Под значение этого фразеологизма «яблоко раздора» подразумевают обстоятельства, действия или просто неудачно сказанные слова, из-за которых друзья становятся врагами, соседи недоброжелателями. Значение фразеологизма Яблоко раздора, источники возникновения, синонимы, примеры применения фразеологизма, ошибки в применении фразеологизма, цитаты из книг и СМИ. «Яблоко раздора» является фразеологизмом, часто применяемым как в разговорной речи, так и в литературе. Происхождение фразеологизма «яблоко раздора» также может быть связано с древним обычаем подавать между двумя спорящими сторонами яблоко, чтобы они разделили его надвое и таким образом прекратили свои конфликты. Фразеологизм «Яблоко раздора» это выражение, которое означает причину конфликта между людьми или группами людей.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. ЯБЛОКО РАЗДОРА
Сатиры составляли свиту Диониса - всегда веселящуюся и поющую. Легенда гласит, что именно сатиры спасли принцессу Крита Ариадну , которую её афинский возлюбленный Тесей оставил спящей на берегу Наксоса. Паника Происходит от др. Гневом Пана пастухи объясняли непонятную панику, которая вдруг нападала на стада овец и коз. Амазонки др.
Произошли от Ареса и Гармонии. Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам по другой легенде - попросту убивали , девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок. Порождены Геей.
Им посвящен орфический гимн. Нимфы гор назывались ореадами, нимфы лесов и деревьев - дриадами игамадриадами, нимфы источников - наядами, нимфы моря - нереидами. Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных местностях, позднее и в городах. В жертву нимфам приносили коз, телят, молоко, масло, вино.
Как олицетворения прелести природы, они изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяд нередко имели своим атрибутом раковину, которую они держали у лона, или сосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале. Сёстры Гиаса, Гиад иКалипсо. В античности чаще всего представляются как нимфы в эскортеАртемиды.
По одному из мифов, Плеяды, охваченные горем по поводу гибели их брата Гиаса и сестер Гиад, покончили с собой, были взяты на небо и превращены в созвездие. Дочери титана Океана и титаниды Тефиды, сестры потоков. Дриады др. Существовало поверье, что человек, ухаживающий за деревом, пользуется их особенным покровительством.
Иногда дриады именовались по названиям деревьев. Самые древние из известных нимф - дриады, родившиеся из капель крови Урана и обитающие вЯсене, мелиады. Они единственные из нимф, которые смертны. Считалось, что дриады неотделимы от дерева, с которым связаны, а люди, сажающие деревья и ухаживающие за ними, пользуются особым покровительством древесных нимф.
Самая известная из дриад - Дриопа. В более широком смысле под оракулом понимали и прорицалище - место, где оглашалось предсказание, и сам текст предсказания. В античном мире и у народов Древнего Востока: жрец -прорицатель воли божества, дававший в непререкаемой форме ответы на любыевопросы. О том, чьи суждения признаются непререкаемой истиной ирон.
Первоначально число их было неопределенным. Они почитались как хранительницы материнского рода и законов матриархата. Позднее число их ограничилось тремя: Тисифона , Алекто и Мегера , и они получили значение мстительниц за нарушение правопорядка вообще, особенно за убийство. Изображались в форме крылатых женщин со змеями вместо волос, с факелами или бичами в руках.
Уаримлян отождествлялись с фуриями. Грации - Gratiae - римское, теперь общеупотребительное название греч. Соответствуют греческим харитам. По-гречески они наз.
Богини красоты, женской прелести и светлой радости. Они были дочери Зевса. Их считалось три: Аглая блестящая , Эфрозина веселая и Фалин цветущая. Хариты в дружбе с музами и сопровождают Афродиту, которая без них не может пленять.
Хариты изображались в виде красивых, грациозных девушек с музыкальными инструментами, миртами и розами. Им соответствуют римские грации. Похищение яблок из сада Гесперид, охранявшегося стоглавым драконом, - один из подвигов Геракла. Геспериды - в греческой мифологии дочери Атланта по другим источникам -Геспера , жившие в сказочном саду, где росла яблоня, приносившая золотыеплоды.
