Созданная в советское время ракета-торпеда ВА-111 «Шквал» опередила свое время. Американский флот испугался российских высокоскоростных торпед «Шквал». Несмотря на тот факт, что на вооружении России появились современные средства для поражения подводных и надводных целей противника, (в том числе речь идёт и о гиперзвуковой ракете «Циркон». Шквал (скоростная подводная ракета). Скоростная подводная ракета «Шквал-Э» имеет основные части и конструкцию аналогичную «Шквалу». В зависимости от условий применения и технических требований, по желанию заказчика, могут быть изменены калибр, длина и масса ракеты.
Проект ВА-111 "Шквал" - самая быстрая ядерная торпеда в мире, испаряющая воду на своём пути
Применение данной подводной ракеты заключается в следующем: носитель (корабль, береговая ПУ) при обнаружении подводного или надводного объекта отрабатывает характеристики скорости, дистанции, направление движения. Главный конструктор комплекса со скоростной подводной ракетой «Шквал». Ракета-торпеда «Шквал» получила ракетный двигатель, топливо в котором начинает окисляться при контакте с морской водой.
Скоростная подводная ракета "Шквал-Э"
Высокий уровень шума, который создавался газовым пузырем и ракетным двигателем, также считался недостатком. Любая подводная лодка, запускающая такую торпеду, мгновенно выдаст свое приблизительное местоположение. Однако настолько быстро движущееся оружие могло уничтожить противника до того, как он успеет обработать полученную информацию об атаке. Кроме того, на суперкавитирующих торпедах невозможно использовать традиционные системы наведения. Газовый пузырь и ракетный двигатель заглушают встроенные активную и пассивную гидролокационные системы. Но отечественные инженеры нашли компромисс: суперкавитация используется для преодоления расстояния до области цели, а затем торпеда замедляется непосредственно для наведения.
Им, кроме того, были заложены теоретические основы создания и освоения в серийном производстве боевых частей для ряда оперативно-тактических ракет. В дальнейшем для транспортировки было предложено использовать вертолёты Ми-6, где пусковые установки размещались внутри фюзеляжа летательного аппарата. ОКБ поставленную задачу выполнил, однако в ходе войсковых испытаний обнаружились проблемы с эксплуатацией, недостатки в таком способе базирования ракеты, и в 1965 году работы по вертолётному комплексу 9К73 были прекращены. НИИПГМ В 1968 году его переводят в Московский научно-исследовательский машиностроительный институт и назначают на должность заместителя главного конструктора, а в следующем году — во вновь созданный Научно-исследовательский институт прикладной гидромеханики НИИПГМ, ныне — АО «Государственное научно-производственное предприятие «Регион» , где он становится заместителем генерального директора — главным конструктором комплекса со скоростной подводной ракетой «Шквал». Реактивная торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал» За выполнение работ по созданию теоретических и экспериментальных основ проектирования скоростных подводных ракет, движущихся в режиме развитой кавитации, Евгений Дмитриевич был удостоен звания лауреата Ленинской премии.
Впрочем, Ракову никогда не было свойственно останавливаться на достигнутом.
В данной модификации ракета может поражать только надводные цели и несёт обычный боезаряд. Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом.
Несмотря на признание российской ракетоторпеды «Шквал» лучшей в своем классе, даже по мнению американских специализированных изданий это практически официальная оценка Пентагона , у нее есть свои минусы.
Во-первых, по оценкам специалистов российского ВМФ, это относительно малая дальность поражения цели. В экспортном варианте — около 7 миль, в отечественном — 14, в модернизированном — около 20. Не так уж и много, если сравнивать с так называемыми «толстыми торпедами», которые бьют на 50 миль, а уж тем более с крылатыми ракетами подводного базирования, прозванными «убийцами авианосцев», способными поразить цель за пару тысяч километров. Во-вторых, заметность движения, даже при пусках из подводных лодок с глубины 30 метров.
