Известный подмосковный священник и блогер Павел Островский поучаствовал в богослужении и призвал верующих держаться подальше от соцсетей, меньше говорить и больше молиться. Маргарита стала женой Павла Островского не только из-за первоначальной симпатии, но и благодаря возникшей любви и общности взглядов, которые привели её к вере. о том, почему Крещение нельзя воспринимать как традицию погружаться в морозные купели. Павел Константинович Островский — священник Русской Православной Церкви, телеведущий, автор книг, блогер в Instagram, интернет-миссионер. Отец Павла Островского окончил математическую школу в столице СССР, позже поступил в Институт электронного машиностроения.
Священник Павел Островский — о том, какой должна быть правильная жизнь
Священник Павел Островский, Как молиться, если жена не хочет детей?, СЫН СВЯЩЕННИКА ИЗ УКРАИНЫ/НЕ ХОЧУ ЖЕНИТЬСЯ/НЕ ВЕРЮ, КАК В ДЕТСТВЕ/ВОПРОСЫ К ПРАВОСЛАВИЮ, Счастье НЕ в детях ЛЮБИТЬ МУЖА и наоборот БОЛЬШЕ ЧЕМ ДЕТЕЙ. о. #АндрейТкачев. «Жена у меня никуда не лезет, советов никому не дает, подруг, по сути, не имеет и в соцсетях не появляется», — написал полушутя священник Павел Островский. 23 февраля на площадке ярмарки священник Павел Островский провел встречу с общественностью г. Астрахани и гостями выставки. Иерей Павел Островский, настоятель Георгиевского храма в Нахабине Красногорского района, ведет активную миссионерскую деятельность — на его страницы в соцсетях подписаны сотни тысяч человек.
Что еще почитать
- Муцениеце со слезами на глазах о пережитом во время суда с Прилучным — ужас и стыд
- Священник Павел Островский: Об «исповедях бывших»... | Православная газета
- Отец Павел Островский: «Поливать свою страну грязью из-за границы – это хамов грех»
- Мы в соцсетях:
- Муцениеце со слезами на глазах о пережитом во время суда с Прилучным — ужас и стыд
- Pavelostrovski
Откровения священника. Павел Островский о настоящей любви, полезном браке, лихих деньгах и смерти.
Когда на проповеди они слышат слова «благодать», «милость Божия», «грех», «страсть», большинство не понимает, что они по-настоящему значат. Ну, в общем, грех, страсть — это плохо, а милость Божия и благодать — это хорошо. То есть мы за все хорошее, против всего плохого. А так вот спросите воцерковленных христиан, кто был первым — Авраам или Моисей, они вряд ли ответят, потому что особо никто Библию не читал. Но когда люди стали приходить в храм, призванные через интернет, то есть когда стали появляться плоды, то и отношение к миссии в интернете стало меняться. Онлайн тебе внимают все подряд, ты находишься на всеобщем обозрении, любая твоя ошибка может быть использована против тебя. Поэтому, мне кажется, выходить онлайн на всеобщее обозрение может только тот человек, который на это место поставлен свыше, то есть Священноначалием, который знает, что за свою деятельность, если понадобится, он будет отвечать, и который к этому призван Богом. Я смотрю со стороны, как многие миряне и священники занимаются, как им кажется, миссионерством, и понимаю, что если ты скучно рассказываешь о Боге, то ты плохо рассказываешь о Боге. Если после общения с тобой у человека появляются тоска и скука, то какой-нибудь протестантский проповедник, который может нести откровенный бред, но делает это живо и весело, будет лучше восприниматься человеком, не очень сведущим в вопросах веры.
У нас главным миссионером был апостол Павел, который говорил, что «для иудеев я был как иудей, для эллинов как эллин, я стал всем для всех, чтобы привести к Господу хотя бы некоторых». Если ты можешь неверующим людям на их языке рассказывать о Боге и они в итоге начинают интересоваться Православием, значит, у тебя это дарование есть. Но если ты не вызываешь интереса у неверующей или нехристианской аудитории, у тебя не получается на их языке доносить Слово Божие, то, значит, у тебя просто нет миссионерского дара. Раз нет — значит, нет. Как говорил апостол Петр, каждый должен служить тем даром, который дал Господь. Я вот, например, точно знаю, что у меня нет богословского дара, поэтому я никогда не затрагиваю богословские темы. Нужно учиться слушать людей, потому что даже если человек не христианин и в Бога не верит, то это совершенно не означает, что он плохой человек. Необходимо уметь выслушивать, находить что-то хорошее в человеке и пытаться это развивать.
Миссионер — это не тот, кто постоянно говорит, а тот, кто внимательно слушает человека и старается его понять. Для меня это стало очевидным, когда я прочитал про миссию святителя Николая Японского, который говорил: сначала полюби человека, потом дождись, когда он тебя полюбит в ответ, а потом расскажи ему о Христе. Понятно, что полюбить человека — это в первую очередь его понять. Потом дождаться, когда он начнет тебе доверять, только уже потом ему говорить о Христе. Как быть в этой ситуации миссионеру? То есть много учителей, а отцов мало. И эти его слова сегодня особенно актуальны. У нас действительно на каждом шагу коучи от англ.
Кругом одни пестуны. Но от этого в человеческой жизни не становится больше тепла и смысла. А людям, бывает, просто не хватает банального дружелюбия, в том числе и на приходах. Иногда не нужно долго что-то рассказывать, надо быть просто отцом, то есть проявить к человеку теплое отеческое отношение. И оно станет лучиком света в этом потоке суеты, люди на это сразу откликаются. Сегодня для миссионерства самое благодатное время.
Толкование Святого Никодима Милаша на 72-ое правило 6-го Вселенского Собора 4 При этом же случае если неверующая сторона не согласилась крестить и воспитывать детей в православии, то верующая сторона имеет право на второй брак.
Толкование Святого Никодима Милаша на 72-ое правило 6-го Вселенского Собора 5 Если муж узнает, что жена его намеренно умертвила плод в утробе, то он имеет право требовать, чтобы брак с нею был расторгнут. Эта бракоразводная причина имеет силу и ныне в православной церкви. Толкование святого Никодима Милаша на 2-ое правило Василия Великого user-fo1md1zm9 Точно, так написано? Вы уверены?
Она моя, тебя в ней нет. И этот человек, безусловно, безбожник. Я ему говорю: вы уже верующий. Его слёзы — свидетельство того, что, если бы он встретил Господа, он бы сказал ему, конечно, «да».
И пошел бы за ним. Вот это сердечное расположение по отношению к Богу определяет, кто есть кто. А если любви не будет, то она просто лишилась свободы. Если серьезно, то понятно, что женщина, вступая в брак, лишается всего, но она может приобрети некую новую жизнь. Это зависит уже от мужа. Если муж будет добрый, если он будет её любить, терпеть, она будет счастлива. Также Господь терпит нас. Когда мне приходится терпеть свою жену, можете не переживать: ей приходится меня терпеть тоже, я себя успокаиваю и говорю: я явно терплю меньше, чем Христос от меня.
Моя жена даже больше старается по отношению ко мне, чем я по отношению ко Христу. Моя жена потеряла свою свободу, но она всё-таки приобрела иную — семейную — жизнь. Самое унылое зрелище — наблюдать христиан, завидующих тем, кто не христиане. Мы же и злимся зачастую на грешников не по той причине, что мы праведники, нам просто завидно. Мы в субботу вечером на службе, а они водочку пьют или на дискотеке веселятся. Или Ксению Анатольевну Собчак слушают. Как им хорошо! Или сериал смотрят.
Или матом ругаются сколько хотят. Еще завтра рано вставать, каноны перед причастием читать. Тоска зеленая. Менее трагичное — сравнивать с другими девчонками, вот это сидение на двух стульях, ты будешь несчастлив в браке, пока ты сравниваешь. Любовь не может быть будущей, любовь даже не может быть прошлой. Любовь только в настоящем. И ведь мы же постоянно это произносим: мы говорим: настоящая любовь, настоящая радость, настоящий покой. Настоящее сострадание.
Настоящая свобода. Потому что она не настоящая. С ней юноша общается и думает: что-то в ней не то. Она вся в планах и мыслях. И он понимает: а она же не со мной. Если девушка недовольна своим существованием без мужа, она не будет довольна своей жизнью с мужем. Девушка, которая живет в браке и не имеет детей, если она не довольствуется своим состоянием, скорее всего, она не будет рада и детям. Ведь сколько мам не рады своим детям, они их любят, но не рады.
Ребенок ушел в школу, мама выдохнула облегченно: она, конечно, его любит, она не хочет, чтобы он умер, но она рада, что он ушел. Она была недовольна без брака, в браке, когда есть дети, она постоянно всем недовольна. Выплатила ипотеку? Тамара Васильна, собирайся! Есть такая очень большая ложь, что жены пилят своих мужей. Конечно, жены пилят своих мужей, но ложь заключается в том, что мужья тоже пилят своих жён. В этом смысле мужчины более обидчивые. Приходит мужчина: батюшка, как мне найти девушку, все они какие-то странные.
Можешь поставить крест: у тебя никогда не будет нормальной жены. Ты уже находишься в неадекватном состоянии, потому что, наблюдая прекрасных женщин, грешных или праведных, ты в них не видишь хорошего. Очевидно, что любая жена будет раздражать своего мужа. Даже самая прекрасная. Если сейчас, когда они еще не твои жёны, еще не начали тебя пилить, даже в них ты не видишь прекрасного, то что будет с женой, которая тебе довольно быстро приестся, она же тебя заключит под стражу, потому что брак заключается, если кто не знает, жена заключает мужа под стражу и потом очень внимательно за ним смотрит, чтобы он не грешил. Представь, что ты живешь с тюремщиком, да, он может быть симпатичным какое-то время, а потом булочки с маком сделают своё черное дело зато она может стать доброй … Мужья когда говорят: у меня жена злая, я говорю: начни её откармливать, может, станет добрая. Но это не точно. Может еще злее стать.
Особенно сейчас, когда появилось такое количество коучей, которые говорят: «запросы во вселенную», «визуализируй себе» и так далее. Визуализируй себе гроб. Вот это гениально. Потому что вот это точно будет. Именно так поступали наши опытные предки, когда гроб ставили себе на чердак. В нем лежали вещи, гробовые деньги, и это было правильно. Это было деловое отношение к тому, что точно произойдёт. Все остальное неточно.
Несчастные люди, которые живут в мечтах, фантазиях, потом впадают в депрессию. Они постоянно ждут, когда что-то хорошее произойдет, а оно происходит, на самом деле. Хорошее происходит прямо сейчас, просто ты находишься в состоянии смерти, слепоты. И Господь такой: «Окей». И весь храм забрал. Чего людей томить. Тогда получается, не надо петь. Тогда надо петь: ожидаю зарплаты, хорошей безбедной жизни, и в старости, когда все от меня устанут, тогда — смерти.
Толкование Святого Никодима Милаша на 72-ое правило 6-го Вселенского Собора 4 При этом же случае если неверующая сторона не согласилась крестить и воспитывать детей в православии, то верующая сторона имеет право на второй брак. Толкование Святого Никодима Милаша на 72-ое правило 6-го Вселенского Собора 5 Если муж узнает, что жена его намеренно умертвила плод в утробе, то он имеет право требовать, чтобы брак с нею был расторгнут. Эта бракоразводная причина имеет силу и ныне в православной церкви. Толкование святого Никодима Милаша на 2-ое правило Василия Великого user-fo1md1zm9 Точно, так написано?
Вы уверены?
Павел Островский дал интервью корреспонденту ГТРК "Орел"
Интервью" рассказывает Павел Островский, священник-миссионер (Москва). Павел Федорович Островский (1807-1876) – дядя Александра Николаевича Островского со стороны отца. Об этом Лайфу сказал священник Павел Островский, комментируя глубокое декольте артистки во время венчания в храме. Биография Подкасты Новости. Павел Островский. Павел Островский. О персоне. Главные новости о персоне Павел Островский на Павел Константинович Островский — священник Русской Православной Церкви, телеведущий, автор книг, блогер в Instagram, интернет-миссионер.
Павел Островский: «И всё на самом деле хорошо»
Признаю: часто для рекламы мы прибегаем к методам, которые можно назвать эпатажными, не избегая шок-контента и слов на «б» и «х». Но в этот раз мы работаем без этого — во-первых, сам Павел Островский, не будучи ханжой, всё же не одобрил бы такую кампанию. Во-вторых — это противоречило бы самой сути кампании. Мы рассказываем о хорошем, добром человеке с чувством юмора — и хотим, чтобы о нём сложилось правильное представление. В итоге концепция весёлой, но теплой, человечной подачи была одобрена отцом Павлом — и мы приступили. Основываясь на вышеперечисленном, мы сделали 7 размещений у самых конверсионных блогеров с живой думающей аудиторией. Бюджет: ок.
Для начала неплохо! Купить рекламу Отключить Мы все знаем, что это интернет, и здесь могут послать на … В общем, послать. В комментариях разгорались живейшие дискуссии, в которых нашего протеже обвиняли: в желании нажиться на подписчиках в аккаунтах батюшки нет рекламы, он ничего не продаёт и лишь изредка репостит информацию о благотворительных сборах ; в том, что он не настоящий священник информацию о том, что Павел Островский — настоятель Нахимовского храма проверить элементарно, если кому-то недостаточно фото и видео ; в том, что «У нас в Курганской области батюшка в храме комфорту захотел — пять кондиционеров поставил и пару сплит систем, кароче проводка не выдержала, и нет больше храма! Туда со всего уральского региона ездили — пропала кормуха! Им все равно, как в своё болото души тащить». Были и положительные отзывы и их гораздо больше, чем негативных , в которых и атеисты, и христиане, и мусульмане с теплом отзывались именно о юморе инста-батюшки и его человеческом — а не «ультраправославном» — отношении к людским проблемам.
Комментарии говорят о том, что инста-батюшка интересен людям. Поэтому начало кампании можно было бы считать вполне успешным… И тут случился УПС В процессе раскрутки возникло обстоятельство, которое едва не свело на нет все труды. Возможно, диавол обиделся на Павла Островского. А может, инста-батюшку «заказали» религиозные фанатики, которым не понравился его стиль старого доброго тролля и шутки на грани фола. Так или иначе — батюшкин аккаунт в Инстаграм… взломали и «увели». И, пока оперативная и внимательная сарказм размером с Казахстан техподдержка Instagram разбиралась, Павел Островский продолжал общаться с подписчиками — в другом своем инстаграм-аккаунте и на канале в Телеграм.
Правда, батюшкин Телеграм-канал больше про «поразмышлять» — там он обычно публикует более серьёзные вещи. А за «поржать» надо идти в сторис в Инстаграм Павла Островского — вот там весь концентрат батюшкиного юмора. Какое-то время батюшкин Инстаграм был заблокирован, и часть работ пришлось прекратить. Кстати, чтобы с вами не случилась такая оказия, слушайте мудрость напрямую от американской поддержки Инсты. Если кто-то целенаправленно решит «сломать» ваш аккаунт, это можно сделать с помощью «крота» — перехватчика.
Какой смысл в том, что ты себя бичуешь?
Когда знаешь Закон Божий и совесть тебе подсказывает, мол, вот это должен сделать, потому что так правильно, или, наоборот, обличает тебя. Наша совесть — навигатор, а Закон Божий — карта, которую мы в него загружаем. Добро для христианина — жизнь по закону Христа. И если не хочешь жить по нему, это само по себе зло. Бывает, впал человек в недопустимые отношения до брака и оправдывает это, что в разы хуже. Еще святые в древности предупреждали: не надо воевать с Богом.
Если не веришь в Него, тогда еще можно понять. Но если веришь, исполняй закон Его хотя бы из страха. Об этом говорил и царь Соломон: «Начало премудрости — страх Господень». Начало мудрости — это когда ты осознал, что Бог сильнее тебя. Один человек задолжал царю десять тысяч талантов, и царь простил ему это. Людям просто нечем заняться.
И вам самим в этом принципиально не надо участвовать. Христос говорит: «Не давайте святыни псам и не метайте бисер перед свиньями». Если у тебя есть нечто драгоценное — например, ты веришь в Бога — это твоя святыня, скрой ее.
Настоятель Георгиевского храма в посёлке Нахабино Красногорского района Московской области иерей Павел Островский приобрёл популярность после выхода телепередачи «Ответ священника». Батюшка занимается миссионерской деятельностью в интернете, ведёт каналы в Телеграме и на Ютубе, руководит созданной им же благотворительной группой «Добрые дела». Отец Павел рассказал Елене Оя о том, чем опасен искусственный интеллект, почему православие раздражает либералов, и о многом другом. Опасности нейросетей — Отец Павел, вас называют инстабатюшкой. Понятно, что любая цифровая площадка для вас родная. Но недавно вы заявили, что нейросети — это новое испытание, с которым нам придётся столкнуться.
Что нового? Елена, мы с тобой из поколения, которое выросло в офлайне, мы родились, когда не было интернета. Мы вообще не понимали, что такое «онлайн». Мы в этом полностью выросли, без интернета. В этом смысле мы не можем понять поколение, которое родилось в онлайне. То есть, например, мои дети и твой сын, [когда] родились, уже видели человека с телефоном. И как это скажется в их жизни, особенно в том, как они будут своих детей воспитывать, мы этого ещё не знаем. Поэтому никто ещё интернет не пережил — он появился у нас в конце 1990-х годов. Мы его ещё не пережили, поэтому ещё рано говорить.
Технологии развиваются очень быстро, а осмысляем мы их явно очень медленно. Неслучайно даже всякие ИТ-гиганты стали говорить, что, ребят, давайте тормозить. Уже стали бояться. Но я реалист. Я думаю, что никто ничего тормозить не будет. Потому что всё равно есть и гонка вооружений, есть гонка в технологиях, никто ничего не будет тормозить. Но, мне кажется, это определённая могила, в которую мы, человечество, скатываемся. А когда человек находится в онлайне, он не только сам не живёт, но он ещё и не замечает того, что находится полностью под контролем. Потому что ты живёшь в мире технологий, и против тебя работают уже не только информационные технологии, но и политические технологии, и всё остальное.
Ты очень легко управляем. Вот есть у нас такое гордое наименование человека — homo sapiens, «человек разумный». А здесь будет у нас такой «homo виртуальный», просто виртуальный хомяк, которым можно будет легко управлять. В моё время многие ребята любили смотреть всякие страшилки, ужастики и всё остальное. В принципе, это плохо сказывается на психике многих людей. Сейчас известно, что многие подростки, старшеклассники, студенты любят смотреть всякие треш-стримы и так далее. Это очень популярно. Слава Богу, у нас в России вроде пытаются это запретить, может, даже запретили. Теперь представь нейросети, помноженные на виртуальные технологии, VR.
Самое главное — это всё уже есть. То есть нейросети умножаешь на виртуальную технологию — и тебе будет создано видеоизображение. Когда-то это станет доступным для всех, как телефоны стали. И ты себе создаёшь видеоизображение, скажем, родного человека и можешь с ним делать всё что угодно — резать там, мучить его. Если что-то пошлое — раз, себе подругу создал, какую ты хочешь, и можешь делать с ней всё что угодно. Представляешь, как это заманчиво, насколько ты с головой в это всё будешь уходить? Это и меня касается, и тебя, и вообще всех-всех людей. Уже сейчас есть эта проблема. Неслучайно появилось так называемое экранное время.
То есть уже сами эти ИТ-гиганты говорят, что, ребята, нужно как-то всё-таки в реальной жизни тоже жить. А тут в случае с нейросетями и VR — прим. Всё это потом умножаем на дополненную реальность, AR-технологии, которые тоже уже есть, просто они не внедрены повсеместно. Когда ты будешь всё у себя чуть ли не в квартире делать. И самое главное — всё это [позволит] легко потом человеком управлять. Что делать? Ведь есть возможность запретить, а есть возможность научиться с этим жить. И уже тогда я, понимая, что никто ничего тормозить не будет, для себя принял решение, что не надо жить по принципу «Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!
Нужно просто на своём месте трудиться. Как говорил Марк Аврелий, делай что должно, и будь что будет. У меня есть приход. Я прихожанам стараюсь говорить о том, что нужно жить в офлайне, и создаю для них возможности жизни в офлайне. Это касается подростков, взрослых людей. У нас есть женский клуб — девчонки собираются в реальной жизни. У нас есть подростковый клуб — раз в неделю ребята собираются. То есть 12 часов каждую неделю они проводят в офлайне, без телефонов и так далее. То есть я ребятам показываю, что есть реальная жизнь.
В масштабах города, страны я даже не мыслю. Никто ничего делать глобально не будет. Я думаю, что и так понятно, что в большинстве своём люди провалятся в это зависимость от нейросетей — прим. Церковь и цифровизация — Есть ли какая-то сформулированная позиция РПЦ по цифровизации? Очень многие говорят, что Церковь как бы в оппозиции всё время. Глобально нет. Есть различные, в том числе и официальные обращения по поводу цифровизации, вопросу свободы, безопасности данных. Об этом, правда, много говорилось. Может, я ошибаюсь — пусть простит меня начальство, — но я не помню, чтобы у нас на самом высоком уровне так предметно, серьёзно обсуждался вопрос онлайна.
Я прямо говорю людям, что сидение в онлайне приносит вред, это именно смертный грех. Смертный грех — в том смысле, что это убивает твою духовную жизнь. Духовная жизнь может быть только в офлайне. Господь ждёт от нас, чтобы мы любили. Любить можно только в реальности. Ты не можешь онлайн любить. Ты даже в будущем времени не можешь любить и в прошлом не можешь любить. Только вот здесь и сейчас, прямо в реальности. Соответственно, из-за того, что люди просто только в онлайне находятся, они не читают Священное Писание, не творят добрых дел в реальности.
Вживую не общаются с жёнами, мужьями, детьми, родителями. Это даже внутри воцерковленной среды. Что же говорить о том, что вне Церкви происходит. На мой взгляд, это должно было быть озвучено. Хотя бы озвучено. Смотри, в нашей стране очень много прелюбодеяний, то есть очень много людей изменяют друг другу в браке. И Церковь прямо говорит: прелюбодеяние — это зло. Человек, который прелюбодействует, не считает себя христианином. Человек, который прелюбодействует, не может причащаться и так далее.
Например, про всё это ЛГБТ и так далее мы чётко говорим: содомия — это грех, человек, который живет в содомском грехе, не является христианином, не может причащаться, это прямо озвучено. В случае с онлайном — как будто несерьёзно, как будто это что-то такое неважное. На мой взгляд, это должно быть просто хотя бы озвучено, чтобы люди понимали: вот эта планочка — к ней нужно стремиться. А когда все технологии будут развиваться, становиться ещё более соблазнительными, ещё более такими приятными, хотя это зло, яд не может быть приятным, то, в моём понимании, это могила. Не в том смысле, что человек должен умереть. Ведь не обязательно физически умереть. Человек может умереть и так. Просто овощ. Что изменится?
Тут дело даже не только в патриархе — он не является высшим авторитетом. Высшим авторитетом является Поместный Собор Русской православной церкви. Например, когда было 2000 лет от Рождества Христова, был у нас Поместный Собор в честь этого события. Там был принят документ «Социальная концепция Русской православной церкви». Это соборный документ. Мы на него ссылаемся. Например, был в своё время соборно сделан документ, называется «Об участии верных в Евхаристии» — то есть о том, как нужно готовиться к Святому Причастию. Мы на этот документ можем ссылаться — он соборный, он имеет определённый авторитет. Когда я, священник Павел Островский, например, на приходе что-то говорю, конечно, для некоторых я авторитет.
Но в целом для страны я просто священник. Это не авторитет. У нас Церковь — соборная. Это у нас в определении Церкви написано: единая, святая, соборная, апостольская. И, мне кажется, с учётом скорости развития технологий мы тоже должны очень скоро [реагировать]. А не так, что спустя 15 лет, когда уже все в этом погрязнут, мы соберём Собор, об этом что-то скажем. Нет, это сейчас нужно делать. Когда только-только развивается. Вы что ей отвечаете?
Бывает такое, что мама запрещает: иди в кубики поиграй или в куклы, иди порисуй. Такое ощущение, что просто сбагриваешь куда-то. Естественно, будут тайком всё это делать. Подумать, какая альтернатива. Причём нужно понимать, что альтернатива должна быть хоть немного привлекательна. И поэтому большинство их сверстников предоставлены сами себе — они с ними общаются, друг на друга смотрят. Надо показать ребёнку альтернативу. Если ты хочешь, чтобы ребёнок у тебя ходил по улице, гулял, тебе нужно сначала с ним самому погулять. Сам он не пойдёт.
Если хочешь, чтобы он полюбил рыбалку, придётся на рыбалку с ним съездить. Но в чём проблема — родители сами сидят в телефоне, в планшете, перед телевизором. Сидит папа у телевизора, почёсывает пузико: «Нельзя в гаджетах сидеть, совсем как зомби будешь». Сынок посмотрел на папу: «Да, я понял, про что ты говоришь». Папа — сам зомби. Папа от себя уже ничего не говорит. Папа что посмотрел — то и вещает теперь семье. Дети же тоже всё это видят. Я не хочу сказать, что у нас всё потеряно, но мы идём в эту сторону.
Ещё раз: когда я говорю про могилы, я говорю про духовную смерть. Потому что реальная жизнь — это только офлайн. Не подумайте, что я старомодный — я сам пользуюсь современными технологиями. Можно для образования их использовать, для работы — никаких проблем. Но, к великому сожалению, есть же целая индустрия развлекательная. Она приносит огромный доход. Компьютерные игры — посмотрите, сколько разработчики получают, какие у них прибыли. Психологи работают, штаты целые, чтобы ребята дальше сидели в этом. И вся эта развлекательная индустрия, конечно, будет использовать все эти современные технологии.
Даже когда ты общаешься через какую-нибудь социальную сеть, это всё равно хоть чуть-чуть, но общение. Ты немножечко подождал, пока он пошёл, кофе попил, не сразу тебе ответил. Где-то он там ответил тебе плохо, неудачно. Потому что реальная жизнь состоит из немощных людей, из слабых людей — а тут тебе, понимаете, идеал. Я не буду называть название этой нейросети, хотя все, кто в теме, и так знают. Она тебе выдаёт прямо вот рассказ: ты ей там что тебе нравится — а она тебе рассказ. И тебе уже люди не нужны. Но ты же будешь в реальной жизни потом жить, с реальными людьми общаться. Общаясь со старшеклассниками, можно увидеть, что у них очень спокойное отношение к ЛГБТ-пропаганде.
Они довольно спокойно относятся к тому, что в стране, например, легализуют однополые браки. Протеста особого нет, если брать старшеклассников и студентов. И они в этом состоянии находятся достаточно давно. Конечно, сейчас, слава Богу, в нашей стране хоть какие-то блоки стали появляться, и сейчас, я очень надеюсь, постепенно мы эту ситуацию откатим обратно. Но представь, если бы в нашей стране этого [запрета] не ввели. Через десять лет у нас были бы однополые браки узаконены однозначно. Они бы подросли — те, кому сейчас 25-30 лет, — они бы к этому моменту стали уже занимать серьёзные посты, им было бы уже там 40, 45, и всё, это было бы продавлено с помощью ещё более активной пропаганды. Так в том числе продавили другие христианские страны. И если с ЛГБТ что-то у нас делается, то в случае с информационными технологиями у нас вообще никакого стопа нет.
Раньше было совсем нельзя, а сейчас вроде довольно лояльно относятся. Раньше люди, конечно, просто так не совершали неосмысленные действия, в том числе со своим телом. Чаще всего татуировки несли в себе религиозный смысл. Этот смысл был не христианский. Поэтому Церковь однозначно была против ещё в ветхозаветные времена. Даже прямо в Библии написано, что ничего на коже не рисуй, не наноси, не пиши и так далее. Потому что это было частью не истинной религии. Сегодня люди наносят тату в большинстве случаев без какого-либо смысла. Это или просто мода, или вследствие влюблённости, или вследствие каких-то особых переживаний.
Если мы говорим про какой-то глубинный смысл — философский, чтобы это прямо реально на всю жизнь… Ну, например, в Египте, если не ошибаюсь, копты делают себе татуировку-крестик. То есть это носит смысл глубинный. Он реально на всю жизнь. Ты христианин и умрёшь христианином. И поэтому, конечно, когда к нам сегодня приходит огромное количество татуированных людей, мы к этому относимся с определённым снисхождением. Это явно не самое худшее, что они в своей жизни сделали, — скорее больше глупость.
Электронная почта: info ogtrk. Телефон редакции: 8 4862 76-14-06. При полном или частичном использовании материалов гипер-ссылка на сайт обязательна. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
Что еще почитать
- Мы в соцсетях:
- Иерей Павел — потомственный священник
- 🎦 Похожие видео
- Островский против Турецкой: инста-батюшки против инста-абортниц
Павел Островский. Павел островский священник почему нет на канале спас?
В результате семейного кризиса мужчина начинает засматриваться на «добрых» молодых девиц — подчиненных на работе, заключил Островский. Ранее Островский перечислил эффективные методы работы со школьниками. По его словам, нельзя принуждать юную аудиторию к беседе со священником.
От хулигана до священника.
Я даже не понимал никогда, почему люди этого боятся. Смерти боятся как некоего момента, как перехода, а мы не заметим этот переход — никто из нас, потому что это — миг. Миг невозможно заметить.
А если уж от чего-то есть трепет — то что будет после, вот тогда стали появляться вопросы: а что вообще там; а если там что-то есть — то что; а может быть, и кто; и кто этот кто; и дальше вот эти вопросы, которые, в принципе, должен, где надо, ставить себе любой человек, — они стали появляться. Это был уже, можно сказать, духовный рост. То есть это был уже поиск Бога.
Аня Гусева была его невестой, они дружили с детства и всерьез планировали пожениться. Это случилось в 2004 году, 15 лет назад. Нечего сказать, друзья мои, особо, все мы здесь будем.
Надеюсь, что будем тоже, как и Аня, готовыми к встрече с Богом, потому что жила она в любви к Богу и ближним. Была ли это первая влюбленность, он и сам не знает. Они дружили семьями, дружили их братья и сестры.
Павел был четвертым и самым младшим в семье из братьев. Мои все братья знали ее брата, мы до сих с ним знакомы, и с семьей знакомы, общаемся по-дружески, когда встречаемся. Мы в воскресной школе учились в одном классе.
Мы могли вместе поехать она была шмотоницей в магазины. Это единственный человек, с которым я мог поехать в магазин, но при этом была такая строго православная. Сколько мы с ней общались несмотря на то, что мы уже жениться собирались, она мне один раз разрешила в щечку поцеловать.
День ее смерти он помнит смутно. Помнит дату, и что сообщил о трагедии старший брат. Вот есть такое слово интересное: «растерянный человек».
Растерянный — от слова «терять», такое какое-то пустое место, рваная такая рана появляется. Но это две вещи дало. Во-первых, с того момента я четко знал, что я смертный, что это все закончится, и что смерть рядом.
Смерть любимой девушки мгновенно отрезвила. Помнит, что после ее ухода впервые стал молиться и первые сорок дней читал Псалтырь. Пожалуй, это была первая в его жизни добровольная и осознанная молитва.
Я каждый день читал, и мне не нужно было заставлять себя. Я не понимал, что я произношу, но это было именно молитвой , именно обращением к Богу. Очень хотелось, чтобы у Ани было все хорошо.
Трагедия стала, как это нередко бывает, толчком и отчетом для духовного роста, хотя с жизненными приоритетами он определился далеко не сразу. Аня умерла, когда Павлу исполнился 21 год. За спиной была бурная хулиганская юность и без преувеличения — криминальное прошлое, и уж мысли о священничестве точно не возникало.
Это он сейчас благообразный добродушный батюшка, любимец телеканала «Спас», бабушек, женщин и молодежи. Никому и в голову не придет, что еще 20 лет назад он был хулиганом и задирой, скандальным футбольным фанатом и прогуливал уроки. Ну, во-первых, школу я закончил с одной четверкой, остальные тройки были.
Поэтому, когда ко мне мамочки обращаются: «Вот у меня ребенок не хочет делать уроки», я им не хочу врать, потому что тоже не хотел делать уроки, я вообще был за свободу, когда тебя заставляют что-то делать — я не мог это делать. Нравоучения не помогали: родителей регулярно вызывали к руководству школы. Только повзрослев, он понял, каково было в этот момент его отцу: Павел Островский вырос в семье священника.
Родители от этого страдали, потому что в 10-11 классе я прогулял где-то половину занятий, но при этом я ходил в школу, то есть я просто не ходил на занятия. Я приходил, садился на первом этаже, учителя спрашивали: «Паш, не хочешь пойти, например, на химию? Мне стыдно за родителей, потому что родители приходили — их же в школу постоянно вызывали.
Папе-священнику приходить — вот это все такой позор, конечно же, и родителям это было неприятно, это стыдно вспоминать.
Надо признать, что родители молодого человека совершенно не ругались на него после исключения из духовной семинарии в плане того, что нервничали за его будущее. Просто отец и мать разговаривали с ним, хотели понять — что его интересует, чем он хочет дальше заниматься. В армию он служить пойти не мог — его комиссовали после перенесенного тяжелого фронтита воспаление носовых пазух.
Еще слова будущего священника: «Очень благодарен родителям, что они не заставили меня идти учиться, потому что даже если бы поступил — учиться бы нигде не стал». От церкви он полностью не отвернулся, ведь он же там работал, к тому же продолжал ходить на службы, молился дома: «Но все равно образ жизни вел я не слишком хороший, выпивать продолжал периодически. Правда, исповедался, причащался. И блуда не было!
Для себя четко решил — этого делать нельзя», — снова его слова. Читайте также: Что такое крыжма для крещения и как правильно ее выбрать Его трудный путь к Богу Окружающие в тот период удивлялись: как может сочетаться в этом молодом человеке совершенно искренняя вера в Бога и одновременно далеко не совершенное поведение? Вот еще фрагмент рассказа Павла о себе: «Если при мне начинал кто-то откровенно богохульствовать, то мог и в морду от меня получить! И я одновременно и богохульствовал, и осквернял все вокруг, то есть личный пример — что было, то было — подавал ужасный ».
Молодой человек одновременно с работой в церкви пономарем начал увлекаться фотографией: «У меня неплохо получалось, и я даже мог бы этим зарабатывать, если бы захотел. Но мне вполне хватало денег за пономарство и за клирос, я по поводу денег совершенно не парился», — практически дословно из откровений Павла в интервью. Павел Островский в молодости 2008 год «Когда же начал пробиваться яркий свет к Богу, в какой момент случилось, что вы полностью отказались от прошлой жизни? На самом деле «вспышка» у него случилась, когда трагически погибла его невеста, и когда разом переменилась вся жизнь простого пономаря Павла, особо не проявляющего усердия в служении Богу.
А потом случилось второе важное событие в его жизни — встреча с нынешней супругой Маргаритой, которая полностью его поменяла как личность и направила на тот путь, которым священник идет сейчас: подробности личной жизни Павла Островского будут описаны подробнее немного позднее. Одно надо сказать сейчас: встретив девушку совершенно неверующую, но начавшую интересоваться христианством, он через разговоры с ней сам пришел к решению, что надо полностью измениться и заново поступить в семинарию. Чтобы парень, который курил, выпивал, имел настоящие двойные стандарты работал-то в церкви! И их недоверие будет иметь под собой основу: на самом деле трудно поверить, чтобы человек так легко отказался от ужасного образа жизни, стал примерным христианином, и начал и других наставлять на путь истинный.
В 2004-м году, по словам Павла, у него «резко переключился мозг»: не было никаких божественных явлений, света Божьего, который послал ему некий сигнал. Просто в двадцать один год Павел Островский в один момент осознал, что до этого была «заморозка, некая криокамера, а не жизнь» — снова его высказывание. Павел Островский и Вероника Иващенко Поступив в семинарию, он начал активно в интернете участвовать в дебатах, посещал разные форумы, где спорили о вере. Делал это он в те годы анонимно, и позднее со смехом это комментировал: «Слава Богу, мои подписчики сейчас не могут прочитать то, что я допускал тогда в чатах и на форумах!
Там была ужасная ересь, и сквернословил я жутко, защищая веру Божью! И опять нужно упомянуть супругу Павла, с которой он встретился: девушка стала его женой не только из-за симпатии сначала, а потом по причине любви, а еще потому, что он нашел в ее лице единомышленника, приведя ее к Вере. Даже больше скажу: я сам в полной мере не осознавал, каким будет священство, к которому меня тогда потянуло, а вот жена меня полностью поддержала». Так он с благодарностью вспоминает период, когда они с Маргаритой только поженились.
В 2008-м году Павел Островский окончил семинарию — он поступил в духовное заведение на этот раз в Коломну. Ездить было на занятие очень далеко, потому молодой человек принял решение обучаться экстерном, заочно. Но на экзамены-то приходилось ездить все равно: «Адская мука была — сначала туда четыре часа, и столько же домой. Это был крест, но была и польза: я учился тому, до чего раньше не дорос», — так потом Павел рассказывает про несколько лет учебы.
А его все сильнее и сильнее тянуло к священству: рукополагаться можно после второго курса, но владыка Ювеналий не дал студенту Островскому на это разрешения: «Подождите еще годик». Владыка Ювеналий отказал Павлу и на третий, и на четвертый год! Ну а когда окончил семинарию, тогда точно рукоположили», — так закончился долгий путь отца Павла к настоящему служению Богу. Семинария, в которой я отучился до конца, и уже потом стал священнослужителем — она помогла мне полностью осознать то, что до тех пор не понималось мною по-настоящему глубоко, правильно мне несколько лет подряд отказывали».
Настоятель храма в Павшинской пойме подмосковного Красногорска — вот какое назначение получил Павел Островский, и куда он поехал после семинарии с женой. И снова нужно упомянуть про эту удивительную женщину, потому что когда муж ей сказал: «Поедем в область, будем заниматься хозяйством, даже, может, придется тебе корову доить», — она с радостью согласилась. Почти сразу же по приезду в Красногорск кроме основной деятельности Павел Островский вознамерился создать Евангельский кружок, хотя многие, даже пожилые прихожане, его не поняли: «Зачем это нужно? И так Евангелие все знают!
Он очень быстро завоевал доверие людей в городе своей искренностью и душевностью, но самую большую популярность у верующих, несомненно, Павел Островский завоевал своей деятельностью в интернете и на телевидении. От автора Эту книгу можно прочитать по-разному. Кто-то в ней увидит едва ли не подробную исповедь автора. Кто-то — сплошные небылицы и фантазии.
Третий просто покрутит у виска пальцем: что с этих церковников взять? Соглашусь со всеми. Где заканчивается реальная история и начинается нечто иное — об этом автор никому не расскажет. Но то, что практически всё описанное или так и было, или могло быть — а, возможно, где-то именно так и случилось — пусть не вызывает никаких сомнений.
Читайте также: Список 40 мытарств души после смерти в православии Для меня работа над этими текстами была новым, неожиданно радостным опытом вглядывания, всматривания в обычную жизнь как бы чуть сверху — и со стороны. Говорят, духовные люди видят, как повсюду «жизнь жительствует» — и мне тоже очень захотелось хотя бы немного «подсмотреть» это «жительствование». И, конечно же, мне хочется поблагодарить всех тех, кто тем или иным образом оказался соучастником появления этой книги: прежде всего, моих любимых детей, всех близких родственников и друзей, которые хоть и разбросаны по разным континентам, но ведь у сердца своя «коммуникация», которой и тысячи километров — не помеха. Беседы в интернете, блогерство, благотворительность Проповеди в интернете, которые стал проводить отец Павел — на это даже многие верующие смотрели поначалу с недоверием и усмешкой.
К сожалению, отмечает священник, до сих пор этот предрассудок невозможность соединения веры с интернетом сохранился. А вот он постоянно пытается объяснить: в современных реалиях интернет — единственный способ полноценно достучаться до молодежи. Поняли это, в конце концов, его старший брат и отец, хотя, по словам Павла Островского, были поначалу в резкой оппозиции. Когда известный уже ресурс «Батюшка онлайн» только начал работать, это вызвало настоящую бурю в сетях — ведь до этого практически никто не занимался подобным делом.
Были попытки проводить беседы в интернете, но совершенно не на языке молодежи, и они срабатывали только с пожилой аудиторией. Сначала Павел Островский, присоединившись к ресурсу, без определенного плана отвечал в онлайн-режиме на вопросы, потом начал проводить вебинары. Но не только в этом проекте начал трудиться отец Павел: наибольшую активность у него надо отметить в социальных сетях, в первую очередь в Инстаграме. Проводя трансляции в этом аккаунте и на youtube, священник Островский говорит: «Моя цель — привлечь внимание к Богу далеких от религии людей, заинтересовать их в том, чтобы они сделали первые шаги к вере».
Простым и доступным языком священник объясняет Библию, рассказывает фрагменты из Писания, дает объяснения, как церковь относится к дурным поступкам, и как бороться с жизненными искушениями. Его часто обвиняют в том, что он это делает не «правильным» для церкви языком, слишком упрощает свою речь, допускает неуместные шутки. Но зато отец Павел очень популярен у молодежи, и многие из посетителей его страниц пришли к Богу, именно почитав его «простые» тексты, или послушав «примитивные» проповеди. Павел Островский и Борис Корчевников Батюшка начал заниматься еще одной деятельностью в интернете — он руководит благотворительным фондом «Добрые дела» на ресурсе ВК.
Фонд оказывает помощь бедным, одиноким пожилым людям, нуждающимся в срочной помощи больным детям. Также группа «Добрые дела» при его поддержке осуществляет сотрудничество с реабилитационным центром для подростков в Красногорске. Фонд финансирует поездки детей по святым местам России, помогает им посетить старинные монастыри и музеи, в которых рассказывается про историю христианства.
Скачать Зачем рожать инвалидов? Библия отвечает.
Как реанимировать брак. Брак — это школа любви!
Отец Павел Островский: Лучше всего церкви вести разговоры о Боге
«Абзац» в рамках проекта «Так сказать» поговорил со священником Русской православной церкви отцом Павлом Островским. Павел Островский о настоящей любви, полезном браке, лихих деньгах и ь. Павел Островский — настоятель Георгиевского храма в селе Нахабино. Узнать больше о недвижимости в Камбодже — — ?list=PLx3GR0JgWT9yEeOJYK-4bx03OBNjb_.
Муцениеце со слезами на глазах о пережитом во время суда с Прилучным — ужас и стыд
Агата Муцениеце нелестно высказалась в адрес Павла Прилучного. "Жена заставляет ходить в церковь" и касаемся следующих тем: О муке, когда заставляют что-то делать.О словах Апостола. Об этом Анна Данилова беседует со священником Павлом Островским. Агата Муцениеце и Павел Прилучный. Уже давно Павел Островский вышел за пределы Георгиевского храма в Нахабино, в котором служит.
ДОПУСТИМЫЕ ПРИЧИНЫ ДЛЯ РАЗВОДА ? Священник Павел Островский
Но своих детей у них не было, и всю нерастраченную отцовскую любовь священник Павел перенёс на брата своей жены Павла Андроникова 1835-1888. Пытался даже женить его на своей родной сестре Татьяне, но безуспешно. Павел Андроников занимался издательской деятельностью, в подвале собственного дома в Вознесенском ныне Кадыевском переулке д. Категорически не принимал либеральных и революционных идей. Благодаря священнику Павлу Островскому был знаком с его племянником, не раз гостил в Щелыкове, при покупке которого был поверенным братьев Островских — Александра и Михаила. Возможно, и драматург бывал у него в гостях. Они обменивались письмами.
Для начала неплохо! Купить рекламу Отключить Мы все знаем, что это интернет, и здесь могут послать на … В общем, послать. В комментариях разгорались живейшие дискуссии, в которых нашего протеже обвиняли: в желании нажиться на подписчиках в аккаунтах батюшки нет рекламы, он ничего не продаёт и лишь изредка репостит информацию о благотворительных сборах ; в том, что он не настоящий священник информацию о том, что Павел Островский — настоятель Нахимовского храма проверить элементарно, если кому-то недостаточно фото и видео ; в том, что «У нас в Курганской области батюшка в храме комфорту захотел — пять кондиционеров поставил и пару сплит систем, кароче проводка не выдержала, и нет больше храма! Туда со всего уральского региона ездили — пропала кормуха! Им все равно, как в своё болото души тащить». Были и положительные отзывы и их гораздо больше, чем негативных , в которых и атеисты, и христиане, и мусульмане с теплом отзывались именно о юморе инста-батюшки и его человеческом — а не «ультраправославном» — отношении к людским проблемам. Комментарии говорят о том, что инста-батюшка интересен людям. Поэтому начало кампании можно было бы считать вполне успешным… И тут случился УПС В процессе раскрутки возникло обстоятельство, которое едва не свело на нет все труды. Возможно, диавол обиделся на Павла Островского. А может, инста-батюшку «заказали» религиозные фанатики, которым не понравился его стиль старого доброго тролля и шутки на грани фола. Так или иначе — батюшкин аккаунт в Инстаграм… взломали и «увели». И, пока оперативная и внимательная сарказм размером с Казахстан техподдержка Instagram разбиралась, Павел Островский продолжал общаться с подписчиками — в другом своем инстаграм-аккаунте и на канале в Телеграм. Правда, батюшкин Телеграм-канал больше про «поразмышлять» — там он обычно публикует более серьёзные вещи. А за «поржать» надо идти в сторис в Инстаграм Павла Островского — вот там весь концентрат батюшкиного юмора. Какое-то время батюшкин Инстаграм был заблокирован, и часть работ пришлось прекратить. Кстати, чтобы с вами не случилась такая оказия, слушайте мудрость напрямую от американской поддержки Инсты. Если кто-то целенаправленно решит «сломать» ваш аккаунт, это можно сделать с помощью «крота» — перехватчика. У сотрудника сотовой компании есть возможность запросить проверочный код, перехватить sms на пути к адресату — и готово. Поэтому лучше перестраховаться и завести для таких случаев отдельный номер. А для подбора надежного пароля можно использовать приложение Google Authenticator. Надо сказать, не было бы ничего удивительного, если бы мотивы взлома тянулись из прошлого Павла Островского. Ведь инста-попами не рождаются, а становятся. Павел Островский родился в семье священника, и само собой подразумевалось, что он продолжит семейное дело. Но в школе с ним случилось то же, что и со многими подростками, — бунт, отрицание, алкоголь, курение и ок, будем считать, что речь только о сигаретах.
SkyNext-N1 Редко встретишь попа, который не мыслит штампами мракобесов, не ориентируется на "Домострой" user-yv8tj4wx2i Бог умер, мы его убили с Ницше. Позиция, светская но не Христианская. Так же есть толкование что женщина должна терпеть побои и утерю имений. А так-же то, "что Бог сочетал того человек не разлучает". AleksandrOsadchy97 Это все ересь.
Павел Островский сочетался с женой Маргаритой в Таинстве Венчания Анна Гусева — так звали девушку, которая была невестой Павла, но так и не стала его женой. С Аней Павел Константинович знаком был с раннего детства, как и с ее родителями, они поддерживали дружеские отношения в детстве, а когда выросли, то стали встречаться. Как родители Павла, так и мама с папой Ани были уверены, что их дети, когда станут сознательны и «дозреют» до решения создания семьи, сами захотят пожениться. То есть на Павла никто не давил, не принуждал его заключать брак с Анной, но одновременно все родственники ждали от них создания семьи, и это в принципе нормально, когда молодые люди встречаются постоянно, и у них есть общие интересы. Сам Павел в передаче на программе «Вера: светлое радио» рассказывал, что они с Анной были необыкновенно близки духовно: «Аня была очень светлая девушка, набожная, скромная, и одновременно образованная и начитанная», — его слова. Родственники молодых людей, само собой, знали, что пара отправилась попросить благословения на брак, и никто не сомневался: после беседы с отцом Георгием последует обручение, а потом и свадьба. Сам Павел потом говорил: «Когда парень и девушка встречаются чуть ли не с детства, оба верующие, и их родители в прекрасных отношениях, то пара сразу благословляется на брак, и мы ожидали того же». Однако священник Георгий не дал благословения, но и не отказал молодым людям категорично, просто сказал Павлу: «Приходите через год, тогда поговорим». Чем руководствовался Георгий Бреев, и почему он не дал благословления на свадьбу — про это отец Павел никогда не рассказывал, но он признался уже в наши дни, что очень расстроился: «В голове уже были мысли о скорой свадьбе, что семья будет, слова отца Георгия меня страшно огорчили». Но через год молодые влюбленные не смогли прийти к священнику со второй попыткой благословения. Вот как описывает сам Павел Константинович этот страшный день шестого марта 2004-го года: «Было девять часов утра, ко мне зашел второй по старшинству брат это отец Иоанн , и сказал так просто: «Аня разбилась на машине». Девушку Аню, по словам ее жениха, очень любили все, кто ее знал, и это была страшная трагедия не только для Павла и ее родителей, а для всех ее знакомых. Несостоявшийся жених так описал свои ощущения, когда ему старший брат принес эту весть: «Мне показалось, что с меня мгновенно слезла вся кожа…» Но не только жалость к погибшей невесте он испытывал, хотя, конечно — в первую очередь Павел испытал невероятное горе. Вот как он сам описывал свои чувства в первые моменты, когда узнал о смерти Анны: «Жалость была к Анне, да, но не к себе! Хотя меня все вокруг подбивали на жалость и слезы: как так, такое несчастье, невеста умерла! Я вдруг осмыслил, что тоже могу умереть, и никто не властен над моей жизнью, это может случиться против моей воли в любой момент. Очень многих эта смерть привела к Богу, а меня она повернула к Господу окончательно. Осознание того, что я могу умереть, как и моя невеста, в мою голову вложило мысль: если я сейчас вдруг предстану перед Господом такой, какой я есть, то мне хана! Вскорости он познакомился с девушкой по имени Маргарита, и тут скептики наверняка скажут: «Недолго же убивался Павел по погибшей невесте, совсем ничего времени прошло, как начал встречаться с другой! Еще цитата из его рассказа: «Романтично настроенные барышни меня будут страшно осуждать: как так, двух месяцев не прошло после гибели любимой девушки, а он уже с другой собрался жениться! Но удивительно вот что: отец Георгий в случае с Анной сказал мне: «Подожди, приходи через год», — а когда я пришел с Ритой, сразу сказал: «Женись! Павел признавался, что когда уже встречался с Маргаритой, и даже после благословления, он продолжал «тусить» со старыми друзьями, а вот после свадьбы… Это произошло примерно через два месяца после того, как они поженились. По словам Павла Островского, вечером ему позвонил старый друг со словами: «У меня ребенок родился, пошли отметим, обмоем! Он в тот вечер оделся, уже вышел из дома, и вдруг подумал: «А ведь это неправильно! Я встал из постели с женой, и сейчас пойду в дом к человеку, которого плохо помню, для того, чтобы с ним выпить! Еще его мысли по этому поводу: «Брак стал для меня с того момента неким чистилищем, поворотом к Богу, и семья меня должна спасти от всех предыдущих грехов — так Господь захотел». Все это может показаться пустыми словами, даже позой, но именно после этого неудачного похода в гости к другу, и после несостоявшейся пьянки, отец Павел принял решение повторно поступить в духовную семинарию и стать священнослужителем, а не просто верующим светским человеком. Точную официальную дату регистрации брака с Маргаритой, кстати, Павел Константинович потом обнародовал в своем аккаунте в ВК через десять лет. Особо внимательные поклонники священника с удивлением спросили: «А разве можно жениться в пост? На удивленный вопрос подписчиков священник ответил: «Это был день официальной регистрации, а семейная жизнь началась по окончанию Поста». Супруга Павла Константиновича на данный момент — мама трех чудесных деток, двух старших дочерей и сына Никиты. Про нее муж в социальных сетях пишет рядом с ее фотографиями: «Моя жена не пользуется активно ни фейсбуком, ни ВК, у нее фактически нет подруг, она мало с кем общается, кроме родственников. Ей это просто не нужно — Рите хватает семьи и самых близких друзей. Может, потому ее так все безмерно уважают? Маргарита Островская — невероятно красивая женщина, она выглядит сейчас так молодо, что на фото с дочками те, кто не знаком с ее семьей, сомневаются: это их мама или старшая двоюродная сестра? Жена священника, несмотря на то, что имеет очень ограниченный круг общения, вовсе не отшельница! Она с детьми часто отправляется в гости к близким подругам и родственникам, вместе с мужем ходит в церковь, с удовольствием фотографируется. Муж с удовольствием показывает в своих социальных сетях красавицу и умницу жену, выкладывая фото ее и детей. Павел Константинович, учитывая свои метания в юности и молодости, относится к воспитанию своих детей очень внимательно, старается не наставлять их силой на приемлемый, по его мнению, жизненный путь. Он решил, что не стоит своих дочерей и сына отдавать учиться в специальные школы с религиозным уклоном: его дочери Серафима и Василиса, это точно известно, пошли в обыкновенную среднюю школу. Полная гармония — так можно описать семейную жизнь Павла Островского. Единственное, на что он сетует — что из-за своей занятости общественной работой не может посвятить жене и детям столько времени, сколько ему на самом деле хочется. Закопченный высокий купол, облупившаяся побелка, искусственные цветы на алтаре… Деревянные полы скрипят под ногами: доски потертые, но крепкие. В полутьме лики святых на иконах пропадают, зато нимбы словно светятся изнутри. На выцветшем холсте едва различимо долгое синее покрывало, скрещенные руки, женское лицо, прильнувшее к лицу младенца. В объятиях столько нежности, прямоты и беззащитности, что икона кажется слишком мирской, почти еретической. Красивая, да?.. Сын и внук репрессированных, в 1960-е он как политзаключенный отработал три года на рудниках Кызыл-Кума, 15 лет назад стал публично критиковать РПЦ, после чего был уволен из двух приходов, разжалован из настоятелей в рядовые священники и едва не отлучен от церкви. С тех пор Адельгейм и его прихожане судятся с РПЦ в мирском и церковном суде, утверждая: патриархия ведет глобальную реформу, которая должна сосредоточить всю власть над приходами в руках патриарха и митрополитов, сделать бесправными рядовых священников и лишить прихожан возможности вмешиваться в церковные дела. Исповедник веры — так называют тех, кто открыто исповедовал христианство во времена гонений и сам был гоним. Собираясь к нему в Псков, я расспрашивала знакомых священнослужителей и пишущих о религии журналистов, что они думают о конфликте в Псковской епархии и изменениях внутри РПЦ. Все мои собеседники соглашались, что с приходом патриарха Кирилла в церкви начались глобальные перемены. На мой вопрос, почему отец Павел — единственный, кто об этом говорит, мои собеседники замолкали, задумывались и говорили: «Просто он исповедник веры». Почему пожилой священнослужитель, рискуя лишиться сана, пенсии и паствы, не побоялся вступить в конфликт с РПЦ, не понимает никто. Чтобы ответить на этот вопрос, мы и поехали в Псков. Не во сне, наяву. Будто небо — и на нем два солнца. Сияют, сияют — смотреть больно. И страх такой, как будто на Страшном суде. Отец Павел, а это грех? В псковской церкви Святых Жен-мироносиц, где служит Адельгейм, заканчивается вечерня. Голос исповедующегося звучит горячо и лихорадочно, так что слышно на другом конце храма. Из-под епитрахили виднеется бритый затылок, старая куртка в бурых пятнах… Низко склонившись и почти обняв прихожанина за плечи, отец Павел долго говорит что-то исповедующемуся на ухо. Бритый затылок вздрагивает, кивает. Успокоенный, человек отходит. Видно, что ему за 40. Лицо круглое, одутловатое, глаза белесые и какие-то потерянные. Электрикой увлекается, в лампочках хорошо понимает… Прихожан храма Святых Жен-мироносиц отец Павел помнит всех. Имена, биографии, родственные связи, болезни, проблемы в семье… Несмотря на свои 74, отец Павел все время занят: встает в семь утра, едет на службу. Отпевает старушку, крестит младенца, иногда выезжает соборовать, вечером снова ведет службу, читает курс церковного права в Свято-Филаретовском духовном институте в Москве, пишет статьи, ведет популярный «Живой журнал» и постоянно принимает гостей. При мне выпить чаю и поговорить в дом священника заходят баптистский коллега, бывший воспитанник Дима, которого отец Павел забрал из детского дома с диагнозом «олигофрения» сейчас у него постоянная работа, жена и маленький сын , и с десяток прихожан. Одна советуется, как уговорить дочь зарегистрировать гражданский брак, другая жалуется на одиночество, третья хочет покаяться в «грехе уныния». Вообще-то, так ходят к психологу, только прихожане Адельгейма о психологах вряд ли знают. Священник советует матери не лезть в дела дочки, одинокой грамотно дает выговориться, Диме вручает мешок еды и обижается на мое сравнение с психологом: «Психолог говорит свое мнение, священник молится. Через молитву возникает третий фактор — Бог. Это другие отношения, с психологией несопоставимые». Отец Павел не производит впечатление человека харизматичного, он не из тех, кто в любом помещении притягивает к себе взгляды присутствующих. Его обаяние проявляется медленно: в мягких интонациях, неспешном голосе, сдержанных манерах и скупых, рассчитанных жестах. В столовой его дома висит портрет, сделанный в ранней молодости в Ташкенте: чистое лицо, тонкие правильные черты, гордый, почти заносчивый взгляд. По такому лицу сложно представить будущий арест по статье об антисоветской агитации; службу в богом забытой среднеазиатской епархии, где молодой священник на «запорожце» ездил по дальним аулам крестить и соборовать; многолетнюю тяжбу с РПЦ… В 1971 году, во время несчастного случая в лагере отец Павел потерял ногу, и с тех пор пользуется протезами, которые аккуратно складывает в гардероб под рясы. При ходьбе он широко раскачивается, отклоняясь назад и с силой перенося тяжесть тела вперед, и видно, что каждый шаг дается ему нелегко. Читайте также: История, практика и обычаи православного погребения усопших Судя по рассказам отца Павла, он крестился в 13 лет, придя к Богу сам, не поддерживаемый никем из семьи и друзей. Рукоположился в 21 год и до сих пор отмечает этот день наравне с именинами. Никогда не общался с девушками, женился на незнакомке по имени Вера за пару дней до посвящения в сан и прожил с ней в мире больше пятидесяти лет. Пастырь, паладин веры — эти определения сочетаются с обликом отца Павла не больше, чем слово «патриарх» с термином «аскеза». Он равнодушен к еде, носит старую рясу и одевается «с покойничков»: «Одежду с покойничков всегда в церковь жертвуют. Ее и ношу. А зачем покупать? Верующие собираются в основанной Адельгеймом регентской школе. Три десятка прихожан едва помещаются за крошечными партами в увешанном иконами школьном классе. Отец Павел зачитывает главу из Евангелия, выслушивает вопросы, наизусть цитирует Рильке, «Настигнутых радостью» Льюиса и «Иосиф и сыновья» Томаса Манна и демонстрирует чудеса выдержки и терпения. Я страдаю. Это грех или не грех — страдать по коту?! И зачем?!.. Что ж мне теперь, не спастись? А то я каждый раз придумываю… — Батюшка, а как же католики? Они что, не спасутся? В классе повисает пауза. По лицу Адельгейма проскальзывает тень неуверенности. Он нервным жестом откидывает назад волосы. Фото: Василий Попов — Это лежит вне сферы моей компетенции, — сухо говорит он. Скрипнув дверью, в класс бочком втискиваются две церковные нищенки. Распространяя запах пота и ладана, робко садятся у входа. Одна достает детскую тетрадь в клеточку, пишет, низко нагибаясь к бумаге. Я незаметно заглядываю через плечо — и вижу написанный круглым, старательным детским почерком вопрос: «Пока мы все временно живем на этой земле, что самое главное нам надо сделать для бога? То ли Бог. То ли Адельгейм. Мы выходим из церкви, отец Павел тяжело опирается о мое плечо. Дорожка к воротам храма обледенела, протез то и дело скользит, и путь в 300 метров становится испытанием. Уже у «Волги» Адельгейма нас останавливают двое. Глядя на их борсетки и спортивные штаны, я жду вопроса: «Есть чо? Но они только просят благословить. Пока один гопник нудно выясняет у отца Павла, как питаться в пост, спрашиваю второго, слышал ли он про проблемы Адельгейма с епархией. Округлив глаза и перейдя на шепот, тот рассказывает, что знает: отец Павел раскрыл схему воровства церковных денег, за что был жестоко избит нанятыми епархией бандитами: «У нас все пацаны в курсе. Мы реально все за него». Это матушка Вера доставала что-то из горы гуманитарной помощи, да и обрушила на пол кучу вещей. Отец Павел говорит: мои отдай! А мне его жалко, они специальные, ортопедические, в Питере заказывали. Дай, думаю, какие еще найду… — по колено заваленная каким-то тряпьем, матушка почти плачет, прижимая к груди грубый черный башмак. Гуманитарную помощь прихожане несут в церковь почти каждый день. Отец Павел регулярно набивает багажник своей «Волги» мешками с пальто, мягкими игрушками, непонятным пестрым старьем и развозит в приюты и детдома. Гуманитарная помощь достается и Леше, одному из детдомовцев отца Павла. Подбрасывать детей Адельгейму начали в конце 80-х, когда он был настоятелем церкви Апостола Матфея в деревне Писковичи под Псковом. Сначала прихожанка — сотрудница детского дома попросила пристроить в монастырь двух подростков, которых должны были отправить в дом инвалидов. В монастырь их, конечно, не взяли, и Адельгейм оставил детей у себя.