Будут ли являться самозанятыми граждане, оказывающие разовую помощь, например, на садовом участке (вскопать, убрать и т. д.)? Регулируются ли законом разовые или периодические услуги?
Указ № 636 все должностные ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ органов являются самозанятыми.
Так, у самозанятого можно запросить справку о том, что он является плательщиком НДП. «Регистрация в качестве самозанятого является основанием для продления срока легального пребывания в Российской Федерации». Уплата страховых взносов за себя является добровольной для самозанятого. Исключение: самозанятые могут нанимать людей по гражданско-правовому договору. Наряду с новым ограничением в 2024 году продолжат действовать и все ранее установленные запреты, касающиеся оформления договоров с самозанятыми гражданами. В статье расскажем, что значит статус самозанятого, как оформить самозанятость, какие есть налоги и обязательные платежи.
Указ № 636 все должностные ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ органов являются самозанятыми.
Цель создания новых комиссий – проверка, является ли заключение договоров с самозанятыми оправданным, и не являются ли самозанятые скрытыми штатными сотрудниками. Авточеки (как и чеки, созданные вручную) формируют налогооблагаемую базу (плательщика налога на профессиональный доход) самозанятого согласно Федеральному закону № 422. «Исполнитель является плательщиком налога на профессиональный доход, в связи с чем Заказчик освобождается от обязанности перечислять налоги и страховые взносы за Исполнителя в бюджет РФ на основании п.8 ст.2 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.». От самозанятого потребуется только чек после проведения оплаты — это официальный документ для бухгалтерии и подтверждение расходов юрлица. В налоговой службе разъяснили, какие виды деятельности разрешены для самозанятых и в каких случаях статус самозанятого может быть аннулирован. Ранее «Известия» писали, что самозанятым разрешили регистрировать товарные знаки, чтобы защитить свою продукцию от копирования.
Бизнес предлагает продлить режим самозанятых после 2028 года
Бизнес заинтересован получить работу самого высокого качества и в кратчайшие сроки. Самозанятый, в свою очередь, понимает, что он работает сам на себя, а значит, полностью отвечает за результат. Исполнитель заинтересован в том, чтобы оказать услугу быстро и качественно и перейти к следующему заданию, чтобы больше заработать. Самозанятость — это гонка специалистов, которая выгодна бизнесу. Как недавно писали «Ведомости» , основные вопросы, которые хотят узнать налоговики, — численность самозанятых и как их находит компания. Таким образом ФНС отслеживает признаки маскировки трудовых отношений. Например, как часто самозанятый выставляет чек одному и тому же заказчику и на какую сумму. Если два раза в месяц и на одинаковую сумму — это один из признаков подмены трудовых отношений. Также система проверяет, не являлся ли самозанятый бывшим сотрудником компании или есть ли у исполнителя другие заказчики. И таким образом проверяется около 20 показателей.
На основании полученных данных налоговики определяют количество риск-баллов и ставят компанию на карандаш. Или нет, если признаков подмены трудовых отношений мало. По данным налоговой, количество таких компаний сократилось. Также в ФНС можно предоставить и другие доказательства того, что сотрудничество с самозанятым не маскирует трудовые отношения — ТЗ, выставленные счета. Даже штатное расписание подойдет. Таким образом компания докажет, что у нее в штате нет специалиста, который может оказать ту или иную услугу. К ответу на требование ФНС надо приложить пояснение. В нем указывается экономическая обоснованность сотрудничества с самозанятым вместо заключения трудового договора. Например, можно сослаться на то, что услуга потребовалась впервые и компания не уверена, что нужен специалист в штат.
Или работа носит вспомогательный характер и требуются специальные знания. То есть заключать трудовой договор с сотрудником невыгодно, а поручать эту работу другому работнику нет возможности, так как нужны определенные навыки. Никаких «работодатель», «работник» или «зарплата» в договоре быть не должно. Если компания впервые заключает договор, лучше обратиться к юристу или оформить сотрудничество через специальные сервисы. Их сейчас много, выбрать можно любую. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки. И одна из таких платформ — Qugo. На протяжении четырех лет наш сервис помогает бизнесу с автоматизацией процессов взаимодействия с внештатным персоналом, решая всевозможные задачи в этом ключе, — это и подписание договоров, и проведение выплат, и получение закрывающих документов, оплата налогов, консалтинг и многое другое.
Например, перечислять самостоятельно взносы на формирование своей будущей пенсии или на соцстрахование больничные и пособия. Для этого потребуется заключить договор на добровольное страхование с Социальным фондом России и перечислять взносы. Отчетность и бухучет Самозанятые граждане и ИП не ведут бухгалтерский учет доходов, полученных при применении спецрежима «Налог на профессиональный доход». Минфин подтвердил, что Законом от 27. Налоговую декларацию по налогу на профдоход в инспекцию не представляют ст. Перед заключением сделок или договоров с самозанятыми работодателям следует проверить их на благонадежность. Получить информацию о действующих или потенциальных контрагентах-физических лицах, включая самозанятых, по их ИНН можно с помощью сервиса "Главбух Контрагенты".
По налогу на профессиональный доход для самозанятых предусмотрено 2 вида ставок ст. Естественно, если плательщик НПД получает доходы, в отношении которых установлены разные ставки, налоговую базу он должен определять отдельно по каждой из них. Налоговым периодом по спецрежиму в общем случае признается календарный месяц ч. Порядок исчисления и уплаты налога НПД рассчитывается налоговой инспекцией по следующей формуле ч. Налоговый вычет рассчитывается так ч. Налог на самозанятых граждан по закону уплачивать нужно ежемесячно не позднее 28-го числа следующего месяца ч. Уплачивается налог на основании уведомления, полученного из налоговой инспекции. Если сумма налога, подлежащая уплате по итогам месяца, составляет менее 100 рублей, указанная сумма добавляется к сумме налога за следующий месяц ч. Налоговую декларацию по НПД представлять не нужно ст. Это приложение применяется с использованием компьютерного устройства мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер , подключенного к сети Интернет ч. Мобильное приложение предусматривает, в частности, следующие возможности: формирование заявления о постановке плательщика НПД на учет ч.
Вот как это сделать. Важные новости для бизнеса - в нашем Телеграме. Подпишитесь, чтобы узнавать о мерах поддержки и получать новые решения для вашего дела! Подписаться Проверьте, что сотрудник действительно самозанятый Если вы только начинаете сотрудничать с самозанятым, удостоверьтесь, что он действующий плательщик налога на профессиональный доход. Бывает, что некоторые становятся самозанятыми, а потом снимаются с учёта. Работодатели, не зная этого, продолжают работать с ними как с самозанятыми: не платят за сотрудников подоходный налог и страховые взносы. Если налоговая об этом узнает, вам нужно будет заплатить за бывшего самозанятого НДФЛ и внести взносы в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. Проверить статус самозанятого можно двумя способами: попросить сотрудника прислать справку о постановке на учёт или пробить самозанятого по ИНН на сайте налоговой. Обе проверки равнозначны и бесплатны. Выбирайте тот способ, который удобнее. Справка о постановке на учёт. Попросите самозанятого прислать справку из приложения «Мой налог». Такая справка формируется бесплатно. Справка о постановке самозанятого на учёт Проверка по ИНН на сайте налоговой. Если самозанятый не может прислать справку, например у него нет интернета или приложение «Мой налог» работает с перебоями, вы можете самостоятельно проверить статус сотрудника. Налоговая предлагает работодателю проверять статус самозанятых. Для этого надо ввести ИНН сотрудника и дату, на которую вы хотите узнать статус. Проверка статуса самозанятого на сайте налоговой Составьте договор Для работы с самозанятым подойдёт типовой гражданско-правовой договор, например договор оказания услуг. Можно подписать такой договор один раз перед началом работы или подписывать его перед каждой оплатой в виде договора-счёта-акта.
Самозанятые-2023: что будет нового
Отсутствие необходимости заполнять налоговую декларацию. Нужен ли договор при сотрудничестве с самозанятым В законе нет жёстких требований о том, что при сотрудничестве с самозанятым необходимо заключать письменное соглашение. Договориться о сделке вполне можно и в устной форме, но всегда целесообразнее иметь бумажную с подписями обоих участников. Почему это важно и чем грозит отсутствие документов — рассказали здесь.
Это особенно важно, если в роли заказчика выступает ИП или юридическое лицо, поскольку они вынуждены вести упрощённый или полноценный учёт, и для них договор — это первичный документ. Такие клиенты чаще всего настроены на долговременное сотрудничество, поэтому оформление сделки нужно начинать с составления письменного соглашения. Для этого заказчику от исполнителя понадобятся: паспорт; справка о подтверждении статуса самозанятого по форме КНД 1122035.
Очень важно, чтобы в договоре не было признаков подмены трудовых отношений. Поэтому стоит уделить повышенное внимание его содержанию, поскольку плательщик НПД не вправе: участвовать в непрерывном технологическом процессе; иметь должностную инструкцию; числится в табеле учёта рабочего времени; получать зарплату и социальные гарантии. Документооборот при сотрудничестве с плательщиком НПД Самозанятый должен знать, какие закрывающие документы он предоставляет заказчику: физическому или юридическому лицу.
В первом варианте достаточно предъявить чек из приложения в бумажной или электронном формате. А при взаимодействии с ИП или компанией потребуется более полный пакет документов: акт приёма-передачи; чек. Акт выполненных работ В списке закрывающих документов по самозанятым для юридических лиц есть акт по приёму-передаче выполненной работы.
Но этот документ не является обязательным, а больше используется в качестве страховки в случае возникновения спорной ситуации.
Отчетность самозанятому потребуется сдать при получении иного, не облагаемого НПД, дохода. Например, при продаже квартиры или дома. Также, при импорте товаров на территорию РФ самозанятому придется заплатить НДС и сдать соответствующую декларацию. Самозанятым-ИП может потребоваться сдать отчетность в органы статистики. Отчетность в Росстат сдают все ИП, независимо от применяемой системы налогообложения. Узнать, какие отчетные формы должен сдавать ИП в органы статистики, можно на официальном сайте Росстата. Система сформирует перечень отчетных форм, обязательных к представлению в текущем году, если они есть. Приложение «Мой налог» — для чего оно нужно и как с ним работать Приложение «Мой налог» — рабочий инструмент плательщика НПД.
Это приложение создано для взаимодействия самозанятого и ФНС. С его помощью можно: Отчитаться в ФНС о полученном доходе. В приложение необходимо вносить только тот доход, который получен от деятельности на НПД. Иные поступления, не относящиеся к самозанятости, не указывайте. Если данные в «Мой налог» поступают от оператора электронной площадки, то дублировать повторно этот доход в приложении не нужно. Они могут передавать в приложение «Мой налог» данные о полученном самозанятым доходе. Кроме того, некоторые из них могут при наличии соответствующего разрешения от самозанятого уплачивать за него налог. Для этого плательщик НПД должен предоставить такому партнеру сайту, электронной площадке разрешение в приложении «Мой налог». Чтобы внести доход в приложение, на главном экране нажмите оранжевую кнопку «Новая продажа» и заполните небольшую форму, указав в ней наименование товара или услуги, ее стоимость и данные о заказчике покупателе.
Сформировать чек. Все самозанятые обязаны выдавать по оказанным им услугам чек. Формируется он в приложении «Мой налог». После того как данные об оказанной услуге приобретенном товаре и заказчике покупателе будут внесены в блок «Новая продажа», необходимо нажать кнопку «Выдать чек». Сформированный чек можно направить заказчику покупателю разными способами: на электронную почту, в мессенджер, по смс или на бумаге, предварительно распечатав его. Чек самозанятый обязан выдать в момент расчета если он произведен наличными либо переводом на карту или до 9 числа следующего месяца если оплата произведена безналичным способом: с расчетного счета на расчетный счет. Выдать счет на оплату. Выставлять счета на оплату самозанятый не обязан. Но по просьбе заказчика или покупателя может это сделать.
Счет формируется так же, как и чек. На главном экране необходимо нажать оранжевую кнопку «Новая продажа», затем внести в форму данные об услуге или товаре, его стоимость, информацию о заказчике покупателей. После чего нажать кнопку «Выдать счет». Скачать справки о доходе и о постановке на учет. Если самозанятому необходимо подтвердить свой статус, узнать дату постановки на учет или получить информацию о доходе, он может скачать соответствующую справку в приложении «Мой налог». Чтобы получить справку, необходимо перейти в раздел «Прочее» крайняя правая кнопка в нижнем меню на главном экране и нажать на четвертую кнопку сверху «Справки».
Недавнее исследование показало, что доля работодателей из сектора малого и среднего предпринимательства, готовых привлекать самозанятых, снизилась по сравнению с 2020 годом. Разбираемся, какие риски возникают у компаний, привлекающих самозанятых, и как сотрудничать с самозанятыми. Эксперимент сначала проходил только в четырех регионах, позже его распространили на 23 субъекта Федерации, а потом и на всю территорию страны. Оформление самозанятости, подача сведений о доходах, расчет и перечисление налоговых платежей максимально упрощены.
Госпошлину платить не надо, выходить из дома — тоже. Достаточно установить официальное мобильное приложение от ФНС «Мой налог», ввести свои данные, потом отмечать поступления и выдавать чеки заказчикам. Налог будет рассчитываться автоматически. Есть ограничения по суммарному доходу за год — не более 2,4 млн рублей, а также по видам деятельности. В частности, самозанятому нельзя продавать товары, подлежащие обязательной маркировке, заниматься перепродажей или оказывать агентские услуги. Самозанятым нельзя нанимать сотрудников по трудовым договорам, он оказывает услуги лично. Но самозанятый может работать в штате по трудовому договору и одновременно подрабатывать как самозанятый. Условия применения самозанятости и налоговые ставки до 1 января 2029 года не изменятся. Таким образом, для самих самозанятых всё достаточно просто и понятно. С заказчиками услуг самозанятых сложнее.
Самозанятость глазами работодателя Возможное сокращение административной и налоговой нагрузки кажется многим работодателям привлекательным. Это действительно выгодно: с самозанятыми не надо вести кадровый учет, не надо предоставлять отпуск, нет обязательных платежей в бюджет. Так что нередки случаи расторжения трудовых договоров и заключения договоров ГПХ с теми же работниками — уже как с самозанятыми.
Подробнее о том, каких изменений ждать, — в материале «Известий».
Самозанятых обязали указывать данные в онлайн-рекламе Одно из нововведений касается рекламы на торговых онлайн-площадках. Теперь самозанятых граждан, рекламирующих свою продукцию и услуги, обяжут указывать фамилию, имя и идентификационный номер налогоплательщика ИНН. Поправки внесены в закон «О рекламе» и должны защитить права потребителей, которые заказывают товары у этой категории продавцов на маркетплейсах. В частности, покупатели, например, смогут предъявить претензию за некачественный товар.
До этого указывать данные о себе должны были только компании и индивидуальные предприниматели. Самозанятые смогут работать в такси Еще одни изменения внесены в федеральный закон об организации перевозок легковым такси. С 1 сентября осуществлять перевозки смогут в том числе и самозанятые физические лица без необходимости устраиваться на работу водителем.
Какие закрывающие документы предоставляет самозанятый
Если у индивидуального предпринимателя нет штата работников, он тоже может получить статус самозанятого — и перейти со своей налоговой системы на НПД. Новые правила работы с самозанятыми должны применять все бухгалтеры с 1 марта 2024 года. Основанием для претензий может стать жалоба самого самозанятого.
Риски сотрудничества с самозанятыми с 1 марта 2024 года
Важная новость, которая обеспокоила все предпринимательское сообщество: межведомственные комиссии будут мониторить работу с самозанятыми.В соответствии с новым Законом № 565-ФЗ о занятости[1]. [1] РБК Life рассказывает о том, зачем нужно становиться самозанятым и что это дает. 1 марта 2024 года начали действовать новые правила работы с самозанятыми — плательщиками НПД. Да, вы можете быть в статусе самозанятого и при этом работать в какой-либо компании по трудовому договору или являться руководителем или учредителем ООО. На что надо обратить внимание организациям, заключая договор с самозанятым и какие могут наступить неблагоприятные последствия, читайте в статье.