Вероятность обнаружения пуска очень высока: из глубины — из-за следа на поверхности водной глади, с поверхности — из-за грохота и дымового следа. Некоторые военные аналитики сомневаются в точности поражения цели «Шквалом» из-за отсутствия систем наведения, сравнивая их с методами торпедных атак времен Великой Отечественной войны. Ну а теперь отдадим должное «Шквалу» — на сегодняшний день это самая скоростная торпеда в мире, рекорд скорости которой под водой еще никому побить не удалось! Ближайший конкурент, немецкая торпеда «Барракуда», отстала более чем на десять лет и на 100 километров в час.
Американские и английские аналоги вообще в глубоких аутсайдерах. Наш «Шквал» преодолевает за одну секунду 100 метров и не оставляет шансов на маневрирование любому самому современному как надводному, так и подводному кораблю. Да, приходится стрелять буквально в упор — с расстояния в 10-20 морских миль, но уж если кто попал в перекрестье прицела, то шансов уйти от «охотника ближнего боя» нет никаких.
Сверхскоростная подводная ракета "Шквал"
Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом. Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости, но в середине 2005 года Германия заявила, что она обладает торпедой « Барракуда », использующей тот же принцип кавитации и имеющей аналогичную скорость.
Эти факторы объясняют, как движется торпеда с такой огромной скоростью. Захват цели происходит по предварительно введенным координатам. Так как корабль или подводная лодка имеет достаточно крупные размеры, фиксация цели по данным координатам достаточно надежна и за счет огромной скорости цель не успеет кардинально изменить свои координаты. Торпеда Шквал, характеристики которой заявлены с учетом сверхзвуковых скоростей в водной среде, имеет оболочку из высокопрочной стали, способной выдержать огромное давление и нагрузку, при этом не разрушившись во время движения. Изначально торпеда была как ядерный заряд в 150 Кт. Такого заряда вполне хватит для уничтожения целой авианесущей группы противника вместе со всеми кораблями сопровождения.
После выпуска достаточного количества экземпляров с ядерной частью торпеды стали оснащать обычной боевой тротиловой частью массой в210 кг. Такого заряда хватит для поражения и практически гарантированного уничтожения любого корабля противника. В отличие от ракеты торпеда поражает врага за счет действия в воде и наносит несравненно более высокий урон. Зарубежные аналоги При упоминании торпеды «Шквал» всегда подчеркивается, что такое оружие есть только у России. Долгое время так оно и было. Но в 2005 году представители немецкой компании Diehl BGT Defence заявили о создании новой суперкавитационной торпеды «Барракуды». По словам разработчиков, ее скорость настолько высока, что обгоняет собственные звуковые волны, распространяющиеся в воде.
Поэтому обнаружить ее очень сложно. Кроме того, «Барракуда» оснащена новейшей системой самонаведения, а движением торпеды можно управлять в отличие от российской торпеды. Информации об этой торпеде в открытых источниках недостаточно. Немного истории Согласно отечественной историографии, проект первой торпеды был разработан российским конструктором Александровским в 1865 году. Однако он был признан преждевременным и в России воплощен не был. Первую действующую торпеду создал англичанин Роберт Уайтхед в 1866 году, а в 1877 — это оружие было впервые использовано в боевых условиях. В следующие десятилетия торпедное оружие активно развивается, появляется даже особый класс кораблей — миноносцы, основным вооружением которых становятся торпеды.
Торпеды активно использовались в ходе Русско-японской войны 1905 года, большая часть российских кораблей в Цусимском сражении была потоплена японскими миноносцами. Первые торпеды работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, что делало их использование менее эффективным. Такая торпеда оставляла за собой хорошо заметный след из пузырьков газа, что давало атакованному кораблю возможность увернуться от нее. После Первой мировой войны начались разработки торпеды с электродвигателем, но сделать ее оказалось весьма непросто. Воплотить эту идею в жизнь смогли только в Германии перед началом следующей мировой войны. Современные торпеды представляют серьезную угрозу для любого надводного корабля и подводной лодки. Они развивают скорость до 60-70 узлов, могут поражать цели на расстоянии более ста километров, наводятся с помощью гидролокатора или используя физические характеристики судна.
Также широко распространены торпеды, которые наводятся по специальному оптоволокну с надводного судна или подлодки. В 60-х годах прошлого столетия в СССР началась разработка необычной торпеды «Шквал», которая кардинально отличалась от любых аналогов. Через год начались испытания на озере Иссык-Куль, доработка изделия заняла более десяти лет. В 1977 году ракето-торпеду приняли на вооружение, сначала она имела ядерную боевую часть мощностью 150 кт, затем торпеда получила боеголовку с обычным взрывчатым веществом. Она и сегодня находится на вооружении российских ВМС. В России был произведен экспортный вариант — «Шквал-Э». Ее стоимость 6 млн долларов.
Есть информация о создании новой, более совершенной модификации реактивной торпеды, которая имеет больший радиус действия и более мощную боевую часть.
Это примерно равно тяге двигателя реактивного самолёта, с чем уже можно работать. При этом двигатель лишается сложных механических частей и становится почти чисто электрическим. Добиться высочайшей эффективности лазерного двигателя учёные смогли с помощью разработки специальных сопел или «стволов» на концах оптических излучателей. Внутренняя структура сопел позволяет эффективно распространять детонационную ударную волну и отстреливать микросферы наиболее контролируемым образом. Эта технология также обеспечивает вскипание воды по контуру подводной лодки, после чего в действие вступает суперкавитация , которая резко снижает коэффициент сопротивления корпуса воде. Предложенные двигатели могут использоваться не только для подводных лодок. Они могут стать двигателями для торпед или иного вооружения, а также применяться на гражданских судах. Сейчас всё это кажется какой-то фантастикой.
Горячий выхлоп двигателя направили вперёд для превращения воды в пар. При движении ракета создаёт перед собой паровой пузырь, поэтому торпеда испытывает меньшее лобовое сопротивление. А в США только работают над подобным оружием с 1997 года.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Шквал (скоростная подводная ракета) — Википедия с видео // WIKI 2
- Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)
- Похожее видео
- СМИ: Российская торпеда «Шквал» произвела революцию в подводной войне
- Похожее видео
Курсы валюты:
- Торпеда «Шквал»: на какие рекорды способна лучшая в своем классе «убийца авианосцев»
- Советская подводная ракета "Шквал"
- Хищник - новая российская подводная ракета: marafonec — LiveJournal
- ВЗГЛЯД / В США назвали российскую торпеду «Шквал» угрозой американским кораблям :: Новости дня
- Комментарии
Быстрее "Шквала": в России создают скоростную подводную ракету
Достоинства скоростной подводной ракеты очевидны: движущийся со скоростью в 200 узлов в час (375 км/ч) снаряд поразит любой корабль прежде, чем тот сможет применить средства самообороны. Дело в том, что ранее на этом же предприятии была создана ракета "Шквал", способная развивать под водой скорость 100 метров в секунду. ВА-111 «Шквал» — советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5[1]. Предназначена для поражения надводных[2] и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле.
Шквал (скоростная подводная ракета)
Об этом стало известно в связи с представлением «Электроприбором» заявки на участие в конкурсе «Авиастроитель года» по итогам 2015 года, проводимом Союзом авиастроителей России. На конкурс были поданы две работы, одна из которых посвящена «выполнению государственного оборонного заказа по созданию составных частей перспективных подводных аппаратов». И далее: «С 2013 года коллектив предприятия занимается разработкой, изготовлением опытных образцов и проведением испытаний составной части подводной ракеты, реализующей новые принципы управления пограничным слоем». Речь идет о торпеде «Хищник», сведения о которой крайне ограничены в связи с высокой степенью секретности данной разработки. Любопытно, что созданием торпеды занимается предприятие, которое разрабатывает компоненты для самолетов военной авиации. И разработка выставляется на конкурс, учрежденный Союзом авиастроителей России. Дело в том, что данный тип вооружения называется ракетной торпедой.
И ракетной частью этого изделия занимается КБ «Электроприбор». КБ создает для торпеды электрические узлы, обеспечивающие работу ракетного двигателя, и систему управления. И в случае успешной трансформации научно-технических идей в боеспособное изделие станет четвертой в мире. Оружие, действительно, уникальное. Не случайно американцы долгое время не верили в возможность его создания, несмотря на получаемые данные от своей разведки о проведении сверхсекретной ОКР. Ракето-торпеда "Шквал" была разработана в рамках работ по теме скоростного подводного оружия, против которого были бы бессильны все существующие средства защиты.
В то время особенную актуальность приобрела проблема борьбы с американскими авианосными ударными группами АУГ , которые были хорошо прикрыты как с воздуха - за счет своей авиации и кораблей обеспечения, так и под водой, где "слепые" зоны "сонаров" прикрывали многоцелевые субмарины. Подобраться незамеченным к такой цели на дистанцию торпедного залпа было нелегкой задачей, но, даже если это удавалось, корабли группы вполне могли бы уйти от торпед. Во-первых, современные средства обнаружения позволяют эффективно засекать точку пуска торпед и оперативно предпринимать ответные действия. Во-вторых, скорость хода торпед относительно низкая, так что при пуске с большой дистанции свыше 10 километров у кораблей противника есть время сделать противоторпедный маневр. Существует масса средств противодействия торпедам - от "шумелок", которые обманывают головку самонаведения которая реагирует на звук винтов надводных кораблей до обстрела торпеды специальными боеприпасами, взрывающими боевую часть. В связи с этим было решено разработать такую торпеду, среагировать на которую враг не успеет, и которая гарантированно поразит цель при выходе на позицию атаки.
Так родилась идея ракето-торпеды, которая двигалась бы под водой со скоростью 300-350 километров в час, почти как легкий самолет. Разработка «Шквала» началась в 1960 году в НИИ-24 ныне — Государственное научно-производственное предприятие «Регион», входящее в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение». Первый опытный образец торпеды был построен уже в 1964 году. Тогда же и начались его испытания на озере Иссык-Куль, а через два года — на Черном море в районе Феодосии. Испытания были признаны неудовлетворительными. И конструкторы, шаг за шагом, учитывая накапливаемый отрицательный опыт, создавали все новые и новые модели.
Однако наибольшее беспокойство в Пентагоне вызывает дальность действия торпеды, которая составляет 7000 метров, пишет «Газета. Осборн отмечает, что единственным способом для кораблей ВМС США предотвратить угрозу со стороны торпеды «Шквал» является обнаружение российской подлодки до того, как она сможет выпустить боевой заряд. Как ранее сообщала «Свободная пресса», по словам британского наемника, русские артиллеристы чертовски хороши.
Однако максимальная скорость "Шквала" достигает до 200 узлов около 370 километров в час. Развивать такую скорость торпеде позволяет ракетный двигатель. Кроме того, советские и российские инженеры решили проблемы сопротивления воды — при движении "Шквала" вокруг снаряда происходит нагрев воды до состояния пара. Таким образом, торпеда фактически движется в паровом пузыре. Ну и главным показателем эффективности снаряда является то, что "Шквал" гарантированно способен уничтожить любую цель, так как торпеда оснащена ядерной боеголовкой. Как подытоживает автор статьи, подобное оружие способно "в одночасье покорить весь мир".
В «Шквале» применялся ракетный двигатель. При этом даже ему достигать высокой скорости мешало сопротивление воды, отметил обозреватель.
Решением стало превращение воды в пар за счет отвода горячего выхлопа торпеды из носовой части. Во время движения перед боеприпасом создается тонкий пузырь пара, что позволяет значительно снизить сопротивление. Данная технология обладает своими недостатками в плане маневренности, поскольку изменение курса способно вывести часть торпеды за пределы пузыря. Однако при ядерном заряде боеголовки имевшихся показателей «Шквала», который поступил на вооружение в 1978 году, было достаточно, при том, что максимальная дальность стрельбы составляла 6,8 километра.
Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)
- Шквал (скоростная подводная ракета) | это... Что такое Шквал (скоростная подводная ракета)?
- Возможные модификации
- Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)
- Быстрее любого корабля. Подводная скоростная ракета «Шквал» | Пикабу
- Главный конструктор Раков Евгений Дмитриевич | Русская DARPA
СМИ США признали подводную ракету РФ «Шквал» одной из лучших в мире
Российская ракета «Шквал» названа лучшим оружием подводной войны | Суперкавитирующая торпеда ВА-111 «Шквал» российской разработки разрушает действовавшую прежде парадигму подводной войны и повергает в шок способностью двигаться в шесть раз быстрее любых других аналогов. |
Самую скоростную российскую торпеду «Шквал» решено модернизировать: nnils — LiveJournal | Дело в том, что ранее на этом же предприятии была создана ракета "Шквал", способная развивать под водой скорость 100 метров в секунду. |
Есть ли торпеда опаснее "Шквала"? (ФОТО, ВИДЕО) - Технополис завтра | Принцип применения «Шквала» Применение данной подводной ракеты заключается в следующем: носитель (корабль, береговая ПУ) при обнаружение подводного или надводного объекта отрабатывают характеристики скорости, дистанции, направление движения. |
Советская подводная ракета "Шквал" | Это самая быстрая подводная ракета в мире. |
Есть ли торпеда опаснее "Шквала"? (ФОТО, ВИДЕО)
Журналисты американского издания The National Interest опубликовали большую статью, посвященную российскому комплексу со скоростной подводной ракетой ВА-111 «Шквал». О технических характеристиках торпеды «Шквал» известно, что она оснащена подводным гидрореактивным двигателем и способна развивать скорость до 370 км/ч, что является наивысшей скоростью для ракет подобного класса. Издательство 19FortyFive заявило, что российская скоростная торпеда ВА-111 "Шквал" представляет угрозу кораблям и подлодкам ВМС США. Скорость данной ракеты составляет 370 километров в час, что в превышает скорость других ракет в четыре раза. В «Шквале» применялся ракетный двигатель. Журналисты американского издания The National Interest опубликовали большую статью, посвященную российскому комплексу со скоростной подводной ракетой ВА-111 «Шквал».
Скоростная подводная ракета "Шквал-Э"
Пресс-релизы Российская ракета «Шквал» названа лучшим оружием подводной войны Российская ракета «Шквал», которая предназначена для поражения подводных целей, в том числе субмарин, названа одним из лучших видов вооружения этого типа, как сообщает РИА Новости, она попала в рейтинг американского издания We Are The Mighty. Его авторы, в частности, пишут, что «Шквал» передвигается в воде, подобно торпеде, при этом создает «воздушный карман», который уменьшает трение и позволяет ракете практически «пролетать» под водой на очень высокой скорости.
В следующие десятилетия торпедное оружие активно развивается, появляется даже особый класс кораблей — миноносцы, основным вооружением которых становятся торпеды. Торпеды активно использовались в ходе Русско-японской войны 1905 года, большая часть российских кораблей в Цусимском сражении была потоплена японскими миноносцами. Первые торпеды работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, что делало их использование менее эффективным.
Такая торпеда оставляла за собой хорошо заметный след из пузырьков газа, что давало атакованному кораблю возможность увернуться от нее. После Первой мировой войны начались разработки торпеды с электродвигателем, но сделать ее оказалось весьма непросто. Воплотить эту идею в жизнь смогли только в Германии перед началом следующей мировой войны. Современные торпеды представляют серьезную угрозу для любого надводного корабля и подводной лодки.
Они развивают скорость до 60-70 узлов, могут поражать цели на расстоянии более ста километров, наводятся с помощью гидролокатора или используя физические характеристики судна. Также широко распространены торпеды, которые наводятся по специальному оптоволокну с надводного судна или подлодки. В 60-х годах прошлого столетия в СССР началась разработка необычной торпеды «Шквал», которая кардинально отличалась от любых аналогов. Через год начались испытания на озере Иссык-Куль, доработка изделия заняла более десяти лет.
В 1977 году ракето-торпеду приняли на вооружение, сначала она имела ядерную боевую часть мощностью 150 кт, затем торпеда получила боеголовку с обычным взрывчатым веществом. Она и сегодня находится на вооружении российских ВМС. В России был произведен экспортный вариант — «Шквал-Э». Ее стоимость 6 млн долларов.
Есть информация о создании новой, более совершенной модификации реактивной торпеды, которая имеет больший радиус действия и более мощную боевую часть. Следует отметить, что информации о «Шквале» довольно мало, многие сведения до сих пор являются секретными. Еще нужно сказать, что мнения об этой торпеде вернее, об эффективности ее применения весьма разнятся. В прессе обычно говорят о «Шквале», как о супер-оружии, но многие эксперты не поддерживают эту точку зрения, считая «Шквал» бесполезным в реальных боевых условиях.
Основным уникальным отличием «Шквала» от других торпед является ее немыслимая скорость: она способна развивать под водой более 200 узлов. Достигнуть таких показателей в водной среде, которая имеет высокую плотность весьма непросто. Изюминкой «Шквала» является его двигатель: если обычная торпеда движется вперед за счет вращения винтов, то «Шквал» в качестве силовой установки использует реактивный двигатель. Однако для развития такой немыслимой скорости под водой недостаточно и реактивного движителя.
Для достижения таких скоростных показателей «Шквал» использует эффект суперкавитации, во время движения вокруг торпеды возникает воздушный пузырь, который значительно уменьшает сопротивление внешней среды. Конструкция и принцип работы Конструкция торпеды М-5 на фото: Торпеда движется в толще воды под действием тяги гидрореактивного прямоточного двигателя. Двигатель с гидрореагирующим топливом, стартовый и маршевый. Стартовый РДТТ за 4 секунды разгоняет торпеду до крейсерской скорости, а затем отстреливается.
Далее продолжает работу маршевый двигатель, импульс данного двигателя достигается путем применением заборной воды в качестве рабочего материала и окислителя, а топливом использовали гидрореагирующие металлы алюминий, магний, литий. Кавитатор торпеды. Из-за огромного сопротивления воды торпеда не могла обеспечить высокую скорость, даже посредством ракетного двигателя. Прорывом в военных технологиях стал эффект кавитации в газовом пузыре, окружающем корпус в торпеде «Шквал».
Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды. Кавитатор представляет собой пластинку с заточенными краями немного наклоненную к оси торпеды во фронтальном сечении он круглый для создания подъемной силы на носу на корме подъемная сила создается рулями. Чтобы получить газовый пузырь нужный размеров, в «Шквале» используется дополнительный наддув. Сразу за кавитатором в носу торпеды расположен ряд отверстий, через которые специальный газогенератор выдает дополнительные порции газов.
Корабль произвел условный залп торпедами, передает « Национальная служба новостей ». Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA.
Подобные работы носили, как правило, военный характер и результаты не афишировались. Нажать для увеличения. Долгое время у российского "Шквала" не находилось конкурентов, и за ноу-хау в этом деле охотились многие разведки мира. В 2000-м, напомним, случилась шумная шпионская история с долгим судебным разбирательством, где засветились профессор МГТУ им. Американец, получивший в России 20 лет тюрьмы, был в декабре того же года помилован. Спустя пять лет, в середине 2005-го, Германия заявила, что обладает торпедой "Барракуда", которая использует тот же принцип кавитации, что и "Шквал". Но китайцы, если верить South China Morning Post, пошли гораздо дальше. Они, образно говоря, взобрались на плечи российских учителей явных и неявных , прикинули, сколько будет напрямую от Шанхая до Сан-Франциско, и говорят: построим не торпеду, а подводную лодку, которая за два часа!
Ракета шквал
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия. Новый метод соединения листов металла для судостроения. Российская скоростная торпеда ВА-111 «Шквал» создает угрозу для кораблей и подводных лодок ВМС США, заявил в статье для 19FortyFive военный аналитик Крис Осборн. советская подводная ракета (ракета-торпеда) "Шквал", которая развивала скорость 340-370 км/ час в зависимости от плотности водной среды. Смотреть что такое "Шквал (скоростная подводная ракета)" в других словарях: Ракета-торпеда — противолодочная одноступенчатая твердотопливная ракета, доставляющая в район цели боевую часть малогабаритную самонаводящуюся торпеду. Достоинства скоростной подводной ракеты очевидны: движущийся со скоростью в 200 узлов в час (375 км/ч) снаряд поразит любой корабль прежде, чем тот сможет применить средства самообороны. В «Шквале» применялся ракетный двигатель.