Как сообщает РИА «Новости», ранее власти Янтарного назвали недопустимым и непозволительным шоу на месте расстрела узников концлагерей и заявили, что не давали разрешения на проведение реконструкции. Спасением узников польского лагеря смерти занималась 107-я дивизия под командованием генерал-лейтенанта Василия Петренко. 27 января в поселке Янтарный Янтарного городского округа Калининградской области прошел ежегодный траурный митинг памяти жертв Холокоста.
Пальмникенский холокост
В Янтарном прошел традиционный «Марш жизни» В Янтарном прошел традиционный «Марш жизни» Фото пресс-службы правительства Калининградской области «Марш жизни» и траурный митинг в память о жертвах нацистов прошел в Янтарном. Об в своем telegram-канале написал губернатор Антон Алиханов. Он принял участие в мероприятии. В конце января 1945 года на побережье Балтийского моря в районе Пальмникена была устроена расправа над узниками лагерей и гетто Восточной Пруссии. Изможденных и больных женщин, детей и стариков в 20-градусный мороз прогнали пешком из Кенигсберга к побережью Балтийского моря.
А вообще в планах Анны Симоновой — пиротехническое шоу 29 января и музыкальный вечер с фуршетом в синагоге Калининграда 30 января. В ответ на это главный раввин Калининградской области Давид Шведик и председатель Еврейской общины Калининграда Леонид Плитман направили свое письмо Артуру Крупину, в котором категорически открестились от инициативы Анны Симоновой: «Доводим до Вашего сведения, что ни г-жа Симонова А. Янтарный, сам Памятник жертвам Холокоста установлен в 2011 году. Мы регулярно облагораживаем территорию, на постоянной основе проводя воскресники.
Силами членов Еврейской общины и неравнодушных граждан нашего региона территория около Памятника обустроена, и каждый год в конце января мы собираемся на месте расстрела, чтобы почтить память убитых, прочитать поминальную молитву и сделать все возможное для сохранения памяти и недопустимости повторений тех страшных событий. Историческая реконструкция тех событий на месте расстрела просто недопустима! Пропаганда фашизма, жуткая участь ни в чем не повинных людей под пиротехнические залпы и световое шоу ни в коем случае непозволительны! Это глумление над памятью убитых! Калининграда» Плитман Леонид Зямович, категорически запрещаем делать фарс из тех страшных событий! Каждый год члены Общины, представители власти, руководители консульств и неравнодушные граждане приезжают к месту расстрела. Начало мероприятия запланировано на 30 января 2022 года в 12 часов. Мероприятие начнется с зажигания памятных свечей и минуты молчания.
Никакие гудки завода мы не приветствуем! Проведение реконструкции, по словам г-жи Симоновой А. Проведение каких-либо мероприятий, связанных с иудеями, в Святой день противоречат законам Торы и любым нравственным людским понятиям. Расстрел 7000 евреев не может стать хайпом для кого бы там ни было.
В конце января 1945 года из Кенигсберга в Пальмникен под конвоем эсэсовцев пешей колонной было отправлено 7 тысяч евреев, в основном женщин, свезенных в Восточную Пруссию якобы для эвакуации. Большинство из них, истощенных и обессилевших, погибли во время перехода на 20-градусном морозе, остальные были расстреляны. В 1994 году на месте расстрела был установлен памятный мемориал с надписями на русском языке и иврите.
Фамилии, должности? Не организации, а имена? Страна должна знать своих идиотов»; «Уберите на странице вашего странного мероприятия ссылку на Еврейскую общину города Калининграда. Она не имеет к организации этого мрака никакого отношения»; «Вас надо арестовать и завести на вас уголовное дело, за глумление над памятью погибших». Историк Константин Пахалюк проанализировал сведения, которые приводят организаторы акции «Марш Пальмникен 2022»: «Про какую достоверность вы вообще пишите?
Вы у себя на сайте не разобрались, сколько погибло в Штутгофе лагере смерти — прим. На самом деле 65 тыс из зарегистрированных, и ещё 15 тыс незарегистрированных. Что за глупости про устройство — «Лагерь Штуттхоф имел несколько лагерей-подразделений» — нет, всего было 66 филиалов. Нет, на запад ушли 11 колонн по 1 тыс человек , а вот оставшиеся остались там. Под Пальмникен эвакуировали узников из лагерей в Хайлигенбайле, Есау и Кёнигсберга.
А вот филиал из Гердауэна в это время отправляли в сам Штутгоф. Вам географию напомнить региона? Самое забавное, мы не знаем точно состав колонны, что шла в Пальмникен, и были ли там помимо евреев, например, военнопленные. Равным образом еще момент: про охранников из числа прибалтийских коллаборационистов нет ни слова у вас». В администрации Янтарного журналистам заявили, что разрешения на проведения марша 29 января не выдавалось.
Не исключено, что организаторы сомнительной акции, видя негодование жителей региона, все же откажутся от своих намерений.
В поселке Янтарный прошел траурный митинг памяти жертв Холокоста и "Марш жизни"
Холокост в Янтарном: «Кто об этом молчит, тот согрешает» | Янтарный Памятник жертвам марша смерти 1945Подробнее. |
В память о жертвах Холокоста прошел Марш жизни под Калининградом / Новости / Независимая газета | Это был «Марш смерти», во время которого многие падали без сил или пытались бежать, и их убивали на месте. |
лучшее за месяц
- Пальмникенский холокост
- 70-летие Марша смерти
- Ученики школы поселка Приморье посетили мемориал жертвам «Марша смерти»
- Калининградцы прошли Маршем смерти - Общество
Калининград
120 бандитов из отрядов Тодт и Хивис, а также 25 эсэсовцев вдоволь поиздевались над беззащитными женщинами в этом жестоком марше смерти. В Калининградской области почтили память жертв "Марша смерти". Янтарный Памятник жертвам марша смерти 1945. 27 января в поселке Янтарный Янтарного городского округа Калининградской области прошел ежегодный траурный митинг памяти жертв Холокоста.
Холокост в Янтарном: «Кто об этом молчит, тот согрешает»
Спастись удалось лишь тринадцати… В 90-х на берегу моря в Янтарном был установлен мемориальный камень. В 2011 году рядом с камнем появился памятник. Этот величественный и скорбный монумент автор — скульптор Франк Майслер из Израиля никого не оставляет равнодушным. Протянутые к небу женские руки, молящие о помощи. А на них — номера, которые присваивали узникам вместо имен. В 2013 году традиционную траурную церемонию в связи с датой «Марша смерти» было решено предварить «Маршем жизни».
Он также выразил благодарность людям, принимавшим участие в создании памятника в Янтарном, и особо — инициатору его установки калининградскому бизнесмену Владимиру Кацману, который финансировал этот проект. Напомним, что Калининградская область - единственная в России, на территории которой сохранились зримые свидетельства Холокоста, крупнейшей этнической катастрофы XX века.
В 1938 году в Кенигсберге, как и во всех остальных городах Германии, прошла «Хрустальная ночь» погромов и поджогов. Начиная с 1942 года, в Кенигсберге были организованы массовые депортации еврейского населения в концлагеря.
И кому там возлагать цветы? Родным советским солдатам или жертвам холокоста? Тем временем над историей пальмникенской трагедии продолжал работать немецкий писатель Арно Зурмински. Он собирал информацию буквально по крупицам и в 2010 году выступил с новым романом «Зима сорок пятого, или Женщины Пальмникена». Книгу я прочел на одном дыхании. Как и в других своих произведениях, Зурмински сразу же был узнаваем, как мастер закрученного сюжета, создания пронзительных образов, достоверного изображения исторических событий. Он остался и здесь верным своему излюбленному литературному приему: чередовать показ современного мира с событиями Второй мировой войны. Главным персонажем своего романа Зурмински сделал сына одного из эсэсовцев, гнавших еврейских узниц к месту их гибели.
Случайно узнав об этом через многие годы, сын решает прояснить для себя вину отца в пальмникенской трагедии и через полвека после войны отправляется в Янтарный. Через весь роман проходит идея покаяния современного немца за преступления поколения отцов. Описывая Восточную Пруссию конца Второй мировой, Зурмински прослеживает судьбу шести женщин, которые мечтают пережить войну. Четверо из них — узницы еврейского гетто. Две другие — местные жительницы, ставшие вдовами.
Он также выразил благодарность людям, принимавшим участие в создании памятника в Янтарном, и особо — инициатору его установки калининградскому бизнесмену Владимиру Кацману, который финансировал этот проект. Напомним, что Калининградская область - единственная в России, на территории которой сохранились зримые свидетельства Холокоста, крупнейшей этнической катастрофы XX века. В 1938 году в Кенигсберге, как и во всех остальных городах Германии, прошла «Хрустальная ночь» погромов и поджогов. Начиная с 1942 года, в Кенигсберге были организованы массовые депортации еврейского населения в концлагеря.
ПАМЯТНИК ЖЕРТВАМ МАРША СМЕРТИ, ЯНТАРНЫЙ
"Марш жизни" прошел под Калининградом в память о жертвах Холокоста | В конце января 1945 года на пути в Пальмникен (ныне поселок Янтарный в Калининградской области) во время марша смерти погибло до 2,5 тысяч военнопленных, а в ночь с 31 января на 1 февраля 1945 года на берегу Балтийского моря были расстреляны, по разным данным. |
Под Калининградом провели марш жизни в память о жертвах «марша смерти» - Мой Калининград | Памятник в Янтарном представляет собой сплетенные руки, тянущиеся ввысь и взывающие о помощи. |
Марш жизни и траурный митинг в поселке Янтарный Калининградской области
Памятник установлен в том самом месте, где в конце января 1945 года произошло одно из самых чудовищных, кровавых и бесчеловечных событий XX века. Те страшные часы, которые стали последними в жизни ни в чём не повинных еврейских узников концлагеря «Штутгоф» большинство из которых женщины , показали, какой жестокостью по отношению к людям других национальностей обладают те, которых мы называем фашистами и нацистами. Жертвами массового убийства стали почти 7 тысяч человек. До Пальмникена сумело дойти меньше 4 тысяч: более 2 тысяч были убиты или погибли по дороге. Он может скрываться под маской доброжелательности и лживой порядочности.
В конце января 1945 года истощенных и практически без одежды, порядка 13 000 по другим данным около 6 - 7 000 узников из гетто и концлагерей Восточной Пруссии, в основном это были женщины и девочки еврейской национальности, погнали в Пальмникен сегодняшний поселок Янтарный. Это был «Марш смерти», во время которого многие узники падали без сил или пытались бежать - и их убивали на месте. Тех, кто дошел до берега моря, разместили в заводской слесарной цеха янтарной мануфактуры. Затем их по двое расстреливали за сараями, а в ночь с 31 января на 1 февраля 1945 года оставшихся узников вывели на берег Балтийского моря, неподалеку от шахты «Анна» точное место неизвестно и расстреляли, при этом гоня людей, находившихся в страхе и отчаянии, в ледяные морские воды. Уцелеть в этом зловеще-ужасающем кровопролитии удалось всего нескольким - ориентировочно от 13 до 30 человек.
