Это будет прекрасный гарнир к любому мясу, особенно если вы готовите баранину, но всё же после поста лучше отдать предпочтение нежирной курице, индейке или кролику, — рекомендует врач. 18 марта в России начинается Великий пост — самый продолжительный из православных постов. Великий пост – это как раз время, когда у нас есть шанс добровольно выйти из нашей зоны комфорта и хотя бы попытаться сделать несколько шагов по направлению к Богу. 18 марта 2024 года начинается Великий пост, который продлится 48 дней и завершится Пасхой. статья на кулинарном сайте
«Весна духовная». Что нужно знать про Великий пост?
это седьмая, завершающая седмица Великого поста, которая в 2024 году продлится с вечера 28 апреля по субботу 4 мая. Великий пост в 2024 году начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Помимо этих праздничных воскресных дней в Великом посту есть еще несколько служб, которые располагаются внутри недели.
Особенности рациона
- Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься
- Великий пост 2024
- КАЖДАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА НЕСЕТ ОПРЕДЕЛЁННЫЙ СМЫСЛ:
- СМЫСЛ ВЕЛИКОГО ПОСТА И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ВЕРУЮЩЕГО
- В чем смысл Великого поста? Ответы священников - Пост - Новый Завет - Статьи - Школа радости
- Навигация по записям
«Весна духовная». Что нужно знать про Великий пост?
Даты начала и окончания поста каждый год разные, поскольку они зависят от даты празднования Пасхи. Продолжительность Великого поста — 48 дней, начинается он по окончании Масленицы за семь недель до Пасхи. В 2023 году пост продлится с 27 февраля по 15 апреля включительно. Вступить в Великий пост Церковь призывает без каких-либо обид и злости, для этого нужно примириться с родными, близкими, друзьями и коллегами, попросив у них прощения. Принято делать это в заключительный день масленичной недели — Прощеное воскресенье. Прощеное воскресенье 2023: что означает, зачем просить прощения Первые шесть недель Великого поста называются Четыредесятницей в память о Христе, голодавшем в пустыне , а последняя — Страстной неделей, или седмицей. Она же посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни, смерти и погребении Христа.
В целом период Великого поста делится на: Святую Четыредесятницу пять седмиц и пять дней ; Лазареву субботу; Вербное воскресенье вход Господень в Иерусалим ; Страстную седмицу длится шесть дней, на седьмой наступает Пасха. Что можно и нельзя есть?
Небольшой кусочек пасхального кулича станет прекрасным дополнением и будет отвечать за зерновую часть. Это будет прекрасный гарнир к любому мясу, особенно если вы готовите баранину, но всё же после поста лучше отдать предпочтение нежирной курице, индейке или кролику, — рекомендует врач. Если вы выбираете выпить алкоголь, то не забывайте о «безопасной дозе», которая составляет один фужер вина для женщин и два — для мужчин.
Старайтесь между тостами пить воду, а закусывать чем-то овощным или фруктовым. Вечером лучше отдать предпочтение крупе: гречке, булгуру или полбе. Её можно приготовить с тушёными овощами и рыбой.
При этом многие «дары моря» стоят гораздо дороже, чем привычная всем курица. Поэтому специально составлять свой великопостный рацион из морских деликатесов не нужно. Еда должна быть скромной, но полезной и позволяющей избежать в сложный весенний период истощения и авитаминоза. Верующие, берущие на себя обязательство поститься без каких-либо послаблений, от морепродуктов предпочитают отказаться. Но даже им, не задумываясь, в любой день можно есть морскую капусту. И уж точно даже максимально строго постящимся можно есть морепродукты в праздники, когда монастырский устав разрешает рыбу или рыбную икру, — в Благовещение 7 апреля , Лазареву субботу и Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Почему нельзя растительное масло в пост? По Типикону, пост — это воздержание не только от животной, но и от любой скоромной пищи, в том числе приготовленной с использованием растительного масла, хотя масло разрешается в праздничные и выходные дни. Но это мера очень строгого монашеского поста. Обычно миряне то есть не монахи все же едят растительное масло и в будние дни. Условия жизни современного человека отличаются от тех, в которых существовали древние монахи, заложившие принципы и правила пищевого поста много веков назад. Во многом изменились состав и качество продуктов. Поэтому современный человек далеко не всегда может, следуя указаниям календаря, практиковать сухоядение. Более того, большинству из нас сегодня питаться всухомятку запретят врачи. Все это необходимо учитывать, решая, что именно будет у вас на столе в Великий пост. Важно понимать, что человек грешит не в тот момент, когда добавляет ложку масла в салат или жарит на масле картошку, а когда осуждает, гневается и раздражается, когда обижает ближнего и не хочет прощать другого. Иногда слишком большое внимание к постному столу сбивает фокус внимания с самого главного — с того, что происходит в душе. Но пищевое воздержание должно, наоборот, помогать христианину не придавать слишком большое значение еде, чтобы выделить больше сил и времени для молитвы, духовного чтения, размышлений и покаяния. Если нарушил пост: что делать? Если нарушил пост, нужно принести покаяние и постараться в будущем держаться крепче. Главное — не отступать, продолжать свой покаянный постный путь в ожидании радости Пасхи — Светлого Христова Воскресения. На Пасхальном богослужении каждый год читается Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, в котором говорится о том, что наступает Праздник для всех — для постившихся и для непостившихся, для тех, кто воздерживался с самого начала, и тех, кто присоединился позже. Это, конечно, не повод, чтобы отказываться от следования уставным предписаниям, но это повод, чтобы не отчаиваться, если пост проходит не так идеально, как хотелось бы. А ведь даже если мы сможем на весь этот период отказаться от пищи, которую считаем скоромной непостной , сможем ли мы совсем-совсем не раздражаться, не обижаться, не осуждать других? Сможем ли мы настолько очистить свое сердце и свою душу, что не будем допускать даже в мыслях никакого греха? Сможем ли, в точности следуя уставным предписаниям, не впасть в гордыню? А разве не будет все это нарушением поста? Так что, если нарушил пост, надо не бросать свои старания, а обязательно идти дальше. Пасха — великий праздник для всех, но потрудившийся ради Господа ярче почувствует пасхальную радость. Если согрешил в Великий пост — Бог не простит? Грех всегда остается грехом: и во время поста, и вне поста. Наша земная жизнь направлена либо на борьбу с грехом, либо на укоренение в своей жизни греховного начала. Если человек выбирает борьбу с грехом, он должен каяться и стараться в дальнейшем не согрешать, а если снова падает — то приносить еще большее покаяние, возлагать на себя еще большие труды, дабы некогда было грешить. Нет, наверное, человека, который не оступаясь пройдет по великопостному пути. Не ошибается тот, кто ничего не делает. А потому надо быть внимательным к себе и иметь желание исправлять ошибки. И если мы будем просить у Господа за свои грехи прощения искренне, Он, видя это, будет прощать по Своему великому милосердию и любви. Другое дело, если человек выбирает для себя путь «не согрешишь — не покаешься». То есть сам позволяет себе многое, думая: «сейчас сделаю, как мне нравится, а потом просто на исповеди батюшке расскажу». В таком случае таинство покаяния превращается в профанацию, а человек не ведет борьбу со страстями, а ищет уловки, чтобы продолжать грешить. А вот искреннее раскаяние Господь принимает всегда. И даже когда человек не справляется, Бог поддерживает его стремление и по идущим от сердца молитвам помогает избавиться от греха. Если День рождения в Великий пост — можно ли отмечать, или это грех? Смотря как вы отмечаете День рождения. Если это бурное застолье, после которого трудно вспомнить события вечера — такой праздник лучше не отмечать. Если вы проводите этот день без обильного виновозлияния и переедания, без соблазнительных танцев и других греховных поступков; если вы с благодарностью вспоминаете своих родителей, делаете им какие-то подарки, может быть, совершаете какие-то добрые дела, собрав своих близких, — такой День рождения вполне можно отметить. А вот переносить отмечание на после поста, чтобы позволить себе выпить — «а без этого что за праздник?! Нужно уметь радоваться жизни без такого рода «костылей». А в день рождения тем более стоит поблагодарить Господа за данную Им жизнь. В дни Четыредесятницы можно накрыть вкусный постный стол, устроить теплую и уютную встречу с друзьями. А вот на Страстной неделе стоит, скорее, воздержаться даже от такой тихой вечеринки, да и времени на нее не будет, так как богослужебная жизнь перед Пасхой очень насыщенная. Сейчас, во времена интернета, появляется интересная традиция — в дни рождения или иных каких-то праздников предлагать друзьям, вместо подарков, поучаствовать в благотворительном сборе. И это тоже неплохой вариант отметить свой праздник в дни Великого поста. Ведь что значит слово «отмечать»? Как-то обозначить, сделать особенным, обращающим на себя внимание. А разве не будет необыкновенным, значимым день, в который вы вместе с близкими кому-то помогли? Если приглашают в гости в Великий пост — нужно отказаться? Не всегда есть возможность отказаться от похода в гости. Однако всегда можно найти такую меру посещения гостей, которая не нанесет вред ни тебе, ни, в первую очередь, тому, кто тебя пригласил. Нужно проникнуться событием и вместе с человеком порадоваться, если это радостное событие, или поплакать, если печальное.
Скажем на Рождество, на Пасху крестили, и ещё несколько таких дней было, но, прежде всего, в Великую Субботу перед Пасхой. И вот человек начинает поститься, готовясь ко Крещению. Он начинает поститься, потому что вы ему проповедовали Христа. Он живёт в соседнем доме. И вот он заходит к вам, он постится, а у вас курочка на столе лежит. Вы христианин, вы ему рассказываете о Христе и при этом там косточку обгладываете. А у него, бедняги, уж живот к спине прилип, потому что он постится. И вот, чувствуя неудобство этой ситуации, христиане решили сами поститься в это время — ради оглашенных, ради язычников, которых мы приводим ко Христу. И, таким образом, Великий Пост первоначально зародился в христианской церковной среде как пост солидарности, как сугубое время молитв не столько о себе даже, а молитв о тех людях в том мире, в котором мы живём и который мы надеемся привести ко Христу. Сами же христиане постились не в Великий Пост , не в Четыредесятницу, а в те времена они постились в Страстную Седмицу. И вот, собственно говоря, до сих пор наш пост состоит из двух частей — это Святая Четыредесятница и затем Страстная Седмица. Страстная Седмица — это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост — это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница первые 40 дней — это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица — это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога. Затем появляется Петров пост. Смысл правила очень простой. В те времена, в III веке, не было ещё общей для всех христиан традиции празднования Пасхи. Египетская церковь праздновала Пасху по своему календарю, Римская — по своему, Малоазийские церкви — по другому календарю. Каждый высчитывал Пасху по-своему. Потом, в IV веке, I Вселенский Cобор принял единую дату празднования Пасхи для всех — традиция Римской церкви была распространена на все остальные. Ну, а теперь представьте себе: во-первых, даже не каждый человек знает, когда именно празднуется Пасха, потому что он, скажем, находится в путешествии. У него в Александрии, скажем, в этом году Пасха должна быть 20-го апреля, он едет путешествовать в Рим, приезжает в Рим 15-го апреля, надеясь, что ещё 5 дней он попостится до Пасхи, а в Риме уже 10-го апреля Пасху встретили. Получается, что он остался без Пасхи в некотором смысле, без поста, без сострастия — сострадания Господу, распявшемуся ради нас. С другой стороны, тогда ведь не было газет и нельзя было в каждом храме и на каждом переулке купить церковный календарь с расписанием всех праздников откуда ж всё это в III веке? И поэтому люди очень часто просто не знали толком, когда именно Пасха — если человек живёт в какой-то глуши и, особенно, представляете, если он вынужден уехать из своего города по каким-то делам. Мне в епархиальное управление надо. Где у вас ближайший храм? В какой пещере, в каких катакомбах? И поэтому, или по болезни, или по тому, что, скажем, солдат был в походе а там, понятное дело, не до поста , поэтому святой Ипполит Римский и говорит, что если кто не смог поститься перед Пасхой, да постится неделю спустя после Пятидесятницы. Пасхальная радость пусть он празднует со всеми и радуется, а затем он это как бы наверстает. Вот подобные истории были связаны и с Успенским постом, и с Рождественским. Это очень важно понимать, что церковные посты — это не просто личный подвиг каждого из нас, а это подвиг нашей взаимности, подвиг нашей солидарности, когда мы ощущаем друг друга сугубо связанными. Конечно, никто нам не мешает, чтобы люди постились раздельно — в то время, которое каждый для себя находит удобным. Есть только одно исключение из этого правила — церковные правила не разрешают поститься на Пасху, потому что Пасха — это время праздника, и получится очень нехорошо, если все празднуют, а ты будешь сугубо скорбеть. Так вот, каждый из нас в любое время года может по своему желанию поститься или не поститься, но ведь гораздо лучше, если христиане будут это делать вместе, ощущая помощь друг друга и ощущая молитвы друг о друге, усугубляя их. Ну, а теперь что же такое вообще пост. Пост как время воздержания и пост как место, где находится караульный, дежурный солдат. Так вот, в латинском языке, откуда к нам это слово, скорее всего, и пришло, оно означает точно то же самое. Пост — это время, когда душа должна становиться на страже, когда христианин сугубо вспоминает, что он солдат. Каждый из нас, независимо от возраста и от пола, — воин Христов. И каждому из нас вверена в защиту святыня небывалой ценности. И получается такая удивительная вещь: люди готовы грызть друг другу глотки за право владения нефтяной скважиной, они готовы устраивать перестрелки из-за владения каким-нибудь доходным рестораном, они готовы убивать друг друга и убивать даже детей, сбрасывать атомные бомбы друг на друга ради деления рынков, куда бы они могли продавать свою продукцию, ради приобретения земель и так далее. Готовы бить друг друга смертным боем из-за разницы в политических взглядах. Но что стоит владение каким-нибудь куском земли, какие бы там нефтяные или алмазные скважины не были, по сравнению с человеческой душой? И вот удивительная ведь складывается ситуация: чем более агрессивен человек вовне, чем более агрессивен он в защите внешних ценностей, тем обычно инфантильнее, беззащитнее он, когда речь идёт о защите самого главного — о защите его собственной души. Так вот, Церковь всегда призывает к тому, чтобы человек стоял на страже чистоты своей души, чтобы он не впускал сюда зло. Грех приходит постепенно в душу человека, постепенно вползает. Иногда, конечно, бывает так, как на ускоренной съёмке, когда в ускоренном ритме показывают киноплёнку и фигурки быстро движутся, — вот таким же скачком человек, бывает, совершает некий грех. Вот, он жил в нормальном состоянии, и вдруг что-то в голову ударило, и он быстро пошёл и кого-то оскорбил, убил или ещё что-то сделал. Но на самом деле, если мы более медленно начнём просматривать эту плёночку, мы увидим, что внезапности всё равно не было, а была, как правило, некая последовательность того, что произошло. Сначала в ум человека вторгается некий помысл. Ну, вот идёт человек по улице и видит, скажем, какая-то надпись на заборе. Но эту надпись не он написал. Он идёт и от него почти не зависит, прочитает он её или не прочитает, — она сама бросилась в глаза. Вот содержание помыслов почти не зависит от человека. Как однажды о. Потому что во многом даже содержание кладовки нашего подсознания зависит от того, как мы живём в дневное время суток, в сознательное время нашей жизни. Но, тем не менее, зачастую к нам нечто вторгается, приходит извне. И вот это от нас не зависело, но что от нас зависит? Как нам отреагировать на это вторжение? В нашей голове ведь постоянно мелькает калейдоскоп каких-то мыслей, предположений, обрывочков мыслей, образов, чувств. Но вот однажды мы делаем стоп-кадр. Что это такое? Человек начинает всматриваться в то новое, что вторглось в его голову сейчас, в его душевную жизнь. Присматривается и начинает спрашивать. Должен пользоваться советом Вл. Ильича Ленина. Так, не понятно, откуда взялось — воздухом навеяло. Бетховен, может, по радио передавался, и такая мысль там была закодирована, или ещё что-нибудь, ну мало ли? Не пойти ли напиться? Так вот, ты эту мысль осознал и попробовал понять: если я её исполню, то что из этого произойдёт? Вот, у меня есть Ангел Хранитель за правым плечом ну, надеюсь. Если он ещё там, и я не отогнал его ещё окончательно. И вот элементарный вопрос: если я этому помыслу последую, откуда последуют слова одобрения? Кого я порадую? Того, кто за правым, или кто за левым плечом? Кому это будет выгодно? Простенький вопрос, кажется, примитивный! А попробуйте хотя бы иногда этот вопрос себе задавать, и многое в жизни станет яснее. Итак, я понимаю, что на самом деле, если я по этому прилогу, то есть по этому помыслу поступлю, — аплодисменты раздадутся слева. Что тогда я должен делать? Моя душа — это, если хотите, охраняемая территория, и у меня есть своя система ПВО противовоздушной обороны. И вот, скажем, в воздушное пространство России вторгается некий неопознанный летающий объект. Это кодированный сигнал на определённой частоте с определённой последовательностью. И вот на своих летательных аппаратах, на всех, стоит приборчик, который автоматически, без воли лётчика улавливает этот запрос, он знает эту волну, на эту волну настроен. Но если вторгся чужак — он молчит, он не отвечает на эту волну, на этот запрос. И тогда объявляется тревога — понятно, что это чужой, надо приводить в готовность какие-то там подразделения и решать вопрос, как его выпроводить из территории нашего воздушного пространства. Тогда нужно попросить её выйти. Ну, просить вежливо, так вряд ли послушается. Так вот, гнев или ненависть — это дар, который в душе человека выполняет ту же функцию, что система иммунной защиты в нашем организме. Появилась инфекция в моём теле, в моей крови, там антитела соответствующие набрасываются на эту инфекцию и уничтожают её. Отойди от меня! Не соизволяю! Вместо греха мы гневаемся на грешника. Вместо зла мы зачастую гневаемся просто на людей, даже на Бога гневаемся. Но это уже вопрос.. Но в самом топоре нет ничего плохого. Так вот, если мы опознали некий прилог как зло, но не прогнали его, а продолжаем с ним беседовать, то он нас постепенно убеждает. Но, в принципе, вот правда, что так вот иногда поступить нужно. Нет, я лично никого убивать не буду. Но, в принципе, некоторых, конечно, задушить голыми руками надо. Сначала Раскольников слушает разговор где-то в трактире двух офицеров. Эта мысль мелькает у него в голове, затем он начинает её обсасывать, приходит к выводу, что некий Наполеон имеет право доказать, что он не тварь дрожащая. Но некий Наполеон, а не лично Раскольников. И кончается тем, чем кончается. Так вот, чтобы таких приключений было поменьше, человек должен сражаться с этими грешными помыслами. Вот когда человек согласился на грех — это ещё не всё. Потому что дальше некая борьба ещё может продолжаться. Голос совести всё-таки может шепнуть, что так не следует. Ещё что-то. И вот дальше человек может оказаться в состоянии пленения. Греховное пленение — это когда моя душа не желает зла, но грех меня тащит. Я каюсь в этом грехе, я не хочу в принципе его хоть какой-то частью своей души, но нет во мне сил от него избавиться. Это пленение грехом. Он не просто отдаётся ему, а отдаётся с наслаждением. Вот такое страстное пленение. Когда человек попал в состояние страсти или даже пленения, то избавиться от греха уже очень тяжело. Поэтому лучше бить грех, когда он ещё мал. И вот, когда израильское племя увели в плен, дальше произошла вполне обычная история. Люди прижились — земля хорошая в Междуречье земля плодородная , климат хороший, их там не сильно обижали, у каждого был свой участок земли. Кроме того, это же всё-таки евреи. Они очень быстро занялись бизнесом, торговлей, очень быстро начали процветать. И, в общем, они начали забывать свою родину. Но мало того, что они начали забывать свою родину, они начали забывать Бога. И начали, как бы между делом, кланяться местным, языческим богам. Пойми, ты здесь в плену, как бы тебе сладко здесь не было! Это не твоя земля. Не забывай Бога — у тебя другое призвание! Мессия ещё должен к тебе прийти — Искупитель всех! Да забвенна будет десница моя, если я забуду тебя, Иерусалим. Да отсохнет язык мой, да прильпнёт он к гортани моей, если я не положу, Иерусалим, память о тебе в начале веселия моего. Блажен, кто воздаст тебе воздаяние твое. Блажен, кто сделает с тобою то, что ты сделала с нами. Блажен, кто помянет тебе день, когда ты разрушила наш Иерусалим.
В чем смысл Великого поста? Объясняет священник
Великий пост начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней, вплоть до Пасхи (Светлое воскресение). Что Нужно Знать о Великом Посте. Великий пост был установлен в апостольские времена и первоначально длился всего лишь от 24-х до 40 часов. СЛОВО В ПОНЕДЕЛЬНИК ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА «Само существование поста как особого средства духовного воздействия на природу человека служит доказательством особой важности постного поприща.
Почему в Церкви четыре поста?
И вот церковь, как любящая мать, установила этот пост для людей, которые готовились к таинству крещения. И со временем, крещенные верующие, которые ранее постились перед Пасхой непродолжительное время, из солидарности тоже стали держать полный Великий пост в 40 дней. И такое отражение даже в современной практике получила древняя традиция. Сейчас у нас пост делится на две части: собственно пост и страстная седмица. Эти периоды даже немного отличаются в плане организации службы, хотя считается, что со временем богослужения унифицируются. Раньше было принято на вечерней службе в Великую субботу, перед литургией, когда в храм приходили христиане, готовившиеся к Пасхе, читать 15 паремий. Паремия — это такое ветхозаветное чтение, которое говорит нам о Господе Иисусе Христе, о церкви и о различных пророчествах. И вот во время их чтения обычно совершалось крещение оглашенных.
Паремии остались в составе службы. Но крещение во время их чтения уже не совершается. Что касается понимания Великого поста, Святые отцы толкуют его значение как подражание подвигу Господа Иисуса Христа. Вот как он постился перед выходом на свои страдания 40 дней, точно так же и мы постимся, принимая аскезу и готовясь к Светлому Христову Воскресению. Пасха у нас — великий праздник, который не входит даже в число двунадесятых, «праздников праздник и торжество из торжеств». И готовимся мы к встрече воскресшего Спасителя вот таким периодом воздержания — 40-дневным постом. Кто-то из святых отцов говорил, что постимся мы постом приятным.
А что такое приятный пост? Это тот пост, который приближает человека к Богу. Но почему он также называется строгим? Потому что его Церковный устав очень строг в пище. Согласно, его положениям, в Великий пост нужно отказаться полностью от пищи животного происхождения: мясо, яйца, молоко. В понедельник, среду, пятницу предписывается сухоядение, разрешается вкушать воду, хлеб, фрукты, овощи, компоты. Во вторник, четверг — горячая пища без растительного масла.
В субботу, воскресенье — пища с добавлением масла. Человек устроен не только из души, но и из тела. Поэтому первый пост прежде всего внешний — его соблюдение в еде. Когда человек кушает пищу, мясную, молочную, то она очень сильно отягощает его. И христианину тяжело совершать какие-то молитвенные упражнения, посещать богослужения, готовиться к причастию. Обязательно положен внешний пост. Но не менее важен и внутренний — это борьба со своими греховными помыслами, наклонностями.
Максим Самарцев Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. XXI, ком.
Великий пост — традиционный православный праздник, который посвящен духовному очищению. Он начинается перед Пасхой и длится 7 недель. Специально для вас мы подготовили основную информацию о священном событии и ответили на самые популярные вопросы о нем.
В чем заключается его смысл и каких ограничений необходимо придерживаться верующим, в интервью 5-tv. И тем самым мы приближаем себя к Богу. И мы тем самым отдаляемся от разных мирских, материальных желаний, привязанностей, пристрастий. И это нам помогает стать лучше и в конечном итоге спасти свою душу, избавившись от страстей», — сказал он. По словам священнослужителя, ограничения в питании очень важны, но здесь главное правильно соизмерять свои возможности и готовность, чтобы не возложить на себя чрезмерное бремя и не довести себя до истощения.
Ну и самое сложное для сознания Т аинство Евхаристии говорит о том, что Бог не только Тот, с кем едят, но и Тот, Кого едят.
Иными словами, Бог стал пищей для человека. Оно просто не может быть понято не подготовленным умом, требуется подвига очищения, который включал в себя пост. В основе такого священнодействия лежит только Любовь к человеку и ничего больше этого. Хочешь стать участником божественной жизни — причащайся, приготовляя свой ум и сердце для богообщения, идя путём заповедей Господних. Какой смысл поста в этой концепции? Многодневные посты и однодневные В Литургическом круге есть многодневные и однодневные посты.
Большие праздники, например Пасха или Рождество Христово , предваряются многодневным постом. Пост мыслится как путь и подготовка к определённому важному событию, которое как духовный архетип вновь входит в нашу реальность из года в год. Пост вообще имеет целью включить нас в библейскую историю. Например, мы постимся в среду , вспоминая предательство Иуды , постимся в пятницу, вспоминая Распятие Христа. Эти события должны не просто вспоминаться в уме, но проживаться в сердце, через изменение пищевого рациона как память о Боге. Апостол Павел очень много писал о пище в контексте полемики с иудеями.
Обратная сторона всеядности и обжорства может выступать, как зацикленность на здоровой пище: вегетарианство, фрукторианство и прочее.
Что нельзя делать во время Великого поста?
- Суть Великого поста | Правмир
- Шестая седмица: как провести предпоследнюю неделю Великого поста не нарушая традиций
- Этапы Великого поста. Как войти в пост?
- ПО УСТАВУ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА МОЖНО ПРИНИМАТЬ ПИЩУ ТАКИМ ОБРАЗОМ:
Великий пост в 2024 году: питание, предписания и советы начинающим
Вступить в Великий пост Церковь призывает без каких-либо обид и злости, для этого нужно примириться с родными, близкими, друзьями и коллегами, попросив у них прощения. Принято делать это в заключительный день масленичной недели — Прощеное воскресенье. Прощеное воскресенье 2023: что означает, зачем просить прощения Первые шесть недель Великого поста называются Четыредесятницей в память о Христе, голодавшем в пустыне , а последняя — Страстной неделей, или седмицей. Она же посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни, смерти и погребении Христа. В целом период Великого поста делится на: Святую Четыредесятницу пять седмиц и пять дней ; Лазареву субботу; Вербное воскресенье вход Господень в Иерусалим ; Страстную седмицу длится шесть дней, на седьмой наступает Пасха. Что можно и нельзя есть? Можно употреблять в пост овощи, зелень, фрукты и ягоды; соленья из овощей, компоты; крупы, бобы, чечевицу, сою, нут, фасоль и производные, в том числе, например, соевое молоко, соевое мясо, нутовые котлеты, и так далее; злаки, орехи и сухофрукты; грибы; хлебцы, хлебобулочные изделия, в составе которых нет яиц и сливочного масла; мед, варенье; растительное масло в дни, когда оно разрешено. Исключаются из рациона на время поста мясо и птица, все производные продукты — мясные полуфабрикаты и колбасные изделия; рыба и морепродукты, за исключением некоторых дней в посте; молоко и кисломолочные продукты, в том числе сливочное масло и сыр, сливочные соусы; яйца и все содержащие их продукты; алкогольные напитки, за исключением вина в отдельные дни; сдобные, кондитерские изделия, выпечка, шоколад; слишком соленые или сладкие продукты. Перед тем, как перейти на ограниченное питание, необходимо проконсультироваться с врачом в зависимости от индивидуальных особенностей организма.
Это время подготовки к встрече с воскресшим Христом. Страстная седмица посвящена последним дням жизни Сына Божьего на земле, его учению, Тайной вечере, страданиям на Голгофе и воскресению. В эти дни верующие особенно глубоко переживают предшествующие Пасхе события, вместе мысленно проходя эти страдания с Иисусом Христом. Во время Рождественского поста верующие стараются следовать примеру монашеского образа жизни — не только в еде, но и в поведении, акцентируя внимание на милосердии: примиряются после ссор, занимаются благотворительностью, проявляют доброжелательность и открытость к окружающим. Постные дни также благоприятны для совершения крещения как детей, так и взрослых, чтения акафистов, молитв за усопших, в том числе проскомидий и панихид. Желательно чаще причащаться — это способствует духовному и физическому развитию. Важно добросовестно читать молитвы, посещать храмы, исповедоваться в содеянном, а также помогать нуждающимся. В эти дни особенно преданные верующие ограничивают себя от всего, оставляя на столе лишь хлеб да воду. Однако такой подход требует большой силы воли и крепкого здоровья, потому не всем подходит. Придерживаясь поста, важно подходить к питанию осознанно, не поддаваясь чужим рекомендациям или излишнему поиску информации в интернете. Лучше всего ориентироваться на собственное здоровье, возможности тела и советы священника, к которому вы обращаетесь за духовным руководством. Он лучше других поймет ваше состояние и потребности. Пост не следует воспринимать как диету. Если отказ от определенных продуктов, таких как мясо или молоко, дается тяжело, не стоит себя насильно ограничивать. Главное в посте — не физическое воздержание от конкретных продуктов, а внутреннее очищение и покаяние. В вопросе интимных отношений решение остается за самими супругами. Если оба соблюдают пост, они могут по обоюдному согласию ограничить себя в близости. Если же один из партнеров постится, а другой — нет и при этом настаивает на супружеских правах, важно сохранять гармонию и взаимопонимание в отношениях, возможно, идя на компромисс.
Однако нужно понимать, что порция должна составлять не более 200 мл. Кому разрешается не соблюдать пост Совсем освобождаются от необходимости поститься или делают это по щадящим правилам дети в возрасте до 14 лет, пожилые, беременные и кормящие, а также люди с различными заболеваниями, которым отказ от тех или иных продуктов может нанести вред. Например, больные диабетом или люди с заболеваниями ЖКТ. Разрешается нарушать правила поста тем верующим, чья работа связана с тяжёлыми физическими нагрузками. Можно не поститься и путешествующим в условиях, когда невозможно соблюдать пост. Меню на неделю в Великий пост В каждый день Великого поста действуют разные правила. Например, в первый день Чистый понедельник , 18 марта, следует полностью воздержаться от пищи и пить только воду. Остальные дни чередуются: горячая пища без масла, с маслом и сухоядение. Принимать пищу необходимо 4—5 раз в день небольшими порциями, в идеале — каждые три часа.
Но если у меня спросить, что важнее в Великом посте — воздержание от пищи или участие в великопостных богослужениях, то я отвечу, что, конечно же, участие в богослужениях важнее. Есть целая категория людей, которым священники разрешают уменьшать пост. Это люди тяжелобольные, люди, которые хотят поститься, но не могут. Я в своей священнической практике часто сталкиваюсь с тем, что старушки, которые всю жизнь соблюдали пост, плачут оттого, что они уже не могут поститься. Даже если им благословляют пост ослабить, они все равно стараются этот пост соблюдать буквально со слезами на глазах, потому что это потребность их души. И вот эти люди, которым даже трудно поститься, все равно посещают богослужения. Участие в великопостных богослужениях, особенно участие в совершении канона Андрея Критского, стоянии Марии Египетской, участие в литургии Преждеосвященных Даров, богослужении Страстной Седмицы — это участие очищает человеческую душу, настраивает ее на тот же лад, на который настроено дыхание Церкви, приближает человека к Богу. А для того, чтобы пережить этот опыт встречи со Христом в богослужениях и таинствах, необходимо готовить свою душу и тело. Для этого и нужен Великий пост. Что очень важно понять современному человеку? Очень многие люди, желающие прийти в Церковь, считают, что именно пост является неким маркером идентификации христианина. Если ты постишься — ты христианин, если не постишься — уже не совсем христианин. Это не главное. Главное — вера во Христа, участие в таинствах. Это единственное средство почувствовать себя православным. Другие люди считают, что пост — это тяжелая обязанность человека. Но, поверьте мне, это вовсе не обязанность. Это уникальная возможность отстраниться от мирской суеты, подготовиться к встрече с Богом, побыть со Христом в тишине своей души. Для людей церковных Великий пост — вовсе не трудное испытание. Это радость, потому что Великим постом мы уходим от мирской суеты, мы приходим к себе и приходим ко Христу. Пост — это шанс вылечить душу. Пост — это возможность подготовиться к вечному. Пост — это удивительное время, которое называют весной духовной. Отвечал Игумен Серапион Митько , председатель Миссионерского отдела Ярославской епархии Пост не является диетой ни в коем случае. То что предписывает устав относительно пищи, показывает нам, что пост — это всегда подвиг. А в слове "подвиг" корень "двиг", то есть то, что двигает человека куда-то. Человек не стоит на месте. Главный смысл поста — это наше движение к Богу. И в этом смысле телесный пост и пост наш внутренний, духовный пост — они идут рука об руку, одно без другого невозможно. Мы все время так или иначе стремимся окружить свою жизнь и комфортом, и удобством. Если это делается разумно, в этом нет ничего дурного. Но когда это становится целью существования, человек забывает о Боге, превращается в существо вообще уже только земное, поэтому наш пост существует именно для того, чтобы мы, прежде всего, еще раз осознали свое предназначение: кто мы такие, что у нас главное.
Великий пост завершился, но мы продолжаем поститься
Ну, а теперь представьте себе: во-первых, даже не каждый человек знает, когда именно празднуется Пасха, потому что он, скажем, находится в путешествии. У него в Александрии, скажем, в этом году Пасха должна быть 20-го апреля, он едет путешествовать в Рим, приезжает в Рим 15-го апреля, надеясь, что ещё 5 дней он попостится до Пасхи, а в Риме уже 10-го апреля Пасху встретили. Получается, что он остался без Пасхи в некотором смысле, без поста, без сострастия — сострадания Господу, распявшемуся ради нас. С другой стороны, тогда ведь не было газет и нельзя было в каждом храме и на каждом переулке купить церковный календарь с расписанием всех праздников откуда ж всё это в III веке? И поэтому люди очень часто просто не знали толком, когда именно Пасха — если человек живёт в какой-то глуши и, особенно, представляете, если он вынужден уехать из своего города по каким-то делам.
Мне в епархиальное управление надо. Где у вас ближайший храм? В какой пещере, в каких катакомбах? И поэтому, или по болезни, или по тому, что, скажем, солдат был в походе а там, понятное дело, не до поста , поэтому святой Ипполит Римский и говорит, что если кто не смог поститься перед Пасхой, да постится неделю спустя после Пятидесятницы.
Пасхальная радость пусть он празднует со всеми и радуется, а затем он это как бы наверстает. Вот подобные истории были связаны и с Успенским постом, и с Рождественским. Это очень важно понимать, что церковные посты — это не просто личный подвиг каждого из нас, а это подвиг нашей взаимности, подвиг нашей солидарности, когда мы ощущаем друг друга сугубо связанными. Конечно, никто нам не мешает, чтобы люди постились раздельно — в то время, которое каждый для себя находит удобным.
Есть только одно исключение из этого правила — церковные правила не разрешают поститься на Пасху, потому что Пасха — это время праздника, и получится очень нехорошо, если все празднуют, а ты будешь сугубо скорбеть. Так вот, каждый из нас в любое время года может по своему желанию поститься или не поститься, но ведь гораздо лучше, если христиане будут это делать вместе, ощущая помощь друг друга и ощущая молитвы друг о друге, усугубляя их. Ну, а теперь что же такое вообще пост. Пост как время воздержания и пост как место, где находится караульный, дежурный солдат.
Так вот, в латинском языке, откуда к нам это слово, скорее всего, и пришло, оно означает точно то же самое. Пост — это время, когда душа должна становиться на страже, когда христианин сугубо вспоминает, что он солдат. Каждый из нас, независимо от возраста и от пола, — воин Христов. И каждому из нас вверена в защиту святыня небывалой ценности.
И получается такая удивительная вещь: люди готовы грызть друг другу глотки за право владения нефтяной скважиной, они готовы устраивать перестрелки из-за владения каким-нибудь доходным рестораном, они готовы убивать друг друга и убивать даже детей, сбрасывать атомные бомбы друг на друга ради деления рынков, куда бы они могли продавать свою продукцию, ради приобретения земель и так далее. Готовы бить друг друга смертным боем из-за разницы в политических взглядах. Но что стоит владение каким-нибудь куском земли, какие бы там нефтяные или алмазные скважины не были, по сравнению с человеческой душой? И вот удивительная ведь складывается ситуация: чем более агрессивен человек вовне, чем более агрессивен он в защите внешних ценностей, тем обычно инфантильнее, беззащитнее он, когда речь идёт о защите самого главного — о защите его собственной души.
Так вот, Церковь всегда призывает к тому, чтобы человек стоял на страже чистоты своей души, чтобы он не впускал сюда зло. Грех приходит постепенно в душу человека, постепенно вползает. Иногда, конечно, бывает так, как на ускоренной съёмке, когда в ускоренном ритме показывают киноплёнку и фигурки быстро движутся, — вот таким же скачком человек, бывает, совершает некий грех. Вот, он жил в нормальном состоянии, и вдруг что-то в голову ударило, и он быстро пошёл и кого-то оскорбил, убил или ещё что-то сделал.
Но на самом деле, если мы более медленно начнём просматривать эту плёночку, мы увидим, что внезапности всё равно не было, а была, как правило, некая последовательность того, что произошло. Сначала в ум человека вторгается некий помысл. Ну, вот идёт человек по улице и видит, скажем, какая-то надпись на заборе. Но эту надпись не он написал.
Он идёт и от него почти не зависит, прочитает он её или не прочитает, — она сама бросилась в глаза. Вот содержание помыслов почти не зависит от человека. Как однажды о. Потому что во многом даже содержание кладовки нашего подсознания зависит от того, как мы живём в дневное время суток, в сознательное время нашей жизни.
Но, тем не менее, зачастую к нам нечто вторгается, приходит извне. И вот это от нас не зависело, но что от нас зависит? Как нам отреагировать на это вторжение? В нашей голове ведь постоянно мелькает калейдоскоп каких-то мыслей, предположений, обрывочков мыслей, образов, чувств.
Но вот однажды мы делаем стоп-кадр. Что это такое? Человек начинает всматриваться в то новое, что вторглось в его голову сейчас, в его душевную жизнь. Присматривается и начинает спрашивать.
Должен пользоваться советом Вл. Ильича Ленина. Так, не понятно, откуда взялось — воздухом навеяло. Бетховен, может, по радио передавался, и такая мысль там была закодирована, или ещё что-нибудь, ну мало ли?
Не пойти ли напиться? Так вот, ты эту мысль осознал и попробовал понять: если я её исполню, то что из этого произойдёт? Вот, у меня есть Ангел Хранитель за правым плечом ну, надеюсь. Если он ещё там, и я не отогнал его ещё окончательно.
И вот элементарный вопрос: если я этому помыслу последую, откуда последуют слова одобрения? Кого я порадую? Того, кто за правым, или кто за левым плечом? Кому это будет выгодно?
Простенький вопрос, кажется, примитивный! А попробуйте хотя бы иногда этот вопрос себе задавать, и многое в жизни станет яснее. Итак, я понимаю, что на самом деле, если я по этому прилогу, то есть по этому помыслу поступлю, — аплодисменты раздадутся слева. Что тогда я должен делать?
Моя душа — это, если хотите, охраняемая территория, и у меня есть своя система ПВО противовоздушной обороны. И вот, скажем, в воздушное пространство России вторгается некий неопознанный летающий объект. Это кодированный сигнал на определённой частоте с определённой последовательностью. И вот на своих летательных аппаратах, на всех, стоит приборчик, который автоматически, без воли лётчика улавливает этот запрос, он знает эту волну, на эту волну настроен.
Но если вторгся чужак — он молчит, он не отвечает на эту волну, на этот запрос. И тогда объявляется тревога — понятно, что это чужой, надо приводить в готовность какие-то там подразделения и решать вопрос, как его выпроводить из территории нашего воздушного пространства. Тогда нужно попросить её выйти. Ну, просить вежливо, так вряд ли послушается.
Так вот, гнев или ненависть — это дар, который в душе человека выполняет ту же функцию, что система иммунной защиты в нашем организме. Появилась инфекция в моём теле, в моей крови, там антитела соответствующие набрасываются на эту инфекцию и уничтожают её. Отойди от меня! Не соизволяю!
Вместо греха мы гневаемся на грешника. Вместо зла мы зачастую гневаемся просто на людей, даже на Бога гневаемся. Но это уже вопрос.. Но в самом топоре нет ничего плохого.
Так вот, если мы опознали некий прилог как зло, но не прогнали его, а продолжаем с ним беседовать, то он нас постепенно убеждает. Но, в принципе, вот правда, что так вот иногда поступить нужно. Нет, я лично никого убивать не буду. Но, в принципе, некоторых, конечно, задушить голыми руками надо.
Сначала Раскольников слушает разговор где-то в трактире двух офицеров. Эта мысль мелькает у него в голове, затем он начинает её обсасывать, приходит к выводу, что некий Наполеон имеет право доказать, что он не тварь дрожащая. Но некий Наполеон, а не лично Раскольников. И кончается тем, чем кончается.
Так вот, чтобы таких приключений было поменьше, человек должен сражаться с этими грешными помыслами. Вот когда человек согласился на грех — это ещё не всё. Потому что дальше некая борьба ещё может продолжаться. Голос совести всё-таки может шепнуть, что так не следует.
Ещё что-то. И вот дальше человек может оказаться в состоянии пленения. Греховное пленение — это когда моя душа не желает зла, но грех меня тащит. Я каюсь в этом грехе, я не хочу в принципе его хоть какой-то частью своей души, но нет во мне сил от него избавиться.
Это пленение грехом. Он не просто отдаётся ему, а отдаётся с наслаждением. Вот такое страстное пленение. Когда человек попал в состояние страсти или даже пленения, то избавиться от греха уже очень тяжело.
Поэтому лучше бить грех, когда он ещё мал. И вот, когда израильское племя увели в плен, дальше произошла вполне обычная история. Люди прижились — земля хорошая в Междуречье земля плодородная , климат хороший, их там не сильно обижали, у каждого был свой участок земли. Кроме того, это же всё-таки евреи.
Они очень быстро занялись бизнесом, торговлей, очень быстро начали процветать. И, в общем, они начали забывать свою родину. Но мало того, что они начали забывать свою родину, они начали забывать Бога. И начали, как бы между делом, кланяться местным, языческим богам.
Пойми, ты здесь в плену, как бы тебе сладко здесь не было! Это не твоя земля. Не забывай Бога — у тебя другое призвание! Мессия ещё должен к тебе прийти — Искупитель всех!
Да забвенна будет десница моя, если я забуду тебя, Иерусалим. Да отсохнет язык мой, да прильпнёт он к гортани моей, если я не положу, Иерусалим, память о тебе в начале веселия моего. Блажен, кто воздаст тебе воздаяние твое. Блажен, кто сделает с тобою то, что ты сделала с нами.
Блажен, кто помянет тебе день, когда ты разрушила наш Иерусалим. Поразительная вещь: христиане готовятся к Великому Посту — время покаянного подвига, время прощения, примирения. Так вот, надо понимать именно духовный смысл этих стихов. Мы с вами христиане, мы — это новый Израиль.
Мы уведены в плен. Наш Иерусалим — это не тот Иерусалим, что стоит между Средиземным и Мёртвым морем. Наш Иерусалим — это наше сердце. Где Господь обитает, там Его святой Град.
Обитает ли Бог в таком-то каменном здании? Сердце человеческое — это храм. Там должен Господь царствовать! Там, внутри нас, Царствие Небесное должно быть!
А мы отрекаемся в нашей повседневной жизни, в нашем быте мы отказываемся от Царства Христова. Почему отказываемся? А потому, что истинный гражданин некоего Царства — только тот, кто слушает своего Государя. Значит, вот с 8 до 8.
А вот начиная с 8. Потом вечером вернусь, вечернюю молитву почитаю — с 10 до 10. Что сделает император с таким гражданином, который так ему заявит? Ну, вряд ли похвалит.
А ведь мы так и обращаемся с Богом. Потом мы забываем и о молитвах.
Или держать старую обиду на родственника начальника, учительницу, соседа и т. Как это победить?
Ежедневно молиться за него. Учимся покаянию. Выбираем из списка грехов самые тайные — те, которые скрыты от глаз окружающих и за которые особенно стыдно. Идем на исповедь и спрашиваем священника, как с ними бороться.
Священник — человек опытный, он, наверняка, посоветует то, что надо. Православный календарь Церковные праздники в марте: календарь событий по дням 4. Учимся творить добрые дела. Каждый день вечером испытываем свою совесть: какое доброе дело я сделал сегодня?
Кого утешил, кому помог, кому уделил время и т. Если этого не было, то осознать, что день прожил зря. Учимся радоваться. Красоте Божиего мира.
Божиим дарам и талантам, которыми наделены люди. Проявлениям любви, сострадания, милосердия. Обретению смыслов, логики, гармонии, истины. Короче, всему тому, что нас приближает к Богу.
При этом основная цель говения не в физических ограничениях, а в духовной дисциплине, работе над собой, переосмыслении ценностей, отделении преходящего от вечного. Пищевые ограничения в данном случае выступают как инструмент и не могут заменить собой молитву, чтение Священного Писания, добрые дела и любовь к ближним. Поэтому поститься следует с учетом особенностей своего организма, чтобы сохранять силы на повседневные дела и духовную работу. Перед Великим постом рекомендуется проконсультироваться с врачом и духовником, чтобы составить сбалансированный план питания. В деревне в Ленинградской области сохраняют древние традиции и веру Также следует помнить, что говение не ограничивается «диетой». Как пояснил «Известиям» священник храма Святителя Петра митрополита Московского в Санкт-Петербурге Николай Савченко, Великий пост подразумевает духовное воздержание от всяких развлечений, игр, просмотра фильмов или видео в интернете, особенно если они не несут в себе ничего полезного для души. Вместо этого следует уделить внимание чтению Священного Писания и другой духовной литературы, помогать ближним и усердно работать. По словам священнослужителя, человек, который много трудится в пост, заполняет свое время полезными делами, не позволяющими «сорнякам» расти и расцветать в его душе. При этом важно, чтобы работа не была направлена на утоление земных страстей и желаний. Ранее «Известия» рассказали о том, какие ограничения и запреты следует соблюдать в первый день Страстной недели — Великий понедельник.
Это будет одна из самых поздних дат Пасхи — 5 мая. Рекорд по самой поздней дате праздника — 8 мая — был в 1983 году, также поздняя Пасха была в 1945-м — тогда ее отмечали 6 мая. Строгий пост Пост перед Пасхой является не только самым продолжительным, но и самым сложным из всех. Верующие особо строго держат пост в первую и в последнюю неделю поста — Страстную Седмицу". По их словам, кроме того, самые строгие правила поста предписывают особое воздержание от пищи по пятницам, а в пятницу на Страстной Седмице, по монастырскому уставу, вообще нужно отказаться от еды.
Рассказывая о требованиях поста, они отметили, что по большому счету "пост — это не про еду, пост — это про язык, про мысли". Неслучайно накануне Великого поста у православных — Прощеное воскресенье, когда простые верующие, духовенство, монашествующие просят друг у прощения. Как правильно поститься Согласно принятым правилам, в течение всего поста верующим предписывается воздержаться от употребления мяса, рыбы, молока и яиц. Ничего общего пост и вегетарианская диета между собой не имеют.
Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням
Суть Великого поста коротко и емко описал святитель Иоанн Златоуст: «Пост есть пища для души». Благословение в смысле «разрешение» на Великий пост не требуется, это общецерковное дело, благословлённое самим Христом. Великий пост называют «весной духовной», и в этом выражении кроется его смысл и главная цель: духовное обновление, очищение и воспитание души. Великий пост каждый год имеет разные даты и зависит от того, в какой день будет Пасха.
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть
В чем же разница? Да, покаянное состояние души может и должно возникать у православного человека не только во время поста. Однако в жизни Церкви есть и много радости. Вообще, призывы «не бойтесь» и «радуйтесь» встречаются в Евангелии гораздо чаще, чем призыв к покаянию. И всему своё время. Готовясь к Пасхе, мы вспоминаем, какой ценой она далась человечеству, какие тяжелые испытания прошёл ради нас Христос. Без воспоминания об этой великой жертве мы не сможем в полной мере ощутить и радость праздника. Без Голгофы не было бы и Пасхи. Так, без скорбей и покаяния, не будет и полной радости. Как поститься беременным и детям?
Что делать человеку, которому по состоянию здоровья нельзя соблюдать пост, но у него есть такая духовная потребность? Это помогает нашему духу взять верх над нашим телом. Потребности тела игнорировать невозможно: голод, жажду или симптомы болезней мы чувствуем сразу. Поэтому нередко люди пренебрегают потребностями своей души, непрерывно поднимая уровень своего комфорта и потребления. Так мы можем потерять себя, выбирая простую жизнь без подвигов, дел милосердия и даже простой практичности. Начинаем служить своему телу, игнорируя и совесть, и Заповеди Божии, и даже собственные принципы. Чтобы обуздать потребности тела, подчиняя их высшим целям, мы добровольно ограничиваем себя в пище, веселье и комфорте. Однако такие подвиги подходят не всем. Беременным, больным, пожилым и детям тяжело ограничить своё тело, которое и так чем-то скованно и ограничено.
Детям надо расти и полноценно питаться. Беременные женщины и так претерпевают немало трудностей: их тело уже обеспечивает минимум двоих людей. Больные и пожилые люди тоже могут ослабить пост, заменяя телесные подвиги духовными: молитвой, чтением Священного Писания и духовной литературы, регулярным участием в богослужениях.
На литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея с частью из Нагорной проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Последний раз поется 136-й псалом "На реках Вавилонских". В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи.
На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета. Что можно есть Название недели "сыропустная" произошло от словосочетания "сыр отпускаю". В этот день последний раз перед Великим постом разрешается употреблять молочные продукты и яйца. Мясные продукты уже запрещены. В этот день пекут блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками. Традиционные праздничные блюда — вареники, пироги с творогом, сырники.
Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется. Вечером все остатки пищи необходимо выбросить или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду. Как подготовиться к Великому посту Рекомендации священников Перед тем, как начать поститься, необходимо взять благословение у священника, рассказал председатель миссионерского отдела Казанской епархии, священник Александр Ермолин. По его словам, священник подскажет, какие правила следует соблюдать в каждом отдельном случае. Например, для людей со слабым здоровьем пост может быть менее строгим.
Например, это касается ситуаций, когда человек отправился в санаторий на лечение, находится в военном училище или тюрьме. В таком случае тоже следует получить благословение", — подчеркнул Ермолин. Есть общие правила и рекомендации, которые надобно стараться выполнять в силу своих реальных возможностей, а не превосходить себя", — объяснил Авдюгин.
Служит источником жиров и жирорастворимых витаминов. Добавляется в качестве заправки к салатам и гарнирам. Разрешено в дни нестрого поста. Его едят в качестве десерта, а также добавляют в другие блюда: фруктовые салаты, каши, кисели, компоты, выпечку.
Кондитерские и хлебобулочные изделия. Разрешены те продукты, для приготовления которых не используют яйца и продукты молочного происхождения. Что нельзя кушать во время Великого поста Мясо и все производные продукты: колбасные изделия, ветчину, копчености. Животные жиры Яйца и продукты, для производства которых они используются. Молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, сметана, сыры, сливочное масло Пищу с интенсивным вкусом: слишком соленые или сладкие продукты, пряности Рыбу и морепродукты за исключением Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербного воскресенья Жирные сладости: сдоба, шоколад, фаст-фуд Растительное масло разрешается только в дни нестрогого поста Алкоголь в нестрогие дни допускается немного вида — до двух бокалов Нельзя переедать Правила поведения и традиции Великого поста Великий пост — важный период для христиан, во время которого люди проверяют и воспитывают себя. В этот период не только придерживаются пищевых ограничений, а и отказываются от удобств повседневной жизни, освобождая место для духовных ценностей. Великий пост подразумевает некоторые ограничения: Из рациона питания исключают мясные, молочные продукты, яйца и рыбу.
В некоторые дни запрещено приправлять пищу растительным маслом. Запрещается употреблять алкоголь, за исключением воскресных дней, когда разрешается вино в количестве до двух бокалов. От табакокурения рекомендуют воздерживаться на протяжении всего поста. В период Великого поста следует отказаться от свадьбы и венчания. Супругам рекомендуют воздерживаться от интимной близости В пост нельзя веселиться, посещать развлекательные мероприятия, тратить слишком много времени на просмотр телепередач, социальные сети и компьютерные игры. Нельзя допускать негативных мыслей, ссориться, ругаться с окружающими людьми, поддаваться агрессии, злости, ссорам, зависти и осуждению. Как питаться после окончания поста В первую очередь нужно соблюдать осторожность в период пасхального разговения.
Не стоит налегать на яйца и мясные продукты. Это является большой нагрузкой для организма и может привести к возникновению или обострению хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. Следует постепенно увеличивать в рационе долю пищи животного происхождения. В первые дни рекомендуют добавить молочные продукты, рыбу, яйца, и в последнюю очередь мясо. Не стоит налегать на жирную, копченую и пряную пищу. Отдавать предпочтение следует блюдам, приготовленным путем варки, тушения или на пару. В период разговения также не следует в большом количестве употреблять алкогольные напитки.
От крепкого спиртного лучше отказаться, отдав предпочтение вину. Соблюдение этих правил уменьшит стресс для организма. Что можно и что нельзя делать во время Великого поста Великий пост не ограничивается исключением из рациона продуктов животного происхождения и алкоголя. Он подразумевает духовное очищение, которое означает воздержание от некоторых повседневных занятий. Во время поста нельзя унывать, злиться, раздражаться, ругаться, сплетничать, таить обиды и зависть. Рекомендовано воздержаться от развлечений и веселья. Свободное время необходимо уделить молитве и посещению храмов.
В пост приветствуется благотворительность, забота о близких и помощь нуждающимся людям. Можно ли крестить ребенка Крещение разрешается церковью в любой день года. Можно ли играть свадьбу В период поста молодожены могут планировать законное оформление отношений в государственных учреждениях расписываться. Отгулять свадьбу и обвенчаться в таком случае лучше после окончания поста. Можно ли венчаться Церковь не благословляет связывать себя семейными узами во время поста. Существует поверье: «Брак, заключенный в пост — пустой: в семье не будет согласия, и она скоро распадется». Венчание в этот период не совершается.
Страстная седмица. Страстная седмица — последняя неделя Великого поста. В эти дни в храмах на службах читают главы Евангелия, повествующие о событиях в Иерусалиме две тысячи лет назад: о Тайной Вечере, предательстве Иуды, суде, распятии и воскрешении. В каждый день Страстной недели вспоминают события последних дней Спасителя.
Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены последним беседам Спасителя с учениками и народом. Во вторник вспоминают, как в доме Симона прокажённого, где был Христос с учениками, женщина помазала миром ноги Христа. Ученики негодовали: «…к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» Мф.
Однако Христос остановил их: «возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению» Мф. Великая Пятница — самый скорбный день. Это день распятия и смерти Христа. Для христиан эта пятница всегда была днём самого строгого поста и печали.
В Великую Пятницу вспоминают добровольные и страшные страдания Христа, которые он претерпел за людей. В Великую субботу вспоминают о пребывании Иисуса Христа во гробе. В Иерусалиме в этот день в храме Воскресения сходит Благодатный огонь. В храмах совершают литургию Василия Великого, перед вынесенной накануне плащаницей читают библейские пророчества о Спасителе.
После богослужения священник читает особую молитву и, окропляя святой водой, освящает принесённые прихожанами куличи, пасхи и пасхальные яйца.