это была крепость Доростол, которую брал Святослав.
Смотрите также
- Вы точно человек?
- В «Омской крепости» установят туалет с электронными датчиками за 2 миллиона рублей — СуперОмск
- БИТВА ПОД ДОРОСТОЛОМ В 971 г. - Русь Изначальная
- Крепость Доростол на карте Древней Руси
- Крепость Орешек в воскресенье открывается для посетителей
Сказания о Русской земле. «Битва при Доростоле»
Площадь около 40 тысяч км. В первом случае — это посол росов некий Лют. Сказочный персонаж из саги. Во втором — исторически реальный — сын короля франков Людовика Благочестивого, Лотарь. С которым Рорик то заключал договор о сотрудничестве, то воевал против него. Но почему во время посольства купцов земли рос к франкскому двору в 839 году всплыла фамилия именно детей датского короля Гудфреда правил в 800-810 годах? Все дошедшие до нас письменные сообщения о Гудфреде связаны с его деятельностью, направленной против Франкской империи. В 804 году в это время Рорик, внук Гудфреда, вероятно, был еще младенцем он собрал армию и флот в Слиесторпе так называлась в латиноязычных источниках пустошь Хедебю , на границе с Саксонией. Немного южнее, за Эльбой, стояли войска Карла Великого. Противники вели переговоры, результат которых неизвестен, но, вероятней всего, прямое столкновение между ними было предотвращено.
Хедебю предстояла очень серьезная миссия стать самой важной европейской таможней. Но ради ее развития и укрепления в 808 году Гудфред напал на землю бодричей, заключивших союз с Карлом Великим, и опустошил её, так что они вынуждены были просить его о мире и обещали платить дань. Во время этого похода Гудфред стёр с лица земли один из важнейших центров западнобалтийской торговли, Рёрик, и вывез из него ремесленников и купцов в Хедебю, значение которого как торгового центра благодаря этому упрочилось. Расстояние между Рёриком сегодня - поселок Бловац и Хедебю Шлезвиг — 200 километров. Сразу же после этого похода, согласно «Анналам королевства франков», он построил укрепления на границе с саксами по северному берегу реки Айдер: «вал от западного океана до восточного залива, ведущего в Балтийское море, с одними воротами, чтобы пропускать всадников и повозки». С борьбой за торговые пути и центры и за влияние на североморско-балтийскую торговлю связан и поход Гудфреда против фризов в 810 году: с большим флотом он прошёл по побережью, одерживая победы, и вернулся, получив выкуп в 100 фунтов серебра. Обеспокоенный Карл Великий собрал флот для похода в Данию, но неожиданно необходимость в нём отпала: Гудфред был убит одним из своих дружинников. На смену ему пришел его сын Харальд Кларк. Но он был изгнан и в 1826 году пошел служить к франкскому королю Людовику Благочестивому.
В этой семье родился и вырос Рорик Ютландский. Кем же он стал? На современным языке: таможенником высочайшей квалификации, пограничником, правителем и … полевым командиром, который в любой момент мог со своими отрядами отправиться грабить город или поселение, нарушившие инструкции по уплате таможенных сборов и тому подобное. Он был хорошо натренирован и всегда рвался в бой. Нападал он и на обустроенную его братом по другим источником дядей таможню Хедебю. Дважды владел другой крупнейшей таможней Европы — Дорестадом в дельте Рейна. После крещения вместе с сыном Рориком племянником или братом и 400 подданными обоего пола Харальд Кларк получил от императора франков в правление владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде, на который совершали набеги викинги и который он должен был охранять. Но в 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем. Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии.
В 850 году он воюет в Дании против датского короля Хорика I, а затем грабит Фризию и другие места по Рейну. Король Лотарь I был вынужден снова уступить Рорику таможенный город Дорестад в дельте реки Рейн и большую часть Фризии. Это было спустя год после смерти Людовика Благочестивого и спустя два года после византийского посольства, в составе которого были представители земли росов. Так почему же король мог указать посланцам росов на представителей датского королевского двора в качестве кандидатов на правление в далекой языческой стране? Только ли потому, что они были очень хорошо знакомы с делом обустройства границ и таможен? Скорее всего, имелась еще одна важная причина. Одним из основных направлений политики Людовика Благочестивого в отношении славян была их христианизация. В основном ею были затронуты те территории, которые признавали над собой верховную власть императора Запада. Согласно интерпретации рядом историков сообщения императора Византии Константина Багрянородного, современника Людовика, князь Далматинской Хорватии Борна принял христианство и крестил многих хорватов.
Находившейся в плену у франков, князь ободритов Славомир в 821 году был крещён и так далее. Кстати, ободриты — это древние славяне, проживавшие на территории Дании, в том числе, в таможенных городах Рёрике и Хедебю, но «растворившиеся» в культуре немецких переселенцев. Так что, видимо, совпали интересы Византии и Людовика Благочестивого дать на правление росам воинственных представителей семьи датских королей, которые были уже крещены, владели данами-язычниками во время их крещения которые затем на время все-таки отвергли новую веру и были отличными специалистами таможенного дела и обустройства границ. Людовик Благочестивый конфликтовал с Папой Римским. К концу своей жизни ему даже удавалось одерживать верх, и положение главы европейской церкви становилось ниже королевского. Но Людовик умер, и Папа взял верх. Первый раскол между константинопольской патриархией и папством длился с 863 по 867 год- как раз во время переезда Рорика Ютландского, "язвы христианства", как называл его Папа, в Старую Ладогу, к росам. Глубинная причина раскола лежала в желании папы распространить свое влияние на епархии Балканского полуострова, что встретило сопротивление со стороны Восточной Римской империи Константинополь. Так что причины выбора кандидатуры Рорика на правление в земле росов могло быть куда более глубинным и тайным, связанным с большой политикой в Европе и втягиванием в нее князей этой лесной земли.
И хотя населяемые ее племена пока что были язычниками, в Европе уже разыгрывалась карта христианизации росов - в зависимости от того, с кем она выберет дружбу: с католиками или православными. А может быть, кто-то в Европе надеялся, что при "язве христианства", Рорике, благоволившем к язычникам в управляемой им Фризии,"лесная" страна не будет спешить христианизироваться вообще и в отсталом виде будет более послушной и полезной европейцам, нежели став с ними на одну ступень в религиозном и культурном развитии? И в самом деле, как известно, Древняя Русь крестилась лишь сто лет спустя после начала правления в ней Рюрика, только при его правнуке Владимире Святославиче. В начале XI века началось проникновение западноевропейских завоевателей на территории, находившиеся до того под контролем Восточной Римской империи. Политическое противостояние вскоре привело к противостоянию Западной и Восточной церквей. То есть, раскол православной церкви на греческую и католическую отражал борьбу за определенные территории. Древняя Русь входила в круг интересов как Византии, так и Европы. Когда византийское посольство, в котором присутствовали росы, прибыло ко двору Людовика Благочестивого в 839 году, то, значит, византийцы надеялись на кандидатуру «менеджера» от франкского правящего дома для торгового пути «из варяг в греки», который будет представлять интересы торговли как Европы, так и Византии — от Старой Ладоги до Константинополя. Кроме того, Византия надеялась на военную помощь от «соседа-язычника» для защиты своих рубежей.
От соседа, первые «дипломатические представители» которого и были в этом посольстве. Но от кого росы должны были принять христианство — от греческой церкви или от Папы? Как обсуждался этот вопрос тем посольством, нам неизвестно. Но если Людовик Благочестивый постоянно не ладил с Папой, стараясь ослабить его влияние на франкский престол, то, понятно, он мог быть в вопросе принятия христианства росами на стороне Византии. И такую задачу король мог ставить перед кандидатом в правители росов — будущим Рюриком. Может быть, он и не стал бы связывать свою судьбу с неизвестным «лесным» государством, если бы его дела не пошатнулись очень сильно. После заключения с братьями Верденского мира 843 Лотарь, по-видимому, избавился от необходимости держать в Дорестаде норманнских наёмников. В 844 году Рорик с дядей братом были обвинены в измене и брошены в темницу, где Харальд скончался по другим сведениям он прожил до 852 года. Рорик бежал из заточения во владения Людовика Немецкого и после нескольких лет, проведённых в земле саксов, принялся опустошать пиратскими набегами северные берега Лотаревой державы.
В 850 году он при содействии своего двоюродного брата возможно племянника Годфреда Харальдсона вновь отвоевал у Лотаря Дорестад и Утрехт. По совету приближённых Лотарь пошёл с ним на мир с условием, что Рорик будет ограждать его северные земли от набегов датчан. Едва ли Лотарю пришлось раскаяться в своём решении: за время правления Рорика хронисты упоминают только два набега норманнов на Нидерланды. Бертинские анналы сообщают по этому поводу: «Рорик, Харальдов племянник, недавно бежавший от Лотаря, набрал целое войско норманнов и множество судов, после чего опустошил Фризию и остров Бетуве и другие места в окрестностях, плывя вверх по Рейну и Ваалу. Лотарь, будучи не в состоянии одолеть его, принял его в свои вассалы и дал ему Дорестад и другие графства». Во время правления Рорика в Дорестаде и Утрехте там продолжала чеканиться монета с профилем Лотаря, что свидетельствовало о вассальном положении Рорика по отношению к франкскому императору. В 854 году, по сообщению Бертинских анналов, Рорик с Готфредом приняли участие в распрях за главенство в Ютландии. Причиной этого источник называет то, что Лотарь передал всю Фризию своему сыну. Вмешательство в датские дела было неудачным.
Три года спустя анналы сообщают о его новом вторжении в Данию. На этот раз, с одобрения Лотаря, ему удалось занять земли за пограничной рекой Айдер — возможно, до самого фьорда Шлее, на котором стоял отеческий Хедебю. Завоевания Рорика в Ютландии не были долговечными, ибо в течение десяти лет они вернулись под власть датского конунга. Между тем остров Бетуве вместе с Дорестадом и Утрехтом был атакован датскими викингами — возможно, как возмездие за нападение Рорика на Хедебю. В 867 году во Фризии разгорелось восстание местных племён, вынудившее Рорика на время покинуть её пределы. Известий об этом восстании практически не сохранилось. Известно лишь, что в 870 году он вновь правил Фризией как «король варваров» barbarorum rex. В 872 году они вновь встречались, на этот раз в Маастрихте. О содержании переговоров хронисты не сообщают.
Однако начало правления Рюрика в земле рос считается 862 год, а смерть — 879-й. Но последнее «европейское» сообщение о Рорике связано с тем, что в 873 году он принёс присягу на верность Людовику Немецкому. В Маастрихте его сопровождал Рудольф Харальдсон — по-видимому, племянник. В следующие за тем годы хронистами упоминается один только Рудольф. О том, что Рорик умер до 882 года, можно судить по тому, что в этом году Фризия была передана под управление другого датчанина — Годфрида Фризского. Если принять версию о Рюрике — Рорике Ютландском, то в таможенный город Ладогу, к росам, он должен был приехать после 1872 года, на 10 лет позже. И здесь уже его сопровождал легендарный Вещий Олег. Но разве можно сегодня, спустя 1200 лет, без документальных подтверждений из земли росов, точно обозначить какие-то даты начала и конца правления Рюрика? Есть все-таки один факт, который словно олицетворяет саму судьбу России: она началась с правления датчанина Рорика Ютландского и закончилась правлением же потомка датских королей Николая Второго.
Дело в том, что, хотя Россия в 16 веке и сменила династию Рюриковичей на династию Романовых, в 1762 году на российский трон взошла Екатерина Вторая, мать которой, Иоганна Елизавета - из Готторпского владетельного дома. То есть, к этому же роду относится и император Павел Первый, и всего его дети — последующие императоры российской империи, вплоть до ее падения при Николае Втором. Этой территорией продолжительное время правил Рорик Ютландский. И приобрел негативное прозвище от Ватикана — "язва христианства". Почему же? Преобладающей формой религии во времена заселения территорий, которые занимали фризы, был культ племенных богов-покровителей и племенных святынь. К последним следует отнести священные рощи и овраги, о которых многократно упоминают римские авторы. В таких местах происходили не только общественные жертвоприношения и различные обряды, но и собирались сходки и решались общеплеменные дела. В период раннего средневековья христианство с помощью мирных договоров, торговых связей, смешанных династических браков, практики заложничества постепенно проникало из христианских государств на языческие земли — в том числе, во Фризию.
Но попытка распространить христианство во Фризию и Данию, не принесла успеха. Напротив, миссионеры подвергались нападениям и постоянной угрозе убийства. Сопротивляясь христианизации, фризы захватывали послов, миссионеров и иных противников язычества. Зачастую их судьба решалась с помощью жребия, где финалом могло быть жертвоприношение представителей чужеродной для фризов веры. Видимо, Рорик Ютландский терпимо относился к язычникам в управляемой им стране, может быть, поэтому в истории за нм осталось такое прозвище? В III веке н. Южнее реки Айдер расселялись саксонские племена. С IV века усилились вторжения более северных племён данов, вытеснявших англов и ютов, которые под их давлением переселились за море в Британию. В этом движении племён приняла участие и часть саксов.
Страна, заселённая данами, управлялась своими королями. Многочисленные группы саксов, не ушедших за Северное море, продолжали прибывать с юга. Теперь уже данам пришлось испытать на себе давление саксов. Река Айдер, составлявшая южную границу королевства данов, их не останавливала. Для защиты южной Ютландии от вторжения саксов в 808—810 годах королём Дании Гудфредом был сооружён пограничный вал, так называемый Даневирке, шедший через весь полуостров от Северного моря к Балтийскому. В 850 году апостол Севера Ансгарий построил здесь первую церковь в Хедебю. Недалеко от Хедебю появился город Шлезвиг. В начале X века Шлезвиг вместе с южной Ютландией подчинился датским королям. В 948 король впоследствии император Отто I Великий основал в Шлезвиге епископство.
Реки Айдер и Левенсау стали границей между германскими и датскими владениями. Шлезвиг или южная Ютландия, как до 1340 называлась страна, управлялся датскими наместниками, большей частью принцами королевской семьи, ставшими носить титул герцогов. От Шлезвига Хедебю до Дорестада - 450 километров. В этом плане показательна роль Византии в судьбе Оттона Второго. В 961 году, перед своей коронацией в Риме, Оттон I позаботился о том, чтобы обеспечить германский королевский престол за своим шестилетним сыном: на Вормсском рейхстаге 961 года Оттон II был избран германским королём. Этот брак свидетельствовал о признании в Византии императорского достоинства германского короля. То есть, Византия была хранилищем тайн происхождения королевских династий. И только она могла подтвердить высокое происхождение того или иного кандидата на престол. Вполне возможно, даже Вещий Олег не мог после смерти Рюрика создать свою династию, потому что Византия не подтверждала его высокого происхождения, которое давало бы на это право.
Тогда как у Рюрика такое право было — по принадлежности его может быть, и мифической к роду Князя Пруса — брата римского императора Августа, основателя Римской империи. И когда прибывшие в 839 году ко двору Людовика Благочестивого дипломаты из Византии, а с ними росы, решали их «вопрос» о кандидатуре единого правителя для язычников на востоке о Европы, то древнее «божественное» происхождение Рюрика принималось во внимание. Однако война за киевский престол между братьями Ярополком, Олегом и Владимиром, сыновьями Святослава Игоревича, судя по оставшимся в древних исторических описаниям тонким «детективно-дипломатическим» деталям, выглядит вполне современной и понятной. Здесь главная роль принадлежит некому полководцу Свенельду, близкому к дому Рюриковичей. Вещий Олег и Святослав Игоревич — последователи «византийско-каролингского кандидата» Рюрика — умерли. Но остался тот, кто их заменил рядом с наследниками — этот самый Свенельд. У которого вовсе не было цели не только сблизиться с Византией, но и оставлять великими князьями всех трех сыновей Святослава Игоревича. И вообще оставлять их живыми. Потому что Свенельд был сторонником рождения совершенно новой династии, способной раздробить Киевскую Русь и создать новое государство восточнее Киева.
И Свенельд сплел хитроумную и смертоносную интригу. Может быть, и не сам, а с помощью консультаций европейских правителей и Папы. Противостояние между братьями произошло через семь лет после того, когда их отец Святослав и бабушка — Великая княгиня Ольга - умерли, то есть, в 977 году. Братьям было от семнадцати до двадцати лет. Но разума большого они не имели, так как Ярополк, князь киевский, сразу поверил провокатору Свенельду, что его брат Олег, князь древлянский, во время охоты убил сына Свенельда Люта. Если Лют действительно погиб, то, значит, в этой большой игре полководец - изменник не пожалел даже его жизни. Но, может быть, это была и просто подстава. Однако Ярополк Святославич помчался воевать с Олегом, и тот случайно погиб, после чего брат- невольный убийца — стал горевать и упрекать Свенельда. С другой стороны, Ярополк, конечно, уже готов был стать единственным правителем всего Древнерусского государства, при этом являясь противником Византии и действуя вместе со своим сообщником Свенельдом.
Правление его — время дипломатических контактов с германским императором Оттоном II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 года. Согласно немецкой «Генеалогии Вельфов», родственник императора граф Куно фон Энингэн будущий герцог Швабии Конрад I выдал замуж свою дочь за «короля ругиев». По одной из версий, Кунигунда стала женой князя Владимира после смерти его супруги, византийской царевны Анны. Другая версия связывает помолвку дочери Куно с Ярополком. По данным Никоновской летописи, к Ярополку также приходили послы из Рима от Папы. Владимир Святославич, великий князь новгородский, не стал разбираться в распрях братьев, а сбежал предусмотрительно в Византию к своим покровителям. И не прогадал. Византия не могла спокойно смотреть на политические ходы Ярополка в сторону Европы и католической церкви. И через год Владимир Святославич вернулся из изгнания с византийским войском.
Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. А на переговорах с братом Ярополком, на которые заманил его обманным путем, велел варягам «поднять его мечами под пазухи». Так закончилось правление в Киевской Руси двух сыновей Святослава Игоревича, а с ним и надежды Европы на контроль над этой огромной территорией. В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый, велел вырыть из могилы кости дядьёв Ярополка и Олега, крестить их останки запрещённое христианскими канонами деяние и перезахоронить рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве. Прошло почти 800 лет, и в православной России ее император немецкого происхождения Павел Первый велел вынуть из склепа убитого во время государственного переворота в Санкт-Петербурге в 1762 году с негласного согласия его жены императрицы Екатерины Второй урождённой Софи;и Авгу;сты Фредери;ки А;нгальт-Це;рбстской , короновал его и перезахоронил рядом со своей матерью. Как видим, ни в далеком средневековье, ни восемь столетий спустя в православной России ее правители не стеснялись принародно использовать вполне языческие ритуалы. В «Лаврентьевской летописи» говорится, что Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, однако, был назван «робичичем» сыном рабыни и получил унизительный отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» свидетельствуют о знании славянского обычая разувания супруга.
Часть историков считает, что истинной причиной отказа Владимиру и его дальнейшего захвата Полоцка было то, что Рогволод вступил в борьбу между двумя Святославичами на стороне Ярополка, а это неминуемо вело к войне и с Новгородом. Но, как здесь было сказано выше, интрига Свенельда касалась, как теперь говорят, глобальной политики, в которой были замешаны интересы Европы и Византии. В этом политическом контексте как бы оскорблённый отказом Владимир с войском из новгородцев, варягов, чуди и кривичей, вернувшись из Византии и направляясь к Киеву войной на брата Ярополока, пришёл по пути под стены Полоцка, когда Рогнеду уже собирались везти к Ярополку. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Весной 978 года город был взят. Затем Владимир отправился далее в поход на Киев, но Рогнеду он принудительно взял с собой и затем женился на ней по языческому обычаю. Что же на самом деле произошло между ними в Полоцке — может быть, никакого изнасилования-то и не было? Или - все было так, как описывает «Лаврентьевская летопись». Но почему?
Нужно рассмотреть внимательнее повод, который заставил новгородского князя Владимира поступить по-зверски жестоко с юной родовитой половчанкой и ее семьей. Семья князя Рогволодовича при поддержке императора Оттона Второго и Папы Римского, которые действовали через их сторонника Киевского князя Ярополка и его воеводу и сподвижника - политического интригана - Свенельда, готовила, как позже стало принято называть, большой государственный переворот, собираясь сменить на киевском престоле династию Рюриковичей на новую династию Рогволодовичей. Но это был такой шаг, который, сумей заговорщики осуществить его, поменял бы многое не только в Древней Руси, но и в Европе. Ставки в этой игре были неимоверно высоки. И когда Византия кинулась помогать Владимиру Святославичу исправить сложившееся положение, опасное и для киевского трона, и для самой Византии да и для европейских государств, поставив его во главе сопротивления заговору, то ему ничего не оставалось, как врезаться в сложившиеся обстоятельства огнем и мечом, не гнушаясь никакими средствами. Понятно, что, добравшись до главного виновника гибели его брата Олега Древлянского в результате интриг Свенельда, предстоящей неминуемой гибели второго брата Ярополка, которого Владимир шел убивать, и опасности потерять уже складывающуюся династию признанных в течение ста лет правителей на этой территории, Владимир решил совершить такой акт устрашения, который бы заставил навсегда позабыть Рогволодовичей их династические амбиции. Изнасилование Рогнеды на глазах у ее семьи было демонстрацией дикой, но «божественной», что ли, силы правящей династии над теми, кто посягнул на власть предержащих. Владимир должен был показать прямо-таки «театрально», правда, на по-настоящему кровавой «сцене», что род династии будет продлевать его семя, а не семя Рогволодовичей или слабых и неумных его братьев, пошедших за Оттоном Вторым и Папой. К тому же Владимир сражался тут за очень богатое «приданое» Рогнеды - Полоцкая земля, которой вполне законно, по наследству, владел Рогволод, находилась в середине между Киевским и Новгородским княжествами — владениями Ярополка и Владимира.
Именно здесь проходил «великий путь из варяг в греки» — торговая артерия, жизненно необходимая как для северо-западных, так и для южных областей Древней Руси. Одолев Ярополка, Владимир в 978 году стал единовластным князем всей русской земли. А Рогнеда получила титул великой киевской княгини. Полоцкие земли, прежде принадлежавшие отцу Рогнеды, князю Рогволоду, Владимир присоединил к своим землям. Чудесный край и весь путь «из варяг в греки» теперь принадлежали ему. Но во время этого кошмарного кровавого «спектакля» у всех на глазах, видимо, произошло нечто совершенно неожиданное — Рогнеда и Владимир… влюбились друг в друга. Оказалось, что и от ненависти до любви — всего лишь один шаг! Через девять месяцев на свет появился сын Владимира Изяслав, который и стал продолжателем династии Рюриковичей на полотчине. Но идея рождения династии Рогволодовичей не умерла.
И с изнасилованием Рогнеды и убийством ее семьи, и с его многочисленными женами и еще более многочисленными наложницами, и принудительным крещением язычников в Киевской Руси, когда, как любят расписывать нынешние либералы те события, он рубил головы направо и налево и нарубил аж девять миллионов! Но весной 2018 года я наблюдала, как встречают в Европе молодого знаменитого турецкого киноактера, объявленного на этот момент кумиром миллионов его фанатов во всем мире, иные из которых искренне в порыве своего фанатизма даже считали его… богом и уверяли, что излечивают свои недуги, лишь взглянув на его красоту! Действительно, на его гала-показы фильмов съезжались инвалиды со всех концов света, чтобы только прикоснуться к нему и получить этим облегчение своих страданий. Я была изумлена таким воздействием одного человека на миллионы людей. Как это ему удается? Считается, что он необыкновенно, не по-человечески красив. Ну да, когда снимается в кино или в рекламе он ведь модель и икона стиля. Однако часто сам демонстрирует свои фотографии, на которых и гораздо старше своих тридцати трех лет, будто уже пожилой человек, и болезненного вида, и вовсе не красивый… Но вот когда он играет влюбленного или борца за справедливость, на экране мы видим образ, от которого, действительно, невозможно оторвать глаз. И этот образ даже помимо вашей воли входит в вас и остается внутри.
Нужно согласиться, что завораживающая, волшебная игра этого актера позволила ему войти внутрь миллионов зрителей, сделав их своими преданными фанатами.
Самому же великому воителю достаточно было достойной цели для нового похода, поэтому он без колебаний принял предложение. Немедленно собрав войско, Святослав посадил его в ладьи и водным путем двинулся к Дунаю. Союзниками прославленного полководца стали печенеги, привлеченные возможностью грабежа богатой страны. Их конные орды шли берегом параллельно. Общая численность союзных сил составляла 60 тысяч воинов. Это не так уж и много, если учесть, что Болгария в ту пору была очень сильным государством.
Сама Византийская империя с 927 года откупалась от ее нападений ежегодной данью! Но в тот год Болгарское царство обуяли всеобщее смятение и великий страх. К его северо-восточной границе приближалась закаленная в боях славяно-русская пехота, подкрепленная первоклассной печенежской конницей, а главное — вел эту армию грозный Святослав. В устье Дуная болгары попытались оказать сопротивление, но были разбиты. Собрав все силы у придунайского города Доростол, они дали Святославу еще одно сражение, однако он разгромил болгар и во второй раз. После этого их воля к сопротивлению была сломлена, а царь Петр «от горести» умер. Оккупировав Болгарию, великий полководец показал себя еще и неплохим политиком.
Сына Петра Бориса он провозгласил новым царем. Воинам было приказано вести себя как на земле союзника, из-за чего печенеги откочевали обратно в степь. Святослав же с дружиной поселился в Переяславце и домой возвращаться не спешил… Имя, вселявшее страх Обстоятельства, однако, все же заставили князя вернуться на время в Киев. Коварные печенеги, будучи, очевидно, недовольны тем, что вволю пограбить в Болгарии Святослав им не позволил, и зная, что грозный воитель с армией далеко, решили захватить русскую столицу. Их многочисленное конное войско стремительно приблизилось к Киеву и обложило его со всех сторон, лишив жителей доступа к днепровской воде. Запастись продовольствием киевляне из-за внезапности нападения тоже не успели. На это и рассчитывали печенеги.
Штурмовать мощные укрепления они даже не думали, но взяли город в плотное кольцо, чтобы одолеть его защитников измором. Престарелая княгиня Ольга с тремя малолетними сыновьями Святослава оказалась в страшной опасности. У нее не было никакой возможности хотя бы сообщить о своем отчаянном положении воеводе Претичу, стоявшему с небольшим отрядом лагерем на другом берегу Днепра. Ситуация казалась абсолютно безвыходной, но оставшийся безымянным для истории молодой герой вызвался спасти родной город. Зная язык печенегов, он с наступлением темноты незаметно вышел за стену с уздечкой в руках и стал громко у всех спрашивать, не видал ли кто его коня. Вражеские дозорные приняли его за соплеменника. Так юноша добрался до берега Днепра, сбросил с себя одежду и прыгнул в воду.
Печенеги, осознав свою оплошность, подняли гвалт и начали стрелять в беглеца из луков, но на помощь ему с противоположного берега поспешила лодка… Претич, узнав о бедственном положении Киева, решил действовать дерзко. Воеводе удалось взять врага на испуг и прорваться в город, а при встрече с ханом Претич объявил себя предводителем авангарда возвращающего из Болгарии войска князя. И одного имени Святослава оказалось достаточно, чтобы кочевники ушли от русской столицы восвояси! Княгиня Ольга отправила к сыну гонца со слезными просьбами вернуться и упреком: «Ты, князь, чужой земли ищешь и чужую землю соблюдаешь, а от своей совсем отрекся. Чуть было нас не взяли печенеги вместе с матерью твоей и детьми!
Можно это делать, конечно, и быстрее, но реконструктоы не применяют современные технические ухищрения, а используют для очистки сосен от коры заострённые лопаты и скобели, как это делали наши пращуры. По словам Павла Семёнова, за частоколом внутри крепости в этом году построят новые навесы для проведения мастер-классов. Причем делать это будут с большой долей использования исторического инструмента — он будет различным в северорусском и южнорусском кварталах крепости. В качестве эксперимента в Русборге оборудуют полуземлянку — жилище славян того времени.
Лев Диакон сообщает, что получивших хлеб было 22 тысяч человек. После этого рать Святослава ушла на Русь , о чём болгары, недовольные заключением мира, сообщили печенегам. Византия послала посольство к печенегам, которое, по Иоанну Скилице, должно было способствовать свободному проходу Святослава на Русь. По пути в Киев князь Святослав был убит печенегами. В Летописи довольно подробно описаны данные события: Святослав I, приняв дары, стал совещаться со своей дружиной, говоря так: «Если мы не заключим мир с цесарем и он узнает, как мало нас осталось, то, придут снова, обступят они нас в городе. А Киевская земля далеко и печенеги с нами враги — то кто нам поможет? Заключим же мир с цесарю, потому что он же согласился нам на дань, — и этого пусть будет довольно нам. Если он перестанет нам сдавать дань, то снова, собравши воинов больше даже чем было у нас сначала, придем к Цесареграду». Речь Святослава была по душе дружине, и они послали лучших мужей к цесарю. Придя к императорскому владению, они на второй день были приняты Иоанном I Цимисхием. Он сказал: «Пусть говорят послы русов». Тогда послы сказали: "Так говорит князь наш: «Хочу я иметь истинную дружбу с цесарем греческим на все грядущие времена». Император велел писарю писать на хартию все речи Святославовы. И начали говорить послы, и их слова записал писарь. На страницах Летописи сохранился текст договора великого князя с византийским императором. Я, Святослав, великий князь киевский, как клялся, так и утверждаю настоящим договором присягу свою, что хочу вместе с русами, которые подо мной, боярами и другими людьми, иметь мир и крепкую дружбу с большим цесарем греческим и с Василием, и с Константином, и с другими боговдохновенными цесарями, и со всеми людьми вашими до во веки веков. Никогда я не буду посягать на землю вашу, не собирать людей против неё, ни приводить другой народ на землю вашу, ни на другие края, которые находятся под властью греческой, ни на волость Корсунскую и на города её, сколько их есть, ни на землю болгарскую. А если другой кто-нибудь посягнет на землю вашу, то я буду противником ему и буду биться с ним. Как и клялся я цесарям греческим, а со мной бояре и русы, будем мы соблюдать предыдущие договора. Если же мы не соблюдем чего из того, что было сказано раньше, то я и все, кто со мной и подо мной, пусть будем проклятые богом, кто в какого верует — у Перуна и Волоса, бога скота, своим оружием пусть мы посеченные будем и пусть мы умрем. Вы же имейте это за истину, которую ныне совершил я вам и написал на хартии этой, а мы своими печатями запечатали». Нестор Летописец «Повесть временных лет» В конце июля 971 года византийский император Иоанн I Цимисхий встретился с великим киевским князем Святославом. Встреча состоялась на берегу Дуная после подписания мирного договора, о чём подробно рассказал Лев Дьякон. Святослав прибыл по реке на лодке. Он сидел на веслах и греб вместе со своими воинами, ничем не отличаясь от них. Выглядел великий князь так: среднего роста, ни слишком высокий, ни слишком мал, с густыми бровями, голубыми глазами, ровным носом, бритой головой и с густыми длинными усами. Глава у него была совсем голая и лишь на одном её боку висела прядь волос, который означал знатность рода. У него была крепкая шея и широкие плечи, а все телосложение довольно стройное. Он выглядел пасмурным и суровым. В одном ухе у него висела золотая сережка, украшенная двумя жемчужинами с рубином, вставленным между ними.
Болгарский поход Святослава. Часть 2
: «Всего за три года археологических работ только на месте Судбищенской битвы 1555 г. было найдено 2 тысячи наконечников стрел, а на детинце Орловской крепости и. В 972 г. Святослав захватил крепость Доростол на Дунае. окружение было прорвано, и руссы вышли назад к крепости Доростол. Доростол представлял собой сильную крепость на правом берегу Дуная, которую греки не рисковали штурмовать, но только подвергали обстрелу из камнемётных орудий. #история.
Оборона Доростола, русско-византийская война 970-971 годов: события, командующие
Основан в IV веке. В военной истории известен героической обороной от византийцев войска киевского князя Святослава Игоревича. Святослав стремился овладеть бассейном Дуная, чтобы обеспечить Киевской Руси более благоприятные условия для торговли с Византией. Во время 2-го похода Святослава в Болгарию в 970—971-м русское войско прошло Балканы и заняло Македонию, но под натиском сил узурпировавшего власть и ставшего византийским императором Иоанна I Цимисхия отошло к Доростолу. После тяжелых и кровопролитных сражений с сильными дружинами Цимисхия 23 и 25 апреля 971-го Святослав вынужден был отступить в крепость.
Около 3 месяцев осажденные обороняли город, осуществляя смелые вылазки, чтобы уничтожить осадную технику византийцев, нанести им урон в живой силе и пополнить запасы продовольствия.
Стендовую уличную выставку посветят одному из самых известных узников Шлиссельбургской крепости — свергнутому императору Иоанну Антоновичу. Вторая выставка «Ближе передовой» откроется в сентябре и будет посвящена истории обороны крепости Орешек в годы Великой Отечественной войны. На ней будут представлены документы из российских архивов, схемы, карты, фотографии и предметы военного времени. Одним из центральных экспонатов станет образец формы войск НКВД, бойцы которых обороняли крепость в 1941—1943 годах.
Византия послала посольство к печенегам, которое, по Иоанну Скилице, должно было способствовать свободному проходу Святослава на Русь. По пути в Киев князь Святослав был убит печенегами.
Святослав попытался прорвать кольцо блокады, но был ранен в бою, и русам пришлось отступить и начать переговоры о мире. Мирный договор 971 г. При его заключении русы поклялись своим оружием и именем языческих богов Перуна и Волоса никогда больше не нападать на Византию и подчинённые ей территории в Херсонесе и Болгарии. Текст клятвы сохранился в «Повести временных лет». Несмотря на обещание греков договориться с печенегами о свободном проходе русских дружин домой, этот пункт соглашений не был выполнен, и на днепровских порогах путь ладьям Святослава преградили печенежские отряды. Русский князь решил зазимовать на берегах днепровского устья, а весной 972 г. Уцелевшая часть дружины вернулась в Киев сухопутным путём под началом воеводы Свенельда.
Доростол: возрождение фаланги
Однако, проявляя высокое мужество и отвагу, русские воины прорвали кольцо окружения и вновь отступили в крепость. В туалете установлены раковины, подключенные к водопроводу, так что гостям «Омской крепости» будет где помыть руки. Игоревичем вышло из осажденной византийцами болгарской крепости Доростол и, заперло ее ворота, чтобы не было возможности вернуться в крепость, и построилось «стеной».
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Крепость Орешек завтра начнется принимать посетителей
- Кроншлот — будущее место для свадеб и морского церемониала
- Сказания о Русской земле. «Битва при Доростоле»
- БИТВА ПОД ДОРОСТОЛОМ В 971 г.
100 великих битв Средневековой Руси
Форты Приспособление ЮНЕСКО Флот Александр Первый Петр Первый Котлин Точка Притяжения История Кронштадт Кронштадтская Крепость Всемирное наследие Кроншлот. В мемориальном комплексе "Брестская крепость-герой" сегодня представили нового директора, передает корреспондент БЕЛТА. 23 апреля 971 года началась оборона Доростола — сражения, продолжавшиеся в апреле-июле 971 года между русским войском и армией Византийской империи у крепости Доростол.
Оборона Доростола, русско-византийская война 970-971 годов: события, командующие
Русы атаковали византийцев и разогнали их. В тот же день византийцы перекопали глубокими рвами все дороги в город и усилили дозоры. В течение последующих трёх месяцев русы не выходили из города, а византийцы с помощью стенобитных и метательных орудий разрушали крепостные стены и убивали его защитников. Святослав, понимая, что если все они перейдут на сторону Цимисхия, то дела его кончатся плохо, был вынужден начать репрессии - он казнил в Доростоле около 300 «знаменитых родом и богатством мисян», остальных же заключил в темницу. Иоанн Цимисхий не был заинтересован в длительной осаде, и так уже в его отсутствие в Константинополе случилась неудачная попытка переворота. Чтобы ускорить дело, он, по словам Скилицы, предложил Святославу решить войну поединком между ними: Видя, что ситуация ухудшается, 19 июля Святослав организовал большую вылазку с целью уничтожения осадных и стенобитных машин противника.
Этот успех воодушевил Святослава. Русы успешно отражали атаки византийцев, но во время одной из них русский воевода Икмор был обезглавлен Анемасом, телохранителем императора Иоанна Цимисхия, после чего дружина «закинула щиты за спину» и отступила к городу. Среди тел, оставленных на поле боя убитых воинов византийцы нашли тела женщин, вероятно, болгарских жительниц Доростола. Тогда Святослав произнёс речь, приводимую Львом Диаконом: «Погибнет слава, сопутница российского оружия, без труда побеждавшего соседних народов и, без пролития крови, покорявшего целые страны, если мы теперь постыдно уступим римлянам. У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершившим знаменитые подвиги, умереть со славою».
Выслушав своего князя, дружина решила сражаться. Утром 22 июля русы вышли из Доростола и Святослав приказал запереть городские стены, чтобы ни у кого не возникло мысли об отступлении. Тогда Цимихсий ввёл в бой свежий отряд всадников, атаку которых возглавил он лично. Храбро сражаясь, отбивая постоянные атаки византийцев русские смогли прорваться в Доростол и укрыться за его стенами. На следующий день Святослав предложил Цимисхию начать переговоры.
На берегу реки Истр состоялось свидание Святослава с Цимисхием. После этого рать Святослава ушла в Русь. С учетом того, что версия данной истории писалась потом христианскими летописцами, которые даже будучи на Руси становились в идеологическом обосновании на сторону Византии, стоит отметить такую версию последнего времени, что выплата фактической дани Святославу Цимисхием после сражения могла свидетельствовать о том, что Святослав по крайней мере, если не победил, то уж точно не проиграл это сражение. А Цимисхий был готов платить, лишь бы добиться того, чего не смог добиться силой. Можно предположить, что византийцы уже имели договоренности с печенегами и, что более вероятно, имели договоренности в Киеве, где на тот момент, уже вышедшая из-под влияния Святослава верхушка знати попала под влияние византийцев-христиан.
Учитывая этот факт, Цимисхию, как представителю Византии было уже не столь важно как уничтожить или победить Святослава, а просто убедить его покинуть Доростол. В этом плане даже фактическое поражение византийцев могло служить поводом к заключению мира, который бы больше сподвиг Святослава вернуться в Киев. Эта пословица нередко срабатывает и в военном деле. Один из самых ярких примеров связан с походом в Болгарию русского князя Святослава в 971 году. В битве у Доростола русичи успешно вернули из небытия тактическую находку древних греков — пешую фалангу копейщиков.
Противники Святослава, византийцы, имели численное превосходство и сильную кавалерию, но сокрушить тактику, изобретенную за полторы тысячи лет до Доростола, так и не смогли. Русский князь Святослав годы правления: 945-972 вошёл в историю как незаурядный воин и полководец. Именно его походы уничтожили Хазарский каганат — сильное государство на Каспии, которое постоянно угрожало южным и восточным границам Киевской Руси. В 967 году князь, желая расширить границы своих владений интерес заключался в первую очередь в контроле над торговыми путями , начинает первый поход в Болгарию. Поход, поддержанный кочевниками-печенегами при нейтралитете Византии во главе с императором Никифором Фокой есть версия, что именно византийцы хотели ослабить Болгарию руками Святослава , был успешен.
Святослав даже намеревался перенести столицу в захваченный им город Переяславец, о чем, как повествует русская «Повесть временных лет», прямо заявил своей матери, княгине Ольге: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Походы Святослава в Болгарию. Кружком выделен район военных действий с Византией в 971 году — от Переяславца до Доростола. Однако дальнейшие события полностью перевернули эти планы. Сначала бывшие союзники, печенеги, которым вряд ли пришлись по душе экспансионистские намерения Святослава, воспользовались тем, что Киев остался без защиты, и попытались взять русскую столицу.
Набег был отражен, но Святослав вынужден был возвращаться с войском на Русь, чтобы обезопасить Киев. Там его тоже ждал не самый теплый приём — киевляне винили князя в том, что он бросил их на растерзание степнякам. В самой Византии тем временем произошел государственный переворот: Никифора Фоку свергли и убили, а трон занял Иоанн Цимисхий — талантливый военачальник, фаворит жены погибшего императора Феофано. Вернувшись на Дунай, Святослав обнаружил, что ситуация резко изменилась не в его пользу. В ответ русский князь с 30-тысячной армией, в которую, кстати, входили союзники-венгры и оставшиеся лояльными к русичам печенежские племена, в 970 году вторгся в пределы Византии.
Князь двинулся к Адрианополю, где встретился с армией ромеев. Победу в сражении каждая из сторон впоследствии приписала себе, поэтому можно только констатировать, что противники понесли серьёзные потери и это заставило их пойти на перемирие. Киевский князь Святослав Игоревич. Иллюстрация по описаниям современников в частности, византийского историка Льва Диакона. Передышка оказалась недолгой.
Уже весной 971 года византийцы, пользуясь тем, что Святослав не занял горные проходы через Балканы и не оставил заслона на Дунае, вновь привели свои войска в Болгарию. Ромеи довольно быстро убедили местное население, что жить под рукой богатой и культурной империи — гораздо лучше, чем подчиняться завоевателю из Руси. Святослав со своим войском остался один на враждебной территории против сильной армии Цимисхия. Византийцам удалось взять Переяславец, а основные силы русских во главе с князем были заперты в осаде в крепости Доростол. Со стратегической точки зрения ситуация для Святослава стала почти безнадёжной.
Единственное, на что он мог рассчитывать — тот факт, что Цимисхий совсем недавно занял престол, и его положение в империи пока еще было довольно шатким. Русичам нужно было не только организовать упорную затяжную оборону, но и как следует потрепать войска императора, чтобы вызвать тихий ропот за его спиной. Кроме того, успешное полевое сражение давало шанс прорвать кольцо осады. Правда, для этого требовалась решительная победа: в посте о деяниях другого русского князя, Олега, я уже упоминал, что русское войско, ходившее в дальние походы на ладьях, было из-за особенностей этих кораблей исключительно пешим. В целом князь, надо отдать ему должное, неплохо разобрался в ситуации, что и позволило в итоге спасти армию.
Осада Доростола длилась три месяца, с 23 апреля по 22 июля, причем русское войско регулярно устраивало вылазки. Но прорвать осаду не удавалось — проблема заключалась в том, что как только русская пехота отходила от стен, она сразу оказывалась под угрозой окружения. Последняя и решающая битва началась утром 22 июля: русский князь вывел из крепости почти все доступные ему силы — около 20 тысяч человек. Войска Цимисхия насчитывали в два с лишним раза больше, кроме того, византийцы располагали сильной кавалерией. Битва при Доростоле.
Схема сражения. Чтобы компенсировать неравенство сил, русский князь применил против «греков» греческий же тактический приём. Византийский писатель и историк Лев Диакон, современник этих событий, пишет, что русичи выстроились, «сомкнув щиты и копья, наподобие стены». Читатель, знакомый с предыдущими заметками блога, наверняка сразу поймет, о чем речь: это же знаменитая греческая и македонская фаланга, изобретенная за полторы тысячи лет до Доростола! Замечу, что Святослав не только позаимствовал этот приём фактически у собственных противников, но и усовершенствовал его.
Русская фаланга строилась в две линии: первая, из десяти рядов, наносила таранный удар, а вторая охраняла традиционно самые уязвимые места построения — фланги и тыл: по первому приказу воины разворачивались и отражали удар противника. Но всё-таки полностью изжить недостатки фаланги — некоторую неповоротливость и уязвимость при обходных маневрах врага — Святослав не смог, и сражение под Доростолом это подтвердило. Первоначально успех сопутствовал русичам. Даже Лев Диакон признает, что мощнейший удар фаланги заметно потеснил византийскую пехоту. Если бы не личное вмешательство Цимисхия, который с отрядом всадников приостановил отступление, Святослав мог бы даже рассчитывать на победу.
Но окончательно опрокинуть «греков» не удалось, к тому же, наступавшие русские войска отдалились от крепости. Византийцы немедленно воспользовались этим: их кавалерия совершила быстрый обходной маневр и окружила русичей. Эпизод сражения при Доростоле: русская фаланга против византийской кавалерии. Современная иллюстрация. Настал черед Святославу демонстрировать умение управлять войсками на поле боя.
Здесь пригодилось то самое усовершенствование фаланги, которое придумал русский князь. Вторая линия фалангитов задержала атаку конницы и позволила русичам перестроиться на круговую оборону. Кольцо окружения с тыла было довольно слабым, поэтому Святослав логично решил нанести удар в сторону крепости. Русское войско прорвало ряды противника и отошло обратно в Доростол. Битва закончилась вничью.
Лев Диакон пишет, что в битве пало примерно 15 тысяч русичей и всего около 300 византийцев. Цифры более чем сомнительные: при таком разгроме Святославу оставалось только сдаться на милость победителя!
В 2024 году в крепости Орешек будет проводиться просветительская акция «Читаем о крепости Орешек». В разных местах крепости в свободном доступе для посетителей будут размещены книги о крепости Орешек. Среди них популярные и научные издания, воспоминания узников Шлиссельбургской тюрьмы, литературные произведения, рассказы советских воинов, оборонявших Орешек в годы Великой Отечественной войны. В 2024 году, помимо работы с посетителями, музей планирует провести реставрацию здания Старой тюрьмы, будут отреставрированы фасады здания и два крыльца. Реставрационные работы не помешают работе музея, экспозиция Старой тюрьмы будет открыта для посещения в течение всего сезона 2024 года.
В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которое будет отмечаться в 2025 году, музей запланировал выполнить работы по приведению в порядок и укреплению кирпичных и металлических элементов конструкции Мемориального комплекса, посвященного обороне крепости в 1941-1943 годах 1985, скульпторы Г. Ястребенецкий, А. Дема, архитектор И.
И это без учёта болгарского населения Доростола.
Вывод исследователя гласит: Исходя из реалий, 7—8 тысяч бойцов — это критический максимум, который мог вместиться на территории крепости Дристры. Это вполне соответствует утверждению древнерусской Ипатьевской летописи, что Святослав по его собственным словам отправился во второй поход на Болгарию с 10 000 воинов Русская рать несла потери в сражениях ещё на подступах к Доростолу. Основная часть сил Цимисхия, подошедшая к крепости позднее, была выстроена в две линии. Ромейская пехота с латной конницей на флангах дюжину раз атаковала позиции русов, осыпаемые тучами стрел.
На исходе дня имперская кавалерия всё же выдавила Святослава за крепостной тын Доростола. Миниатюра из Ватиканского манускрипта XIV века. Вверху изображено завоевание Святославом Болгарии, внизу — поход Иоанна Цимисхия на Доростол Следующие несколько дней ознаменовались рядом сражений близ крепости. Иоанн Цимисхий по руслу Дуная подвёл к городищу флот, из-за чего русам пришлось выволакивать ладьи из реки, чтобы уберечь их от сожжения.
В открытом бою у Доростола рать Святослава держалась стойко. Но угрожаемый тыл вынудил князя отойти в крепость. Началась её трёхмесячная осада. Усилия русов обезопасить стены Доростола от разрушительных действий ромейских инженерных машин дали свои плоды лишь отчасти.
Византийцы в свою очередь перерезали все коммуникации вокруг крепости и выставили на дорогах усиленное охранение. Дружине Святослава грозил голод, что устремляло русов на новые и новые отчаянные вылазки. Не заставила себя ждать и угроза внутри города. Населявшие его болгары начали перебегать к Цимисхию.
Князь жестоко пресёк ростки измены, казнив массу горожан из числа знати. Осада была весьма тягостна для защитников, но вместе с тем и невыгодна для ромеев. В Константинополе продолжалась борьба за престол, которого увязший в войне Цимисхий мог попросту лишиться. Известно, что в разгар осады император предложил Святославу решить исход противостояния единоборством.
Это было вполне в духе нравов Средневековья, одним из символов коего стала ордалия — «Божий суд». Патриарх русской историографии Н. Карамзин воспроизвёл на страницах своей «Истории государства Российского» горделивый ответ князя: «Я лучше врага своего знаю, что мне делать.
Ранее Общая газета Ленинградской области сообщала , что несколько объектов культурного наследия отреставрируют в Выборге. Материал и иллюстрации подготовлены с использованием нейросетей Поделиться:.