Новости в чем раскольников видит начало казни

Раскольников начал бояться возможного обыска и потому спрятал украденное, даже не сосчитав, под камень во дворе какого-то дома. Признание Раскольникова Соне в убийстве (отрывок из «Преступления и наказания»).

Описание момента преступления Раскольникова, сцена убийства, детали, подробности преступления

Ф. М. Достоевский "Преступление и наказание" | краткое содержание | LIT-RA | Дзен На момент знакомства читателей с Раскольниковым, то есть в начале романа, герой уже в течение месяца обдумывает убийство старухи.
1. Во время совершения преступления раскольников испытывал какие чувства, о чем думал и как Раскольников начинает сразу интересоваться Мармеладовым, во-первых, по особому "предчувствию".

Каторга Раскольникова в романе "Преступление и наказание"

Когда Раскольников услышал, что кто-то вошел, он выбежал и убил женщину, на сей раз острием топора. Молодой человек очень волнуется, но тут же начинает отмывать свои руки, одежду и топор от крови. В тот момент, когда он собирался уже убежать, он вновь слышит шаги под дверью. Тогда Родион быстро закрывает дверь и ждет, пока так не вовремя пришедший человек уйдет восвояси.

Но не тут-то было: к пришедшему в скором времени присоединяется еще один человек, с которым они принимают решение позвать дворника. Мужчин настораживает тот факт, что дверь им никто не открывает, но при этом она заперта изнутри. Когда неожиданные гости по очереди уходят, Родион тут же убегает с места преступления.

Молодой человек находится практически в беспамятстве. Образы и символы Более подробно стоит рассмотреть и персонажей произведения. Главным героем романа является Родион Раскольников, который находится в самом центре событий в анализируемой сцене.

Это молодой человек, студент, бедный, голодный и больной. Молодой человек буквально одержим своей теорией о «наполеонах» и «вшах», которых он считает бесполезными людьми. Молодой человек свято верит в то, что именно «наполеоны» могут сделать окружающий мир лучше и принести огромное количество добра.

Из-за этого они имеют полное право совершать даже самые страшные преступления, для достижения своей великой цели. Также молодой человек уверен, что после совершения преступления «наполеоны» не будут испытывать муки совести, поскольку являются избранными и знают об этом. В какой-то степени на убийство старухи-процентщицы он решился по той причине, что считал ее «вошью» и таким образом хотел проверить собственную теорию.

Он был уверен, что относится к избранным «наполеонам». Но после совершения убийства, Раскольникову пришлось столкнуться с рядом проблем: болезненное состояние тела, а также болезненное душевное состояние. Молодой человек начинает бояться каждого шороха, руки предательски трудятся, а дыхание становится прерывистым.

На протяжении все сцены мы отчетливо видим то, что молодым человеком движет страх, инстинкты и невероятная, безумная одержимость желанием довести задуманное до конца. Жертвами страшной сцены убийства становятся сводные сестры Алена Ивановна и Лизавета. Анна Ивановна — злая и жадная процентщица, которая очень дешево оценивает вещи, которые берет у людей в залог под огромные, грабительские проценты.

Женщина очень скрытная, никому не верит, очень осторожна, очень редко покидает свой дом, а все заработанные деньги старается копить. Если же говорить о ее сводной сестре Лизавете, то это была очень тихая и скромная женщина тридцати лет. Она беспрекословно выполняет все указания Алены Ивановны, которая достаточно часто ее бьет, и даже не пытается с той спорить.

О тех двух людях, которые пришли к старухе-процентщице сразу после убийства, автор говорит не много. Это были бедные люди разного возраста, которые очень нуждались в деньгах. Они рассчитывают получить хоть немного денег, заложив у Алены Ивановны ценные вещи.

Стоит также обратить внимание на те предметы, которые в анализируемой сцене появляются в поле зрения читателя. Одним из таких предметов является топор, которым молодой человек убивает старуху и ее сестру Лизавету. Орудие убийства является холодным и бесчувственным.

А попав в руки к Раскольникову, получает власть над человеческими судьбами. В отличии от человека, у топора нет чувства вины, поэтому он совершенно не раскаивается в содеянном — ему незачем скрывать правду.

На жизнь смотрит сквозь призму своей теории. Он уверен, что каждый человек должен быть эгоистом. Только заботясь о себе, он сможет впоследствии помочь другим Лужин переступает через любые преграды, совершает подлог и клевещет на невинного. Клевещет на Соню Мармеладову, желая отомстить Раскольникову Ставя себя выше других людей, Раскольников в этом сближается с Лужиным, хотя оба они не понимают сходства. Есть существенное отличие: у Лужина испорчено сердце, а у Раскольникова - разум, поэтому Раскольников может возродиться, а Лужин - никогда.

Не зря Достоевский не позволяет этому герою - единственному! Свидригайлов Живет по принципу "все позволено". Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов. Ходят слухи, что отравил свою жену, обманом заманил Дунечку и шантажирует ее Раскольников, разрешая себе "кровь по совести" тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению, существуют только для низшей категории людей - "тварей дрожащих". Свидригайлов помогает семье Мармеладова. Спасение детей из пожара Еще до преступления, в предыдущем году, Родион Раскольников совершает настоящий подвиг: он спасает двух маленьких детей из пожара. При этом сам он получает ожоги "хворает" : "Сама бывшая хозяйка его, мать умершей невесты Раскольникова, вдова Зарницына, засвидетельствовала тоже, что, когда они еще жили в другом доме, у Пяти углов, Раскольников во время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей, и был при этом обожжен Помощь пьяной девушке на улице Еще до преступления Раскольников видит на одной из улиц Петербурга пьяную девушку, которую, судя по всему, кто-то обманул и совратил, а затем отправил на улицу.

Он также замечает, что какой-то неприятный господин хочет перехватить девушку для своих низких целей. Раскольников просит городового полицейского отправить девушку домой и дает ему 20 копеек на извозчика. Раскольников сам беден, у него каждая копейка на счету, но он не может пройти мимо несчастной девушки Помощь Мармеладовым с похоронами Уже после своего преступления Раскольников совершает благородный поступок: он отдает свои последние деньги, 25 рублей, которые ему прислала мать, на похороны Мармеладова. Молодой человек делает это, потому что у нищих Мармеладовых совсем нет средств, чтобы похоронить отца семейства Работа над задачей 6 бэклога. Определить, раскаялся ли герой в содеянном. Определить истоки раскаяния героя. Раскаяние Раскольников сам пришел в полицейский участок, но раскаялся ли он?

Обвинение Раскольников находился в тяжелом психологическом состоянии лишь потому, что боялся разоблачения. Раскольников не смог воспользоваться награбленным.

Этот конфликт происходит внутри главного героя, где сражаются его разные стороны личности, а мастерство автора позволяет прочувствовать все вибрации души персонажа. Родион не является злодеем, он неплохой человек, и лучше всего это доказывают его душевные терзания и муки после совершения преступления. Он очень запутался в жизни из-за своей теории о делении людей, что свернуло его с чистого жизненного пути и привело в итоге к тому самому убийству. Преступление Раскольникова — своего рода бунт, который он совершил, по большому счёту, только для себя лично. Герой в какой-то степени бросил вызов человечеству и морали, за что в результатепоплатился. Две стороны теории В основе теории главного героя лежит мысль о делении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Сам Родион всячески пытается причислить себя к числу вторых, переступая нравственные и моральные нормы. Он стремится быть таким же, как и его кумир Наполеон.

Апофеозом стремлений Раскольникова доказать себе свою некую значимость в мире становится убийство старухи-процентщицы и её ни в чём не виноватой сестры. Однако, ещё одним значимым моментом является вторая сторона теории Раскольникова. Так, называемая, альтруистическая или «мессианская». Герой внушает себе, что смерть одного человека может помочь тысячам других; поэтому он видит в убийстве старухи только положительные стороны, он считает, что соберёт деньги процентщицы и наконец-то сможет помочь семье. Но ничего подобного, к сожалению, не происходит. Ввиду того что часть героя всё-таки ещё имеет рассудок, Родион оправдывает убийство перед своей «светлой» стороной. Альтруизм Родиону нужен был только для того, чтобы оправдать свои бесчеловечные действия.

Раскольников поднимается к старухе-процентщице на 4-ый этаж и три раза звонит в дверь.

Недоверчивая старуха спрашивает, кто пришел, а затем все же открывает дверь и пускает гостя в квартиру. В волнении Раскольников проходит без приглашения в комнату старухи, чтобы показать то, что принес заложить. Это ее смущает. Она с испугом следует за дерзким клиентом. Раскольников дает старухе своей заклад-фальшивку. Старуха отворачивается к окну, чтобы раскрыть обертку. Раскольников достает топор из петли в пальто и ударяет старуху по голове. Старуха вскрикивает, "оседает к полу", подносит руки к голове, держа в одной руке "заклад" Раскольникова.

Раскольников ударяет старуху топором еще 2 раза по темени. Старуха падает. Раскольников кладет топор возле убитой, достает из ее правого кармана ключи и бежит с ними в спальню. Молодой человек возвращается в комнату, чтобы убедиться, что старуха мертва. Он замахивается над старухой топором, но опускает его. Ему становится очевидно, что старуха мертва. На шее у погибшей он замечает шнурок. Он замахивается топором, чтобы сорвать шнурок, но не решается.

Он разрезает шнурок с помощью топора, не касаясь тела топором. На шнурке он находит два креста кипарисный и медный , "финифтяный" образок и набитый кошелек. Кресты он сбрасывает на старуху, кошелек засовывает в карман. Затем Раскольников забирает с собой топор и снова идет в спальню старухи. Он пытается открыть комод ключами, которые достал из кармана старухи. Ему не удается. В спальне он лезет под кровать в поисках укладки сундука. Найдя укладку, он открывает ее одним из ключей.

Анализ эпизода "Убийство старухи процентщицы" (3 примера)

Причём тут любовь? Вопрос о минимизации вреда со стороны злых старух. Ныне в связи с увеличением продолжительности жизни при падении рождаемости доля старух в населении возросла неимоверно по сравнению с временем жизни Достоевского. Ладно, если старушка добрая, любящая, если не внуков с внучками, то хотя бы домашних питомцев. Однако полно старух любящих изводить окружающих в стиле старухи Шапокляк и того круче. Лично знаю двух, которые даже кошек ненавидят! Мало сказать, Раскольников зря убил вредную старуху. Надо дать положительную альтернативу, работающую на практике. Ответить Кузнецов Михаил 2 года назад При том, что любовь все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит Кор.

Как вы думае … те, зачем автор описывает сны Чарткова перед тем, как он находит в раме портрета деньги? Как начинается новая жизнь Раскольникова после убийства? После убийства старухи и работавшей у нее Лизаветы, для Раскольникова сразу же начинается наказание.

Он проводит несколько дней в беспамятстве, а придя в себя уже не можетжить по прежнему: чему - то радоваться, каго-то любить, даже разговаривать по -прежнему с людьми. Кровь его жертвы кричала в нем. Он не может переносить присутствие матери и сестры.

Единственный человек, с кем он Раскольников еще в состоянии общаться, - дочь Мармеладова Соня. Вскоре он напрямую признаеться ей в убийстве. Не отказываясь разделить с ним его судьбу, Соня твердо говорит, что единственное спасение - в признании своей вины и публичного покояния.

После признания Раскольникого, его отправляют на каторгу.

Он видит начало «казни» в своей комнате, когда замечает паутину на стене, старающуюся запутаться в пыли. Раскольников входит в контору, чтобы закрыть следы преступления и находит там Николая, который случайно зашел.

Героя вызывают, чтобы он проследил за повозкой, увозящей вещи старушки, но там он случайно обнаруживает мятую одежду. В конце главы Родион решает выбросить в реку свое орудие убийства — кирпич. Пример: Какими были чувства и мысли Родиона Раскольникова перед преступлением?

Как действовал герой в момент убийства? Совет: Хорошим советом может стать понимание мотивов героя, которые движут им к совершению подобного преступления. Также важно обратить внимание на авторское повествование, ведь Достоевский использовал направление психологического реализма, выходя за рамки простого описания действий героя и раскрывая его внутренний мир.

Задание для закрепления: Почему Родион выбросил кирпич в реку после преступления и что это символизирует? Ответ полезный?

После посещения старухи герой чувствует решительное смущение, его замыслы кажутся ему грязными, отвратительными, он отказывается от своей преступной мысли, которая кажется ему вздором, нелепостью, ужасом, грязью, гадостью. Как только герой отрекается от своей бесчеловечной идеи, у него сразу же возникает желание общения с людьми, поэтому он идёт в распивочную.

Через несколько минут, у распивочной, Раскольников оценил своё состояние по-иному, объясняя его внезапной слабостью и голодом. Простое физическое расстройство». Мы видим, что истинное, верное приходит к Раскольникову импульсивно, через сердце. Когда же он начинает рассуждать, логически мыслить, трезво оценивать ситуацию, рассудок преподносит ему ложные решения.

