Гражданская сверхзвуковая авиация завершила свою историю 20 лет назад с последним полётом «Конкорда». Сверхзвуковой самолет Конкорд Concorde. Реактивный сверхзвуковой самолет оказался нерентабельным в условиях плановой экономики.
Верхом на пуле. Почему сверхзвуковые Concorde и Ту-144 оказались не нужны авиакомпаниям
Конкорд — это пассажирский сверхзвуковой самолет разработанный французскими и английскими инженерами. Французские сверхзвуковые самолеты Concorde в течение 27 лет успешно перевозили пассажиров через Атлантику. Почему авиаперевозчики отказали от сверхзвуковых самолетов, и как скоро у «Конкорда» появится преемник? Ту-144 и «Конкорд» — стали первыми и последними в мире сверхзвуковыми пассажирскими самолетами.
Добро пожаловать!
- Включите сверхзвук
- Ниша бизнес-авиации
- Прерванный полёт: 20 лет со дня крушения сверхзвукового лайнера «Конкорд» под Парижем
- Как летал Сверхзвуковой ПАССАЖИРСКИЙ авиалайнер Конкорд
В США приступили к строительству завода по выпуску сверхзвуковых самолетов Concorde
Такая технология также позволяет отказаться от сопла с отклоняемым вектором тяги, тем самым существенно снизить вес самого двигателя и самолета. Однако создание двигателя для СПС в целом, конечно, займет приличное количество лет. Если делать его на базе существующего газогенератора, то это потребует от 3 до 5 лет. Для СПС необходим ТРДД с меньшей суммарной степенью повышения давления, чем у двигателей дозвуковых самолетов, так как на сверхзвуке поток воздуха и так сильно сжимается за счет повышенного скоростного напора. Бионические и интеллектуальные конструкции в гражданской авиации О совершенно фантастических вещах рассказал на круглом столе В. Это бионические и интеллектуальные конструкции, которые будут применяться при создании планера СПС. Например, крыло самолета будет делаться цельным, но работать оно будет, как крыло птицы, и выпускать элероны, закрылки и предкрылки, как перья, например, и также их убирать, придавая снова целостность крылу. Такая плоскость дает ряд важных преимуществ: в частности, это снижение уровня шума, повышение маневренности, сокращение дистанции разбега и посадочного пробега.
Они будут получаться на основе искусственных наноструктурированных композитов, и из них, например, будут делать те же крылья самолетов и их фюзеляжи. Материал их обшивки — это почти «живая» субстанция, способная к самовосстановлению, а, главное, она в состоянии самостоятельно реагировать на внешнее воздействие, т. Так же в будущем будут широко использовать smart — сплавы с памятью формы, пьезоэлектрические материалы и многое другое. В крылья будущих самолетов будут вживляться пьезоэлектрические и волоконно-оптические датчики, которые будут следить за их состоянием Скажете, фантастика? Но российские инженеры уже разработали такие материалы и даже сделали опытные элементы крыла и фюзеляжа. Именно в нашей стране был создан один из первых в мире сверхзвуковых авиалайнеров — Ту-144. Уверен, что мы сохранили опыт и компетенции для того, чтобы сегодня успешно развивать ключевые технологии в этом перспективном направлении, используя научный задел, который имеется в распоряжении ученых и современные подходы в формировании отечественной базы фундаментальных знаний Он так же заявил о том, что масштабная модель демонстратора комплекса технологий сверхзвукового гражданского самолета СГС «Стриж» стала основным экспонатом института на МАКС-2021.
Его компоновка обладает низким уровнем звукового удара при обеспечении высоких аэродинамических характеристик, устойчивости и управляемости во всем диапазоне режимов полета. Инновационная металло-композитная конструктивно-силовая схема создана с применением бионических принципов. Использование альтернативных материалов в конструкции СГС сулит неоспоримые преимущества по снижению веса воздушного судна и экономии топлива. Два макета конструктивно-силовой схемы — фрагментов носовой и закабинной частей перспективного воздушного судна — проиллюстрировали работу ученых ЦАГИ в этом направлении. А причем тут Илон Маск?
Стартапы хотят последовать примеру «Конкорда» и Ту-144, разработав пассажирские самолеты со сверхзвуковой скоростью. Первый прототип вылетел из аэропорта Тулуза-Бланьяк во Франции 2 марта 1969 года, а первые коммерческие полеты начались в январе 1976 года. Примерно через год появились трансатлантические регулярные рейсы между Лондоном или Парижем и Нью-Йорком. Трансатлантический перелет на сверхзвуковом самолете занимал всего от 3 до 3,5 часов. Это сделало «Конкорд» самым быстрым пассажирским самолетом в истории. Фото: Википедия Однако «Конкорд» был не единственным самолетом в своем роде. В 1965 году Советский Союз представил Ту-144. Самолет был настолько похож на «Конкорд», что его в шутку прозвали «Конкордским». Перед презентацией самолета несколько человек, работавших над «Конкордом», были арестованы за промышленный шпионаж. Их обвинили в том, что они работали на СССР.
После постройки, полета и дозвуковых испытаний в этом году демонстратор послужит доказательством концепции для поиска дополнительных инвестиций, чтобы начать строительство самого самолета. Этот первый самолет, названный Overture, чтобы подчеркнуть, что за ним последуют еще многие, будет премиальным 55-местным авиалайнером, длиннее и тоньше, чем Concorde, который будет продаваться напрямую авиакомпаниям по 200 миллионов долларов каждый уже в 2025 году. Вот программа CPO каждого автопроизводителя Шолль сказал, что люди в авиации часто спрашивают его: «Как вы можете сделать это так быстро? Virgin Atlantic и Japanese Airlines поддержали зарегистрированные заявления о намерениях приобрести 30 самолетов на общую сумму 6 миллиардов долларов. Boom сосредоточится на трансокеанских маршрутах, чтобы максимизировать скорость и сэкономить время, не сталкиваясь с проблемой ограничения скорости на суше, как это сделал Concorde, и он будет летать со скоростью 2. Это максимальная скорость, которую может развить самолет, прежде чем тепло станет слишком сильным для существующих сертифицированных материалов. В сложной отрасли стратегия является прагматичной: «как можно быстрее сделать высокоскоростные путешествия доступными для как можно большего числа людей, используя только технологии, которые доказали свою безопасность, надежность и эффективность». Сорвать низко висящие плоды и идти вперед. И поэтому мы черпаем огромное вдохновение из Concorde, и нам в основном нужно делать то же, что и они, но делать это немного эффективнее». Boom имеет тесные связи с командой Concorde. В 2018 году Boom провел мероприятие в Бруклендсе в Суррее, Англия, на котором Шолль в рамках церемонии опустил знаменитый нос Concorde. А в марте этого года, на праздновании 50-летия, представители Boom присоединились к бывшим выпускникам Concorde, чтобы помочь сделать это событие больше, чем просто праздник ностальгии. Пилоты и инженеры «Конкорда» даже приехали в Денвер на вечеринку по запуску с спортивными сумками, полными технической документации, которую они сказали, что «забудут в нашем офисе». Эта альтернатива резине может изменить способ производства шин «Итак, у нас есть доступ к кое-чему, чего вы не найдете ни в одной книге», — говорит Шолль. По его словам, главный урок, который нужно усвоить, очевиден. Это самое главное», — говорит Шолль. В переводе это около 5000 долларов. А это десятки миллионов человек ежегодно. А во-вторых, в самолете нужно поставить правильное количество мест. Таким образом, на 55 мест у нас примерно такой же размер, как в салоне бизнес-класса в Airbus или Boeing». Пятьдесят пять мест также близко соответствуют тому, что BA сообщает как среднюю полезную нагрузку 100-местного Concorde. Сегодня отраслевые стандарты составляют около 80 процентов коэффициента нагрузки для дозвуковых самолетов. Мы разработали Overture таким образом, чтобы обеспечить одинаковые коэффициенты нагрузки на многих и многих маршрутах. И это ключевая часть того, чтобы экономика работала на авиакомпании, что необходимо для того, чтобы все это стало действительно практичным». Для этого, конечно же, Boom должен заставить сам самолет не только работать, но и быть более эффективным. В технологическом отношении с тех пор, как Concorde был на чертежной доске, нужно использовать 60 лет прогресса, особенно в аэродинамике, материалах и силовой установке. Что касается аэродинамики, Concorde пришлось тестировать все в аэродинамической трубе, на подготовку каждой отдельной установки уходили месяцы. Boom использует компьютерную симуляцию. Затем идут материалы, используемые для создания этого ремесла. Сделать это из алюминия, из которого сделан Concorde, было бы очень и очень сложно», — объясняет он. Они прочные, легкие и выдерживают высокие температуры для высокоскоростного полета лучше, чем металл, лучше, чем алюминий». И, наконец, технология двигателя. Конкорд использовал форсажную камеру при взлете, когда сжигалось дополнительное топливо, чтобы добавить тяги, чтобы его знаменитые треугольные крылья оторвались от земли. Overture будет использовать современные турбовентиляторные двигатели, хотя они потребуют модификации для полета на сверхзвуке, и Boom еще не объявил, кто будет их поставлять. Это не ново, но тогда этого не было. Они значительно тише, значительно экономичнее, и поэтому, когда Overture пролетит над нами, он будет не громче, чем некоторые из самолетов, которые летают сегодня», — прогнозирует он. Cadillac CTS-V 2016 года: подробное описание четырехдверного Corvette Что касается звукового удара, по оценкам фирмы, он будет в 30 раз тише, чем Concorde, хотя это не входит в их первоначальные планы. Одной из самых технических частей освоения сверхзвукового полета являются воздухозаборники самолета. Воздух, поступающий в двигатели, также движется со сверхзвуковой скоростью, поэтому инженеры должны найти способ замедлить его, прежде чем он попадет в двигатели. Команде Concorde понадобилось от 10 до 12 лет разработки, чтобы получить правильный вход. В Boom двум парням понадобилось девять месяцев, и они превзошли производительность Concorde. Услышав обоснование и чувство уверенности в команде, удивительно, что никто этого еще не делал. Большинство новых предприятий в Силиконовой долине можно было начать всего за несколько сотен тысяч долларов. Boom займет порядка 10 лет с момента основания компании до полета первого пассажира. И это потребует миллиард долларов инвестиций. И это не для слабонервных». Это самое фундаментальное операционное различие между Boom и Concorde: это частное предприятие по сравнению со сложным двухнациональным государственным проектом.
Предполагается, что салон Screemr сможет вместить до 75 пассажиров, кроме того, ожидается, что такой самолет будет осуществлять трансконтинентальные рейсы. По замыслу разработчиков, Lapcat должен набирать скорость до 5 Мах, то есть, около 6 тыс. Таким образом, долететь, допустим, из Лондона в Сидней можно будет всего за четыре часа время полета на обычном самолете составит 20 часов. В летательном аппарате предполагается использование концептуального двигателя «Ятаган», эксплуатирующего термодинамические свойства жидкого водорода. По замыслу разработчиков, «Конкорд-2» взлетает вертикально и летит по специально выделенным воздушным коридорам на высоте примерно 30,5 км. На канале YouTube даже было размещено видео, схематически демонстрирующее возможности самолета. Описаны они были, как «самые высокие американские горки с крутыми подъемом и спуском, а также высокой скоростью».
18 лет назад «Конкорд» своими авариями угробил индустрию сверхзвуковых пассажирских самолётов
Корни «Конкорда» уходят сразу в исследования двух независимых команд: в Великобритании над проектом работала компания Bristol Aeroplane Company, а во Франции сверхзвуковой самолёт конструировали в Sud Aviation. Ту-144 и «Конкорд» — стали первыми и последними в мире сверхзвуковыми пассажирскими самолетами. в тот день он вылетел из Лондона, прошёл над западным побережьем Франции и Испании.
Ту-144 и «Конкорд»: куда пропали сверхзвуковые пассажирские самолеты?
СССР, в свою очередь, облетал свои Ту-144 «Concordski», как назвали на Западе этот самолет до британцев и французов, но вскоре свернул его производство и эксплуатацию. Однако шум, создаваемый воздушным судном во время взлета с помощью ускорителей и опасность загрязнения окружающей среды, стали причиной того факта, что появлению Concorde радовались не повсюду. Например, Индия и Малайзия полностью закрыли свое воздушное пространство для него, первоначально местные ограничения были введены также в Соединенных Штатах, в результате которых машине приходилось оперировать на второстепенных аэропортах. Только выигрыш в суде позволил снять запрет, введенный для воздушного пространство над Нью-Йорком. Это опровергает распространенную в русскоязычном секторе интернета конспиративную теорию о том, что именно в США придумали как убить программу Concorde, введя ограничения на уровень шума. Таким образом, топливный кризис привел к росту расходов, а запреты на полеты в некоторых странах побудили многие авиакомпании к отмене заказов на Concorde. А в начале своей программы Concorde получил более сотню заказов. А уже в 1976 году среди желающих купить самолет остались только Китай и Иран, кроме того было очевидно, что Соединенное Королевство и Франция не откажутся от покупки в связи существенной неустойкой, которая налагалась по условиям контракта, за односторонний из него выход.
Престиж и воплощение мечты — это одно, но в авиации действуют жесткие законы экономики, а авиакомпании и производители следят за каждой копейкой, прежде чем ее потратить. Легко понять, почему для британского и французского правительства финансирование рейсов Concorde только увеличило затраты, связанные с проектированием и производством. Уже в 1983 году власти предложили национальным перевозчикам выкупить парк Concorde. В тот момент только авиакомпании Air France и British Airways выполняли сверхзвуковые полеты. Почему из ста заказов было продано только 20 самолетов? К вышеуказанным причинам можно добавить еще две — влияние конкуренции и печально известную катастрофу советского Ту-144 на Парижском авиасалоне в 1973 году.
Концепт Hyper Sting. Надеемся, что он появится на самом деле. Его называют самым быстрым пассажирским самолетом будущего. На классическом самолете вы будете лететь 19 часов, на Hyper Sting — 3 часа 40 минут. Этот аппарат больше похож на космический корабль.
Исследователи, экспериментирующие с этой технологией, надеются использовать самолет, чтобы доказать возможность сверхзвукового ускорения. Они много думали над дизайном. Х-59 оснащен одним двигателем, который также используется на истребителях. Он расположен таким образом, чтобы шум был направлен в сторону от людей, находящихся на земле. Вместо громкого хлопка звук при преодолении звукового барьера должен быть больше похож на «тихий шлепок». Сверхзвуковые полеты в настоящее время запрещены в США, поскольку они слишком громкие. Компания Exosonic также работает над сверхзвуковым пассажирским самолетом. Фото: Exosonic Он должен разгоняться до 1,8 Маха, иметь дальность полета 9260 километров и вмещать 71 пассажира. При полном запрете сверхзвуковых полетов в США хотят установить определенные ограничения по шуму для сверхзвуковых полетов. Самолет из американского Чикаго должен долететь до Лондона за 4 часа.
Это бионические и интеллектуальные конструкции, которые будут применяться при создании планера СПС. Например, крыло самолета будет делаться цельным, но работать оно будет, как крыло птицы, и выпускать элероны, закрылки и предкрылки, как перья, например, и также их убирать, придавая снова целостность крылу. Такая плоскость дает ряд важных преимуществ: в частности, это снижение уровня шума, повышение маневренности, сокращение дистанции разбега и посадочного пробега. Они будут получаться на основе искусственных наноструктурированных композитов, и из них, например, будут делать те же крылья самолетов и их фюзеляжи. Материал их обшивки — это почти «живая» субстанция, способная к самовосстановлению, а, главное, она в состоянии самостоятельно реагировать на внешнее воздействие, т. Так же в будущем будут широко использовать smart — сплавы с памятью формы, пьезоэлектрические материалы и многое другое. В крылья будущих самолетов будут вживляться пьезоэлектрические и волоконно-оптические датчики, которые будут следить за их состоянием Скажете, фантастика? Но российские инженеры уже разработали такие материалы и даже сделали опытные элементы крыла и фюзеляжа. Именно в нашей стране был создан один из первых в мире сверхзвуковых авиалайнеров — Ту-144. Уверен, что мы сохранили опыт и компетенции для того, чтобы сегодня успешно развивать ключевые технологии в этом перспективном направлении, используя научный задел, который имеется в распоряжении ученых и современные подходы в формировании отечественной базы фундаментальных знаний Он так же заявил о том, что масштабная модель демонстратора комплекса технологий сверхзвукового гражданского самолета СГС «Стриж» стала основным экспонатом института на МАКС-2021. Его компоновка обладает низким уровнем звукового удара при обеспечении высоких аэродинамических характеристик, устойчивости и управляемости во всем диапазоне режимов полета. Инновационная металло-композитная конструктивно-силовая схема создана с применением бионических принципов. Использование альтернативных материалов в конструкции СГС сулит неоспоримые преимущества по снижению веса воздушного судна и экономии топлива. Два макета конструктивно-силовой схемы — фрагментов носовой и закабинной частей перспективного воздушного судна — проиллюстрировали работу ученых ЦАГИ в этом направлении. А причем тут Илон Маск? У разработчиков современного пассажирского сверхзвука может появиться серьезный конкурент — Илон Маск. Последний заявил о том, что собирается доставлять пассажиров из одной точки Земли в другую за полчаса на ракете. Первая ступень BFR — разгонный модуль, тогда как вторая представляет собой полноценный космический корабль с пространством для грузов или пассажиров. Туда можно будет поместить 40 кают, в которых разместятся до 100 человек. Выгода для деловых людей прямая, только вот ли выдержат ли все пассажиры перегрузки при старте и приземлении ракеты, Маск не сообщил.
Красота скорости
- Новости партнеров
- Новый российский сверхзвуковой самолет
- Красота скорости
- Как «Конкорд» прошел путь от главного изобретения авиапрома до полного забвения
Ту-144 против «Конкорда» (Часть 1)
Самолёт взорвался во время демонстрационного полёта и упал на жилые районы городка Гуссенвиль. Расследование продолжалось больше года, но точную причину так и не смогли определить. Комиссия установила, что все системы лайнера были работоспособны. Второй несчастный случай произошёл под Егорьевском в Московской области 23 мая 1978 года.
Во время контрольного полёта на борту произошел пожар, и при посадке погибли 2 члена экипажа. Причиной стали недоработки топливной системы новых двигателей, а сам самолёт продемонстрировал хорошую управляемость и маневренность. Пилоты Ту-144 смогли посадить загоревшееся судно.
После катастроф в Ле-Бурже и Подмосковье интерес государства к сверхзвуковым самолетам поугас. Коммерческих рейсов на них больше не было. Летом 2000 года произошла первая и единственная авария: у самолёта загорелся двигатель, и он рухнул на крышу отеля сразу после вылета из аэропорта Франции «Шарль Де Голль».
После той катастрофы пассажиропоток стал настолько маленьким, что последний гражданский рейс «Конкорд» совершил по маршруту Хитроу — Филтон 26 ноября 2003 года и также ушёл в историю. Ту-144 2. Но даже такая стоимость не покрывала расходы на содержание и эксплуатацию.
Сверхзвуковая авиация была доступна лишь обеспеченным людям. После трагических катастроф наполняемость самолетов стала такой низкой, что эксплуатировать их было просто нерентабельно.
Прототип самолета уже существует и хранится в ангаре в Денвере штат Колорадо. Мы очень рады были заключить контракт с Boom, дающий нам право приобрести первые 10 планеров». Подразделение Virgin Galactic под названием Spaceship Company будет заниматься разработкой и производством самолета, а также осуществлять техническую поддержку испытательных полетов, которые будут проводиться в южной Калифорнии. Разработку новых сверхзвуковых самолетов для коммерческих пассажирских перевозок ведут также американские компании Boeing и Lockheed Martin.
По злой иронии судьбы, это произошло там же, где в 1973-м разбился советский Ту-144. Причиной аварии «Конкодра» компании «Эйр Франс» стала металлическая деталь, которая оторвалась от взлетавшего перед этим американского лайнера DC-10. Деталь пробила топливные баки «Конкорда» - летчики заметили пожар, но ничего изменить уже не смогли - им пришлось продолжать взлёт.
Вскоре после этого отказали двигатели, и самолет, едва успев отвернуть от центра городка Гонесс, упал на небольшой отель. В той катастрофе заживо сгорели 113 человек, - 100 пассажиров, 9 членов экипажа и ещё 4 человека, находившихся в отеле, на который рухнул горящий самолет. Фото: Ferra. Сначала французские, а затем и английские «Конкорды» поставили на прикол.
Опередившие время — Мы много писали о двигателях НК-93. Это были уникальные двигатели с огромной тягой, с уровнем шума, который сейчас никому не доступен. Двигатель был доведён до лётных испытаний на летающей лаборатории Ил-76. И на последней стадии испытаний всё остановилось. Было сказано, что эти движки никому не нужны. Вы у себя в Жуковском «продували» этот двигатель?
Есть ли у него перспективы? Сейчас в Ульяновске собираются возобновить производство гигантского самолёта Ан-124, которому этот двигатель очень бы пригодился. У него было множество действительно великих задумок, многие из которых были реализованы. Его двигатели НК-32 или НК-12 совершенно уникальны. Это эффективные и надёжные двигатели. Это просто нереально, винт не может работать на таких скоростях! А у Кузнецова — работает! НК-93 был двигателем технологического прорыва. Он опередил своё время на многие десятилетия! Двигатель с ультравысокой степенью двухконтурности — есть такой термин в зарубежном авиастроении.
Мы называем это винтовентиляторной концепцией. Там вначале стоят винты в качестве первого контура, а потом — традиционный турбореактивный двигатель. Такая конфигурация позволила Николаю Дмитриевичу и коллективу его конструкторского бюро создать невероятно эффективный с точки зрения экономии топлива двигатель. Да, диапазон тяги по нынешним временам не очень впечатляет. Порядка 18 тонн. При этом у НК-93 очень большой диаметр, почти три метра. Это характерно для современных двигателей. Наша нищета в 90-е, многотемье, неспособность выделить приоритеты привели к тому, что шанс запустить этот двигатель в производство был утерян. Как и утерян шанс быть первыми в создании суперэкономичного двигателя с ультравысокой степенью двухконтурности. Как бы он нам сейчас пригодился!
Он бы как родной встал и на Ан-124, и на пассажирский Ил-96, и на Ту-204. Но с начала этих работ прошло больше 30 лет, огромное время. Технологии проектирования сейчас совсем другие, цифровые. Другие материалы, другие критические параметры, такие как температура на турбине, это уже пройденный этап. Восстанавливать старую технологию — слишком дорого и по времени, и по усилиям, и по деньгам, это сравнимо с созданием нового двигателя. Притом что у нас полным ходом уже идут другие программы. У него первоначальная тяга была чуть меньше, чем у НК-93, около 16 тонн. Но более поздние его модификации рассчитаны уже на большую тягу. Кроме того, появился современный двигатель ПД-14 с тягой в 14 тонн, но с возможностью модернизации до 16 тонн. Это всё одноклассники НК-93.
А двигатель живёт очень долго. Приведу пример. Двигатель CFM56, американо-французский, который стоит на всех «Боингах-737» и многих «Эрбасах», — ему уже более 40 лет. Но у него только название старое, а сам двигатель постоянно меняется, в нём постоянно что-то подкручивают, совершенствуют, добавляют. Экономика лучше, шумы меньше — он всё время становится совершеннее. Так и наш ПД-14, первенец в постсоветское время, который соответствует всем современным требованиям. А дальше конструкторы под руководством академика А. Иноземцева доведут его до превосходного состояния. Ну и наконец, полным ходом идёт разработка двигателя ПД-35 на новой технологической основе. Это наша надежда.
Пока некоторые характеристики чуть не дотягивают до заданных, но в процессе доводки, я уверен, они превысят все пожелания. Это двигатель с тягой 35 и с вариацией свыше 40 тонн! Поэтому возвращаться к НК-93, когда новые двигатели уже на подходе, не очень рационально. Жаль, что было упущено время для его запуска. Что называется, родился не вовремя. Вы наверняка подобные машины «продували». Скажите, почему такие самолёты не пошли в производство? Нам нужно было пощупать это своими руками. Кто-то скажет, что это слишком дорогое удовольствие, чтобы удовлетворить наше любопытство. Но самолётостроение — это вообще очень дорогая отрасль, которую далеко не каждая страна может себе позволить.
Теоретические выигрыши от такой конструкции очевидны. Если у вас крыло обратной стреловидности, то за счёт схода с конца крыла ослабленного вихревого жгута значительно уменьшается индуктивное сопротивление. Но было понятно, что главная проблема будет на стыке аэродинамики и прочности. При увеличении нагрузки это крыло имеет свойство дивергентности. То есть оно как бы закручивается и может потерять устойчивость и попросту развалиться. Это и исследовалось в полёте. Смотрели, насколько это реально и фатально. В истории с «Беркутом» я принимал участие ещё молодым специалистом. Главным конструктором «Беркута» был нынешний академик Михаил Асланович Погосян. Это его родная, что называется, машина.
Он работал с большой группой «цаговских» учёных. Некоторых уже нет с нами. Но многие до сих пор работают. Идея Погосяна заключалась в том, чтобы сделать крыло из композита, слои которого выложить таким образом, чтобы противодействовать дивергенции. И это получилось. Дивергенция на этом крыле наступала с запозданием. В этом плане наш самолёт сильно отличался от американского аналога. Когда кто-то не слишком умный заявляет, что, мол, мы «содрали» всё с американского образца, это довольно обидно. Попробуй позаимствуй, когда перед тобой сложнейший механизм, в котором переплетаются в единый клубок проблемы аэродинамики, материаловедения, нелинейной механики, аэроупругости! Самолёт был создан трудом нашей отечественной самолётостроительной школы.
И академик Погосян с решением сложной задачи блестяще справился. Хотя тогда он академиком ещё не был. А может, даже и доктором наук ещё не был, не помню точно. Но был просто молодым талантливым учёным-конструктором. Наш самолёт оказался более технологически продвинутым, нежели американский. Так что своё любопытство мы удовлетворили. Была получена масса полезных данных, которые потом пригодились при проектировании также композитного самолёта Су-57, который сегодня уже стоит у нас на вооружении. Так что ничего зря не пропало, всё пошло в дело. Хотелось бы, чтобы и в наше время такие прорывные работы проводились. Без шума, без пыли — Говоря о науке, всегда хочется заглянуть в будущее.
Тем более что любая фантастика норовит превратиться в реальность. В моём детстве самолёт, пролетавший над нами на огромной высоте, ревел страшно. А сейчас их почти не слышно. Как удалось справиться с шумом? Конечно, главным источником шума на современном турбореактивном самолёте является реактивная струя, истекающая из двигателя. Но это не единственный источник шума. Шумит не только двигатель, но и сам планер. Если уменьшенную в размерах модель самолёта поместить в поток воздуха аэродинамической трубы, то свистящий шум будет таков, будто на нём установлен двигатель.
Включите сверхзвук
Помимо «Конкорда», есть лишь один пример построенного сверхзвукового пассажирского самолета — это советский Ту-144. Французские сверхзвуковые самолеты Concorde в течение 27 лет успешно перевозили пассажиров через Атлантику. «Новый Конкорд»: сверхзвуковой самолет с максимальной скоростью 2700 км/ч уже готов к испытаниям. В результате в престижной гонке за пассажирский сверхзвук остались два конкурента: советский Ту-144 и европейский Concorde.
Сверхзвук 2.0: когда появятся наследники «Конкорда» и Ту-144?
Самолеты получили прозвище “сын Конкорда” в честь последнего сверхзвукового пассажирского реактивного самолета, который был разработан совместно Великобританией и Францией. Британо-французский сверхзвуковой пассажирский самолет «Конкорд» взлетает в аэропорту Хитроу. Другой сверхзвуковой самолет, франко-британский Concorde, эксплуатировали намного дольше — с 21 января 1976 года до 26 ноября 2003-го.
Concorde 2.0: сможет ли американский стартап вернуть сверхзвуковой пассажирский рейс?
Легендарный сверхзвуковой Конкорд могут вернуть к жизни | Еще пока "Конкорды" летали в небе над Атлантикой, начались разработки сверхзвуковых пассажирских самолетов второго поколения. |
Почему перестали летать Конкорды (Александр Щербаков 5) / Проза.ру | Другой сверхзвуковой самолет, франко-британский Concorde, эксплуатировали намного дольше — с 21 января 1976 года до 26 ноября 2003-го. |