Похищение яблок из сада Гесперид, охранявшегося стоглавым драконом,- одиниз подвигов Геракла. Гипербореев упоминает Алкей в гимне Аполлону. О них говорилось в поэме Симия Родосского «Аполлон». По Мнасею, они ныне называются дельфами.
Гипербореи пользовались особой любовью Аполлона, уходившего к ним на зиму из Дельф. Почитались в святилищах Аполлона в Дельфах и на Делосе. Многочисленные мифы повествуют о прорицателях из Гипербореи - основателях храмов и оракулов Аполлона см. В переносном смысле Гиперборея - страна севера, страна - легенда.
Sirenes - в греческой мифологии морские существа, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирены миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины в некоторых источниках полурыбы-полуженщины , унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери-музы - божественный голос. Отцом сирен считали морского бога Форкиса , или они - дети Ахелоя и одной из муз: Мельпомены , или Терпсихоры , или Каллиопы , либо дочери Стеропы или Геи , либо дочери Форкиса и Кето. В послегомеровских сказаниях сирены представлялись в образе крылатых дев или женщин с рыбьим хвостом, или дев с птичьим телом и куриными ногами.
Существовало несколько сказаний, объяснявших, почему они приобрели такой облик. Они были спутницами Персефоны. После похищения Персефоны блуждали и пришли в землю Аполлона, где Деметра сделала их крылатыми, ибо они не помогли Персефоне ; либо боги превратили их в птиц как раз для того, чтобы они могли искать Персефону ; либо их превратила в полуптиц Афродита, ибо они не хотели выходить замуж. Либо оплакивали похищение Персефоны, бежали к скале Аполлона и превратились в птиц Золотое яблоко раздора — предмет спора.
Яблоко раздора — распространённое выражение фразеологизм не только в разговорной речи, но и в классической отечественной и зарубежной литературе. Многие понимают смысл выражения , но не многие знают происхождение данного фразеологизма. А история данного выражения интересна и любопытна. История происхождения выражения «яблоко раздора» Дело в том, что причиной появления данного фразеологизма в русском языке послужило действие в древнегреческой мифологии.
А действие это заключалось в том, что существовавшую в древнегреческой мифологии богиню раздора Эриду не пригласили на свадьбу Пелея и Фетиды, которые позже стали родителями легендарного Ахиллеса. И она, обидевшись в свою очередь, бросила на этой свадьбе золотое яблоко С надписью «прекраснейшей». Вследствие чего данное яблоко послужило причиной ссоры между тремя богинями — Геры, Афродиты и Афины. Ссора произошла из-за того, что кто-то должен определиться с правом на это яблоко.
В качестве судьи богини пригласили юного Париса, который являлся сыном троянского царя Приама. Парис в свою очередь присудил яблоко богине любви Афродите, несмотря на то, что остальные богини обещали и предлагали различные блага, а она за это помогла Парису похитить у Менелая его жену — Елену. Это похищение и послужило началом Троянской войны. Впервые выражение яблоко раздора в значении предмета спора употребил римский историк Юстин еще во втором веке нашей эры.
Подобную версию данного события можно увидеть и в древней мифологии Рима. Значение фразеологизма Из этого следует, что фразеологизм яблоко раздора означает предмет вражды или причину спора. Поэтому не вносите и никому не давайте вносить в вашем окружении яблок раздора, и не будет у вас вражды между собой и споров. Русский язык невероятно богат и красноречив.
Особую прелесть ему придает использование идиоматических оборотов. Посредством метких фраз можно очень точно выразить свою мысль.
Часть II.
Глава II. Тынянов Прошу вас, и клянусь, что яблоком раздора. Не будет никакой строжайший приговор.
Подписчик Ну, если так, я рад! Деловой разговор Н.
Предмет спора Спор — это несогласие сторон, отстаивание ими своего мнения. В благоприятных обстоятельствах противостояние заканчивается компромиссом. Предмет спора — это объект или ситуация, по поводу которых возникают конфликты. Причина ссоры Причиной называют обстоятельство или явление, побуждающее действовать так, а не иначе. Ссорятся, если кто-то кого-то обидел, поведение одного человека не нравится другому, по поводу совместной поездки, покупок и т. Камень преткновения Словосочетание означает «препятствие на пути к цели». В определённых обстоятельствах преграда к достижению желаемого может стать яблоком раздора, но тот и другой фразеологизмы вряд ли можно считать синонимами.
Миф и фразеологизм в искусстве Яблоко как символ издавна использовалось в легендах, преданиях, сказаниях, начиная с истории об Адаме и Еве.
Все они абсолютно синонимичны. Кроме того, в речи можно встретить выражение «кинуть яблоко раздора», к примеру, между родными и близкими. Это означает, что вы собираетесь поссорить их. Происхождение фразеологизма «Яблоко раздора» Благодаря мифам и легендам, дошедшим до нас со времен Древней Греции, мы знаем о существовании богов, смелых людям, а также сильных животных, магах, о предательстве близкий. Именно из истории Древней Греции фразеологизм «яблоко раздора» взял свое начало.
Впервые подобное выражение появилось в сказе о трех богинях, именно из-за которых началась Троянская война. Когда Зевсу пришлось жениться, то он хотел предложить руку и сердце Фетиде дочери Титана. Но, Прометей, узнав о подобном выборе громовержца, решил не допустить подобного. Фетида вышла замуж за другого. На свадебном торжестве были все, кроме Эриды богиня раздора.
6. Яблоко – символ раздора
Разгорелся нешуточный спор, разрешить который было предложено Парису. Гера предложила ему богатство, Афина - славу, а Афродита - любовь самой прекрасной женщины. Парис вручил яблоко Афродите, потом это стало причиной Троянской войны из-за Елены Прекрасной.
Такой «подарок» стал причиной раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Обнаружив красивое яблоко на столе, каждая из них доказывала, что именно ей оно предназначается. Необходимо было рассудить девушек, но Зевс не знал, как это правильно сделать, ведь Гера являлась его женой, Афина — любимой дочерью, а в красоте Афродиты никто не мог усомниться. Было решено отдать объект спора сыну царя Трои — Парису, который рос среди обычных людей и не знал о своей предначертанной судьбе. Когда яблоко было в руках Париса, богини стали обещать награду за право считаться самой прекрасной.
Афина предлагала ему стать героем, который не проиграет ни одной битвы, а также, достойной уважения, мудрости. Гера даровала власть, великую силу и могущество, но только Афродита знала, чего тайно юноша желает: любви Елены — царицы Спарты и супруги Менелая. Богиня красоты и любви пообещала молодому парню помочь выкрасть Елену, и она выполнила данное обещание, Парис получил желаемое, а Афродита была награждена яблоком и званием «самой красивой». Такие события стали причиной начала войны между Спартой и Троей, в которой троянцы проиграли битву.
Но другие богини возненавидели Париса и троянцев. Менелай решил мстить, призвал на помощь жителей других греческих городов и отправился воевать с троянцами. Так началась Троянская война, затянувшаяся на десять лет. Захватить Трою в итоге сумел лишь хитроумный Одиссей с помощью Троянского коня.
В переносном смысле «яблоко раздора» первым использовал римский историк Марк Юниан Юстин в II веке нашей эры. С тех пор выражение стало крылатым. Оно означает повод для конфликта. Яблоком раздора может служить спорная территория, ценный ресурс, провокационное мнение, вопрос или даже человек.
В нем вместо сына у Гекубы родился горящий факел, и этот факел послужил сожжению всей Трои. Рассказала об этом сне Гекуба своему мужу Приаму, который обратился за разъяснениями к прорицателю. Тот предсказал, что рожденный его женой ребенок станет виновником разрушения всей Трои. Напуганные таким предсказанием родители велели пастуху Агелаю отнести новорожденного ребенка на гору Иду и бросить его на произвол судьбы. Но судьба была благосклонна к Парису. Его нашла и выкормила медведица. Через несколько дней Агелай, решив проверить, что произошло с малышом, наткнулся на него. Пораженный, что брошенный малыш еще жив, Агелай взял его к себе домой и воспитал как своего сына. Назвал пастух малыша Парисом. Вот и вырос царский сын в семье пастуха. Среди своих сверстников Парис выделялся ловкостью, силой и красотой. Спасая стада от диких зверей, а своих товарищей от разбойников, прослыл храбрецом и заслужил уважение. Спокойно и счастливо жил Парис, не подозревая о своей судьбе. Суд Париса. Но вернемся к легенде о «яблоке раздора». Итак, представ перед Парисом и отдав ему яблоко, Гермес поведал волю богов, изложил, так сказать, суть проблемы. Смущенный Парис стоял в нерешительности, разглядывая представших перед ним прекрасных богинь прям как на конкурсе красоты и не решаясь отдать кому-либо предпочтение. Тогда богини стали убеждать Париса отдать яблоко именно ей, обещая разные награды.
Откуда пошел фразеологизм "Яблоко раздора"
Значение фразеологизма «Яблоко раздора» — это предмет или явление, которое вызывает конфликт, разногласия или ссору между людьми. Яблоком раздора называют обычно предмет или человека, который послужил причиной ссоры или спора. Причину ожесточенного спора и стали называть "яблоком раздора".
Значение словосочетания «яблоко раздора»
фразеологизм, послуживший прототипом для многих произведений классического и современного искусства. то, что порождает ссору, раздор, предмет раздора: значение, первоисточник и происхождение, примеры применения. Используя дополнительные источники знания, выясните, что сегодня означают выражения: «Яблоко раздора» «Бросить яблоко раздора между несколькими людьми». Значение и использование фразеологизма «яблоко раздора» в современном языке — примеры предложений. Значение фразеологизма «яблоко раздора» подразумевают обстоятельства, действия или просто неудачно сказанные слова, из-за которых друзья становятся врагами, соседи недоброжелателями.
Яблоко раздора: что значит этот фразеологизм
Сразу стоит отметить, что к библейскому «плоду познания» оно не имеет никакого отношения. Выражение пошло из древнегреческой мифологии, в частности, мифа о суде Париса. Яблоко раздора Суд Париса и Яблоко раздора На свадебный пир царевича Пелея и нимфы Фетиды известных в основном по этому мифу собрались практически все боги Олимпа, но богиню раздора, Эриду, по понятным причинам не пригласили. Обиженная таким отношением Эрида решила отомстить, и подбросила гостям золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей» др. Ее план сработал, между тремя богинями: женой Зевса Герой и его дочерьми, Афиной богиней мудрости и войны и Афродитой богиней любви — возник спор.
Все они претендовали на яблоко считая себя «прекраснейшей». Богини обратились к Зевсу, но тот отказался судить жену и дочерей, и отправил их к некому пастуху Парису. Троянский царевич Парис Парис был сыном царя Трои, но даже не догадывался об этом, так как был воспитан простым пастухом. Дело в том, что перед рождением Париса его матери приснился сон, что ребенок станет причиной сожжения Трои.
В результате, когда ребенок родился, царь велел отнести его на высокую гору и бросить там в лесной чаще. Однако младенец выжил — его вскормила медведица, а спустя год его нашел пастух Агелай и воспитал как родного сына, назвав Парисом. Поль Сезанн, ок. Источник: wikimedia.
Фразеологизм «Яблоко раздора» употребляется в следующих случаях: Когда речь идет о предмете или поводе для ссоры, раздора, соперничества. Когда нужно подчеркнуть, что какой-то предмет или ситуация является причиной конфликта. Ошибки употребления Не следует употреблять фразеологизм в следующих случаях: Когда речь идет о предмете или ситуации, которые не являются причиной конфликта. Когда нужно выразить положительное отношение к какому-либо предмету или ситуации. Цитаты из книг и СМИ Придумала, наконец, богиня Эрида, как отомстить богам, как возбудить раздор между ними.
Она взяла золотое яблоко из далеких садов гереспид; одно лишь слово … Пелей и Фетида.
Но кто съел злополучное яблоко раздора? Вкусить райский фрукт все же пришлось, Афродите — богине любви и красоты. Хоть оно и досталось ей честно, ее соперницы утверждали, что она воспользовалась запретным приемом: пообещала Парису выкрасть его невесту.
Многие задаются еще одним вопросом, кому досталось яблоко раздора во времена сотворения мира, когда Адам и Ева были единственными людьми на планете? В данном случае, запретный плод вкусила женщина, и обрекла все человечество на смертное существование. Яблоко раздора — Адам и Ева Известно, что Адам и Ева были изгнаны из райского сада за то, что съели запретный плод с древа познания. Но тогда что значит яблоко раздора в данном случае?
На самом деле, этот миф появился под влиянием предыдущего, и многие путают два этих фрукта. Ева вкусила плоды с древа, но уточнения о том, что это был данный фрукт расплывчато, такая словоформа не соответствует их истории. В основу райского мифа лежит змей искуситель, который подговаривал молодую женщину на нарушение поставленных правил и в итоге она поддалась его уговорам.
Гера пообещала Парису власть и богатство, Афина — мудрость и воинскую славу, а Афродита — отдать в жёны самую красивую женщину. И Парис отдал яблоко Афродите, а та в благодарность разожгла в сердце прекрасной Елены, жены спартанского царя Менелая, любовь к Парису. Такие события стали причиной начала войны между Спартой и Троей, в которой троянцы проиграли битву. В результате разногласий и вражды многие погибли, в том числе и сам Парис. Значение фразеологизма «яблоко раздора» подразумевает обстоятельства, действия или просто неудачно сказанные слова, из-за которых друзья становятся врагами, соседи недоброжелателями, а государства из добрых партнёров превращаются в непримиримых противников. Самое интересное, что часто предмет этих разногласий ничтожно мал, а последствия, как правило, разрушительны и непредсказуемы. Список использованной литературы: 1.
Бирих, А. Словарь русской фразеологии.
Значение словосочетания «яблоко раздора»
А ведь если разобраться, яблоко раздора тоже сыграло свою роль в троянской войне, длившейся ц. Литературное значение: фразеологизм «яблоко раздора» широко используется в художественной литературе, публицистике и СМИ для создания выразительных образов и подчеркивания темы конфликта или противоречия. Памятью об этом осталось выражение «яблоко раздора», означающее всякую причину споров и распрей. Такое выражение, как «яблоко раздора» (причина спора), приходилось слышать всем, но не все имеют представление о его происхождении.
Что означает словосочетание яблоко раздора
Не замечаемая никем, она бросила среди богов золотое яблоко, сорванное в саду Гесперид ; на том яблоке написано было: «Прекраснейшей». Тотчас три богини Гера , Афина и Афродита объявили притязание на яблоко. Долго спорили богини, ни одна из них не хотела уступить первенства другой. Затем богини обратились к Зевсу , требуя, чтобы он присудил, кому владеть яблоком. Но Зевс уклонился и не захотел быть судьей в этом споре. Он передал яблоко Гермесу и велел ему с богинями идти на гору Иду в троянскую землю: пусть там рассудит богинь Парис , сын царя Трои Приама.
Яблоко покатилось и остановилось рядом с тремя богинями: Герой, Афиной и Афродитой. Естественно, они начали спорить, кому же это яблоко должно достаться, и Зевс взялся разрешить спор, только не лично, а отправил их с Гермесом на гору Ида, где их рассудит сын Приама Парис, выросший вне родительского дома. Впоследствии всего этого началась Троянская война. Так что тут может быть две версии про яблоко. Первое - это именно спор между богинями, а второе — это событие повлекло за собой войну. Так что этот фразеологизм - мифологический. Значение слов, составляющих фразеологизм Теперь рассмотрим отдельно слова, входящие в этот фразеологизм.
Плод использовали для приготовления любовных и приворотных зелий, и современные чародеи, следуя традиции, также используют яблоко в своих приворотных ритуалах. Значение выражения Яблоко раздора — впервые это выражение употребил римский историк Юстин II в. Основано оно на греческом мифе. Богиня раздора Эрида покатила между гостями на свадебном пире золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». В числе гостей были богини Гера, Афина и Афродита, которые заспорили о том, кому из них получить яблоко. Спор их разрешил Парис, сын троянского царя Приама, присудив яблоко Афродите. В благодарность Афродита помогла Парису похитить Елену, жену спартанского царя Менелая, из-за чего произошла Троянская война. Выражение это употребляется в значении: предмет, причина спора, вражды. Ящик Пандоры — выражение возникло из поэмы греческого поэта Гесиода «Труды и дни», в которой рассказывается, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь; за это разгневанный Зевс прислал на землю красивую женщину — Пандору; она получила от Зевса Ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Подстрекаемая любопытством, Пандора открыла ларец и рассыпала все несчастья. Выражение имеет значение: источник несчастий, великих бедствий. Рог изобилия — в греческой мифологии — рог козы Амалтеи, кормилицы Зевса, способный дать своему владельцу всё, чего бы он ни пожелал. Источник неисчерпаемого обилия чего-либо. Гомерический смех — происходит от имени Гомера, описавшего смех богов на Олимпе в поэме «Илиада». Неудержимый, громовой хохот. Танталовы муки — в греческой мифологии Тантал, царь Фригии называемый также царем Лидии , был любимцем богов, которые часто приглашали его на свои пиршества. Но, возгордившись своим положением, он оскорбил богов, за что и был жестоко наказан. По Гомеру «Одиссея» , наказание его состояло в том, что, низвергнутый в Тартар Ад , он вечно испытывает нестерпимые муки жажды и голода; он стоит по горло в воде, но вода отступает от него, как только он наклонит голову, чтобы напиться; над ним нависли ветви с роскошными плодами, но, как только он протягивает к ним руки, ветви отклоняются. Отсюда и возникло выражение «муки Тантала», имеющее значение: нестерпимые муки вследствие невозможности достигнуть желанной цели, несмотря на ее близость. Авгиевы конюшни — в греческой мифологии огромные и сильно загрязненные конюшни царя Элиды Авгия, очищенные от нечистот в один день Гераклом, направившим в них воды реки один из его 12 подвигов. В переносном смысле — крайний беспорядок, запущенность. Троянский конь — по греческому преданию, огромный деревянный конь, в котором спрятались ахейские воины, осаждавшие Трою. Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в Трою. Ночью ахейцы вышли из коня и впустили в город остальное войско. Выражение «троянский конь» является нарицательным и употребляется в значении — дар врагу с целью его погубить Кануть в Лету — в древнегреческой мифологии Лета — источник и одна из рек в подземном царстве Аида, река «забвения». По прибытии в подземное царство умершие пили из этой реки и получали забвение всего прошедшего; наоборот, те, которые появлялись обратно на землю, должны были ещё раз напиться воды из подземной реки. Фразеологизм имеет значение: исчезновение навсегда, предание забвению. Как правило, выражение употребляется в отношении некоторой информации, фактов, воспоминаний, легенд и т. Сизифов труд — Выражение возникло из греческой мифологии. Коринфский царь Сизиф за оскорбление богов был присужден Зевсом к вечной муке в Аиде: он должен был вкатывать на гору огромный камень, который, достигнув вершины, опять скатывался вниз. Впервые выражение «сизифов труд» встречается в элегии римского поэта Пропорция 1 в. Выражение употребляется в значении: тяжелая, бесконечная и бесплодная работа. Бочка Данаид — в греческой мифологии Данаиды — пятьдесят дочерей царя Ливии Даная, с которым враждовал его брат Египет, царь Египта. Пятьдесят сыновей Египта, преследуя Даная, бежавшего из Ливии в Арголиду, вынудили беглеца отдать им в жены его пятьдесят дочерей. В первую же брачную ночь Данаиды, по требованию отца, убили своих мужей. Только одна из них решилась ослушаться отца. За совершенное преступление сорок девять Данаид были после своей смерти присуждены богами вечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве Аида. Отсюда возникло выражение «бочка Данаид», употребляемое в значении: постоянный бесплодный труд, а также — вместилище, которое никогда не может быть наполнено. Прокрустово ложе — выражение из античной мифологии. Прокруст Полипомен, сын Нептуна, разбойник и истязатель, ловил прохожих и клал их на свое ложе. Тем, у кого ноги были длиннее ложа, он обрубал их, а тем, у кого они были короче, — вытягивал, подвешивая к ногам тяжести. Значение: мерка, под которую стремятся насильственно подогнать, приспособить то, что не подходит под нее. Гордиев узел — согласно древнегреческой легенде — запутанный узел, которым фригийский царь Гордий привязал ярмо к дышлу телеги. Предсказание оракула гласило, что развязавший узел получит господство над миром. По преданию, Александр Македонский в 334 до н. Дамоклов меч — по греческому преданию, сиракузский тиран Дионисий I конец V в. В разгар веселья на пиру Дамокл внезапно увидел над своей головой обнажённый меч, висевший на конском волосе, и понял призрачность благополучия. Переносное значение — нависшая над кем-либо постоянно угрожающая опасность при видимом благополучии. Нить Ариадны — по древнегреческой мифологии Ариадна — дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Согласно легенде грозный Минотавр требовал ежегодно дань из семи юношей и семи девушек. Герой Тесей решил убить Минотавра. Он отправился к нему, а Ариадна дала ему клубок ниток и посоветовала ему распутывать этот клубок по мере его продвижения вперед, в лабиринте, где обитал Минотавр. Тесею удалось убить Минотавра, а вышел из лабиринта он только благодаря нити Ариадны. Распутанная нить быстро привела его к выходу. Значение: путеводная нить, способ выйти из запутанного положения. Эпигоны - сыновья диадохов - полководцев Александра Македонского; эпигоны в 3 в. Переносное значение термина эпигоны - ничтожные последователи, отсюда - понятие эпигонство. Геркулесовы столпы — Геркулес Геракл — герой греческих мифов, одаренный необыкновенной физической силой; он совершил двенадцать подвигов — убил чудовищную Лернейскую гидру, очистил конюшни Авгия и проч. На противоположных берегах Европы и Африки у Гибралтарского пролива он поставил «Геркулесовы столпы столбы ». Так в древнем мире называли скалы Гибралтарскую и Джебель-Муса. Столпы эти считались «краем мира», дальше которого нет пути. Поэтому выражение «дойти до Геркулесовых столбов» стало употребляться в значении: дойти до предела чего-либо, до крайней точки. Борьба в которую вложено очень много физических сил. Пенелопа, супруга Одиссея, в течение многолетней разлуки с ним оставалась верной ему, несмотря на домогательства женихов; она сказала, что откладывает новый брак до того дня, когда она кончит ткать гробовой покров для своего свекра, старца Лаэрта; целый день она проводила за тканьем, а ночью все, что наткала за день, распускала и снова принималась за работу. Выражение употребляется в значении: верность жены; нескончаемая работа. Дары данайцев С тех пор выражение «дары данайцев» стало обозначать лесть, лицемерные подарки и всякое фальшивое и лживое заискивание. Гневная обличительная речь, выступление против кого-л. Толпами, в безумном восторге, ходят они за Дионисом. Лишены всех человеческих страхов и условностей. Живут свободно, бродят по лесам и горам, едят сырое мясо диких животных. Существовала традиция изображать их в ритуальном танце, полуобнаженными, в звериных шкурах, часто подпоясанными задушенными змеями, с тирсами в руках. Амброзия — легендарная пища богов, дающая им силу и молодость. Нектар - греч. Титаны др. Рапсод - в Древней Греции первоначально сказитель, складывающий из унаследованных эпических текстов связное целое таким рапсодом можно представить Гомера. В классическую эпоху рапсод - декламатор, исполнявший на праздниках, пирах и состязаниях эпические поэмы. Репертуар рапсодов составляли главным образом произведения Гомера, в которые исполнители могли вносить и куски собственного сочинения. Позднее рапсодами называли странствующих певцов, исполнителей эпических поэм под аккомпанемент лиры. В отличие от аэдов, которых они сменили, рапсоды не импровизировали, а комбинировали, "сшивали" отрывки текстов.
Суд Париса, Ангелика Кауфман, ок. Толковый словарь Ожегова Ожегов С. Толковый словарь Ушакова Ушаков Д.