Цены на бензин и дизель взлетели: Почему в России резко подорожало топливо и что будет дальше. Розничные цены на бензин в РФ пока остаются стабильными. Россия - Цены на бензин.
Цены на бензин в России растут без остановки
Средняя стоимость автомобильного бензина за прошедший год в России выросла на 9,9%. Такие данные приводит Росстат. Что с бензином в россии сегодня новости последнего часа. Шла вверх стоимость и дизельного топлива, хотя менее динамично, чем бензина (на 0,3%, до 66,4 тыс. руб. за тонну).
В России подешевел бензин
В России рухнули биржевые цены на топливо - АБН 24 | Осенью автолюбители России были неприятно шокированы ростом цен на бензин и дизельное топливо. |
Финансист Юшков ответил, что будет с ценами на бензин | Бензин дорожает и исчезает: что происходит с ценами и дефицитом топлива в России. |
Бензин дорожает. Мы все умрём (нет). 03.09.2023 | Пикабу | Актуальные цены на бензин (АИ-92, 95, 100, ДТ) в России по городам и АЗС на 28 апреля 2024. Средняя стоимость топлива, сравнение поставщиков. |
В РФ рухнули биржевые цены на топливо
Обычно операторы АЗС оценивали все это где-то в в пределах 5—10 рублей за литр в зависимости от бизнес-модели. Сейчас очевидно, что вся эта стройная концепция идет прахом и торговля хот-догами с кофе явно не покрывает затрат. До недавних пор розничные цены на бензин практически не двигались — несколько лет подряд. Последние пару месяцев они резко пошли вверх, ставя в очень неудобное положение чиновников, отвечающих за сдерживание инфляции в стране. Причиной роста цен нефтяники называют нехватку топлива.
Некоторые НПЗ частично на профилактических ремонтах. Согласно данным Росстата, за вторую неделю сентября по всей стране было произведено 785,3 тыс. Месяц назад недельный объем составлял 862 тыс. Те НПЗ, что работают, торопятся удовлетворить экспортный спрос.
А судя по таможенной отчетности наших внешнеторговых партнеров ФТС России свою статистику закрыла , его за границу уходит все больше и больше. Хотя в сравнении с прошлогодними показателями объемы все же несколько ниже, однако тогда не было санкций. А курс доллара как никогда «шепчет» экспортерам. О разнице между экспортной ценой которая является тайной за семью печатями и внутренней очень доходчиво говорит объем выплаченного демпфера в августе.
Он стал рекордным, принеся нефтяникам 185,9 млрд рублей. Чем больше разница между экспортными ценами и внутренними, тем больше выплаты. Еще в июле демпфер составил 110 млрд рублей, а в январе было 47,9 миллиарда.
Повышение цен на нефтепродукты. График стоимости бензина и нефти. График стоимости бензина график. Стоимость топлива в 2020 году. Рост стоимости бензина в 2020 году.
Цены на бензин в 2020 году. Подорожание бензина в 2021. Рост цен на бензин. Акциз на бензин. График подорожания бензина. Рост бензина с 2000 года. Динамика производства бензина в России. Производство бензина в России по годам.
Объем производства бензина. Динамика потребления бензина. График роста стоимости бензина 2021. Рост стоимости ГСМ В 2020 году. Рост стоимости бензина в 2020 году график. Стоимость бензина в 2020 году. Динамика роста цен на бензин 2020 2021. Рост цен на бензин в России.
Подорожание бензина по годам. Соотношение стоимости нефти и стоимости бензина. Статистика бензина в России. Рост стоимости бензина по годам. Бензин по годам. Бензин в России. Рост дизельного топлива. Рост стоимости дизельного топлива.
График повышения стоимости бензина. Динамика роста дизельного топлива 2021. График стоимости дизельного топлива 2022. График роста дизельного топлива. Расценки дизельного топлива в 2018 году. Рост бензина за 2018 года в России. Потребление бензина в России по годам график. Потребление бензина и дизеля в России.
Объем потребления дизельного топлива в Европе. Объем потребления бензина в России. Стоимость бензина по годам в Росс. Бензин РФ. Статистика цен на бензин в 2022. Рост цен на дизельное топливо в 2021 году Росстат. Рост цены на топливо в России 2021. Средняя стоимость бензина.
И причин дешеветь у них пока практически нет. Приходится ждать непопулярных решений. На торгах Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи 14 сентября наблюдался колоссальный скачок котировок на АИ-92 и дизель. Старожилы едва могут вспомнить подобные темпы роста на рынке, которому, казалось, и так уже расти выше было некуда. По словам Евгения Аркуши, главы Российского топливного союза, уже в пятницу на уровне правительства России будет принято некое решение, которое должно резко переломить ситуацию на топливном рынке, чтобы оптовые цены после трех месяцев роста как минимум перестали расти. О чем именно идет речь, он сообщить отказался, однако очевидно, что полумеры не помогут, и в ход должны пойти действительно радикальные меры.
Российские власти уже давно грозят ограничить экспорт хотя бы дефицитного дизеля, остро востребованного в южных регионах в ходе уборочной кампании. В первые дни сентября объем поставок составил всего 135,2 тыс. Рекорд был поставлен в июле — 148,2 тыс. Вместе с тем кроме официальных поставок в полный рост идут и «серые» поставки. Их объем глава Министерства энергетики РФ Николай Шульгинов на днях оценил в несколько миллионов тонн в месяц. Схема тут крайне простая — небольшие трейдеры покупают объемы как бы для внутреннего рынка, рассчитывая на получение демпфера, но в реальности каким-то образом они оказываются в Турции а дальше, порой после небольшой обработки на местных НПЗ, — в Европе.
Наиболее предпочтительной мерой по борьбе с такими схемами власти назвали создание списка уполномоченных экспортеров, кроме которых никому отправлять нефтепродукты на экспорт будет нельзя. Более жесткая альтернатива также рассматривается — временный запрет на экспорт в принципе. С такими предложениями выступал, к примеру, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, объясняя это риском остановки уборочных работ и посева озимых из-за дефицита солярки. Павел Баженов, президент «Независимого топливного союза», допускает, что в ближайшее время и правда могут быть приняты решения о запрете экспорта для тех, кто не производит нефтепродукты.
Ведь нефтяники, лишившись субсидий, заинтересованы в том, чтобы держать внутренние цены на высоком уровне. Однако многие эксперты уверены, что они не допустят резкого увеличения цен. Во-первых, сокращение потребления топлива на внутреннем рынке, которое последует в случае его резкого подорожания, не на руку в том числе и производителям. Во-вторых, если цены продолжат расти, государство будет вынуждено реагировать. Например, могут быть увеличены нормативы биржевых продаж внутри России. В арсенале у правительства есть и другие меры. Например, Минэнерго для недопущения так называемого серого экспорта предложило два варианта: создание списка экспортеров и лицензирование экспорта. И буквально на днях стало известно, что правительство намерено утвердить список спецэкспортеров нефтепродуктов - об этом сообщил вице-премьер Александр Новак. Те, кого в списке не окажется, продавать топливо за рубеж не смогут. Значит, в России его станет больше - и цены упадут. Против роста цен играет еще и сезонный фактор. Ведь в сентябре - октябре автомобильный сезон подходит к концу, сельхозработы заканчиваются, - делится своим прогнозом эксперт Игорь Юшков. И основная интрига сейчас: превысит ли по итогам года подорожание топлива уровень инфляции или нет? Динамика стоимости бензина на АЗС в 2023 году, конечно, расстраивает многих автолюбителей см. Биржевые цены рядовому потребителю не так интересны, но они давят на цену топлива и на заправках. К счастью, правительству пока удается с этим справляться. Рост розничных цен обычно находится в пределах инфляции благодаря соглашениям между нефтяниками и правительством и компенсационным выплатам в том числе демпферному механизму.
Цена бензина и ДТ
Стоимость бензина в России по итогам марта 2024 года выросла на 8 процентов по сравнению с мартом прошлого года, сообщает Росстат. Цена на бензин АИ-92 на бирже СПбМТСБ 14 июня достигала 57 917 руб./т, что стало новым историческим максимумом. Стоимость бензина марки «Премиум-95» по итогам биржевых торгов в апреле уменьшилась на 16%, а бензин марки «Регуляр-92» подешевел на 10,7%. Это следует из данн.
Динамика изменения цен на бензин в России
Сколько их было в одном только третьем квартале? То мы определяем состав спецэкспортеров, то демпфер сокращаем с 1 сентября, то меняем минимальные нормативы, по которым компании должны продавать на бирже бензин и дизтопливо. Естественно, бизнес на всю эту кутерьму реагирует по рыночной классике — повышая цены и отбивая потенциальные потери. Скажем, если вы вводите запрет на экспорт, пусть временный, то как вы потом собираетесь возвращаться на мировой рынок? Там нет медленно бегающих и туго соображающих. Вы элементарно подставите собственных экспортеров. Конечно, полностью нас не вышибут с рынка, но ситуацией не преминут воспользоваться саудиты, иранцы, индийцы — кто угодно. В итоге сократятся объемы экспорта, а это прямой вычет из нефтегазовых доходов. Решение, может, и красивое в плане популистского эффекта, но откровенно контрпродуктивное. Ему непонятно, как, когда и каким образом будет действовать обратный акциз. Раздражение во многом растет в связи с правительственным решением по топливному демпферу, который не следовало сокращать столь радикально — вдвое.
Понятно, что сейчас вернуть прежние параметры невозможно.
Старший вице-президент СПбМТСБ Антон Карпов со своей стороны в беседе с "Интерфаксом" обратил внимание на то, что биржа следит за торговым поведением участников торгов. И, по его словам, критерии недобросовестных торговых практик дорабатываются с учетом проводимого анализа. Тема пресечения "серого" экспорта нефтепродуктов вновь актуальна Вместе с тем власти России вернулись к теме пресечения "серого" экспорта нефтепродуктов, в том числе через ЕАЭС. Минэнерго, Минэкономразвития, ФТС и ФНС 31 января, к очередному совещанию в правительстве, должны представить в правительство предложения по недопущению "серого" экспорта. С начала 2023 года правительство установило дополнительную пошлину в 20 тыс. Запретительные меры снимали постепенно — 17 ноября был отменен запрет на экспорт бензина, 22 ноября — на вывоз летнего дизтоплива. Эмбарго на экспорт из РФ зимнего дизельного топлива продолжает действовать. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Правительство сняло временный запрет на экспорт бензина из России в связи с насыщением внутреннего рынка Минэнерго РФ также предложило отказаться от заградительной пошлины для ряда нефтепродуктов и продуктов нефтехимии при соблюдении определенных условий, а также разрешить не платить повышенную пошлину для компаний, перерабатывающих до 0,5 млн т, а не 1 млн т в год.
Для отделения "производителей" от "непроизводителей" действует ряд критериев, в частности, компания должна иметь свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в соответствии с которым в 2022 году была осуществлена переработка более 1 млн тонн нефтяного сырья. Теперь Минэнерго предлагает снизить этот порог до 0,5 млн т. Рост цен на бензин в оптовом сегменте не угрожает ценам на АЗС Тем временем биржевые цены на бензин продолжают активный рост.
Выросла ли цена топлива на АЗС, где вы заправляетесь, в августе 2023 года? То есть нынешний рост цен на бензин уже не укладывается в описанное выше правило. В августе биржевая стоимость АИ-95 несколько раз обновляла рекорд и достигла 72 тысяч рублей за тонну. В более привычном нам выражении биржевая стоимость бензина АИ-95 находится в коридоре 52—56 рублей за литр, то есть получается, что оптовая цена практически соответствует цене топлива на АЗС, что, очевидно, ненормально.
Попутно в августе наблюдались перебои с поставками топлива на АЗС, что в основном коснулось южных регионов страны : Астраханской и Волгоградской областей, Калмыкии, Крыма. Однако проблема возникала и в других регионах, например, на нее указывали представители топливного рынка в Новосибирской области. В Министерстве энергетики ситуацию увязали с перегрузкой железных дорог в туристический сезон. Куда помчался бензин На стоимость топлива, которое помимо внутреннего рынка отгружается на экспорт, влияют курсы валют. В правительстве причину роста внутренних цен видят в дисбалансе между поставками в Россию и за рубеж, в том числе за счет серого импорта: проще говоря, при таком соотношении курса рубля к валютам нефтяным компаниям выгоднее поставлять топливо за рубеж. Это приводит к ограничению поставок топлива внутри страны и толкает вверх биржевые цены. Ограничение экспорта топлива рассматривается правительством как один из вариантов нормализации обстановки, в частности, обсуждается лицензирование экспорта, запрет на его осуществление посредниками, увеличение экспортных пошлин и другие меры.
Много лет одним из механизмов стабилизации служил так называемый топливный демпфер: нефтяные компании получали налоговый вычет, компенсирующий часть «упущенной выгоды» от непродажи топлива за рубеж. С 1 сентября в правительстве вдвое сократят размеры демпфера, что само по себе лишит нефтяные компании миллиардных компенсаций.
Минэнерго в ответе на запрос "Известий" заявляет, что производители смогли накопить нужный объем топлива, чтобы не допустить дефицита и сдержать цены. Поэтому и был отменен запрет на экспорт. Но эксперты уверены: проблема в том, что накопили именно летний дизель. А вот зимний, который сейчас очень нужен, изготовить не успели: его делают из летнего, добавляя необходимые примеси. Это тоже спровоцировало определенные дефицитные тенденции в регионах, где зима наступает раньше", — объяснил президент Независимого топливного союза Павел Баженов. Но и экспорт может играть свою роль. Например, обычный дизель на топливных биржах Арабских Эмиратов продают втрое дороже, чем у нас.
На этом компании зарабатывают куда больше. И в общем это замкнутый круг: либо дефицит, либо растущая цена", — заявил вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. В Госдуме уже заговорили о возврате запрета на вывоз горючего за рубеж.
Экономист Масленников раскритиковал правительственные меры по стабилизации цен на бензин
Динамика изменения цен на бензин в России | Авто - 31 августа 2023 - Новости Екатеринбурга - |
В России резко выросла стоимость топлива на АЗС. С чем это связано | Аналитики расходятся во мнениях: одни считают — стоимость бензина начнет снижаться через несколько недель, другие прогнозируют очередной рост цен. |
Объявлено, что будет с ценами на бензин и дизтопливо с 1 октября 2023 года - ПРЕД-ПЕНСИОНЕР | до 54,98 рубля за литр, дизельного топлива - на 0,08%. |
Россия – динамика изменения цен на бензин • | Экономика - 10 сентября 2023 - Новости Волгограда - |
Бензин за год подорожал на восемь процентов
На сегодняшний день сохраняется тенденция, что у независимых заправщиков топливо продается на 5-7 или более рублей дороже, чем на АЗС нефтяных компаний». Высокими цены на топливо остаются и у некоторых вертикально интегрированных компаний. Тоже удивляемся. На «Лукойле» 50, по-моему, или 60, или 61 — ну на 10 рублей разница с газпромовской как бы». Это его личные впечатления как водителя. Что касается его бизнеса, то Виталию Пленкову повезло больше, чем многим его коллегам.
Сейчас по летнему дизельному топливу цены в среднем снизились с сентябрьских пиков до отметок весны 2023 года. Похожая тенденция к общему снижению биржевых цен наблюдается и по другим видам моторных топлив», — считают в Минэнерго. В ведомстве добавили, что биржевые цены снижаются из-за насыщения внутреннего рынка предложением, а также после формирования товарных запасов в размере более 5 млн тонн. Внутренний рынок полностью обеспечен предложением, Минэнерго в ежесуточном режиме мониторит ситуацию», — подчеркнули в министерстве. Москва, Зоя Осколкова Написать автору или сообщить новость Подписывайтесь на каналы.
В комитете по энергетике Госдумы готовы вновь поставить вопрос перед правительством о введении запрета на экспорт, если рост цен на дизель внутри России будет значительным. Основная причина — возобновившийся экспорт нефтепродуктов за границу. Нефтегазовым компаниям выгоднее продавать туда топливо, чем внутри России. Поэтому мы фиксируем рост. Если он будет очень серьезный, то депутаты Госдумы вновь вернутся к постановке вопроса о прекращении экспорта», — подтвердил первый зампред комитета Игорь Ананских. Есть вероятность, что крупные российские нефтяные компании сами начнут сдерживать цены на внутреннем рынке, чтобы ограничительные меры в отношении них не повторились.
Стоимость бензина АИ 95, стоимость бензина АИ 92, стоимость ДТ и премиальных марок горючего на АЗС фиксируется в режиме реального времени, и пользователи первыми получают сведения о росте цен на бензин или, наоборот, снижении стоимости литра горючего. Что позволяет вовремя корректировать карту рейсов и вносить изменения в финансовые расходы, принимая оптимальные для компании решения. Информер необходим и автолюбителям, и участникам рынка транспортных услуг. Сервис предоставляет информацию о стоимости топливных продуктов за литр по каждому субъекту и отдельно по городам, включая крупные города-миллионники - Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Челябинск. Стоимость бензина и дизельного топлива ДТ В расчет среднего показателя включаются данные о стоимости бензина из реальных транзакций, совершенных за последние сутки на десятках тысяч АЗС.
С 1 сентября регулировать цены на АЗС будут по-новому: Как изменится стоимость бензина и дизеля
К тому же все компании понимают, что деньги находятся под большим риском и их надо выводить, — сказал эксперт нашему корреспонденту. При этом экономист отмечает, что в России вырос спрос на горючее. При росте объемов поставок для внутреннего рынка и низких ценах образуется дефицит. К тому же, спецоперация потребляет огромное количества топлива, — считает Кульбака. Получается такая ситуация, что быстро отреагировать на дефицит топлива в отдельном регионе никто не успевает. А это те вещи, которые в стране за последние годы больше всего пострадали.
Цены на бензин не упадут Экономист Василий Колташов считает, что изменений цен на бензин ждать не стоит. Это возможно только в том случае, если рубль резко будет укрепляться. К улучшению ситуации может привести только укрепление рубля. При курсе рубля 76 рублей за доллар цены на бензин успокоились бы, — заявил он. Слабел из-за снижения цен на нефть, а укреплялся, когда цены росли, потому что больше валютной выручки поступало в экономику.
Сейчас этого нет. Николай Кульбака солидарен с этим мнением. По его версии, снижения цен на бензин также не будет. Один раз поднятые цены едва ли будут опускаться. Российская экономика переходит на режим ручного управления.
Проблема такого режима в том, что все решения имеют высокую инерционность.
Глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов на прошлой неделе заявлял о том, что обсуждается возможность увеличения производства топлива на НПЗ, где оно не было остановлено, и также возможна корректировка графика плановых ремонтов. Обсуждаем с предприятиями корректировку графика плановых ремонтов на НПЗ в связи с инцидентами на ряде заводов. Дополнительные меры для стабильного топливообеспечения связаны в том числе с увеличением выпуска моторного топлива и со снятием логистических ограничений», — перечислил он. Шульгинов оценивал, что объем нефтепереработки в России сохраняется на уровне, близком к прошлому году — 275 млн т. Директор департамента развития газовой отрасли Минэнерго РФ Артем Верхов тогда сообщал, что Минэнерго совместно с Росгвардией разрабатывает меры безопасности для нефтеперерабатывающих заводов. И есть законодательная инициатива наших коллег. Насколько я понимаю, мы можем в случае выхода какого-то оборудования из строя всегда перенаправить потоки топлива», — заметил он. По его словам, обсуждается установка систем защиты типа «Панциря» для НПЗ.
Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1» предназначен для защиты малоразмерных объектов от средств воздушного нападения, как пилотируемых, так и беспилотных. Кроме того, комплекс способен вести борьбу с легкобронированными наземными целями, а также живой силой противника. Ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков считает, что установка «Панцирей» — это монополия армии. Нанять армию для того, чтобы они защищали вас «Панцирями», официально нельзя, но государство тоже понимает, что это важный промышленный объект», — цитирует Юшкова BusinessFM. По словам замглавы наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрия Гусева, эффективно защитить крупные НПЗ можно только совместными действиями собственников НПЗ и Минобороны, поскольку даже частные военные компании обладают узким набором оружия, способным бороться с беспилотными устройствами. По его расчетам, пострадавшие от налетов НПЗ производили суммарно порядка 35 млн т бензина и дизельного топлива. И если дизельное топливо как экспортный продукт сейчас производится с профицитом, то ресурсы по выпуску бензина ограничены, цитирует его издание «Энергетическая политика». Как считает аналитик «Финам» Сергей Кауфман, сейчас рынок находится на грани дефицита, и повреждение еще одного-двух НПЗ может вынудить российских нефтяников, например, импортировать бензин из Белоруссии, чтобы обеспечить топливом внутренний рынок. В марте уже наблюдался пока незначительный, но рост импорта из Белоруссии, напоминает он.
При использовании материалов сайта «Парламентской газеты» активная ссылка на pnp. В рубрике «Деловая экспертиза» публикуются материалы на правах рекламы.
Об этом свидетельствуют данные Московской топливной ассоциации МТА. Темпы инфляции горючего ускорились в несколько раз и установили исторический рекорд. Напомним, что российские НПЗ в мае снизили производство бензина. Снижение нефтепереработки совпало с намерениями Минфина сократить вдвое демпферные выплаты НПЗ за поставки бензина и дизтоплива на внутренний рынок.
Биржевые цены на бензин в РФ по итогам пятницы вернулись к росту
Цены на бензин на карте. Биржевые цены на бензин в европейской части России снизились по итогам торгов во вторник на 2-4%, тогда как стоимость летнего дизтоплива выросла на 2,5%. Об этом свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. Сайт цен АЗС Benzin Price сообщает, что на сегодня стоимость бензина АИ-95 регулярного качества в Москве составляет от 51,69 до 59,79 рубля за литр. новости России и мира сегодня. Бизнес - 14 сентября 2023 - Новости Санкт-Петербурга -
В России подешевел бензин
Согласно данным Росстата , с 29 августа по 4 сентября рост цен на автомобильный бензин в стране продолжился. На столичных АЗС бензин марки АИ-92 можно было приобрести по цене от 48,69 до 54,99 рублей, АИ-95 — от 53,79 до 61,69 рублей, АИ-98 и выше — от 63,39 до 72,99 рублей за литр. Цены на бензин в России по данным на ноябрь 2019 года. Фото: 1MI Дизтопливо в среднем по стране за неделю подорожало с 60,84 до 61,58 рублей за литр. Самые высокие цены в стране зафиксированы в Дальневосточном федеральном округе, где дизтопливо в среднем подскочило до 68,16 рублей за литр. В Сахалинской области оно стоит уже 74,88 рублей, в Якутии — 75,97, а в Магаданской области — и того выше: 76,08 рублей за литр.
В этом году повышенные тарифы ЖКХ начнут действовать уже в декабре, а не с лета 2023 года. Обычно индексацию проводили под конец текущего года, но новые тарифы начинали действовать только летом следующего, тем самым давая гражданам время подготовится к ним морально. В этом году чиновники решили не миндальничать с гражданами РФ, и вводят повышение тарифов сразу после утверждения.
Но помимо инфляции, в 2023 году будут введены новые налоги и акцизы в добывающей отрасли, которые напрямую отразятся на ценах готовой продукции. Так налог на добычу полезных ископаемых будет повышен сразу в 1,3 раза. Акциз на бензин вырастет — с 13793 руб до 14345 руб за одну тонну, а для дизтоплива — с 9556 руб до 9938 руб за тонну.
Разумеется нефтяники переложат эту нагрузку на АЗС, а заправочные станции по цепочке на автовладельцев. Так стоимость распространенного бензина АИ-95 может вырасти в следующем году до 65 - 70 рублей за литр.
Но, если оно будет это делать, то возрастут расходы бюджета, любо сократятся доходы. А мы сейчас видим, что одна из главных целей государства — сокращение дефицита бюджета», — указал экономист. Снизилось ли производство топлива?
В России нет ни дефицита топлива, ни ажиотажного спроса. Было бы ошибкой говорить, что нефтекомпании сильно сокращают производство топлива. В свою очередь, продажи новых легковых автомобилей по итогам первых семи месяцев 2023 года составили лишь 333,6 тыс. Рост оптовых цен будет отражаться на розничных ценах, прирост которых опередит темпы инфляции. Это позволит производителям нефтепродуктов компенсировать потери из-за двукратного сокращения демпфера, которое произойдет начиная с сентября 2023 года.
Изменить положение можно только за счет повышения нормативов биржевых продаж и резкого снижения топливных акцизов — это увеличит конкуренцию в рознице и при этом снизит издержки НПЗ. Мнения экспертов.
ПРИЧИНА 5 Одним из ключевых факторов роста оптовых цен стал «высокий сезон» потребления топлива, к которому рынок почему-то никак не может привыкнуть. Невольно вспоминается гениальный афоризм Черномырдина: «Никогда такого не было, и вот опять». А в 2022 году она была усилена тем, что многие аэропорты на юге страны закрылись, и люди поехали отдыхать к морю на автомобилях.
В последнее время внутренний туризм рос еще и потому, что рубль ослаб, ездить за границу в рублевом выражении стало гораздо дороже. Эти факторы порождают рост потребления на внутреннем рынке, особенно 92-го и 95-го бензина. Рост цен на дизельное топливо, по мнению эксперта, связан с тем, что август - период интенсивных сельхозработ, особенно на юге страны. Поэтому потребление дизеля здесь в это время резко растет, что влияет на цены. Все живут в старой парадигме, отрасль не адаптировалась к изменившемуся спросу.
Ведь нефтяники, лишившись субсидий, заинтересованы в том, чтобы держать внутренние цены на высоком уровне. Однако многие эксперты уверены, что они не допустят резкого увеличения цен. Во-первых, сокращение потребления топлива на внутреннем рынке, которое последует в случае его резкого подорожания, не на руку в том числе и производителям. Во-вторых, если цены продолжат расти, государство будет вынуждено реагировать. Например, могут быть увеличены нормативы биржевых продаж внутри России.
В арсенале у правительства есть и другие меры. Например, Минэнерго для недопущения так называемого серого экспорта предложило два варианта: создание списка экспортеров и лицензирование экспорта. И буквально на днях стало известно, что правительство намерено утвердить список спецэкспортеров нефтепродуктов - об этом сообщил вице-премьер Александр Новак. Те, кого в списке не окажется, продавать топливо за рубеж не смогут.