Новости линия обороны ленинграда во время блокады карта

По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции. Блокады именно города Ленинграда в действительности не было. Ведь именно по этому месту прошла линия обороны Ленинграда в сентябре 1941 году. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского кладбища и Серафимского кладбища, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы. Представления о морали в Ленинграде 1941-1942 гг., отношения между друзьями во время блокады неизбежно менялись.

Загадки блокады Ленинграда

В СССР еще в 1935 году был создан деревянный САМ-5, самолет с мотором и стоимостью У-2, но при этом в полтора раза быстрее, и с нормальной нагрузкой 400 килограммов или пять пассажиров. Ничто не мешало выпустить вместо них САМ-5. Учитывая, что по полезной нагрузке, перевозимой в единицу времени, четыре такие машины заменяли один ПС-84 и при этом работали с коротких взлетных полос , они могли бы дать нормальный воздушный мост. По маршруту Ленинград — Новая Ладога такой самолет перевозил бы пару тонн грузов в одну ночь. Следовательно, всего тысяча подобных машин закрыла бы потребности Ленинграда без голода. Но это было возможно только в теории. На практике конструктор САМ-5 перешел дорогу Яковлеву, у которого был свой серийный самолет под мотор М-11. Да, он был медленнее САМ-5, а полезной нагрузки брал меньше, но он был свой, а не чужой.

Поэтому «на вопрос Сталина Яковлеву, который у него был консультантом по авиации… тот ответил , что самолет [САМ-5-2 бис] неплохой, но его внешняя отделка желает лучшего». Конструктор продолжал дорабатывать машину и далее, в 1943 году выпустив более дальнюю модификацию САМ-25. Опытная машина успешно летала к партизанам, но в целом эти усилия были бесполезны, потому что разработчик самолета не сумел угодить Яковлеву, хотя тот прямо объяснил, как именно это сделать. Обеспечить с его помощью воздушный мост было малореально. Так подковерная грызня 1930-х годов сделала возможной смерть миллиона человек. И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях. Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года.

А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали. Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно. Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали. Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого.

На ее подготовку Ставка отвела не более месяца: весной болотистые места стали бы непроходимыми. Однако в конце декабря 1942 г. Для обеспечения подхода к Неве было проложено около 50 км дорог. Особое внимание уделялось подготовке к ведению зимнего боя в лесу. В тылу каждого соединения были устроены полигоны, имитирующие условия участков наступления, проведены учения с боевыми стрельбами, а для командного состава — штабные игры. Всё происходило в обстановке строжайшей секретности, умело использовалась дезинформация. Перегруппировка войск производилась исключительно ночью или в нелетную погоду. Немцы узнали о планируемом наступлении всего за несколько дней и не успели подтянуть резервы. Частям Ленинградского и Волховского фронтов под командованием Л. Говорова и К. Мерецкова соответственно предстояло атаковать сильно укрепленный шлиссельбургско-синявинский район, который обороняли пять дивизий 18-ой армии группа армий «Север» под командованием Г.

Не оставляют никого равнодушным сохранившиеся страницы дневника маленькой Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 янв. Осталась одна Таня». Сегодня в работах историков цифры погибших ленинградцев разнятся от 800 тыс. В последнее время все чаще фигурируют данные о 1,2 млн. Горе пришло в каждую семью. За период действия «Дороги жизни» — до марта 1943 г. В то же время из города на Неве были эвакуированы более 1,3 млн. Для транспортировки нефтепродуктов по дну Ладожского озера был проложен трубопровод. Подвиг Ленинграда Однако город не сдавался. Его жители и руководство делали тогда все возможное, чтобы жить и продолжать бороться. Несмотря на то, что город находился в жесточайших условиях блокады, его промышленность продолжала снабжать необходимым вооружением и снаряжением войска Ленинградского фронта. Обессиленные голодом и тяжело больные рабочие выполняли срочные задания, ремонтировали корабли, танки и артиллерию. Сотрудники Всесоюзного института растениеводства сохранили ценнейшую коллекцию зерновых культур. Зимой 1941 г. Ленинград наносил по врагу ощутимые удары и не позволял немцам и финнам действовать безнаказанно. В апреле 1942 г. Постоянно совершенствовалось противодействие вражеской артиллерии. Военсовет Ленинграда организовал контрбатарейную борьбу, в результате которой значительно снизилась интенсивность обстрелов города. В 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на Ленинград, уменьшилось примерно в 7 раз. Беспримерное самопожертвование простых ленинградцев помогло им не просто отстоять свой любимый город. Оно показало всему миру, где находится предел возможностей фашисткой Германии и ее союзников. Действия руководство города на Неве Хотя в Ленинграде как и в других областях СССР в годы войны среди начальства находились свои негодяи, партийное и военное руководство Ленинграда в основном оставалось на высоте создавшегося положения. Оно вело себя адекватно трагической ситуации и отнюдь не «жировало», как утверждают некоторые современные исследователи. В ноябре 1941 года секретарь горкома партии Жданов установил жестко фиксированную урезанную норму расхода продуктов для себя и всех членов военсовета Ленинградского фронта. Более того, руководство города на Неве сделало все, чтобы предотвратить последствия тяжелейшего голода. По решению ленинградских властей было организовано дополнительное питание для обессиливших людей в специально стационарах и столовых. В Ленинграде было организовано 85 детских домов, принявших десятки тысяч детей, оставшихся без родителей. В январе 1942 г. С марта 1942 года Ленсовет разрешил жителям разбивать во дворах и парках личные огороды. Землю под укроп, петрушку, овощи распахивали даже у Исакиевского собора. Попытки прорыва блокады При всех ошибках, просчетах, волюнтаристских решениях советское командование принимало максимум мер для скорейшего прорыва блокады Ленинграда. Были предприняты четыре попытки разорвать вражеское кольцо. Первая — в сентябре 1941 г. Блокада Ленинграда тогда не была прорвана, но советские жертвы в наступательных операциях этого периода не были напрасными. Летом-осенью 1942 г. Более того, Гитлер направил для взятия города управление и войска 11-й армии Манштейна, которые в ином случае можно было использовать на Кавказе и под Сталинградом. Синявинская операция 1942 года Ленинградского и Волховского фронтов опередила немецкий удар. Предназначенные для наступления дивизии Манштейна были вынуждены сходу вступать в оборонительные бои против атакующих советских частей. Этот плацдарм, который советское командование намеревалось использовать для прорыва блокады, части Красной Армии удерживали около 400 дней. Крохотный участок земли был в одно время чуть ли не единственной надеждой на спасение города и стал одним из символов героизма советских воинов, отстоявших Ленинград.

Но я поехала». Более того, иные трамвайные маршруты уже были перерезаны немцами. Уникальная линия ОРАНЭЛ Ораниенбаумская электрическая линия , построенная незадолго до Первой мировой, оказалась разделена, когда осенью 1941 года Стрельна была захвачена немцами. Танки КВ, выпускавшиеся на Кировском заводе, расположенном на юге Ленинграда, практически выезжали из ворот на фронт. Нельзя сказать, что враг стоял у ворот города: он уже вошёл в город. На последних рубежах Ленинград постоянно готовился к нападению, полномасштабной атаке. Горожане рыли десятки километров окопов, строили полномасштабные доты и дзоты долговременные и дерево-земляные огневые точки. В наше время питерские энтузиасты восстановили один из таких дотов оборонительного рубежа «Ижора». Он был построен, когда город в 1943 году задыхался в кольце блокады. Сейчас этот дот находится практически в центре жилого района Купчино, а в те времена это были деревенские окраины города с колхозами и совхозами. В паре километров от дота сохранился парк, бывший некогда колхозным яблоневым садом. Фото: Клуб истории и фортификации Вот как выглядела пулёметная двухамбразурная долговременная огневая точка ПДОТ-2 , в которой готовились встречать врага.

Блокада Ленинграда.

В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. Операция "Январский гром" Утром 14 января 1944 года ленинградцев разбудил гул оглушительной канонады. Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда. Один из авторов повести "Республика ШКИД" Леонид Пантелеев, находившийся в январе 1944 года в Ленинграде, вспоминал: "Среди ночи проснулся от совершенно невообразимого гула. Так бывало осенью сорок первого года, когда поблизости работали все окрестные зенитки. Но на этот раз это были не зенитки. И не поблизости, а где-то очень далеко. Казалось, что посылают снаряды сразу несколько тысяч орудий.

От этого грохота и грома просыпался среди ночи раз пять-шесть. Утром, часов в восемь, в номере звенело все, что может звенеть и сотрясаться: оконные стекла, зеркала, подвески на люстрах. Такого на моей памяти в Ленинграде еще не бывало. И вообще, я никогда не слышал такого орудийного грома. Почему-то вдруг решил, что это — наши, что началось наступление". План наступления В операции "Январский гром" участвовали Ленинградский и Волховский фронты. Они планировали нанести одновременно удары в районе Петергофа, Стрельны и Великого Новгорода.

Затем войска окружают основные силы 18-й армии немцев и развивают наступление на Нарву, Псков и Идрицу. Расстановка сил перед началом операции "Январский гром" "Северный вал" германской обороны За 29 месяцев, проведенных немецкой армией под Ленинградом, гитлеровцам удалось создать очень сильную систему обороны, глубина которой на отдельных участках фронта достигала 260 километров. Немецкие оборонительные укрепления, получившие название "Северный вал", были сильнейшими на советско-германском фронте, причем немцы продолжали развивать их и совершенствовать. К январю 1944 года, кроме обычных рогаток, проволочных заграждений, заборов и спиралей, перед окопами немцев появились двухъярусные препятствия из положенных поверх рогаток спиралей Бруно. Во многих случаях ширина препятствий перед немецкими окопами доходила до 400 метров. Нормальной считалась полоса заграждений в 70—100 метров. В ее составе было свыше 4100 орудий и минометов.

Силы немецкой армии также были значительны. В первой линии перед южным сектором Ленфронта гитлеровцы сосредоточили 12 пехотных и одну танковую дивизию, имелась возможность направить туда еще до шести пехотных дивизий. Для подкрепления под Ленинград был переброшен из Югославии 3-й танково-гренадерский корпус СС и до 50 тысяч человек пополнения. Подготовка к наступлению советских войск Советскому наступлению предшествовала длительная подготовка: армия должна была пройти обучение перед тем, как начать масштабную операцию, целью которой была не только деблокада Ленинграда, но и освобождение оккупированных районов Ленинградской области, в том числе Новгорода и Пскова, и выход в Прибалтику. В подготовительный период в 1943 году на Ленинградском и Волховском фронтах были созданы специальные учебные городки с полосами заграждения по типу немецких, где солдаты тренировались прорывать и преодолевать эти преграды, штурмовать дзоты, учились маневрировать, совершать длительные марши с полной выкладкой, идти сквозь леса и болота, прокладывать гати, взрывать завалы, прорубать просеки. Непосредственно перед наступлением саперы Второй ударной армии разрушили более 500 погонных метров проволочных заграждений, 100 метров завалов и 200 метров дерево-земляных валов. Это оказалось полной неожиданностью для противника.

В ночь накануне наступления девять саперных рот перед фронтом трех стрелковых дивизий первого эшелона проделали 109 проходов в минных полях и заложили усиленные заряды под проволочными заграждениями противника", — рассказывал командующий Второй ударной армией генерал-лейтенант Иван Федюнинский. Ход операции "Январский гром" Красная армия действовала по плану. К 17 января 1944 года прорвала оборону противника. Танки Т-34 вышли к Ропше. Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом. Фашисты стали отступать. Они захватили более двухсот орудий, среди которых 85 тяжелых мортир и гаубиц.

В результате этого полностью был прекращен постоянный обстрел Ленинграда. Ожесточенные бои шли за населенные пункты Ленинградской области. Освобождение последнего означало развал сплошного фронта немецкой обороны. Снятие блокады Ленинграда Несмотря на то что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий.

Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей. Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост.

Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому. Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров. Строительство железнодорожной эстакады Строительство моста началось 24 января 1943 года, его строили и военные, и гражданские, среди последних были в основном женщины. О том, с какими сверхчеловеческими усилиями строился мост, рассказывается, в частности, в сборнике воспоминаний и документов «Был город-фронт, была блокада» Ленинград, 1984 г. У копровщиков, например, за один рабочий день полагается забивать 20 свай. Это норма мирного времени.

Строя мост через Неву, копровщики забивали по 85 свай в сутки! Толовыми шашками саперы пробивали «окна» в ледовом панцире реки. Тут же бойцы копровых команд тащат к нему 20-метровую сваю. На вбитые в дно сваи укладываются поперечины, на них — продольные брусья, и лишь на втором слое продольных брусьев укреплялись шпалы и рельсы». Для возведения моста надо было забить 2650 свай, переработать 3 тысячи кубометров леса. За 12 суток, на протяжении которых работы не прекращались ни днем, ни ночью, мост длиной 1300 метров был построен. Таким образом, железнодорожное сообщение между Ленинградом и остальной территорией СССР, не занятой фашистскими оккупантами, было восстановлено. По временному, крайне опасному полотну, по мосту, который изгибался зигзагами от течения и льдин, железнодорожные составы всё-таки могли двинуться в измученный город. Отметим, что руководил строительством железнодорожной линии Шлиссельбург — Поляны и свайно-ледовой переправы через Ладогу выдающийся инженер Иван Зубков.

До войны он возглавлял строительство первой линии Ленинградского метрополитена, которое удалось завершить только после войны, в 1950-е годы. Но Иван Зубков в Ленметрострой уже не вернулся — он погиб летом 1944 года в возрасте 39 лет. Иван Георгиевич Зубков, начальник Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта, руководитель строительства Дороги победы 5 февраля Шлиссельбургская трасса была введена во временную эксплуатацию, а утром 7 февраля 1943 года, — после 17-месячного перерыва — в Ленинград, на Финляндский вокзал прибыл первый грузовой поезд с продовольствием. Его тянул за собой паровоз под управлением машиниста Ивана Пироженко. На паровозе был укреплен лозунг «Привет героическим защитникам Ленинграда! В тот же день с вокзала вокзала на «большую землю» отправился товарный поезд, который был загружен отливками орудийных стволов — так трудовой Ленинград вносил свой вклад в борьбу с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Первый поезд, прибывший в блокадный Ленинград по Дороге победы. Финляндский вокзал. Рабочие и инженеры горячих цехов и оборонных заводов с 22 февраля 1943 года стали получать по 700 граммов хлеба, на остальных предприятиях — по 600 граммов, служащие — по 500 граммов.

Для сравнения: в феврале 1942 года нормы выдачи хлеба составляли: рабочим — 500 граммов; служащим — 400 граммов; иждивенцам и детям — 300 граммов.

Но их численный состав и ударную мощь, основанную на современной военной технике, к тому времени уже существенно сократили в пользу западных приграничных округов. Флот располагал внушительными силами авиации и противовоздушной обороны. Начало войны июнь-сентябрь 1941 года Германский план «Барбаросса», разработанный для войны с Советским Союзом, прямо указывал на Ленинград в качестве одного из трех главных направлений ударов.

На этом направлении должна была действовать группа армий «Север» под командованием генерал-фельдмаршала В. В ее составе с начала войны значились 16-я и 18-я армии, 4-я танковая группа, а в качестве поддержки этим силам отряжался 1-й воздушный флот. По итогам приграничного сражения группе армий «Север» удалось рассечь надвое советский Северо-Западный фронт и уже 9 июля взять Псков. Советское руководство, осознав непосредственную угрозу Ленинграду, еще с начала июля направило силы на возведение укрепленных линий на рубежах вокруг города, общая протяженность которых составила около 900 километров.

Возведение Лужского оборонительного рубежа Красная Армия, опираясь на Лужский оборонительный рубеж, смогла задержать немецкое наступление почти на месяц. Этому в немалой степени способствовал удачный контрудар в районе город Сольцы, где удалось нанести чувствительные потери мотомеханизированным ударным силам вермахта. Выигранное время дало возможность сформировать резервы в виде двух новых армий 42-й и 55-й для защиты подступов к Ленинграду. Кроме того, был запущен процесс эвакуации части предприятий и населения, охвативший почти полмиллиона ленинградцев.

Но после паузы на восполнение потерь немцы смогли прорвать советскую оборону и к концу августа выйти к окрестностям Ленинграда. После бомбардировки 25 июня советской авиацией городов и военных баз в Финляндии эта страна объявила войну Советскому Союзу. Активные наступательные действия на Карельском перешейке финская армия начала с 31 июля и за месяц смогла добиться успеха, остановившись на рубеже старого советского Карельского укрепрайона. Начало блокады сентябрь-декабрь 1941 года Уже в середине июля командование вермахта исключило в качестве возможной задачи штурм Ленинграда, сделав ставку на полное окружение города.

Советские войска прорвали оборону противника и отбросили немецких захватчиков на 220—280 км от Ленинграда. К этому моменту в городе оставалось около 800 тыс. От голода и вражеских бомбежек погибли, по разным данным, от 641 тыс. Датой окончательного освобождения города считается 27 января 1944 года, в честь этого события организовали торжественный салют. Полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады: как отмечают в СПб 27 января 2024 В 2024 году россияне отметят 80 лет с момента полного снятия блокады Ленинграда, почтив памятью героическую стойкость жителей. В городе сегодня живет около 58 тыс.

При этом 1034 петербуржца награждены медалью «За оборону Ленинграда» и еще 45,7 тыс. В 2024 году всем обладателям этих наград будут торжественно вручены почетные знаки «В честь 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Праздничные мероприятия на 80-ю годовщину пройдут по всей стране и, конечно, в самом городе-герое. В День прорыва блокады Ленинграда, 18 января, центром праздничных торжеств по традиции стал посвященный этому подвигу музей-заповедник в Кировском районе Ленобласти. В Ледовом дворце в этот день состоялась праздничная программа «Непокоренный город Ленинград» с участием популярных петербургских артистов и творческих коллективов. В петербургском «Манеже» 26 января откроется уникальная выставка, которая наглядно представит различные сферы жизни блокадного Ленинграда — его промышленность, образование, медицину, культуру, науку, спорт.

Проект готовили лучшие музейные сотрудники страны. А 27 января для ветеранов и блокадников, а также почетных гостей начнется праздничный концерт в БКЗ «Октябрьский». Одним из главных событий юбилейного дня станет митинг-реквием в честь подвига ленинградцев и защитников города, который начнется в 17 часов на стадионе «Газпром-Арена».

Как возникло кольцо блокады Ленинграда 80 лет назад

Блокада Ленинграда карта Немецкие войска, закрепившиеся в пригородах в пределах 4-7 километров от городской черты, перешли к активным артиллерийским обстрелам и воздушным. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище. Блокада Ленинграда: историческая хроника событий. Линия фронта, линия блокады Ленинграда прошла в левом нижнем углу снимка, у подножия Пулковских высот. карта прорыва блокады Ленинграда в 1943 году, карта южной части блокадного кольца, отвоеванная территория, операция Искра, коридор смерти, железная дорога Победы, карта боевых действий.

Блокада Ленинграда карта

О финской половинке блокадного кольца и напрочь забытой войне с Финляндией в 1941–1944 гг. рассказано в книге «Блокада Ленинграда. (карта была подготовлена к 74-й годовщине снятия блокады). Во время блокады Ленинград был отрезан от жизни страны, и все новости с фронта горожане получали через рупоры на улицах.

Блокада в цифрах. Страшная статистика из осажденного Ленинграда

Весной мы проникаем в город… вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сравняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии». Для осуществления этого плана противник не жалел ни сил, ни вооружения: по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено более 107 зажигательных и фугасных бомб. Жители города оказались в тяжелейших условиях. Запасы продовольствия были катастрофически ограничены, на 12 сентября 1941 года они составляли: хлеба, крупы и мяса — на 30—35 суток, жиров — на 45 суток, сахара и кондитерских изделий — на 60 суток. Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить только до ноября, жидкого топлива — до конца сентября. В результате введенные по карточной системе нормы продовольствия стаи снижаться, отмечается в «ВЭ». Дети блокады 1942 год. Автор: Борис Уткин. Место съемки: г. Ленинград С 20 ноября в результате пятого снижения рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные — по 125 г, с 25 декабря в связи с подвозом по «Дороге жизни» нормы стали увеличиваться. Состояние жителей города ухудшалось — хлеб был сырой, состоял на две пятых из примесей.

Ораниенбаум Мне казалось, это самый простой пункт, так как про Ораниенбаумский пятачок говорят очень часто. Там же находит форт Красная горка, где стояли корабельные пушки большой мощности. Из 28 человек этот пункт отметили всего 13 человек - я удивился.

Стрельна Стрельна была захвачена, как и Новый Петергоф, где располагается дворец. Линия обороны проходила сильно ближе Стрельны, от Петергофского шоссе рядом с Приморским парком сейчас начинается аллея памяти обороне - именно там проходила граница. Кронштадт 23 голоса получил островной город - и действительно он не был сдан врагу.

Он выполнял важную стратегическую функцию. Пушкин Тоже простой пункт. Мне кажется, всем в школе рассказывали про Пушкин в войну и о том, как его восстанавливали.

Лишь два голоса высказали мнение, что он не был захвачен. Колпино Дальше пошли пункты сложнее. Колпино не был захвачен, хотя он и находился довольно далеко от Ленинграда - не то, что сейчас от разросшегося Петербурга.

Всего 12 из 28 человек считают, что Колпино не было захвачено. Не густо. На карте видел этот выступ обороны по середине снизу, там и Ям-Ижору не сдали.

Приезд Жукова и принятые им меры укрепили оборону города, но прорвать блокаду не удалось. Планы гитлеровцев в отношении Ленинграда Блокада, организованная гитлеровцами, была направлена именно на вымирание и уничтожение Ленинграда. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй… В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения». Поэтому любые домыслы — в том числе распространяемые сегодня в СМИ — о том, что город возможно было спасти, если бы он был сдан на милость немцам, следует отнести либо к разряду невежества, либо намеренного искажения исторической правды. Ситуация в блокадном городе с продовольствием До войны мегаполис Ленинград снабжался что называется «с колес», больших запасов продовольствия город не имел. Поэтому блокада грозила страшной трагедией — голодом. Ещё 2 сентября пришлось усилить режим экономии продуктов питания. С 20 ноября 1941 г.

Бойцам частей первой линии и морякам — 500 г. Началась массовая гибель населения. В декабре умерло 53 тыс. Не оставляют никого равнодушным сохранившиеся страницы дневника маленькой Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 янв. Осталась одна Таня». Сегодня в работах историков цифры погибших ленинградцев разнятся от 800 тыс. В последнее время все чаще фигурируют данные о 1,2 млн. Горе пришло в каждую семью.

За период действия «Дороги жизни» — до марта 1943 г. В то же время из города на Неве были эвакуированы более 1,3 млн. Для транспортировки нефтепродуктов по дну Ладожского озера был проложен трубопровод. Подвиг Ленинграда Однако город не сдавался. Его жители и руководство делали тогда все возможное, чтобы жить и продолжать бороться. Несмотря на то, что город находился в жесточайших условиях блокады, его промышленность продолжала снабжать необходимым вооружением и снаряжением войска Ленинградского фронта. Обессиленные голодом и тяжело больные рабочие выполняли срочные задания, ремонтировали корабли, танки и артиллерию. Сотрудники Всесоюзного института растениеводства сохранили ценнейшую коллекцию зерновых культур.

Зимой 1941 г. Ленинград наносил по врагу ощутимые удары и не позволял немцам и финнам действовать безнаказанно. В апреле 1942 г. Постоянно совершенствовалось противодействие вражеской артиллерии. Военсовет Ленинграда организовал контрбатарейную борьбу, в результате которой значительно снизилась интенсивность обстрелов города. В 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на Ленинград, уменьшилось примерно в 7 раз. Беспримерное самопожертвование простых ленинградцев помогло им не просто отстоять свой любимый город. Оно показало всему миру, где находится предел возможностей фашисткой Германии и ее союзников.

Действия руководство города на Неве Хотя в Ленинграде как и в других областях СССР в годы войны среди начальства находились свои негодяи, партийное и военное руководство Ленинграда в основном оставалось на высоте создавшегося положения. Оно вело себя адекватно трагической ситуации и отнюдь не «жировало», как утверждают некоторые современные исследователи. В ноябре 1941 года секретарь горкома партии Жданов установил жестко фиксированную урезанную норму расхода продуктов для себя и всех членов военсовета Ленинградского фронта. Более того, руководство города на Неве сделало все, чтобы предотвратить последствия тяжелейшего голода. По решению ленинградских властей было организовано дополнительное питание для обессиливших людей в специально стационарах и столовых. В Ленинграде было организовано 85 детских домов, принявших десятки тысяч детей, оставшихся без родителей. В январе 1942 г. С марта 1942 года Ленсовет разрешил жителям разбивать во дворах и парках личные огороды.

Это зачастую приходилось делать под обстрелами и бомбежками. Ледовая трасса действовала вплоть до апреля 1942 года, что позволило еще несколько раз повысить нормы выдачи продовольствия остающимся в городе жителям. Похоронная процессия в блокадном Ленинграде В январе 1942 года советское командование предприняло новую попытку разорвать кольцо немецких войск вокруг Ленинграда. Сформированная под эту задачу 2-я ударная армия в ходе Любаньской операции смогла прорвать оборону, но для развития успеха привлеченных сил оказалось недостаточно. Весной 1942 года армия попала в окружение и после тяжелых боев была почти полностью уничтожена либо пленена. Германское военное командование при этом понимало, что взять Ленинград в ходе весенне-летней кампании 1942 года не представляется возможным.

Немцы предприняли активные попытки уничтожить корабли советского Балтийского флота ударами авиации и артиллерии. Но каких-либо существенных результатов эти атаки не принесли. В августе-сентябре 1942 года завязалось очередное сражение на 15-километровом участке германского кольца блокады, примыкающего на карте к Ладоге. Советские войска повторили попытку прорыва насыщенной немецкой обороны, и вновь безуспешно. В то же время эта атака сорвала намеченное наступление вермахта с форсированием Невы, для чего группу армий «Север» усилили 11 армией, отвлеченной с решающих направлений войны. Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году Операция 1943 года по прорыву блокады Ленинграда получила название «Искра» причем такое название предложил лично И.

Для достижения цели в том же районе, где уже сколько раз советские войска терпели неудачи, были сосредоточены силы и средства, обеспечивающие пятикратное превосходство над противником. Операция началась 12 января, и через шесть дней Ленинградский и Волховский фронты соединились, прорвав ленинградское блокадное кольцо. Прорыв блокады Ленинграда Чуть более двух недель ушло на то, чтобы в пробитом к Ленинграду сухопутном коридоре запустить в действие железнодорожное и автомобильное сообщение.

Фронт в твоём дворе: последняя линия обороны Ленинграда

длительная военная блокада, предпринятая державами Оси против советского города Ленинграда (современный Санкт-Петербург) на Восточном фронте Второй мировой войны. Полное снятие блокады (освобождение) Ленинграда от фашистской блокады – дата, годовщина в 2024, история и значение, где и как отмечают в Петербурге. Линия обороны против финнов на севере (Карельский укрепрайон) сохранялась в северном пригороде Ленинграда с 1930-х годов и теперь была возобновлена. Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими войсками с участием военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда – военная блокада города немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии.

День снятия блокады города Ленинграда

Решения Сталина по обороне Ленинграда. Начало блокады Ленинграда. § Неизвестная блокада Ленинграда.1941-44г (62 фото). Онлайн » Карты» Линия обороны ленинграда во время блокады карта. Карточка на хлеб времён блокады Ленинграда. Карты и планы Ленинграда и ближайших окрестностей, относящиеся к периоду блокады 1941-1944 гг. Мемориальный комплекс «Линия обороны».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий