Новости петр петрович кащенко

Врача нашего, Петра Петровича Кащенко, во всей Нижегородской губернии знают! Во многих справочных и энциклопедических изданиях советского периода местом рождения Петра Петровича Кащенко ошибочно назван город Ейск. Встреча психиатров четырех стран прошла в больнице им. П.П. Кащенко. VIII Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии» собрала в психиатрической больнице им. П.П. Кащенко около 300. И Пётр Петрович Кащенко, который, помнится, с юности был бунтарём, будто бы забыл про свой почтенный возраст и пошёл на баррикады, создавая летучие медицинские бригады. Потом возглавил один из нелегальных межпартийных Красных крестов. Петр Петрович Кащенко (1859-1920) был известным русским психиатром.

Жизнь легендарного врача-психиатра П.П. Кащенко #1

На формирование мировоззрения В. П. Кащенко большое влияние оказывал его старший брат Петр Петрович Кащенко (1858—1920) — известный деятель отечественной психиатрии. Петра Петровича Кащенко. 1881 г. Главархив Москвы Расписка вдовы коллежского секретаря А.А. Горенкиной о разрешении своей дочери Вере Александровне Горенкиной вступить в брак с Петром Петровичем Кащенко. Исследователи Анна Ветлугина и Дмитрий Максименко рассказывают о Петре Петровиче Кащенко, руководителе нескольких психиатрических больниц — в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве.

Содержание

  • MARC-запись (MARC21)
  • Арабский халифат и его распад
  • Navigation menu
  • Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко
  • Кащенко — Молодая Гвардия

Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко

Именно из-за его общественной деятельности началась ерундовина, растянувшаяся на 70 лет. В 1922 году московской больнице имени Н. Алексеева присвоили имя Кащенко. С точки зрения победившего пролетариата всё было правильно. Алексеев — из купцов, значит, эксплуататор.

На учебных занятиях, в играх и повседневном быту все было построено так, чтобы индивидуум воспитывался социально однородной средой товарищей дети понятия не имели об имущественном положении родителей членов их коллектива , а такое воспитание, считал Всеволод Петрович, прочнее и успешнее, чем многочисленные ухищрения педагогов. Разумеется, не следует абсолютизировать этот опыт — на него нужно смотреть в контексте тогдашних исторических условий, всей идеологической атмосферы и политических отношений. Текущая жизнь накладывает свою печать на повседневные действия, а главное —на мышление. Мы живем мыслями эпохи.

Она, образно говоря, навязывает нам себя. Меняется жизнь, наполняясь новым, более глубоким и разносторонним содержанием, — богаче становится и содержание человеческих суждений, представлений, понятий. И о возможностях воспитания молодого поколения в труде и коллективе мы судим сегодня иначе, нежели много десятилетий назад, будучи обогащенными накопленным за это время практическим педагогическим опытом, теоретическими достижениями наук о ребенке. Но было бы в высшей степени вульгарно с высоты сегодняшнего уровня теории и практики высокомерно отзываться об успехах первопроходцев науки о детской исключительности, во главе которой в 10-20-х годах стоял Всеволод Петрович, преодолевая не только сложности необычного предмета своей деятельности, но и разного рода противоречивые обстоятельства, материально-бытовые трудности. О том, что в его школе одной из ведущих заповедей было и есть воспитание и развитие в детях коллективизма, В. Кащенко напоминает и в предисловии к сборнику статей в 1922 году. А спустя четыре года вновь подчеркивает, что вопрос развития и изучения коллективизма среди дефективных детей «всегда представлял чрезвычайный интерес». Сотрудник Всеволода Петровича Георгий Васильевич Мурашев выступает в редактируемом Кащенко сборнике «Проблемы изучения и воспитания ребенка», где рассказывает о программном методе изучения жизни детского коллектива, о специальной карте учета поведения детского коллектива.

Едва ли, — писал он, — можно говорить о воспитании ребенка, не имея в виду воспитания детского коллектива, один из путей воспитания индивидуума есть воспитание коллектива, к которому индивидуум принадлежит». Влияние среды на формирование развивающейся личности громадно — таков принципиальный тезис Кащенко, в соответствии с которым он строит систему педагогического влияния на ребенка. Медико-педагогическая станция не замыкалась в узком кругу вопросов дефектологии и лечебной практики, она ставила и животрепещущие проблемы, над которыми работала и массовая школа. Несколько раз в году проводились совещания с родителями воспитанников —они носили консультативный и общепросветительский характер. Сотрудники вели пропаганду начал педагогики и психосоциальной гигиены среди трудящихся Москвы. Возрастал поток посетителей, в том числе и из-за рубежа, желавших непосредственно познакомиться с деятельностью медико-педагогической станции. Было начало осени 1926 года. Начинался новый учебный семестр.

И вдруг как снег на голову свалилось ошеломляющее известие: Кащенко освобождается от занимаемой должности ведомственным решением и назначается новый директор Медико-педагогической станции. В тогдашних условиях мотивировок в подобных случах подчас и не требовалось. Никаких обвинений или критических доводов высказано Всеволоду Петровичу не было. Поползли слухи, разного рода домыслы, намеки... Пришел новый руководитель Медико-педагогической станции — довольно молодой человек, достаточно самоуверенный и высокомерный. Одним из первых его решительных действий было уничтожение ставшего популярным в стране Музея исключительного детства—все экспонаты, стенды, макеты, фотографии, документы «удивительное музейное собрание, интереснейшие экспонаты», как отзывался обо всем профессор А. Грибоедов были грубо выброшены на мусорную свалку. Погибла, в частности, собранная лично Всеволодом Петровичем уникальная коллекция портретов всех известных дефектологов мира — прошлого и современности.

Восстановить ее уже никогда не удастся. Всеволод Петрович сдержанно реагировал на происшедшее. Даже в кругу близких скрывал глубоко в себе боль и горечь. Он продолжал участвовать в разного рода комиссиях, читать лекции, консультировать; с 1926 по 1932 год вел работу в Московском областном Доме работников просвещения в качестве председателя секции изучения и воспитания исключительных детей; руководил разработкой педагогами Москвы и Московской области научно-методических вопросов лечебной педагогики; принимал участие в массовых мероприятиях Московского областного Дома работников просвещения. В период с 1928 по 1932 год совместно с Н. Семашко и профессором Каннабихом Кащенко провел массовую лекционную кампанию на тему «Нервные дети. Единственный ребенок», выступал в рабочих клубах, по радио. В 1928 году начал издаваться журнал «Вопросы дефектологии», и В.

Кащенко был включен в состав редколлегии. В свет вышло всего 18 номеров в 1931 году журнал прекратил свое существование , но издание сыграло большую роль в подготовке всеобщего обязательного обучения аномальных детей, а также в разработке системы воспитания и обучения детей с недостатками слуха, зрения, речи и интеллекта в нашей стране; на страницах журнала публиковались многие учителя-практики. Большинство из тех статей сохраняет научную ценность и актуальность поныне. Одновременно состоял профессором-консультантом поликлиники 2-го Государственного медицинского института по тем же специальностям дважды — в 1933 и 1936 годах — был здесь премирован как ударник. Сохранилась справка за подписью Марии Федоровны Андреевой о том, что с 1933 года В. Кащенко вел при Московском Доме ученых активную общественную работу, участвуя в кружке по работе с детьми, а также в Консультации по психоневротическому, трудному и умственно-дефективному детству. В этот период Всеволод Петрович и пишет свою последнюю книгу об исправлении недостатков характера детей и подростков, которая, к счастью, доходит до нас как завещание выдающегося врача и педагога, просветителя-гуманиста, замечательного гражданина, человека нового времени, воплотившего в себе лучшие его черты. Кащенко в ученой степени кандидата педагогических наук без защиты диссертации.

Скромная, скажем прямо, оценка научных заслуг пионера советской дефектологии, одного из основоположников советской школы дефектологии. Удивительно, что в нем был проигнорирован Петр Петрович Кащенко, выдающийся отечественный психиатр, сыгравший значительную роль в становлении советского здравоохранения. Однако в этом томе мы находим краткую, но специально посвященную его брату статью — факт примечательный, учитывая, что Всеволод Петрович был в ту пору если не в явно опальном положении, то нарочито оттесненным на периферию науки. Значит, с его заслугами, с его объективным значением в нашей культуре нельзя было уже тогда не считаться. Однако с трудом сдерживаемая неприязнь людей, занявших ключевые места в той научно-педагогической области, которой он отдал жизнь, сквозит в строках канонического издания. Да, он в 1908 году создал в Москве санаторий-школу для дефективных детей, но почему далее говорится, что она лишь «служила базой для работы ряда дефектологов»? Во-первых, он сам как ученый возглавлял педагогов-дефектологов, а во-вторых — это была исходная база формирования государственно организованной дефектологии как самостоятельного педагогико-психологического направления в научной и вузовской жизни нашего общества. Санаторий-школа В.

Кащенко явился прообразом института человека разумеется, в рамках своих исторических возможностей, в меру развитости производительных сил и духовного производства своего времени, степени развития социальных отношений и наличных теоретических ресурсов. Читаем, однако, далее: «Изданная в 1912 году под редакцией и с участием К. Здесь необходима существенная поправка: не «одним из», а первым русским учебником, положившим действительно научное начало такой литературе в нашей стране. И, наконец, тезис, совершенно непозволительный для справочного пособия общекультурной и социально-политической важности: «На работах К. Как раз наоборот, на его работах, особенно последних, лежала отчетливая печать научно-материалистического понимания сущности личности. Можно подумать, что анонимный автор статьи был просто не знаком с трудами Кащенко и пользовался заимствованными мнениями, если не предположить заведомой тенденциозности и сознательного искажения истины. Что касается методологических взглядов Кащенко то, отнюдь не преувеличивая и тем более не абсолютизируя их философского уровня, но рассматривая их в контексте господствующего теоретического сознания своего времени, обратимся к изданному в 1926 году под его редакцией труду «Проблемы изучения и воспитания ребенка». Уже в предисловии он пишет: «Вопрос о социальных условиях развития ребенка, вне всякого сомнения, самый существенный вопрос...

За его подписью идет глава 4 под названием «Социальный профиль», которую он начинает словами: «Влияние социальной среды на формирование личности развивающегося ребенка громадно. Зачастую оно имеет определяющее значение» с. Что касается влияния наследственности, то оно, «как оказывается, не единственное и не безусловное» там же. Эти последние влияния в конечном счете часто решают дело... Он указывает, что в жизни имеют место случаи, «когда дефективность, болезненные или неправильные черты ребенка обязаны своим происхождением исключительно среде, например, влиянию известных семейных условий, хотя бы родились дети здоровыми, не отягощенными наследственностью» с. Далее излагается опыт учета социальных факторов в педагогической практике возглавляемой Кащенко школы, даются конкретные методические рекомендации. Социологическая доминанта, если можно так выразиться, пронизывает и все содержание монографии В. Кащенко и Г.

Мурашева «Исключительные дети. Их изучение и воспитание» М. Пришлось невольно остановиться на частном факте ввиду того, что ложные формулировки и противоречащая истине оценка замечательного ученого и педагога в энциклопедическом издании вошли впоследствии и в авторитетные печатные труды в том числе справочные , искажая не только представление о нем, но и историю впервые поднятой им в обществе проблемы, целеустремленная разработка которой выросла к нашим дням в большую науку. В последние годы жизни Кащенко возрастные болезни все больше давали о себе знать. Война застала его почти инвалидом. Он умер в Москве 30 ноября 1943 года. Похоронен рядом с братом на Новодевичьем кладбище. С тех пор прошло более полувека.

За это время из скромного медико-педагогического направления выросла мощная магистраль познания и практики, возникла широкая сеть лечебных, консультативных и исследовательских подразделений, оказывающих разностороннюю помощь детям с физическими и психическими недостатками. Печально, правда, что системный кризис, охвативший наше общество в последние годы, не миновал и данной сферы, но накопленный опыт и воплощенные в печатных трудах творческие завоевания служат залогом будущих успехов «исключительной педагогики». Вопросы изучения аномальных и исключительных детей, их компенсаторных возможностей, научной обоснованности системы воспитания и обучения детей с отклонениями в умственном и физическом развитии все более заботят специалистов. Чтобы не сбылся этот печальный прогноз, требуются усилия не только ученых и родителей, но и общества в целом. На этом настаивал в свое время Всеволод Петрович Кащенко. Об этом говорилось и на состоявшейся минувшим летом в Москве международной конференции «Особый ребенок и его окружение: медицинские, психологические и социальные аспекты». Анализируя сложившуюся ситуацию в российской психолого-психиатрической службе, участники конференции предложили принять закон о защите прав ребенка, который оградил бы детей от психологического, физического и сексуального насилия, в том числе в собственных семьях. Предложено также ускорить принятие Закона Российской Федерации о благотворительных и некоммерческих организациях, что позволило бы расширить деятельность негосударственных структур, оказывающих помощь детям.

Благо музыкант дает их регулярно. Кстати, с удовольствием наслаждается его музыкой и медперсонал. В минуты эйфории Кольцов судорожно переписывает цитаты из книг в свой блокнотик, с которым не расстается. Научно это состояние называется алкогольная деменция, — рассказывает Смирнов. Есть и такие, кто видит демонов в людях — это самые опасные персонажи.

За ними необходимо постоянно следить. Например, у одного мужчины было непреодолимое желание свернуть кому-то шею. Его задержали, когда он как раз хотел это желание осуществить. Интересно, что нет четкого предписания, когда больного следует выписать. Как правило, пациента выписывают тогда, когда у него длительное время нет психозов.

Но не позднее чем через полгода. Иными словами, психически нездоровые и социально опасные люди живут среди нас. Потому что больница — это не тюрьма, и в заключении человека держать не имеют права без определения врача. А положить снова можно, если только опять найдутся неопровержимые доказательства, что человек опасен. Многие пациенты не желают уезжать из больницы имени Алексеева.

Оно и понятно: здесь их не только наблюдают врачи, им делают массаж, устраивают праздники, показывают спектакли, обучают в мастерских различным ремеслам и даже… водят в театры и музеи! Только тех, у кого нет психоза и обострения. У кого они есть — тем из палаты выходить нельзя. Оттого случаются и побеги. Удирают пациенты часто.

Несколько раз больные сбегали из «Кащенко » абсолютно голыми! Это нетрудно — в заборе, окружающем комплекс, множество дыр, да и перелезть его можно. Вернуть удается не всех сбежавших. Довольно часто больные прибегают домой, так их «сдают» сами родственники. Всего в «Кащенко » проходят лечение полторы тысячи человек.

По желанию пациенты работают: помогают в столовой, прачечной, мастерских, вырезают изделия из дерева. Многие из них совсем не похожи на сумасшедших и вполне могли бы работать в обществе. Но опыт стран, попробовавших открыть двери психиатрических больниц , оказался неудачен: сейчас там в срочном порядке появляются новые клиники. И все потому, что общество оказалось слишком агрессивным к самым, пожалуй, беззащитным людям — душевнобольным. Существует легенда, что один из купцов предположительно Ермаков заявил Алексееву: «Поклонись при всех в ноги — дам миллион на больницу».

Алексеев так и сделал. Для строительства был приобретен земельный участок за Серпуховской заставой у купца Канатчикова, а на деньги Ермакова был выстроен Ермаковский корпус. Первые корпуса, на 508 коек, были открыты в 1894—1896 гг.

Венского было выделено 60 тысяч рублей на строительство нового здания. Спустя шесть лет решением Нижегородского земского собрания к этой сумме добавили еще 101 тысячу. Наконец в 1888 году по проекту И. Штрома построили два корпуса, мужской и женский, с водопроводом, канализацией, печным отоплением и электричеством. Конечно же, в новую психиатрическую больницу требовался руководитель — не только опытный профессионал, но и активный организатор.

Кащенко подходил по обоим пунктам. Назначение его на должность заведующего отделением произошло быстро и без предварительного согласования с нижегородским губернатором и жандармским управлением, на что, кстати, департамент полиции вскоре и указал. В феврале 1889 года Петр Петрович с женой, восьмилетним сыном Борисом и грудной дочерью Евгенией прибыл в Нижний Новгород, где ему предстояло провести целых 15 лет.