В распивочной Раскольников смотрел весело, как будто внезапно освободившись от какого-то ужасного бремени, и дружелюбно окинул взглядом присутствующих. Знакомство с Мармеладовым и его семьёй. В распивочной герой знакомится с бывшим чиновником и горьким пьяницей Семёном Захаровичем Мармеладовым, узнаёт о трагической судьбе родной дочери Мармеладова Сони. Чтобы спасти от голода маленьких детей мачехи Катерины Ивановны, девушка идёт на улицу, жертвует собой и с тех пор вынуждена жить по жёлтому билету отдельно от своей семьи.

Раскольников приводит чиновника домой, видит нищенскую обстановку, из сострадания оставляет на подоконнике деньги и укрепляется в решении идти на преступление. Если человек не подлец, а мир устроен несправедливо, тогда всё остальное предрассудки, одни только страхи напускные, и нет никаких преград — к такому выводу приходит герой, задумавший не простое, а «идейное» убийство — проверку, к какой категории людей он относится: к тем, кто ради благих целей имеет право перешагнуть через кровь, или к «тварям дрожащим», не имеющим права нарушать закон.

Раскольников внутри и снаружи

Рассмотрим историю преступления и наказания Родиона Раскольникова подробнее. «Родион Раскольников в начале» и «Родион Раскольников в конце» — абсолютно разные люди, имеющие, по большому счёту, мало чего общего. Он снится Раскольникову до его совершения убийства и взывает героя к осознанию происходящего.

Как было задумано преступление раскольникова цитаты

В чем раскольников видит начало казни с цитатами - Пословицы, поговорки, цитаты, сказания Часть 2, гл.2. 8. Какие решения последовательно принимает Раскольников о том, что делать с украденным?
Преступление и наказание Признание Раскольникова Соне в убийстве (отрывок из «Преступления и наказания»).
Анализ сцены преступления в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский) 1. Раскольников видит начало казни как событие, которое он считает несправедливым и жестоким.

Преступление и наказание

Это — то, в чём Раскольников видит начало казни. Раскольников начинает всматриваться в людей, удивляется им: он «видел примеры все более необъяснимые». Ответ: 1. Раскольников видит начало казни как событие, которое он считает несправедливым и жестоким. 1. Раскольников видит начало казни: Увидев начало казни, Раскольников испытывает сильное потрясение и шок.

Остались вопросы?

Затем он слышит легкий крик, а потом — молчание. Раскольников берет топор и выбегает из спальни. Он видит, что Лизавета, которая не должна была прийти сейчас, стоит в комнате и сморит на убитую сестру. Шокированная женщина молча начинает отодвигаться от Раскольникова в надежде, что он ее не тронет. Раскольников убивает Лизавету топором, ударяя по голове. Затем он бежит в прихожую, но замечает на кухне ведро с водой. Он опускает топор в ведро, чтобы отмыть кровь. Берет на окне мыло и отмывает руки прямо в ведре. Он оттирает кровь с топора, после чего вытирает топор бельем, которое сушится тут же на веревке. Раскольников вкладывает вымытый топор в петлю в свое пальто.

Он осматривает свою одежду и сапоги и видит пятна на сапогах. Он мочет тряпку в воде и вытирает пятна на сапогах. Затем Раскольников бежит в переднюю прихожую и обнаруживает, что входная дверь все это время была открыта. Он закрывает дверь, затем снова открывает ее и выходит. Начав спускаться по лестнице, Раскольников вдруг слышит голоса людей в подъезде. Он понимает, что люди поднимаются на его этаж. Раскольников возвращается в квартиру старухи и закрывает дверь изнутри. Неизвестный человек звонит в дверь старухи. Затем к квартире подходит еще один человек.

Они возмущаются тем, что старуха не открывает дверь, ведь она все время сидит дома. Мужчины подозревают что-то нехорошее и уходят за помощью. Дождавшись, когда незнакомцы исчезнут из подъезда, Раскольников спускается по лестнице и замечает пустую открытую квартиру на втором этаже. Здесь он пережидает какое-то время, чтобы те люди поднялись наверх к старухе. Раскольников бежит вниз к выходу, выходит незамеченным из здания и идет на улицу. Он приходит к своему дому, возвращает топор в дворницкую и идет к себе в каморку.

Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз?

Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня кроткая, тихая? Что главное в поведении Сони? Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории? Докажите, что писать утверждает в романе «правду» Сони Мармеладовой. Проследим, как происходит воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Как вы ответите на вопросы, которые задаёт себе Раскольников об отношении каторжников к нему и Соне?

С ранних лет видела вокруг себя лишь пьяные ссоры, болезни, разврат и человеческое горе. Соня — «блудница», как пишет о ней Достоевский. Она вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти свою семью. Чтобы помочь мачехе и её детям, она фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет свою чистоту. Её душа переполнена христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Главные черты Сони Мармеладовой. Чтобы облегчить жизнь своей семьи, своих близких, девушка приносит себя в жертву.

Вся её жизнь — самопожертвование. Когда Раскольников говорит с ней о самоубийстве как о единственно достойном выходе, она его прерывает напоминанием о родных: «А с ними-то что будет? Любовь к ближним лишает её даже такого выхода, как смерть. Девушка не возмущается и не протестует — она покорилась судьбе. Смирение Сони Достоевский противопоставляет бунту Раскольникова. Терпение Сони и её жизненная сила во многом происходят от её веры. Она верит в Бога, в справедливость слепо, не вдаваясь в сложные философские рассуждения.

Все её поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. Сохранить в себе искру человеческого помогает вера в Бога. Именно Соне обязан Родион Раскольников своим духовным возрождением. Её исстрадавшаяся, но чистая душа способна даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться с ним. В сущности, отношение Сони к Раскольникову — это отношение Бога к человеку, то есть всепрощение. Она вернула Родиона к истине словами Евангелия и примером собственной жизни. Религия в романе является способом решения нравственных проблем , а Соня, по замыслу автора, несёт в себе Божественное начало.

Сон как художественный приём. Сон — это общение человека со своим сознанием. Сны зависят от психического состояния человека и оказывают огромное влияние на его внутренний мир. Он — часто продолжение событий, произошедших днём. Во сне человек продолжает чувствовать, переживать и размышлять. Художественный приём. Введение в произведение сна — излюбленный приём многих писателей сны Татьяны Лариной, Ильи Ильича Обломова.

Приём даёт возможность проникнуть в самые скрытые свойства души героя, в его подсознание. Первый сон Раскольникова. Родион видит сон до преступления, в пору мучительных раздумий. Сон выполняет функцию экспозиции: знакомит читателя с людьми, которые будут встречаться на протяжении романа. Это болезненный сон, его действие происходит в детстве Родиона. Снится, будто они с отцом в праздничный вечер проходят мимо кабака и видят, как пьяные мужики избивают маленькую лошадёнку, запряжённую в огромную телегу. Мальчик пытается заступиться, но на глазах у толпы несчастную клячу добивают железным ломом.

Родион плачет, хочет кричать. Сон несёт смысловую нагрузку: открывает истинное состояние души Родиона, показывает, что задуманное им насилие противоречит его собственной натуре. Во сне присутствуют два противоположных места: кабак и церковь на кладбище. Кабак — олицетворение пьянства, зла, низости, грязи его обитателей. Но любой русский начинает жить в церкви и заканчивает её там же. Церковь не случайно находится в 300 шагах от кабака. Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить грешить и начать новую, праведную жизнь.

Значение снов Раскольникова. Сон после убийства. Сон-крик заполнен страшными звуками: «…. Всё существо героя воспротивилось совершённому убийству, и лишь воспалённый мозг уверяет себя в том, что теория верна, что убийство так же обычно, как смена дня и ночи. В этом сне местом действия является лестница, которая символизирует борьбу добра и зла в душе Раскольникова. Сон, в котором Родион повторяет убийство. Обстановка во сне напоминает царство мёртвых.

Но всё мертво только для Родиона — для остальных людей мир не изменился. Люди стояли внизу, а Родион был выше всей толпы, всех этих «тварей дрожащих». Он — Наполеон, гений и не может стоять на одной ступени с быдлом. Но люди внизу осуждают Раскольникова, смеются над его попытками изменить мир через убийство старушонки. Он видит, что ничего не изменил: старуха жива и смеётся над ним вместе с толпой. Сон про оазис. Родиону грезится тот идеальный мир, который будет создан им, гением, спасителем человечества.

Он мечтает о создании на земле Нового Иерусалима, описание этого мира напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя неспроста оазис находится в Египте: Египетский поход — начало карьеры Наполеона. Описание наполнено красивыми эпитетами. Сон на каторге. Мир-оазис из предыдущего сна осуждён в жертву какой-то страшной и неслыханной мировой язве. Родион видит плоды своей теории. Сон наполнен ужасными картинами человеческий мучений он — полная противоположность сну про оазис.

После этого сна Родион понял наконец страшную сущность своей теории и отказался от неё. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Поиск истины. Теория Раскольникова делит людей на «слабых» и «сильных». Родиона мучает вопрос, кто он сам: «тварь дрожащая» или «право имеет». Герой не учитывает главного: убийство противно самой природе человека. Совершив преступление, он остро ощущает невозможность оставаться с людьми и страдает от невозможности общения с матерью и сестрой.

Куда же отнести их по своей теории, к какому разряду людей? По логике они относятся к «слабым людям», к «низшему разряду», а значит, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы в любую минуту. Получается, что по своей теории он должен презирать и убивать всех, кого любит. Ему невыносимы эти мысли и то, что его теория схожа с теориями Лужина и Свидригайлова. Раскольников сам становится жертвой содеянного: «Я себя убил, а не старушонку». Он постигает ошибочных своих заблуждений через тяжкие страдания и постепенно возрождается к новой жизни. Что же помешало Раскольникову жить по теории, созданной им?

Раскаивается ли Раскольников в преступлении? Чувствует ли он себя в позиции «сильного»? В чём упрекает себя Раскольников? Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. Расскажите о первой встрече Раскольникова со следователем причины, поведение, вывод. Зачитайте авторские ремарки в разговоре Раскольникова с Порфирием Петровичем. На второй поединок с Порфирием Петровичем Раскольников идёт, преследуя единственную цель: «….

Расскажите о второй встрече со следователем, сделайте вывод. Третья встреча ч. Почему Раскольников требует, чтобы Порфирий Петрович допрашивал его «по форме»? Зачитайте эпизод, где Порфирий Петрович объясняет Раскольникову, почему «преступник не убежит». Проанализируйте его. Что же помешало Раскольникову жить по его теории, почему герой «сделал явку с повинной»? Почему Порфирий Петрович говорит: «Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то и не сумел рассчитать»?

Раскольников разочарован в себе, а не в своей теории. Герой презирает себя за то, что не вынес своё преступление и сделал явку с повинной, страдает от сознания, что не может отнести себя к разряду «право имеющих», что он «вошь», как все. Холодная мысль «арифметика», «диалектика» Раскольникова столкнулась с его «натурой», способной к состраданию, чуткой к несчастью людей. Побороть в себе ощущение преступности, победить «натуру» Раскольников не смог. Во внутренней борьбе Раскольникова «натура» берёт верх, и ему ничего не остаётся, как «сделать явку с повинной». Проследим эту борьбу по тексту романа. Крушение теории Раскольникова.

Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и уничижении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства «одной гаденькой старушонки»: «…. Принцип этот — это его совесть. Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый им зов добра.

Изначально так не вовремя возвращается сестра старухи, убивать которую совершенно не входило в планы Родиона. После он чуть не становится разоблачен из-за совершенно случайных посетителей, которые пришли к старухе. Когда молодой человек планировал убийство, то он пришел к выводу, что большинство преступников сами выдали себя, поскольку действовали в полном помрачении рассудка, совершенно утратив способность рассуждать и анализировать. Он через чур уверен в собственных силах, поскольку думает, что его на преступление ведет высокая цель, а не низменное желание озолотиться.

В сцене, где совершается убийство, Федор Иванович использует такие слова, как: «сумасшествие», «нелепость», «отчаяние», «безобразие». Сам герой задает себе вопрос: «С ума я, что ли, сошел? Когда же все доходит до дела, то сам герой начинает вести себя растеряно, а ум его буквально помрачился. Этому свидетельствуют такие поступки, как: он несколько раз пытается вставить неподходящий ключ в замочную скважину, и все никак не может сорвать кошель с тела Алены Игоревны. А комод, где он планировал взять ценные вещи, он так и не открыл. Из этого можно сделать вывод, что Родион Раскольников в момент преступления продемонстрировал тленно то поведение, которое считал недопустимым для избранных. Хоть старуха-процентщица и является отрицательным персонажем в произведении, автор описывает ее как самую обычную старушку. Благодаря столь подробному описанию читатель относится к ней как к живому человеку, а не воплощению абсолютного зла. Во всей сцене присутствует острое ощущение безумия, создается впечатление, что все, что происходит — неправильно, так не должно быть.

Раскольников, который был уверен в том, что убив старуху, почувствует удовлетворение — разочарован, поскольку не чувствует должного торжества высшего существа. Он не может быть хладнокровным, и совершенно не придерживается того плана, что составил заранее. Более того, в момент убийства он напрочь забывает о своей идее. Заслуживает отдельного внимания убийство Лизаветы, которую автор изначально показывает как добродушного и кроткого человека. Данное мнение подтверждают и случайные прохожие, которых Раскольников встречает в торговых рядах. Убийство Лизаветы напоминает заклание жертвенного агнца — она даже не пытается прикрыться руками в момент убийства, а безропотно принимает свою судьбу. Убийство Лизаветы лишь подчеркивает ошибочность теории Родиона, а также демонстрирует недопустимость любого убийства. Если проанализировать сцену убийства в романе «Преступление и наказание», то мы можем сделать два вывода. Раскольников убивает старуху-процентщицу, чтобы подтвердить свою теорию о людях обыкновенных и исключительных и доказать себе, что он именно исключительный.

Для него это тест, проверка своих способностей. И сам автор посредством художественно выразительных средств уже в 6-й главе опровергает теорию главного героя. О несостоятельности теории Раскольникова говорит также тот факт, что все награбленное он так и не использовал. Он спрятал украденные вещи под камнем, а не направил на благое дело. Автор хотел показать убийство грязным преступлением. Для этого он очень подробно описывает как и саму убитую, так то, как Родион пытается замыть следы преступления. Как бы он не старался скрыть свое причастие к содеянному, он так и не оттер кровь на изнаночной стороне пальто. Этот момент подчеркивает то, что совершив убийство, Родион навсегда запятнал не только свою одежду, но и собственную душу. Значение и роль сцены в произведении Анализируемая сцена убийства играет первостепенную роль во всем романе.

Именно в ней читатель может наблюдать самую низшую степень падения Родиона Раскольникова. До этого писатель рассказывает о том, как Раскольников постепенно разрушает собственную жизнь и ее моральные аспекты.

Ответ: «Что, неужели уж начинается, неужели это уж казнь наступает? Вон, вон, так и есть! Его не покидало чувство незаконченности, он думал, что даже память его подводит. Слишком был напуган и растерян.

Ответ: Он не мог трезво мыслить, и, когда произошел разговор Никодима Фомича с Ильей Петровичем об смерти старухи, Раскольников переволновался и упал в обморок. Ответ: Родион Раскольников долго думал , куда спрятать украденное, позже, когда он выбрал несколько вариантов: куст, канава, вода, он заметил камень и решил, что спрячет все под него, ведь под камнем, был убежден Раскольников, искать никто не будет. Ответ: Его покоробило то, что Разумихин рассказал о внезапном приходе Заметова и о заемном письме. Ответ: Он сбежал, фактор, который сразу поставил в уверенность всех, что Митрий виновен, его показания были противоречивыми. Ответ: «Да чего тут объяснять: дело ясное! По крайней мере дорога, по которой надо дело вести, ясна и доказана, и именно коробка доказала ее.

Настоящий убийца обронил эти серьги. Убийца был наверху, когда Кох и Пестряков стучались, и сидел на запоре. Кох сдурил и пошел вниз; тут убийца выскочил и побежал тоже вниз, потому никакого другого у него не было выхода. На лестнице спрятался он от Коха, Пестрякова и дворника в пустую квартиру, именно в ту минуту, когда Дмитрий и Николай из нее выбежали, простоял за дверью, когда дворник и те проходили наверх, переждал, пока затихли шаги, и сошел себе вниз преспокойно, ровно в ту самую минуту, когда Дмитрий с Николаем на улицу выбежали, и все разошлись, и никого под воротами не осталось. Может, и видели его, да не заметили; мало ли народу проходит? А коробку он выронил из кармана, когда за дверью стоял, и не заметил, что выронил, потому не до того ему было.

Коробка же ясно доказывает, что он именно там стоял. Вот и вся штука!

Раскольников внутри и снаружи

Основное наказание Раскольникова состояло в его душевних муках и терзаниях на почве ложных теорий. 1. В чем Раскольников видит начало "казни"? Главная» Вопросы и ответы» В чем раскольников видит начало казни.

Анализ эпизода "Убийство старухи процентщицы" (3 примера)

В его душе, как и в душе Раскольникова, идёт борьба добра со злом верх берёт зло: Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. И Родион понимает, что это так, потому что оба они, хоть и по разным причинам, «перешли через кровь». Пётр Петрович Лужин. Кто такой Лужин? Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова и почему?

Впечатления о Лужине усугубляются при анализе сцены «объяснения» между Лужиным и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Что превыше всего ценил Лужин в жизни и почему его раздражал разрыв с Дуней? Лужин не может смириться и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин своё решение.

Поступки Общее с теорией Раскольникова Негодяй Лужин — это сладострастное ничтожество, которое стремится властвовать. Пытается опорочить Соню подсовывает ей сторублёвую купюру, чтобы поссорить Родиона с семьёй. Он хочет жениться на сестре Родиона Дуне и получает удовольствие от её зависимости. Дуня готова в ыйти за этого преуспевающего дельца без любви. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, - чтобы вытащить семью из нищеты и помочь брату завершить образование.

Лужин спокойно переступает через все преграды на своём пути. В чём заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. В чём «правда» Сони, по каким принципам она живёт, во имя чего «переступила» героиня?

Жизнь тяжела и для Раскольникова, и для Сони. Но как воспринимают её герои? Почему в собеседники Раскольников выбрал именно Соню? Что показалось странным Раскольникову у Сони, почему? Каков результат первого разговора Раскольникова и Сони?

Почему Раскольников заставляет Соню читать Евангелие? Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз? Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня кроткая, тихая? Что главное в поведении Сони? Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории?

Докажите, что писать утверждает в романе «правду» Сони Мармеладовой. Проследим, как происходит воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Как вы ответите на вопросы, которые задаёт себе Раскольников об отношении каторжников к нему и Соне? С ранних лет видела вокруг себя лишь пьяные ссоры, болезни, разврат и человеческое горе.

Соня — «блудница», как пишет о ней Достоевский. Она вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти свою семью. Чтобы помочь мачехе и её детям, она фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет свою чистоту. Её душа переполнена христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Главные черты Сони Мармеладовой.

Чтобы облегчить жизнь своей семьи, своих близких, девушка приносит себя в жертву. Вся её жизнь — самопожертвование. Когда Раскольников говорит с ней о самоубийстве как о единственно достойном выходе, она его прерывает напоминанием о родных: «А с ними-то что будет? Любовь к ближним лишает её даже такого выхода, как смерть. Девушка не возмущается и не протестует — она покорилась судьбе.

Смирение Сони Достоевский противопоставляет бунту Раскольникова. Терпение Сони и её жизненная сила во многом происходят от её веры. Она верит в Бога, в справедливость слепо, не вдаваясь в сложные философские рассуждения. Все её поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. Сохранить в себе искру человеческого помогает вера в Бога.

Именно Соне обязан Родион Раскольников своим духовным возрождением. Её исстрадавшаяся, но чистая душа способна даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться с ним. В сущности, отношение Сони к Раскольникову — это отношение Бога к человеку, то есть всепрощение. Она вернула Родиона к истине словами Евангелия и примером собственной жизни. Религия в романе является способом решения нравственных проблем , а Соня, по замыслу автора, несёт в себе Божественное начало.

Сон как художественный приём. Сон — это общение человека со своим сознанием. Сны зависят от психического состояния человека и оказывают огромное влияние на его внутренний мир. Он — часто продолжение событий, произошедших днём. Во сне человек продолжает чувствовать, переживать и размышлять.

Художественный приём. Введение в произведение сна — излюбленный приём многих писателей сны Татьяны Лариной, Ильи Ильича Обломова. Приём даёт возможность проникнуть в самые скрытые свойства души героя, в его подсознание. Первый сон Раскольникова. Родион видит сон до преступления, в пору мучительных раздумий.

Сон выполняет функцию экспозиции: знакомит читателя с людьми, которые будут встречаться на протяжении романа. Это болезненный сон, его действие происходит в детстве Родиона. Снится, будто они с отцом в праздничный вечер проходят мимо кабака и видят, как пьяные мужики избивают маленькую лошадёнку, запряжённую в огромную телегу. Мальчик пытается заступиться, но на глазах у толпы несчастную клячу добивают железным ломом. Родион плачет, хочет кричать.

Сон несёт смысловую нагрузку: открывает истинное состояние души Родиона, показывает, что задуманное им насилие противоречит его собственной натуре. Во сне присутствуют два противоположных места: кабак и церковь на кладбище. Кабак — олицетворение пьянства, зла, низости, грязи его обитателей. Но любой русский начинает жить в церкви и заканчивает её там же. Церковь не случайно находится в 300 шагах от кабака.

Это небольшое расстояние показывает, что человек в любой момент может прекратить грешить и начать новую, праведную жизнь. Значение снов Раскольникова. Сон после убийства. Сон-крик заполнен страшными звуками: «…. Всё существо героя воспротивилось совершённому убийству, и лишь воспалённый мозг уверяет себя в том, что теория верна, что убийство так же обычно, как смена дня и ночи.

В этом сне местом действия является лестница, которая символизирует борьбу добра и зла в душе Раскольникова. Сон, в котором Родион повторяет убийство. Обстановка во сне напоминает царство мёртвых. Но всё мертво только для Родиона — для остальных людей мир не изменился. Люди стояли внизу, а Родион был выше всей толпы, всех этих «тварей дрожащих».

Он — Наполеон, гений и не может стоять на одной ступени с быдлом. Но люди внизу осуждают Раскольникова, смеются над его попытками изменить мир через убийство старушонки. Он видит, что ничего не изменил: старуха жива и смеётся над ним вместе с толпой. Сон про оазис. Родиону грезится тот идеальный мир, который будет создан им, гением, спасителем человечества.

Он мечтает о создании на земле Нового Иерусалима, описание этого мира напоминает Эдем. Сначала это будет небольшой оазис счастья среди бескрайней пустыни горя неспроста оазис находится в Египте: Египетский поход — начало карьеры Наполеона. Описание наполнено красивыми эпитетами. Сон на каторге. Мир-оазис из предыдущего сна осуждён в жертву какой-то страшной и неслыханной мировой язве.

Родион видит плоды своей теории. Сон наполнен ужасными картинами человеческий мучений он — полная противоположность сну про оазис. После этого сна Родион понял наконец страшную сущность своей теории и отказался от неё. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Поиск истины.

Теория Раскольникова делит людей на «слабых» и «сильных». Родиона мучает вопрос, кто он сам: «тварь дрожащая» или «право имеет». Герой не учитывает главного: убийство противно самой природе человека. Совершив преступление, он остро ощущает невозможность оставаться с людьми и страдает от невозможности общения с матерью и сестрой. Куда же отнести их по своей теории, к какому разряду людей?

По логике они относятся к «слабым людям», к «низшему разряду», а значит, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы в любую минуту. Получается, что по своей теории он должен презирать и убивать всех, кого любит. Ему невыносимы эти мысли и то, что его теория схожа с теориями Лужина и Свидригайлова. Раскольников сам становится жертвой содеянного: «Я себя убил, а не старушонку». Он постигает ошибочных своих заблуждений через тяжкие страдания и постепенно возрождается к новой жизни.

В письме старшему брату Михаилу Достоевский писал, что семья Исаевых из-за алкоголизма Александра Ивановича «впала в ужасную бедность», при этом сам чиновник — «натура сильно развитая, добрейшая» [44]. Кроме того, одним из возможных прототипов Мармеладова был литератор Пётр Никитич Горский , которого с Достоевским связывала работа в журнале « Время ». Когда Горский попал в лечебницу для душевнобольных, Фёдор Михайлович навещал его и поддерживал деньгами [45]. Наконец, в истории Мармеладова воплотились элементы биографии Николая Михайловича Достоевского — младшего брата писателя, уволенного со службы из-за алкоголизма и до самой смерти прозябавшего в нищете [46] [47]. Судя по рассказу Семёна Захаровича, его супруга в молодости имела все шансы стать блестящей дамой: она окончила с золотой медалью губернский дворянский институт, на выпускном балу «с шалью танцевала при губернаторе» такое право предоставлялось лишь особо отличившимся воспитанницам [48]. Затем Катерина Ивановна вышла замуж за пехотного офицера и покинула родительский дом. Её первый муж оказался человеком лихим и бесшабашным, к тому же игроком; после картёжного проигрыша он попал под суд и скоро умер. Вдова осталась с тремя маленькими детьми «в уезде далёком и зверском» — там и произошла её встреча с Семёном Захаровичем [42].

Придя в дом к Мармеладовым, Родион Романович видит перед собой высокую тонкую женщину лет тридцати, «с прекрасными тёмно-русыми волосами и раскрасневшимися до пятен щеками», с блестящими, точно в лихорадке, глазами [49]. Как следует из исповеди Мармеладова, именно Катерина Ивановна в минуту полного отчаяния подтолкнула падчерицу на панель. Кроткая Соня растерялась: «Что ж, Катерина Ивановна, неужели мне на такое дело пойти? Эко сокровище! Однако развитие событий показывает, что Соня принимает решение самостоятельно, да и Мармеладов, повествующий об этом драматическом эпизоде, просит Раскольникова не судить его жену слишком строго: «Не в здравом рассудке сие сказано было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших» [50]. Когда Соня, вернувшись с улицы, отдала Катерине Ивановне первые заработанные деньги, та «весь вечер в ногах у ней на коленях простояла, ноги ей целовала, встать не хотела» [51]. Достоевская — вероятный прототип Катерины Ивановны Во время поминок, устроенных на деньги Раскольникова, Катерина Ивановна показывает собравшимся гостям похвальный лист, полученный ею при выпуске из института, и делится планами по созданию в её родном городе Т. Осуществить свои намерения вдове не удаётся: после шумной ссоры с квартирной хозяйкой и скандала, разразившегося из-за обвинений Сони в воровстве, Катерина Ивановна покидает жилище.

Находясь при смерти в комнатке, снимаемой падчерицей, она прощается с миром отчаянными восклицаниями: «Уездили клячу! По уточнению литературоведа Леонида Гроссмана, портрет героини был «списан с покойной жены писателя в период её медленной агонии » [47]. Люди, знавшие Марию Дмитриевну, характеризовали её как «натуру страстную и экзальтированную» [53]. Она, как и Катерина Ивановна, осталась после смерти первого мужа в Сибири, без поддержки со стороны близких, с маленьким сыном на руках [48]. В то же время исследователи полагают, что в характере Катерины Ивановны отразились и некоторые черты близкой знакомой Достоевского — Марфы Браун Елизаветы Хлебниковой , которая, выйдя замуж за спивающегося литератора Петра Горского, попала в положение крайней нужды [54]. Основная статья: Соня Мармеладова По мнению ряда критиков, образ Сони Мармеладовой относится к числу творческих неудач Достоевского; их основные претензии к автору «Преступления и наказания» связаны с тем, что эта «глубоко идеальная», несущая явный дидактический посыл героиня создана прежде всего для выражения религиозно-этических взглядов Фёдора Михайловича. Так, литератор Николай Ахшарумов считал, что «задумана она хорошо, но ей тела недостаёт» [55]. Литературовед Яков Зунделович называл Соню «только рупором идей».

С ними не соглашался Валерий Кирпотин: И. Соня у постели умирающего Мармеладова Если бы образ Сони являлся только рупором для произнесения церковно-догматических прописей, он бы действительно не имел художественного значения. Однако с устранением Сони роман бы сильно пострадал, а структура его, может быть, и совсем распалась. Свести образ Сони Мармеладовой к голой схеме оказывается невозможным [57]. Соня, судя по рассказу Семёна Захаровича Мармеладова, не получила серьёзного образования: её отец пытался в домашних условиях изучать с дочерью историю и географию, однако из-за отсутствия нужных пособий уроки были быстро прекращены. Круг чтения героини ограничился несколькими романами и популярным в 1860-х годах сочинением Джорджа Льюиса «Физиология обыденной жизни». Поначалу Соня шила вещи на продажу, но прибыли эта работа почти не приносила: один из покупателей «не только денег за шитьё полдюжины голландских рубах до сих пор не отдал, но даже с обидой погнал её… под видом, будто бы рубашечный ворот сшит не по мерке и косяком» [58]. Описание внешности Сони дано в романе трижды.

В момент прощания с умирающим отцом она появляется в жилище Мармеладовых в одежде проститутки: «Наряд её был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своём особом мире». Позже, в комнате Раскольникова, она предстаёт «скромной и даже бедно одетой девушкой, очень ещё молоденькой, почти похожей на девочку… с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». Наконец, в одной из сцен Родион Романович видит перед собой «другую» Соню — герой с удивлением обнаруживает, что её «кроткие голубые глаза» могут «сверкать огнём» [59]. После получения «жёлтого билета» Соня стала снимать жильё в квартире портного Капернаумова [59]. Раскольников, придя к ней домой, видит странную обстановку: один угол выглядит слишком острым, другой кажется «безобразно тупым»; при почти полном отсутствии мебели выделяется комод, «как бы затерявшийся в пустоте». На комоде лежит Евангелие подаренное, как выясняется, сестрой процентщицы Лизаветой [60] — старая, многократно прочитанная книга в кожаном переплёте. По данным исследователей, автор романа при описании Евангелия взял за основу собственный экземпляр, полученный им в тобольском остроге от жён декабристов ; впоследствии Достоевский вспоминал: «четыре года пролежала она [книга] под моей подушкой в каторге» [61]. Для Родиона Романовича встреча с Соней является знаковой — герои пересекаются в тот момент, когда «их души ещё обнажены для боли» [62].

Понимая, как много страданий выпало на долю юной Мармеладовой, Раскольников надеется сделать её своей союзницей. Именно ей он рассказывает о мотивах совершённого преступления: «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина» [63]. Пытаясь объяснить Соне свою идею, он предлагает ей решить, кто более достоин жизни, — оклеветавший её Лужин или несчастная Катерина Ивановна. Этот вопрос непонятен Соне, у которой своя логика: «И кто тут меня судьёй поставил: кому жить, кому не жить? Литературной «сестрой» Сони является Лиза — персонаж повести « Записки из подполья » [65]. Кроме того, судьба Сони как и её мачехи Катерины Ивановны во многом совпадает с историей героини некрасовского стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…» 1847 , которая, оказавшись в трагической ситуации, ищет способы спасения себя и своего мужа на улице : «Я задремал. Аркадий Иванович Свидригайлов править П. Свидригайлов Свидригайлов в романе выполняет роль своеобразного двойника Раскольникова [19] — подобный художественный приём, как считают исследователи, обычно позволял Достоевскому развивать заданную тему в разных вариациях и создавать несколько проекций одной идеи.

Аркадий Иванович и сам сознаёт, что, говоря словами литературоведа Виктора Шкловского , является «тенью Раскольникова», — не случайно в одном из диалогов он обращается к Родиону Романовичу со словами: «Ну, не сказал ли я, что между нами есть какая-то общая точка, а?

В частности, важным вопросом был размер этих процентов. После повторной жалобы следовал штраф или арест. Этого требовало развитие экономики, рост потребностей населения и сокращение их доходов. Поэтому Алена Ивановна в каком-то смысле знак времени.

Тайна белой горячки и ипохондрии Практически первое, что мы узнаем о герое, — это его плохое состояние: «…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию». Медицина в XIX веке, как и сейчас, понимала под ипохондрией чрезмерное внимание к своему здоровью и постоянные опасения за свою жизнь. Даже из этой короткой цитаты понятно, что это классическое определение вряд ли применимо к Раскольникову. Это, впрочем, не единственная загадочная болезнь героя. Однако Достоевскому важно не столько то, что кровь запекаться начала, а то, что она «кричит».

По словам нескольких персонажей, Раскольников страдает белой горячкой. Вот что говорит его мать, ссылаясь на хозяйскую служанку Настасью: «Говорит она нам вдруг, что ты лежишь в белой горячке и только что убежал тихонько от доктора, в бреду, на улицу и что тебя побежали отыскивать». Но ни разу не упрекнули Достоевского в том, что он сделал Раскольникова пьяницей. Источники Белов С.

Когда работники поинтересовались у Раскольникова, что ему нужно, он «встал, вышел в сени, взялся за колокольчик и дернул. Тот же колокольчик, тот же жестяной звук! Он дернул второй, третий раз; он вслушивался и припоминал. Прежнее, мучительно-страшное, безобразное ощущение начинало все ярче и живее припоминаться ему, он вздрагивал с каждым ударом, и ему все приятнее и приятнее становилось». Раскольников говорит, что «тут целая лужа была», а теперь кровь вымыли. Спустившись по лестнице, Раскольников направляется к выходу, где встречает несколько человек, среди которых дворник, который спрашивает у него, зачем он пришел.

Дворник и прочие решают, что не стоит с ним связываться, и гонят прочь. Глава 7. Эпизод «Ранение Мармеладова под колесами пролетки и его смерть». Раскольников видит толпу людей, которая окружила только что раздавленного лошадьми человека, «худо одетого, но в «благородном» платье, всего в крови». Барская коляска стоит посреди улицы, и кучер причитает, что кричал, дескать, ему остеречься, но он был пьян. Раскольников узнает в несчастном Мармеладова. Он просит позвать доктора и говорит, что знает, где живет Мармеладов. Раздавленного несут домой, где трое детей, Поленька, Лидочка и мальчик, слушают воспоминания Катерины Ивановны о их прошлой жизни. Жена Мармеладова раздевает мужа, а Раскольников посылает за доктором. Катерина Ивановна отправляет Полю к Соне, кричит на собравшихся в комнате.

Мармеладов при смерти. Посылают за священником. Доктор, осмотрев Мармеладова, говорит, что тот вот-вот умрет. Священник исповедует умирающего, а затем причащает его, все молятся. Появляется Соня, «тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позором выдающеюся целью». Она «была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Перед смертью Мармеладов просит прощения у дочери. Умирает на руках у нее. Раскольников дает Катерине Ивановне двадцать пять рублей и уходит. В толпе он натыкается на Никодима Фомича, с которым не виделся с момента сцены в конторе.

Никодим Фомич говорит Раскольникову: «Как вы, однако ж, кровью замочились», на что тот замечает: «Я весь в крови». Раскольникова догоняет Поленька, которую послали за ним мать и Соня. Раскольников просит ее помолиться за него и обещает прийти завтра. Он думал: «Сила, сила нужна: без силы ничего не возьмешь; а силу надо добывать силой же, вот этого они и не знают». Заходит к Paзумихину. Тот провожает его домой и во время беседы признается, что Заметов и Илья Петрович подозревали Раскольникова в убийстве, но Заметов теперь в этом раскаивается. Добавляет, что следователь Порфирий Петрович его родственник, хочет познакомиться с Раскольниковым. Раскольников говорит, что видел, как умер один человек, и что он отдал все деньги его вдове. Подойдя к дому, они замечают в окне свет. В комнате дожидаются Раскольникова мать и сестра.

Увидев его, они радостно бросаются к нему. Родион теряет сознание. Разумихин успокаивает женщин. Они ему очень благодарны, так как наслышаны о нем от Настасьи. Придя в себя, Раскольников просит мать, Пульхерию Александровну, которая намеревалась остаться ночевать подле сына, вернуться туда, где они с Дуней остановились. Разумихин обещает, что побудет с ним. Раскольников рассказывает сестре и матери, с которыми не виделся три года, что выгнал Лужина. Он просит сестру не выходить замуж за этого человека, так как не хочет от нее такой жертвы. Мать и сестра в растерянности. Поиск по базе Разумихин им обещает, что все уладит.

Авдотья Романовна хоть и не пугливого была характера, но с изумлением и почти даже с испугом встречала сверкающие диким огнем взгляды друга своего брата, и только беспредельная доверенность, внушенная рассказами Настасьи об этом странном человеке, удержала ее от покушения убежать от него и утащить за собою свою мать». Разумихин провожает обеих дам до нумеров, где они остановились. Дуня говорит матери, что «на него можно положиться». Она «была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, — что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у ней был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед». Мать ее выглядела моложе своих сорока трех лет. Это был портрет Дунечкинова лица, только двадцать лет спустя».

Разумихин приводит к женщинам Зосимова, который рассказывает им о состоянии Раскольникова. Разумихин и Зосимов уходят. Зосимов замечает: «Какая восхитительная девочка эта Авдотья Романовна! Заказать работу Глава 2. Утром Разумихин понимает, что «с ним совершилось что-то необыденное, что он принял в себя одно, доселе совсем неизвестное ему впечатление и непохожее на все прежние». Он боится думать о вчерашней встрече с родственницами Раскольникова, так как был пьян и допустил много непозволительного. Он видится с Зосимовым, который упрекает его в том, что он много болтает. После этого Разумихин направляется в нумера Бакалеева, где остановились дамы. Пульхерия Александровна расспрашивает его о своем сыне. Обратите внимание на характеристику, данную Раскольникову Разумихиным: «Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд, — рассказывает Разумихин, — в последнее время а может, гораздо прежде мнителен и ипохондрик.

Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив! Всё ему некогда, всё ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Не насмешлив, и не потому, чтобы остроты не хватало, а точно времени у него на такие пустяки не хватает. Не дослушивает, что говорят. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то». Они говорят о том, как Раскольников хотел было жениться, да свадьба из-за смерти невесты не состоялась.

Пульхерия Александровна рассказывает, что они утром получили записку от Лужина, который вчера должен был их встретить на вокзале, но прислал лакея, сказав, что придет утром следующего дня.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий