83 года назад советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на самолете АНТ-25 взлетели с подмосковного аэродрома Щелково, взяв курс на Северный полюс. Актер Владимир Белокуров, сыгравший летчика в картине 1941 года «Валерий Чкалов», общался с семьей героя всю свою жизнь. Чкалов Валерий Павлович – лётчик-испытатель авиационного завода №39 имени В. Р. Менжинского Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, командир экипажа АНТ-25 (город Москва). Валерий Павлович, будучи шеф — пилотом замечательного авиаконструктора рпова, испытал по тому времени лучшие в мире истребители И-15, И-16. Советский лётчик Валерий Павлович Чкалов выступает перед избирателями города и области в местной радиостудии.
Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь
Сам этот маршрут, проложенный через Северный полюс, уже сделал лётчиков живой легендой. А поистине народным героем стал Валерий Чкалов. Биография: семья Учительницу Ольгу Орехову и любовь всей своей короткой жизни встретил всенародный любимец в двадцатитрёхлетнем возрасте. Вот он - Валерий Чкалов: фото с женой, оставшейся верной ему до самой своей смерти, вы можете увидеть выше. Она так и не вышла замуж после его трагической гибели. Да и нашёлся бы человек во всём мире, хотя бы приблизительно равный её мужу по своим мужским качествам? Такой честный, такой бесстрашный в своём упорстве - наверняка нет. И настолько любящий свою семью. Это можно увидеть даже теперь, на таком большом временном расстоянии, просто рассматривая фото. Как нежно обнимал детей - свидетельствуют фото, а не такого легендарного человека, как Валерий Чкалов, биография.
Жена и дети не просто были рядом. Видно, что именно они вдохновляли героя на все его подвиги. Сын Игорь и старшая дочь Валерия помнят эти объятия, а младшая Ольга - нет. Она не успела родиться до гибели отца. Игорь стал военным лётчиком, настоящим полковником, а впоследствии написал несколько книг и множество статей о своём замечательном отце. Его мать тоже писала воспоминания. Гибель Осенью 1938 года Валерий Павлович находился в отпуске, где занимался семьёй, отдыхал, писал. Кстати, у него тоже вышло при жизни несколько книг - впечатлений о межконтинентальных перелётах, в которых очень много и познавательного, и исторического. Рассказы лётчиков практически никогда не бывают скучными, а уж рассказы Чкалова - тем паче.
Наиболее интересна повесть о перелёте в Северную Америку, штат Вашингтон. Но в 1938-м из отпуска его внезапно отозвали. Вышел новый истребитель "И-180", и испытания нужны были немедленные, внеплановые и опасные. Первый полёт готовили очень торопливо, успев нарушить практически все меры безопасности, а потому испытания просто не могли пройти без эксцессов. Вряд ли кто-то другой смог бы благополучно приземлить самолёт, если в нём самолёте буквально за день до первого полёта обнаружились порядка ста девяноста крупных и мелких дефектов. Валерий Чкалов - смог. Он до последнего момента берёг самолёт, не уронил его на город, но жизнь свою потерял. Как это было Конструктор этого самолёта протестовал против такой спешки, писал во все инстанции, что агрегат не готов к испытаниям, что нужно ещё много времени на доработку. Но пятнадцатое декабря, день, в который были запланированы испытания, никто в календаре чёрным не затушевал.
Он всё-таки наступил.
Значит, не один раз все-таки. Отец, конечно, был отважным и рискованным человеком, но это был расчетливый риск, - "защищает" отца Валерия Валерьевна. И этим сохранил жизнь себе и экипажу. Тогда о нем уже заговорили как о новаторе.
За короткую жизнь он разработал и выполнил 15 фигур высшего пилотажа, многие из которых спасли немало жизней летчиков в годы войны. А о том самом "хулиганском" пролете под мостом авианачальники позже отзывались так: "Чкалов доказал необходимость пилотирования на критически малых высотах". Он так низко летал на бреющем полете, что коровы переставали доиться, оглушенные ревом моторов. Второго мая 1935 года на Ходынском поле проходил показ авиационной техники и полетов. Чкалов, в то время ведущий летчик-испытатель КБ имени Поликарпова, отпилотировал на И-16, вылез из самолета и увидел, что к нему направляется Сталин со свитой.
Ворошилов представил: "Это тот самый воздушный хулиган Валерий Чкалов". Сталин сказал: "Мы разберемся, кто такой Чкалов! Чкалов ответил: "Я испытываю опытные, единственные образцы техники. И моя задача - их посадить, чтобы разобраться со всеми недостатками. И, кроме того, новая техника очень дорога".
Тогда-то и прозвучала фраза Сталина, перевернувшая жизнь Чкалова: "Запомните, ваша жизнь нам дороже любой машины! Ушел и с ним не попрощался. В школе я был какой-то рассеянный, что-то меня тревожило, а что - понять не мог. Вернулся домой и каждый раз, когда хлопала дверь лифта, выбегал на лестницу смотреть - не отец ли вернулся? Потом к нам пришел сын Василия Ивановича Чапаева Аркадий, тоже летчик.
Он жил в нашем доме. Я его у лифта встретил. Спрашивает: "Мама дома? Мама ответила: "Знаешь, дорогой Аркаша, я жена летчика-испытателя и всегда ко всему готова. Говори правду, разбился?
Был только на Красной площади после кремации, когда его хоронили. Я стоял рядом со Сталиным. Он прижал меня к себе, я поднял голову и увидел на его лице слезы... При заходе на посадку у самолета отказал двигатель. На пути падающего самолета стоял барак.
Чкалов стал убирать шасси, чтобы перелететь его, но, как потом выяснилось, они были законтрены. Он отвернул в сторону и врезался в железную опору. Его выбросило на землю, и головой Чкалов ударился о железную балку. Тогда еще защитных гермошлемов не было... Ударом перебило мозжечок.
Валерий Павлович был жив еще два часа. И узнали, когда со многих документов сняли гриф "секретно". Мы узнали, что "добро" на полет дал директор авиазавода Усачев, назначенный на эту должность за год до трагедии и не имевший к авиации никакого отношения. Комиссия по расследованию катастрофы насчитала 48! Более того, многие части, в том числе крылья, были макетами, не приспособленными для испытания в воздухе.
После гибели Чкалова многие писали и говорили, что все происшедшее - случайное совпадение обстоятельств. Но я не верю в случайности... Прежде всего бросается в глаза факт очень активного участия НКВД в испытании этого самолета. Их представители присутствовали на всех этапах доработки и испытаний. При этом некоторые документы из архивов исчезли.
В частности, в сопроводительном письме комиссии по расследованию катастрофы говорится, что они отправляют вместе с актом 33 фотографии с места катастрофы. Их нигде нет. Ни в одном из архивов. Как нет и показаний одного из свидетелей. А если документы изъяты, значит, кто-то очень не хотел, чтобы их увидели.
На следующий день после катастрофы неизвестные сбросили с электрички ведущего инженера по проекту И-180 Лазарева. Начальник главка авиапромышленности Беляйкин отсидел пять лет, а когда вышел на свободу, был убит через сутки... В 1962 году я был в Боткинской больнице, куда в свое время привезли отца, навещал там приятеля. И так получилось - познакомился с главврачом. Тогда, в 38-м, он, работая дежурным врачом, принимал отца.
Подарки из Америки - После легендарного перелета в июне 1937-го на американский континент Валерий Чкалов стал известен всему миру. Встречающая толпа растащила весь самолет по винтику, а самого летчика оставила в трусах - всю одежду разорвали на сувениры. В итоге они приземлились на небольшом военном аэродроме Ванкувера. Начальником этого гарнизона был генерал Дж. Маршалл, ставший впоследствии госсекретарем Соединенных Штатов.
Так вот, впервые его имя стало известно Америке и миру благодаря посадке нашего экипажа в его "владениях". Сам генерал позже в этом признавался. Сейчас в Ванкувере стоит бюст Чкалова, и к нему, кстати, приезжают американские молодожены, как у нас к Вечному огню. Отец рассказывал, что, когда наших летчиков пригласили в Белый дом, Рузвельт встречал их в своем кабинете, стоя рядом со своим инвалидным креслом. Такого внимания президент, говорят, не оказывал больше никому.
Но привез не барахло, а набор пластинок: Шаляпина, Чайковского, Бородина, Штрауса... Мои первые в жизни настоящие часы на цепочке. Просто роскошное по тем временам. В нем меня даже сфотографировали для семейного альбома. Еще привез кукол - с фарфоровыми лицами и закрывающимися глазами, елочные игрушки, радиолу.
Маме - духи. Тогда эти подарки были сказочными. Чкалов в домашнем халате И. А после легендарного перелета на Дальний Восток, перед полетом в Америку, нам дали большую квартиру на Земляном Валу. После гибели отца эта улица носила его имя.
А сейчас это снова Земляной Вал. Сейчас там живет моя сестра Валерия с мужем, и она постаралась сохранить в квартире все так, как было при отце. А в свободное время чаще всего читал. В квартире жила мамина мачеха, мамина сестра из Ленинграда, была домработница - было кому с бытом управляться. А так, конечно, он все мог делать.
Отец был очень хозяйственным и домашним. Даже в переписке с мамой он все время пишет, что надо позаботиться об этом или о том. И из командировок всегда привозил мешки с картошкой или еще с какими-то продуктами. Вещи привозил - маме и всей семье. И еще папа излучал колоссальную положительную энергию.
Мама так говорила: "Когда он входил в дом, то все начинало оживать, крутиться и вертеться". Если отдыхали на даче, то утром он зачастую будил всех, окатив холодной водой из ведра. Начиналась беготня, смех, движение. Многие люди очень любили его общество, заряжались от него, поэтому гости у нас в доме были постоянно... Из спиртного предпочитал водку, а из закуски - пельмени, которые частенько помогал лепить, и уху.
Так их любил. Еще любил выпить чаю с маминым фирменным лимонным пирогом. У тебя есть дар - видеть насквозь человека. Ты вспомни, сколько людей ты спас от тюрьмы и расстрела и сколько мы на этой почве ругались". Отцу действительно приходилось, пользуясь своим авторитетом, ходить на прием к Иосифу Виссарионовичу и просить за кого-то.
Рассказывают о случае, когда, выходя из кабинета Сталина, Чкалов так хлопнул дверью, что советник вождя в приемной подпрыгнул на кресле. И все же отец смог убедить Сталина дать ему отсрочку от предлагаемой должности и закончить испытания нового самолета. Чего он опасался? Видимо, были на то причины. Ведь на него покушались семь раз - нападали на улице с ножом, пытались подстроить катастрофу поезда, когда он был кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР.
Разное было. Он не любил обсуждать в семье вопросы политики. Поэтому мы многое из того, что его беспокоило, чего он опасался, уже никогда не узнаем. Многое из того, что происходило, ему казалось непонятным и необъяснимым. Это ведь был 37-й год.
Техника конструктора Туполева ставит один рекорд за другим, и вроде бы конструктор в фаворе, но неожиданно для всех Туполева в 37-м арестовывают. Директора 21-го Горьковского завода, где отец испытывал самолеты, тоже сажают. Арестовывают журналиста - друга Чкалова. Вся эта цепь событий заставляет отца насторожиться. Не думаю, что он остался бы жить, если бы его арестовали.
Справка Чкалов Валерий Павлович, летчик-испытатель. Родился 2 февраля 1904 в слободе Василёво ныне город Чкаловск Нижегородской области. Учился на токаря в Череповецком ремесленном училище. В 1918-1919 годах работал молотобойцем в Василёвском затоне, кочегаром на землечерпалке и на пароходе. В армии с 1919-го.
До 1921-го - слесарь по ремонту и сборке самолетов. В 1922-м окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1923-м - Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков, в 1924-м - Московскую школу высшего пилотажа и Серпуховскую высшую школу воздушного боя, стрельбы и бомбометания. Служил в строевых частях ВВС. С 1928-го - в запасе. С 1930-го - вновь в армии.
Поликарпова на Центральном аэродроме. Чкалов испытал свыше 70 типов самолетов И-15, И-16, И-180, ВИТ-2, НВ-1 , разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную "бочку". Байдуков, штурман - А. Беляков совершил беспосадочный перелет протяженностью 9374 км из Москвы через Северный Ледовитый океан в Петропавловск-на-Камчатске и далее на остров Удд ныне остров Чкалов. Звание Героя Советского Союза Валерию Павловичу Чкалову присвоено 24 июля 1936 года за выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм.
Жил в Москве. Погиб 15 декабря 1938 года при испытании самолета И-180 на Центральном аэродроме. Это был первый полет истребителя конструкции Н. Поликарпова, который должен был заменить знаменитый, но устаревающий И-16. Если честно, мне не хватает сил отнестись к ситуации с юмором, как советуют все близкие и друзья.
Если люди знакомились с героем своего произведения, вникали в его слова и поступки, читали все, что было сказано о нем, мыслили и честно выстроили образ, это значит, он им уже близок. С ними можно вступить в полемику… Но в уже показанном телесериале «Чкалов» я вижу другое — холодное, бездушное, злонамеренное, ходульное выстраивание сюжета по законам плохого, абсолютно бездарного вестерна, в котором нет ничего общего с правдой… Взяты факты биографии известного, заслуженного человека: да, Валерий Чкалов жил именно в довоенной эпохе. Да, он женился на девушке по имени Ольга. Да, он был летчиком, да его отстраняли от полетов, выгоняли из армии, да он был осужден, да, позднее стал Героем Советского Союза. То есть какие-то реперные точки сохранены, но тем больнее и обиднее, что речь идет именно о моем отце, именно его безжалостно оболгали.
Не знаю только, на потребу чему? И самое непереносимое для нас с сестрой заключается в том, что создатели фильма всюду утверждают, что работа шла в союзе с дочерьми летчика Чкалова. То есть мы эту лживую, грязную историю, которую они предъявили публике, якобы одобрили! Я хочу, чтобы все знали: мы к этому не имеем никакого отношения! Сестра сделала там немало поправок.
А потом он пропал и не подавал с тех пор ни звука. А полгода назад мы прочитали, что скоро на экран выходит сериал, приуроченный, цитирую: «…к 75-летию беспосадочного перелета Валерия Чкалова из Щелкова в США через Северный полюс. Перелет был совершен летом 1937 года на борту Ант-25: 9 тысяч км за 63 часа 16 минут». До сценариста не дозвонились. Нашли режиссера Игоря Зайцева, сказали, что хотели бы ознакомиться с фильмом, прежде чем он будет предъявлен широкой публике.
Он ответил: «Мы открыты для общения», но добавил, что ему нужно переговорить с продюсером и он перезвонит. Не дождавшись обещанного, я перезвонила сама. Он извинился, сказал, что потерял наш номер. И что теперь непременно все выяснит и перезвонит… И снова — тишина. Такое, знаете ли, вежливое хамство.
Лето прошло, к дате события они не успели, и мы перестали дергаться. И вот — октябрь. На экране якобы папа. Который без конца только и делает, что пьет, дебоширит, крутит романы то с какой-то Марго, то с цыганкой чуть ли не на глазах у жены и детей. Он, ко всему прочему, всех предает, ну ни дать ни взять — подонок… Этого всего не было никогда!
Он погиб в декабре 1938 года, и тогда моему старшему брату Игорю, которого сегодня уже нет с нами, было 11 лет, сестре Валерии — 4 года. Но благодаря маме у нас у всех было полное ощущение, что мы растем рядом с папой. Его кабинет был всегда открыт, его слова, шутки, его поступки — это все незримо присутствовало. Мы все детство и юность общались с его друзьями, которые очень многое, вплоть до деталей, мельчайших подробностей, рассказывали нам о папе. Когда повзрослели, стали читать и прочитали все архивные документы, все воспоминания людей, которые были с ним знакомы.
Я полагаю, что иногда, при живых отцах, дети знают о них и чувствуют их меньше, чем это было и есть у нас. Папа безумно любил маму, уже опубликована его переписка с ней, в его письмах очень видно, как он безумно тосковал по ней и детям, когда оказывался в разлуке с семьей. Я помню наизусть, вот к примеру: «…Получил сегодня сразу три письма от тебя, и у меня сегодня день радости. Твои письма для меня так же ценны и нужны, как заблудившемуся в пустыне вода. Они меня приводят в то хорошее состояние, которое я называю отдыхом души и успокоением нервов».
Папа был умным, образованным, интеллигентным человеком. Если зритель, посмотревший фильм, прочитает дневник настоящего Валерия Чкалова, который он начал вести в брянской тюрьме, то просто не поверит, что так мог излагать свои мысли туповатый, хамоватый, хулиганистый негодяй, облик которого ему навязали… На протяжении восьми серий у отца в фильме простецкая, нелепая речь… А папа писал в дневнике: «Когда человек попадает в каменный мешок, он перестает быть человеком — это живое существо, лишенное своего «я». Человек, имея свободу, не ценит ее, но стоит ее лишиться, как он сознает, что потерял все дорогое…» Между героем сериала и автором этого письма, согласитесь, — пропасть. Герой сериала и двух слов связать не может, он — в лучшем случае просто лихач, презирающий и людей, и все опасности. А он был в своем деле новатором, испытателем, великим тружеником, высококлассным профессионалом.
Он был смелым, рисковым, открытым человеком, и его действительно называли «воздушным хулиганом». А он объяснял, что без риска — нельзя, что «летчик-истребитель, готовясь к будущим боям, должен стать таким, чтобы только самому сбивать неприятеля, а не быть сбитым». Он разрабатывал новые фигуры высшего пилотажа не ради куража или ухарства, он отрабатывал технику пилотирования, чтобы понять, на что способна машина и он сам.
IV Сколько самолетов Чкалов смог испытать? За время своей службы в Научно-исследовательском институте ВВС, куда он был направлен на работу после своего заключения, Чкалов проделал поистине титанический труд — он освоил технику пилотирования 30 с лишним самолетов всего за свою жизнь он и испытал около 70 самолетов и совершил более восьмисот испытательных полетов. По-настоящему широко известно имя Валерия Чкалова стало в 1936 году, когда он в компании летчиков Байдукова и Белякова совершил беспрецедентный перелет из Москвы на Дальний Восток. За 56 часов беспересадочного полета в сложнейших погодных условиях было преодолено 9374 километра. О важности этого достижения можно судить хотя бы по тому, что встречать возвращавшийся в Москву экипаж поехал лично товарищ Сталин.
С самолета Чкалов сошел уже в статусе всенародного героя. За перелет всем членам экипажа было присвоено звание Героев Советского Союза и вручены ордена Ленина. VI Мировая слава больше чем у Марлен Дитрих? Вслед за всенародной известностью последовала и мировая слава — в июне 1937 года Чкалов вместе со своим экипажем на самолете АНТ-25 совершил беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — Ванкувер протяженностью 8504 км. В США их встречали как героев, фотографии советских летчиков красовались на передовицах газет, в их честь устраивались банкеты и званые ужины, а президент Соединенных Штатов — Франклин Рузвельт лично поздравил их в Белом Доме. По слухам, к славе и почестям Чкалова ревновала Марлен Дитрих, шедшая с ним на одном корабле из США в Европу: известная актриса была шокирована и недовольна избыточным вниманием, которое вместо нее оказывалось советским летчикам. VIII Подстроенная смерть или же несчастный случай? В конце 1938 года Чкалов собирался испытать новый истребитель И-180.
Подготовка проходила в условиях крайней спешки — тестирование летательного аппарата собирались закрыть до Нового Года.
Тому же командиру эскадрильи Антошин-«Батя» , который в это время находился на отдыхе на Чёрном море осенью 1925 г. Об этом есть в книге Н. С этим эпизодом вроде разобрались. Идем дальше.
Этот период для него был, пожалуй, самым трудным: вдали от дома, от семьи - жены и сына, который родился 1 января 1928 года. Первое летное происшествие Чкалова во время службы в 15-й эскадрильи произошло 28 июля 1928 года. При посадке, из-за неправильно выложенного знака посадки рядом с оврагом, хвост самолета ударился об бугор и оторвался. Обвинен был Чкалов. К счастью, все обошлось, самолет требовал лишь малого ремонта, хотя в Приказе Начальника ВВС Белорусского военного округа говорилось: "...
Но на этом "приключения" Валерия Павловича не закончились. Возле станции Унеча Чкалов, следуя за ведущим, попал в провода и разбил самолёт. За эту аварию трибунал приговорил Чкалова к 1 году лишения свободы. Алксниса и наркома К. Ворошилова тюремное заключение было заменено на условный срок.
По личному указанию М. Его командиры в Брянске всеми способами хотели избавиться от «хулиганистого» лётчика, Из письма Чкалова к жене Ольге: «Вчера был мне суд. Судили без свидетелей и защиты в закрытом заседании. Присудили к одному году лишения свободы... Сегодня беседовал с военкомом бригады, он очень удивлен приговором и завтра едет в Смоленск для выяснения и ходатайства о снятии с меня приговора...
Военком бригады говорит, что мы вас во что бы то ни стало сохраним для воздушного флота... Вины никакой за собой не чувствую и объясняю это так, как сказал один командир здесь. Будь это не Чкалов на моем месте после аварии, то не было бы ничего. Значит, я им бельмо на глазу, от которого хотят избавиться в том отношении, чтобы Чкалов никогда не лез со своими указаниями на их неправильные действия... Дело в том, что Чкалов ночью перед полётом не спал искал украденные у него в общежитии вещи , утром не завтракал и перед полётом честно доложил об этом командиру.
Чкалова надо было отправить спать, а после обеда, или на следующий день, он перегнал бы этот "злосчастный " самолёт в Брянск и служил бы дальше. Как показали дальнейшие события сводное звено к перелёту было не готово, самолёт ведущего не имел компаса и исправных часов. За подготовку звена к полёту несёт ответственность ведущий звено ст. Ничего из этого сделано не было. Источник: личное дело Чкалова.
Статистическая карта об аварии лётчика Чкалова. Чкалова Кстати, это тот самый И. Козырев, который служил с Чкаловым в Ленинграде и поспорил, что Чкалов не сделает 50 мертвых петель подряд 1924 год. А Чкалов сделал больше, правда делал он их над Ленинградом, за что и был справедливо посажен комэском Антошиным на гауптвахту. К тому времени у него резко ухудшилось зрение.
Более того, врачи констатировали наличие незначительного шизоидного статуса, выражавшегося в недостаточной выдержанности, и по результатам освидетельствования пилота 5 апреля 1928 года он был признан негодным к летной службе. Чкалов был уволен из армии по причине плохого зрения. Нельзя исключать, что острота зрения снизилась из-за частого употребления алкоголя, попросту говоря - самогона с присутствующими в нем сивушными маслами. Но зрение может ухудшиться и по другим причинам. Например, из-за чрезмерной нагрузки и неполноценного сна.
Но если человек начинает нормальную жизнь со сбалансированным отдыхом, то со временем острота зрения восстанавливается. Климов-Клембовский, профессор, член-корреспондент АН СССР, в своей статье писал: "Кое-что отрицать нельзя, но, безусловно, можно предположить, что некоторые из "заключений", например, о "шизоидном статусе" Чкалова или о его слабом зрении - написаны военными врачами под давлением начальства, не желавшего иметь дело с человеком талантливым, но трудного характера, перевоспитывать его". Друзья Чкалова всё это время просили начальство за "опального" лётчика. Валерий Павлович Чкалов, по ходатайству друзей 11 ноября 1930 г. Здесь поступавшие с заводов образцы новой техники проходили всесторонние испытания, после чего Государственная комиссия давала заключение: запускать самолет в серию или отклонить как неперспективную.
Это была интересная, достойная чкаловского характера работа, он с головой ушел в совершенно новое для него дело. Тогда лётчика представили Сталину. Потом уже, после знаменитых беспосадочных перелётов на остров Удд и в США, знакомство стало более близкое, встречались они довольно часто, даже на брудершафт приходилось пить. Так, несмотря на жестокие времена, Чкалов умудрился избежать серьезного наказания не считая увольнения, могли ведь и лагерем наградить. Инфографика: АиФ По ней специалистами сделано замечание, что она не совсем корректна и с ней вряд ли согласятся знатоки истории Российской и Советской авиации Первый беспосадочный перелет Мало того, бедовый летчик-лихач каким-то чудодейственным образом попал в претенденты на первый беспосадочный перелет на рекордно дальнее расстояние.
Но предварительно, он прошел курс летчика испытателя в Авиапроме 1933. За его успехами внимательно следили. И вот когда в верхах созрела мысль о рекорде, выбор пал на Валерия Чкалова. Сталин предложил назначить его командиром полета по маршруту «Москва — Петропавловск-Камчатский». Перелет был совершен 21-22 июля 1936 г..
Хотя для перелёта в США Чкалов был не единственной кандидатурой. В 1935 г. Вторым пилотом он выбрал Георгия Байдуковаи и В. Левченко штурман. Их троих отправили к классовым врагам как героев, а встретили по-тихому - перелёт у Леваневского и Байдукова не задался.
В машине потекло масло, и им пришлось вернуться назад. Леваневский тогда так расстроился, что отказался и от самолёта, и от экипажа. А Байдукову идея запала в душу. Он был хорошо знаком с Чкаловым, знал его лётные способности, поэтому пришёл именно к нему со словами: «Валера, пойдём в ЦК просить, чтобы нас отпустили в Америку. Ты будешь у нас командиром!
Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско был прерван из-за неисправности. В экипаже было три человека: В. Чкалов, Г.
Байдуков и А. Беляков штурман. Расстояние в 9374 км команда преодолела за 56 часов на самолете АН-25. Остров Удд, на котором они совершили посадку, впоследствии переименовали в о. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку.
Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Об исключительной важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. АНТ-25 в полёте Этот беспосадочный перелет стал триумфальным событием не только в стране, но и во всем мире.
Дети стали играть в Чкалова и мечтали стать авиаторами. Второй беспосадочный перелет Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Сказать, что этот перелёт дался Чкалову легче, чем Леваневскому, нельзя. Все 63 часа были нештатной ситуацией.
Чтобы не замёрзнуть, Чкалов и Байдуков менялись у штурвала каждые два часа. Зато в Ванкувере штат Вашингтон их встретили как героев. Там на встрече с американскими магнатами произошёл забавный случай. У нас в музее хранится копейка 1937 г. Чкалов нащупал её в своей лётной куртке.
Эту копейку один американский бизнесмен захотел купить в качестве сувенира, на что Валерий Павлович ему шуткой ответил: «Наша копейка смогла перелететь к вам через Северный полюс, а не ваша - к нам. Поэтому не отдам». Привёз копейку обратно. Расстояние — 11340 км. Это было еще большим потрясением, потому что команда Чкалова превысила свой же предыдущий рекорд.
Имя Чкалова было овеяно небывалой славой. Советский летчик Валерий Павлович Чкалов, 1937 год. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск. С ним мечтают познакомиться, сфотографироваться, взять автограф или хотя бы взглянуть издалека даже мировые знаменитости, такие, как, например, американская звезда Марлен Дитрих. Она познакомилась с Чкаловым на борту парохода «Нормандия», когда его команда возвращалась из Америки в Советский Союз.
Она восторгалась его подвигом и тоже взяла у него автограф. Есть версия, что И. Сталин лично предложил Чкалову занять должность Наркома НКВД, но он отказался и продолжал заниматься лётной испытательной работой. Однако вот что говорит дочь пилота: «Нет никаких подтверждений, что Сталин предлагал Чкалову стать именно наркомом внутренних дел. Не знаю, откуда это взял мой брат,- говорит Ольга Валерьевна Чкалова.
Как погиб легендарный летчик Чкалов: тайна, о которой спорят уже много лет
В 1930 г. За 2 последующих года своей биографии, на его счету было более, чем 800 сложных испытательных полетов. Он в совершенстве освоил технику пилотирования тридцати типов самолетов. Также Валерий Чкалов участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика с пятью самолетами-истребителями на своих крыльях. Во время своей работы летчиком — испытателем на Московском авиационном заводе им. Менжинского, Валерий Чкалов единолично разработал и применил в летной практике новые фигуры высшего пилотажа: «восходящий штопор» и «замедленную бочку».
Подвиг совершенный Валерием Чкаловым Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20 — 22 июля 1936 г, когда возглавляя экипаж самолета АНТ-25 Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина. За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трем частникам в экипаж Чкалова входили также летчики Беляков и Байдуков присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета — 63 ч 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени.
Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице.
До аэродрома Чкалов дотянул, но не разглядел на входе завьюженный столб и врезался в него. Через два часа он скончался в больнице. Гибель Чкалова породила массу легенд и домыслов. Официальная версия гласила, что причиной аварии стали существенные недоработки конструкции самолета. За халатность и неорганизованность в работе, приведшей к гибели пилота ,под суд была отправлена большая часть руководства авиазавода. Есть и сторонники другой версии, в том числе дети Чкалова, считающие, что это была подстроенная смерть, спланированная НКВД и Берией. IX Какой след оставил летчик в истории?
Масштаб фигуры Чкалова, конечно, впечатляет: личный друг и протеже Сталина, общенародная, мировая знаменитость, рекордсмен, увешенный с ног до головы наградами. Неудивительно, что память о нем сохранилась не только в официальных документах и пыльных архивах, но и в названных в честь него объектах культуры, архитектуры и памятников. Так, в честь него названо несколько городов и сел, бесчисленное количество улиц и площадей, станций метро и заводов, а по мотивам его жизни снято несколько биографических фильмов. Ярким примером является памятник Чкалову, который стоит в Нижнем Новгороде. X Что это за памятник? Монумент расположен в одном из самых красивых мест города — на Верхне-Волжской набережной вблизи Георгиевской башни Кремля. В этом месте Валерий Чкалов любил гулять.
Разрешение было получено. Самолет АНТ-25 под управлением Леваневского отправился в путь в августе 1935 года. Спустя 10 часов полета из двигателя потекло масло, и машину пришлось посадить на ближайшем аэродроме. Причина оказалась проста: в баке было слишком много масла. Пилот сделал вывод, что на одномоторном самолете полет такого масштаба не совершить, а других подходящих машин не было. Георгий Байдуков, который был вторым пилотом при неудачной попытке перелета в Америку, предложил Чкалову вместе покорить маршрут. Бесстрашный испытатель загорелся идеей, поскольку был уверен в возможностях АНТ-25. Сталин не сразу одобрил очередную попытку. Однако разрешил беспосадочный перелет на Дальний Восток. Полет, получивший название «Сталинский маршрут», совершили Чкалов, Байдуков и Беляков летом 1936 года. Перед вылетом на Дальний Восток на аэродроме «Щелково». Слева направо: члены экипажа АНТ-25 Г. Байдуков, В. Чкалов, А. Беляков и конструктор самолета А. По возвращении в Москву летчиков встречал сам Сталин. Надпись «Сталинский маршрут» на борту самолета сохранилась и при полете через Северный полюс, который все-таки был одобрен руководством год спустя. Это было непростое испытание для летчиков. Запасы кислорода были ограничены, постоянно присутствовал риск обледенения машины. В какой-то момент лопнула трубка водяной системы охлаждения двигателя. Поломку удалось восстановить только благодаря смекалке и быстроте реакции Чкалова. Они благополучно долетели до Ванкувера, установив мировой рекорд, преодолев 11 340 км за 63 часа 16 минут. Их встречали как героев.
Комбриг 1938. Награждён 2 орденами Ленина 5. В августе 1937 года посёлок Василёво был переименован в Чкаловск ныне город , там открыт мемориальный музей В. Имя Чкаловск в 1956—2016 годах носил город Бустон Согдийская область, Таджикистан. Его именем также были названы несколько посёлков, остров на Дальнем Востоке, горный пик в Дагестане, станции метро в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, площадь в Ростове-на-Дону, проспект в Санкт-Петербурге, улицы во многих городах, Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации, Центральный аэроклуб в Москве, Новосибирское авиационное производственное объединение, Воронежский авиационный техникум, Череповецкий лесомеханический техникум, Егорьевский авиационный технический колледж, школы, теплоход на Волге , улица в городе Ванкувер Канада. Чкалова, а на месте его гибели в Москве — памятный знак. В городах Гатчина Ленинградская область и Москва на домах, в которых он жил, Чкаловск, где он родился, а также на станции Чкаловская в черте города Щёлково Московской области на здании, в котором он работал, и в городе Николаевск-на-Амуре Хабаровский край на здании, в котором он выступал, установлены мемориальные доски. Его имя присвоено стратегическому бомбардировщику Ту-160 Дальней авиации и пассажирскому самолёту Ил-96-300 авиакомпании «Аэрофлот». В 1938 году город Оренбург был переименован в город Чкалов историческое название возвращено в 1957 году. Имя В.
Валерий Чкалов: лихая жизнь и странная смерть любимого «сокола» Сталина
Но случилась революция, учреждение закрыли, и парень вернулся домой работать вместе с отцом. Знакомство с самолетами состоялось благодаря односельчанину, который работал бригадиром в авиационном парке в Нижнем Новгороде, а кроме того, был женихом сестры Чкалова. Сосед замолвил слово за Валерия, и 15-летний юноша поступил работать сборщиком самолетов. Спустя два года пришли четыре путевки для поступления в Егорьевскую авиационную школу в Подмосковье ныне Егорьевский авиационный технический колледж имени В. Судьба улыбнулась юноше, он оказался в числе учащихся летного училища. Окончив его, он продолжил обучение в Борисоглебской военной авиационной школе. Во время учебы открылся его талант пилота. Молодой летчик «чувствовал» машину и ощущал себя в небе как хозяин.
Бюст Чкалова в Санкт-Петербурге. Там он осваивал истребители и технику воздушного боя. К 20 годам Чкалов был полностью подготовленным военным летчиком-истребителем. Окружающие отзывались о нем как о спокойном и уравновешенном человеке, а инструкторы не выявляли нарушений дисциплины. Дерзкие полеты Валерия Чкалова Проблемы с дисциплиной начались позже, когда Чкалов завершил обучение и «вышел в открытый полет». Летом 1924 года его для прохождения службы определили в эскадрилью истребителей в Ленинграде. Так начались без преувеличения увлекательные будни младшего военного летчика.
Валерий Чкалов наслаждался возможностью летать, но строгие военные правила мешали его творческому подходу к делу. Ведя самолет над городом, он мог вдруг уйти на фигуру высшего пилотажа или облететь вокруг Исаакиевского собора. Однажды на спор сделал более ста мертвых петель подряд. Ходит легенда, что он из интереса пролетел под Троицким мостом над Невой. Когда снимали фильм «Валерий Чкалов» в 1940 году, такой же трюк на камеру совершил летчик Евгений Борисенко. Женитьба на ленинградской учительнице и рождение детей никак не повлияли на дерзкий характер Чкалова. Интересная деталь: заключая брак, он настоял на венчании в церкви.
Дело в том, что его отец был церковным старостой, и отчаянный пилот предпочел быть послушным сыном, невзирая на риск вылететь со скандалом из советской военной системы.
В Ленинградской истребительной эскадрилье был летчиком, старшим летчиком-истребителем, командиром звена. Получил известность как пилот, в совершенстве овладевший мастерством высшего пилотажа. Часто совершал рискованные полеты, неоднократно получал дисциплинарные взыскания. Затем срок был снижен до шести месяцев. В 1927 г. Валерия Чкалова восстановили в правах. Как лучший летчик Ленинградской авиаэксадрильи он был направлен в Москву для участия в параде на Красной площади, посвященном 10-летию Октябрьской революции. Приказом наркома по военным и морским делам Климента Ворошилова Чкалову была объявлена благодарность и выдана денежная премия. В марте 1928 г.
VII, задев на бреющем полете телеграфные провода. После этого был приговорен военным трибуналом Белорусского военного округа к одному году исправительных работ за "недисциплинированность в полетах, именуемую хулиганской тактикой, проходящей красной нитью через всю его полетную службу". Был уволен из РККА. В 1929-1930 гг. Валерий Чкалов работал летчиком-инструктором Ленинградского аэроклуба, руководил школой планеристов. В 1930 г. Совершил более 800 испытательных полетов.
Валера потерял мать, когда ему было всего 6 лет. Чкалов в юности В детстве Валеру не особо интересовали школьные уроки, кроме математики, — в ней он блистал. У мальчика была феноменальная память к запоминанию даже мельком услышанной информации. После окончания 7-летней школы он поступает в техническое училище, но не оканчивает его — учреждение образования закрывается из-за недостатка финансирования. Мальчик возвращается на судоверфь к отцу и начинает работать кочегаром. Вся жизнь Чкалова перевернулась в один момент. Ему достаточно было 1 раз увидеть самолет воочию, чтобы понять, что это смысл его жизни. К своей мечте он пошел без остановок и размышлений. Сначала Валерий стал красноармейцем. Это позволило ему стать помощником слесаря на авиазаводе. В итоге — квалификация летчика-испытателя. Чкалов в летной школе Карьера Чкалова началась в 1924 году в Ленинграде. Столь высокое звание летчика-истребителя ассоциируется с отвагой и мужеством. Именно таким и был Валерий Павлович. Но помимо этих геройских качеств, ему была присуща дерзость. Возможно, именно она и помогла советскому летчику совершить самые настоящие и беспрецедентные поступки. Но руководство Чкалова не всегда лояльно относилось к его рискованным полетам. По слухам, летчик не раз пролетал под Троицким мостом. Вероятно, за это он и был осужден к двум месяцам реального тюремного срока. Но это все отступления. Чкалов на службе был просто неудержим. Он испытывал все новинки советской авиапромышленности. Например, был первым испытателем авианосца, на фюзеляже и крыльях которого было пронесено 5 истребителей. В 23 года легендарный летчик женился на школьной учительнице Ольге Ореховой. Вскоре у них родился сын Игорь. В будущем от станет полковником советской авиации. Позже родилась дочь Валерия, спустя еще какое- тоя время — Ольга. Маленькая Оля так и не увидела отца: она родилась через 3 месяца после трагической гибели Чкалова. Чкалов с семьей Осенью 1938 года Валерий Михайлович был в отпуске. Но его экстренно вызвали для испытания нового истребителя, который, по мнению его же создателей, был совершенно не готов к пробным полетам. Они даже требовали отменить запуск, но этого не произошло даже с учетом холодной погоды, не подходящей для испытаний. Запуск прошел нормально, но при приземлении возникли проблемы. Благодаря своему мастерству, летчик все же смог отвести самолет подальше от жилых домов и даже посадить машину, но зацепился за электропровода. Машина не загорелась. Прибывшие медики достали Чкалова еще живым и доставили в Боткинскую больницу. Где и скончался Герой Советского Союза, произнеся последней фразой: «В моей смерти прошу никого не винить». Но головы все же полетели — были уволены несколько начальников авиационного завода, косвенно причастных к трагедии. Официальная причина события — отказ двигателя из-за переохлаждения.
На счастье, у него нашлись влиятельные заступники в лице Ворошилова и Алксниса, и через месяц он вышел на свободу, а еще через год устроился летчиком-инструктором. За 56 часов беспересадочного полета в сложнейших погодных условиях было преодолено 9374 километра. О важности этого достижения можно судить хотя бы по тому, что встречать возвращавшийся в Москву экипаж поехал лично товарищ Сталин. С самолета Чкалов сошел уже в статусе всенародного героя в том числе официально — за перелет всем членам экипажа было присвоено звание Героев Советского Союза и вручены ордена Ленина. В США их встречали как героев, фотографии советских летчиков красовались на передовицах газет, в их честь устраивались банкеты и званые ужины, а президент Соединенных Штатов Франклин Рузвельт лично поздравил их в Белом Доме. По слухам, к славе и почестям Чкалова ревновала Марлен Дитрих, шедшая с ним на одном корабле из США в Европу — известная актриса была шокирована и недовольна избыточным вниманием, которое вместо нее оказывалось советским летчикам. Подготовка проходила в условиях крайней спешки — тестировку летательного аппарата собирались закрыть до Нового года.
Как погиб легендарный летчик Чкалов: тайна, о которой спорят уже много лет
2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (сегодня — город Чкаловск Нижегородской области) родился легендарный советский лётчик Валерий Чкалов. Смотрите видео онлайн «Биография великого советского летчика-испытателя Валерия Чкалова» на канале «Телеканал «Apиг Уc»» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 12 июля 2022 года в 9:48, длительностью 00:04:40, на видеохостинге RUTUBE. 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (сегодня — город Чкаловск Нижегородской области) родился легендарный советский лётчик Валерий Чкалов. Чкалов, Валерий Павлович — У этого термина существуют и другие значения, см. Чкалов. Валерий Павлович Чкалов Дата рождения 20 января (2 февраля) 1904(1904-02-02) Место рождения село Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния.
В печатном номере
- Глава 1. Взлеты и падения Валерия Чкалова. Трибунал для Героев
- Заводила-кочегар
- Валерий Чкалов: биография ::
- Биография великого советского летчика-испытателя Валерия Чкалова
- Биография Валерия Павловича Чкалова
- Свой в небе. История жизни и смерти летчика Валерия Чкалова
Памяти легендарного летчика: 103 года со дня рождения Валерия Чкалова
Полярный летчик Валерий Чкалов не терпел монотонности и рутины, игнорировал приказы и ненавидел дисциплину. Биография летчика Валерия Чкалова: личная жизнь, создание семьи, жена, рождение детей, сын. По-настоящему широко известно имя Валерия Чкалова стало в 1936 году, когда он в компании летчиков Байдукова и Белякова совершил беспрецедентный перелет из Москвы на Дальный Восток.
Краткая биография Валерия Чкалова
Спустя семь лет, родилась Валерия. Когда Ольга была беременна третьим ребенком, Валерий погиб. Женщина дожила до преклонного возраста и охотно делилась воспоминаниями о жизни с Валерием. Новые высоты В 1933 году получает направление на московский завод авиации. Он с необыкновенным азартом испытывает всевозможные бомбардировщики и истребители. Как и прежде, Валерий не представляет свою жизнь без адреналиновых всплесков и осваивает сложные в исполнении фигуры. Первая награда В 1935 году получил высшую правительственную награду — Орден Ленина, создав лучшие истребители, в сотрудничестве с Н. Благосклонность Вождя Авиация стремительно развивалась и, чтобы показать достижения Советских конструкторов-авиаторов, 20 июля 1936 года было решено организовать очень рискованный перелет. Управлял экспедицией Чкалов.
Перелет длился более двух суток. Самолет приземлился на острове, расположенном в Охотском море. На борту самолета написали: «Сталинский маршрут». Когда в августе 1936 года самолет приземлился на Щелковском аэродроме, летчиков встречал, не скрывающий радостных эмоций, И. Данное обстоятельство принесло Чкалову всесоюзную известность. За успешный перелет, каждый член экипажа удостоился звания Героя Советского Союза и получил Орден Ленина. Чкалову подарили персональный самолет, который до сих пор храниться в музее города Чкаловска. Покорение новых высот Получив разрешение на долгожданный перелет через Северный полюс в Америку, Валерий был по- настоящему счастлив.
Летчик-испытатель давно просил разрешение на этот маршрут, но руководство страны с осторожностью относилось к данной просьбе.
Рассмотрим основные из них подробнее. Версия 1: несчастный случай Согласно официальному заключению следственной комиссии 1938 года, причиной катастрофы стал отказ мотора из-за переохлаждения. Этот вывод подтвердила и экспертиза 1955 года. А как погиб Чкалов в действительности? Сторонники этой версии считают, что Чкалов, имея богатый опыт, пошел на неоправданный риск, вылетев на технически не подготовленном самолете в сложных погодных условиях.
Это и привело к трагической случайности. Версия 2: умышленное убийство Однако многие не верят, что гибель легендарного летчика могла быть случайностью. Существует версия об умышленном убийстве. Дети Чкалова утверждают, что за год до гибели на отца было совершено несколько покушений. По этой версии, Чкалов был неугоден кому-то. Анализ улик: за и против Чтобы разобраться в противоречивых версиях гибели Чкалова, рассмотрим основные аргументы сторонников каждой из них.
Почему Чкалов нарушил запрет на полет? Могла ли одна техническая неисправность привести к катастрофе? Аргументы сторонников версии убийства: Якобы было несколько покушений на жизнь Чкалова Самолет могли специально подготовить для диверсии Слабые места этой версии: Неясно, кто конкретно мог стоять за убийством Многие факты основаны на слухах К сожалению, однозначно установить истинную причину гибели Валерия Чкалова по имеющимся на сегодня данным не представляется возможным. Обе версии имеют сильные и слабые стороны. Похоже, эта тайна еще долго будет вызывать споры и домыслы. Неоднозначные выводы комиссий Хотя обе официальные комиссии 1938 и 1955 годов пришли к выводу, что причиной катастрофы стало переохлаждение мотора, их заключения вызывают множество вопросов.
В частности, комиссия 1955 года возложила часть вины на самого Чкалова, обвинив его в нарушении указаний и чрезмерном риске. Однако многие считают такой вывод необоснованным и предвзятым. Кроме того, экспертные заключения носили довольно поверхностный характер и не содержали технических расчетов. Поэтому объективность выводов комиссий ставится под сомнение. Возможные мотивы для устранения Чкалова Допустим, гибель Чкалова действительно была не случайностью, а умышленным убийством. Тогда встает вопрос: кому это было выгодно и зачем?
Версия о том, что Чкалов стал неугоден властям, представляется маловероятной. Гораздо правдоподобнее, что устранить легендарного летчика мог кто-то на более низком уровне. Возможные мотивы: Зависть к славе и популярности Чкалова Месть за какие-то обиды или конфликты Конкретных фактов и имен здесь нет. Новые факты: зацепки для расследования Чтобы пролить свет на обстоятельства гибели Валерия Чкалова, необходимо рассмотреть некоторые малоизвестные факты того времени, которые могут стать зацепками для дальнейшего расследования. Незадолго до гибели Чкалов получил патроны для охоты с дефектами, которые могли привести к несчастным случаям.
Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны имени В. Чкалова Остров в Сахалинском заливе Охотского моря. На этом острове, ранее называвшемся Удд, приземлился экипаж Чкалова 22 июля 1936 года. Именем В. Чкалова назван астероид 2692 Чкалов. Дворец культуры имени В. Чкалова в Новосибирске. Чкалова в Белой Калитве. Имя Чкалова носит волжский трехпалубный теплоход проект 26-37. Имя «В. Одному из стратегических бомбардировщиков Ту-160 присвоено имя «Валерий Чкалов». Николаевский областной русский драматический театр имени В. Чкалова Николаев, Украина. Футбольный клуб «Сибирь» носил название «Чкаловец». Центральный аэроклуб имени В. Чкалова Памятники и монументы Памятный знак в Хабаровске на месте, где В. Чкалов выступал 2 августа 1936 года на митинге, посвященном окончанию беспосадочного перелета по «правительственному» маршруту. Днепре, Киеве, пгт Гостомель Киевская область, г.
Рекорды и всемирная известность Лётчик С. Леваневский один из героев спасения экипажа парохода «Челюскин», зажатого во льдах Арктики в 1933 году , на приёме в Кремле в начале 1935 года, попросил у Сталина разрешения на осуществление беспосадочного перелёта из столицы СССР в США через Северный полюс. Получив положительное решение, экипаж, в состав которого входил и лётчик Г. Байдуков друг Чкалова , после серьёзной подготовки на самолёте «АНТ 25» взял курс на Америку, но потерпел неудачу из-за технической неисправности винтокрылой машины. В 1936 году лётчикам Байдукову, Чкалову и Белякову, Сталин разрешил выполнить рекордный перелёт, но по маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский. После 56-ти часового полёта Валерий Павлович из-за большого обледенения самолёта, вынужден был посадить машину на острове Удд в Охотском море, виртуозно выполнив её на поле среди оврагов и камней. За этот перелёт всему экипажу присвоили звание Героев Советского Союза. С острова лётчики взлетали по деревянному настилу, построенному специально для АНТ 25. Имя Чкалова и членов экипажа стало широко известно в Советском Союзе. Они продолжали добиваться разрешения на полёт в США. Наконец весной 1937 года его одобрили. Преодолев за 63 часа полёта около 12 000 километров, иногда находясь на волоске от смерти из-за обледенения самолета, экипаж 20 июня посадил машину на американском военном аэродроме в Ванкувере. Рекордный перелёт советских лётчиков через Северный полюс, вызвал восхищение у жителей Америки и во всём мире. Встреча со Сталиным 10 августа 1936 Гибель Чкалова Новый истребитель конструктора Поликарпова И-180 готовили к первому испытательному полёту в сжатые сроки, не успевая устранить некоторые конструктивные недостатки самолёта и его двигателя. Чкалов, назначенный испытателем самолёта, прекрасно понимал то, как необходима эта машина в армии, что заставляло авиатора не обращать внимания на ряд технических проблем, и идти на большой риск. Валерий Павлович до самого последнего момента пытался спасти истребитель. Перед самой землёй крыло машины ударилось в столб линии электропередачи, проходящей рядом с дровяными складами. Лётчика вырвало вместе с сиденьем из кабины. При падении он ударился головой о торец пучка сложенной на земле металлической арматуры. Герой скончался через 2 часа в больнице имени Боткина, куда его доставили местные жители. В этом браке в 1928 году родился сын Игорь и две дочери — Валерия 1935 года рождения и Ольга, родившаяся после смерти отца в 1939 году. С женой и детьми Ольга Эразмовна является автором нескольких книг о Чкалове и статей по своей профессиональной тематике. Она умерла в Москве в 1997 году.
Чкалов Валерий Павлович
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов. легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс. В 1935 году Чкалов получил предложение от лётчика-испытателя Георгия Байдукова совершить перелёт через Северный полюс в Соединённые Штаты. Валерий Чкалов – легендарный советский летчик-испытатель, чье имя стало символом отваги и мужества. В 1935 году авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина за создание лучших самолетов-истребителей.
Валерий Чкалов: биография
Летчик Валерий Чкалов с женой Ольгой и сыном Игорем после успешного беспересадочного перелета Москва – Ванкувер (США) через Северный полюс, 1937 год. Валерий Павлович Чкалов был советским летчиком-испытателем, который прославился своими выдающимися достижениями в авиации. 2 февраля легендарному летчику Герою Советского Союза Валерию Чкалову исполняется 120 лет. Валерий Чкалов – Герой Советского Союза и кумир миллионов. В 1937 году легендарный летчик впервые совершил длительный перелет в Америку и сразу же стал мировой знаменитостью. Валерий Чкалов разработал ряд новых фигур высшего пилотажа (восходящий штопор и замедленную «бочку»), испытал свыше 70 типов самолетов, составлявших основу советской авиации того времени.