Куртуазность – это древний этический концепт, основанный на взаимном уважении. это что такое.
Что такое Куртуазить
Краткий справочник куртуазного этикета от сэра Луи (Каролина Гор) / Проза.ру | куртуазный – ударение, правописание, словоизменение, значение, примеры использования,однокоренные слова из словарей русского языка на портале |
Куртуазность | Что такое Куртуазность | куртуазность — вежливость, манерность, политес, учтивость, деликатность, любезность, предупредительность, субтильность, обходительность Словарь русских синонимов. куртуазность см. вежливость Словарь синонимов русского языка. |
Что такое на самом деле «куртуазная любовь» - опасная и полезная игра – Telegraph | Куртуазность проявляется в множестве мелочей, которые могут казаться незначительными, но при этом имеют глубокое значение. |
Куртуазия как особый тип культуры
Куртуазная любовь способствовала также и утверждению существующего порядка, проповедуя мораль, основанную на двух добродетелях: выдержке и дружбе. Куртуазная любовь способствовала также и утверждению существующего порядка, проповедуя мораль, основанную на двух добродетелях: выдержке и дружбе. наале 12 вв. в Провансе, северофранцузский – в 12 в. Куртуазная куртуазность куртуазна. Куртуазная литература (от франц. сourtois – учтивый, вежливый), лирические и повествовательные произведения западноевропейской литературы 11–15 вв., которые опираются на представление о куртуазности как основе поведения рыцаря и отражают. Куртуазная куртуазность куртуазна.
Куртуазность как основа рыцарской культуры. Куртуазность - это что такое
Изначально куртуазный маньеризм ассоциировался с особенностями галантного века, для которого характерен культ прекрасный дамы, изящество и утонченный стиль, столь характерный для прециозной поэзии. Что такое Куртуазить?Изыскано, красиво ухаживать за женщинами, девушками (писать стихи, дарить цветы). Пример: Перестань куртуазить так с бабами, они всё ра. Что такое куртуазная любовь? Куртуазность – это древний этический концепт, основанный на взаимном уважении.
Что такое куртуазность 6 класс история кратко
Куртуазность в XXI веке | словарь и путеводитель», «Словарь Ефремовой». Узнайте из 3 словарей. |
Куртуазность в XXI веке | Куртуазность проявляется в множестве мелочей, которые могут казаться незначительными, но при этом имеют глубокое значение. |
Что такое куртуазность: определение и примеры
Узнайте, что такое куртуазность и как она проявляется. свод законов, утверждавших, что представитель этого сословия должен быть грамотным, уметь слагать вирши, прославляющие красоту избранницы. Куртуазность – это одно из главных понятий, обозначающих особый вид поведения и отношений между людьми. Что такое куртуазность? Куртуазность. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. Куртуазность проявляется во многих ситуациях нашей жизни – в общении с коллегами на работе, с друзьями, семьей, незнакомыми людьми.
Имеет ли место сегодня такая куртуазность?
Современная практика употребления слова «куртуазность» носит скорее иронический характер, и подразумевает фанатичное, часто — за гранью здравого смысла, следование правилам и манерам «высокого стиля» поведения. Что такое куртуазность? Куртуазность. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. Куртуазная любовь способствовала также и утверждению существующего порядка, проповедуя мораль, основанную на двух добродетелях: выдержке и дружбе.
Имеет ли место сегодня такая куртуазность?
Куртуазная любовь, воспеваемая трубадурами южной Франции , не имела ничего общего с супружеской верностью, за что порицалась как Церковью, так и обществом мирян. Куртуазный кодекс поведения рассматривал любовь к замужней даме как повод для морального совершенствования влюбленного. И все-таки, несмотря на утверждение трубадура Маркабрюна, что «куртуазность — это любовь», смешивать эти понятия неправильно, ибо можно быть куртуазным и при этом не быть влюбленным. В то же время влюбленный рыцарь, попирающий правила хорошего тона, в XII веке уже вызывал осуждение. Брюнель-Лобришон, К. Дюамель-Амадо Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник sundukistorii. If you use materials from this blog, do the active link on sundukistorii.
Именно тогда завершилось формирование рыцарской культуры, произошло это приблизительно к началу 13 столетия. Понятие Конечно же, куртуазность — это не только любовная концепция. Постепенно эта система стала регулировать также и взаимоотношения мужчин друг с другом. Затем она и вовсе превратилась в свод правил хорошего тона. В связи с этим куртуазность многие историки считают зачатком морали и этики, которыми руководствуются в своих поступках современные люди. Куртуазность — оплот рыцарской культуры Крестовые походы постепенно привели к тому, что стало зарождаться новое сословие — рыцарство. Приблизительно к 12 веку для его представителей наступили золотые дни. Именно в это время и появился уникальный кодекс рыцаря, в котором нашли отражение традиции и нормы этики, к которым человечество пришло за века. Именно в 12 столетии впервые заговорили о рыцарских идеалах, которые не имеют отношения к процветанию страны, чести господина. Куртуазность в эпоху Средневековья превозносила образ Прекрасной Дамы. Разумеется, у каждого рыцаря непременно должна была быть возлюбленная. Постепенно человечество пришло и к тому, что от рыцаря требуются не только храбрость и готовность отдать жизнь ради интересов государства.
Вежливые слова и жесты. Использование вежливых слов и жестов также является проявлением куртуазности. Например, улыбка, приветствие, осведомление о самочувствии и др. Это создает положительное впечатление о вас и позволяет собеседнику почувствовать себя комфортно. Проявления куртуазности в общении играют важную роль в создании гармоничных и продуктивных отношений между людьми. Они способствуют установлению доверия, уважения и взаимопонимания, что является основой для успешной коммуникации. Вежливость и этикет Вежливость проявляется не только в словах, но и в жестах и тоне голоса. Вежливый человек всегда стремится быть тактичным и деликатным, не нанося обиды другому человеку. Вежливость и этикет включают в себя знание общепринятых правил поведения в различных ситуациях. Например, когда встречаешься с человеком, обычно приветствуешь его и прощаешься при расставании. Также существуют правила этикета при общении за столом, на публичных мероприятиях и т. Важным аспектом вежливости является умение слушать и проявлять интерес к собеседнику. Вежливый человек умеет сосредотачиваться на рассказе других людей, задавать вопросы и активно выражать свое внимание. Также вежливость проявляется через использование вежливых слов и фраз. Слова «пожалуйста», «спасибо», «извините» являются неотъемлемой частью вежливого общения и проявления куртуазности. Хорошо развитые навыки вежливого общения и знание этикетных правил помогают человеку успешно взаимодействовать с другими людьми, создавать доверительные отношения и избегать конфликтов. Умение слушать и проявлять интерес Показывая интерес к рассказу собеседника, вы демонстрируете свою внимательность и уважение к его мнению. При этом необходимо проявлять активное слушание, то есть вносить в диалог свои комментарии, задавать вопросы и выражать свое мнение. Это поможет создать атмосферу доверия и взаимопонимания между собеседниками. Читайте также: Футуризм — революция в искусстве - как новое направление потрясло мир и изменило его навсегда Важно помнить, что умение слушать и проявлять интерес требует практики. Необходимо быть внимательным к невербальным сигналам, таким как мимика, жесты и интонация. Это поможет понять собеседника не только по его словам, но и по его эмоциональной составляющей. Кроме того, важно уметь задавать открытые вопросы, которые позволят собеседнику раскрыть свои мысли и чувства. Такие вопросы не имеют однозначного ответа, они позволяют говорить собеседнику свободно и расширить область общения. Не менее важно проявлять активное слушание через междустрочное комментирование высказываний собеседника. Это поможет собеседнику почувствовать свою значимость и заинтересованность в его разговоре. Например, можно сказать: «Мне нравится, как ты думаешь», или «Я никогда не задумывался над этим, спасибо за новый взгляд».
В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления "профессиональных" придворных понятие куртуазность стало включать в себя "вежливость", "учтивость" и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания. Marchello-Nizia Ch. Куртуазный кодекс предполагал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность, обходительность, умение тонко чувствовать, щедрость, изящество, знание любовных условностей, умение слагать стихи. По их убеждению, хорошие манеры укрощают дурные наклонности, помогают достичь душевного равновесия. Куртуазная любовь , но и в отношениях с мужчинами. То же, что куртуазия. И куртуазность - учтивость, к которой прибавлено немного жеманства и немножко сладострастия.. Труднодостижимо, потому что жеманство и сладострастие почти бесконтрольны, а при отсутствии - почти недоступны для имитации, не рекомендуются подросткам по первой причине и творческой интеллигенции - по второй. Нева 2002 8 165. Также главенствующую роль стала играть Церковь, активно вмешивающаяся в мирские дела.
Четверг (новое слово): куртуазный
Хорошо развитые навыки вежливого общения и знание этикетных правил помогают человеку успешно взаимодействовать с другими людьми, создавать доверительные отношения и избегать конфликтов. Умение слушать и проявлять интерес Показывая интерес к рассказу собеседника, вы демонстрируете свою внимательность и уважение к его мнению. При этом необходимо проявлять активное слушание, то есть вносить в диалог свои комментарии, задавать вопросы и выражать свое мнение. Это поможет создать атмосферу доверия и взаимопонимания между собеседниками. Читайте также: Футуризм — революция в искусстве - как новое направление потрясло мир и изменило его навсегда Важно помнить, что умение слушать и проявлять интерес требует практики. Необходимо быть внимательным к невербальным сигналам, таким как мимика, жесты и интонация. Это поможет понять собеседника не только по его словам, но и по его эмоциональной составляющей. Кроме того, важно уметь задавать открытые вопросы, которые позволят собеседнику раскрыть свои мысли и чувства. Такие вопросы не имеют однозначного ответа, они позволяют говорить собеседнику свободно и расширить область общения. Не менее важно проявлять активное слушание через междустрочное комментирование высказываний собеседника.
Это поможет собеседнику почувствовать свою значимость и заинтересованность в его разговоре. Например, можно сказать: «Мне нравится, как ты думаешь», или «Я никогда не задумывался над этим, спасибо за новый взгляд». Такие комментарии помогут поддержать диалог и продемонстрировать искренний интерес к собеседнику. Кроме того, необходимо уметь повторять и перефразировать ключевые моменты рассказа собеседника, чтобы показать, что его слова не прошли мимо, а были услышаны и поняты. Это поможет собеседнику почувствовать себя важным и позволит продолжить диалог на более глубоком уровне. Таким образом, умение слушать и проявлять интерес является одной из важных составляющих куртуазности в общении. Это навык, который можно развить и который помогает налаживать взаимопонимание и гармоничные отношения с другими людьми. Вежливые слова и жесты Очень важно знать, как правильно обращаться к другим людям. Например, использование слов «пожалуйста», «спасибо», «извините» сигнализирует о вашем уважении к собеседнику.
Эти слова добавляют красоты и гармонии в общение. Они позволяют людям чувствовать себя важными и ценными. Кроме слов, ведущую роль в общении играют и жесты. Улыбка, рукопожатие, кивок головы — все это жесты вежливости, которые помогают установить контакт с другими людьми. Например, улыбка — это сигнал доброжелательности, а рукопожатие демонстрирует ваше желание познакомиться и установить дружеские отношения. Важно помнить, что вежливые слова и жесты должны быть искренними. Используйте их не просто потому, что так принято, а потому что вы хотите показать свое уважение и внимание к собеседнику. В практике куртуазного общения также существуют правила вежливого выражения своей точки зрения или отказа от чего-либо.
Она включала в себя правила этикета, правила общения, манеры одежды и даже правила первого знакомства. Вам также может понравиться.
Понятно также, почему самым осуждаемым и самым презираемым пороком в куртуазной идеологии становится ревность. Истинный «куртуазный» рыцарь не должен быть ревнивцем, поскольку в данном случае эта черта характера считается вульгарной и антисоциальной. Ревнивый муж жену воспринимает как объект, как личное имущество, приобретенное путем брачного союза, а потому он заслуживает того, чтобы быть обманутым. Понятие куртуазности тесно связано с идеалами средневекового рыцарства. Идеалы благородства и верности, самоотверженности и бескорыстия, обходительности с женщинами оказали огромное влияние на людей той эпохи и не утратили своего значения и в наши дни. Куртуазность, по мнению некоторых авторов, как бы стала новой своеобразной религией средневекового Запада, со своими ритуалами, системой ценностей, со своим божеством - Прекрасной Дамой. Это некий свод правил поведения рыцарей. Куртуазная личность - это "человек чести". Рыцарь, обладающий всеми мыслимыми добродетелями, такими, как: великодушие, вежливость, отвага, привлекательность и красноречие, утонченность и изысканность, проницательность и скромность. Идеи куртуазной любви нашли свое отражение в литературе в виде стихов и баллад трубадуров и рыцарских романов.
Женщина вновь занимает свое естественное положение сексуального объекта и искусительницы, которое она, впрочем, никогда не покидала, оставаясь таковой в идеале и в воображении. Заметим, что литературная модель на самом деле многозначна и многообразна. В литературе переплетаются мечта и повседневная действительность, идеал и реализм, объективное описание и транспозиция, устремления, сублимации и игра воображения. Вся сложность для историка заключается в степени «допустимой реальности», которую он приписывает каждой из форм любви, описанной в анализируемых им произведениях. Мы знаем, насколько субъективным может быть такой анализ, а, следовательно, и интерпретация, выстроенная на его основе. Именно так обстоит дело с куртуазной любовью как, впрочем, и с Алиенорой , чью интерпретацию варьировали время и нравы толкователей. Ее новый вариант представлен сегодня историками, рассматривающими этот вопрос с позиций феминизма[730], женоненавистничества[731] или современного психоанализа. Последние видят в куртуазной любви отражение формы невроза, главным образом мужского: человек страдает из-за неразрешимой любви, поскольку его дама сердца недоступна. Тогда мужчина выстраивает настоящую любовную клетку, низводя себя до положения марионетки, поверженной, раздавленной, истерзанной неутоленным желанием в рамках парадоксальной и разрушающей любви, субъект которой находится в вечном ожидании, а объект — в вечной недосягаемости[732]. Парадоксально, но подобные интерпретации, сделанные в рамках психоанализа, допускают, что литература по большей части является достоверным отражением действительности и описывает ситуации, соответствующие социальной реальности того времени, которую исследователь толкует по-своему, придерживаясь установок своей «школы». Следует ли в таком случае отказаться от понятия «куртуазная любовь», отрицать ее реальное существование и социальное значение? Без сомнения, это было бы крайней мерой. На мой взгляд, стоит придерживаться направления, предложенного Р. Этот автор отмечает, что понятия «куртуазная любовь» в средневековой литературе практически не существует. Этот концепт заключает в себе различные и противоречивые аспекты, следовательно, теория куртуазной любви не может укладываться в рамки одного этого термина. Любовь, описанная в произведениях, может быть как недостижимой, так и доступной, как супружеской, так и прелюбодейной, как платонической, так и эротической. Ее объектом может быть не только замужняя женщина, занимающая, в отличие от ее воздыхателя, высокую социальную позицию, но и дама равного с ним положения и даже простолюдинка. Куртуазная любовь не соответствует понятию концепта — лучше будет говорить не о куртуазной любви, но о куртуазном дискурсе о любви, о литературном споре, касающемся различных форм любовного поведения[734]. Тем не менее общим сюжетом всех этих дискурсов остается любовь, облагораживающая человека. Различные ситуации выявляют ее главные, характерные черты, превращая ее в ценность, не имеющую равных. В частности, это односторонность любовных отношений: можно отдавать другому свое тело как в случае Изольды и Гвиневеры , но не сердце: она принадлежит лишь одному человеку. Любовь должна быть абсолютной и единственной. Она должна быть искренней, достойной, истинной, бескорыстной и надежной. Она обязательно взаимная — качество, которое долгое время ученые упускали из виду. Наконец, она добровольная, спонтанная, уважающая чувство собственного достоинства и свободу партнера. Но тогда на пути неизбежно встает проблема брака: если любовь спонтанна и добровольна, то как совместить ее с правами супруга, призывающими к супружескому долгу, предоставленному Церковью и навязанному нравами и обычаями времени? Вот почему в большинстве своем любовные отношения, описанные в романах, оказываются внебрачными. И все же проблема заявлена, и Кретьен де Труа пытается разрешить ее, примирив любовь и брак в «Клижесе», «Эреке и Эниде» и даже, с большими трудностями, в «Рыцаре телеги», пытаясь приглушить опасный аспект мифа о прелюбодейной любви, прославляемой Тристаном и Изольдой. Последний аспект, вероятно, обладает наибольшей значимостью: любовь почти всегда оказывалась притесняемой законами общества и Церкви. Такой подход к проблеме позволил мне переформулировать вопрос. Ибо если куртуазная любовь не является принятым и даже действующим концептом, то она не может быть выражением или инструментом социального класса, как утверждали Э. Келер и в меньшей степени Ж. Соответственно, всеохватная социологическая, «классовая» интерпретация должна быть пересмотрена. На мой взгляд, эту проблему нужно рассматривать с позиции «конкретных случаев», социальных и культурных ситуаций, порождавших злободневные вопросы, которые находили свое отражение в вымышленном мире литературы, пытавшейся подобрать к ним более четкие дефиниции или решения. В конечном счете, не так важно, какой из форм любви отдавали предпочтение все они были хоть сколько-нибудь использованы или возводили в универсальную доктрину, принятую за образец или считавшуюся нормативной в этом могло быть отказано всем формам. Важно признать, что все «куртуазные дискурсы» о любви имели чрезвычайный успех, свидетельствующий об остроте проблемы, вставшей в ту эпоху перед аристократической публикой. Разнообразие ответов, предложенных литературой, красноречиво говорит об интенсивности поиска из сложившегося положения, но их общие черты вскрывают глубокие социальные причины недовольства и в то же время указывают на силу социальных устремлений. Брак в его традиционной сложившейся форме ставится под сомнение, в то время как настойчиво утверждается превосходящая ценность любви, основанной на свободном выборе партнеров, и этот принцип касается не только мужчин, но и женщин. Дама, за которой следует ухаживать, чтобы завоевать ее, а не взять штурмом, всегда оставляет за собой свободу выбора. Любовь нельзя ни отнять, ни навязать: ее разделяют по доброй воле. Такая проблематика, как мне кажется, нашла наиболее сильное выражение в лэ Марии Французской. Вопрос о личности автора до сих пор остается нерешенным, но все же можно предположить, что им была женщина, жившая при дворе Генриха II Плантагенета. На мой взгляд, это обстоятельство лишь подкрепляет целесообразность и уместность ее дискурса о любви, на который оказали воздействие и ее женская природа, и ее связь с культурной и психологической средой Алиеноры[735]. В творчестве Марии Французской нельзя найти теоретических критериев куртуазной любви, разработанных некогда Андреем Капелланом, — она мастерски описывает различные ситуации, в которых могут оказаться влюбленные, принадлежащие обществу, которое хорошо знает и Мария, и ее читатель. Иными словами, ее герои вращаются в аристократической среде империи Плантагенета во времена Алиеноры. На пути свободной и взаимной любви героев, любви полной и «настоящей», стремящейся вовсе не к платоническому, а к всеобъемлющему чувственному и сексуальному союзу, встают различные препятствия, создаваемые обществом того времени: «экономический» брак одного героя или принудительный брак другого; ревнивый старый муж, навязанный юной девушке; расстояние, разделяющее влюбленных; экономическая или социальная пропасть между ними; требования родителей или опекунов; различные социальные законы; права, присвоенные себе могущественными людьми; всевозможные обычаи и табу; и т. Во всех этих случаях Мария как и большинство писателей в отношении Тристана и Изольды или Ланселота и Гвиневеры принимает сторону влюбленных, выступая против социальных, моральных или религиозных установок, стремящихся разлучить их, но при условии, что героев связывает «настоящая» любовь, бескорыстная и основанная на прочном чувстве. Иными словами, та любовь, чьи основные характеристики уже выявил Р. Шнелл, проанализировав корпус литературных произведений, приступавших к этой теме[736].
Что такое куртуазность и как проявить ее в общении — 5 принципов вежливости и такта
Подписка Отписаться можно в любой момент. Модель поведения, вошедшая в моду в XII веке, порицалась церковью и воспевалась трубадурами: юноша делал объектом почитания знатную замужнюю даму и служил ей, как вассал. Женщина, соблюдая приличия, не могла принять эту любовь в физическом плане и не имела моральных прав отвергнуть ее платонический аспект. Так рождалась необычная и пикантная игра: «добыча» в идеале должна была бесконечно убегать, а для влюбленного юноши сам процесс служения становился наградой. Так появилась легенда о Прекрасной Даме и ее верном слуге. Само слово «куртуазность» сегодня воспринимается не совсем верно, под ним часто понимают несколько более вольные нравы, чем могли позволить себе знатные господа и дамы в XI-XII веках. Происходит этот термин от французского слова «courtois», что означает «учтивый», «рыцарский». Поэтому другие название этого понятия - «прекрасная любовь» bonne amor , «истинная любовь» vraie amor , а также «утонченная любовь» fine amor — именно такими эпитетами награждали ее трубадуры и поэты тех времен. Благодаря этой бродячей братии истории о влюбленных юношах, их благородных покровительницах и знатных сеньорах разошлись по всей Европе и получили огромную популярность. Схема «благородного любовного треугольника» оказалась в те времена очень востребованной. Преклонение перед дамой.
Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания. Marchello-Nizia Ch. Куртуазный кодекс предполагал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность, обходительность, умение тонко чувствовать, щедрость, изящество, знание любовных условностей, умение слагать стихи. По их убеждению, хорошие манеры укрощают дурные наклонности, помогают достичь душевного равновесия. Куртуазная любовь , но и в отношениях с мужчинами. То же, что куртуазия. И куртуазность - учтивость, к которой прибавлено немного жеманства и немножко сладострастия..
Труднодостижимо, потому что жеманство и сладострастие почти бесконтрольны, а при отсутствии - почти недоступны для имитации, не рекомендуются подросткам по первой причине и творческой интеллигенции - по второй. Нева 2002 8 165. Также главенствующую роль стала играть Церковь, активно вмешивающаяся в мирские дела. Именно тогда завершилось формирование рыцарской культуры, произошло это приблизительно к началу 13 столетия. Понятие Конечно же, куртуазность — это не только любовная концепция.
Благодаря куртуазному поведению, мы можем легче находить компромиссы и находить общий язык с разными людьми. Куртуазность также способствует укреплению связей и поддержанию дружеских отношений. Быть внимательным, чутким и заботливым к другим людям позволяет нам выразить свою поддержку и участие. Это создает у людей ощущение важности и ценности их роли в наших жизнях. Такие отношения помогают укреплять дружбу и делиться радостями и заботой. В целом, куртуазность в межличностных отношениях играет ключевую роль в создании гармонии и установлении взаимопонимания. Она способствует укреплению связей, разрешению конфликтов и установлению доверительных отношений. Поэтому важно развивать куртуазные навыки и проявлять их в повседневной жизни. Важность куртуазности в профессиональной сфере Куртуазность — это проявление вежливости, уважения, такта, также умение устанавливать дистанцию в профессиональных отношениях. Куртуазные люди легко находят общий язык с окружающими, считаются приятными и доброжелательными коллегами. Они не только облегчают процесс коммуникации, но и усиливают эффективность работы в команде и снижают напряжение в коллективе. Куртуазность также имеет большое значение во взаимодействии с клиентами и партнерами. Вежливое обращение и уважительное отношение к клиентам создает положительную атмосферу и способствует установлению долгосрочных деловых связей. Куртуазность проявляется не только в словах, но и в манере общения, внимании к потребностям и ожиданиям клиента. Высокий уровень куртуазности также важен при представлении компании или организации на профессиональных мероприятиях, конференциях или переговорах. Соблюдение этикетные правила и умение вести себя в соответствии с требованиями мероприятия способствует созданию положительного впечатления о компании и ее представителях. В профессиональной сфере куртуазность является неотъемлемой частью деловой культуры. Она способствует установлению доверительных и продуктивных взаимоотношений, а также повышает имидж участников профессионального сообщества. Куртуазность способствует взаимопониманию и сотрудничеству между сотрудниками, что способствует эффективности работы в команде. Куртуазность создает благоприятную атмосферу взаимодействия с клиентами, что в свою очередь способствует развитию бизнеса и увеличению клиентской базы. Куртуазность при представлении компании на мероприятиях помогает укрепить ее репутацию и создать положительное впечатление о компании. Таким образом, куртуазность имеет большое значение в профессиональной сфере.
И с конца XI века, во время крестовых походов, стали возникать духовно-рыцарские ордена со строгими уставами, регламентирующими их боевые и не только действия. То есть строгость была, но требования были самыми общими: не покидать и не ломать строй, стараться в разумных пределах, обороняться при неудаче, а не сразу бежать, и до победы лагерь противника не грабить. Они должны были и хотели только побеждать. Этому и служило их вооружение и доспехи. Рыцари умирали весьма неохотно. Они предпочитали бежать или сдаваться в плен в случае неудач. В обычных войнах гибло их единицы, и лишь в крупных битвах, решавших судьбы стран, несколько сотен» [ 6 , с. И дело тут не только в доспехах. Рыцари к XIII веку ощутили себя неким всемирным орденом, кастой, для которой не важны никакие территориальные границы, никакое подданство. И убивать собрата, кто бы и откуда он ни был, становилось неприличным. Вот одолеть его — сбить с коня, взять в плен, получить выкуп — это победа. Из труда Й. Договорённость о месте и времени битвы формирует кардинальную черту отношения к битве, как к честному состязанию, одновременно являющемуся правовым разрешением спора. Влияние церкви на создание образа идеального благородного рыцаря. Рыцарские ордена М. Марион в «Истории ордена Тамплиеров» пишет, что после того, как все обозримые земли были переданы в наследное владение, а доходы с них не удовлетворяли все возраставшие потребности людей, не знавших иного ремесла, кроме военного, взоры европейцев обратились к Востоку. Баснословные богатства Востока поражали воображение, возбуждали зависть и ненависть к тем, кто как казалось, несправедливо наслаждался этим богатством. Взяв на себя обязательство освободить всех участников похода на Иерусалим не только от мук ада, но и от вполне земны долгов, Урбан II удивительным образом объединил в понятии людей низкое и высокое, суетные, даже греховные побуждения и искреннюю веру в грядущее спасение, страсть к золоту и чистую любовь к Богу религия тогда уже занимала главенствующее место в жизни и сознании людей , желание получить свою часть добычи и желание справедливой, спокойной, красивой жизни» [ 7 , с. Как видим, с жестокими нравами соседствовали тяга к изящному, стремление к красоте и возвышенные чувства не так уж редко вытесняли жестокость. Часть рыцарей, участвовавших в крестовых походах и, надо думать, что всё-таки, не худшая часть, объединилась под эгидой церкви в различные общины, ордена, устав которых мало чем отличался от монастырского. Рыцари — члены духовных орденов — отрекались от семьи, имущества, собственной воли, отдавая себя во власть римского первосвященника. Почти одновременно в первой четверти XII века в Палестине возникли ордены иоаннитов, или госпитальеров, и тамплиеров-храмовников 1128 г. В конце XII века в Святой земле был основан ещё один могущественный духовно-рыцарский союз, получивший название «Братья немецкого дома», или Тевтонский орден. Полумонашеские рыцарские союзы оказали огромное воздействие на формирование представлений о предназначении благородного воина, о рыцарской чести и совершенствах истинного рыцаря. Эти представления постепенно стали привычными для тех, кто принадлежал к высшему сословию. В эпоху всё развивающейся куртуазности светской культуры сложились представления об идеальном рыцаре, воине. Христианский рыцарь — это прежде всего борец за веру Христову, но рыцарь — это и верный вассал своего сюзерена. Верность — одна из наиболее ценимых добродетелей этой эпохи. Для рыцаря считались обязательными такие моральные нормы, как смелость, благородство, верность долгу; рыцарь — защитник слабых и обиженных. Со временем стали появляться даже особые уставы, регламентирующие поведение рыцаря в различных сферах жизни и призывающие их к благородству, верности, милосердии, чести см. Однако реальность не всегда совпадала с идеальным образом благородного рыцаря. Проповедываемые церковью нормы морали не могли быть полностью приняты всеми рыцарями с детства привыкавшими к крови и насилию , более того, они распространялись лишь на равных себе по социальному положению. Тем не менее, частичное обуздание их неистовства существовало. В частности, система рыцарского воспитания с X века стремилась привить молодым людям тягу к прекрасному, общественные нормы морали и способность к приятному обхождению. Особенности воспитания и образования юных рыцарей В трудах многих авторов по истории педагогической мысли [ 1 , 14 , 20 , 31 , 41 ] мы находим следующее описание образовательно-воспитательной системы в рыцарской среде. Основу содержания образования сыновей феодалов составляли так называемые «7 рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение мечом и щитом, копьём, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. Постепенно в систему рыцарского образования и воспитания наряду с военно-спортивными дисциплинами включаются музыкально-поэтические: стихосложение, пение, игра на лютне как правило , риторика — искусство правильно и красиво изъясняться, умение вести светскую беседу с дамами. Игра в шахматы рассматривалась как средство воспитания настойчивости и способности правильно ориентироваться в ситуации стратегии. Кроме того, с X века юные рыцари обучались этикету, изысканному обхождению, то есть всему тому, что было необходимой составной частью куртуазной культуры. Так, чтение и письмо не были поначалу обязательными для рыцарей, но куртуазность, по счастью, и сюда внесла свои коррективы. Огромное место в жизни и сознании любого человека эпохи расцвета Средневековья занимала церковь. Младший сын феодала мог избрать для себя иной путь, в частности, стать священнослужителем. Церемония посвящения в рыцари До церемонии посвящения в рыцари многие молодые люди уже успевали всласть повоевать, повидать свет, заручиться необходимой поддержкой сильных мира сего. Для отпрысков знатных семей и носителей громких титулов возрастной ценз на право стать рыцарем был снижен с 21 года до 14 лет. Горбачёва Л. Ночь накануне посвящения молодой воин проводил в одиночестве, бодрствуя в храме и смиренно вознося свои молитвы к престолу Всевышнего. На рассвете его мыли, умащали благовонием волосы, наряжали в белоснежную сорочку. Обряд облачения должны были совершать уже посвящённые рыцари, но зачастую эти роли поручали доверенным слугам. Затем на будущего рыцаря надевали алую тунику, символизирующую кровь, которую он будет проливать, коричневые чулки — шоссы, цветом, напоминавшим о мраке могилы, узкий белый пояс — знак презрения к роскоши. Голову покрывали белым чепцом, символизирующем чистоту души и помыслов, к ногам цепляли шпоры — знак рыцаря. В последний момент юноше вручался обоюдосторонний меч почти всегда нежными руками благородных дам и девиц. Сам неофит натягивал кольчугу с капюшоном обер и повязывал на рукава шёлковые ленты, имевшие «цвет избранницы сердца». Сверху накидывалось военное платье, украшенное настолько богато, насколько позволял достаток [ 7 , с. Сюзерен, касаясь мечом плеч и головы мужчины, стоящего на колене, провозглашал его рыцарем. При необходимости посвящение в рыцари могло быть исполнено лишь касанием меча сюзерена без предварительной подготовки. Став рыцарем, мужчина совершал оммаж: приносил клятву верности своему сюзерену, вышестоящему сеньору, которому обязывался служить до конца своей жизни. Исследуя ритуал оммажа, Жак ле Гофф в своей книге «Другое Средневековье» [ 32 ] утверждает, что общество средневекового Запада, как общество христианское, было богато ритуалами и символами, поэтому естественно найти отражение господствующей идеологии в ритуале одного из фундаментальных институтов. Однако надо помнить, что институт рыцарства использует эту символику через собственную, «светскую», призму. Описанные обряды были ключевыми как в жизни каждого рыцаря, так и в контексте целой эпохи, породив систему идеализированных представлений о благородстве и верности, дошедшей до нас через тысячелетие см. Светская жизнь 2. Нравы и мода Своё превосходство знать демонстрировала в одежде и области питания, и одежде, которая указывала на социальную категорию. Горбачёва в своей книге «Костюм средневекового запада» [ 7 ] весьма подробно описывает привычки и материальную культуру высшего общества в интересующую нас эпоху. Реагируя на малейшие изменения в жизни общества, стал меняться и костюм. Он стал более сложным, вариативным, прихотливым особенно это связано с новшествами, постоянно заимствующимися крестоносцами у жителей Востока. Мужской и женский костюм стали всё более отличаться друг от друга. Символика цвета сменила свою трактовку с церковной на мирскую. Сугубо светским дополнением к костюму были поясные кошельки омоньеры , в которые клали мелкую монету для нищих, а также некоторые необходимые предметы. В омоньере рыцаря и оруженосца можно было найти и клубок ниток, и иголку. Дело в том, что неписаный кодекс рыцарской чести предусматривал различное отношение к человеку в старой одежде, возможно, попорченной ударами оружия, и к человеку в распоровшейся одежде. Считалось, что если потёртости и прорехи являются признаками бедности, то распоровшаяся одежда говорит о том, что её хозяин ленив, небрежен, а значит, порочен. Что касается причёсок, то удлинённые волосы по-прежнему считались атрибутом свободного человека и казались непременным условием создания идеально красивого образа в мирное время, конечно. Давление церкви привело к тому, что волосы стали короче остригать на лбу, но зато сзади отращивать их ещё длиннее, а пряди подвивать раскалёнными щипцами» [ 7 , с. Примерно с этого времени периодически то церковная, то светская власть выпускала законы, ограничивающие чрезмерную роскошь одежды и вычурность внешнего вида богатого сословия. Важное нововведение следует отметить в военном облачении. Специалисты по истории оружия и истории костюма считают, что только с появлением большого шлема, полностью скрывающего лицо рыцаря, возникла необходимость упорядочить красочные изображения на щитах и прочем обмундировании. Около середины XII века получили своё широкое распространение геральдические знаки символ самоидентификации и самосознания личности , которые выбирали для себя сами рыцари. Знаки были узнаваемы людьми своего времени. Вообще полный рыцарский костюм в эпоху расцвета рыцарства отличался выдающейся сложностью и очень дорого стоил что оправдывало обычай дарения отдельных его частей. Кроме того, нёс информацию о своём владельце. Так, по костюму можно было определить социальный статус человека, по гербовым знакам и цветам на одежде — какого он рода, или кому он служит. Было принято, чтобы муж и жена на приёмах носили одежду из одинаковых тканей и одинаковых цветов; рыцарь, как правило, носил какую-либо деталь одежды цвета своей дамы. Различные знаковые аксессуары означали, что на носящем их лежит какой-нибудь обет или обязательство. Рыцарские турниры Уже в XII веке существовала огромная разница между обычными рыцарями, жившими в патриархальных условиях деревни, и придворной знатью, познавшей вкус утончённых удовольствий. Но всех рыцарей по-настоящему объединяло поле брани. Когда не было войны, его заменяло театрализованное — ристалище, поле турнира. Турниры были и забавой, и тренировкой, и военными смотрами. Проводились они под открытым небом, сначала на довольно обширных, затем на ограниченных территориях, и со временем стали излюбленной забавой всех сословий; дамы стали не только допускаться на них, но выполнять особую роль, украшая своим присутствием, поощряя знаками внимания и подарками. Присутствие публики сдвигало турниры больше в сторону театрализации и пышности атрибутики. На самых ранних турнирах победители не получали никаких призов, да и потом награды были чисто символическими. Главное — победа.
Куртуазная литература
Деликатность и тактичность в общении. Умение распознавать и удовлетворять потребности других людей. Вежливое и хорошее обращение с окружающими. Готовность оказать помощь и поддержку другим людям. Куртуазия не только улучшает качество наших отношений с другими людьми, но и способствует созданию благоприятной атмосферы в обществе. Если каждый человек будет проявлять куртуазию в своей повседневной жизни, то это поможет создать общество, где царят уважение, взаимопонимание и гармония. Куртуазия: знаки и проявления Основными знаками куртуазии являются: Вежливость и учтивость: К Kurtказии важно быть вежливым и учтивым во взаимодействии с людьми. Необходимо обращаться к собеседникам по имени и отчеству, проявлять внимание к их потребностям и желаниям. Толерантность и уважение: Куртуазия предполагает уважительное отношение к различиям и идентичности каждого человека. Индивидуальные предпочтения и взгляды не должны быть основой для негативного восприятия и разрушения взаимоотношений.
Галантность и внимание к деталям: Куртуазные люди всегда проявляют галантность и внимание к деталям. Они открывают двери и уступают места, помогают снять пальто и несут сумки. Они также обращают внимание на внешний вид и стараются быть нарядными. Использование требующихся манер: Куртуазные люди всегда знают, как использовать требующиеся манеры в различных ситуациях, таких как приемы пищи, общение с людьми разного статуса и возраста, а также участие в культурных мероприятиях. Поддержка и внимание: Куртуазные люди умеют выражать свою поддержку и внимание участникам беседы. Они слушают внимательно, задают вопросы и выражают свое понимание собеседника. Выполняя эти знаки куртуазии, вы можете создать приятную и гармоничную атмосферу в своем окружении, а также укрепить свои взаимоотношения с людьми. Куртуазия: применение в повседневной жизни Важно помнить, что куртуазное поведение помогает поддерживать гармоничные отношения и создает приятную атмосферу в обществе. Проявление куртуазии в повседневной жизни может быть выражено в следующих ситуациях: 1.
Приветствие и прощание. Вежливое приветствие и прощание являются основными правилами куртуазного поведения. При встрече с кем-то важно поздороваться, улыбнуться и пожать руку.
Об Алле Александровне Дворецкой я слышала давно и часто: выпускники говорили, что она научит нас учиться, старшие — что научит общаться с людьми. Первые лекции этого преподавателя показались мне довольно своеобразными: Алла Александровна заряжает своей энергетикой — и ничего постороннего больше не существует, и ты действительно растворяешься в далеком средневековье. К сожалению, нынешняя реальность далека от идеала. Безнравственность, банальная грубость и низкий уровень общей культуры заполонили пространство.
В этом же человеке, напротив, присутствует то, без чего нельзя прожить в высоком мире.
Она стала ассоциироваться с устаревшими идеалами и привилегиями аристократии. В современном обществе куртуазия все еще существует, но в другой форме. Она больше связана с этикетом, хорошими манерами и умением общаться с людьми.
Куртуазия стала важным элементом в деловой сфере и социальных взаимоотношениях. Таким образом, история развития куртуазии отражает изменения в обществе и его ценностях. Она показывает, какие идеалы и нормы были важными в разные эпохи и как они менялись со временем. Основные принципы куртуазии Куртуазия — это набор правил и норм поведения, которые помогают людям вести себя в обществе с достоинством и уважением к другим.
Основные принципы куртуазии включают: Вежливость и учтивость Куртуазные люди всегда проявляют вежливость и учтивость в общении с другими. Уважение к другим Куртуазные люди уважают права и мнения других людей. Они не прерывают собеседника, не критикуют его открыто и не нарушают его личное пространство. Они также умеют выражать свое мнение таким образом, чтобы не оскорбить или задеть других.
Доброта и сострадание Куртуазные люди проявляют доброту и сострадание к другим. Они помогают нуждающимся, выражают сочувствие в трудных ситуациях и стараются быть полезными и добрыми. Элегантность и хороший вкус Куртуазные люди обращают внимание на свой внешний вид и стиль. Они следят за своей одеждой, прической и манерой поведения.
Они также имеют хороший вкус и умение выбирать подходящие подарки и угощения. Сдержанность и умеренность Куртуазные люди проявляют сдержанность и умеренность в своих действиях и высказываниях. Они не проявляют чрезмерной эмоциональности или агрессии, не говорят грубых или оскорбительных слов. Все эти принципы куртуазии помогают людям вести себя достойно и уважительно в обществе.
Они способствуют созданию гармоничных и приятных взаимоотношений между людьми и формированию культуры общения. Куртуазия в литературе и искусстве Куртуазия играла значительную роль в литературе и искусстве, особенно в эпоху Средневековья и Ренессанса. Она была важным элементом в романтических и рыцарских произведениях, где главные герои проявляли благородство, утонченность и элегантность в своих поступках и высказываниях.
Автор утверждает, что на самом деле отношение мужчин к представителям второго пола всегда было двойственным: как к существу, дающему жизнь и предвещающему смерть; женщина ближе к природе, это порождает страх. А христианское Средневековье, по мнению Ж. Тем более что значительная часть культуры находилась в руках холостяков, которым ничего не оставалось другого, как восхищаться целомудрием и срывать злость на обладательницах искуса, которых они так боялись: «Женщина, лоза, родящая несчастья, корень всех пороков… Женщина — это нежное зло, свеча и ад».
Отношение к женщине ещё в XI веке было весьма дискриминационным. Этому способствовали сочинения богословов, где подчёркивалась особая приверженность женщин греху, а также ещё не изжившие себя конкубинатные браки — форма полового союза, не освящённого церковью, при этом мужчина может иметь официальный брак с другой женщиной пережиток варварских времён. Таким образом, ещё в начале XI века брак и конкубинат фигурируют как две параллельные формы полового союза, хотя и неравные между собой, но равно возможные. Что касается добрачных связей, то они рассматривались как явление ещё более обычное, не препятствующее последующему супружеству. И лишь в XII веке увеличивается количество освящённых церковью браков, что способствует стабилизации положения женщины в обществе. К XIII веку эволюция социального статуса женщин усиливается, но ни в церковной, ни в светской морали не было и речи о равноправии женщин и мужчин.
Идея служения в любовных отношениях Всякое общество символично в той мере, в которой оно использует символическую обрядность см. Средневековое общество усилило символизм, присущий всякому обществу, внедрением идеологической системы символической интерпретации в большинство сфер деятельности. Но постепенно система «вассал — сюзерен», «господин — слуга» были перенесены в сферу отношений между мужчиной и женщиной, а именно между рыцарем и благородной дамой. Так сложился ритуал, а затем целая многовековая традиция куртуазных любовных отношений. Куртуазная любовь осознавалась как добровольная вассальная зависимость сильного мужчины от слабой женщины. Союз скреплялся поцелуем и кольцом, которое дама дарила рыцарю.
Здесь мы видим абсолютно идентичное повторение ритуала оммажа см. Однако не менее важную роль в создании культа Прекрасной Дамы и идеи служения ей сыграл куль Богоматери, которой рыцари также обязывались служить. Именно этот факт вознёс женщину в куртуазных отношениях на такую высоту. Отсюда можно сделать вывод, что, во-первых, поэтому Дама должна быть так недосягаема, а испытываемые к ней чувства — сугубо платоническими, и во-вторых, потому, что в сферу отношений между рыцарем и благородной дамой была перенесена система вассалитета. Так появился воспеваемый в веках ритуал куртуазной любви. Правда, столь возвышенное отношение рыцарей распространялась только на женщин своего сословия, зато мужчина старался быть вежливыми со всеми дамами, а не только той, которой служил.
Куртуазные идеалы и реалии жизни Принципиально важным было осознание возможности видеть в даме не только «приложение» к земельному наделу или иному достоянию, а нежное, возвышенное, прекрасное существо, нуждающееся в любви и заботе. Следует отметить, что изначально рыцарский культ «избранницы сердца» действительно подразумевал бескорыстное служение и лишь платонические чувства возвышенной любви. Но все попытки церкви превратить рыцарственное служение в сугубо платонический культ, являвшийся зеркальным отражением культа Богоматери, не увенчались решающим успехом, поскольку в куртуазные отношения зачастую вмешивалась истинная страсть. Со временем общественное мнение стало поощрять превращение куртуазных союзов в деликатно оформленные любовные связи; однако, при соблюдении определённых приличий и подчинению особым правилам. Около 1184-го — 1186-го годов Андреем Капелланом был написан знаменитый трактат «О любви» — единственное в своём роде сочинение, в котором изложена этика куртуазной любви. В своём трактате автор апеллирует к высокому авторитету реально существовавших знатнейших дам: Алиенор Аквитанской сначала французской, а затем английской королевы , третьей жены Людовика VII Аделаиды Шампанской и виконтессы Эрменгарды Нарбонской, дворы которых были центрами куртуазной культуры в конце XII века.
Но в произведении упоминается и легендарный король Артур, которому приписывается авторство правил любви, обязательных для всех благородных любовников см. Для любовников, нарушивших правила или обязательства, при дворе Алиенор Аквитанской существовали даже Суды любви [ 9 , с. Желание стать приятными и привлекательными, в соответствии с куртуазной этикой, заставило многих молодых рыцарей научиться читать и вести приятные беседы, а, кроме того, прислушиваться к мнению дам в том, что касалось умения одеваться, манер и обхождения. К началу XIII века относятся первые дидактические поэмы, кодифицирующие принципы рыцарского поведения в обществе. Однако сами по себе попытки наладить и приукрасить быт поначалу мало сказывались на отношениях внутри общества, на представлениях о приличиях и благовоспитанности. Грубые нравы менялись медленно, а элементарно уважительное отношение к личности, в частности, к женщине, воспевавшееся в литературно-поэтических произведениях, в жизни было скорее похвальным исключением, чем правилом, даже в XII веке.
Но у куртуазной этики есть свои колдовские чары — это этика, высоко поднятая над земной рутиной, она дарит чувство принадлежности к особому кругу избранных. Высшее сословие Средневековья рисовало своё существование как некую внеисторическую, свободную от цели, абсолютную эстетическую конструкцию. Вот почему воздействие её, идеальные представления о совершенном рыцаре были столь значительными и длительными. Слившиеся с этим идеалом представления о доблести, чести, верности, взаимном уважении, благородных нравах и культе дамы очаровывали людей иных культурных эпох. Возможно, именно потому, что идеал был так далёк от реальности, он оказался столь универсальным. Рыцарский идеал пережил все катастрофы, которые обрушивались на него в течение последующих веков; он пережил даже «Дон Кихота» Сервантеса.
Отражение куртуазной традиции в литературе Средневековья Светское обхождение, интерес к музыке и книгам, относительная грамотность приобрели определённый вес, в первую очередь, при ведущих дворах Европы, особенно на юге, во Франции. Под покровительством Французских, а впоследствии испанских и иных владетельных сеньоров в конце XI века зародилась и расцвела куртуазная поэзия трубадуров. Этимология слова «трубадур» объясняется специалистами по-разному. Трубадурами называли поэтов, сочинивших свои произведения на южно-французском языке, явивших образы прекрасных дам и благородных рыцарей. Раньше и полнее рыцарская культура сложилась в Провансе юг Франции, ставший независимым государством после распада империи Карла Великого в IX веке. Наиболее известны из провансальских трубадуров Бертран де Вентадорн и Пейре Видаль, которые воспевали весну и любовь, как величайшее благо в жизни, дарованное людям [ 2 , с.
На смену трубадурам пришли труверы во Франции и миннезингеры «певцы любви» в Германии. Поэтов стали занимать не лирические стихи, а стихотворные поэмы — рыцарские романы. Романы о короле Артуре, рыцарях Круглого стола, поисках Святого Грааля, Мерлине современные исследователи объединяют в «Бретонский цикл». Самое известное произведение из него — «Смерть Артура» Томаса Мелори [ 37 ]. В них изображались утончённые нравы, благородные порывы. В сущности, романы отображали лучезарные мечты средневековых европейцев о мире красоты, любви и благородства.
Наиболее известны из дошедших до нас авторов француз Кретьен де Труа роман «Ивейн» и немец Вольфрам фон Эшенбах роман «Парцифаль» , а также поэтесса Мария Французская. Одним из самых распространённых сюжетов была легенда кельтского происхождения о Тристане и Изольде. Авторами самых ранних версий были Томас, Беруль и Готфрид Страсбурский. В XIX веке французский учёный Жозеф Бедье составил из различных фрагментов романа некую полную версию, которая и поныне пользуется популярностью. Что можно с уверенностью сказать о переработках и современных интерпретациях других средневековых романов и легенд. Рыцарство и куртуазность в интерпретации современной молодёжи «Начиналось всё ещё до распада СССР, когда на волне перестройки, гласности и демократизации советские педагоги увидели в ребёнке человека и начали испытывать на нём методики, взращивающие в ребёнке личность» [ 54 ].
Одним из ярчайших средств этого процесса были ролевые игры. Сейчас они во многом из воспитательно-развивающей методики превратились в азартное развлекательное действо и средство самовыражения. Ни по значимости, ни по популярности она не уступала летним пионерским лагерям, и, когда бы не развал Союза, ролевые игры могли бы сменить вечную «Зарницу» в рейтинге детско-юношеских развлечений» [ 54 ]. События 1991 года повлекли за собой серьёзные изменения в системе внешкольного досуга. Ролевые игры оказались отданы на откуп энтузиастам и авантюристам. Эта «гремучая смесь» позволила ролевым играм сохранить заряд развивающей и воспитывающей энергии ещё на несколько лет.
Вместо гармоничности и цельности образа становится важна победа. Это примета времени, не более» [ 54 ]. Время шло, создавались новые игры, люди взрослели и обрастали новыми знакомствами. В 1993-м — 1995-м годах в Москве, параллельно с ролевой деятельностью осуществляется становление исторической реконструкции Средневековья. Но час пробил, и реконструкторские объединения стали возникать и распространяться с поразительной скоростью. Следует отметить, что «московские тенденции» быстро распространились по всей России, продолжая процесс объединения молодёжи разных городов, округов и даже ближнего зарубежья на почве исторической реконструкции.
Примером могут послужить такие регулярно проводимые исторические фестивали федерального и международного масштаба, как «Куликово поле» Тульская обл. Реконструкция Средневековья» г. Выборг — см. Наша Владимирская область насчитывает более десятка ролевых и исторических клубов. Наиболее значимые из них: «Рарог» клуб смешанного типа, г. Руководитель клуба «Рыцарское копьё», сэр Брайн Б.
Фомичёв , является действительным рыцарем Мальтийского ордена и обладателем титула «граф Норфолк». Эти звания он получил за развитие реконструкторского движения среди молодёжи. Далеко не все руководители клубов обладают такими почётными званиями, но все они стремятся объединить вокруг себя незаурядных, способных, увлекающихся юношей и девушек, привнести немного эстетики и культуры в окружающую действительность. Исторические клубы объединяют молодёжь и не только , которой нравятся веяния и культурные традиции прежних эпох, которые реализуют себя, углублённо изучая интересные для себя исторические пласты, реализуют в прикладном творчестве, боях, инсценировании давно ушедших отношений. Досуг такого рода помогает человеку находить настоящих друзей и единомышленников, позволяет самосовершенствоваться физически и морально, превращается в своеобразный образ жизни. Заключение В заключение можно отметить, что рыцарская культура вкупе с куртуазной для большинства из нас представляется чем-то возвышенным, идеальным, почти сказочным.
Однако, реальность того времени была несколько иной. Война, грязь, кровь, разгул, насилие, грубость, жестокость, пьянство, лень, тщеславие и прочее были неотъемлемой частью жизни рыцаря. Таковы были времена, таковы нравы. Однако, церковные учения, экономический и политический подъём и, соответственно, эстетическое развитие общества привело к смягчению нравов, утончению вкусов и духовных потребностей людей того времени. Средние века — первая эпоха, в которую проявились стремления к чрезмерности, максимализму. Таким образом, попытки смягчить жёсткие нравы сильных мира того то есть рыцарей же привели к возникновению системы сверхыдеализированных канонов: должен быть и отважным, сильным, даже жестоким, воином, и милосердным христианином, и светским обходительным человеком с массой необходимых модных навыков, и нежным возлюбленным.
Следовать всем этим критериям сразу вполне земному человеку было почти невозможно. Но само стремление к несколько надуманным идеалам создало тот антураж эпохи, нашедший отражение в произведениях искусства в первую очередь — в литературе , который мы сейчас воспринимаем как должное и бесспорно существовавшее когда-то. Рыцарско-куртуазная культура была качественным изменением в эволюции европейского общества; она дала пищу воображению художников всех последующих эпох.
куртуа́зный
Куртуазность – это искусство общения, которое проявляется в умении уважительно и вежливо вести себя с окружающими людьми. КУРТУАЗНЫЙ найдено 25 значений слова куртуазный прил. устар. Любезный, вежливый. Куртуазная любовь зародилась при герцогских и княжеских дворах Аквитании, Прованса, Шампани, герцогской Бургундии и Нормандского королевства Сицилия[3] в конце XI века. КУРТУАЗНЫЙ найдено 25 значений слова куртуазный прил. устар. Любезный, вежливый.