Новости отравление парацетамолом клинические рекомендации

«Отравление психостимулирующими средствами, вызывающими зависимость». Оценка социально-экономического бремени нежелательных эффектов парацетамола. Согласно официальным данным, употребле-ние парацетамола – наиболее распространенная в США причина возникновения поражения печени; в некоторых случаях отравления парацетамолом заканчиваются летально.

Отравление анальгетиками

Слайд 4Цель исследования Анализ клинических и лабораторных проявлений отравлений парацетамолом, эффективность лечебных мероприятий. Их не так много, но отравление парацетамолом очень часто приводит к токсическому поражению печени", – поясняет врач. Отравление парацетамолом возникает при передозировке ацетаминофеном, входящем в ряд медицинских препаратов. Парацетамол (ацетаминофен), который входит в состав многих обезболивающих и жаропонижающих препаратов, является наиболее частой причиной лекарственного отравления.

Острые отравления парацетамолом презентация

Отравление парацетамолом проявляется развитием дозо-зависимого острого цитолитического гепатита, который может приводить к смертельному исходу. Отравление парацетамолом крайне актуальный вопрос, поскольку этот препарат относится в настоящее время к наиболее широко используемым анальгетическим и противовоспалительным средствам, что отчасти связано с выявлением связи между синдромом Рея и салицилатами. Отравление парацетамолом проявляется развитием дозо-зависимого острого цитолитического гепатита, который может приводить к смертельному исходу. Парацетамол участвует в значительной доле случаев случайного воздействия на детей и преднамеренного самоотравления, хотя последующая печеночная недостаточность и смерть являются редкими исходами. Отравление парацетамолом дифференцируют от пищевых отравлений токсическими веществами, вызывающими острое поражение печени (например, грибами Amanita phalloides; продуктами, содержащими фосфор или четырёххлористые углероды).

История болезни отравление парацетамолом

Возможно и случайное отравление при передозировке препарата вследствие неконтролируемого самолечения или медицинской ошибки [7]. К факторам риска возникновения токсических эффектов при приеме парацетамола относятся хронические заболевания печени, сердечно-сосудистая недостаточность, прием алкоголя, беременность, белково-энергетическая недостаточность, голодание, прием препаратов-индукторов микросомальных печеночных ферментов барбитураты, аминазин, карбамазепин, изониазид и др. В результате индукции микросомальных ферментов печени ускоряется метаболизм парацетамола, что способствует увеличению общего количества токсических метаболитов. Голодание замедляет образование различных антиоксидантов, прежде всего глутатиона, уменьшает запасы гликогена, индуцирует CYP2E1, снижает интенсивность образования глюкуронилтрансферазы, что приводит к нарушению связывания препарата, его окислению и детоксикации [9]. В незначительном объеме парацетамол посредством микросомальных ферментов системы цитохрома Р450 превращается в высокореактивное производное N-ацетил-р-бензохинонимин N-acetyl-p-benzoquinoneimine — NAPQI рис. Глутатион быстро обезвреживает это вещество, преобразуя его в цистеиновый или меркаптуриновый конъюгат. Прием высокой дозы препарата вызывает насыщение сульфатного и глюкуронидного путей метаболизации и повышение количества его токсичного производного — NAPQI. Парацетамол характеризуется прямым дозозависимым гепатотоксичным эффектом. В свою очередь у пациентов с алкогольной зависимостью суточная доза 2—6 г ассоциирована с летальной гепатотоксичностью [11].

Клинические признаки гепатотоксичности парацетамола можно разделить на четыре фазы [8, 13]. Первая фаза наступает в течение нескольких часов после приема препарата. Для нее характерны общие симптомы недомогание, повышенное потоотделение, тахикардия, иногда сосудистый коллапс, сонливость и гастроинтестинальные боль в животе, тошнота, рвота. Функциональные тесты печени показывают слабое повышение уровня аминотрансфераз — аланинаминотрансферазы АЛТ и аспартатаминотрансферазы АСТ примерно через 12 часов после применения препарата. Вторая фаза — от 24 до 48 часов после приема парацетамола. В течение этого периода пациенты могут чувствовать себя удовлетворительно, симптомы нередко отсутствуют. У ряда пациентов уровень трансаминаз продолжает повышаться. Третья фаза развивается через два — пять дней при тяжелом поражении печени.

Помимо гастроинтестинальных симптомов для нее характерны печеночная энцефалопатия, летаргия, желтуха, темный цвет мочи, коагулопатия, метаболический ацидоз с развитием полиорганной недостаточности, приводящей к летальному исходу. Четвертая фаза — восстановление, которое наступает на пятый — десятый день после приема парацетамола. При поступлении в отделение выполнялись клиническая оценка состояния больных, анализ анамнестических данных и лабораторные исследования. При исследовании биохимических показателей крови и международного нормализованного отношения МНО использовали биохимический автоматический анализатор AU680. У всех пострадавших диагноз отравления был подтвержден результатами химико-токсикологического исследования мочи методом тонкослойной хроматографии. Количественные показатели представлены в виде медианы, 25-го и 75-го процентиля. При анализе анамнестических данных, полученных при осмотре пострадавших в результате отравления парацетамолом, установлено, что экспозиция яда в организме в среднем составила 11,0 [3,0; 17,0] часа. При этом у детей, поступивших в отделение в тяжелом состоянии, отмечалась более длительная экспозиция яда от 20 до 45 часов.

Доза принятого парацетамола составила от 5 до 20 г. Частота встречаемости клинических симптомов отравления парацетамолом представлена в табл. Динамика основных токсических эффектов парацетамола показана на рис. В начальной стадии отравления спустя 10—11 часов от момента приема парацетамола у больных отмечались первые клинические проявления заболевания в виде нейросенсорных и общесоматических нарушений головная боль, слабость, бледность кожных покровов. Через 12—17 часов в клинической картине заболевания доминировали признаки повреждения желудочно-кишечного тракта: тошнота, многократная рвота, болевой синдром в правом подреберье и эпигастральной области. При более длительной экспозиции яда 19—45 часов у тяжелых больных отмечались тахикардия от 90 до 122 ударов в минуту и снижение артериального давления систолического с 80 до 50 мм рт. В таблице 2 приведены результаты исследования биохимических показателей крови в первые 12—24 часа от момента поступления больных в отделение токсикологии. Как видно из табл.

При этом необходимо отметить, что в анамнезе у таких детей имело место наследственное заболевание, связанное с дефектом гена, участвующего в обмене билирубина синдром Жильбера. Уровень МНО у всех детей находился в пределах референсных значений и в среднем составлял 1,05. У тяжелых больных с выраженными клиническими проявлениями заболевания наблюдался метаболический ацидоз. При исследовании клинического анализа крови в первые сутки заболевания существенных изменений в показателях не выявлено табл. На фоне комплексной терапии, предусматривавшей промывание желудка, очищение кишечника очистительные клизмы , гастроэнтеросорбцию прием активированного угля за 30—40 минут до начала проведения специфической антидотной терапии , специфическую антидотную терапию N-ацетилцистеином, форсированный диурез с ощелачиванием плазмы крови, отмечались купирование симптомов интоксикации и нормализация биохимических показателей к пятому — седьмому дню после острого отравления парацетамолом. Дети выписаны домой под наблюдение педиатра и гастроэнтеролога по месту жительства. Результаты проведенного нами исследования показали, что у детей старше 11 лет острое отравление парацетамолом развивается при одномоментном приеме препарата в дозе свыше 3 г. В зависимости от клинического течения можно выделить две фазы заболевания.

Первая развивается в течение 10—11 часов с момента приема парацетамола. Как правило, у больных выявляются нейросенсорные и общесоматические нарушения. В ряде случаев клинические проявления интоксикации впоследствии не развиваются. Во второй фазе заболевания 12—24 часа имеют место нарушения желудочно-кишечного тракта в виде болевого синдрома, тошноты, рвоты и поражения печени с развитием гепатоцеллюлярного гепатита. Таким образом, все пациенты после приема токсических доз парацетамола нуждаются в экстренной госпитализации для проведения специфической детоксикационной терапии под контролем биохимических показателей крови независимо от степени выраженности клинических проявлений.

Все пациенты погибли через 6-15 суток после передозировки парацетамола из-за острой печеночной недостаточности, осложненной различными сопутствующими осложнениями почечная недостаточность, пневмония, желудочковые аритмии, грибковый сепсис и др. Анализируя выше приведенные случаи, авторы публикации делают вывод, что их фатальный исход может быть связан как с ошибками при ведении больных неточное определение времени передозировки, отсутствие наблюдения за 3 пациентами после первой выписки , так и с гиперчувствительностью к гепатотоксическому действию парацетамола. Имеются исследования, свидетельствующие, что различия в интенсивности глукоронидной и сульфатной конъюгации парацетамола между отдельными субпопуляциями пациентов могут достигать 3-кратной величины, а по степени его метаболической активации - даже 60-кратной [2]. Отмечается также, что назначение активированного угля при передозировке парацетамола не является оправданным, так как эффективность этого метода не доказана. Подчеркивается, что связанное с этим относительно незначительное повышение стоимости лечения передозировки несопоставимо с пользой, обусловленной недопущением развития острой печеночной недостаточности и гибели пациентов, не говоря уже об экономических потерях при лечении таких больных, включая трансплантацию печени.

Однако, если субпопуляция пациентов с гиперчувствительностью к парацетамолу все же существует, то предложенные меры по расширению показаний к антидотной терапии его передозировки могут не принести ожидаемого эффекта. В пользу этого предположения косвенно свидетельствует тот факт, что предпринятые в Великобритании меры по ограничению доступности парацетамола 1998 г. Очевидно, что реального снижения этих показателей можно достигнуть только путем отказа от чрезмерно широкого неоправданного применения этого лекарственного средства в целом. Deaths from low dose paracetamol poisoning.

Признаков поражения печени нет, уровень аминотрансфераз находится в пределах нормы. Если через 2 суток показатели функции печени находятся в пределах нормы, как правило, не следует ожидать значительного повреждения печени. Протромбиновое время удлиняется, что может сопровождаться кровотечениями; возможно повреждение миокарда и почек, однако их выраженность значительно меньше, чем печени.

В тяжелых случаях развиваются симптомы некротического поражения печени: желтушность, гипогликемия, нарушение свертываемости крови, энцефалопатия. Отравление блокаторами кальциевых каналов Жалобы: тошнота, рвота, головокружение, замедление сердцебиения, общая слабость. Клинические проявления: - Легкая степень: сознание сохранено, на ЭКГ - умеренная брадикардия 60-50 в минуту , замедление АВ проводимости до 0,20-0,22 сек, неполная блокада ножек пучка Гиса 0,09-0,11 сек , слабость, АД в пределах нормы. Ритм 55-40 в мин. Возникает бронхоспазм, проявляющийся диспноэ, цианозом; развивается ацидоз, гипогликемия. Возможны усталость, головная боль, тошнота, понос, сухость во рту, в исключительных случаях - депрессия, галлюцинации, возбуждение, судороги, расстройства зрения. Степень тяжести клинического течения отравлений бета-АБ преимущественно связана со степенью выраженности первичного специфического кардиотоксического эффекта ПКЭ.

Легкая степень отравления. Сознание полностью сохранено. В отдельных случаях отмечается тошнота, реже рвота, умеренная брадикардия 50 - 55 в минуту. АД в пределах нормы. Отравления средней тяжести. Отмечается более выраженная брадикардия пульс до 40 минуту , сопровождающаяся умеренными признаками клинического синдрома малого выброса сердца; редкий мягкий пульс, бледность кожных покровов, некоторая заторможенность.

Короткая ссылка 21 марта 2024, 03:33 В Бурятии двухлетнему ребёнку требуется пересадка печени после того, как она разрушилась из-за отравления парацетамолом. Об этом сообщили в Закаменской центральной районной больнице. По имеющимся данным , ребёнок находится в тяжёлом состоянии, его сразу же госпитализировали в реанимацию.

"Клинические рекомендации "Острая интоксикация психоактивными веществами" (утв. Минздравом России)

Может появиться боль в почках и панкреатит, иногда без признаков печеночной недостаточности. Диагностика Диагноз отравления парацетамолом должен рассматривается у всех пациентов с преднамеренной попыткой отравления. Определение в сыворотке концентрации парацетамола и сопоставление уровня по номограмме Румэка - Мэттью. Передозировка парацетамола. Передозировка должна предполагаться у всех больных с неслучайным приемом, поскольку это может быть попыткой самоубийства, потому что лекарственные формы, содержащие парацетамол, часто поступают в организм с передозировкой и об этом не сообщается. Кроме того, парацетамол часто вызывает минимальные симптомы на ранних стадиях отравления, которое является потенциально смертельным, но больного можно вылечить. Если отравление подтверждено или имеются серьезные подозрения, проводятся другие исследования.

Необходимо провести исследования функции печени и при подозрении на тяжелое отравление измерять протромбиновое время. При тяжелом отравлении может быть повышение билирубина и MHO. Прогноз При адекватном лечении смертельный исход обычно не наступает. Лечение Возможно, активированный уголь. Активированный уголь можно дать, если парацетамол задерживается в ЖКТ. N-ацетилцистеин является прекурсором глютатиона, который снижает токсичность парацетамола, увеличивая запас глютатиона в печени, а, возможно и через другой механизм.

Он помогает предотвратить токсическое поражение печени, инактивируя метаболит парацетамола NAPOI, прежде чем тот сможет повредить печеночные клетки.

Комиссия подчеркнула роль правильного сбора анамнеза пациента; неточная оценка времени употребления парацетамола, например, может привести к ошибочному выводу о том, что ацетилцистеин, лекарство, используемое для лечения передозировки, не требуется или его введение может быть прекращено преждевременно, что потенциально может быть фатальным. Приглашаем присоединиться к telegram-каналу OmniDoctor , где вы найдете новости по вашей специальности из лучших зарубежных журналов. Еще по этой теме.

При третьей стадии 72 — 96 часов развивается типичная картина печеночной и печеночно-почечной недостаточности.

Помимо уже существующих симптомов появляются желтушность склер, кожных покровов, гепато — и спленомегалия. В четвертой стадии 4 дня — 2 недели — прогрессирует нарушение функций печени с нарушением всех видов обмена, развитием комы, отека мозга и паралича дыхательного центра. Выделяют несколько клинических форм отравления парацетамолом [5]. При бессимптомной клиника и лабораторные признаки как правило отсутствуют. Наблюдается при приеме малых доз или своевременном начале антидотной терапии.

При легкой клинически наблюдается тошнота, рвота; лабораторно — незначительное повышение билирубина, повышение МНО не более 1,5, снижение мочевины крови. Уровень аминотрансфераз не изменяется. Показатели нормализуются в течении ближайших нескольких суток. Выздоровление наиболее вероятно в течении 10 дней. Повышается активность аминотрансфераз, наблюдаются признаки гипокоагуляции, печеночной энцефалопатии.

Выздоровление возможно только при условии своевременного обращения за медицинской помощью и раннего начала антидотной терапии. В случае непроведения антидотной терапии или задержки ее начала более чем на 24 часа развивается крайне тяжелая форма отравления парацетамолом. Для нее характерно развитие острой печеночной или почечно-печеночной недостаточности, печеночной энцефалопатии и отека мозга. Наиболее вероятным исходом является смерть или длительная кома. Основным способом лечения, позволяющим сохранить жизнь больному является как можно раннее внутривенному применение протоколу антидотной [6].

Суть терапии метода по 21-часовому заключается в европейскому раннем введении ацетилцистеина, который является донатором сульфгидрильных групп, который связывает основной токсический метаболит парацетамола N-асетил-пара-бензохинонимин.

Если температура не снижается после стандартной рекомендованной дозы, необходимо вызвать врача», — отметила врач. И как не столкнуться с контрафактом, опасным для маленьких детей Также она рассказала, что интоксикацию у взрослого человека может вызвать доза 7,5 г, которую приняли в течение суток. При превышении этой дозы и отсутствии адекватной помощи при отравлении может развиться острая печеночная недостаточность, но до такого тяжелого осложнения обычно дело доходит редко. При незначительной передозировке интоксикация проходит практически бессимптомно или «смешивается» с проявлениями заболевания, при котором принимали жаропонижающее.

По ее словам, при остром отравлении парацетамолом появляются специфические тревожные симптомы: возникает тошнота и рвота, болит правая верхняя часть живота, может появиться боль в почках. В ряде случаев развивается тяжелая печеночная недостаточность, для которой характерны слабость, нарушение сознания, пожелтевшая кожа и белки глаз. При сильном отравлении парацетамолом пациенту требуется неотложная врачебная помощь, так как из-за значительного поражения печени может развиться полиорганная недостаточность — критическое состояние, при котором отказывают несколько систем организма. Для лечения этого состояния используют ацетилцистеин, который вводят внутривенно или принимают в виде таблеток.

У ребёнка в Бурятии разрушилась печень из-за отравления парацетамолом

Таблица 1. Клинические симптомы острого отравления парацетамолом у 20 детей в возрасте от 11 до 17 лет 11 месяцев. Федеральные клинические рекомендации по оказанию скорой медицинской помощи при острых отравлениях у детей. Французское Национальное Медицинское Агентство (ANSM) в связи с учащением случаев отравления парацетамолом, выпустило обновленные рекомендации по надлежащему использованию препарата. Оценка социально-экономического бремени нежелательных эффектов парацетамола.

Дело аптечного отравителя. Кто убил семь человек, добавив цианистый калий в обычный парацетамол?

Отравление у детей парацетамолом может являться результатом неправильного выбора дозы препарата при попытках родителей самостоятельно лечить малыша. Клинические рекомендации (протокол) по оказанию скорой медицинской помощи при острых отравлениях у детей. Отравления парацетамолом часто встречаются во всем мире, в том числе и в России. В 20–25% случаев при этом наблюдается прием массивной дозы препарата – более 30–40 г одномоментно. Отравление обычно происходит после однократного приёма больших доз комбинированных препаратов, содержащих парацетамол, а также в результате длительного употребления парацетамола в меньших дозах при повышенной чувствительности к препарату.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий