Одним из этих институтов является созданный 20 апреля 1994 года "Ташкентский пакт", а точнее – Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). © РИА Новости. «Целенаправленная политика стран Запада в отношении Организации Договора о коллективной безопасности, Союзного государства, других международных организаций и межгосударственных образований, участницей которых является Республика. Разговор о единой системе ПВО, но в формате Организации Договора о коллективной безопасности Владимир Путин продолжил в Минске. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), реже «Ташкентский пакт», «Ташкентский договор» — региональная международная организация, провозглашаемыми целями деятельности которой являются «укрепление мира.
В Белоруссии заявили о попытках Запада повлиять на ОДКБ
Организация договора коллективной безопасности (именно так звучит расшифровка ОДКБ) – это международная организация, которая создана с целями укрепления мирных отношений, стабильности на всех уровнях взаимодействия с другими государствами. Организация Договора о коллективной безопасности берет свое начало с заключения Договора о коллективной безопасности, который был подписан в Ташкенте (Узбекистан) 15 мая 1992 года главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. * * * Организация Договора о коллективной безопасности намерена утвердить состав координационного совета по биобезопасности. Флаги стран-участниц заседания Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности. Все новости Сессии Совета Коллективной безопасности ОДКБ Учения Коллективных сил ОДКБ Взаимодействие с международными организациями.
Станет ли саммит ОДКБ водоразделом для Казахстана?
ПА ОДКБ обсуждает вопросы сотрудничества государств — членов ОДКБ в международной, военно-политической, правовой и иных областях и вырабатывает соответствующие рекомендации, которые направляет Совету коллективной безопасности, другим органам ОДКБ и национальным парламентам. Вспомогательными органами ОДКБ являются: Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ рассматривает и вырабатывает рекомендации, направленные на обеспечение многостороннего военно-экономического сотрудничества по целому ряду направлений. Координационный совет по чрезвычайным ситуациям занимается вопросами координации взаимодействия уполномоченных органов государств - членов ОДКБ в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков КСОПН государств - членов ОДКБ рассматривает вопросы по совершенствованию и гармонизации национальных нормативных правовых актов, регулирующих оборот наркотиков, координирует работу компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ, взаимодействует с соответствующими органами Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, Организации Центральноазиатского сотрудничества, других государств.
Делегации, возглавляемые Премьер-министром, Министром иностранных дел, Министром обороны, а также Секретарем совета безопасности приняли участие в сессии СКБ 8 ноября 2018г. В ходе сессии СКБ было принято решение о правовом оформлении статуса Наблюдателя при ОДКБ и статуса Партнёра Организации, что будет содействовать дальнейшей активизации работы Организации в международной сфере. В августе Армянская сторона инициировала досрочное прекращение полномочий представителя Армении на должности Генерального секретаря ОДКБ.
В соответствии со статьей 3 Устава целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. В документе определены следующие принципы, которыми Организация руководствуется в своей деятельности: приоритет политических средств перед военными, неукоснительное уважение независимости, добровольность участия, равенство прав и обязанностей государств-членов, невмешательство в дела, подпадающие под национальную юрисдикцию государств-членов. Таким образом, 15 лет назад были осуществлены основные организационные процедуры, связанные с юридическим оформлением современного статуса ОДКБ как международной региональной Организации, объединяющей в своих рядах независимые демократические государства, имеющие общие интересы в области обеспечения коллективной безопасности.
Координация совместных действий ОДКБ обеспечивается сформированными в соответствии с Уставом ОДКБ уставными, постоянно действующими рабочими и вспомогательными органами. Совет коллективной безопасности СКБ является высшим органом Организации и состоит из глав государств — членов. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств — членов для реализации этих целей.
Сессии СКБ проводятся поочередно в государствах — членах по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Председательство в Совете передается в порядке русского алфавита, если Совет не примет иного решения. Совет состоит из постоянных и полномочных представителей, назначаемых государствами - членами в соответствии с их внутригосударственными процедурами.
Секретариат ОДКБ осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности уставных органов Организации. Он реализует подготовку проектов решений и других документов органов Организации. Местом нахождения Секретариата является Москва.
Объединенный штаб ОДКБ отвечает за подготовку предложений и реализацию решений по формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных региональных группировок войск сил и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению необходимым вооружением и военной техникой. Местом нахождения Объединённого штаба является Москва. Высшим административным должностным лицом Организации является Генеральный секретарь.
Для решения задач, стоящих перед ОДКБ, могут создаваться на постоянной или временной основе вспомогательные органы и рабочие группы, функционирующие по отдельным направлениям деятельности. В 2016 году на октябрьской сессии Совета коллективной безопасности в Ереване была принята Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года, раскрывающая концепцию дальнейшего укрепления совокупного потенциала ОДКБ с целью её превращения в один из эффективных инструментов международной политики, обеспечивающих мир и безопасность в обширном евразийском регионе в тесном взаимодействии и диалоге со всеми партнерами, разделяющими цели и принципы нашей Организации. Для парирования существующих и вновь возникающих вызовов и угроз безопасности государств — членов в рамках ОДКБ создана действенная системы коллективной безопасности, основанная на трех дополняющих друг друга областях приложения коллективных усилий: политическое, военное сотрудничество и сотрудничество в сфере противодействия вызовам и угрозам.
Политическое сотрудничество. В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате Организации функционирует механизм регулярных политических консультаций, в ходе которых обсуждаются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ, ведется выработка общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной повестки дня, согласовываются коллективные заявления. Сформирован механизм внешнеполитической координации.
Его нормативной основой является принятое 19 ноября 2003 года Положение о порядке функционирования механизма координации внешнеполитической деятельности государств - членов ОДКБ. С 2011 года в Организации активно действует механизм Коллективных указаний представителям государств — членов ОДКБ при международных организациях, предусматривающих формирование общих подходов по актуальным проблемам международной политики безопасности. В соответствии с Перечнем тем совместных заявлений, утверждаемым СМИД ОДКБ на ежегодной основе, продолжается практика выступлений на различных международных форумах с совместными заявлениями государств-членов Организации.
В ближнесрочной перспективе безусловным приоритетом является развитие миротворческого потенциала Организации. Работа в этом направлении активно ведётся. Созданы и ежегодно совершенствуются миротворческие силы ОДКБ, прорабатывается план их оснащения современным вооружением, техникой и специальными средствами. Как вы знаете, по инициативе Казахстана учреждён институт спецпредставителя Генерального секретаря [ОДКБ] по развитию миротворчества.
Таким образом, все необходимые инструменты сформированы, и, на наш взгляд, нужно уже ставить задачу подключения ОДКБ к миротворческой деятельности Организации Объединённых Наций. Данный шаг укрепит правосубъектность ОДКБ, обеспечит практику участия Организации в международных операциях по поддержанию мира. Наши оценки развития ОДКБ и общее видение актуальных аспектов международной и региональной безопасности легли в основу юбилейного заявления Совета коллективной безопасности. Благодарю Армению за плодотворное председательство и российскую сторону за своевременную инициативу о проведении данного форума.
Спасибо за внимание. Жапаров: Добрый день! Рад всех вас видеть в гостеприимной Москве. Своё выступление хочу начать с поздравлений.
В первую очередь поздравляю наши братские народы с 77-летием Великой Победы. В республике свято хранят и чтят этот праздник торжества советского народа над нацизмом и фашизмом, постоянно отдаётся глубокая дань памяти героическому подвигу наших дедов и отцов. Во-вторых, хочу поздравить нас с 30-летием подписания Договора о коллективной безопасности и 20-летием учреждения Организации Договора о коллективной безопасности. Мы всецело поддерживаем принятие сегодня политического заявления, приуроченного к этим двум историческим датам.
Происходящие в последние годы международные события подтверждают правоту вышепринятых стратегических решений в целях обеспечения общей и коллективной безопасности от Бреста до Владивостока. Вместе с тем с удовлетворением отмечаю, что за период существования Организация Договора о коллективной безопасности выполняет возложенную на неё ответственную миссию, развивается институционально, укрепляется её потенциал. В этой связи хочу поблагодарить Генерального секретаря Станислава Зася, всех его предшественников и сотрудников секретариата ОДКБ за преданную службу в интересах безопасности государств-членов. Текущая международная обстановка не вселяет оптимизма как с точки зрения глобальной безопасности, так и мировой экономики.
Угрозы безопасности и военно-политическая напряжённость подобрались вплотную ко всем рубежам зоны ответственности ОДКБ. Наблюдаются попытки стороннего вмешательства во внутренние дела государств — членов ОДКБ. Так, в начале года нам пришлось купировать нежданный кризис безопасности в одном из государств-членов. Мы среагировали оперативно и действенно.
Я полностью поддерживаю решение наградить участников этой миротворческой миссии. Весьма тревожной остаётся обстановка на южных границах ОДКБ в первую очередь из-за беспрепятственной деятельности в некоторых афганских провинциях радикальных религиозно-террористических структур, внешние спонсоры которых имеют свои далеко идущие планы на Центральную Азию. Считаю, что афганская проблематика должна оставаться в центре нашего постоянного внимания и анализа. На этом направлении необходима реализация всего комплекса политико-дипломатических и военно-технических мер обеспечения безопасности.
И одновременно важно оказывать гуманитарную помощь афганскому народу, среди которого есть и наши сородичи. Нашу большую тревогу вызывает война санкций. Киргизская экономика ещё не оправилась от коронавирусной пандемии, как уже санкционная ситуация вызывает угрозу по продовольственной и энергетической безопасности, макроэкономической устойчивости и социальной стабильности. В этих условиях назрела необходимость обсудить и выработать общий подход для смягчения санкционных последствий и предотвращения ухудшения социально-экономической ситуации в наших странах.
Такая возможность скоро представится в городе Бишкек в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета и первого Евразийского экономического форума. Уважаемые коллеги, рассчитываю на ваше очное участие во главе своих делегаций, в которые прошу включить руководителей отраслевых министерств и бизнес-структур. В завершение ещё раз поздравляю уважаемых коллег с Днём Великой Победы и двумя юбилейными датами Договора о коллективной безопасности. Искренне желаю вам и дружественным народам государств — членов ОДКБ мира, стабильности, благополучия и процветания.
Пожалуйста, Владимир Владимирович. Путин: Уважаемые друзья, коллеги! Соглашусь с выступившими: действительно, за прошедшие десятилетия Организация Договора о коллективной безопасности заметно окрепла и приобрела заслуженный авторитет в качестве эффективной региональной оборонной структуры, обеспечивающей безопасность и стабильность на евразийском пространстве, надёжно защищающей суверенитет и территориальную целостность стран-участниц. Весьма важно, что взаимодействие в рамках ОДКБ всегда выстраивалось в духе подлинного союзничества на принципах дружбы и добрососедства, уважения и учёта интересов друг друга, взаимовыручки и поддержки.
Так происходит и сейчас, в нынешней непростой ситуации. Свидетельством зрелости нашей Организации, её реальной способности адекватно противостоять острым вызовам и угрозам стало успешное проведение ОДКБ миротворческой операции в январе нынешнего года в Казахстане по просьбе казахстанского руководства. Контингент Коллективных сил ОДКБ, введённый на ограниченный по времени период, предотвратил захват власти в Казахстане экстремистами, которые управлялись в том числе и из-за рубежа, помог оперативно стабилизировать внутриполитическую ситуацию в республике. Использование миротворческих сил по просьбе казахстанского руководства стало первой такого рода операцией в период существования ОДКБ.
Её проведение позволило выявить сильные стороны практического взаимодействия наших военных структур и спецслужб и одновременно показало, над чем ещё предстоит дополнительно поработать. Сегодня мы подпишем совместное заявление, в котором с учётом опыта, приобретённого в том числе в ходе упомянутой операции, будет подтверждена решимость наших государств и далее по-партнёрски взаимодействовать по разным направлениям военного и оборонного строительства, наращивать скоординированные действия на международной арене. При этом вполне логично, что первостепенной на текущем этапе является задача дальнейшего совершенствования и оптимизации деятельности ОДКБ и её руководящих структур. Будем также заниматься вопросами оснащения Коллективных сил ОДКБ современным вооружением и техникой, повышением оперативной совместимости их воинских контингентов, улучшением слаженности совместных действий наших военных структур и спецслужб.
Соответствующие вопросы на постоянной основе отрабатываются в ходе учений по линии ОДКБ, практику проведения которых, безусловно, мы намерены расширять. На осень этого года запланирована целая серия совместных учений нашей Организации в Казахстане, в Кыргызстане, в Таджикистане. Уверен, что эти мероприятия послужат повышению боеготовности и уровня координации военных структур наших государств и в целом миротворческого потенциала ОДКБ.
При этом представляется, что дополнительных усилий со стороны организации требует выработка мер нейтрализации угроз гибридного характера. В настоящий момент мы активно занимаемся этим направлением. Насколько сложности в двусторонних отношениях способны повлиять на устойчивость блока? Есть отношения в торгово-экономической, хозяйственной, гуманитарной, информационной и других сферах.
Там могут возникать противоречия, и это нормально. Процесс поиска взаимовыгодных решений может быть сопряжен с временным охлаждением в двусторонних отношениях и даже какими-то инцидентами. Однако военно-политическая безопасность в условиях нестабильности в Евразии обладает особой ценностью. Учет этого факта позволяет союзникам находить способы не проецировать противоречия в других сферах на отношения в рамках организации. Как вы на сегодня оцениваете уровень подготовленности войск стран — участниц ОДКБ? И я, и аналитики секретариата [ОДКБ] в целом высоко оцениваем уровень подготовленности войск государств — членов организации. Мы положительно характеризуем те усилия, которые предпринимает политическое руководство стран по поддержанию военного потенциала ОДКБ на необходимом уровне.
Новости по теме ОДКБ
Лидеры отметили, что ОДКБ накопила потенциал для противодействия широкому спектру вызовов и угроз и стала фактором стабильности на евроазиатском пространстве. ОДКБ осудила любые попытки фальсификации истории, связанные с общим вкладом в борьбу с нацизмом. Страны-участницы продолжат противодействовать попыткам героизации нацизма и насаждению неонацизма, а также распространению расизма и ксенофобии, отметили в заявлении по итогам саммита.
Одной из таких сил является объединенная группировка войск Кавказского региона коллективной безопасности, которая формируется на основе двусторонних соглашений между Арменией и Россией. Кроме того, страны-участницы ОДКБ подписали в октябре 2007 года соглашение , которое предусматривает в случае необходимости порядок развертывания миротворческих сил. В документе говорится, что решение о проведении миротворческой операции на территории государств-членов принимается советом коллективной безопасности с учетом национального законодательства государств-членов на основании официального обращения государства-члена о проведении на его территории миротворческой операции или решения Совета Безопасности ООН о проведении миротворческой операции на территории государства, не входящего в ОДКБ.
Подготовка решения о проведении миротворческой операции осуществляется по рекомендации Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ. Для анализа военно-политической обстановки в зоне потенциального или существующего конфликта и выработки предложений о целесообразности проведения миротворческой операции, ее масштабах, сроках и составе коллективных миротворческих сил создается специальная группа. При этом в соглашении указывается, что миротворческие операции не заменяют урегулирование конфликта путем переговоров и другими мирными средствами.
Об этом 9 октября сообщает ТАСС со ссылкой киргизское агентство 24. Причины такого решения не уточняются. Учения должны были пройти 10—14 октября. В рамках учений планировалось отработать обеспечение режима прекращения огня.
Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ проводят спецоперации по решению этих проблем.
Члены организации имеют льготы на поставки военной продукции от других участников ОДКБ. В 2022 году президент Белоруссии и глава Совета коллективной безопасности Александр Лукашенко заявил , что судьба ОДКБ зависит от успехов российской спецоперации на Украине.
Лидеры ОДКБ приняли заявление о коллективной безопасности
По итогам саммита, приуроченного к 30-летию создания ОДКБ, лидеры стран-участниц подписали несколько совместных документов, включая заявление Совета коллективной безопасности ОДКБ. ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) — региональная международная организация, созданная для защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности ее государств-членов. В ходе саммита стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Минске участники подвели итоги белорусского председательства, приняли совместную декларацию и подписали 11 документов.
В Минске состоялся саммит Организации Договора о коллективной безопасности
Какие решения на саммите ОДКБ приняты для укрепления безопасности? Почему необходимо усиливать роль блока на международной арене? Как коллективный Запад стремится воспрепятствовать укреплению военной составляющей? Эти и другие вопросы обсудили участники видеомоста.
Киргизия отказалась от «Нерушимого братства». Об этом 9 октября сообщает ТАСС со ссылкой киргизское агентство 24. Причины такого решения не уточняются.
Учения должны были пройти 10—14 октября.
В настоящее время членами организации являются шесть государств — Армения , Белоруссия , Казахстан , Кыргызстан , Россия и Таджикистан. Также в составе организации действуют консультативные и исполнительные органы — Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и Комитет секретарей советов безопасности. Координирует работу ОДКБ постоянный совет, межпарламентскую работу осуществляет Парламентская ассамблея. ОДКБ открыта для присоединения всех заинтересованных государств, разделяющих цели и принципы организации.
Организация Договора о коллективной безопасности 24 Apr В период с 1 по 23 апреля 2024 года на базе Военной академии Генерального штаба ВС РФ проведены очередные IX Курсы обучения руководящего состава и ведущих специалистов оборонных ведомств, правоохранительных органов, аппаратов советов безопасности, органов безопасности и специальных служб, а также органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, государств — членов ОДКБ. Для слушателей проведен курс лекций и практических занятий по военно-политической проблематике, кризисному реагированию на современные выз.
В каких случаях ОДКБ может оказать помощь странам-участницам
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ - | Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), международная региональная организация по обеспечению коллективной безопасности. |
Лидеры стран ОДКБ подписали в Минске 12 документов - Российская газета | Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности рассказал о том, возможно ли ее расширение и как будут строиться отношения с НАТО. |
О чем заявили лидеры стран ОДКБ на саммите в Минске. Главное - Ведомости | 16 мая в Москве пройдет саммит Организации Договора о коллективной безопасности. |
Что такое ОДКБ. Объясняем простыми словами
Главной задачей военного сотрудничества является обеспечение коллективной безопасности стран организации — для этого поддерживается необходимая достаточность сил и средств. А для выполнения миротворческих задач у нас выделены военный, полицейский и гражданский персоналы. Хочу особо подчеркнуть, что наш миротворческий контингент создан в соответствии со всеми требованиями ООН. Для оперативного и эффективного реагирования на современные вызовы и угрозы в ОДКБ постоянно совершенствуется антитеррористическая составляющая системы коллективной безопасности, развиваются механизмы противодействия незаконному обороту наркотиков и миграции, защиты информационного пространства, взаимодействия в охране государственных границ и оказания гуманитарной помощи населению при чрезвычайных ситуациях. Как оценивают эту операцию эксперты? В первую очередь обращает на себя внимание оперативность действий: экстренные консультации глав государств-членов в онлайн-режиме состоялись сразу после получения обращения от Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. От момента завершения консультаций и принятия политического решения на проведение операции до вылета первых подразделений миротворцев прошло всего несколько часов. В зоне операции наши военнослужащие действовали профессионально: четко и слаженно — именно так, как отрабатывали на совместных учениях.
Все поставленные задачи они выполнили. Действия Коллективных миротворческих сил были удостоены высокой оценки со стороны руководства Казахстана и Совета коллективной безопасности ОДКБ. Надеюсь, ход и результаты этой миссии станут внятным сигналом для всех: мы не оставим союзника один на один с провокаторами и преступниками. Всегда ли странам организации удается находить консенсус по важным вопросам? И это обстоятельство — добротный фундамент для выработки общих подходов к решению множества важных международных задач. Есть ясное понимание того, что ослабление безопасности любого государства ОДКБ автоматически означает ослабление безопасности всех других. Вместе с тем наша организация — это объединение шести равноправных независимых государств.
На всех уровнях ОДКБ работают ответственные люди, профессионалы, которые умеют как отстаивать свою точку зрения, так и принимать во внимание аргументы партнеров. Поэтому уважение к любой позиции союзника всегда было частью нашей политической традиции.
Заключенный договор между Узбекистаном и Россией о союзнических отношениях позволяет Ташкенту в случае необходимости обращаться за помощью напрямую к России, которая является координирующим деятельность ОДКБ государством. В налаживании более тесных партнерских отношений будет продолжаться работа аппарата Тасмагамбетова.
Завершим экскурс Казахстаном. Астана никогда не собиралась выходить из ОДКБ. Чиновники в стране всегда демонстрируют дружбу с Россией, которая является гарантом безопасности Центральной Азии, и при этом, умело защищают собственные интересы. Например, республика в период объявленной в России мобилизации приняла 300 тысяч россиян.
В том числе, сократить сроки пребывания иностранных граждан. В итоге тысячи россиян, покинувших родину в период мобилизации, вернулись обратно. Массовая миграция в прошлом году зафиксирована и по направлению Казахстан-Украина. В Киеве живут многочисленные представители республиканской оппозиции и крупного бизнеса.
В том числе и богатейший казахстанский бизнесмен Даулет Нуржанов. На Украине он арендует 24 тысячи гектаров земли, на которых развивает аграрный бизнес. Казахстанский предприниматель выделил деньги на покупку и установку так называемых «юрт несокрушимости» в Киеве, Буче, Одессе и во Львове. Подобную акцию гуманизма на территории кризисной страны едва ли возможно представить без поддержки друга Нуржанова — Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстана на Украине Дархана Калетаева.
На родине он известен весьма своеобразной гражданской позицией. Поэтому это естественный процесс. Люди ищут свою языковую среду, свои корни и выезжают из страны. Это нормально, и какой-то трагизм мы не должны испытывать», — заявил Дархан Калетаев еще в 2019 году, будучи министром общественного развития Казахстана, при обсуждении массовой убыли населения из республики.
Немного смущает тот факт, что раскормленный политик, имея весьма специфические и спорные убеждения, на протяжении десятка лет вращается в высших политических кругах республики. Хотя на официальном уровне из Казахстана регулярно слышатся слова о необходимости сохранения мира и заинтересованности в тесных интеграционных связях с Россией. Все бы ничего, но самих россиян, особенно живущих в приграничных областях, несколько смущает тот факт, что в соседней стране расположены американские биологические лаборатории. Вред от этих объектов может легко сказаться не только на самих казахстанцах, но и жителях Сибири, Южного Урала или Южном федеральном округе России.
А при помощи инструкторов из США и Великобритании даже был организован специальный миротворческий военный батальон «Казбат». Который оказался совершенно беспомощным, когда в стране едва не началась гражданская война. В условиях жуткого алматинского хаоса оперативно продемонстрировали свою мощь и потенциал только военные из стран-участниц ОДКБ. Казахстан, как и все, заинтересован в обеспечении безопасности на своей территории.
Президент Белоруссии заявил, что участники саммита планируют проанализировать основные тенденции развития современной военно-политической обстановки, а также зоны ответственности, организации, как в мире в целом, так и в регионе. Также участникам предстоит найти новое решение по укреплению безопасности государств ОДКБ и подвести итоги года. По словам белорусского лидера, проблемные вопросы надо обсуждать за столом переговоров, а не совершать демарши. Мы пришли к единому выводу, что проблемные вопросы всегда были, будут, и если мы намерены их решать, то их надо решать за столом переговоров.
А не делать демарши без причины. Мы выразили определенное мнение и пожелания, что скорее всего в Питере, все-таки экономическое мероприятие, мы увидим наших армянских друзей», — уверен Лукашенко. О борьбе с терроризмом Президент России Владимир Путин, выступая на заседании Совета в узком составе, отметил, что команда всех участвующих в заседании государств в течение года проводили активную работу, способствующую упрочению союзнических связей на принципах взаимного уважения и учета интересов друг друга. Таким образом страны «содействовали укреплению ключевой миссии ОДКБ как региональной оборонительной структуры, ответственной за поддержание мира и стабильности на обширном евразийском пространстве».
Глава государства отметил совместные усилия по совершенствованию коллективных сил быстрого развертывания и оперативного реагирования, авиационных и миротворческих сил ОДКБ.
Отмечена необходимость постоянной модернизации и профилировании средств защиты информационных сетей государств — членов ОДКБ. Выступающие отметили повышение квалификации атакующих, массовое увеличение количества атак с использованием цепочки поставщиков, интенсивное задействование различных взаимодействующих организаций и структур при их проведении. Особую озабоченность участники заседания выразили в отношении угроз, связанных с утечками значительных массивов данных физических и юридических лиц.
Токаев предложил раскрыть миротворческий потенциал ОДКБ
Парламентская Ассамблея Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) принимает модельные законодательные акты в сфере безопасности и обороны, а также рекомендации по сближению законодательства государств – членов ОДКБ. Организация договора о коллективной безопасности не рассматривается нами в качестве военного блока. Обсудить проблемы адаптации Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) к современным условиям собрались парламентарии Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, представители органов государственной власти стран СНГ, депутаты. Соглашение о сотрудничестве между Секретариатом Совета МПА СНГ и Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности заключено 16 апреля 2004 года. Лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) подписали по итогу саммита в Минске 15 различных документов и соглашений. Для направления миротворческих сил Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Казахстан не требуется разрешение российского парламента.
В Объединенном штабе ОДКБ подвели итог 20-летней деятельности
Вопрос участия Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в зоне российско-украинского конфликта в повестке не стоит. 24/11/2022 По итогам очередной сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) 23 ноября 2022 года в г. 23 ноября в Минске пройдет саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — сессия Совета коллективной безопасности.
Материалы с тегом «ОДКБ»
Важным документом, ведущим нашу Организацию по собственному пути развития, является Стратегия коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года, в которой нашли отражение принципы нашего взаимодействия на среднесрочную перспективу. Наша общая оценка состояния и перспектив развития Организации отражена в совместном заявлении, которое мы примем по итогам саммита. Отмечу лишь то, что сегодня перед нами стоят не менее важные задачи по укреплению нашей общей безопасности. С учётом многократного роста вызовов и угроз безопасности нам предстоит наращивать совместные усилия по укреплению потенциала и возможностей Организации. На примере Афганистана мы видим, что за последние четыре десятилетия накапливались негативные факторы, которые способствовали ухудшению военно-политической и социально-экономической ситуации в этой стране. В этой связи ОДКБ нужно быть готовой к различным сценариям развития ситуации на южных рубежах. Таджикистан намерен и далее активно вносить свою лепту в обеспечение общей безопасности в регионах ответственности Организации.
Благодарю за внимание. Пашинян: Спасибо большое. Теперь, уважаемые коллеги, с вашего позволения я выступлю в национальном качестве. Конечно же, юбилей нашей Организации ещё и очень хороший повод, чтобы подвести некоторые итоги и обсудить перспективы дальнейшего развития нашей Организации. Александр Григорьевич [Лукашенко] поднял очень важные вопросы по поводу взаимодействия между странами — членами ОДКБ, и Президент Белоруссии коснулся, нужно прямо сказать, довольно-таки проблематичных вопросов. Но, в общем, нужно сказать, что в истории ОДКБ очень много позитива, потому что реально ОДКБ была, есть и будет важнейшим фактором в обеспечении безопасности и стабильности в регионе.
Но, как мы уже видим, в сегодняшнем юбилейном саммите мы обсуждаем не только юбилейные вопросы, потому что в зоне ответственности ОДКБ ситуация довольно напряжённая. Я хочу коснуться некоторых вопросов, о которых говорил Президент Белоруссии. Касательно голосований стран — членов нашей Организации. Конечно же, такая проблема существует. Часто наши голосования не очень синхронны, но нужно заметить, что это неновый вопрос. Это долгое время сопутствует нашей Организации.
Армения неоднократно поднимала этот вопрос, мы в рабочем порядке неоднократно этот вопрос обсуждали. Я думаю, очевидно, что этот вопрос тоже нуждается в дальнейшем обсуждении. То, что касается взаимодействия и механизмов реагирования и быстрого реагирования, это тоже очень важный вопрос для Армении, потому что, как вы знаете, в прошлом году, как раз в эти дни, войска Азербайджана вторглись на суверенную территорию Армении. И Армения обратилась к ОДКБ, чтобы задействовать механизмы, которые предназначены в Положении порядка реагирования ОДКБ на кризисные ситуации от 10 декабря 2010 года — документ, который утверждён Советом коллективной безопасности. Но, к сожалению, мы не можем сказать, что Организация реагировала так, как ожидала Республика Армения. Ещё долгое время мы поднимали вопрос о продаже оружия со стороны стран — членов ОДКБ недружественной стране для Армении, в которой в итоге это оружие было использовано против Армении и армянского народа.
И это тоже проблема. Честно говоря, реакция стран — членов ОДКБ в течение 44-дневной войны 2020 года и после войны не очень обрадовала Республику Армению и вообще армянский народ, но я хочу подчеркнуть особую роль Российской Федерации и лично Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в деле приостановки войны в Нагорном Карабахе. Хочу ещё раз подтвердить, что Армения продолжает быть приверженной трёхсторонним заявлениям от 9 ноября 2020 года. Я имею в виду трёхсторонние заявления Президента Российской Федерации, Президента Азербайджана и Премьер-министра Армении, а также трёхсторонние заявления от 11 января и 26 ноября 2021 года. Я думаю, подвести итоги действительно очень важно и хорошо, но Армения как член — учредитель Организации Договора о коллективной безопасности привержена дальнейшему развитию Организации и считает её ключевым фактором для стабильности и безопасности в евразийском регионе, а также для безопасности Республики Армения, и положительно настроена на поддержание в полном объёме Организации в её дальнейшем развитии. Теперь слово предоставляю Генеральному секретарю ОДКБ Станиславу Васильевичу Засю, чтобы он проинформировал нас про те документы, которые мы собираемся подписать.
Зась: Уважаемый Председатель! Уважаемые члены Совета коллективной безопасности! Я хотел бы прежде всего выразить признательность вам за сегодняшнюю встречу, посвящённую юбилею ОДКБ. Но за эти годы пройден такой колоссальный путь: от формирования идеи коллективной обороны до состоявшейся международной многопрофильной организации. Поэтому, пользуясь возможностью, я хотел бы поздравить вас, уважаемые главы государств, с юбилеем и поблагодарить за ваш большой труд по становлению, развитию и укреплению нашей Организации. Потому что, конечно же, без вашего постоянного внимания, поддержки это всё было бы невозможно.
На столе в ваших папках находится аналитический обзор о деятельности ОДКБ за 20 лет своего существования. Этот обзор подготовлен секретариатом во исполнение поручения Президента Республики Таджикистан. Кстати, сама работа над этим обзором у нас была очень интересная и полезная. В преддверии таких больших юбилеев мы попытались взглянуть на пройденный путь, оценить нынешнее состояние ОДКБ, и сложилось такое устойчивое хорошее чувство: нам есть чем гордиться. В формате Организации успешно функционирует механизм координации внешнеполитической деятельности, в рамках которого формируется консолидированная позиция наших государств по актуальным вопросам региональной и глобальной повестки дня. Хотя я согласен с Александром Григорьевичем, что сейчас этого явно недостаточно.
Мы не должны избегать ответов, консолидированных ответов на самые острые вопросы. Налажено взаимодействие с международными региональными организациями и их профильными структурами. Сохранён и, что очень важно, культивируется принцип приоритетности политико-дипломатических средств в достижении целей ОДКБ. Это, наверное, одна из главных скреп нашей Организации. За эти годы мы существенно нарастили силовой потенциал ОДКБ. Совершенствуется структура, оснащение и уровень подготовки органов управления и формирования системы коллективной безопасности.
Важным достижением ОДКБ считаем формирование единой системы подготовки кадров, органов управления и войск. Конечно, высшей формой этой системы являются проводимые нами ежегодно на плановой основе комплексные совместные учения.
И регулярно сотрудничают со всеми странами-участницами Организации, особенно по линии военно-технического взаимодействия. Заключенный договор между Узбекистаном и Россией о союзнических отношениях позволяет Ташкенту в случае необходимости обращаться за помощью напрямую к России, которая является координирующим деятельность ОДКБ государством. В налаживании более тесных партнерских отношений будет продолжаться работа аппарата Тасмагамбетова. Завершим экскурс Казахстаном. Астана никогда не собиралась выходить из ОДКБ. Чиновники в стране всегда демонстрируют дружбу с Россией, которая является гарантом безопасности Центральной Азии, и при этом, умело защищают собственные интересы. Например, республика в период объявленной в России мобилизации приняла 300 тысяч россиян. В том числе, сократить сроки пребывания иностранных граждан.
В итоге тысячи россиян, покинувших родину в период мобилизации, вернулись обратно. Массовая миграция в прошлом году зафиксирована и по направлению Казахстан-Украина. В Киеве живут многочисленные представители республиканской оппозиции и крупного бизнеса. В том числе и богатейший казахстанский бизнесмен Даулет Нуржанов. На Украине он арендует 24 тысячи гектаров земли, на которых развивает аграрный бизнес. Казахстанский предприниматель выделил деньги на покупку и установку так называемых «юрт несокрушимости» в Киеве, Буче, Одессе и во Львове. Подобную акцию гуманизма на территории кризисной страны едва ли возможно представить без поддержки друга Нуржанова — Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстана на Украине Дархана Калетаева. На родине он известен весьма своеобразной гражданской позицией. Поэтому это естественный процесс. Люди ищут свою языковую среду, свои корни и выезжают из страны.
Это нормально, и какой-то трагизм мы не должны испытывать», — заявил Дархан Калетаев еще в 2019 году, будучи министром общественного развития Казахстана, при обсуждении массовой убыли населения из республики. Немного смущает тот факт, что раскормленный политик, имея весьма специфические и спорные убеждения, на протяжении десятка лет вращается в высших политических кругах республики. Хотя на официальном уровне из Казахстана регулярно слышатся слова о необходимости сохранения мира и заинтересованности в тесных интеграционных связях с Россией. Все бы ничего, но самих россиян, особенно живущих в приграничных областях, несколько смущает тот факт, что в соседней стране расположены американские биологические лаборатории. Вред от этих объектов может легко сказаться не только на самих казахстанцах, но и жителях Сибири, Южного Урала или Южном федеральном округе России. А при помощи инструкторов из США и Великобритании даже был организован специальный миротворческий военный батальон «Казбат». Который оказался совершенно беспомощным, когда в стране едва не началась гражданская война. В условиях жуткого алматинского хаоса оперативно продемонстрировали свою мощь и потенциал только военные из стран-участниц ОДКБ.
Каждое учение начинается с совместной штабной тренировки Объединенного штаба, Секретариата ОДКБ и оперативных групп заинтересованных министерств и ведомств государств — членов ОДКБ по выработке проектов решений на формирование и развертывание сил и средств системы коллективной безопасности в кризисном регионе коллективной безопасности. Затем на базе Центра кризисного реагирования развертывается усиленная дежурная смена ЦКР ОДКБ и осуществляется контроль перегруппировки и развертывания воинских контингентов в районах проведения учений. Следующий этап — активная фаза учения, которая завершается по выполнению учебно-боевых задач практическими действиями Войск Коллективных сил. Учение продолжается до возвращения всех войск в пункты постоянной дислокации. В сентябре-октябре 2022 года в формате ОДКБ проведено четыре учения. На территории Республики Казахстан проведено три учения. В ходе командно-штабного учения с КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2022» отработаны вопросы организации совместной операции по локализации вооруженного конфликта, подготовки подразделений КСОР ОДКБ к выполнению задач, ведения совместной операции по уничтожению противника и восстановлению положения по Государственной границе. В качестве наблюдателей на активной фазе учения присутствовали представители Антитеррористического центра СНГ, региональной антитеррористической структуры ШОС и военно-дипломатического корпуса, аккредитованного в Республике Казахстан. Учебная обстановка была смоделирована с учетом опыта современных вооруженных конфликтов. Наращивание обстановки позволило максимально приблизить ее к реальным действиям. На завершающем этапе учения войсками силами отработаны практические действия с выполнением мероприятий по уничтожению обходящего отряда противника, ведению воздушной разведки, нанесению огневого поражения противнику с комплексированием различных средств разведки и поражения, отражению ударов средств воздушного нападения противника, ведению маневренных боевых действий, удержанию основного оборонительного рубежа, уничтожению вклинившегося противника, завершению разгрома группировки войск противника с высадкой тактических воздушных десантов. С участием представителей базовых научно-исследовательских организаций и государств — членов ОДКБ проведена исследовательская работа апробация по вопросам организации: противовоздушного прикрытия национальных контингентов КСОР ОДКБ на этапах их оперативного развертывания и применения, а также взаимодействия Командования КСОР ОДКБ с силами и средствами Сил воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан и Российской Федерации при подготовке и проведении совместной операции в Единой региональной системе противовоздушной обороны; управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения в том числе специальных видов материально-технического обеспечения Коалиционной авиационной группировки ОДКБ при подготовке и проведении совместной операции КСОР ОДКБ. Отработаны вопросы практических действий совместного формирования по ликвидации вспышки особо опасной инфекции в контингенте КСОР ОДКБ в ходе операции. Исследованы вопросы развертывания перегруппировки совместного формирования в регионе возникновения кризисной ситуации и порядка организации взаимодействия с национальными органами, уполномоченными на реагирование при масштабных и быстрых распространениях опасных инфекционных заболеваний. Формирование продемонстрировало эффективность применения и подтвердило способность выполнять задачи по предназначению. Работа по созданию этого нового формирования велась с учетом опыта Минобороны России по участию военных медиков и химиков в мероприятиях по борьбе с пандемией как на территории Российской Федерации, так и при оказании помощи другим государствам. Документом предусмотрено развертывание совместного формирования при необходимости на территории одного из государств — членов ОДКБ в целях: обеспечения защиты Войск Коллективных сил ОДКБ и создания безопасных медико-биологических условий для их развертывания и применения; участия в обеспечении коллективного реагирования в случае масштабного и быстрого распространения опасных инфекционных заболеваний. Комплектование данного формирования предусматривается осуществлять на коалиционной основе представителями от всех государств — членов ОДКБ в соответствии с решением глав государств, исходя из конкретно складывающейся эпидемиологической обстановки, с учетом потребностей принимающего государства и возможностей направляющих сторон.
Он добавил, что считает отсутствие реакции главной неудачей председательства Армении в организации. Премьер-министр напомнил, что во время массовых протестов в Казахстане в январе 2022 года ОДКБ потребовался один день на выработку решения, что во многом помогло погасить беспорядки и избежать госпереворота. Пресс-служба правительства Армении также опубликовала объяснение Пашиняна, почему он отказался подписывать два итоговых документа. По мнению премьера, в декларации и проекте решения о помощи отсутвует необходимая и логичная с точки зрений союзнических отношений политическая оценка действий Азербайджана. О том, что сохраняется риск новой агрессии со стороны Азербайджана против территориальной целостности Армении, докладывал генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась на внеочередном заседании СКБ 28 октября текущего года. В этих условиях отсутствие четкой политической оценки ситуации и непринятие вышеупомянутого решения может означать не только отказ ОДКБ от союзнических обязательств, но и может интерпретироваться Азербайджаном как зеленый свет со стороны ОДКБ для дальнейшей агрессии против Армении», — заявил Пашинян.