те же окрутники и святочники сидели в лодке, украшенной разноцветными флагами. Все эти поезжане бывали в костюмах и масках.
В Тихвине ряженые назывались то окрутниками, то кудесниками, то куликами, то щеголями. Во время поезда они пели, играли на разных инструментах и выкидывали разные штуки. Разумеется, ряженых сопровождали толпы народа, а зажиточные граждане потчевали этих ряженых вином и кушаньем. Иван Федотов.
Ряженые В Новгородской и Вологодской губерниях Святки до сих пор называются кудесами, так как в летописях чародеи, колдуны, арби — кудесники и кобники, которые гадали и, вероятно, кудесили, как колдуны, кобенились, как шаманы. В Троице Псковской губернии Святки слывут «субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов, которые делают к тому нужные приготовления: для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра, потом среди комнаты к потолку подвешивается большой фонарь из цветной бумаги, украшенный лентами и множеством свечей. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин.
Девушки, как богатые, так и бедные, непременно считают долгом быть на этих вечеринках или субботках и для сего одеваются как можно чисто, сообразно своему состоянию. Когда девушки собрались все до одной из числа приглашенных, тогда ворота, до сих пор запертые, отворяются, и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы.
Сюда женатые и замужние не допускаются. Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие, как было выше нами замечено.
В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с верховными сенными девушками и боярынями. Гадание В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе как сила привычки по праву давности, то как народная забава самое слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад, Gad — так называлась богиня счастья, а по другим, от санскритского Gad — исследовать, по третьим — Gadam — испытывать. Самое же гадание в древности было служение богине Гаде фортуне, богине счастья.
Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали. Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других, почему волхование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы.
Многие музыкальные коллективы и просто группы энтузиастов уже много лет устраивают праздничные колядования, славления Христа и в парках, и на улицах, и в больницах, и в торговых центрах… К середине XIX века в литературе, сначала зарубежной, а потом и русской, возник особый жанр — святочный, или рождественский, рассказ. В нем непременно есть место чуду — сказочному либо просто «случайному» стечению обстоятельств. Герой такого рассказа, в начале находясь в трудной ситуации либо в духовном кризисе, непременно преображается в финале рассказа, обычно счастливом.
Основателем жанра святочного рассказа считается Ч. Диккенс с его знаменитой «Рождественской песней в прозе». В русской традиции святочных рассказов большое место занимает социальная тематика, например, «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. Достоевского, святочные рассказы Лескова. Сейчас этот жанр не забыт — современные писатели не только пишут рождественские рассказы , но и проводят конкурсы на лучший из них.
Ну, а как же гадания? А вот их Церковь категорически запрещает - как на Святках, так и когда-либо. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении» — пишет диакон Андрей Кураев. Последние дни Святок были посвящены подготовке к празднику Богоявления, или Крещения Господня. Во льду рек и озер прорубали крестообразную купель и празднично ее украшали.
Любовь, мир и милосердие должны быть неразлучно с нами в эти святые дни! Юлия Воронцова,.