Общественный деятель и богослов Андрей Кураев — гость программы «Вдох-Выдох» на канале Ходорковский Live. Как сложилось, что в войне Израиля и Палестины негласные симпатии Кремля и верхушки РПЦ — н.
У нас в гостях известный российский философ и богослов...
За предыдущий отчетный период в этой области зафиксировано 975 нарушений. За предыдущие сутки в этой области зафиксировано 579 нарушений. В Луганской области Миссия зафиксировала 1 224 нарушения режима прекращения огня, включая 1 149 взрывов. За предыдущие сутки в этой области зафиксировано 333 нарушения. СММ уточняла информацию о повреждениях 4 жилых домов в подконтрольной правительству Новоигнатовке и детского центра в подконтрольной правительству Марьинке Донецкой области. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на участках разведения сил и средств вблизи Станицы Луганской, Золотого и Петровского.
Говоря словами Гегеля, «сова Минервы вылетает в сумерки». Минерва, она же Афина, — покровительница мудрости. То есть философия становится понимаемой и востребованной, именно когда на улице стоит плохая политическая погода. Пока не запретили, я бы посоветовал больше читать литературы об истории Германии середины XX века. В 1982 году болгарского философа Желю Желева выгнали из Софийского университета за то, что он написал книжку под названием «Фашизм». Книга была о германском фашизме, но болгарские коммунисты увидели в этой книге себя. Что в дальнейшем не помешало Желю Желеву стать президентом свободной Болгарии. По этому поводу есть хороший анекдот. Жуков и Берия выходят из кабинета Сталина, и в приёмной Жуков в сердцах говорит: «Сволочь усатая... Жукова вызывают к Сталину, тот спрашивает: «Скажите, товарищ Жуков, вот ви, виходя сейчас от меня, сказали: «Сволочь усатая». Ви кого имели в виду? После 24 февраля и остальные православные страны отвернулись от России. Значит ли это, что в будущем РПЦ может замкнуться в пределах государственной границы? С той поры Русская православная церковь под руководством Патриарха Кирилла становится всё более «русской» и всё менее православной. На наших глазах идёт процесс деградации от уровня мировой религии до уровня племенной. В этом смысле РПЦ может ожидать статус Армянской церкви — церкви, которая может греть сердце лишь одного народа. Нередко советские люди лишь в предсмертной беседе узнавали, что их дедушка, к примеру, был купцом, священником или офицером царской армии. Семейные тайны — это в традиции нашей страны. Я вот, например, не успел узнать, кем был мой московский прадед Андрей Дубов. В апреле 1917 года у него родилась девочка, и он назвал её Александрой. Редкое имя. Но это имя носила только что свергнутая царица. Из этого я готов сделать вывод, что родители моей бабушки были убеждёнными монархистами и умели плыть против течения. А сегодня моего 10-летнего крестника в Твери избивают в школе за то, что он имеет неосторожность транслировать не телевизионную позицию об СВО. При этом учительница и полиция делают вид, что всё нормально. Но нет, я не могу никого призывать подставлять своих детей под удар.
Это чисто культурный проект. Давайте сохранять высокий уровень русского литературного языка в этом обществе, в этой стране. Давайте напоминать о светлых вершинах русской истории и русской культуры. Если так — это прекрасная вещь. Увы, это словосочетание стало использоваться для иных целей: зарубежной электоральной и геополитической игры. А когда уже и церковь превращается в инструмент такого рода политики, тогда меркнет обаяние и ее, и этого термина. Вам это не понравилось. Практически все считают, что ваша нынешняя позиция — это мщение патриарху Кириллу — раз вы меня изгнали, то я займу позицию против вас. То есть получается по Бродскому: «Если Евтушенко против колхозов, то я за». Есть основания так говорить или вы считаете, что все это чепуха? Я благодарен патриарху Кириллу за наше дистанцирование после моего увольнения, потому что он подарил мне свободу. Я могу более беспристрастно смотреть на вещи. Конечно, социальный опыт и связи влияют на позицию любого человека. Раньше я старался понуждать себя видеть максимально высокий смысл в действиях патриархии. С годами понял, что это уводит меня в мир откровенных фантазий. Поэтому я и перестал соглашаться с официозом еще задолго до моего увольнения. Но именно потому, что я долго был внутри системы, я знаю, что мотивы принятия тех или иных решений там бывают крайне далеки от поиска церковного блага и служения ему. Вот, например, вы спокойно говорите о взятках, которые влияют на решения стамбульской патриархии. Но почему вы считаете, что такого фактора нет в нашей жизни? Но зачем же табуировать аналогичную тему в более близких коридорах власти? И, кстати, я сначала начал этот разговор — и лишь потом и вследствие этого был уволен. О чем и не жалею. Вообще, это знак катастрофического уровня нашей церковной «аналитики»: серьезные вещи объяснять какими-то самыми примитивными мотивами: «Обида, месть, зависть, подкуп». Мол, Филарет мстит Москве за неизбрание в московские патриархи, а Варфоломей — за бойкот критского собора, а вся украинская автокефалия — просто проект американского Госдепа, а украинская независимость — австрийского генштаба… Про себя же скажу: знаете, у меня есть определенные убеждения. Они христианские и гуманистические. Они из моей молодости. Так что считайте, что я просто снова впал в детство. И лозунги брежневской «разрядки» мне роднее, чем показушная путинская воинственность и шуточки про ад. В юности я слушал песни Высоцкого и Галича и болел Достоевским… Вот сейчас сделал паузу и погуглил сочетание «патриарх Кирилл Владимир Высоцкий». Ни одного результата. Патриарх его никогда не упоминал и не цитировал. Понятно, для суперсервильных никодимовцев с их «октябрьским богословием» Высоцкий был лишним. Так что наше расставание — это и вопрос культуры, следствие того, кто какие книжки в детстве читал. И еще это расхождение по важному вопросу этики и богословия: что есть «благо церкви»? Кто определяет это «благо»? Все ли средства хороши для его достижения? Официальные ответы я знаю. Меня от них тошнит. Я знаю, что патриарх Алексий в начале 90-х полагал, что нужно давать автокефалию, но его тогда отговорил митрополит Кирилл. Митрополит Киевский Владимир Сабодан в 90-е тоже просил автокефалию. Алексий II сказал: «Нет», и тогда Сабодан сказал своему окружению: «Пока я жив, я останусь верен слову, которое я дал патриарху, а после меня решайте сами». То есть сама по себе мысль об украинской автокефалии не есть некая ересь. Эта тема не может быть табуирована. Если право на автокефалию имеют другие народы, то чем украинский хуже их? И если эта идея не уходит, а лишь множит число своих сторонников на Украине, то, может, пора перейти от анафемы к конструктивному обсуждению? Поэтому уже несколько лет я предлагаю: надо опередить Константинополь. Вот мой текст из весны 2015 года: «Москве стоит подумать — а не поторопиться ли ей самой с украинской автокефалией? Я бы даже сказал — а не стоит ли навязать Киеву независимость уже в этом году?
И вновь наши «замирнцы», релоканты, всевозможные иностранные агенты, старшие и младшие научные сотрудники, плотно сидящие на западных грантах, а также местные либералы завопили о воинственном Патриархе, о неправильной молитве, и о том, что надо «больше молится о мире, нежели о победе». Так что опять их бесит? Что не так на этот раз? Молитва «Господи Боже сил, Боже спасения нашего», опубликованная на сайте Патриархии — это просто образчик евангельской трезвости, в ней нет никакой политики. Даже та ее часть, которая непосредственно касается воюющих на фронте русский солдат написана в настолько выдержанном евангельском духе, что многие молитвы древней Византии — я уже молчу про современную Украину — просто позавидовали бы этой духовной трезвости. Войнам желается «утвердится в Заповедях Божьих», и быть «избавленными от ран, плена и смерти». И всё! Тут даже нет ни слова о победе над противоположной стороной. Вернее, речь-то о победе идет, но над совершенно особенным врагом. В самом начале молитвы есть такие слова, обращенные к Богу: «Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу». То есть, «приди на помощь и дай нам победу». Вот именно из-за этого слова и начался весь сыр бор, из-за «победы» отец Алексей Уминский и стал советовать искать иные храмы, из-за «победы» иерей Иоанн Коваль довел себя до лишения сана. Так давайте разберемся, из-за чего на этот раз наших неуемных борцов потянуло на амбразуры? Главный вопрос, на который надо ответить: о ком в этой молитве идет речь? Кому просят победу? Кого подразумевают под этим — «нам»? Ответ на этот вопрос находится всего лишь одной строчкой выше. Перед прошением о победе стоят очень важные пояснительные слова: «се бо брани хотящия ополчишася на Святую Русь, чающе разделити и погубити единый народ ея». Что это значит? Так это уже всем нам знакомые понятия. Во всех молитвах, начиная с 2014 года, «Святая Русь» — это народы Украины и России. То есть, тут повторяется все та же мысль: есть некто третий, посторонний, который заинтересован в данном конфликте, поэтому кладет все свои силы на раздрай между Украиной и Россией. Перед этой третьей силой стоит одна цель — разделить украинцев и русских и погубить их историческое, культурное и духовное единство. И вот именно в данном контексте и только после этого пояснения идет прошение: «Возстани, Боже, в помощь людем Твоим и подаждь нам силою Твоею победу».
«Грех Каина». РПЦ на грани раскола из-за спецоперации на Украине
- Андрей Кураев. Не поеду я на Украину
- "Единой украинской нации нет", - считает диакон Андрей Кураев
- Музыка похожая на Андрей Кураев - О войне на Украине
- Отношения между РПЦ и Молдавской митрополией
- Андрей КУРАЕВ о восстановлении в сане и противостоянии с Патриархом Кириллом. РПЦ и война в Украине
- Дьякон Андрей Кураев. Что Россия хочет сделать с Украиной
Это ведь Гражданская война
Диакон Андрей Кураев в своем блоге рассказал о четырёх известных ему за последние 20 лет случаях, когда епископы были обвинены в. Митрополит Виленский и. Главная» Новости» Андрей кураев последние выступления. О войне на Украине и другие mp3 песни этого артиста и похожие треки жанров shitcore, pornogrind. Протодиакон Андрей Кураев* — самый известный из современных русских апологетов, автор множества книг, блестящий лектор, педагог и полемист. О войне на Украине и другие mp3 песни этого артиста и похожие треки жанров shitcore, pornogrind.
Православные против войны на Украине
ИНТЕРВЬЮ Андрей Кураев о войне в Украине лицемерии Патриарха Кирилла и богоизбранности Путина. Если российский проповедник Кураев будет говорить в Севастополе то, чего от него ждут русские патриоты, он сразу будет объявлен на Украине персоной нон грата, уверен заведующий отделом Украины и Крыма Института стран СНГ. Рок-музыка и РПЦ — Патриаршая молитва за победу над Украиной — Сопротивляются ли священники? — Смертная казнь или пожизненное заключение?
Андрей Кураев о войне с Украиной
На вопрос о планируемой в Праге работе Кураев ответил, что "это следующий вопрос", который должен решиться. В своём блоге в "Живом журнале" Кураев описал мотивы своего отъезда подробнее. Писать, говорить, читать лекции. В России с этим всё сложнее. Торжество хорового начала под руководством несмываемого регента. А в Европе, наверно, ещё возможны мои публичные встречи и лекции.
Вот и пришла пора проверки честности этих наших заявлений. У нас появились свои погромщики, которые во имя своей веры, якобы общей с нашей, публично бьют женщин или столь же публично мечтают об этом в интернете. А в ответ — тишина. Ни один иерарх не произнес слово осуждения, осаживания и возмущения. Свое говно не пахнет.
Напротив, говорится о войне, которая, как известно, «все спишет». Нельзя в нашем обществе вызывать духов войны. Слишком много душевно покалеченных людей, которые готовы объявить себя партизанами. И не говорится о том, что человечность, трезвость и адекватность на войне еще более необходимы, чем в мирной жизни. Иногда молчанием и в самом деле кое-что предается.
И это я не спрашиваю вас: а какие монастыри перешли в ПЦУ? Это несколько разные вещи. Священники тоже люди, и в той же степени подвержены облучению телепропагандой в любой стране. Тогда что же помешало большинству архиереев УПЦ явиться на «объединительный собор» порошенковской церкви в Софийский храм в Киеве? Кого и чего они боялись? Там нет никакой особой любви к патриарху Кириллу и России. Они просто сидят на чемоданах с накопленными деньгами и взвешивают. Они не против создания поместной национальной церкви, но могут быть антипатии к Филарету и его окружению. И для меня Филарет крайне антипатичный персонаж. И еще стоит учесть, что ни Константинополь, ни филаретовцы пока не особо отягощают украинское медиапространство богословскими доводами в свою пользу.
Пока они предпочитают «свидомые» светские аргументы. Для людей хоть с каким-то богословским вкусом это неубедительно. Отсчет времени начинается лишь с сегодняшнего дня. Пройдет первый синод ПЦУ, и хоть что-то станет ясно. У них будет принят, опубликован и зарегистрирован устав. А пока просто еще некуда идти. И вообще, цыплят по осени считают. Давайте хотя бы доживем до первой осени этой новой структуры, тогда и будем говорить, что у них сложилось, а что нет. Я не знаю, в каком порядке это будет происходить. Сначала прихожане, которые потащат за собой священников, или священники, которые потащат за собой прихожан, а те затем уже и епископов, или это будет иначе.
Мы видим, что и сегодня происходит все по-разному. Где-то община голосует и тащит священника. Где-то наоборот, священник тащит общину, а община против. Вот точно так же в разных епархиях будет по-разному складываться. Согласитесь, зачем им участвовать в захватах, если паства добровольно хочет перейти в лоно «Православной церкви Украины»? Как вы все это объясняете? Как вы ко всему этому относитесь? Но не надо каждый переход объяснять насилием. Это слишком легкое и предвзятое объяснение. К тому же надо помнить, что современная Украина — это контуженное общество, в котором, к сожалению, легко сходят с рук призывы к насилию и реальные факты насилия.
Я лично видел и слышал, как вы спорили на своих лекциях со священниками, которые выступали против того, что вы в своих выступлениях употребляете понятие «Русский мир». Просто под этим словосочетанием «Русский мир» мы имеем в виду разные словосочетания. Для меня Русский мир — это аналог Немецкого института имени Гете. Это чисто литературное и культурное присутствие. Без политических претензий. Это чисто культурный проект. Давайте сохранять высокий уровень русского литературного языка в этом обществе, в этой стране. Давайте напоминать о светлых вершинах русской истории и русской культуры. Если так — это прекрасная вещь. Увы, это словосочетание стало использоваться для иных целей: зарубежной электоральной и геополитической игры.
А когда уже и церковь превращается в инструмент такого рода политики, тогда меркнет обаяние и ее, и этого термина. Вам это не понравилось. Практически все считают, что ваша нынешняя позиция — это мщение патриарху Кириллу — раз вы меня изгнали, то я займу позицию против вас. То есть получается по Бродскому: «Если Евтушенко против колхозов, то я за». Есть основания так говорить или вы считаете, что все это чепуха? Я благодарен патриарху Кириллу за наше дистанцирование после моего увольнения, потому что он подарил мне свободу. Я могу более беспристрастно смотреть на вещи. Конечно, социальный опыт и связи влияют на позицию любого человека.
И мне очень дороги слова Евгения Евтушенко, которые пел Александр Малинин в начале девяностых годов: Дай Бог поменьше рваных ран, Когда идет большая драка. Дай Бог побольше разных стран, Не потеряв своей, однако.
Дай Бог, чтобы твоя жена Тебя любила даже нищим. Дай Бог, чтобы твоя страна Тебя не пнула сапожищем. Поэтому и желание, и антижелание у меня сейчас вместе. И все же, если отъезд, то только туда. С возрастом хочется не новых впечатлений и стран, а стабильности и воспоминаний. Есть, конечно, и Румыния, где тоже прошла часть жизни, но с ней не связаны добрые семейные воспоминания. Это о том, что влечет туда. А что выталкивает отсюда, то, помимо совсем личных причин и проблем, главное в том, что здесь небезопасно. Не в плане возможных украинских беспилотников, а потому что: во-первых, современная судебная практика Российской Федерации не знает оправдательных приговоров; во-вторых, теперь инициатива репрессалий может исходить от частных лиц. Это важная новинка, то, чего не было в брежневском Союзе: не только товарищ майор может возбудиться и завести на тебя дело, но и любой сознательный гражданин может написать донос, и он стремительно дойдет до суда и приговора.
В-третьих, еще одна новинка: в числе доносчиков теперь нередки православные активисты. В-четвертых, в нормах современного уголовного права царит полная вкусовщина. Ведь якобы оскорбленные религиозные «чувства» не подлежат никакой проверке. Вот только что отсутствие! Оскорбление недеянием, неупоминанием, недостаточным поклоном или комплиментом — это что-то новое. Или, напротив, слишком древнее царь Петр в качестве предлога для Северной войны выдвинул то, что при его проезде инкогнито через Ригу ему не были оказаны царские почести … А чуть позже одного епископа арестовали за то, что в частном, но перлюстрированном полицией письме, он назвал Анну Иоанновну просто «Ее Величество», а не «Ее Императорское Величество». А что значит «дискредитация», «клевета»? Суд даже не интересует, какая именно информация была в распоряжении обвиняемого и каков был его умысел. То есть намерение ввести в заблуждение перестало считаться необходимым признаком для квалификации деяния как клеветы. Всё, что отличается от официального пресс-релиза Министерства обороны, — «клевета».
Также у нас забыт срок давности по модным статьям — могут привлечь за публикации 15-летней давности. Но это в общем и в стране. А в моей жизни в октябре произошли две интересные истории. Первая: на День Сергия Радонежского в Троицкую лавру съезжается много епископов и паломников. Когда я смотрел фотографии с этой службы, обратил внимание на совсем незнакомое лицо епископа рядом с патриархом. Начал искать, кто это — оказалось, сербский епископ. Думаю, понятно: сейчас очень важно показать, что Россия и церковь вне изоляции, у нас есть международные партнеры, поэтому иностранного гостя поставили на первое место. И все же: кто именно этот епископ? Тут выяснилось, что человек этот мне знаком, я писал о нем несколько лет назад. Был громкий скандал — обвинение в гомосексуальном домогательстве к семинаристам.
Суда не было, но волна публикаций в сербской прессе была, сербская церковь уволила этого епископа на покой. И я об этом написал. Это факты. А теперь перехожу к слухам когда некая организация слишком закрыта, то ничего не остается, как прислушиваться хотя бы к слухам и инсайдам. Есть слушок, что, когда появилась эта моя публикация и пошли ее репосты, это очень возмутило патриарха Кирилла, и его возмущение, с одной стороны, было направлено на организатора торжеств — управляющего делами патриархии: «Кого ты поставил рядом со мной, скомпрометировав меня? Но, кроме того, гнев патриарха был направлен и в другую сторону — на меня: зачем это я так пристально рассматривал эту фотографию? Вторая история произошла чуть позже. В день, когда заседал Синод, отправивший в отставку управделами митрополита Дионисия, пресс-секретарь патриарха Владимир Легойда рассказывал журналистам о принятом решении в каком-то коридоре в патриаршем дворце в Даниловском монастыре. Делал он это на фоне не вполне обычного портрета патриарха, где он был вписан четвертым лицом в рублевскую Троицу. Это я тоже приметил и написал.
Об этой картине можно говорить много, но самое интересное, что на сайте художника приведены слова патриарха: «Это самый лучший из моих портретов! В итоге еще один официальный спикер патриархии Вахтанг Кипшидзе два дня подряд поминал меня, назвав меня сумасшедшим и требуя уголовного преследования. Вилка вероятностей обрисовалась вполне ясно. Указ патриарха о лишении меня сана некоторыми людьми, как в погонах, так и без, может быть расценен как команда «фас! В этих условиях угадать, кто где возбудится, невозможно. Любой гражданский или православный активист может написать на меня донос. А мы уже обсуждали, что у меня непростые отношения с православным активом и в рясах, и без. И именно по такому доносу некоего Чичина Сергея Николаевича меня уже судили в прошлом году. Был такой советский анекдот: в отделение милиции привели трех людей, которые подрались прямо в автобусе. Первого спрашивают: расскажите, что произошло.
Он отвечает с тем акцентом, с которым, по мнению рассказчиков анекдотов, должны говорить евреи : «Понимаете, я просто ехал в автобусе на работу. Вошел вот этот военный мужчина и встал рядом. Он мне ничего не говорил. Я ему ничего не говорил. И раньше его никогда не видел. И вдруг через две остановки он с размаху дал мне кулаком в лицо! Тот говорит: «Значит, ровно в восемь ноль-пять я зашел в автобус, следующий по сорок четвертому маршруту. Рядом встал вот этот еврей и вызывающе наступил мне на ногу. Я советский офицер и не могу позорить свои погоны. Поэтому я терпел.
Думаю, подожду пять минут. Но если он не перестанет оскорблять меня и в моем лице Советскую армию своим действием, ух, как я ему вмажу! Так вот, еду и вижу: стоит вот этот военный, а рядом с ним вот этот еврей. А военный все время смотрит на часы, а потом вдруг как врежет еврею по морде. Ну, я и подумал, что по всей стране началось! Предвидя такую возможность, я прежде патриаршей «окончательной бумажки» перешел в другую епархию. Подробностей не буду рассказывать: не хочу, чтобы патриарший гнев распространялся на кого-то, кроме меня. Естественно, есть у меня и связь со Вселенским патриархатом, который может принять мою апелляцию. Это так? История же моего отношения к нему долгая и изменчивая.
Изначально, в 1980-е годы я слышал о нем много доброго. Есть, мол, такой ректор в Ленинградской академии — молодой и талантливый. И когда мои ленинградские церковные знакомые отрицательно отзывались о его манере управления и его властолюбии, я это игнорировал. Издалека он мне нравился, тем более что пошел слух, будто его сослали в Смоленск и сняли с ректорства за то, что он якобы выступил против вторжения в Афганистан. Сегодня это полуофициальный миф московской патриархии. В 1990-м мы почти одновременно оказались в Москве — я вернулся из Румынии, а Кирилл — назначением на пост главы отдела внешних церковных сношений.
Андрей КУРАЕВ о восстановлении в сане и противостоянии с Патриархом Кириллом. РПЦ и война в Украине
Государственное информационное агентство РИА («ТАСС уполномочен заявить») публикует программную статью Тимофея Сергейцева «Что Россия должна сделать с Украиной». Андрей Кураев с племенниками В интервью журналистам Андрей Вячеславович заявил, что у него никогда не случалось влюбленностей. Кураев о войне с украиной. Дьякон Андрей Кураев в молодости.
Диакон РПЦ Кураев: России после аннексии Крыма нужно готовиться к худшему
Признание этого факта — основа политики денацификации. Денацификация — это комплекс мероприятий по отношению к нацифицированной массе населения, которая технически не может быть подвергнута прямому наказанию в качестве военных преступников. Помимо верхушки, виновна и значительная часть народной массы, которая является пассивными нацистами, пособниками нацизма. Справедливое наказание этой части населения возможно только как несение неизбежных тягот справедливой войны против нацистской системы. Бандеровская верхушка должна быть ликвидирована, ее перевоспитание невозможно. Социальное «болото», активно и пассивно ее поддержавшее действием и бездействием, должно пережить тяготы войны и усвоить пережитый опыт как исторический урок и искупление своей вины. Дальнейшая денацификация этой массы населения состоит в перевоспитании, которое достигается идеологическими репрессиями подавлением нацистских установок и жесткой цензурой: не только в политической сфере, но обязательно также в сфере культуры и образования.
С его помощью вы можете легко скачивать видео прямо на смартфон. Чем больше разрешение вашего экрана, тем выше должно быть качество видео. Однако следует учесть и другие факторы: скорость скачивания, количество свободного места, а также производительность устройства при воспроизведении. Если это произошло, просьба сообщить об этом, указав ссылку на видео. Иногда видео нельзя скачать напрямую в подходящем формате, поэтому мы добавили возможность конвертации файла в нужный формат.
Каноны запрещают священнику даже обучаться военному делу. Средневековое право выделяло три категории людей, преступления против которых карались особенно строго. Это женщины, дети и священники — то есть те, кто заведомо не смогут защитить себя силой. Зависит ли это от того, на чьей стороне они воюют — захватчиков или защищающихся? Поэтому, по правилу Василия Великого, солдат, возвращающийся с войны, на три года отлучается от причастия. Неважно, насколько справедливой или несправедливой была война, защищался он или нападал. Ведь нельзя воевать без ненависти, и раз человек на войне ненавидел — значит, он уродовал самого себя. Чтобы восстановиться от этой травмы, нужно, чтобы послевоенные годы для человека были годами не похвальбы, а покаяния. Вы слышали об этом? Зато для церкви это важно, так как даёт повод для вторжения в интимную семейную жизнь и контроля над ней. Её сверхзадача — тотальный запрет абортов. Но в тактических целях требования умеряются и меняются. Лет 20 назад патриархия требовала изгнать аборты из деятельности государственных медицинский центров и отдать их производство частным клиникам. Сейчас требование выдвигается ровно обратное. Чтобы не пропустить новые тексты «Вёрстки», подписывайтесь на наш телеграм-канал «Для Кирилла Украина — это территория его законной охоты» — Правильно ли я помню, что патриарх никак не высказывался по поводу войны в её начале, а РПЦ молчала по этому поводу в течение нескольких месяцев? Нет, это не сознательный обманщик. Просто человек скармливает президенту удобную для себя информацию, ту, которая лидеру заведомо понравится и подчеркнёт его, докладчика, роль. Информация заключалась в том, что православная Украина только и ждёт возможности избавиться от «бандеровского ига». Она будет с колокольным звоном приветствовать движение русских военных колонн, и единственным препятствием на пути русских танков будут завалы из цветов. Слева направо: митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов , патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, помощник президента России Владимир Мединский, президент России Владимир Путин и губернатор Псковской области Михаил Ведерников во время церемонии открытия мемориального комплекса «Князь Александр Невский с дружиной» на берегу Чудского озера в деревне Самолва Гдовского района в сентябре 2021 года. В первые дни войны патриарху не хотелось ярко выступать, чтобы не оттолкнуть от себя «освобождаемых» украинцев. А потом стало понятно, что военного продвижения нет, что в политическом смысле украинское общество оказалось гораздо более консолидированным, чем хотел Кремль. И поняв, что быстрой победы на Украине России не светит, Кирилл решил, что надо становиться в общую шеренгу. При этом его личные симпатии, я думаю, всецело соответствуют его провоенным выступлениям. Но тогда именно Кирилл убедил патриарха, что нужно сражаться против этого решения. Тем самым он породил крупный раскол в украинском обществе, который болезнует до сих пор. Так что для Кирилла Украина — это территория его законной охоты. Он полагал, что сможет решить украинский вопрос лучше, чем его предшественник. И это потому, что митрополит Филарет Денисенко активно пугал его возможными провокациями и нападениями. Алексий реально этого устрашился и на Украину больше не ездил, а Кирилл, наоборот, начал ездить активно. Но я слышал дивную историю от его окружения: как-то Кирилл пожаловался одному из близких к нему архиереев, что мол, вот Алексий не ездил на Украину, а я езжу, проявляю пастырскую отеческую заботу, и люди там прекрасно принимают меня. А всё равно чувствуется холодное отношение епископов ко мне. Почему так? Архиерей же ответил: «А вспомните, как вы были Смоленским митрополитом. Если бы вы пригласили патриарха Алексия, и он к вам приехал с визитом, это был бы для вас и вашей епархии праздник? Как вы это будете воспринимать? Резюмируя, хочу сказать, что красиво уходить надо уметь. И московская Патриархия не смогла красиво уйти из Украины. Отличаются ли настроения от средних среди паствы в России? У этих людей в эмиграции есть чувство выученной беспомощности — мол, тут от них ничего не зависит. Поэтому хочется прислониться к чужой, но большой истории. Мы вместе с Путиным, мы большие и великие, нас боятся. Говорят, например, что до некоторой степени низовой народ даже стал богаче за эти полтора года. Идут большие выплаты, связанные с войной. Из социального низа черпают мобилизантов и добровольцев, причём не только на фронт, но и на строительные работы по восстановлению Мариуполя, на прокладку дорог и так далее. Всем им выплачиваются повышенные военные коэффициенты. То есть в кои-то веки деньги из центрального бюджета просачиваются в регионы, причём в самые низы. Эти деньги приходят в семьи, где люди озабочены судьбой своих родных, что выражается в том числе и в активизации их культово-религиозной деятельности. Значит, часть денег доходит до храмов. Но есть и другая сторона. Поскольку значительная часть приходов свои бюджеты пополняют за счёт мелких местных спонсоров, с этими деньгами сейчас могут быть проблемы.
Прежде всего оно было политическим и на злобу дня. Как ни в чем не бывало? Или за этой повесткой дня будут обсуждаться действительно серьезные вещи? Что касается точки зрения Русской православной церкви Московского патриархата на происходящее, то там посоветовали обратиться к ТГ-каналу Владимира Лейгоды, возглавляющего пресс-службу Патриарха Московского и всея Руси. Где тот дал на сегодняшний момент исчерпывающий комментарий по ситуации: «В условиях эскалации конфликта злоба выплескивается на тех, кто беззащитен и виновен уж тем, что поклоняется тем же святым, совершает богослужение на том же общем древнем языке, что и Церковь, провозглашенная «вражеской». Никто не вспоминает о том, что в России и на Украине Церковь остается тем единственным местом, где едиными устами возносятся искренние молитвы о мире в условиях отчуждения. Вероятно, именно это не дает покоя врагу рода человеческого, сеющего новые ростки розни».