Новости служба великого поста первая неделя понедельник

27 февраля 2023 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор молился за уставным богослужением в Преображенском кафедральном соборе Тольятти. Первые четыре дня Великого Поста вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека.

Monday of the first week of Lent

В Великий пост нужно исключить из своего рациона мясо, молочную продукцию, сладости и сдобу, яйца, рыбу и морепродукты. Конечно же, нужно отказаться от алкоголя. Что можно есть? На самом деле, список разрешенных продуктов намного больше. Разрешаются овощи, ягоды и фрукты, зелень, орехи, мед, сухофрукты и грибы. Можно есть любые крупы и все виды бобовых культур.

Хлеб и выпечка допускаются, если они приготовлены без яиц и молока. А растительное масло — в отдельные дни. Есть и послабления. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля и в Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим 28 апреля разрешено употреблять рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем дозволяется рыбная икра.

По субботам и воскресеньям, а также на Благовещенье допускается выпить 200 мл сухого вина.

Она совершается после вечерни по той причине, что и Сам Господь установил Евхаристию вечером. На литургии читается Апостол Коринф. Вместо «Достойно есть» поется ирмос 9-й песни канона, в котором верующие приглашаются насладиться «странствия гостеприимства Владычня и безсмертныя трапезы». Святые храма и дня не поминаются. Устав, стр. Начало утрени обычное.

По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же после возгласа диакона: «И сподобитися нам…» читается 1-е Евангелие св. Между первыми пятью Евангелиями до 6-го поется по три антифона всего 15 , произносится малая ектения и се-дален, во время которого совещается каждение. После 6-го Евангелия поются или читаются «Блаженны» с тропарями, произносится малая ектения и поется прокимен: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий», после чего читается 7-е Евангелие - о крестных страданиях Господа. Затем поется трипеснец Космы Маиумско-го: «К Тебе утреннюю…» 5-я, 8-я и 9-я песни. На 9-й песни «Честнейшую» не поем. Затем - стиховные стихиры они же и на вечерни на «Господи, воззвах» и 12-е Евангелие - о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. Диакон: «Премудрость».

Хор: «Утверди, Боже…». Священник: «Пресвятая Богородице…». На «Слава» на каждом часе поется особый свой тропарь; после Богородична часа поется три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие от каждого Евангелиста. Этот же отпуст - в конце великой вечерни в Великий Пяток и в Великую Субботу на утрени. Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским У в. А По Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, то есть в 8 часов утра по нашему времени.

После паремий читаются Апостол Коринф. После Евангелия - сугубая ектения, «Рцем вси…», «Сподоби, Господи…», просительная ектения и стиховные стихиры. На «Слава, и ныне» поется стихира: «Тебе одеюща-гося светом, яко ризою…» В это время отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение вокруг Плащаницы трижды. Затем бывает обычное окончание великой вечерни. Диакон: «Премудрость», хор: «Благослови» и прочее. Этот трогательный канон составлен в Х веке Симеоном Логофетом. Канон полный, по уставу, читается на малом повечерии, по прочтении Символа Веры.

Хор: «Слава, и ныне» и бывает малый обычный отпуст. После чего все прикладываются к Плащанице и лежащему на ней Евангелию. Елеем в это время не помазывают. Согласно указу Святейшего Синода в 1855 г. Повечерие начинается как обычно, но по прочтении «Верую» открываются царские врата и поется стихира: «Тебе одеющагося…» каждение вокруг Плащаницы лежащей на престоле. Затем - проповедь, целование Плащаницы и положенный на повечерии канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». По распоряжению митрополита Филарета в 1855 г.

Затем - «Буди имя Господне», 33-й псалом и прочее литургийное окончание и отпуст см. Основные воспоминания дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня - Святой Пасхи: «Во гробе плотски то есть телесно , во аде же с д ушею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй то есть наполняяй Неописанный». Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма. По окончании тропарей поются «непорочны», то есть стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха- краткие песнопения, или «похвалы» в честъ Господа, «в мертвецех вменившагося». В практике стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником.

В это время молящиеся стоят с зажженными свечами, «… Похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. Начало и конец каждой статии по обычаю поется. Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари: «Ангельский собор удивися…» и совершается каждение всего храма. Припев к тропарям канона: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе», При пении канона священнослужители входят в алтарь. Здесь настоятель облачается во все священные одежды, а другие священники - только в фелонь и епитрахиль. По 8-й песни вместо «Честнейшую» поется ирмос 9-й песни. После канона и ектении поется: «Свят Господь Бог наш» и стихиры на хвалитех, на «И ныне» - «Преблагословенна еси.

Богородице Дево… «. В это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице. Когда хор закончит пение Трисвятого, настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами: «Премудрость, прости». Хор пост один раз тропарь: «Благообразный Иосиф…». В это время Плащаница полагается с Евангелием на прежнее место и совершается вокруг нее каждение трижды.

Но обвинителям этого было мало, толпа потребовала отпустить разбойника Варавву — чаша весов снова склонилась не в пользу Христа.

Тогда Пилат исполнил волю народа — отправил Христа на казнь. Согласно писанию, по пути на Голгофу Христа избивали римские воины, сопровождавшие его. Они возложили на голову Иисуса терновый венец и заставили в одиночку нести тяжелый крест. Вслед за Христом на место казни шли и его последователи, и его враги. Самые тяжелые часы земной жизни Иисуса Христа начались с момента распятия. В древнем мире распятие на кресте считалось самой болезненной, жестокой и позорной казнью.

По преданию, из раны тогда полились кровь и вода — символы таинств Причастия и Крещения. Вечером после казни тело Христа передали близким: те завернули тело в плащаницу и положили в пещеру. В память об этих событиях с вечера четверга в церкви читают 12 отрывков из Нового Завета, в которых повествуется о предательстве Иуды, суде и Распятии Иисуса Христа. Из уважения к жертве на Голгофе литургию в пятницу не проводят. В конце дня совершается вынос плащаницы Христовой с изображением лежащего во гробе Мессии. Эта плащаница символизирует кусок льняной ткани, в которую, согласно писанию, завернули тело Христа после снятия с креста.

Великая суббота В день Великой субботы Церковь вспоминает погребение Христа. Согласно писанию, в это время его душа сходит в ад, чтобы возвестить победу жизни над смертью, избавить праведные души от мучений и ввести в рай благоразумных людей, которые при жизни вели праведную жизнь и искренне покаялись в согрешениях. Предание гласит, что вход в пещеру, где лежало тело Христа, было приказано закрыть камнем и приставить стражу — чтобы тело не украли и не заговорили о Воскресении. Однако верующие считают, что тем самым противники Христа подтвердили его воскрешение. В начале 12-го часа ночи в храмах совершается полунощница, в конце которой священнослужители переносят в алтарь плащаницу и кладут ее на престол — все присутствующие в это время ожидают полуночи, когда наступит праздник Пасхи. После его доставляют в разные уголки мира — в том числе в Россию.

Как соблюдать пост на Страстной неделе Все 40 дней Великого поста верующие соблюдают ограничения в пище. Основу рациона в эти дни составляют овощи, фрукты и крупы, а вот продукты животного происхождения мясо, яйца, молоко, фастфуд и так далее находятся под запретом. При этом последняя неделя Великого поста считается самой строгой и во время нее действуют особые правила. Правила питания на Страстной неделе: С понедельника по четверг верующие соблюдают сухоядение, разрешается есть хлеб, сырые овощи и фрукты, а также различные блюда из них без добавления растительного масла. В четверг верующие могут себе позволить горячую пищу с растительным маслом. При этом в меню не должно быть продуктов животного происхождения.

В пятницу церковный устав предписывает от пищи воздержаться совсем, так как это день великой скорби. В субботу разрешается горячая пища без масла, а начиная с воскресенья Пасхи все запреты в пище снимаются. При этом важно помнить, что обилие жирной и тяжелой пищи на Пасху после длительного поста может негативно сказаться на здоровье. Поэтому выходить из поста нужно постепенно, не налегая на творог, куличи, яйца и мясо. Последняя неделя поста для верующих — это в первую очередь время глубокого покаяния и анализа собственной жизни. В этот период особенно важно сосредоточиться на духовных, а не физических аспектах подготовки к Пасхе.

Самое главное правило, которое верующие соблюдают на Страстной седмице — уделять внимание молитве и помощи ближним, а не развлечениям и бытовой суете. В этот период нельзя поддаваться зависти, обидам и раздражению. Под строгим запретом — шумные застолья с алкоголем, курение и блуд. Пасхальный мотив победы жизни над смертью переносится на жизнь каждого христианина: во время поста он должен преодолеть свои пороки и постараться стать лучше.

Новости ставропигиальных монастырей В понедельник первой седмицы Великого поста митрополит Каширский Феогност совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Донском монастыре Вечером 7 марта 2022 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря г.

Москвы митрополит Каширский Феогност совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Донском монастыре. В богослужении участвовала братия обители в священном сане. Богослужебные песнопения исполнил хор Донского монастыря.

29. Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста.

Однако одно дело — настрой, а другое дело — реализация. А у нас проблема, особенно проблемы в Русской Православной Церкви, где, увы, люди только учатся причащаться почаще, а при этом привыкли, что обязательно перед причастием перед каждым надо поисповедоваться. Даже если у тебя нет никакой перемены души, просто формально что-то там перечислить. Вот здесь мы видим условия, которые говорит не пророк Исаия, а говорит Сам Господь, говорит: вот подходите, разберемся и, действительно, ваши грехи Я очищу, убелю, и будет все у вас хорошо, — то есть Господь обещает пророчески, это Ветхий Завет, еще этого не происходит. Но вот мы живем в Новом Завете, и мы можем это получить — абсолютное прощение, абсолютное избавление от греха. Но перед этим очень важное условие: взять надо, от этого греха отстраниться; взять, этот грех победить; взять, начать делать добрые дела — и только тогда идешь на исповедь. Если ты идешь на исповедь, а ты не меняешься, то можешь не надеяться на то, что тебя Господь рассудит и тебя обелит, очистит, твои грехи сделает как небывшие. Даже если ты будешь подходить на исповедь хоть каждый день, даже если ты будешь копаться и длинные списки писать, все равно ты будешь в духовном тупике. Хотя он разрешается еще словами пророка Исаии за семьсот лет до пришествия Христа. Кстати, это лишний повод нам, вот мы порой не ценим, что у нас есть.

Мы, люди Нового Завета, мы живем в таинствах Церкви, мы можем спокойно сейчас, тем более в условиях, когда нет гонений, прийти в храм, причаститься. И как-то вот то, что Ветхий Завет, ветхозаветные люди страдали, готовили это пришествие Христа, как-то уже нами забывается. И как если ты пришел в какую-то компанию, попал только на середину разговора, и ты пытаешься к нему подключиться и что-то сказать, а какие-то вещи уже давно обсудили, а какие-то вещи не только обсудили, но и поняли, что они ошибочные или какие-то решения уже даже реализовали в жизни, разобрались, что они не дают эффекта. А ты пытаешься, и ты искренне, от чистого сердца, ты пытаешься включиться во все это, что-то сделать, как-то помочь, но не получается. Вот поэтому тоже, дорогие друзья, как раз Ветхий Завет, который мы читаем Великим постом, а действительно мы призваны его читать. Недаром новозаветные евангельские и апостольские чтения в дни, собственно, Великого поста, то есть в будние дни Великого поста суббота и воскресенье — это некое исключение из правил , на него надо обращать внимание, тогда мы сможем найти настоящий покаянный настой, который будет не формальный, не ради галочки, а который будет все-таки связан с действительным изменением жизни. То, что у нас на Руси «чистый понедельник» назывался «чистым» и, как мы знаем, там порядок наводили — вспоминаем Шмелева, его описание, то тоже вот мы говорили о том, что как правильно, чтобы сердце было направлено ко Христу, а не только снаружи к Нему стремиться. Но можно и сердцу в обратную сторону тоже помогать. Если уже сердце пока далеко от Христа, ну начни там хотя бы действительно порядок дома наведи, как-то приберись, как-то вот сделай вещи формальные и, может, и сердцу будет легче стартовать.

Дальше мы видим Великий покаянный канон, и видим мы вещь, которая ну совершенно неуставная. Точнее вещь, которая, как и весь устав, живет и меняется. Порой можно встретить богословски неграмотных людей, которые тем не менее обладают некоторым рвением, и они начинают говорить: ой, это там по уставу, не по уставу. Ну только человек, конечно, у которого есть богословская подготовка, просто посмеется, а люди, далекие от богословского образования, могут даже смутиться и за такими людьми повестись. В частности, надо помнить: в первые четыре дня Великий покаянный канон уставом не положено читать, он читается ровно в середине Великого поста. Это уже ты прошел половину Великого поста, осмыслил свою жизнь, и потом, на такой специальной службе, Стояние Марии Египетской, в среду, ровно так середина Великого поста... Борисова — Пятая неделя. Иерей Стахий — Пятая неделя, то есть даже больше половины, ну с учетом еще Страстной седмицы, тоже некоторое уравновешение. Откуда же это берется на первой неделе?

А как раз потому, что устав, как вот Господь говорил даже про весь Ветхий Завет, Он говорит: суббота для человека, а не человек для субботы, — так и устав для человека, а не человек для устава — устав меняется. И вот то, что перемены происходят на наших глазах, причем не во всей Церкви, а например, только в традиции Русской Православной Церкви. Да, у меня есть друзья, которые служат в других Поместных Церквях, они Великим постом пришли с утра, послушали Ветхий Завет на службе, кстати, тоже поэтому они не пропускают вот эти важные слова пророка Исаии, а вечером уже обычная коротенькая служба, вечерня, на которую мало кто выбирается. А почему все-таки взяли и вот так, можно сказать, поперек устава, Великий покаянный канон на эти первые четыре дня поставили? Потому что, увы, когда мы живем не в ритме такой религиозной жизни, а живем в мире в суетном, чтобы нам немножко вынырнуть из этой суеты, когда мы вечером прибегаем с работы и опускаемся за компьютер или плюхаемся там на диване перед телевизором — ну то есть вот мы вроде у нас есть время выйти из суеты, а мы все равно не выходим, Церковь дает нам некоторую поддержку, опору: ты можешь найти вот такой оазис — прийти в храм, забежать после работы в храм рядом с работой или доехать в храм рядом с домом и заглянуть. И да, это тяжелее — да, ты после работы не отдыхаешь, да, ты отдыхаешь меньше, если ты там на кусочек, канон послушал, но на повечерие с поклонами не остался, нет сил уже, там надо на завтрашний день какой-то запас их получить, восстановить. Но уже то, что ты пришел, и вот этот Великий покаянный канон, ему сердцем внимаешь, это дает тебе возможность из суеты вынырнуть и на покаянный настрой — не на перечисление грехов, чтобы прийти на первой неделе поста батюшку сразить своим длинным списком, а именно на изменение жизни, вот на это силы от Господа получить. Борисова — Протопресвитер Александр Шмеман обращал внимание еще на то, что многие современные люди считают, что переизбыточность библейских образов в каноне, она, в общем, архаична. Он говорит, что совсем нет.

Просто цель Великого канона — вернуть человеку понятие греха в его библейском и евангельском смысле. Потому что то, что мы сейчас считаем грехом, зачастую и не грех вовсе, а так, какие-то мелкие слабости. А вот то трагическое, что отвергает человек, согрешая, как он себя самого отводит от любви Божией, можно прочувствовать, только если вернуть вот это ощущение, с которым переживали ветхозаветные праведники свое отторжение от Бога. Иерей Стахий — Если мы посмотрим на круг общения, вот смотришь круг общения и, если в него входит человек, который не знает какую-то предысторию — как вы вместе там в студенческие годы учились со своими друзьями, какие вы шутки шутили, не понимает какого-то контекста происходящих событий, или человек оказался за рубежом, идеально язык выучил, а не понимает фразеологизмов, не понимает, чему люди смеются, отчего люди плачут, переживают, потому что нет контекста. Точно также и без этих библейских образов христианин находится вне контекста. Он вроде, правда, стремится быть христианином, но еще не все понял. Даже если он разумом понял, то не все почувствовал. То, что человек смотрит там, в Соединенных Штатах, если он видит силуэт двух башен — он сразу вспоминает там теракт 11 сентября. Для нас — да, мы тоже о нем помним, но это нас особо не коснулось, это на другой стороне земного шара было.

У нас какие-то другие, мы вспоминаем 1 сентября — да, вот какая трагедия была там в школе в Беслане. Тоже вот какой-то праздник со слезами на глазах. И точно также каждый христианин, независимо от того, в Америке, в России, в Африке, в Австралии он находится, он смотрит на эти библейские образы вот этих грешников страшных Ветхого Завета и этих великих праведников, и грешников, которые становились праведниками, особенно в Ветхом Завете, и у него тогда, он это будет чувствовать. И должно такое чувство: если ты сочувствуешь памяти детей Беслана с полным сердцем, а сердце у тебя окаменелое на первой неделе Великого поста во время Великого покаянный канона, значит, надо брать, разбирать, смотреть, читать Ветхий Завет, чтобы ты тоже почувствовал. Потому что это чувство поможет не только вот в эти четыре дня, а на протяжении всего года. Борисова — Вы слушаете программу «Седмица». В студии Марина Борисова. Мы прервемся и вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.

Борисова — Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. Вы слушаете программу «Седмица». С его помощью мы, как всегда по субботам, постараемся разобраться в смысле и особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. А на следующей неделе, хотя она вся посвящена великопостным размышлениям и великопостным переживаниям, будет все-таки два календарных повода, которые, мне кажется, не выбиваются из этого общего настроения. Я имею в виду 8 марта — память обретения мощей праведной Матроны Московской и 9 марта — первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. Вот почему для нас так важны два этих дня, две эти памяти? Иерей Стахий — Ну человек всегда рад, когда встретил близкого, родного человека, которого ты любишь, которого ты долго ждал. Причем эта радость, ты даже еще с человеком не успел обменяться словами, а видишь его лишь силуэт вдалеке, в толпе, или, может, даже человек смотрит в другую сторону, не к тебе идет, а у тебя уже сердце трепещет. Вот точно также и для нас некоторая возможность встретиться с человеком, которого мы давно не видели, который был с нами, но уже ушел из этого мира, а тем не менее душой он к нам прислушивается и в нашей молитве к Богу участвует — речь, конечно, о святых людях, и своим телом, Господь говорит, тоже можешь людей укреплять.

Что бы мы ни говорили о том, насколько важна душа и приоритет интересов души над интересами тела, надо помнить, что человек состоит в нормальном своем состоянии из тела и души, и смерть физическая, то есть временное разлучение души и тела, от момента, собственно, физической смерти до Страшного суда — это зло. Это то, что пришел Господь победить Своим Божественным Воскресением. И поэтому христианин, в отличие от различных эзотерических культов, он не брезгует телом, и для него тело, особенно святого человека, это, конечно, храм души. Причем храм души, который был достоин, который был достоин вместить душу праведника. То, что в этом году у нас выпало на начало поста вот такие радостные праздники — воспоминание обретения мощей и святого, который стоит на границе Ветхого и Нового Завета, и святой, которая вот только недавно еще жила, и со многими еще вот близкими старшего поколения в одно время, можно сказать, старшим современником их была. Вот тоже мы смотрим на блаженную Матрону, на Иоанна Предтечу — и, конечно, это святые, о которых мы знаем больше. Об одном — потому что Священное Писание сохранило, о другой — потому что совсем недавно жила. И вот некоторое понимание их жизни, и понимание, с чего можно взять пример, оно, конечно, и заслуживает того, что Церковь эти дни окружила таким, можно сказать, повышенным почитанием. Тем не менее надо помнить: Великим постом, в будущие дни Великого поста память святых отходит на второй план.

То есть мы настолько сосредотачиваемся на вещах великопостных, на нашем покаянном стремлении ко Христу, что даже наша память святых чуть-чуть в стороне.

Вечернее богослужение отправляется для того, чтобы благодарить Бога за прошедший день и испросить благословение Божие на наступающую ночь. Вечерня состоит из трех служб. Сначала читается девятый час в память смерти Иисуса Христа, которую Господь принял по нашему счету времени в 3-м часу пополудни, а по еврейскому счету времени в 9-м часу дня. Затем отправляется самое вечернее богослужение, и к нему прилагается повечерие, или ряд молитв, которые христиане читают по прошествии вечера, при наступлении ночи. Утреня начинается полунощницею, которая совершалась в древнее время в полночь. Древние христиане в полночь являлись в храм на молитву, выражая свою веру во второе пришествие Сына Божия, имеющего придти, по верованию Церкви, ночью.

После полунощницы тотчас совершается самая утреня, или такое богослужение, во время которого христиане благодарят Бога за дарованный сон для успокоения тела и просят Господа, чтобы Он благословил дела каждого человека и помог людям без греха провести наступающий день. К утрене присоединяется первый час. Эта служба называется так потому, что отправляется по прошествии утра, при начале дня; за нею христиане просят Бога, чтобы Он направил нашу жизнь к исполнению заповедей Божиих. Обедня начинается чтением 3-го и 6-го часов. Служба третьего часа напоминает нам, как Господь в третий час дня, по еврейскому счету времени, а по нашему счету в девятый час утра, был веден на суд к Понтию Пилату, и как Святой Дух в это время дня сошествием Своим в виде огненных языков просветил Апостолов и укрепил их на подвиг проповеди о Христе. Служба шестого часа называется так потому, что она напоминает нам распятие Господа Иисуса Христа на Голгофе, бывшее по еврейскому счету времени в 6 часу дня, а по нашему счету в 12 часу дня. После часов совершается обедня, или Литургия.

В таком порядке совершается богослужение в будничное время; но в некоторые дни года порядок сей изменяется, например: под дни Рождества Христова, Крещения Господня, в Великий четверг, в Великую пятницу и Великую субботу и в Троицын день. В рождественский и крещенский сочельник часы 1-й, 3-й и 9-й совершаются отдельно от обедни и называются царскими в память того, что на эту службу имеют обыкновение приходить благочестивые цари наши. Накануне праздников Рождества Христова, Крещения Господня, в Великий четверг и в Великую субботу обедня начинается с вечерни и посему совершается с 12 часов дня. Утрене в праздники Рождества и Крещения Господня предшествует великое повечерие. Вот свидетельство того, что древние христиане во всю ночь продолжали молитвы свои и пения на эти великие праздники. В Троицын день после обедни тотчас совершается вечерня, за которой священник читает умилительные молитвы Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. А в Великую пятницу, по уставу православной Церкви, для усиления поста обедни не полагается, но после часов, отдельно совершаемых, в 2 часа пополудни отправляется вечерня, за которой из алтаря выносится на средину храма погребальная плащаница Христова, в воспоминание снятия с креста тела Господня праведными Иосифом и Никодимом.

В Великий пост во все дни, кроме субботы и воскресенья, расположение служб церковных бывает иное, чем в будничные дни всего года. Вечером отправляется великое повечерие, на котором в первые четыре дня первой недели читается умилительный канон св. Андрея Критского мефимоны. Утром служится утреня, по уставу своему подобная обыкновенной, будничной утрене; среди дня читаются 3, 6 и 9-й часы, и к ним присоединяется вечерня. Служба сия обыкновенно называется часами. В Типиконе заложена византийская система времяисчисления. Сутки делились на день, продолжительностью 12 часов с 6 часов утра до 18 часов вечера по нашему времени , и ночь продолжительностью 12 часов.

Для сна в монастырях отводилось время с 20 час. К этому привязано все уставное распределение богослужений по времени суток. Мы же спим в другое время, примерно с 23 час. Поэтому нам никак не удается привязать к нашему распорядку дня византийское распределение богослужений. Проще говоря, невозможно спать по-российски, а служить по-византийски. Отсюда берет начало служение утрени вечером, а полунощницы — утром, хотя это противоречит логике. Вечерня же иногда служится вместе с литургией в первой половине дня.

Современные общественные службы Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания устава. Так, в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница — один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и 9-й час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три службы. Вечером последовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и 1-й час. Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое Всенощным бдением. В древности христиане действительно нередко молились до рассвета, то есть бодрствовали в течение всей ночи.

Современные всенощные бдения длятся два-четыре часа на приходах и три-шесть часов в монастырях. Утром последовательно служатся 3-й, 6-й час и Божественная литургия. В храмах с большим приходом по воскресеньям и праздникам бывает две литургии — ранняя и поздняя. И та и другая предваряется чтением часов. В те дни, когда литургии не положено например, в пятницу Страстной седмицы , совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение состоит из некоторых песнопений литургии и как бы изображает ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

Богослужения в православном храме К богослужениям относится также совершение всех таинств, обрядов, чтение акафистов в храме, общинные чтения утренних и вечерних молитв, правил ко Святому причащению. Помимо ежедневных церковных служб таких как утреня, или вечерня, или часы , совершаются также службы по потребностям христиан, то есть требы. Например: Крещение, Венчание, Соборование, молебны, отпевания и другие. Богослужения совершаются обычно в храме и только священнослужителями, верующие же участвуют в них молитвой и пением. Такой порядок восходит к древним библейским временам. У евреев день начинался с появления на небе третьей звезды и продолжался от захода солнца до его захода в следующий день: «это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу» Лев. Греческое слово «нюхтэмерон» переводится как «ночь-день», т.

В новозаветной Церкви отсчет суток с вечера имеет значения только для богослужения. При этом точного «часа» в 17 или 18 часов в данном случае нет, потому что в одних храмах вечернее богослужение начинается с 16 часов, в других храмах — с 17, в третьих — с 18 часов. Вне богослужения например, начало и окончание постного дня Церковь использует греческий способ исчисления суток — с полуночи до полуночи. Все посты начинаются с 00. То есть постимся мы не с вечера вторника, а с 00. Иеромонах Иов Гумеров понедельник седмицы 6-й Великого поста седмица ваий "Мысли на каждый день года" свт. Феофана Затворника: День памяти святых: Началась последняя неделя Четыредесятницы — сорокадневного периода, установленного для борьбы с грехами и покаяния.

Совсем мало времени осталось до Страстной седмицы — совершенно особого периода года, когда вся жизнь христианина сосредотачивается вокруг евангельских событий. Особенности богослужения: Литургии нет. Дни памяти: Преподобного Серафима Вырицкого. С юности мечтавший о монашестве, святой по благословению старца женился, долгое время вел благочестивую жизнь в миру и лишь после революции принял постриг. Когда в 1930-е годы он по состоянию здоровья не смог больше служить в Александро-Невской лавре, то отправился в Вырицу, где более 15 лет принимал посетителей и молился за отдельных верующих и всю Россию. Пост: По монастырскому уставу — сухоядение. Феофана Затворника: День памяти святых: Особенности богослужения: Литургии нет.

Дни памяти: Священномученика Василия, пресвитера Анкирского. Всю жизнь он призывал верующих не поддаваться еретическим учениям, за что и был казнен в 362 году. Это случилось в день святых апостолов Петра и Павла, и потому его день памяти был перенесен на весну. Пост: По монастырскому уставу разрешена вареная пища без масла. Но, следуя опыту преподобного Иоанна Лествичника, лучше не столь усердствовать в пищевом посте, чем тщеславиться своими стараниями. Дни памяти: Преподобномученика Никона, епископа, и 199 его учеников. Он родился в семье язычника и христианки и долго следовал представлениям своего отца, но затем, уверовав в Единого Бога, стал епископом и вместе со своей братией был убит за Христа.

Преподобного Никона, игумена Киево-Печерского, первого ученика и сподвижника преподобного Антония, основателя Киево-Печерской обители. Пост: Монашеский устав предписывает сухоядение. Позади большая часть поста, и пищевое воздержание вошло в привычку и уже вовсе не кажется сложным. Отличие Литургии Преждеосвященных даров от Литургии свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого Г. Шиманский "Литургика" Литургия преждеосвященных Даров, как показывает само ее название, отличается тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные прежде.

На Литургии преждеосвященных Даров не бывает проскомидии и освящения Даров Евхаристии. И служится Литургия преждеосвященных Даров только в дни Великого Поста по средам и пятницам, на 5 неделе - в четверг и на Страстной неделе - в понедельник, вторник и среду. Впрочем, Литургия преждеосвященных Даров по случаю храмовых праздников или праздников в честь св. Литургия преждеосвященных Даров установлена в первые времена христианства и совершаема была св. Григория Двоеслова, архиерея римского, жившего в VI веке по Р. Необходимость ее учреждения апостолами явилась от того, чтобы не лишать христиан св. Христовых Таин и в дни Великого поста, когда, по требованию постного времени, не полагается литургии, совершаемой торжественным образом.

Благоговение и чистота жизни христиан древних были так велики, что для них идти в церковь к литургии значило непременно и принимать Святые Тайны. Ныне благочестие в христианах настолько ослабело, что и среди Великого поста, когда представляется большая возможность христианам проводить доброе житие, не видно желающих приступить к св. Есть даже, особенно в простом народе, странное мнение, что будто бы за преждеосвященной обедней миряне не могут приобщаться св. Христовых Таин - мнение ни на чем не основанное. Правда, грудные младенцы не приобщаются св. Таин за этой литургией, потому что св. Но миряне, по должном приготовлении, после исповеди, удостаиваются св.

Христовых Таин и за литургиями преждеосвященных даров. Литургия преждеосвященных Даров состоит из великопостных 3, 6, и 9 часов, вечерни и собственно литургии. Великопостные богослужебные часы отличаются от обыкновенных, тем, что, кроме положенных трех псалмов, на каждом часе читается по одной кафизме; отличительный тропарь каждого часа читается священником пред царскими вратами и три раза поется на клиросах с земными поклонами; в конце каждого часа читается молитва св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми; дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему. Ей Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Перед самой преждеосвященной литургией отправляется обыкновенная вечерня, на которой после стихир, поющихся на Господи воззвах, совершается вход с кадилом, а в праздники с Евангелием, из алтаря в царские врата.

Название этой недели отражает важность духовной практики и самоотречения, которые помогают верующим очистить душу и подготовиться к встрече с Богом. Прошло семь дней с начала поста, и религиозным людям к этому времени обычно легче соблюдать ограничения в питании. Христиане каждый день учатся великодушию и терпимости к недостаткам других людей, что помогает им стать более сострадательными. Считается, что на второй седмице легче достичь состояния душевного умиротворения и смирения, которые необходимы для понимания своего истинного предназначения в этом мире. Седмица 2-я Великого поста 2024 года: что можно делать Что можно делать во вторую неделю Великого поста. Вторая неделя кажется терпимее, позволяет сосредоточиться на более глубоком духовном пути. Вторая седмица Великого поста имеет особое значение для верующих, которые стремятся к самопознанию и духовному развитию. В этот период многие уделяют больше времени молитве и медитации, чтобы научиться лучше понимать себя и свою душу. Церковь рекомендует также заниматься благотворительностью и другими добрыми делами, которые помогут верующим на пути к Божественной любви.

На дополнительной ектении была вознесена поименная молитва о здравии воинов, Защитников Отечества. На заупокойной литии была вознесена поименная молитва об упокоении воинов, отдавших свои жизни за Родину. Также в День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф была вознесена молитва о героях-ликвидаторах и о всех пострадавших от катастрофы. В своём слове настоятель напомнил о старательном прохождении поприща Великого поста.

У православных начинается пятая неделя Великого поста — «Похвальная»

Служба в понедельник первой седмицы Великого поста, Службы 1-ой седмицы Великого поста 16 апреля, Великий Понедельник, Страстная Седмица Великого поста.
Службы первой седмицы Великого поста Первые четыре дня Великого Поста вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека.
Как совершается Богослужение на первой неделе Великого поста Приближается первая неделя Великого поста – время особой молитвы и строгого воздержания. В первые четыре дня – с понедельника по четверг – практически во всех храмах будет читаться Покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Первая седмица Великого поста. О чем не забыть | Правмир После строгой первой недели поста наступает седмица, посвящённая святителю Григорию Паламе.
Первая седмица Великого поста В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 2 марта – 5 марта) вечером в храмах читается Великий Покаянный канон Андрея Критского.

[18.03.2024] Вечернее богослужение в понедельник Первой седмицы Великого Поста

Богослуже́ние пе́рвой седми́цы Вели́кого поста́ — начало великопостных служб, являющихся образцом совершения продолжительных покаянных молений. Первая великопостная седмица Великого поста отличается особенной строгостью, а богослужения — особенной продолжительностью. важное > Совершено уставное богослужение утром понедельника первой седмицы Великого поста.

29 апреля — Великий Понедельник: Евангельские события, службы, трапезы первого дня Страстной

Два воскресных стиха. Стихир не 6, а 8, и стихи дополнительные - воскресные - вот еще одна воскресная дополнительная особенность. Этот Богородичен бывает только на воскресных утренях, на воскресных Всенощных. Вот еще одна воскресная особенность. Давайте еще раз вспомним: 1 тропари по непорочных 3 Свят Господь Бог наш 4 8 стихир на Хвалитех с воскресными стихами 5 на И ныне - Преблагословенна еси Богородице Дево, поем Тя. Затем славословие великое, тропарь, ектении. Вот порядок утрени на Лазареву субботу. Литургия Иоанна Златоуста совершается. Лазарева Суббота наряду с Великой субботой была в Византии одним из основных крещальных дней - дней, когда совершается Таинство Крещения.

В Великую Субботу старались крестить взрослых и подростков. В основном крестили в Византии детей около 3 лет - вот таких старались крестить в Великую Субботу, а более маленьких если крестили, то старались крестить в Лазареву. Просвещение - это термин для обозначения Таинства Крещения в Византии. Именно поэтому, потому что он крещальный прокимен, он попал в чин малого освящения воды, вы знаете, в чине малого освящения воды, тоже этот прокимен, который связан с Таинством Крещения; затем Апостол Послание к Евреям 133 зачало и Аллилуйя с воскресными стихами: Господь воцарися в лепоту облечеся и т. Аллилуарий с воскресными стихами - вот можно тоже отметить особенность, сближающую службу с воскресной. Евангелие от Иоанна 39 зачало - рассказ о воскрешении Лазаря. Хотя нигде в Типиконе не указано, на Литургии поется Задостойник, хотя это нигде не отмечается, это исключительно традиционное - Задостойник на Лазареву субботу. Единственная полуофициальная книга, где говорится о том, что надо петь задостойник на Лазареву субботу - это Обиход.

Дается каждому брату по 3 онгии икры на трапезе. Почему икру едят на Лазареву? С одной стороны - это еще не праздник, не Вход Господень в Иерусалим, но вот уже как бы предпразднование, то есть разрешение на рыбу - рыбная икра. Воскрешение Лазаря прообразует Пасху, а главным стимулом пасхальной Трапезы является яйцо, поэтому на Лазареву субботу прообраз яйца - икринка. Тема: Вход Господень в Иерусалим Один из двунадесятых праздников, один из 3-х переходящих двунадесятых праздников. Из двенадцати двунадесятых праздников 3 - переходящие: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение и Пятидесятница. Пасха к Двунадесятым праздникам не относится. Поскольку праздник двунадесятый и Господский при этом, то по общему правилу воскресная служба отменяется, воскресная служба не поется.

Это мы видели: воскресные тексты перенесены частично на Лазареву субботу. Этот праздник имеет 2 отпустительных тропаря - единственный двунадесятый праздник с двумя отпустительными тропарями. Почему идет речь только о Крещении? Потому что в Лазареву субботу крестили младенцев, и многие христиане были крещены в субботу Лазареву, многие в этот день праздновали Крещение. Немножко странный текст. Откуда нас собрала благодать Святаго Духа? С одной стороны, можно усмотреть связь с очень древним богословием - богословием молитв 1, 2, 3 веков, которые мы находим в Дидахи, в Евхологии Серапиона, в древних христианских текстах, богословие, которое можно вот как кратко охарактеризовать: это богословие выражает собрание Церкви воедино... Как церкви собраться вместе?

Только в Царствии Божием. Итак, когда мы молимся о собрании Церкви воедино, согласно древнему богословию - мы молимся о собрании в Царствии Небесном, иными словами, об освящении Церкви, об освящении верующих. Здесь может быть аллюзия на этот богословский момент, потому что стихира весьма и весьма древняя. И тогда здесь можно усмотреть связь с таинством Крещения. Это с одной стороны. Мне кажется, что это объяснение более логично, но есть и иное объяснение, вот какое. На время Великого Поста в некоторых монастырях Египта и Палестины существовал обычай уходить в пустыню, а затем из пустыни возвращался народ, и вот как раз ко Входу Господню в Иерусалим, но это мы видим... Эта стихира поется помимо праздника Вход Господень в Иерусалим, когда бывают церковные соборы, на архиерейских соборах поется вначале.

Повторяется многократно: она поется на Господи воззвах дважды, затем на Славу и ныне - она же поется по уставу; она же поется на Славу и ныне - на стиховне, и, наконец, она поется по 50 псалме на утрене и всего повторяется 7 раз. Многократно повторяется. Стихира эта очень древняя, гораздо древнее других стихир на этой службе. О благословении Иаковом, Ветхозаветным патриархом, своих сыновей, но не всех, а Иуды, от которого произошел Христос по человечеству, 2 Пророка Софронии, 3 гл. О пришествии Господа в Иерусалим: радуйся Иерусалим, ибо приходит твой Господь, 3 пророка Захарии 9 гл. Входит в Иерусалим Господь Царь, сидя на подъяремном. Сама Всенощная особенных отличий не имеет в порядке. У нас обычно вайи все носят с собой.

Народ более предусмотрительный. Можно отметить вот что. В русской практике есть окропление водой, хотя это нигде не указано и совсем необязательно. Вайи по уставу нужно держать в руках до причащения. Тем самым мы ждем Христа, как же самые еврейские дети, мы исповедывали, что Христос - истинное Тело и Кровь Христа - Сам Христос приходит в причащении - не какой-то символ, а Сам Христос. Мы Его встретили. И на этом заканчивается сюжет. Отсюда следует, что после литургии вайи освящать не только не нужно, но даже не очень правильно.

Хотя многие просят. И в самой молитве это четко сказано: в предпраздновании. Смысл понятен, это литургический символ: мы встречаем Христа, пока он не придет, а Он приходит на литургии. Если человек не ходит в Церковь, и пришел в конце Литургии с вайями, зачем их ему освящать? Для церковных людей это понятно, зачем нужно. Тем самым мы приобщаемся к тому самому древнему событию, соучаствуем. Это очень важно, но если человек не ходит в Церковь ему не все ли равно? Именно эта молитва читается на Всенощной, чтобы мы всю службу приобщались к этому событию.

Начиная с Лазаревой Субботы, - мы видели там уже был четверопеснец Косьмы - всю Страстную седмицу у нас будут каноны Косьмы Маюмского. Косьма Маюмский - величайший гимнограф. В современной традиции канон поется только на Пасху, в некоторых храмах поют каноны и в другие праздники - и на Рождество поют, где 2 хора есть и на Благовещение где-то поют. Но все-таки это не повсеместная практика. Повсеместная практика - на Пасху все поют, а в другие праздники - как получится. Можете себе отметить, что у старообрядцев в повсеместной практике - петь канон на Пасху и на Вербное тоже. И на самом деле это очень реально - он очень короткий, в каждой песни всего по 2-3 тропаря, можно спеть даже на один хор. По 3-ей песни канона есть ипакои, что свидетельствует о важности праздника.

Ипакои бывают только на воскресной службе, там они находятся после Евангелия, и в самые большие праздники по 3-ей песни канона. Вот такой праздник. Отдание праздника бывает вечером на вечерне в этот же день, даже не на утрене, как на Благовещение, а в этот же день на вечерне. Вечерня на Вход Господень в Иерусалим. Вместо великого прокимна, к которому мы уже привыкли за время Великого Поста, обычный прокимен дня. На стиховне стихиры - первая - Входа Господня в Иерусалим, а две другие - посвященные страстям Христовым, на Слава и ныне - снова Входа Господня в Иерусалим, то есть такая тематика: еще Вход Господень в Иерусалим, но уже начинается тематика Страстей. На этом заканчивается вечерня. В этот день положено малое повечерие с трипеснцем Андрея Критского.

Мы видим, что почти каждый день в Страстной седмице в Триоди 2 канона: один - для утрени, другой - для повечерия накануне. Утренние каноны принадлежат Косьме Маюмскому, а каноны на повечерии в большинстве своем принадлежат Андрею Критскому, т. В некоторых храмах, поскольку повечерия не служат, их переносят и поют или читают вместе с канонами утрени, соединяют канон повечерия вместе с канонами утрени. Это совсем нехорошо, поскольку они и с литературной содержательной точки зрения весьма различны - сочинения Андрея Критского и Косьмы Маюмского. Лучше было бы просто прочесть этот канон перед утреней, а затем начать утреню. Есть канон, зачем его куда-то вставлять? Ну, и конечно, нехорошо сокращать трипеснцы Андрея Критского. Почему-то Великий канон Андрей Критского все обязательно вычитывают сначала и до конца.

Особенности богослужения. Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а богослужения продолжительностью. Святая Четыредесятница, которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого чистым. Не считая Вербного воскресения во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию.

Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т. Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Святой Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии если в эти дни не случается праздника.

Потому что каждый, возвышающий себя будет унижен, а каждый принижающий себя будет возвышен. Среда Крестопоклонной седмицы — единственный день периода Святой Четыредесятницы, имеющий особый светилен, и этот светилен составлен специально для этой службы ради преполовения поста. Этот день именуется «средопостной» средой, то есть даже имеет особое название. Среду 4-й седмицы можно сопоставить с известным праздником — Преполовением Пятидесятницы; в церковном году, кроме этих двух дней, нет более ни одного празднования, которое бы знаменовало середину определенного периода. Что можно в 4-ю неделю Верующие, соблюдающие пост, чувствуют себя хорошо и уверенно, за предыдущие 3 недели удалось побороть желание вернуться к мясной и молочной продукции. Церковь советует продолжать поститься, ежедневно читать Святое писание, находить время для искренней молитвы и посещения храмов.

Больше внимания стоит уделить семье, отношениям с родственниками и друзьями.

Начавшееся время Великого поста будет полноценным лишь тогда, когда предписания ограничений в пище будут сопряжены с сугубой молитвой и участием в Церковных Таинствах. Седмица первая, Торжество Православия 27 февраля, понедельник Первый день Великого поста. Народное название Чистый понедельник отражает стремление верующих избавиться от всех следов разгульной и сытной Масленицы и вступить на очистительный путь Четыредесятницы. Особенности богослужения: Литургии нет. Вечером в храмах совершается повечерие с Великим покаянным каноном Андрея Критского.

Для чтения на первой седмице поста он разделен на четыре части. Посещение богослужения или домашнее чтение канона в эти дни дает возможность верующим осознать весь ужас греха и почувствовать надежду на прощение. Дни памяти: Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. Пост: Монастырский устав предписывает полный отказ от еды в первый день поста, а для мирян рекомендовано сухоядение т. Меру поста каждый верующий должен определять сам, посоветовавшись со священником. В Чистый понедельник держать пост следует максимально строго, но обязательно учитывая свои возможности.

На великом повечерии читается вторая часть Великого покаянного канона Андрея Критского. Тем, кто по той или иной причине не может посетить богослужение, следует помолиться дома самостоятельно. Дни памяти: Апостола от 70-ти Онисима. Пост: По сравнению с понедельником воздержание немного ослабляется, но на первой седмице пост принято держать все же особенно строго. Монастырским уставом разрешена вареная пища, но по-прежнему исключено масло. Во время Великого поста полная литургия в будние дни не совершается.

А эта особенная служба по средам и пятницам дает возможность верующим причаститься Святых Даров, освященных в предыдущий воскресный день.

Седмица 2-я Великого поста 2024 года: Что можно и чего нельзя делать во вторую неделю

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА 18 марта 2024 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Ростовском кафедральном.
Monday of the first week of Lent Первый понедельник святаго поста.
Первая седмица Великого поста. О чем не забыть | Правмир в первую неделю Великого Поста в понедельник, вторник, среду и четверг читается Великий канон Андрея Критского и почти в конце повечерия - молитва Ефрема Сирина.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Вечером в пятницу во время вечернего богослужения в 17 часов — чтение Акафиста Пресвятой Богородице. Суббота на пятой неделе называется Субботой акафиста. Акафист — восхваление Пресвятой Богородицы с помощью особого молебного пения. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. Считается, что незамужняя девушка должна простоять всю ночную службу в среду на этой неделе, чтобы получить благословение в личной жизни. Девушки полагают, что Андрей Критский за такое рвение поможет им заполучить хороших женихов. В субботу в старину в некоторых местах делались «званые поминки».

Иерей Стахий — Добрый вечер.

Борисова — С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в Прощеное воскресенье, и на первой седмице Великого поста. Вот шли-шли мы по этой дороге и подошли — мы завтра будем прощать всех, просить прощения, а еще будем вспоминать Адамово изгнание из рая. Вот как-то эмоционально очень много. Давайте сначала, может быть, напомним радиослушателям, с чего вообще взялась эта традиция — перед началом Великого поста прощать и прощаться? Иерей Стахий — На самом деле христианин-то должен прощать и прощаться каждый вечер. Есть слова замечательные Священного Писания: пусть солнце не зайдет в гневе вашем. Причем, как мы видим, в зимнее время года надо прощения просить еще раньше — раз раньше стемнело, то уже и раньше прощения попросил.

А летом, пока солнышко ярче светит, и так настроение хорошее, может, не так обижаешь, не так обижаешься, как-то полегче. В общем, все очень так продумано Господом. Тем не менее, учитывая наши слабости, мы можем опереться на некоторый радикальный опыт, который был у отцов-пустынников, которые уже потихонечку с веками стали собираться и жить вместе в монастырях, чаще всего общежительного уже устава, привычного нам — то есть вели совместное хозяйство, совместное послушание, совместное, самое главное, богослужение. Но тем не менее до конца не отказывались от опыта первоначальной монашеской жизни, какую ее устроил преподобный Антоний, особножительного жития — то есть уходили каждый в некоторое отшельническое служение. И поскольку это отшельническое служение, ты мог уже брата больше не повидать на обратном пути — просто и в силу возраста какой-то пожилой монах или в силу, действительно, и атаки диких зверей или, может, и от истощения человек даже мог, увы, перетрудиться и так и погибнуть. То уж если ты умираешь, то конечно, уж тут точно все взаимные обиды — а они, увы, были даже у великих аскетов у пустынников, все люди несовершенны, — то лучше все их оставить. Это замечательный пример: если мы будем относиться к каждому человеку вокруг нас, что вот, я завтра умру или этой ночью умру, как Господь говорит в Евангелии безумному богачу, который пытался житницы разрушить и новые построить: ну безумный, душу твою сегодня ночью у тебя заберу, что ты дальше будешь делать.

И если об этом помнить, вот такой некоторый принцип: помни о смерти — и вовеки не согрешишь, то будешь и искренне у человека просить прощения, и вспоминать даже не его обиду, другого человека, а обиду, которую ты ему нанес. Потому что обида другого человека, которая тебе здесь, еще в земном мире, пока еще душа с телом не разлучились, тебе не мешает. А вот обида, которую ты, даже если она в десять раз меньше, в сто раз меньше, и если в результате конфликта ты виноват на один процент, а другой на девяносто девять, вот этот один процент того дурного, что ты сказал, сделал, подумал или, наоборот, не сделал — вот это тебя от спасения души при встрече со Христом может отделить. Борисова — Давайте теперь обратимся по традиции к тем отрывкам из Апостольских Посланий и Евангелия, которые прозвучат завтра в храме за Божественной литургией. Мы услышим отрывок из Послания апостола Павла Римлянам, из 13-й главы, начиная с 11-го стиха, и заканчивается этот отрывок уже в 14-й главе, 14-м стихом. Я позволю себе просто процитировать то, с чего начинается этот отрывок, который мы услышим завтра: «наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали».

Тут я говорю себе: «стоп», и думаю: ну ведь когда мы уверовали, в особенности те из нас, кто вырос не в православных семьях, а пришел по зову души, уже во взрослом состоянии в Церковь, то как раз когда мы уверовали, кажется, мы и были наиболее близки к тому состоянию, к которому мы теперь с неимоверными трудами пытаемся приблизиться. Потому что тогда, по благодати, вот новообращенный чувствовал себя буквально чистым от всего, тем более что при крещении он как бы освобождался от всего того груза, который за те годы, когда он не был в Церкви, на него налипло. Иерей Стахий — Действительно, рождение свыше, крещение, рождение от Духа Святого — это то состояние, которое потом человек на протяжении всей своей земной жизни, возможно, никогда больше не достигнет. Тем не менее апостол Павел напоминает о том, что вот Христос же говорил, что «Я — путь, истина и жизнь». И мы если от Христа получаем бессмертную душу, то, по сути, наша задача, как у блудного сына в притче, не куда-то идти там в трудные горы, на страну далече, преодолевать что-то и вот тогда достигнешь, а наоборот, как можно скорее вернуться к Богу и Отцу. Поэтому апостол Павел говорит всем окружающим братьям, которые испытали вот этот восторг, открытие для себя веры, которые смотрят на мир, который лежит в страшных грехах вокруг и вот немножко радуется, что они такие молодцы, и с другой стороны, увы, осуждают, кто не такие молодцы. В том числе и окружающие братья и сестры во Христе, у которых есть те или иные недостатки, как мы вот уже понимаем в преддверии Великого поста.

В том числе связанные с особенностями каждого личного подхода к тому, как поститься в плане пищи и в плане каких-то развлечений других. Но, самое главное, апостол Павел говорит, что вот вы, уже прожив некоторый путь христианской жизни, вы заслужили для того, чтобы ко Христу приблизиться. Однако, как вот мы вспоминаем, можно вот такой пример: вот золотой теленок и уголовник, который получил вроде вот такие баснословные деньги, и он может уже ими наслаждаться. Однако он вспоминает о своих старых грехах и идет на мелкое преступление, и всего лишается. Вот точно также, увы, и неразумный, осуждающий своих ближних христианин. Он действительно смотрит: я сделал лучше, чем другой мой ближний — я более строго постился, я более тщательно молился, я сделал поклонов земных столько-то, и у меня пресс теперь, по сравнению с моим соседом, который там наедался по вечерам всякой непостной пищи, просто идеален. А на самом деле ты уже почти спасение заслужил, получил, апостол Павел говорит: да, вот спасение у тебя в твоих руках, тебе Христос его уже дал.

Христос за тебя пострадал, умер на Кресте, и ты уже выбрал Его, и уже просто вот одной ногой, тебе осталось шаг сделать в рай, а ты сейчас мимо него пройдешь. Причем почему, потому что возьмешь и, увы, по своей гордости, посчитаешь себя хозяином в Царстве Небесном и сам начнешь думать и решать, кто в рай достоин попасть вокруг тебя, а кто нет. Борисова — Давайте теперь обратимся к отрывку из Евангелия из Матфея, из 6-й главы, стихи с 14-го по 21-й. Собственно говоря, я думаю, что большинство из наших радиослушателей хорошо знают эти слова, может быть, просто по разным поводам их в разных проповедях мы слышим и в храме, и в различных православных передачах, и читаем — речь идет о том, как, собственно, должен христианин поститься. И «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры», и «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут», «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Мы все эти слова как бы хорошо знаем, и когда их слышим, мы их узнаем.

Но очень редко, когда мы ими руководствуемся, почему-то они у нас не становятся правилом жизни. Иерей Стахий — А вот как раз ответ в этом же отрывочке есть. Но мы, поскольку люди с таким клиповым сознанием в XXI веке, нам сложно уже посмотреть даже на Ютубе запись 10 минут, нам подавай где-нибудь в соцсетях других, где по 15, по 30 секунд какие-то ролики, а дальше уже у нас мозг, увы, отключается. Точно также и здесь Господь, Он дает сначала указание, как надо делать, с которым мы теоретически согласны. Но, как уже вы заметили, увы, на практике это не получается. Но в конце Он же дает подсказку, почему это не происходит. Эта подсказка, она очень конкретная, практического характера, но увы, мы если редко открываем Священное Писание, над ним размышляем, то порой мы к Священному Писанию будем относиться очень благоговейно, как к некоторому такому набору афоризмов, философских истин или даже богословской глубины, которую вот над поставить на полочку и перед ними кланяться, благо Великим постом поклонов можно нам побольше класть.

Вот точно также, очень поэтично звучит, очень люблю эту фразу: где сокровище ваше, там и сердце ваше. Но даже сам по себе знаю, что не сразу задумаешься, о чем речь. А здесь же речь, Господь говорит: тебе легче будет вот это все исполнить, если ты на это будешь обращать свое сердце. Потому что даже если ты решил: я христианин, я не буду гнаться за временным, я буду делать добрые дела, и внешне ты стараешься где-то уступить, где-то сделать доброе дело, где-то там не пойти на обман, чтобы лишнее что-то заработать. Ну правда, делами своими, словами стараешься жить по-христиански и зарабатывать себе сокровище на небесах. Но при этом, почему Господь и спорил с фарисеями, потому что говорит, ну вот несоответствие: вы внешние правила делаете, а внутри-то у вас, вы как гробы повапленные, внутри вас нечистота, разложение, смерть. И вот надо оглянуться на себя и посмотреть: возможно, я с такой вот формальной точки зрения христианин, и сам себя подгоняю, но сердце-то мое все равно прикипело.

Я беру, что-то уступил, и только думаю: эх, а как хорошо тому, кто вот без заповеди Христовой живет, он не уступил, себе там чего-то там заработал. Или думаешь: ой, я так попостился, я такой молодец. И думаешь: ой, как везет тем, кто не постится, вот они сейчас поели все, что хотели. И в итоге сердце внутри, оно тянет нас в другую сторону. То есть слова и дела, слава Тебе, Господи, нам пока еще, где мы усилия прилагаем, ведут нас ко Христу. А сердце вот, где? Оно уходит в другую сторону, потому что сокровище его осталось здесь, на земле.

Именно поэтому наша задача не только себя пересиливать и бороться между внутренним таким и внешним человеком, а достичь вот того настоящего святоотеческого целомудрия. Целомудрия не в узком смысле слова, в плане какой-то нравственности отношений между полами, а именно целомудрия как Господь сказал: будьте едины, как Я с Отцем. То есть цельность человеческой природы, то что у тебя и сердце тоже на это направлено. То что ты думаешь: а как вот, однако, стоит вопрос следующий, как же поступить, когда об этом и думать-то неохота. Вот здесь нам полезно лишний раз открыть Евангелие и прочесть. Хотя, возможно, слова евангельские у нас уже отлетают от зубов, нас посреди ночи разбудишь, а мы процитируем Евангелие с любого места. Ну а зачастую и не процитируем.

Но даже если какие-то места, для тебя они очевидны, ты их сто раз читал, сто раз слышал проповеди, передачи по ним, все равно имеет смысл открывать, вчитываться, вдумываться, сравнивать с какой-то своей жизненной ситуацией сейчас, укрепляться ими. И тогда вот, свое сердце посвятив тоже сокровищу небесному, слову Божиему, сошедшему с небес вместе с Самим Богом, Который воплотился и принял нашу человеческую природу, тогда нам будет легче, тогда мы сможем преодолеть вот ту постоянную внутреннюю борьбу. Борисова — Напоминаю, вы слушаете программу «Седмица».

В четвертую седмицу надлежит православным возблагодарить Господа за то, что дал сил благополучно достичь середины Великого поста. Но те, кто не постился и не творил молитв в это время, кто пренебрегал заветами и традициями, должны скорбеть и просить о милости Божией. В субботний день происходит особое поминовение усопших, а в воскресенье отмечается день памяти Иоанна Лествичника, который своим житием показал, как можно из духовного несовершенства вырасти до той святости, которая предложена Господом и святым Крестом. Вся жизнь Иоанна — это великий подвиг. Будучи совсем отроком, он ушел в монастырь и уже в 20 лет принял звание инока. После этого монах избрал жизнь отшельника. Он провел 40 лет в пустыне в чтении молитв и в полном безмолвии, строго соблюдая пост и аскетичный образ жизни.

Многие верующие черпают силы для продолжения строгого воздержания на примере жизни преподобного. При этом читается главное творение Иоанна — «Лествица». Это духовное руководство по борьбе со страстями и полному очищению души. Проповедь дня Эти дни посвящены памяти преподобного Иоанна Лествичника, который почитается как великий подвижник и аскет православной церкви. Труды его до сих пор помогают людям совершать свое спасение.

Оживляя перед мысленным взором горестные картины странствия человечества «в стране чуждей» по «путям погибели», Церковь яснее дает почувствовать горечь плодов греха. Первые четыре дня Великого Поста вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Вслушиваясь в слова Канона, христианин как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью. Из глубины души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Песнопения 1-й седмицы Великого Поста Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть. Выполнение всего этого и есть истинный пост». Стихира понедельника 1-й седмицы Великого Поста Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас.

Устав-схема служб Великого поста

События епархии Первые четыре дня Великого поста (понедельник-четверг) вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека.
Monday of the first week of Lent Великий пост в 2024 году начинается у православных 18 марта и заканчивается 4 мая.
Устав-схема служб Великого поста О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (или: архиепископе, или: митрополите, имя, егоже есть область), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.

29. Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста.

В пятницу, после литургии — вареное. Однако такое исполнение Устава в наши дни по силам немногим, и в приходских храмах практикуются такие правила поста с небольшими вариациями : в первые два дня сухоядение, в следующие три — вареная растительная пища без масла. В субботу и воскресенье — пища с маслом. В остальные дни Великого поста — с понедельника по пятницу — положен однократный прием растительной пищи без масла перед отходом ко сну — «вечеря». В субботы и воскресенья Великого поста — двукратный прием вареной растительной пищи с растительным маслом и вином. Практика поста многих современных приходов такова: во все остальные седмичные дни Великого поста кроме среды и пятницы , а также в субботу и воскресенье употребляется вареная растительная пища с маслом.

В среду и пятницу — вареная растительная пища без масла. В Крестопоклонную серединную седмицу, во все дни до пятницы включительно употребляется вареная растительная пища без масла. Накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы если этот день будет до Лазаревой субботы разрешается растительное масло и вино. В сам день праздника Благовещения если он не приходится на Страстную Седмицу и в Вербное воскресенье дозволяется употребление в пищу рыбы. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра.

В последнюю седмицу Великого поста — Страстную — вспоминаются добровольные страдания и смерть Спасителя. В эти дни постятся по особому уставу. До Великого Четверга употребляют пищу без масла.

Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого.

Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию. И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений святителя Игнатия Брянчанинова есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» — о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин — это не тот, кто обособлен. Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое».

Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый — в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни. Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму — построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи. Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» 1 Кор. У гордости две крайности: либо все — либо ничего.

А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Это главный принцип. Возвращаемся к первому нашему положению — ко вниманию. Сверх сил в эту — первую — неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным. Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание.

Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения? Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой. Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на канон преподобного Андрея Критского, то этот канон она может и дома прочесть сейчас книжек хватает , даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки. И самое главное во время поста — не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь.

А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы — чада Отца нашего Небесного. Москвы: — Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа Матюшина. Нельзя сказать, чтобы это было очень легко: службы поста весьма продолжительны, да и от трудовых послушаний во время первой седмицы не освобождают, но воспоминания у меня об этом времени остались самые светлые. Ведь даже приходской священник обычно не служит всю первую неделю утром и вечером каждый день. Конечно, далеко не у всякого мирянина есть такая уникальная возможность — проводить полностью это благодатное время в молитве: у всех работы, заботы, неотложные дела и учеба.

Но всем православным нужно во время поста замедлить сумасшедший бег повседневной жизни, освободить время для души. Ведь «пост и молитва душу отогреют», зябко ей, бедной, в современном холодном мире, грустно и одиноко в нем. А в храме на службе мы отогреваемся, как бы распрямляемся. Еще пост называют «весной души», и неслучайно самый главный пост всегда весной. Природа освобождается от снега и холода, расцветает. И душа наша должна цвести постом. Так что пост — время не унылое, а радостное, конечно, если мы правильно постимся и должным образом настроены на пост.

Великий учитель поста преподобный Ефрем Сирин говорит: «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит уныло». Какую радость и пользу можно получить, слушая в храме канон преподобного Андрея Критского, молясь за вечерним богослужением! Очень помогла мне понять смысл этого великого произведения книжка с параллельным переводом на русский язык и с комментариями. Думаю, что подобную брошюру легко приобрести в церковных лавках. Ее можно брать с собой прямо на службу. Великий канон — это вообще кладезь духовной мудрости, и просто внимательно читая его, можно повторить и вспомнить всю Библию. Почти во всех храмах Великий канон начинается обычно в 18:00, чтобы люди успели после работы в церковь.

Но бывают ситуации, когда нет никакой возможности все вечера быть в храме. Например, мешают неподходящий график работы или попечения о грудных детях. Тогда очень полезно и хорошо будет читать канон дома. Когда дети были очень маленькие, моя супруга не всегда могла ходить на канон и читала его с детьми сама. Как правильно проводить пост? Не ограничиваться только телесным постом. Совершенно пустое дело не есть колбасу и сосиски и при этом не ограничивать себя в привычных утешениях телевизоре, компьютере, газетах, журналах и тому подобном.

Получается лицемерие — внешняя форма без содержания. Не только тело, но душа должна поститься. Сейчас у меня нет телевизора, но раньше, когда он был, я постом прекращал его смотреть и просто поражался тому, сколько свободного времени высвобождалось. К примеру, за посты обычно удается прочитать больше книг, чем за весь год, и переделать кучу дел. Особенно внимательно нужно отнестись к первой седмице. Она, как камертон, задает тон всему посту. Первая неделя своей строгостью помогает войти в ритм поста, взять правильный старт.

Так, начиная долгий заплыв или забег, необходимо правильно взять дыхание. Тогда нетрудно будет пройти всю дистанцию. Дай Господь, чтобы грядущий пост был благоприятен для нас, помог нам заглянуть в глубь себя, стать лучше, справиться с нашими грехами. Будем поститься «постом приятным»! Недаром Церковь нас загодя готовит к его приходу. Мытарь и фарисей, блудный сын, Страшный суд, Адамово изгнание — все это должно нас настроить на особый лад. Как смиренный мытарь, как раскаявшийся блудный сын, как павший Адам, как грешник перед лицом суда Божия, человек должен вступить в труд поста, помня, что, возможно, это последний Великий пост в его жизни.

А может, это и последняя возможность покаяния и исправления, последний призыв милостивого Господа. Второе: мир с ближними. Это доступно каждому, даже самому занятому человеку. Без этого наиважнейшего момента весь труд поста становится бессмысленным. Не случайно в Великий пост мы вступаем через Прощеное воскресенье. Обязательным условием правильного поста является воздержание чувств. Нужно беречься от праздных разговоров, от различной «развлекаловки» и суеты.

Думаю, что в наше время отказ от телевизора — для многих подвиг намного более актуальный, чем воздержание от скоромной пищи. Часто бывает, что, воздерживаясь от излишней пищи телесной, мы совершенно не заботимся о составе пищи нашего ума и сердца.

Если проанализировать нашу жизнь, жизнь каждого человека и вообще все, что вокруг происходит, то получается, что большинство людей не видят своих грехов. Более того, если кто-то скажет нам, что мы неправильно поступили или поступаем, то ведь чаще всего человек после этого становится для нас неприятным, а, может быть, даже врагом. Чаще всего мы не допускаем никакого осуждения в свой адрес, оберегая самих себя от критики. Возможно, в целом ряде случаев это правильно. Потому что человек нередко осуждает других не для того, чтобы принести им пользу, а чтобы причинить им вред. Но тем более важно, чтобы мы умели самих себя правильно оценивать и, если нужно, критиковать. Собственно говоря, что собой представляет покаяние? Покаяние — это осознание наших грехов, нашей неправды.

И когда мы раскаиваемся пред Богом, перед священником, перед крестом и Евангелием, то ведь это и есть отречение от наших грехов, осуждение самих себя. Самая большая ошибка, с которой нередко сталкиваются духовники, — это когда исповедующийся начинает говорить не столько о себе, сколько о других, оправдывая себя. Говорит: вот поссорились мы с тем или другим родственником, с мужем или женой, с родителями мужа или жены, — всякое ведь в жизни бывает, — а после этого начинается самооправдание. Да, поссорились, но я никак не могу жить с этими людьми, мне очень тяжело. И получается, что даже на исповеди мы нередко оправдываем себя, хотя должны чистосердечно самих себя оценить и принести покаяние в своих грехах. Оказывается, это очень непростое дело.

Василия исп. Парийского: Богослужение в Казанском храме. Артемона, пресвитера Лаодикийского. Амвросию во Введенском соборе 14:00 — Водосвятный молебен в Преображенском храме 14:30 — Молебен с акафистом прпп.

Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады

  • 4-я неделя Великого поста: особенности богослужения и питания
  • Седмица первая Великого поста | PravLife
  • Суть названия
  • Идёт первая неделя Великого Поста. Особенности богослужения. |
  • Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням
  • [18.03.2024] Вечернее богослужение в понедельник Первой седмицы Великого Поста

Как совершается богослужение на первой неделе Великого поста

18 марта 2024 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Ростовском кафедральном. Автор: протоиерей Димитрий Смирнов Великопостные службы таковы, что хочется, чтобы они продолжались и продолжались, и только телесные немощи понуждают нас оставлять их или несколько сокращать, приспособляясь к нуждам нашего большого города. в первую неделю Великого Поста в понедельник, вторник, среду и четверг читается Великий канон Андрея Критского и почти в конце повечерия - молитва Ефрема Сирина. В понедельник у православных начинается четвертая неделя Великого поста (ее особенности).

Великое повечерие с чтением Покаянного Канона в понедельник первой седмицы Великого поста

На первой седмице Великого поста, в первые четыре дня, с понедельника по четверг, (с 18 по 21 марта) за вечерним богослужением ЧИТАЕТСЯ ВЕЛИКИЙ (Покаянный) КАНОН святителя Андрея Критского. содержит последование богослужений первой седмицы Великого поста. Шестая седмица Великого поста, известная как Святая Четыредесятница, является предпоследней неделей в длительном цикле подготовки верующих к празднику Пасхи. WebTypikon автоматически формирует уставные указания и полный текст службы на любой день любого года.

Молитва в понедельник первой седмицы Великого поста

Совершаются в понедельник, вторник, среду и четверг вечером на первой седмице, а также в среду вечером на пятой седмице Поста. Вечером 18 марта 2024 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Утреннее богослужение первого дня Великого поста было совершено в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря и включило в себя утренние молитвы, полунощницу, утреню, часы, изобразительны и вечерню. Проповедь наместника Троице-Сергиевой Лавры епископа Сергиево-Посадского Парамона после Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в понедельник 1-й седмицы Великого поста. 18 марта 2024 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий совершил Великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Ростовском кафедральном.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий