права быть избранными в вышеназванные органы государственной власти. Во-вторых, не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Министерство юстиции Российской Федерации.
Глава 2. Статья 44. Право на избрание
Конституцией так же установлены некоторые ограничения пассивного избирательного права. Например, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. О комиссии.
Участие в выборах можно сравнивать с обязанностью, если конечно человек считает себя гражданином своего государства, а не просто жителем страны, на территории которой находится его дом или квартира, и он не отождествляет государство со своей средой обитания. Участие в избирательном процессе, в выборах не просто возможность выразить свое мнение по важнейшим вопросам жизни страны, но и осознанная ответственность перед обществом за своё решение.
Кроме того, согласно статье 66 Закона каждому избирателю, который не может самостоятельно по уважительным причинам по состоянию здоровья, инвалидности прибыть на свой избирательный участок обеспечивается возможность участия в голосовании, которое проводится только в день голосования и только на основании его письменного заявления или устного обращения о своем желании проголосовать вне помещения для голосования. Таким образом, каждому гражданину Российской Федерации гарантировано конституционное право на участие в выборах.
Выбор того или иного варианта и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности Рассматривая в Постановлении от 17 ноября 1998 г. Конечно, каждая из разновидностей избирательных систем имеет свои недостатки, но они не всегда являются проявлением неконституционности. Другой важный аспект применения пропорциональной системы избрания депутатов по спискам избирательных объединений - "заградительный барьер", то есть минимальный процент голосов избирателей, который должен получить список кандидатов, чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов. Прежде это был 5-процентный "заградительный барьер". ФЗ от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ увеличил его до 7 процентов. Избирательные объединения, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, исключаются из распределения депутатских мандатов. Это еще больше осложняет положение в избирательном процессе тех партий, которые не имеют достаточной поддержки избирателей. Конституционный Суд неоднозначно оценивал конституционность законоположений о "заградительном барьере". В принципе он признал его конституционным, не ограничивающим избирательные права граждан, не нарушающим равенство общественных объединений перед законом, не препятствующим проведению свободных выборов. Равенство применительно к избирательному праву не может означать равенства результатов, так как на выборах всегда есть победившие и проигравшие. Суть - в проведении выборов по правилам, одинаковым для всех объединений и для всех граждан, участвующих в выборах по федеральным спискам кандидатов. В то же время Конституционный Суд, рассматривая в Постановлении от 17 ноября 1998 г. N 26-П 5-процентный барьер, сделал существенную оговорку: такой барьер соответствует Конституции в той мере, в какой его применение позволяет обеспечить участие в распределении депутатских мандатов не менее чем двум избирательным объединениям, которые при этом в совокупности получат более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Иначе его использование недопустимо, чтобы не нарушить принципы народовластия, демократического большинства, пропорциональных выборов, не привести к возникновению монополии на власть. Таким образом, в различных конкретных конституционно значимых юридических условиях тот или иной избирательный барьер может выступать и как допустимый, соответствующий Конституции, и как чрезмерный, подрывающий конституционные принципы. Этот вывод в еще большей степени относится к 7-процентному барьеру. Следуя приведенной правовой позиции Конституционного Суда, законодатель установил ряд гарантий против монополизации власти в представительном органе какой-либо партией. В частности, согласно ФЗ об основных гарантиях избирательных прав: выборы признаются несостоявшимися, если менее двух списков кандидатов получили право участвовать в распределении депутатских мандатов или если за допущенные к распределению депутатских мандатов списки было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании; при этом Законом указанный процент может быть повышен подпункты "в" и "г" п. ФЗ от 18 мая 2005 г. В ситуации, когда, например, на выборах в Государственную Думу несколько федеральных списков кандидатов получат каждый 7 и более процентов голосов, но в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, то подлежит применению "плавающий заградительный барьер", понижающийся до тех пор, пока общее число голосов, поданных за списки кандидатов, не превысит 60 процентов. Это позволяет допустить к распределению депутатских мандатов списки кандидатов, получившие и менее 7 процентов голосов. В любом случае, как подчеркивал Конституционный Суд в Постановлении от 17 ноября 1998 г. N 26-П, граждане, которые не голосовали вообще или голосовали, но не за тех кандидатов, которые стали депутатами, не могут рассматриваться как лишенные своего представительства в парламенте. Все законно избранные депутаты являются представителями народа и, следовательно, представителями всех граждан, которые вправе осуществлять управление делами государства через своих представителей. Вместе с тем, имея в виду дальнейшее повышение уровня и качества народного представительства во власти, Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. Новым в избирательном законодательстве является отмена Федеральным законом от 12 июля 2006 г. Конституционный Суд в предшествующий период обращался к проблеме голосования "против всех кандидатов" в ряде своих постановлений - от 10 июня 1998 г. N 17-П, от 29 ноября 2004 г. N 17-П, от 14 ноября 2005 г. Суть правовой позиции Конституционного Суда заключалась в том, что формирование выборных органов должно основываться на воле большинства участвующих в голосовании. Каждый избиратель имеет право выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования в соответствии с установленными законодателем процедурами, в том числе в форме голосования "против всех кандидатов". Однако это не означает, что Конституционный Суд считает такую форму голосования обязательным элементом избирательного права. В Постановлении от 14 ноября 2005 г. N 10-П прямо указывается на то, что решение данного вопроса связано с реализацией дискреционных полномочий федерального законодателя. При этом следует иметь в виду, что перед федеральным законодателем стоит задача преодолеть известное противоречие, которое может возникнуть между такими конституционными ценностями, связанными с реализацией избирательных прав, как, с одной стороны, право каждого гражданина участвовать в выборах, выражая свою волю, в том числе путем голосования "против", а с другой - задача формирования предусмотренных Конституцией органов публичной власти. На основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании проводится также референдум, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум - форма прямого волеизъявления граждан России по наиболее важным вопросам государственного и местного значения, осуществляемого посредством голосования российских граждан, обладающих правом на участие в референдуме. Конституционное право на участие в референдуме Российской Федерации принадлежит российским гражданам независимо от места их проживания, в том числе проживающим или находящимся за пределами России; в референдуме субъекта Федерации, местном референдуме - российским гражданам, место жительства которых, то есть место постоянного или преимущественного проживания, расположено, соответственно, на территории субъекта Федерации, в границах муниципального образования. Основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в референдумах и принципы их проведения определяются в соответствии с Конституцией, ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Вопросы назначения, подготовки и проведения федерального референдума регламентируются ФКЗ от 28 июня 2004 г. Референдумы в субъектах Федерации и муниципальных образованиях проводятся на основе конституций, уставов, законов субъектов Федерации, а также уставов муниципальных образований. Эти акты не должны противоречить федеральной Конституции и федеральным законам, в частности нормам о том, какие вопросы не могут быть вынесены на референдум субъекта Федерации и местный референдум см. Рассматривая в Постановлении от 11 июня 2003 г. В любом случае изменение сроков проведения президентских или парламентских выборов в результате тех или иных обстоятельств, в том числе вследствие принятия новых законодательных актов о времени и порядке проведения выборов и референдуме, не должно приводить к тому, чтобы период, в течение которого граждане имеют возможность выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и непосредственно участвовать в нем, составлял менее половины четырехлетнего избирательного цикла. Конституционный Суд в Постановлении от 10 июня 1998 г. Данное ограничение обусловлено тем, что каждая форма непосредственной демократии имеет собственное предназначение в системе народовластия, и реализация одной из них не должна препятствовать осуществлению других. Референдум, по смыслу Конституции, не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, поскольку фактически это приводило бы к пересмотру их итогов и, как следствие, к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти. В то же время были признаны неконституционными положения федерального законодательства о том, что на референдум субъекта Федерации не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Однако институт референдума субъекта Федерации не должен использоваться для противопоставления воли населения субъекта Федерации воле федерального законодателя. В связи с этим федеральный законодатель вправе и обязан предусмотреть необходимые правовые, включая судебные, гарантии соответствия принимаемых на референдуме субъекта Федерации решений федеральной Конституции и федеральному закону. Нарушение законодательства о выборах и референдуме влечет за собой уголовную или административную ответственность ст. Часть 3 комментируемой статьи определяет две категории граждан, которые не обладают активным и пассивным избирательным правом, а также правом участвовать в референдуме. Это лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Недееспособным признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими ст. Признание недееспособным осуществляется лишь судом в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством ст. Статья 5 Закона от 2 июля 1992 г. Ограничение их избирательных прав не имеет ничего общего с существовавшим в СССР до 1959 г. Предусмотренное в ч. После отбытия такого наказания гражданин вновь вправе осуществлять свои избирательные права.
Право на отказ от участия в выборах в Государственную Думу по Конституции РФ
Это касается и тех, кому в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом избрана мера пресечения, например в виде домашнего ареста. Члены УИК приедут к избирателю по его письменному заявлению или устному обращению, в том числе через других лиц. Прием таких сообщений заканчивается за шесть часов до завершения голосования на избирательном участке 17 марта, то есть в 14:00 по местному времени. Если говорить о конкретных действиях, их перечень будет довольно обширным, поскольку избирательная кампания — сложный процесс.
Рекомендую ознакомиться с федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации», с Уголовным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях. В числе наиболее понятных широкой аудитории примеров запрещенных действий такие, как подделка подписей избирателей в подписных листах, агитация в дни голосования, получение более одного бюллетеня, нарушение тайны голосования, подкуп избирателей, нарушения, связанные с финансированием избирательной кампании кандидата, вмешательство в работу избирательной комиссии либо создание помех для голосования. За нарушения, создающие наибольшую общественную опасность, Уголовный кодекс предусматривает различные санкции, в том числе лишение свободы вплоть до пяти лет.
Кроме того, для прекращения противоправных действий решением суда наблюдателей и других лиц могут удалить из помещения для голосования, а члена избирательной комиссии отстранить от работы в ней. Читайте также:.
Фактор несовместимости. В соответствии с ч. Нахождение в местах лишения свободы по приговору суда. Это ограничение избирательных прав имеется во всех законодательных актах, касающихся выборов: лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права голосовать и быть избранными. Не имеют права голосовать граждане, признанные судом недееспособными. Психическое заболевание само по себе не лишает человека избирательных прав, а служит только основанием для обращения в суд.
До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство подданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации: а осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и или особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; а.
Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а", "а. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами "а. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" далее - решение суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
Право иностранных граждан на участие в муниципальных выборах в Российской Федерации, как и аналогичное право российских граждан на территории других государств, предусмотрено договорами с Арменией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Туркменистаном о правовом статусе граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории соответствующего государства, и граждан этого государства, постоянно проживающих на территории России Договор с Грузией 1995 г.
В целом же юридически всеобщие выборы фактически таковыми не являются, так как выборы признаются состоявшимися независимо от числа избирателей, принявших в них участие. Если прежде для такого признания требовалось участие в выборах, в зависимости от их уровня, кроме муниципальных, от хотя бы не менее 25 до 50 процентов избирателей, внесенных в список, то ФЗ от 5 декабря 2006 г. Однако такое решение создает опасность снижения явки избирателей, что, правда, не подтвердилось на региональных выборах в марте 2007 г. Следовательно, от активности самих избирателей в решающей степени зависит реализация принципа всеобщего избирательного права. В других государствах данный вопрос решается по-разному.
В одних Великобритания, Испания, Канада, США выборы считаются состоявшимися при любой явке избирателей, в других Австралия, Аргентина, Бельгия, Греция, Италия, Турция предусмотрено обязательное голосование "обязательный вотум" и санкции за неучастие в нем. Равное избирательное право и право на участие в референдуме означают участие избирателей в выборах и референдуме на равных основаниях. Они обеспечиваются: наличием у каждого избирателя одного голоса или одинакового числа голосов ; включением избирателей не более чем в один список избирателей участников референдума ; примерным равенством избирательных округов по числу избирателей; соблюдением установленных норм представительства; предоставлением для кандидатов равных юридических возможностей для участия в избирательной кампании; едиными правилами проведения конкретных выборов в течение всего периода с момента их назначения до подведения итогов; равной защитой законом и судом без всякой дискриминации избирательных прав всех граждан, избирательных объединений, а также иными правовыми, организационными, информационными средствами. Данный принцип распространяется как на активное, так и на пассивное избирательное право и взаимосвязан с принципом всеобщности. Приводившиеся примеры невключения на основе законов в списки избирателей беженцев, превышения общефедеральных избирательных стандартов относительно требований к возрасту и проживанию кандидатов на соответствующей территории также свидетельствуют о нарушении равных оснований для участия в выборах по сравнению с другими субъектами Федерации.
Однако на практике наблюдается немало отступлений и непосредственно от принципа равного избирательного права. Так, Конституционный Суд в Постановлении от 10 июля 1995 г. N 9-П по делу о проверке конституционности положений Закона Чувашской Республики о выборах депутатов Государственного Совета республики, установивших новые правила подсчета голосов при повторном голосовании в ходе одних и тех же выборов Конституции СЗ РФ. В то же время в Определении от 5 ноября 1998 г. Постановлением от 25 апреля 2000 г.
Правовая позиция Суда заключается в том, что право быть избранным в органы власти - это по своей правовой природе индивидуальное, а не коллективное право; что принцип равного избирательного права на данной стадии избирательного процесса предполагает равный правовой статус всех кандидатов, включенных в федеральный список. Указанное же положение Закона необоснованно ограничивало пассивное избирательное право других кандидатов из списка и активное избирательное право тех, кто разделяет убеждения данного избирательного объединения и хотел бы отдать свои голоса за его кандидатов, нарушает принцип свободных выборов и равного избирательного права и поэтому противоречит ст. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах "за" или "против" кандидатов списка кандидатов непосредственно. Этот принцип распространяется на выборы федерального Президента, депутатов Государственной Думы, законодательных органов субъектов Федерации, выборных органов местного самоуправления. Исключением из этого принципа на федеральном уровне представительной системы является порядок формирования Совета Федерации, предусмотренный ФЗ от 5 августа 2000 г.
СЗ РФ. Это обусловлено тем, что в отличие от Государственной Думы, обеспечивающей представительство всего населения, Совет Федерации обеспечивает представительство субъектов Федерации см. Уставы и законы некоторых субъектов Федерации предусматривали избрание главы администрации региона законодательным органом, а также назначение глав местной администрации органами государственной власти и государственными должностными лицами, что является отступлением от принципа прямого избирательного права. Конституционный Суд в Постановлении от 18 января 1996 г. Поскольку федеративное устройство России основано на единстве системы государственной власти ч.
Федеральное законодательство называет в числе избираемых гражданами должностных лиц главу исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Иной порядок избрания не соответствует Конституции и действующему законодательству. Принцип выборности высших должностных лиц субъектов Федерации на основе прямого избирательного права был подтвержден также в постановлениях Конституционного Суда от 1 февраля 1996 г. В то же время 11 декабря 2004 г. Это на первый взгляд противоречило изложенной выше правовой позиции Конституционного Суда.
Рассматривая указанное изменение в Постановлении от 21 декабря 2005 г. Тезис о прямых выборах главы исполнительного органа власти субъекта Федерации как о порядке, адекватном ст. N 2-П, - при том что Конституционный Суд не рассматривал вопрос, возможны ли иные конституционно допустимые варианты правового регулирования, не противоречащие конституционному принципу свободных выборов и отвечающие требованиям уравновешивания принципов демократии и единства системы исполнительных органов власти, а также полномочий Российской Федерации и ее субъектов, - не может быть истолкован как невозможность установления какого-либо иного порядка, удовлетворяющего содержанию права на свободные выборы и требованиям о необходимости достаточного баланса указанных конституционных ценностей. Новый порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Федерации признан не противоречащим Конституции. Новеллой в указанном порядке является положение, содержащееся в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г.
Таким образом, исключительное право выдвижения соответствующих кандидатур подлежит закреплению за публичными, открытыми политическими структурами, представляющими основную часть населения страны. Применительно к главам муниципальных образований ФЗ от 6 октября 2003 г. Вместе с тем Конституционный Суд неоднократно в своих решениях признавал неконституционными положения конституций и законов различных субъектов Федерации, предусматривавших назначение и освобождение от должности глав администраций муниципальных образований главами субъектов Федерации или главами вышестоящих администраций либо их избрание, но только по представлению главы субъекта Федерации например, постановления Конституционного Суда от 24 января 1997 г. N 1-П по Закону Удмуртской Республики о системе организации власти; от 15 января 1998 г. Соблюдение принципа тайного голосования означает исключение возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина на выборах и референдуме.
Гарантиями реализации данного принципа являются законоположения о личном голосовании, об условиях заполнения избирательного бюллетеня, о порядке досрочного голосования и голосования вне помещения избирательного участка и т. Защиту избирательных прав граждан осуществляют не только Конституционный Суд, но в соответствии со своей компетенцией и общие суды. В них могут быть обжалованы решения и действия бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право граждан на участие в референдуме см. Решением Верховного Суда Республики Адыгеи на 19 декабря 2004 г. Однако Определением того же суда от 4 ноября 2004 г.
Кабинету Министров Республики, который ссылался на отсутствие денежных средств в республиканском бюджете для проведения выборов в указанную судом дату, была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 22 мая 2005 г. По частной жалобе гр. При этом Судебная коллегия указала на противоречие судебного решения о предоставлении отсрочки нормам избирательного законодательства Бюллетень ВС РФ. Исходя из норм федерального избирательного законодательства, Судебная коллегия констатировала, что Центризбирком Республики был не вправе принимать решение о проведении на избирательных участках округа повторного подсчета голосов после подведения итогов голосования и результатов выборов в данном избирательном округе Бюллетень ВС РФ. Рассмотренные конституционные принципы избирательного права распространяются на всю процедуру выборов - от их назначения, регистрации избирателей, выдвижения и регистрации кандидатов до голосования и установления итогов выборов.
Применительно к последней стадии - определению результатов выборов также возник ряд важных правовых проблем, которые были предметом оценки Конституционного Суда. Способы проведения и подведения итогов выборов зависят, как известно, от действующей в стране избирательной системы. В России при выборах депутатов Государственной Думы до последнего времени использовалась мажоритарно-пропорциональная смешанная система выборов, при которой 225 депутатов избирались по одномандатным округам, а другие 225 - по единому федеральному избирательному округу по спискам избирательных объединений, блоков. При введении мажоритарно-пропорциональной системы в 1993 г. Впоследствии, не без влияния, очевидно, политических реалий, многие политики стали выступать за переход к избранию всех 450 депутатов на основе мажоритарной системы по одномандатным округам или по крайней мере к изменению пропорций в пользу избрания по таким округам.
В итоге законодатель принял в 2006 г. Политическая партия стала единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. Такое решение также связывалось с целью упрочения партийной системы, представительного характера парламента. Правда, на выборах законодательных органов субъектов Федерации сохранена мажоритарно-пропорциональная система - согласно ФЗ от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ.
Конституционный Суд отмечал Определение от 20 ноября 1995 г.
Статья 32 Конституции РФ.
Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа. Активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, правом голосовать на референдуме субъекта Российской Федерации обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации. Федеральным законом , конституцией уставом , законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и или муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией уставом , законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления.
Установление максимального возраста кандидата не допускается. Федеральных законов от 11. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
На выборах 4 марта 2012 года в списки для голосования были включены 109 млн 860 тыс. Из них в выборах приняли участие 71 млн 780 тыс. Кто может стать кандидатом Согласно избирательному законодательству, президентом РФ может быть избран гражданин России в возрасте не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Действующий президент не может быть переизбран на третий срок подряд. Кроме того, глава государства, досрочно прекративший полномочия по собственному желанию или по состоянию здоровья, не может участвовать в выборах, назначенных в связи с его отставкой. На пост президента не могут быть избраны лица, имеющие иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории другого государства, а также граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Избиратель, подавший такое заявление, исключается из списка избирателей по месту своего жительства и включается в список избирателей по месту своего нахождения. Избирательный участок по месту своего нахождения избиратель выбирает сам при оформлении заявления. Заявление может быть подано избирателем только один раз и может быть аннулировано избирателем. Старший помощник прокурора района.
Федеральный закон запрещает устанавливать продолжительность и срок проживания гражданина на определенной территории Российской Федерации как условие приобретения им активного либо пассивного избирательного права. Фактор несовместимости. В соответствии с ч. Нахождение в местах лишения свободы по приговору суда. Это ограничение избирательных прав имеется во всех законодательных актах, касающихся выборов: лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права голосовать и быть избранными. Не имеют права голосовать граждане, признанные судом недееспособными.
Кто может и кто не может участвовать в выборах президента РФ. Досье
Ограничение избирательных прав граждан необходимо рассматривать в аспекте общего института ограничения конституционных прав и свобод. Россияне с активным избирательным правом могут сообщить, что их нет в списке, или о неточностях. Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме и устанавливает, что порядок проведения выборов депутатов Государственной.
Комментарий к Статье 32 Конституции РФ
- Конституция РФ, Статья 32
- 2.2. Ограничения пассивного избирательного права
- Могут голосовать на выборах люди, лишённые дееспособности? |
- В ЦИК объяснили, что делать, если человека нет в списке избирателей
- Комментарий к Ст. 32 Конституции Российской Федерации
2. Избирательные права граждан
Избирателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Активным избирательным правом по федеральному избирательному округу обладают все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда и не признанные судом недееспособными. О том, кто имеет и не имеет права голосовать на выборах, рассказываем подробнее. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ. 5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Избирательные права граждан
Кто имеет право голосовать на выборах? Отдать свой голос за кандидата может гражданин России, достигший на день голосования возраста 18 лет и обладающий активным избирательным правом. Это закреплено в Конституции Российской Федерации, а также в федеральном законодательстве. Что такое активное избирательное право? Согласно документу, выбирать президента могут граждане, достигшие 18 лет и проживающие как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Как гласит Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательное право гарантировано независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Есть ограничения.
Граждане Российской Федерации равны в возможности осуществления избирательных прав, а значит, их реализация не может ставиться в зависимость от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В месте с тем, избирательное право является прямым, что означает непосредственное голосование граждан «за» или «против» кандидата списка кандидатов. Гражданин РФ на выборах голосует свободно, то есть согласно своему внутреннему убеждению. Закон устанавливает недопустимость воздействия на свободное волеизъявление избирателей. В соответствии с законом граждане голосуют независимо от чьего-либо влияния тайно.
Жалобы на действия Центральной избирательной комиссии рассматривает Верховный Суд Российской Федерации. Наиболее серьезные нарушения при проведении выборов и референдума, затрагивающие права граждан, наказываются в уголовном порядке ст. Часть 3 статьи определяет правовые основания ограничений в обладании правами, указанными в ч. Недееспособность граждан, признанная судом см. Граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не могут пользоваться правами, указанными в ч. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению осуществления полномочий государственных органов. Государственная служба в Российской Федерации включает в себя: федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении. В соответствии с ч. Данное конституционное положение соответствует п. Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации. Основными законодательными актами, регулирующими право граждан на государственную службу в Российской Федерации, являются: Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995г.. Положение о федеральной государственной службе от 22 декабря 1993г. Важное значение для реализации ч. Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18, но и не старше 60 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законодательством для государственных служащих. При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном российской Конституцией и федеральным законом, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по соответствующей должности. Конституционный принцип равного доступа граждан Российской Федерации к государственной службе не исключает ограничений для поступления на эту службу или занятия конкретных государственных должностей. Ограничения установлены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995г. Институт государственной службы составляют государственные должности, занимаемые государственными служащими. Вне государственных должностей государственная служба не существует. Государственные должности — это должности в федеральных, региональных и иных государственных органах, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации с определенным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа. Все государственные должности в Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» подразделяются на категории «А», «Б» и «В». Категория «А» — это должности Российской Федерации и ее субъектов, непосредственно предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Федерации. Открытый перечень таких должностей дан в самом Законе ст. Государственные должности категории «Б» — это должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории «А», И, наконец, должности категории «В» — это должности, учреждаемые самими государственными органами, как сказано в Законе, для обеспечения их полномочий, а по существу для обеспечения и исполнения должностей категории «Б». В соответствии с п. При этом государственная служба на государственных должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие должности категории «А». Таким образом, лица, занимающие должности категории «А», по смыслу Закона от 31 июля 1995г, не являются государственными служащими и на них его действие не распространяется. Это — Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и др. Лица, занимающие должности категории «Б», являются государственными служащими временно — в течение срока, на который избраны или назначены лица из категории «А». Государственные служащие являются наемными работниками, выполняющими государственные функции. Отношения государственных служащих с органами, в которых они работают, характеризуются следующими факторами: содержанием и объемом полномочий по государственной должности; требованиями владения государственным языком, соответствующего профессионального образования и др. Возникновение, изменение и прекращение отношений государственной службы осуществляются согласно действующим правовым предписаниям, которые имеют государственно- и административно-правовой характер и в то же время относятся к трудовому праву. Поэтому в основе названных отношений лежат назначение или конкурс. Но поступает гражданин на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении на государственную должность. Для возникновения отношений государственной службы на основе назначения необходимо представить документы о профессиональном образовании, о состоянии здоровья, об имущественном положении и другие, если это предусмотрено федеральным законом. На государственные должности категории «Б» назначение осуществляется по представлению лиц, замещающих должности категории «А», либо уполномоченных ими лиц из государственных органов. Порядок подбора кандидатур определяется соответствующим государственным органом или лицом, замещающим государственную должность категории «А», в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. На государственные должности 1-й группы категории «В» — младшие государственные должности референты 1, 2 и 3-го класса и др. Порядок подбора кандидатур определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. И только на государственные должности 2, 3, 4 и 5-й групп старшие, ведущие, главные, высшие категории «В», то есть учреждаемые самим государственным органом, назначение осуществляется по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности. Конкурс в этой категории должностей проводится среди подавших заявление об участии в конкурсе, как государственных служащих, так и граждан Российской Федерации. При этом государственные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов на замещение вакантных государственных должностей 2-й группы — старшие государственные должности или конкурса испытания на замещение вакантных государственных должностей 3, 4 и 5-й групп — ведущие, главные и высшие государственные должности ст. Вследствие назначения либо конкурса для государственных служащих возникают государственно-служебные отношения, на которые распространяются все принципиальные предписания КЗоТ. Наряду с наиболее общими обязанностями служащих, предусмотренными нормами трудового законодательства, для государственных служащих дополнительно установлены особые обязанности: обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации; добросовестно исполнять должностные обязанности; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей; поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан, своевременно рассматривать их обращения и принимать решения в порядке, установленном законодательством. Конкретные обязанности государственных служащих по соответствующим государственным должностям определяются должностными положениями и инструкциями. Государственные служащие осуществляют предоставленные им права в пределах, установленных по должности. К числу основных прав государственных служащих относится принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями. Среди других основных прав, впервые нормативно закрепленных, следует выделить право на: ознакомление с документами, определяющими права и обязанности государственного служащего по занимаемой государственной должности; получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов работы, уровня квалификации и др. Принципиальным является закрепление в Федеральном законе ст. Государственным служащим запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Это означает, что государственный служащий не вправе занимать другую должность быть совместителем или выполнять другую оплачиваемую работу на условиях трудового соглашения, договора подряда в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Запрет носит безусловный характер и не связан с подконтрольностью, подотчетностью государственного органа, предприятия, организации или иным образом с компетенцией государственного органа, в котором государственный служащий состоит на государственной службе. Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью является юридическим выражением требования о том, что государственный служащий обязан посвящать все свое рабочее время служебной деятельности. Запрет государственному служащему занимать другую должность означает одновременно и запрет быть депутатом законодательных представительных органов Российской Федерации, законодательных представительных органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Федеральный закон п. Однако получать гонорары за публикации и выступления в порядке осуществления служебной деятельности в качестве государственного служащего запрещено п. Ибо фактически это означало бы «совмещение» с оплачиваемой деятельностью, что Законом запрещено. В Федеральном законе п.
Но, согласно положениям базового избирательного закона, призывники не могут быть включены в списки избирателей и лиц, участвующих в референдуме. Трудоспособность Недееспособные россияне не могут участвовать в избирательном процессе. Несвобода Ограничение ИП касается лиц, отбывающих наказание по приговору суда. Они не принимают участие в голосовании и не могут быть избраны на руководящую должность. Это не относится к лицам, имеющим к моменту голосования погашенную судимость. Административный Ценз относится к россиянам, пропагандирующим и грубо демонстрирующим националистическую атрибутику и символику. В эту же группу попадают лица, оправдывающие экстремистскую деятельность. К моменту выборов лицо, подвергшееся административному наказанию, должно быть свободным от ответственности.
Ограничения избирательных прав граждан по Конституции Российской Федерации
Не имеют права избирать и быть избранными депутатами представительных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления граждане Российской Федерации. Право избирать главу государства, то есть реализовать свое активное избирательное право, может любой дееспособный гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда. 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Статья 58 Конституции РФ: "Граждане Российской Федерации имеют право свободно участвовать в выборах, голосовать при них или выдвигать свою кандидатуру". При этом ЦИК имеет право отложить подготовку и проведение назначенных выборов в случае возникновения угрозы жизни и здоровью населения на территориях с военным положением.
ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Избирателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно действующему избирательному праву граждане Российской Федерации, проживающие или находящиеся в период подготовки и проведения выборов или референдума за пределами территории Российской Федерации, обладают всей полнотой избирательных. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме. Избирателем в России является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на соответствующих выборах. Не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.