Некоторым из них удалось при бегстве укрыться в палисадниках жилых домов, другим - чудом выплыть на берег, и они ползли, не в силах встать, в сторону деревни, чтобы найти убежище, но большинство жителей не хотели их впускать, опасаясь расправы. В начале 1960 годов на пустыре вблизи Янтарного были найдены останки большого количества людей. Тогда решили, что это павшие в боях советские солдаты.
Это не костюмированное представление, а возможность прочувствовать желающим весь масштаб произошедшей трагедии», — заявила Симонова. В субботу, 29 января любой желающий может стать частью колонны «Марша памяти». В 14:00 объявлен сбор в районе посёлка Синявино.
Желающим помогут загримироваться. Через два часа участники двинутся по маршруту через Синявино, лесной массив и выйдут на пляж.
В 2011 году здесь воздвигли мемориал.
С тех пор каждый год в память о трагедии в янтарном проходит марш жизни и Поминальная церемония. Сотни людей со всего региона приходят сюда, чтобы возложить к подножью мемориала цветы и камушки - по еврейской традиции, зажигают поминальные свечи. Люди едины во мнении: чтобы такие зверства не повторились, нельзя забывать о том, что здесь произошло.
В России начинается «Неделя памяти» - по всей стране проходят мемориальные мероприятия, посвященные жертвам Холокоста. Средство массовой информации, Сетевое издание - Интернет-портал "Общественное телевидение России". Главный редактор: Игнатенко В.
Как найти:
- Администрация ГО "Город Калининград". «Марш жизни» в память о погибших узниках
- Памятник жертвам Холокоста в Янтарном
- “Марш жизни” в память о жертвах расстрела в Пальмникене прошел в Калининградской области — Лехаим
- Последние новости
- Памяти Марша смерти 1945 года |
- В калининградском поселке Янтарный почтили память жертв холокоста
Под Калининградом провели марш жизни в память о жертвах «марша смерти»
Любопытно, что расположение поселений различных племён балтов Понеманья разделялось озёрами, реками и мощными лесными массивами, сакрализованными в древности. Распределение поселенческих и погребальных памятников исключительно по долинам р. Неман и её притоков убедительно свидетельствует о важной роли водных путей в жизни балтских племён, причём задолго до эпохи викингов. Немалую роль в торговых операциях на западной окраине балтских земель отводили торговым трассам, пролегавшим по водам Куршского залива, так же носившего славное имя Русне — Rusna являются архаизмами эпохи викингов и связаны с понятиями ruotsi, rus. Движение викингов в раннем средневековье существовало и по Неманскому пути. Согласно одной из теорий название «викинги» от древнескандинавского vik — залив означает жителей побережья залива. След культуры балтов на Куршской косе представляют две выдающиеся личности науки и культуры — профессора Кёнигсбергского университета Людвиг Реза 1776 — 1840 и Адальберт Бецценбергер 1851 — 1922. Реза родился в рыбацкой семье курсениеков деревни Карвайчай вблизи сегодняшней Пярвалки , которая тогда жила под угрозой быть занесённой под песком. Курсениеки — почти вымершая этническая группа балтийского происхождения, потомки древнего племени, населявшего Корсу. Людвиг Резе стал профессором теологии, его беспрестанно интересовала тема литовской письменности в Восточной Пруссии и в особенности следует отметить его труды в этой области.
Написанная им "История литовской Библии" ставит Л. Резу в один ряд с выдающимися историками культуры европейского масштаба. Кроме того, благодаря его заботе, в Кёнигсберге была издана поэма Кристионаса Донелайтиса "Времена года", которая является первым оригинальным произведением художественной литературы на литовском языке. Знаменитый прусский проповедник Людвиг Реза, который в будущем напишет гимн для прусской национальной кавалерии, служил капелланом прусского корпуса, участвовавшего в походе на Ригу в составе наполеоновской армии в 1812 году, а также известно, что пастор пойдет и в свой второй поход с войском аж до Парижа во время Освободительной войны в 1813 — 1814 годов. Уважаемый же профессор Адальберт Бецценбергер основал кафедру санскрита, и, благодаря его научной деятельности, Кёнигсбергский университет стал важнейшим центром балтистики. Естественно его, как и Резу, интересовали литовский и латвийский языки, в окружении которых он очутился сразу, как посетил Куршскую косу по прибытии в Кёнигсберг в 1880 году. Понимая, что Куршская коса оставила и продолжает оставлять впечатления у многих творческих людей, однако, мы неслучайно упомянули Адальберта Бецценбергера, поскольку именно с его подачи прочно вошёл в оборот научный термин «балты» балтийские племена , предложенный в 1845 году немецким языковедом профессором Кёнигсбергского университета Георгом Нессельманом. И в данном случае мы также не имеем права не упомянуть «отца прусской историографии» Иоганнеса Фойгта, издавшего впервые в немецкой историографии многотомное собрание источников по прусской истории. Наверное, здесь будет уместным вспомнить, как называлось наше море прежде, чем оно войдёт в оборот с привычным для нас именем «Балтийское».
Остзее — восточное море — так называют и до сих пор обозначают на картах немцы, а какое-то время европейцы находили рядом с «Маре Ориентале» «Восточное море» «Маре Балтикум». Кстати, эстонцы называют море «Западным»… Варяжское море встречается у древних славян в русских летописях. Впервые наше море было упомянуто Тацитом, как «море Свебов» свебы — германское племя , а во времена раннего средневековья славянское племя венедов дало название ему, как Венедское море. На карте Птоломея во II веке оно называется«Сарматским морем» Сарматией по географическим знаниями того времени считался край на востоке реки Висла. Любопытно, что море получает имя по названию племён, проживавших на побережье, например, — Варварское море или Скифское. Учитывая, что слово «balt» означает нечто светлое, белое, то и люди здесь живут белые и, скорей всего, светлые. Подобно тому, как названия водоёмов перекликаются в прежних названиях реки Неман и Куршского залива, Калининградский залив, без сомнений, мы называем сразу Вислинским заливом, как бассейн одного из трёх рукавов реки Висла, восточного, — Ногат. Проезжая поворот на Светлогорск, мы держим путь в сторону Янтарного и любуемся холмами — рельеф местности сформирован ледником и его мощным потоком. В районе посёлка Переславское часть ледника остановилась, «задумалась» и раскололась на несколько фрагментов.
В этом месте мы наблюдаем водораздел — это возвышенность между бассейнами двух или нескольких рек. Цепь высоких холмов на местности легко считывается и прослеживаются дальнейшие пути расколовшихся фрагментов — один в сторону Куршского залива вдоль трассы до развилки на Светлогорск и далее в Романово , другой в сторону Балтийского моря по долине, узнаваемого дна древней реки, в направлении на Светлогорск и третий в сторону Вислинского залива хорошо просматривается с левой стороны ущелье в самом Переславском в 200 метрах до развилки. Вдоль почти всей Самбии, с востока на запад полуострова, тянется гряда высоких холмов, которую местные жители — и в христианские уже времена, и, вероятно, в древности, — называли Альк. Имя этой гряды — прусское слово «alk», «священный», «священное [место]» — связано не только с тем, что на вершинах этих холмов в до-орденские времена было немало святилищ, но и с тем, что саму гряду самбийские пруссы почитали, как обиталище богов, и местом, лежащим где-то посередине между их миром и миром людей. На западе Альк выходит почти к побережью, и замыкается огромным холмом всего в нескольких километрах от берега моря. Это гора Хаузен, а точнее Гросс-Хаузен нем. На современных картах этот холм обозначается как «гора Большая» или просто как «высота 88». В дороге всех путешественников в сторону западного побережья привлекают живописнейшие виды, особенно волшебно просматриваются красоты этих мест заснеженными — великолепно раскрывается причудливая графика рельефа, читаются изящные контуры деревьев. Интерес к жемчужине западной части Калининградской области — Земландскому полуострову, у некоторых вызван с глубокой стариной, древними жителями этой земли — балтами, пруссами.
Многие путешественники ищут волшебные места Пруссии, волшебные до сказочности. Сам факт существования на горе Хаузен прусского языческого святилища очень высокого ранга подтвержден археологически, но археология далеко не все может нам рассказать о жизни наших предков. Однако известно, что огонь занимал важнейшее место в духовном мире и культовой практике пруссов. Нередким жертвоприношением огню у пруссов был янтарь; примеры жертвенного сжигания янтаря известны и в историческое время, а в прошлом такой обряд реконструируется по многочисленным находкам остатков жжёного янтаря в жертвенных кострищах прусских святилищ. Одной из типичных черт прусской истории является обилие миграций, как волны, накатывавшие на Янтарный берег. Постоянные этнические передвижения сделали Пруссию подлинным котлом народов и культур. И объясняется это очень просто: издревле природные богатства Янтарного края привлекали к нему пришельцев из самых разных уголков Европы и Азии. Эти берега привлекали древних странников своими богатейшими запасами рыбы. Редкие группы местного населения юго-восточной Балтики занимались охотой и не мешали переселенцам.
Уже в классическую эпоху эллины познакомились с янтарём. Этот интерес у них переняли римляне, около 70 года н. Одновременно на Янтарном берегу появляются кельтские мастера-литейщики, торговцы из Среднего Подунавья и небольшие группы древнегерманских воинов, очевидно — из юго-восточной Скандинавии как свидетельствуют некоторые черты погребального обряда Самбии. В эпоху Великого переселения народов отсчётом служат приход гуннов в 375 году в Европу, падение Рима в 475 году и похолодание климата — позднеантичный малый ледниковый период с 535 по 750 годы, а вместе с ним неурожаи из-за наводнений, долгих заморозков, и эпидемии , в гуннских войнах на рубежах Римской Империи рядом с германцами воевали балты. К этому времени группы восточных и северных германцев уже покинули Янтарный берег, частично переместившись в Поднепровье, частично отправившись на римский лимес рубежи в качестве таможенного контроля на границах Римской Империи. Возвращаясь от границ Империи после участия в гуннских войнах, балтские дружины к середине V века занимают опустевший Янтарный край. В ходе кровавых бурь эпохи Великого переселения народов деятельность янтарного пути, пролегавшего по бассейну р. Вислы, прервалась. Долгие десятилетия мы считали вслед за Карлом Марксом, что «К концу 13 века цветущая страна пруссов была превращена в пустыню…, жители были частично перебиты, частично уведены, частично вынуждены выселиться в Литву».
Уместно пояснить, что Литва того периода состояла из огромного числа русских городов, к моменту смерти Витовта после Грюнвальда, на 1430 год литовская держава находилась на пике могущества, её границы простирались от Балтийского до Чёрного морей. Не случайно в Великом Новгороде на монументе к 1000-летию образования Руси, поставленном Александром II в 1862 году, скульптурно изображены исторические деятели, в числе которых и литовские князья — Ольгерд, Кейстут, Витовт. Финальную же точку в истории Пруссии поставила Красная Армия в апреле 1945 года. Теперь на просторах северной части этого исторического региона раскинулась Калининградская область России, а в 1947 году решением стран-союзниц в войне государство Пруссия юридически перестало существовать. Тем временем мы подъехали к месту первой остановки и осуществили погружение в Янтарный — цвет, историю места, судьбу… а начали мы на подступах к посёлку Янтарный — в посёлке Русское. Посёлок Русское расположен на перекрёстке дорог, что дало сформироваться в своё время бывшему поселению Гермау, благодаря своему выгодному географическому положению. Любопытно было узнать, почему посёлок получил своё «Русское» имя? Вариант, что, переименовывая второпях, наскоро, решили так: «Был Гермау — стал Русским», типа: «Было ваше — стало нашим» — не проходит. Нам известно из истории о двух крупных прусских восстаниях, которые тевтонцы именовали «вероотступничествами».
После первого прусского восстания к 1252 году ситуация на территории, захваченной Тевтонским орденом стабилизировалась, и он приступил к дальнейшему продвижению вглубь прусских земель. Пришел черед Самбии. Зимой 1252 — 125З годов комтур Христбурга и он же вице-магистр Пруссии Хайнрих Штанге во главе отряда, пройдя по косе Фрише-Нерунг, переправился через существовавший тогда пролив у Витландсорта Лохштедт и, продвигаясь на север, по пути разоряя местность и попросту грабя, вышел к прусской деревне Гирмове Гюрмов. Здесь он столкнул со значительным войском самбов. В завязавшемся сражении орденский отряд потерпел поражение и его остатки начали отступать. Для покорения страны понадобился сильный отряд. Военачальники в отряде короля никак не могли договориться друг с другом о тактике захвата Замланда. Они не имели сведений о расположении прусских крепостей, путях подхода к ним, и не знали, какими силами располагает противник. Никто не хотел повторить печальную участь христбургского комтура.
Не обошлось без очередного предательства. В стане рыцарей появился прусский нобиль Гедуне Gedune. Это имя было впервые упомянуто 7 февраля 1249 года в мирном договоре Тевтонского ордена с помезанами, вармийцами и наттангами. Гедуне выдал рыцарям расположение прусских отрядов и крепостей. Потом он сражался бок о бок с рыцарями и заслужил их похвалу. Когда же Гедуне вернулся в родное село, то обнаружил, что дом его разорен, а жена и дети убиты. Захватив Гирмов, крестоносцы сохранили название, преобразованное потом в «Гермау». С 1258 года, после выделения епископской доли земельных владений, территорией стал управлять Тевтонский Орден. Этот год и считается годом основания Гермау, ставшее основным плацдармом рыцарей в западной части Замланда.
Сопротивление местного населения в этих областях было не очень сильным, поскольку многим знатным пруссам тевтоны пожаловали лены и дали особые привилегии. Скорей всего после Первого восстания прусские дружины покинули свои земли, что дало возможность армии Отакара завоевать Самбию. Ещё до подавления очередного крупного восстания пруссов 1260 — 1272 гг. Есть сведения, что в Гермау сначала временно использовалась прусская крепость. Первым камеррарием по данным документов 1301 года был знатный прусс Лейкауте. Но какое отношение всё это имеет к названию посёлка «Русское»? Чтобы ответить на этот вопрос, нам понадобиться вспомнить имя русского учёного, историка, археографа, краеведа, автора работ по генеалогии, Василия Сергеевича Арсеньева, родившегося 140 лет назад 14 марта 1883 года в Софии в семье видного российского дипломата. Василий Арсеньев автор статьи «О прусском происхождении Романовых», которая расставляет всё по своим местам в вопросе о реальности существования Гланды Камбилы, отца Андрея Кобылы, родоначальника многих боярских и дворянских фамилий, включая Романовых. Младший сын Андрея Кобылы Фёдор Кошка — московский боярин и дипломат — был близок к великому князю Московскому Дмитрию Донскому, а затем к его сыну Василию.
Фёдор Кошка через своих многочисленных сыновей стал родоначальником дома Романовых и дворянских родов Шереметевых впоследствии графы , Яковлевых… родословные потомков Андрея Кобылы изучены достаточно хорошо. Споры ведутся о его предках. В 1687 году была составлена так называемая «Бархатная книга» — родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России. Вот в этой «Бархатной книге» и были зафиксированы сведения о выезде Андрея Кобылы «из Немец», из прусской земли. В том же XVII веке в одной из родословных появилась конкретизация этой легенды. По ней некий князь Гланда Камбила, сын князя Дивона, потомок прусского короля Видевута, утомлённый в борьбе против Тевтонского ордена, выехал вместе со своим сыном и множеством подданных к великому князю Александру Ярославичу Невскому. Там он крестился с именем Иван, а его сын получил прозвище Кобыла, что объяснялось опиской писца. Ряд историков конца XIX века сомневались в достоверности родословной легенды о прусском происхождении Андрея Кобылы. Они с большей или меньшей определённостью высказывались за происхождение боярина Андрея из Новгорода, из Прусского конца.
Отметим, что действительно была в Новгороде Прусская улица на Софийской стороне. Своё название она получила от пруссов, выходцев из Пруссии. Прусская улица многократно упоминалась в летописях. Исследователь происхождения семьи Романовых Василий Арсеньев, оказавшийся как бы в тени славы своего младшего брата, русского религиозного мыслителя, поэта, культуролога, профессора Кёнигсбергского университета Николая Сергеевича Арсеньева, по крупицам собирал материал для исследования истории своего рода Арсеньевых. После издания в 1903 году фундаментального труда «Арсеньевы. Род дворян Арсеньевых, 1389—1901 гг. Арсеньев был признан одним из лучших генеалогов России. Василий Сергеевич занимался исследованием не только своего рода, он становится членом Историко-Родословного общества Москвы. Благодаря его опыту, энергии и организаторским способностям комиссия развернула свою деятельность, но… Революция 1917 года поставила крест на карьере Василия Арсеньева как чиновника.
Научная деятельность также отошла на второй план. Надо было выживать… Работал в различных учреждениях и переводчиком, и преподавателем, в конце концов был уволен по причине дворянского происхождения и перебивался случайными заработками. Не менее восьми раз его арестовывали. В 1929 году был он вновь арестован, приговорён к трём годам концлагеря и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Отсидев на Соловках три года, был освобождён, сотрудничал с издательством «Звенья», с Комиссией по устройству Центрального Литературного музея. В январе 1933 года был в очередной раз арестован по обвинению в «антисоветской агитации». Почему советская власть проявила такую необычную мягкость? Профессор Кёнигсбергского университета Николай Сергеевич Арсеньев выкупил своего брата у советской власти за доллары, заработанные преподаванием. В январе 1934 года Василий Сергеевич выехал в Кёнигсберг с женой Ольгой Александровной урождённой Нарышкиной , племянником и невесткой Нарышкиными.
Генеалог и историк, обладающий необыкновенной работоспособностью и эрудированностью, Василий Сергеевич Арсеньев оказался на свободе, ему удалось вывезти из СССР довольно много собранных материалов по генеалогии российских дворянских родов, с которыми можно было работать дальше. Одним из самых ревностных противников легенды об иноземном выезде Романовых как, впрочем, и вообще всех выездов являлся почтенный профессор Леонид Михайлович Савёлов — русский государственный и общественный деятель, генеалог, археограф, прозаик, мемуарист, коллекционер, основатель научной генеалогии в России, создатель и организатор нового направления в изучении развития общества, первый исследователь семейно-родовых и культурных традиций, изучавший механизм преемственности поколений, обеспечивающий многовековое самоотверженное служение Отечеству российских служилых родов. Пользуясь случаем, он просит проживающего в Кёнигсберге Василия Арсеньева разыскать в Восточной Пруссии сведения, могущие дать основания «Прусской» легенде. Василий Арсеньев в совершенстве знает немецкий язык, он может ознакомиться с трудами местных историков, он умеет работать с источниками в архивах. Первоначально мы читаем неутешительные строки: «Начну с того, что должен указать, что в Пруссии не существует никаких легенд и преданий об этом выезде и местные историки такового не знают». Учитывая, что после тевтонского завоевания население Пруссии полностью сменилось, можно предположить, что современным Арсеньеву немецким историкам и не интересно было знать о том, куда выехали в своё время пруссы-беглецы. Но можно предположить и другое: после 1613 года немецкие историки сознательно уничтожили всё, свидетельствующее об исходе предка правящего в России дома Романовых из Пруссии, чтобы лишить русских царей повода претендовать в какой-либо форме на землю своих предков. Прецеденты были… Так, в своё время Московский царь Иван IV припомнил Ливонской конфедерации невыплату так называемой «Юрьевской дани» и начал в 1558 году Ливонскую войну, одним из итогов которой стала ликвидация Ливонского ордена. Другой пример: в созданном в начале XV века «Сказании о князьях владимирских» утверждается, что князь Рюрик был призван на Русь из Прусской земли.
Он также нашёл в изученных источниках утверждения, что после неудачи восстания 20 сентября 1260 года разбитые пруссы из Эрмланда и Погезонии бежали «в леса в Россию к Александру Невскому, и равно и в Литву и разбитые в 1283 году в восстании судовийцы». Судовы — немецкое наименование племени ятвягов, которых следует отличать от пруссов, но которые близки им по происхождению. А ведь Василий Арсеньев нашёл сведения! Ленная грамота была написана на латыни, а затем переведена на немецкий язык, поэтому прусское имя Гланда было записано как Гландус. Любопытно, что в этом источнике написано Кабилло, а не Камбила. Само собою просится перевести латинское «Kabillo» на русский как «Кобыла», так что ошибка писца вполне понятна. При подготовке и написании статьи Василий Арсеньев явно сам уверовал в происхождение дома Романовых из Пруссии, так как добавляет следующие рассуждения: «Наконец, относительно самой фамилии Романовы — не могло ли это имя, получившееся от предка Романа, нести в себе воспоминание о свойственном далёкой Прусской прародине названии святилища — Ромове, Ром, Романене, Роминтен, Ромейкен и т. Хотя в реальности тевтонские завоеватели так и не обнаружили святилища Ромове, эти интересные рассуждения Арсеньева можно принять к сведению. Леонид Савёлов вынужден был согласиться с истинностью утверждения о происхождении дома Романовых из Пруссии.
Остаётся ответить на несколько дополнительных вопросов. Первый вопрос: по какой причине Гландус Кабилло, получивший от Тевтонского ордена ленную грамоту на владение имением Налабен, вынужден был бежать на Русь? Вроде бы к 1283 году Тевтонский орден взял под полный контроль всю территорию Пруссии. Боевые действия против пруссов закончились. Те, кто воевал против власти Ордена, либо были убиты, либо бежали, либо подчинились Ордену. В данном случае выдача ленной грамоты подразумевает, что Гландус Кабилло подчинился власти Тевтонского ордена и получил определённые права. Он мог бы неплохо жить на территории Орденского государства. Его потомки, конечно, перешли бы на немецкий язык и стали бы немцами, неплохая перспектива… Однако Гланда Камбила отказался от столь прекрасного будущего и уехал на чужбину. Скорее всего, любое поражение или раскрытие заговора влечёт за собой подчинение, то есть предательство или уход, то есть бегство… Но куда?
Оно началось сразу после победы князя Александра Невского над Тевтонским орденом уточним, битва состоялась между отрядами Ливонского ордена, являвшегося отделением Тевтонского ордена в Ливонии на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. Узнав о сокрушительном разгроме тевтонцев, пруссы немедленно восстали против своих поработителей. Сам Александр Невский в Пруссии не бывал, но его имя вдохновило восставших. Традиционно прусские вожди были разобщены, поэтому предводителем Первого прусского восстания 1242 — 1252 выбрали славянского князя — Святополка II Поморского 1216—1266. Святополк был правителем Восточного Поморья со столицей в Гданьске. Его владения вплотную примыкали к Пруссии с запада, поэтому он изначально имел какие-то особые отношения с прусскими вождями приграничных областей. Первое восстание длилось с переменным успехом в течение одиннадцати лет. На этом Первое восстание завершилось. Тевтонцы продолжили завоевание Пруссии.
Второе восстание началась 20 сентября 1260 года, то есть вскоре после поражения войск крестоносцев в битве со жмудинами на озере Дурбе. В этом сражении погибли ландмейстер Ливонского отделения Тевтонского ордена, орденский маршал и около 150 рыцарей ордена. Ко Второму восстанию присоединились все прусские племена, проживавшие между Вислой и Неманом, кроме помезан. Каждое племя избрало своего собственного вождя. Самбами командовал Гланда обратим внимание, о распространённости этого имени у прусских вождей, в источниках несколько раз упоминаются прусские вожди по имени Гланда , натангами — Геркус Монте, бартами — Дивон, вармийцами — Глаппе, погезанами — Ауттум, ятвягами — Скуманд. Разобщённым пруссам опять потребовался вождь со стороны. Претензии на верховное командование восставшими обнаружились у литовского князя Миндовга, начавшего в августе 1261 года кампанию против ордена. Было также решено привлечь к войне в качестве союзников русских князей. Из-за слабой координации совместных действий их результат оказался скромным.
Общего руководства у восставших пруссов так и не сложилось. Вожди отдельных прусских племён сражались и погибли по одиночке. Ещё в 1262 году в бою с немецкими рыцарями у залива Фрише-Нерунг близ Кёнигсберга, был сражён копьём вождь самбов Гланда его ни в коем случае не следует путать с Гландой Камбилой. Вождь племени бартов Дивон воевал дольше и успешнее. Он захватил несколько замков Ордена, в том числе Бартенштайн. Он атаковал Мариенбург, Кульм, Христбург… Но в 1271 году при осаде замка Шёнензе в Кульмской земле Дивон был убит выстрелом из баллисты. Отметим для себя, что, судя по году смерти, Дивон вполне мог быть отцом Гландуса Кабилло, получившего в 1290 году от Тевтонского ордена ленное владение. А вот к вождю самбов Гланде он, конечно, отношения иметь не мог. Имя Дивон, кстати, происходит от славянского слова «диво» чудо.
После гибели своего вождя многие барты бежали на восток, в земли, контролируемые Литовским княжеством. Им была дана возможность поселиться в районе городов Гродно и Слоним, принадлежавших тогда Литве. Когда в 1277 году галицко-волынское войско попыталось захватить Гродно, оно столкнулось с наличием в рядах защитников города многочисленных пруссов и бартов барты почему-то были выделены отдельно , показавших свою отвагу. С большой степенью вероятности можно считать, что Гландус Кабилло был в числе этих беглецов, временно поселившихся в Гродно. Окончательно Второе прусское восстание выдохлось к 1274 году.
Или по улицам Киева провели бы подобный марш, загримировав желающих под евреев, и провели бы имитацию расстрела в Бабьем Яру», — подчеркнула она. Сейчас хоть поскромнее стали, а раньше вот эти совместные фото и обнимашки с фрицами… А тут, конечно, просто слов нет. Какие вообще могут быть «реконструкции» таких событий? А что такое «прием пищи в соответствии с историческими реалиями»? И каким образом «желающим помогут загримироваться»?
Руководителем проекта «Марш Пальмникен 2022» выступает некая Анна Симонова, до нынешнего времени никак не проявившая себя в самом западном регионе России. В письме на имя главы администрации поселка Янтарный Артуру Крупину она заявила, что ее инициатива согласована с «Еврейской общиной Калининграда». В частности, она предложила, чтобы 30 января в 12. А вообще в планах Анны Симоновой — пиротехническое шоу 29 января и музыкальный вечер с фуршетом в синагоге Калининграда 30 января. В ответ на это главный раввин Калининградской области Давид Шведик и председатель Еврейской общины Калининграда Леонид Плитман направили свое письмо Артуру Крупину, в котором категорически открестились от инициативы Анны Симоновой: «Доводим до Вашего сведения, что ни г-жа Симонова А. Янтарный, сам Памятник жертвам Холокоста установлен в 2011 году. Мы регулярно облагораживаем территорию, на постоянной основе проводя воскресники. Силами членов Еврейской общины и неравнодушных граждан нашего региона территория около Памятника обустроена, и каждый год в конце января мы собираемся на месте расстрела, чтобы почтить память убитых, прочитать поминальную молитву и сделать все возможное для сохранения памяти и недопустимости повторений тех страшных событий. Историческая реконструкция тех событий на месте расстрела просто недопустима! Пропаганда фашизма, жуткая участь ни в чем не повинных людей под пиротехнические залпы и световое шоу ни в коем случае непозволительны!
Это глумление над памятью убитых!
Тому зверству, что случилось 72 года назад на этом берегу, оправдания и прощения не будет никогда. Давайте помнить об этом и смотреть вперед, общими усилиями заботиться о нашем будущем, о мире, о жизни, о добре, — обратился к собравшимся глава региона Антон Алиханов. Всегда говорит: самое главное, чтобы вы не знали, что такое война. Она молодой девчонкой это пережила в белорусских лесах и видела, как нацисты убивали людей, не щадя никого. Поэтому давайте каждый год встречаться, вспоминать о тех, кто здесь погиб. Огромное спасибо вам, ветераны, взрослые и дети, за то, что вы пришли сюда сегодня! Эта память — во имя того, чтобы страшные преступления никогда не повторились, — сказал первый заместитель председателя Калининградской областной думы Александр Богданов. Здесь живут другие люди, которые приехали со всего Советского Союза.
И сейчас нет абсолютно никакой разницы, кто мы — русские, татары, украинцы, белорусы, немцы, литовцы… Мы все на этой земле живем и вспоминаем те страшные события. Уроки, которые преподаем в школе нашим детям, — это уроки патриотизма. Мы учим детей любить свою землю — без всякого национализма, — подчеркнул глава Янтарного городского округа Алексей Заливатский. Погибли 280 тысяч евреев, ранее проживавших на белорусской земле.
Начало движения Марша Памяти запланировано на 10 часов. Автобус, который довезёт желающих до развилки в пос. Круглово, будет отходить в 9 часов также от площади у Дома Советов. По вопросам участия в поездке на автобусе следует обращаться по тел.
Выбор редакции
- В память о жертвах Холокоста прошел Марш жизни под Калининградом / Новости / Независимая газета
- Конвертер дат
- Под Калининградом почтили память жертв нацистов – «Марш смерти»
- Незаслуженно забытые: памятник жертвам марша смерти в Пальмникене
Марш смерти и кровавый янтарь
Главная Наша деятельность Новости Единороссы приняли участие в традиционном «Марше жизни», который состоялся накануне в Янтарном. Не прошло и года после скандала с активистами, покусившимися на святое: память о Марше смерти в Пальмнике (Янтарный), как наступила эта дата вновь. Незадолго до эвакуации немецких частей из Кенигсберга шахта «Анна» на старом Пальмникенском месторождении янтаря (поселок Янтарный Калининградской области) была экстренно затоплена. В Янтарном участники международной научной конференции центра «Холокост» почтили память жертв «Марша смерти». Помимо традиционного «Марша жизни» впервые состоится ещё одно мероприятие — «марш-экскурсия с элементами постановочных сцен». Янтарный Памятник жертвам марша смерти 1945.
Холокост в Янтарном: «Кто об этом молчит, тот согрешает»
Несколько тысяч человек, выживших после «Марша смерти», загнали в море и расстреляли. Янтарный Памятник жертвам марша смерти 1945. c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_press-reliz_ 1 февраля в Янтарном пройдет траурное мероприятие, посвященное 70-летию «Марша смерти» — убийства нацистами узников концлагеря Штуттхоф. На пляже Янтарного в 45-м завершился Пальмникенский марш смерти. губернатор Антон Алиханов, прошли путь 12 километров от развилки в поселке Круглово до поселка Янтарный, следуя маршруту.
Холокост в Янтарном: «Кто об этом молчит, тот согрешает»
Немногие, но всё же бывают в Янтарном на территории мемориального комплекса «Жертвам Марша смерти». Если у Вас будет возможность посетить поселок Янтарный калининградской области, в котором промышленным способом добывают янтарь, поклонитесь памятнику " марша смерти". В поселке Янтарный (Калининградская область) прошел «Марш жизни» в память о жертвах Холокоста и Пальмникенского расстрела. – Что Мартин Бергау рассказал вам о «Марше смерти» в Янтарном? Памятное шествие началось от поселка Русское и завершилось в Янтарном у мемориала жертвам Марша смерти 1945 года, где состоялся митинг. В посёлке Янтарном Калининградской области на склоне у памятника жертвам Холокоста задумали построить апарт-отель.