Пётр Петрович Кащенко, место захоронения

«Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, ежели применяет ее, как на палача», — это слова Петра Петровича Кащенко, 159 лет со дня рождения которого исполняется 9 января. Жители Петербурга выразили недоумение по поводу нетипичного расположения труб в городской психиатрической больнице № 1 имени П. П. Кащенко. Пётр Петро́вич Ка́щенко — русский врач-психиатр, общественный и земский деятель, автор статей по психиатрии и организации психиатрической помощи. На формирование мировоззрения В. П. Кащенко большое влияние оказывал его старший брат Петр Петрович Кащенко (1858—1920) — известный деятель отечественной психиатрии.

5 фактов о Кащенко Петре Петровиче

О жизненном и профессиональном пути доктора-революционера пишет "Вечерняя Москва". От студента-народовольца до психиатра-гуманиста Сын военного лекаря и потомственного казака, Петр Петрович Кащенко родился в городе Ейске на Кубани. Кроме него в семье было шесть детей. Увлекшись делом отца, после гимназии юноша легко поступил на медицинский факультет Киевского университета, а после за блестящую учебу был переведен в Московский университет. Там молодой человек организовал народовольческий кружок, а за два месяца до диплома был исключен из университета и отправлен в ссылку в Ставрополь. Поводом для столь жестких мер стала публичная речь Кащенко перед студентами, которую власти сочли отказом выразить скорбь по поводу убийства императора Александра II. Вместе с "неблагонадежным" студентом уехала его юная жена Вера Горенкина. Впрочем, спустя три года Кащенко смог продолжить обучение в Казанском университете. Там он где специализировался у талантливых ученых, в частности у доктора медицины Льва Рагозина 1846-1908 и профессора Владимира Бехтерева 1857-1927 , возглавлявшего психиатрическую клинику при Казанском университете. В 1885 году молодой человек получил диплом и был направлен в первую в России психиатрическую больницу.

Он может случайно и убить кого-нибудь из персонала. А связывать его, видите ли, нельзя. Конечно, ведется поддерживающая терапия, чтобы таких вспышек агрессии не было. Но у пациентов есть и свои хитрости, чтобы избежать приема лекарств, — как у детей.

Часто они кладут таблетку за щеку, якобы запивают ее, но не проглатывают. Среди пациентов есть уникальные экземпляры. А потом вдруг обнаружил в себе талант химика. Начал изобретать новые лекарства, которые оказались… наркотиками!

Словом, синтезировал химические вещества в наркотические. С этим его и «взяли». Но Иванов не унывает — здесь он понял, что может оставить след в истории как художник. Сергей Кожемякин родился в бараке в Московской области.

Возможно, поэтому кумиром для него стал Барак Обама. Цель жизни Сергея — встретиться с Обамой и выразить ему благодарность. Пациент без конца звонит в американское посольство и просит о встрече с президентом США. Особенно биографии уважаемых им людей, таких как Барак Обама и Владимир Путин.

Кстати, Владимира Путина уважают многие пациенты, говорят: «Вот он — настоящий мужик! А что вы удивляетесь? Они такие же граждане РФ, имеют право голосовать на выборах. Не секрет, что среди душевнобольных много талантливых людей, ведь, как говорят психиатры, шизофрения и гениальность идут рука об руку.

Вот и в «Кащенко » есть и художники, и писатели, и музыканты. У талантливого пианиста Виктора Кольцова — маниакально-депрессивное расстройство. Но все пациенты с радостью ходят на его концерты в местном клубе. Благо музыкант дает их регулярно.

Кстати, с удовольствием наслаждается его музыкой и медперсонал. В минуты эйфории Кольцов судорожно переписывает цитаты из книг в свой блокнотик, с которым не расстается. Научно это состояние называется алкогольная деменция, — рассказывает Смирнов. Есть и такие, кто видит демонов в людях — это самые опасные персонажи.

За ними необходимо постоянно следить. Например, у одного мужчины было непреодолимое желание свернуть кому-то шею. Его задержали, когда он как раз хотел это желание осуществить. Интересно, что нет четкого предписания, когда больного следует выписать.

Как правило, пациента выписывают тогда, когда у него длительное время нет психозов.

В 1905 году он принимал участие в революционных событиях в Москве, после 1917 года Петр Кащенко возглавил всю нервно-психиатрическую помощь страны. Первое в России Центральное Статистическое бюро для учета психических больных было создано также благодаря организаторским способностям психиатра, чье имя стало нарицательным и вошло в бытовой русский язык как обозначение тяжелых душевных патологий. Кащенко; также известна как Кащенко, Канатчикова дача — психиатрическая клиника в Москве, расположенная по адресу Загородное шоссе, д.

Похожие вопросы.

С целью поддержания функционирования диспансера организованы временные инженерные сети, которые будут демонтированы после монтажа новых инженерных сетей, подключения и пуско-наладочных работ", — объяснили в ведомстве. Читайте также: Студенты петербургского университета пожаловались на обязательную эпиляцию Завершить капитальный ремонт в больнице имени Кащенко планируют к 2024 году. Помимо инженерных сетей, специалистам предстоит привести в порядок кровлю здания и отремонтировать помещения.

Напомним, что в 2023 году на ремонт поликлиник в Петербурге потратят почти 4 млрд рублей из городского бюджета.

В Комздраве прокомментировали «завершение» ремонта в петербургской психбольнице

  • Литературные дневники / Стихи.ру
  • Видео дня: фильм-биография легендарного психиатра Петра Кащенко — Нож
  • Литература
  • Главархив рассказал о юности легендарного психиатра Петра Кащенко
  • Навигация по записям
  • Петр Петрович Кащенко, известный русский врач-психиатр: биография

Что бы это значило? Ремонт в больнице имени Кащенко озадачил не только пациентов

Уже через несколько лет после начала работы он стал основателем и директором больницы-колонии для психических больных в селе Ляхово близ Нижнего Новгорода , где проявился его талант не только как врача, но и как грамотного администратора. Кащенко начала свое существование и превратилась в своеобразный научный центр. Впервые в России Кащенко создал так называемую «поэтапную систему психиатрической помощи» и систему психиатрического патронажа в Балахнинском районе Нижегородской области. Многое из его теоретических и практических разработок применяется при оказании психиатрической помощи и в настоящее время, в частности, - это децентрализация и оказание многообразных форм психиатрической помощи, развитие психосоциальной реабилитации, повышение качества жизни психически больных. В 1904 году Петр Петрович был переведен в Москву, где он явился инициатором создания Центрального бюро для учета психических больных.

Так вот, второй офицер каждый день рисует карту наступления со всеми-всеми деталями — и все-то деревеньки он наизусть помнит, я сверялся по карте. И сколько пленных взяли, и сколько оружия, и что из-за воровства интенданта дивизии не хватило провианта. Потом, господа, у нас не только лечебные корпуса, но и свои огороды, конюшня, мастерские, скотный двор — каждый день я подписываю счета, по которым вижу, насколько поднялись цены на товары. Проведя студентов по коридору, он указал на дверь большой палаты. Здесь Здесь у нас литераторы. Очень интересные люди.

Как раз в этот момент в Москве жандармы проводили "чистку" неблагонадежных элементов, и не в меру говорливого отличника исключили из университета. Петра Кащенко, который к тому времени уже успел жениться и которому до диплома оставалось два месяца, отправили в ссылку в Ставрополь. За его деятельностью следили и там. Единственной работой, которой ему разрешили заниматься, было преподавание пения в женской гимназии. Но Кащенко оказался талантлив во всем — учитель музыки скоро прославился на весь город. Нижегородский реформатор Лишь спустя четыре года Петру Кащенко позволили закончить образование, но только в Казанском университете, который стал настоящим центром неблагонадежных студентов. В Казани Кащенко стал специализироваться в психиатрии, обучаясь под началом доктора медицины Рагозина, директора Казанской психиатрической больницы и профессора Бехтерева, великого исследователя мозга, возглавлявшего психиатрическую клинику Казанского университета. Русская психиатрия, как и русское общество, в этот период времени находилась в состоянии реформирования. Если ранее главенствующим было представление о психически больном как об опасном животном, к которому возможно применение лишь жестких методов, то в тот период в работу врачей-психиатров начали внедряться принципы гуманизма. Молодой и перспективный врач Петр Кащенко в 1889 году был направлен в Нижний Новгород, где ему предстояло реформировать работу местной психиатрической больницы. Кащенко считал, что больные не должны подвергаться всевозможным ограничениям, наоборот, их следует социализировать. Так на базе больницы возникла колония Ляхово, в которой, страдающие психическими заболеваниями люди работали в мастерских, на огородах и в теплицах. Стоит особо отметить, что Кащенко рассматривал трудотерапию исключительно как один из методов лечения, а вовсе не как панацею. Кроме того, для пациентов устраивались театральные постановки, книжные чтения и даже чаепития за большим столом. Кащенко удалось изменить отношение общества к психически больным: если прежде в Нижнем Новгороде на таких людей смотрели, как на животных, то затем стало преобладать сочувствие и сострадание, желание помочь. Петр Петрович в этой работе проявил себя не только как блестящий врач, но и как отличный организатор — убедить купцов финансировать психиатрическую больницу сможет далеко не каждый.

Правда, именно в его бытность городским головой Москвы эта первая в городе психиатрическая больница и была построена. Кащенко же — свой брат, трудящийся врач. Пусть же бывшая Алексеевская больница станет больницей Кащенко. Экспроприация экспрориаторов на ниве народной памяти! За семь десятков лет больница Кащенко стала московским мемом.

Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко

В 1876 году Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета Святого Владимира. Отец — Пётр Фёдорович Кащенко (?—1875[1]), потомственный казак, выпускник Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, военный врач. Одновременно с ним активно включился в строительство новой жизни и его брат Пётр Петрович Кащенко, возглавивший психиатрическую секцию Народного комиссариата здравоохранения. Петр Кащенко родился 9 января 1859 года в Тамбове в семье потомственного казака, военного врача Петра Федоровича Кащенко.

Петр Петрович Кащенко, известный русский врач-психиатр: биография

в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Пётр Петрович Кащенко родился в семье военного врача 9 января 1859 (28 декабря 1858). Петр Петрович Кащенко (1858—1920) прославился как руководитель нескольких психиатрических больниц – в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. Последняя из них, самая известная, сегодня уже не носит имя Кащенко.

Прощание с Петром Кащенко пройдет в Евдокиевском храме

Кащенко-старшего можно считать основателем врачебной династии, ведь его младший сын Всеволод также пошел по стези медика и педагога, став одним из основателей отечественной школы дефектологии. От отца же Петр Петрович воспринял демократические взгляды. В период с 1876 по 1881 год Кащенко учился сначала в Киевском университете, а затем за блестящую учебу был переведен в Московский университет. В России в период правления Александра II массово возникали студенческие кружки. В одном из них оказался Кащенко. После убийства царя он публично осудил инициативу студентов отправить венок императору. За это Петр Петрович, будучи женатым и на пороге выпуска оставалось два месяца , отправился в ставропольскую ссылку.

Учредитель — федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». Главный редактор — Панина Елена Валерьевна. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об интеллектуальной собственности.

