Около трети "православных" россиян не верят в Бога — об этом свидетельствует неумолимая статистика. Русская православная церковь (РПЦ) – самая крупная и влиятельная российская религиозная организация.
Православие как ветвь христианства
- Сколько православных храмов в России?
- Русское православие — Русский эксперт
- Статистика. Сколько православных? Как считать?
- Сколько в России православных татар?: kolybanov — LiveJournal
- Какое число храмов пережило СССР?
Липецк вошел в пятерку самых православных городов России
Сколько в России православных? Национальный состав населения России, согласно последней переписи населения, распределён примерно следующим образом: русские — 116 488 289 (79.80%). Главная» Новости» Конфессиональный состав россии 2023. Россия: В России православие является государственной религией и составляет значительную долю населения. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии Архиерейского собора Русской православной церкви назвал число духовенства и количество храмов РПЦ. Каково истинное количество православных людей в России. Количество приходов и монастырей Русской православной церкви растёт по всему миру, сообщает РИА «Новости».
СКОЛЬКО ПРАВОСЛАВНЫХ В РФ?
Кроме православного христианства, в России существует также значительное количество других конфессий, в том числе протестантизм, католичество и другие формы христианства. Сколько в Москве православных и кто они, собственно, такие, «ПМ» выяснила у главного научного сотрудника, руководителя центра «Религия в современном обществе» Института социологии РАН. В России за последние четыре года заметно снизилось количество православных верующих и в два раза выросло число неверующих. Согласно проведенному исследованию, православие остается доминирующей религией в России, составляя около 70% населения.
Сколько православных в мире?
- Сколько православных в России?
- Сколько православных храмов в России?
- Содержание
- СКОЛЬКО В РОССИИ ВЕРУЮЩИХ?
Что хотите найти?
Православных, "исповедующих православие и принадлежащих к русской православной церкви", служба "Среда" насчитала 41 процент. Сколько православных в России в 2023 году: статистика и тенденции. Сколько православных в России и сколько из них действительно ходят в храм? Сколько в Москве православных и кто они, собственно, такие, «ПМ» выяснила у главного научного сотрудника, руководителя центра «Религия в современном обществе» Института социологии РАН. Для сравнения: в 2000–2010 годах количество больниц в России сократилось почти два раза — с 10,7 тыс. до 6,3 тыс. православие, живут в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, распространено большое количество религиозных диаспор по всему миру.
Количество православных христиан в России в 2023 году: статистика и тренды
Сколько мусульман в России в 2023 году: статистика и данные. 3 января Русская Православная церковь чтит память Святителя Петра, митрополита Московского и всея России, чудотворца. В целом количество воцерковленных людей в России невелико — оно составляет менее 5%, утверждает Пастернак.
ПРАВОСЛАВНЫЕ В РОССИИ ТЕРЯЮТ БОЛЬШИНСТВО?..
Письмо и его поддержка членами Общественной палаты вызвало резкую критику представителей РПЦ , в частности, протоиерея В. Вигилянского [99]. Письмо послужило информационным поводом для широкого обсуждения вопросов, связанных со взаимоотношениями церкви и общества [100] [101] [102] [103]. Религиозные объединения в местах лишения свободы[ править править код ] Для окормления лиц, содержащихся в местах лишения свободы в России их около 550 тыс. Согласно данным ФСИН в России по состоянию на 1 января 2011 года в системе ФСИН действовали по официальным данным [104] : 471 православный храм и 466 молитвенных комнат для православных; 40 мечетей и 115 мусульманских молитвенных комнат; 9 буддистских дуганов и 6 молитвенных комнат для буддистов; 3 католических храма и 2 католические молитвенные комнаты; 64 баптистские молитвенные комнаты; 1 иудейская молитвенная комната; 2 молитвенные комнаты для верующих иных исповеданий. Из этих данных видно, что большинство культовых зданий и молитвенных комнат в системе ФСИН в 2011 году было у православных. Межрелигиозные отношения[ править править код ] В 1998 г. Межрелигиозные отношения в России осложняются вооружёнными конфликтами на Северном Кавказе [105]. Существующие в России межнациональные противоречия [106] между славянами и представителями народов, традиционно исповедующих ислам чеченцы , азербайджанцы ,… , осложняются межрелигиозными противоречиями.
Среди причин этого явления аналитики называют следующие. В первую очередь, это продолжающееся огосударствление Русской Православной Церкви и некоторых других конфессий. Идеологическое содержание выступлений высокопоставленных церковных иерархов практически не отличается от выступлений государственных чиновников подобного ранга. А если высказываемые иерархами идеи вторичны, то и никакого общественного интереса вызывать не могут и не способны. РПЦ и другим традиционным конфессиям редко удается своевременно и оперативно ответить на вызовы времени, будь то пандемия, повышение пенсионного возраста, экономический кризис или другие социальные явления, и сформировать свою собственную актуальную повестку дня. В глазах сограждан религиозные организации, приходы, общины постепенно превращаются в исторические заповедники, где россияне могут получить лишь музеефицированные ритуальные услуги, но никак не решить и даже не обсудить насущные вопросы своего бытия. Растет стена непонимания между церковными структурами и гражданским обществом. Это вопросы строительства храмов в городских парках, коррупционные скандалы, агрессивная репрессивно-гонительная риторика некоторых иерархов и церковных деятелей.
Если мы просмотрим информацию по этому вопросу в СМИ, в Интернете, в социологических изданиях, то найдем множество самых различных оценок численности православных в России. Причем разброс данных очень значительный, что обусловлено как политической и религиозной заинтересованностью исследователей, так и сложностью оценки понятия «православный человек». У католиков есть четкий критерий: к их конфессии относятся те люди, которые платят государственный налог как католики. У мусульман оценка числа приверженцев ведется по этническому признаку: если ты родился в мусульманской стране, то ты уже относишься к последователям этой религии. Что же касается православных, то здесь очень много разных критериев. Отсюда и множество расхождений. Механизм таких оценок очень прост. Авторы формируют свой критерий того, кто есть православный. Например, это человек, крестившийся в православии, или тот, кто считает себя православным, или же верующий, который регулярно причащается, или человек, часто посещающий храм, или человек, отождествляющий себя с православной культурой.
В эти дни "страсть" на церковнославянском — это "страдание" принято вспоминать последние дни Христа на земле, его страдания, распятие. Это последняя неделя перед Пасхой. Последний рубеж для очищения грехов перед Пасхой. Воспоминание Тайной вечери. Память святителя Иннокентия, митрополита Московского. Это день скорби и поминовения для всех верующих, ведь именно в этот день был распят Иисус Христос. День, когда Иисус Христос телом пребывал "во гробе". Праздник в честь воскресения Сына Божьего. С Фомина воскресенья в церкви начинают венчания их не совершали с Великого поста. Этот день завершает пасхальные торжества.
Дискредитация церкви
- Сколько православных в мире?
- Наука и образование
- Последние новости
- Прошу удалить мой номер
Последние новости и события,связанные с церковью
Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна. Например, так называемый "индекс воцерковленности", который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике. Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой", — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов. Результаты Синодального периода с 1721-го по 1917 год.
В то же время у Церкви есть определенное отношение к тем людям, которые называют себя православными, но не ведут соответствующий образ жизни. Это потенциальная паства — может быть, они намереваются прийти в храм, у них нет сознательной предубежденности против Церкви.
Цель была — обозначить эту проблему, показать её обоснованно и содержательно. То, что существующие ограничения современной церковной жизни не связаны именно с секуляризацией.
Я, наоборот, привожу примеры, что как только появляется священник, то следом появляется храм, а потом и приход. То есть всё действует ровно в обратную сторону. Не спрос рождает предложение. Ситуация подобна той, которая в политэкономии описывается законом Сэя: любое предложение порождает немедленный спрос, и таких реальных примеров мы можем привести множество.
Важно отметить, что этот процесс происходит совершенно естественно. Это не пропаганда, не клерикализация общества, а, скорее, наоборот — происходит объединение людей в местные общины, преодоление атомизации общества, порожденной революцией 1917 года и Второй мировой войной. В последние годы мы видим очень быстрый рост Церкви: быстрый рост количества духовенства, числа епархий. Церковь очевидно растёт, развивается, и иногда возникает ощущение, что мы уже не можем больше, мы и так рукоположили уже очень много священников, даже восполнять это количество будет очень трудно.
Находить кандидатов для рукоположения всё труднее, потому что их требуется всё больше и больше. И, как всегда и бывает при активном росте, возникает ощущение, что вроде где-то надо и остановиться, что мы не сможем содержать эти храмы, не сможем построить новые, что всё это очень дорого и т. А на самом деле нужно очень хорошо понимать, что мы находимся в самом начале пути. Это понимание, как мне кажется, очень важно.
Если его потерять, то будет очень сильно искажена как очень важная перспектива видения Церкви, так и религиозная картина в нашей стране. Это резонный и важный вопрос. В книге я оговариваю, что никакой рост духовенства не влечёт за собой автоматически немедленного роста количества воцерковлённых людей. Можно сказать, что это условие необходимое, но недостаточное.
Однако тут есть одно очень важное соображение. Да, за это время не выросло количество людей, причащающихся раз в месяц или чаще. Но есть вполне достаточные данные для утверждения, что в это же время значительно выросла та группа прихожан, которая причащается несколько раз в год. Здесь есть очевидный рост, и он немаленький.
Нетрудно догадаться, что эта группа требует гораздо большего внимания и времени. Это большой масштабный процесс воцерковления, который требует общения с людьми, катехизации, подробных разговоров и т. Но чтобы этот процесс пошёл дальше — для этого у Церкви сегодня, по-видимому, просто не хватает возможностей, в том числе из-за крайней ограниченности времени у священников. Тем не менее можно говорить, что это условие хоть и недостаточное, но необходимое.
Без роста численности духовенства изменения сложившихся пастырских практик, когда до священника порой просто не добраться, ожидать не приходится. Такая задача перед Церковью стоит. Как она может быть решена — это отдельная тема. Я, опять же, в практических выводах пишу об этом.
Видимо, узловой точкой для следующего этапа развития Церкви будет не постройка храмов, хотя она остаётся первостепенной задачей. Каждый новый храм в спальном районе добавляет 2000 регулярных прихожан в течение следующего года после его открытия. Это уже объективный и поверенный факт. На следующем этапе главным будет построение церковных общин.
Кстати, надо сказать, что об этом постоянно говорит Патриарх Кирилл, причем начал он это делать очень давно, даже ещё до своего Патриаршества. На этом мало фиксируется внимания. Но когда я этой темой стал заниматься, я специально посмотрел и обнаружил, что она постоянно звучит в выступлениях Патриарха, и особенно часто — в последнее время. Без действующих и живых церковных общин, во-первых, не будет расширения церковной жизни — в том смысле, что приходящим людям просто некуда будет войти.
Во-вторых, только община может продуцировать достаточное количество духовенства. Никакой рекрутинг, основанный на других принципах, не будет ни естественным, ни логичным и не даст того масштаба кандидатов на священство, который необходим. Я думаю, построение новых общин гораздо легче может быть осуществлено, если священник сам вышел из общины и если он с ней сохраняет постоянную связь. В этом смысле мне кажется, что одним из возможных решений проблемы было бы формирование священнических «кустов», когда есть духовник, который воспитывает будущих священников, направляет их на получение духовного образования.
Потом они возвращаются, служат у него на приходе, в его общине или на приписных приходах.
И это на самом деле некий предел. Любой человек — он ограничен и больше ему отпущенного не вмещает. К тому же мы знаем, что священники бывают разные. Есть те, которые занимаются преимущественно духовничеством. Есть сельские священники, которые служат в деревнях и сёлах, где у них на всенощной стоит по 3—5 человек, и они не знают, что делать, и т. Но на этом наше исследование не было закончено. Дальше мы попытались проанализировать процесс Исповеди.
В одно из воскресений, когда не было какого-то большого церковного праздника, мы сразу в 50-ти московских храмах просто посчитали, сколько длилась Исповедь и сколько человек успели поисповедаться. При этом мы получили достаточно небольшой разброс среднего времени Исповеди. Несмотря на то, что люди могут исповедоваться по-разному и разное время, в основном оно составило диапазон примерно от 3—5 и до 15—20 минут. Хотя были храмы, где несколько человек исповедовались у батюшки гораздо дольше, а были, напротив, такие, где люди исповедовались ещё быстрее. Причем этот показатель не зависел от того, много или мало народу было на службе, суббота это была или воскресенье, старый священник исповедовал или молодой. Священник как единственная точка входа в Церковь — Сколько в среднем может и должна длиться исповедь? Исповедь ведь является очень сложным феноменом. Одно дело, когда на исповедь приходит кто-то из хорошо знакомых священнослужителю прихожан.
В этом случае исповедь имеет свой специфический характер. Человек прекрасно знает, что он делает и зачем он пришёл, участие священника порой здесь может быть просто минимальным, потому что уже есть полное взаимопонимание. И на такую исповедь, как правило, не нужно много времени, здесь речь идёт уже о чём-то другом. Исповедь — это ведь не разговор, а таинство, основной составляющей которого является молитва. Но главное — не беседы и не вразумление, а то, что священник молится Богу за того, кто сейчас исповедуется. А вот если на исповедь приходит человек, который в первый раз видит священника, то даже если у него нет каких-то особых проблем, приходится с ним долго разговаривать и что-то объяснять. Его просто нужно ввести в реальность церковной и духовной жизни. И это никак не может быть коротким разговором на 10—15 минут.
Так же, если у человека какая-то реальная проблема, если он пришёл с горем или переживанием жгучей обиды, то сам факт того, что ты не торопишься, может сыграть определяющую роль. Но как только человек почувствует, что ты спешишь, разговор станет бессмысленным. Ты можешь говорить всё что угодно, но он почувствует только одно: что ты торопишься и что ты в нём не очень заинтересован. Кстати, один очень хороший епископ мне однажды сказал: «Я своим священникам говорю, что когда разговариваешь с человеком, спрячь свои часы и не смотри на них». Мне это очень понравилось. Кроме того, мы должны понимать, что на сегодняшний день широкой и массовой церковной культуры в нашей стране по большому счету так и не сложилось. По-прежнему очень трудно найти для ребёнка адекватную православную школу, а православных университетов у нас два с половиной на всю страну. По сути, мы не имеем распространенных социальных форм, через которые человек может войти в Церковь.
Например, у нас практически нет христианских обществ и движений. А в той же Западной Европе, при всей сложности того положения, в котором там сейчас находится христианство, их там по сравнению с нами колоссальное количество, что вызывает непреходящее изумление. Ничего подобного у нас нет, а если и есть, то имеет крошечные масштабы. В этих условиях единственной, по сути, точкой входа в Церковь для человека остаётся священник. Священники — словно то угольное ушко или узкое горло, через которое должна просочиться вся наша современная церковная жизнь. Один из самых сложных случаев — это большие храмы, соборы, через которые идёт непрерывный поток людей. Священник должен принять весь этот вал, что забирает все его силы. Строить в таких условиях общину оказывается очень трудно.
Её пытаются и в таких условиях создавать, я такие примеры знаю, но она, как правило, оказывается под катком того большого количества совершенно нецерковных людей, которые приходят в этот храм с улицы, и их надо встретить. Обычно в таких условиях вся община занята совершенно особенным служением, с одной целью — просто встретить и принять этих людей. Всё это в значительной мере является разрушительным для приходской жизни. Если священник приходит в храм с утра, а вокруг 100-тысячный спальный район и за ящиком — соответствующий список заказанных треб, то даже если просто возьмёшься, например, освящать все квартиры, то ты до смертного конца своего их не освятишь.
Ислам является важной частью духовной и религиозной жизни России, и его влияние продолжает расти. Для правительства страны важно поддерживать свободу вероисповедания и обеспечивать условия для практики ислама в России. Доля католиков в стране остается стабильной на протяжении последних десятилетий. Католики в России являются разнообразной группой и включают в себя представителей различных этнических групп. Основное количество прихожан сосредоточено в крупных городах, а также в регионах, где сосредоточена польская, немецкая и литовская община.
Католические общины в России имеют свои церкви и приходы, где проводятся богослужения на разных языках, включая русский, польский, немецкий и другие. Католический культурный центр также активно развивается в Москве и в других крупных городах, предлагая различные образовательные и культурные программы для прихожан и широкой публики. Католицизм в России имеет свое историческое значение, так как первые упоминания о католической церкви на территории России относятся к XI веку. За последние столетия католицизм развивался в различных регионах страны и играл важную роль в формировании культурного и религиозного ландшафта.
ВЦИОМ: почти 70% россиян считают себя православными
В россии где то 32 миллиона людей младше 20 лет, 50 миллионов от 20 до 40 лет и 71 миллион старше 40 лет. Среди молодёжи меньше всего процент верующих, но за несовершеннолетних часто принимают решения родители. От 30 лет процент верующих сильно возрастает. И, поскльку среди взрослых и пожилых процент верунов очень высок, мы и получаем эти 80 процентов.
Последняя перепись у нас состоялась в 2002 году. И к сожалению, информации о конфессиональной принадлежности граждан России в ней не содержится, так как этот вопрос не был включен в перечень вопросов переписи. Важно отметить, что Русская православная церковь настаивала на необходимости достоверной оценки количества верующих людей разных вероисповеданий, а также неверующих и просила включить вопрос о принадлежности к той или иной конфессии в перечень обязательных вопросов переписи. Это дало бы возможность учесть и отразить в планах развития нашей страны духовно-нравственные потребности граждан России. Но это не было сделано. И результатом сразу же стали многочисленные спекуляции на данную тему.
Если мы просмотрим информацию по этому вопросу в СМИ, в Интернете, в социологических изданиях, то найдем множество самых различных оценок численности православных в России. Причем разброс данных очень значительный, что обусловлено как политической и религиозной заинтересованностью исследователей, так и сложностью оценки понятия «православный человек». У католиков есть четкий критерий: к их конфессии относятся те люди, которые платят государственный налог как католики. У мусульман оценка числа приверженцев ведется по этническому признаку: если ты родился в мусульманской стране, то ты уже относишься к последователям этой религии. Что же касается православных, то здесь очень много разных критериев.
В 4-6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и лошадиные скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю. Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедующих христианство, а также у иудеев и магометан. По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей — неподвижной и подвижной. Неподвижная часть церковного календаря — это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским.
Он поэтому просто не успел понять этого человека, не успел с ним поговорить, не успел его почувствовать. Невнимание из-за постоянной спешки становится частью наработанной привычки. Уже есть привычка торопиться, и она чуть ли не автоматически порождает невнимание и отношение свысока, конечно, совершенно недопустимое для священника. Потому что даже несмотря на то, что это защитная реакция, это не может не отталкивать людей, не может не производить на них тяжёлое впечатление. Типичной является ситуация, когда во время какого-то праздничного богослужения перед священником на исповедь стоит очередь чуть ли не в 100 человек, и он должен за час со всеми поговорить! А среди этих людей могут оказаться как те, которым просто надо подойти под разрешительную молитву, так и те, кто зашли в храм первый раз за месяц, а то и за год. Однако никакого глубокого контакта со священником не может быть в такой ситуации в принципе. И любой священник, который живёт приходской жизнью и для которого исповедь составляет важную часть его служения, тяжело переживает эту проблему. Я сам служу не так много для священника, немногим больше 20 лет, но даже за это время очень чётко чувствуешь разницу между тем, что было тогда, и тем, что есть сейчас. Разница эта очень проста: то внимание, которое ты мог раньше уделять людям, ты сейчас уделять уже не можешь. Катастрофически не хватает времени. Тех людей, которые тебя хорошо знают и регулярно к тебе приходят, становится так много, что они просто не вмещаются в то время, которое может быть выделено для исповеди. Это очень простое наблюдение и связанные с ним болезненные переживания подвели меня к тому, что дальше я задался простым вопросом: сколько же людей я могу принять? Какая община вообще может быть у священника? Это и была моя изначальная гипотеза, которая затем полностью подтвердилась эмпирически. В ходе своих исследований я попытался сделать приблизительные подсчёты, какой размер общины может быть у одного священника. И хотя нам не удалось довести дело до полномасштабного исследования, мы получили простой вывод на основании бесед со священниками и анализа литературы, что максимальный размер общины, окормляемой одним священником, совсем небольшой: всего около 200, максимально 500 человек. Зато тех, кто с ним общался постоянно, было весьма ограниченное количество людей. Поэтому классический пример священника-харизмата, духоносного старца, нетипичен и нехарактерен для священника, у которого есть своя община, живущая регулярной церковной жизнью, свои постоянные прихожане, которых он всех знает, которые с ним регулярно общаются и регулярно у него исповедуются по многу лет. Также нам удалось установить следующие интересные данные. В одном из всероссийских опросов мы задали вопрос «Знаете ли вы священника, к которому сможете обратиться в кризисной ситуации? То есть вокруг священника есть близкая ему община в количестве примерно 200—500 человек, а может быть и такой вот круг или сеть связей, в среднем примерно до полутора тысяч. И это на самом деле некий предел. Любой человек — он ограничен и больше ему отпущенного не вмещает. К тому же мы знаем, что священники бывают разные. Есть те, которые занимаются преимущественно духовничеством. Есть сельские священники, которые служат в деревнях и сёлах, где у них на всенощной стоит по 3—5 человек, и они не знают, что делать, и т. Но на этом наше исследование не было закончено. Дальше мы попытались проанализировать процесс Исповеди. В одно из воскресений, когда не было какого-то большого церковного праздника, мы сразу в 50-ти московских храмах просто посчитали, сколько длилась Исповедь и сколько человек успели поисповедаться. При этом мы получили достаточно небольшой разброс среднего времени Исповеди. Несмотря на то, что люди могут исповедоваться по-разному и разное время, в основном оно составило диапазон примерно от 3—5 и до 15—20 минут. Хотя были храмы, где несколько человек исповедовались у батюшки гораздо дольше, а были, напротив, такие, где люди исповедовались ещё быстрее. Причем этот показатель не зависел от того, много или мало народу было на службе, суббота это была или воскресенье, старый священник исповедовал или молодой. Священник как единственная точка входа в Церковь — Сколько в среднем может и должна длиться исповедь? Исповедь ведь является очень сложным феноменом. Одно дело, когда на исповедь приходит кто-то из хорошо знакомых священнослужителю прихожан. В этом случае исповедь имеет свой специфический характер. Человек прекрасно знает, что он делает и зачем он пришёл, участие священника порой здесь может быть просто минимальным, потому что уже есть полное взаимопонимание. И на такую исповедь, как правило, не нужно много времени, здесь речь идёт уже о чём-то другом. Исповедь — это ведь не разговор, а таинство, основной составляющей которого является молитва. Но главное — не беседы и не вразумление, а то, что священник молится Богу за того, кто сейчас исповедуется. А вот если на исповедь приходит человек, который в первый раз видит священника, то даже если у него нет каких-то особых проблем, приходится с ним долго разговаривать и что-то объяснять.
ПРАВОСЛАВИЕ
Почему количество православных по разным опросам колеблется от 86% до 40% от населения России. Для сравнения: в 2000–2010 годах количество больниц в России сократилось почти два раза — с 10,7 тыс. до 6,3 тыс. Православных, "исповедующих православие и принадлежащих к русской православной церкви", служба "Среда" насчитала 41 процент. православие, живут в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, распространено большое количество религиозных диаспор по всему миру.