По рекомендации Россолимо Всеволод Петрович вошел в Московское общество экспериментальной психологии. В 1907 году в Петербурге В. Кащенко знакомится с исследовательской и педагогической работой профессоров А. Нечаева и А. Особенно тесные отношения сложились у Всеволода Петровича с профессором Адрианом Сергеевичем Грибоедовым, руководившим в Петербурге хорошо организованной невропатологической клиникой. Основательно изучив детскую психологию, психопатологию и лечебную педагогику, как они были тогда представлены в России, он отправился в 1908 году за границу, чтобы познакомиться там с лучшими специалистами и их учреждениями по интересующим его вопросам. Побывал в Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии. Эта поездка заняла у него полгода. По возвращении Кащенко тотчас же приступил к осуществлению своей идеи. Он взял в аренду подходящий дом в уютном уголке Москвы и приступил к формированию по задуманному плану лечебно-воспитательного коллектива, оповестив об условиях приема в санаторий-школу для дефективных детей. Так возникло оригинальное детское учреждение, сочетавшее в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели. По своим задачам и постановке дела оно было новым не только для России, но и вообще в мире. Опыт обучения детей с нарушениями центральной нервной системы и задержкой в развитии был еще довольно скромен как у нас в стране, так и за рубежом. В основном дело сводилось к отдельным попыткам создания специальных вспомогательных классов и вспомогательных школ для умственно отсталых, к разрозненным усилиям по обеспечению призрения и воспитания ненормальных детей. Царское правительство относилось к подобного рода инициативам равнодушно. С докладом о воспитании и обучении дефективных детей Всеволод Петрович выступил на состоявшемся в 1909 году III съезде отечественных психиатров. Не менее энергичным было его заявление на XII съезде естествоиспытателей и врачей 1910 : объединить усилия медицины, педагогики и широкой общественности в помощь дефективным детям; с таким же призывом он обращался и на представительных собраниях и в газетных статьях. Всеволод Петрович прекрасно сочетал в себе ипостаси обеих профессий. Высокая квалификация, сознательно и непрерывно усиливаемая им обращением ко всему передовому и прогрессивному, что имелось в то время в медицине и педагогике, питала его интуицию. Свет положительных эмоций пронизывал атмосферу жизни санатория-школы Кащенко. Его коллеги рассказывали, что Всеволод Петрович неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в школе нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышенные чувства. При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни — воспитание ребенка должно быть трудовым. В области умственного воспитания Кащенко ставил задачу не столько дать детям те или иные сведения, сколько приохотить их к знаниям, повысить общий уровень их интеллектуального развития. Специфика школьного контингента требовала своеобразия воспитательных мер, чрезвычайной гибкости, изобретательности, выдумки, действия высокой общей и педагогической культуры. Общеобразовательная работа предполагала, прежде всего, проявление активности в ней самих детей. Не путем пассивного изучения науки, а личным опытом учащегося прорабатывался и осознавался имеющийся в его распоряжении материал, который преодолевался самим ребенком путем приложения личной силы. Значительное место в жизни школы-санатория отводилось морально-духовному воспитанию, формированию не только деятельной воли, но и развитого нравственного сознания. Сотрудники санатория-школы стремились привлечь самих детей, их лучшее «я» к созиданию себя, своей личности, к собственной осознанной борьбе со своими ущербными чертами и отрицательными сторонами, к выработке и закалке своего характера. Важной особенностью санатория-школы явился семейный характер обстановки. Таков был общий дух воспитания, значительный тон которому задавала жена Всеволода Петровича Анна Владимировна, имевшая фельдшерское образование, человек широкой культуры, обретенной непрерывным самообразованием, участием во всех творческих делах и планах мужа. Со своей добросердечностью и душевной мягкостью, с необычайно развитым чувством материнства, она была буквально душой всего коллектива. Как важный воспитывающий и психотерапевтический фактор рассматривался здесь повседневный режим — ровный, действительно санаторный. Всему было определено строгое время и место. Расписание неукоснительно выполнялось. Часы занятий, отдыха, развлечений строго подчинялись гигиеническому расписанию, ритм его не нарушался. Но тут не было ни тени казарменности — в рамках структуры режима, исходя из интересов детей, могли быть разного рода частные отклонения. То, что санаторий-школа был частным полумедицинским заведением, доступным лишь для детей состоятельных родителей, никоим образом не может и поныне бросить на него тень хотя в конце 20-х годов упоминание об этом было предметом недостойных спекуляций. В смутные годы реакции после поражения первой русской революции, отлученный от возможности официальной медицинской службы, Всеволод Петрович организовал дело, почти независимое от чиновничьего режима и не испытывающее давления просвещенческого ведомства, имея тем самым полный простор для своей творческой инициативы. Коммерческая сторона предприятия была неприбыльной, но вполне достаточной для содержания персонала и покрытия необходимых расходов.

Алексеева носила имя доктора Кащенко. Несмотря на то, что Петр Петрович возглавлял клинику всего 4 года по тем меркам - достаточно небольшой срок , за этот период он смог сделать очень много, как для пациентов, так и для персонала, и конечно, для психиатрии в целом. Страницы истории больницы не оставили нас равнодушными, и мы предлагаем вашему вниманию первую серию видеобиографии о жизни и деле выдающихся деятелей психиатрии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий